Проблемы снижения производственных издержек для повышения конкурентоспособности организации
Под управлением конкурентоспособностью продукции подавляющая часть авторов понимают процесс планирования, формирования, содержания и наращивания конкурентных преимуществ продукции с целью повышения уровня конкурентоспособности продукции или удерживания его на запланированном уровне. На мой взгляд, наиболее подходящей трактовкой понятия «управление конкурентоспособностью продукции» является… Читать ещё >
Проблемы снижения производственных издержек для повышения конкурентоспособности организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЧУО «Минский КОЛЛЕДЖ предпринимательства»
Проблемы снижения производственных издержек для повышения конкурентоспособности организации
Курсовая работа по учебной дисциплине «Экономика предприятия»
Автор проекта
Учащаяся 2 курса группы Б-21/А.А. Пономарева/
Руководитель
Преподаватель /О.В. Гребенникова/
Минск, 2015
- Введение
- 1. Сущность и значение производственных издержек
- 1.1 Понятие и назначение издержек производства
- 1.1.1 Понятие затрат и издержек производства
- 1.1.2 Виды затрат предприятия
- 1.2 Издержки производства и реализации продукции
- 2. Взаимосвязь производственных издержек и конкурентоспособности продукции
- 2.1 Источники и факторы снижения издержек производства
- 2.2 Системы управления конкурентоспособностью продукции
- 2.3 Влияние снижения издержек на повышение конкурентоспособности
- 3. Практическая часть курсовой работы
- 3.1 Трудовые ресурсы организации
- 3.2 Основные фонды организации
- 3.2.1 Расчёт амортизационных отчислений
- 3.2.2 Расчет амортизационных отчислений линейным методом
- 3.3 Оборотные средства предприятия
- 3.3.1 Понятие и состав оборотных средств
- 3.4 Себестоимость продукции
- 3.5 Формирование отпускной цены в организации
- 3.5.1 Понятие и значение цены
- 3.6 Прибыль организации
- 3.7 Показатели рентабельности продукции
- 3.8 Технико-экономические показатели работы организации
- Заключение
- Список используемой литературы
В рыночной экономике одним из критериев эффективности производства является его прибыльность, которая неразрывно связана со стоимостью потребленных в процессе производства ресурсов, определяющих уровень издержек производства. К сожалению, в настоящее время внимание к издержкам производства ослабло как в научных исследованиях, так и на практике. Стремление получить прибыль любой ценой без учета издержек производства противоречит принципам рационального хозяйствования и нередко приводит к негативным последствиям. Вместе с тем, контроль за формированием издержек производства и умелое управление ими помогает предприятиям не только выжить в современных условиях, но и вести расширенное воспроизводство.
Снижение издержек производства продукции во многом зависит от рационального использования имеющихся резервов, применение которых позволяет производить продукции больше и лучшего качества с минимальными затратами, обеспечивая тем самым высокий уровень эффективности производства.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
Существует достаточно большое количество способов, с помощью которых предприятие может зарабатывать прибыль и в последствии превращать ее в деньги. И для каждого способа наиболее важным фактором является фактор издержек, т. е. тех реальных расходов, которые должно понести предприятие в процессе своей деятельности, направленной на получение прибыли, и повышения конкурентоспособности. Если предприятие не уделяет должного внимания издержкам, они начинают вести себя непредсказуемо, вследствие чего величина прибыли закономерно уменьшается и зачастую становится отрицательной, т. е. деятельность начинает приносить убытки.
Анализ издержек должен начинаться с построения их классификаций, которые помогут получить комплексное представление о свойствах и основных характеристиках издержек. Следует подчеркнуть, что издержки как исключительно сложное явление не могут быть представлены с помощью некоторой одной классификации. На практике существуют различные подходы к классификации издержек, с точки зрения различных критериев их оценки и понимания. В самом общем случае любое предприятие может быть отнесено к производственным, торговым или предприятиям сферы обслуживания. Наибольшее внимание следует уделить производственным предприятиям, поскольку они имеют наиболее сложную структуру издержек. Следует отметить, что классификация издержек не является самоцелью, а создает необходимые условия для последующего анализа издержек и их реструктуризации.
издержка снижение рентабельность конкурентоспособность
1. Сущность и значение производственных издержек
1.1 Понятие и назначение издержек производства
1.1.1 Понятие затрат и издержек производства
Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом и практическое планах, как на уровне общественного производства, так и в макроэкономике в отечественной и зарубежной практике. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных денежных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль.
1.1.2 Виды затрат предприятия
Понятие затрат предприятия существенно различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и практической деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:
1) затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;
2) затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;
3) затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.
Наиболее общее понятие издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы или экономические ресурсы. Все издержки принимаются как альтернативные (или вмененные), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики.
Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных). Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т. д. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т. д., за которые фирма формально не платит. В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т. д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки.
1.2 Издержки производства и реализации продукции
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
В состав себестоимости включаются следующие виды затрат:
1) затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на обеспечение качества;
2) затраты по обслуживанию производственного процесса;
3) затраты, связанные с управлением производством;
4) затраты, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества и надежности продукции, изобретательством и рационализаторством;
5) затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений;
6) затраты по обеспечению нормальных условий труда и технике безопасности;
7) затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
8) выплаты, предусмотренные законодательством о труде;
9) отчисления от расходов на заработную плату;
10) платежи по обязательным (установленным законом) видам страхования и по кредитам банка;
11) отчисления в специальные фонды;
12) затраты на воспроизводство основных производственных фондов (амортизационные отчисления);
13) износ нематериальных активов;
14) предусмотренные законом налоги, сборы, платежи и др. обязательные отчисления;
15) Другие виды затрат в соответствии с установленным законодательством порядком.
Кроме того, в фактической себестоимости отражаются:
1) потери от брака;
2) затраты на гарантийный ремонт, обслуживание;
3) потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
4) недостачи при отсутствии виновных лиц;
5) денежные пособия в установленном законом порядке.
Затраты на производство продукции включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся независимо от времени оплаты.
Затраты можно классифицировать по следующим признакам:
1) по способу отнесения затрат на себестоимость единицы продукции:
— прямые (связаны с производством конкретных видов продукции, их можно непосредственно включать в себестоимость единицы продукции);
— косвенные или накладные (затраты, связанные не с производством определенного вида продукции, а с производством вообще);
2) по однородности состава затрат:
простые — экономически однородные (например, затраты материальные одинакового целевого назначения);
— комплексные — экономически разнородные затраты, но одинакового целевого назначения (например, на содержание и эксплуатацию оборудования);
3) по видам расходов:
по экономическим элементам (в основу классификации положена экономическая однородность затрат вне зависимости от места возникновения затрат и направления использования (например, зарплата);
— по статьям калькуляции (учитываются место возникновения и направление использования);
4) по характеру связи с объемом производства:
условно-постоянные, к ним принято относить такие затраты, величина которых не изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или изменением объема производства;
— условно-переменные, к ним относятся затраты, изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства.
Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов). Возвратные отходы — остатки материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления от затрат на оплату труда (например, на социальные нужды);
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты.
1.3 Сущность и назначение конкурентоспособности
Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей — тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.
Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентом рынке) товара можно определять только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность — понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.
В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет, либо снижает его возможности.
Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
2. Взаимосвязь производственных издержек и конкурентоспособности продукции
2.1 Источники и факторы снижения издержек производства
Издержки производства — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.
Они находят свое выражение в показателях себестоимости продукции, которая характеризует в денежном выражении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые необходимы для производства и реализации продукции.
Снижение издержек производства в настоящее время обеспечивается в основном под влиянием внутрипроизводственных факторов.
Факторы, обусловливающие фактическое снижение издержек производства, можно представить в виде следующего перечня:
1) Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
Снижение издержек может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании компьютерной техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и т. д.
2) Совершенствование организации производства и труда. Снижение издержек может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства, совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально — технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно — технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений в нее в связи с высвобождением управленческого персонала.
При улучшении использования основных фондов снижение издержек производства происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов.
Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления, уменьшения расходов на транспортировку готовой продукции.
Определенные резервы снижения издержек производства заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т. п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство.
3) Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению качества продукции.
Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут проводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.
4) Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений; объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.
5) Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.
Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.
Следовательно, при производстве какого-либо товара необходимо постоянно искать пути снижения издержек и обязательное их планирование.
2.2 Системы управления конкурентоспособностью продукции
Под управлением конкурентоспособностью продукции подавляющая часть авторов понимают процесс планирования, формирования, содержания и наращивания конкурентных преимуществ продукции с целью повышения уровня конкурентоспособности продукции или удерживания его на запланированном уровне. На мой взгляд, наиболее подходящей трактовкой понятия «управление конкурентоспособностью продукции» является определение Собецкой Г., которая отмечает, что «под управлением конкурентоспособностью продукции следует понимать процесс планирования, обеспечения необходимого уровня и повышения конкурентоспособности продукции с помощью целеустремленного влияния на условия и факторы, которые формируют конкурентоспособность». В моем понимании управление конкурентоспособностью продукции — циклический процесс чередования общих функций управления конкурентоспособностью продукции, направленный на обеспечение наилучшего удовлетворения требований потребителей в условиях влияния конкурентообразующих факторов и созданных в экономике условий формирования конкурентоспособности продукции через опосредованное управление проектированием, созданием и продвижением продукции на рынок при оптимальном использовании имеющихся ресурсов.
Обеспечение конкурентоспособности продукции является очень сложным процессом, и решение данной проблемы возможно лишь на основе формирования целостной системы управления. Большинство ученых сходятся во мнении, что система управления конкурентоспособностью продукции является одной из подсистем управления производством, и поэтому ее построение должно опираться на общие принципы системы управления в целом.
2.3 Влияние снижения издержек на повышение конкурентоспособности
Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов. Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой фирмы, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, акционеров, партнеров, престижностью работы на данном предприятии. Конкурентоспособность предприятия, будучи многогранным понятием, не только включает качественные и ценовые параметры промышленной продукции, но зависит от уровня менеджмента, сложившейся системы управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает влияние конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень конкуренции, испытываемая предприятием со стороны других участников рынка, техническая оснащенность, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация персонала, финансовая устойчивость. конкурентоспособность товара — рыночная характеристика, совокупность его преимуществ на рынке, способствующих успешной реализации в успешной конкуренции. Данное понятие определяется системой технических, потребительских и экономических показателей: техническим уровнем продукции, функциональными, социальными, эстетическими и другими полезными свойствами, ценой покупки и затратами на потребление. Оценка проводится путем сравнения этих показателей с товаром-конкурентом, перспективными образцами и нормативами.
Обеспечение конкурентоспособности — это важная проблема, решение которой связано с совершенствованием разработки, изготовления, продажи и технического обслуживания продукции, т. е. с осуществлением целенаправленной деятельности по установлению, формированию и поддержанию требуемого уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла продукции.
Как правило усилия направляются на достижение следующих целей:
1) повышение качества;
2) снижение издержек производства;
3) повышение экономичности и оперативности послепродажного оборудования;
4) стимулирование маркетинговых усилий. Составляющие элементы конкурентоспособности являются много — факторными характеристиками, которые рассматриваются как самостоятельные объекты управления.
В теории конкурентных преимуществ М. Портера рассматриваются два основных источника преимуществ: маркетинг и издержки. Преимущества в маркетинге — это конкурентное преимущество в товарах и услугах, которые в большей степени удовлетворяют потребителя, чем товары конкурента.
Преимущество в издержках — это конкурентное преимущество, возникающее благодаря более низким производственным и маркетинговым затратам, чем затраты конкурентов, что позволяет компании снизить цены или использовать экономию на рекламу и распределение. Фирма, добивающаяся преимуществ в маркетинге, в большей степени ориентирована на потребителя, чем фирма, стремящаяся к преимуществам в издержках, которая, однако, тоже не может игнорировать потребителей. Иначе преимущество окажется непрочным.
Для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно обладать определенным набором внутренних конкурентных преимуществ, количественную оценку факторов можно представить в следующем виде:
1) конкурентоспособность изделия,
2) финансовое состояние предприятия,
3) эффективность маркетинговой деятельности,
4) рентабельность продаж,
5) имидж (марочный капитал) предприятия,
6) эффективность менеджмента.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Поддержание на высоком уровне конкурентоспособности обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств.
Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.
3. Практическая часть курсовой работы
3.1 Трудовые ресурсы организации
Понятие и показатели производительности труда:
Производительность труда — это эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. В настоящее время различают несколько показателей эффективности затрат труда.
Измерить производительность труда можно исходя из количества продукции, произведенной в единицу времени (выработка), или количества времени, затраченного на производство единицы продукции (трудоемкость).
Для этого используются два показателя:
— выработка
— трудоемкость.
Выработка — это показатель количества продукции, произведенного в единицу рабочего времени или приходящегося на одного среднесписочного работника. Представлена показателя годовой, дневной и часовой выработки.
Трудоемкость - представляет собой показатель индивидуальной производительности труда, который характеризует затраты рабочего времени на производство единицы продукции.
Расчет показателей использования трудовых ресурсов:
Основными показателями эффективности использования трудовых ресурсов являются следующие показатели:
1) Среднегодовая выработка в стоимостном выражении, которая рассчитывается по формуле (1):
ГВ = 786 000 000/270 = 2 911 111 (1)
где ВП — объём выпущенной продукции в стоимостном выражении, руб.;
Чппп — численность промышленно-производственного персонала, чел.
2) Среднедневная выработка, которая определяется по формуле (2):
ДВ = 786 000 000/270*247 =11 786 (2)
где — число рабочих дней, дни.
3) Среднечасовая выработка, рассчитываемая по формуле (3):
ЧВ = 786 000 000/ (8*255*270) = 1427 (3)
где ВП — объём выпущенной продукции в стоимостном выражении, руб.;
— продолжительность рабочей смены, часы.
Полученные данные свести в таблицу 1.
Таблица 1 — Показатели использования производительности труда
Показатели | Значение | |
Среднегодовая выработка, руб. /чел. | ||
Среднедневная выработка, руб. /чел. -дн. | ||
Среднечасовая выработка, руб. /чел. - час. | ||
3.2 Основные фонды организации
Понятие и состав основных фондов:
Основные фонды представляют собой средства производства, которые многократно участвуют в процессе производства, постепенно переносят свою стоимость на готовую продукцию и при этом не меняют своей материально-вещественной формы.
1) Здания — производственные и непроизводственные корпуса, жилые здания;
2) Сооружения — гидротехнические сооружения, мосты, подвесные дороги;
3) Передаточные устройства — с их помощью передается энергия различных видов, жидкие и газообразные вещества (кабельные линии, газопроводы, электросети, трубопроводы);
4) Машины и оборудование;
5) Транспортные средства — железнодорожный подвижной состав, морской и речной флот, производственный и коммунальный транспорт;
6) Инструмент — бурильные и отбойные молотки, электродрели;
7) Производственный инвентарь и принадлежности — контейнеры, инвентарь гостиниц, верстаки, рабочие столы;
8) Хозяйственный инвентарь и принадлежности — шкафы, несгораемые ящики, ковры;
9) Рабочий и продуктивный скот — лошади и другой скот кроме оленей и волов;
10) Многолетние насаждения — вишня, слива, виноградники;
11) Прочие основные фонды — животные цирков, зоопарков, библиотечные фонды, музейные ценности.
Расчёт показателей использования основных фондов:
При начислении амортизации, расчете показателей эффективности использования основных фондов, расчете показателей движения основных фондов используется среднегодовая стоимость основных фондов.
Для расчёта среднегодовой стоимости основных фондов необходимо заполнить таблицу 2.
Таблица 2 — Среднегодовая стоимость основных фондов в миллионах рублей
Стоимость основных фондов на начало периода | Стоимость вводимых основных фондов | Стоимость выбывших основных фондов | Стоимость основных фондов на конец периода | Среднегодовая стоимость основных фондов | |
1) Среднегодовую стоимость основных фондов рассчитать по формуле (4):
Фср = 271 000 000+ (10 000 000*10/12) — (4 000 000* (12−4) /12) = 276 666 666 (4)
где — стоимость основных фондов на начало года, руб.;
— стоимость вводимых основных фондов, руб.;
— стоимость выбывших основных фондов, руб.;
— число полных месяцев до конца года с момента ввода основных фондов;
— число полных месяцев до конца года, когда основные фонды не работают.
Основными показателями эффективности использования основных фондов являются следующие показатели:
Фондоотдача, которая рассчитывается по формуле (5):
ФО = 786 000 000/276666666 = 2,8 (5)
где ВП — объём выпущенной продукции, руб.
Фондоёмкость, которая рассчитывается по формуле (6):
ФЕ = 276 666 666/786000000 = 0,35 (6)
Фондовооруженность, которая рассчитывается по формуле (7):
ФВ = 276 666 666/270 = 1 024 691 (7)
где Ч — численность работников, чел.
К показателям движения основных фондов относят:
Коэффициент ввода, который рассчитывается по формуле (8):
Квв = 10 000 000/277000000 = 0,036 (8)
где
— стоимость основных фондов на конец года.
Коэффициент выбытия, который рассчитывается по формуле (9):
Квыб= 4 000 000/271000000 = 0,015 (9)
где
— стоимость основных фондов на начало года.
Коэффициент износа, который рассчитывается по формуле (10):
И = 1/9 * 276 666 666 = 30 740 741
Кизн = 30 740 741/271000000 = 0,113 (10)
где
И — износ основных фондов.
Коэффициент прироста, который рассчитывается по формуле (11):
Кпр = (277 000 000−271 000 000) /277 000 000 = 0,022 (11)
Полученные данные свести в таблицу 3.
Таблица 3 — Показатели использования основных фондов
Показатели | Значение | |
Фондоотдача | 2,8 | |
Фондоёмкость | 0,35 | |
Фондовооружённость руб. /чел. | ||
Коэффициент ввода | 0,036 | |
Коэффициент выбытия | 0,015 | |
Коэффициент износа | 0,113 | |
Коэффициент прироста | 0,022 | |
3.2.1 Расчёт амортизационных отчислений
Амортизация - перенос части стоимости основных фондов на готовую продукцию, возмещение износа основных фондов путем включения их стоимости в затраты на выпуск продукции.
Денежным выражением размера амортизации являются амортизационные отчисления, которые включаются в себестоимость продукции.
Каждое предприятие ежегодно отчисляет в амортизационный фонд определенный процент от среднегодовой стоимости основных фондов, который называется нормой амортизации.
3.2.2 Расчет амортизационных отчислений линейным методом
Линейный способ — заключается в равномерном начислении амортизации на протяжении срока полезного использования основных фондов. При этом способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется путем умножения амортизируемой стоимости на годовую норму амортизации
1) Норма амортизации рассчитывается по формуле (12):
На = (1/9) *100 = 11% (12)
где
СПИ — срок полезного использования, лет.
Срок полезного использования (СПИ) — период времени, на протяжении которого предприятие предполагает использовать объект основных средств.
2) Амортизационные отчисления рассчитываются по формуле (13):
АО = (276 666 666*11) /100 = 30 433 333 (13)
где — среднегодовая стоимость основных фондов, руб.
Полученные в результате расчетов данные свести в таблицу 4.
Таблица 4 — Ежегодные амортизационные отчисления линейным методом
Амортизационная стоимость основных фондов, млн. руб. | Норма амортизации, %. | Сумма амортизационных отчислений, млн. руб. | |
3.3 Оборотные средства предприятия
3.3.1 Понятие и состав оборотных средств
Оборотные средства - это часть средств производства, экономическое назначение которых заключается в обеспечении непрерывности производственного процесса и хозяйственной деятельности предприятия.
Оборотные средства включают оборотные производственные фонды и средства обращения.
Оборотные производственные фонды - это та часть средств производства, которая целиком потребляется в каждом его цикле, меняет свою натурально-вещественную форму, полностью переносит свою стоимость на готовый продукт и целиком возмещается после каждого производственного цикла. Их вещественным содержанием являются предметы труда — сырье, материалы, запчасти, инструмент, топливо и т. д.
Сумма денежных средств, вложенных в оборотные производственные фонды и фонды обращения, называются оборотными средствами или оборотным капиталом.
Расчёт показателей использования оборотных средств:
Основными показателями эффективности использования оборотных средств являются следующие показатели:
1) Коэффициент оборачиваемости рассчитать по формуле (14):
Коб = 786 000 000/225000000 = 3,1 (14)
где ВП — выпуск продукции, руб.;
Со — средний остаток оборотных средств, руб.
2) Длительность одного оборота рассчитать по формуле (15):
Доб = 786/225 = 3,49 (15)
где Д — продолжительность планового расчетного периода.
3) Материалоемкость продукции рассчитывается по формуле (16):
Ме = 240 000 000/786000000 = 0,31 (16)
где МЗ — материальные затраты, руб.;
ВП — объём выпущенной продукции в стоимостном выражении, млн. руб.
Полученные данные свести в таблицу 5.
Таблица 5 — Показатели использования оборотных средств
Показатели | Значение | |
Коэффициент оборачиваемости, об. | 3,1 | |
Длительность одного оборота, дни | 3,49 | |
Материалоёмкость, руб. /руб. | 0,31 | |
3.4 Себестоимость продукции
Себестоимость как экономическая категория, её виды:
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
Различают следующие виды себестоимости:
— цеховая себестоимость.
— производственная себестоимость.
— полная себестоимость.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).
Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость обуславливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.
Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.
На практике в целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная; калькуляционная.
Расчёт себестоимости продукции по элементам:
Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.
Группировка затрат по экономическим элементам определяет абсолютные суммы затрат на производственную деятельность предприятия, но она не дает возможность определить себестоимость единицы продукции конкретного вида.
Расчёт себестоимости продукции необходимо оформить в виде таблицы 6.
Таблица 6 — Себестоимость продукции в миллионах рублей.
Наименование экономических элементов | Показатель | |
Материальные затраты, руб. | ||
Расходы на оплату труда, руб. | ||
Отчисления в ФСЗН, руб. | ||
Отчисления в БГС, руб. | ||
Амортизация основных фондов и нематериальных активов, руб. | ||
Прочее затраты, руб | ||
Итого | ||
1) Рассчитать отчисления в фонд социальной защиты населения по формуле (17):
ФСЗН = ((150 000 000*15) /100) *34/100 = 58 650 000 (17)
где ФЗП — фонд заработной платы работников, руб.;
— ставка отчислений в фонд социальной защиты населения, %.
2) Рассчитать отчисления в белгосстрах по формуле (18):
БГС = 172 500 000*60/100 = 103 500 000 (18)
где Сбгс — ставка отчислений в белгосстрах, %.
3) Рассчитать структуру себестоимости в процентах и оформить в виде таблицы 7:
Таблиц 7 — Структура себестоимости в процентах.
Наименование экономических элементов | % | |
Материальные затраты, млн. руб. | 19,1 | |
Расходы на оплату труда, млн. руб. | 12,1 | |
Отчисления в ФСЗН, млн. руб. | 4,7 | |
Отчисления В БГС, млн. руб. | 8,3 | |
Амортизация основных фондов и нематериальных активов, млн. руб. | 2,4 | |
Прочие затраты, млн. руб. | 53,3 | |
Итого | ||
Для анализа необходимо построить круговую диаграмму структуры себестоимости. Пример построения круговой диаграммы представлен на рисунке 4:
Рисунок 4 — Структура себестоимости
Расчет себестоимости продукции методом калькуляции:
Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям.
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.
Выделяют 12 статей калькуляции. Итог 11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей полную себестоимость продукции.
Расчёт себестоимости продукции необходимо оформить в виде таблицы 8.
Таблица 8 — Себестоимость продукции в миллионах рублей.
Наименование статей калькуляции | Показатели, руб. | |
Затраты на сырье и материалы | ||
Возвратные отходы | ||
Покупные изделия и полуфабрикаты | ; | |
Затраты на топливо и электроэнергию | ||
Основная заработная плата | ||
Дополнительная заработная плата | ||
Отчисления в ФСЗН | ||
Отчисления в БГС | ||
Общепроизводственные расходы | ||
Общехозяйственные расходы | ||
Потери от брака | ; | |
Производственная себестоимость | ||
Коммерческие расходы | ||
Полная себестоимость | ||
1) Определить размер дополнительной заработной платы необходимо по формуле (19):
З/Пдоп =
З/Пдоп = 150 000 000*15/100 = 22 500 000 (19)
где З/Посн — основная заработная плата производственных рабочих, руб.
Сдопз/п — процент дополнительной заработной платы.
2) Рассчитать отчисления в фонд социальной защиты населения по формуле (20):
ФСЗН = 172 500 000*34/100 = 58 650 000 (20)
где ФЗП — фонд заработной платы работников, руб.;
— ставка отчислений в фонд социальной защиты населения, %.
3) Рассчитать отчисления в белгосстрах по формуле (21):
БГС = 172 500 000*0,6 /100 = 1 035 000 (21)
где Сбгс — ставка отчислений в белгосстрах, %.
4) Определить размер общепроизводственных расходов необходимо по формуле (22):
ОПР =
ОПР = 150 000*71/100 = 106 500 000 (22)
где Сопр — процент распределения общепроизводственных расходов.
5) Определить размер общехозяйственных расходов необходимо по формуле (23):
ОХР =
ОХР = 150 000 000*89/100 = 133 500 000 (23)
где Сохр — процент распределения общехозяйственных расходов.
6) Определить размер коммерческих расходов необходимо по формуле (24):
КР =
КР = 545 188 000*4/100−4 = 22 716 167 (24)
где С/Спр — производственная себестоимость продукции;
Скр — процент распределения коммерческих расходов.
Производственная себестоимость определяется как сумма 11 статей калькуляции за вычетом возвратных отходов.
7) Определить полную себестоимость продукции необходимо по формуле (25):
С/Спл = С/Спр + КР С/Спл = 545 188 000 + 22 716 167 = 567 904 167 (25)
3.5 Формирование отпускной цены в организации
3.5.1 Понятие и значение цены
Цена - это стоимость товара, выраженная количеством денег, которое приходится платить при покупке товара.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Она выступает важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство может воздействовать на развитие экономики в целом, отдельного производства и его структуры, конкуренции товаропроизводителей и конкурентоспособность товара, научно-технический прогресс.
Расчет отпускной цены методом прямого счета:
Метод прямого счета служит непосредственно для определения отпускной цены
1) Исходя из полной себестоимости продукции необходимо определить предполагаемую прибыль по формуле (26):
П = 567 904 167*29/100 = 164 692 208 (26)
где
Нр — норма рентабельности.
2) Исходя из полученной прибыли и полной себестоимости определите отпускную цену по формуле (27):
ОЦ = П + С полн
ОЦ = 164 692 208+ 567 904 167 = 732 596 375 (27)
3) Определите налог на добавленную стоимость по формуле (28):
НДС = 732 596 375*20/100 = 146 519 275 (28)
4) Определите отпускную цену с НДС по формуле (29):
ОЦндс = ОЦ+ НДС
ОЦндс = 146 519 275+732596375 = 879 115 650 (29)
Данные полученных расчетов оформите в таблице 9.
Таблица 9 — Отпускная цена
Наименование показателей. | Значение | |
Норматив рентабельности, % | ||
Полная себестоимость продукции, руб. | ||
Размер полученной прибыли, руб. | ||
Налог на добавленную стоимость, руб. | ||
Отпускная цена, руб. | ||
Отпускная цена с НДС, руб | ||
3.6 Прибыль организации
Понятие и виды прибыли:
Общая величина всех прибылей от всех видов деятельности представляет собой суммарную (валовую) прибыль предприятия. Основными составными элементами суммарной прибыли являются:
— прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
— прибыль (убыток) от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;
— финансовые результаты от внереализационных операций.
Расчет прибыли предприятия. Определение чистой прибыли:
1) Совокупная суммарная прибыль рассчитывается по формуле (30):
ССП = 42 592 813+780000000 = 822 592 813 (30)
где — прибыль от реализации продукции, руб.;
— прибыль от прочей реализации, руб.;
— прибыль от внереализационных операций, руб.
2) Прибыль от реализации продукции рассчитать по формуле (31):
Прп = 732 596 375 — 567 904 167 — 122 099 395 = 42 592 813 (31)
где ВР — выручка от реализованной продукции, руб.;
— себестоимость реализованной продукции, руб.;
НДС — налог на добавленную стоимость.
3) Налог на добавленную стоимость рассчитывается по формуле (32):
НДС = 732 596 375 * 20 /100+20 = 122 099 395 (32)
где — ставка НДС (20%).
Для расчета налогов, уплачиваемых из прибыли, определяется налогооблагаемая прибыль.
4) Налог на прибыль рассчитать по формуле (34):
Нп = 822 592 813*18/100 = 148 066 706 (34)
где — ставка налога на прибыль (18%).
5) Чистая прибыль организации рассчитать по формуле (35):
ЧП = ССП — Нп
ЧП = 822 592 813 — 148 066 706 = 674 526 107 (35)
Полученные в результате расчетов данные свести в таблицу 10.
Таблица 10 — Прибыль предприятия в миллионах рублей.
Показатели | Руб. | |
НДС | ||
Прибыль от реализации продукции | ||
Налог на прибыль | ||
Чистая прибыль | ||
3.7 Показатели рентабельности продукции
Основными показателями рентабельности являются:
1) Общая рентабельность производства рассчитывается по формуле (36):
Рпр = (42 592 813/ (276 666 666+ 225 000 000)) * 100 = 8,5% (36)
где Пб — балансовая прибыль предприятия, руб.;
Фср - среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;
ОС — стоимость нормируемой части оборотных средств, руб.
2) Рентабельность продукции рассчитать по формуле (37):
Рпрод = (42 592 813/567904167) * 100 = 7,5% (37)
где — прибыль от реализации продукции, руб.;
с/с — себестоимость реализованной продукции, руб.
3) Рентабельность продаж рассчитать по формуле (38):
Рпр = (42 592 813/732596375) *100 = 5,8% (38)
где ВР — выручка от реализации продукции, руб.
Полученные данные свести в таблицу 11.
Таблица 11 — Показатели рентабельности в процентах
Показатели | Значение | |
Общая рентабельность производства | 8,5% | |
Рентабельность продукции | 7,5% | |
Рентабельность продаж | 5,8% | |
3.8 Технико-экономические показатели работы организации
Таблица 12 — Технико-экономические показатели работы организации
Показатели | Значение | |
Объём выпущенной продукции, руб. | ||
Фондоотдача, руб. /руб. | 2,8 | |
Фондоёмкость, руб. /руб. | 0,35 | |
Фондовооружённость, | ||
Длительность одного оборота, дни | 3,49 | |
Среднегодовая выработка, руб. /чел. | ||
Полная себестоимость продукции, руб. | ||
Выручка от реализации продукции, руб. | ||
Чистая прибыль предприятия, руб. | ||
Общая рентабельность производства, % | 8,5% | |
Рентабельность продукции, % | 7,5% | |
Рентабельность продаж, % | 5,8% | |
Заключение
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы, направленные на снижение издержек обращения и повышение конкурентоспособности продукции:
1) Современный этап экономического развития характеризуется острой конкурентной борьбой, и на первое место выходит проблема обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, изменения структуры экспортных поставок.
2) Главным направлением стратегии предприятий должна быть ориентация на потребительскую ценность, которая включает такие параметры, как время доставки продукции, ее качественные характеристики, своевременность в соответствии с производственной необходимостью и современными информационными технологиями, обеспечивающими минимизацию издержек производства.
3) Проблемы, с которыми сталкиваются отечественные производители, с точки зрения управления издержками обращения — это значительный разрыв в организационных системах товародвижения, техническом оснащении складов, а также неустойчивая ценовая политика (транспортные издержки, цены на энергоносители, налоговые системы и т. п.). Решив практическую часть, можно сделать вывод о том, что основные фонды используются эффективно, так как фондоотдача составила 2,8 руб., фондоёмкость — 0,35 руб., а фондовооруженность — 1 024 691 руб.
Материалоёмкость продукции составила 0,31 руб., это означает, что материальные затраты используются эффективно, так как показатель меньше 1 руб.
Общая рентабельность предприятия составила 8,5%, это означает, что основные фонды и оборотные фонды задействованы эффективно. Рентабельность продукции составила 7,5%, следовательно продукция рентабельна. Рентабельность продаж составила 5,8% это означает, что большая часть выручки состоит из косвенных налогов и себестоимости продукции.
Список используемой литературы
1) Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Л. Л. Ермолович, Л. Г. Сивчик, Г. В. Сивчик и др.; Под общ. ред.Л. Л. Ермолович. Мн.: Интерпрессервис. Экоперспектива, 2001. — 576с.
2) Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Под общ. ред. Д. А. Панкова. М.: Новое знание, 2002. — 409с.5. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Уч. пособ. М.: Инфра — М, 20с.
3) Гетьман В. Г. Методические изъяны в учете запасов // Все для бухгалтера, 2002. № 12 (84). С. 3 — 7.
4) Козлова Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Учет материалов // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет», 2001. № 7. С. 47 — 50.
5) Козлова Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Учет движения материалов в бухгалтерии. // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет», 2001. № 8. С. 45 — 47.
6) Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н. П. Любушина. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 471с.
7) Методика анализа эффективности производства. Уч. пособие для ВУЗов / Под ред. Маркарьяна Э. А. Ростов — н/Д.: МарТ, 2001. — 206 с.
8) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов // Аудит, 2002. № 6. С. 15 — 47.
9) Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Мн.: Новое знание, 2002. — 398 с.
10) Стражева Н. С., Стражев А. В. Бухгалтерский учет: Учебно-методическое пособие. Мн.: Изд. А. В. Сапун, 2000. — 334с.
11) Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. / В. В. Осмоловский, Л. И. Кравченко, Н. А. Русак и др.; Под общ. ред.В. В. Осмоловского. Мн.: Новое знание, 2001. — 318с.
12) Экономика предприятия: Учеб. / Под общ. ред.А. Е. Карлика, М. А. Шухгальтер. М.: Инфра-М, 200с.
13) Экономика предприятия: Учеб. пособие. / Под общ ред. И. В. Сергеева. М.: Финансы и статистика, 2000. — 304с.
14) Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2000. С. 223.
15) Данько Т. П. Управление маркетингом. М., 2004.С. 206.
16) Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Основы управления конкурентоспособностью. Саратов, 2005. С.23−24.
17) Портер М. Конкуренция. М., 2000
18) Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat