Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегративная образовательная технология формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа: на примере английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельным аспектам создания и использования различных образовательных технологий посвящены диссертационные исследования Е.В. Блохи-ной, Т. И. Карякиной, И. Е. Мелкозеровой, И. В. Муштавинской, А. Б. Мантусова, И. В. Ратовой и др., выполненные в течение последних пяти лет. Проблемы формирования коммуникативной компетенции в целом и ее отдельных компонентов выступили в качестве объектов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Образовательные технологии и проблема их использования для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях иностранного языка в учебном заведении СПО
    • 1. 1. Иностранный язык как учебная дисциплина в учебных заведениях среднего профессионального образования: состояние, проблемы
    • 1. 2. Технологизация — основа развития и совершенствования образовательного процесса
    • 1. 3. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку
  • Глава 2. Интегративная образовательная технология формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа
    • 2. 1. Интегративная образовательная технология как фактор формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции
    • 2. 2. Реализация модели интегративной образовательной технологии «Учебно-контрольный файл» в учебных заведениях среднего профессионального образования

    2.3. Повышение уровня иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в условиях реализации интегративной образовательной технологии формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа (экспериментальная апробация)

Интегративная образовательная технология формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа: на примере английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. ЮНЕСКО провозгласила XXI век веком полиглотов, поэтому знание иностранных языков — важнейшее требование к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо профессиональной подготовки. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и мобильности. Достижение этой цели осуществляется в условиях вхождения в европейские и общемировые интеграционные процессы (Баеко Жан-Клод, Л. А. Байкова В.И.Байденко, М. Байрэм, Джерри Ван Зантворт, Л. К. Гребенкина, Н. А. Селезнева, Ю. Г. Татур и др.). Важными компонентами решения поставленных задач являются высококвалифицированное преподавание и качественное освоение студентами высшего и среднего профессионального образования иностранных языков в интересах межличностного и делового общения внутри страны и за рубежом (И.М.Берман, ИЛ. Бим, Н. И. Гез, Е. А. Маслыко, Р. П. Мильруд, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, Е.Н. Соло-вовой, Viney Р).

Современная же практика обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования характеризуется низким уровнем сформированности коммуникативных умений, выявленным в результате тестирований, проводимых в колледжах Москвы и не соответствием требованиям работодателей. Именно этот факт обуславливает поиск новых методов и образовательных технологий, на основе которых может решаться задача формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов колледжа.

Изучение проблемы коммуникативной компетенции началось в середине прошлого века в англоязычном мире (M.Canale, W. Hutmacher, Н. Хомский, Swain М., Gerald L. Gutek, D. Johnson, M. Swain, W. Ulrich, Van Ek J.A., White R., Wunderlich D., D. Hymes). Базисные составляющие коммуникативной компетенции и теоретические основы ее формирования раскрыты в научных трудах отечественных ученых (Е.Д.Божович, М. Н. Вятютнев, Н. А. Гришанова, И. А. Зимняя, Д. И. Изаренков, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, Л. В. Щерба и др.). Объектами специальных исследований выступали профессиональная коммуникативная компетенция (Г.К.Борозенец, И. В. Михалкина и др.) — ключевые компетенции (В.И.Байденко, Н. А. Гришанова, И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, Дж. Равен, А.В.Хуторской) — психология обучения устной речи на иностранном языке (И.А.Зимняя, А. А. Леонтьев, Н. И. Гез, Г. А. Китайгородская и др.) В рамках деятельности Совета Европы зарубежные ученые разработали требования к уровню владения иностранным языком, квинтесенцией которых стали «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», подготовленные Дж.Л. М. Тримом, Д. Косте, Б. Нортом (Страсбург, 2001). Необходимо отметить, что этот документ соотносится с достижениями российских ученых (М.Н.Вятютнева, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева и др.) в области исследований видов речевой деятельности.

Ведется активная разработка способов организации образовательного процесса, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции в сжатые сроки, при этом отмечается недостаточность триады «знания — умения — навыки» как его основы. В этом контексте, обращение к образовательным технологиям, под которыми большинство авторов понимают гарантированный процесс достижения заданных результатов, не случаен. Именно технологический подход создает предпосылки для решения задачи формирования профессионально-коммуникативной компетенции в условиях дефицита времени и недостаточной базовой подготовки в среднем профессиональном учебном заведении. По определению ЮНЕСКО понятие «образовательная технология» достаточно широко используется на всех уровнях образовательного пространства, является системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Теоретические и практические вопросы реализации технологического подхода к обучению отражены в научных трудах В. П. Беспалько, В. В. Гузеева, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызиной, В. В. Юдина, Н. Г. Ярошенко, Barron.

A.Е., Gerald L. Gutec, Goodlad I. и др. Большой вклад в разработку этой проблемы внесли П. Я. Гальперин, О. Я. Кабанова, Ю. А. Самарин, Н. Ф. Талызина, Guy R. Lefrancois, исследовавшие теорию поэтапного формирования умственных действий. На основании этих исследований были сформированы школы проблемного обучения (М.Ж.Арстанов, Д. Дьюи, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М.Н.Скаткин) — развивающего обучения (В.Г.Гульчевская,.

B.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Личностное развитие, познавательную и творческую активность обеспечивают личностно-деятелыюстное (личностно-ориентированное) обучение (Е.В.Бондаревская, Л. Г. Вяткин, И. А. Зимняя, Е. С. Полат, И. С. Якиманская, Montessory М.) — обучение в сотрудничестве (Джонсон Д., В.К.Дьяченко) — активное и игровое обучение (Н.В.Борисова, М. В. Кларин, А. М. Смолкин, Ж. С. Хайдаров, Д. Б. Эльконин, Рассел П., Schlechty С.Р. и др.) — дифференцированное обучение (Ю.К.Бабанский, Л. Я. Зорина, Е.С.Полат). Большой вклад в разработку технологического подхода к обучению внесли контекстное обучение, моделирующее профессиональную деятельность в учебном процессе (А.А.Вербицкий, Н.В.Борисова) — проектное обучение (Г.Л.Ильин, Е.С.Полат) — портфель — технология (Ж.К. Баеко, Е. С. Полат, И. И. Халеева, Vallejo В). Технологический подход к изучению иностранного языка стал особенно актуальным в связи с развитием новых информационных технологий и дистанционного обучения (Е.С.Полат). Необходимость быстро осваивать иностранные языки привела к исследованиям в области интенсивного обучения (Г.А.Китайгородская, О.И. Москаль-ская, А.С.Соколова).

Отдельным аспектам создания и использования различных образовательных технологий посвящены диссертационные исследования Е.В. Блохи-ной, Т. И. Карякиной, И. Е. Мелкозеровой, И. В. Муштавинской, А. Б. Мантусова, И. В. Ратовой и др., выполненные в течение последних пяти лет. Проблемы формирования коммуникативной компетенции в целом и ее отдельных компонентов выступили в качестве объектов исследования в диссертационных работах М. П. Алексеевой, О. С. Виноградовой, О. Н. Гурьяновой, В. М. Ереминой, В. Н. Зыковой, Т. П. Поповой, И. С. Роженцевой, Т. Н. Сухаревой, О. В. Федотовой, Н. Е. Яковлевой и др. Однако, несмотря на наличие исследовательского внимания к указанным выше проблемам, актуальным остается вопрос выбора и разработки совокупности образовательных технологий, позволяющих достичь поставленной в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (второго поколения) цели — владения иностранным языком на уровне профессионального (но не свободного) общения. Значимость такого выбора повышается вследствие того, что студенты имеют, как правило, исходный уровень владения иностранным языком — «А» — «выживания» («Общеевропейские компетенции»). Достичь поставленной в ГОС СПО цели — формировать компоненты коммуникативной компетенции у данного контингента обучаемых — можно, объединяя различные образовательные технологии в единое целое, проектируя образовательный процесс в условиях жестких временных ограничений и целенаправленно расширяя поле интеграции.

Многие авторы исследовали возможность интеграции, называя ее ведущей тенденцией развития образования (Л.Ф.Иванова, И. Ю. Кривдина, Л. П. Мухаммад, Н. К. Чапаев, Л. Н. Базир и др.). Однако, большинство диссертационных работ посвящены проблемам средней школы и подготовке специалистов в высших учебных заведениях. Как отмечает Л. Г. Семушина, исследования, проводимые учеными в области образовательных технологий, применяемых в средних профессиональных учебных заведениях, немногочисленны, весьма разрознены и не полностью отвечают требованиям времени. Проблема разработки комплекса образовательных технологий для учебной дисциплины «Иностранный язык» в системе СПО до сих пор не выступала предметом широкого изучения, что обуславливает актуальность темы исследования.

Исходя из актуальности, была сформулирована цель исследования: разработка образовательной технологии, обеспечивающей формирование профессионально-коммуникативной компетенции в области обучения иностранному языку на уровне делового общения.

Объект исследования: обучение иностранному языку в учебных заведениях среднего профессионального образования (колледж).

Предмет исследования: интегративная образовательная технология обучения иностранному языку для формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа.

Гипотеза исследования: целостная образовательная технология на основе интеграции традиционных и инновационных технологий в аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе может способствовать формированию профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа в соответствии с требованиями ГОС СПО, «Общеевропейских компетенций» («Пороговый уровень» «В») и работодателей.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта выявить типы используемых образовательных технологий для обучения иностранному языку в колледже.

2. Определить содержание понятия профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа и ее структуру.

3. Выявить педагогические требования к преподавателю, реализующему ин-тегративную образовательную технологию на личностно-деятельностной основе.

4. Разработать и экспериментально апробировать модель интегративной образовательной технологии — «Учебно-контрольный файл» для обучения иностранному языку, обеспечивающую повышение качества профессиональной подготовки студентов колледжа, в соответствии с ГОС СПО, «Общеевропейскими компетенциями» и требованиями работодателей.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философия современной гуманистической педагогики, теоретические разработки в области образовательных технологийтеории личностно-ориентировапного обучения, рассматривающие образование как особый тип гуманистической культуры, в основе которой лежит целостное представление о педагогической действительности как культурообразующей среде, в центре которой находится личность студента.

Методы исследования: анализ научно-методической, педагогической, психологической, философской литературы по проблеме исследования, наблюдение, сравнение, анкетирование, моделирование, экспертная оценка, эксперимент, статистическая обработка полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интегративная образовательная технология представляет собой такое проектирование образовательного процесса, при котором имеет место возвращение к ранее пройденному базовому и профильно-ориентированному учебному материалу для компенсации недостатков усвоения языковых знаний (произношения, лексики и грамматики), активизация употребления этого материала и включение его в новые профессионально-языковые связи, реализующие различные виды устной и письменной речевой деятельности, использование бумажных и электронных носителей, что обеспечивает эффективное формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, на уровне требований ГОС СПО.

2. Технологизация образовательного процесса, реализованная в новой образовательной технологии «Учебно-контрольный файл», позволяет интегрировать традиционные и инновационные образовательные технологии, аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу и создает основу для многократного последующего использования результатов обучения иностранному языку в профессиональной деятельности студента и роста педагогического мастерства.

3. Уровень сформированности профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа достигается на основе интегративной образовательной технологии и оценивается по критериям «Общеевропейских компетенций» (говорение, чтение, письмо и аудирование), требованиям работодателей к выполнению профессиональных заданий и может проверяться с помощью показателей самостоятельности выполнения работыпереноса изученного материала на новые ситуации и достижение взаимопонимания в профессиональном общении.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определены сущность и компоненты иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, которая опирается на базовую коммуникативную компетентность;

— уточнены критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированных умений построения речевого высказывания студентов колледжа на профессиональные темы;

— выявлены наиболее используемые образовательные технологии, формирующие иноязычную профессионально-коммуникативную компетенцию и критерии их интеграции в образовательном процессе;

— разработана модель интегративной образовательной технологии -«Учебно-контрольный файл», направленная на формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции;

— определены педагогические и организационно-методические условия, влияющие на процесс формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции.

Практическая значимость работы состоит в том, что представлена модель интегративной образовательной технологии, которая прошла экспериментальное апробирование в средних профессиональных учебных заведениях г. Москвыразработаны методические рекомендации для преподавателей иностранного языка учебных заведений СПО по внедрению и реализации интегративной технологии в образовательный процесс. Освоение новой ин-тегративной технологии направлено на повышение педагогического мастерства и культуры преподавателей СПО, а совокупность действий, которые осуществляет студент, создающий свой «Учебно-контрольный файл», позволяет ему увидеть результат приращения его коммуникативной и профессиональной компетенции.

Результаты диссертационного исследования могут быть применены как преподавателями иностранных языков, так и других учебных дисциплин в ходе обучения студентов в средней профессиональной школе.

Апробация результатов работы.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражения в статьях и учебно-методических разработках (7.2 п.л.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Новые технологии активного обучения» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Основные положения исследования изложены на научно-практической конференции НИИРПО «Стратегия развития непрерывного профессионального образования» (Москва, 2005 г.), научно-практической конференции Социального колледжа № 25 «Педагогические технологии, их роль и место в формировании профессиональной компетенции» (Москва, май 2006 г.), Y1I региональной научно-практической конференции «Профессиональная ориентация и методика преподавания в системе «школа — ВУЗ» (Москва, 2006 г.).

Этапы исследования: Исследование проводилось на базе ГОУ СПО Социальный колледж № 25.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2002 — 2003 г. г.) проводился анализ рассматриваемой проблемы на основе отечественных и зарубежных исследований, изучалась педагогическая, психологическая и философская литературауточнялись методологические и теоретические основы диссертационного исследования, формулировались противоречия и проблемы, разрабатывался понятийный аппарат исследования.

Изучался передовой опыт по практическому применению образовательных технологий для формирования компонентов профессионально-коммуникативной компетенциипроводилось анкетирование и обработка материалов исследования.

На втором этапе (2004 — 2005 г. г.) разрабатывалась и апробировалась интегративная образовательная технология, определялось ее место в классификации существующих технологий, проводилась опытно-экспериментальная работа, уточнялись, корректировались отдельные психолого-педагогические и методические стороны исследуемого процесса. На третьем этапе (2005 — 2006 г. г.) проводились анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, разработаны методические рекомендации для преподавателей иностранного языка и внедрена интегративная образовательная технология в учебный процесс в системе СПО, подготовлен текст диссертационного исследования.

Структура и объем диссертации

Содержание диссертационного исследования отражено в его структуре, включающей введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

При обобщении ряда публикаций было выявлено, что интеграция в образования выступает как важнейшая методологическая категория, которая, по мнению большинства ученых, является ведущей тенденцией развития общества, науки и образования. Она направлена на обеспечение целостности образовательного процесса. Анализ педагогической литературы и опыт диссертанта показал, что разрозненное использование образовательных технологий не дает желаемого эффекта в реализации главной цели преподавания иностранного языка, поэтому был сделан вывод о необходимости разработки сквозной образовательной технологии для организации учебного процесса.

Когда образовательные технологии рассматриваются в широком смысле, как весь образовательный процесс по данной дисциплине, то тогда интегрируются слагаемые, включенные в разные его пласты — сочетаются личностно-ориентированный, технологический и коммуникативный подходытрадиционные и инновационные технологииорганизуется аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, для активизации профессиональных навыков общения в процессе действий преподавателя — студента/студентов, работа с носителями информации (бумажные и электронные) и др., в целомосуществляется обучение и контроль.

В исследовании определено понятие «интегративная образовательная технология» в области иностранного языка, определены пласты интеграции. Понятно, что в данной работе не могут быть рассмотрены все пласты интеграции, поэтому проанализированы и выделены следующие: традиционные и инновационные образовательные технологии, реализуемые в аудиторной самостоятельной работе с возможностью расширения на внеаудиторную самостоятельную работу.

На основе проблемно-ориентированного анализа была создана модель интегративной образовательной технологии формирования профессионально-коммуникативной компетенции «Учебно-контрольный файл».

Принимая во внимание интерес студентов к информационным и мультимедийным технологиям, был сделан вывод о возможности использования «Учебно-контрольного файла» в разных формах: на занятии иностранного языка — в форме файловой папки, а для удобства использования информациина дискете или компакт диске.

Были разработаны критерии оценивания работ в «УКФ», которые соответствуют требованиям ГОС СПО, работодателей и уровням владения иностранным языком в «Общеевропейских компетенциях». Представлены технологические схемы и разработан алгоритм действий преподавателя реализующего технологию «УКФ» в учебном процессе.

Анализ разработанной технологии позволяет сделать вывод, что «УКФ» фиксирует индивидуальные успехи каждого студента и дает возможность проследить динамику учебного прогресса в разнообразных видах деятельности — учебной, профессиональной и коммуникативной, кроме того, такой «УКФ» можно разработать для любого предмета колледжа, а если смотреть шире, для любой сферы жизни.

Проведен педагогический эксперимент по использованию образовательной технологии «УКФ».

В результате констатирующего этапа эксперимента был выявлен низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции у студентовА — 50,9% в экспериментальной группе (Э) и 60,4% в контрольной (К) — А1 — 36,4% (Э) и 30,2% (К) — В — 12,7% (Э) и 9,4% (К). В результате итогового тестирования мы убедились в эффективности предложенной технологии и сделан вывод о подтверждении гипотезы исследования и необходимости внедрения в учебный процесс интегративной образовательной технологии «Учебно-контрольный файл».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что основная цель профессионального образованияподготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и мобильности, поэтому современная педагогическая наука стоит перед ответственным решением острых внутренних социальных проблем и необходимостью вхождения в европейские и общемировые интеграционные процессы. Важными компонентами решения актуальных задач являются высококвалифицированное преподавание и качественное освоение студентами высшего и среднего профессионального образования иностранных языков в интересах межличностного и делового общения внутри страны и за рубежом.

Основной целью обучения иностранным языкам в учебных заведениях среднего профессионального образования является формирование коммуникативной компетенции, но, учитывая профессиональную направленность обучения, в проведенном исследовании подчеркивается необходимость переноса акцента при реализации данной цели с формирования коммуникативной компетенции на профессионально-коммуникативную компетенцию. Сложившаяся практика обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования характеризуется низким уровнем сформированное&tradeкоммуникативных умений, выявленным в результате тестирований, проводимых в колледжах Москвы и не соответствием требованиям работодателей. В связи с этим необходимость решения задачи формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов колледжа на основе новых методов и образовательных технологий приобретает особое значение.

Актуальность диссертационного исследования была также обусловлена тем, что в нем с учетом выдвинутых требований рассматриваются составляющие образовательного процесса и компетенции, отмечается недостаточность триады «знания-умения-навыки» и потребность замены ее новой парадигмой. В исследовании отмечена необходимость изучения имеющихся образовательных технологий, лежащих в основе формирования требуемых умений и разработка новых. В последнее время вопросы использования технологий, под которыми классически рассматривается процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственных конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов, начинают обрастать новыми атрибутами. Так появилось понятие образовательная технология, которое используется на всех уровнях образовательного пространства и, по общепринятому определению, трактуется как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Однако, несмотря на наличие исследовательского внимания к указанным выше проблемам, актуальным остается вопрос выбора и разработки совокупности образовательных технологий, позволяющих достичь поставленной в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (второго поколения) цели — владения иностранным языком на уровне профессионального (но не свободного) общения. Значимость такого выбора повышается вследствие того, что студенты имеют, как правило, исходный уровень владения иностранным языком — «выживания» (по «Общеевропейские компетенции»). Достичь поставленной в ГОС СПО цели — сформировать компоненты коммуникативной компетенции у данного контингента обучаемыхможно, интегрируя различные образовательные технологии в единое целое, проектируя образовательный процесс в условиях жестких временных ограничений и целенаправленно расширяя поле интеграции.

Таким образом, проведенное диссертационное исследование было направлено на разработку комплекса образовательных технологий для учебной дисциплины «Иностранный язык» в системе СПО, что явилось основанием выбора темы диссертационного исследования «Интегративная образовательная технология формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа (на примере английского языка)».

Для решения проблемы было необходимо последовательно осуществить анализ состояния процесса обучения иностранному языку, оценить уровень обученности студентов, проанализировать понятие «компетенция» и «коммуникативная компетенция», «профессионально-коммуникативная компетенция», так как ее формирование является основной целью обучения иностранному языку в колледже.

Проведенный анализ взглядов и концепций, а также собственные исследования, позволили дать развернутую картину коммуникативной компетенции и пути интенсификации процесса ее формирования:

— особое внимание обращалось на применение образовательных технологий, активизирующих познавательный процесс, которые будут носить ин-тегративный характер и соотноситься с конкретной учебной дисциплиной в системе среднего профессионального образования;

— личностно-ориентированный или личностно-деятелыюстный подход в обучении иностранному языку рассматривался как система взаимодействия преподаватель студент, что способствовало развитию творческой индивидуальности, повышению мотивации изучения данного предмета;

— организация самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Поскольку образовательные технологии преимущественно рассматриваются в широком смысле, как весь образовательный процесс по данной дисциплине, то в этом ключе интегрируются компоненты, включенные в разные его пласты — сочетаются личностно-ориентированный и коммуникативный подходы, традиционные и инновационные технологии, организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы для активизации профессиональных навыков общения в процессе действий преподавателя — студента/студентов, работа с носителями информации (бумажные и электронные) и др., в целом — осуществляется обучение и контроль.

Интегративная образовательная технология представляет собой такое проектирование образовательного процесса, при котором имеет место возвращение к ранее пройденному базовому и профильно-ориентированному учебному материалу для компенсации недостатков усвоения языковых знаний (произношения, лексики и грамматики), активизация употребления этого материала и включение его в новые профессионально-языковые связи, реализующие различные виды устной и письменной речевой деятельности, использование бумажных и электронных носителей, что обеспечивает эффективное формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, на уровне требований ГОС СПО. В данной работе не предполагалось рассмотреть все пласты интеграции, поэтому были проанализированы и выделены следующие: традиционные и инновационные образовательные технологии, реализуемые в аудиторной самостоятельной работе с возможностью расширения на внеаудиторную самостоятельную работу.

На основе проблемно-ориентированного анализа была создана модель интегративной образовательной технологии формирования профессионально-коммуникативной компетенции «Учебно-контрольный файл». Анализ разработанной технологии позволил сделать вывод, что «УКФ» фиксирует индивидуальные успехи каждого студента и дает возможность проследить динамику учебного прогресса в разнообразных видах деятельности — учебной, профессиональной и коммуникативной, кроме того, такой «УКФ» можно разработать для любого предмета колледжа. Принимая во внимание сделанные выводы, был проведен педагогический эксперимент по использованию образовательной технологии «УКФ».

Проведенный эксперимент позволил выявить положительные стороны и недостатки подготовки студентов колледжа на современном этапе, создать комплекс условий, при котором процесс формирования коммуникативной компетенции обучаемых становился бы эффективнее.

Эксперимент был направлен на реализацию исследовательских задач и проверку гипотезы. Оно проводилось в нескольких направлениях:

— диагностическое исследование практики построения учебного процесса на основе современных образовательных технологий в опыте работы преподавателей английского языка;

— определение показателей сформированности профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа;

— разработка учебных занятий на основе модели интегративной образовательной технологии «Учебно-контрольный файл» в процессе изучения английского языка студентами колледжа;

— разработка и экспериментальное апробирование модели интегративной образовательной технологии — «Учебно-контрольный файл» для обучения иностранному языку, обеспечивающую повышение качества профессиональной подготовки студентов колледжа, в соответствии с ГОС СПО, «Общеевропейскими компетенциями» и требованиями работодателей.

На констатирующем этапе эксперимента использовался комплекс методов: анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, определялись уровни сформированности коммуникативной компетенции студентов с помощью входного тестирования. В результате данного этапа эксперимента был выявлен довольно низкий уровень владения иностранным языком студентами колледжа:

— «А» — 50,9% в экспериментальной группе (Э) и 60,4% в контрольной (К);

— «А1" — 36,4% (Э) и 30,2% (К);

— «В» — 12,7% (Э) и 9,4% (К).

Проводилось анкетирование преподавателей колледжей по проблеме применения образовательных технологий и было выявлено, что только 25% преподавателей иностранного языка осваивают их, но не в полной мере, 48%.

— используют, но практическое применение идет крайне медленно- 17% - используют достаточно широко и 10% - предпочитают работать по традиционным образовательным технологиям. Как показали результаты диагностического исследования, педагогическая практика находится на начальном этапе освоения современных образовательных технологий. Одной из причин такого положения дел была недостаточная разработанность образовательных технологий в системе СПО. Однако передовые преподаватели накапливают значительный опыт их использования. Наибольшую компетентность респонденты проявляют по игровому, развивающему, личностно-ориентированному и проектному обучению.

Обязательным являлся учет мнения студентов по вопросу внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс, который показал, что большинство студентов высказывались за их широкое использование.

Все это привело к необходимости внедрения в учебный процесс интегративной образовательной технологии «Учебно-контрольный файл», разработке технологических схем для преподавателя, реализующего такие образовательные технологии в учебном процессе, как игровое обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, контекстное обучение, которые вошли в указанную выше интегративную образовательную технологию.

В ходе формирующего эксперимента производилась проверка комплекса данных условий в экспериментальной группе. Постепенно уровень сформированности коммуникативной компетенции студентов усовершенствовался, продвигаясь от уровня «А» к уровню «В», а для студентов, у которых на констатирующем этапе был уровень «В», он вырос до уровня «В1».

В результате итогового тестирования диссертант получил подтверждение эффективности предложенной интегративной образовательной технологии. Так из студентов экспериментальной группы 36,4% показали уровень сформированности профессионально-коммуникативной компетенции — «В», 49,6% - уровень «А1» и 14% - уровень «А». В контрольной группе 11,7% достигли высокого уровня, 30,3% - уровень «А1» и 58% - остались на низком уровне «А».

Полученные в ходе диссертационного исследования данные позволяют утверждать, что внедрение интегративной образовательной технологии «Учебно-контрольный файл» эффективно сказалось на процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа. Таким образом, цель исследования — разработка такой образовательной технологии, которая позволит формировать профессионально-коммуникативную компетенцию в области обучения иностранному языку на уровне делового общения течение всего периода изучения английского языка в учебном заведении в системе СПО и внедрение ее в учебный процесс, была достигнута.

Опытно-экспериментальное исследование подтвердило на практике выдвинутую гипотезу о том, что целостная образовательная технология на основе интеграции традиционных и инновационных технологий в аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе может способствовать формированию профессионально-коммуникативной компетенции студентов колледжа в соответствии с требованиями ГОС СПО, «Общеевропейских компетенций» («Пороговый уровень» «В») и работодателей.

Таким образом, диссертант считает необходимым широкое внедрение образовательных технологий в учебный процесс, обсуждение их применения на учебных занятиях, на круглых столах и других встречах преподавателей колледжей, обмен опытом и пропаганда их использования в работе.

Диссертационное исследование не охватывает всех возможных аспектов такого сложного и многогранного процесса как проектирование интегра-тивных образовательных технологий, направленных на формирование профессионально-коммуникативной компетенции. Разработанная диссертантом интегративная технология «Учебно-контрольный файл» может дополняться, включать пласты образовательного процесса, которые не были рассмотрены в данной работе, сочетаться с новыми технологиями, совершенствоваться и адаптироваться к иным условиям.

Полученные в исследовании данные, разумеется, не исчерпывают всех сторон рассматриваемой проблемы, но могут послужить достаточным основанием для дальнейшей теоретической и практической разработки новых технологий формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Основы овладения устной речи на иностранном языке. М.: Просвещение, 1988 г. — 125с.
  2. Е. Р. Жуков Р.Ф. Маричев И. Г. Активные методы обучения. Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 106с.
  3. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модульное обучение: вопросы, теории и технологии: Проб.изуч.в вузе. -Алма-Ата: Мектеп, 1980. -207с.
  4. Ю.С. Деловая игра «выборы руководителя». В помощь слушателям фак. «Методы активного обучения» при Политех.музее. -М.: Знание. 1990. -107с.
  5. В.В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе:. Дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.01 Казан. Пед. ун-т, 2003. -497 с.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 558с.
  7. JI.H. Интегративная технология управления самостоятельной работой студентов транспортных вузов : На примере изучения иностранного языка: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Самара, 2005 245 с. РГБ ОД 61:06−13/392
  8. В.И., Джерри Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования. Европейский фонд образования (ЕФО). М., ИЦПКПС, 2002. — 674 с.
  9. Ю.Байкова JI.А. Гребенкина JI.K. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2001. С. 11−27.
  10. В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике Сб. науч. тр. Свердлов, инж.-пед. ин-т- Редкол.: В. С. Безрукова (отв. ред.) и др. Свердловск: СИПИ, 1990. -128 с.
  11. И.М. Основы методики преподавания иностранных языков учеб.для ин-ов и фак.ин.яз. -Киев: Вища.шк., 1986. 329с.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Просвещение, 1989. -192с.
  13. В.П. Педагогическая технология. Конструироване деловых игр/ Борисова Н. В. В помощь слушателям фак. новых методов и средств обучения при Политехи, музее -М: Знание, 1989. 100с.
  14. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. --М., 1995. С. 98.
  15. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы. -ИЯШ№ 2, 2002. С. 11−15.
  16. И.Л.Бим, Биболетова М. З., Вайсбурд М.Л.К проблеме базового уровня владения ИЯ в СШ //ИЯШ, 1990 № 5. с. 2−8.
  17. И.Л.Бим Цель обучения ИЯ в рамках базового курса//ИЯШ. 1996. № 1.С. 4−8.
  18. Е.В. Образовательные технологии как средство индивидуализации обучения учащихся: Дис.. канд.пед. наук: 13.00.01 -Магнитогорск, 2001. 162с. РГБ ОД, 61:02−13/705−4
  19. В.И. Лекции по основам конструирования современных образовательных технологий. Пятигорск: ПГЛУ, 2001. — 188с.
  20. Болонский процесс: середина пути. Научное издание под редакцией В. И. Байденко. -М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.- 379с., С. 15.
  21. В.И. Теоретические основы конструирования современных педагогических технологий (на материале англоязычных источников): Автореф. дис. .д-ра пед.наук. Майкоп, 2000. -24с.
  22. Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования, — Москва-Воронеж, 2002. 288 с.
  23. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д., 2000.- 297с.
  24. Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования//Методист. 2003. № 2.
  25. Н.В., Бугрин В. П. Современные образовательные технологии. Терминологическое пространство образовательных технологий. Краткий словарь. М.: ИЦПКПС, 2000. 52 с.
  26. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 146с.
  27. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. Учеб. Пособие. М.: — Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.- 174с.
  28. П.К. Концептуальные подходы к построению модели формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущихспециалистов.// Вестник ВГУ, Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 2004, № 1, С. 93 105.
  29. В.Н. Интенсификация самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов с использованием ТСО при формировании профессиональных умений переводчика. Дис. канд.пед. наук. -М., 1996. С. 89.
  30. В.А. Основы методики преподавания иностранных языков. Учеб. для ин-тов и фак.ин.яз., Киев:., Вища.шк., 1986,329с.
  31. Т.В. Активные методы обучения в формировании познавательного интереса у студентов вузов к теоретическим занятиям. // Дис.канд.пед.наук., Санкт-Петербург, 2001 г. -224 с.
  32. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.- 207 с.
  33. А.А. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983.-32 с.
  34. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. / Монография. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
  35. ВершининС.И., Грачикова Е. В. Сопровождение профессиональной карьеры учащихся учреждений профессионального образования Москвы, — Москва: НИИРО, 2004 г. 35 с.
  36. Винокурцева И.Г. Whole Language («Язык как целое») Современная Гуманистическая философия образования и обучения английскому языку. — ИЯШ № 1,2005. С. 61−64.
  37. С.М. Профессиональное образование. Словарь: Из-во «Новь», Москва, 1999 г.
  38. JI.C. /Предисл.к русскому переводу книги Э. Торндайка: Принципы обучения, основанные на психологии. Сбор.соч. в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1983 — Т.З.
  39. Л.Г. Корифеи педагогической мысли. Саратов: Науч.кн., 2001.- 154с.
  40. Л.Г. Механизм реализации личностно-ориентированного образовательного процесса: Монография. Балашов: Изд-во Ба-лаш.гос.пед.ин-та, 1999. -98с.
  41. М.Н. Понятие о языковой компетентности в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // Иностранный язык в школе. 1975. — № 6. — С.55−64.
  42. П.Я. Введение в психологию: Ученое пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. М., Кн. дом «ун-т», 2000. — 329с.
  43. Н.Д., А.Ю.Горчев, З. Н. Никитенко, Э. И. Соловцова «Обучение иностранным языкам: поиск новых путей» // ИЯШ, 1989, № 1. С. 5−6.
  44. Гальскова Н. Д Теоретические основы образовательной политики в области подготовки учащихся по ИЯ. Диссерт.. доктора пед. наук, М., 1999.-447 с.
  45. Т.В., Чекулаев М. А. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. (Доклады и материалы к научно-практической конференции). М.: НМЦ СПО, 1997. — 159 с.
  46. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе учебн.пособ.для пед ин-тов по спец. «Иностранный язык» Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. М.: Высш.шк., 1982. — 373с.
  47. JI.K. Инновационная деятельность в региональной системе повышения квалификации работников образования: учеб.метод.пособ. Рязань: РоИРО, 2005. — 106с.
  48. В.В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение. 4.2/ В. В. Гузеев, М.Б.Романовская- Академ.проф. образования, Журн. «Профобразование». М.: НОУ ИСОМ, 2006. -51с.
  49. В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. -М.: Нар. образование, 2001. -128с.
  50. В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. -М.: Сентябрь, 2006. 191с.
  51. В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии : Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01М., РГБ ОД 71:9913/195−6 1998.-390 с.
  52. В.Г., Гульчевская Н.Е.126с. Современные педагогические технологии. Модульное пособие для дистанционного обучения. Ростов н/Д., 1999. 254с.
  53. В.Г. и др. Технологии развивающего обучения. Ч. 1. Ростов н/Д., 2001.-217с.
  54. О.Н. Использование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений : Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 М&bdquo- 1999. 170 с. РГБ ОД 61:99−13/1104−9
  55. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 57.
  56. А.Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании : Опыттеорет. дидактики: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Ростов н/Д, 1997. -232 с. РГБ ОД 61:97−13/806−9
  57. Декларация принципов. Построение информационного общества -глобальная задача в новом тысячелетии. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационногообщества. Документт^га-ОЗ/СЕШУА/ООСМ-К: Женева, 2003 г. Тунис, 2005 г.
  58. Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве = Circles of learning. Cooperation in the classroom. Перев. с англ. З. С. Замчук. -СПб: Экон.шк. и др., 2001. 253с.
  59. Дж. Психология и педагогика мышления/ Дж. Дьюи- Пер. с англ. Н. М. Никольской, Н. Д. Виноградова. -М.: Совершенство, 1997. 203с.
  60. В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. Книга для учителя. М., Просвещение 1991. — 191 с.
  61. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.-Москва: Просвещение, 1985 г.
  62. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989 г.
  63. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991 г. 222 с.
  64. И.А. Компетентность человека новое качество результата образования. //Проблемы качества образования. Кн. 2. 1999, С.4−14.
  65. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: ИЦПКПС, 2004. С. 3 -7.
  66. B.JI. Диалектика учебного процесса. Психология. Познавательные процессы: Учебное пособие. Ч. 1. Красноярск: СибГТУ, 2004. — 99с.
  67. В.Н. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции судоводительских факультетов: Дис. .канн.пед.наук: 13.00.02 СПб., 2002. 159 с. РГБ ОД, 61:02−13/20 263
  68. Г. И., Мухаметзянова Г. В. и др. Мониторинг и качество подготовки специалистов среднего звена : Монография. Казань: ИСПО РАО, 2004. — 234с.
  69. Л.Ф. Интегративная модель развития профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка, а системе повышения квалификации. Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. -М.: РГБ, 2003.-203 с.
  70. B.C. Основы образовательных технологий. Ставрополь: СПк, 1996.- 178 с.
  71. Д.И. Базисные составляющие коммункативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов -нефилологов. // Русский язык за рубежом, № 4,1990, С.54−60.
  72. В. А. Бордовский Г. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии//Педагогика. 1993. № 5.
  73. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология. Научный доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 24с.
  74. Г. Л. Научно-педагогические школы: Проективный подход: Монография. -М.: ИЦПКПС, 1999. 51с.
  75. Г. Л. Проблема развития обучения и образования (на примере контекстного обучения и проективного образования) //Alma mater. 2001. № 5.
  76. Н.Б. Пути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения иностранному языку- Англ. яз. В неязыковом вузе: Автореф.дис.канд.пед.наук: 13.00.02 МГУ им. М. В. Ломоносова. -М.: МГУ, 1996. 24с.
  77. О.Я., Леонтьев П. Б. Деятельностная теория основа создания новых технологий. — М., 1991.
  78. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.2., -М.: Педагогика, 1982.- 472 с.
  79. Т.И. Формирование готовности будущих учителей к использованию гуманитарно ориентированных образовательных технологий: Дис. .канд.пед.наук: 13.00.08 Волгоград, 2003. 245 с. РГБ ОД, 61:04−13/678
  80. Кедров Б МЕдинство диалектики, логики и теории познания 2-е изд., стер. Москва: КомКнига, М.: ЛЕНАНД Серия «Из наследия Б. М. Кедрова, 2006. 294 с.
  81. Г. М., Коджаспиров АЛО. Словарь по педагогике (междисцплинарный), М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. — 448 е., С. 193.
  82. Г. А. Вместо предисловия или различные мысли об образовании вообще и обучении ИЯ в частности. // Интенсивное обучение ИЯ сегодня. 4.1. Научно-образовательный центр. Школа Г. А. Китайгородской. М., 1997. С.5−13.
  83. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Пособие к спецкурсу для высш.пед.учебн.завед., институтов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образования. М.: Арена, 1994. — 95 с.
  84. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе//Серия «Педагогика и психология», М., 1989. №:3.
  85. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии/Анализ зарубежного опыта. Рига, 1995, — 176с.
  86. О.А. Инновационные образовательные технологии в подготовке специалистов в условиях колледжа: Дис.канд.пед наук: 13.00.08.-М.: ПроСофт, 2003. 132с. РГБ ОД, 61:02−13/814-Х
  87. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалистов образоват. учреждений А. К. Колеченко СПб. :КАРО, 2001.-367 с.
  88. В.Г. Коммуникативная функция и структура языка //отв. ред. Т. В. Булыгина Изд. 2-е, стер. М.: URSS, 2005.- 173 с.
  89. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Утв. распор. Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. (приказ от 11.02.2002 К 492), //Вестник образования. 1 6. 2002., стр. 9.
  90. Копенгагенская декларация о социальном развитии. Копенгаген, 6−12 марта 1995 г. http://www.un.org/russian/conferen/socsum/copdecl.htm
  91. И.Ю. Интеграция как фактор формирования общетрудовых сельскохозяйственных умений у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Н. Новгород, 2003. — 241 с. РГБОД 61:03−13/1954−3
  92. В.А. Психология. Уч. для пед уч-щ. М., Просвещение, 1986.-335с.
  93. Ксензова Г. Н Перспективные школьные технологии. М., Про-свещене, 2001. — 298 с.
  94. Ю.Л. Гуманистическая педагогическая технология обучения в вузах США: Вторая половина 20 века: Автореф. дис. .канд.пед.наук :13.00.01 Казан.гос.пед.ун-т. Казань, 2004. — 24с.
  95. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., Твор. центр «Сфера» 1990. -170 с.
  96. Кузьмина Н.В.(Головко-Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. -М., 1990. 352 с.
  97. Н.М. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов, 4. изд., М.: Рус.яз., 2001. — 740с.
  98. B.C. Учебные стандарты школ России: Гос. Образовательные стандарты (нач. общ., осн. общ. и сред, (полн.) общ. образования). М.: Творч. центр «Сфера»: Прометей, 1998. -96с.
  99. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. -М.:1969 г.
  100. А.А. Психология общения. М.: 1997 г.
  101. А.А. «Преподавание иностранных языков в школе: Мнение о путях перестройки» // ИЯШ, 1988, № 4.
  102. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: 1971.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304с.
  104. И .Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. -18с.
  105. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. -186с.
  106. .Т. Педагогика, Курс лекций, — Москва: Прометей, 1996 г. -358 с.
  107. И.А. Коммуникативная компетенция в содержании подготовки специалистов (на материале анализа ГОС ВПО профессия типа «человек-человек») Проблемы качества образования. Материалы 13 Всероссийского совещания. Книга 2., 1999. С.36−43.
  108. В. Н. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. СПб.: ЛОИРО, 2000. -83 с.
  109. А.Б. Образовательные технологии в оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе: Автореф. дис. дис. на соиск. учен. степ, канд.пед.наук: 13.00.08.-М.:ПроСофт, 2003.-24с.
  110. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика. 1990. № 8.
  111. Е.А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск: Высшая школа, 1999 г.-519 с.
  112. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.:МПСИ 1972.-24с.
  113. A.M. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во Моск.психол.-соц.ин-та Воронеж НПО «Модек», 2003. — 238с.
  114. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 257 е., С. 29.
  115. И.Е. Педагогическая эффективность современных образовательных технологий с позиции личностно-орентированного образования: Дис. .канд.пед.наук: 13.00.01 Ростов н/Д, 2003. 213с. РГБ ОД, 61:04−13/1432.
  116. Меморандум по учебе через всю жизнь: Комиссия Европейского Сообщества. Брюссель, 2000. SEC (2000) http: www.aha.ru/study/mapdo/Memorandum.htm.
  117. Методика обучения иностранному языку в системе непрерывного (языкового и неязыкового) образования (1 860 115 571).Б:МГЛУ Научно-исследовательский ceKTop.htm.
  118. Миньяр-Белоручев Р. К. Записи в последовательном переводеучеб. пособие: для вузов и фак. иностр. яз. Р. К. Миньяр-Белоручев М. :Проспект-АП, 2005. 175 с.
  119. А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам.-Москва: Ступени, Инфра-М, 2002 г. 697 с.
  120. Мильруд Р. П. Методология исследования преподавания языков в межкультурном пространстве. Междунар.сб.научн.тр.М-во.образования Рос.Федерации. Тамб.гос.у-т. Им. Г. Р. Державина. -Тамбов: ТГУ, 2003. 273с.
  121. И.В. Коммуникативное и языковое содержание обучения профессиональному общению. М.: Профессион.обр., 1998. -260с.
  122. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена 1995. -139с,
  123. М. Дети другие: статьи, советы и рекомендации Марии Монтессори (пер.с нем. Н. Нефедова) — М.: Карапуз, 2005. -334с.
  124. О.И. Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам.Сб.научн. тр. АПН СССР. НИИ содерж. и методов обучения. М.: НИИСИМО, 1981. 354 с.
  125. Л.П. Интегративная модель обучения рецептивным видам речевой деятельности студентов-нефилологов : Начальный и средний этапы обучения: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02М., 2003, РГБ ОД 71:04−13/143.-585 с.
  126. И.В. Образовательные технологии как предмет педагогической рефлексии. Автореф.дис.на соис. уч. степ канд.пед.наук, 2001 г. -180 с. РГБ ОД, 61:02−13/689−9
  127. Неделя Европейских языков. Предварительный проект, подготовленный Советом Европы. 2001. РЛНеделя европейских языков. Ыш
  128. С.Г. Интернет для учителя английского языка. // Первое сентября. 37/2002. С. 5.
  129. Т. А. Палтиевич Р.Л., Щербакова Н. И. Примерная программа учебной дисциплины «Иностранный язык» (англ., нем., франц., исп. языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский отдел ИПРСПО, 2002.-18 с.
  130. Intel Обучение для будущего. Форум. 2004 2005. РЛОбсуждение портфель-технологии.htm общеобразовательных учреждений.
  131. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Изд.2-е-М.: Просвещение, 1991 г. 397 с.
  132. Л.А. Компетентность в общении. М.: 1989.
  133. П.И., Хойдаров Ж. Р. Технология игры в обучении и развитии. М.: 1996.
  134. П.И. Педагогика. Учеб. для студентов пед.учеб.завед.Краевский В. В., Меняев А. Ф. -М.: Пед. общ-во России, 2002. 604с.
  135. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: 1997. -299с.
  136. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие.- М: Издательский центр «Академия», 2003.- 272 с.
  137. Е.С. Кабинет иностранного языка.- М.: Владост, 2003. -208 с.
  138. Т.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1ого курса заочного отделения языкового ву-за.//Дис.. канд.пед.наук: 13.00.02.-Н.Новгород, 1999. 160с.
  139. Проблемы качества образования. Книга 5, Материалы 15 Всеро-сийской научно-методической конференции М., Уфа: ИЦПКПС, 2005.-68с.
  140. Равен Джон Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: 2002. (англ. 1984).
  141. П. Мозг и психическая деятельность (The brain book Peter Russell). New York: Hawthorn books, 1976. -270p.
  142. И.В. Образовательные технологии как условие создания эмоционально-положительного фона обучения:д.пед на примере обучения взрослых.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, М.: ПроСофт, 2002. — 209с.
  143. БЛРекомендации по построению модели портфеля.^ш
  144. Рекомендация о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству. Преамбула. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»., 2003. http://www/ifar.ru/ofdocs/multcybr.hym
  145. Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения ИЯ в средней школе. М.: Просвещене, 1991. -285 с.
  146. И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов-лингвистов на основе культуросооб-разных технологий: дис.кан.пед.наук: 13.00.08 Ставрополь, 2004. -207 с. РГБ ОД, 61:04−13,1793
  147. М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы.- Москва: Академия, 2004. -47с.
  148. В.И. Методические рекомендации к разработке комплексов методов актвного обучения по специальности М-во высш.и сред.спец.образования УССР- Учебн.-метод.каб по высш.образованию. Киев: УМКВО, 1989. -22с.
  149. СЛ. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1940.-461 с.
  150. Э.Н. Индивидуально-психологические особенности овладения иностранным языком в ролевой игре- (На материале интенсивного обучения взрослых) — Автореф. дис. на со-иск.учен.степ.канд.психол.наук Моск.педюгос.ун-т. -М.: 1991, -16с.
  151. Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умст. деятельности школьников. Гатчина: Ленингр.обл.ин-т экономики и финансов., 2003. — 318с.
  152. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. — 238 с.
  153. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256с.
  154. Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : Учеб. пособие для преподавателей учреждений сред. проф. образования Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко М. :Мастерство, 2001. 270 с.
  155. Л.Г., Ярошенко Н. Г. К вопросу о принципах технологии// Высшее образование в России. 1995. № 2.
  156. М.Н., Лернер И. Я. О повышении эффективности урока (Методические рекомендации для учителей). М.: НИИОП, 1986. -47с.
  157. С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2004. С. 253. 512с.
  158. A.M. Методы активного обучения (Метод пособие.) -М.: Высш. школа, 1991. 175 с.
  159. Смятских A. J1., Туркина Т. М. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа. М.: Изд. центр НОУ ИСОМ // «Профессиональное образование», Приложение Акад.проф.образования № 8,2003. 32 с.
  160. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. М.: Русский язык., 1992. — С.295. (740с.)173. «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция». ИЯШ № 3, 1998. 82−86, 92 с.
  161. А.С. Интенсивные методы обучения языкам. М., ВНМЦПТО, 1988. — 33с.
  162. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс.- Москва: Просвещение, 2002. 287с.
  163. А.А., Мухина С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении: учебн. пособие для студентовсредн.проф.заведений. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 379с.
  164. О.В. Учебно-деловая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов. Ав-тореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.08 Челяб.гос.ун-т., 2005. -23с.
  165. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Руководитель научного проекта Г. Ю.Семигин- Главный редактор В. Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. — С.456 (-694с.)
  166. Т.Н. Формирование коммуникативных стратегий словоупотребления у студентов неязыкового вуза (на материале английского языка): Дис. канд. пед.наук., Томбов, 2002. -185 с.
  167. JT.H. Качественные аспекты развития университетского образования в Великобритании. Учебно-методическое пособие. М.: ИЦПКПС, 2005.-64с.
  168. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории//Современные вопросы школы. 1977. № 1.
  169. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983. -354 с.
  170. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития, (доклады и материалы к научно-практической конференции). М: НМЦ СПО, 1997. -158с.
  171. Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии: Всемирный докл. по образованию //Париж: ЮНЕСКО, 1998. -129с.
  172. Федотова О. В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов// Дис.канд.пед.наук. 2002. -234 с.
  173. В.Т. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. Ростов н/Д., 1996, -221 с.
  174. И.И. «Тендер: язык, культура, коммуникация» межд.конф. 25- 26 нояб. 1999., М., МГЛУ, 2001 — 368с.
  175. И.И. Лингводидактические аспекты непрерывного образования. М., МГЛУ, 2004. — 152с.
  176. .С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985 -39с.
  177. JI.H. Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917 гг.: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 РГБ ОД 71:97−13/53−9М., 1996.-491 с.
  178. Н. Язык и мышление. М., 1972 г.
  179. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» WWW/eidos/ru/news/compet/htm.
  180. Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции : Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01- Екатеринбург, РГБ ОД 71:00−13/174−2,1998. — 462 с.
  181. И.М. Методы и формы развития активности и самостоятельности учащихся: Материалы обл.конф. Омск: ОмГПУ, 2003. -128с.
  182. М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Афтореф. Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 Татарско-американский региональный колледж. Казань, 1996.-34с.
  183. Н.Е., Питюков В. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993, С. 28 — 49.
  184. Щерба J1.B. Языковая система и речевая деятельность. JI.: Наука, 1974 г. 458 с.
  185. Е.Е. Педагогические технологии развития социокультурной компетенции на начальном этапе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе.: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.02 Моск.пед.обл.ун-т., 2004. -24с.
  186. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-427 с.
  187. В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни Сборник : Пер. с рус. В. Энгельгардт- Ред.кол.: А. Баев и др.- [Предисл. и послесл. А. А. Баева]1. М. :Наука, 1989. -148 с.
  188. В.В. Педагогическая технология: Учеб.пособие. 4.1. Ярославль, 1997.-239с.
  189. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  190. И.П. Интеграционные процессы в высшей школе -Л. :Изд-во ЛГУ, 1980. 115 с.
  191. Н.Е. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции учащихся 8 класса якутской школы на основе нтегриро-ванного подхода (на материале немецкого языка): Дис.. канд.пед.наук: 13.00.02 СПб. 2005. 196 с. РГБ ОД, 61:06−13/10
  192. Ф. Технология обучения в системе высшего образования.-М., 1986,-349 с.
  193. Н.Г., Семушина Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебн.пособ. для преподавателей учреждений СПО. М.: Мастерство, 2001. — 270с.
  194. Vallejo Boris Portfolio. ACT, Астрель, 2003., 62c.
  195. Barnard R., Cady J. Business Venture 1,2.- Oxford- University Press, 1996, C.105., -127c.
  196. Barron A.E., Orwig G. New technologies for education: A beginner’s guide. 2nd ed. Englewood? (CA): Libraries Unlimited. 135 p.
  197. Boekuerts M. Motivation in education. L: The Brit/Psychol/ Soc/ 1995.-436 p.
  198. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approach to second language teaching and testing. Cambridge, 1980, -21 Op.
  199. Code of practice for the assurance of academic quality and standards in higher education. Assessment of students/ May 2000/ 24 p.
  200. Davies J.S. The Internet in Education// Retr. 1999/ www: http://www.unlberta.ca/-jedavies/inteduc.
  201. M. Ellington M.J. Games and simulations in science education. L.N.Y. 1981/P. 77−87
  202. Further and higher education act 1992. Lnd., 1992. P. 12 -27
  203. Gerald L.Gutek. Education and Schooling in America, 3-rd edition. -USA, 1991.-449 p.
  204. Goodlad I. What Schools Are For? Bloomington, 1994. — 33 p.
  205. Guy R. Lefrancois. Psychology For Teaching. 7-th edition. — USA, 1991.-449 p.
  206. Handbook of reseach for educational communications and technology/ Ed. D.H.Jonassen. N.Y.: Macmillan. 2002. -159p.
  207. Хутмахер В (Mr Walo Hutmacher) Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March? 1996/ Council for Cultural Co-operation (CDCC) a // Secondary Education for Europe, Strasburg, 1997. 389 p.
  208. Д. (D.Hymes) On Communicative Competence.// Sociolin-guistics/ Ed. by J.B. Pride and J. Holmes, Penguin Books Ltd., 1973 p. 269 293.
  209. M. (1870 1952) To educate the human potential Maria .
  210. Schlechty C. Phillip Schools for the 21-st Century. Leadership Imperatives for Educational Reform. San Francisco, 1990.-164 p.
  211. Savignon S.J. Communicative Competence- Theory and Classroom Practice. Addison: Wesley Publishing Company, 1983. -310p.
  212. Viney P. Basic Survival. International Communication for Professional People. Oxford- Heinemann Publishers, 1996. — 105c.
  213. Van Ek J. A. The Threshold Level 1990. Strasbourg: Council of Europe, 1990. P. 48
  214. Van Ek J. A. Objectives for Foreign Language Learning (Vol. 2: Levels). Strasbourg: CE, Education Committee. 1992. P.56−69
  215. Уайт P (White R.) Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959, № 66.
  216. Ulrich W. Grundbegriffe des Deutchunterrichts. Kiel, 1979,234s.
  217. Wunderlich D. Pragmatik, Speech situations. Deixis: Zeitschrift fur Literaturwissenschaft und Linguistik, 1971, p.153−190.168
Заполнить форму текущей работой