Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Учет денежных средств

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенности учета операций на валютных счетах Счет 52 «Валютные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами По дебету счета 52 «Валютные счета» отражается поступление денежных средств на валютные счета организации… Читать ещё >

Учет денежных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра «Финансовый менеджмент в строительстве»

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Бухгалтерский учет в строительстве»

Тема 4 «Учет денежных средств»

САМАРА 2013

Содержание учет денежный касса инвентаризация Введение Глава 1. Теоретическая часть

1.1Учет кассовых операций и денежных документов

1.1.1 Общие принципы ведения кассовых операций

1.1.2 Учет денежных средств и денежных документов в кассе

1.1.3 Инвентаризация кассы с отражением результатов в учете

1.2 Учет операций по расчетному счету и другим счетам в банках

1.2.1 Общие принципы расчетных операций в РФ

1.2.2 Учет операций на расчетном счете

1.2.3 Учет операций на специальных счетах

1.2.4 Особенности учета операций на валютных счетах

1.3 Раскрытие информации в отчете о движении денежных средств Глава 2. Практическая часть Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на, а так же на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, и т. д.

В процессе своей деятельности предприятие ведет расчеты с другими организациями и лицами по различным хозяйственным операциям (расчеты с другим финансовым операциям, с бюджетом и налоговыми органами, с рабочими и служащими). Поэтому большое значение для стабильной работы предприятия имеют своевременность денежных расчетов и правильная организация учета расчетных операций.

Целью написания курсовой работы является детальное усвоение содержания основных вопросов учета денежных средств, углубление и закрепление полученных знаний, приобретение навыков самостоятельного применения полученных знаний. Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

— изучение литературных источников, нормативных актов, положений, инструкций;

— анализ основных требований к ведению бухгалтерского учета по расчетному счету и кассе;

— освоение практики постановки учета на примере деятельности строительной организации.

Курсовая работа состоит из 2-х частей. В первой части рассмотрена методика учета денежных средств в кассе и на расчетном счете, а так же перечислена первичная документация. Во второй части был произведен учет конкретных операций, оформлена книга хозяйственных операций и первичная документация по этим операциям, которая является приложением к данной курсовой работе.

При написании работы были использованы нормативно-правовые акты, положения и инструкции, связанные с учетом денежных средств, учебники Кондракова Н. П. и Анциферовой И. В., а так же материалы из журналов «Главбух» и «Учет в строительстве» и др.

1. Теоретическая глава

1.1 Учет кассовых операций и денежных документов

1.1.1 Общие принципы ведения кассовых операций Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ от 12 октября 2011 г. № 373-п.

Согласно с этим документом предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства на расчетных счетах в банках, а для осуществления наличных расчетов иметь кассу и вести кассовую книгу. Касса — это структурное подразделение предприятия, предназначенное для приема, хранения и выдачи наличных денежных средств Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2010 — с. 144. В кассе предприятия могут храниться наличные денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Проводимые кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами и расходными кассовыми ордерами. Руководитель предприятия обеспечивает наличие документов, оформляемых при ведении кассовых операций в течение срока, установленного законодательством об архивном деле в РФ.

Учет кассовых операций и формирование кассовых документов может осуществляться с применением программно-технических комплексов, в том числе оснащенных функцией приема наличных денег, принадлежащих или не принадлежащих на праве собственности предприятию. При этом все кассовые документы, сформированные с использованием технических средств, должны быть распечатаны на бумажном носителе п. 2.5 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ от 12 октября 2011 г. № 373-п.

Кассовые операции ведутся кассовым или иным работником, определенным руководителем из числа своих работников с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись. Кассиру выдается печать (штамп), которая должна содержать реквизиты, подтверждающие проведение кассовых операций («получено», «выдано» или «погашено»). Кроме того, у кассира должны иметься образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.

При наличии в организации нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира. Операции по передаче денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня отражаются в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Записи в книгу учета вносятся старшим кассиром в момент передачи наличных денежных средств. Также кассовые операции могут проводиться руководителем.

Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются в порядке, установленном предприятием.

Согласно действующему законодательству предприятия вправе осуществлять наличные расчеты на сумму не более 100 000 рублей по одному договору и иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов. Наличность сверх установленного лимита предприятия обязаны сдавать в банк. Накапливать в кассе наличные сверх лимита запрещено, за исключением пяти дней во время выдачи заработной платы, социальных пособий или других аналогичных выплат физическим лицам, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения в эти дни кассовых операций.

Лимит свободных денежных средств организации устанавливает руководитель. Для этого руководитель организации или иное уполномоченное лицо издает специальный распорядительный документ — приказ или распоряжение.

В соответствии с приложением к Положению расчет лимита остатка кассы может осуществляться исходя из полученной выручки или исходя из потраченных наличных денежных средств.

Расчет исходя из полученной выручки:

где V — объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях;

P — расчетный период, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях;

— период времени между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении организации в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Расчет исходя из потраченных денежных средств:

где R — объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях;

P — расчетный период, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях;

— период времени между днями получения по денежному чеку в банке за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении организации в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — четырнадцати рабочих дней.

Согласно Указанию ЦБ РФ № 1843-У, наличные деньги, поступившие в кассу за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также страховые премии, организации и индивидуальные предприниматели могут расходовать только на:

заработную плату или иные выплаты работникам;

командировочные расходы;

на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;

выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц.

С 1 января 2013 года предприятия не обязаны применять унифицированные бланки, все формы первичной документации теперь должен утверждать руководитель предприятия. Необходимо закрепить на бумаге (внесение в учетную политику или приказ) решение о том, что предприятия продолжает использовать унифицированные формы первичной документации или же использует свои бланки. Главное, чтобы в документах присутствовали обязательные реквизиты.

Унифицированные кассовые документы, от которых не получится отказаться:

1. Приходный и расходный кассовые ордера по формам № КО-1 и № КО-2.

2. Расчетно-платежная и платежная ведомости по формам № Т-49 и № Т-53.

3. Кассовая книга по форме № КО-4.

4. Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств по форме № КО-5.

Так же стало необязательным ведение журнала регистрации приходных и расходных ордеров № КО-3.

1.1.2 Учет денежных средств и денежных документов в кассе Учет денежных средств и документов осуществляется на счете 50 «Касса», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации. К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50−1 «Касса организации», где учитывают денежные средства в кассе. Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

50−2 «Операционная касса», который учитывает наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т. п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.

50−3 «Денежные документы» учитывает находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы.

По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Корреспондирующими счетами счета 50 «Касса» являются:

По дебету — 50, 51, 52, 55, 57, 60, 62, 66, 67, 70, 71, 73, 75, 76, 79, 80, 86, 90, 91, 98, 99.

По кредиту — 50, 51, 52, 55, 57, 58, 60, 62, 66, 68, 69, 67, 70, 71, 73, 75, 76, 79, 80, 81, 94, 99.

Прием наличных средств:

Прием наличных денег в кассу проводится по приходным кассовым ордерам. При получении приходного кассового ордера кассир проверяет наличие подписи бухгалтера или руководителя, их соответствие имеющемуся образцу, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере.

Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира. После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере, с суммой фактически принятых наличных денег.

При соответствии вносимой сумм кассир подписывает приходный кассовый ордер и квитанцию к приходному кассовому ордеру, проставляет на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции. В подтверждение приема наличных денег вносителю наличных денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру.

При несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере, кассир предлагает вносителю наличных денег довнести недостающую сумму наличных денег или возвращает излишне вносимую сумму наличных денег. Если вноситель наличных денег отказался довнести недостающую сумму наличных денег, кассир возвращает ему вносимую сумму наличных денег. Приходный кассовый ордер кассир перечеркивает и передает главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии — руководителю для оформления приходного кассового ордера на фактически вносимую сумму наличных денег.

При ведении кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Таблица 1. «Бухгалтерские проводки, отражающие поступление денежных средств в кассу»

Счет Дб

Счет Кт

Описание проводки

Подтверждающий документ

50.01

Возврат в кассу излишне выданных сумм оплаты труда от работников организации

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1

50.01

Возврат в кассу неизрасходованных подотчетных сумм от работника организации

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1. Авансовый отчет

50.01

73.1

Поступление в кассу от работников организации в счет расчетов по выданным займам

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1

50.01

73.2

Поступление денежных средств в кассу от работников в счет погашения материального ущерба

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1

50.01

Поступление в кассу денежных средств от покупателей и заказчиков в счет погашения дебеторской задолженности

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1

Поступление в кассу денежных средств от покупателей и заказчиков в виде аванса по договор

50.01

76.02

Поступление в кассу денежных средств от контрагентов в счет погашения ранее предъявленных претензий

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1

50.01

76.03

Поступление в кассу денежных средств от контрагентов в счет прибыли, полученной от совместной деятельности

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1. Протокол собрания учредителей

50.01

Поступление денежных средств в кассу с расчетного счета организации

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1. Банковская выписка

50.21

Поступление денежных средств в кассу с валютного счета организации

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1. Банковская выписка

50.01

Поступление денежных средств в кассу со специального счета

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1. Банковская выписка

50.01

75.1

Вклад в уставный капитал организации наличными средствами

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1

50.01

50.02

Поступление денежных средств из операционной кассы в кассу организации

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1

50.01

79.2

Поступление в кассу денежных средств от обособленного подразделения организации

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1

Выдача наличных средств:

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности предприятия, проводится по расходным кассовым ордерам, расчетно-платежным ведомостям, платежным ведомостям.

Кассир выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в расходном кассовом ордере, при предъявлении им документа, удостоверяющего личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо при предъявлении получателем доверенности и документа, удостоверяющего личность.

Перед выдачей наличных денег кассир проверяет наличие подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера в расходном ордере и их соответствие имеющимся образцам, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью. Также кассир проверяет наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере, и соответствие ФИО получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере, данным предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность.

При выдаче наличных денег по доверенности кассир проверяет соответствие ФИО получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере, ФИО доверителя, указанным в доверенности, а также соответствие указанных в доверенности и расходном кассовом ордере ФИО доверенного лица и данных документа, удостоверяющего его личность, данным предъявленного доверенным лицом документа. В расчетно-платежной ведомости перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег, кассир делает надпись «по доверенности». Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру.

При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер получателю наличных денег, который указывает получаемую сумму наличных денег (рублей — прописью, копеек — цифрами) и подписывает расходный кассовый ордер.

Кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег так, чтобы получатель наличных денег мог наблюдать за его действиями, и выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере.

Получатель наличных денег пересчитывает под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги. Кассир не принимает от получателя наличных денег претензии по сумме наличных денег, если получатель наличных денег не пересчитал под наблюдением кассира полученные им наличные деньги. После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир подписывает его.

Для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации под отчет расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату. Подотчетное лицо обязано в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить бухгалтеру авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета бухгалтером, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем. Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

В последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы и других выплат, кассир в расчетно-платежной ведомости проставляет оттиск штампа или делает надпись «депонировано» напротив фамилий работников, которым не проведена выдача наличных денег, подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию и сдаче в банк, сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости и оформляет в произвольной форме реестр депонированных сумм.

Реестр депонированных сумм содержит: наименование предприятия, дату оформления реестра депонированных сумм, период возникновения депонированных сумм наличных денег, номер расчетно-платежной ведомости, фамилию, имя, отчество работника, не получившего наличные деньги, табельный номер работника, сумму невыплаченных наличных денег, итоговую сумму по реестру депонированных сумм, подпись и расшифровку подписи кассира. Реестр депонированных сумм может содержать дополнительные реквизиты. Нумерация реестров депонированных сумм осуществляется в хронологической последовательности с начала календарного года.

После оформления реестра депонированных сумм кассир заверяет своей подписью расчетно-платежную ведомость, реестр депонированных сумм и передает их для сверки соответствия записей в реестре депонированных сумм с данными расчетно-платежной ведомости и подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии — руководителю.

На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно-платежной ведомости оформляется расходный кассовый ордер, номер и дату которого кассир проставляет на последней странице расчетно-платежной ведомости. При оформлении реестра депонированных сумм руководителем соответствие записей в реестре депонированных сумм с данными расчетно-платежной ведомости заверяется им самим.

Порядок ведения кассовой книги Для учета поступающих в кассу наличных денег ведут кассовую книгу.

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги, ведет кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному/расходному кассовому ордеру, оформленному на полученные/выданные наличные деньги.

Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии — руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились и записи в кассовую книгу не осуществлялись, остатком наличных денег на конец рабочего дня считается сумма остатка наличных денег, выведенная в последний из предшествующих рабочий день, в течение которого проводились кассовые операции.

Учет денежных документов:

Денежными документами называют документы, которые свидетельствуют о том, что расчеты между организациями уже произведены, а услуга фактически еще не оказана.

К денежным документам относят: почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты, путевки в дома отдыха и санатории, талоны на бензин (выданные на фиксированную сумму), билеты на автобус, трамвай и другие виды общественного транспорта, железнодорожные билеты, карты экспресс-оплаты за телефон и Интернет.

К денежным документам не относят: корпоративные банковские карты, муниципальные ценные бумаги; ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя).

Денежные документы приходуют на счете 50 субсчет «Денежные документы» по сумме фактических затрат на их проводкой:

ДЕБЕТ 50 субсчет «Денежные документы» — КРЕДИТ 60 (76, 71 …) — получены (приобретены) денежные документы.

Операции, связанные с поступлением денежных документов, равно как и с их последующим движением, заносят в специальную ведомость или журнал.

Затем документы передаются на руки сотруднику. В случае выдачи документов под отчет, например, билетов или карт экспресс-оплаты делается проводка:

ДЕБЕТ 71 — КРЕДИТ 50 субсчет «Денежные документы» — выданы сотруднику денежные документы под отчет.

В случае, если, например, сотрудникам были выданы путевки в санаторий, проводка будет следующей:

ДЕБЕТ 73 субсчет «Выданные путевки» — КРЕДИТ 50 субсчет «Денежные документы» — выдана работнику путевка в санаторий.

После того как сотрудники вернут использованные денежные документы, затраты можно списать. В бухучете это расходы по обычным видам деятельности либо прочие (если речь идет о путевках). Проводку сделайте такую:

ДЕБЕТ 20 (26, 44, 91 …) КРЕДИТ 71 (73) — списаны на расходы денежные документы.

Далее необходимо принять НДС к вычету. С продажи проездных на общественный транспорт и почтовых марок НДС не выплачивается Ст. 149 Налогового кодекса РФ. В остальных случаях для вычета НДС важно, как именно произошла оплата — наличными или в безналичной форме. При оплате в безналичной форме сумма НДС будет в платежном поручении и в счете-фактуре, который обязан выписать контрагент. При оплате наличными средствами денежного документа вычет делается лишь в случае наличия платежного поручения.

Один или два раза в месяц кассир составляет отчет в кассовой книге по поступившим и выбывшим документам. Синтетический учет денежных документов осуществляется в журнале-ордере № 3. По окончании отчетного периода остатки по журналу-ордеру сверяют с данными книги движения денежных документов.

1.1.3 Инвентаризация кассы с отражением результатов в учете Цель инвентаризации — проверка оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе. Проведение инвентаризации обязательно в случаях:

1) при смене кассира

2) при выявлении недостач и хищений

3) перед составлением годовой отчетности.

Так же предусмотрены внезапные ревизии кассы. Они проводятся в сроки, установленные руководителем предприятия с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы. Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам Анциферова И. В. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / И. В. Анциферова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Торговая корпорация «Дашков и К», 2007. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Результаты инвентаризации оформляется актом. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения (для этого кассир представляет комиссии письменное объяснение). Акт инвентаризации составляется в 2-х экземплярах: один остается в делах бухгалтерии, другой — у кассира.

Выявленные при инвентаризации излишки денежных средств в кассе подлежат оприходованию и принимаются к учету в составе внереализационных доходов следующей проводкой:

ДЕБЕТ 50 «Касса» субсчета «Касса организации» или «Денежные документы» — КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы».

На сумму выявленной при инвентаризации недостачи денежных средств и документов в учете осуществляется запись:

ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — КРЕДИТ 50 «Касса организации» или «Денежные документы».

При выявлении излишков или недостачи бланков документов строгой отчетности они отражаются соответственно по дебету или кредиту счета 006 «Бланки строгой отчетности» в номинальной оценке.

Если недостача денежных средств и документов допущена по вине материально-ответственного лица, то ее сумма списывается следующей проводкой:

ДЕБЕТ 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» — КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Возмещение суммы недостачи возможно из заработной платы материально ответственного лица, что отражается следующей проводкой:

ДЕБЕТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — КРЕДИТ счета 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Если недостача возмещается в кассу организации, то в бухгалтерском учете отражается проводка:

ДЕБЕТ 50 «Касса организации» — КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».

При отсутствии виновного лица сумма недостачи денежных средств списывается корреспонденцией счетов:

ДЕБЕТ 91 «Прочие расходы» — КРЕДИТ 94

1.2 Учет операций по расчетному счету и другим счетам в банках

1.2.1 Общие принципы расчетных операций в РФ Расчетные операции в РФ организуются на основе определенных принципов.

Первый принцип безналичных расчетов — правовой режим осуществления расчетов и платежей. К главным законодательным источникам регулирования безналичных расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, Положение о безналичных расчетах в РФ; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Главным регулирующим органом платежной системы является Центральный банк РФ. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. основная задача Банка России — обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Второй принцип безналичных расчетов — осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Безналичные расчеты ведутся через банк, в котором открыт счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета — самостоятельный двусторонний гражданско-правовой договор.

Третий принцип — обеспеченность платежа, поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Этот принцип предполагает наличие денежных средств или договоренности на получение кредита.

Четвертый принцип — периодическая очередность платежей. Очередность может быть хронологическая, целевая, законодательная. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов Ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

Пятый принцип — согласие (акцепт) плательщика на платеж реализуется путем применения соответствующего платежного документа, свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств; либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств, — платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей.

Шестой принцип — срочность платежа. Расчеты должны осуществляться строго в установленные сроки.

Седьмой принцип — контроль всеми участниками правильности совершения расчетов, соблюдения установленных положений о порядке их проведения.

Восьмой принцип — имущественная ответственность за соблюдение договорных условий, т. е. нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

1.2.2 Учет операций на расчетном счете.

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:

Заявление на открытие счета установленного образца;

Нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

Справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;

Копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования;

Карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально или вышестоящими организациями.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета или с их согласия. Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.

При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной ГК РФ Российской Федерации (ст. 855):

1) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

2) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

3) по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

4) по платежным документам, предусматривающим платежи во внебюджетные фонды;

5) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

6) по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

При взносе наличных денег на расчетный счет выписывается объявление на взнос наличными. В подтверждение о получении денег банк выдает вносящему лицу квитанцию, которая служит оправдательным документом.

Первичными документами, на основе которых производится списание денежных средств с расчетного счета, являются Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебник — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2011. — 654 с:

Платежное поручение — это поручение банку о перечислении соответствующих сумм поставщиками, финансовыми органам, другим организациям. В нем указываются реквизиты плательщика и его банка, получателя и его банка, в том числе ИНН, БИК, сумма и назначение платежа. Работник банка принимает платежное поручение к исполнению, на последний экземпляр его ставит штамп и возвращает бухгалтеру для отражения этой операции в учете.

Платежное требование — это требование поставщика к покупателю и поручение покупателя своему банку оплатить стоимость поставленной продукции (работ, услуг) на основании расчетных и отгрузочных документов. Поставщик направляет требование-поручение в банк покупателя минуя свой банк.

Инкассовые поручения — это требование о бесспорном списании денежных средств (Например, ИФНС списывает пени и недоимки по налогам).

Аккредитив — это поручение банка, обслуживающего предприятие другому банку, обслуживающему поставщика, производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в заявлении на открытие аккредитива.

Чек (кассовый) — это поручение банку о выдаче со счета предприятия указанной в чеке суммы наличных денег. Денежные чеки являются документами строгой отчетности и выдаются учреждениями банка на основании заявления установленного образца.

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающую кредитную организацию в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетные счета». По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Счет 51 «Расчетные счета» корреспондирует со счетами План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. изм):

По дебету: 50, 51, 52, 55, 57, 58, 60, 62, 66, 67, 68, 69, 71, 73, 75, 76, 79, 80, 86, 90, 91, 98, 99.

По кредиту: 04, 50, 51, 52, 55, 57, 58, 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75,76, 79, 80, 81, 84, 96, 99.

1.2.3 Учет операций на специальных счетах Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

Счет 55 корреспондирует со счетами:

По дебету: 50, 51, 52, 60, 62, 66, 67, 68, 71, 75, 76, 79, 80, 86, 91, 98, 99.

По кредиту: 04, 50, 51, 52, 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 75, 76, 79, 80, 81, 84.

К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

55−1 «Аккредитивы» ;

55−2 «Чековые книжки» ;

55−3 «Депозитные счета» и др.

На субсчете 55−1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.

Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов.

Принятые на учет по счету 55 «Специальные счета в банках» средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» .

Аналитический учет по субсчету 55−1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.

На субсчете 55−2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т. е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет счетов учета расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55−2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» .

Аналитический учет по субсчету 55−2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке.

На субсчете 55−3 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи. Аналитический учет по субсчету 55−3 «Депозитные счета» ведется по каждому вкладу.

На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования. В частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т. д.

Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» обособленно. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т. п. на территории Российской Федерации и за ее пределами.

1.2.4 Особенности учета операций на валютных счетах Счет 52 «Валютные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами По дебету счета 52 «Валютные счета» отражается поступление денежных средств на валютные счета организации. По кредиту счета 52 «Валютные счета» отражается списание денежных средств с валютных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Корреспондирующими счетами для счета 52 являются:

По дебету: 50, 51, 52, 55, 57, 58, 60, 67, 68, 69, 71, 73, 75, 76, 79, 80, 86, 90, 91, 98, 99.

По кредиту: 04, 50, 51, 52, 55, 57, 58, 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76, 79, 80, 81, 84, 96, 99.

К счету 52 «Валютные счета» могут быть открыты субсчета:

52−1 «Валютные счета внутри страны» ,

52−2 «Валютные счета за рубежом» .

Аналитический учет по счету 52 «Валютные счета» ведется по каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте.

1.3 Раскрытие информации в отчете о движении денежных средств Отчет состоит из четырех разделов. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. изм.)

I. Остаток денежных средств на начало года.

II. Поступило денежных средств — всего, в том числе по видам поступлений (выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, от реализации основных средств и иного имущества, авансы, полученные от покупателей, бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование, полученные безвозмездно, кредиты и займы, дивиденды и проценты по финансовым вложениям, прочие поступления).

III. Направлено денежных средств — всего, в том числе по направлениям расходов (на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, выдачу подотчетных сумм, выдачу авансов, оплату долевого участия в строительстве, оплату машин, оборудования и транспортных средств, финансовые вложения, выплату дивидендов и процентов, расчеты с бюджетом, оплату процентов по полученным кредитам и займам, прочие выплаты и перечисления).

IV. Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Сведения о движении денежных средств представляются в валюте Российской Федерации — рублях — по данным счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках». Движение денежных средств показывается по видам деятельности — текущей, инвестиционной, финансовой.

Под текущей деятельностью понимается деятельность организации по производству продукции, торговле, общественному питанию и т. п.

Инвестиционная деятельность связана с капитальными вложениями и долгосрочными финансовыми вложениями, а финансовая деятельность — с осуществлением краткосрочных финансовых вложений.

Отчет о движении денежных средств имеет важное значение для контроля за финансовой деятельностью организации. Справочные сведения отчета по наличному расчету, из них с применением контрольно-кассовых аппаратов, позволяют контролировать наличный поток денежных средств.

Глава 2. Практическая часть Вариант 3.

Выписка из учетной политики ООО «Стройка» для целей бухгалтерского учета на 2013 г.

1.Оценка сырья и материалов, используемых в процессе производства.

Согласно ПБУ 5/01 оценка сырья и материалов осуществляется по учетной стоимости с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» Плана счетов бухгалтерского учета.

2.Методы списания сырья и материалов в производство.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, согласно ПБУ 5/01, осуществляется по средней себестоимости.

3.Оценка незавершенного производства.

Незавершенное производство отражается по фактической производственной себестоимости. Метод оценки незавершенного производства в бухгалтерском учете и отчетности определен п. 63 и 64 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» от 29.07.98 г. № 34н (в ред. изм.).

4.Учет основных средств на предприятии ведется на основе ПБУ 6/01.

Активы, стоимостью не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

5.Порядок начисления амортизации основных средств и НМА — линейный.

6.Метод учета доходов определяется «по мере готовности» п. 16 ПБУ 2/2008.

Порядок признания выручки от выполнения работ, оказания услуг и продажи продукции с длительным циклом изготовления — по завершении работ, услуг, производства в целом (ПБУ 9/99).

7.Общехозяйственные расходы списываются в конце месяца на себестоимость пропорционально основной заработной плате рабочих СМР.

8.Общепроизводственные расходы в конце месяца распределяются на себестоимость пропорционально отработанным машино-часам.

9.Оплата отпусков рабочих начисляется за счет созданного резерва на оплату отпусков с использованием счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

10.Доходы и расходы по обычным видам деятельности организации учитываются на счете 90 «Продажи». Прочие доходы и расходы отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Открыть счета бухгалтерского учета на 01.01.2013 г.

Д 01 «Основные средства» К

Сн = 6 000 000

352 000

120 000

Об = 472 000

Ск = 6 232 000

120 000

105 000

15 000

Об = 240 000

Д 02 «Амортизация ОС» К

Сн = 1 500 000

105 000

Об = 105 000

3 333

6 250

80 000

75 000

Об = 164 583

Ск = 1 559 583

Д 04 «Нематериальные активы» К

Сн = 577 000

Об = 0

Ск = 577 000

Об = 0

Д 05 «Амортизация НМА» К

Сн = 267 000

Об = 0

Об = 0

Ск = 267 000

Д К

08 «Вложения во внеоб. активы»

Сн = 170 000

330 000

22 000

Об = 352 000

Ск = 170 000

352 000

Об = 352 000

Д 10 «Материалы» К

Сн = 810 000

17 000

30 000

365 000

Об = 412 000

Ск = 857 000

170 000

195 000

Об = 365 000

Д К

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Сн = 0

360 000

25 000

Об = 385 000

Ск = 0

365 000

20 000

Об = 385 000

Д К

16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

Сн = 70 000

20 000

Об = 20 000

Ск = 61 895

13 090

15 015

Об = 28 105

Д К

19 «НДС по приобретенным ценностям»

Сн = 0

59 400

64 800

Об = 124 200

Ск = 0

59 400

64 800

Об = 124 200

Д К

20 «Основное производство по объекту А»

Сн = 380 000

3 333

423 000

133 245

170 000

13 090

97 154

237 917

Об = 1 077 739

Ск = 0

1 457 739

Об = 1 457 739

Д К

20 «Основное производство по объекту Б»

Сн = 410 000

6 250

145 000

344 000

108 360

195 000

15 015

88 046

193 483

Об = 1 095 154

Ск = 0

1 505 154

Об = 1 505 154

Д К

25 «Общепроизводственные расходы»

Сн = 0

80 000

80 000

25 200

Об = 185 200

Ск = 0

97 154

88 046

Об = 185 200

Д К

26 «Общехозяйственные расходы»

Сн = 0

8 200

24 350

75 000

74 000

190 000

59 850

Об = 431 400

Ск = 0

237 917

193 483

Об = 431 400

Д 50 «Касса» К

Сн = 17 000

355 000

15 000

Об = 370 000

Ск = 23 800

340 000

8 200

15 000

Об = 363 200

Д 51 «Расчетный счет» К

Сн = 783 000

87 000

15 000

180 000

2 500 000

1 970 000

Об = 4 752 000

Ск = 4 605 981

355 000

127 000

64 500

26 500

110 000

85 000

161 019

Об = 933 019

Д К

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Сн = 533 500

127 000

Об = 127 000

330 000

59 400

22 000

360 000

64 800

25 000

Об =861 200

Ск = 1 267 700

Д К

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Сн=600 000

2 500 000

1 970 000

Об = 4 470 000

Ск = 600 000

2 500 000

1 970 000

Об = 4 470 000

Д К

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Сн = 2 400 000

110 000

Об = 110 000

180 000

Об = 180 000

Ск = 2 470 000

Д К

68 «Расчеты по налогам и сборам»

Сн = 275 000

64 500

59 400

64 800

165 019

Об = 353 719

144 807

381 356

300 508

16 102

144 917

Об = 987 690

Ск = 908 971

Д К

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Сн = 26 500

26 500

17 900

Об = 44 400

345 240

Об = 345 240

Ск = 327 340

Д К

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Сн = 238 000

340 000

144 807

Об = 484 807

25 000

423 000

344 000

80 000

190 000

17 900

59 000

Об = 1 138 900

Ск = 892 093

Д К

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Сн = 2 000

8 200

Об = 8 200

Ск = 2 000

8 200

Об = 8 200

Д К

75 «Расчеты с учредителями»

Сн = 164 000

Об = 0

Ск = 77 000

87 000

Об = 87 000

Д К

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Сн = 120 000

85 000

Об = 85 000

15 000

24 350

74 000

Об = 113 350

Ск = 148 350

Д 80 «Уставный капитал» К

Сн = 4 003 000

Об = 0

Об = 0

Ск = 4 003 000

Д К

84 «Нераспределенная прибыль»

Сн = 640 000

Об = 0

641 794

Об = 641 794

Ск = 1 241 794

Д К

90 «Продажи по объекту А»

Сн = 0

1 457 739

381 356

660 905

Об = 2 500 000

2 500 000

Об = 2 500 000

Ск = 0

Д К

90 «Продажи по объекту Б»

Сн = 0

1 505 154

300 508

164 338

Об = 1 970 000

1 970 000

Об = 1 970 000

Ск = 0

Д К

91 «Прочие доходы и расходы»

Сн = 0

15 000

25 000

Об = 40 000

Ск = 0

17 000

23 000

Об = 40 000

Д К

96 «Резервы предстоящих расходов»

Сн = 0

59 000

18 585

Об = 77 585

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой