Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно-ориентированного образования: На материале дисциплин психолого-педагогического цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработано методическое обеспечение дифференцированного подхода к обучению студентов с учетом их АУВапробирована технология дифференцированного обучения студентов на занятиях психолого-педагогического цикла, объединяющая дифференцированные формы педагогического воздействия (комплекс заданий, вариабельных по степени объективной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. Теоретико-методологическая модель дифференцированного обучения в условиях личностной ориентации образования
    • 1. 1. Соотношение понятий «интеграция», «индивидуализация», «дифференциация» обучения-понятийный аспект
    • 1. 2. Возникновение и развитие идей дифференцированного обучения: исторический аспект
    • 1. 3. Практика вариативного и личностно-ориентированного обучения в отечественной и зарубежной школе: общедидактический аспект
    • 1. 4. Обзор подходов к описанию типов личности обучаемых: психологический аспект
    • 1. 5. Актуализированные учебные возможности (АУВ) студентов как способ типологизации субъекта обучения: психо л ого-педагогический аспект
    • 1. 6. Построение модели дифференцированного обучения: методологический аспект исследования
  • Выводы
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию технологий дифференцированного обучения на занятиях психолого-педагогического цикла
    • 2. 1. Программа диагностического исследования особенностей личности и способов учебной деятельности студен
    • 2. 2. Анализ количественных и качественных результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Общая характеристика уровня сформированности актуализированных учебных возможностей
    • 2. 4. Разработка технологий дифференцированного обучения в условиях личностной ориентации образования
    • 2. 5. Апробация технологии дифференцированного обучния на занятиях психолого-педагогического цикла: обучающий эксперимент
    • 2. 6. Проверка результатов эффективности личностно-ориентированной и предметно-дидактической стратегий дифференцированного обучения
  • Выводы

Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно-ориентированного образования: На материале дисциплин психолого-педагогического цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформа высшего образования в России на ее современном этапе требует перерастания традиционной нормативно-функциональной модели образования в личностно-ориентированную модель /15, 17, 33, 41, 46, 54, 81, 114, 144/. На первый план выдвигаются задачи совершенствования технологии дифференциации учебно-воспитательного процесса в вузе с учетом индивидуальности, самобытности студента как носителя субъектного опыта /169, 211, 226, 242, 254/. На наш взгляд, эффективность решения этих задач во многом зависит от всестороннего изучения индивидуально-типологических особенностей личности обучаемых и осуществления на этой основе дифференцированной подготовки студентов применительно к их будущей профессиональной деятельности /73, 101, 196, 207, 214, 219/.

Несомненно, в психолого-педагогической литературе накоплен значительный потенциал идей дифференцированного обучения как по отдельным дисциплинам, так и в плане методического рассмотрения проблемы в целом (A.A. Кирсанов, 1982; М. А. Мельников, 1962; Е. С. Рабунский, 1975; Н. Э. Унт, 1972, 1990; Д. А. Эпштейн, 1962). Важной предпосылкой внедрения идей дифференцированного обучения в вузовскую практику явились исследования учебной деятельности студентов (С.И. Архангельский, 1986; В.И. Загвязин-ский, 1987, 1990; Н. В. Кузьмина, 1970, 1985; Н. Ф. Талызина 1984, 1986, 1989), изучение педагогических способностей (O.A. Абдуллина, 1990; В.А. Кан-Калик, 1981; В. А. Крутецкий, 1976; Ю. Л. Львова, 1992; А. И. Щербаков, 1974), особенностей педагогического общения (A.A. Леонтьев, 1979; Я.Л. Коломин-ский), педагогической импровизации (В.П. Харькин, 1992), индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов, 1969; B.C. Мерлин, 1969, 1974; А. Б. Орлов, 1990), формирования дидактических умений (O.A. Абдуллина, 1990; H.A.

Лаврова, С. Я. Усманова, Т. Н. Шайденкова, 1992), развития педагогического творчества (А.Г. Алейников, 1989; В. И. Андреев, 1996; А. Д. Деменцев 1989, Н. Д. Никандров, 1992, Н. Г. Осухова, 1992; И. П. Раченко, 1992; И. Ф. Харламов, 1992), реальных учебных возможностей (Ю.К. Бабанский, 1989), определения педагогических основ образования взрослых (М.Т. Громкова, 1996; Ю. Н. Кулюткин, 1985).

В последние годы активно развиваются новые подходы к организации дифференцированного обучения, основанные на положениях эвристической дидактики, личностно-ориентированного образования (Б.Б. Коссов, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), контрольно-аналитической деятельности образовательных учреждений (А.У. Дерягина, Н. В. Кухарева, Ю. М. Тулинцев, П.В. Худоминский), модульной системе обучения (Л.Г. Вяткин, И. В. Гордеева, A.B. Дружкин, И. В. Кошкина, В. Н. Саяпин, М.А. Чошанов), открываются перспективы совершенствования личностно-ориентированных технологий образования. Нам представляется, что в связи с переходом высшей школы на многоступенчатую систему образования возникла не только острая потребность, но и объективная необходимость решения проблемы дифференциации учебно-воспитательного процесса в вузе /24, 45, 48, 52, 74/. Проблема дифференциации рассматривается в связи с анализом психолого-педагогических основ функционирования многоуровневой системы высшего образования (Л.Г. Вяткин, Н. И. Мешков, A.B. Родионов, В. Ф. Чаплыгин, В. В. Шевцов, Г. Т. Юр-таева), учетом психофизиологического взросления молодежи при определении уровней образования (С.И. Бреев, A.B. Шикун), ходом адаптации первокурсников к педагогическому процессу вуза (H.A. Березовин, С. А. Гапонова, Л.И. Морозова), определением этапов продуктивного педагогического мышления студентов (Л.Г. Вяткин), активизацией их учебной деятельности (Н.Г. Ковалевская, A.C. Маслов), развитием личности специалиста как субъекта профессиональной жизни (Л.И. Анциферова), осмыслением студентами субъективного отношения к педагогической деятельности (Е.Г. Евдокимова), разработкой дифференцированных проблемных заданий по педагогике с целью формирования у студентов понятийного диалектического мышления (Г.И. Железовская).

Однако, несмотря на инновационные процессы в высшей школе, осуществление дифференцированного подхода к обучению студентов затруднено по целому ряду причин:

— признавая наличие обширной литературы по проблеме /4, 53, 55, 71, 72, 106, 187, 193, 205/ и многолетнего опыта исследовательской и практической работы, нельзя не отметить отсутствия единства и ясности в толковании понятий «индивидуализированное», «дифференцированное», «личцостно-ориентированное» обучение- «индивидуальный», «личностный», «дифференцированный» подходы к обучению;

— существует несоответствие между разнородностью состава студентов и преимущественно массовым характером обучения;

— указанная проблема не получила должного освещения в педагогике, психологии и методике преподавания учебных дисциплин в высшей школеимеющиеся данные представлены, как правило, разрозненно и бессистемно;

— преобладает предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, рассматривающая личность как продукт обучающих воздействий, дифференцированных по направлениям (программированное, проблемное), уровню сложности и объему материала, но не касаю-идаяся субъективного опыта студентов, возможности для его развития /40, 59, 102, 120, 130, 147, 153, 184, 201, 217, 218, 228/.

Следует отметить тот факт, что некоторые методологические аспекты дифференцированного обучения студентов в педвузе представлены недостаточно глубоко и нуждаются в дальнейшем рассмотрении. Остановимся на некоторых из них. Слишком общий, недифференцированный принцип индивидуального подхода к студентам не обеспечивает приоритет развития и саморазвития личности над ее «формированием», не снято противоречие между знаниевым" и «личностным» подходами в образовании, не представлены способы выделения типологических групп студентов с учетом субъективного опыта, уровня их актуализированных учебных возможностей, недостаточно разработана технология дифференцированного преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла. До сих пор в литературе не описаны историческая и теоретико-методологическая модели дифференцированного обучения, основанные на принципах личностно-ориентированного образования.

Данные обстоятельства определили проблему исследования, связанную с выявлением условий дифференцированного обучения студентов, которые обеспечивали бы на каждом этапе обучения максимально полное развитие познавательной, мотивационно-потребностной и духовно-нравственной сфер личности. Для отслеживания динамики в развитии личности и учебно-поисковой деятельности студентов нами было введено и теоретически обосновано понятие актуализированные учебные возможности (АУВ).

Необходимость решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно-ориентированного образования (на материале дисциплин психолого-педагогического цикла)».

Объект исследованияпроцесс организации учебно-поисковой деятельности студентов в условиях личностной ориентации образования.

Предмет исследованияпроектирование и внедрение в учебно-воспитательный процесс предметно-дидактической и личностно-ориентированной стратегий дифференцированного обучения студентов.

Цель исследованияна основе постулатов личностно-ориентированного образования разработать технологию дифференцированного обучения и экспериментально проверить ее на занятиях психолого-педагогического цикла.

Гипотеза исследованияэффективность применения технологий дифференцированного обучения студентов в условиях личностной ориентации образования на занятиях психолого-педагогического цикла повысится, если систематически: осуществлять психодиагностику учебных возможностей и профессионально значимых качеств личностиорганизовывать процесс обучения с учетом субъективного опыта студентов, ориентируясь на индивидуально-типологические особенности их личности и уровень сформированности АУВсочетать предметно-дидактическую модель дифференцированного обучения с личностно-ориентированной моделью, т. е. варьировать содержание, приемы, формы и методы обучения в зависимости от особенностей условно выделенных типологических групп, уровня развития их познавательной, мо-тивационно-потребностной и духовно-нравственной сфер.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

Проанализировать психолого-педагогические основы дифференцированного обучения студентов и построить теоретико-методологическую модель его организации.

2. На основе психолого-педагогической диагностики выявить и описать структуру и уровни актуализированных учебных возможностей как способа выделения условных типологических групп студентов.

3. Разработать и апробировать технологии дифференцированного обучения студентов дисциплинам психолого-педагогического цикла в условиях личностной ориентации образовательного процесса.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить действенность основных стратегий организации дифференцированного обучения студентов: предметно-дидактической и личностно-ориентированной.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды классиков педагогической и психологической науки (Б.Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, JI.C. Выготского, A.B. Петровского и др.). При разработке программы исследования мы обращались к концепции целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (B.C. Ильин, И. Я. Лернер, Ю.П. Сокольников), взглядам на сущность и структуру педагогической деятельности (O.A. Абдуллина, H.B. Кузьмина, А. И. Щербакова), к теориям деятельности (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), теории формирования умений и навыков (E.H. Кабано-ва-Меллер, H.A. Менчинская), изучению познавательной самостоятельности (Л.Г. Вяткин, П.И. Пидкасистый), учению о двух зонах развития (Л.С. Выготский), концепции личностно-ориентированного обучения (И.А. Колесникова, Б. Б. Коссов, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), положениям о целостности, активности личности и ее саморазвитии (В.В. Давыдов, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Осухова, С.Л. Рубинщтейн), а также к идеям зарубежных авторов относительно проблемы типологизации личности (Э. Берн, Р. Берне, Р. Кет-телл, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Юнг), организации дифференцированного и индивидуализированного обучения (Р. Гроот, Й. А. Зиккингер, Е. Паркхерст, П. Серч, К. Уошборн). Особое внимание нами было уделено изучению основных качеств современных и классических педагогических технологий: уров-невой дифференциации (Н.П. Гузик, H.H. Закатова, В. В. Фирсов,), индивидуализации обучения (Н.Э. Унт, В.Д. Шадриков), личностно-ориентированному развивающему обучению (И.С. Якиманская), технологии саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко) и др. /2, 10, 28, 31, 34, 64, 101, 167, 175, 196, 208, 249, 252, 256/.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и экспериментальных методов исследования. Методы теоретического уровня: концептуальный анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме, построение модели дифференцированного обучения студентов. Экспериментальные методы: диагностические (собеседование, анкетирование, тестирование), обсервационные (наблюдение, анализ творческих и экспериментальных работ, фиксирование результатов учебной деятельности), прогностические (контент-анализ ожиданий студентов по отношению к изучаемым дисциплинам, метод экспертных оценок, составление характеристик условных типологических групп студентов) — праксиологические (оценка уровня развития АУВ в учебной деятельности и в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность). Значительное место в работе было отведено педагогическому эксперименту. Системное изучение проблемы дифференциации обучения с помощью представленных методов позволило получить и проанализировать количественные и качественные результаты исследования.

Диссертационное исследование включало три этапа:

Первый этап (1990;1992 гг.) — выбор теоретической концепции, формулировка темы, определение предмета, цели, рабочей гипотезы и задач исследованияизучение философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследованияконструирование модели дифференцированного обучения.

Второй этап (1993;1996 гг.) — уточнение педагогической концепции, проведение констатирующего эксперимента по диагностике субъективного опыта обучаемых и уровня их АУВ, разработка технологий дифференцированного обучения. В эти годы реализовывалась программа обучающего эксперимента на занятиях психолого-педагогического цикла, корректировались педагогические условия с учетом личностной ориентации образования, предметно-дидактическая модель дифференциации обучения дополнялась психолого-педагогической, разрабатывались практические рекомендации для администрации школ и психологических служб района по организации дифференцированного обучения в образовательных учреждениях и проверялась их эффективность в учебно-воспитательном процессе.

Третий этап (1997;1998 гг.) — проведение контрольного эксперимента, теоретическое осмысление эмпирического материала, обработка, систематизация и обобщение полученных результатов, оформление выводов исследования и рекомендаций по реализации дифференцированного обучения в системе общей педагогической подготовки студентов.

Экспериментальной базой исследования являлся факультет коррекцион-ной педагогики и специальной психологии СГПИ им. К. А. Федина. В исследовании приняли участие слушатели логопедических и психологических курсов факультета повышения квалификации пединститута, студенты Саратовского торгово-экономического техникума /СТЭТ/, учащиеся школ Октябрьского района г. Саратова, где автор исследования работает преподавателем психологии и педагогики и возглавляет районную психологическую службу в качестве методиста-психолога.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоят в том, что:

— осуществлен комплексный анализ проблемы дифференцированного обучения, уточнены понятия «дифференцированный подход к обучению», «дифференцированное обучение», «личностно-ориентированное обучение»;

— выявлена структура и разработана модель «дифференцированного обучения», установлены взаимосвязи между отдельными его компонентами;

— предложена и апробирована программа диагностического исследования и всестороннего изучения личности будущих учителей для последующей их типологизации;

— определены критерии и разработаны способы выделения условных типологических групп студентов в целях дифференцированной подготовки к будущей профессиональной деятельности;

— представлена характеристика уровней сформированности АУВ студентов как основы субъективного опыта и предпосылки к их саморазвитию;

— разработана технология дифференцированного обучения студентов, раскрыты важнейшие направления, приемы и формы его организации;

— составлены технологические карты с учетом уровня АУВ и специфики изучаемых дисциплин;

— проанализирован комплекс дидактических условий, необходимых для эффективного использования предметно-дидактической и личностноориентированной стратегий дифференцированного обучения студентов на занятиях психолого-педагогического цикла.

Данная работа является частью комплексного исследования проблем дифференцированного обучения студентов педвуза в условиях личностно-ориентированного образования.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработано методическое обеспечение дифференцированного подхода к обучению студентов с учетом их АУВапробирована технология дифференцированного обучения студентов на занятиях психолого-педагогического цикла, объединяющая дифференцированные формы педагогического воздействия (комплекс заданий, вариабельных по степени объективной трудности, новизны, уровню интегрированности, времени и условиям предъявления) и собственную активность обучаемых в построении индивидуальной образовательной траектории (выбор оптимальных форм и способов своего образования в рамках инвариантного ядра). Исследование проводилось с учетом концепции высшего образования в условиях реформы высшей школы, и его результаты могут быть использованы в целях методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и в работе психологической службы вуза.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и намеченных выводов обеспечивается исходными методологическими позициямииспользованием системы методов, адекватных предмету и задачам исследованиядлительностью экспериментальной работырепрезентативностью эмпирических материалов, достаточным объемом выборки. В экспериментальном исследовании приняли участие 586 студентов дневного и заочного отделений факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, слушатели переподготовки факультета повышения квалификации педагогических кадров СГПИ. В ходе констатирующего эксперимента было проведено диагностическое обследование 528 учащихся педклассов, студентов техникума, учителей школ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Содержание исследования нашло отражение в 23 публикациях автора, на заседаниях кафедры дефектологии СГПИ им. К. А. Федина, на научно-практических семинарах в методическом информационно-диагностическом центре районного отдела образования и школах Октябрьского района г. Саратова и в Областном коррек-ционно-диагностическом учреждении, на методических семинарах в Саратовском торгово-экономическом техникуме, на конференциях молодых ученых педагогического института, на межвузовских конференциях преподавателей: «Формирование внутренних стимулов учения у студентов», «Вопросы прикладной психологии», «Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов в педвузе» (Саратов, 1991;1998 гг.), на областных конференциях психологов Саратовской области по психологическому обеспечению воспитания и обучения (Саратов, 1993), на городских конференциях, посвященных проблемам обобщения педагогического наследия Л. С. Выготского (Балаково, 1996) и вопросам личностно-ориентированного обучения (Саратов, 1997), на республиканской конференции по проблемам формирования творческой индивидуальности учителя и совершенствованию индивидуального стиля педагогической деятельности (Тюмень, 1991). В ходе опытно-экспериментального исследования разработаны спецсеминары: «Основы саморазвития личности», «Профессиональное и личностное самоопределение», «Личностно-ориентированное образование: психологический аспект», «Основы типологизации личности и ее учет в организации учебно-воспитательного процесса», «Организация дифференцированного обучения школьников». Результаты констатирующего и обучающего экспериментов внедрены в систему психолого-педагогической подготовки студентов на факультете коррекцион-ной педагогики и специальной психологии в СГПИ им. К. А. Федина.

На защиту выносятся :

1. Структура и содержание теоретико-методологической модели дифференцированного обучения в условиях личностной ориентации образования.

2. Программа диагностического исследования субъективного опыта, индивидуально-типологических особенностей и актуализированных учебных возможностей студентов.

3. Характеристика уровней актуализированных учебных возможностей студентов в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла.

4. Технологии дифференцированного обучения в вузе и условия, обеспечивающие эффективную реализацию предметно-дидактической и личностно-ориентированной стратегий.

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования ,-М.: Просвещение, 1990. 139с.

2. Аванесов B.C. Методические указания по основам научной организации педагогического контроля в вузе, — М.: Наука, 1988, — С. 4−18.

3. Акимова М. К., Козлова В. Г. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М.: Педагогика, 1992, — 80с.

4. Актуальные проблемы дифференцированного обучения/ Под ред. Л. Н. Рожиновой, — Минск: Народная асвета, 1992. 189 с.

5. Актуальные проблемы индивидуализации обучения: материалы научного симпозиума в Тарту 13−14 октября 1969, — Тарту, 1970. С. 4−45.

6. Актуальные проблемы развития самостоятельной учебной деятельности студентов: Сб. ст. / Редкол.: Л. Г. Вяткин и др.- Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1986, — 62с.

7. Алиев H.H. Выбор особенностей учащихся при дифференцированном обучении иностранному языку// Иностранный язык в школе, 1992, — № 5−6, — С. 28−29.

8. Алейников А. Г. О креативной педагогической подготовке в вузах// Вестник высшей школы, 1989. № 12, — С. 29−34.

9. Алексеев Л., Новгородская Б. Воспитательные аспекты дифференцированного обучения// Воспитание школьников, 1994, — № 4, — С.2−6.

10. Альбуханова-Славская К. А. Проблемы активности личности. Методология и стратегия познания// Активность и жизненная позиция личности.-М.: Педагогика, 1988. С. 4−19.

11. АльбухановаСлавская К. А. Стратегии жизни, — М.: Мысль, 1991.299с.

12. Аминов H.A. Модели управления образованием и стили преподавания// Вопросы психологии, 1994, — № 2, — С. 88−99.

13. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды, — М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-С. 12−15.

14. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1, — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996, — 568с.

15. Анисимов В. В. Новый этап в развитии высшего педагогического образования// Педагогика, 1992.-№ 1−2, — С. 48−54.

16. Анисимов С. О., Аяубекова P.A. Формирование профессионального мышления у студентов в проблемной ситуации, — Алма-Ата,. 1984. С.3−32.

17. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы, — М.: Высшая школа, 1980, — 368 с.

18. Анцыферова Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала/ Под ред. В. А. Бодрова, — М.: Институт психологии, 1991, — С. 27−43.

19. Асмолов А. Г. Психология личности, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.367 с.

20. Атутов П. Р. Технология и современное образование// Педагогика, 1996;№ 2,-С.11−14.

21. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды/ Н.Ю. Бабан-ский, — М.: Педагогика, 1989, — 558 с.

22. Балаева В. И. Обучение студентов активным методам учебной работы со школьниками-подростками. Психологический анализ уроков: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Т. Г. Якушева .- Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1985, — С.69−78.

23. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения, — М.: Педагогика, 1982, — 287 с.

24. Белозерцева Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы// Педагогика, 1992. № 1 -2.

25. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих возможностей, — JL: Лениздат, 1992, — 400 с.

26. Берне Р. Развитие Яконцепции и воспитание./ Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1986, — 420 с.

27. Берулаева М. Н. Обще дидактические подходы к гуманизации образования// Педагогика., 1994. № 5, — С. 21−25.

28. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989, — 192с.

29. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системнометодическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989, — 141 с.

30. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х тт.- М.: Педагогика, 1979.-Т.1. С. 40−63.

31. Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия// Советская педагогика, 1991,-№ 9,-С.123−128.

32. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества, — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983, — 173 с.

33. Болотов В. А. Реформа педагогического образования в советской педагогике // Педагогика, 1992, — № 7, — С.48−50.

34. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии//Педагогика, 1993.-№ 5, — С. 12−16.

35. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение.-М.: Знание, 1983.-96 с.

36. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе// Народное образование, 1988, — № 1,-С.4−6.

37. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике, — Киев: Наукова думка, 1989, — 20с.

38. Бутузов И. Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке, — Новгород, 1989, — 200 с.

39.

Введение

в научное исследование по педагогике/ Под ред. В. И. Журавлева М.: Просвещение, 1988, — 237с.

40. Вендровская P.P. Уроки дифференцированного обучения: Из истории советской школы// Советская педагогика, 1990, — № 4, — С. 78−86.

41. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход,-М.: Высш. шк., 1991, — 204 с.

42. Волков Г. Н. Эксперимент по созданию профильных классов// Советская педагогика, 1986, — № 1, — С. 18−21.

43. Выготский JI.С. Педагогическая психология, — М.: Педагогика, 1991,479 с.

44. Вяткин Л. Г., Бегинин В. И. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности студентов// Актуальные проблемы перестройки учебного процесса в вузе, — Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1993, — С.3−10.

45. Вяткин Л. С., Корнюшкин Н. П. Основы педагогики, — Саратов: Госуд. уч.-науч. центра «Колледж», 1994, — С. 87−96.

46. Вяткин Л. Г. Основы педагогики высшей школы, — Саратов: Поволж. межрегион, учеб. центр, 1998, — 196 с.

47. Вяткин Л. Г. Сущность и логика педагогического исследования, — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991, — С. 14−22.

48. Вяткин Л. Г., Тарский Ю. И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых (аксемиологические аспекты) — Саратов: Б.и., 1994, — 92 с.

49. Газман О. С. Новые ценности образования. Вып.2, — М.: Педагогика, 1996.-4−32 с.

50. Галагузова М. А., Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения педагогике// Советская педагогика, 1991, — № 12, — С. 78−82.

51. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие, — М.: Просвещение, 1985.-С.6−38.

52. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения// Психологический журнал, 1994.-№ 3.-С. 131−136.

53. Герман Р. Степень свободы выбора: Заметки о дифференцированном обучении// Директор школы, 1995, — № 5, — С. 18−23.

54. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика// Методология, теория, практика, — Киев: Вища школа, 1986.-197 с.

55. Гильбух Ю., Кондратенко Л., Коробко С. Как не убить «талант"/ О системе дифференцированного обучения в начальной школе// Народное образование, 1991,-№ 4,-С. 15−22.

56. Гинецинский В. И. Знание как категория педагогики. Опыт педагогической когнитологии, — Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1989, — 142 с.

57. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994, — № 3, — С.43−52.

58. Голубев Н. К., Битинас Б. П.

Введение

в диагностику воспитания, — М.: Педагогика, 1989, — 157 с.

59. Гончаров Н. К. Еще раз о дифференцированном обучении в старших классах общеобразовательной школы.-М.: СП, 1963. С. 14−42.

60. Гончаров И. Ф. Школа уходящая и восходящая // Народное образование, 1993,-№ 1. с. 18−22.

61. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике.- М.: Владос, 1995, — С. 29- 45.

62. Громкова М. Г. Педагогические основы образования взрослых,-М.: МСХА, 1993, — 168 с.

63. Гроот Р. Дифференциация в образовании// Директор, — 1994, — № 5. -С.12−16.

64. Гузик Н. П. Учить учиться, — М.: Просвещение, 1981, — С.22−4665. Гурьев А. Н. Формы активного семинара// Вестник высшей школы.-1991,-№ 9,-С. 35−38.

65. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.- М.: Педагогика, 1986. 239 с.

66. Данилочкина Г. А. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной самостоятельности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1973, — 18 с.

67. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателяМ.: Межд. пед. акад., 1995. 192 с.

68. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности/ Под ред. В. Д. Шадрикова, — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989 -220 с.

69. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, — М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.

70. Дифференциация как система / Под ред. Ю. А. Иванова. В 2ч, — М.: Педагогика, 1992.-Ч. 1, — С. 6−38.

71. Дифференцированное обучение /старшеклассников/: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка/ М. В. Антропова. Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецова и др. // Педагогика, — 1992, — № 9−10, — С. 23−28.

72. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении, — М.: Просвещение, 1991,-191 с.

73. Евдокимова Е. Г. Осмысление студентами субъективного отношения к педагогической деятельности как фактор становления гуманистической направленности педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук, — Саратов, 1994, — 18 с.

74. Елканов С. Б. Основы профессионального самосовершенствования учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов, — М.: Просвещение, 1989,189 с.

75. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавания в высшей школе, — Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1974, — 164 с.

76. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке, — М.: Просвещение, 1990, — 164 с.

77. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя, — М.: Педагогика, 1987, — 159 с.

78. Загвязинский В. И. Преподавание как творческий процесс// Вестник высшей школы, — 1987, — № 7, — С. 24−29.

79. Загрукова Л. В. Деловая игра в технологической подготовке будущего учителя/'/ Педагогика, 1994, — № 6, — С.58−63.

80. Закон Российской Федерации «Об образовании» , — М.: МП Новая школа, 1992,-С. 13−34.

81. Зубкова В. М., Куинджи Н. Н., Попова Н. М. Опыт дифференциации учащихся по уровню работоспособности// Советская педагогика, 1974, — № 12-С.31−37.

82. Иена-план профессора Петерсона.// Частная школа, 1995, — № 1, — С. 812.

83. Ильина Т. А. Педагогика, — М.: Просвещение, 1984, — 495 с.8<5. Ильясов И. И. Структура процесса учения, — М.: Изд-во Моек, ун-та, 1996.-198 с.

84. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе/ Под ред. Г. Д. Глейзера, — М.: Просвещение, 1985, — 143 с.

85. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1991, — 240 с.

86. Инновационные процессы в образовании/ Под ред. Г. В. Литвинен-ко, — Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1990, — 100с.

87. Интеграция в педагогике и образовании: Сборник научнометодических работ/ Под ред. Ю. А. Кустова.- Самара: Изд-во Самарского инд.-пед. колледжа, 1994, — 242 с.

88. История воспитания: Первобытное общество и древний мир/ Сост. Ю. В. Василькова, — М.: Педагогика, 1992, — С. 14−38.

89. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение, — М.: Знание, 1981, — 96 с.

90. Каган В. И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1987, — 141 с.

91. Калмыкова З. И. Проблема индивидуальных различий в обучении// Советская педагогика, 1986, — № 6, — С. 23−27.

92. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости, — М.: Педагогика, 1981, — 200 с.

93. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество, — М.: Педагогика, 1990, — 140 с.

94. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя в вузе// Советская педагогика, 1981. № 1, — С. 97−100.

95. Карнеги Д., Питер JL, Паркинсон В. Ваше преуспевание в ваших руках. М.: Республика, 1993, — 447 с.

96. Кирсанов A.A. Индивидуальный подход к учащимся в обучении.-Казань: Таткнигоиздат, 1966, — 95 с.

97. Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982, — 224 с.

98. Кларин М. В. Педагогическая технология, — М.: Просвещение, 1995, С.3−41.

99. Клигман И. Н. Дифференциация обучения: возможности и подходы// Вестник высшей школы, 1988. № 10, — С. 31−33.

100. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.- Казань: Изд-во Казан, унта, 1969. 278 с.

101. Кобзев М. С., Горбачев H.A. Сократический метод обучения: Учеб. пособие, — Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1991. 91 с.

102. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. В 2-х тт. Т.2, — Способности.- М.: Просвещение, I960, — 304 с.

103. Кожекина Г. Содержание общего образования в условиях дифференциации школы// Советская педагогика, 1991, — № 9, — С. 147−150.

104. Колесникова И. А. Сравнительная педагогика в подготовке будущего учителя// Советская педагогика, 1989, — № 6. С.129−134.

105. Коломинский Я. А. Психология общения, — М.: Педагогика, 1974.-С.5.94.

106. Коменский Я. А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. в 2-х тт.- Т.1.-М.: Педагогика, 1982, — С. 2- 43.

107. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание, — М.: Политиздат, 1984, — 335 с.

108. Конопкин O.A., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции// Вопросы психологии, 1984, — № 3, — С. 42−52.

109. Константинов H.A. История педагогики.- М.: Просвещение, 1 982 447 с.

110. Концептуальные вопросы высшего образования/ Под ред. Б. Б. Коссова.- М.: НИИВО, 1991, — 199 с.

111. Концепция развития народного образования Сар. обл. на 19 912 000 годы,-Саратов, 1991,-37 с.

112. Коссов Б. Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития/ Личностно-развивающее образование// Вопросы психологии, 1995, — № 6, — С.9−20.

113. Коссов Б. Б. Личность и педагогическая одаренность: ног-ый метод исследования, — М.: Изд. НИИ ВО, 1995.-С. 16−27.

114. Кошкина И. В Интеграция предметно-содержательной информации педагогических дисциплин на модульной основе: Автореф. канд. пед. наук,-Саратов, 1998, — 19 с.

115. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ, — М.: Педагогика, 1977. -С. 12−38.

116. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1976, — 303 с.

117. Крылова Г. Б. Поуровневая дифференциация обучения: из опыта работы// Педагогический вестник, 1995.-№ 6, — С. 5−7.

118. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис. докт. пед. наук.- Л., 1965, — 39 с.

119. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей, — Л: Изд-во Ленигр. ун-та, 1961, — 98 с.

120. Кулюткина Ю. Н., Сухобская Г. С. Психология обучения взрослых.-М.: Просвещение, 1985.-128с.

121. Купцова Т. И. Индивидуально-дифференцированный подход как средство формирования личности студента// Воспитание как средство социально активной личности: Опыт, теория, практика, — Рязань, — 1990.-С. 201−205.

122. Леонтьев A.A. Педагогическое общение, — М.: Педагогика, 1979,-С.5−44.

123. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность, — М.: Политиздат, 1975.-304 с.

124. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций// Педагогика, 1996, — № 2, — С.7−11.

125. Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки.-М.: Высшая школа, 1990, — 304 с.

126. Ломоносов M.B. О воспитании и образовании// Сост. Т.С. Бутори-на.-М.: Педагогика, 1991.-339 с.

127. Лошнова О. Б. Уровневая дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1994,-С. 11−43.

128. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя, — М.: Просвещение, 1992, — 224 с.

129. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений, — М.: Просвещение, 1994.-368 с.

130. Ляудис В. Я. Формирование учебной деятельности студентов, — М.: Изд-во Москов. ун-та, 1989, — 240с.

131. Макаренко A.C. Сборник сочинений в 4 тт. -М.: Правда, 1987, — Т.4.-С. 5−355.

132. Маркова А. К. Психология труда учителя, — М.: Просвещение, 1993, — 192 с.

133. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения, — М.: Просвещение, 1990, — 192 с.

134. Мартимович М. А. Проблемы индивидуализации обучения в дидактике послевоенных лет// Советская педагогика, 1987, — № 1, — С. 104−110.

135. Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности: Тексты/ Под ред. Б. Б. Гиппенрейтер, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, — С. 108−117.

136. Матюшкин A.M., Понукалин A.A. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в вузе// Вопросы психологии, 1988, — № 2,-С. 76−82.

137. Махмутов М. И. Проблемное обучение.- М.: Педагогика, 1975.-С.735.

138. МеликПашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы и возможности// Вопросы психологии, 1989.-№ 5, — С. 3−7.

139. Менчинская H.A. Проблемы учения и развития, — М.: Педагогика, 1989.-С.13−62.

140. Мерлин B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения// Советская педагогика, 1967. № 4, — С.8−14.

141. Методологические проблемы развития педагогической науки/ Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского.- М.: Педагогика, 1985.-С. 24−50.

142. Миронов В. Б. Образование в странах Запада в конце XX века// Сов. педагогика, — 1990, — № 2, — С.136−142.

143. Монахов В. М. Орлов В.А. Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе// Советская педагогика, 1990, — № 8. С. 42−47.

144. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса, — Волгоград: Перемена, 1995.-С.9−39.

145. Мудрик А. В. Учитель: мастер и вдохновитель, — М.: Просвещение, 1986. 160 с.

146. Мухин М. В. А. Сухомлинский о диффернцированном и индивидуальном подходе к учебнику// Воспитание школьника, 1991.-№ 4, — С.9-И.

147. Мындыкану В. Индивидуализация программы подготовленности// Вестник высшей школы, 1991.-№ 1. С. 72−75.

148. Новые типы школ: организация и управление, — М.: Просвещение, 1993, — 115с.

149. Огурцова Н. Б., Бунтовская Т. М. Дифференцированное обучение в школе: опыт, проблемы, перспективы, — Минск, 1990, — С.5−73.

150. Оконь В.

Введение

в общую дидактику.: Пер. с польск.- М.: Высш. шк., 1990, — 382 с.

151. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с конкретными проблемами дифференцированного обучения// Э. А. Голубева, С. А. Изюмова, М. Н. Кабардов и др.// Вопросы психологии, 1991. № 2, — С. 132−140.

152. Орлов Г. А. Профессионализм плюс общее развитие// Вестник высшей школы, 1986.-№ 7, — С. 15−29.

153. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991, — 287 с.

154. Основы педагогики и психологии высшей школы/ Под ред. А.В.ПетровскогоМ.: Изд.-во Моск. ун-та, 1986, — 303 с.

155. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Зюзина.- М.: Просвещение, 1989, — 302с.

156. Осовский Е. Г. Альтернативная педагогика 20-х годов// Педагогика, 1992,-№ 3−4,-С.102−107.

157. ОсуховаН.Г. Становление творческой индивидуальности педагога// Педагогика, 1992, — № 3−4, — С.53−58.

158. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древшейших времен до конца 18 века/ Под ред. Э. Д. Днепрова, — М.: Педагогика, 1989, — С. 30−89.

159. Очерки истории школы и педагогической мысли второй половины 19 в./ Отв. ред. А. И. Пискунов, — М.: Педагогика, 1976.-С.15−123.

160. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917;1941)-М.: Педагогика, 1980.-С.46−98.

161. Очерки истории педагогической науки в СССР (1918;1980)/ Под ред. И. П. Кузина, М. Н. Колмаковой, — М.: Педагогика, 1986.-С.39−68.

162. Педагогика в вопросах и ответах.-Саратов: Изд.-во Сар. пед. ин-та, 1997, — 160 с.

163. Педагогическая технология и содержание деятельности педагогических коллективов по реализации идеи разноуровневого обучения. Ч. 1/ О. В. Заславская, В. Н. Кузовлева. В. Б. Мошкевич и др.- Тула.: Изд-во Тульск. ун-та 1992, — 161 с.

164. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив, — М.: Политиздат, 1982, — 255 с.

165. Петровский В. А. Субъективность: новая парадигма в образовании// Психологическая наука и образование. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, — № 32,-С. 36−59.

166. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения в 3-х тт,-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961;1965,-Т.1.-С. 3−162.

167. Пидкасистый П. И. Педагогика, — М.: Роспедагенство, 1996.-С.3−53.

168. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии, — М.: РПА, 1996.-С. 12−39.

169. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения, — М.: Педагогика, 1985, — 496 с.

170. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.-М.: Просвещение, 1971, — 560 с.

171. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии, — М.: Педагогика, 1997,-С.3−102.

172. Подготовка учителей в вузе/ Под ред. В. Я. Макашова.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992.-50 с.

173. Поиск талантов с 1 курса/ О программе индивидуализации обучения в вузах: Статьи// Вестник высшей школы, 1990, — № 6, — С.33−37.

174. Пономарев Я. А. Психология творчества, — М.: Педагогика, 1976,-С.17−123.

175. Попов Л. М. Интервью с самим собой как метод целостного исследования личности// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии." М.: Педагогика, 1990, — С. 8−11.

176. Поташник М. М. Право на эксперимент// Народное образование, 1989,-№ 9,-С. 30−36.

177. Поташник М. М., Моисеева A.M. Управление современной школой, — М.: Новая школа, 1997, — 352 с.

178. Потеев М. И. Практикум по методике обучения во втузах, — М.: Высшая шк., 1990, — 94 с.

179. Прасолова Е. А. Курс педагогики: каким ему быть?// Педагогика, 1994, — № 6, — С.58−63.

180. Проблемы дифференцированного и индивидуального обучения в советской школе, — М.: Просвещение, 1987, — С.8−114.

181. Прокофьев М. А. Заметки о древнем образовании// Советская педагогика, 1989,-№ 3, — С29.

182. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы/ Под ред. Б. Б. Коссов, — М.: Изд. НИИ ВО, — 1993, — С.201−211.

183. Психологопедагогические проблемы дифференциации обучения в школе/ И. С. Якиманская, С. Г. Абрамова, Е. Б. Шиянова и др.// Советская педагогика., 1991, — № 4, — С.44−52.

184. Психология индивидуальных различий. Тексты под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, — 320 с.

185. Психология развивающейся личности/ Под ред. A.B. Петровского.-М.: Просвещение, 1987.-С. 3−32.

186. Рабунский B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности.-М.: Просвещение, 1975, — С.4−67.

187. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы/ Под ред. B.C. Рахманина, — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989,159 с.

188. Развитие вариативного образования в Саратовской области, — Саратов, 1995, — 50с.

189. Разработка теоретических основ и реализация дифференцированного обучения в школах республики.- Минск: Изд-во Минск, ун-та, 1990, — С. 312.

190. Раченко И. П. Диагностика развития педагогического творчества учителя, — Пятигорск: Б.и., 1992, — С. 3−53.

191. Ревякин В. И. Опыт дифференциации обучения в школе 20-х гг.// Советская педагогика, 1991 .-№ 11. С.87−92.

192. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования, — М.: Школа-Пресс, 1994.-С. 4−51.

193. Рогановский Н. Дифференцированное обучение (в школе) как его осуществить?//Народное образование, — 1991, № 3.-С.41−43.

194. Ротов Г., Ротова М. Право выбрать преподавателя: Проблема организации дифференцированного образования в школе// Советская педагогика, 1991,-№ 7,-С. 142−144 199.Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, — М.: Политиздат, 1957.-С.3−154.

195. Рувинский Л. И. Перспективы профессионально-деятельностной подготовки учителей в вузах// Советская педагогика, 1988.-№ 7, — С.70−73.

196. Руднев П. В. К вопросу о дифференциации общего образования в средней школе// Народное образование,!963, — № 1, — С.17−20.

197. Савин Н. В. Методика преподавания педагогики: Учеб. пособие.-М.: Высш. шк, 1990, — С.3−30.

198. Сагиев В. Р. Индивидуальностилевые особенности самрегуляции в учебной деятельности студентов: Автореф. дис. канд. пед. наукМ., 1993,18 с.

199. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании.-М.: Народное образование, 1996.-С.9−52.

200. Селевко Г. К., Бройде Б. А., Артамонова Р. Б. Дифференциация обучения. Учебно-воспитательный комплекс вариативного образования, — Ярославль: ИПК ПРРО, 1996.-C.3−63.

201. Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей, — М.: РИПКРО, 1996.-С.16−47.

202. Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы, — Ярославль, 1990.-С.21−51.

203. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, — М.: Народное образование, 1998, — 256с.

204. Селиванова Р. Г. Роль куратора в формировании у студентов индивидуального стиля учебной работы/ Проблемы обучения в вузе: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л. Г. Вяткин, — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987, — С.70−78.

205. Семенов H.H. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач, — М.: Педагогика, 1990, — 78с.

206. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование// Педагогика, 1994,-№ 5,-С 11−15.

207. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований, — М.: Педагогика, 1987, — С. 17−38.

208. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессиональнопедагогическая подготовка современного учителя// Советская педагогика, 1991, — № 10, — С. 7984.

209. Слободчиков В. И. Исаев H.A. Психологические условия введения студентов в профессию педагога// Вопросы психологии, 1996, — № 4, — С. 72−81.

210. Совайленко В. Классно-индивидуальная система обучения// Педагогический вестник, 1995, — № 7, — С.7−12.

211. Современное университетское образование: проблемы и перспективы, — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992, — 192с.

212. Солонова А. Уровневая дифференциация: путь к успеху// Народное образование, 1994, — № 1.-С. 100−102.

213. Степанский В. Дифференцированное обучение: «за» и «против» // Семья и школа, 1991, — № 9, — С. 32−33.

214. Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения/ Пер. с англ. М.: Педагогика, 1984, — С.6−74.

215. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3-х тт,-М.: Педагогика, 1981.

216. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе// Советская педагогика, 1989, — № 3, — С. 11−17.

217. Талызина Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста.- М.: Знание, 1986, — С.3−51.

218. Тарантей В. П. Педагогика в вузе: самостоятельная работа студентов // Советская педагогика, 1990, — № 2. С. 83−86.

219. Теоретические основы процесса обучения/ Под ред. В.В. Краевско-го, И .Я. Лернера, — М.: Просвещение, 1989, — С.28−73.

220. Трифонов Н. Прошлое тоже наука/ Из истории дифференцированного обучения в старших классах// Народное образование, 1991. № 3, — С. 182 183.

221. Тулинцев Ю. М. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя школы в условиях личностного подхода к образованию: Автореф. дис. канд. пед. наук, — Волгоград, 1995, — 20 с.

222. Турчанинова Ю. И. Педагогическая техника и мастерство учителя.-М.: Педагогика, 1987.-С. 15−69.

223. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1990, — 188 с.

224. Учителю о педагогической технике/ Под. ред. Л. И. Рувинского,-М.: Педагогика, 1987, — 154 с.

225. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти тт.- М.: Педагогика, 1988.

226. Фирсов В. В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения, — М.: Педагогика, 1994, — С.3−80.

227. Франки В. Человек в поисках смысла, — М.: Прогресс, 1990, — 368 с.

228. Фридман Л. М. Как построить новую школу// Концепция личност-но-развивающего обучения, — Народное образование, 1993.-№ 7−8, — С. 6−11.

229. Фромм Э. Человек для себя, М.: Коллегиум, 1992, — 253 с.

230. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие, — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 1997, — 507 с.

231. Харькин В. П. Педагогическая импровизация: теория и методика,-М.: МИГУ, 1992, — С.13−21.

232. Центр нейролингвистического программирования в образовании// Частная школа, 1994, — № 1.-18−31.

233. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития.- М.: Ин-терпракс, 1995.-С.З-64.

234. Чекалева Н. В. Современные теории и технологии образования,-Омск, 1993, — 127с.

235. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения." М.: Народное образование, 1996.-115 с.

236. Чуракова Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх, — М.:Б.и., 1991.-83 с.

237. Шадриков В. Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика, 1994,-№ 5.

238. Шадриков В. Д., Старовойтенко Е. Б. Концепция индивидуализации воспитания в щколе// Советская педагогика, 1991, — № 10, — С.61−66.

239. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика,-М.: Логос, 1993.-114 с.

240. Шахмаев Н. М. Общественная необходимость и педагогическая целесообразность дифференцированного обучения старших школьников, — М, 1970, — С. 6−57.

241. Шахмаев Н. М. Учителю о дифференцированном обучении. Методические рекомендации.- М., 1989.-С.2−35.

242. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования.- М.: ПЦ Эксперимент, 1993, — 154 с.

243. Щукина Г. И., Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, — М.: Педагогика, 1988.-203 с.

244. Щуркова Н. Е., Тетюнов В. Ю., Савченко А. П. Новые технологии образовательного процесса, — М.: Педагогика, 1995.-С. 7−28.

245. Эльконин Д. Б., Занков JI.B. Проблемы развивающего обучения,-М.: Просвещение, 1986.-С.4−74.

246. Юнг К. Г. Эмоционально-психологические типы. Психология эмоций/ Под ред. В. К Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984,-С. 238−252.

247. Юдин В. В. Педагогическая технология, — Ярославль: Изд-во Ярослав. ун-та, 1997. 52с.

248. Якиманская И. С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы// Директор школы, 1995, — № 3, — С. 15−18.

249. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// Вопросы психологии, 1995. № 2, — С.31−42.

250. Ямбург Е. Единое образовательное пространство// Народное образование, 1994.-№ 5. С. 22−27.

251. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования, — М.: Высшая школа, 1986.-С 20−58.

252. Allport G. W. Personality and Social Encounter.- Boston, P. I960, — 386P.

253. Anastasi A. Differential Psychology (Individual and Group Differences in Behavior).- New York: Macmillan, 1958.-P.622−660.

254. Ames S., Ames R. Reseach on Motivation in education.- № 4. Academic. Press, 1985, — P. 13−49.

255. Bandura A. and Walters D.H. Social learning and personality development.- New York., 1969, — P.36−39.

256. Berne E. Games people play. The psychology of human relationships.-Penquin books: Corgi Books., 1992, — P. 12−14.

257. Bloon B. S. Human Characteristics and School Learning. New York, 1976,-P. 25−45.

258. Cannon W.B. The way of an investigator.- New York: Acad., press., 1945, — P.16−28.

259. Cattel R. B., Dreger R. M. Handbook of Modern Personality Theory.-New York: Acad., press, 1972, — P.320−404.

260. Cattel R. B., Eber H. W., Tatsuoka M. M. Handbook for The sixteen Personality Factor Questionnaire.- Illinois: Champaign, 1970, — P. 114−143.

261. Cromer W. The difference model. A new explanation for some reading difficulties// Journal of Educational Psychology, 1970, — № 61, P. 15 20.

262. Eysenck Personality Questionnaire. London: Hodder and Stoughton, 1975. P.-47.

263. Fodor J.A. The Modularity of Mind. Cambridge, New York: M. A., 1983, — P.45−61.

264. Fromm E. Individual and Social character psychoanalitions and contemporary american.- New York, 1966, — P. 130−148.

265. Glazer N. IQ on trial// Commentary, 1981, — № 71(6).-28 p.

266. Herr E. L. New technologies in an age of technology// Educational and vocational guidance, 1984,-№ 41,-P. 24−41.

267. Keil F.C. Constraints on knowledge and cognitive developmtent // Psychological Review, 1981, — P. 10−15.

268. Kelly A. Teaching Mixed Ability Classes. An individual approach.-London, 1974, — P.20−28.

269. Kemper T.D. Reference groups. Socializations and achievement // American Sociological Rewiew, 1968, — U. 1. P.30−54.

270. Leary T., Coffey I. Interpersonal Diagnosis /Teories of Personality investigation. New York, 1953, — P. 4−13.

271. Maclow A.N. Motivation and Personality.- New York: Harper & Row. 1970. P.355−369.

272. Mehan H., Hertweck A., Combs S. Teacher interpretations of students' behavior // L.C. Wilkinson. Communicating in the classroom.- New York, 1982.-P. 18−49.

273. Rogers C.R. Empatic: an unappreciated way of being.- The Counseling Psychologist, 1975, — V.5. P.2−10.

274. Ryan R.M., Connel J.P., Deci E.L. A motivational analysis of self-determination and self-regulation in education.- Academic. Press., 1985, — P.50−54.

275. Thomas R.M., Tomas S.M. Individual Differences in Classroom.- New York, 1965,-P. 4−125.

276. Torrance E. P. Talent and education: The Modern School Practices Series., 1960.-№ 4. Minneapolis.- P. 4−18.

277. Tyler L.E. Individual Differences Abilities and Motivational Directions.-New Jersey, 1974,-P. 17−25.

278. Wechsler D. The Measurement and Apraisal of Adult Intelligence.- Baltimore: Williams and Wilkins, 1958, — P. 173−182.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой