Формирование стратегии повышения конкурентоспособности рекреационно-туристских организаций на основе оценки качества туристского продукта
Однако анализ публикаций по данной проблеме, их использование в коммерческой деятельности предпринимательских структур выявил, что сегодня на многих предприятиях, в частности, туристской отрасли, отсутствуют научно обоснованные и опробованные методики исследования своей конкурентоспособности и конкурентоспособности своих услуг. Реализация подобных методик позволила бы санаториям разрабатывать… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Развитие теории понятия туристского продукта в индустрии го степриимства
- 1. 1. Определение туристского продукта, как политико-экономической категории
- 1. 2. Стратегия создания и реализации туристского продукта
- 1. 3. Основные направления совершенствования технологического уровня создания турпродуктов
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Конкурентные преимущества как основа стратегии повышения качества туристского продукта в индустрии гостеприимства
- 2. 1. Особенности туристской деятельности, как основы для определения конкурентных преимуществ отрасли
- 2. 2. Особенности продвижения туристского продукта в индустрии туризма
- 2. 3. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности туристского продукта
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. Методические основы обеспечения конкурентоспособности рекреационно-туристских организаций на основе оценки качества туристского продукта
- 3. 1. Методика разработки стратегии управления конкурентоспособностью рекреационно-туристских услуг
- 3. 2. Методика исследования конкурентных преимуществ туристского продукта на основе использования мультиатрибутивной модели
- 3. 3. Оценка конкурентоспособности турпродукта пансионата «Морская звезда»
- Выводы по третьей главе
Формирование стратегии повышения конкурентоспособности рекреационно-туристских организаций на основе оценки качества туристского продукта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В сферу индустрии туризма уже к средине первого десятилетия нынешнего века оказалось вовлечено порядка 5 млрд. человек, т. е. подавляющая часть населения земли. В настоящее время структура этого гигантского турпотока в самом общем виде выглядит следующим образом. Примерно около 1 млрд. человек в год вовлечено в международный туризм и около 4 млрд. человек во внутристрановой [27]. Туризм из небольшой подотрасли оздоровления, развлечении и путешествий ещё в средине прошлого века, к началу XXI века стремительно вырос до одной из ведущих отраслей мировой экономики. От этого глобального мирового потока людей на Россию приходятся пока порядка одного процента. 4] Поэтому не удивительно, что роль туризма в социально-экономической жизни России ещё должным образом не осмыслена. По-видимому, немаловажную роль сыграло ещё и то обстоятельство, что пик развития туризма в мире пришелся на последнее десятилетие прошлого и начало текущего века, то есть именно как раз на тот почти 20-летний период, когда в России проходили реформы, отбросившие развитие страны на десятилетия [44].
Стремительный рост туризма создал не только глобальную, влиятельную, по существу новую сферу мировой экономики, но и породил целый ряд новых проблем. В частности, речь идёт о проблемах осмысления мотивации, жизнеобеспечения гигантских мировых туристских потоков, зачастую в разы увеличивающих численность многих городов и стран. По существу речь идёт о том, что под воздействием туризма наряду с местным населением во многих развитых в туристском отношении странах появилась относительно устойчивая прослойка так называемого туристского населения, порой многократно превышающая численность местных жителей. Причём это туристское население зачастую отличается не только своей численностью, подвижностью, но и порой кардинально отличающейся системой потребностей и ценностей. Отсюда неизбежные особенности экономической природы территориально-отраслевых комплексов тех регионов, городов и стран в которых туристская сфера экономики начинает становиться значимой, а тем более господствующей. Отсюда необходимость осмысления новых экономических реалий, определения таких понятий, как «туристский поток», «туристский продукт», «совокупный или интегративный туристский продукт», «региональный туристский продукт», «технологии создания и реализации турпродуктов» и т. д.
Анализ состояния развития индустрии туризма в России показал, что ее развитие в стране в настоящее время находится на начальной стадии. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне в связи с невысокой платежеспособностью (лишь 21% населения России совершают путешествия) [40]. Таким образом, рекреационно-туристские организации работают в условиях жесткой конкуренции борьбы за клиента, которая в ряде случаев ведется организациями с использованием недобросовестных методов. Особенно остро являются проблемы высокой конкуренции, отсутствия культуры корпоративных отношений и недостаточно проработанности законодательной базы.
Обострение конкурентной борьбы между этими организациями приводит к тому, что перед каждым российским предприятием, осуществляющим свою деятельность в рекреационно-туристской сфере, встает проблема поиска таких методов формирования конкурентных преимуществ по сравнению с другими организациями, которые позволили бы укрепить ее собственные позиции в конкурентной борьбе за клиента.
В научно-практическом плане проблема повышения конкурентоспособности предприятий является актуальной не только для российских [3,6,9,12], но и для зарубежных [14,19,42] учёных и практиков. Ситуация усугубляется предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) и мировыми тенденциями движения стран к всеобщей глобализации человеческой жизнедеятельности. Всё это требует совершенствования действующих и разработки новых подходов, методов и моделей которые бы, с одной стороны учитывали имеющиеся общетеоретические наработки решения данной проблемы, а с другой — позволяет их практическое применение в конкретных макро-микрои субъектных условиях.
Разработка теоретических и в большей степени — методических проблем управления конкурентоспособностью продукции в условиях переходной экономики является достаточно новой и поэтому актуальной для отечественной экономической науки темой. Отдельные теоретические вопросы, посвященные месту и роли конкуренции в механизме рыночных отношений, нашли свое отражение в работах таких специалистов как: Ансофф И., Барк У., Вебер М., Грейсон Дж., О’Делл К., МеСКОн М., Котлер Ф., Портер М., Санто Б., Твисс Б., Уотерман Р., Хаммер М. и др., Кабаков B.C., Боков М. А., Ветитнев A.M., Жукова М. А., Катков В. В., Моисеева А. К., Медников М. Д., Тихонов P.M., Попов Г. Х., Пригожин А. И., Попков В. П., Румянцева З. П., Уткин Э. И., Фатхутдинов Р. А. и другие.
Однако анализ публикаций по данной проблеме, их использование в коммерческой деятельности предпринимательских структур выявил, что сегодня на многих предприятиях, в частности, туристской отрасли, отсутствуют научно обоснованные и опробованные методики исследования своей конкурентоспособности и конкурентоспособности своих услуг. Реализация подобных методик позволила бы санаториям разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии для того, чтобы достигнуть приемлемого уровня загрузки и рентабельности. Почти все руководители туристских предприятий действуют интуитивно, не системно, что выражается в значительном снижении уровня экономической эффективности организаций.
Всё эго предоопредилило выбор темы и структуру данного диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка методических основ обеспечения конкурентоспособности рекреационно-туристских организаций на основе оценки качества туристского продукта с помощью методов мультиатрибутивного моделирования.
В соответствии с данной целью в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
— определено понятие туристского продукта, как политико-экономической категории, носящего интегративный характер;
— рассмотрена стратегия создания и реализации туристского продукта;
— разработаны основные направления совершенствования технологического уровня создания туристического продукта;
— уточнены место, роль и механизм взаимосвязи «качества» и конкурентоспособности" туристского продукта на разных этапах жизненного цикла;
— систематизированы проблемы создания, конкурентоспособного туристского продукта и пути их решения в предпринимательской практике рекреационно-туристских организаций;
— предложена концепция и модель исследования организационно-технологических особенностей туристского продукта, и их влияния на конкурентоспособность рекрсационно-туристской организации;
— разработан алгоритм управления факторами, определяющими комплекс атрибутов туристского продукта, которые формируют конкурентные преимущества рекреационно-туристских организаций;
— разработана методика исследования конкурентных преимуществ туристского продукта на основе использования мультиатрибутивной модели;
— проведена оценка конкурентоспособности туристского продукта пансионата «Морская звезда» .
Предметом исследования являются методы и модели, способствующие созданию конкурентоспособного туристского продукта и эффективному управлению процессом оказания рекреационно-туристских услуг.
Объектом исследования выбран процесс управления турпродуктом рекреационно-туристских организаций.
Методологической и теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных учёных и специалистов в области экономики и организации конкурентоспособной продукции. Для решения поставленных в диссертации задач использовались методы и инструменты теории управления, теория оптимизации, логического и математического анализа, статистической оценки взаимосвязи, а так же основные принципы и алгоритмы построения экономико-математических моделей и методы интуитивного суждения и экспертных оценок.
К основным элементам научной новизны, составляющим предмет защиты относятся: определено понятие туристского продукта, как политико-экономической категории, то есть востребованные туристским потоком в Сочи результаты деятельности территориально-отраслевого комплекса региона. разработана стратегия создания и реализации туристского продукта на основе совершенствования технологического уровня создания туристического продуктапредложена концепция и модель исследования организационно-технологических особенностей туристского продукта, и их влияния на конкурентоспособность рекреационно-туристской организации;
— предложена методика управления факторами, определяющими комплекс атрибутов туристского продукта, которые и формируют конкурентные преимущества рекреацио! i нотуристских организаций;
— разработана методика исследования конкурентных преимуществ туристского продукта на основе использования мультиатрибутивной модели.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных методов, моделей и алгоритма для оптимизации процесса создания конкурентоспособного туристского продукта на рекреационно-туристском предприятии с целью повышения устойчивости его функционирования и эффективности управления.
Основные положения диссертационной работы были внедрены в ряде санаториев г.
Сочи в период с 2006 г. по настоящее время.
По теме диссертации опубликовано 9 научных работы общим объемов 3,6 п.л. В этих работах изложены основные положения и результаты диссертационного исследования.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
Выводы по третьей главе.
По материалам третьей главы можно сделать следующие выводы:
1. Несмотря на огромный опыт в области создания различных видов продукции следует признать, что все исследования и достижения в области обслуживания туристов носят эмпирический характер. Это не позволяет достичь оптимального уровня конкурентоспособности туристского продукта.
2. Сложности функционирования организаций индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества рекреационно-туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: общеэкономических, культурного и общественно-психологического характера, социально-демографических и личностно-поведенческих. Совокупность всех этих факторов и определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей рекреационно-туристских услуг.
3. Для постановки и решения оптимизационных задач в области повышения качества и эффективности оказания туристских услуг необходимых аналитических зависимостей не достаточно. Поэтому использование математических моделей, в частности простой линейной модели уравнения регрессии, в большинстве случаев затруднительно.
4. Сложность планирования проведения эксперимента и обработки его результатов обусловили применение концепции туристского продукта как совокупности атрибутов, имеющих практическую полезность и ценность для потребителя, иными словами, потребительскую привлекательность.
5. Концепция мультиатрибутивной модели туристского продукта позволяет, комбинируя входящие в нее элементы, извлечь меру потребительской привлекательности, которую определённый потребитель приписывает туристскому продукту исследуемой РТО. Затем, на этой основе рассчитывается общая оценка конкурентоспособности туристского продукта организации.
6. Предложенные методика и модели анализа организационно-технологических особенностей туристского продукта, а также оценка его конкурентоспособности являются объективными, поскольку в их основе лежат оценки, приводящие субъективные восприятия массы потребителей к объективному виду, а также позволяют выбирать, как оптимальные свойства продукта, так и вести эффективный поиск новых его свойств, тем самым обеспечивая конкурентоспособность РТО в целом.
Заключение
.
Выполненное исследование показало, что конкурентоспособность туристского продукта РТО в условиях формируемой рыночной среды позволяет, хозяйствующим субъектам не только обеспечить своё устойчивое функционирование, но и сформулировать рыночно ориентированный потенциал. Это связано с тем, что конкурентоспособность — это совокупность множества характеристик, как самого товара, так и системы, продвигающей его на рынок, сведения о которой практически отсутствуют.
Анализ этой логистической цепочки показал стохастический характер протекающих в ней процессов и отсутствия аналитических методов и моделей, позволяющих эффективно управлять и качеством и конкурентоспособностью туристского продукта. Математические модели не позволяют получить наиболее полную информацию о поведении ее элементов при создании конкурентоспособного туристского продукта путем построения регрессионной метамодели. Среди известных методов анализа и оценки этих процессов наиболее предпочтительным является концепция туристского продукта как мультиатрибутивной модели. Именно такой подход в диссертации позволил нам формализовать и выразить количественно эффект воздействия каждого фактора влияния на конкурентоспособность туристского продукта, а сам процесс сделать управляемым с использованием современных средств вычислительной техники.
Список литературы
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года.
- Авдашева С.В., Розанова С. М. Анализ структуры товарных рынков. Экономическая теория и практика России —М.: Теис, 1998.
- Авдашева С.В., Розанова С. М. Терия организации рынков. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998.-320 с.
- Азар В.И. Мировые гостиничные цепи в последней четверти XX века//Турбизнес. -2000.-Дек.
- Азоев Г. Л. Анализ деятельности конкурентов. М.: ГУУ, 2005. — 80 с.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. — 208с.
- Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000.
- Академия рынка: маркетинг. /А.Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. М.: Экономика, 1993.-572 с.
- Алексеев А.А., Багиев Г. Л. Маркетинговые основы товарного позиционирования в инновационном периоде. СПб.: СПбУЭФ, 2007. — 93 с.
- Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Фаир-пресс, 2000.
- Алле М. Экономика как наука. М.: Наука для общества, РГГУ, 1995. — 168 с.
- Алле М. Условия эффективности в экономике. М.: Наука для общества, 1998. — 304 с.
- Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебное пособие / Под ред. В. А. Петрищева. СПб.: Лениздат, 1998. -574 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. -519 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416.
- Аренков И.А. Теория и методология принятия маркетинговых решений на принципах бенчмаркенига. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.-263 с.
- Аркин П.А. Оганизационно-экономический механизм экономической координации:логический подход. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 159 с.
- Багиев Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2006.-81 с.
- Базелл Р., Браун Р. Информация и риск в маркетинге. М.:Финтстатиформ, 2003.- 96 с.
- Бартенев С.А., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге. М: Изд-во БЕК, 2006, — 352 с.
- Белл Д. Экономические теории и школы (история и современность). М.: Academia, 1999−956 с.
- Болт Г. Дж. Практичекое руководство по управлению сбытом. М.: Экономика, 1991. — 271 с.
- Браверман А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: теория и практика. М.: Экономика, 1997.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. — М.: Интерэксперт Экономика, 1995.
- Ветитнев A.M., Боков М. А., Угрюмов Е. С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. Сочи: РИО СГУТиКД, 1999.
- Ветитнев A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг: Учеб. Пособие. — М.: Медицина, 2001.
- Ветитнев A.M. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. СПб.: Из-во СПб ГУЭиФ, 1999. — 240с.
- Винокуров Б.Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения РФ. СПб.: СПб ГУЭиФ, 1998.
- Воронова В.Д. Особенности формирования цен на туристские услуги//Финансы. 1993. — № 2.
- Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т./ Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1994. Т.1. 349 с.
- Голосов В.В. Теории вывоза капитала. — М.: 1997.
- Голубкова П.Н. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Изд-во «Финпресс», 1998.-263с.
- Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. — М.: Дело, 1995.
- Гукасьян Г. М. Экономическая теория. Ключевые вопросы М.: Инфра-М, 1998 — 103 с.
- Долинская М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Экономика, 1991. — 128 с.
- Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.-784 с.
- Дружинин А.И., Кац И.Я., Пинков А. П. и др. «Невидимая рука» и государственное регулирование экономики: диалектика взаимодействия. — М.: ООО «Юрайт», 1999.-252 с.
- Дурович А.П., Копаев А. С. Маркетинг в туризме: Учеб. Пособие. Минск, 1998.
- Жих Е.М., Панкрухин А. Н., Соловьев В. А. Маркетинг: Как завоевать рынок? JL: Лниздат, 1991.139 с.
- Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2003.
- Завьялов П.С., Демидов В. Б. Формула успеха: Маркетинг. М.: Международные отношения, 1991.-416 с.
- Иванов И.Д. Современное монополии и конкуренция: формы и методы монопольной практики. -М.: Мысль, 1980 254 с.
- Казаков А.П., Минаева Н. В. Экономика М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998, — с .91.
- Квартальное В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 496с.
- Квартальное В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Кейнс Дж.М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.-519с.
- Киреев А. Международная экономика. М.: Международные отношения, 1997.
- Котлер Ф. Основы маркетинга М.: Прогресс, 1990.-736с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под ред. Волковой Л. А., КаптуревСКОго Ю.Н. СПб. Питер, 2000.
- Котлер Ф., Боуэн Дж, Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для ВУЗов /Пер. с англ. под ред. Ноздревой Р. Б. М.: ЮНИТИ. 1998.
- Коваленко И.Н., Филиппова А. А. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие для втуза. -М.: Высшая школа, 1973. -366 с.
- Котков В.В. Управление конкурентоспосбностью организации: Учебн. Пособие / Под ред. А. К. Казанцева.-СПб.: СПбГИЭУ, 2000.-150 с.
- Краснов В.Н. Теории товарного производства и классовой борьбы за пределами догм. -Ростов н/Д, 2001.
- Кретов И.И. Маркетинг на предприятии : Практическое пособие. М.: Финстатинформ, 1994−181 с.
- Куликов Г. В. Факторы мирохозяйствованной конкурентоспосбности японской56,57,58,59,60.