Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование потребности в физической культуре у студентов педагогических ссузов: на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ряд авторов пытаются решить эту проблему, раскрывая инновационные подходы к преподаванию предмета «Физическая культура» в образовательных учреждениях. К сожалению, в своих работах они ограничиваются лишь изучением двигательной активности или увеличением физической подготовленности (С.Д. Батг, А. Н. Внуков, М. А. Гошко, Ю. В. Петришин, В. А. Ермаков, М. М. Жуков, В. В. Семенов и др.), хотя… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
    • 1. 1. Философско-социологические аспекты потребностей человека
    • 1. 2. Механизм формирования потребности в физической культуре
    • 1. 3. Социально-педагогические проблемы формирования потребности в физической культуре у студентов
  • Выводы по первой главе
  • 2. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ССУЗА
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Технология формирования потребности в физической культуре у студентов педагогического ссуза
    • 2. 3. Субъектно-субъектные отношения в системе «преподаватель -студент» как важный фактор формирования у студентов потребности в физической культуре
    • 2. 4. Отношение студентов к физической культуре
    • 2. 5. Динамика показателей физической воспитанности студентов
    • 2. 6. Взаимосвязь компонентов физической воспитанности будущих педагогов
  • Выводы по второй главе

Формирование потребности в физической культуре у студентов педагогических ссузов: на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На территории России интерес к формированию потребности в сфере физической культуры начал появляться в 80-х годах прошлого века (А.Ф. Бойко, Н. А. Козленко, Н. И. Пономарев, В.М. Рей-зин и др.). Большое количество исследований проблемы формирования потребности в физической культуре и здоровом образе жизни было проведено в течение последнего десятилетия (Н.А. Агаджанян, Н. В. Анушкевич, В. В. Балашова, В. К. Бальсевич, Н. В. Барышева, Н. И. Беляков, B.C. Быков, М.Я. Ви-ленский, В. И. Григорьев, А. Г. Зайцев, Г. К. Зайцев, Н. Н. Зволинская, Г. Д.< Иванов, А. К. Кульназаров, Т. М. Казин, Н. Э. Касаткина, В. М. Лабскир, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, В. И. Маслов, В. И. Олияр, Ю. Е. Рыжкин, В. И. Столяров, С. Г. Терещенко, С. С. Филиппов, В. И. Харитонов, А. В. Царик, С. Н. Чаркин и др.). Однако эти исследования относились к изучению теории формирования потребностей, не затрагивая их практическую сторону.

Ряд авторов пытаются решить эту проблему, раскрывая инновационные подходы к преподаванию предмета «Физическая культура» в образовательных учреждениях. К сожалению, в своих работах они ограничиваются лишь изучением двигательной активности или увеличением физической подготовленности (С.Д. Батг, А. Н. Внуков, М. А. Гошко, Ю. В. Петришин, В. А. Ермаков, М. М. Жуков, В. В. Семенов и др.), хотя физическая культура как понятие и социальное явление неизмеримо шире. Несмотря на большое количество публикаций, проблему потребностей нельзя отнести к достаточно разработанной. На сегодняшний день ни в литературе, ни в практике физической культуры не существует качественных, тем более, количественных методик оценки потребности в физической культуре, что не позволяет в должной мере оценить эффективность физического воспитания в образовательных учреждениях. Проблема количественной оценки потребности затрагивалась рядом авторов (П.В. Симонов, B.C. Магун, У. Джемс, Е. А. Донченко и др.), однако они носили виртуальный характер, неприемлемый в практической деятельности.

С целью укрепления здоровья, физического развития студентов в учебных заведениях вводят дополнительные часы занятий физической культурой. Однако теоретические расчёты общей и моторной плотности урока, практика физического воспитания показывают, что даже четырёхчасовые занятия физическими упражнениями не устраняют дефицита двигательной активности и существенно не изменяют сложившуюся ситуацию.

Проблема заключается ещё и в том, что физическое воспитание в учебных заведениях направлено, главным образом, на воспитание культуры движений. На занятиях не используются в должной мере неспецифические средства физической культуры, такие как естественные силы природы, гигиенические факторы. И даже слово, проявляющееся в форме знаний и являющееся важнейшим информационным средством в формировании мотиваций, в практике физического воспитания используется эпизодически, как правило, для улучшения техники движений, сообщения правил соревнований.

Без активизации самостоятельной деятельности невозможно решить проблему всесторонней и гармоничной физической воспитанности студентов. Физическое воспитание не должно ограничиваться стремлением к самой идеальной организации практических занятий физическими упражнениями и тесно связанными с ней общей и моторной плотностью занятий, оно должно быть направлено на консолидацию усилий всего педагогического коллектива в сохранении и укреплении устойчивой потребности студентов в физической культуре [94- 144- 146- 252].

Во всех, образовательных стандартах дисциплины «Физическая культура» декларируется цель: формировать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья [64- 151- 190]. При этом необходимо отдавать отчёт в том, что увеличение количества обязательных часов невозможно по экономическим, социальным кадровым) и материальным причинам. В этой связи формирование потребности в физическом самосовершенствовании является единственно реальной задачей, которую необходимо решать специалистам физической культуры.

Вместе с тем, анализ состояния проблемы в психолого-педагогической и медико-биологической литературе показал, что, несмотря на имеющиеся теоретические исследования и практический опыт в области физической культуры и спорта, недостаточно изученным остается аспект формирования потребности в физической культуре у студентов педагогических средних специальных учебных заведений. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью обеспечить воспитание всестороннего, гармонически развитого специалиста, на основе глубоких знаний и убеждений формировать устойчивую потребность постоянно использовать все средства физической культуры, самостоятельно заботиться о своем здоровье и отсутствием технологии формирования данной потребности и методики ее измерения, что не позволяет оценить эффективность педагогического процесса.

Выделенное противоречие определило проблемы исследования:

• разработка качественных и количественных методов оценки потребности в физической культуре;

• создание технологии формирования потребности в физической культуре;

• вооружение технологией формирования потребности в физической культуре студентов педагогических учебных заведений (ссузов) как непосредственных маркетологов сферы здоровья школьников.

В связи с вышеизложенным была определена цель работы: разработать технологию формирования устойчивой потребности в физической культуре на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура».

Объект исследования — система физического воспитания в учебных заведениях среднего специального педагогического образования.

Предмет исследования — процесс формирования потребности в физической. культуре у студентов педагогических ссузов на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучить теоретико-методологические аспекты формирования потребности в физической культуре у студентов.

2. Определить систему организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование у студентов педагогических ссузов потребности в физической культуре.

3. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной технологии формирования у студентов потребности в физической культуре на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности.

4. Подготовить научно-методические рекомендации по реализации технологии формирования у студентов потребности в физической культуре на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности в педагогических ссузах.

Гипотеза исследования: формирование устойчивой потребности в физической культуре у студентов будет осуществляться эффективно, если:

— разработать технологию формирования потребности в физической культуре;

— систематически осуществлять контроль качества процесса физического воспитания посредством модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура»;

— регулярно проводить диагностирование их физической подготовленности и функционального состояния, а также осуществлять количественную оценку уровня потребности в физической культуре;

— в процессе физического воспитания комплексно использовать все средства физической культуры, акцентируя внимание на слове как первоочередном средстве формирования потребности.

Методологическую основу исследования составили: на общефилософском уровне: диалектическая теория о необходимости изучения явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с окружающим миром (В.П. Капитон, Г. В. Лейбниц, Г. А. Свечников и др.) — на общенаучном уровне: концепции социальной активности личности (М.С. Каган, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.) — теория деятельности и общения (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.);

— на конкретно-научном уровне: методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, М. Н. Скаткин и ДР-).

Теоретическую основу исследования составили ряд устоявшихся и общепринятых научных теорий:

— теория потребностей, разрабатываемая в философии (А.Г. Здравомы-слов, A.M. Самсин и др.), в психологии (В.К. Вилюнас, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов, Р. Френкин и др.), в социологии (Н.М. Бережной, П. М. Ершов, Джон Ф. Литл, Б. М. Мочалов и др.);

— физиологический механизм формирования потребностей (П.К. Анохин, В. И. Киселев, В. П. Куликов, И. В. Судаков и др.);

— теория физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Вилен-ский, В. М. Выдрин, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков, В. И. Столяров и др.);

— теория модульного обучения (Н.Б. Лаврентьева, И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П.А. Юцявичене).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической, медико-биологической литературы по проблеме исследованияпедагогические методы исследования (педагогическое наблюдение, устный и анкетный опрос, тестирование физических качеств, определение функционального состояния организма, изучение письменных и творческих работ, педагогический эксперимент) — статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в период 2003;2007 гг. на базе Барнаульского государственного профессионально-педагогического колледжа. На разных этапах исследования в нем приняли участие 393 студента очного отделения. В опытно-экспериментальной работе было задействовано 120 студентов. Из них сформированы две экспериментальные группы: студенты специальности «Учитель физической культуры» (далее — «УФК" — п = 30) и нефизкультурные специальности (далее — «НФС" — п = 30) и две контрольные, в том же соотношении: «УФК» (п = 30) и «НФС» (п = 30).

Исследование осуществлялось поэтапно.

На первом этапе (2003;2004 гг.) проводилось изучение и анализ психолого-педагогической, философско-социологической, медико-физиологической литературы по проблеме потребностей человекаопределялись методы исследования, разрабатывались анкеты, позволяющие качественно и количественно оценить имеющуюся потребность в физических упражнениях и других средствах физической культурыпроводилось апробирование анкет на студентах Барнаульского государственного профессионально-педагогического колледжа (БГППК), изучались условия, влияющие на уровень формирования потребности в системе «преподаватель — студент».

На втором этапе (2004;2005 гг.) разрабатывалась и апробировалась технология формирования потребности в физической культуре: осуществлялся подбор принципов, средств, методов и форм усиления потребности в физическом самосовершенствовании, стимулирующих самостоятельную деятельность студентов по овладению средствами физической культуры.

На третьем этапе (2005;2007гг.) проводилось внедрение и апробация модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура», как основного средства технологии формирования потребности в физическом самосовершенствованииобобщался и систематизировался полученный материал.

Научная новизна исследования:

— раскрыта и обоснована актуальность проблемы формирования потребности в физической культуре у студентов педагогических средних специальных учебных заведений;

— создана и внедрена технология формирования потребности в физической культуре, представляющая совокупность принципов, методов обучения и контроля, средств, организационных форм, реализуемая на основе модуль-но-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов педагогического ссуза по дисциплинам «Физическая культура» и «Теория и методика физического воспитания и спорта»;

— разработана система количественной оценки интегральной потребности студентов в физической культуре;

— определены критерии оценки уровня формирования потребности в физической культуре у студентов на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности (зачаточная, сослагательная (условная), очень слабая, слабая, случайная, неустойчивая, умеренная, сильная, устойчивая, органическая).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— проведен анализ состояния проблемы формирования потребности в физической культуре в теории и практике среднего профессионального образования;

— определена сущность понятия «физическая воспитанность» человека;

— на основе теоретического анализа выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование потребности в физической культуре на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов: тестирование физической подготовленности и функционального состояния в начале учебного года и в конце каждого месяцареализация образовательной функции физического воспитания посредством обсуждения уровня физической воспитанности и планов по физическому самосовершенствованию на теоретических занятиях по физической культуре, классных часахформирование сознательного отношения к собственному здоровью через освоение конкретных методик самоконтроля и оценки уровня функциональной подготовленностиведение «Дневника выполнения студентами самостоятельных физических упражнений и контроля самочувствия" — переход на субъектно-субъектное взаимодействие преподавателя и студента на занятиях практического и теоретического циклов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы доведены до конкретных научно-методических рекомендаций. Получены результаты, которые могут быть использованы для внедрения технологии формирования потребности в физической культуре на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности при подготовке студентов педагогических ссузов, при планировании и организации образовательного процесса в учебных заведениях любого типа, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга, адекватных цели, задачам и логике исследованияразнообразием источников информациипрактической апробацией разработанной технологиивсесторонним качественным и количественным анализом опытных данныхстатистической значимостью полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Физическая воспитанность, как результат физического воспитания, оцениваемая качеством и количеством специальных знаний, умений, навыков управлять своим здоровьем, физической и функциональной подготовленностью, использовать эти знания в предстоящей профессиональной деятельности, при строительстве семьи или состояние, которое определяется уровнем интегральной потребности в ФК.

2. Технология формирования потребности в физической культуре, дидактическую структуру которой представляют совокупность следующих компонентов: принципы, средства, методы обучения, методы контроля, формы организации занятий.

3. Модульно-рейтинговая система оценки качества учебной деятельности студентов по дисциплинам «Физическая культура» и «Теория и методика физического воспитания и спорта», как средство оценки качества процесса физического воспитания и стимулятор самостоятельной деятельности студентов. В основе данной системы лежит осуществление контроля и оценки следующих критериев учебной деятельности студентов, отражающих в совокупности интегральную потребность в физической культуре: знания, умения и навыки, физическая подготовленность, функциональное состояние, прилежание, заболеваемость, умение самостоятельно использовать средства ФК.

4. Количественная оценка и качественные критерии уровней интегральной потребности в физической культуре у студентов педагогических ссузов (зачаточная, сослагательная (условная), очень слабая, слабая, случайная, неустойчивая, умеренная, сильная, устойчивая, органическая).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы обсуждены и получили одобрение на международных (Барнаул, 2004, 2006, 2007; Белово, 2006), всероссийской (Барнаул, 2006) научно-практических конференциях, а также во время выступлений на методических и педагогических советах Барнаульского государственного профессионально-педагогического колледжа, заседаниях кафедры физической культуры и спорта Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова и семинаре руководителей физического воспитания ссузов Алтайского края (Барнаул, 2004). Разработаны методические рекомендации «Модульно-рейтинговая система оценки качества успеваемости по дисциплине «Физическая культура» и внедрены в учебный процесс подготовки студентов ГОУ СПО «Барнаульский государственный профессионально-педагогический колледж».

Результаты исследований положены в основу работы отделения физической культуры и спорта ГОУ СПО «Барнаульский государственный профессионально-педагогический колледж».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

выводы.

1. Выявлено, что задача подготовки всесторонне, гармонично физически воспитанного молодого человека, готового к различным формам жизнедеятельности, не потеряла своей актуальности в настоящее время. Нельзя сводить физическое воспитание студентов только к физической подготовленности. При такой узкой направленности физического воспитания у студентов не формируется устойчивая и, тем более, органическая потребность в физической культуре, как части общей культуры человека.

Сложившаяся проблемная ситуация является следствием неразработанности теоретико-методологических и организационно-методических подходов к процессу формирования потребности в физической культуре. Теоретические аспекты формирования потребности у молодежи в физическом самосовершенствовании носят пока дискуссионный характер.

2. Обоснованы наиболее значимые причины, мешающие студентам заниматься физической культурой и следовать здоровому образу жизни (нехватка свободного времени, собственная пассивность, лень, неумение организовать свое время, усталость после учебы и отсутствие условий для занятий дома), которые позволили обосновать организационно-педагогические условия, содействующие, при их систематической реализации, формированию устойчивой потребности в физической культуре: тестирование физической подготовленности и функционального состояния в начале учебного года и в конце каждого месяцареализация образовательной функции физического воспитания посредством обсуждения уровня физической воспитанности и планов по физическому самосовершенствованию па теоретических занятиях по физической культуре, классных часахформирование навыков контроля и самоконтроля уровня физической подготовленности, функционального состояния организма и др.- формирование сознательного отношения к собственному здоровью через освоение конкретных методик самоконтроля и оценки уровня функциональной подготовленностиведение «Дневника выполнения студентами самостоятельных физических упражнений и контроля самочувствия" — переход на субъектно-субъектное взаимодействие преподавателя и студента на занятиях практического и теоретического циклов.

3. Для реализации основной задачи исследования создана технология формирования потребности в физической культуре, представляющая совокупность принципов, методов обучения и контроля, средств, организационных форм, реализуемая на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов педагогического ссуза по дисциплинам «Физическая культура» и «Теория и методика физического воспитания и спорта».

4. Разработана модульно-рейтинговая система, позволяющая количественно оценить интегральную потребность в физической культуре. Содержание модуля составляют следующие компоненты: знания, умения, навыкиприлежаниефизическая и функциональная подготовленностьздоровьепотребностьумение самостоятельно использовать средства физической культуры. При оценке успеваемости используется 100-балльная шкала, которая позволяет точнее различить индивидуальный уровень по всем компонентам модуля.

5. Доказана эффективность применения разработанной технологии формирования потребности в физической культуре на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов, в результате применения которой интегральная потребность в физической культуре в экспериментальных группах «УФК» увеличилась с 53,2 баллов до 69,2 баллов (р < 0,001) — в «НФС» — с 46,3 баллов до 60,7 баллов (р < 0,001). В контрольной группе незначительные улучшения были отмечены только у студентов «УФК»: 52,3 балла — в начале эксперимента, 60,9 балла — в конце эксперимента (р < 0,01), а у студентов «НФС» каких-либо изменений не отмечено (с 44,6 баллов до 45,0 баллов).

6. Выявлено, что оценка успеваемости по модульно-рейтинговой системе практически полностью совпадает с анкетной оценкой сформированной потребности в физической культуре (коэффициент корреляции между потребностью, вычисленной по анкете, и рейтингом успеваемости равен 0,833, при п = 120). В экспериментальных группах студентов «НФС» потребность в ФК увеличилась с 49,9 до 62,4 баллов, что соответствует умеренному уровню. В группах студентов «УФК» потребность выросла с 55,8 до 66,7 баллов, что также соответствует умеренному уровню. В контрольных группах: у студентов «УФК» уровень потребности практически не изменился (повысился с 57,0 до 59,3 баллов, р > 0,05) — в группе студентов «НФС» отмечена тенденция отрицательной динамики потребности в ФК (49,9 балла — в начале эксперимента, 42,7 балла — в конце эксперимента, р > 0,05). Полученные результаты дают основания использовать предложенную анкету как экспресс-метод оценки потребности в физической культуре, успеваемости и физической воспитанности студентов как результата процесса физического воспитания.

7. На основании установленных теоретических и практических выводов подготовлены методические рекомендации по реализации технологии формирования у студентов педагогических ссузов потребности в физической культуре на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности в педагогических ссузах.

Мы полагаем, что предложенная нами технология формирования потребности в физической культуре может быть использована в образовательных учреждениях всех типов. Основная цель исследования достигнута:

— создана методика количественной оценки потребности в физической культуре;

— разработана технология формирования потребности в физической культуре на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура»;

— подтверждена правильность нашей гипотезы;

— в установленном объеме решены задачи исследования.

Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы в связи с ее сложностью и многогранностью. Перспективным направлением проблемы потребностей является изучение соотношения влияния внешней среды и педагогических воздействий на школьников и студентов учебных заведений всех типов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основной задачей проведенного исследования являлась разработка технологии формирования потребности в физической культуре.

В понимании сущности потребности мы исходили из ее трактовки, данной В. Далем: «надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения». Потребности — сложное и многогранное явление, выражающее в своей основе непосредственное отношение человека к объекту потребления.

В теории и практике воспитания необходимо знание структуры потребности при ее целенаправленном формировании. Так как в причинах поведения человека наблюдается общая закономерная связь, причины эти можно представить себе, не изолируя каждую, а в некоторой иерархии зависимостей, схематически упрощенной. По П. М. Ершову ближайшей причиной действия является цельпричиной возникновения конкретной цели — мотивпричиной существования мотива — интересыпричиной интересов — потребность. В такой цепи причинно-следственных связей потребность можно признать исходной, точнее условной «первопричиной» всех проявлений жизни.

Однако в педагогике одних знаний структуры потребностей еще недостаточно, т.к. целенаправленно и эффективно формировать потребность, не зная внутреннего (физиологического) механизма ее формирования практически невозможно. Формирование потребности происходит через приобретение соответствующих знаний, умений и навыков. По мнению А. Маслоу, вооружаться профессиональными знаниями, умениями и навыками, человек будет только тогда, когда он испытывает внутренний «дефицит», когда неудовлетворённые потребности создают в организме «пустоты», которые должны быть заполнены для сохранения здоровья организма.

Исходя из содержания механизма построения целенаправленного поведенческого акта, предложенного П. К. Анохиным (1968), нами были выделены блоки формирования различных по силе потребностей, что в дальнейшем позволило построить иерархию формируемой потребности в ФК.

Анализ состояния физического воспитания в учебных заведениях позволил определить социально-педагогические проблемы решения главной задачи, поставленной перед специалистами физической культуры — формирование устойчивой потребности в физической культуре. В процессе исследования были определены значимые факторы (причины), мешающие студентам заниматься физической культурой и следовать здоровому образу жизни: нехватка свободного времени, собственная пассивность, лень, неумение организовать свое время, усталость после учебы и отсутствие условий для занятий дома, большие затраты времени на транспорт, чрезмерная загруженность учебной и общественной работой и другие.

Анализ литературы по проблемам физической культуры в образовательных учреждениях и собственные наблюдения показывают, что физическое воспитание в образовательных учреждениях ограничивается повышением уровня двигательной активности и физической подготовленности. При этом, как правило, не решаются такие задачи, как формирование мотиваци-онно-цеиностного отношения студентов к физической культуре и потребности в регулярном использовании средств физической культуры (физических упражнений, закаливания, жизненного режима, личной гигиены, разумного соотношения труда и отдыха и др.). В процессе физического воспитания не учитываются индивидуальные особенности учащейся молодежи. По мнению Г. Д. Иванова «взятые в основу физического воспитания физическая подготовка и ее оценочный критерий — зачет, не обладают долговременным стимулирующим фактором у студентов к физическому совершенствованию».

Настораживает и то, что в учебных заведениях закрепилась тенденция ухудшения здоровья студентов от курса к курсу. Проведенный в ходе нашего исследования анализ отношения студентов к физической культуре показал очень низкую в ней потребность. Результаты исследования в очередной раз подтверждают мнение специалистов о низкой эффективности традиционной системы физического воспитания. В итоге — низкая осознанность необходимости бережного отношения к своему здоровью, низкая потребность в занятиях физической культурой и, как результат, невысокие показатели физической подготовленности, функционального состояния, здоровья. К тому же ситуация осложняется отсутствием в обществе традиций здорового образа жизни и пренебрежительным отношением молодежи к использованию оздоровительного потенциала физической культуры. Для 89,1% студентов потребность в укреплении собственного здоровья не является первоочередной.

Итак, сложившаяся проблемная ситуация является следствием неразработанности теоретико-методологических и организационно-методических подходов к процессу формирования потребности в физической культуре. Теоретические аспекты формирования потребности у молодежи в физическом самосовершенствовании носят пока дискуссионный характер.

Для решения задачи по формированию потребности в физической культуре, определяемой государственными стандартами в физическом воспитании, также возникает необходимость разобраться в вопросе взаимоотношений в системе «преподаватель — студент», поскольку стиль руководства влияет как на формирование менталитета будущих учителей, так и на использование в их будущей педагогической деятельности валеологических технологий обучения. Именно они (учителя, преподаватели), в том числе личным примером, должны показывать, какие аргументы, мотивы, принципы, средства, методы и т. п. (то, что в совокупности составляет методику обучения) могут взять себе на вооружение будущие педагоги, чтобы воспитать у своих подопечных устойчивую потребность в физической культуре. Не исключено, что преподавателям физической культуры придётся решать проблему — что является более важным при определении успеваемости студентов по дисциплине «Физическая культура»: нормативы физической подготовленности и посещение занятий (обязательное формальное требование любого урока) или уровень формирования потребности в ФК, отношение студентов к своему здоровью и здоровью окружающих, затраты времени на достижение фактического уровня физической подготовленности и здоровья? При этом преподаватели физической культуры неизбежно встанут и перед проблемой выбора стиля управления — авторитарного, демократического или гуманного, либерального? С целью определения стиля деятельности преподавателя был проведен опрос студентов по разработанной нами анкете «Преподаватель физической культуры глазами студентов». Исследование показало, что у преподавателей специальных дисциплин, работающих со студентами «УФК», незначительно преобладает «сотрудничающий стиль» педагогической деятельности, который характеризуется проявлением эмоционального сопереживания, отзывчивостью, верой в силы учащегося, однако, к сожалению, в 48,3% случаев они придерживаются авторитарного стиля руководства, особенно в отношении студентов, сориентированных на физкультурно-массовую и оздоровительную работу. Преподаватели физической культуры, работающие с нефизкультурными группами, отличаются либеральным стилем руководства и более высокими умения устанавливать отношения сотрудничества и взаимопонимания. Однако студенты нефизкультурных специальностей отмечают у своих преподавателей низкое владение профессиональными навыками и умениями, прежде всего умениями, слабо аргументировать профессиональные требования. Проведенное исследование позволяет преподавателям физической культуры взглянуть на себя глазами студентов педагогических специальностей, переосмыслить методы своей работы, внести коррекцию в свою профессиональную деятельность, ориентированную на формирование потребности в физической культуре. При проведении самоанализа своей деятельности молено использовать разработанную нами анкету (приложение 3).

В ходе теоретического анализа научной литературы и исследования были обоснованы организационно-педагогические условия, содействующие формированию устойчивой потребности:

• тестирование физической подготовленности и функционального состояния в начале учебного года и в конце каждого месяца;

• реализация образовательной функции физического воспитания посредством обсуждения уровня физической воспитанности и планов по физическому самосовершенствованию на теоретических занятиях по физической культуре, классных часах;

• формирование навыков контроля и самоконтроля за уровнем физической подготовленности, функционального состояния организма и др.;

• формирование сознательного отношения к собственному здоровью через освоение конкретных методик самоконтроля и оценки уровня функциональной подготовленности;

• ведение «Дневника выполнения студентами самостоятельных физических упражнений и контроля самочувствия»;

• осуществление перехода на гуманизацию и демократизацию учебного процесса (переход на субъектно-субъектное взаимодействие преподавателя и студента на занятиях практического и теоретического циклов).

Выявленная совокупность организационно-педагогических условий содействующих формированию потребности в ФК была учтена при разработке технологии, которая реализовывалась в реальных условиях практики физического воспитания педагогических ссузов.

Технология формирования потребности в физической культуре базировалась на системном подходе к составляющим технологии обучения: на взаимосвязи форм организации учебного процесса с методами обучения, воспитания, развития и с методами контроля качества овладения дисциплиной. Основными принципами технологии стали: принцип комфортности физических нагрузокпринцип прогрессированияпринцип индивидуализациистереотипности требованийпрочностидоступностипринцип стабильности функционирования организма.

Апробация технологии формирования потребности в ФК в конце второго этапа эксперимента показала увеличение у студентов «УФК» и «НФС» потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями на 13,4% и 14,1% (здесь и далее соответственно), в закаливании на 26,2% и 32,2%, в семейном физическом воспитании на 37,6% и 57,0%. Следует отметить, что у студентов «НФС» рост потребности в указанных ценностях выражен значительно сильнее, чем у студентов «УФК», что нами объясняется профессиональной двигательной перегруженностью последних, с направленностью знаний на теорию и методику спортивной тренировки и игнорированием знаний по проблемам оздоровительной физической культуры.

Одним из условий успешности технологии является систематическое осуществление контроля качества процесса физического воспитания посредством разработанной нами модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура» в группах «НФС» и «Теория и методика физического воспитания» в группах «УФК». Содержание модуля составляют следующие компоненты: знания, умения, навыки, прилежание, физическая и функциональная подготовленность, здоровье, потребность, умение самостоятельно использовать средства ФК.

В ходе эксперимента нами была разработана анкета, позволяющая достаточно точно оценить имеющуюся потребность в физической культуре. Мы понимаем, что анкетный опрос требует значительного времени и определенного количества бумаги, однако эти недостатки могут быть компенсированы точностью достижения цели, поставленной Министерством образования и науки РФ — формирование устойчивой потребности в ФК. Данный метод позволяет точнее оценить эффективность физического воспитания в любом учебном заведении. Чтобы подтвердить данное утверждение, с помощью корреляционного анализа была проверена величина связи анкетной оценки потребности в физической культуре с отдельными показателями фрагментов модуля и с общим рейтингом, отражающим успеваемость и физическую воспитанность студентов. Потребность, вычисленная с помощью данной анкеты, практически совпадает с рейтингом успеваемости модульно-рейтинговой системы (коэффициент корреляции между потребностью, вычисленной по анкете, и рейтингом успеваемости равен 0,833, при п=120), что дает возможность рассматривать предложенную анкету как экспресс-метод оценки успеваемости и потребности в ФК, и как одно из средств формирования данной потребности.

В итоге, выявлены основные условия, составляющие технологию формирования потребности в физическом самосовершенствовании (цель, принципы, средства, методы обучения, методы контроля, формы организации, уровни сформированности потребности). Разработано учебно-методическое обеспечение организации педагогического процесса, включающее в себя мо-дульно-рейтинговую систему оценки качества учебной деятельности по физической культуре, оценочные таблицы по каждому блоку модуля (знания, умения, навыки, прилежание, физическая и функциональная подготовленность, здоровье, потребность, умение самостоятельно использовать средства ФК), методику оценки уровня потребности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Резервы нашего организма / Н. А. Агаджанян, А. Ю. Катков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Знание, 1990. — 240 с.
  2. В.У. Научно-технический прогресс и физическая культура / В. У. Агеевец. Л.: Знание, 1989, — 32 с.
  3. Е.К. Функциональное состояние — теоретический аспект / Е. К. Айдаркин // Валеология. 2004. — № 1. — С. 12−16.
  4. A.M. Методы оценки экономической эффективности физической культуры / A.M. Алексеев // Теория и практика физической культуры. — 1988.-№ 10.-С. 5−7.
  5. Н.М. Энциклопедия Амосова. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: ACT- Донецк: Сталкер, 2005. — 287 с.
  6. Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. 2-е изд., перераб. и доп. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. — 176 с.
  7. Н.М. Моделирование сложных систем / Н. М. Амосов. Киев: «Наукова Думка», 1968. — 88 с.
  8. М.М. Новые подходы к развитию физического воспитания / М. М. Амренова, Т. В. Степкина // Среднее профессиональное образование. -2003.-№ 9.-С. 20−22.
  9. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 548 с.
  10. П.К. Проблемы принятия решения в психологии и физиологии / П. К. Анохин // Вопросы психологии. 1974. — № 4. — С. 21−29.
  11. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 448 с.
  12. Н.В. Формирование здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации их физического воспитания: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Анушкевич. Барнаул, 2005. — 19 с.
  13. Г. JI. Индивидуальное здоровье: теория и практика / Г. Л. Апанасенко // Валеология. 2006. — № 1. — С. 5−13.
  14. М.А. Охваченность населения СССР занятиями физической культурой / М. А. Арвисто, А. С. Чесноков // Физическая культура и советский образ жизни. -М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 180−193.
  15. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негэнтропийиого онтогенеза) / И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  16. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. -М.: «Мысль», 1976. 158 с.
  17. П.О. Оздоровительные эффекты физических упражнений / П. О. Астранд, И. В. Муравов // Валеология. 2004. — № 2. — С. 64−70.
  18. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1990. — 192 с.
  19. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект/Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1977. -254 с.
  20. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  21. В.А. Мотивационно-потребностная сфера участников рекреа-ционно-развлекательных мероприятий в условиях города / В. А. Баландин, И. А. Зуева, Н. Д. Фролова // Теория и практика физической культуры. — 2005. -№ 2. -С. 52−54.
  22. В.В. Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании студентов Тольяттинского государственного университета /В.В. Балашова // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 3. — С. 43−45.
  23. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В. К. Бальсевич // Вопросы философии. 1981. — № 8. — С. 78−90.
  24. В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физическая культура и спорт, 1988. — 208 с.
  25. В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В. К. Бальсевич // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 26−31.
  26. В.К. Проблемы теории и методики физической культуры / В. К. Бальсевич, В. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995,-№ 4.-С. 2−7.
  27. В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, В. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 5. — С. 19−22.
  28. Н.В. О развитии физкультурного образования в системе образовательных учреждений / Н. В. Барышева // Физическая культура основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы / под общ. ред. Н. В. Барышевой. — Самара, 1996. — С. 17−20.
  29. С.С. Человек и его истории / С. С. Батенин. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976. — 296 с.
  30. В.Г. Взаимосвязь целей и форм участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности / В. Г. Бауэр, М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. — 1988. № 12. — С. 14−16, 28.
  31. Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельностного подхода: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. И. Беляков. -Усть-Каменогорск, 2001. 18 с.
  32. Н.М. Человек и его потребности / Н.М. Бережной- под ред. В.Д. Диденко- Моск. гос. ун-т сервиса. — М.: Форум, 2000. 159 с.
  33. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  34. А.Ф. Все не так просто / А. Ф. Бойко // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 3−9.
  35. Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-209 с.
  36. Л. Опыт теории потребностей / Л. Брентано. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1921 г. — 263 с.
  37. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман. -Л.: Наука, 1987.- 125 с.
  38. Э. От понимания сущности здоровья к его диагностике и целенаправленной стимуляции / Э. Булич, И. Муравов // Валеология. 2004. — № Г.- С.4−12.
  39. Э. Термодинамика, жизнеспособность и здоровье / Э. Булич и др. // Валеология. 2004. — № 1. — С. 16−21.
  40. А.И. Актуальные проблемы школьной валеологии / А.И. Бур-ханов // Физическая культура — основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы / Под общ. Ред. Н. В. Барышевой. Самара, 1996. — С. 56−61.
  41. Я.С. Гигиена физического воспитания: учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Я. С. Вайнбайм. -М.: Просвещение, 1986.-176 с.
  42. Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. 2-е изд., испр.- М.: Флинта: Наука, 2002. 416 с.
  43. Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования / Э. Н. Вайнер // Валеология. 2004. -№ 1. — С.21−26.
  44. Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека вонтогенезе / Р. С. Вайсман // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 30−39.
  45. Введение в педагогическую культуру: учебное пособие / Е.В. Бондарев-ская. и др.- под общ. Е.В. Бондаревской- Рос. акад. образования. Юж. отделение Рост. гос. пед. ун-т. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. — 170 с.
  46. Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) / Н. Н. Визитей. Кишинев: «Штииница», 1989. — 110 с.
  47. М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Ви-ленский // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 10. — С. 2−5.
  48. М.Я. Физическое воспитание и всестороннее развитие личности будущего учителя / М. Я. Виленский // Физическая культура и спорт в научной организации учебного труда студентов: сб. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1977. -Вып.З. — С. 5−22.
  49. В.К. Основы проблемы психологической теории эмоций / В. К. Вилюнас // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гип-пенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С.3−19 .
  50. П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. М: Советский спорт, 1996.-592 с.
  51. А.Н. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании студентов педагогических институтов: автореф. дис.. канд. пед. наук/А.Н. Внуков. -М., 1982.-17 с.
  52. В.П. Здоровье здоровых / В. П. Войтенко. Киев: Здоровья, 1991.-248 с.
  53. В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): учеб. пособие / В. М. Выдрин. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. — 45 с.
  54. В.М. Физическая рекреация вид физической культуры / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 3. — С. 2.
  55. В.М. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. — 128 с.
  56. Габриелян К. Г. Особенности обучения основам здоровьесбережения в неспециализированном вузе / К. Г. Габриелян, Б. Г. Ермолаев, И. О. Катутеладзе // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 11. — С. 42−45.
  57. В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования. 2002. — № 1. — С. 96−105.
  58. Е.К. Психология физического воспитания и спорта / Е. К. Го Гунов, Б. И. Мартьянов. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 288 с.
  59. Ф.Н. Психология: учеб. пособие для пед. училищ по специальности № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. школы». / Ф.Н. Гоноболин- под ред. проф. Н. Ф. Добрынина. М.: «Просвещение», 1973.-240 с. I
  60. С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни / С. И. Горчак // Здоровый образ жизни. Сборник научных статейs / социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев: Изд-во «Штииница», 1991. — С. 19−39.
  61. М.А. Физическая активность в рабочее и внерабочее время / М. А. Гошко, Ю. В. Петришин // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 9.-С. 8−10.
  62. В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления / В. И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 2. — С. 54−61.
  63. В.П. К вопросу об определении индивидуальных двигательных возможностей / В. П. Губа // Теория и практика физической культуры. — 1987. — № Ю. С. 26−28.
  64. Г. К. Потребность и интерес / Г. К. Гумницкий // Вопросы психологии. 1968. — № 2. — С. 8−13.
  65. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2: И-О / Владимир Иванович Даль. М.: Рус. яз. — Медиа, 2005. — 779 с.
  66. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3: П / Владимир Иванович Даль. М.: Рус. яз. — Медиа, 2005. — 555 с.
  67. У. Психология: перевод / У. Джемс- под ред. и с предисл. JI.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991. — 367 с.
  68. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — 149 с.
  69. И.А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. М.: Просвещение, 1977. -122 с.
  70. К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии / К. Джон, Б. А. Эндрюс // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 10. — С. 46 — 48.
  71. Ф. Литл. Основы маркетинга. Чего хотят наши потребители. Надежный способ это выяснить / Ф. Литл. Джон. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. -400 с.
  72. A.M. Перспективы модульной технологии педагогического контроля / A.M. Дикунов // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. — С.24−26.
  73. Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей / Г. Г. Дилигенский // Вопросы философии. 1977. — № 2. — С. 111−117.
  74. В.Я. Побуждение к деятельности / В. Я. Дихтярев // Физическая культура в школе. 2000. — № 8. — С. 39−40.
  75. .И. Потребности, эмоции и интересы / Б. И. Додонов // Проблемы формирования социогенных потребностей: материалы I всесоюзной конференции (4−6 ноября 1974 г., г. Тбилиси). Тбилиси, 1974. — С. 18−21.
  76. Е.А. Потребление и развитие личности (социально-психологический анализ) / Е. А. Донченко. Киев: Наукова Думка, 1982. — 112 с.
  77. П.К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 8. — С. 2−5.
  78. В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. /
  79. B.А. Ермаков. -М., 1996, — 40 с.
  80. П.М. Потребности человека / П. М. Ершов. М.: Мысль, 1990. -366 с.
  81. В.И. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы / В. И. Жолдак // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 8.1. C.2−7.
  82. Жук Г. Е. Гигиенические концепции здорового образа жизни / Г. Е. Жук // Гигиена и санитария. 1990. — № 6. — С. 68−71.
  83. М.М. Влияние различных режимов двигательной активности на функциональное состояние организма студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. М. Жуков. Новосибирск, 1986. — 22 с.
  84. Забота о здоровье народа // Теория и практика физической культуры. -1987.-№ 10.-С.21−23.
  85. В.И. Физическая культура в системе отечественного образования / В. И. Загвязинский // Теория и практика физической культуры. -2005.-№ 8.-С. 59−61.
  86. Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: автореф. дис.. докт. пед. наук. / Г. К. Зайцев. -СПб, 1998.-48 с.
  87. Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов: (Мотивация, потребность, факторный анализ) / Г. К. Зайцев // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С. 21−24.
  88. Г. К. Как надо заботиться о здоровье детей в школе: суждения учащихся и учителей / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев // Валеология. 2001. — № 1. -С. 33−36.
  89. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомы-слов: -М.: Политиздат, 1986. 223 с.
  90. У. Использование утренней гигиенической гимнастики для оптимизации умственной работоспособности студентов / У. Ибрагимов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 12. — С. 36−37.
  91. Г. Д. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения и молодежи средствами физической культуры / Г. Д. Иванов, А. К. Кульназаров // Укрепление здоровья нации средствами физической культуры: сб. науч. ст. Алматы: Арыс, 1999. — С. 3−7.
  92. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. — 512 е.: ил.
  93. В.И. Физическая культура студентов, и жизнь: учебник / В. И. Ильинич. М: Гардарики, 2005. — 366 с.
  94. В.Н. Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта в современных условиях (по материалам одноименной Международной научно-практической конференции) / В. Н. Ирхин и др. // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 2. — С. 62−63.
  95. А.П. Физическое состояние, развитие и подготовленность учащихся общеобразовательных заведений Южного Урала / А. П. Исаев и др. // Валеология. 2001. -№ 1. — С. 19−23.
  96. А. Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки / А. Исмоилов // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 2. — С. 30−31.
  97. С.Б. О психологической классификации потребностей / С. Б. Каверин // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С.121−129.
  98. М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: ТООТК «Петрополис», — 1997. — 205 с.
  99. Т.М. Научно-методические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» / Т. М. Казин, Н. Э. Касаткина // Валеология. 2004. — № 4. — С. 6−9.
  100. Н.З. Анализ факторов риска некоторых заболеваний студентов Алтайского государственного университета / Н. З. Кайгородова и др. // Валеология. 2004. — № 2. — С. 60−64.
  101. В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
  102. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. / Д.А. Кинкнад-зе- под ред. и при участии В. Г. Афанасьева. М.: Изд-во «Мысль», 1968. -148 с.
  103. А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. 2-е издание, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1965. — 286 с.
  104. А. Г. Психические особенности человека: в 2 т. Т.2: Способности / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. — 1960 — 304 с.
  105. В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев- отв. ред. А.А. Бодалев- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1988. — 191 с.
  106. Н.А. О привитии школьникам потребности в физическом совершенствовании / Н. А. Козленко // Физическая культура в школе. 1984. -№ 5 — С.26−29.
  107. Г. И. Физическое воспитание и образ жизни студентов / Г. И. Козырев // Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С.72−74.
  108. Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников / Д.В. Ко-лесов. М.: Знание, 1983. — № 5. — 64 с.
  109. Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма / Д. В. Колесов. М.: Педагогика, 1991. — 312 с.
  110. А.Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема /А.Г. Комков, Е. В. Антипова // Теория и практика физической культуры. — 2003. № 3. — С. 5−8.
  111. А.А. Изучение эффективности программ по физическому воспитанию, для лиц среднего и старшего возраста /А.А. Коробова // Спорт -науке, наука — спорту. — Новосибирск, 1984. — С. 95−97.
  112. А.А. Внутренние потребности как средство мотивации обучения / А. А. Королева // Педагогические технологии. 2005. — № 1. — С. 91−97.
  113. Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти т. / Н.К. Крупская- под ред. Н. К. Гончарова и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957−1963. Т.2. Общие вопросы педагогики. — 1959. — 736 с.
  114. С.И. Социологический анализ доминирующих мотиваций занимающихся в фитнес-клубах / С. И. Кувшинникова // Теория и практика физической культуры. 2004. -№ 2. С. 37−38.
  115. В.В. Оценка и пути физического совершенствования населения / В. В. Кудрявцев, Ю. И. Сбруев, А. А. Коробова // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 11. — С.5.
  116. И.В. Потребность в двигательной активности. Физиология. Валеология. Реабилитология. / И. В. Куликов, В. П. Киселев. Новосибирск: Наука, — 1998. — 149 с.
  117. Е.В. Воспитание привычек здорового образа жизни детей старшего школьного возраста: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Е. В. Купавцева. Барнаул, 2002. — 21 с.
  118. В.Н. Физическая культура как общеобразовательный предмет / В. Н. Курысь, JI.H. Сляднева // Теория и практика физической культуры. -2002,-№ 9. -С. 57−60.
  119. В.М. Нормативное прогнозирование содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в системе здорового образа жизни (ЗОЖ) / В. М. Лабскир // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 11. — С. 2−3.
  120. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 156 с.
  121. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул: Изд-во АТУ, 1998. — 156 с.
  122. К. Динамическая психология: избранные труды / К. Левин. М.: Смысл, 2001.-572 с.
  123. В.Г. Учение о потребностях в современной психологии / В. Г. Лежнев // Ученые записки МГПИ. Сер. Психология. М.: 1939. — Вып. 1. -136 с.
  124. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  125. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т.Т.2. / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. 320 е.: ил.
  126. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1971,-310 с.
  127. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д. А. Леонтьев: // Психологический журнал. 1992. — № 2. — С. 107−117.
  128. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт- сост. И. Н. Решетень. М.: Педагогика, 1988. — 400 с.
  129. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1999. 350 с.
  130. А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи / А. В. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 21−24.
  131. А.В. Физическая культура, спорт и работоспособность студентов / А. В. Лотоненко. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. — 140 с.
  132. А.В. Ценности профессионального физкультурного образования / А. В. Лотоненко, Ф. И. Собянин, А. Ф. Куликов // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 6. — С.2−4.
  133. А.В. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи / А. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 26, 39−41.
  134. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физ. культура: воспитание, образование, тренировки. 1997. — № 1. — С. 11−17.
  135. Л.И. Современный ценностный потенциал ФК и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
  136. Л.И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева, С. И. Филимонова // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 2. — С. 2−6.
  137. Ю.В. Потребности человека: учебное пособие / Ю.В. Луконин- Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. — 107 с.
  138. Ю.В. Потребности человека в сфере сервиса и туризма: учебное пособие / Ю.В. Луконин- Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005. — 237 с.
  139. Ю.В. Взгляд на будущую профессию / Ю. В. Луконин, Е. И. Шеенко // Физическая культура в школе. 2006. — № 4. — С. 38−41.
  140. В. Физкультурное образование и здоровье учащейся молодежи / В. Лукьяненко // Народное образование. 2005. — № 2. — С. 132−135.
  141. С.А. Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук. / С. А. Лядова. Барнаул, 2002. -21 с.
  142. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. М.: «Просвещение», -1996.-С. 106−186.
  143. B.C. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью / B.C. Магун // Вопросы психологии. 1978. -№ 6. -С. 86−93.
  144. B.C. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст / B.C. Магун // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С.118−126.
  145. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности / B.C. Магун. М.: Наука, 1983. — 176 с.
  146. О.Ю. Соотносимость категорий физическая культура и качество жизни учащихся (аспект здоровьесбережения при социализации) /, О. Ю. Малоземов // Адаптивная физическая культура. 2006. — № 3. — С. 1619.
  147. В.Е. Потребности и интересы как социологические категории /В.Е. Малютин // Социологические исследования. — 1974. № 6. — С. 55−67.
  148. С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения / С. П. Манукян // Вопросы психологии. 1984. — № 4.-С. 16−21.
  149. А.В. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования / А. В. Маргулис, Е. И. Степанов // Вопросы философии. 1986. -№ 4. — С. 54−69.
  150. В.И. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра / В. И. Маслов, Н. Н. Зволинская // Теория и практика физической культуры. —1990. -№ 12. -С.2−11.
  151. А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2006. -351 е.: ил.
  152. Н.В. Организация модульно-рейтингового контроля обучения студентов педагогического колледжа: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Н. В. Медведенко. Барнаул, 2005. — 18 с.
  153. Г. Н. Формирование потребности быть здоровым / Г. Н. Мелихова, О. И. Дмитриева // Физическая культура основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы. / под общ. ред. Н. В. Барышевой. — Самара, 1996.-С. 105−109.
  154. Н.Н. Потребности личности: проблемы формирования: учебное пособие по спецкурсу / Н. Н. Михайлов. Челябинск: Челябинский пединститут, 1981. — 99 с.
  155. Н.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта / Н. В. Муравов. Киев: Здоровья, 1989. — 272 е.: ил.
  156. И. Адаптационные реакции организма плода при угрозе его жизнеспособности / И. Муравов, Р. Янишевская // Валеология. 2004. — № 2.- С. 44−48.
  157. Н.В. Оздоровительный потенциал свободного времени студентов / И. В. Муравов, Э. Г. Булич, В. Н. Обыбок // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 10. — С.18−20.
  158. А.В. Способности и потребности личности: диалектика формирования / А. В. Мялкин. М.: Мысль, 1983. — 260 с.
  159. В.М. Основные проблемы и современное состояние психологии и отношений человека / В. М. Мясищев // Психологическая наука в СССР.- М.: Изд-во «Академии педагогических наук РСФСР», 1960. Т. 2. с. 110 126.
  160. Ю.М. Теоретические аспекты интегрированного содержания и человекотворческой сущности физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 4. — С. 16−23.
  161. Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 8. — С. 2−9.
  162. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Современный литератор, 2006. — 979 с.
  163. А.Д. Научно-методические основы физической культуры / А. Д. Новиков // Теория и практика физической культуры. 1966. — № 5. — С. 11−14.
  164. К. Психология влечений человека: перевод с польс. В. И. Могилева / К. Обуховский- под ред. и с послесл. д-ра мед. наук проф. Б. М. Сегала. -М.: «Прогресс». 1972. -247 с.
  165. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. -М.: «А ТЕМП», 2004. — 944 с.
  166. В.И., Быков B.C. Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся / В. И. Олияр, B.C. Быков // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 1. — С. 11−15.
  167. Л.И. Методические особенности занятий по физическому воспитанию студенток с учетом состояния здоровья / Л. И. Орехов, Е.Э. Опалин-ская, В. И. Лебедева // Пробл. теории и практики физ. культуры. Алматы: КазИФК, 1997. — С. 52 — 56.
  168. Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л.Н. Вавилова- под ред. Т. С. Паниной. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.
  169. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  170. Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 104 с.
  171. К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов- отв. ред. А.Д. Глоточкин- АН СССР, Ин-т психологии. М.: 1986. — 254 с.
  172. К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1972.-312 с.
  173. В.В. Технология формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения в вузе / В. В. Пономарев // Валеология. 2004.- № 2. С. 70−74.
  174. Н.И. Анализ сформированности чувства «мышечной радости» после занятий физическими упражнениями / Н. И. Пономарев, В.М. Рей-зин // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 6. — С. 5−6.
  175. Н.И. Некоторые аспекты формирования положительного отношения человека к физической культуре / Н. И. Пономарев, В. М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 9−10. — С. 8−10.
  176. Н.И. О формировании потребности человека в физкультур-но-спортивной деятельности (теоретический аспект) / Н. И. Пономарев, В. М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 10. — С.2−4.
  177. Потребностноведение: учеб. пособие / Б. М. Мочалов и др. М.: МИНХ, 1979.-79 с.
  178. Потребности, Доходы, Потребление: экономический словарь-справочник. М.: Экономика, 1988. — 349 с.
  179. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2003. — 30 с.
  180. А.С. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Педагогическое общество России, 2000 (Загорск: загорская типография).- 192 с.
  181. Психология: учебник для ин-тов физической культуры / под ред. П. А. Рудика. -М.: «Физкультура и спорт», 1974. 512 с.
  182. Психология: учебник для техникумов физ. культуры / под ред. А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 255 с.
  183. А. Потребности / А. Пьерон // Экспериментальная психология. -М.: Прогресс, 1970. Вып. 3. — С.31−46.
  184. Н.Н. Объект контроля способность студента в деятельности / Н. Н. Ржецкий // Организация и контроль самостоятельной учеб. работы студентов. -Киев: Просвещение, 1975. — С. 33.
  185. C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. Т. П. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  186. C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1946. — 706 с.
  187. C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  188. В.А. Анкета и интервью в педагогическом исследовании / В. А. Руденко // Педагогика. 2002. — № Ю. — С. 69−75.
  189. Ю.Е. К вопросу о понятии феномена «Физическая рекреация» / Ю. Е. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 4. — С. 55−57.
  190. В.П. В семье единой / В. П. Сазанович // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 11. — С.7−10.
  191. А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей: монография / А. И. Самсин. -М.: Высш. школа, 1987. 159 с.
  192. В.И. Сила потребности и волевые усилия / В. И. Селиванов // Проблемы формирования социогенных потребностей: материалы I всесоюзной конференции (4−6 ноября 1974 г., г. Тбилиси). Тбилиси, 1974. — С. 3941.
  193. В.В. Физиологическая потребность в двигательной активности у лиц зрелого и пожилого возраста: автореф. дис.. канд. мед. наук. / В. В. Семенов. Тюмень, 2003. — 22 с.
  194. И.М. Биография: главные труды / И.М. Сеченов- с коммент. И. В. Князькина, Н. Т. Марьяновича. СПб.: ДЕАН, 2004. — 811 с.
  195. Л.К. Двигательная активность школьников и типологические особенности проявления свойств нервной системы: психофизиологическое изучение лечебной и спортивной деятельности / Л. К. Сидоров. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1981. — 143 с.
  196. П.В. Избранные труды: в 2 т. / П.В. Симонов- отв. Ред. И.А. Шевелев- Ин-т высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. — М.: Наука, 2004. Т.1: Мозг: эмоции, потребности, поведение. 2004. 437с.- ил.
  197. П.В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Издательство «Наука», 1981.-215 с.
  198. П.В. Мотивированный мозг / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1987. 270 с.
  199. П.В. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества/П.В. Симонов. М.: «Наука», 1993. — 112 с.
  200. В.А. Физическая культура и мотивы здоровья в среде современных городских школьников / В. А. Скребец // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. — С. 10−12.
  201. В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под. Ред. В.А. Сласте-нина. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -576 с.
  202. В.Г. Физкультурная Россия: маршруты перестройки / В. Г. Смирнов // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 11. — С.5−7.
  203. С.Н. Потребность как экономическая категория / С. Н. Смирнова // Потребности, интересы, стимулы в хозяйственном механизме социального общества: межвузовский сборник. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1983. — С. 10−14.
  204. Е.Е. Педагог глазами учащихся / Е. Е. Соловцова // Профессиональное образование. 2003. — № 4. — С. 22.
  205. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта / Бака М. М. и др. К.: Здоровья, 1983. — 248 с.
  206. М.И. Основной источник активности личности / М. И. Станкин // Специалист. 2003. — № 5. — С. 22−25.
  207. М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 368 с.
  208. М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: пособие для учителя / М. И. Станкин. М.: Просвещение, 1987. — 224 е., ил.
  209. В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В. И. Столяров, И. М. Быховская, Л.И. Лу-бышева // Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 5.-С.11−15.
  210. В.И. Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта / В. И. Столяров. М.: ГЦОЛИФК, 1987. — 34 с.
  211. К.В. Биологические мотивации / К. В. Судаков. М.: Медицина, 1971.-304 с.
  212. К.В. Общая теория функциональных систем / К.В.Судаков- АМН СССР. М.: Медицина, 1984. — 224 с.
  213. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков /
  214. A.Г. Сухарев. М.: Медицина, 1991. — 270 с.
  215. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. /
  216. B.А. Сухомлинский- АПН СССР. -М.: Педагогика, 1981. Т.З. 1981. — 639 с.
  217. В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Киев: Рад. школа, 1988. — 269 с.
  218. .М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
  219. С.Г. Мотивация активного и пассивного отношения моряков к занятиям физической культурой / С. Г. Терещенко // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 1. — С. 37−38.
  220. Терра-Лексикон: ил. энцикл. слов. -М.: ТЕРРА, 1998. 672 с.
  221. Д.Н. Психология деятельности. Импульсивное поведение / Д. Н. Узнадзе // Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  222. Федеральный закон от 29.04.1999 № 80 ФЗ (ред. от 25.10.2006) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 13.01.1999) (с изм. и доп., вступающим в силу с 01.01.2007).
  223. Физическая культура и здоровье: учебник / Под ред. В. В. Пономаревой. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. — 352 с.
  224. Физическая культура и здоровье школьника (Материалы для лекций). -М.: Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, 1974. 48 с.
  225. Физкультура для всей семьи / Сост. Т. В. Козлова, Т. А. Рябухина. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 463 е.: ил.
  226. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М: «Советская энциклопедия», 1983. — 840 с.
  227. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд. СПб.: Алетейя, 2000.-499 с.
  228. А.Ф. Проблемы здоровья и физической подготовленности студентов / А. Ф. Фролов, В. А. Литвинов // Валеология. 2004. — № 1. — С.32−34.
  229. Фрэнкин Роберт Е. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Роберт Е. Фрэнкин. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2003. -651 е.: ил.
  230. В.И. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся / В. И. Харитонов и др. // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 1. — С. 19−23.
  231. В.Н. Проблемы реализации дисциплины «Физическая культура» / В. Н. Хаспеков, В. И. Загоруйко, В. А. Окунь // Специалист. 1999. — № 6. — С. 24.
  232. .К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. -480 с.
  233. С.Н. Подготовка будущего учителя к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук. / С. Н. Чаркин. Барнаул, 2004. — 18 с.
  234. А.В. Медико-биологические аспекты повышения эффективности физического воспитания студентов / А. В. Чоговадзе // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 10. — С.17−18.
  235. А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А. В. Чоговадзе, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С. 8−10.
  236. .Н. Валеология: учебное пособие / Б. Н. Чумаков. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 407 с.
  237. Е.И. Карта наблюдений физического развития студентов / Е. И. Шеенко // Специалист. 2005. — № 1. — С. 15−16.
  238. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. Изд. второе, перераб. и дополненное. — М.: Наука, 1987.-248 с.
  239. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: «Просвещение», 1969. — 317 с.
  240. Alderfer С. Existence, relatedness and growth / C. Alderfer. N.Y.: Free press, 1972,-P.233−234.
  241. Allport G.W. Trait in Motivations Theory / G.W. Allport // Am. Yournal of Oijhopsychiatry. 1953. — V. 23. — № 2. — P. 25−28.
  242. Astrand P.-O. Textbook of Work Physiology: Physiological bases of exercise: Ed. 2. /P.-О. Astrand, K. Rodahl. N.Y.: 1977. -P. 13−23.
  243. Demel M. Zdrowie: stadium teoretyczne // Roczniki naukowe AWF w Wars-zawie / M. Demel. Warszawa, 1979. — Т. XXIV. — S. 23−39.
  244. De Vries H.A. Psychologi of Exercise / H.A. De Vries, T.J. Housh. Madison, 1994. -121 p.
  245. Hall G. Psychology of Motivation / G. Hall. N.Y.: Free Press, 1961. — 239
  246. Malina P. Physical activity and human / P. Malina, J.L. Rarich. New York -London, 1973,-P. 125.
  247. Murrey H.A. Exploration in Personality / H.A. Murrey. N.Y.: Free Press, 1938.-P. 132−135.
  248. Maslow A. H. Motivation and personality / A. H. Maslow. 2 Ed. — New Yorke a.: Harper. Row, 1970. — XXX. 369 p. — Bibliog.: P. 329 — 353. — Ind: P. 355−369.
  249. Maslow A. H. Theory of Human Motivation / A. H. Maslow // Psychological Review. 1943. — Vol. 50. — P. 370−396.
  250. Marschner P. Sport und Lebenspolition der Jugend / P. Marschner // Theorie und Praxis der Korperkultur, 1981. № 6. — P. 410−416.
  251. Nowak S. Fisjologiczny mechanism sterowania postawa ciala i jego rola w fiinkcjonowaniu zdrowego czlowieka / S. Nowak // Zdrowie czlowieka w jego eg-zystencji. Elblag, 2000. -, S. 431−438.
  252. Robinson S. Experimental studies of physical fitness in relation to age / S. Robinson // Z. Arbeitsphysiol. 1938. — Vol. 10. — № 3. — P. 251−324.
  253. Rosenthal E. Computers help restore won executives. Dalla / E. Rosenthal // Forth business. 1983. — № 4. — P. 15−20.
  254. Scholich M. Kreistraining / M. Scholich // Theorie und Praxis der Korperkul-tur. 1965. — № 6. — S. 481−559.
  255. Sheridan Ch. Psychologia zdrowia: wyzwanie dla biomedycznego modelu zdrowia: Przekl. Zang. / Ch. Sheridan, S.A. Radmacher. Warszawa, 1998. -S.122−124.
Заполнить форму текущей работой