Страхование имущества предприятий и организаций
Итак, страхование имущества — одна из важнейших отраслей страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах. Объектами страхования по имущественному договору страхования могут быть не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные с утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении… Читать ещё >
Страхование имущества предприятий и организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
БЕЛКООПСОЮЗ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра финансов и кредита КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Теория финансов»
на тему: «Страхование имущества предприятий и организаций»
Гомель 2014
Реферат Тема «Страхование имущества предприятий и организаций».
Ключевые слова: Страхование, страховой рынок, имущественные интересы, страховой случай, страховое возмещение, иностранные инвестиции.
Объектом исследования курсовой работы является страхование имущества предприятий и организаций.
Цель исследования: изучить современную практику имущественного страхования и определить методы повышения интенсивности развития отечественного страхового рынка.
Используемые методы исследования: анализ и синтез, метод сравнения, экономико-статистический метод.
Проведенные исследования и разработки: рассмотрены законодательные акты РБ, учебные пособия, статьи и публикации из специализированных журналов, научные труды в области страхования.
Областью возможного практического применения является страховое предприятие Белгосстрах и другие страховые компании РБ.
Экономическая и социальная значимость работы: полученные результаты проведенного курсового исследования позволяют выработать и предложить новые, прогрессивные формы ведения страхового дела с целью повышения эффективности и результативности работы отечественного страхового рынка.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитически материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
1. Экономическая сущность, значение и виды страхования имущества предприятий и организаций
2. Действующая практика организации имущественного страхования
3. Перспективы развития страхования имущества предприятий и организаций в Республике Беларусь Заключение Список использованных источников
Введение
Актуальность темы. Тема, которая рассматривается в данной работе, на сегодняшний день является весьма актуальной для нашей страны. Это связано с тем, что страховой рынок, являясь частью финансово-кредитной системы, затрагивает практически все аспекты деятельности общества и относится к важнейшим национальным приоритетам, поскольку призван способствовать обеспечению стабильного развития экономики и социальной сферы. Главным предназначением страхования является защита интересов граждан и организаций при наступлении различных неблагоприятных событий за счет средств страховых резервов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов.
Рыночные преобразования, трансформирующие экономические отношения, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несёт за это ответственность, предъявляют к страхованию новые требования.
Страхование — необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.
Многовековой опыт и история страхования убедительно доказали, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Однако на пути развития страхования имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий.
Оценка современного состояния решаемой проблемы. Современный этап развития страхового рынка Республики Беларусь начался в 2001 году и характеризуется устойчивостью функционирования в результате стабилизации ситуации в экономике страны, а также качественных структурных изменений, обусловленных введением новых видов обязательного страхования. Но, несмотря на это, для выхода отечественного страхового рынка на более высокий уровень необходимо усиление защищенности граждан и организаций, формирование долгосрочных ресурсов для экономики, а также создание условий для притока иностранного капитала.
Множество отечественных предприятий обращается к участникам страхового рынка, для того чтобы при ведении хозяйственной деятельности посредством страховой защиты минимизировать потери от неизбежных имущественных рисков. Грамотно организованное страховое и перестраховочное покрытие позволяет компании снизить финансовые потери при наступлении непредвиденных и внезапных событий (страховых случаев). Все это обуславливает актуальность выбранной темы в современных условиях.
Цель и задачи работы. Актуальность определила цель исследования — изучить систему имущественного страхования и определить методы повышения интенсивности развития отечественного страхового рынка.
Для реализации этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
исследовать экономическую сущность, виды и значение страхования рассмотреть объекты страхования имущества предприятий и организаций, его классификацию, методы оценки определить цели и задачи имущественного страхования исходя из существующих проблем осуществить анализ действующей практики на основе статистических данных.
— определить перспективы развития страхования имущества предприятий и организаций в Республике Беларусь (на основе зарубежного опыта) и методы их осуществления.
Объектом исследования является страхование имущества предприятий и организаций.
Основные и исходные данные для разработки темы. В ходе написания работы были использованы учебники и учебные пособия по страховому делу, менеджменту риска и страхования, финансам и кредиту, среди которых можно выделить труды следующих авторов — Н. Н. Мурина, А. А. Роговская, В. В. Шахов, А. А. Титович, А. П. Архипов, А. С. Адонин, и др. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: О. Юшкевич, Л. Сац, А. Кот и др. А также был использован практический материал из электронных ресурсов.
Перечень примененных методов исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приемы.
Информация о внедрении результатов. Результаты проведенного исследования направлений развития страхового рынка могут быть применены в практической деятельности «Белгосстраха» и иных страховых организаций в целях повышения эффективности страховой деятельности.
Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Экономическая сущность, значение и виды страхования имущества предприятий и организаций В ходе работы над данной темой мною были изучены, а затем и использованы в самой курсовой работе законы, нормативные акты, постановления, Указы, Декреты, а также учебники и учебные пособия по страхованию и страховому делу.
Обзор экономической литературы. На сегодняшний день специалисты в сфере страховой деятельности по-разному трактуют понятие «имущественное страхование», однако следует заметить, что во всех случаях суть, т. е. цель имущественного страхования, заключается в возмещении ущерба, возникшего вследствие страхового случая.
Ряд специалистов в области страхового дела, такие как Зайцева М. А., Литвинова Л. Н., Урупин А. В. и другие, рассматривают имущественное страхование как систему отношений между страхователем и страховщиком по обеспечению страховой защиты имущественных интересов страхователя, связанных с владением, пользованием или распоряжением имуществом, а также его иными имущественными интересами.
Доктора экономических наук С. В. Ермасов и Н. Б. Ермасова дают более полное определение имущественного страхования. По их мнению, «имущественное страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам страхователю (выгодоприобретателю) в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного страховым случаем его имущественным интересам, связанным с владением, распоряжением и пользованием объектами имущества (в т. ч. в процессе предпринимательской деятельности), а также с обязательствами, возникшими в результате причинения вреда (в т. ч. нарушением договора) страхователем (застрахованным лицом) жизни, здоровью или имуществу третьих лиц» [6, c. 28].
Кроме того, выделяют также следующее определение, страхование имущества? отрасль страхования, к которой согласно принятым в Республике нормативным актам относятся различные виды страхования, где в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, связанный с владением, пользованием и распоряжением имуществом.
Таким образом, имущественным страхованием можно считать процесс составления и исполнения договоров, в которых страховщик за определенную премию обязуется при наступлении страхового события возместить страхователю или другому лицу, в чью пользу заключен договор, убытки, причиненные застрахованному имуществу или иным имущественным интересам страхователя.
Экономическая сущность страхования. Взаимосвязь с финансами. Прежде чем более подробно рассмотреть имущественное страхование, необходимо определить, что понимают под термином «страхование» и рассмотреть его экономическую сущность.
Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, личных неимущественных интересов физических лиц путем формирования за счет страховых взносов (страховых премий), уплачиваемых этими лицами, денежных фондов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев.
Теоретические основы экономической сущности страхования начали формироваться в 19 веке. Значительные разработки в этой области принадлежат французским ученым А. Курси, Е. Ребу, Е. Абу, которые стали рассматривать страхование как экономическое явление и вид коммерческой деятельности.
В общем виде экономическая сущность страхования представляет систему перераспределительных отношений по поводу формирования страховых резервов за счет страховых взносов (премий), использования созданных резервов на возмещение ущерба при различных непредвиденных, неблагоприятных явлениях и оказание помощи участникам страхования, а также пополнения страховых резервов за счет инвестиционной деятельности.
Таким образом, экономическая сущность страхования состоит в создании денежных фондов за счет взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба у лиц, участвующих в формировании этих фондов. Поскольку возможный ущерб (или страховой риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.
Страхование представляет собой особую группу экономических отношений. Его принято рассматривать как звено финансовой системы государства, поскольку страхование как и финансы участвует в распределении национального дохода и обусловливает формирование и использование фондов денежных средств.
Одна из особенностей экономических отношений, представляющих экономическую категорию страхования, заключается в том, что данная категория обладает рядом признаков аналогичных с категорией финансов. Как и финансы, страхование обусловлено движением денежной формы стоимости при формировании и использовании соответствующих целевых фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения доходов и накоплений, т. е. страховая деятельность, как и финансовая, может обеспечивать осуществление коммерческих операций и инвестиционной деятельности. Однако страховая деятельность отличается от финансовой вероятностным движением денежной формы стоимости. Кроме того, категория страхования отличается от категорий «финансы» замкнутостью распределения ущерба, тогда как доходы государственного бюджета, формирующиеся за счет платежей юридических и физических лиц, распределяются не только на плательщиков взносов.
Состав и классификация страхования. Страхование является особым видом экономических отношений, призванным обеспечить страховой защитой людей, их дела от различного рода опасностей.
Традиционно выделяются три отрасли страхования: личное, имущественное и страхование ответственности. Я более подробно рассмотрела добровольное страхование имущества предприятий и организаций.
Основной формой организации страховой защиты предприятий является страхование имущества.
Договоры добровольного страхования имущества предприятий и организаций заключаются с юридическими лицами любой формы собственности. Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица, имеющего основанный на законодательстве или договоре интерес в сохранении этого имущества.
Объектом страхования являются не противоречащие законодательству имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя, в том числе принятого от третьих лиц для переработки, ремонта, на комиссию, по договору аренды, лизинга или найма.
На страхование принимаются:
здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование и др.;
производственные и товарные запасы, незавершенная производством продукция, готовая продукция собственного производства, малоценные быстроизнашивающиеся предметы и др.;
объекты незавершенного капитального строительства;
выставочные экземпляры.
Страхованию не подлежат: дамбы и другие земляные сооружения, плотины, водоемы, колодцы, силосные ямы, тротуары, мосты, асфальтированные дороги, площадки для стоянки автотранспорта, мелиоративные сооружения, сельскохозяйственные культуры, многолетние насаждения, деловая древесина, дрова на лесосеках и во время сплава, морские суда, орудия лова, документы, ценные бумаги, денежные знаки, монеты, драгоценные и полудрагоценные металлы или изделия из них, взрывчатые вещества, оружие и боеприпасы, сельскохозяйственные животные, транспортные средства, используемые в дорожном движении, подлежащие страхованию по отдельным видам страхования.
Имущество считается застрахованным в зданиях (помещениях), принадлежащих страхователю или используемых им на других законных основаниях.
Страхование имущества может производиться по двум вариантам.
Первый вариант — на случай утраты (гибели) или повреждения имущества в результате стихийных бедствий или несчастных случаев.
Второй вариант — на случай утраты (гибели) или повреждения имущества в результате противоправных действий третьих лиц.
К страховым случаям не относятся утрата (гибель) или повреждение имущества вследствие:
событий, неизбежных в процессе работы (естественного износа, саморазрушения или естественных свойств имущества);
обвала строений или их частей, если обвал не вызван страховым случаем;
совершения руководящими работниками страхователя противоправных действий;
проникновение в застрахованное помещение дождя, снега, града через незакрытые окна, двери или трещины в здании, если эти трещины не возникли вследствие стихийных бедствий.
Страховая сумма устанавливается по согласованию сторон в пределах страховой (действительной) стоимости имущества в месте его нахождения в день заключения договора страхования. Под действительной стоимостью имущества понимается первоначальная (восстановительная) стоимость имущества, уменьшенная на сумму физического износа.
Страховой взнос, подлежащий уплате по договору страхования, рассчитывается исходя из размеров страховой суммы по каждому застрахованному объекту и в целом по договору страхования, объекту страхования, страховых тарифов, срока страхования и определяется по следующей формуле:
(1.1)
где СВ — страховой взнос;
СТ — страховой тариф;
ОС — единица страховой суммы или объект страхования в целом;
Ск — скидка;
Н — надбавка (накидка) [20, с. 248].
Страховой взнос может уплачиваться как единовременно, так и по частям.
Страховой тариф при заключении договора страхования сроком на один год устанавливается в проценте от страховой суммы в зависимости от вида риска.
Выплата страхового возмещения производится в размере фактического ущерба, но не выше страховой суммы по каждому застрахованному объекту.
Страхование имущества юридических лиц является классическим видом страхования и всегда пользуется спросом на страховом рынке. Правом заниматься данным видом страхования имеет подавляющее большинство страховых компаний Беларуси.
Рассмотрение проблем в сфере страхования и предлагаемые пути их решения. В Европейском регионе с многовековыми традициями страхования услугами охвачено почти все и ежегодное увеличение рынка составляет всего 2−3%. Молодому белорусскому рынку, прирастающему десятками процентов в год, дно пока не грозит, резерв для страхования у него огромен. Но не все так просто. В то время как европейские страховщики жестко конкурируют за каждый новый полис, теряясь в догадках, какие еще услуги предложить искушенному клиенту, их белорусских коллег волнует, как раскрыть существующий потенциал. Наряду с низкой страховой грамотностью потенциальных клиентов среди проблем белорусского страхового рынка эксперты называют недостаточный уровень капитализации страховщиков, уклон в пользу обязательных видов страхования, несовершенство законодательной базы, медленное развитие инфраструктуры и информационных технологий. Понятно, что такая ситуация беспокоит не только самих страховщиков, но и государство, которое вынуждено поддерживать предприятия за счет бюджета и внебюджетных фондов в случаях, когда могла бы использоваться страховка. Министерство финансов разработало проект указа, предусматривающий комплексную корректировку законодательства о страховании. Ожидается, что принятие документа позволит увеличить привлекательность страхового рынка Беларуси для инвесторов, приведет к усилению конкуренции на страховом рынке и, как следствие, росту качества оказываемых страховых услуг, повысит капитализацию страховщиков и их финансовую устойчивость. Реформы выглядят особенно актуально ввиду предстоящего обострения конкуренции после создания странами Единого экономического пространства общего финансового рынка.
На страховой рынок Беларуси необходимо привлекать стратегических инвесторов. Об этом заявил первый заместитель министра финансов Беларуси Владимир Амарин на заседании Президиума Совета Министров.
По его словам, «одним из путей развития страхового рынка Минфин видит повышение его привлекательности для иностранных инвесторов, так как это позволит привлечь в экономику страны дополнительные ресурсы и новые технологии в страховой бизнес» [9]
" Доля иностранного капитала на рынке низка, но зато высока его эффективность. При установленной правительством квоте участия иностранного капитала в совокупном уставном фонде страховых организаций на уровне 30% фактически доля иностранного капитала составляет 2,4%, а доля его страховых взносов — более 14%" .
В этом году правительством принято решение об акционировании «Белгосстраха» и «Стравиты». Минфин считает, что для активизации страхового рынка этого недостаточно. «Ставку нужно делать на стратегического инвестора, за которым не только ресурсы, но и готовность интенсивно развивать страхование на качественно новом уровне» , — подчеркнул первый замминистра финансов. По его мнению, это позволит повысить деловую конкуренцию на рынке, качество страховых услуг, даст дополнительный рост страховых взносов.
За январь — сентябрь 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года страховой рынок Беларуси вырос на 55,1%, а сумма страховых взносов по всем видам страхования достигла 4,9 трлн. р. В том числе по видам добровольного страхования — 2,8 трлн. р., по видам обязательного страхования — 2,1 трлн. р. Объем страховых портфелей государственных страховых организаций и страховых организаций с долей собственности государства в уставных фондах свыше 50% достиг 4 трлн. р., увеличившись по отношению к аналогичному периоду 2012 года на 52,1%, в том числе по видам добровольного страхования — 1,9 трлн. р. (прирост — 88,9%). В итоге доля государства на страховом рынке Беларуси составила 81,8%, а по видам добровольного страхования возросла с 66,1% до 68,4%. Белорусский страховой рынок благодаря стабильности и положительной динамике развития представляет собой достаточно привлекательное экономическое поле для зарубежных инвесторов. Подтверждением этому является тот факт, что из 25 организаций, представленных на рынке, уставные фонды 11 полностью или частично сформированы за счет иностранного капитала. За последние годы свою деятельность в Беларуси начали такие компании, как «Генерали» (с 21 февраля 2013 года переименовано в ИСЗАО «ППФ Страхование»), «Цептер иншуранс», «Росгосстрах». ИСП «Цептер иншуранс» имеет 100% иностранного капитала в уставном фонде, еще 6 страховых организаций — более 50%. Иностранные инвестиции на страховом рынке страны представлены такими странами, как Россия, Великобритания, Кипр, Австрия, Швейцария, Латвия, Эстония.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко требует усилить контроль в сфере страховых услуг. Такую задачу Глава государства поставил 21 марта 2014 г. на совещании по вопросам совершенствования страховой деятельности в Беларуси.
Александр Лукашенко считает, что назрела необходимость вывести эту важнейшую сферу финансовых услуг на более высокую ступень развития.
«Нельзя забывать, что сфера страхования является одним из стратегических секторов экономики. Она призвана не только служить гарантией защиты имущественных интересов граждан и предприятий, но и обеспечивать приток в народное хозяйство долговременных финансовых ресурсов, так называемых „длинных денег“», — сказал Глава государства. По его словам, «эта сфера должна работать четко, без малейших сбоев, формируя необходимые страховые резервы и рационально направляя финансовые потоки в интересах государства и граждан».
«В целом наш национальный страховой рынок отстает от европейских стран, а также от наших партнеров по Единому экономическому пространству. В Европе уровень участия страхования в экономике в три раза выше, чем у нас. По сумме взносов на душу населения мы существенно отстаем. Например, если у нас она составляет $ 80, то в России — почти $ 200», — констатировал Президент.
«Здесь вывод очевиден: потенциал страховой деятельности в нашей стране еще далеко не реализован. Нужны серьезные меры, стимулирующие ее более динамичное развитие», — считает Александр Лукашенко.
«Сравнительный анализ показателей рынка с другими государствами указывает на наличие резервов для его развития. Основной резерв роста — в развитии добровольного страхования. Сегмент обязательного страхования ограничен, и проводимая государством сдержанная тарифная политика имеет социальную направленность», — сказал первый замминистра.
Он отметил, что для развития добровольного страхования необходимо снять имеющиеся ограничения, создав условия для привлечения инвестиций, равной конкуренции, а также возможности для развития страховщиками собственной инфраструктуры сопутствующего страхованию бизнеса.
Владимир Амарин сообщил, что «на сегодняшний день размеры собственного капитала страховщиков у негосударственных страховых организаций не превышают предусмотренных законодательством требований к минимальной финансовой достаточности — 1 млн евро для рисковых видов страхования и 2 млн евро для страхования жизни». «Одним из путей роста финансового потенциала страхового рынка является повышение требований к минимальному размеру уставного фонда. Это позволит страховать крупные риски, а также выровнять требования к финансовой достаточности национального страхового рынка с нашими партнерами по ЕЭП», — заявил первый замминистра.
Он отметил, что «расширение масштабов и снятие ограничений в страховой деятельности, перспектива формирования общего финансового рынка требует повышения эффективности госрегулирования страхования. Основная цель заключается в обеспечении конкурентоспособности и устойчивости страхового рынка, а также надежной защиты интересов государства и застрахованных лиц».
Министерство финансов подготовило проект указа, предусматривающего комплексную корректировку законодательства. Документ включает в себя накопленные за последние годы предложения по совершенствованию порядка проведения видов обязательного страхования, а также целый ряд новшеств.
Во-первых, сильно повлиять на состав игроков белорусского рынка страхования в будущем способны интеграционные процессы в Едином экономическом пространстве.
Во-вторых, еще один резерв повышения эффективности функционирования страховой отрасли Минфин видит в новых информационных технологиях.
В-третьих, параллельно прорабатывается вопрос внедрения системы электронного страхового полиса, когда посредством сети Интернет можно будет не только заказать и оплатить этот документ, но и, распечатав, использовать его. Страховщики постепенно внедряют такую услугу, как личный кабинет страхователя, когда клиент через сайт компании может следить за своим делом при необходимости получения страхового возмещения.
Итак, страхование имущества — одна из важнейших отраслей страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах. Объектами страхования по имущественному договору страхования могут быть не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные с утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя, либо с нанесением ущерба их имущественным правам. Страхование имущества предприятия играет большую роль в его деятельности, так как дает уверенность в завтрашнем дне и помогает защитить активы предприятия, которые являются ключевым элементом для получения прибыли. Несмотря на положительную динамику развития имущественного страхования, реальный рост страховых взносов осуществляется недостаточно высокими темпами с точки зрения своего потенциала. Важным шагом для дальнейшего развития страхового рынка Беларуси может стать принятие подготовленного Министерством финансов проекта указа.
2. Действующая практика организации имущественного страхования Актуальное состояние страхового рынка на данном этапе. Анализ статистических данных. Страхование является защитным экономическим механизмом, направленным на поддержание производства и качества жизни людей. Современный этап развития страхового рынка Республики Беларусь начался в 2001 году и характеризуется устойчивостью функционирования в результате стабилизации ситуации в экономике страны, а также качественных структурных изменений, обусловленных введением новых видов обязательного страхования.
Чтобы лучше понять, какие изменения ожидают белорусский страховой рынок, необходимо знать его актуальное состояние. Согласно данным Министерства финансов, страховую деятельность в Беларуси осуществляют 25 страховых организаций, в том числе 8 государственных и с долей собственности государства в их имуществе. Из них 4 страховые организации осуществляют исключительно добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии, 1 — деятельность по перестрахованию. На рынке представлены и другие традиционные участники процесса страхования страховые агенты и брокеры.
За первое полугодие 2014 года взносы страховых организаций Беларуси составили 3 трлн. 613,1 млрд. р. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года рост составил 107,4%. По добровольным видам страхования за первые шесть месяцев 2014 года страховые взносы составили 1 трлн. 972,1 млрд. р.
Удельный вес взносов по добровольным видам страхования в общей сумме страховых взносов составляет 54,6% (за первое полугодие 2013 года — 59%). В структуре страховых взносов по добровольным видам страхования на долю личного страхования приходится 37,9%, имущественного — 56,2%, страхования ответственности — 5,9%.
Страховые взносы по обязательным видам страхования за первое полугодие 2014 года составили 1 трлн. 641 млрд. р. Удельный вес взносов по обязательным видам страхования в общей сумме взносов составляет 45,4% (за первые шесть месяцев 2013 года — 41%), из них личное страхование — 33,1% от суммы страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное — 21%, страхование ответственности — 45,9%.
За первое полугодие 2014 года выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по стране составили 1 трлн. 522,7 млрд. р., из них на долю добровольных видов страхования приходится 675,3 млрд. р. (44,3%), обязательных видов страхования — 847,4 млрд. р. (55,7%).
Уровень страховых выплат в общей сумме страховых взносов за первое полугодие 2014 года составил 42,1% (за аналогичный период 2013 года — 38,5%).
Общая сумма страховых резервов, сформированных страховыми организациями Беларуси, по состоянию на 1 июля 2014 года составляла 5 трлн. 672,7 млрд. р. Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни, составляют 4 трлн. 609,6 млрд. р., по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, — 1 трлн. 63,1 млрд. р. (на 1 июля 2013 года — 3 трлн. 76,8 млрд. р. и 678,3 млрд. р. соответственно).
По состоянию на 1 июля 2014 года собственный капитал страховых организаций страны составлял 12 трлн. 173,5 млрд. р. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2013 года в действующих ценах на 1 трлн. 25,4 млрд. р. Уставный капитал — 9 трлн. 904,1 млрд. р., или 81,4% от величины собственного капитала.
Несмотря на рост страховых премий, их доля в ВВП составляет лишь 1,04%. Наибольшая доля белорусского страхового рынка принадлежит страховщикам с государственной формой собственности. Возможности развития частных страховых компаний, страховых компаний с иностранными инвестициями ограничены.
По мнению международных экспертов, в Беларуси, как в других постсоветских странах, претендующих на вступление в ВТО, сектор страхования является менее открытым, чем банковский, а законодательная база — менее развитой.
Страховой рынок Республики Беларусь можно разделить на три группы по признаку собственности:
— 4 государственные компании (2 — non-life, 1 — life, 1 — reinsurance);
— 4 полугосударственные (4 — non-life);
— 17 частных (14 — non-life, 3 — life).
Рисунок 2.1 — Структура страхового рынка Республики Беларусь в 2014 г.,% Источник — Белорусская Ассоциация Страховщиков [3]
Страховая отрасль продемонстрировала в 2013 году устойчивый рост. Участниками рынка выполнены все утвержденные Совмином целевые прогнозные показатели развития. Улучшилось и большинство индикаторов устойчивости страховых организаций.
Показатели деятельности всех страховых организаций Республики Беларусь за 2013 год представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 — Отдельные показатели деятельности страховых организаций Республики Беларусь на 1 января 2014 года (тыс. рублей)
Наименование страховой организации | Стр. взносы по договорам прямого страхования и сострахования, тыс. р. | Стр. выплаты по договорам прямого страхования и сострахования, тыс. р. | Прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. р. | |
1. Белгосстрах | 3 219 995 937 | 1 589 784 660 | 309 828 043 | |
2. ЗАСО «ТАСК» | 513 451 726 | 240 570 505 | 50 512 023 | |
3. «Белэксимгарант» | 463 380 383 | 59 485 301 | 172 840 366 | |
4. ЗАСО «Промтрансинвест» | 431 466 951 | 166 428 137 | 30 481 028 | |
5. ЗАСО «Белнефтестрах» | 368 732 958 | 139 858 823 | 58 164 678 | |
6. ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко» | 288 489 463 | 139 469 966 | 6 200 693 | |
7. ЗАО «СК «Белросстрах» | 223 264 948 | 75 113 602 | 41 606 097 | |
8. СООО «Белкоопстрах» | 193 399 024 | 84 458 969 | 32 521 675 | |
9. СБА ЗАСО «Купала» | 126 006 751 | 28 272 159 | 7 703 438 | |
10. ЗСАО «БелИнгострах» | 108 792 238 | 63 643 122 | 2 063 486 | |
11. УСП"Белвнешстрах" | 70 809 037 | 26 179 343 | 6 519 998 | |
12. ЗАСО «Кентавр» | 62 638 796 | 38 070 024 | 3 794 573 | |
13. ИС ЗАО «ППФ Страхование» | 89 137 212 | 433 806 | 25 307 930 | |
14. ЗАО «СК «Эрго» | 52 985 956 | 23 870 047 | 5 258 942 | |
15. ЗАСО «Гарантия» | 30 842 361 | 1 045 156 | 2 044 346 | |
16. ОАСО «Багач» | 13 039 172 | 7 036 736 | 1 894 269 | |
17. ИСП «Цептер иншуранс» | 9 387 939 | 5 416 613 | 2 227 507 | |
18. СООО «Росгосстрах» | 6 028 562 | 1 338 255 | 663 338 | |
19. Частное предприятие «Вартма иншуранс» | 1 166 729 | ; | 2 474 535 | |
20. ЗАСО «Дельта страхование» | 407 705 | 248 328 | 1 588 212 | |
21. РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» | ; | ; | 177 225 862 | |
22. РДУСП «Стравита» | 265 071 027 | 49 811 249 | 220 062 187 | |
23. ОАСО «Пенсионные гарантии» | 68 252 309 | 523 343 | 3 500 373 | |
24. УСП «Седьмая линия» | 24 126 199 | 5 452 089 | 5 623 207 | |
25. ОАО «Белорусский народный страховой пенсионный фонд» | 14 234 912 | 14 824 724 | — 4 187 279 | |
Источник — собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения статистических данных Министерства Финансов Республики Беларусь [1]
По итогам финансово-хозяйственной деятельности в 2013 году страховыми организациями получена прибыль в размере 1 165,4 млрд. р., что превышает уровень 2012 года на 67,9%. Чистая прибыль в целом по страховому сектору возросла на 50,8% и составила 834,1 млрд. р.
Проведем анализ страхования имущества предприятий и организаций на примере Белгосстраха, так как он на сегодняшний день, по данным Министерства Финансов Республики Беларусь, лидер страхового рынка Беларуси.
Полученный на протяжении десятков лет опыт и разветвленная сеть продаж позволяют Белгосстраху удерживать лидирующие позиции по сумме полученной страховой премии, ежегодно покрывая страхованием более половины страхового рынка республики.
8 филиалов и 118 представительств по всей республике делают услуги Белгосстраха доступными для каждого жителя Беларуси. Кроме того, страховые услуги Белгосстраха оказывают Беларусбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк, БПС-Сбербанк, Белвнешэкономбанк, БАМАП, Белпочта и Белтелеком. Таким образом, действующая сеть продаж страховых услуг Белгосстраха превышает более 5 000 точек продаж по всей территории страны, ряд из которых работает круглосуточно.
Основные показатели страховой и финансовой деятельности Белгосстраха за последний период представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 — Основные показатели страховой и финансовой деятельности Белгосстраха за январь-март 2014 г.
Наименование показателя | По всем видам страхования | По добровольным видам страхования | По добровольному страхованию имущественных интересов юридических лиц | |
Страховые взносы с начала года, млн. р. | 738 890,0 | 229 054,8 | 68 273,2 | |
Сумма выплат с начала года, млн. р. | 380 585,7 | 78 150,6 | 20 566,6 | |
Количество заключенных договоров страхования, тыс. ед. | 2 476,3 | 918,4 | 19,8 | |
Количество произведенных выплат страхового возмещения, тыс. ед. | 147,7 | 49,8 | 1,8 | |
Финансовый результат (сумма прибыли после уплаты налогов и платежей), млн. р. | 70 080,2 | |||
Размер страховых резервов, млн. р. | 2 192 127,9 | |||
Источник — собственная разработка. Таблица составлена на основании статистических данных страховой компании Белгосстрах [2]
Работая как с физическими, так и с юридическими лицами, Белгосстрах предоставляет своим клиентам более 100 вариантов услуг страхования по 65 видам добровольного и обязательного страхования. Специалисты компании постоянно разрабатывают и внедряют новые страховые продукты.
По состоянию на 01.07.2014 г. уставной фонд Белгосстраха составляет 3 971,4 млрд. р., собственный капитал Белгосстраха составляет 4 897,8 млрд. р. Динамика показателей страховой деятельности Белгосстраха по страхованию имущества предприятий и организаций представлена на рис. 2.2
В 2012 году объем поступлений страховых взносов по страхованию имущества предприятий и организаций увеличился по сравнению с 2011 годом на 53 266 780,3 тыс. р., что в процентном отношении составило 78,5% к уровню 2011 года.
Рисунок 2.2 — Динамика страховых поступлений и выплат страхового возмещения и страхового обеспечения по договорам страхования имущества предприятий и организаций, заключенных Белгосстрахом за 2011 — 2013 гг., тыс. р.
Источник — собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения статистических данных, предоставленных Министерством Финансов Республики Беларусь [1]
В 2013 году объем поступлений страховых взносов увеличился по сравнению с 2012 годом на 113 110 142 тыс. р., что в процентном отношении составляет 93,3% к уровню 2012 года.
Также проведем анализ рынка имущественного страхования в Республике Беларусь в целом.
Динамика страховых взносов и страховых выплат по имущественному страхованию представлена в таблице 2.3 Динамика страховых взносов по страхованию имущества предприятий и организаций представлена на рисунке 2.3
Таблица 2.3 — Анализ поступивших страховых взносов и выплат страхового возмещения и страхового обеспечения по страхованию имущества предприятий и организаций
Показатели | ||||
Всего страховых взносов по добровольному страхованию, тыс. р. | 1 142 945 742,7 | |||
Страховые взносы по страхованию имущества предприятий, тыс. р. | 256 350 687,8 | 531 306 549 | 954 774 770 | |
Удельный вес от всех взносов, % | 22,43 | 25,02 | 26,29 | |
Всего выплат страхового возмещения, страхового обеспечения, тыс. р. | 595 937 493 | 902 093 040 | ||
Выплаты страхового возмещения по страхованию имущества предприятий, тыс. р. | 164 584 026,2 | 308 902 957 | 412 683 216 | |
Доля выплат. % | 64,20 | 58,14 | 43,22 | |
Источник — собственная разработка. Таблица составлена на основании данных Министерства Финансов Республики Беларусь [1]
Рисунок 2.3 — Динамика страховых поступлений по страхованию имущества предприятий за 2011 — 2013 гг., тыс. р.
Источник — собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения статистических данных, предоставленных Министерством Финансов Республики Беларусь [1]
В целом наблюдается увеличение объемов поступлений страховых взносов по страхованию имущества предприятий и организаций. Это объясняется тем, что сейчас юридические лица особо озабочены эффективностью любых процессов, многие, из хорошо считающих деньги, более пристально посмотрели именно на механизм страхования — относительно недорогой и достаточно понятный способ решения сложных и внезапных проблем.
Из приведенных данных видно, что в целом портфель страхования имущества предприятий остается стабильным. Объясняя сравнительную устойчивость этого портфеля, следует отметить, что многие крупные организации заключают многолетние кредитные договоры и потому продолжают и сейчас активно кредитоваться и, как следствие, страховать имущество, передаваемое в залог.
Подведем итоги. Анализ имущественного страхования в Республике Беларусь показал, что в целом наблюдается положительная динамика. Однако, несмотря на это, реальный рост страховых взносов осуществляется недостаточно высокими темпами с точки зрения своего потенциала. Лишь в незначительной степени этот рост был обусловлен объективными факторами — осознанием значимости заключения договора страхования, как надежной и недорогой защиты от финансовых потерь при наступлении неблагоприятных событий в жизни, повышения страховой культуры и развития самого страхового рынка. Среди стран СНГ уровень развития страхового рынка Беларуси несколько превышает показатель Казахстана и отстает от показателей России и Украины. Таким образом, по показателю доли страховой премии в ВВП Беларусь значительно отстает от большинства развитых европейских стран.
3. Перспективы развития страхования имущества предприятий и организаций в Республике Беларусь Перспективы развития страхового рынка в Республике Беларусь трудно предугадать, так как они во многом зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры населения. Наивно было бы полагать, что в нашей стране население, живущее потребностями одного дня, будет заботиться о накоплении капитала. В таких экономических условиях долгосрочные накопительные страховые программы не работают. Перспективы развития отечественного страхового рынка предлагается рассмотреть исходя из принимаемых на государственном уровне документов.
Основным документом, определяющим развитие страхования, как раз и является Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011—2015 годы.
Программой предусматривается внедрение новых видов страхования, страховых технологий, повышение качества страховых услуг, предоставление равных прав на осуществление деятельности для страховых организаций всех форм собственности. Планируется усовершенствовать систему налоговых стимулов для потребителей страховых услуг. Дальнейшее развитие получат добровольные виды страхования.
Важным элементом развития страховой отрасли должна стать масштабная либерализация законодательства о страховании, которая создаст серьезные предпосылки для прихода иностранных инвесторов в эту сферу. Национальное законодательство будет соответствовать европейским подходам и мировой практике.
Как ожидают в правительстве, реализация программы позволит довести удельный вес страховых взносов в ВВП к концу пятилетки до 1,2%.
Главными задачами повышения эффективности страховой деятельности за этот период в республике являются:
— совершенствование законодательства в области осуществления и надзора за страховой деятельностью;
— обеспечение сближения национальной системы регулирования страховой деятельности с международными принципами и стандартами с учетом необходимости интеграции республики во Всемирную торговую организацию;
— повышение требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;
— совершенствование порядка формирования страховых резервов;
— совершенствование и развитие добровольных видов страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;
— введение обязательных видов страхования в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном страховании;
— формирование национальной системы экспортных кредитов путем разработки комплексной нормативной базы, обеспечивающей условия для функционирования и развития системы страхования экспортных кредитов;
— пересмотр отдельных требований законодательства в целях повышения эффективности системы надзора за страховой деятельностью и ее регулирования;
— введение единой автоматизированной системы сбора и обработки данных страховой деятельности;
— совершенствование системы бухгалтерского учета страховых операций и повышение прозрачности финансовой отчетности.
Однако в то же время не стоит слишком контролировать рынок страхования, так как это приведет к возврату к практике страхования советских времен, стремление правительства к чрезмерному регулированию рынка страхования, установление монополистической позиции государственных страховых организаций и дискриминация частных иностранных компаний сдерживает конкуренцию и тормозит развитие рынка страхования.
Возможно для того, чтобы улучшить страховую деятельность в Беларуси необходимо предпринять ряд мер:
— взносы по добровольному страхованию должны выплачиваться не из прибыли, а относиться на издержки предприятий. При отсутствии у предприятий традиций страховать риски, связанные с производственной деятельностью, а также невысокие доходы, выплаты страховых премий из прибыли расценивается руководителями предприятий как дополнительные издержки и вынуждает их отказаться от добровольных видов страхования. Однако подобное отношение не означает снижение вероятности наступления непредвиденных событий, влекущих за собой убытки, поэтому отнесение выплат, как по обязательным, так и по добровольным видам страхования на издержки послужит необходимым стимулом для предприятий страховать возможные риски;
— обязательное страхование не должно рассматриваться как средство прививания страховой культуры. Понимание необходимости страхования должно вытекать из невозможности осуществления без него определенных видов экономической деятельности. Следовательно, требуются соответствующие изменения в законодательстве, которые бы предполагали приобретение страхового полиса для получения разрешения на оказание, например, адвокатских услуг, услуг по перевозке грузов, что в свою очередь будет стимулировать спрос на страховые услуги;
— право проводить обязательные виды страхования должно быть предоставлено всем компаниям без исключения независимо от структуры их уставного фонда. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств целесообразно вернуть частным страховщикам в первую очередь, так как они уже доказали свою состоятельность и эффективность работы. Демонополизация обязательных видов страхования не значит их передачу на полное усмотрение страховщиков. Для обязательных видов страхования государство должно проводить тарифную политику, которая бы предусматривала регулирование тарифов, чтобы страховые компании с одной стороны не могли чрезмерно занижать тарифы, таким образом увеличивая риск своей деятельности и вероятность дестабилизации рынка, а с другой, не использовали бы обязательные виды страхования как средство наживы;
— открыть доступ иностранным страховщикам на белорусский рынок страховых услуг. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в белорусское законодательство, которое бы одинаково регулировали деятельность как белорусских, так и иностранных страховых компаний. Протекционизм внутреннего рынка ведет к отказу от новых технологий, которые приносят с собой иностранные компании, а также ограничивается необходимый для динамичного экономического развития приток иностранного капитала, как в сектор страхования, так и в другие отрасли экономики.
Сегодня перед зарубежными страховщиками стоит задача стимулирования спроса на страхование. Возможности административного стимулирования спроса посредством введения новых видов обязательного страхования у западных страховщиков выглядят довольно ограничено.
Особое внимание в этой связи привлекает опыт зарубежных страховых компаний по формированию страхового портфеля, который связан со стимулированием спроса на страховые услуги с помощью внедрения новых технологий обслуживания потребителей. Зарубежные страховые компании в последние годы испытывают давление со стороны банков, инвестиционных, лизинговых, юридических, торговых компаний, которые оказывают финансовые услуги в комплексе с другими необходимыми услугами, т. е. идет борьба за клиента-покупателя (страхователя). Наблюдается тенденция выхода неспециализированных на страховании организаций непосредственно на рынок страховых услуг.
Конкретнее рассмотрим зарубежный опыт страхования имущества на примере Германии, Франции, Великобритании.
Страховые компании Германии, по общему мнению, принадлежат к наиболее надежным в мире. Интересно, что первая в мире система обязательного социального страхования была создана более ста лет назад именно в Германии. В Германии же впервые в мире была введена и система коммерческого страхования. Там находится крупнейший частный страховой концерн Европы (Allianz Holding). В Мюнхене крупнейшая в мире перестраховочная компания, а в Кельне перестраховочная компания, занимающая третье место среди всех перестраховочных компаний мира.
Самым давним из всех видов страховых компаний в Германии является «Общество взаимного страхования»: страхователи являются здесь одновременно и застрахованными. Члены такой компании сами выбирают руководство и сами распределяют между собой прибыли. Наиболее крупные страховые компании Германии это акционерные общества, принадлежащие частным капиталовладельцам, оказывающим страховые услуги на коммерческой основе. Государственный контроль. Прежде всего, следует упомянуть наличие в Германии «Федерального ведомства контроля за страховыми компаниями». Оно находится в Берлине. Это ведомство руководит государственной системой допуска страховых компаний на рынок и контроля над ними.
Государство, таким образом, проверяет стиль работы страховых компаний, включая размеры взносов, которые поступают от клиентов за страхование жизни, страхование ответственности, больничное страхование и т. д. Ежегодно соответствующие государственные учреждения проверяют общее финансовое положение страховых компаний: достаточны ли финансовые резервы, чтобы страховая компания смогла выполнить свои обязательства по выплате страховых сумм. Проверяется также, куда вложены эти резервы. Обычно страховым компаниям предписывается вкладывать резервы в недвижимость, давать ссуды под залог недвижимости, покупать облигации и т. п. В акции, а они всегда подвержены колебаниям, в начале 90-х годов было вложено менее 3а процентов от общей суммы взносов, полученных от застрахованных. В то же время около 5 процентов было вложено в иные виды участия в предприятиях.
Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон «О защите личных данных».
Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой.
Банки и страховые компании, в отличие от мелких, не потребляют свою прибыль, а вкладывают ее в дальнейшее развитие предприятия, будучи заинтересованными в его постоянном росте. Кроме того, они не отказываются и от прибыли от побочных коммерческих дел. Это проявляется, например, во взаимном участии банков и страховых компаний в делах друг друга. Например, один из наиболее мощных в финансовом отношении немецких банков имеет 10 процентов акционерного капитала крупнейшего страхового концерна Европы (Allianz Holding), а последний, в свою очередь, имеет почти 20 процентов акционерного капитала этого банка; кроме того, Allianz Holding обладает значительной частью акционерных капиталов в 5 других банках (в каждом из которых имеет не более 25 процентов акционерного капитала).
Страховые компании тесно сотрудничают с банками в силу высокой интенсивности денежного потока. Услуги страховых компаний и банков часто образуют единый комплекс. Например, в случае если частное лицо берет в банке заем, последний требует от него гарантии возвращения взятых денег.
Среди имущественных видов страхования во Франции наиболее часто применяются следующие: страхование грузов, страхование судов (морское каско), страхование воздушных судов, страхование автомобилей, страхование экспортных кредитов, страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности, страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей, страхование имущества нерезидентов от огня и других опасностей, другие виды имущественного страхования. С 9 сентября 1986 г. в силу закона все договоры имущественного страхования в обязательном порядке включают страхование ущерба в результате террористических актов во Франции. Ключевым звеном этой системы является Гарантийный фонд пострадавших от террористических актов и преступлений против личности, основу бюджета, которого составляют обязательные отчисления в размере 3,30 евро с каждого договора страхования имущества
Уникальной по своей организационной структуре является страховая корпорация Великобритании «Ллойд», которая не является страховой компанией в юридическом понимании, а представляет собой объединение частных лиц, каждый из которых принимает страхование «на свой риск».
В настоящее время членами «Ллойда» являются около 30 тыс. таких лиц, которые в обеспечение своих обязательств вносят соответствующую сумму и группируются в синдикаты (по морскому страхованию, страхованию от огня и т. п.). Во главе каждого синдиката стоит андеррайтер — высококвалифицированный специалист, который принимает на страхование риски от всех членов, страховые взносы, распределяя ответственность между ними пропорционально внесенной ими сумме. В такой же пропорции распределяются расходы по ведению дела и оплате сумм страхового возмещения. Количество синдикатов по соответствующему виду страхования диктуется потребностью в денежных средствах для покрытия страхованием максимально возможных рисков.
Обращаться к андеррайтеру можно только имея слип — документ, содержащий описание риска и условий страхования, сумму страхового платежа, страховую сумму и др. Каждый из синдикатов принимает на страхование только такую долю риска, которая соответствует его финансовым возможностям.
Таким образом, изучение страхового рынка зарубежных стран, где страхование имеет более длинную историю и развито лучше, чем в Беларуси, позволит избежать ошибок и выбрать правильный путь развития страхового рынка и в нашей стране.
Также можно сделать вывод, что только в случае, когда правительство гарантирует равноправие функционирования всех участников рынка страховых услуг, а также возмещает потери населению и устанавливает необходимые стимулы к страхованию для предприятий и населения, страховой рынок может полноценно развиваться, являясь основой устойчивого экономического роста. Дальнейшее совершенствование страхования имущества в Республике Беларусь и интеграция белорусского страхового рынка в мировой, позволит достичь высокого уровня развития страхования в Республике Беларусь.
страхование имущество рынок
Заключение
Каждое предприятие обладает каким-либо имуществом, при этом всегда существуют риски, которые могут привести к повреждению, утрате или уничтожению данного имущества.
Имущественное страхование трактуется как отрасль страхования, в которой объектом страховых правоотношений выступает имущество в различных видах; его экономическое назначение — страховая защита, возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая. Застрахованным может быть имущество как являющееся собственностью страхователя, так и находящееся в его владении, пользовании, распоряжении.
Имущественное страхование обеспечивает возмещение в первую очередь прямого фактического ущерба, восстановление погибших объектов, однако при определенных условиях в ответственность может включаться и косвенный ущерб. Ослабляя, а то и ликвидируя элемент риска во многих сферах жизни — и в бытовой, и в хозяйственной, и в предпринимательской деятельности, страхование дает большую уверенность в завтрашнем дне, в своем будущем. Уверенность же порождает большую активность деятельности, более быстрое развитие всех составляющих нашего общества, а соответственно и самого общества.
Таким образом, страхование способствует и социальному, и экономическому подъему нашей страны, делая положение граждан и предприятий более устойчивым и независимым от различного рода случайностей.
С другой стороны, страхование как особый род предпринимательской деятельности является в достаточно большой мере занятием прибыльным. А с постепенным развитием рыночных отношений в нашей стране обещает получить еще более широкое распространение. Появление новых видов страхования, новых услуг в страховом деле следует стимулировать, естественно строго в рамках закона. Ведь крупные капиталы, собираемые страховыми компаниями, могут быть инвестированы в различные отрасли экономики, способствуя ее более быстрому и успешному развитию.
Оценивая ситуацию на страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неравновесная. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность.
В настоящее время существует ряд внутренних факторов, затрудняющих динамичное развитие рынка страхования в целом и рынка страхования от несчастных случаев, в частности:
— настороженное отношение населения к страхованию;
— отсутствие страховой культуры;
— налогообложение.;
— государственное регулирование рынка страхования;
— слабое развитие IT-технологий в страховании.
Общие показатели, характеризующие роль страхования в экономике пока остаются низкими.
На исправление ситуации в этой сфере как раз и направлена Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011—2015 годы.
Программой предусматривается внедрение новых видов страхования, страховых технологий, повышение качества страховых услуг, предоставление равных прав на осуществление деятельности для страховых организаций всех форм собственности. Планируется усовершенствовать систему налоговых стимулов для потребителей страховых услуг. Дальнейшее развитие получат добровольные виды страхования.
Необходимые для этого качественные и количественные изменения состояния страхового рынка республики нами предложено осуществить путем:
— повышения капитализации страховых организаций за счет внутренних и внешних источников;
— обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования;
— формирования среды добросовестной конкуренции;
— совершенствования законодательства о страховании;
— перехода на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций на основе принципов, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора;
— развития инфраструктуры страхового рынка и информационных технологий.
Развитие страховой деятельности в Республике Беларусь должно быть направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.
Важным элементом развития страховой отрасли должна стать масштабная либерализация законодательства о страховании, которая создаст серьезные предпосылки для прихода иностранных инвесторов в эту сферу. Национальное законодательство будет соответствовать европейским подходам и мировой практике.
Как ожидают в правительстве, реализация программы позволит довести удельный вес страховых взносов в ВВП к концу пятилетки до 1,2%.
Список использованных источников
1. Страховая статистика
2. Основные показатели страховой и финансовой деятельности Белгосстраха за январь-июнь 2014 г.
3. Страховой рынок Республики Беларусь 2011 год
4. Воблый К. Г. Основы экономии страхования. Репринтное издание / К. Г. Воблый. — М.: Издательский центр «Анкил», 1995. — 232 с.
5. Воробьев М. К. Теория финансов: учеб.-метод. комплекс / М. К. Воробьев, И. А. Осипов. — Минск: МИУ, 2005. — 147 с.
6. Ефимов С. Л. Экономика и страхование: учеб. пособие / С. Л. Ефимов. — М.: Церих-ПЭЛ, 2006. — 306 с.
7. Казанцев С. К. Основы страхования: учебное пособие / С. К. Казанцев; Л. Е. Стровский; В. В. Ханин — Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998. — 101 с.
8. Колпина Л. Г. Финансы и кредит: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В. Л. Тарасевич и др.; под ред. М. И. Плотницкого. — Мн.: Книжный Дом; Минаста, 2005. — 336 с.
9. Кот А. Страхование без страхов и упреков. Об изменениях в страховое законодательство Беларуси в 2014 году. /А. Кот // Экономика Беларуси. — 2013. — № 4. — 59 с.
10. Корженевская Г. М. Страховое дело: учеб. пособие / Г. М. Корженевская. — Минск: БИП-С Плюс, 2008. — 280 с.
11. Мурина Н. Н. Страховое дело: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Мурина, А. А. Роговская. — Минск: «ИВЦ Минфина», 2005 — 246 с.
12. Финансовая стабильность в Республике Беларусь: аналитическое обозрение
13. О Республиканской программе развития страховой деятельности на 2011;2015 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 20 мая 2011 г. № 631
14. О страховании: Закон Респ. Беларусь от 3.06.1993. № 2343-ХІІ //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 22. — 58 с.
15. Совещание по вопросам совершенствования страховой деятельности в Беларуси 21 марта 2014 г.
16. Сац, Л. На страховой рынок Беларуси необходимо привлекать стратегических инвесторов /Л. Сац
17. Страховое дело: учеб. пособие / М. А. Зайцева, Л. Н. Литвинова, А. В. Урупин [и др.]; под общ. ред. М. А. Зайцевой, Л. Н. Литвиновой. — Минск, БЭГУ, 2001. — 268 с.
18. Страхование имущественных интересов людей: страхование в зарубежных странах
19. Страховые компании в Беларуси за полгода собрали 3,6 трлн.руб. взносов
20. Титович А. А. Менеджмент риска и страхования: учеб. пособие — 2-е изд., испр. / А. А. Титович. — Минск: Выш. шк., 2011. — 287 с.
21. Шахов В. В.
Введение
страхование: экономический аспект / В. В. Шахов. — М.: Финансы и статистика, 2002. -437с.
22. Юшкевич О. И. Факторы устойчивого развития. Министерство финансов РБ