Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма управления инновационной деятельностью в региональной социально-экономической системе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и заключается в важности выявленных факторов развития РСЭС в инновационной экономике, систематизации понятийного аппарата и выделении методических инструментов решения проблем развития управления региональной экономикой, формировании перспективных направлений развития РСЭС на основе использования инновационного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение ~
  • Глава 1. Теоретические и методологические основы обеспечения инновационного развития региональных социально-экономических систем
    • 1. 1. Сущность региональной социально-экономической системы в инновационной экономике, ее состав и структура
    • 1. 2. Классификация региональных социально-экономических систем и их особенности в инновационной экономике
    • 1. 3. Факторы, определяющие развитие региональных социально-экономических систем в условиях инновационной экономики
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Оценка перспектив развития региональных социально-экономических систем в инновационной экономике
    • 2. 1. Анализ инновационных факторов развития Оренбургской области как региональной социально-экономической системы
    • 2. 2. Ресурсно-инновационные факторы развития Оренбургской области
    • 2. 3. Анализ возможностей использования зарубежного опыта в развитии региональных социально-экономических систем РФ
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Разработка элементов механизма управления инновационной подсистемой
    • 3. 1. Организационная модель формирования механизма инновационной подсистемой
    • 3. 2. Зоны инновационного развития как фактор развития региона
    • 3. 3. Формирование механизма государственно-частного партнерства в регионе как фактор его развития
  • Выводы по третьей главе

Формирование механизма управления инновационной деятельностью в региональной социально-экономической системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На современном этапе развития общества формирование и становление инновационной экономики регионов России является необходимым условием их устойчивого развития, повышения уровня и качества жизни населения. В связи с этим возникает потребность в разработке и реализации такого типа регионального управления, которое бы адекватно соответствовало рыночным условиям хрзяйствования в связи с переходом от сырьевой модели развития экономики страны к инновационной. Возрастающая необходимость в радикальном обновлении управления регионом обусловливается также быстрыми изменениями как внешней, так и внутренней среды региона и потребностью адаптации к изменившимся условиям развития. Для реализации инновационной модели развития региона необходимо органически объединить такие направления и сферы деятельности, как развитие науки и образования, использование достижений научно-технического прогресса, формирование системы финансирования научных разработок и опытно-конструкторских работ, создание благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса в регионе, реализация программ федерального правительства по развитию региональных инновационных процессов, обновление нормативно-правовой базы регионального управления.

Такой информационно-инновационный комплекс становится ядром формирования высокотехнологичных отраслей и наукоемких услуг, в основе которых лежат инновации. Он может быть создан в результате внедрения нового механизма управления, ориентированного на организацию инновационной деятельности и реализацию инновационных процессов в региональной экономике.

Необходимость формирования и распространения инноваций в региональной социально-экономической системе (РСЭС) обусловлена их практическим применением, позволяющим на уровне региона ускорять и повышать эффективность внедрения новых технологий и изобретенийв сфере управления совершенствовать способы, методы и технологии производства, управления, логистикив сфере образования содействовать раскрытию инновационного потенциала личности и его реализациив сфере культуры оптимизировать соотношение между традициями и обновлением, различными типами и видами культурв сфере маркетинга использовать новые методы продвижения товаров и услуг на рынке.

Для реализации этих направлений необходим новый подход к управлению РСЭС, базирующийся на инновационном варианте развития экономики. -Такой подход предполагает формирование эффективного механизма управления инновационной подсистемой, как неотъемлемой части РСЭС.

Все вышеизложенное подтверждает необходимость, значимость и своевременность проведенного исследования.

Степень разработанности проблемы. Определенный вклад в научную разработку отдельных региональных, управленческих, экономических аспектов развития РСЭС внесли отечественные и зарубежные ученые.

Теоретическую осТюву настоящей диссертационной работы составили результаты исследований в области региональной экономики российских ученых, как В. В. Кистанов, Н. В. Копылов, Т. Г. Морозова, А. И. Татаркин. В своих работах они рассматривали теоретико-методологические основы и подходы к исследованию процесса функционирования и развития РСЭС, анализировали основные тенденции формирования конкурентных преимуществ региональных систем.

Теоретические проблемы исследования социально-экономических факторов и выявления резервов устойчивого социально-экономического развития регионов, а также экономических механизмов их реализации представлены в работах A.B. Бузгалина, А. Г. Гранберга, С. Ю. Глазьева, JI.C. Зеленцовой, Д. С. Львова, Б. П. Плышевского, В. ВРадаева, А'.Ю. Швецова.

Обоснование факторов развития регионов представлено в работах H.H. Баранского, Т. М. Калашниковой, Б. Т. Рябушкина. Роль и возрастание значимости нематериальных факторов и управленческих решений в экономике и обществе исследовал K. J1. Астапов.

К числу основных факторов развития РСЭС относятся факторы инновационного развития. Сущность инноваций и инновационных процессов, факторы и источники их появления рассматриваются в трудах Н. Д. Кондратьева, Б. Санто, Э. Тоффлера, Й. А. Шумпетера, современных отечественных экономистов Н. В. Бекетова, В. П. Гореглянда, Б. Н. Кузыка, Ю. В. Яковца.

Особое внимание заслуживает изучение работ, посвященных проблемам развития, среди которых следует выделить исследования P.M. Нуреева, связывавшего «развитие» с доминированием факторов производства как капитал, природные ресурсы, труд. Д. А. Лукьяненко акцентировал внимание на циклическом характере развития региона, связи с прогрессом и ростом, эволюцией и экспансией.

Проблемы управления региональной экономикой, теоретические и практические аспекты регионального развития, в том числе неравномерность развития отдельных регионов, особенность региональных процессов, вопросы оценки и использования региональных ресурсов, были исследованы в работах таких ученых, как A. JL Гапоненко, Б. Л. Лавровский, М. Г. Лапаева, В. Н. Лексин, В. Леонтьев, H.H. Некрасов, Ф. Перу.

Теоретические основы повышения^ эффективности инвестиционной деятельностью и государственных инструментов управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях социально-экономических систем, включая инвестиционную привлекательность региона и определение приоритетных направлений инвестиций, изложены в трудах известных российских и зарубежных исследователей: Т. Н. Агаповой, Т. А. Дадиной, С. А. Ильиной, Дж. М. Кейнса, П. Массе, М. М. Шумиловой.

Вместе с тем, неизученными остались проблемы, связанные с функционированием и развитием инновационной подсистемы в составе структурных элементов РСЭС, а также проблемы формирования и использования эффективного механизма управления инновационной деятельностью в регионе.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании теоретико-методологических и методических подходов к формированию механизма управленияинновационной деятельностью в региональной социально-экономической системе.

Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих теоретических и практических задач:

— дополнить основные концептуальные возможности перехода регионов на инновационный путь развития, теоретически обосновать необходимость формирования инновационной подсистемы в региональной социально-экономической системе (РСЭС) — определить структурные элементы механизма управления инновационной деятельностью в РСЭС;

— проанализировать факторы инновационного развития региона (на примере Оренбургской области) — выявить негативные тенденции и определить направления реформирования инновационной деятельности в регионе;

— представить организационную модель взаимодействия различных управленческих структур как элемент механизма управления инновационной подсистемой РСЭС;

— разработать алгоритм формирования зон инновационного развития (ЗИР) в регионе как элемент инновационной инфраструктуры;

— обосновать методику оценки влияния инновационной деятельности на г социально-экономическое развитие региона.

Объектом исследования является региональная социально-экономическая система — Оренбургская область.

Предметом исследования выступают элементы механизма управления инновационной деятельностью региональной социально-экономической системы в инновационной экономике.

Область исследования. Работа выполнена в рамках п.п. 5.15. «Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности политики на различных уровнях территориальной организации (национальном, в крупных экономических районах, субъектах федерации, муниципальном)" — п.п. 4.1. Развитие теоретических основ, методологических положенийсовершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах» специальности 08.00.05. — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика, управление инновациями и инвестиционной деятельностью Паспортов специальностей ВАК (экономические науки).

Теоретико-методологической базой диссертационной работы явились фундаментальные концептуальные исследования социально-экономического развития региона и важных его составляющих — инноваций, инновационного подхода, инновационной экономики, инновационной подсистемы, инновационной деятельности, а также исследования в области региональной экономики, управления региональной социально-экономической системой, экономико-математических методов моделирования и прогнозирования, представленные в отечественной и зарубежной научной литературе.

Обоснование основных положений работы, касающихся предлагаемых механизмов, моделей и методик, осуществлялось с использованием традиционных методов дедукции и индукции, структурно-функционального анализа, абстрактно-логических суждений и оценок, системного и комплексного подходов, а также последующего прогностического синтеза полученной информации. Эмпирическая часть работы основана на методах экономико-статистического сбора и обработки информации, экстраполяционного проецирования.

Информационной базой исследования послужили официальные данные статистических органов, справочные и статистические материалы по социально-экономическим показателям регионов Россиинормативно-правовые акты Российской Федерации, в том числе Оренбургской областиправительственные программы развития-отраслей и регионовматериалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференцийматериалы монографий, публикации аналитических данных отечественных и зарубежных ученых по экономическим наукам, представленные в печатных изданияхинформационные ресурсы, в том числе и сети Интернет, результаты собственных исследований.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Обоснована необходимость формирования инновационной подсистемы в системе социально-экономического развития региона: уточнено понятие «инновационная экономика» как целевое направление развития региона в условиях перехода от сырьевой к инновационной модели его развитиявыявлены факторы развития региональной социально-экономической системы (РСЭС) — расширен их состав, за счет введения инновационных составляющихопределена роль и место инновационной подсистемы в РСЭ-Ссформирован механизм управления ее функционированием и развитием.

2. Выявлены негативные тенденции, препятствующие инновационной деятельности в регионе. К ним относятся отсутствие единой стратегии и экономического обеспеченияотсутствие соответствующей современной нормативно-законодательной базыслабые взаимосвязи и взаимодействия между основными участникаминизкая мотивация этих участниковнеразвитость специфических субъектов.

3. Разработана организационная модель взаимодействия различных управленческих структур региона, являющаяся структурным элементом механизма управления инновационной подсистемой РСЭС. Особенностью представленной модели является согласованность и взаимосвязанность всех ветвей и уровней власти для обеспечения системности механизма инновационного развития посредством интеграции предпринимательства, науки, отраслей региональной экономики. С помощью данной модели формируется инновационная инфраструктура региона как необходимое условие, обеспечивающее сбалансированное инновационное развитие и создание сети инновационного предпринимательства.

4. Разработан алгоритм формирования зон инновационного развития (ЗИР) в регионе. Выделены общие критерии оценки степени их развития: планируемый объем инвестиций на зональное развитиеобъемы и доли расходов бюджета регионапредполагаемые показатели развития инфраструктур ЗИРстепень обоснованности предлагаемых технологий по сравнению с зарубежными аналогами. Выявлены основные факторы функционирования ЗИР, позволяющие сформировать их рациональный комплекс в регионе: эффективность использования финансовых ресурсовэффективность решения социально-экономических проблем регионаобеспечение увеличения доли занятого населениястепень развития инженерной инфраструктуры.

5. Предложена методика оценки влияния инновационной деятельности на социально-экономическое развитие региона, реализуемая на следующих этапах: формирование информационной базы данных, обоснование системы показателей оценки инновационной деятельности, выбор стратегии инновационной деятельности, реализация стратегии и мониторинг полученных результатов. Особенностью методики является предлагаемый вариант использования трех групп показателей для оценки инновационной деятельности региона: общих экономических показателей развития, показателей оценки активности субъектов экономики в сфере инновационной деятельности и показателей оценки состояния науки.

Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и заключается в важности выявленных факторов развития РСЭС в инновационной экономике, систематизации понятийного аппарата и выделении методических инструментов решения проблем развития управления региональной экономикой, формировании перспективных направлений развития РСЭС на основе использования инновационного подхода. Предложенный механизм управления инновационной деятельностью в регионе расширяет и дополняет существующие научно-методические разработки в области региональной экономики и управления. Использование результатов теоретической части работы способствует формированию представления о развитии РСЭС и существе инновационной деятельности в условиях социально-ориентированного рыночного взаимодействия.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации ориентированы на широкое использование в РСЭС. Предложенные практические рекомендации по формированию инновационной подсистемы в РСЭС, включают методику оценки влияния инновационной деятельности на социально-экономическое развитие региона, базирующуюся на использовании трех групп показателей: общих экономических показателей развития, показателей оценки активности субъектов экономики в сфере инновационной деятельности и показателей оценки состояния науки в регионеразработанный алгоритм формирования зон инновационного развития в регионе, критерии оценки степени их развития, а также характеристику факторов, обеспечивающих их функционированиемеханизм управления инновационной деятельностью, состоящий из следующих элементов, как система прогнозирования, планирования и программирования инновационного развитияприоритеты технического развитияпрактические технологииспособы и методы их реализациисреду генерации знанийфинансовое обеспечение организацийорганизационно-правовые нормыинституты использования и защиты прав интеллектуальной собственностиинфраструктуру региональной инновационной системыкадровый потенциал наукифинансовоэкономические инструменты государственного воздействияа также структуру инновационной подсистемы в региональной социально-экономической системе, состоящую из ресурсной, обеспечивающей, организационной, функциональной подсистем с соответствующими элементами. Все вышеперечисленные рекомендации могут быть применены в экономической деятельности различных регионов. Разработанные в диссертации модели найдут применение при осуществлении прикладных разработок.

Отдельные положения работы целесообразно применить в учебном процессе в преподавании общих и специальных курсов по экономике, менеджменту, смежным отраслям и междисциплинарным направлениям, в практическом обучении по использованию инновационного подхода в управлении РСЭС в учебных заведениях высшего и среднего специального профессионального образования по различным специальностям.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на научных конференциях и семинарах, на международных научно-практических конференциях (Оренбург, 2005 г., Саратов, 2008 г., 2009 г., Пенза, 2009 г.), региональных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов (Оренбург, 2005 г., 2006 г., 2007 г.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации 168 страниц основного текста. Работа содержит 27 таблиц, 15 рисунков, 12 приложений.

Список литературы

состоит из 180 наименований. По теме диссертационного исследования опубликовано 2 работы в изданиях, рекомендованных ВАК и 8 работ в других изданиях общим объемом 4,06 п.л.

Выводы по третьей главе.

1. Разработана организационная модель взаимодействия различных управленческих структур региона, являющаяся структурным элементом механизма управления инновационной подсистемой РСЭС. С помощью данной модели формируется инновационная инфраструктура региона, как необходимое условие, обеспечивающее сбалансированное инновационное развитие. Этот элемент механизма управления инновационной подсистемой РСЭС предполагает создание сети инновационного предпринимательства, включающего в себя технопарки, бизнес-инкубаторы, государственно-частное партерство, инновационные центры, бизнес-ангелы, фирмы трансферы-технологий.

2. Разработан алгоритм формирования зон инновационного развития с использованием следующих критериев, характеризующих целесообразность и эффективность их создания: планируемый объем инвестиций на зональное развитиеобъемы и доли расходов бюджета областистепень обоснованности развития предполагаемых технологий по сравнению с зарубежными аналогами.

3. Представлена классификация зон инновационного развития по родовым и видовым признакам и предложено функциональное зонирование территорий на примере Оренбургской области.

4. Предложена методика оценки влияния инновационной деятельности на социально-экономическое развитие региона, включающая следующие этапы: формирование региональной информационной базы данныхформирование системы показателей оценки инновационной деятельности в регионевыбор стратегии инновационной деятельностиреализация стратегии инновационной деятельности региона и мониторинг ее результатов инновационной деятельности региона.

5. Определена сущность научной категории «инновационное развитие» — управляемый процесс, обеспечивающий качественное и количественное изменение параметров региональной социально-экономической системы с целью реализации воспроизводства производства, распределения, обмена и потребления новых товаров, знаний, технологии и их коммерциализации.

6. Предложена модель эффективного управления инновационной деятельностью в регионе на базе создания Регионального центра трансфера технологий (РЦТТ), базой для которого должны стать партнерские взаимоотношения с институтом развития как основными источниками инновационного развития, к которым относятся: фонд науки, инновационный фонд, центр маркетинговых и аналитических исследований, банк развития, инвестиционный фонд, страховые компании.

7. Предложена структура взаимодействия между региональной властью и бизнесом, которая может иметь как прямые, так и обратные связи в области социально-экономического развития региона и осуществляться через обмен ресурсами и участием в разработке совместных программ социально-экономического развития.

8. С учетом результатов 8″ АЮТ-анализа Оренбургской области выделены сильные и слабые стороны государственно-частного партнерства.

9., Установлены ~ основные границы влияния федеральных и региональных органов на принятие управленческих решений по формированию государственно-частного партнерства как направляющего фактора развития региональной социально-экономической системы: бюджетная, экологическая, управленческая, отраслевая, налоговая, социальная, инфраструктурная, предпринимательская, технологическая, институциональная, инвестиционная.

10. Для реализации инновационных проектов в Оренбургской области рекомендована схема государственно-частного партнерства с использованием механйзма закрытого, паевого инвестиционного фонда смешанных инвестиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Инновационная экономика — это экономика, основывающаяся на использовании новых эффективных технологических разработок инновационно-ресурсного потенциала территории и их практического применения. Инновационная экономика является стратегическим целевым ориентиром развития региональных социально-экономических систем в процессе перехода от ресурсно-сырьевой к инновационной модели развития.

Инновационная подсистема — это совокупность взаимосвязанных между собой хозяйственных объектов (предприятий), осуществляющих процесс разработки, создания и реализации инноваций.

Инновационная подсистема является элементом региональной социально-экономической системы и ей присущи свойства самой системы: г устойчивость, безопасность, делимость, гибкость, мобильность, адаптивность, эмерджентность.

В структуре ин новационной подсистемы в региональной социально-экономической выделены следующие подсистемы: ресурсная, обеспечивающая, организационная, функциональная.

Механизм управления инновационной подсистемой включает в себя следующие взаимосвязанные составляющие: организационную модель взаимодействияинфраструктурную составляющую, включающую элементы, способствующие инновационной деятельности: государственно-частное партнерство, бизнес-ангелы, Торгово-промышленная палата, бизнес-инкубаторы, венчурные фондыобеспечивающую подсистемуресурсную подсистемуфункциональную подсистемуорганизационную подсистему.

Выявлены факторы инновационного развития Оренбургской области: стратегические приоритеты развития страны, инвестиционная привлекательность, инновации, инновационное предпринимательство, степень развития малого и среднего бизнеса, имидж региона, использование бенчмаркинга. Совокупность действия этих факторов определяет вектор движения развития РСЭС в инновационной экономике.

Обозначены основные проблемы, препятствующие инновационному развитию региона: отсутствие единой стратегии инновационной деятельностиотсутствие экономического обеспечения инновационной деятельностиотсутствие прогрессивных форм и методов стимулирования инновационного развитиянеразвитость специфических субъектов инновационной деятельности.

В качестве структурного элемента механизма управления предложена организационная модель, особенностью которой является согласованность и взаимосвязанность всех ветвей и уровней власти для обеспечения системности механизма инновационного развития посредством интеграции предпринимательства, науки, отраслей экономики. С помощью данной модели * формируется инновационная инфраструктура региона как необходимое условие, обеспечивающее сбалансированное инновационное развитие. Этот элемент механизма управления инновационной подсистемой Р’СЭС предполагает создание сети инновационного предпринимательства.

Представлена эффективная система управления инновационной деятельностью в РСЭС, в которой процесс управления инновационной деятельностью является основополагающим условием в целях выделения приоритетных направлений и этапов по их реализации: формирование инновационной идеипроведение поисковых и прикладных НИРразработка инновационных проектов, инновационных программформирование единого руководства, централизованного по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспеченияпродвижение инновационных программ посредством организации инновационной деятельности.

Сформирован механизм управления инновационной деятельностью, состоящий из таких элементов, как система прогнозирования, планирования инновационного развитияприоритеты технического развитияпрактические технологии, способы и методы их реализациисреда генерации знанийинфраструктура РСЭСфинансово-экономические инструменты государственного воздействия.

Для оценки влияния инновационной деятельности на социально-экономическое развитие региона разработана методика. Особенностью методики является предлагаемый вариант использование трех групп показателей для оценки инновационной деятельности региона: общих экономических показателей развития, показателей оценки активности субъектов экономики в сфере инновационной деятельности и состояния научной сферы в регионе.

В рамках инфраструктурной составляющей механизма управления, предложен алгоритм формирования зон инновационного развития (ЗИР) в регионе. Выделены общие критерии развития: объем инвестиций на зональное развитиеобъемы и доли расходов бюджета регионапредполагаемые показатели развития инженерной, транспортной, инновационной, социальной инфраструктур ЗИР и факторы, обеспечивающие функционирование ЗИР.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (в ред. от 23.07.2008) // Рос. газ. 2008. — 27 июля.
  2. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 9 сент. 1999 г. № 1024 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 39. — Ст. 4626.
  3. Об инновационной деятельности в Оренбургской области: закон Оренбургской области от 27 июля 1998 г. № 87/14−03 // Южный Урал. -1998. 8 сент.
  4. , JI. И. Диалектика социалистической экономики / Л. И. Абалкин. -М.: Мысль, 1981. -351 с.
  5. , Э. Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь / Э. Б. Алаев. М.: Мысль, 1983. — 350 с.
  6. , А. И. Наука-техника-экономика / А. И. Анчишкин. -2-е изд. М.: Экономика, 1989. — 383 с.
  7. , К. Л. Особенности развития экономических систем в современных условиях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2005. -№ 4.-С. 68−85.
  8. , В. Р. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития / В. Р. Атоян, Г. И. Жиц. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003.- 195 с.
  9. , Л. Г. Оргнизационно-институциональное развитие системы стратегического управления экономикой региона в условиях модернизации: монография / Л. Г. Ахтариева. М.: МАКС Пресс, 2009. -396 с.
  10. , С. С. Экономика республик РФ. Кризис и трасформационные процессы в 80−90 гг. XX века: монография / С. С. Бадман.- Элиста: Джангар, 200 Г. 240 с.
  11. , Н. Н. Избранные труды: Становление советской экономической географии / Н. Н. Баранский — ред. кол.: В. А. Анучин и др.- М.: Мысль, 1980. 287 с.
  12. , Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. -М.: Начала-пресс, 1993. С. 32.
  13. , Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. М.: Academia, 1999. -956 с.
  14. , Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследование по общей теории систем: сборник. М.: Прогресс, 1969. — С 23−82.
  15. , В. С. Региональная экономика / В. С. Бильчак, Р. Ф. Захаров. Калининград: Янтар. сказ, 1998. — 314 с.
  16. , Ж.П. Изменение основополагающих производственных и общественных парадигм. Трансформация общественного сектора в Европе (опыт стран ЕС): доклад. — М.: Рос. — Европ. Центр экон. политики, 2004. 62 с.
  17. , А. А. Всеобщая организация науки (тектология). В 3 ч. -М.: Книга, 1925.
  18. , И. В. Инновационное развитие как основное направление преодоления дотационности региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 9. — С. 48−53.
  19. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 5-изд. Доп. И перераб. — М.: Институт новой экономики, 2004. — 1376 с.
  20. Бор, M. 3. Основы планирования народного хозяйства СССР / М. З. Бор.-М.: Экономика, 1971.-231 с.
  21. , Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV XVIII вв. В 3 т. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель- пер. с фр. JI. Е. Куббеля. — М.: Прогресс, 1986. — 622 с.
  22. , И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. № 6. — С. 82- 98.
  23. , Л. СЭЗ: мифы и действительность // Биржевые ведомости. 2000. — № 1−2. — С. 8.
  24. , А. Теория размещения промышленности / А. Вебер. М.: Мир, 1982.- 160 с.
  25. , В. И. Избранные труды по истории науки / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1981. -359 с.
  26. , Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. М.: Наука, 1983. — 343 с.
  27. Всемирная история экономической мысли. — М.: Мысль. 1987.1. Т.З.
  28. , А. И. Региональная экономика и управление : учеб. пособие для вузов / А. И. Гаврилов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с.
  29. , Ю. Межрегиональные различия в научно-инновационном потенциале Российской Федерации / Ю. Гаджиев, В. Акопов, М. Стыров // Общество и экономика. 2009. -№ 2. — С. 156−179.
  30. , А. Л. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления / А. Л. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 16 с.
  31. , А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город // Регион. 2004. — № 23. — С. 25- 27.
  32. , А. Л. Управление экономическим развитием / А. Л. Гапоненко. М.: Экономика, 1993. — 324 с.
  33. , Ю. Н. Основы региональной политики / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998. -Ч. 1.-659 с.
  34. , С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С. Ю. Глазьев. М.: ВлаДар, 1993. — 310 с.
  35. , С. Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы центрального регулирования / С. Ю. Глазьев, Д. Львов,.Г. Фетисов. М.: Наука, 1992. — 207 с.
  36. , В. В. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования / В. В. Глущенко, И. И. Глущенко. Железнодорожный:1. V Крылья, 2000.-416 с.
  37. , Е. П. Использование системного анализа в отраслевомпланировании / Е. П. Голубков. -М.: Экономика, 1977. -136 с. 5 44. Гончаров, В. В. Новые прогрессивные формы организации в1 промышленности / В. В. Гончаров. М.: МНИИПУ, 2004. — 176 с.
  38. , В. П. Инновационный путь развития // ЭКО. 2005. -№ 12. — С. 3−8.
  39. , А. П. Территориально-производственная структура промышленности / А. П. Горкин, В. М. Гохман, JI. В. Смирнягин // Известия АН СССР. Сер. геогр. 1976. — № 6. — С. 107−114.
  40. Государственная служба: сб. нормативных документов / сост. В. И. Матирко. -М.: Дело. 215 с.
  41. Государственная служба: учеб. для вузов / под ред. В. Г. Игнатовой. М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2004. — 528 с.
  42. , JI. М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. — № 3. — С. 26.
  43. , А. Г. Межрегиональные сопоставления ВРП в Российской Федерации // Вопросы статистики. 2003. — № 3. — С. 3−17.
  44. , А. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.
  45. , А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики.-2001.-№ 9.- С. 15−27.
  46. , JI.B. Формирование стратегии развития инвестиционного потенциала на основе оценки инвестиционных процессов / JI. В. Давыдова, С. В. Ильминская // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 1(40). — С. 17−27.
  47. , М. Инновационный потенциал в промышленности Украины // Экономист. 1999. — № 10. — С. 26−32.
  48. , Н. И. Теоретические аспекты исследования собственности как основы государственного регулирования развития экономики региона / Н. И. Дорогов, А. Г. Кайгородов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1997. — № 4. — С. 69−88.
  49. , М. В. Метод инновационного позиционирования региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. -№ 5(44) -С. 61−65.
  50. A.A. Методологические подходы к оценке инновационного потенциала и региональной устойчивости // Экономика и управление. 2005. № 1. -С. 4−5.
  51. , JI. С. Механизм развития управления производством: монография. -МГ: ГАУ, 1993 130 с.
  52. , Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода / Н. В. Зубаревич. М.: Эдиториал УРСС 2003. — 264 с.
  53. , А. П. Анализ неравномерности экономического развития регионов России / А. П. Иванов, X. А. Дзауров // Автоматизация и современные технологии. — 2002. — № 11. — С. 5−8.
  54. B. П. Таров, JI. Н. Чайникова, О. И. Летунова. М.: Машиностроение-1, 2007. — 284 с.
  55. Инновационный процесс в странах капитализма / Под ред. И. Е. Рудаковой. М.: МГУ, 1991 С. 10−12.
  56. , Т. А. Инновационная экономика — стратегическое направление развития России в XXI веке / Т. А. Исмаилов, Г. С. Гамидов // Инновации. 2003. — № 1. — С. 12−14.
  57. История экономических учений: современный этап / под ред. А. Г. Худоркормова. М.: Инфра-М, 2002. — 733 с.
  58. Л.О. Системная связанность и приоритеты промышленной политики региона // Экономика и управление. 2009. — № 2.1. C. 23−27.
  59. , Т. М. Экономическое районирование / Т. М. Калашникова. М: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. -216 с.
  60. , М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  61. , Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс. М.: Прогресс, 1978. — 494 с.
  62. , У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / У. Кинг, Д. Клиланд. М.: Прогресс, 1982. — 399 с.
  63. , В. В. Региональная экономика России / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. М.: Финансы и статистика, 2006. — 584 с.
  64. , Г. В. Концептуальные идеи социально-экономического развития • // Материалы V Международной научно-практической конференции «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект / ННГУ, 2005. С. 4519.
  65. C.B. Эволюционное моделирование жизненного цикла инноваций. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. 342.
  66. , H. Н. Теория экономического районирования / H. Н. Колосовский. М.: Мысль, 1969. — 335 с.
  67. , Н. Д. Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны / Н. Д. Кондратьев. — Вологда, 1922. 767 с.
  68. , Н. Д. Проблемы экономической динамики / Н. Д. Кондратьев. М.: Экономика, 1989. — 526 с.82% Конов, В. Г^Экономическая политика региона в аспекте реформ // Экономист. 1997. — № 7−5. — С. 35−42.
  69. , Э. М. Концепция менеджмента: учеб. пособие / Э. М. Короткое. М.: ИНФРА-М, 1997. — 216 с.
  70. , С. В. Анализ инновационного развития территории на базе эволюционного подхода // Инновации. -2004. № 6. — С. 25−26.
  71. , Р. А. Фазовый анализ состояния, инновационного характера и направления развития региональной экономики (теоретические аспекты) / Р. А. Косенков, В. II. Цыганкова // Инновации. 2002. — № 1. -С. 14−16.
  72. , Б. Н. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2005. -624 с.
  73. А. Экономические механизмы: пер. с фр. / общ. ред. Н. И. ХрусталевОй. М. гПрогресс: Универс, 1993. — 192 с.
  74. , Н. И. Смена парадигмы в региональной политике // Регион: экономика и социология. 2004. — № 4. — С. — 22.
  75. , О. Т. Основы менеджмента: учеб. пособие / О. Т. Лебедев, А. Р. Кальковская — под ред. д-ра экон. наук, проф. O.T. Лебедева. Изд. 2-е. доп. — СПб.: МиМ, 1997. — 192с.
  76. , В. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин,
  77. A. Н. Швецов. М.: УРСС, 2003. — 368 с.
  78. , И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. 2004. — № 4. — С. 127.
  79. , П. А. Законы экономической жизни / П. А. Малышев, Ф. 3. Стерликов. -М.: Мысль, 1991. 132 с.
  80. , К. Капитал. Т. 1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Собрание срчинений. Т. 23. -М.: Политиздат, 1960. 907 с.
  81. , А. Принципы экономической науки / А. Маршал. М.: Прогресс, 1993.-Т. 1.-218 с.
  82. , В. В. Модель региона-квазикорпорации /
  83. B. В. Маслаков, К. И. Зубков, В. Ю. Пленкин // Регион: экономика и социология. 2000. — № 2 — С. 17−35. «
  84. П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений / П. Массе. М.: Статистика, 1971. — 495 с.
  85. , Н. М. Механизм влияния международного сотрудничества на инновационное развитие регионов / Н. М. Межевич, А. А. Жабрев // Экономика и управление. — 2007. — № 6. -С. 63−65.
  86. , И. И. Об унификации методологических подходов в государственной политики инновационного развития регионов / И. И. Меламед, А. А. Дягилев // Инновации. 2007. — № 3. — С. 50−52.
  87. , С. В. Опыт стимулирования инновационной деятельности в странах Евросоюза // БИКИ. — 2003. — № 140. С. 8 -16.
  88. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / под ред. В. И. Гурман, Е. В. Рюмина- РАН, Ин-т прогр. систем. М.: Наука, 2001.- 175 с.
  89. , Е. А. Структурная модель инновационной системы // Инновации. 2005. — № 8. — С. 49−54.
  90. Мониторинг и оценка в условиях программно-целевого управления региональным развитием / под общ. ред. И. Е. Никулиной, Й. В Хоменко. Томск: Дельтаплан, 2004. — 326 с.
  91. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития / под ред. А. А. Румянцева. СПб.: Наука, 1996. — 194 с.
  92. , Дж. Мегатренды / Дж. Нейсбит. М.: ACT, 2ГЮЗ.384 с.
  93. , Н. Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы / Н. Н. Некрасов. 2-е изд. — М.: Экономика, 1978. — 568 с.
  94. Немиров, JL А. Управление функционированием и развитием региональной социально-экономической системы / Л. А. Немиров, С. В. Боженко. Кострома, 2000. — 269 с.
  95. , А. И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука и наукознание. 2001. — № 2. — С. 54—65.
  96. В.В. Определение и классификация инновационных систем // Инновации. 2004. № 9. — С. 5−6
  97. Областной статистический ежегодник: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2007. — 500 с. ^
  98. , А. Социальная политика: пути достижения эффективности // ПОЛИС Политические исследования. — 1998. — № 5. -С. 139−144.
  99. , А. М. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики / А. М. Омаров. -М.: Мысль, 1980. 272 с.
  100. , Е. В. Государственная служба: учеб.- метод, пособие для вузов / Е. В. Осиночкина, И. Ю. Серяева. Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. — 68 с.
  101. Оренбург Электронный ресурс.: информационный портал города [офиц. сайт администрации г. Оренбурга]. Оренбург, [б.г.]. — Режимдоступа: http://www.admin.orenburg.ru/index.htm. Дата обращения 19.02.2010.
  102. , И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы / И. В. Пилипенко. Смоленск: Ойкумена, 2005. — 496 с.
  103. , К. И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практика / К. И. Плетнев. М.: Эдиториал УРСС, 1998. — 216 с.
  104. , Б. П. Факторы развития российской экономики на этапе послекризисного восстановления // ТЕИС. — 2004. — С. 167−176
  105. , Г. Б. Анализ территориальных бюджетов // Финансовый бизнес. 1998. -№ 11−12. — С. 24−27.
  106. , Р. А. Антикризисное управление / Р. А. Попов. М: Высш. шк, 2003.-429 с.
  107. , М. Э. Конкуренция: пер с англ. / М. Э. Портер. М.: Вильяме, 2006. — 608 с.
  108. Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. -13 ноября (№ 214).-С. 3−5.
  109. Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федерал № 3. — С. 315.
  110. , Т. Теория катастроф и ее приложения / Т. Постом, Й. Стюарт. М.: Мир, 1980.- 607 с.
  111. , Д. И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме / Д. И. Правдин. М.: Мысль, 1979.- 107 с.
  112. , Д. С. Путь в XXI в.: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Д. С. Львов. М.: Экономика, 1999. -792 с.
  113. , А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник / А. И. Радченко. Ростов н/Д.: Ростиздат, 1997.-448 с.
  114. Размещение производительных сил / В. В Кистанов, Н. В. Копылов, Н. С. Кистанова и др. М.: Экономика, 1994. — 588 с.
  115. , Б. А. Современный экономический словдрь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. М.: ИНФРА-М, 1999. — 476 с.
  116. Региональная экономика: учеб. пособие / под ред. М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2003. — 463 с.
  117. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / рук.-авт. коллектива и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 2000. -435 с. — '
  118. РосОЭЗ. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами Электронный ресурс.: [официальный сайт]. — М., 2007. Режим доступа: http: //www. rosoez .ru. — Дата обращения 18.02.2010.
  119. Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Электронный ресурс.: официальный сайт. -Н. Новгород, 2007. Режим доступа: http://www.pfo.ru/. — Дата обращения 19.02.2010.
  120. Роль инноваций в развитии мировой экономики / Е. Ясен, М. Снегова. // Вопросы экономики 2009 № 9. С. 15−31
  121. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения / В. Н. Лексин, Е. Андреева Е. и др. // Российский экономический журнал. -1993 № 9.-С. 50−63.
  122. Регионы России: стат. сб. / Госкомстат РФ. — М.: Госкомстат, 2009.-432 с.
  123. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт. 2006.-№ 44. — С. 10- 121.
  124. , Д. М. Бизнес и менеджмент: терминологический словарь / Д. М. Розенберг. М.: ИНФРА-М, 1997 — 464 с.
  125. Россия 2015: оптимистический сценарий / под ред. Л. И. Абалкина. — М.: ММВБ, 1999. — 416 с.
  126. , И. М. Регион и его роль в создании единого экономического пространства // Экономическая наука в современной России. 2003. — № 3. — С. 73−85.
  127. , Б. Т. Экономические факторы роста общественной производительности труда. Соревнование двух систем / Б. Т. Рябушкин. М.: Наука, 1986. — 360 с.
  128. , В. О. О законодательной базе свободных экономических зон в России // Бизнес. 1996. — № 7. — С.
  129. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Г. В. Савицкая. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Новое знание, 2001.-704 с. ^
  130. , Л. В. Интеллектуальная система как основа занятости инновационного типа // Инновации. 2006. — № 3. — С. 62−69.
  131. , Б. Инновации как средство экономического развития: пер с венг. / Б. Санто — под ред. Б. В. Сазонова. М.: Прогресс, 1990 — 296 с.
  132. , А. 3. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А. 3. Селезнев. М.: Юрист, 1999. — 384 с.
  133. , Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Российский экономический журнал. 1995. — № 11. — С. 34−44.
  134. , Н. Организация свободных экономических зон (СЭЗ) в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив // Информационно-аналитические материалы / Центр, банк РФ. М.: Банк России, 1996. — Вып. 3. — С. 5−94.
  135. , Н. Свободные экономические зоны: мировой опыт и Российские перспективы / Н. Смородинская, А. Капустин // Вопросы экономики. 1994. -№ 12. — С. 126−140.
  136. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Проханова. 4-е изд. -М.: Сов. энцикл., 1987. — 1599 с.
  137. , Н. Как России реализовать экономический потенциал // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 4. — С. 32−35.
  138. , А. И. Формирование инновационных территорий в контексте проблем технологической модернизации экономики /
  139. A. И. Татаркин, А. Ф. Суховей // Инновации. 2005. — № 7. — С. 26−30.
  140. Теоретические основы управления инновационным развихием в регионах разного типа / под ред. А. А. Румянцева / РАН, Ин-т проблем регион, экономики. — СПб., 2004. 51 с.
  141. Территориально-производственные комплексы: предплановые исследования / под ред. М. К. Бандмана. // Новосибирск: Наука, 1988. 211 с.
  142. , С. А. Инновационное направление регионального развития / С. А. Тихомиров // Инновации. 2005. — № 7. -С. 31−36.
  143. , Ю. А. Право и социальное управление в развитом социальном обществе: лекция / Ю. А. Тихомиров. М: Мысль, 1978. — 64 с.
  144. , В. Н- Из области теоретической топономастики // Вопросы языкознания. 1962. — № 6. — С. 3−12.
  145. , Э. Третья волна: пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2004.-781 с.
  146. , А. А. Формирование системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов региона // Экономика и управление. 2008. — № 2 (34). — С. 83−90.
  147. , В. С. Системный анализ в управлении экономикой /
  148. B. С. Тюхтин. -М.: Экономика, 1975. 191 с.
  149. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин- под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001. — 176 е.: ил.
  150. Уровень инновационности общественного развития (методологические аспекты) / В. Г. Садков, П. Н. Машеговолаевич, Е. А. Збинякова, Т. Н. Карпухина // Инновации. 2002. — № 9. — С. 101−102.
  151. Устойчивое развитие регионов и глобализация / Р. Т. Абдрашитов, И. В. Влацкая, А. П. Гузенко, А. Ю. Евдокимов. -Оренбург: Димур, 2002. 139 с.
  152. , А. С. Экономическое развитие: цивилизованный подход / А. С. Филиппенко. М.: Экономика, 2002. — 260 с.
  153. , А. Теоретико-методологические подходы к разработке инновационной политики // Российский экономический журнал. 1992. -№ 32.-С. 97−111.
  154. , Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологи^еской революции / Ф. Фукуяма — пер. с англ. М. Б. Левина. — М.: ACT: Люкс, 2004. 343 с.
  155. , Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. — М.: Начала-пресс, 1993. — С. 41−55.
  156. , M. Д. Региональная организация общества / М. Д. Шарыгин. Перм: Изд-во Перм. ун-та, 1992. — 89 с.
  157. , А. М. Диагностика и факторы социально-экономического развития регионов // Экономический анализ: теория и практика. 2005. — № 2. — С. 42−49.
  158. , Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / И. А. Шумпетер. — M: Эксмо, 2007. 133 с.
  159. Экономика переходного периода: учеб. пособие / под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1995. — 410 с.
  160. Экономика региона на пути к стабилизации / под ред. чл.-кор. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2002. -444 с.
  161. Экономика XXI века как переходная. Очерки теории и методологии / под ред. проф. А. В. Бузгалина. М.: Слово, 2002. — 296 с.
  162. Экономическая теория: учебник / под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: Инфра-М, 2003. — 713 с.
  163. , Ю. В. Прогноз инновационного развития на период до 2050 года с учетом мировых тенденций / Ю. В. Яковец, Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин // Инновации. 2005. — № 2. — С. 19−28. — Продолж. Начало в № 1.
  164. , Ю. В. Эпохальные инновации XXI века / Ю. В. Яковец. -М.: Экономика, 2004. 444 с.
  165. , Я. Эпоха инноваций: пер. с англ. / Я. Янсен. ^ М.: ИНФРА-М, 2002. 308 с. — (Менеджмент для лидера).
  166. Lacoste, Y. Dictionnaire de geopolitique / Y. Lacoste. Paris: Flammarion, 1995. — 1699 p.
  167. Mensch, G. Changing Capital Values and the Prosperity to Innovate / G. Mensch, C. Continho, K. Kaasch // Futures. 1981. — N 4. — P. 28.
Заполнить форму текущей работой