Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рыболовно-охотничий туризм как перспективное направление развития рынка туристских услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие разнообразных туристских ресурсов обеспечивает развитие всевозможных видов туризма, в числе которых культурно-познавательный, оздоровительный, спортивный, экологический, круизный, рыболовно-охотничий и прочие виды. Богатство природы, разнообразные виды флоры и 3 фауны дают возможность развивать рыболовно-охотничий туризм в России. К настоящему времени его доля в структуре отечественного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
    • 1. 1. Туристская деятельность как основа формирования рынка услуг
    • 1. 2. Потенциал рынка туристских услуг, его основные особенности
    • 1. 3. Характеристика состояния российского рынка туристских услуг
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Современное состояние и тенденции развития рынка туристских услуг Астраханской области
    • 2. 2. Понятие рыболовно-охотничьего туризма и его роль в социально-экономическом развитии рынка туристских услуг
    • 2. 3. Методические рекомендации по оценке социально-экономической эффективности рыболовно-охотничьего туризма
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЫБОЛОВНО-ОХОТНИЧЬЕГО ТУРИЗМА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИКУ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Модель взаимодействия субъектов туристского бизнеса Астраханской области на основе государственно-частного партнерства
    • 3. 2. Разработка мероприятия по развитию рыболовно-охотничьего туризма на основе кластерного подхода
    • 3. 3. Расчет совокупного эффекта влияния рыболовно-охотничьего туризма на экономику Астраханской области

Рыболовно-охотничий туризм как перспективное направление развития рынка туристских услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время туризм является важнейшей сферой деятельности, способствующей формированию доходов бюджетов и созданию рабочих мест, выступает катализатором социально-экономического развития территорий. Объем российского рынка туристских на протяжении последнего десятилетия имеет тенденцию к неуклонному росту, о чем свидетельствуют следующие данные: в 2012 году его объем по сравнению с 2011 годом увеличился почти на 14%, или на 149 млрд руб. (превысив 1 трлн. руб.), составив 1,7% ВВП РФ. Сохранение набранных темпов роста позволит рынку туристских услуг достичь величины 1,35 трлн. руб. [62].

Обладая большим природным, историко-культурным, экологическим потенциалом, рынок туристских услуг в России, тем не менее, является недостаточно конкурентоспособным, а его развитие не всегда ориентировано на формирование эффективных экономических механизмов, позволяющих увеличить туристский поток, оптимизировать инфраструктуру и способствовать социальному и экономическому развитию территорий.

Закреплению положительных тенденций в развитии рынка туристских услуг во многом способствует политика государства, направленная на продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Программы по развитию туризма принимаются как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011;2018 годы)», на этот период запланированы расходы более 320 млрд руб. (из них почти 100 млрд руб. из федерального бюджета) на развитие различных видов туризма [116].

Наличие разнообразных туристских ресурсов обеспечивает развитие всевозможных видов туризма, в числе которых культурно-познавательный, оздоровительный, спортивный, экологический, круизный, рыболовно-охотничий и прочие виды. Богатство природы, разнообразные виды флоры и 3 фауны дают возможность развивать рыболовно-охотничий туризм в России. К настоящему времени его доля в структуре отечественного рынка туристских услуг весьма незначительна, чуть больше 1%. Значительным препятствием для развития этого вйДа туризма является наличие высокой чувствительности большинства территорий РФ к антропогенным воздействиям. Основные территории развития рыболовно-охотничьего туризма сосредоточены в Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном, Южном федеральных округах, каждый из которых характеризуется определенной емкостью и степенью использования рыболовно-охотничьих ресурсов, а также вместимостью существующих средств размещения туристов. Большой потенциал имеет Сибирский федеральный округ. При создании и улучшении условий для развития рыболовно-охотничьего туризма в указанных регионах и соблюдении требований по охране окружающей среды данный вид туризма сможет обеспечить значительный дополнительный туристский поток.

Астраханская область обладает огромным социально-экономическим потенциалом развития рыболовно-охотничьего туризма, природные ресурсы которой позволяют одинаково успешно организовывать рыболовные туры и туры для охоты на водоплавающую дичь. Наличие специализированных рыболовно-охотничьих баз позволяет эффективно воздействовать на спрос в соответствующих услугах и осуществлять вклад в развитие индустрии туризма.

Исследование опыта стран, где рыболовно-охотничий туризм получил наибольшее развитие, позволяет сделать вывод о его социальной, экономической и экологической значимости. Тем не менее, в России рыболовно-охотничий туризм не рассматривается государством в качестве цивилизованного способа потребления природных ресурсов в туристских целях. Такой подход замедляет решение проблем, связанных с развитием и повышением эффективности функционирования сферы туристских услуг страны и ее территорий.

В этой связи, актуальность диссертационного исследования, его науч ная и прикладная значимость обусловливаются необходимостью исследования рыболовно-охотничьего туризма как одного из перспективных направлений развития рынка туристских услуг территорий и разработки методических рекомендаций с целью развития рыболовно-охотничьего туризма и возможности расчета его совокупного эффекта влияния на экономику Астраханской области.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению роли туристских услуг, их особенностей в развитии индустрии туризма посвящены труды отечественных ученых М. Б. Биржакова, B.C. Боголюбова, И. И. Булыгиной, С. А. Быстровой, A.M. Ветитнева, Ю. Ф. Волкова, Н.И. Ка-бушкина, Г. А. Карповой, В. А. Квартальнова, М. А. Морозова, Г. М. Романовой, B.C. Сенина, А. Д. Чудновского и др.

Проблемы ресурсного обеспечения производства туристских услуг в наибольшей степени отражены в трудах зарубежных ученых, таких как Б. Арчер, С. Виллиамс, П. Дефер, И. Озтарк, Д. Тимоти, С. Тосун, И. Флетчер и Др.

Потенциал туристского сектора в развитии территорий изучался отечественными учеными — И. Т. Балабановым, Е. В. Егоровой, В. М. Козыревым, Н. С. Мироненко, Ю. С. Путрик и пр.

Отдельные проблемы функционирования рынка рыболовно-охотничьего туризма рассматривались в публикациях Ю. Е. Вашукевич, H.A. Восколович, В. А. Давыдкова, А. Г. Клюшева и др.

Однако, несмотря на значительную роль рыболовно-охотничьего туризма в экономических и социальных вопросах развития территориальных образований, теоретические и методические аспекты использования объектов рыболовства и охоты в туристских целях остаются недостаточно исследованы, а круг рассматриваемых научных проблем достаточно сужен и сводится к рассмотрению лишь отдельных задач.

Таким образом, изучение рыболовно-охотничьего туризма, оценка его вклада в экономику территории имеет важное прикладное значение и определяет актуальность, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования — рыболовно-охотничий туризм в Астраханской области.

Предмет исследования — управленческие отношения и социально-экономические процессы, обусловливающие развитие рыболовно-охотничьего туризма территорий.

Цель диссертационного исследования заключается в научном обосновании и разработке методических положений по повышению эффективности рыболовно-охотничьего туризма как перспективного направления развития туристских услуг территорий.

Достижение поставленной цели вызвало необходимость последовательно решить следующие задачи:

— проанализировать потенциал рынка туристских услуг и его основные особенности, влияющие на развитие различных видов туризма;

— уточнить понятие рыболовно-охотничьего туризма, его роль и значимость в социально-экономическом развитии рынка туристских услуг территорий;

— сформулировать методические рекомендации по оценке социально-экономической эффективности рыболовно-охотничьего туризма;

— представить модель взаимодействия субъектов туристского бизнеса Астраханской области на основе государственно-частного партнерства;

— разработать научно обоснованные мероприятия развития рыболовно-охотничьего туризма на основе кластерного подхода;

— рассчитать совокупный эффект влияния рыболовно-охотничьего туризма на экономику Астраханской области.

Гипотеза научного исследования. Благодаря уникальным природным ресурсам, стратегически выгодному геополитическому положению на Каспии, Астраханская область обладает высоким социально-экономическим потенциалом развития рыболовно-охотничьего туризма, что дает возможность эффективно использовать туристский потенциал территории, его особенности, позволяющие удовлетворять спрос на качественные туристские услуги.

Поэтому очень важным является предположение о том, что существует объективная необходимость в разработке рекомендаций по развитию рыболовно-охотничьего туризма в качестве одного из перспективных направлений развития рынка туристских услуг территорий с использованием инструментов государственно-частного партнерства, кластерных технологий, позволяющих своевременно выявлять возникающие проблемы и формировать соответствующие стратегии.

Методология исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются: современная теория управления в индустрии туризма, труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов по проблемам развития рынка туристских услуг, а также работы в области функционирования рыболовно-охотничьего туризма как в России, так и за рубежом.

В ходе исследования были учтены современные научные идеи в области теории управления, кластерные теории, концепции государственно-частного партнерства в сфере туризма, а также результаты оценки влияния туризма на развитие экономики территорий.

Основой при проведении экономических расчетов явились действующие нормы и нормативы, законодательные материалы, инструкции и рекомендации, основывающиеся на статистических материалах Федеральной службы государственной статистики РФ, Астраханского областного комитета государственной статистики (Астраханьстат), данные Министерства спорта и туризма Астраханской области, Астраханской туристической лиги, материалы монографий, изданий периодической печати, сети Интернет, а также результаты исследований, которые проведены автором.

Эмпирическая база. Теоретические положения, аргументация выводов и рекомендаций автора построены с использованием общенаучных и специализированных методов и приемов, включающих в себя системный и предметно-логический анализ, классификацию, экономико-математическое моделирование, включающее критериальную оптимизацию при построении матриц, графоаналитические методы, а также статистические и общелогические методы и приемы.

Соответствие темы диссертации паспорту специальности ВАК.

Выполненная диссертационная работа соответствует п. 15.3 «Современное состояние и прогнозирование основных тенденций развития международного и внутреннего туристских рынков и их отдельных сегментов», п. 15.7 «Территориальная организация туристско-рекреационных систем» и п. 15.16 «Развитие различных видов рекреационной и туристской деятельности на региональных, национальных и мировых рынкахфакторы развития внутреннего, въездного и выездного туризма» Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в применении системного подхода к исследованию теоретических и методических вопросов функционирования рыболовно-охотничьего туризма как перспективного направления развития рынка туристских услуг на основе использования соответствующих инструментов и оценки его влияния на экономику территорий. Основные положения диссертационного исследования, определяющие научную новизну, состоят в следующем:

1. Уточнено и дополнено понятие туристского потенциала территории, представляющего собой собирательное понятие и основывающееся на взаимодействии экономического, кадрового потенциалов, инфраструктуры, а также природных возможностей территории, участвующих в туристской деятельности, максимальное использование которых позволяет получить дополнительные экономические выгоды от развития различных видов туризма.

2. Выявлены отличительные признаки рыболовно-охотничьего туризма, заключающиеся в высокой степени социальной ответственности за процесс воспроизводства природных туристских ресурсов территории, наличии состязательности во взаимоотношениях туристов при проведении рыбной ловли или охоты, необходимости предоставления комплекса дополнительных услуг по документальному оформлению рыболовно-охотничьих туров, сопровождению егерями и водителями маломерных судов, а также услугами по обеспечению сохранности трофеев. Предложена классификация видов рыбо-ловно-охотничьего туризма и обоснована их значимость в социально-экономическом развитии рынка туристских услуг территорий.

3. Сформулированы методические рекомендации по количественной оценке социальной и экономической эффективности рыболовно-охотничьего туризма на основе структурированной совокупности показателей, отражающей основные моменты использования туристского потенциала территории по его соответствующим компонентам. На основе построения ковариационных зависимостей рассчитан итоговый показатель социально-экономической эффективности рыболовно-охотничьего туризма, проанализирована его динамика и обоснована его доминирующая роль в развитии рынка туристских услуг Астраханской области.

4. Обоснована модель взаимодействия субъектов туристского бизнеса по отдельным его видам и органов государственной власти в рамках государственно-частного партнерства, предполагающая разработку приоритетных стратегических направлений развития туризма на основе использования дискуссионных площадок по вопросам взаимодействия, общественных слушаний мнений заинтересованных сторон, в том числе и местного населения, а также оценку бизнес-среды развития туризма Астраханской области.

5. Доказана возможность использования кластерно-ориентированного подхода в отношении сферы туризма и формирования кластера рыболовно-охотничьего туризма, проведена его идентификация, дана оценка инфраструктурным элементам, определены основные направления взаимодействия между элементами, и предложена функциональная структура рыболовно-охотничьего кластера Астраханской области.

6. Разработаны методические подходы к расчету совокупного эффекта влияния рыболовно-охотничьего туризма на экономику Астраханской области с использованием модели прямого и косвенного воздействия. Прямой экономический эффект увязан со степенью влияния изменения потоков туристов — рыболовов и охотников на доходы организаций туристского бизнеса, косвенный эффект сопряжен с действием мультипликатора расходов туристов на доходы туристских организаций.

Положения, выносимые на защиту.

1. Туристские услуги производятся и реализуются на определенных территориях, обладающих соответствующим потенциалом, в первую очередь, ресурсным, инфраструктурным, историко-культурным, экологическим. Анализ туристского потенциала различных территорий возможен лишь на основе комплексной оценки, составляющими которой являются: исследование ресурсной базы территории, вызывающей определенный туристский интересопределение пропускного потенциала территориифакторы, формирующие внешнюю среду и влияющие на развитие туристской деятельности, а также определение приоритетных видов туризма для конкретной территории, что позволяет получать дополнительные экономические выгоды.

2. В настоящее время отсутствует однозначное и полное понимание понятия «рыболовно-охотничий туризм». Существуют различные мнения специалистов, независимых экспертов и организаций, которые предлагают различные определения данного вида туризма, в соответствии с которыми рыболовно-охотничий туризм относят либо к спортивному, либо к приключенческому. По нашему мнению, рыболовно-охотничий туризм (РОТ) — это путешествия (выезды) на различные территории рыболовно-охотничьих угодий, которые организованы предприятиями (турфирмами), обеспечивающие целостный комплекс различных платных услуг, которые связаны с данным видом туризма. Специфической чертой данного вида туризма является получение лицензий, которые предоставляют право на рыбную ловлю и охоту, так как он связан с определенным риском, в котором не обойтись без высококвалифицированных специалистов. Другой специфической особенностью данного туризма является то, что он носит состязательный характер, который позволяет отнести данный вид туризма к спортивному. Характерной особенностью охотничье-рыболовного туризма является его сезонность, т. е. периоды времени, которые не совпадают с общепринятыми видами туризма.

3. Оценка социально-экономической эффективности рыболовно-охотничьего туризма связана с разработкой определенного набора показателей, дающих возможность оценить как социальный, так и экономический эффект существующих и перспективных направлений развития туризма, выявить эффективность использования всех имеющихся в наличии туристских ресурсов территории. Отправной точкой для поиска наиболее подходящих научных подходов к решению поставленной задачи послужили следующие обстоятельства: недостаток необходимых статистических данных для всесторонней оценки эффективности и степени развития рыболовно-охотничьего туризманедостаток соответствующим образом апробированного набора показателей, оценивающих социальную и экономическую эффективность рыболовно-охотничьего туризмарост социально-экономической значимости туристской деятельности для развития территорий.

Комплексный подход к рыболовно-охотничьему туризму, по нашему мнению, позволит решить сложные проблемы, связанные с разработкой набора показателей для оценки его экономической и социальной эффективности. Такой методический подход позволяет полностью оценить все компоненты экономического потенциала, эффективность его использования, а также внешнюю среду деятельности рыболовно-охотничьего туризма, осуществив при этом переход от общих явлений к конкретным частным показателям.

4. Разработанный в исследовании методический подход к оценке социально-экономической эффективности отдельных видов туризма (в частности рыболовно-охотничьего) связан с реализацией концепции, направленной на своевременное выявление ряда важных проблем в туристской сфере, и совместному осуществлению представителями туристского бизнеса и органами государственной власти комплекса управленческих воздействий, направленных на уменьшение или предотвращение негативных последствий.

Наиболее оптимальным в современных условиях способом оказания регулирующих воздействий на туристский рынок считаем систему государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагающую совместное осуществление деятельности и распределение ответственности бизнеса и государства в процессе регулирования туристской сферы. При этом в состав участников ГЧП входят различные ассоциации и объединения субъектов туристского бизнеса и представители органов государственной власти соответствующего уровня. При этом дальнейшее развитие будет получать не только туризм, но и связанные с ним виды деятельности, государственная поддержка которых, воздействуя как мультипликатор, даст импульс к активизации всей социально-экономической системы территории.

5. Учитывая ключевые аспекты развития кластерной теории при формировании рыболовно-охотничьего кластера, с нашей точки зрения, представляется возможным решение следующих задач: определение ядра кластера с учетом наличия имеющихся средств размещения туристов — рыболовов-охотников, наличие специфики рыболовно-охотничьего кластера, в том числе факторов инфраструктуры, сезонности в рыбной ловле и охоте и качества предоставляемых услуг, наличие обеспечивающих предприятий и организаций, а также их участие в функционировании и развитии кластера, обеспеченность трудовыми ресурсами, степень их квалификации, активность взаимодействия между участниками рыболовно-охотничьего кластера, эффективность взаимодействия с бизнес-средой. Управление организациями туристского бизнеса в рыболовно-охотничьем кластере предполагает, что они должны рассматриваться не как обособленные структуры, которые взаимодействуют только с внешним окружением, а во взаимосвязи со всеми участниками кластера.

6. Экономическое воздействие туризма на конкретную территорию связано с расходами туристов в коллективных средствах размещения, ресторанах, транспорте и т. д. Следовательно, денежные средства поступают в экономику места пребывания. Состояние инфраструктуры оказывает прямое воздействие на уровень развития любого вида туризма, в том числе и на ры-боловно-охотничий, и, наоборот, рост количества соответствующих туристских баз, рост численности, занятых в данном виде туризма, рост потребности в услугах по обеспечению туристов могут оказать воздействие на экономику области. Данное утверждение возможно исследовать, оценивая прямое и косвенное воздействие на экономику территории.

Обоснованность и достоверность положений и результатов диссертационной работы достигаются за счет применения фундаментальных исследований и прикладных работ как отечественных, так и зарубежных специалистов в области развития рынка туристских услуг, использования принципов и методов системного анализа, исследования законов, стратегий развития туризма, научно-практических разработок по вопросам организации рыболов-но-охотничьего туризма как в России, так и за рубежом. С целью подтверждения научной обоснованности разработанных методических рекомендаций и подходов автором проведены экспериментальные расчеты, базирующиеся на большом статистическом материале, обработке его с помощью математических моделей, которые характеризуют социально-экономическую эффективность рыболовно-охотничьего туризма и его влияние на экономику территорий.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение выводов и результатов, полученных автором, заключается в следующем: во-первых, выполненное диссертационное исследование совершенствует методический инструментарий, используемый в ходе исследования роли и места рыболовно-охотничьего туризма в развитии рынка туристских услугво-вторых, доказана необходимость комплексного исследования проблем при оценке социально-экономической эффективности рыболовно-охотничьего туризмав-третьих, в диссертации предложен механизм реализации концепции развития рыболовно-охотничьего туризма на основе кластерных технологий и государственно-частного партнерства.

Практическое значение проведенного исследования заключается в том, что предложенные методические рекомендации по расчету совокупного эффекта (прямого и косвенного) влияния рыболовно-охотничьего туризма на экономику территории носят универсальный характер, поскольку их возможно применять для оценки любого вида туризма, а также использовать для сравнительной оценки внутреннего туризма различных территорий, что будет способствовать решению ряда теоретических и практических задач по развитию рынка туристских услуг как на региональном, так и муниципальном уровнях.

Выводы и рекомендации, изложенные в диссертационном исследовании, могут найти применение в рамках преподавания таких дисциплин, как «Экономика туризма», «Менеджмент туризма», «Организация туристской деятельности», «Планирование туризма на региональном и местном уровнях».

Апробация и внедрение основных результатов диссертации. Основные материалы и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Сочинского государственного университета, на международных и всероссийских научных конференциях и семинарах: Международная научная конференция «Актуальные проблемы социально-экономического развития стран СНГ» (Астрахань, 2008) — II Международная научно-практическая конференция «Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии» (Астрахань, 2009) — X Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Наука и молодежь» (Н. Новгород, 2009) — II Всероссийская научная конференция «Региональная специфика развития бизнеса и экономики» (Астрахань, 2009) — III Международная конференция «Региональная специфика развития бизнеса и экономики» (Астрахань, 2010) — Международная научная конференция «Актуальные вопросы современной экономической науки» (Астрахань, 2011) — III.

Международная научная конференция «Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики» (Астрахань, 2012) — III Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития современного общества» (Курск, 2013) — I Международная научно-практическая конференция «Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм» (Сочи, 2013) — II Международная научно-практическая конференция «Стратегический менеджмент компании: опыт и перспективы развития» (Махачкала, 2013).

Основные положении и результаты диссертационной работы реализованы в практической деятельности Министерства спорта и туризма Астраханской области, а также в образовательном процессе и научно-исследовательских работах Астраханского государственного университета, что подтверждено соответствующими актами о внедрении.

Публикации. Основные положения диссертации отражены в 23 публикациях общим объемом 7,5 п.л. (в т.ч. авторских — 7,1 п.л.), 6 из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 2,7 п.л. (в т.ч. авторских — 2,3 п.л.).

Структура диссертации соответствует поставленным в ней цели и задачам исследования, содержит введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Основной текст работы изложен на 186 страницах, включает 31 таблицу и 32 рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе представлены методические подходы к развитию рыболовно-охотничьего туризма как перспективного направления развития рынка туристских услуг территорий.

В ходе исследования установлено, что типология туристской деятельности осуществляется на основе отличительных признаков, характеризующих не только место пребывания туристов, но и организацию процесса путешествия. В данной связи выделены следующие основные признаки: территориальная направленность путешествий, география перемещения, процесс организации самих путешествий, финансовое обеспечение направлений путешествия. Доказано, что основным фактором, тормозящим развитие рыбо-ловно-охотничьего туризма, является несогласованность темпов роста спроса на данный вид туристских услуг и уровнем развития туристской инфраструктуры.

Анализ и обобщение понятия «рыболовно-охотничий туризм» выявило необходимость уточнения содержания данной категории, определения его места в развитии рынка туристских услуг территорий. На данный момент формирование рыболовного и охотничьего туризма, в основном, может быть связано с разрешением различных, общественных, нормативных, экономических, а также природоохранных проблем. Без определенных знаний и правильных решений бывает невозможно логично сформировать более длительное использование неиссякаемых ресурсов рыболовных и охотничьих угодий, их воспроизводство, при этом невозможно сформировать целостное и интересное проведение различных турпоездок. Выявлены основные принципы и критерии, которым должен соответствовать рыболовно-охотничий туризм — это путешествие, которое подразумевает под собой осуществление временного выезда с места постоянного пребывания на территорию рыбо-ловно-охотничьих угодий. Данный вид путешествий может быть кем-то организован, а также предполагает наличие единого комплекса, который включает в себя: проживание, питание, различные платные услуги, такие как оформление документов по ввозу и вывозу трофеев и многие другие. Цель данного путешествия заключается в основном в охоте или рыбалке, но никак не в получении экономической выгоды.

В целом, рыболовно-охотничий туризм — это путешествия (выезды) на различные территории рыболовно-охотничьих угодий, которые организованы предприятиями (турфирмами), обеспечивающие целостный комплекс различных платных услуг, которые связаны с данным видом туризма.

Предложена классификация рыболовно-охотничьего туризма в зависимости от направлений географических потоков, от продолжительности и цели поездки. Обоснованием данной классификации служит ряд причин, среди которых наиболее значимыми являются следующие:

1. В основном, это связано с различием индивидуальных предпочтений туристов.

2. Немаловажную роль играет фактор сезонности, циклы которого в охоте и рыбалке не совпадают.

3. Совместное проведение рыболовных и охотничьих туров зависит от природоохранной политики государства, так как сезон открытия и закрытия охоты может быть ограничен, а сезон рыбной ловли имеет меньше ограничений.

4. Ограниченность сроков проведения совместных охотничьих и рыболовных туров и многое другое.

Автором осуществлен процесс оценки экономической и социальной эффективности рыболовно-охотничьего туризма, который связан с разработкой определенного набора показателей, дающих возможность оценить как социальный, так и экономический эффект существующих и перспективных направлений развития туризма, выявить эффективность использования всех имеющихся в наличии туристских ресурсов территории.

Показатели сформированы по двум направлениям, характеризующим экономическую и социальную эффективность. По направлению экономической эффективности выделены показатели, характеризующие уровень использования собственного потенциала туристской деятельности, включающего природный, рекреационный, материальный, технический, кадровый, инфраструктурный, финансовый, а также степень воздействия рыболовно-охотничьего туризма на экономику территории.

В направлении определения социальной эффективности выделяются показатели, выявляющие вклад рыболовно-охотничьего туризма в повышение занятости населения соответствующей территории, формирование новых рабочих мест, обеспечение потребностей населения в развлечениях и отдыхе, воздействие рыболовно-охотничьего туризма на уровень и стандарты жизни населения территории, социальные и культурные изменения.

Разработанный в исследовании методический подход к оценке социально-экономической эффективности отдельных видов туризма (в частности, рыболовно-охотничьего) предполагает реализацию проблемно-ориентированной концепции, заключающейся в своевременном выявлении существующих проблем в туристской сфере и принятии органами государственной власти совместно с представителями турбизнеса комплекса мер по предотвращению или уменьшению негативных последствий в связи с возникающими трудностями.

Данный подход необходим вследствие отсутствия единой политики в сфере развития туризма в муниципальных образованиях Астраханской области, что приводит к несогласованности действий исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.

Доказано, что наиболее оптимальным в современных условиях вариантом регулирования туристского рынка можно считать систему государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагающую совместную деятельность и ответственность бизнеса и государства за регулирование сферы туризма. С одной стороны, участниками ГЧП являются отраслевые органы федерального и регионального уровней, с другой — объединения представителей туристского бизнеса (гостиничного, ресторанного, транспортного хозяйства, туроператоров, турагентов и др.), которые в настоящее время не получили достаточного развития. В работе представлен состав участников государственно-частного партнерства, их цели и задачи.

Существенная роль при этом отведена особо охраняемым природным территориям, которые, с одной стороны, ограничивают доступ человека к нетронутым участками природы, а с другой — предлагают организованные туры на данных территориях с учетом существующих для последних антропогенных нагрузок (рыболовно-охотничий, экологический туризм). Представлен процесс взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства в сфере туристских услуг Астраханской области, особое место при этом уделено структуре бизнес-среды в сфере туризма.

Развитие туристского бизнеса на основе государственно-частного партнерства позволит создать условия для всестороннего и качественного удовлетворения спроса населения на туристские услуги на основе учета ресурсной составляющей, социально-экономического развития при сохранении природных, биологических ресурсов и историко-архитектурного наследия Астраханской области. При этом дальнейшее развитие будет получать не только туризм, но и связанные с ним виды деятельности, государственная поддержка которых, воздействуя как мультипликатор, даст импульс к активизации всей социально-экономической системы региона.

В работе научно обосновано использование кластерно — ориентированного подхода в отношении сферы туризма и формирование кластера рыболовно-охотничьего туризма представляется весьма интересным, поскольку рыболовно-охотничий туризм обладает рядом особенностей. Это один из немногочисленных видов туризма, отличающийся таким большим разнообразием охватываемых услуг: предоставление в аренду инвентаря, услуги егерей, рыболовно-охотничьи базы, предприятия общественного питания, различные виды транспорта (водный, автомобильный и авиатранспорт), а также услуги турагентств и туроператоров. Проведена идентификация кластера рыболовно-охотничьего туризма с точки зрения решения следующих задач: определение ядра кластера с учетом наличия имеющихся средств размещения туристов рыболовов-охотниковналичие специфики рыболовно-охотничьего кластера, в том числе факторов инфраструктуры, сезонности в рыбной ловле и охоте и качества предоставляемых услугналичие обеспечивающих предприятий и организаций, а также их участие в функционировании и развитии кластераобеспеченность трудовыми ресурсами, степень их квалификацииактивность взаимодействия между участниками рыболовно-охотничьего кластераэффективность взаимодействия с бизнес-средой. Особая роль в процессе идентификации отведена оценке инфраструктурных элементов кластера и организации процесса взаимодействия между его участниками.

В диссертационной работе осуществлен расчет совокупного эффекта (прямого и косвенного) влияния рыболовно-охотничьего туризма на экономику Астраханской области, представлены этапы его проведения, начиная со сбора информации и мониторинга организаций, входящих в рыболовно-охотничий кластер, до оценки вклада рыболовно-охотничьего туризма в социально-экономическое развитие области. При расчете косвенного эффекта использован туристский мультипликатор, определенный на основе предельной склонности населения к потреблению. Показаны поступления в бюджет Астраханской области от сферы рыболовно-охотничьего туризма в настоящий период времени и на перспективу.

Предложенные в работе рекомендации и методические подходы по развитию рыболовно-охотничьего туризма носят универсальный характер, поскольку их можно применять для оценки любого вида туризма (культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, событийного, делового и др.), а также использовать для сравнительной оценки внутреннего туризма различных территорий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. И. Введение в экономику иностранного туризма (вопросы методологии) Текст. / В. И. Азар. М.: Главинтурист, 1975. — 87 с.
  2. , В. И. Экономика туристского рынка Текст. / В. И. Азар, С. Ю. Туманов. М.: ИПКгосслужбы, 1998.-238 с.
  3. , А. Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма Текст. / А. Ю. Александрова // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2007. — № 5. — С. 43−62.
  4. , А. Ю. Международный туризм Текст.: учеб. / А. Ю. Александрова. М.: Аспект-Пресс, 2004. — 470 с.
  5. , М. А. Управление развитием рынка туристских услуг Текст. / М. А. Алиев, А. X. Хасбулатов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. — № 3 (17).
  6. , И. Г. О создании рынка туристских услуг для людей пожилого возраста / И. Г. Анциферова, Ю. В. Луконин // Экономика. Сервис. Туризм. Культура: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2004. — С. 29−32.
  7. Аэротур. Центр отдыха и туризма: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.aerotur-orel.ru/countries/, свободный. Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  8. , И. Т. Экономика туризма Текст.: учеб. пос. / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2000. -176 с.
  9. , О. В. Экономика туризма Текст. / О. В. Барсукова. М.: Дашков и К, 2004. — 269 с.
  10. Бер, X. Значение туризма для экономического развития муниципалитета Текст. / X. Бер // Муниципальное управление. М.: Российский науч. центр местного самоуправления, 2000. — Вып. 4. — С. 8−10.
  11. , М. Б. Введение в туризм Текст. / М. Б. Биржаков. -СПб: Герда, 2007. 448 с.
  12. , В. С. Факторы и условия устойчивого развития системы туризма: региональный аспект Текст. / В. С. Боголюбов, С. А. Севастьянова. СПб: Инфо-да, 2005. — 279 с.
  13. , В. С. Экономика туризма Текст.: учеб. пос. / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. М.: Академия, 2005. — 192 с.
  14. , М. Э. Формирование и развитие кластерного потенциала регионов Юга России Текст. / М. Э. Буянова, Д. А. Вуйлов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. -№ 24. — С. 34−42.
  15. , С. А. Туризм: макроэкономика и микроэкономика Текст. / С. А. Быстров, М. Г. Воронцова. СПб: Герда, 2007. — 464 с.
  16. , Ю. Е. Охотничий туризм в России Текст. / Ю. Е. Вашукевич. Иркутск: Оттиск, 2002. — 153 с.
  17. , М. А. Что такое туризм? Текст. / М. А. Винокуров //Известия Иркутской государственной экономической академии. 2004. -№ З.-С. 19−24.
  18. , О. М. Государство и провалы рынка: зарубежные страны и Россия Текст. / О. М. Вихорева, С. Б. Карловская // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2006. — № 1. — С. 75−84.
  19. , М. Г. Стратегический менеджмент как основа устойчивого развития регионального туризма Текст. / М. Г. Воронцова //Менеджмент: наука, образование, культура: сб. науч. труд. СПб: СПбГУКИ, 2003. — 320 с.
  20. , Н. А. Маркетинг туристских услуг Текст. / Н. А. Восколович. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 207 с.
  21. Въезд иностранных граждан в Россию Электронный ресурс. // Официальный сайт
  22. , И. Н. Основные принципы организации и развития международного туризма Текст.: моногр. / И. Н. Гаврильчак — под ред. В. С. Мовчана. СПб: Изд-во СПбГИСЭ, 2001. — С. 41.
  23. География туризма / под ред. А. Ю. Александровой. М.: КНО-РУС, 2008.-592 с.
  24. Государственно-частные партнерства в сфере туризма: мат-лы семинара (25.04.2011) / Федеральное агентство по туризму при Правительстве Российской Федерации. 25.04.2011.
  25. , Н. А. Сервисная деятельность : учеб. пос. Текст. / Н. А. Гулиев, Е. В. Беспалова, Е. В. Кулагина. Омск: ОГИС, 2005. — 175 с.
  26. , В. Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие Текст. / В. Г. Гуляев, И. А. Селиванов — Российская международная академия туризма. М.: Советский спорт, 2008. — 280 с.
  27. , Г. М. Лицензирование и сертификация в туризме Текст.: учеб. пос. / Г. М. Дехтярь. М.: Финансы и статистика, 2005. -256 с.
  28. , Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства Текст.: учеб. пос. / Е. А. Джанджугазова. 2-е изд., испр. — М.: Академия. 2003.-224 с.
  29. , Е. А. Маркетинг туристских территорий Текст. / Е. А. Джанджугазова. М.: Академия, 2008. — 223 с.
  30. , Г. М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы Текст.: учеб. пос. / Г. М. Долматов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.-317 с.
  31. Ежедневная электронная газета для профессионалов турбизнеса RATA news Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ratanews.ru, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  32. , И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой Текст.: пер. с польск. / И. Енджейчик. М.: Финансы и статистика, 2003. — 320 с.
  33. , А. В. Конкурентоспособность региона: методика оценки потенциала кластеризации Электронный ресурс. / А. В. Ермишина. -Режим доступа: http://www.citystrategy.leontief.ru, свободный. Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  34. , М. Экономика туризма и оценка ее динамики Текст. / М. Ефремова // Экономист. 2004. — № 12. — С. 72−76.
  35. , М. А. Индустрия туризма: Менеджмент организации Текст.: учеб. / М. А. Жукова. М.: Финансы и статистика, 2004. — 199 с.
  36. , Н. Д. Инвестиционное развитие туристического потенциала региона Текст. / Н. Д. Закорин. СПб: Д.А.Р.К., 2009. — 196 с.
  37. , В. А. Эволюция сущности и многообразие понятий туризм Текст. / В. А. Захаров // Актуальные вопросы туристской деятельности: сб. метод, мат-лов / науч. ред. М. Б. Биржаков. СПб: Недра, 2006. — 152 с.
  38. , Э. А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы Текст. / Э. А. Зелетдинова // Социс. 2005. — № 11. — С. 96−105.
  39. , И. В. Энциклопедия туризма Текст.: справ, изд. / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2000. — 368 с.
  40. , Е. Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы Текст.: учеб. / Е. Н. Ильина. М.: Финансы и статистика, 2002. — 192 с.
  41. , В. А. Экономика регионального туризма Текст. / В. А. Исаев // Менеджмент туризма: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2002. — С. 103−142.
  42. , Н. И. Менеджмент туризма Текст.: учеб. / Н. И. Кабушкин. 5-е изд., стереотип. — Минск: Новое знание, 2005. -409 с.
  43. , Г. А. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление Текст.: учеб. пос. / Г. А. Карпова, А. Т. Быков, М. Г. Воронцова — под ред. Г. А. Карповой. М.: Пресс-сервис, 1998. — 468 с.
  44. Каталог рыболовно-охотничьих баз. Трофейная рыбалка Текст. -М., 2008.
  45. , А. Д. Организация сферы туризма Текст. / А. Д. Каурова. СПб: Герда, 2004. — 320 с.
  46. , В. А. Иностранный туризм Текст. / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 232 с.
  47. , В. А. Теория и практика туризма Текст.: учеб. / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 670 с.
  48. , В. А. Туризм Текст.: учеб. / В. А. Квартальнов. -2-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2006. — 336 с.
  49. , В. А. Туризм: история и современность Текст.: избр. произв.: в 4 т. / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2002.
  50. , Е. В. Государственное регулирование международного туризма в современных условиях Текст. / Е. В. Кипцевич // Журнал международного права и международных отношений. 2007. — № 2. — С. 94—99.
  51. , Д. А. Мировой туризм в системе постиндустриальной экономики Текст. / Д. А. Ковалев. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. — 306 с.
  52. , А. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров Электронный ресурс. / А. Колошин, К. Разгуляев, Ю. Тимофеева,
  53. B. Русинов. Режим доступа: http://politanaliz.ru/articles695.html, свободный доступ. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  54. , Н. А. Кластерная политика технология повышения эффективности управления компаниями Текст.: моногр. / Н. А. Корчагина. -Астрахань: Астраханский ун-т, 2009. — 117 с.
  55. , Н. А. Особенности реализации кластерных инициатив в туризме Текст. / Н. А. Корчагина // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. 6. Экономика 2010. — № 1.1. C. 131−138.
  56. , О. И. Регулирование развития туризма в регионе Текст. / О. И. Костюкова, Т. А. Воронова, Д. К. Шевченко. Владивосток: Изд-во Дальневосточной гос. акад. экономики и управления, 2002. — 160 с.
  57. , Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм Текст.: учеб.: пер. с англ. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз — под ред. Р. Б. Ноздревой. -М.: ЮНИТИ, 2002. С. 25.
  58. , Б. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме Текст.: учеб. пос. / Б. А. Крутик. — М.: Академия, 2006. 224 с.
  59. , А. А. История международного и отечественного туризма Текст. / А. А. Крючков. М.: ВШТГ, ЛУЧ, 1999. — 102 с.
  60. , М. Ю. Экономика лососевого хозяйства Камчатки Текст. / М. Ю. Ксенофонтова, А. И. Гольдберг. М. — Петропавловск-Камчатский: Права человека, 2008. — 152 с.
  61. Культурное наследие и туризм в контексте социально-экономического развития территории Текст.: сб. науч. ст. / ред. кол.: Г. Н. Василевич, К. Н. Знаменская, В. Е. Рохчин. СПб: ИРЭ РАН, 2003. — 128 с.
  62. , С. Ф. Туризм в экономике открытого типа Текст. / С. Ф. Легорнев, К. Лайк, Дж. Хьюз, Р. Хэбиб // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2004. — № 2. — С. 62−70.
  63. , Н. А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы Текст. / П. А. Малова // Труды Саратовского государственного университета. Саратов: Саратовский гос. ун-т, 2003. — С. 44−51.
  64. , Э. И. Мировой опыт кластерной модели развития Электронный ресурс. / Э. И. Мантаева, Е. В. Куркудинова // Управление экономическими системами. 2012. — № 2 (38). — Режим доступа: http://uecs.mcnip.ru, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  65. , М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме Текст. / М. М. Маринин. М.: Финансы и статистика, 2004. — 144 с.
  66. , Л. С. Проблемы реализации кластерной политики в России Электронный ресурс. / Л. С. Марков // Научный эксперт. 2007. -№ 4. — С. 20−30. — Режим доступа: http://www.cluster-center.ru/aboutl.html, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  67. , О. Ю. Факторы формирования объема и структуры туристских услуг на уровне национальной экономики Текст.: автореф. дис. канд. экон. наук: специальность 08.00.05 / О. Ю. Маслакова. М., 2004. -С. 15.
  68. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Основы менеджмента в туристическом бизнесе Текст.: учеб. пос. / И. Н. Гаврильчак, М. П. Синицын, В. Н. Соловьев и др. — под ред. И. Н. Гаврильчака, М. П. Синицына. СПб: СПбГИСЭ, 2009. — 223 с.
  69. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы Текст.: учеб. / [И. В. Зорин, А. И. Зорина, Т. А. Ирисова и др.]. М.: Финансы и статистика, 2001. — 272 с.
  70. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности Текст.: учеб. / [И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартальное и др.]. М.: Финансы и статистика, 2005. — 288 с.
  71. , В. А. Социально-экономические аспекты формирования туристской индустрии Текст. / В. А. Морозов // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2004. — № 6. — С. 85−96.
  72. , В. С. Инновации в туризме Текст.: учеб. пос. / В. С. Новиков. М.: Академия, 2007. — 208 с.
  73. Об оружии Электронный ресурс.: Федеральный закон РФ от 13 ноября 1996 г. № 150-ФЗ. Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=LAW-n=l 955, свободный. — Заглавие с экрана. -Яз. рус. (дата обращения: 18.11.2010 г.).
  74. , А. О. Развитие международного туризма: факторы риска Текст. / А. О. Овчаров // Мировая экономика и международные отношения. 2008. — № 9. — С. 48−57.
  75. , А. О. Туристический комплекс в России: тенденции и риски Текст. / А. О. Овчаров // Вопросы экономики. 2008. — № 1. — С. 108−119.
  76. Основные виды туризма в России Электронный ресурс. /Федеральное агентство по туризму. М., 2009−2011. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1 124 140 243/, свободный. — Заглавие экрана. — Яз. рус.
  77. Официальный Интернет-портал Министерства спорта и туризма АО Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.asttour.ru, свободный доступ. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  78. Официальный Интернет-портал Министерства экономического развития РФ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  79. Официальный Интернет-портал ФГУП КаспНИРХ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kaspnirh.ru, свободный доступ. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  80. Официальный Интернет-портал Федеральной службы государственной статистики РФ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gkE.mhttp://www.adygheya.riVeconomics/strategy/index.shtml, свободный доступ. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  81. Официальный сайт Ассоциации туроператоров России Электронный ресурс. М., 2007. — Режим доступа: http://www/atorus.ru/ator/about.html, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  82. Официальный сайт Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC). Режим доступа: http: //www.WTTC.org, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. англ.
  83. Официальный сайт Всемирной туристской организации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.unwto.org, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  84. Официальный сайт Российского союза туриндустрии Электронный ресурс. М., 2002. — Режим доступа: http://www.rostourunion.ru/pages/rus/obrst/, свободный. — Заглавие с экрана. -Яз. рус.
  85. Официальный сайт Российской гостиничной Ассоциации Электронный ресурс. М., 2003. — Режим доступа: http://rha.ru/association/index.ru.html?kk=7d6678232fh, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  86. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минс-порттуризма России Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1 124 140 234/, свободный. Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  87. , М. Конкуренция Текст.: пер. с англ. / М. Портер. М.: Вильяме, 2006. — 608 с.
  88. , Л. Ю. Туризм как экономический приоритет Текст. / Л. Ю. Проурзин. М.: Новый век, 2003. — 216 с.
  89. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. / Росстат. М.: Росстат, 2012. — 396 с.
  90. Рейтинговое агентство Эксперт-PA Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.raexpert.ru, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  91. , Г. М. Стратегическое планирование туризма в регионе Текст. / Г. М. Романова. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. — 175 с.
  92. Российские особые экономические зоны Электронный ресурс. -Режим доступа: www.rosez.ru, свободный. Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  93. Российский рынок делового (корпоративного) туризма Электронный ресурс.: демонстрационная версия отчета. Октябрь 2012 г. — Режим доступа: http://russiatourism.ru/rubriki/-1 124 140 793/, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  94. Россия в цифрах. 2011 Текст.: крат. стат. сб. / Росстат. М.: Росстат, 2012.-558 с.
  95. , Т. А. Принятие решений: метод анализа иерархий Текст. / Т. А. Саати. М.: Радио и связь, 1993. — 314 с.
  96. , С. Ю. Комментарии к поправкам к Закону об основах туристской деятельности Текст. / С. Ю. Сапрыкин. М.: ГроссМедиа — РОСБУХ, 2007. — 72 с.
  97. , А. Р. О показателях статистики туризма Текст. / А. Р. Сараев // Вопросы статистики. 2007. — № 9. — С. 39−43.
  98. , С. А. Проблемы организации и развития предпринимательской деятельности в сфере туризма Текст.: моногр. / С. А. Севастьянова. М., 2005.
  99. , С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства Текст. / С. А. Севастьянова. М.: КНОРУС, 2010.-256 с.
  100. , В. С. Организация международного туризма Текст. / В. С. Сенин. М.: Финансы и статистика, 2006. — 397 с.
  101. , В. Развитие туризма в регионах Российской Федерации (проблемы взаимодействия бизнес — сектора, органов государственной власти и некоммерческих предприятий) Текст. / В. Слесарев // Власть. 2009. -№ 9. — С. 53−55.
  102. Современные тенденции развития рынка услуг: торговли, ресторанного бизнеса, туризма Текст. / [М. П. Семененко, Н. Н. Находкин, С. Б. Жабина и др.] - под общ. ред. С. Б. Жабиной. Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2004. — 119 с.
  103. Стимулирование международного туризма в XXI веке Текст.: пер. с англ / Г. Харрис, К. М. Кац. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240 с.
  104. , А. И. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации Текст.: учеб.-метод. пос. / А. И. Телегин, Ю. Д. Белов. Н. Новгород: ВГАВТ, 2006. — 106 с.
  105. Туризм в Астраханской области: стат. сб. / Астраханьстат. Астрахань: Астраханьстат, 2012. — 40 с.
  106. Туризм в цифрах. 2011 / Федеральное агентство по туризму. М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2011.
  107. Туризм: практика, проблемы, перспективы Электронный ресурс.: журнал. 2011. — № 7. — Режим доступа: http://www.tpnews.ru/, свободный. -Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  108. , Д. С. Стратегическое планирование в туризме Текст. / Д. С. Ушаков. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 286 с.
  109. , Д. С. Технологии въездного туризма Текст. / Д. С. Ушаков. Ростов н/Д: Март, 2006. — 384 с.
  110. Федеральное агентство по туризму Министерства культуры Российской Федерации: официальный сайт. 2009−2013. — Режим доступа: http://russiatourism.ru/rubriki/-1 124 140 228/, свободный. — Заглавие с экрана. -Яз. рус.
  111. , Н. В. Оценка вклада туризма в экономику региона Текст. / Н. В. Царева // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2008. — № 5. — С. 4518.
  112. , Н. В. Управление туризмом для комплексного развития региона Текст. / Н. В. Цопа // Экономика Крыма. 2003. — № 7. — С. 68−71.
  113. , Т. В. Экономика туризма Текст. / Т. В. Черевичко. -М.: Дашко и К, 2010. 264 с.
  114. , А. Д. Информационные технологии управления в туризме Текст.: учеб. пос. / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. М.: КНО-РУС, 2009.-104 с.
  115. , А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве Текст.: учеб. пос. / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. М.: КНОРУС, 2005. — 320 с.
  116. , А. Д. Менеджмент туризма Текст.: учеб. / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. М.: Финансы и статистика, 2003. -288 с.
  117. , А. Д. Управление индустрией туризма Текст.: учеб. пос. / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. М.: КНОРУС, 2006.-101 с.
  118. , Л. В. Статистическое исследование зависимостей между показателями международного туризма и воздействующими на них экономическими факторам Текст. / Л. В. Шмарова. М.: Спутник, 2002. — 52 с.
  119. , С. А. Международный туризм: экономика и география Текст.: учеб. пос. / С. А. Щербакова. М.: Финансы и статистика, 2007. — 144 с.
  120. , Г. А. Экономика и статистка туризма Текст.: учеб. пос. / Г. А. Яковлев. 2-е изд. — М.: Изд-во РДЛ, 2004. — 376 с.
  121. , Н. А. Проблемы учета косвенного влияния туризма на российскую экономику Текст. / Н. А. Якубовская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. -№ 27 (61). — С. 325−329.
  122. А Practical Guide to Cluster Development Электронный ресурс. //Ecotec Research and Consulting. 81 р. — Режим доступа: http://hdrnet.Org/296/l/filel4008.pdf, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. англ.
  123. Bergman, Ed. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications Электронный ресурс. / Ed. Bergman, Ed. Feser. — Режим доступа: http://www.rri.wvu.edu/WebBook/Bergman-Feser/contents.htm, свободный. Заглавие с экрана. — Яз. англ.
  124. European Cluster Observatory Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.clusterobservatory.eu, свободный. — Заглавие с экрана. -Яз. англ.
  125. Eurostat Электронный ресурс. — Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu, свободный. Заглавие с экрана. — Яз. англ.
  126. RATA NEWS: ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. 10.03.2011. — № 2740. — Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news10032011l.stm, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  127. Solvell, О. Clusters: Balancing Evolutionary and Constructive Forces Текст. / Orjan Solvell. Stockholm: Ivory Tower, 2008. — 140 p.
  128. Understanding Cluster Analysis Электронный ресурс. / Association of governments. San Diego. — 9 p. — Режим доступа: http://www.sandag.org/rta/transfer/clusteranalysis.pdf, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. англ.
  129. Wennberg, К. The effect of clusters on the survival and performance of new firms Текст. / К. Wennberg, G. Lindqvist // Small Business Economics. -Netherlands: Springer, 2008. 21 p.
  130. Yin, R. К. Case Study Research: Design and Methods Текст. / R. K. Yin. Los Angeles: Sage Publications, 2009. — 219 p.
Заполнить форму текущей работой