Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление инновационным развитием электронной промышленности на основе формирования системы коммерциализации научных разработок

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что основными видами деятельности межрегионального центра коммерциализации научных разработок в электронной промышленности должны стать: генерирование массы научных идей в сфере электроникикоммерческая экспертиза научных идей, способных стать товаром (включая идеи из внешней среды) — формирование банка перспективных инновационных проектов в электронной промышленности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ '
  • 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВА- 10 ЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Тенденции развития мировой электронной промышленности
    • 1. 2. Характерные особенности кризисных явлений в электронной 26 промышленности России
    • 1. 3. Концептуальная модель экономических, правовых и организаци- 52 онных принципов управления инновационным развитием электронной промышленности в условиях глобализации экономики
  • 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРО- 76 ВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 2. 1. Организационная модель инновационной системы коммерциали- 76 зации научных разработок в электронной промышленности
    • 2. 2. Финансовый механизм функционирования инновационной сис- 102 темы коммерциализации научных разработок в электронной промышленности
    • 2. 3. Стратегические альянсы как наиболее эффективная форма парт- 125 нерства в системе коммерциализации научных разработок в электронной промышленности в условиях глобализации
  • 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНК- 146 ЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 3. 1. Методика экспертизы научных идей в электронной промышлен- 146 ности с целью их коммерциализации
    • 3. 2. Модель вексельного механизма расчетов между участниками 158 альянсов в электронной промышленности
    • 3. 3. Модель коммерциализации научных разработок для предпри- 167 ятий электронной промышленности Орловской области на основе комплементарного альянса

Управление инновационным развитием электронной промышленности на основе формирования системы коммерциализации научных разработок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реализуемый в настоящее время сырьевой сценарий развития экономики России неизбежно ведет к интеллектуальной отсталости, экономической зависимости, подрыву национальной безопасности, разрушению демократических основ социальной жизни. Поэтому стратегическим вектором экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу должен стать переход к высокотехнологичной экономике. Платформой для такого перехода является развитие науки и связанного с ней инновационного бизнеса, работающего на потребности экономики знаний.

Российская электронная промышленность переживает нелегкие времена. Но одним из первых шагов на пути к новой экономике должно стать возрождение именно отечественной электроники, восстановление ее кадрового потенциала, создание стимулов и механизмов для ее инновационного развития с целью выхода на мировой рынок высокотехнологической продукции.

В этой связи представляется целесообразным в электронной промышленности сконцентрировать ресурсы и усилия государства и частного бизнеса на создании системы экономических, правовых и организационных принципов для производства нового знания и передачи его из научных лабораторий и конструкторских бюро в реальный сектор экономики. Поэтому такая система, прежде всего, должна быть настроена на решение как минимум двух задач. Первойгде взять деньги на финансирование НИОКР и выпуск опытных образцов наукоемкой продукции, второй — где ее разместить для производства, чтобы обеспечить коммерческий успех высокотехнологической электронной продукции на мировом и отечественных рынках.

Степень изученности проблемы. Исследованию проблем инновационного развития промышленности с целью повышения ее конкурентоспособности посвящены труды российских ученых: И. А. Башмакова, В. В. Бушуева, А. Ф. Дьякова, В. Б. Жузе, Ю. М. Когана, В. П. Лукина, Никифорова, С. А. Никитина,.

В.Г Садкова, В. А. Устинова и ряда других. В зарубежной литературе эти проблемы исследованы в работах: Д. Денвиса, Б. Дугласа, Дж. Кепплера, Б. Санто, Р. Фостера, Ш. Хансена, К. Хинча и других.

Современное состояние и перспективы электронной промышленности России нашли свое отражение в научных публикациях следующих ученных: Авдонина Б. Н., Андреева А. С., Стучебникова В. М., Ушакова А.Б.

В то же время следует отметить недостаточный уровень исследований в области современной теории и практики управления именно инновационным развитием электронной промышленности, особенно в сфере коммерциализации научных идей.

Объект исследования — предприятия электронной промышленности России в целом и Орловской области в частности, являющиеся субъектами инновационного рынка.

Предметом исследования являются принципы, способы и технологии управления инновационным развитием электронной промышленности на основе коммерциализации научных разработок.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методических рекомендаций по реализации целей и задач инновационного развития электронной промышленности на основе принципов, методов и организационных возможностей системы коммерциализации научных разработок в условиях глобализации экономики.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач диссертационного исследования:

— исследование тенденций развития мировой электронной промышленности;

— анализ состояния отечественной электронной промышленности, выявление причин ее кризисного состояния;

— формирование экономических, правовых и организационных принципов инновационного развития электронной промышленности в условиях глобализации экономики;

— разработка теоретико-методических основ формирования инновационной системы коммерциализации научных разработок в электронной промышленности России;

— выявление наиболее эффективной формы партнерства в системе коммерциализации научных разработок в электронной промышленности в форме стратегических альянсов;

— разработка методического обеспечения эффективного функционирования системы коммерциализации научных разработок в электронной промышленности;

— апробирование предложенных моделей и методик по формированию и функционированию инновационной системы коммерциализации научных разработок в электронной промышленности.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Основой исследования явилась общенаучная методология, предусматривающая системный и процессный подходы к решению проблемы управления инновационным развитием электронной промышленности, а также применение комплексной методологии и таких методов, как анализ и синтез, единство логического анализа и диалектического развития, моделирование, исторический подход, а также экспертные методы.

Теоретической базой исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных ученых, нормативные правовые акты Российской Федерации, а также материалы международных научно-практических конференций.

Информационной основой диссертации являются статистические данные Госкомстата Российской Федерации, Орловского областного комитета государственной статистики, материалы исполнительных органов власти, отчетность предприятий. Кроме того, использована электронная информация со следующих серверов сети «Интернет»: http//www.izf7 net, www. reed-electronics.com/ele./ index. asplayot= documentPrint&docid.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании теоретико-методического подхода по реализации концепции управления инновационным развитием электронной промышленности на основе создания системы коммерциализации научных разработок, которая позволит генерировать массу новых идей, превращать небольшую их часть из интеллектуального сырья в товар с последующим размещением проектов не только у отечественного, но и мирового производителя.

Научная новизна подтверждается следующими полученными лично автором научными результатами:

— с учетом выявленных характерных особенностей электронной промышленности XXI века предложена концептуальная модель экономических, правовых и организационных принципов, позволяющих реализовать управление инновационным развитием отечественной электроники в условиях жесткой конкурентной борьбы, резкого сокращения жизненного цикла НИОКР и значительного роста затрат на их реализацию (п. 4.1. Паспорта специальности 08.00.05.);

— разработана организационная модель инновационной системы, коммерциализации научных разработок в электронной промышленности, отличающаяся тем, что основным звеном предлагаемой модели является бюро НИОКР с мощным интеллектуальным потенциалом, идеи которого доводят до стадии товара бизнес-структуры, позволяющие осуществить коммерческую экспертизу идей, защиту прав на интеллектуальную собственность, размещение проектов для производства в России и за рубежом, достаточное финансирование инновационного процесса и т. п. (п. 4.2. Паспорта специальности 08.00.05.);

— предложено использовать стратегические альянсы как наиболее эффективную форму партнерства в системе коммерциализации научных разработок в электронной промышленности в условиях глобализации. Установлено, что стратегические альянсы представляют собой альтернативу дорогостоящим сделкам слияния и присоединения, опасным из-за своего «обратного» эффекта, продажам прав на лицензию и, наконец, филиалам, столь непрактичным из-за того количества времени, которое необходимо затрачивать на их оформление (п. 4.10. Паспорта специальности 08.00.05.);

— доказано, что успех в коммерциализации научных разработок в электронной промышленности способен обеспечить венчурный капитал с участием государства на начальной стадии в размере не менее 50%. Установлено, что венчурные фонды в России не обеспечили значительного роста высоких технологий, поэтому предложено придать им отраслевой характер использования денежных средств (п. 4.7. Паспорта специальности 08.00.05.);

— предложена модель вексельного механизма расчета между участниками альянса при недостаточности оборотных средств для реализации инновационного проекта. Данная модель позволяет произвести расчеты между участниками альянса не только с учетом интересов каждого «звена», но и учесть риск организатора процесса коммерциализации инновационного процесса в электронной промышленности (п. 4.7. Паспорта специальности 08.00.05.).

— в учебном процессе в рамках изучения дисциплин «Организация, планирование и управление в электронной промышленности», «Инновационный менеджмент».

Практическая значимость результатов работы заключается в возможности использования основных положений в качестве конкретного инструментария управления инновационным развитием электронной промышленности на основе коммерциализации научных разработок.

Методическое обеспечение, созданное в результате исследования, может быть использовано:

— в работе государственных федеральных и региональных органов власти, формирующих и реализующих целевые программы инновационного развития электронной промышленности;

— руководителями, собственниками предприятий электронной промышленности, а также потенциальными инвесторами для создания системы коммерциализации научных разработок;

— в учебном процессе в рамках изучения дисциплин «Организация, планирование и управление в электронной промышленности», «Инновационный менеджмент».

Апробация результатов работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на конференциях и семинарах, в том числе: Международной научно-практической конференции «Управление инновационно — инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России» (г. Орел, 2002 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Экономика. Управление. Финансы» (г. Тула, 2002 г.) — Конференции «Развитие интеграционных процессов в экономике региона» (г. Брянск, 2002 г.) — Второй всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы Российской экономики» (г. Пенза, 2003 г.) — Пятой международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (г. Санкт — Петербург, 2003 г.) — Международной научно-практической конференции «Теория и практика антикризисного менеджмента» (г. Пенза, 2003 г.) — Международной научной интернет — конференции «Системная модель российского общества XXI века и корректировка реформ" — (г. Орел, 2003 г.) — Международной конференции молодых ученых «Российская государственность: истоки, становление, развитие, проблемы.» (г. Орел, 2003 г.) — Международной научно-практической конференции «Экономический рост в России: Перспективы и проблемы» (г. Орел, 2004 г.).

Результаты исследования приняты к использованию в работе ряда промышленных предприятий Орловской области.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 106 источников. Рукопись содержит 194 страниц текста, в том числе 15 рисунков, 21 таблицу, 3 приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Правомерно утверждать, что стратегическим вектором экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу должен стать переход к высокотехнологичной инновационной экономике. Платформой для такого перехода может быть только развитие науки и связанного с ней инновационного бизнеса, работающего на потребности экономики знаний.

2. Как показывает мировой опыт, в настоящее время именно электронная промышленность является наиболее наукоемким сектором экономики. Рынок изделий электронной промышленности обладает в современных условиях колоссальной инновационной и инвестиционной емкостью. Установлено, что российская электронная промышленность находится в состоянии кризиса. Открытие внутреннего рынка России показало полную неконкурентоспособность изделий отечественной электронной промышленности по сравнению с мировыми стандартами.

Так, по материалам и энергоемкости единицы продукции в микроэлектронике наблюдается отставание в 30−40 раз, по надежности изделий на 2−3 порядка, по производительности труда в 50−100 раз.

3. В процессе исследования установлено, что электронная промышленность России должна стать важнейшей точкой роста национальной экономики, поскольку микроэлектроника является элементной базой на рынке энергетики и освещения, в производстве бытовой электротехники, в автомобилестроении, на железнодорожном транспорте и т. д., не говоря уже о том, что существует реальная угроза экономической безопасности России из-за низкой степени развития нашей микроэлектроники при ограничении доступа на российский рынок западных электронных компонентов и электронных систем.

4. Доказано, что для возрождения отечественной электронной промышленности необходимо реализовать стратегию кардинального изменения места науки в материальном производстве изделий электронной промышленности. Поскольку и сегодня интеллектуальный потенциал российского народа — это главное богатство страны, залог ее величия, безопасности и создания наукоемкой продукции. Однако необходимо учитывать, что модель национальной экономики двадцатого века, постепенно вытесняется глобальным рынком. В частности, на первый план выходят взаимосвязанные друг с другом способность к технологическим и социальным инновациям, умение эффективно действовать в быстро меняющейся транснациональной среде, масштабы информатизации общества, уровень интеллектуальной и политической свободы. Партнерство одновременно позволяет группировать ресурсы и распространять продукцию на мировом рынке.

5. В процессе исследования установлено, что коммерциализация научных идей — вещь очень дорогая, а подавляющее число ученых — не бизнесмены. Более того, только ничтожная часть из массы идей доходит до стадии товара. В этой связи необходима инновационная система коммерциализации научных разработок в электронной промышленности, способная не только превращать интеллектуальное сырье в товар, обладающий рыночной привлекательностью, но и обеспечивать финансирование высокорискованных научных разработок. Более того, данная система позволит выпустить первые партии наукоемкой продукциимодернизировать производственные мощности в электронной промышленности Россииразмещать заказы за рубежом.

6. Для формирования системы коммерциализации научных разработок предложены экономические, правовые и организационные принципы ее реализации с учетом тенденций развития мировой электронной промышленности, включающих в себя: жесткую конкурентную борьбурезкое сокращение жизненного цикла НИОКР и значительный рост затрат на их реализацию. В этой связи предлагается, прежде всего, в электронной промышленности разделить процессы НИОКР и производства. Первая причина этому — из ста научных проектов только пять-шесть могут рассчитывать на коммерческий успех. Кроме того, инновационный бизнес — наиболее сложный из всех видов предпринимательства, а значит — дорогостоящий, то есть нельзя рассчитывать на высокопроизводительную деятельность существующих ныне конструкторских бюро при заводах.

7. Безусловно, начинать формирование системы коммерциализации научных разработок необходимо с создания межрегионального центра коммерциализации научных разработок в электронной промышленности, который наряду со структурой НИОКР должен иметь: опытное производство, а лучше — производство в мелких серияхвенчурный фонд, причем в каждой разработке как минимум на четверть должны быть бюджетные средства, потому что только тогда в этот инновационный бизнес придет частный капиталцентр трансферта технологий.

8. Установлено, что основными видами деятельности межрегионального центра коммерциализации научных разработок в электронной промышленности должны стать: генерирование массы научных идей в сфере электроникикоммерческая экспертиза научных идей, способных стать товаром (включая идеи из внешней среды) — формирование банка перспективных инновационных проектов в электронной промышленности, не востребованных в настоящее времяизготовление опытных образцов или производство в мелких серияхразмещение инновационных проектов для производства как в России, так и за рубежомреализация комплекса инновационных преобразований, включающего продуктовые и технологические инновации, а также модернизацию организационных структур и организационной культуры предприятий электронной промышленностизащита прав на интеллектуальную собственностьформирование венчурной системы финансирования деятельности по коммерциализации разработок в электронной промышленности.

9. В процессе исследования установлено, что одним из стратегических вариантов дальнейшего развития предприятий микроэлектронной промышленности может стать выпуск полупроводниковых датчиков для различных управляющих и контролирующих систем, поскольку спрос на продукцию такого типа на российском и мировом рынках достаточно высок.

10. Как показало исследование, за последние годы расходы на научно-исследовательскую работу в три раза превысили инвестиции в недвижимость. Вот почему в тех отраслях, где современные технологии — это важный источник конкурентного преимущества, многие, даже лидирующие компании, более не могут самостоятельно нести все расходы по разработке новых производственных линий, способных в будущем обеспечить их автономное существованиетакое положение дел в отрасли заставляет многие компании объединяться. В этой связи предложено использовать стратегические альянсы как наиболее эффективную форму партнерства в системе коммерциализации научных разработок в электронной промышленности в условиях глобализации. Более того, стратегические альянсы представляют собой альтернативу дорогостоящим сделкам слияния и присоединения, опасным из-за своего «обратного» эффекта, продажам прав на лицензию и, наконец, филиалам, столь непрактичным из-за того количества времени, которое необходимо затрачивать на их оформление. Более того, альянсы интеграционного типа наиболее эффективны для проведения совместных научно-исследовательских работ и совместного производства.

11. Установлено, что принципиальным фактором инновационного процесса в электронной промышленности является участие венчурного капитала. Причем венчурный фонд должен быть бизнес — структурой непосредственно при МЦКНР в электронной промышленности. При этом уровень государственного финансирования должен быть не менее пятидесяти процентов. Более того, предложена модель вексельного механизма расчета между участниками альянса при недостаточности оборотных средств для реализации инновационного проекта. Данная модель позволяет произвести расчеты между участниками альянса, не только с учетом интересов каждого «звена», но и учесть риски организатора процесса коммерциализации инновационного процесса в электронной промышленности.

12. Для проведения коммерческой экспертизы научных идей в электронной промышленности предложена методика ее реализации на основе метода аналитических иерархий, что позволяет выявить вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам, обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления, оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

13. Поскольку создание Межрегионального центра коммерциализации научных разработок дело будущего, то в диссертации на основе разработанных теоретико — методологических основ формирования системы коммерциализации научных разработок предложена для действующего в г. Орле ОАО «ОКБ „Протон“» схема модернизации деятельности по разработке и производству сверх ярких светодиодов в рамках рекомендуемой модели стратегического альянса с производственным предприятием ЗАО «Протон» и потребителями. Для этих целей разработана модель паспорта инновационного проекта в инновационной промышленности. При этом предусмотрено формирование банка инновационных паспортов перспективных инновационных проектов в электронной промышленности, не востребованных в настоящее время.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Н. Прямое воздействие электронной промышленности на экономику США / Б. Н. Авдонин, М. В. Макушин // Зарубежная электронная техника. 1998. — № 3. — С. 75 — 95.
  2. .Н. Косвенное воздействие электронной промышленности на экономику США / Б. Н. Авдонин, М. В. Макушин // Зарубежная электронная техника. 1998. — № 4. — С. 94 — 113.
  3. .Н. Принципы экономической оценки перспектив развития производства инновационной продукции на примере электроники / В. И. Дудкин, И. И. Иванов, Ю. Н Лазинцев // Электронная промышленность. Экономика и коммерция. 2000. — № 2. — С. 134−147.
  4. С. Венчурный бизнес в США // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России: Сборник статей и выступлений.- СПб.: СпбГУ ЭФ, 2000. — С. 55 — 58.
  5. А.С. Электронная отрасль и военная доктрина России // Электронная промышленность. 1993. — № 11−12. — С. 2−4.
  6. А.С. Сегодня и завтра электронной промышленности Российской Федерации // Электронная промышленность. 1992. — № 3. -С. 2−6.
  7. Н.В. Современные системы сбыта продукции промышленных предприятий / Н. В. Андрианова, Т. В. Артменко // Материалы междунар. научно-практ. конф-ции «Управление реструктуризацией экономики» (20−24 окт. 1998 г.).- М.: ГУУ, 1998. -С. 61−63.
  8. B.C. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А. А. Емельянова, А.А. Кукушкин- Под. ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  9. В.Р. Подход к моделям инновационных структур, предлагающих участие создателей инноваций во владении и управленииакционированными предприятиями / В. Р. Атоян, А. В. Королев, В. Ю. Тюрина // Инновации. 2001. — № 8. — С. 45 — 49.
  10. В. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий / В. Безруков, Г. Остапкович // Экономист. 2001. — № 5.
  11. Е. Мировая практика формирования научно-технической политики / Е. Бетухина, М. Пойсик. Кишинев.: Экономика, 1990.202 с.
  12. С.Д. Экспертные оценки / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич М.: Статистика, 1974.
  13. А. Аспекты финансирования развития российской электроники // Материалы пятого ежегодного форума руководителей электронной индустрии (18−20 мая 1997 г.) М., 1997.
  14. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман, С. Шмидт- М.: ЮНИТИ, 1997. 218 с.
  15. И.А. Инновационный менеджмент. М.: Перспектива, 1995. -348 с.
  16. М. Ведущие поставщики ИС // Электроника: наука, технология, бизнес. 1996. — № 4. — С. 49 — 51.
  17. В.М. Микроэлектронные датчики и проблемы их стандартизации / В. М. Вальков, М. Н. Лукьянова // Электронная промышленность. 1993. — № 2. — С.42 — 49.
  18. Вести РАСУ // ЭЛЕКТРОНИКА: Наука, Технология, Бизнес -2003.
  19. В. Соколова, ген. Директора Электронинторга // Электроника: НТБ.-2000.- № 3.
  20. К. Опыт прямого инвестирования ЕБРР в России // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России: Сборник статей и выступлений. СПб.: СПбГУЭФ, 2000. — С. 66 — 71.
  21. . Стратегические альянсы: Пер. с англ. / Б. Гарретт, П. Дюссож. М.: Инфра-М, 2002. — 332 с.
  22. Ю.В. Специфика российского рынка // Материалы пятого ежегодного форума руководителей электронной индустрии. М., 1997. — С.18 -20.
  23. С. Реорганизация научно-технического потенциала // Экономист. 1992. — № 1. — С. 22−32.
  24. Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. -Таганрог.: Изд-во Таганрог, 1998 132с.
  25. Л. Экономический рост? Без инноваций? / Л. Гохберг, И. Кузнецова // Экономика и жизнь. — 2000. — № 46.
  26. Г. Метод парных сравнений / Под ред. Ю. П. Адлера. М.: Статистика, 1978. — 144 с.
  27. Г. А. Малое инновационное предпринимательство в России: Вопросы государственной поддержки. М.: ВНТИЦ, 1994. — 86 с.
  28. П.В. Основы стратегического управления: Учеб. пособие / П. В. Забелин, Н. К. Моисеева М.: Информационно — внедренческий центр «Маркетинг», 1997. — 195 с.
  29. В.П. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта реализации отдельных направлений научно-технической и инновационной политики / В. П. Иванов, К. С. Плетнев, В.Г. Фетисов
  30. Экономические стратегии. 2001.- № 11.
  31. В.В. Поиск механизма управления финансовыми потоками в среде неплатежей / В. В. Иванов, Д. Л. Кубышкин, O.K. Ханк // Электронная промышленность. Экономика и коммерция. 2000. — № 4. -С. 90−108.
  32. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, JI.M. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.
  33. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1994. -312 с.
  34. Концепция промышленной политики: Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. № 28, Пр-135 от 30 января 1997 г.
  35. Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2001−2005 годы. Проект. — М.: Минпромнауки России, 2001.
  36. Постановление Правительства РФ «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 гг.» от 24 июля 1998 г. N832.
  37. И.В. Инвестиционный проект / И. В. Липсиц, В. В. Коссов М.: БЕК, 1996 г.-266 с.
  38. В.П. Маркетинговое обоснование научно-технической политики производственных систем: концептуальные и методологические аспекты / В. П. Лукин, О.В. Фирсанова- М.: Машиностроение, 1996. 120 с.
  39. JI.А. О состоянии спроса на изделия электронной техники для комплектации отечественной радиоэлектронной аппаратуры // Экономика и коммерция. 1997. — № 1- С. 63 — 71.
  40. Л.А. Анализ факторов, определяющих уровень цен на отечественные изделия электронной техники // Экономика и коммерция (Электронная техника. Сер. 9). 1995. — № 4. — С. 53−56.
  41. Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологическом исследовании. М.: Наука, 2001. -228 с.
  42. А.В. Оптимизация затрат на НИОКР по разработке изделий электронной техники / А. В. Мартынов, В. В. Мартынов, А. Б. Ушаков // Экономика и коммерция. 1997. — № 1- С. 3 — 11.
  43. В.И. Обзор докладов и выступлений по проблемам отечественной электроники на парламентских слушаниях 14.03.1995 г. / В. И. Мурков, С. А. Герасимова // Экономика и коммерция (Электронная техника. Серия 9). 1995. — № 2. — С. 21 — 27.
  44. В.Г. Прогресс в проектировании отечественных СБИС // Электроника: НТБ.- 2002. № 6. — С.5−9.
  45. А.П. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления", — 2000. № 2.
  46. Л.В. Основы коммерческой деятельности. Практикум: Учеб. пособие для вузов / Л. В. Осипова, И. М. Синяева М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-215с.
  47. А.В. Промышленная логистика. Спб: Политехника, 1994.-164с.
  48. B.C. Некоторые итоги работы предприятий электронной промышленности в 1993 г. / B.C. Радзвилко, Н. М. Кураев // Экономика и коммерция (Электронная техника. Сер. 9). № 1. — С. 20 — 25.
  49. Расширение доступа малого бизнеса к финансированию России. М.: Тасис СМЕРУС, 2002. — 640 с.
  50. В.И. Венчурный капитал в стратегии антикризисного управления: Монография / В. И. Романчин, И. В. Скоблякова, В.Т. Смирнов- ОрелГТУ, 2002 230 с.
  51. С. Новый максимаркетинг: Пер. с англ. / С. Рэпп, Т. Д. Коллинз. -Челябинск: Урал LTD, 1997. С. 27 — 142.
  52. В. Венчурный бизнес в Европе // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России: Сборник статей и выступлений.-СПб., 2000. С. 118 — 123.
  53. Т. Принятие решений. Метод аналитических иерархий. М.: Радио и связь, 1993. — 320 с.
  54. Системная модель управления инновационно инвестиционными процессами в регионах России / В. Г. Садков, П. Н. Машегов, Б. А. Морозов, Ю. В. Павлов // Сб. трудов междунар. науч.-практ. конф. -Орел: ОрелГТУ, 2002. — Ч. II.- С. 10−18.
  55. В.И. Организационные формы продвижения инноваций // Деловой мир. 2001.- № 3.
  56. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 2000 г. — 784 с.
  57. П.М. Организация, планирование и управление предприятиями электронной промышленности. М.: Высшая школа., 1986.-319 с.
  58. В.М. Микроэлектронные датчики за рубежом // Приборы и системы управления. 1993. — № 1. — С. 18−21.
  59. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. — 252 с.
  60. А. Российская экономика место в мире, проблемы и перспективы // Chip News. — 1997. — № 3. — С. 2−8.
  61. А.Б. Российская электроника место в мире, проблемы и перспективы // Chip News. — 1997. — № 4.
  62. Р.В. Организация производства. М.: Инфра-М, 2000. -672 с.
  63. Финансы предприятия / Под общей ред. Н. В. Колчиной. М.: ЮНИТИ, 2000.-413 с.
  64. Федеральный Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.96 года № 127-ФЗ.
  65. Е. Кто финансирует инновационные проекты за рубежом // Бизнес для всех. 1995.- № 23.
  66. Форма № 4 — инновация «Сведения об инновационной деятельности организации»: Утв. постановлением Госкомстата России от 05.02.2001.
  67. Финансовые известия.- 1997.- 13февр. № 10 (361).
  68. М. Инновации на предприятиях и их внедрение. М.: Луч, 1992. -154 с.
  69. И. Российская электроника взгляд изнутри // ЭЛЕКТРОНИКА: Наука, Технология, Бизнес — 2003. — № 7.
  70. Экспресс-информация по зарубежной электронной технике // ЦНИИ «Электроника».- 2002. Вып. 47 (22 нояб).- С. 1.
  71. Электронная промышленность за рубежом: Пер. с англ.// Общ. Ред. А. В. Матвеева М.: «Прогресс», 1988. — 464с.
  72. Под. ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с. 77. Электроника: наука, технология, бизнес.- 1996. — № 5−6.
  73. Электроника: наука, технология, бизнес.- 1997.- № 1.- С. 49.
  74. Annastassopoulous J.R. Toward a Concept of Domesticated Markets // Journal of Marketing. 1979. — № 3. — P. 69−75.
  75. Collins T.M. Strategic Alliances / N.M. Collins, T.L. Doorley. -InterEditions, 1992. P. 20.
  76. Daryl Delano. Electronic Business online report: semiconductor sales .-(www.e-insite.net/eb-mag).
  77. Demand for used chip-making equipment soars. (www.cahnerselectronics. ./index.asplayot=articlelPrint&articlelD=Nea0911591.3).
  78. Doz Y.N. Collaborate with your Competitors and Win / Y.N. Doz, G. Hamel, C.K. Prahalad // Harvard Business Review.- 1989. -№ 1.- P. 123 139.
  79. Electronic Design.- 1996.- Vol. 44, № 3.- P. 40 42.
  80. Electronic Engineering Times.- 1995.- Vol. 871, № 3.- P. 33.
  81. Electronic Engineering Times.- 1996.- Vol. 885.
  82. Electronic News.- 1996.- Vol. 41, № 2095.- P. 54.
  83. Electronic News.- 1996.- Vol. 42, № 2107.- P. 62.
  84. Electronic Business.- 2003.- № 5/15.
  85. G.J.P. Opportunities for capacity retooling (A personal view) // 48th International Electronic Devices Meeting, San Francisco, 2002, Dec. 8−11.
  86. Moris D. Trends in International Collaborative Agreements / D. Moris, M. Hergert // Columbia Journal of Word Business.- 1987.- № 2. P. 15−21.
  87. Ohmal K. La Triade.- Flammarion, 1985.
  88. Porter M.E. Competition in Global Industries.- Harvard Business School Press, 1986.
  89. Semiconductor industry to wait until 2H03 for strong growth, says Dataguest // SST’s Semiconductor Weekly.- 2003.- Mar. 3.
  90. Scientific American.- 1996.- Vol. 274, № 1.- P. 40 46.
  91. Secondhand tools have capacity to aid Asian, small chipmakers // Micro.-2002.- October.-P. 14,16,17.
  92. Status, 1999 // Integrated circuit engineering corporation.- P. 1.1 1.10.
  93. Strategor, Strategie, Structure, Decision, Identite, 1983.
  94. Двадцать ведущих фирм-изготовителей полупроводниковых приборов для бытовой электроники (данные за 2001 год).
  95. Место Фирма Объем продаж, млрд. долл. Доля рынка, %1 Toshiba 2,392 9,92 Hitachi 1,536 6,43 Sony 1,336 5,5
  96. Phillips Semiconductor 1,261 5,2
  97. STMicroelectronics 1,241 5Д6 NEC 1,119 4,67 Sanyo 1,110 4,68 Matsushita 1,080 4,59 Rohm 1,069 4,410 Mitsubishi 0,892 3,711 Sharp 0,881 3,612 Motorola 0,561 2,313 Samsung 0,510 2,1
  98. IBM Microelectronics 0,370 1,5
  99. Texas Instruments 0,370 1,516 Atmel 0,342 1,41. Продолжение таблицы
  100. National Semiconductor 0,334 1,418 Micronas 0,302 1,2
  101. Infineon Technologies 0,297 1,220 Fujitsu 0,295 1,21. Прочие фирмы 6,868 28,41. Итого 24,167 100,0
  102. Суммарные ассигнования в науку
  103. Вид ассигнований Изменение по годам1999 2000 2001 2002
  104. На фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу федерального бюджета, млн. руб. в фактически действовавших ценах 11 621 17 092 23 023 29 962
  105. По отношению к предыдущему году, % 113 104 114 113
  106. По отношению к валовому внутреннему продукту, % 0,24 0,23 0,25 0,28
  107. Внутренние затраты на исследования и разработки, млн. руб. в фактически действовавших ценах 48 050 76 697 105 261 143 760
  108. По отношению к предыдущему году, % 116 114 116 119
  109. По отношению к валовому внутреннему продукту, % 101 1,05 1,16 1,32
  110. Суммарные ассигнования на науку, млн. руб. в текущих ценах 59 671 93 789 128 284 173 722
  111. По отношению к предыдущему году, % 115 112 115 117
  112. По отношению к валовому внутреннему продукту, % 1,25 1,28 1,41 1,60
  113. Соотношение инвестиций в основной капитал и в науку
  114. Годы Инвестиции в основной капитал Инвестиции в науку Отношение инвестиций в науку и в основной капитал, %
  115. Объем, млрд. руб. Относительно предыдущего года, % Объем, млрд. руб. Относительно предыдущего года, %1999 670 105,7 59,671 116 8,92 000 1165 117,4 93,789 114 8,52 001 1505 110,1 128,284 116 8,52 002 17 590 102,6 173,762 119 9,9
  116. Торговля технологиями за рубежом
  117. Предмет торговли Экспорт Импорт
  118. Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн. руб. Число соглашений по импорту Стоимость предмета соглашения, млн. руб.
  119. Патент на изобретение 4 377 7 51
  120. Патентная лицензия 10 14 23 25 301. Ноу-хау 51 435 20 860
  121. Товарный знак 8 65 34 3516
  122. Промышленный образец 6 2 8 17
  123. Инжиниринговые услуги 581 22 476 460 31 299
  124. Научные исследования 340 1089 49 5848
  125. Всего 1320 26 431 800 56 760
  126. РЕКОМЕНДУЕМАЯ МОДЕЛЬ ПАСПОРТА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ по состоянию на" «200 г.
  127. Регистрационный № Юридическое или физическое лицо, представляющее проект1. Заявитель проекта
  128. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ11. Название проекта12. Описание и цели проекта:
  129. Технология производства (нужное отметить V):собственное производство лицензионная сборка из зарубежных комплектующих с поэтапным переходом на собственное производстволицензионная полная сборка из зарубежных комплектующих другое (указать)
  130. Место реализации проекта (страна, регион, город, район):
  131. Дополнительная информация (юридическая ситуация: необходимо создание нового предприятия, совместного предприятия и т. п.)
  132. Ориентировочная дата начала и завершения проекта (год, месяц) началозавершение
  133. ПРЕДЛАГАЕМАЯ К ВЫПУСКУ ПРОДУКЦИЯ (УСЛУГИ) 2.1. Наименование
  134. Назначение и основные характеристики
  135. Наличие собственных «ноу-хау» (нужное подчеркнуть): да, нет.
  136. Патентная защита основных технических решения проекта (нужное подчеркнуть): требуется, не требуется, имеется правовая защита.
  137. Лицензирование (нужное подчеркнуть): — продукции (требуется, не требуется, имеется лицензия)-- вида деятельности (требуется, не требуется, имеется лицензия).
  138. Сертификация (нужное подчеркнуть): — продукции (требуется, не требуется, имеется лицензия)-- вида деятельности (требуется, не требуется, имеется лицензия).
  139. Потребительские характеристики (нужное отметить V):массовое потребление-общепромышленное применение-двойное применение в промышленности и быту-специальное промышленное применение-комплектующиедругое (указать)
  140. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРЕДЛОГАЕМОЙ К ВЫПУСКУ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГАМ)
  141. Программа производства и производственные издержки (нужное подчеркнуть):33.1. Определен объем производства по годам на период реализации проекта (да, нет)-33.2. Выполнен постатейный расчет издержек производства в период реализации проекта (да, нет).
  142. УРОВЕНЬ ПРОРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
  143. Производственные площадикв. м.
  144. Необходимость землеотвода (нужное подчеркнуть): да, нет, имеется земля.
  145. Наличие развернутого графика проведения работ (нужное подчеркнуть): да, нет.
  146. Необходимость импортных поставок (нужное подчеркнуть, указать страну (ы) и фирму (ы)):оборудования (да, нет) -технологий (да, нет) -комплектующих изделий (да, нет) -сырья, материалов (да, нет) -других (указать)
  147. Технико-экономические обоснования (ТЭО) (нужное подчеркнуть):разработаны ТЭО (да, нет) — разработан бизнес-план (да, нет)-дата разработки технико-экономического обоснования (бизнес-плана): «» 200 г.-1. ZOS
  148. Разработчик ТЭО, бизнес-плана1. Страна
  149. Наименование организации Руководитель орган. Почтовый индекс Полный почтовый адреспаимениьание организации
  150. Руководитель организации (Ф. И. 0. полностью)1. ГТпитптлы huhpvp
  151. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА
  152. Формы привлечения финансовых средств55.1. Бюджетные кредиты55.2. Банковские кредиты55.3. Иностранные кредитытыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.
  153. Недостающие финансовые средстватыс. руб.
  154. Прорабатываемые варианты привлечения недостающих финансовых средств (указать конкретно):тыс. руб.
  155. Другие формы обеспечения проекта (в виде имущества, «ноу-хау», земли и т. д. (указать)6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИНВЕСТОРУ
  156. Инвестиционная привлекательность проектатыс. руб.
  157. Требуемый объем инвестиций в целомтыс. руб.1. Начало возврата1. Окончание выплат
  158. Возврат инвестиций не планируется
  159. ГАРАНТИИ ВОЗВРАТА ИНВЕСТИЦИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
  160. Обеспечение возврата инвестиций (нужное отметить V):государственные гарантии- залог активов- банковские гарантии- страхование-передача прав на (перечислить)-другое (указать)
  161. Имеется решение органов власти (управления) о поддержке проекта (нужное отметить V):национальный- региональных- местных-других.
  162. Риски по проекту (указать конкретно)
  163. Меры по предупреждению и уменьшению рисков (указать конкретно):
  164. Подпись руководителя проекта1. Дата ««200 г. Печать
Заполнить форму текущей работой