Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-правовые основы деятельности Департамента полиции Министерства внутренних дел по контролю над общественным движением, 1905-1917 годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Четвертая группа источников — дневники и воспоминания деятелей политического сыска и общественного движения, освещающие скрытые в официальных документах мотивы и цели одного и другого лагерей. Комплекс воспоминаний руководителей охранных отделений Российской империи, принадлежавших перу начальников Московской охранки П. П. Заварзина и А. П. Мартынова, петербургской — A.B. Герасимова, директора… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Организационно-правовой статус политического сыска России в 1905—1917 гг.
    • 1. Реорганизация структуры Департамента полиции в 1905—1917 гг.
    • 2. Местные органы политического сыска в системе политической полиции
    • 3. Формы и методы работы Департамента полиции
  • Глава II. Деятельность Департамента полиции по наблюдению за общественным движением и борьбе с революционными организациями
    • 1. Департамент полиции и революционные партии
    • 2. Либерально-оппозиционное движение и неполитические общественные организации под контролем Департамента полиции
    • 3. Департамент полиции и профессиональные союзы
    • 4. Предложения Департамента полиции по совершенствованию законодательства об общественных организациях

Организационно-правовые основы деятельности Департамента полиции Министерства внутренних дел по контролю над общественным движением, 1905-1917 годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная Россия переживает глубинные процессы трансформации политической и правовой систем. Становление демократической правовой государственности, либеральная модернизация в правовой сфере оказывают влияние на правоохранительные органы, ставят на повестку дня задачи их реформирования, приспособления арсенала наработанных форм и методов деятельности к изменяющимся условиям. В своей традиционной работе по охране общественного порядка и обеспечению государственной безопасности сотрудники правоохранительных структур призваны действовать более гибко, строить свою политику в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности и гуманизма. Первостепенной задачей является повышение эффективности работы правоохранительных структур, а также совершенствование законодательства, на основе которого осуществляется борьба с преступностью.

Опыт правотворческой и правоприменительной деятельности царского режима, переживавшего аналогичные переходные процессы трансформаций основ государственного и общественного строя, резкого повышения уровня государственной преступности, востребован в современных условиях. В начале прошлого столетия предупреждение и пресечение государственных преступлений являлись функциями политического сыска и его центрального учреждения — Департамента полиции Министерства внутренних дел. Ввиду легализации политических партий и профсоюзов, возникновения массовых революционных организаций, а также изменчивого внутриполитического курса правительства, колебавшегося между уступками общественному движению и борьбой с ним, деятельность царских органов государственной безопасности существенно осложнилась. Видоизменялась технология сыска, апробировались новые методы борьбы с противоправительственными организациями.

Ключевые позиции в борьбе с «крамолой» стало занимать негласное наблюдение с его внутренней и наружной агентурой. Проникнуть в замыслы злоумышленников помогала также перлюстрация корреспонденции подозрительных лиц. Указанные направления оперативной деятельности дали в дореволюционный период свои серьезные всходы, способствовали ослаблению революционного подполья. Этим в значительной мере объясняется то обстоятельство, что вплоть до февраля 1917 г. самодержавие более или менее успешно противостояло революционному натиску, а также тот факт, что профессиональный опыт и кадровый потенциал дореволюционной школы политического сыска активно использовались при формировании советских органов государственной безопасности.

Опыт практической работы, накопленный политической полицией в ходе борьбы с государственными преступлениями в 1905;1917 гг., имеет серьезное познавательное и практическое значение, должен быть всесторонне изучен и объективно оценен. Важным направлением научного поиска видится исследование реорганизаций структуры и деятельности органов государственной безопасности с учетом изменения политической и криминальной обстановки в стране.

Степень научной разработанности темы исследования. Деятельность органов политического сыска по наблюдению за общественным движением изучена в отечественной историко-юридической литературе недостаточно.

В дореволюционной науке данная проблематика исследовалась преимущественно в курсе полицейского (административного) права. В учебниках полицейского права И. И. Янжула, В. М. Гессена, В. В. Ивановского, И. Т. Тарасова, В. Ф. Дерюжинского, H.H. Белявского1 описывалась структура политической полиции, принципы организации ее подразделений. Янжул И. И. Полицейское право. СПб., 1999; Гессен В. М. Очерк административного права. СПб., 1903; Ивановский В. В. Учебник административного права. Казань, 1907; Белявский H.H. Полицейское право. Юрьев, 1910; Тарасов И. Т. Лекции по полицейскому (административному) праву. М., 1910. Т.2−3- Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. СПб., 1911; Елистратов А. И. Административное право. М., 1911.

Теоретики полицейского права выделяли многообразные функции полицейских органов и виды полиции: 1) полиция безопасности (исполняла функции предупреждения и пресечения государственных и религиозных преступлений, вела борьбу с преступлениями против личности и имущества подданных- 2) полиция печати (осуществляла предварительную и карательную цензуру, наблюдение за типографиями, книжной торговлей, библиотеками) — 3) санитарная и медицинская полиция (проводила меры по охране здоровья населения и предупреждению болезней), 4) строительная полиция (обеспечивала «прочность и красоту зданий», их пожароустойчивость) — 5) полиция нравов (направлена на борьбу с пьянством и проституцией) и др. Отмечалось, что в условиях вступления европейских стран и России в новую фазу своего развития, когда полицейское государство уступало свои позиции государству правовому, возможности полицейского вмешательства государства в различные отрасли управления заметно ограничивались и подлежали четкой правовой регламентации.

Дореволюционные правоведы отмечали «неопределенность и разбросанность» полицейского законодательства, аморфность отдельных формулировок Положения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г., дававшую возможность для его предельно широкого толкования и даже произвола «в руках самого добросовестного полицейского чина"2.

Организация и деятельность жандармерии была в рассматриваемый период темой табуированной. Имелись лишь отдельные небольшие публикации, принадлежавшие перу преимущественно самих деятелей политического сыска — A.A. Лопухина3, Л.П. Меныцикова4 и др.

Февральская и Октябрьская революции вызвали к жизни значительный пласт литературы, посвященной борьбе царской жандармерии с революци2.

См., например: Гессен В. М. Исключительное положение. СПб., 1908.

Лопухин A.A. Настоящее и будущее русской полиции. Из итогов служебного опыта. М., 1907.

4 Меныциков Л. П. Русский политический сыск за границей. Париж, 1914. онно-демократическим движением (работы А. А. Волкова, М. С. Ольминского, М. А. Осоргина, В. К. Агафонова, С.Б. Членова). Она носила преимущественно критический характер, разоблачала отдельные наиболее неприглядные стороны деятельности жандармских служб и, в особенности, полицейскую провокацию. Таким исследованиям в немалой степени способствовала работа Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противозаконных по должности действий министров и прочих должностных лиц, комиссии по разбору дел Департамента полиции и его заграничной агентуры, получивших доступ к жандармским архивам.

Наибольший интерес в этом отношении представляет исследование В. Жилинского5, скрупулезно освещающее арсенал применяемых царской охранкой методов по дестабилизации и ликвидации революционных организаций. В нем подробно анализируется деятельность Департамента полиции по работе с филерами и секретными сотрудниками, организации розыска. Практиковавшиеся методы сбора информации о противоправительственных элементах, роль различных групп секретных агентов в борьбе с революционным движением исследованы в работе С.Г. Сватикова6. Означенные работы носят фактологический характер.

В 20−30-е гг. XX в. вышли в свет публикации документов, переписки деятелей сыска по организации секретной агентуры.

В 40−50-е годы работы по истории политического сыска практически отсутствовали. Исключением явилась переизданная в 1941 г. для внутреннего пользования НКВД книга С. Г. Сватикова «Заграничная агентура Департамента полиции».

Публикации по истории политического сыска возобновляются в начале 60-х гг. Именно тогда данная проблема стала предметом научных изысканий юристов. Первопроходцем здесь выступил профессор Академии управления.

5 Жилинский В. Организация и жизнь охранного отделения во времена царской власти // Голос минувшего. 1917. № 3 9−10. С.253−305.

6 Сватиков С. Г. Русский политический сыск за границей (по документам Парижского архива заграничной агентуры Департамента полиции). Ростов-на-Дону, 1918.

МВД России P.C. Мулукаев. Принципы организации и деятельности полицейских органов были выявлены в его работе «Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России» (М., 1964), а также в первой главе его книги «Организационно-правовые вопросы становления Советской милиции (1917;1920)» (М., 1975).

Отдельные аспекты истории жандармерии, роли и места центральных (Департамент полиции МВД, Отдельный корпус жандармов) и местных (губернские жандармские управления, охранные отделения) карательных органов в государственном аппарате самодержавия исследованы с научных позиций в вышедших в 60-е — начале 80-х гг. трудах историков и юристов П. А. Зайончковского, М. П. Ерошкина, И. В. Оржеховского, C.B. Юшкова, Д. И. Шинджикашвили. Влияние органов политического сыска на общественное движение показано в работах А. Д. Степанского.

В 70−80-е годы вышли в свет диссертационные исследования А.Н. Яр-мыша, J1.M. Тютюник, З. М. Перегудовой, A.A. Миролюбова, посвященные различным аспектам борьбы карательных органов с революционным движением. Первые две работы были написаны в хронологических рамках 18 801 904 гг., исследование Перегудовой посвящено межреволюционному периоду 1907;1917 гг., работа Миролюбова — времени Первой мировой войны. Написанные с привлечением широкой источниковой базы, указанные исследования не свободны от известной идеологической предвзятости, неизбежной для того времени, в котором они готовились. Так, основное внимание в них уделяется борьбе Департамента полиции с РСДРП и рабочим движением, тогда как место других, в особенности либеральных партий и организаций, в работе политического сыска показано фрагментарно.

В 90-е годы XIX в. интерес к истории правоохранительных органов царской России в целом, и политической полиции — в частности, существенно возрос. Успешные попытки актуализации исторического опыта деятельности царских органов государственной безопасности были предприняты историками государства и права Академии управления и Юридических институтов системы Министерства внутренних дел России. Особо следует отметить работы A.B. Борисова, А. Е. Скрипилева, В. Е. Иваневского, М. И. Сизикова, В. М. Курицына, А. Я. Малыгина, В. И. Елинского, В. М. Исакова, Ю. В. Гончаровой. В их трудах был обоснован важный тезис, что полицейский аппарат в том виде, в котором он существовал в последнее десятилетие царского режима, не мог эффективно противостоять массовому оппозиционному движению и росту государственной преступности.

Деятельность органов политического сыска в региональном аспекте показана в диссертационных исследованиях В. В. Романова (на примере Поволжья), М. С. Чудаковой (на примере Ярославской губернии), вышедших в 90-е гг. XX в. Из исторических исследований последних лет особо следует отметить монографии З. И. Перегудовой «Политический сыск России (1880−1917 гг.)» (М., 2000) и Ф. Лурье «Политический сыск в России, 1649−1917» (М., 2006). В них рассмотрены основные направления и методы работы центральных органов политического сыска, даны биографические очерки его руководителей и видных деятелей.

Юридические основы борьбы самодержавия с оппозиционным движением проанализированы в диссертационном исследовании и статьях Е.П. Бров-циновой, работах H.H. Полянского и А. И. Гуковского. Наблюдение Департамента полиции за неполитическими общественными организациями, рост численности и значения которых происходил в последнее дореволюционное десятилетие, нашло отражение в работах A.C. Тумановой.

Подводя итог обзору научной литературы, отметим, что при наличии определенной суммы знаний по теме исследования в ней с разной степенью полноты изучены лишь отдельные ее аспекты, тогда как в целом организация политической полицией наблюдения за общественным движением в последнее десятилетие царского режима до сих пор не была подвергнута комплексному и всестороннему изучению. Настоящая диссертация призвана восполнить этот пробел.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают органы политической полиции Российской империи, их правовое положение, принципы организационного строения и компетенция в начале XX в.

Предметом исследования является правовой и методологический инструментарий, используемый Департаментом полиции для наблюдения за общественным движением, предупреждения и пресечения политических преступлений.

Хронологические рамки исследования охватывают 1905;1917 гг. — период реформирования организационно-правового статуса политической полиции в условиях правовой модернизации государственного строя, возникновения массовых политических партий, профессиональных и иных общественных организаций, в том числе оппозиционных царскому режиму. Конечный рубеж исследования определен мартом 1917 г. — временем ликвидации Департамента полиции Министерства внутренних дел.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в анализе организационно-правового статуса Департамента полиции и опыта его оперативной деятельности по предупреждению и пресечению политических преступлений в контексте осуществления в стране мер, направленных на реализацию основ конституционного строя.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1) рассмотреть генезис организационной структуры, устройства, функций и особенностей комплектования главного органа политического сыска Российской империи — Департамента полиции Министерства внутренних делв 1905 — марте 1917 гг.;

2) дать анализ нормативно-правовых актов, регламентировавших деятельность Департамента полиции по контролю над общественным движением в 1905;1917 гг.;

3) выявить технологию работы Департамента полиции и его местных подразделений (губернских жандармских управлений, жандармских полицейских управлений железных дорог, охранных отделений) по осуществлению контроля над либерально-оппозиционным движением и борьбы с революционным движением;

4) выяснить, как видоизменялись формы и методы работы политической полиции по мере радикализации политических партий и рабочего движения;

5) исследовать политику Департамента полиции по отношению к революционным и либеральным партиям;

6) раскрыть арсенал способов деятельности Департамента полиции по наблюдению за неполитическими организациями, изучить отношение к различным их разновидностям;

7) проанализировать предложения Департамента полиции по совершенствованию «Временных правил об обществах и союзах» 4 марта 1906 г., легализовавших политические партии и неполитические организации.

Методологическая база и методы исследования.

Методологической основой диссертации стали такие научные принципы познания, как историзм, объективность, системность и комплексность. Эта методологическая основа является ключом к пониманию правоприменительной деятельности Департамента полиции, имевшей целью выработку эффективной модели государственно-правового регулирования общественного движения, предупреждения и пресечения революционных выступлений. В то же время подчеркивается противоречивость и непоследовательность курса политической полиции, неспособной предотвратить отдельные противоправительственные выступления, вынужденной лавировать, использовать полицейскую провокацию, двойную агентуру, приводящую нередко не к локализации оппозиционного движения, а к его распространению.

Под контролем над общественным движением, осуществляемым политической полицией, нами понимается целый комплекс мер по сбору и анализу информации о настроениях в обществе, отношении различных его слоев к политике властей, о поведении и намерениях экстремистских и антиправительственных групп и организаций. Понятие «контроль» предполагает определенный крен в сторону аналитической деятельности, участия в выработке общегосударственной политики с позиций того, как она скажется на общественной стабильности и устойчивости государства. Между тем контроль только аналитикой не ограничивается, включая в себя несколько основных элементов: сбор информации, ее оценку, принятие решений, учитывающих настроения социальных групп и способных воздействовать на общество в нужном для властей направлении, а также политический сыск (розыск) и репрессии при наличии угрозы (реальной либо мнимой) государству и обществу.

Работа над диссертацией осуществлялась с использованием возможностей: а) формально-юридического метода, применявшегося при анализе нормативно-правовых актов и проектов, ведомственных нормативных документов (циркуляров, приказов, распоряжений Департамента полиции МВД) — б) сравнительно-правового метода, позволяющего сопоставить проекты и предложения по совершенствованию розыскной службы, разработанные на различных уровнях власти, в центре и на местах, составить представление об основных тенденциях и направлениях реформирования системы политической полиции по мере развития освободительного движенияв) системно-структурного подхода, способствующего определению роли и места органов политического сыска в государственном аппарате царского самодержавия в целом и в системе карательных органов, в частностиг) социально-психологического метода, позволяющего составить характеристики видным представителям политического сыска и деятелям революционного движения.

Нормативно-правовая и эмпирическая база исследования. Источни-ковый корпус диссертации составляют материалы, выявленные автором в ряде библиотек и архивов — Государственном архиве Российской Федерации.

7 8.

ГАРФ), Российском государственном историческом архиве (РГИА), Ар

7 Фонды: 102 (Департамент полиции. Особый отдел, 2-е, 3-е, 4-е, 7-е делопроизводства) — 63 (Московское охранное отделение), 110 (Штаб отдельного корпуса жандармов), хиве Тамбовской области (ГATO)9. Он включает в себя следующие основные разновидности источников: документы официального и личного происхождения, материалы политических партий и неполитических организаций, периодическую печать.

Значимое место в ряду архивных источников принадлежит материалам Департамента полиции Министерства внутренних дел (Государственный архив Российской Федерации, ф.102), проливающим свет на организацию наблюдения за оппозиционным движением, оперативно-розыскные методы агентурной разработки политических партий и неполитических организаций, иные меры воздействия на них с целью предохранения от «революционной заразы».

Первую группу источников диссертации составляют нормативные акты, являвшиеся правовой базой для действий политической полиции по наблюдению за общественным движением и пресечению его революционных проявлений. Нами широко использовались акты, вошедшие в Полное собрание законов Российской империи, Свод законов, Собрание узаконений и распоряжений правительства.

Важное место в источниковом ряду работы заняли подзаконные нормативные акты: циркуляры, приказы, распоряжения, инструкции, исходящие от Министерства внутренних дел и Департамента полиции. Трудно переоценить важность направлявшихся в местные полицейские органы циркуляров как источника для изучения стратегии и тактики борьбы с оппозиционным движением.

Циркуляры Департамента полиции подразделялись на информационные, призванные знакомить сотрудников органов сыска в центре и на местах с состоянием общественного движения, а также распорядительные, содержавшие.

826 (В.Ф. Джунковский), 124 (Временная канцелярия Министерства юстиции), 1467 (Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров и других должностных лиц).

8 Фонды: 1284 (Департамент общих дел МВД) — 1282 (Канцелярия министра внутренних дел).

9 Фонды: 4 (Канцелярия тамбовского губернатора) — 25 (Тамбовское губернское по делам об обществах присутствие) — 272 (Тамбовское губернское жандармское управление). указания об организационных мерах предупреждения и пресечения его оппозиционных и революционных проявлений: постановке агентурной работы и наблюдения за политическими партиями, профессиональными союзами и иными организациями, производства обысков и арестов разных лиц и др. Большое число циркуляров носило смешанный характер, соединяя в себе информационную и распорядительную функции. Существенным подспорьем для исследователя политического сыска явился подготовленный Е. И. Щербаковой сборник документов «Агентурная работа политической полиции Российской империи» (М.- СПб., 2006), собравший воедино обширный комплекс циркуляров Департамента полиции, циркулярных писем и донесений, касавшихся организации работы с агентурой.

Циркуляры и обзоры Департамента полиции о состоянии общественного движения составлялись на основании комплекса документов наблюдения, прежде всего, агентурных записок. В ГАРФе нами был просмотрен широкий комплекс агентурных записок, составленных секретными сотрудниками Департамента, его агентами в революционных и крупных неполитических организациях.

Третья группа источников — документы политических партий и организаций неполитического плана (их уставы, протоколы собраний, материалы съездов и конференций), содержавшие их программы, формы и методы деятельности.

Четвертая группа источников — дневники и воспоминания деятелей политического сыска и общественного движения, освещающие скрытые в официальных документах мотивы и цели одного и другого лагерей. Комплекс воспоминаний руководителей охранных отделений Российской империи, принадлежавших перу начальников Московской охранки П. П. Заварзина и А. П. Мартынова, петербургской — A.B. Герасимова, директора Департамента полиции А. Т. Васильева — был два года назад собран З. И. Перегудовой в двухтомнике «Охранка» (М., 2004). Материалы данного издания, описывавшие «кухню» российского политического розыска в яркую эпоху кровопролитных войн и революций, широко использованы в диссертационном исследовании. Особо надлежит отметить также воспоминания товарища министра внутренних дел П. Г. Курлова «Гибель Императорской России» (М., 1991), «Воспоминания» командира Отдельного корпуса жандармов и товарища министра внутренних дел В. Ф. Джунковского (М., 1997).

Данные об организации политического сыска, отношениях между его руководителями, приемах и методах работы содержатся также в публикации документов Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительстю ва .

В работе использованы также справочная литература — списки и адрес-календари чиновников Министерства внутренних дел, материалы периодики, публиковавшей информацию о полицейских разгромах публичных собраний и прекращении действий неполитических организаций. Сведения об организационно-правовых основах и принципах деятельности политической полиции, направлениях ее реформирования почерпнуты нами также из ведомственного журнала «Вестник полиции», издававшегося в 1908;1917 гг.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем на основе привлечения широкого комплекса источников, значительное число которых впервые вводится в научный оборот, с использованием современной методологии историко-правовых исследований и последних достижений историко-правовой науки исследованы формы и методы деятельности политической полиции в отношении политических партий и неполитических общественных организаций в последнее десятилетие существования царского режима. Общественное движение как противостоящая и оппозиционная правительственному лагерю сила впервые показано в целом, в совокупности и сочетании его радикальных политических и более лояльных, неполитических составляющих. Рассмотрено положение органов, осуществлявших оперативно-розыскную деятельность, в правоохранительной системе государства.

Положения, выносимые на защиту:

10 Падение царского режима. Л., 1924;1927. Т. 1−2.

1. По мере организационного оформления политических партий и профессиональных союзов, развития рабочего движения и расширения сфер деятельности неполитических организаций вопросы общественного движения стали занимать все более значимое место в работе политической полиции.

2. Функции наблюдения за общественным движением возлагались на ряд структурных подразделений Департамента полиции. Ключевую роль играл образованный в 1898 г. Особый отдел, руководивший делом политического сыска в Российской империи и являвшийся центральным подразделением Департамента.

3. На протяжении изученного нами периода Департамент полиции с его Особым отделом превращался из органа констатирующего и регистрирующего проявления революционного движения в своеобразный аналитический и методический центр, инструктировавший и направлявший деятельность местных органов сыска. Акцент переносился на борьбу с оппозиционными организациями, а не с производными фактами их деятельности.

4. Исследование показало, что в начале XX в. органами политического сыска была разработана и апробирована обширная система методов с целью дестабилизации и последующей ликвидации революционных организаций. Деятельность политической полиции по выявлению революционных организаций и их ликвидации осуществлялась в основном путем наружного и внутреннего (агентурного) наблюдения, составления аналитической документации, перлюстрации переписки, проведения арестов и обысков в ходе следствия.

5. Осуществленный в работе анализ предложений Департамента полиции, нацеленных на совершенствование «Временных правил об обществах и союзах» 4 марта 1906 г. и замену их постоянно действующим законом, а также практики применения им действующего законодательства показал, что и нормотворческие предложения Департамента и его правоприменительная деятельность носили консервативно-охранительный характер. Находясь в эпицентре борьбы с оппозицией царскому режиму, чиновники полиции выступали за расширение прерогатив административно-полицейских органов в вопросах надзора за общественными движениями, установление надежного правового заслона уклонению их в сторону революционной пропаганды.

6. Первая русская революция и Февральская революция 1917 г. показали несоответствие органов политического сыска уровню революционного движения, что явилось толчком для преобразований в системе карательно-розыскных органов государства.

Достоверность полученных результатов обусловлена репрезентативностью источниковой базы исследования, отвечающей современному уровню научного знания, методологией и методами исследования, строгой аргументированностью научных положений и выводов, а также признанием их научным сообществом.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется ее актуальностью и новизной. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих научных трудов по истории полицейского сыска, правоохранительной системы, в учебном процессе высших учебных заведений в ходе преподавания курсов Истории отечественного государства и права, Правоохранительных органов, спецкурсов по истории полиции. Дореволюционный опыт организации политического сыска не утратил своей значимости и может быть использован в условиях совершенствования форм и методов работы Федеральной службы безопасности России в области обеспечения безопасности в Российской Федерации, противодействия экстремистской деятельности преступных сообществ и общественных объединений, ставящих целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя, захват власти.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основное содержание и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры истории государства и права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, кафедры гуманитарных дисциплин Тамбовского филиала Московского университета МВД России, используются в учебном процессе указанных учебных заведений, в рамках преподавания курсов Истории отечественного государства и права, Истории органов внутренних дел, спецкурса по истории полиции и милиции. Результаты настоящего исследования опубликованы в научных изданиях, в том числе в рекомендованных ВАКом России, изложены в докладах на научных конференциях, используются при подготовке учебных и учебно-методических пособий.

Достоверность выводов, полученных в результате диссертационного исследования, его основных научных положений подтверждается актами о внедрении результатов настоящей работы в учебный процесс, в деятельность правоохранительных органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Департамент полиции Министерства внутренних дел сосредоточивал в своих руках всю полноту полицейской власти и управления, исполнял функции руководящего органа общей и политической полиции. В 1905;1917 гг. осуществлялись попытки оптимизации структуры Департамента полиции, которые выражались в коррективах, вносившихся в компетенцию делопроиз-водств Департамента, их реорганизациях. К 1917 г. в составе Департамента насчитывалось восемь делопроизводств, Особый отдел, казначейская, хозяйственная, секретарская части и архив.

Вопросами общественного движения ведало 4-е делопроизводство, образованное в январе 1907 г. на основе подразделения «Б» Особого отдела, действовавшего с июля 1906 г. 4-е делопроизводство занималось надзором за массовым рабочим и крестьянским движением, легальными организациями, профессиональными союзами.

Контроль над политическими партиями и общественными организациями с явной политической ориентацией осуществлял Особый отдел. Задача наблюдения за общественным движением выдвигается на первый план в деятельности Особого отдела в ходе его структурной перестройки в 1905 г. Занимая центральное положение в системе органов политической полиции, Особый отдел сосредоточивал в своих руках основные нити борьбы с антиправительственными действиями. Он ведал наблюдением за союзами, интенсивно создававшимися в 1905 г. (Союзом союзов, Союзом адвокатов, Всероссийским союзом учителей и деятелей по народному образованию, Всероссийским союзом инженеров и техников, Союзом равноправия женщин, Союзом торговых служащих, Союзом профессоров и преподавателей высших учебных заведений и др.), за либеральным и революционным движением.

Правовые основы борьбы царизма с революционным движением являлись отражением политики лавирования, к которой широко прибегало правительство в годы первой русской революции и в межреволюционный период, выражавшейся в провозглашении принципов законности и параллельном усилении карательных мер. Полицейское законодательство рассматриваемого времени отличалось неопределенностью. Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г., установившее режимы усиленной и чрезвычайной охраны, являлось достаточно аморфным, дававшим возможности для широкого толкования ключевых его формулировок («общественный порядок и спокойствие», «известного рода преступления» и др.). В проведении обысков и ликвидаций нередкими были факты произвола и превышения власти полицейских чинов. Со стороны охранных отделений наблюдалось пренебрежение к статьям Устава уголовного судопроизводства.

До 1905 г. самодержавие боролось со своими противниками в основном в административном порядке, однако во время первой русской революции царизм все чаще прибегал к судебным репрессиям, квалифицируя выступления участников революционного движения как уголовные преступления, подводя их под статьи Уголовного уложения 1903 г.

Наблюдение за общественным движением осуществлялось Департаментом полиции через подведомственные ему губернские и областные жандармские управления (ГЖУ и ОЖУ), жандармско-полицейские управления железных дорог (ЖПУ ж.д.), а также охранные отделения и районные охранные отделения (РОО).

ГЖУ руководили политическим сыском на территории губернии, ОЖУв местностях, где не было губернского деления (область войска Донского, Терская и Кубанская области). ЖПУ ж.д. руководили сыском в полосе отчуждения железных дорог. На охранные отделения возлагалась обязанность осуществления оперативно-розыскных мероприятий по государственным преступлениямГЖУ осуществляли, главным образом, производство дознаний по тем же преступлениям, должны были питаться агентурной информацией охранок. Однако на практике эти виды деятельности были тесно переплетены, что порождало конфликтные ситуации. Развитие революционного движения вглубь и вширь привело к усилению самостоятельности местных розыскных органов.

К 1917 г. в органах сыска работало более 16 тыс. человек. Политическим сыском на местах занимались 69 губернских, территориальных, 3 областных, 4 городских, 30 у.е.здных жандармских управления, 32 жандармских полицейских управления железных дорог с 321 отделением, 5 охранных отделений.

Организация наблюдения за общественным движением сочетала в себе использование разнообразных методов и приемов работы полиции. Использовалось «наружное наблюдение», осуществляемое с помощью филеров. По мере роста революционного движения служба наружного наблюдения разрасталась, однако она переходила в разряд вспомогательных, дополнявших сведения, полученные посредством агентурных донесений. Основным методом работы становилось «внутреннее наблюдение» с помощью секретной агентуры — агентов, осведомителей и даже провокаторов, внедряемых в революционные организации. Товарищ министра внутренних дел В. Ф. Джунковский в 1913;1915 гг. пытался бороться с провокацией, дискредитировавшей политическую полицию.

Основаниями для включения общественных организаций в агентурную разработку являлись: уклонение от намеченных в уставах задач, подозрение в связях с революционным подпольем, участие в их работе лиц, скомпрометированных в политическом отношении. Собранная различными видами агентов полиции информация «переплавлялась» в форму агентурных записок, на основании которых составлялись циркуляры, ориентировки, обзоры состояния общественного движения и списки политических преступников. Они характеризовали деятельность организаций, настроения входивших в них лиц и профессиональных групп, факты их уклонения в революционную работу и способы борьбы с ними.

Росло значение такого направления работы политической полиции, как перлюстрация переписки общественных деятелей. Просмотру подлежала корреспонденция практически всех подданных страны, включая высокопоставленных чиновников, дипломатов, общественных и политических деятелей.

Особым вниманием карательных органов пользовались большевики, отличавшиеся жесткой партийной дисциплиной, отлаженной конспирацией, гибкостью тактической линии, умением маневрировать, что осложняло контроль над ней. Департамент полиции чутко следил за состоянием дел внутри партии, уделял большое внимание практической деятельности членов партии в массах, жизни наиболее крупных большевистских руководителей в эмиграции.

Наблюдение за РСДРП было существенно повышено в годы Первой мировой войны, в связи с заявленной партией антивоенной позицией. Политика Департамента в отношении большевиков в этот период характеризовалась стремлением изолировать их от других революционных и оппозиционных партий и организаций, препятствовать их совместным акциям против самодержавия.

Департамент полиции считал серьезными противниками также меньшевиков и социалистов-революционеров. В годы первой русской революции наибольшее внимание уделялось эсерам, организовывавшим террористические акты и покушения на жизнь высокопоставленных государственных деятелей и членов царской семьи. Между тем начавшийся в межреволюционный период кризис в эсеровской партии, вызванный успешной борьбой с ней органов политического сыска и расколом в партии в связи с «делом Азефа», сказался на уменьшении количества и частотности проведения арестов и «ликвидаций» ее активистов. К 1914 г. Департамент полиции рассматривал эсеров как партию, существенно дезорганизованную и находившуюся в состоянии упадка.

Проводимый меньшевиками курс на отказ от активных антиправительственных действий и упор на организацию культурно-воспитательной работы позволял Департаменту полиции уделять им значительно меньше внимания, чем их коллегам по революционному движению. Отдельные аресты меньшевистских групп, имевшие место в столичных городах, Харькове и Грузии, не носили массового характера.

Диссертантом обоснован вывод, не разделявшийся ранее в историко-правовой литературе, что либеральное движение и его активные деятелидеятели партии конституционалистов-демократов — являлись объектом повышенного внимания Департамента полиции. Кадеты решительных антиправительственных мер не предпринимали, между тем эта партия имела оппозиционное лицо, ее активисты критически оценивали действия правительства по реализации гражданских и политических прав и свобод, а сама партия так и не была легализована. Основным методом работы розыскных органов по отношению к кадетам было наблюдение. Оно велось за активистами кадетской партии, работавшими в Государственных думах, а также в крупных неполитических организациях — Вольном экономическом обществе, Лиге образования, Обществе народных университетов и др.

Особое внимание уделялось Департаментом полиции культурно-просветительским обществам, а также так называемым «новым» обществамавиаторским, автомобильным, эсперантистов. Повышенный интерес к просветительским организациям объяснялся широким общественным резонансом, который приобретала деятельность по просвещению населения, традиционным стремлением самодержавия к сохранению монополии на образование своих подданных.

В 1905 г. в Департаменте полиции формируется большое число дел, посвященных профессиональному движению и отдельным профессиональным союзам рабочих и служащих. Объектом повышенного внимания полиции становятся съезды и конференции профсоюзов. Интерес к ним был вызван имевшимися в распоряжении полиции данными о растущем влиянии на профсоюзы социал-демократов. На их основании разрабатывается система мер, призванных воспрепятствовать вредной деятельности профсоюзов. Однако в полной мере она реализована не была.

Находясь в эпицентре борьбы с оппозицией царскому режиму, Департамент полиции в работе по модернизации законодательства об обществах и союзах руководствовался, прежде всего, желанием выставить надежный заслон уклонению общественных организаций в революционную деятельность. Нормотворческие предложения Департамента носили охранительно-репрессивный характер, сводились к ужесточению надзора за обществами и союзами, усложнению порядка их учреждения.

Полицейские чиновники выступали за предоставление администрации права судить о целесообразности действий общественных организаций и их законности, осуществлять регистрацию общественных организаций, утверждать их руководящий состав и производить ревизию делопроизводства. Они требовали «фильтрации» руководящего состава организаций путем установления для членов их правлений возрастного ценза, недопущения в них лиц, привлекаемых по политическим делам, а также возглавлявших закрытые властью организацииограничения района действий организаций пределами городов, в которых располагались их правления и т. д.

Анализируя действия политической полиции по поддержанию политической благонадежности общественных движений, мы приходим к выводу о снижении эффективности имевшихся у нее рычагов контроля в существующих условиях. Легализация политических партий и профсоюзов, а также реформирование правительственной политики, обещания конституционных преобразований оказывали парализующее влияние на действия полицейских учреждений, призванных охранять незыблемость самодержавного строя.

Департаментом полиции был накоплен солидный опыт в области контроля над общественным движением. Ознакомившись с инструкциями царской полиции по формированию отрядов филеров, вербовке секретных агентов и осведомителей, организации наблюдения и учета революционеров, советская власть взяла их на вооружение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агентурная работа политической полиции Российской империи: Сборник документов. 1880−1917 / Сост. Е. И. Щербакова. -М.:СПб., 2006 382 с.
  2. Законы об обществах и союзах и публичных собраниях с примечаниями. -СПб., 1906.- 112 с.
  3. Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату 4 марта 1906 г. «О Временных правилах об обществах и союзах» // ПСЗ-Ш. Т. XXVI. № 27 479.
  4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 18 301 884.
  5. П.А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. Т.1. М.: РОССПЭН, 2002. — 764 с.
  6. Л.М. Конституция Российской империи: сборник законов, относящихся к обновленному строю и к личным и общественным правам граждан.-СПб., 1913.-271 с.
  7. Сборник указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1917.
  8. Свод Основных государственных законов (в новой редакции от 23 апреля 1906 г.) // Свод законов Российской империи. СПб., 1906. Т.1.
  9. Современное законодательство о профессиональных рабочих союзах. Франция, Бельгия, Англия, Австралия, Германия и Россия. / Сост. В. В. Святловский. СПб., 1907. — 138 с.
  10. Собрание узаконений и распоряжение правительства. Пг., 1917. 1116 с.
  11. Государственный архив Российской федерации (ГАРФ)
  12. Фонд № 102 Департамент полиции Министерства внутренних дел (Особый отдел, 2-е, 3-е, 4-е, 7-е дело производства).
  13. Фонд № 63 Московское охранное отделение.
  14. Фонд № 110 Штаб Отдельного корпуса жандармов.
  15. Фонд № 826 В. Ф. Джунковский.
  16. Фонд № 1467 Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров и других должностных лиц.
  17. Фонд № 1779 Канцелярия Временного правительства.
  18. Фонд № 1800 Департамент общих дел Министерства внутренних дел Временного правительства.
  19. Фонд № 124 Временная канцелярия Министерства юстиции.
  20. Российский государственный исторический архив (РГИА)
  21. Фонд 1284 Департамент общих дел Министерства внутренних дел.
  22. Фонд 1282 Канцелярия министра внутренних дел.
  23. Государственный архив Тамбовской области (ГATO)
  24. Фонд 4 Тамбовский наместник. Канцелярия тамбовского губернатора
  25. Фонд 25 Тамбовское губернское по делам об обществах присутствие
  26. Фонд 272 Тамбовское губернское жандармское управление
  27. Документы политических партий и организаций, рабочего движения
  28. Законодательные проекты и предложения Партии народной свободы (1905−1907). СПб., 1907. — 256 с.
  29. Либеральное движение в России. 1902−1905 гг. М., РОССПЭН, 2001. -648 с.
  30. Конституционно-демократическая партия. Съезд 12−18 октября 1905 г. -М., 1905.- 155 с.
  31. Съезды и конференции конституционно-демократической партии: 19 051 920 гг.: В 3 т. / Шелохаев В. В. (отв. ред.). М.: РОССПЭН, 2000.
  32. Партия большевиков в годы Мировой империалистической войны. Вторая революция в России. Документы и материалы. М., 1963. 454 с.
  33. Петербургский комитет РСДРП: Протоколы и материалы заседаний. Июль 1902 февраль 1917 гг. Л., 1986. — 588 с.
  34. Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объединений России. XX век / Под ред. А. Н. Аринина, С. И. Семенова, В. В. Шелохаева. М.: РОССПЭН, 2002. — 496 с.
  35. Рабочее движение в Петрограде в 1912—1917 гг. Документы и материалы. Л, 1958.-686 с.
  36. Фракция Союза 17-го октября в Государственной Думе. Сессия первая: 15 ноября 1912 25 июня 1913 г. — СПб., 1914. — 300 с.
  37. Статистические и справочные издания
  38. Адрес-календарь начальствующих лиц в Российской империи на 1906 год. -СПб, 1907.
  39. Адрес-календарь начальствующих лиц в Российской империи на 1907 год. -СПб, 1908.
  40. Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Т.25. М, 1976. С. 142.
  41. Ф. и Ефрон И. Энциклопедический словарь. СПб, 1898. Т.24.
  42. Государственный строй Российской империи накануне крушения /Сост. О. И. Чистяков, Г. А. Кутьина. М, 1995. — 275 с.
  43. Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1994−2000. Т. 1−3.
  44. Политология. Энциклопедический словарь. М, 1993.
  45. Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века:. Энциклопедия. — М.: РОССПЭН, 1996. — 872 с.
  46. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклоп. словарь. М.: Республика, 2001. — 544 с.
  47. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революции / Под ред. О. И. Чистякова. М, 1994. -325 с.
  48. Г. Г. Новый государственный строй России. Справочная книга. -СПб, 1907.-602 с.
  49. В.И. Справочная книга об обществах и союзах. Систематический сборник законов, циркуляров, разъяснений Сената и справочных сведений. СПб.: Знание, 1913. — 158 с.
  50. А.Я. Распад третьеиюньской системы. М.: Наука, 1985. — 260 с.
  51. А.Я. Столыпин и Третья дума. М.: Наука, 1968. — 520 с.
  52. А.Я. Царизм и IV Дума. 1912−1914 гг. М.: Наука, 1981. — 293 с.
  53. А.Я. Царизм и третьеиюньская система. М.: Наука, 1966. — 182 с.
  54. А.Я. Царизм накануне свержения. М.: Наука, 1989. — 251 с.
  55. В.К. Заграничная охранка. Пг.: Книга, 1918. — 388 с.
  56. П.И. Десятилетие закона об обществах. СПб., 1916. — 7 с.
  57. .В. Кризис власти и реформы в России на рубеже Х1Х-ХХ веков в исследованиях американских историков // Отечественная история. 1992. № 2. С.208−211.
  58. .В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб.: «Дмитрий Буланин», 1999. — 430 с.
  59. Антология мировой правовой мысли: В 5 тт. М.: Мысль, 1999. Т.5. Россия, конец XIX -XX вв. / Отв. ред. Исаев И. А. — 829 с.
  60. Н.П. Правительственная регламентация образования частных обществ в России // Вопросы административного права. Кн.1. М., 1917. С.15−45.
  61. М. Правительство и профессиональные союзы в 1905—1907 гг.. // Материалы по истории профессионального движения в Петербурге за 19 051 907 гг. Ленинград: Изд-во Ленинградского губпрофсовета, 1926. С.59−81.
  62. А. Права личности: некоторые вопросы теории. М.: МГУ, 1991.- 142 с.
  63. A.B. Министры внутренних дел России: 1802 октябрь 1917 г. — СПб., 2001.-347 с.
  64. A.B., Дугин А. Н., Малыгин, А .Я. и др. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. — 316 с.
  65. Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С.77−89.
  66. Е.П. Карательное законодательство царизма в борьбе с революцией // История СССР. 1975. № 5. СЛ10−117.
  67. Э.Н. Вторая русская революция. Восстание в Петрограде. — М.: Наука, 1967.-407 с.
  68. А.К. Фабричное законодательство и развитие его в России. СПб., 1909.-282 с.
  69. Н.И., Гальперин Г. Б., Королев А. И. Первая российская революция и самодержавие (Государственно-правовые проблемы). Л.: ЛГУ, 1975.- 151 с.
  70. М. Исторический очерк освободительного движения в России и положения буржуазной демократии. Киев, 1906. — 149 с.
  71. С.Ю. Воспоминания. М., 1960. Т. 1−3.
  72. В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.: Институт социологии РАН, 1995. — 91 с.
  73. В.В. Создание, деятельность и слом МВД Временного правительства // Советские архивы. 1983. № 5. С.45−49.
  74. Власть и общественные организации России в первой трети XX столетия: Сб. ст. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина, В. Г. Тюкавкина. М.: Магистр, 1994.-271 с.
  75. Власть и общество России. XX век: Сб. научных трудов / Под ред. В. П. Попова, А. Ф. Киселева, C.B. Мищенко. М.-Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1999. -354 с.
  76. Власть и реформы в России. Материалы «круглого стола», посвященного обсуждению коллективной монографии петербургских историков // Отечественная история. 1998. № 2. С.3−36.
  77. Власть и реформы. От самодержавной к советской России / Б. В. Ананьич (отв. ред.), Р. Ш. Ганелин, В. М. Панеях. СПб.: Наука, 1996. — 801 с.
  78. Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во МГУ, 1997.-258 с.
  79. Военные организации российского пролетариата и опыт его революционной борьбы. 1903−1917 гг. -М.: Наука, 1974. 417 с.
  80. А. Петроградское охранное отделение. Пг., 1917.
  81. Вопросы теории и истории общественных организаций / Под ред. Ц. А. Ямпольской, А. И. Щиглика. М.: Наука, 1971. — 258 с.
  82. Вопросы теории общественных организаций. М.: Наука, 1971. — 258 с.
  83. B.C. Реакционная сущность царских законов о союзах и практика их применения в период первой русской революции 1905−1907 гг. // Политическая организация общества (История и современность). Вып.56. -Сведловск, 1977. С.127−132.
  84. Г. Б. Конституционные опыты царского самодержавия в первой русской революции (1905−1907 гг.) // Вестник Ленинградского университета. 1982. Сер.: Экономика, философия, право. Вып. 4. С. 17−38.
  85. Г. В., Королев А. И. Методологические и теоретические вопросы науки истории государства и права СССР. Л.: ЛГУ, 1974. — 103 с.
  86. Ю.С. Свобода и ее гарантии: Популярные социально-юридические очерки. СПб., 1910. — 355 с.
  87. Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. СПб.: Наука, 1991.-223 с.
  88. A.B. На лезвии с террористами. M.: YMCA-PRESS, 1985. -205 с.
  89. В.М. Очерк административного права. СПб., 1903. — 240 с.
  90. В.М. Теория конституционного государства. СПб., 1914. — 299 с.
  91. В.М. Теория правового государства. СПб., 1913. — 68 с.
  92. С.К. Губернские присутствия смешанного состава как органы административной юстиции на местах // Вестник права. 1906. Кн. IV. С.393−466.
  93. С.К. Охранение прав личности // История Правительствующего Сената за 200 лет. СПб., 1911. Т.4.
  94. О.И. Политика правительственного и либерального лагерей по вопросу о профсоюзах в 1905—1914 гг.. // Непролетарские партии России в трех революциях. М., 1989. — С.62−67.
  95. Государственные учреждения и общественные организации СССР. История и современность. М.: Наука, 1985. — 163 с.
  96. Гражданское общество в России: западная парадигма и российские реальности: Сб. ст. М.: Институт мировой экономики РАН, 1996. — 139 с.
  97. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России: Сб. ст. / Под ред. В. Г. Хороса. М.: Институт мировой экономики РАН, 1998. — 312 с.
  98. Гражданское общество: истоки и современность: Сб. ст. СПб.: Из-во СПб. Юридического института, 2000. — 255 с.
  99. Гражданское общество: теория, история, современность: Сб. ст. М., 1999.- 165 с.
  100. Ю.В. Гражданское общество в России накануне кризиса 1917 года // Проблемы формирования гражданского общества. М., 1993. — С.101−127.
  101. В. П. Профессиональное движение рабочих в России. СПб., 1908.-287 с.
  102. К.В. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционизма к контрреволюции. М.: Мысль, 1975. — 383 с.
  103. А. Конституция и гражданская свобода // Конституционное государство. СПб., 1905. — С. 41−73.
  104. В.Ф. Воспоминания. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1997. Т. 1−2.
  105. Дневник Алексея Сергеевича Суворина. М.: Изд-во Независимая газета, 2000. 670 с.
  106. М. Наша «свобода союзов» (Новый закон о профессиональных союзах). СПб.: Новый мир, 1906. — 20 с.
  107. Н.Г. Кадетская партия в период Первой мировой войны и Февральской революции. М, 1988. -245с.
  108. B.C. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911—1914 гг.. JL: Наука, 1988.-230 с.
  109. B.C. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны (1914−1917). Л.: Наука, 1967. — 363 с.
  110. B.C. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг.. Л.: Наука, 1978.-247 с.
  111. B.C. Сфера компетенции указа и закона в третьеиюньской монархии // Вспомогательные исторические дисциплины. 1976. Вып. VIII. С.236−262.
  112. B.C. Чрезвычайно-указное законодательство в России (1906−1914 гг.) // Вспомогательные исторические дисциплины. 1976. Вып. VII. С.240−271.
  113. А. Свобода собраний и союзов в Западной Европе (Исторический очерк) // Мир Божий. 1905. Июль. С. 2−16.
  114. А.И. Очерк административного права. М.: Государственное издательство Военной типографии РККА, 1922. — 236 с.
  115. Г. Общее учение о государстве. СПб, 1908. — 599 с.
  116. Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. М.: Наука, 1966.-373 с.
  117. А. Что делала и что сделала Третья Государственная дума. Ответ кадетам. СПб, 1912. — 84 с.
  118. Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: МГИАИ, 1983.-352 с.
  119. H.H. Министерство юстиции Российской империи в 1802—1917 гг.: Историко-правовое исследование. -М.: Наука, 1983. 149 с.
  120. Т.И. Основные направления деятельности полиции дореволюционной России по охране феодального и буржуазного общественного порядка.-М, 1977.-204 с.
  121. В.Б. Организация и жизнь охранного отделения во времена царской России. М.: Типография т-ва Рябушинских, 1918. — 63 с.
  122. П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в.-М, 1978.-288 с.
  123. Н.А. Система русской государственной власти. М.: Москва, 2002.-390 с.
  124. П.Н. Социальная структура местного управления капиталистической России (1861−1914 гг.) // Исторические записки. Т.107. М., 1982. С.226−304.
  125. Л.М. Самодержавие и рабочий класс: некоторые вопросы политики царизма // Вопросы истории. 1968. № 6. С.38−53.
  126. Из архива С. Ю. Витге. Воспоминания. Т.1−2. СПб., 2003.
  127. И. К истории закона 4 марта 1906 г. о профсоюзах // Вопросы профдвижения. 1936. № 7(73). С.40−49.
  128. И.А. Политико-правовая утопия в России: Конец XIX- начало XX вв.-М.: Наука, 1991.-235 с.
  129. Историография и источники истории государственных учреждений и общественных организаций СССР. М.: МГИАИ, 1983. — 156 с.
  130. История профсоюзов СССР. 4.1. 1905−1937. М.: Профиздат, 1977. 256 с.
  131. А.И. Правила 4-го марта об обществах, союзах и собраниях // Право. 1906. № 10. Стб.866−876- № 13,Стб.1187−1193.
  132. А.И., Набоков В. Д. Вторая Государственная дума. СПб., 1907. -308 с.
  133. Ю.И. Рабочие в России на рубеже Х1Х-ХХ веков // Отечественная история. 1997. № 4. С.40−53.
  134. И.Я. Антирабочее законодательство на службе буржуазного государства. М., 1977. — 53 с.
  135. А.П. Борьба большевиков с подрывными действиями царской охранки в 1910—1914 гг.. // Вопросы истории КПСС. 1988. № 9. — С.59−74.
  136. С.М. Московские большевики в годы первой мировой войны и Февральской революции. М.: Московский рабочий, 1963. — 191 с.
  137. Л.М. За кулисами старого режима: (Воспоминания журналиста). -Л., 1926. Т.1.-155 с.
  138. Т.П., Степанский А. Д. Из истории общественных организаций // Историки спорят. М.: Политиздат, 1988. — С.406−431.
  139. Н.М. Указ и закон. СПб., 1894.
  140. А.И. Государственная власть и рабочий класс СССР: История и современность. Л.: ЛГУ, 1980. — 187 с.
  141. Н.Г. Первая российская революция и царизм: Совет министров России в 1905—1907 гг.-М., 1982.- 184 с.
  142. С.А. Власть и право. Проблема правового государства. -СПб., 2001.-366 с.
  143. С.А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора. СПб., 1907. — 250 с.
  144. Кризис самодержавия в России. 1895−1917 / B.C. Дякин (отв. ред.), Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин, Б. Б. Дубенцов, С. И. Потолов. JL: Наука, 1984. -664 с.
  145. С.М. Московские большевики в годы Первой мировой войны и Февральской революции. М.: Московский рабочий, 1963. — 191 с.
  146. П.Г. Гибель императорской России. М.: Современник, 1991. -255 с.
  147. В.Я. Царизм и рабочий вопрос в России (1861−1917 гг.). М.: Мысль, 1972.-340 с.
  148. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 годах. -М.: Мысль, 1981.-285 с.
  149. В.В. История либерализма в России. 1762−1914. М.: Русский путь, 1995. — 548 с.
  150. A.B. Борьба самодержавия за общественное мнение в 19 051 907 годах. СПб.: Изд-во Российской национальной библиотеки, 1997. -133 с.
  151. A.A. Из итогов служебного опыта. Настоящее и будущее политической полиции. М., 1907.
  152. Ф. Полицейские и провокаторы. СПб., 1992.
  153. Ф.М., Перегудова З. И. Царская охранка и провокация // Из глубины времен. Вып.1. СПб., 1992.
  154. В. В. Сальников В.П., Сизиков М. И., Филиппова C.B. Нравственно-правовые проблемы деятельности полиции дореволюционной России / Под ред. В. П. Сальникова. СПб.: Изд-во СПб. Юридического университета МВД, 1996.-354 с.
  155. К.О. Гражданское общество и государство: Теоретико-методологический аспект. М., 1998. — 126 с.
  156. К.О., Смольков В. Г. Гражданское общество: (Условия и факторы его формирования в России). М., 1993. — 141 с.
  157. А.Д. Основные черты нового Уголовного уложения // Право. 1903. Стб. 2440−2444.
  158. А.Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: РОССПЭН, 1997. — 655 с.
  159. А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. № 8. С.30−46.
  160. М.О. Выше свободы: Статьи о России. М.: Мысль, 1998. -464 с.
  161. П.Н. Воспоминания (1859−1917). М.: Современник, 1990. Т.1−2.
  162. П.Н. История второй русской революции. М.: РОССПЭН, 2001.-767 с.
  163. .Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. Т.1−2.
  164. К.Н. Манифест 17 октября 1905 года // Ученые записки ЛГУ. Серия: юрид. науки. Вып.Ю. Л.: ЛГУ, 1958. — С.158−179.
  165. P.C. (отв. ред.). Отечественные органы внутренних дел: история и современность: Труды Академии управления МВД. М., 2000. — 210 с.
  166. P.C. История полиции дореволюционной России. М., 1981.
  167. P.C. Полиция в России (XIX начало XX вв.). — Н.-Новгород, 1993. 101 с.
  168. P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. -258 с.
  169. В. Временное правительство. Воспоминания. М.: Мир, 1924. — 132 с.
  170. B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли. -М., 1980.-63 с.
  171. Непролетарские партии России. М.: Мысль, 1984. — 566 с.
  172. О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция 2000. — 696 с.
  173. Общественное движение в России в начале XX века / Под ред. Л. Мартова, П. Маслова и А. Потресова. СПб.: Общественная польза, 1910−1914. T. I-X.
  174. Общественные организации в политической системе России, 1917−1918 гг.-М., Тверь, 1992.- 144 с.
  175. С.С. Царствование императора Николая И. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-576 с.
  176. М.А. Охранное отделение и его секреты. М.: Грядущее, 1917.-32 с.
  177. Охранные отделения в последние годы царствования Николая II. М.: Нива народная, 1917. — 47 с. 130. «Охранка»: Воспоминания руководителей охранных отделений / Вступит, статья, подготовка текста и комментарий З. И. Перегудовой. М.: НЛО, 2004-Т. 1−2.
  178. П. Агенты, жандармы, палачи. Пг.: Былое, 1922. — 76 с.
  179. Партия большевиков в годы Первой мировой войны. Свержение монархии в России. М.: Госполитиздат, 1963. — 263 с.
  180. Р. Русская революция. М.: РОССПЭН, 1994. Ч. 1−2.
  181. З.И. Политический сыск России (1880−1917 гг.). М.: РОССПЭН, 2000.-431 с.
  182. В.Н. Из истории борьбы пролетариата России за политические права и свободы // Вопросы учреждения правовых основ государственной и общественной жизни в свете новой Конституции СССР. Казань, 1980. — С.55−61.
  183. Политический сыск в России: история и современность / под ред. B.C. Измозика, Н. Б. Лебиной и др. СПб, 1997.
  184. H.H. Коалиции рабочих и предпринимателей с точки зрения уголовного права. М, 1909. — 428 с.
  185. С.Н. К рабочему вопросу в России. М., 1905. — 208 с.
  186. Профессиональные учительские организации на Западе и в России: Сб. статей. Петроград, 1915. — 295 с.
  187. И.М. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. в России. М.: Наука, 1982. — 320 с.
  188. Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций. 1861 -февраль 1917: Мат-лы междунар. науч. коллоквиума / С. И. Потолов (отв. ред.). СПб.: БЛИЦ, 1997. — 639 с.
  189. Рабочий вопрос в комиссии В. Н. Коковцова в 1905 г. М., 1926. — 284 с.
  190. Рабочий класс России. 1907 февраль 1917 г. — М.: Наука, 1982. — 464 с.
  191. М. Понять дореволюционную Россию: Государство и общество в Российской империи. Лондон, 1990. — 304 с.
  192. Развитие русского права во второй половине XIX начале XX в. / Под ред. Е. А. Скрипилева. — М., 1997. — 368 с.
  193. Д.И. Исторические реалии российской государственности и русского гражданского общества в XIX веке // Из истории русской культуры. T.V. М.: Языки русской культуры, 1996. — С.622−830.
  194. С.А. Рука дающего не оскудевает (Временные правила об обществах, союзах и собраниях). СПб., 1906. — 15 с.
  195. Реформы или революция? Россия 1861−1917. Материалы международного коллоквиума историков / Под ред. Гайер Д., Ганелин Р. Ш., Дякин B.C. (отв. ред.), Потолов С. И., Хаймсон Л., Шеррер Ю. СПб.: Наука, 1992. — 391 с.
  196. И.С. О количестве, численности и составе профсоюзов в царской России // История СССР. 1984. № 1. С.34−52.
  197. Россия в начале XX века. М.: Новый хронограф, 2002. — 744 с.
  198. Русская интеллигенция. История и судьба. М., 1999. — 423 с.
  199. Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. Мат-лы междунар. науч. конф. М.: РОССПЭН, 1999. — 567 с.
  200. Ч., Степанов С. Фонтанка, 16. Политический сыск при царях. -М., 1993.
  201. Свод отчетов профессиональных обществ за 1906−1907 гг. СПб., 1911.-101 с.
  202. С.Г. Заграничная агентура Департамента полиции. М., 1941.- 152 с.
  203. С.Г. Русский политический сыск за границей. Ростов-на-Дону, 1918.-75 с.
  204. В. Профсоюзное движение в России. СПб., 1907. — 406 с.
  205. С.С., Шелохаев В. В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX начало XX в.). — М.: Памятники исторической мысли, 1995.-286 с.
  206. И.Н. «Новый либерализм»: учение о правах человека и государственной власти // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. -М.: РОССПЭН, 1999. С.209−216.
  207. И.Н., Новикова Л. И. Новый либерализм в России // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 132−140.
  208. М.И., Борисов A.B., Скрипилев А. Е. История полиции России (1718−1917 гг.).-М., 1992. Вып.2.
  209. Е.А. Права личности до Октябрьского переворота 1917 г.// Права человека: время трудных решений. М.: ИГП АН, 1991. — С. 151−169.
  210. А.Ф. Государственная Дума Российской империи 1906−1917 гг.: Историко-правовой очерк. М.: Книга и бизнес, 1998. — 624 с.
  211. В.И. Внутренняя политика Временного правительства первого состава. Л.: Наука, 1980. — 256 с.
  212. А.И. Записки жандарма. Б.г., б.м. 263 с.
  213. А.И. Партия социалистов-революционеров и ее предшественники. 1886−1916. 2-е изд. -Пг.: Воен. Тип., 1918.-632 с.
  214. А.И. Революционное движение в России. Вып.2. СПб., 1916.-579 с.
  215. А.Д. Временные правила об обществах и союзах 4 марта 1906 года // Государственные учреждения и общественные организации СССР. Проблемы и факты: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Изд-во МГИАИ, 1989. — С.124−140.
  216. А.Д. Документы по истории легальных общественных организаций в фондах дореволюционных государственных учреждений // Советские архивы. 1981. № 2. С. 24−27.
  217. А.Д. Институционная структура русского либерализма (XVIII начало XX в.) // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. -М.: РОССПЭН, 1999. — С.169−184.
  218. А.Д. Легальные общественные организации в политической системе царской России // Общественные организации в политической системе 1917−1918 годов.-М., 1991.-С. 5−14.
  219. А.Д. Либеральная интеллигенция в общественном движении России на рубеже XIX—XX вв.. // Исторические записки. 1983. Т.109. С. 64−94.
  220. А.Д. Общественные организации российской интеллигенции и революционное движение // Интеллигенция и революция. XX век. -М.: Наука, 1985. С.63−68.
  221. A.C. Деятельность Министерства внутренних дел Российской империи по осуществлению свободы союзов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. — 232 с.
  222. A.C. Законодательство об общественных организациях России в начале XX века // Государство и право. М., 2003. № 8. — С.82−86.
  223. A.C. История разработки Временных правил о профессиональных обществах 4 марта 1906 г. // Труды Тамбовского филиала ЮИ МВД России за второе полугодие 2001 года. Вып.5. Тамбов, 2002. — С.175−183.
  224. A.C. Общественные организации и союзы России в начале XX века // Россия и современный мир. М.: ИНИОН, 2002. № 3. — С. 108−121.
  225. A.B. Революционное движение демократической интеллигенции в России, 1895−1904. М., 1976. — 256 с.
  226. К.Г., Ярмыш А. Н. История полиции дореволюционной России. Ростов-на-Дону, 1976. — 198 с.
  227. Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. -М.: Мысль, 1970.-448 с.
  228. Е.Д. Земско-либеральное движение накануне революции 1905−1907 гг. // История СССР. 1965. № 5. С. 41−61.
  229. С.Б. Московская охранка и ее секретные сотрудники. М.: Отдел печати Московского совета р. и к. д, 1919. — 92 с.
  230. Д.И. Союз Освобождения // Либеральное движение в России. 1902−1905 гг. -М.: РОССПЭН, 2001. С.526−602.
  231. К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905−1907 гг. Организация, программы, тактика. -М.: Наука, 1985.-347 с.
  232. В.В. Идеология и политическая организация русской либеральной буржуазии, 1907−1914 гг. -М.: Наука, 1991.-231 с.
  233. В.В. Кадеты главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905−1907 гг. — М.: Наука, 1983. — 327 с.
  234. В.В. Либеральная модель переустройства России. М.: РОССПЭН, 1996. -278 с.
  235. В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М.: РОССПЭН, 1999. — С. 16−38.
  236. И.И. Законодательство о фабрично-заводском труде в России. 1900−1917. М.: Госюриздат, 1952. — 320 с.
  237. Л.Е. Царизм и буржуазия в 1904—1914 гг.: Проблемы торгово-промышленной политики. Л.: Наука, 1987. — 272 с.
  238. Л.Е. Чиновный мир России: XVIII начало XX в. — СПб.: Искусство-СПБ, 1999.-479 с.
  239. Д.И. Министерство внутренних дел России в период империализма (структура, функции, реакционная сущность, связь с другими министерствами). Омск: Высшая школа милиции, 1971. — 111 с.
  240. П.Е. Охранники и авантюристы. М.: Изд политкаторжан, 1930.- 159 с.
  241. С.С. Правовой статус общественных объединений. М.: Инженер, 1995.-219 с.
  242. I. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
  243. A.A. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 206 с.
  244. И.Е. Полицейское право. В 2 т. СПб.: Типография В. В. Пратц, 1871−1873. Т. 1. 543 е.- Т.2. 815 с.
  245. В.А. Уголовное Уложение Российской империи 1903 г. Авто-реф. дис.. канд. юрид. наук. Л., 1982. — 16 с.
  246. Н.Е. Становление гражданского общества в России. Дис.. канд. полит, наук. М., 1997. — 130 с.
  247. H.H. Полицейское право (Административное право): Конспект лекций. Юрьев: Изд-во Юрьевского университета, 1910. — 369 с.
  248. Л.В. Кадеты и общественные организации в 1905 феврале 1917 гг. Дис.. канд. ист. наук. -М., 2000. — 171 с.
  249. A.B., Иваневский В. Е., Скрипилев А. Е. Полиция Российской империи. XIX начало XX в.: Лекция для сотрудников ОВД. — М., 2000. — 52 с.
  250. O.E. Права человека в либеральной доктрине конституционно-демократической партии России (конец XIX начало XX в.). Дис.. канд. ист. наук. — М., 1995. — 221 с.
  251. В.А. Учебник административного права. Ростов н/Д, 1916.-114 с.
  252. B.C. Законодательство царизма в борьбе против революции 1905−1907 гг. Дис.. канд. юрид. наук. Сведловск, 1977. — 201 с.
  253. Р.Ш., Куликов С. В. Основные источники по истории России конца XIX начала XX в.: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Була-нин», 2000. — 92 с.
  254. Ю.В. Жандармские полицейские управления железных дорог (1867−1917). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2000. -23 с.
  255. В.М. Государственное устройство и управление Российской империи (Из лекций по русскому государственному и административному праву). Одесса: Техник, 1912. — 258 с.
  256. В.Н. Личность, общество, государство: (Проблемы развития гражданского общества): Дис. докт. ист. наук. М., 1992. — 229 с.
  257. В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. СПб., 1911.-550 с.
  258. С.Н. Союз союзов в годы первой российской революции. Автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1989. — 23 с.
  259. А.И. Административное право: Лекции. М., 1911.- 235 с.
  260. Л.К. Профессионально-политические союзы интеллигенции в 1905 г. (январь-октябрь). Автореф. дис.. канд. ист. наук. -М., 1949. 22 с.
  261. В.А. Сыск и политическая полиция самодержавной России: Историко-правовой аспект. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1996. -22 с.
  262. Е.В. Общественные объединения в системе российского общества: конституционно-правовые вопросы: Учеб. пособие. Тверь: Изд-во Тверского государ, универ-та, 1992. — 71 с.
  263. О.П. Исполнительная власть и общественные объединения России: взаимодействие, политические проблемы, тенденции развития. Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М., 1997. 25 с.
  264. В.В. Учебник административного права (Полицейское право, право внутреннего управления). Казань, 1907. — 546 с.
  265. И.А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2003. — 398 с.
  266. История государства и права России (Клеандрова В.М., Мулукаев P.C., Сенцова A.A. и др.) / Под ред. Титова Ю. П. М., 1998. — 541 с.
  267. История политических партий России: Учеб. для студентов / Н.Г. Ду-мова, Н. Д. Ерофеев, C.B. Тютюкин. М.: Высш. шк., 1994. — 447 с.
  268. История отечественного государства и права (Кутьина Г. А., Мулукаев P.C., Новицкая Т. Е. и др.) / Под ред. Чистякова О. И. М., 1997. — 490 с.
  269. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 1998. — 702 с.
  270. A.B. Полицейские органы Владимирской губернии во второй половине XIX начале XX вв. Автореф. дис.. канд. ист. наук. — Иваново. 1999.- 128 с.
  271. A.B. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1995. — 288 с.
  272. В.Н. Буржуазно-либеральная государственно-правовая мысль России. 1905−1917 гг. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1988. 22 с.
  273. А.О. Организационно-правовые аспекты работы с кадрами полиции и жандармерии Российской империи (1880−1917 гг.). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2000. — 20 с.
  274. А.П. Проблемы формирования гражданского общества в России: (теоретико-методологический аспект). Дис.. докт. филос. наук. М., 1994.-325 с.191
  275. И.А. Конституционализм и российская государственность в на-*але XX века: Учеб. пособие для студ. юрид. вузов. М.: ИЗО «Маркетинг», 2000.-366 с.
  276. A.B. Взаимодействие гражданского общества и государства как фактор политической стабилизации российского общества. Дис.. канд. полит. наук. М., 2000. — 157 с.
  277. В.В. Полиция дореволюционной России и противоправные действия в области общественной нравственности: Теоретический и истори-ко-правовой анализ. Дис.. докт. юрид. наук. СПб., 1998. — 396 с.
  278. Т.Л. Сыскная полиция в России во второй половине XIX -начале XX вв. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1999. -24 с.
  279. A.A. Политический сыск России в 1914—1917 гг.. Автореф. дис.. канд. ист. наук. -М., 1988. 25 с.
  280. P.C. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. М.: Пособие для слушателей Высшей школы МООП РСФСР, 1964. -28 с.
  281. P.C. Система органов внутренних дел дореволюционной России: Лекция. М., 1978. — 34 с.
  282. Р.В. Полиция Российской империи (1862−1917 гг.): Истори-ко-правовой аспект. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1992. 187 с.
  283. Ю.Ф. Московское охранное отделение в борьбе с революционным движением в 1880—1904 гг.. Автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1989.
  284. З.И. Департамент полиции в борьбе с революционным движением (годы реакции и нового революционного подъема). Дис.. канд. ист. наук. М., 1988.-220 с.
  285. В.Н. Антидемократическое законодательство царизма о союзах и собраниях в период первой русской революции. Дис.. канд. юрид. наук.-Казань, 1984.- 189 с.
  286. A.A. Уголовное право. Часть общая. Вып. I. Казань, 1913.-126 с.
  287. И.С. Профессиональные союзы рабочих России: численность, состав, политическая ориентация (1905 г. февраль 1917 г.). Дис.. докт. ист. наук. — М., 1987. — 420 с.
  288. А.Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже XIX-XX вв.: Учебное пособие по спецкурсу. М.: МГИАИ, 1980. -96 с.
  289. А.Д. История общественных организаций дореволюционной России: Учебное пособие. М.: МГИАИ, 1979. — 81 с.
  290. А.Д. Общественные организации в России на рубеже XIX—XX вв.еков: Пособие по спецкурсу. М.: МГИАИ, 1982. — 92 с.
  291. А.Д. Общественные организации России на рубеже XIX-XX вв.: Дис. докт. ист. наук. М, 1982. — 337 с.
  292. И.Т. Лекции по полицейскому (административному) праву. Т.2. Общая часть. М, 1910. 264 е.- Т. З. Особенная часть. М, 1913. — 668 с.
  293. Л.И. Департамент полиции в борьбе с революционным движением в России на рубеже XIX—XX вв.еков (1880−1904). Дис.. канд. ист. наук.-М, 1986.
  294. A.B. Карательный аппарат царизма в борьбе с революцией 1905−1907 гг. Дис.. канд. юрид. наук. — Иваново, 1974. — 171 с.
  295. М.С. Политический сыск России в конце XIX начале XX вв. (в региональном аспекте). Автореф. дис.. канд. ист. наук. — Ярославль, 1997. 29 с.
  296. Д.И. Министерство внутренних дел царской России в период империализма: Учеб. пособие. Омск: Омская высшая школа МВД, 1974.-111 с.
  297. Ascher A. The Revolution of 1905. Stanford: Stanford University Press, 1988.-412 p.
  298. Between Tsar and People: Educated Society and the Quest for Public Identity in Late Imperial Russia / Ed. by E.W. Clowes, S.D. Kassow, J.L. West. Princeton: Princeton University Press, 1991. — 383 p.
  299. Bonnel V.E. Roots of Rebellion: Workers Politics and Organizations in St. Petersburg and Moscow, 1900−1914. Berkeley: Univ. of California Press, 1983. -560 p.
  300. Bradley J. Russia’s Parliament of Public Opinion: Associations, Assembly, and the Autocracy, 1906—1914 // Taranovski Th. (ed.). Reform in Modern Russian History: Progress or Cycle? Cambridge: Cambridge University Press, 1995. — P. 212—236.
  301. Butler W.E. Civil Rights in Russia: Legal Standards in Gestation // Civil Rights in Imperial Russia. Oxford: Oxford University Press, 1989. P.1−12.
  302. Civil Rights in Imperial Russia / Ed. by Crisp 0. and Edmondson L. Oxford: Oxford University Press, 1989. — 321 p.
  303. Reform in Modern Russian History: Progress or Cycle? / Ed. by Taranovski Th. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. — 436 p.
  304. Russia’s Missing Middle Class: The Professions in Russian History. Armonk, NY: M.E. Sharpe, 1996. — 330 p.
  305. Swain G.R. Freedom of Association and the Trade Unions, 1906−14 // Crisp 0. and Edmondson. L. (eds.). Civil Rights in Imperial Russia. Oxford: Oxford University Press, 1989. -P.171−190.
  306. Walkin J. The rise of Democracy in pre-Revolutionary Russia. Political and Social Institutions Under the Last Three Czars. New York: Frederic A. Praeger, 1962.-320 p.
  307. Weissman N. Regular police in Tsarist Russia, 1900−1914 // The Russian Review. Vol. 44. 1985. P. 45−68.
Заполнить форму текущей работой