Развитие региональной транспортной системы как фактор устойчивой экономической динамики территориально-локализованного образования
Исследования. Состояние транспортной системы российского государства в значительной степени определяет направление и темпы социально-экономического развития, играет важную роль в реализации структурных преобразований, в создании условий для обеспечения устойчивой макроэкономической динамики и перехода на инновационно ориентированный путь развития, способствует формированию и реализации… Читать ещё >
Содержание
- Введение ч
- 1. Теоретико-методические основы исследования региональных транспортных систем 16 1.1 .Сущность экономического пространства
- 1. 2. Особенности реализации потенциала транспортной системы в экономическом пространстве региона
- 1. 3. Транспортный коридор как основа организации товародвижения в региональном экономическом пространстве
- 2. Разработка методического инструментария размещения и развития элементов транспортной системы в региональном экономическом пространстве
- 2. 1. Формирование мультимодальных логистических центров как узловых точек транспортной инфраструктуры региона
- 2. 2. Холистический подход к оценке эффективности инфраструктурного комплекса региона на основе развития транспортных сетей
- 2. 3. Разработка методики оценки конкурентоспособности составляющих инфраструктурного комплекса региональной экономической системы
- 3. Совершенствование системы управления региональной транспортной системы как фактора устойчивого развития территориально-локализованного образования
- 3. 1. Приоритеты развития региональной транспортной системы как точек роста региональной экономики
- 3. 2. Оценка влияния транспортной системы на уровень устойчивости территориально-локализованного образования
- 3. 3. Направления совершенствования транспортной системы территориально-локализованного образования
- Заключение 134 Библиографический
- список использованной литературы
- Приложения
Развитие региональной транспортной системы как фактор устойчивой экономической динамики территориально-локализованного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Состояние транспортной системы российского государства в значительной степени определяет направление и темпы социально-экономического развития, играет важную роль в реализации структурных преобразований, в создании условий для обеспечения устойчивой макроэкономической динамики и перехода на инновационно ориентированный путь развития, способствует формированию и реализации конкурентных преимуществ в глобализирующемся мировом экономическом пространстве. В свою очередь, повышение эффективности функционирования региональных транспортных систем как составляющей национальной транспортной системы выступает необходимым условием выполнения государством важнейших функций по защите национальной безопасности, укреплению единства экономического пространства, созданию предпосылок для обеспечения потребности резидентов и нерезидентов в транспортных услугах как общественном товаре большой социальной значимости, сглаживания асимметрии социально-экономического развития регионов и предупреждения активизации центробежных тенденций.
Абсолютным преимуществом Российской Федерации и ее регионов является уникальное экономико-географическое положение, что предопределяет возможности для получения значительного экономического эффекта от участия в международных перевозках, создания новых инструментов влияния на мировые экономические процессы. Однако реализация транзитного потенциала субъектов Федерации и их интеграция в мировое транспортное пространство предполагает необходимость совершенствования организационно-экономических и технико-технологических параметров международных транспортных коридоров, включающих крупные транспортные узлы, их системное планирование в контексте международного сотрудничества, формирование контейнерных «мостов», что, в свою очередь, предполагает решение задач мониторинга рынка транспортных услуг, изучение преимуществ конкурентов, развитие ч международного сотрудничества в международных транспортных организациях и с зарубежными торговыми партнерами, расширение участия в системе международных соглашений в области транспорта, а также в крупных международных транспортных проектах. В связи с этим возникает необходимость изменения мер государственного регулирования, мотивирующих создание региональных, национальных и интернациональных транспортных компаний, конкурентоспособных на мировом рынке, использование качественно новых форм частно-государственного партнерства в развитии транспортной инфраструктуры.
В настоящее время состояние национальной транспортной системы и ее региональных составляющих характеризуется высоким уровнем износа основных фондов, который по всем видам транспорта составляет более 60%'- высокими транспортными издержками, что обусловливает потери доходов от транзитных перевозокостро стоит проблема финансирования развития транспортного комплекса. Внешнеэкономическая деятельность отечественных субъектов хозяйствования осуществляется преимущественно с использованием достаточно протяженных железнодорожно-водных путей, которыми охвачены далеко не все субъекты Федерации. При этом некоторые российские регионы не имеют непосредственного выхода не только к международным транспортным коридорам, но и к магистралям федерального значения. Все это свидетельствует о необходимости привлечения частных и государственных инвестиционных ресурсов, ускоренного обновления основных фондов транспорта, преодоления технического и технологического отставания от развитых государств по составу транспортных средств, снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей транспортной системы, снятия технических и.
1 По данным Министерства транспорта РФ// [Электронный ресурс] http://www.mintrans.ru. Проверено на 1.02.2011. организационно-экономических ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок, создания международных транспортных коридоров (МТК) для интеграции России и ее регионов в мировую транспортную систему, повышения безопасности и устойчивости функционирования экономики. В свою очередь, развитие национальной и региональных транспортных систем, модернизация существующих и формирование новых международных коридоров и транспортно-логистических центров, интеграция последних с региональными транспортно-логистическими системами обеспечивает повышение доходности ресурсов всех участников процессов воспроизводства, создает предпосылки для увеличения инвестиционных расходов, что выступает необходимым условием формирования эффективного спроса, повышения показателей качества жизни и реализации устойчивого повышательного тренда макроэкономической динамики.
Таким образом, значимость темы исследования обусловливается необходимостью разработки методических основ управления и практических механизмов совершенствования региональных транспортных систем как инструментов устойчивого поступательного развития экономики государства и отдельных территориальных образований.
Степень изученности проблемы. В качестве методологической основы работы выступают положения, сформулированные в рамках теории регионального роста и развития, а именно: неоклассические теории, основанные на производственной функции (Дж.Бортс, Ч. Джонс, Х. Зиберт, Р. Солоу, Т. Сван, Р. Холл и др.) — теории кумулятивного роста, являющиеся синтезом неокейнсианских, институциональных и экономико-географических моделей (Ж.Р.Бурдвиль, Х. Гирш, Х. Ласуэн, Ф. Перру, П. Потье, Х. Ричардсон, Дж. Фридман, Т. Хагерстранд, П. Хаггет и др.) — новые теории регионального роста, базирующиеся на возрастающей отдаче от масштаба и несовершенной конкуренции (Д.Вайнштайн, Э. Венаблес, А. Гильберт, Дж. Гаглер, Е. Глейзер, Д. Дэвис, Л. Инн, П. Кругман, Т. Мори,.
Г. Мюрдаль, А. Пред, П. Ромер, Р. Фианм, М. Фуджита, Дж. Харрис, А. Хиршман, Т. Холмс, Дж. Эллисон и др.) — теории территориальной организации производства, опирающиеся на промышленные и региональные кластеры, цепочку добавления стоимости, экономику обучения, национальную и региональную систему инноваций (А.Андерсон, Б. Асхайм,.
Дж.Даннинг, А. Изаксен, Б. Ионсон, М. Лоренцен, Б.-О.Лундваль, Дж. Манцинен, П. Маскелл, М. Портер, Э. Райнерт, С. Резенфельд, М. Сторпер, К. Фримэн, Дж. Хамфри, Х. Шмитц, М. Энрайт и др.).
Теоретической основой исследований в области региональной экономики послужили труды российских экономистов: П. М. Алампиева, А. Д. Арзамасцева, Л. В. Канторовича, Н. Н. Колосовского, А. С. Новоселова, А. И. Татаркина и др. Существенное развитие теория и практика регионального управления в современных условиях получили в работах Н. Г. Багаутдиновой, А. Л. Бикмуллина, П. И. Бурака, М. Я. Гохберга, А. Г. Гранберга, А. А. Джаримова, В. С. Золотарева, В. Г. Игнатова, Н. П. Кетовой, С. В. Киселева, А. В. Краснова, Н. Д. Кондратьева, В. Н. Лексина, Д. С. Львова, М. Б. Мазановой, А. М. Озиной, О. С. Пчелинцева, Г. А. Сульдиной, Е. Г. Чистякова, И. Н. Шапкина, А. М. Швецова, В. А. Шульги и др.
Научно-теоретические и практические аспекты оптимизации физического перемещения материальных потоков в товар ообразующих цепях различных секторов экономики отражены в работах многих отечественных (Б.А.Аникин, Л. А. Бронштейн, А. М. Гаджинский, А. П. Гарнов, М. П. Гордон, Е. А. Голиков, Б. Л. Геронимус, Г. А. Кононова, В. Н. Лившиц, В. С. Лукинский,.
A.Л.Лурье, С. Р. Микитьянц, Л. Б. Миротин, Н. К. Моисеева, Ю. М. Неруш, Д. Т. Новиков, И. Н. Омельченко, В. А. Персианов, А. Н. Родников, С. М. Резер,.
B.Г.Санков, А. И. Семененко, А. А. Смехов, Р. Г. Соколов, С. А. Уваров, Л. С. Федоров, Н. Д. Фасоляк, Е. А. Хруцкий, А. А. Чеботаев, В. В. Щербаков и др.) и зарубежных (Р.Баллоу, Е. Барди, Д. Бауэрсокс, Дж. Кавинато, М. Кристофер, Д. Клосс, Дж. Койл, Д. Ламберт, С. Лэнгли и др.) исследователей.
Несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных отдельным аспектам функционирования транспортной системы, следует признать, что проблема совершенствования региональной транспортной системы и реализации транзитного потенциала государства как необходимого условия эффективности структурных преобразований и обеспечения устойчивой макроэкономической динамики требует дальнейшего исследования, что предопределило выбор цели, задач, предмета и объекта диссертационной работы.
Цель и задачи диссертации. Цель диссертационной работы состоит в разработке и научном обосновании теоретико-методических подходов и практических рекомендаций, обеспечивающих устойчивую экономическую динамику территориально-локализованной системы на основе развития региональной транспортной системы.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. Определить содержание региональной транспортной системы и выявить ее функции в контексте развития экономики территориального образования.
2. Предложить показатель размещения региональных транспортно-логистических центров, используемый при решении задачи минимизации затрат на грузовые перевозки на основе использования кратчайших маршрутов.
3. Разработать алгоритм выбора места размещения транспортно-логистических центров (ТЛЦ) на территории региона.
4. Сформулировать методику оценки динамики транспортной системы как фактора поступательного регионального развития.
5. Выявить зависимость уровня развития территориально-локализованных образований и состояния региональных транспортных систем.
6. Предложить методическое обеспечение процесса развития организационно-экономического механизма функционирования региональной транспортной системы на основе взаимодействия с государства с коммерческими и некоммерческими организациями в форме государственно-частного партнерства.
Объектом исследования является региональная транспортная система как неотъемлемая часть транспортной системы государства.
Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе развития региональной транспортной системы как фактора поступательной экономической динамики территориально-локализованных образований.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе, которые посвящены принципам регионального управления, геополитики, размещения производительных сил, логистики, теории систем, экономико-математических методов, теории организации.
При решении частных задач исследования в диссертации применялся системный и исторический подходы, перспективный и ретроспективный анализ, методы математической статистики и экономико-математического моделирования. При разработке основных вопросов экономического прогноза осуществлен системный подход к исследуемой проблеме, что позволило обеспечить комплексность исследования и выявить основные пути рационализации и повышения эффективности управления на мезоуровне.
Информационную базу диссертационной работы составляют сведения официальных федеральных и региональных статистических органов, зарубежных государств, данные Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономики Республики Татарстан (РТ), Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, методические рекомендации министерств и ведомств РФ и РТ, Института региональных инновационных систем, специализированных аналитических зарубежных компаний — Standard&Poors, Dun and Bradstreet, Рейтингового агентства «Эксперт РА» и др. В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, парламентских слушаний, информационные ресурсы сети Интернет и др.
В ходе исследования использованы локальные нормативные акты, среди которых: федеральные целевые программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 гг.)» и «Развитие транспортной системы России (2010;2015 гг.)», Республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса РТ на 2006;2010 гг.», данные о результатах осуществления хозяйственной деятельности транспортными предприятиями, реализации ряда направлений транспортной политики, а также отдельных проектов и программ по осуществлению развития транспортного комплекса РФ и др.
Содержание диссертационного исследования соответствует п. 3. Региональная экономика: 3.16. Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях- 3.22. Эффективность использования материальных и нематериальных факторов развития региональной экономики. Закономерности и особенности организации и управления экономическими структурами в регионах. Абсолютные и относительные преимущества региональных экономических кластеров. Исследование проблем производственной, транспортной, энергетической, социальной и рыночной инфраструктуры в регионах Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».
Научная новизна результатов исследования состоит в разработке комплекса теоретико-методических положений и практических предложений, обеспечивающих развитие региональной транспортной системы как фактора устойчивой экономической динамики территориально-локализованного образования, что конкретизируется в следующих положениях:
1. Определено содержание региональной транспортной системы как динамичной совокупности подсистем — функциональной (транспортные сети, или пути сообщениярегиональные распределительные центрытранспортные узлылогистические посредники) и обеспечивающей (региональная информационная подсистема, подсистема финансового обеспечения, подсистема нормативно-правового обеспечения и государственного регулирования), интегрированных товароматериальным потоком, общими целями ведения экономической деятельности, согласованными со стратегией социально-экономического развития региона, которая направлена на максимальное удовлетворение транспортных потребностей экономических агентов — резидентов и нерезидентов мезообразования при минимальных затратах с учетом ограничений и управляющих воздействий внешней среды (национальной и мировой экономических систем), внедрении современных логистических технологий управления региональными материальными и информационными потоками, обеспечение безопасности работы транспортного комплекса (по видам транспорта), а также системное решение проблемы защиты окружающей среды в условиях реализации противоречивых процессов регионализации и глобализации, что порождает экстернальный эффект регионального регулирования.
2. Предложен показатель размещения региональных транспортно-логистических центров, используемый при решении задачи минимизации затрат на грузовые перевозки на основе использования кратчайших маршрутов, расчет которого предполагает: представление сети дорог нагруженной матрицей смежности с указанием расстояний между соседними пунктами, построение матрицы кратчайших расстояний с указанием оптимальных маршрутов, связывающих любую пару вершин графа, вычисление значения критерия для каждой вершины как количества маршрутов, содержащих ее в своем списке, т. е. как средневзвешенной относительных значений показателей социально-экономического развития территориального образования — количество населения, наличие производства, наличие железной дороги, водного транспорта, автомобильных дорог республиканского значенияпри этом веса отдельных показателей определяются с использованием метода экспертных оценок с признанием быстрого роста общего числа вариантов размещения ТЛЦ как условия выбора наиболее перспективного продолжения процесса в условиях избыточности.
3. Разработан алгоритм выбора места размещения транспортно-логистических центров (ТЛЦ) на территории региона, который основан на применении системного и программно-целевого подходов, а также интегральной парадигмы логистики, исходящей из необходимости минимизации затрат на грузовые перевозки и использования кратчайших маршрутов с учетом топологии последних и объема перевозок, что предусматривает необходимость прохождения следующих этапов: исследование внешней среды ТЛЦ (факторов прямого и косвенного влияния), анализ возможных режимов работы ТЛЦ, определение целевых групп клиентов для рыночного позиционирования ТЛЦ, анализ структуры цены услуги ТЛЦ.
4. Сформулирована методика оценки динамики транспортной системы как фактора поступательного регионального развития, которая основана на использовании переменных показателей, коррелирующих между собой (объем ВРП, уровень грузоемкости, объем грузооборота и транспортных издержек), что позволяет сформулировать прогнозы развития реального сектора региональной экономической системы в краткои среднесрочном периодах, подтверждаемые авторскими сценарными расчетами.
5. Выявлена прямая зависимость уровня развития территориально-локализованных образований и состояния региональных транспортных систем, что находит отражение в росте систематизированных показателей экономической, экологической и социальной эффективности функционирования территории по мере расширения функциональных возможностей и потребительских свойств элементов транспортных систем (международных транспортных коридоров), повышения степени интеграции международных транспортных коридоров в мировую экономическую систему.
6. Предложено методическое обеспечение процесса развития организационно-экономического механизма функционирования региональной транспортной системы на основе взаимодействия государства с коммерческими и некоммерческими организациями в форме государственно-частного партнерства (ГЧП) — концессия, сдача в аренду, BOOT (built, own, operate, transfer/построй, владей, эксплуатируй, передай), ВОТ (built, operate, transfer/построй, эксплуатируй, передай), BOO (built, own, operate/построй, владей, эксплуатируй), обратный BOOT (элементы инфраструктуры создаются за счет государственных инвестиций, а затем права собственности передаются коммерческой организации при выполнении последней определенных условий) — для привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие стратегических объектов, что позволяет определить порядок распределения рисков, уровень обязательств участников, правомочия собственности на активы при сохранении управляющего воздействия со стороны государственных органов власти, направленного на обеспечение безопасности и повышение качества транспортных услуг, достижение мультипликативного эффекта от инвестиционных расходов для транспортного комплекса и региональной экономики в целом.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в развитии положений экономической науки в области пространственной организации региональной экономики и роли транспортной системы в обеспечении поступательной макроэкономической динамики. Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования полученных результатов в практике формирования и развития элементов транспортной системы. Разработанные в диссертации научные и методические положения доведены до уровня практических рекомендаций, имеют комплексный характер и направлены на совершенствование методов и механизмов управления элементами транспортной системы и региональными образованиями в контексте посткризисного развития российской экономики.
Теоретические и практические результаты работы могут быть использованы в разработке региональных отраслевых и комплексных целевых программ, направленных на развитие отдельных элементов транспортной инфраструктуры и региональной экономики в целом.
Рассмотренная в диссертации система управления транспортной системой в контексте региональной экономики может быть использована в учебном процессе при чтении курсов «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент». Отдельные положения диссертации целесообразно включить в учебные курсы по проблемам государственного регулирования экономики.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, региональных, межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях в 2009;2011 гг. Имеются 10 публикаций по теме диссертации общим объемом 4,9 п.л., в том числе 3 статьи в журнале «Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник», который входит в реестр журналов, рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.
Разработанные практические рекомендации используются в деятельности Министерства экономики РТ при разработке программных документов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, а также в учебном процессе НОУ ВПО «Академия управления „ТИСБИ“», что подтверждено справками о внедрении.
Структура и объем диссертации
были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографии, включающей 158 наименований, таблично-графического материала, включающего 12 таблиц и 7 рисунков.
На основании проведенных теоретических исследований по развитию региональной транспортной системы как фактора устойчивого экономической динамики территориально-локализованного образования было сделано заключение о том, что оценка ее потенциала является необходимым звеном в обеспечении экономической устойчивости региона, что и нашло отражение в теме диссертационной работы. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. В процессе исследования литературы, посвященной различным аспектам стратегического управления, сделан вывод, что уделяется недостаточное внимание учету особенностей отраслевых систем в процессе разработки стратегии их развития, а также комплексному анализу отдельных элементов отраслевых систем с целью выявления проблемных зон системы в целом.
Системообразующей целью промышленной политики в условиях вхождения России в мировое рыночное пространство является повышение национальной конкурентоспособности, соблюдение международных стандартов и расширение доли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках как основного источника повышения благосостояния граждан страны при непрерывном росте их жизненного уровня.
Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов — внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке с зарубежными аналогами. Поэтому вопросы, связанные с системным регулированием инноваций на макроуровне, мезоуровне и микроуровне являются актуальными.
Основной задачей государства в этой сфере является создание целостной системы обеспечения развития наукоемкого производства России. Речь идет о поддержке отдельных производств и технологий, определяющих возможности технологических прорывов и значимых для мировой экономики.
2. Перспективы динамичного роста объемов промышленного производства и увеличения экспорта товаров с высокой степенью переработки напрямую зависят от уровня развития транспортной инфраструктуры экономического пространства.
3. Проведенное в рамках диссертационной работы исследование современного состояния и тенденций развития рынка транспортно-логистических услуг, теоретического и практического опыта создания транспортно-логистических центров в Российской Федерации и странах Европейского Союза, а также анализ современного состояния и перспектив развития транспортного комплекса РТ, его места и роли в модернизации экономики, расширении международного сотрудничества, реализации экспортного и транзитного потенциала республики в глобальной системе Евроазиатских транспортных коридоров позволило раскрыть объективные предпосылки необходимости развития на территории РТ опорной сети МТЛЦ и формирования интегрированной транспортно-логистической системы.
4. Разработанная автором диссертационного исследования оригинальная математическая модель рационального размещения региональных транспортно-логистических центров, основана на использовании совокупности наиболее значимых факторов, которая позволяет решить задачу дислокации региональных транспортно-логистических центров.
5. На основе использования предложенного в работе методического инструментария впервые для условий РТ разработана научно обоснованная принципиальная схема развития и размещения на территории РТ системы региональных и международных транспортно-логистических центров в увязке с развитием национальных и международных транспортных коридоров.
6. Специальная регрессионная модель зависимости объемов перевозок грузов от остальных основных факторов позволяет объективно оценить сравнительную значимость районов РТ. Для выяснения сравнительной значимости основных факторов использовался метод экспертных оценок.
7. Дальнейшие научные исследования в области формирования и развития транспортно-логистических центров должны быть направлены на снятие допущений с целью упрощения и улучшения возможностей практического применения, а также повышение адекватности разрабатываемых методик к решаемым научным и практическим задачам.
8. Разработанная в рамках диссертационного исследования и адаптированная к условиям РТ графическая модель формирования на базе опорной сети МТЛЦ интегрированной национальной транспортнологистической системы в РТ и механизм управления ее функционированием и развитием в перспективе могут быть успешно реализованы в республике.
9. Формирование на территории РТ, в зонах тяготения к национальным и международным транспортным коридорам опорной сети МТЛЦ, интегрированной в республиканскую транспортно-логистическую систему, наряду с обеспечением высокой эффективности в системе грузо-и товародвижения, сопровождается значительным мультипликативным эффектом, который будет проявляться в других отраслях экономики республики: в строительном комплексев сфере оптовой и внешней торговлибанковского и производственно-технического обслуживанияпроизводстве оборудования для терминалов, контейнеров и подвижного состава транспортаразвитии региональных рынков товаров и услуг, информационных и телекоммуникационных систем и, в конечном итоге, — в увеличении валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (ВВП) страны.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р.
- Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р.
- Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010−2015 годы)».
- ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Введ. 2001.01.07. М.: Издательство стандартов, 2001. —12 с.
- ГОСТ 27.203−83. Надежность в технике. Технологические системы. Общие требования к методам оценки надежности. — Введ. 1999.01.07. -М.: Издательство стандартов, 1998. -8 с.
- ГОСТ 27.003−90. Состав и общие правила задания требований по надежности. Введ. 1992.01.01. — М.: Издательство стандартов, 1991. — 27 с.
- Абчук, В. А. Курс предпринимательства./ Абчук В. А. -М.: Альфа 2001 г. 544с.
- Авдеенко, В.Н. Производственный потенциал промышленного предприятия/ В. Н. Авдеенко, В. А. Котлом. М.: Экономика, 1989. -239с.
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М: Наука, 1976, 280с.
- Андреев, Г. И. Практикум по оценке интеллектуальной собственности. / Андреев Г. И., Витчинка В. В., Смирнов С. А. М.: Финансы и статистика, 2002. 176 с.
- Акофф, Р. Основы исследования операций. -М.: Мир, 1971. 187с.
- Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. -1998.-№ 4.
- Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия./ И. Ансофф. СПб.: Питер, 2000.-416 с.
- Анташов, Е.С. Основы предпринимательского дела / В. А. Анташов, Е. С. Зотова, М. В. Кузнецов и др. М.: МП «Тригон», 1992. — 432 с.
- Афанасьев, В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980 г.- 368с.
- Байхельт Ф., Франкен П. Надежность и техническое обслуживание. Математический подход. М.: Радио и связь, 1988. — 546 с.
- Багаутдинова, Н. Г. Методика экономического исследования. / Н. Г. Багаутдинова, Ю. С. Дровников. Казань: Казанский государственный университет, 2003. — 187с.
- Баканов, М. И. Теория экономического анализа. / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. -М.: Финансы и статистика, 2004. — 536 с.
- Бараненко, С. П. Стратегическая устойчивость предприятия./ С. П. Бараненко, В. В. Шеметов. М.: Центрполиграф, 2004. — 495 с.
- Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. — 1998. — № 5.
- Батракова Л.Г. «Методология статистического исследования надежности деятельности коммерческих банков»: автореф. дис. на соиск. уч. степ. док. экон. наук: 08.00.05/ защищена 09.10.2007. утв.
- Берлин, А. Планирование капитальных вложений на предприятии в условиях инвестиционного кризиса // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 3.
- Бусыгин, В. П. Теория игр./ В. П. Бусыгин, Е. А. Левина. М.: Высшая школа. — 2004. — 123 с.
- Бусленко Н. П. Моделирование сложных систем. — М. Наука, 1978.-367 с.
- Богатин, Ю. В. Экономика управления бизнесом./ Ю. В. Богатин, В .А. Швандер -М.: Юнити-Дана, 2001. 295 с.
- Валеева, Ю.С., Исаева Н. С. Диагностика производственно финансового потенциала промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика.- 2007.-№ 1(82).
- Вернефельт, Б. Ресурсная трактовка фирмы // Вест. С-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2006.
- Веселова, О.В. Устойчивость внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий. Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Веселова О. В. Челябинск, 2000. — 156 с.
- Винокурова, С. А. Резервы повышения экономической надежности промышленного предприятия: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.05 Саратов, 2004 182 с.: 61 05−8/1746.
- Виленский П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учебное пособие. М.:Дело, 2001. — 832 с.
- Водачек, Л. Стратегия управления инновациями на предприятии./ Л. Водачек, О. Водачкова. -М.: Наука. 1998. 198 с.
- Воропаев, В.И. Управление проектами в России (Основные понятия, история, достижения, перспективы). -М.: Алане, 1995. 225 с.
- Воронов A.A. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий //Машиностроитель. 2000. — № 12. С. -27−29.
- Гвишиани, Д.М. Избранные труды по философии, социологии и системному анализу. М: Наука, 2007. — 655с.
- Гиляровская Л. Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций./ Гиляровская Л. Т., Ендовицкая А.В.-М.: Юнити-Дана, 2006. 159с.
- Гнеденко Б.В., Беляев Ю. К., Соловьев А. Д. Математические методы в теории надежности. — М.: Наука, 1965. 460 с.
- Грачев A.B. Финансовая устойчивость предприятия: Анализ, оценка и управление./ М.: Издательство: «ДИС» 2004. — 190 с.
- Грошев, И.В., Уланова Е. М. Проблемы оценки экономического потенциала предприятия: трудовой потенциал // Вопросы оценки.- 2005 № 1.
- Джордж Т. Всеобщее управление качеством: Учеб. пособие. -М.: Виктория плюс, 2002. — 88 с.
- Д.Дж.Тис, Г. Пизано, Э. Шуен. Классика теории стратегического управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003. — № 32. -с. 133−136.
- Долятовский, В. А. Толстых Т.Н. Выбор стратегии развития региональной экономики на основе новых информационных технологий. -Воронеж: Истоки, 1998. 394 с.
- Долятовский, В.А., Современный менеджмент. В 4 томах. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1999. 192с.
- Долятовский, В. А. Исследование систем управления. Учебно-практическое пособие./ В. А. Долятовский, В. Н. Долятовская. М.: Издательский центр «МарТ», 2004. — 255 с.
- Друри, К. Введение в управленческий и производственный учёт. -М.: Аудит, 1994. 560 с.
- Елисеева, И.И. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и стистика, 2004.
- Ермасова Н.Б. Надежность коммерческого банка как один из основных факторов конкурентной борьбы //Материалы международной научно-практической конференции «Банковская конкуренция». СГСЭУ. 2001.
- Забродский В., Капустин Н. Теоретические основы оценки экономической безопасности отрасли и фирмы // Бизнес-информ. — 1999. — № 15 —16. —С. 35 —37.
- Завьялов П. П. Конкурентоспособность в экономической политикезарубежных стран // Маркетинг. 1996. № 2. С.20−32.)
- Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 2.
- Каплан, Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Сб. научн. тр. / Пер. с англ. М.: «Олимп-Бизнес», 2003, — с. 111 117.
- Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию / Пер. с англ. М.: ЗАО <�Олимп-Бизнес>, 2003, 416 с.
- Каталько, B.C. Разработка стратегической программы развития предприятия / пер. с англ., под ред. B.C. Катькало М.: Прогресс, 2003. — 533 с.
- Каталько, B.C. Место и роль ресурсной концепции в развитии стратегического управления. // Вест. С-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2003.6 Вып. 3. С. 3−17.
- Каталько, B.C. 2002. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий. Вестник С.- Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (4):с. 20−42.
- Каталько, B.C. 2003. Методологические особенности и приоритеты развития ресурсной концепции стратегического управления. Экономическая наука современной России (2): 61−70.
- Колобов, А. А. Стратегическое управление организационно — экономической устойчивостью фирмы./ A.A. Колобов, И. Н. Омельченко. М.: МГТУ им. И. Э. Баумана, 2001.-221 с.
- Костюк, В.Н. Современные тенденции экономической эволюции //Общественные науки и современность. 1997. № 6.
- Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-М.: ООО «ТКВелби» Москва, 2002, 424с.
- Ковалев, В. В. Финансовый анализ: Методы и процедуры./ В. В. Ковалев. -М.: Финансы и статистика, 2001. 432 с.
- Козлов, О.В. Управление социалистическим производством: Словарь под ред. Козловой O.B. М., 1983 г.
- Клоцвог, Ф.Н., Кушникова И. А. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала российских регионов // Проблемы прогнозирования. 1998. № 2.
- Кожин, В. А. Стратегическое управление предприятием: теория и практика./ В. А Кожин Н. Новгород: НИМБ, 2002. — 262 с.
- Комаровский, H.A. Разработка стратегической программы развития предприятия / под ред. Комаровского H.A., Чуркиной Е. В., Лаврова В .А. Вып. 1. С 103−118.
- Колобов, А. А. Стратегическое управление организационно — экономической устойчивостью фирмы./ A.A. Колобов, И. Н. Омельченко. М.: МГТУ им. И. Э. Баумана, 2001.-221 с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. -М.: Вильяме, 2003. 1200 с.
- Лейман, Я.А. Управление по результатам / пер. с финск., под ред. Я. А. Леймана. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 320 с.
- Львов, Д.С. Стратегическое управление: Регион, город, предприятие: Монография (под ред. Львова Д. С., Гранберга А. Г., Егоршина А.П.) Издательство: Экономика, М, 2004.
- Литвак, Б. Г. Экспертные технологии в управлении / Б. Г Литвак. М.: Дело, 2004. — 400 с.
- Лопатников, Л.И. Популярный экономико-математический словарь М., 1990 г.-245с.
- Лычкин, Ю. Потенциал строительного комплекса. // Экономист, № 6, 1997 г.
- Лопатников, Л.И. Оценка бизнеса: Словарь- М., Маросейка, 2009 г.- 305с.
- Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие / Н. П. Любушин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 445 с.
- Марушков, Р.В. Оценка использования экономического потенциала предприятия (на примере предприятий печатной отрасли) Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2000.
- Максимцов, М.М. Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, A.B. Игнатьева, М. А. Комаров. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — С.55−57.
- Мерзликина Г. С., Шаховская Л. С. Оценка экономической состоятельности предприятия: Монография / ВолгГТУ, Волгоград, 1998. -С.63.
- Мескон, М. X. Основы менеджмента./ М. Х Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2004. — 800 с.
- Мишин, В. М. Исследование систем управления / В. М. Мишин. -М.: Юнити, 2003.-527 с.
- Мирецкий А.П. Повышение надежности коммерческих Банков на основе диагностирования их деятельности, автореф. дис. на соиск. уч. степ канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2006.
- Мочалов, Б.М. Экономический потенциал развитого социализма. / Под ред. Мочалова Б.М.-М., 1982 г.- 190с.
- Мосин, В.Н. Основы экономического и социального прогнозирования / Под ред. Мосина В. Н., Д. М. Крука М., 1985 г.
- Мэнеску, М. Экономическая кибернетика. М.: Экономика, 1986 г. -278с.
- Нгуен Т.Т. Ханг. Производственный потенциал полиграфических предприятий и эффективность его использования в условиях рынка// диссертация на соискание ученой степени к.э.н. -М., 2001.
- Ниворожкина, Л.И. Теория статистики (с задачами и примерами по региональной экономике) / Л. И. Ниворожкина, Т. В. Чернова. — Ростов н/Д: «Мини Тайп», «Феника», 2005.
- Олейников, Е.А. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) / Под. ред. Е. А. Олейникова. — М., 1997.—288 с.
- Орланюк-Малицкая JI. А. Платежеспособность страховой организации / Орланюк-Малицкая Л.А. М.: Анкил, 1994. — 152 с.
- Плышевский, Б. Потенциал инвестирования. II Экономист, № 3, 1996 г.
- Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. / М. Портер. М. Альпина Бизнес Букс, 2007 г. -453с.
- Портер, М. Международная конкуренция: пер. с англ. / М. Портер. М.: Междунар. отношения, 2000 — 263 с.
- Попов Е., Ханжина В. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 2001. № 6.
- Пушкин В.Г. Проблема надежности. Философский очерк. М.: Наука, 1971.
- Промышленность России: Сравнительный анализ прибыльности. М: Квинто-Консалтинг, 2005. — 228 с.
- Райзберг, Б.А., Костецкий Н. С., Янковский Е. В. Антикризисное управление — основа оздоровления предприятия // Эксперт. № 10. — 2000.
- Ревуцкий, Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. -М. :Перспектива, 1997.-124с.
- Румянцева, A.M. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т.4. //Ред. А. М. Румянцева.- М., 1983 г.
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. / Г. В. Савицкая. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.-512 с.
- Садовский, В. Н. Основания общей теории систем. М: Наука, 1974.- 273с.
- Садовский, В. Н. Системные исследования. Методологические проблемы. М: Библус, 2004.- 303с.
- Самоукин, А.И. Потенциал нематериального производства М.: Знание, 1991 г.-302с.
- Сосненко, JI. С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс. М.: КноРус, 2007 г. — 290с.
- Симионова, Н.Е. Оценка бизнеса: теория и практика Учебное пособие для ВУЗов. Симионова Н. Е.. Симионов Р. Ю. -М.: Феникс, 2007 г, 571с.
- Степанов А. Я., Иванова Н. В. Категория «потенциал» в экономике, http://www.marketing.spb.ru/
- Системные аспекты концепции развития: Сб. трудов. М., 1985. Вып. 4. С. 71.
- Тамбовцев B.JI. Объекты экономической безопасности России // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 45—54.
- Тарасевич А.Л. Устойчивость коммерческих банков, экономические и социальные последствия их банкротства. Дис.. докт. экон. наук: 08.00.10 / Тарасевич А. Л. С.-Пб., 2000. — 300 с.
- Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями. / Б Твисс. М.: Экономика, 1989. — 276 с.
- Телепченкова, Н.В. Методы оценки Развития и реструктуризации промышленных предприятий: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук: 08.00.05/ защищена 09.10.2007. утв.
- Тырышкин, М.А. Экономика, организация производства и управления в социалистических хозяйственных системах. Ч. 1. Хозяйственные системы и экономическая характеристика их элементов /Под. ред. М. А. Тырышкина. Томск, 1980.
- Тодосийчук, А. Научно-технический потенциал социально-трудовой сферы. // Экономист, № 12, 1997 г.
- Фетисов Г. Г. Надежность коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки: автореф. дис. на соиск. уч. степ канд. экон. наук: 08.00.10 Москва, 1998 192 с. РГБ ОД, 61:98−8/880-Х.
- Хассель, М.Х. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наёмные работники акционерного общества / под. ред. М. Хасселя. М.: «Джон Уайли Энд Санз», 1996. — 220 с.
- Царев В.В. Внутрифирменное планирование. СПб.: Питер, 2002. — 496 с.
- Цыгичко, А. Сохранение и приумножение производственного потенциала страны. // Экономист, № 7, 1992 г.
- Цейтлин В. Экономическая надежность функционирования транспортных узлов. В. Цейтлин, А. Стетюха // Transport and Telecommunication Vol.3, N 2, 2002, С. 61−64.
- Шаваев А.Г. Экономическая безопасность. Энциклопедия. М.: БДЦ-Пресс, 2001, 512 с.
- Шаваев А.Г. Система борьбы с экономической разведкой. А. Шаваев, М.: ИД Правовое просвещение, 2000, 240 стр.
- Шаланов Н.В. Математическая экономика. Новосибирск: НГИ, 2005. — 259 с.
- Шлычков, В.В. Теоретико-методологические аспекты управления ресурсным потенциалом региона. Шлычков В. В., Арзамасцев А. Д., Фадеева Е. П. — Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет, 2007 г, 390с.
- Шлычков, В.В. Экономическая оценка тенденцийинвестирования в рыночных условиях/ В. В. Шлычков. — Казань: Библиотека Эксперта, 2005. 15,25/15,25 п.л.
- Шлычков, В.В. Инвестиционный процесс в России на рубеже веков/ В. В. Шлычков. -М.: Экономика, 2006. 15,75/15,75 п.л.
- Шлычков, В.В. Препятствия на пути инвестирования/ В.В.Шлычков// Россия: пути развития в XXI веке: Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2004. -0,36/0,36 п.л.
- Шлычков, В.В. Основные направления повышения эффективности инвестиционных процессов/ В.В.Шлычков// Правовое регулирование социально-экономических отношений в условиях рынка. — Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2004. 0,36/0,36 п.л.
- Шлычков, В.В. Еще об одном методе исчисления экономических показателей/ В. В. Шлычков, Е.П.Фадеева// Сборник статей. Вып.1. — Казань: Библиотека Эксперта, 2006. 2,2/1,8 п.л.
- Шлычков В.В. Новое в методике анализа и прогнозирования экономических процессов/ В. В. Шлычков, Е.П.Фадеева// Вестник института экономики, управления и права. Серия 1. Вып. 8. Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2006. 0,9/0,7 п.л.
- Шлычков, В.В. Инвестиционный проект нуждается в достоверной оценке/ В.В.Шлычков// Экономический вестник Республики1. Hampshire, 1995.
- Kingman P. Development, geography and economic theory. Ca Massachusetts, London: Macmillan press Ltd, 1999.
- Le Cun Y. Constrained networks for handwritten numeral recoffl Snowbird conference on 'Neural Networks for Computing'. Snowbird, 1989.
- Le Cun Y. Optimal brain damage/ Y. Le Cun, J.S.Denker, Sm D.S.Touretzky (ed)// Advances In Neural Information Processing Systeme Щ Mateo, California: Kaufman Publishing. 1990. — P.598−605.
- Nevit P.K. Project Financing. N-Y., 1989. — 299 p.
- Татарстан Казань: 2006, № 6. — 0,7 п.л.
- Шлычков, В.В. Результатам деятельности — правильную оценку/ В.В.Шлычков// Региональные аспекты экономики, управления и права в современном обществе: Межвузовский региональный сборник статей. -Вып.1 Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007. — 0,6п.л.
- Шлыков В.В. Экономическая безопасность предприятия (факторы влияния, анализ необходимости) // Машиностроитель. — 1995. — № 1. —С. 31—34.
- Эдельман, В.И. Надёжность технических систем: экономическая оценка. М.: Экономика. 1988. — с. 151.
- Ярочкин В. И Основы безопасности бизнеса и предпринимательства./ В. И Ярочкин, Я. В. Бузанова. М.: Издательство: Академический проект Фонд «Мир» 2005, 208 с.
- Ярочкин В.И. Информационная безопасность. Учебник для вузов. ГРИФ. М., 2006.— 544 с.
- Hamel G. & Prahalad С.К. (1994). Hamel G., & Prahalad C.K., Competing for the Future (Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1994).
- Clifford Ckange. Project Finance. London, 1991.
- Francis J.C. Investments. Analysis and Management. Bernard M. Baruch College Oty Univerciny of New York, 1991.
- Fullerton Ir.T.M. A composite approach to forecasting state governm revenues: Case study of the Idaho sales tax// International Journal of Forecasting. 1989.- 5.-P.373−380.
- George A. Qualitative analysis: Evaluating a borrower’s management business risks// The Journal of Commercial Bank Lending/ 1991. — Aug. 16.
- A. A. W. Jack Dunkan. Create Ideas in Management. Josseu-Bass, S Francisco, 1989.
- C. W. Jack Dunkan. Create Ideas in Management. Josseu-Bass, San Cisco, 1989.
- Kaen F. R. Ccorporate Finance. Concepts and Policies. University
- СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ АВТОДОРОЖНЫХ МАРШРУТОВ В МЕЖДУНАРОДНУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СЕТЬ И РАЗМЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРОПУСКНЫХ ПУНКТОВ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Т-А4 шм ПЛН? ВРДОЕЙСЮ"Й Ч^г Р ним 1 ¦.. I 'I '¦ У Сз тшштт. П/'Г Г? * рр-, ^ ¿-кыыплы гут/Чтя
- Рис. 1. Транспортные коридоры1. А--*"¦ ¦ -./¿-О-' ч* ' — ' г уУ4 * г ч .7 Г * п I Я>рг*г<�кпг
- А"тааэрожами г-лгыщу- с* г. Глнкт Пм? г. йур-а ло г. Цгимй -к.1тлй-ttH4 7*!7ТГВЬХ• 11. С"нст-п<�тпбург1. Ы»>У<�м*Ь<�Х< к.1. V «У^москвТ.