Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автором определена ответственность сторон договора оказания услуг сертификации, меры ответственности, а также основания освобождения от ответственности. Был изучен вопрос ответственности за некачественно оказанные услуги со стороны органа по сертификации, в связи, с чем ст. 41 Федерального закона «О техническом регулировании» предлагается дополнить п. 2 следующего содержания: «орган… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-правовая характеристика института добровольной сертификации
    • 1. 1. Основные тенденции и перспективы формирования института добровольной сертификации в России
    • 1. 2. Понятие и содержание института добровольной сертификации
  • Глава II. Правовая характеристика договора по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации
    • 2. 1. Понятие и правовая природа договора оказания услуг в сфере добровольной сертификации
    • 2. 2. Субъектный состав договора по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации
    • 2. 3. Форма и существенные условия договора по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации
    • 2. 4. Порядок заключения, изменение и расторжение договора по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации
  • Глава 3. Содержание договора по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации
    • 3. 1. Права и обязанности сторон договора по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации
    • 3. 2. Ответственность сторон за нарушение условий договора по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации

Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Производство качественной продукции, оказание качественных услуг являются приоритетными направлениями экономической деятельности в развитых странах мира. Одним из важнейших инструментов повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции и оказываемых субъектами предпринимательской деятельности услуг является их добровольная сертификация. После вступления России во Всемирную торговую организацию сертификат соответствия, выданный в рамках системы добровольной сертификации, будет предоставлять преимущества производителям на мировом рынке.

Об активном использовании добровольной сертификации свидетельствует тот факт, что в настоящее время в России действует около полутора тысяч органов по добровольной сертификации, зарегистрированных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, порядка семисот систем добровольной сертификации. Кроме того, выдано более тридцати семи тысяч сертификатов соответствия стандарту ИСО 9001 в рамках систем добровольной сертификации1.

Основу правового регулирования добровольной сертификации составляет Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании"2, реализация норм которого не достаточно эффективна. Так, в законодательстве существуют пробелы и противоречия следующего характера:

— диспозитивный характер норм права о регистрации системы добровольной сертификации нарушает права законного обладателя системы.

1 Статистические данные получены на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии // http://www.gost.ru.

2 СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140 добровольной сертификации, зарегистрированной органом исполнительной власти, и знака соответствия;

— отсутствие определения оказания услуг по добровольной сертификации создает проблему единообразного толкования норм права, закрепляющих основы деятельности органа по сертификации;

— отсутствие адекватного гражданско-правового регулирования взаимоотношений органа по сертификации и заявителя, связанное с неопределенностью договорной конструкции, опосредующей отношения по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации, создает проблемы при определении вида договора, заключаемого между участниками добровольной сертификации;

— невозможность выступать органу по сертификации в качестве оферента при заключении договора по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации, ставит в неравное правовое положение орган по сертификации и заявителя.

Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработанность правового регулирования договорных отношений, возникающих в сфере оказания услуг по добровольной сертификации, необходимость ее совершенствования, определили выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Системного исследования гражданско-правового регулирования договорных отношений по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации отечественными учеными-правоведами не проводилось. Настоящая работа является одним из первых исследований, посвященных договорным отношениям в сфере добровольной сертификации. В рамках диссертационного исследования изучены труды в области общей теории права, гражданского права, предпринимательского права.

Изучению вопросов правовой природы услуг посвящены труды таких ученых, как: М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, В. И. Иванов, О. С. Иоффе, В. А. Кабатов, Ю. Х. Калмыков, В. П. Камышанский, Н. М. Коршунов, М. В. Кротов, Н. К. Нарозников, JI.B. Санникова, Д. И. Степанов, В. В. Суденко и др.

Договорным отношениям в области оказания услуг и выполнения работ уделено внимание таких ученых, как: М. И. Брагинский, И. Л. Брауде, В. В. Витрянский, А. Ю. Кабалкин, А. Г. Калпина, А. Г. Карапетов, Н. В. Козлов, Г. А. Корнейчук, М. В. Карасева, T.JI. Левшин, Е. А. Павлодский, А. П. Сергеев, Л. Б. Ситдикова, И. В. Цветков, Г. Ф. Шершеневич и др.

Отдельные вопросы правового регулирования добровольной сертификации в своих работах рассматривали такие ученые, как: М. В. Дудиков, A.B. Калмыкова, В. Ю. Лукьянова, А. Ф. Ноздрачев, A.B. Панов, A.C. Панова, Я. Е. Парций, A.B. Раков и др.

Также автор обращался к работам представителей технических и экономических наук, рассматривающих отношения в области добровольной сертификации: И. З. Аронова, В. Г. Версана, В. Я. Белобрагина, Г. И. Элькиной и др.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования договорных отношений по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— дать определение и характеристику института добровольной сертификации, определить объект и участников отношений по добровольной сертификации;

— раскрыть особенности правоотношений по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации;

— определить вид деятельности органа по сертификации в процессе добровольного подтверждения соответствияна основе анализа законодательства и правоприменительной практики дать определение договора, на основании которого осуществляется добровольная сертификация, определить его форму, содержание, основание для его заключения, изменения и расторженияисследовать правовую природу заявки на проведение добровольной сертификации как основания для заключения договора в сфере добровольной сертификацииразработать и обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере добровольной сертификации.

Объектом исследования являются общественные отношения, опосредуемые договором оказания услуг в сфере добровольной сертификации.

Предметом исследования выступают нормы гражданского и предпринимательского законодательства, регулирующие договорные: отношения по оказания услуг в сфере добровольной сертификации, а также практика их применения.

Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, исторический, анализ и синтез, статистический и др.

Для решения поставленных задач автор опирался на анализ действующих норм права, регулирующих отношения в сфере добровольной сертификации, а также непосредственно договорные отношения, возникающие между органом по сертификации и заявителем.

Сравнительно-правовой метод применялся при выявлении наиболее подходящей договорной конструкции для опосредования отношений по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации.

Формально-логический метод применялся при анализе нормативных правовых актов, научной литературы, для формулирования авторских определений института добровольной сертификации и оказания услуг в сфере добровольной сертификации.

В рамках исторического метода большое внимание уделено нормам права, утратившим силу, для осмысления проблем и этапов становления законодательного регулирования в области добровольной сертификации.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно является одной из первых работ, посвященных системному исследованию договорных отношений по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации. .

В работе определены правовые нормы, входящие в содержание института добровольной сертификации.

Выявлены группы правоотношений, складывающиеся в сфере добровольной сертификации и различающиеся между собой1 по субъектному составу и основаниям возникновения.

Обоснована необходимость законодательного закрепления обязанности ' регистрации системы добровольной сертификации.

Доказано, что правоотношения органа по сертификации и заявителя в процессе добровольного подтверждения соответствия являются услугами, а не работами, в связи с чем предложены рекомендации по изменению законодательства. Разработано определение услуг в сфере добровольной сертификации.

Определен вид договорной конструкции, наиболее подходящей для регулирования отношений органа по сертификации и заявителя. Предложено определение договора оказания услуг по* добровольной сертификации. Положения, выносимые на защиту:

1. Обосновано, что содержание правового института добровольной сертификации составляет комплекс обособленных регулятивных и охранительных норм гражданского права, предпринимательского права, имеющих целью регламентацию отношений в сфере добровольной сертификации, а именно нормы: 1) регулирующие отношения органа по сертификации и заявителя в процессе оказания услуг по добровольной сертификации- 2) регулирующие отношения органов по сертификации и испытательных лабораторий- 3) регулирующие порядок применения знака соответствия в рамках системы добровольной сертификации;

4) устанавливающие порядок аккредитации органа по сертификации;

5) устанавливающие порядок регистрации системы добровольной сертификации.

2. Выявлены группы правоотношений, складывающихся в сфере добровольной сертификации, различающиеся между собой по составу участников и основаниям возникновения:

1) регулятивные, относительные правоотношения, строящиеся по горизонтальному принципу — равноправия участников правоотношений, носящие активный характер и возникающие на основании договора оказания услуг по добровольной сертификации между органом по сертификации и заявителем, по инициативе заявителя;

2) охранительные правоотношения, возникающие в процессе реализации норм, регламентирующих гражданско-правовую ответственность, возникающие между субъектами добровольной сертификации, обусловленные односторонним отказом от исполнения договора оказания услуг по добровольной сертификации;

3) абсолютные правоотношения между органом по сертификации и третьими лицами:

— возникающие в процессе ведения органом по сертификации хозяйственной деятельности;

— обусловленные правом использования органом по сертификации системы добровольной сертификации;

— обусловленные правом заявителя использовать знак соответствия системы добровольной сертификации, после получения сертификата соответствия.

3. Выявлено, что диспозитивность нормы о регистрации системы добровольной сертификации дает возможность не осуществлять регистрацию системы добровольной сертификации в нарушение требования закона о недопустимости совпадения названий зарегистрированных систем добровольной сертификации и знаков соответствия, а также вводит в заблуждение потребителя в случае маркировки товара данным знаком соответствия. Предложено ввести норму права об обязательности регистрации системы добровольной сертификации федеральным органом исполнительной власти, с внесением соответствующих изменений в п. 3 ст. 21 Федерального закона «О техническом регулировании».

4. Установлено, что в ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» отношения органа по сертификации и заявителя, складывающиеся в процессе добровольного подтверждения соответствия объекта сертификации заявленным требованиям, обозначены работами по сертификации, что противоречит их правовой природе.

Доказано,' что данные отношения содержат все признаки услуг, результат оказания услуг по добровольной сертификации не материализован и не овеществленне может менять собственниканеотделим от исполнителяи имеет свойство моментального потребления в процессе оказания.

5. Разработано авторское определение понятия «услуги в сфере добровольной сертификации», под которой понимается деятельность органов по сертификации, направленная на оценку и подтверждение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы, а также иных объектов заявленным требованиям, осуществляемая на основании договора между органом по сертификации и заявителем.

В целях обеспечения единообразного толкования правовых норм, регулирующих деятельность органа по сертификации, данное определение необходимо закрепить в ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании».

6. Предложено авторское определение договора оказания услуг по добровольной сертификации, под которым понимается договор, заключенный между органом по сертификации, с одной стороны и заказчиком (заявителем) — с другой, в соответствии с которым орган по сертификации на основании поручения заявителя обязуется произвести оценку соответствия объекта сертификации заявленным требованиям (стандарту, правилам и т. д.) с целью определения возможности подтверждения соответствия, а заявитель (заказчик) обязуется оплатить эти услуги.

Предлагается поименовать договор возмездного оказания услуг в сфере сертификации в п. 2 ст. 779 главы 39 ГК РФ, а требования, предъявляемые к такому договору, и условия, необходимые для включения в содержание такого договора, закрепить в Федеральном законе «О техническом регулировании».

7. Доказано, что заявка на проведение сертификации, о необходимости которой указано в ст. 21 Федерального закона «О техническом регулировании», содержит признаки оферты:

1) достаточно определена и выражает намерение заявителя заключить договор, так как содержит просьбу оказать услуги по сертификации, адрес заявителя, органа по сертификации, их наименование;

2) содержит все существенные условия договора: описание объекта сертификациитребование, на соответствие которому нужно проверить объект сертификациисроки сертификации.

Данная норма предоставляет право направления заявки исключительно заявителю и запрещает органу по сертификации быть оферентом при заключении договора оказания услуг по добровольной сертификации, что нарушает свободу участников гражданских отношений в установлении своих прав и обязанностей на основании договора, а также возможности заключения договора посредством направления оферты органом по сертификации.

В целях устранения выявленной коллизии предложено предоставить возможность органам по сертификации выступать оферентом при заключении договора на оказание услуг по добровольной сертификации.

Практическая и теоретическая значимость исследования.

Содержащейся в работе теоретический положения и практические выводы представляют интерес для дальнейших научных исследований проблем правового регулирования договорных отношений по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации.

Практическая значимость работы проявляется в прикладном характере предложенных рекомендаций и сделанных выводов, позволяет привести действующее законодательство в сфере добровольной сертификации в соответствие с доктриной гражданского права и предпринимательского права. Предложенные рекомендации могут использоваться в правотворческой и правоприменительной практике, при разработке положений по совершенствованию законодательства, регулирующего договорные отношения по оказанию услуг в сфере добровольной сертификации.

Материалы исследования могут быть использованы для подготовки учебных и учебно-методических пособий по гражданскому праву и предпринимательскому праву, при преподавании учебных дисциплин по курсам «Гражданское право», «Предпринимательское право» для студентов юридических вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Сформулированные в диссертации положения и рекомендации были обсуждены и одобрены на заседании кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

Основные выводы и положения диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации и в практическую деятельность Всероссийского научно-исследовательского института сертификации.

Полученные в ходе работы над диссертацией выводы и положения были изложены автором на межвузовской научно-практической конференции «Концепция развития гражданского законодательства» (Москва, ВГНА Минфина России, 2009) — третей межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права» (Москва, ВГНА Минфина России, 2010).

Структура работы определена объемом и характером исследования, целями и поставленными задачами и содержит введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.

Заключение

.

В рамках настоящей работы комплексно и системно исследованы правоотношения, возникающие в сфере добровольной сертификации. На сегодняшний день не остается никаких сомнений, что правовое регулирование в этой области требует оптимизации и корректив. Доля правоотношений неуклонно растет, как и число выданных сеотификатов, однако остается острая нехватка правовых инструментов, способных в гражданско-правовом поле регулировать отношения участников сертификации.

Так, в рамках настоящей работы обосновано содержание правового института добровольной сертификации. Указывается, что содержание исследуемого правового института составляет комплекс обособленных регулятивных и охранительных норм гражданского права, предпринимательского права, имеющих целью регламентацию отношений в сфере добровольной сертификации, а именно норы: 1) регулирующие отношения органа по сертификации и заявителя в процессе оказания услуг по добровольной сертификации- 2) регулирующие отношения органов по сертификации и испытательных лабораторий- 3) регулирующие порядок применения знака соответствия в рамках систем:-! добровольной сертификации- 4) устанавливающие порядок аккредитации органа по сертификации- 5) устанавливающие порядок регистрации системы добровольной сертификации.

Выявлены группы правоотношений, складывающихся в сфере добровольной сертификации, различающиеся между собой по составу участников и основаниям возникновения.

Определены принципы и цели добровольной сертификации, автору удалось выделить задачи добровольной сертификации в рамках изучаемого правового института:

— упорядочить путем законодательного регулирования отношения, складывающиеся между участниками института добровольной сертификации;

— предоставить предпринимателю право выбора системы добровольной сертификации и, как следствие, совершенствование процессов производства, направленных на выпуск качественной продукции;

— ограничить вмешательство государства в рыночные отношения, складывающиеся в процессе добровольной сертификации;

— перенести ответственность участников подтверждения соответствия за допущенные нарушения стандартов, правил, условий договоров в гражданско-правовое поле;

— повысить конкурентоспособность отечественных предприятий.

Поскольку в законодательстве и в учебной литературе, отсутствовало определение услуг в сфере добровольной сертификации, автор сформулировал следующее определение услуг в сфере добровольной сертификации: деятельность органов по сертификации, направленная на оценку и подтверждение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы, а также иных объектов заявленным требованиям, осуществляемая на основании договора между органом по сертификации и заявителем;

Автору удалось определить субъектный состав, а также выделить объекты института добровольной сертификации.

Субъектами института добровольной сертификации являются: юридические лица и индивидуальные предприниматели, регистрирующие или зарегистрировавшие систему добровольной сертификации;

— орган по сертификации;

— орган по аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий;

— аккредитованные испытательные лаборатории;

— заявитель — физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия;

— заказчик — сторона договора оказания услуг по сертификации, заказчиком может быть и заявитель.

Объектами института добровольной сертификации являются:

— договор оказания услуг в сфере добровольного подтверждения соответствия (добровольной сертификации);

— сертификат соответствия;

— знак соответствия;

— система добровольной сертификации.

Законодательные и подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере добровольной сертификации, классифицированы на две группы:

1) основных законов и подзаконных актов в Федеральном законе «О техническом регулировании" — Гражданском кодексе (ч. 1 и 2) и др;

2) группа сопровождающих законов и подзаконных актов в Федеральном законе «О защите конкуренции" — Федеральном законе «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и др.

В законодательстве отсутствует понятие договора оказания услуг в сфере добровольного подтверждения соответствия (добровольной сертификации), нет указаний, в какой форме должен заключаться договор в сфере добровольного подтверждения соответствия, добровольной сертификации, отсутствуют положения о предмете такого договора, не определен вид данного договора. В силу сложившихся обстоятельств на практике договор на проведение добровольной сертификации заключается и в виде подрядного договора, в виде договора на выполнение научно-исследовательских работ, а иногда и в виде смешанного договора, что приводит к путанице в определении характера действий в рамках изучаемого договора, а также в неправильном толковании предмета договора. В научной литературе данная проблема практически не рассматривалась.

Так автор определил вид изучаемого договора: договор должен строиться, исключительно по модели договора возмездного оказания услуг.

В рамках настоящего исследования сформулировано определение договора оказания услуг в сфере добровольной сертификации: договор, заключенный между органом по сертификации, с одной стороны и заказчиком (заявителем) — с другой, в соответствии с которым орган по сертификации на основании поручения заявителя обязуется произвести оценку соответствия объекта сертификации заявленным требованиям (стандарту, правилам и т. д.) с целью определения возможности подтверждения соответствия, а заявитель (заказчик) обязуется оплатить эти услуги.

В связи с этим предлагается поименовать в п. 2 ст. 779 гл. 39 Гражданского кодекса в договор оказания услуг в сфере сертификации, а требования, предъявляемые к такому договору, и условия, необходимые для включения в содержание такого договора, закрепить в Федеральном законе «О техническом регулировании».

В настоящем исследовании определены существенные условия договора оказания услуг по добровольной сертификации: условия о предмете договора, условия о сроке оказания услуг, условия, о которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашениеобычные: условия о стоимости оказываемых услуг (цене договора), о порядке оплаты оказанных услуг.

Права и обязанности сторон выражаются в условиях договора оказания услуг по добровольной сертификации. Общие условия разделены на две группы:

1) в силу гл. 39 Гражданского кодекса обычными условиями изучаемого договора являются: условия о стоимости оказываемых услуг (цене договора) — о порядке оплаты оказанных услуг;

2) в случае установленных правилами функционирования системы добровольной сертификации общими условиями могут являться: характер личного исполнения договораправа и обязанности органа по сертификацииправа и обязанности заявителякачество оказанных услугсдача-приемка оказанных услугусловия о конфиденциальностиответственность сторон договораусловия о порядке применения знака соответствия.

Выделены специальные условия договора оказания услуг по добровольной сертификации: порядок разрешения споровусловия о расторжении и одностороннем отказе от исполнения договораусловие об информировании в случае изменения адреса местонахождения стороны договораусловие об оплате инспекционного контроляусловие об оплате командировочных и иных дополнительных расходовусловие по дополнительной ответственности за нарушение условий договорапорядок пролонгации и дальнейшего сотрудничества в рамках договораиные условия на усмотрение сторон.

Нехватка инструментов гражданско-правового регулирования отношений, возникающих между органом по сертификации и заявителем (заказчиком), выразилось в ошибочном определении и толковании действий, которые осуществляет орган по сертификации в отношении заявителя (заказчика). Процесс добровольного подтверждения соответствия определен как работа. Автором выявлено, что орган по сертификации оказывает услуги. В связи с этим корректировки требует ряд положений Федерального закона «О техническом регулировании», в частности ст. 2 и 21, а также остальные статьи, в которых услуги в сфере подтверждения соответствия называются работами.

На основании анализа правового статуса заявителя сертификации, а также положений законодательства автор сделал вывод: в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О техническом регулировании» понятие и правовой статус заявителя приравниваются к понятию и правовому статусу заказчика услуги как стороны договора, что не соответствует действительности. Не каждый заявитель может быть стороной договора — заказчиком, но каждый заказчик может быть заявителем. Стороной договора в качестве заказчика может быть только:

1) юридическое лицо;

2) индивидуальный предприниматель;

3) физические лица, по своему статусу приравненные к индивидуальному предпринимателю (нотариус, адвокат и т. д.).

Констатируется также, что обычное физическое лицо стороной договора оказания услуг в сфере сертификации быть не может.

Автор предлагает в ст. 2. Федерального закона «О техническом регулировании» добавить понятие «заказчик услуг в сфере сертификации».

Благодаря проведенному исследованию удалось выявить, уникальную особенность, присущую институту добровольной сертификации: исходя из смысла п. 1 ст. 21 Федерального закона «О техническом регулировании» следует, что «добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации». В силу того, что заявка на проведение сертификации содержит все признаки оферты, обязанность быть оферентом при заключении договора оказания услуг по добровольной сертификации, законодательством возложена на заявителя. Данное положение закона нарушает свободу участников гражданских отношений в установлении своих прав и обязанностей на основании договора, а также возможности заключения договора посредством направления оферты органом по сертификации.

В целях устранения выявленной коллизии предложено предоставить возможность органам по сертификации выступать оферентом при заключении договора на оказание услуг по добровольной сертификации.

В п. 3 ст. 21 Федерального закона «О техническом регулировании» предложено изменить формулировку, о регистрации системы добровольной сертификации: «Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию».

Если толковать норму буквально, то обязанности по регистрации системы добровольной сертификации в федеральном органе исполнительной власти нет. Система «может быть зарегистрирована», данная формулировка дает возможность не регистрировать систему добровольной сертификации, следовательно, регистрация не является обязательным условием функционирования системы добровольной сертификации. В законе также не встречается формулировка «зарегистрированная система добровольной сертификации». По мнению автора, в данной статье словосочетание «может быть зарегистрирована» должно быть заменено на слово «регистрируется».

При проведении исследований в рамках настоящей работы установлено, что правила функционирования системы добровольной сертификации являются односторонней сделкой.

Определена форма заключения договора оказания услуг по добровольной сертификации. Выявлены основания изменения и прекращения изучаемого договора, а также последствия такого изменения и прекращения.

Автором определена ответственность сторон договора оказания услуг сертификации, меры ответственности, а также основания освобождения от ответственности. Был изучен вопрос ответственности за некачественно оказанные услуги со стороны органа по сертификации, в связи, с чем ст. 41 Федерального закона «О техническом регулировании» предлагается дополнить п. 2 следующего содержания: «орган по добровольной сертификации, нарушивший правила выполнения работ по сертификации, а также если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей условиям национальных стандартов, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров, того, на соответствие чего осуществлялась проверка соответствия, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором оказания услуг в сфере сертификации».

В ходе проведенного исследования удалось систематизировать законодательство в сфере добровольной сертификации, а также рассмотреть и внести предложения по его оптимизации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 18.12.2006 N 230-Ф3 // СЗ РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 26 января 1996 г. № М-ФЗ // СЗ РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ // СЗ РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СЗ РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
  7. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
  8. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // СЗ РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  10. Гражданский процессуальный кодек Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 // СЗ РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
  11. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
  12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
  13. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
  14. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785.
  15. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
  16. Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи"//СЗ РФ 11.04.2011,14 15, ст. 2036.
  17. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-Ф3 „Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“ // Российская газета», N 100, 05.06.2002.
  18. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  19. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета", N 256, 31.12.2001.
  20. Конституция Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. // Российская газета", N 7, 21.01.2009- СЗ РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  21. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 1.
  22. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ, 05.01.2009, N 1, ст. 15.
  23. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3430.
  24. Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» // Российская газета", N 140, 02.07.2008.
  25. Закон от 10.06.1993 N 5151−1 «О сертификации продукции и услуг» // Российская газета", N 120, 25.06.1993 (утратил силу).
  26. Постановление правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» // СЗ РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2575.
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» // СЗ РФ, 02.02.2004, N 5, ст. 371.
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работ по подтверждению соответствия» // СЗ РФ, 09.03.2009, N 10, ст. 1221.
  29. Приказ ФНС РФ от 02.07.2009 N ММ-7−6/353@ «Об утверждении требований к сертификату ключа подписи и списку отозванных сертификатов для обеспечения единого пространства доверия сертификатам ключей электронной цифровой подписи» // СПС «Консультант Плюс»
  30. Р 50.4.005−2002 «Система сертификации ГОСТ Р. Требования к руководителю органа по сертификации» утвержден 07.02.2002 Госстандарт России Постановление 57-ст. // М.: ИПК Издательство стандартов, 2002 г.
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации». // СЗ РФ, 2001, N 1, часть II, ст. 135
  32. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 «Об утверждении правил оказания платных ветеринарных услуг» // СЗ РФ", 17.08.1998, N 33, ст. 4012.
  33. Т.Е., Кабалкин А. Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 Т. Т. 1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, Части первой, «Юрайт-Издат», 2007. 1060 с.
  34. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно практический комментарий // Отв. ред. Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин. — М.: Изд-во БЕК, 1996. — 976 с.
  35. М.М. Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. 1.-М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. 490 с.
  36. М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву Т.1 М.: Центр ЮрИнформ, 1940. — 175 с.
  37. С.С. Теория государства и права. М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА, 1998.-560 с.
  38. И.З., Версан В. Г. Техническое регулирование теория и практика. М.: ВНИИС, 2005. — 312 с.
  39. .Т. Сущность позитивной ответственности // Правоведение. 1979. N 4. 9 с.
  40. И.В. Гражданско-правовой договор: классическая традиция и современные тенденции. — М.: Статут, 2006. 204 с.
  41. В.Я. Основы технического регулирования, М.: ООО РИА Стандарты и качество, 2008. — 424 с.
  42. К.П. Некоммерческие организации в системе юридических лиц // Цивилистические записки. М., Екатеринбург, Вып. 3, 2004.-392 с.
  43. H.A. Сертификация туристических услуг // Налоги (газета), 2006 г. N 43. 8 с.
  44. А.Б. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» // постатейный. Книжный мир. М.: 2009. — 272 с.
  45. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: книга первая. М.: Статут, 2002. — 842 с.
  46. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: книга третья // Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2004. — 1054 с.
  47. С.Н., Иоффе О. С. Гражданское право: Учебное пособие. -М.: 1967.- 167 с.
  48. И.Л. Договор подряда: Отдельные виды обязательств. -М.: Госюриздат, 1954. 360 с.
  49. A.A. Место и роль обязательной сертификации среди иных форм подтверждения соответствия // Военно-юридический журнал, 2007 г, N 4.-12 с.
  50. В.Г., Элькина Г. И. Техническое регулирование, Экономика, 2006. 678 с.
  51. В.В. Существенные условия договора // Хозяйство и право. 1998. N7.- 13 с.
  52. В.В. Проценты по денежному обязательству как форма ответственности // Хозяйство и право. 1997. N 8. 12 с.
  53. М.А. Стороны договора бытового подряда // Юрист, 2008 г, N11.-30.
  54. В.В. Международное частное право: 3-е издание. М.: Норма, 2006. — 420 с.
  55. Э.П. Комментарий к нормам главы 38 ГК РФ // Патенты и лицензии, 2005, N 2. 14 с.
  56. Г. Р. Защита прав потребителей: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2008. — 192 с.
  57. М.Н. Обязательственное право: Учебник для вузов. -1-е издание. Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер», 2003. — 448 с.
  58. .М. Учение об обеспечении обязательств // Вопросы теории и практики. М.: Статут, 2004. — 222 с.
  59. В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей // Осуществление и защита гражданских прав. М.: 2000 г. (серия «Классика российской цивилистики»). — 421 с.
  60. Д.А. Неустойка: теория, практика, законодательство. -М.: Статут, 2005.- 172 с.
  61. Л.Ю. Одновременное взыскание договорной неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами: двойная ответственность? // Корпоративный юрист. 2006, N 7. 10 с.
  62. Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. -М.: Статут, 2007. — 284 с.
  63. Т.А., Чапкевич Л. Е. Комментарий к Федеральному Закону «О Техническом регулировании»: (постатейный), издание третье, переработанное и дополненное. Юстицинформ, 2008. 162 с.
  64. В.З. Некоторые аспекты гражданско-правовой ответственности // Современное право, 2008, N 11. 9 с.
  65. C.JT. Возмещение убытков в Гражданском и Арбитражном процессе. Волтерс Клувер, 2009. 208 с.
  66. Д.В. Основания возмещения и особенности доказывания убытков // Юрист, 2008, N 7. 10 с.
  67. М.В. правовые проблемы внутрисистемного регулирования добровольной сертификации в сфере деятельности, связанной с пользованием недрами // Юрист, 2007, N 7. 12 с.
  68. М.А. Общие особенности существенных условий соглашения об изменении или расторжении договора // Право и экономика, 2009, N 1, — Юс.
  69. И.В. Предпринимательское право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2006 г. — 560 с.
  70. В.В. Основные институты гражданского права зарубежных стран // Сравнительно-правовые исследование. М.: Норма1999.-583 с.
  71. О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. М.:2000. (серия «Классика российской цивилистики»). 531 с.
  72. О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву // Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000. (серия «Классика российской цивилистики»). — 665 с.
  73. А.Ю. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 3. 10 с.
  74. А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М, 1980. — 256 с.
  75. А.Ю. Договор бытового подряда // Российская юстиция, 1998. № 8. 7 с.
  76. В.А. Возмездное оказание услуг // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст. Комментарий. Алфавитно-предметный указатель. М.: 1996. — 879 с.
  77. Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве // Избранное: Труды. Статьи. Выступления. М., 1998. -312 с.
  78. А.Г., Масляева А. И. Гражданское право. Часть первая: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 536 с.
  79. В.П. Камышанский, Н. М. Коршунов, Иванов В. И. Гражданское право. Часть вторая: Учебник. М.: Эксмо, 2010. — 704 с.
  80. А.Г. Неустойка как средство защиты прав кредитора в российском и зарубежном праве. М.: Статут, 2005. — 286 с.
  81. А.Г. Расторжение нарушенного договора в Российском и зарубежном праве. М.: Статут, 2007. — 876 с.
  82. Н.И. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Контракт, 1995. — 275 с.
  83. Н.В. Договор оказания правовых услуг // Законодательство. 2002. № 4. 13 с.
  84. Г. А. Договоры подряда образцы, рекомендации, комментарии. -М.: АЛЬФА press, 2005. 144 с.
  85. В.И. Соотношение вины и противоправности в гражданском праве // Правоведение. М.: 1957. № 1 .-15с.
  86. М.В. Основы договорного права. Учебник. М.: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова — 2006. — 576 с.
  87. М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. Л.: 1990. — 107 с.
  88. A.A., Субботин М. В. Односторонний отказ от исполнения договора как основание расторжения договора. М.: СПС Консультант Плюс, 2009 г.
  89. В.Ю., Калмыкова A.B. Опыт и правовые проблемы технического регулирования // Журнал российского права, 2008, N 3. 14 с.
  90. Малофеев С. С, О применении электронной цифровой подписи в электронном документообороте // Жилищное право: 2009, N 6. — 8 с.
  91. Н.И., Малько A.B. Теория государства и права: Курс лекций 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. — 776 с.
  92. A.B. Теория государства и права. М.: Маркет ДС корпорейшн. 2007. — 516 С.
  93. Менеджмент: горизонты ИСО // ВНИИС, 2009 г., № 3. 4 с.
  94. Менеджмент: горизонты ИСО // ВНИИС, 2009 г., № 4.-5 с.
  95. A.A. Гражданское право России. Волгоград: ВФ МУПК, 2003.-685 с.
  96. Н.К., Суденко В. В. Радиотелефонная сотовая связь: правовое регулирование оказания услуг. М.: Книжный мир, ВГНА МНС РФ2004.- 118 с.
  97. B.C. Общая теория права и государства. М.: Норма, 2004 г. — 540 с.
  98. П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение. 1971. N3.-58 с.
  99. Новицкий И. Б, Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М.: 1950.-416 с.
  100. И.Б. Сделки. Исковая давность // Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т 1. М.: 2006. (серия «Классика российской цивилистики»). — 398 с.
  101. Л.А. Проценты по денежным обязательствам: издание второе, исправленное и дополненное. М.: Статут, 2003. — 176 с.
  102. Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. М.: 1996. — 190 с.
  103. Л.А. О сфере действия статьи 422 Гражданского кодекса / Гражданское право современной России / Сост. Козырь О. М. и Маковский А. Л. Статут, 2008. 15 с.
  104. А.Ф., Аронов И. З. Комментарий в Федеральному закону «О техническом регулировании». М.: Росиспытания 2009. — 404 с.
  105. А.Ф. Федеральный Закон «О Техническом регулировании»: От уточнения сферы действия к эффективной реализации // Законодательство и экономика, 2008, N 8. — 49 с.
  106. Павлодский Е. А, Левшина Т. Л, Договоры в предпринимательской деятельности. // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской федерации, -М.: 2007.-265 с.
  107. A.B. Правовые и экономические механизмы использования систем добровольной сертификации на рынке труда. М.: Право и политика, 2007, N 2. — 20 с.
  108. A.C. О законодательстве Российской Федерации в области подтверждения соответствия продукции, работ, услуг. // Таможенное дело, 2008, N 1.- 12 с.
  109. A.C. Европейский модульный подход и отечественные способы подтверждения качества и безопасности продукции // Гражданское право, 2006, N 4. 3 с.
  110. Я.Е. Комментарии к ФЗ «О техническом регулировании» // комментарии ст. 21. СПС Консультант Плюс. 2004.
  111. Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О Техническом регулировании». СПС Консультант плюс, 2004.
  112. A.C. Теория государства и права. Издательство Городец, 2003.-544 с.
  113. В.И., Колосовский A.B. Понятие юридической ответственности // Южно-Уральский юридический вестник. 2005. N 3(41). -12 с.
  114. Главный редактор Прохоров A.M. Большой энциклопедический словарь. М.: Издательство Советская энциклопедия, 1991. — 5445 с.
  115. A.B., Королькова В. И., Воробьева Г. Н. Стандартизация и сертификация в сфере услуг: Учеб. пособие М.: Мастерство, 2002. — 208 с.
  116. М.Г. Ответственность за неисполнение денежного обязательства: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М.: Изд-во Междунар. центра финансово-эконом. развития 1995.- 146 с.
  117. Советское гражданское право. В 2 ч. / под ред. В. А. Рясенцева. М, 1986. Ч. 1.-612 с.
  118. О.Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации, «Статут», 2009. 224 с.
  119. Р.Н. Проблемы формирования законодательства о техническом регулировании деятельности хозяйствующих субъектов в нефтегазовом комплексе // Юрист, 2007, N 5. 5 с.
  120. Л.В. Услуги в гражданском праве России. М.: Волтерс Клувер, 2006. — 160 с.
  121. А.П. Гражданское право: Учебник, том 1, М.: Велби, 2009.- 1006 с.
  122. А.П. право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2003. — 752 с.
  123. Л.Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание консультационных услуг //Юрист, М.: 2007. — 339 с.
  124. Л.Б. Проблемы определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания информационных // Арбитражный и гражданский процесс, 2008, N 7. 7 с.
  125. Л.Б. Условия о цене и порядок ее формирования в договоре на возмездное оказание консультационных услуг: проблемы теории и практики // Нотариус, 2007, N 4. 8 с.
  126. Д.И. Услуги как объект гражданских прав. М.: Статут, — 349 с.
  127. Е.А. Российское гражданское право: учебник, том 1. — М.: Статут, 2010. 957 с.
  128. Е.А. Российское гражданское право: учебник, том 2. -М.: Статут, 2010. 1206 с.
  129. Ю. Передача оказанных услуг: фикция или реальность // Коллегия, 2004, № 6. 10 с.
  130. B.C., Исполнение обязательств, М.: Юрид. Лит, 1973.208 с.
  131. В.Н. Теория государства и права: учеб. для вузов. 3-е изд., дополн. и испр. — М.: Омега-Л, 2008. — 384 с.
  132. И.В. Договорная работа. Проспект. 2010. 192 с.
  133. O.A. Гражданское право: Учебник для сузов. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 480 с.
  134. О.В. Правовое регулирование экспертизы качества товара // Юрист, 2006 г, N 11. 8 с.
  135. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995. — 556 с. 1. Материалы практики.
  136. Пленум Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 4, 2005 г. клх <*f • <9> ф-i
  137. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 ноября 2006 г. по делу N Al 1−18 924/2005-К1−2/932−8 // «СПС Консультант Плюс».
  138. Федеральный Арбитражный суд Московского округа, Постановление от 18 мая 2010 г. N КГ-А40/1648−10 по делу N А40−83 610/09−48−693 // «СПС Консультант Плюс».
  139. Федеральный Арбитражный суд Московского округа, Постановление от 18 мая 2010 г. N КГ-А40/1648−10 по делу N А40−83 610/09−48−693 // «СПС Консультант Плюс».
  140. Определение Верховного суда Российской Федерации, от 4 февраля 2003 г. по делу № 11-Г03−2 // «СПС Консультант Плюс».
Заполнить форму текущей работой