Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воздействие художественной культуры стран Дальнего Востока на европейский модерн: Живопись, графика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заключительная и основная глава данного исследования посвящена проблеме взаимоотношений двух художественных культур — дальневосточной и европейского модерна, имеющих точки соприкосновения несмотря на географическую отдаленность, различное мировосприятие и отношение к человеку. Произведения модерна заключают в себе заимствованные у Дальнего Востока художественные принципы. В процессе параллельного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Основные философские идеи, сложившиеся в странах Дальнего Востока и их отражение в искусстве
    • 1. Конфуцианство
    • 2. Даосизм
    • 3. Буддизм
  • Глава II. Взаимовлияние художественных культур дальневосточного региона
    • 1. Искусство Кореи
    • 2. Взаимовлияние Кореи и Японии
  • Глава III. Влияние искусства стран Дальнего Востока на художников европейского модерна
    • 1. Мотивы, сюжеты
    • 2. Понимание «Пространства — Пустоты»
    • 3. Линия
    • 4. Ритм
    • 5. Синтез искусств

Воздействие художественной культуры стран Дальнего Востока на европейский модерн: Живопись, графика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В преддверии XXI века кажется опять назревшим вопрос о взаимовлиянии культур Запада и Востока, в прошлом неоднократно имевших место. Процесс познания новой, практически незнакомой культуры развивался почти параллельно и шел в двух направлениях: от Востока к Западу и наоборот. В данной работе будет рассматриваться движение только в одну сторону, то есть мы затронем лишь проблему влияния художественной культуры Дальнего Востока на западное и русское искусство.

Сопоставление культур европейского и дальневосточного регионов позволяет охарактеризовать их типологические признаки. Как указывает Н. С. Николаева в книге «Япония — Европа. Диалог в искусстве"(1996), в европейском искусстве и в культуре Дальнего Востока понимание формы, пространства имело свои характерные особенности. Личность художника формировалась, с одной стороны, на основе античной и христианской традиции, а с другой стороны в свете буддийско — конфуцианской философии1.

Помимо буддизма и конфуцианства, в основе восточной культуры лежит даосизм, существенно повлиявший на мировоззрение Кореи и Японии и с давних пор занимавший не менее важное, чем учения Будды и Конфуция, место в восточной философии. Особенно идеи даосизма оказали сильное влияние на развитие пейзажного жанра. Главная мысль Дао — это существование универсальной цепи изменений и превращений на основе естественных законов бытия.

Философско-эстетическое мировосприятие и мировоззрение Дальнего Востока не может быть понятым без основ древнейшего памятника философской мысли в Китае «И цзин», построенного на утверждении существования дуалистической структуры мира, состоящей из неразрывных первоначал — инь и ян, означающих пассивное и активное, тёмное и светлое, женское и мужское. В этом воплотилась идея стремления к воссоединению противоположного, к гармонии целостного мироздания.

Таким образом, автор посвящает первую главу исследования и прежде всего отмечает эстетико-философскую концептуальную основу дальневосточного бытия (конфуцианство, даосизм, чань-буддизм), необходимую для понимания миросозерцания и творческой деятельности людей, населяющих этот регион.

В процессе сближения художественных культур Востока и Запада особо следует выделить феномен Японии, воинственной в прошлом и экономически развитой сегодня страны, интерес к которой возник во второй половине XIX века и устойчиво сохраняется до наших дней.

Как отмечалось исследователями, в конце 80-х годов XIX века возникло представление о новом европейском искусстве, рождение которого принято связывать с рядом предпосылок, среди которых одно из первых мест занимает освоение художественного опыта Японии. Модерн, просуществовавший относительно небольшой промежуток времени — около тридцати лет, в наибольшей мере подвергся влиянию восточного искусства.

Но отмечая ту огромную роль, какую сыграло в развитии модерна знакомство европейцев с ярким и самобытным творчеством японских художников необходимо так же определить место «Страны восходящего солнца» среди культур дальневосточного региона. Говоря о Дальнем Востоке, обычно называют три страны, развитие которых имеет совершенно особое значение в общем историческом контексте региона — это Китай, Корея и Япония. В процессе формировании восточной культуры роль родоначальника сыграл Китай, под сильным влиянием которого развивались в экономическом, политическом, философском и культурном отношении Корея и Япония.

Подвергаясь внешнему китайскому воздействию, каждая страна тем не менее сформировала свой индивидуальный стиль.

По нашему мнению, нельзя забывать некоторые факты из истории взаимоотношений Кореи и Японии, тем более, что некоторые, имевшие место в реальной истории события вычеркнуты из анналов.

На протяжении долгой истории, начиная с периода Трех.

2 3 государств и до существования государства Чосон, в течении полутора тысяч лет, Корея оказывала определенное влияние на развитие японской культуры, ускоряя постижение, выработанных корейскими мастерами технических приемов и художественных принципов, в результате чего Япония весьма скоро сумела сформулировать свои собственные стилистические особенности, образную структуру, отвечающие представлениям японского человека о мире, природе, людях.

Подтверждение тому, что Корея оказывала влияние на Японию, можно найти в архивах двух стран. Известно, что многие корейские художники были направлены в Японию для работы. Они оставили свои произведения, оказавшие большое влияние на развитие японской культуры. Известно также, что неоднократно захватывая Корею, Япония вывозила корейские сокровища, которые принадлежат ей до настоящего времени. Для Японии Корея была своеобразным мостом, окном, через которое проникало влияние культуры Китая, как родоначальника искусства стран дальневосточного региона.

Рассматривая прямое влияние японского искусства на западное, а шире — культур Дальнего Востока на Европу и через нее на Россию, интересным представляется проследить, какие черты корейского искусства в лоне японской культуры, повлиявшей на модерн, получили отражение в европейском художественном творчестве.

Научная новизна данной работы заключается в самом подходе к изучению избранной темы. Автор, в отличие от других исследователей акцентирует внимание на той роли, которую играла в процессе взаимоотношений стран дальневосточного региона, и шире Востока-Запада, Корея. Подобная методика используется впервые, так как несмотря на многочисленная исследования, посвященные культурным контактам Европы и Дальнего Востока, практически всегда несколько нивелировалось значение корейского искусства в диалоге двух культур. Поэтому во второй главе будет весьма подробно говориться об эстетических особенностях искусства Кореи, о взаимовлияниях искусства Кореи и Японии, имевших на протяжении почти всей истории тесные и глубокие культурные связи, существование которых подтверждается конкретными историческими фактами и анализом произведений искусства.

Заключительная и основная глава данного исследования посвящена проблеме взаимоотношений двух художественных культур — дальневосточной и европейского модерна, имеющих точки соприкосновения несмотря на географическую отдаленность, различное мировосприятие и отношение к человеку. Произведения модерна заключают в себе заимствованные у Дальнего Востока художественные принципы. В процессе параллельного сравнения культур Востока и Европы в качестве методологических «срезов» используются такие характеристики как мотивы, сюжеты, понимание «пространства-пустоты», линия, ритм и синтез искусств.

Огромную помощь автору в более глубоком изучении проблемы, оказали многочисленные труды, посвященные диалогу между восточной и западной культурами. Это работы Н. И. Конрада «Запад и Восток», Б. Роуленда «Искусство Запада и Востока», Е. В. Завадской «Эстетические проблемы живописи старого Китая», Н. С. Николаевой «Япония — Европа. Диалог в искусстве», Sullivan M. «The Meeting of Eastern and Western Art» и другие. Весьма важными для уяснения проблематики были так лее исследования, авторы которых затрагивали вопросы об искусстве Китая, Японии, и Кореи: Ана Хуи Джун, Хона Сон Фё, Кима Джон Тэ, Н. А. Виноградовой, Н. С. Соколова, В. Е. Бродского, Н. С. Николаевой и т. д. помимо этого использовался ряд трудов о европейском и русском символизме и модерне, например Д. В. Сарабьянова, М. Ф. Киселева, В. А. Крючковой, А. А. Русаковой, Е. А. Борисовой, Г. Ю. Стернина и других ученых.

Заключение

.

При попытке сравнить различные культуры, перед исследователем встает ряд сложнейших проблем. Разное миропонимание, разные представления о человеке и его месте в этом мире, являются причиной того, что при введении произведений одной культуры в контекст другой, эти произведения получают иное истолкования, иное звучания. Этот вопрос вызывает повышенный интерес тем более, что эта обособленность культурных пространств сохраняется и до нынешнего дня. Но эта обособленность не может быть названа изолированностью, т. к. постоянно делаются шаги по пути сближения культур. Этот процесс важен не только как возможность познакомиться с сокровищами другой художественной среды, но и как путь собственного духовного обогащения.

Выбранная тема проникновения культурных особенностей Дальнего Востока в европейское искусство рассматривается автором с иной, несколько отличной от традиционной, ставшей ортодоксальной точки зрения. Анализируя общие эстетико-философские концепции в дальневосточной культуре особое внимание уделяется значению отечественного (корейского) искусства.

Находясь в конце XX века на пороге нового тысячелетия в общественном сознании вновь возник интерес к искусству конца прошлого, XIX века. Одной из причин этого является то, что к концу века человечество подводит своеобразные итоги столетия. С одной стороны свершившиеся за это время трагедии, бедствия, войны порождают в сознании людей пронизанные пессимизмом мысли. С другой, функции спасительного начала в этот период берет на себя именно искусство. В конце XIX века модерн проповедует равную значимость и полезность всех видов искусства, так как все они прославляют «единственную истину» — красоту, наслаждение которой радует и нравственно облагораживает человека, то есть спасает его от духовной и физической гибели. В свете этого может быть более понятным желание «открыть», познать чужую, неизведанную культуру.

В процессе формирования нового стиля в Европе огромное значение имело очередное «открытие» Европой Востока, главным образом японского искусства. Вполне вероятно, что тема данного исследования носит несколько абстрактный и широкий характер, а избранная методика направлена на то, чтобы познакомить поближе с памятниками национальной корейской культуры, выявить ее особенности. Но этот вопрос кажется для автора чрезвычайно важным и достойным подробного исследования.

Благодаря новому стилю конца XIX — начала XX века, сформировавшемуся в результате повышенного интереса к различным культурам (искусство Дальнего Востока и европейский модерн) оказалось возможным сосуществование двух крупных мировых центров в общей атмосфере взаимопонимания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . В. Русская живопись. Мысль и думы. Л, — М., 1966.
  2. П. А. Китайское искусство. Киев., 1956.
  3. П. А. Русская графика начала Х1Х-ХХ века и японская цветная ксилография // Книга и графика. М., 1972.
  4. Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1994.
  5. В. Е. Японское классическое искусство. М., 1969.
  6. Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
  7. Л. С. Культурно-религиозные традиции стран Востока. М., 1976.
  8. Л. От Мане до Лотрека. М., 1958.
  9. Н. А. Искусство средневекового Китая. М., 1962.
  10. Н. А., Николаева Н. С. Искусство стран Дальнего Востока. (Малая история искусств: 8 .). М., 1979.
  11. Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.
  12. ВиноградоваН. А. Искусство Японии. М., 1985.
  13. Н. А. Искусство Китая. М., 1988.
  14. Н. А. и др. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. М., 1997.
  15. . Т. Модерн: проблемы синтеза // Вопросы искусствознания. 2−3 / 94. М., 1994.
  16. М. В. Древняя Корея. М., 1961.
  17. . Г. Кацусика Хокусай. Графика. М., 1975.
  18. . Г. Японская гравюра. М., 1963.
  19. Вячеслав Иванов. Чурлянис и проблема синтеза искусств // Аполлон. №. 3. 1914.
  20. М. Ю. Михаил Врубель. 1956 1910. С.-Петербург., 1996.
  21. О. Н. Искусство Кореи. С древнейших времен до конца XIX века. М., 1982.
  22. О. Н. Огата Корин // Искусство Японии. М., 1965.
  23. П. Письма. Ноа Ноа // Прежде и потом. Л., 1972.
  24. С. В. Лев Бакст. М., 1992.
  25. И. Э. Японцы //Мир искусства. 1902. № 2.
  26. И. Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М., 1965.
  27. Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979.
  28. Т. П. Один из случае влияния китайской философии на мировоззрение японцев // Роль традиции в истории и культуре Китая. М., 1972.
  29. Л. М. Некоторые аспекты портретной живописи конца XIX века // Советское искусствознание 76. Вы. 2. М., 1977.
  30. А. П. М. В. Добужинский // Вступительная статья к каталогу выставки. М., 1975.
  31. А. П. Константин Андреевич Сомов. Альбом. М., 1973.
  32. В. Т. Хиросигэ. Л., 1973.
  33. ДеникеБ. Японская гравюра. М., 1935.
  34. Р. Древние когурёсцы. М., 1972.
  35. В. Д. Искусство и философия. М., 1986.
  36. М. М. В. Э. Борисов-Мусатов. М., 1993.
  37. Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975.
  38. Е. В. Восток на Западе. М., 1970.
  39. Е. В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977.
  40. Е. В. Беседы о живописи Ши-тао. М., 1978.
  41. Е. В. Мудрое вдохновение Ми Фу. М., 1983.
  42. А. Н. Идея космоса в буддийской мысли // Страны и народы Востока. Вы. XV. М., 1973.
  43. А. Я. Философское мышление и художественное творчество. М., 1987.
  44. Иван Яковлевич Билибин. Статьи, письма, воспоминания о художнике. Л., 1970.
  45. Иэнага Сабуро. История японской культуры. Перевод с японского. М., 1972.
  46. Н. А. Искусство Кореи. М., 1990.
  47. Кин Д. Японцы открывают Европу. 1720 -1830. М., 1972.
  48. Е. И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии //Советское искусствознание 78. М., 1979.
  49. Е. И. Федор Шехтель. М., 1973.
  50. М. Ф. Мария Васильевна Якунчикова. М., 1979.
  51. М. Ф. Символизм и модерн в художественной культуре конца XIX начала XX века. Проблема стиля // Человек и природа. № 10. М., 1992.
  52. М. Ф. Проблемы московского модерна. Живопись, графика. М., 1991.
  53. М. Ф. Графика А. П. Остроумовой-Лебедевой. М., 1984.
  54. Н. И. Запад и Восток. М., 1966.
  55. Н. И. Избранные труды. Синология. М., 1977.
  56. Н. И. О смысле истории. Запад и Восток. М., 1972.
  57. Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980.
  58. Корейское классическое искусство. Сборник статей. М., 1972.
  59. О. Я. Мир Гогена. М, 1991.
  60. О. Я. Живописная система Борисова Мусатова. М., 1980.
  61. В. А. Эстетика даосизма. М., 1993.
  62. В. Символизм в России // Символизм в России. С.- Петербург., 1996.
  63. В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994.
  64. В. В. Соната весны, творчество М. К. Чюрленис. Л., 1971.
  65. Н. П. Мир искусства. М., 1977.
  66. В. Н. Проблемы взаимоотношения искусства и философии. М., 1980.
  67. В. А. Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов. Л., 1980.
  68. Личность в традиционном Китае. Сборник статей. М., 1992.
  69. А. Будда, Конфуций: Жизнь и учение. М., 1995.
  70. А. Е. Дао «Книги Перемен». М., 1993.
  71. В. В. Конфуций. М., 1996.
  72. В. В. Философия Чжуан цзы: забытье, пробуждение, немое слово. Дао и даосизм в Китае. М., 1982.
  73. В. В. Чжуан-цы: Ле-цы. М., 1995.
  74. В. В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М., 1987.
  75. В. В. Антология даосской философии. М., 1994.
  76. В. В. Китай в XVI ХУП веках. Традиция и культура. М., 1995.
  77. Мастера искусства об искусстве. Т. 1. М., 1965.
  78. Мастера искусства об искусстве. Т. 7. М., 1969.
  79. Е. Уистлер и французские импрессионисты // Импрессионисты, их современник, их соратники. М., 1976.
  80. Э. Мир Чюрлениса //Чюрленис. М., 1971.
  81. Е. Б. Проблема синтеза пространственных искусств. М., 1982.
  82. И. Ф. К проблеме синтеза в искусстве стран Азии // Синтез в искусстве стран Азии. М., 1993.
  83. И. Ф. Декоративная основа дальневосточной живописи тушью // Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М., 1971.
  84. М. Г. Традиции и новаторство. В русском искусстве конца XIX -начала XX века. М., 1991.
  85. Н. С. Декоративное искусство Японии. М., 1972.
  86. Н. С. Японские сады. М., 1975.
  87. Н. С. Декоративные росписи Японии 16−18 веков. М., 1989.
  88. Н. С. Дальневосточные художественные идеи в контексте русской культуры//Вопросы искусствознания 2−3/93. М., 1993.
  89. Н. С. Японские мотивы в искусстве модерна // Вопросы искусствознания 2−3 / 94. М., 1994.
  90. Н. С. Япония Европа. Диалог в искусстве. Середина 16 — начало 20 века. М., 1996.
  91. Н. С. Художественные особенности традиционного японского интерьера // Искусство Японии. М., 1965.
  92. ОдиноковаЕ. А. Андрей Петрович Рябушкин. Альбом. М., 1977.
  93. Остроумова-Лебедеба А. П. Автобиографические записки. Т. 1. Л, 1935.
  94. С. Мир искусства. М., 1993.
  95. Л. С. Слово Конфуция. М., 1992.
  96. Л. С. Конфуций о человеке // Личность в традиционном Китае. М., 1992.
  97. А. Поль Гоген. М., 1995.
  98. А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М., 1991.
  99. Л. Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967.
  100. А. В. Япония в творчестве художников школы Глазго: проблема копирования и интерпретации // Проблема копирования в европейском искусстве. М., 1998.
  101. Г. С. Канон и шаблон (в китайкой культуре)//Традиция в культуре Китая. М., 1968.
  102. Л. Е. Поздние даосизм о природе, обществе и искусство. М., 1979.
  103. В. Н. Постимпрессионизм // Об искусстве и искусствознании. М., 1985.
  104. И., Князева В. Русский портрет конца XIX начала XX века: Живопись. Графика. М., 1980.
  105. Д. Постимпрессионизм. Л, — М., 1962.
  106. О. О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Пб., 1919.
  107. Ф. Искусство Чюрлениса: Жизнь. Живопись. Музыка. Поэзия. Философия творчества. М., 1993.
  108. Ронда и Джеффри Купер. Шедевры искусства Китая. Минск., 1997.
  109. . Искусство Запада и Востока. М., 1958.
  110. Д. Принципы китайской живописи. М., 1989.
  111. В. А. Идеология и культура древнего Китая. М., 1971.
  112. А. А. Символизм в русской живописи. М., 1995.
  113. А. Борисов Мусатов. Альбом. Л., 1975.
  114. А. Смотрящий с высоты//Чюрленис. М., 1971.
  115. Садакити Гартман. Японское искусство. СПб., 1909.
  116. К. Го Си. Л., 1978.
  117. Д. В. Стиль модерн. М., 1989.
  118. Д. В. История русского искусства конца XIX начала XX века. М., 1993.
  119. Д. В. Русская живопись среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980.
  120. Д. В. Валентин Серов //Валентин Серов. Альбом. Л., 1987.
  121. Д. В. В. А. Серов // История русского искусства. Т. 10. кн. I. М., 1968.
  122. Е. А. Японская театральная гравюра 17−19 вв. М., 1990.
  123. Слово о живописи из сада с горчичное зерно./ Пер. с кит. Е. В. Завадской. М., 1969.
  124. Соколов-Ремизов С. Н. Художественный синтез термин, понятие, явление // Синтез в искусстве стран Азии. М., 1993.
  125. Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX века. М., 1984.
  126. Стерноу Сюзанна А. Арт Нуво. Дух прекрасной эпохи. Минск., 1997.
  127. П. К. Врубель. М., 1991.
  128. К. Архитектура Японии. Традиция и современность. М., 1976.
  129. В. Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток-Запад. М., 1989.
  130. Д. Изящное искусство создавать себе врагов. М., 1970.
  131. ЧерневичЕ. Русский графический дизайн 1880−1917. М., 1997.
  132. Ф. В. Философия искусства. М., 1966.
  133. Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983.
  134. Ю. К. Китайская классическая «Книга Перемен». М., 1993.
  135. Ф. И. Философское учение буддизма. Пб., 1919.
  136. М. Миф как большая симфония. Л., 1970.
  137. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао цзы и его учение. М.-Л., 1950.1. На корейском языке.
  138. Ан Хуи Джун. Традиции корейской живописи. Сеул., 1993.
  139. Ан Хуи Джун. История корейской живописи. Сеул., 1980.
  140. Ан Хуи Джун. Новые тенденции в живописи позднего периода династии Чосон // сб. Древнее искусство. Вы. 134. Сеул., 1977.
  141. Ан Хуи Джун. Исследование школы Чже в Корее // сб. Материалы искусства. Сеул., 1977.
  142. Ан Хуи Джун. Взаимодействие живописи эпох Коре и раннего Чосон с искусством Китая // сб. сбор Асеа. Вы. 13. Сеул., 1979.
  143. Ан Хуи Джун. Влияние искусства раннего периода Чосон на Японию // жур. Геганмисул. Вы. 36. 1985.
  144. Ан Хуи Джун. Живопись раннего периода Чосон и монохромная живопись периодаМуромати//сб. Научный сбор Кореи. Т. 3. Сеул., 1976.
  145. Дао дэ Цзин. / Пер. с кит. Пак Ил Бон. Сеул., 1996.
  146. Им Чан Сун. Роль искусства Чхуса в искусстве Кореи // Красота Кореи. Т. 17. Сеул., 1981.
  147. Ким Вон Ён. История корейского искусства. Сеул., 1973.
  148. Ким Вон Ён. Росписи древних гробниц Кореи. Сеул., 1980.
  149. Ким Вон Ён. Понимание древнего искусства Кореи. Сеул., 1981.
  150. Ким ВонЁн. Поиски корейской красоты. Сеул., 1996.
  151. Ким Вон Ён. Исследование истории корейского искусства. Сеул., 1987.
  152. Ким Вон Ён и Ан Хуи Джун. История корейского искусства. Сеул., 1993.
  153. Ким Джон Тэ. Записки о живописи Дальнего Востока. Сеул., 1978.
  154. Ким Джон Тэ. Записки о корейской живописи. Сеул., 1994.
  155. Ким Джон Тэ. Идейное содержание живописи Дальнего Востока. Сеул., 1993.
  156. КимЁн Джун. Просмотр корейского искусства. Сеул., 1993.
  157. Ким Хо Ён. Народная живопись Кореи. Сеул., 1980.
  158. Ким Сон Хан. Корея в Японии. Сеул., 1985.
  159. Ким Чол Сун. Суждение народной живописи Кореи. Сеул., 1991.
  160. Ким Ыи Хван. Исследование деятельности Чосон Тон-син-са. Сеул., 1985.
  161. Ко Ю Con. Прогулка, знакомящая с красотой Кореи. Сеул., 1977.
  162. Коун Док Джу. Идейное содержание китайского искусства. Сеул., 1982.
  163. Ли Дон Джу. Малая история корейской живописи. Сеул., 1972.
  164. Ли Дон Джу. Шедевры корейского искусства в Японии. Сеул., 1974.
  165. Ли Дон Джу. Буддийская живопись Коре // Красота Кореи. Альбом. Сеул., 1981.
  166. Ли Дон Джу. Красота наших старинных картин. Сеул., 1997.
  167. Ли Дон Джу. История корейской живописи. Сеул., 1987.
  168. Ли Джин Хи. Культура Кореи и Японии. Сеул., 1986.
  169. Ли Сон Ми. Символизация «четырех благородных» и распространение этой иконографии в искусстве//Красота Кореи. Т. 18. Альбом. Сеул., 1981.
  170. Ли Ын Бон. Древняя религиозная идея Кореи. Сеул., 1984.
  171. Мэнь Ин Джэ и др. Портрет // Красота Кореи. Т. 20. Альбом. Сеул., 1981.
  172. ПакЁн Сук. Происхождение корейского искусства. Сеул., 1990.
  173. Пак Ён Сук. Народная живопись // Красота Кореи. Т. 8. Сеул., 1978.
  174. Сок Джи Хен. Путь к чань{сон). Сеул., 1975.
  175. Тэ Хонь Con. Воздействие искусства Когуре на живопись Пекче и Силла // Творческая культура Трех государств. Сеул., 1974.
  176. Тэ Хонь Соп. Художественная культура периода Силла и Коре. Сеул., 1997.
  177. Тэ Хонь Соп. Буддийское искусство Кореи. Сеул., 1998.
  178. Тэ Хонь Соп. Идейный мир искусства Трёх государств // Энциклопедия истории идеологии Кореи. Сеул., 1991.
  179. Чои Бен Сик. Идея и история монохромной живописи тушью. Сеул., 1985.
  180. Чои Бён Сик. Историческая наука в искусстве Востока. Сеул., 1993.
  181. Чои Вон Су. Наука и искусство Чхуса (Ким Чжон Хи). Сеул., 1976.
  182. Чои Сун Тэк. Каллиграфия, живопись Чань (сон) Кореи. Сеул., 1998.
  183. Хон Сон Фё. Исследование художественных контактов между Кореей и Японией в 17−18 веках. Сеул., 1979.
  184. Ю Хон Джун. Исследование школы живописи периода Чосон. Сеул., 1996.
  185. Юн Хи Сун. История искусства периода Чосон. Сеул., 1994.
  186. Ганазахва Хироси и Мацсита Такаки. Мир японской монохромной живописи тушью. / пер. с японского. Кан Док Хи. Сеул., 1995.
  187. Куно Кен, Цзи Татао, Нагаи Синччи. История искусства Японии //пер. с японского. Сеул., 1993.
  188. Сюй Фу Кунь. Идея китайского искусства // пер. с китайского. Сеул., 1990.
  189. Bouillon Jean-Paul. Art Nouveau. Paris., 1985 // перевод на корейский язык. Сеул., 1990.
  190. Edward Lucie-Smith. Symbolist Art. London., 1984 // перевод на корейском языке. Сеул., 1987.
  191. HauserA. Sozialgeschichte der Kunst und Literatur. Munchen., 1953 // перевод на корейский язык. Т. 4. Сеул., 1980.1. На европейских языках
  192. Addiss Stephen. The Art ofZen. New York., 1989.
  193. Ahn Hwi Joon, Kim Won Yong, Kim Yong Na & Lew Young Ick. Korean Art Tradition. Seoul., 1993.
  194. Andre Fermigier. Pierre Bonnard. New York., 1984.
  195. Barnet S., Burto W. Zen ink painting. Tokyo., 1982.
  196. Cahill James. Chinese Painting. Geneva., 1960.
  197. Chun Byung Ok. Decorative Designs in the Houses of Chosun Dynasty Period. Seoul., 1998.
  198. Delevoy R. L. Symbolists & symbolism. Geneva., 1982.
  199. DoreH. William Morris. London., 1990.
  200. Dorival B. Ukiyo-e and eropean painting // Dialogue in Art. London., 1976.
  201. Fahr-Becker Gabriele. Japanese Prints. Munich., 1994.
  202. Hwang Su Yong. Buddhist Art // The Arts of Korea. Vol. III. Seoul., 1974.
  203. Ives C. F. The Great Wave: The Influence of Japanese Woodcuts on French Prints. New York., 1974.
  204. Kim Won Yong, Choi Sun U & Im Chang Soon. Painting // The Arts of Korea. Vol. II. Seoul., 1974.
  205. LevensonF. R. The amateur ideal in Ming and early Ching society evidence from painting. «Chinese thought and institution», Chicago., 1957.
  206. Li Zehou. The path of beauty A study of Chinese aesthetics. Beijing., 1988.
  207. Masini L. V. Art nouveau. Firenze., 1978.
  208. Osvald Siren. Chinese Painting: Leading Masters and Principles. New York., 1956.
  209. Robin Spencer. Whistler. London., 1993.
  210. Schmutzler R. ArtNouveau. New York., 1962.
  211. Sullivan M. The Meeting of Eastern and Western Art. From the Sixteenth Century to the Present Day. London., 1973.
  212. Schmutzler R. ArtNouveau. New York., 1962.
  213. Tanaka I. Japanese ink painting: Shbun to Sesshu. New York — Tokyo., 1980 // The Heibonsha survey of Japanese art: 12.
  214. Johnson D. C. American Art Nouveau. New York., 1979.
  215. Whitford F. Japanese Prints and Western Painters. London., 1977.
  216. Warren G & Klein D. Art Nouveau and Art Deko. London., 1978.
  217. Хе Хо. Авалокитешвара с ивовой веткой в руке. Ок. 1300. Шелк. Краски. 144.0×62.6 см. Буддийский храм Асакусадзи, Токио.
  218. Кан Хи Ан. Лежащий в раздумье под деревом. XV в. Бумага. Тушь. 23.4×15.7 см. Национальный музей Кореи, Сеул.
  219. Син Са-им-дан. Мышки, грызущие арбузы. Первая половина XVI в. Бумага. Краски. 33.2×28.5 см. Национальный музей Кореи, Сеул.
  220. Неизвестный корейский художник. Каменная орхидея. Династия Ли. Бумага. Тушь, краски. 58×37 см. Музей университета Хон-Ик, Сеул.
  221. Групповой портрет женщин. Настенная роспись в гробнице Дакамацудзука в Японии. Вторая половина VII начало VIII в.5.1. Групповой портрет женщин. Фрагмент.
  222. Неизвестный художник. Поездка «Тон-син-са». Фрагмент. Период Эдо. Бумага. Тушь, краски. 414×2966.7 см. Историко-этнографический музей Сыси-ма, Япония.
  223. Неизвестный художник. Портреты членов «Тон-син-са». Фрагмент. 1811. Бумага. Тушь, краски. Национальный музей Токио, Япония.
  224. Нам Ке У. Цветы и бабочки. Диптих. Бумага. Тушь, краски. 127.9×28.8 см. Вторая половина XIX в. Национальный музей Кореи, Сеул.
  225. Л. К. Тиффани. Виноград. Витраж. 248.9×91.4 см. ок. 1905. Музей современного искусства Метрополитен, Нью-Йорк.
  226. Ли Ке Хо. Виноград. Шелк. Тушь, краски. 121.6×289.7см. Первая половина
  227. XVII в. Национальный музей Кореи, Сеул.
  228. Чон Сон. Скальные ворота в Тоньчон. Бумага. Тушь. 131.8×51.8 см. Первая половина XVIII в. Галерея Ган-сонь, Сеул.
  229. Сим Са Джон. Вечеринка на лодке. Бумага. Тушь, акварель. 27.3×40 см.
  230. XVIII в. Частная коллекция, Корея.
  231. Интерьер женской комнаты, украшенный ширмой «Десять символов долголетия». Династия Ли.
  232. М. Восточная сказка. Бумага. Акварель. Гуашь. 1907. Коллекция Т. В. Рубинштейн, Москва.
  233. Д. Уистлер. Симфония цвета кожи и розового. 1873. 195.9×102.2 см. коллекция Фрик, Нью-Йорк.
  234. Син Юн Бок. Красавица. Бумага. Акварель. 113.9×45.6 см. Конец XVIII-первая половина XIX в. Галерея Ган-сонь, Сеул.
  235. Неизвестный корейский художник. Красавица. Бумага. Акварель. 114.2×56.5 см. 1825. Национальный музей Токио, Японния.
  236. Лян Кай. Поэт Ли Тайбо. Шелк. Тушь. 80.4×30.7 см. XVIII в. Национальный музей Токио, Япония.
  237. Ким Мен Гук. Дахарма (Бодхидхарма). Бумага. Тушь. 83×57 см. 1636−1637 или 1643. Национальный музей Кореи, Сеул.20. Сэссю. Конь. XV в.
  238. Чжу Да. Лотос и водяная птица. Бумага. Тушь. Вторая половина XVII в.
  239. Ким Чжон Хи. Зимний ландшафт. Бумага. Тушь. 23×69.2 см. 1844. Частная коллекция, Корея.
  240. Ли Джон. Пейзаж. Из альбома «Двенадцать пейзажей». Бумага. Тушь. 19.1×23.5см. Вторая половина XVI в. Национальный музей Кореи, Сеул.
  241. Д. Уистлер. Ноктюрн голубого и серебряного. 50.2×74.3см. 1872. Галерея Тэйт, Лондон.
  242. Д. Уистлер. Ноктюрн синего и золотого. Старый мост Бэттерси. 66.6×50.2см. 1872−3. Галерея Тэйт, Лондон.
  243. Андо Хиросигэ. Склады бамбука у моста Кебаси. Из серии «Сто видов Эдо». Цветная гравюра 1856−1858.
  244. М. Якунчиковой в японском кимоно 1890-е годы.
  245. Остроумова-Лебедева А. Луна. Цветная гравюра. 31.7×38.2 см. 1900.
  246. Андо Хиросигэ. Осенняя луна над рекой Тама. Из серии «Восемь видов окрестностей Эдо.» Цветная гравюра. 1838.
  247. В. Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Русский музей. С,-Петербург.
  248. Чон Сон. Водопад в ущелье (Ущелье тысячи водопадов). Шелк. Акварель. 33.0×22.0см. XVIII в. Музей университета Сеула, Сеул.
  249. Чон Сон. Старая сосна. Бумага. Акварель. Первая половина ХШ в. 70×140см. Музей университета Коре, Сеул.
  250. Таварая Сотацу. Мацусима. Фрагмент. Бумага. Краски. Начало XVII в. Галерея Фрир, Вашингтон.
  251. Г. Обрист. Цикламен. Вышивка. 117×182.9 см. 1895. Музей моды в Мюнхенском городском музее, Мюнхен.
  252. Г. Климт. Рыбья кровь. 1898. Тушь. Из журнала Ver Sacrum, № 3. Оригинал не сохранился.
  253. М. Дени. Портрет мадам Рансон. 1892. Коллекция Д. Дени, Сен-Жермен- ан-Лэ.
  254. Неизвестный корейский художник. Красавица. Бумага. Тушь. 117×49 см. Середина XIX в. Частная коллекция, Корея.
  255. Л. Бакст. Ужин. 100×120 см. 1902. Русский музей, С, — Петербург.
  256. Пен Сан Бёк. Кошки и воробьи. Шелк. Тушь, акварель. 93.7×43.0 см. XVII -XVIII в. Национальный музей Кореи, Сеул.
  257. Чжо Хи Рён. Красные сливы мэхуа. Диптих. Бумага. Тушь, акварель. 127.5×302 см. Первая половина XIX в. Частная коллекция, Корея.
  258. Чон Сон. Горы Кымгансан (Алмазные). Шелк. Тушь, акварель. 130.7×59.0см. 1734. Галерея Хо-ам, Сеул.
  259. А. Эндель. Рельеф над входом в фотоателье «Эльвира». 1896 -1897. Мюнхен.
  260. Черная черепаха и змея. Роспись в гробнице Четырех Божеств Когуре. Конец VI начало VII вв. Провинция Гилин, Китай.
  261. Небесная лошадь Березовая кора, краски. Из гробницы Небесной Лошади в Кенчжу. Ок. V—VI вв. На. 50×72см. Национальный музей Кореи, Сеул.
  262. Лотос и облака. Роспись гробницы Нынсанни вПуе. VII в. Корея.
  263. Сюй Даонин. Ловля рыбы в горном потоке. XI в. Галерея искусств Нельсона. Канзас сити.
  264. Неизвестный корейский художник. Цветы лотоса. Роспись ширмы Фрагмент. Бумага. Тушь, краски. Династия Ли. 92.5×340 см. Частная коллекция, Корея.
  265. Огата Корин. Ирисы. Роспись ширм. Начало XVIII в. Фрагмент. Музей Нэдзу, Токио.
  266. Борисов-Мусатов В. Весенняя сказка. Эскиз панно. Бумага. Акварель. 19 041 905. Третьяковская галерея, Москва.
  267. М. Демон поверженный. 1901−1902. Третьяковская галерея, Москва.
  268. М. Морская соната. Финал. Бумага. Темпера. 1908. Музей М. К. Чюрлёниса, Каунас.
  269. М. Царевна Лебедь. 1900. Третьяковская галерея, Москва.
  270. А. Вариант фронтисписа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина. Бумага. Тушь, акварель, белила. 1905−1918. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
  271. Вэнь Тун. Бамбук Шелк. Тушь. 132×105.4 см. XI в. Национальный дворцовый музей, Тайбей.
  272. Ли Джон. Бамбук тушью. 1622. Шелк Тушь. 119×57.3 см. Национальный музей Кореи, Сеул.
  273. Ши-тао. Хризантемы в горшке. Бумага. Тушь, акварель. 135.8×33.6 см. Вторая половина XVII в.
  274. Ли Су Мун. Бамбук среди дождя. Из «Альбома изображений бамбука тушью». Бумага. Тушь. 30.6×45 см. 1424. Частная коллекция, Япония.
  275. Ким Чжон Хи. Орхидея. Бумага. Тушь. 23.3×108.3см. Первая половина ХЗХ в. Частная коллекция, Корея.
  276. Г. Климт Ожидание. Роспись столовой дворца Стоклет. 1910.
  277. Неизвестный художник. Десять символов долголетия. Бумага. Краски. 112×318.5 см Династия Ли. Частная коллекция, Корея.
  278. Замок Нидзё. Киото. Интерьер с росписям Кано Таниу. 1626.
  279. Интерьерное убранство одного из помещений женской половины дворца Чань-кён-гун. Династия Ли. Ш
Заполнить форму текущей работой