Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Валовой муниципальный продукт в управлении муниципальной экономикой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованы дифференцированные по кластерам направления и меры экономической политики региональных властей в отношении муниципальных районов. В высокоразвитом кластере властям целесообразно проводить политику невмешательства и содействовать созданию инвестиционного фонда для будущей диверсификации экономики муниципального образования. В развитом кластере политика невмешательства обоснована… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОДУКТА
    • 1. 1. Эволюция системы региональных счетов и валовой муниципальный продукт
    • 1. 2. Методологические подходы к оценке валового муниципального продукта
    • 1. 3. Методика расчета валового муниципального продукта
  • ГЛАВА II. МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ СОВОКУПНОГО ВАЛОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОДУКТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
    • 2. 1. Роль валового муниципального продукта в анализе экономического развития муниципальных образований
    • 2. 2. Динамика и территориально-отраслевая структура совокупного валового муниципального продукта
    • 2. 3. Дифференциация муниципальных образований по уровню валового муниципального продукта
  • ГЛАВА III. КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
    • 3. 1. Основные факторы роста валового муниципального продукта
    • 3. 2. Основные направления регулирования муниципальной экономики
    • 3. 3. Разработка Программы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Республики Коми

Валовой муниципальный продукт в управлении муниципальной экономикой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из основных методических проблем, с которой сталкиваются научные исследования в экономике, являются трудности в работе с первичными данными. В частности, во многих случаях статистические данные, отражающие экономическую деятельность на макрои мезоуровне, оказываются несопоставимыми с данными, которые отражают экономическую деятельность на микроуровне. В других случаях статистические данные, которые теоретически являются сопоставимыми, подвергаются математической обработке только на макроуровне, так как методики обработки данных для микроуровня отсутствуют. Как следствие, возникают логические разрывы между информацией о разных экономических уровнях. Это серьезно затрудняет как теоретический анализ, так и анализ, необходимый для практического управления.

Решить эту методическую проблему можно посредством достраивания системы национальных счетов (СНС) «вниз по вертикали». С этой целью помимо разработки национальных и субнациональных (региональных) счетов представляется необходимым также регулярно осуществлять разработку субрегиональных (муниципальных) счетов. Иными словами, в научно-исследовательскую и управленческую практику целесообразно ввести расчет не только валового внутреннего продукта (ВВП) и валового регионального продукта (ВРП), но также и расчет валового муниципального продукта (ВМП).

В последние годы потребность в такого рода расчетах и их результатах объективно растет. Для центральных органов власти заинтересованность в них обусловлена необходимостью проведения межрегионального анализа и более глубокой проработки региональной экономической политики, более глубокого понимания процессов, протекающих в экономике каждого муниципального образования, для межтерриториальных сопоставлений, выявления диспропорций в территориальной структуре экономики и определения налогового потенциала. Для муниципальных образований расчет ВМП и его структуры нужен для целей мониторинга и оперативного управления.

Однако полноценной методики, которая позволяла бы проводить детализированный расчет ВМП и его структуры на уровне муниципальных районов, пока не существует.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования определяется необходимостью методического совершенствования системы национальных счетов, имеющего целью полноценное согласование данных на макро-, мезои микроэкономических уровнях. Кроме того, работоспособная методика расчета ВМП и его структуры позволит повысить обоснованность решений, принимаемых в целях социально-экономического развития территорий.

Степень разработанности проблемы. Проблема национальных, субнациональных счетов в управлении экономикой территории хорошо изучена зарубежной и отечественной экономической наукой.

Теоретико-методологическим вопросам системы национальных счетов в экономической науке посвящены широко известные работы К. Алмона,.

A. Боули, Дж. Кейнса, Ф. Кенэ, Г. Кинга, К. Кларка, С. Кузнеца,.

B. Леонтьева, А. Маршалла, В. Петти, П. Студенского, Дж. Стэмпа,.

A. Суринова, Р. Фриша, 10. Яременко и др.

Во внедрение в практику экономического анализа методов и подходов, основанных на применении системы национальных и субнациональных счетов, большой вклад внесли зарубежные исследователи Н. Айдинов, О. Аукруст, М. Гильберт, К. Грюзон, Э. Денисон, 3. Кеннеши, Дж. Кендрик,.

B. Крелле, Ж. Маршал, А. Мэдисон, Ф. Перру, Н. Раглз, Р. Стоун, П. Хилл, и отечественные — А. Гранберг, И. Елисеева, Ю. Зайцева, 10. Иванов, Н. Кремлев, Г. Кулагина, И. Масакова, Н. Михеева, Б. Плышевский,.

А. Пономаренко, С. Пошнагов, Б. Рябушкин, А. Саяпова, Л. Стрижкова, А. Татаринов, М. Узяков, А. Широв и др.

Прикладные исследования с использованием региональных и субрегиональных счетов проводились В. Акоповым, Ю. Гаджиевым, М. Кремлевым, В. Лаженцевым, В. Макаровым, П. Минакиром, В. Селиным, А. Силиным, А. Татаркиным, А. Шеломенцевым и др.

Однако среди большого количества исследований, посвященных изучению вопросов системы национальных счетов и субнациональных счетов, крайне мало работ, связанных с разработкой субрегиональных счетов. Что касается их ключевого элемента — ВМП, то работы, посвященные методике его расчета, практически отсутствуют.

Цель и задачи исследования

Целыо работы является разработка методики расчета величины и структуры ВМП, а также научное обоснование использования этих расчетов в практике управления социально-экономическим развитием на региональном и муниципальном уровнях.

В соответствии с поставленной целыо определены следующие задачи исследования:

— проанализировать эволюцию зарубежных и отечественных концепций СНС и раскрыть содержание показателя ВМП;

— изучить методологические подходы к расчету, выявить методические проблемы, связанные с поиском и обработкой первичных данныхразработать научно обоснованную методику исчисления ВМП;

— показать место и роль ВМП в управлении экономическим развитием региона и муниципальных образованийвыявить особенности динамики ВМП, его отраслевой и институционально-секторальной структуры, а также различных по уровню экономического развития территорий на примере Республики Коми.

Объектом исследования выступает система субрегиональных счетов в муниципальной экономике.

Предметом исследования являются методологические и методические подходы к анализу и расчету ВМП муниципальных образований (на примере Республики Коми).

Теоретической и методологической основой исследования послужили зарубежные и отечественные исследования национального, регионального и муниципального роста и развитиятеория и практика составления системы национальных счетов и субнациональных счетовразработки специальных статистических подразделений международных организаций, в частности, работы по унификации и стандартизации счетов ООН.

Методологическую основу диссертации образуют общенаучные методы системного подхода, исторического и сравнительного анализа, экспертных оценок, а также специальные методы экономического, статистического и ситуационного анализа, математической статистики и эконометрики, в частности, методы иерархического кластерного анализа.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики и ведомственной статистики, информация международных статистических организаций, нормативно-справочные документы, публикации в отечественных и зарубежных изданиях и на официальных сайтах в сети Интернет.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— методологически обоснована необходимость и целесообразность развития системы национальных счетов путем ее достройки подсистемой субрегиональных (муниципальных) счетов в дополнение к существующей подсистеме субнациональных (региональных) счетов;

— впервые разработана методика исчисления ВМП, в которой наряду с производственным методом более широко используются элементы распределительного метода, метода образования доходов и метода косвенных оценок, что позволяет измерить валовую добавленную стоимость, созданную непосредственно на территории муниципального образования, а не традиционным путем по месту нахождения головной организации;

— проведены расчеты величины и структуры ВМП муниципальных районов на примере Республики Коми на основе указанной авторской методики и выявлены четыре устойчивые группы (кластеры) муниципальных образований, ранжированных по уровню ВМП: высокоразвитая, развитая, среднеразвитая и слаборазвитая;

— обоснованы дифференцированные по кластерам направления и меры экономической политики региональных властей в отношении муниципальных районов. В высокоразвитом кластере властям целесообразно проводить политику невмешательства и содействовать созданию инвестиционного фонда для будущей диверсификации экономики муниципального образования. В развитом кластере политика невмешательства обоснована в отношении сырьевых отраслей при активном стимулировании развития обрабатывающих отраслей. В среднеразвитом кластере эффективной является дифференцированная политика региональных властей, в частности, активное участие в решении проблем моногородов и финансовая поддержка сельскохозяйственного производства. В слаборазвитом кластере должны быть созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций, для ускоренного развития малого и среднего бизнеса промышленного профиля, а также сельскохозяйственных предприятий.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в методологическом обосновании развития системы национальных счетов путем ее дополнения подсистемой субрегиональных (муниципальных) счетов и разработке методических подходов к расчету величины и структуры ВМП, а также направлений дифференцированного регулирования экономики муниципальных образований.

Практическая значимость работы. Методика расчета ВМП может быть использована при разработке целевых программ, концепций и стратегий развития отдельных муниципалитетов и регионов, а также при подготовке учебных курсов «Система национального счетоводства», «Региональное воспроизводство и национальное богатство» и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: «Стратегия развития северных регионов России» (Архангельск, 2003), «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (Сыктывкар, 2003, 2006), «Социально-экономические, демографические и исторические исследования в Республике Коми» (Сыктывкар, 2004), «Становление и развитие статистической науки и практики» (Сыктывкар, 2005), «Академическая наука и ее роль в развитии производительных сил в северных регионах России» (Архангельск, 2006), «Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем» (Уфа, 2008), «Статистика и общество: история, современность, развитие» (Уфа, 2010), «Модернизация и инновационное развитие экономики регионов Севера России: экономические и социальные проблемы» (Якутск, 2011), «Управление социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации» (Сыктывкар, 2011), «Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера» (Сыктывкар, 2012).

По теме диссертации опубликованы 24 печатные работы общим объемом 11 п.л., в том числе 5 работ в журналах, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ для публикаций результатов научных исследований.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 141.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование управления муниципальной экономикой Республики Коми на основе валового муниципального продукта позволило сформулировать следующие основные выводы и рекомендации:

1. Муниципальная экономика — это совокупность всех видов экономической деятельности в формах государственной, частной, смешанной собственности, функционирующих в пределах муниципального образования.

2. Валовой муниципальный продукт — это стоимость всех товаров и услуг, созданных на экономической территории муниципального образования региона за тот или иной период единицами-резидентами за вычетом промежуточного потребления. На уровне предприятия, сектора, отрасли экономики низовой территории региона показателю ВМП соответствует показатель «валовая добавленная стоимость», характеризующая конечный результат производственной деятельности.

3. В управлении развитием муниципальной экономики необходимо использовать показатель ВМП, который отражает совокупную вновь созданную добавленную стоимость всех видов экономической деятельности муниципалитета. Преимущества данного показателя заключаются в том, что он очищен от промежуточного потребления, т. е. выражает чистую, вновь созданную стоимость муниципальной экономики и удобен для межтерриториальных и межотраслевых сопоставлений. Недостатком его является то, что он исчисляется с двухлетним запаздыванием и в нем не отражаются некоторые виды экономической деятельности, отражаемые на региональном уровне.

4. Расчет валового муниципального продукта необходимо производить с использованием того же метода, что и при расчетах ВРПпроизводственного, но при этом также и более широкого применения распределительного метода, метода образования доходов и метода косвенных оценок с помощью которых можно достоверно определять вновь созданную стоимость муниципальной экономики.

5. Анализ динамики совокупного ВМП за 2005;2010 гг. показал: -неустойчивость динамики совокупного ВМПв ней выделяются период устойчивого роста, обусловленный благоприятными изменениями внешней и внутренней экономической конъюнктурыпериод спада, вызванный последствиями мирового финансово-экономического кризиса, в частности, сокращением внутреннего и внешнего спросапериод восстановления, связанный с положительной динамикой экспорта энергоносителей, инвестиций в основной капитал и внутреннего потребления товаров и услуг;

— высокие темпы прироста ВМП г. Печоры, г. Усинска, Сыктывдинского и Княжпогостского районов благодаря предприятиям обрабатывающих и добывающих производств;

— отрицательные темпы прироста ВМП Усть-Куломского, Троицко-Печорского, Прилузского и Когородского районов, связанные с убыточностью предприятий сельского и лесного хозяйства;

— наибольший вклад в прирост ВМП городов Усинска, Ухты, Печоры и Сыктывкара, что обеспечено в основном за счет объемов добычи нефти и производства целлюлозно-бумажной продукции.

6. Подавляющая часть совокупного ВМП республики производится в шести городах республики — Усинске, Сыктывкаре, Ухте, Воркуте, Печоре и Сосногорске, что связано с характерной специализацией экономик этих городов на добывающих и частично перерабатывающих отраслях и благоприятными внешними факторами — девальвацией курса рубля относительно иностранных валют и благоприятной конъюнктурой мирового рынка энергоносителей.

7. Институциональная структура совокупного ВМП республики характеризуется существенным преобладанием сектора нефинансовых корпораций, что связано с преобладанием предприятий по добыче полезных ископаемых. Низкий удельный вес сектора домашних хозяйств и НКОДХ объясняется преобладанием в регионе добывающих производств и неразвитостью самого этого сектора вследствие неудач в проведении рыночных реформ.

8. Степень дифференциации муниципальных образований по ВМП Республики Коми очень высока, что обусловлено наличием в регионе высокодоходных экспортоориентированных сырьевых отраслей и низкодоходных сельскохозяйственных и лесозаготовительных производств, ориентированных на внутренний рынок. Очень медленно происходит сближение уровней экономического развития муниципальных образований, поскольку темпы роста ВМП муниципалитетов с низким уровнем значительно уступают темпам роста ВМП муниципалитетов высокого уровня развития.

9. Классификация муниципальных образований на основе показателя ВМП выявила четыре иерархических кластера или группы территорий по уровню экономического развития: высокоразвитые, развитые, среднеразвитые и слаборазвитые, для которых определены основные факторы роста.

10. В муниципалитетах высокоразвитого и развитого кластеров рост ВМП происходил в основном за счет инвестиций в основной капитал и высококвалифицированных работников. Причем вклад фактора капитала в темпы роста ВМП был больше, чем фактора труда из-за высокой капиталоемкости производств и физической изношенности производственного аппарата. В муниципалитетах среднеразвитого кластера рост экономики происходил за счет фактора труда и в меньшей степенифактора капитала. Во всех муниципалитетах слаборазвитого кластера спад экономики обусловлен в большей степени спадом инвестиций в основной капитал и в меньшей степени — недостаточной квалификацией работников.

11. Разработанная Программа устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований РК позволяет систематизировать и воплотить на практике дифференцированный по группам территорий подход к управлению муниципальной экономикой и в конечном итоге обеспечить равномерное и эффективное развитие экономики региона в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Borts G.H., Stein J.I. Economic Crowth in a Free Market. New York, London, 1964.
  2. R. Frisch. K. Wicksell: a Cornerstone in Modern Economic Theory. Oslo 1951.
  3. Tinbergen Y. Ein Problem der Dynamic // Zeitschrift fur Nationaloekonomic. 1932. Bd III. H. 2.
  4. M.C. Добавленная стоимость и прибыль в системе микро- и макроанализа финансово-экономической деятельности // Финансовый менеджмент. 2002. — № 1. — С. 13−27.
  5. И.И. История экономических учений: Курс лекций. М.: Юристъ, 2001.-285 с.
  6. В.И. Основные направления и механизмы регулирования социального развития северного региона // Северные регионы России: социально-экономические, демографические и этнические процессы. -Сыктывкар, 2000. С. 186−197.
  7. А., Гришина Е. Неравномерность развития муниципальных образований // Вопросы экономики. 2005. — № 8. -С.97−105.
  8. Анализ и моделирование экономических процессов переходного периода в России. Вып. 2 / Под ред. В. В. Радченко, В. М. Соколова. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997. 216 с.
  9. .Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика, Макроэкономика. Учебное пособие / Под ред. акад. В. А. Петрищева. -СПб.: Лениздат, 1998. 574 с.
  10. A.B. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Директ-Медиа, 2007. — 341 с.
  11. АнтонюкВ.С. Устойчивое развитие городской экономики (аспекты стратегии) // Вестник ФА. Экономика города. Электронный ресурс: http://vestnik.fa.ru/3(27)2003/8.html.
  12. А.И. Прогнозирование темпов и факторов экономического раста / Сост. A.B. Суворов. М.: МАКС Пресс, 2003. — 300 с.
  13. Н., МымриковаЛ., РабизаО. Использование метода товарных потоков при построении СНС // Вопросы статистики. 1996 — № 12. -С.14−21.
  14. Артемова JL, Назарова А. Макроэкономические пропорции в 1999—2003 гг. (по данным национальных счетов) // Экономист. 2004. -№ 5. — С.36−47.
  15. В. Этапы развития буржуазной политической экономии: очерк теории. М.: Экономика, 1985. — 344 с.
  16. С., Скуфьина Т. Анализ межрегиональной дифференциации и построения рейтингов субъектов Российской Федерации // Вопросы экономики. 2005. — № 8. — С.54−75.
  17. И.А. Анализ динамики энергоемкости валового регионального продукта города Москвы за период 2000—2009 годов. Электронный ресурс: http://www.cenef.ru/file/FMoscow.pdf.
  18. И.А. Будет ли экономический рост в России в середине XXI века? Электронный ресурс: http://www.cenef.ru/file/Bashml l.pdf.
  19. И.А. Россия 2050 // Вопросы экономики. 2008. — № 8. -С. 140−144.
  20. Г. Я., Фролова А. И. Совершенствование методики расчета обобщающего показателя благосостояния муниципальных образований // Региональная экономика: теория и практика. 2011. — № 33. — С.42−48.
  21. Н.Ч., Бондаренко H.H., Гнездовский Ю. Ю. Пробные расчеты валового регионального продукта в Республике Беларусь // Вопросы статистики. 2004. — № 1. — С. 13−20.
  22. А. Элементы статистики. / M-JL, Госиздат, 1930.
  23. Ф. Экономическая кибернетика (система национальных счетов). Электронный ресурс: http://valdavin.temator.rU/cont/2712/l.html.
  24. A.A. Изменения в экономике России в первый год рыночных реформ (на основе матриц финансовых потоков) // Вопросы экономики. -1993. № 6. — С.19−30.
  25. Ю.А. Дифференциация северных регионов России по величине среднедушевого ВРП // Общество и экономика. М., 2005. -N3. -С.137−161.
  26. Ю.А., Акопов В. И. Формирование денежных доходов населения в северных регионах России // Региональная экономика и управление. Электронный научный журнал. 2013. — № 1 (33). Электронный ресурс: http://region.mcnip.ru/.
  27. И.Э. Экономико-математическое моделирование территориальных систем: регион, отрасль, предприятие. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002. 387 с.
  28. Города и районы Республики Коми: Социально-экономические показатели // Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, Сыктывкар, 2006. 149 с.
  29. Государственное регулирование социально-экономического развития Северного региона / В. И. Акопов, Ю. А. Гаджиев, В. Н. Лаженцев. Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар, 2000.
  30. А.Г., Зайцева Ю. С. Межрегиональные сопоставления валового регионального продукта в Российской Федерации: методологические подходы и экспериментальные расчеты // Вопросы статистики. 2003. -№ 2. — С.3−17.
  31. А.Г., Масакова И. Д., Зайцева Ю. С. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов // Вопросы статистики. 1998. — № 9. — С.3−9.
  32. В.Я. Институциональная парадигма политической экономии: На примере Франции. М.: Наука, 1999. — 174 с.
  33. И., Авраамова Е., Тубалов В. Факторы создания добавленной стоимости российскими предприятиями // Вопросы экономики. 2002. -№ 6. — С.66−71.
  34. Э. Анализ экономического роста США с 1929 по 1969 гг. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  35. С. О качестве экономического роста // Экономист. 2005. -№ 12. — С.22−35.
  36. Ю.В., Евченко A.B., Железнякова С. С. Социально-экономические аспекты оценки и регулирования территориальной асимметрии административных районов // Вопросы статистики. 2004. -№ 8. — С.56−61.
  37. Европейская система интегрированных экономических счетов: Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. — 260 с.
  38. О.В. Муниципальная экономика как система экономических отношений / Вестник Челябинского государственного университета. -2009. № 9. — С.79−82.
  39. Ю.Н. О некоторых вопросах теории и методологии международных сопоставлений ВВП // Вопросы статистики. 1999. -№ 2. — С.3−11.
  40. Ю.Н. Проблемы измерения и анализа ВВП в странах СНГ // Вопросы экономики. 2005. — № 4. — С.99−112.
  41. Ю.Н., Масакова И. Д. Система национальных счетов в российской статистике. Основные итоги внедрения СНС-93 в российскую статистику // Вопросы экономики. 2000. — № 2. — С. 121−134.
  42. В.В. Резервы: ресурс или тормоз? // Эксперт. 2011. — № 39. -С.28−30.
  43. В.В., Узяков М. Н., Некрасов A.C., Моисеев A.A., Панфилов B.C., Шокин И. Н. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007−2030 гг. (по вариантам) // Проблемы прогнозирования. 2007. — № 6. -С.3−45.
  44. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 2001. 784 с.
  45. Л.А., Казаринова С. Е. Система национальных счетов -инструмент макроэкономического анализа / Учебное пособие. Под ред. Ю. Н. Иванова. Финстатинформ, 1996. — 282 с. Электронный ресурс: http://ecsocman.edu.ru/db/msg/122 846.html.
  46. Кеес ван ден Бос, Питер Эл. Измерение экономики. Введение в практику национальных счетов. Второй проект, 1997. — 97 с.
  47. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, -1978.-494 с.
  48. Ф. Избранные экономические произведения / Пер. с франц. М.: Изд-во соц.-экон. лит., 1960. — 551 с.
  49. Н.В. Разработка индикаторов качества жизни населения: опыт Новосибирской области // Материалы семинара по программе
  50. Новая модель эффективного управления муниципальным образованием: качество жизни в наших руках". МОФ «Сибирский Центр поддержки общественных инициатив" — «Epstein&Fass» (США). -Новосибирск, 2007.
  51. А. Современное развитие СНС России. Валовой региональный продукт обобщающий показатель экономики региона // Вопросы статистики. — 1996. — № 12. — С.3−7.
  52. Н.Д. Система национальных счетов (учебное пособие). Курганский государственный университет. Издательство КГУ // Курган, 1999.- 114 с.
  53. Н.Д. Система национальных счетов: Статистика и методы использования: Учебное пособие / Издание 2-е: Издательство Курганстат. 2009. — 303 с.
  54. Н.Д., Розенберг Д. К. Система региональных счетов как отражение процессов экономического развития на мезоуровне // Вопросы статистики. 2004. — № 3. — С. 14−21.
  55. П. Пространство: последний рубеж // Пространственная экономика. 2005. — № 3. — С. 121−126.
  56. Д.Б., Моисеев А. К. Российские предприятия в середине 2011 г.: адаптация к посткризисным условиям // Проблемы прогнозирования. 2012. -№ 3 С.132−152.
  57. Д.Б. Поведение предприятий как фактор макроэкономической динамики в переходной российской экономике // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6 — С.3−10.
  58. Д.Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния: Монография. М.: МАКС Пресс, 2009. -320 с.
  59. O.B. Экономическое развитие регионов: теоретическое и практическое аспекты государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 304 с.
  60. Г. Д., Татаринов A.A. Туристская деятельность в сателлитных счетах СНС // Вопросы статистики 1999. — № 1. — С.27−32.
  61. ЛаженцевВ.Н. Социально-экономические проблемы Севера России // ЭКО. 2010. — № 12. — С.40−53.
  62. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 357 с.
  63. В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  64. Л.Л. Введение в экономическую теорию: Учебник для студентов пед. университетов / ГУ Высшая школа экономики. В 2-х книгах. Кн. 2. — М.: Вита-Пресс, 1999. — 368 с.
  65. Е.М. Введение в историю экономической мысли. М: Дело, 1996.-554 с.
  66. В.Л., Глазырин М. В. Новая экономическая самоорганизация муниципальных образований // Экономист. 2003. — № 4. — С.53−60.
  67. Макроэкономика: Учебник / Под редакцией Агапова Т. А., Серегина С. Ф. М: МГУ имени М. В. Ломоносова, 1997. — 416 с.
  68. А. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 415 с.
  69. P.M. Федеральная региональная экономическая политика: стратегические альтернативы и пути реализации / Федерализм. 2006. -№ 2. — С.52.
  70. М.М. Актуальные проблемы ресурсного обеспечения территориального развития в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. 2004. — № 3. — С.70−83.
  71. H.H. Дифференциация социально-экономического положения регионов России и проблемы региональной политики. Научный доклад № 99/09. М.: РПЭИ, 2000. — 60 с.
  72. H.H. Проблемы использования региональных счетов в макроэкономическом анализе // Экономика и математические методы. 2000, том 36, № 4.
  73. Научные труды: Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН / Гл. ред. А. Г. Коровин. М.: МАКС Пресс, 2011. — 584 с.
  74. Национальное счетоводство: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б. И. Башкатова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 608 с.
  75. Национальные счета России в 2004—2011 годах: Стат. Сб. / Росстат. М., 2011.-344 с.
  76. А.Д., Татаркин А. И., Попов Е. В. Современная экономическая теория: направления развития (по итогам II Всероссийского симпозиума по экономической теории) // Журнал экономической теории. 2006. -№ 3. — С.5−23.
  77. И.А., Точилкина О. С. Стратегии и программы развития регионов (сравнительный анализ) // Общество и экономика. 2006. -№ 7. — С.269−287.
  78. B.C. Трансформация воспроизводственного механизма мировой экономики и перспективы социально-экономического развития России // Проблемы прогнозирование. 2012. — № 4. — С.3−20.
  79. B.C. Экономический рост в России: причины возникновения и ближайшие перспективы. М.: ИНП РАН, 2001.
  80. Н.Я. Избранные работы в 2-х томах: Т.2. М.- СПб.: Нестор-История, 2012.-328 с.
  81. В. Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз, 1940.- 324 с.
  82. .П. Динамика ВВП и структура его производства // Вопросы статистики. 2005. — № 1. — С.3−9.
  83. .П. Развитие макроэкономической статистики // Вопросы статистики. 2001. — № 4. — С. 18−22.
  84. Национальные счета по Республике Коми и России. Стат.сб. / Комистат.- Сыктывкар, 2008. 91 с.
  85. А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 208 с.
  86. А.Н. Система национальных счетов. Лекционные и методические материалы / Экономический журнал ВШЭ. 1997. — № 1.
  87. Прикладное прогнозирование национальной экономики: учебное пособие / под ред. В. В. Ивантера, И. А. Буданова, А. Г. Коровина, B.C. Сутягина. М.: Экономистъ, 2007. — 896 с.
  88. Проблемы модернизации экономики России. Монография / под ред. академика РАН Н. Я. Петракова. М.: ЦЭМИ РАН, 2011. — 335 с.
  89. Прогнозирование социально-экономического развития региона / Под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина, С. Ю. Глазьева. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. 1104 с.
  90. Региональная статистика. Учебник / Под ред. В. М. Рябцева, Г. И. Чудилина. М.: МИД, 2001. — 380 с.
  91. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. — 990 с.
  92. .Г. Некоторые проблемы освоения Системы национальных счетов в странах с переходной экономикой // Вопросы статистики. -1995. № 11. — С.5−16.
  93. .Г. Основные показатели национальных счетов и экономических балансов: Практикум. М.: МИПК учета и статистики, 1999.- 134 с.
  94. В.Н., Медведев В. Г., Кудряшова С. И., Шпаковская Е. П. Макроэкономическая статистика: Учебное пособие М.: Дело, 2000. -336 с.
  95. Самуэльсон Пол А. Экономика. В 2-х т. М., 1997. — Том 1.-332 с.
  96. А.Р. Прогнозирование доходов и спроса домашних хозяйств региона с использованием модели «затраты-выпуск» (на примере республики Башкортостан) // Проблемы прогнозирования. 2010. — № 2. — С.99−109.
  97. А. Р. Региональная дифференциация коэффициентов прямых затрат в симметричных таблицах «затраты выпуск» // Проблемы прогнозирования. — 2011. -№ 5. — С.39−47.
  98. А.Р. Прогнозирование межотраслевых пропорций в регионе. -М.: Наука, 2003.-222 с.
  99. Сборник материалов к региональному семинару по системе национальных счетов / Госкомстат РФ, Межгосударственный статкомитет СНГ М., 2000.
  100. Система муниципального управления. Учебник для ВУЗов / Под ред. В. Б. Зотова. СПб: Питер, 2008. — 512 с.
  101. Система национальных счетов Брюссель/Люксембург, Вашингтон, Нью-Йорк, Париж: под эгидой Межсекретариатской рабочей группы по национальным счетам, Евростата, МВФ, ОЭСР, ООН, Всемирного банка, 1998.
  102. Э.М., Выставкина JI.B., Дашкова C.B. Анализ ВРП в регионе // Вопросы статистики. 2000. — № 9. — С.26−31.
  103. H.A. Региональная ассиметрия субъектов РФ: статистический аспект / Вестник СпбГУ. сер. 5. 2005. Вып. 2.
  104. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Изд-во соц.-экон. лит., 1962. — 684 с.
  105. Смит С. Л. Дж., Татаринов A.A., Пошнагов С. Л., Трехлеб П. С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике / Сочи: СГУТиКД -CEPRA, 2002.-164 с.
  106. Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002−2010 годы и до 2015 года). Федеральная целевая программа. Собрание законодательства РФ. 2001. — № 43. — С.9036−9060.
  107. Р. Метод «Затраты-выпуск» и национальные счета. Пер. с англ. -М.: Статистика. 1964. 205 с.
  108. A.B., Иванов В. Н., Сухорукова Г. М. // Проблемы прогнозирования. 2011. — № 5. — С.76−91.
  109. А.Е. Введение в национальное счетоводство: Учебник. М.: ИИЦ «Статистика России», 2005. — 356 с.
  110. А.Е. Вопросы количественной оценки межрегиональных индексов цен // Экономический журнал Высшей школы экономики. -1999. № 4. — С.604−613
  111. С. Барометры общего регионального положения // Проблемы прогнозирования, 2005, № 2. С.97−110.
  112. A.A. Методология оценки и анализа экономики рекреационно-туристского региона. Сочи: СГУТиКД, 1998. — 92 с.
  113. A.A. Субнациональные счета: проблемы разработки и использование в региональном анализе. М.: ИЭПП, 2005. — 163 с.
  114. A.A., Лега Д. В. Опыт построения субрегиональных счетов // Вопросы статистики. 1996. — № 12. — С.8−14.
  115. А.И., Берсенев В. Л. Политическая экономия и economics: особенное и общее / Журнал экономической теории. 2006. — № 4. -С.5−14.
  116. И.Д. Региональная экономика и управление. Курс лекций. Лекция 3 «Методы регионального анализа», 2003. Электронный ресурс: http ://humanities .edu.ru/db/msg/46 665.
  117. М.Н. О перспективах экономического роста в России // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 4 — С.3−14.
  118. М.Н. Эффективность использования первичных ресурсов как индикатор технологического развития: ретроспективный анализ и прогноз // Проблемы прогнозирования. 2011. — № 2. — С.3−18.
  119. Факторы экономического роста в регионах РФ. М.: ИЭПП, 2005. — 278 с.
  120. Е.Х. Критика экономических воззрений Франсуа Перру: Дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.02. М., 1987. 168 с. Электронный ресурс: www.lawlibrary.ru/disser2008481.html.
  121. Дж.Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Р. М. Энтова. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. -488 с.
  122. O.A. Статистическая оценка социально-экономической асимметрии муниципальных образований региона // Вопросы статистики. 2006. — № 2. — С.32−38.
  123. В.А. К проблеме модернизации российской экономики // Экономика мегаполисов и регионов. 2011. — № 2 — С.4−13.
  124. В.А. Основные направления модернизации отечественной экономики // Экономика региона. 2011. — № 2 — С.37−39.
  125. В.А. Причины, развитие и последствия экономического кризиса для России // Международная экономика. 2010. — № 3. — С.52−12.
  126. Л.Г. Необходимые условия роста ВВП // Экономист. -2004. № 3. — С.52−58.
  127. И.П. Муниципальное хозяйство. Ростов на Дону.: Издательский центр «МарТ», Феникс, 2010. — 268 с.
  128. К.Г. Рыночная инфраструктура региона в системе национального счетоводства // Вопросы статистики. 2004. — № 1. -С.20−34.
  129. A.A., Гусев М. С., Литовский A.A., Потапенко В.В. Долгосрочное развитие Российской экономики и проблема
  130. Экономическая безопасность Республики Коми (оценка и регулирование 2002−2003гг.). (В двух томах) / Коллектив авторов. Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар, 2003. — 478 с.
  131. Экономическая статистика: Учебник / Под редакцией Ю. Н. Иванова -М.: ИНФРА-М, 1998. 480 с.
  132. Экономическая теория: исторические корни, современное состояние и перспективы развития // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2005. — № 2. — С. 121−137.
  133. К.П. Трендовый анализ в макроэкономическом прогнозировании: оценка традиционных макродинамических процессов // Журнал экономической теории. 2006. — № 4. — С.98−116.
  134. Ю.В. Экономические беседы. Запись С. А. Белановского. М.: Центр исследований и статистики науки, 1999. — 344 с.
Заполнить форму текущей работой