Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами были выявлены специфические особенности социального развития старших дошкольников с недостатками слуха при сложной структуре нарушений развития. Исследование показало, что данная категория детей испытывает трудности в социальных контактах со сверстниками и взрослыми, в налаживании этих контактов, в поддерживании общения на положительном социальном уровне. Незрелость в социальном развитии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема социализации в общей и коррекционной педагогике
    • 1. 1. Роль социализации в развитии личности
    • 1. 2. Психологические закономерности социального развития ребенка
    • 1. 3. Проблема социального развития глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями развития в специальной литературе
  • Глава 2. Современное состояние работы по социальному воспитанию детей с психофизическими нарушениями
    • 2. 1. Существующая организация и содержание работы по социальному воспитанию детей с психофизическими нарушениями
    • 2. 2. Количественная характеристика контингента детей со сложными нарушениями развития (по Челябинской области)
    • 2. 3. Отношение общества к детям с психофизическими нарушениями
  • Глава 3. Экспериментальная работа по социальному воспитанию глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития
    • 3. 1. Содержание и организация изучения социального развития глухих и слабослышащих детей 5−7 лет со сложными нарушениями развития
    • 3. 2. Характеристика социального развития детей, проявл51ющаяся в самостоятельной игровой деятельности
    • 3. 3. Выявление характеристики социального развития детей в ходе наблюдений за их коллективной игрой
    • 3. 4. Проявление социального развития детей в изобразительной деятельности
    • 3. 5. Характеристика социального развития детей в ходе наблюдений за взаимодействием родителей и детей
    • 3. 6. Пути коррекционного воздействия на социальное развитие глухих и слабослышащих детей 5−7 лет со сложными нарушениями развития как приоритетное направление в работе с ними
      • 3. 6. 1. Коррекционно-педагогическая работа педагога с ребенком, направленная на социальное воспитание детей данной категории
      • 3. 6. 2. Помощь родителям в социальном воспитании ребенка с недостатками слуха со сложными нарушениями развития
    • 3. 7. Результаты экспериментального исследования

Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформы, осуществляемые в России, вызывают кардинальные изменения в обществе. Преобразованиями затронуты практически все сферы жизни и деятельности людей.

Переходный период в жизни страны предъявляет новые требования к выпускнику школы, который должен быть способным к использованию своего образования в разных условиях, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни.

В связи с изменением приоритетов в подготовке школьников к самостоятельной жизни педагогическая наука разрабатывает проблему развивающего обучения, пересматривает цели и задачи, содержание и методы обучения.

Современное образование должно сыграть особую роль в успешной социализации молодого поколения, поскольку этап детства особенно важен для становления личности, для освоения жизненных ценностей, норм, образцов поведения, для присвоения культуры общества. При хорошей социальной адаптации человек успешно выполняет социальные роли, имеет высокий социальный статус, психологическую удовлетворенность социальной средой.

В отношении системы специального образования научно обоснован новый широкомасштабный подход к решению проблем обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (H.H. Малофеев). В рамках содержательной модернизации образования признается необходимым усилить внимание к социально-эмоциональному, личностному развитию, сознательной регуляции поведения ребенка в социуме.

На этапе модернизации образования признано, что система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха должна не только обеспечивать оптимальный уровень образования каждому ученику, но и готовить выпускников к жизни в быстро меняющемся современном обществе, обеспечивать самостоятельность в проявлении жизненной компетенции.

Как правило, любое отклонение в развитии ребенка, прежде всего влечет за собою нарушение его взаимодействия со сверстниками и окружающими его взрослыми. Лица с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от ряда объективных и субъективных причин имеют определенные трудности в социальной адаптации. В условиях значительных социально-экономических преобразований в российском обществе вопрос социализации лиц со сложной структурой нарушений приобретает все большую остроту. Задачей современного общества является обеспечение социализации лиц данной категории с тем, чтобы они могли максимально реализовать себя как личности.

По данным, приведенным в исследованиях JI.A. Головчиц (2007), 3540% детей с нарушениями слуха имеют сложные нарушения в развитии. Наиболее часто встречаются у дошкольников, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, сочетания снижения слуха с первичной задержкой психического развития, с умственной отсталостью, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, первичными речевыми нарушениями. В научной литературе имеются данные клинико-психологических исследований глухих детей со сложными нарушениями развития старшего дошкольного и школьного возраста, неуспевающих глухих и слабослышащих школьников, школьников с ЗПР, слепоглухих детей (Г.П. Бертынь, JI.A. Головчиц, М. С. Певзнер, Т. В. Розанова, И. А. Соколянский, Е. А. Стребелева, Л. И. Тигранова, В. Н. Чулков, A.B. Ярмоленко и др.).

Глухие и слабослышащие дети со сложными нарушениями развития, представляющие по своим сенсорным, двигательным и интеллектуальным возможностям разнородную группу, не менее других детей с проблемами развития нуждаются в специальном обучении и воспитании. Наши наблюдения и практика обучения глухих и слабослышащих детей показывают, что лица с недостатками слуха со сложными нарушениями развития испытывают значительные трудности при включении их в социум не только слышащих людей. Они часто бывают отвергаемы и микросоциумами глухих, и слабослышащих, и их адаптация к социальной жизни происходит значительно тяжелее. Специально организованный педагогический процесс в дошкольном учреждении и школе, социальный по своей природе, с целостным воздействием на личность, предусматривает восстановление и развитие нарушенных социальных связей с окружающей средой, воспитание социального поведения, сотрудничества, коллективизма.

Исследователи, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую сложную структуру нарушений и требует особого психо лого-педагогического подхода к обучению и воспитанию (А.И. Мещеряков, Т.В. Розанова). Глухие и слабослышащие дети имеют иной (как в сравнении со слышащими, так и со сверстниками с нарушениями слуха) исходный уровень и другие темпы развития в процессе коррекционного обучения.

При переходе отечественной системы специального образования на третий этап своего развития (H.H. Малофеев) актуализируется задача социальной адаптации данной категории лиц, поэтому проблема социального развития детей с нарушенным слухом, имеющих сложную структуру нарушений, является значимым направлением в отечественной сурдопедагогике.

До последнего времени проблемы социального воспитания, социального развития ребенка с нарушениями слуха в сурдопедагогике не были объектом специального изучения, не разрабатывалось программно-методическое обеспечение этого процесса. На первый план выдвигалась проблема обучения глухих и слабослышащих языку, математике и другим учебным предметам. Достижения в социальной адаптации рассматривались чаще всего в качестве побочного результата обучения и воспитания школьников с нарушениями слуха. Однако результаты подобной работы, как показывает практика, не удовлетворяли педагогов и родителей.

Вместе с тем известно, что этап детства особенно важен для становления личности, для освоения жизненных ценностей, норм, образцов поведения, для присвоения культуры общества. Процесс социализации начинается с самого рождения человека и продолжается всю жизньдля данного процесса характерна последовательность постепенно усложняющихся этапов, их преемственность. Запаздывание с решением вопросов социализации на каждом этапе отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. Старший дошкольный период имеет особое значение для социального развития ребенка, имеет свои задачи и содержание воспитания.

Важно определить подходы к изучению основных показателей социального развития дошкольника с нарушенным слухом со сложной структурой нарушений с тем, чтобы обеспечить ему наилучшие условия для социализации в дошкольный период и овладение новой социальной ролью школьника на следующем этапе своего развития.

Нам представляется чрезвычайно актуальным охарактеризовать достижения и недостатки в социальном развитии глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития, чтобы иметь возможность целенаправленно и вовремя оказывать необходимую поддержку и руководить процессом их социализации.

Цель исследования — изучить социальное развитие дошкольников 5−7 лет с недостатками слуха со сложными нарушениями развития и определить условия, обеспечивающие социальное развитие и плавный переход к школьному обучению.

Задачи исследования: 1) проанализировать научно-методическую литературу с целью выявления существующих показателей социального развития детей дошкольного возраста- 2) изучить существующую организацию педагогической работы по социальному воспитанию глухих и слабослышащих дошкольников, а также дошкольников с недостатками слуха со сложными нарушениями развития- 3) выявить особенности социального развития глухих и слабослышащих старших дошкольников со сложной структурой нарушений- 4) определить содержание и методы работы по социальному воспитанию детей данной категории с учетом уровня их психофизического развития.

Объектом исследования является процесс социального воспитания глухих и слабослышащих старших дошкольников, имеющих сложные нарушения развития.

Предмет исследования — педагогические условия, способствующие социальному развитию глухих и слабослышащих старших дошкольников, имеющих сложные нарушения развития.

Наша гипотеза заключается в том, что:

— неотъемлемым направлением обучения и воспитания глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития является систематическая и целенаправленная работа по социальному воспитанию;

— содержание работы по данному направлению возможно определить на основе понимания общих и особых образовательных потребностей данной категории детейэффективная организация процесса социального воспитания предполагает специальную подготовку педагогов и обучение родителей результативному взаимодействию с детьми.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют культурно-историческая теория развития высших психических функцийположение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С. Выготский) — психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев) — психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

P.M. Боскис, Г. Л. Выгодская, С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, Б. Д. Корсунская, Н. Г. Морозова, Т. В. Розанова, Л.И. Тигранова) — теория обучения и воспитания слепоглухих детей (Т.А. Басилова, А. И. Мещеряков, И. В. Саломатина, И.А. Соколянский), нейрофизиологические исследования детей со сложной структурой нарушения (З.С. Алиева, Л. П. Григорьева, М.Н. Фишман), теория воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития (Л.А. Головчиц, Т.В. Розанова).

Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов: анализ научной литературы по проблеме исследованияпедагогическое наблюдениеизучение личных дел детейпсихолого-педагогическое обследование, беседа и анкетирование педагогов, родителейконстатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

Организация исследования. Исследование проводилось в 2002; 2007 гг. на базе специальных образовательных дошкольных и школьных учреждений для глухих и слабослышащих детей г. Челябинска. На разных этапах в соответствии с поставленными задачами в исследовании принимали участие воспитанники ДОУ № 263 комбинированного вида, дошкольного отделения МСКОУ № 10 (I вида), всего — 24 человека. В целом в исследовании приняли участие (с учетом изученных личных дел по г. Челябинску и Челябинской области) дошкольники и школьники с нарушениями слуха — 653 человека, родителей — 51 человек, педагоги — 30 человек, студенты ЧГПУ — 104 человека.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— впервые представлены данные об особенностях социального развития старших дошкольников с недостатками слуха, имеющих сложные нарушения развития;

— предложены методики психолого-педагогического изучения уровня социального развития данной категории детей;

— определены специальные образовательные потребности глухих и слабослышащих со сложными нарушениями в области социального развития;

— доказана необходимость своевременной целенаправленной коррекционной работы по социальному воспитанию глухих и слабослышащих дошкольников со сложной структурой нарушений;

— научно обоснованы и экспериментально разработаны содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по социальному воспитанию с указанной категорией детей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по оценке социального развития глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями развития. Определены направления, содержание и методика социального воспитания детей, соответствующие их специальным образовательным потребностям. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками данной категории в дошкольных учреждениях, а также преподавателями дефектологических факультетов ВУЗов при чтении лекций по проблемам социального воспитания дошкольников с недостатками слуха, имеющих сложную структуру нарушений развития. Результаты исследования могут стать основой для разработки методических рекомендаций для работы специалистов с родителями глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями развития.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется теоретико-методологическим обеспечением исследования, его комплексностью, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, репрезентативностью полученных данных, длительным и разносторонним характером наблюдений за постоянным составом испытуемых, положительными результатами апробации материалов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Специфические трудности глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями во взаимодействии со сверстниками и взрослыми обусловлены сложной структурой нарушений развития, что отрицательно сказывается на присвоении ими общественного опыта с последующим использованием его в жизни.

2. Характер специальных образовательных потребностей в социальном развитии данной категории детей обусловлен особенностями психофизических нарушений и зачастую усугубляется неблагоприятной общественной и семейной ситуацией воспитания.

3. Осуществление систематической и целенаправленной педагогической работы по социальному развитию как отдельному направлению дошкольного воспитания способствует социализации этих детей и плавному переходу к школьному обучению.

4. Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками может быть эффективна при условии овладения педагогами дошкольных учреждений содержанием и методами социального воспитания детей данной категории, а также при систематической консультативно-обучающей работе с родителями.

Заключение

.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что в современном обществе проблема социализации лиц с нарушениями психофизического развития является чрезвычайно актуальной. Проблема воспитания и развития детей со сложной структурой нарушения является недостаточно изученной в дошкольной сурдопедагогике.

Изучение состава специальных (коррекционных) учреждений для дошкольников и школьников с нарушениями слуха показало, что категория детей с нарушениями слуха со сложными нарушениями развития является разнородной и многочисленной. Социальное воспитание детей указанной категории ранее не было предметом специального исследования. Однако изменение приоритетов в воспитании и развитии глухих и слабослышащих детей в сторону повышения их социальной компетенции актуализирует проблему социального воспитания ребенка 5−7 лет с недостатками слуха при сложной структуре нарушения. Исследование выявило значительное отставание в социальном развитии глухих и слабослышащих дошкольников, имеющих сложные нарушения развития, от их сверстников, страдающих нарушениями слуха.

Нами были выявлены специфические особенности социального развития старших дошкольников с недостатками слуха при сложной структуре нарушений развития. Исследование показало, что данная категория детей испытывает трудности в социальных контактах со сверстниками и взрослыми, в налаживании этих контактов, в поддерживании общения на положительном социальном уровне. Незрелость в социальном развитии, которая встречается у исследуемой категории, обусловлена сенсорными, интеллектуальными, психическими и физическими нарушениями и зачастую усугубляется неблагоприятной семейной ситуацией. Вместе с тем в ходе изучения социального развития выявлены факты, характеризующие положительный потенциал этих детей в аспекте их социализации. Это свидетельствует о возможности влиять на социальное развитие детей, вскрывает резервы, используя которые можно значительно повысить уровень социального развития дошкольников со сложными нарушениями в развитии.

В процессе исследования определились особые образовательные потребности в сфере социального развития данной категории детей, обуславливающие содержание и методику воспитательного воздействия.

В результате проведенного исследования получила подтверждение выдвинутая нами гипотеза. Доказано, что осуществление социального воспитания глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями развития является одним из направлений обучения и воспитания дошкольников, требует систематической и целенаправленной педагогической работы, содержание которой определяется с учетом общих и особых образовательных потребностей детей. Такой подход повышает результативность социального развития дошкольников и позволяет одновременно формировать предпосылки плавного перехода к школьному обучению. Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематической консультативно-обучающей работе с родителями. Результаты исследования открывают большие возможности для дальнейшего решения организационных, содержательно-методических проблем социального воспитания.

Предложенные нами подходы к коррекционно-педагогической работе могут быть использованы в практике обучения и воспитания глухих и слабослышащих дошкольников, имеющих сложные нарушения развития, в специальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, специалистами реабилитационных центров, преподавателями дефектологических факультетов высших учебных заведений при подготовке специалистов для работы с детьми, имеющими нарушения слуха.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.С. Нейрофизиологическое исследование слуховой системы дошкольников с органическим поражением ЦНС // Дефектология. 2005.-№ 3.- С. 19−24.
  2. Г. М. Социальная психология: Учеб. для высш. шк.- М.: 1997, -375 с.
  3. Л.И. Направления коррекционно-воспитательной работы с глухими детьми преддошкольного возраста // Дефектология.- 1985. № 2.- С. 80−84.
  4. Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. — 320 с.
  5. Т.А. Иван Андреевич Соколянский (к 100-летию со дня рождения) // Дефектология.- 1989.- № 2.- С. 71−75.
  6. Т.А. Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70−80-е годы) //Дефектология.- 1988.- № 5.- С. 65−70.
  7. Т.А. Предпосылки ролевой игры у слепоглухонемого ребенка // Дефектология.- 1983.- № 4.- С. 64−68.
  8. Т.А. Проблемы психического здоровья лиц, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте // Дефектология.- 2002.- № 4.- С. 23−28.
  9. Т.А. Условия формирования начальных жестов у слепоглухого ребенка // Дефектология.- 1987.- № 1.- С.11−16.
  10. А.Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол.фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1984.- 295 с.
  11. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.-199с.
  12. H.JI. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология, — 1984, — № 5.- С. 15−19.
  13. В.И. Единство социального и биологического в процессе становления специфических функций человека // Дефектология.- 1982.- № 3.-С. 7−13.
  14. Г. П. Близнецы и слепоглухота // Дефектология.- 1987.- № 3.- с. 16−20.
  15. Г. П. Клинико-генеалогическое и психолого-педагогическое изучение лиц со сложным дефектом // Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей / Сб. науч. тр. /Редкол.: В. Н. Чулков и др.- М.: Изд. АПН ССР, 1989. С. 17−40.
  16. Г. П. Сложная структура дефекта у детей, матери которых перенесли краснуху // Дефектология. 1989. — № 3. — С. 19−24.
  17. Г. П. Этиологическая классификация слепоглухоты// Дефектология.- 1985.- № 5. С. 14−20.
  18. Г. П., Певзнер М. С., Мареева P.A. Синдром Маршалла и Ушера наследственные формы слепоглухоты // Дефектология. — 1988.- № 2. — С. 3543.
  19. Г. П., Розанова Т. В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1993. — № 4. — С. 3−7.
  20. В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства (в связи с постановкой его в Педологическом институте) // Дефектология.- 2003.- № 5.- С. 77−84.
  21. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-400 с.
  22. М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности проявлений сложных дефектов // Дефектология.- 1989.- № 3.- С. 3−10.
  23. Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студ. высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224с.
  24. Л.И. Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. тр. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: АПН СССР, 1991.-159 с.
  25. P.M. Проблема аномального развития детей при ранней частичной сенсорной недостаточности// XVII Международный психологический конгресс. Симпозиум 33. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М.: 1966.- С. 7−18.
  26. Д. Тенденция изменения популяции детей со сложной структурой нарушения // Дефектология.- № 2000.- № 1.- С. 82−85.
  27. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  28. A.A. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. -М.: Просвещение, 1972.- 156 с.
  29. A.A., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения., М.: Просвещение, 1972.- 141 с.
  30. Г. Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников.-М.: Просвещение, 1964, — 154 с.
  31. Л.С. Собр.соч.: В 6 т. -М.: Педагогика, 1983.- Т. 5.- 369 с.
  32. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984.-Т. 4.- 432 с.
  33. Л.С. Вопросы детской психологии. С-Пб.: СОЮЗ, 1997. -224с.
  34. Л.С. Детская психология // Собр. соч. Т.4 /Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  35. Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей// Собр. соч. -М.: Педагогика, 1983. -Т.5.- 369 с.
  36. Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.-527с.
  37. Н.Ф. Педагогические основы социализации младших школьников. СПб: Образование, 1996.- 76 с.
  38. Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
  39. Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология.- 1993.- № 4.- С. 43−50.
  40. Л.А. Система воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 2007.- 38 с.
  41. Е.Л. Изобразительная деятельность слепоглухого ребенка, овладевающего словесной речью //Дефектология.- 1986.- № 6.- С. 13−20.
  42. Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями (Часть 1) // Дефектология.- 2002,-№ 1, С. 3−10.
  43. Л.П., Алиева З. С., Вернадская М. Э., Благосклонова Н. К., Костина Т. Ф., Рожкова Л. А., Толстова В. А., Фильчикова Л. И., Фишман М. Н. Психофизиологические исследования развития детей со сложными нарушениями // Дефектология.- 2004.- № 4.- С. 3−8.
  44. В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики // Дефектология.- 2004.- № 4.- С. 8−17.
  45. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -554с.
  46. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей./ Под ред. Л. А. Головчиц.- М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. 160 с.
  47. Дидактические материалы к Программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» / Под ред. Л. А. Головчиц. М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2003.
  48. Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация: М.: Изд-во «Эксмо-Пресс», 2001.- 272 с.
  49. Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей: Сб. науч. тр./ Редкол.: В. Н. Чулков (отв. ред.) и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-136 с.
  50. Е.Е. Об особенностях общения со взрослым 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология.- 1988.- № 1.- С. 68−72.
  51. А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей М.: Школа-Пресс, 1999.- 144 с.
  52. Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста // Дефектология.-1989.-№ 4.-С. 48−55.
  53. A.B. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью // Дефектология.- 2004.- № 2.- С. 33−39.
  54. A.B. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью: Автореф. дисс.. канд. пед. наук., М., 2003. 24 с.
  55. Ю.З. Опыт изучения представлений о своем прошлом и будущем глухих детей старшего дошкольного возраста// Дефектология.-2005.-№ 3.-С. 48−54.
  56. С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977. -С. 37.
  57. С.А. Проблемы сурдопедагогики / Сост. и авт. библиогр. Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова. -М: Загрей, 1997. -232 с.
  58. Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособие для учителя/ Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева.- М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-199 с.
  59. H.H. Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями в раннем возрасте// Дефектология.- 2004.-№ 2.- С. 27 32.
  60. Игровой материал к пособию «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха"/ Под ред. JI. A Головчиц. М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.
  61. Е.И. Дословесная коммуникация у глухих и слышащих детей// Дефектология. 1984.- № 6. — С. 3−7.
  62. Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников / Под ред. С. А. Зыкова. М.: Педагогика, 1976. 127 с.
  63. A.A., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224 с.
  64. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. -192 с.
  65. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях: Сб. науч. тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена JL: ЛГПИ, 1985.-120 с.
  66. Кон И. С. Социологическая психология: Избранные психологические труды /Акад. пед. и соц. наук., М., Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 554 с.
  67. Э.А. Не говори ребенку ты плохой. Кн. для педагогов и родителей. — М.: Классик Стиль, 2003. — 96 с.
  68. А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.- Издательский центр «Академия», 1997. — 368 с.
  69. А.И. Социология. М., 1997. — 398 с.
  70. А.И. Социология и политология: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. 2-е изд. стереотип. — М.: Академия- Мастерство- Высшая школа, 2001. — 312 с.
  71. О.И. Информационные технологии в специальном образовании: Программа спецкурса. — М.: Изд-во УРАО, 2003. 32 с.
  72. О.И., Гончарова E.JL, Королевская Т. К. Дневник событий жизни ребенка: Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов по развитию устной и письменной речи у детей. М.: Экзамен, 2003. — 64 с.
  73. О.И. Краткое методическое руководство к комплекту рабочих тетрадей по развития речи «События жизни» для учащихся 1−4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, IV, V, VII, VIII видов.- М.: Просвещение, 2002. 30 с.
  74. И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации// Дефектология.- 1987.- № 3.-С. 9−15.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 303 с.
  76. А.Н. Об опыте обучения слепоглухонемых/ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И. И. Ильясова, В .Я Ляудис, М.: Изд-во Московского ун-та, 1980.- 254 с.
  77. Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в системе образования: Автореф. дисс. .д-ра. пед. наук.- С.-Петербург, 2006. -36 с.
  78. Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2007.- 24 с.
  79. В.И. Проблема интеграции лиц с глубокими и множественными дефектами в общем и специальном образовании // Дефектология.- 1982.- № 2.- С. 78−80.
  80. H.H. Знаменитая петербурженка — Екатерина Константиновна Грачева// Дефектология.- 2003.- № 5.- С. 84−93.
  81. H.H. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России. М., изд-во «Школа-Пресс 1"// Дефектология. 2004.-№ 6.- С. 67−74.
  82. H.H. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. М.: Печатный двор, 1996. — 182 с.
  83. Е.М. Некоторые особенности мотивационной сферы школьников с церебральным параличом и воспитание основ нравственного поведения // Дефектология.- № 5. С. 3−6.
  84. У. В чем заключаются характерные особенности глухих и как почувствовать специфику их мира? // Дефектология.- 2005.- № 2.- С. 75−80.
  85. Методические рекомендации к Программе: «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» / Под ред. Л. А. Головчиц. М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2003.-168с.
  86. А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами//Дефектология.- 1973.- № 3.- С. 65−69.
  87. А.И. Особенности умственного развития слепоглухонемого ребенка в процессе его первоначального обучения// XVII Международныйпсихологический конгресс. Симпозиум 33. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.-М., 1966.-321 с.
  88. А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974, 328 с.
  89. Н.Г. Изменение поведения глухих дошкольников под влиянием обучения и воспитания в дошкольных учреждениях// Дефектология.- 1986.- № 3.- С. 56−60.
  90. Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста// Дефектология.- 1985.- № 3.- С. 63−66.
  91. A.B. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов.- М.: Институт практической психологии, 1997. 365 с.
  92. A.B. Социализация и воспитание. М., 1997.- 96 с.
  93. Т.В. Применение контраста в обучении изобразительному искусству младших школьников с нарушениями интеллекта// Дефектология.-2004.-№ 4.-С. 18−26.
  94. Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом// Дефектология.- 2004.-№ 2.- С. 21−26.
  95. JI.A. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрения и слуха в детском возрасте// Дефектология.- 1988.- № 1.- С. 8 15.
  96. Л.П. Особенности работы сурдопедагога и воспитателя по развитию речи у глухих дошкольников // Дефектология.- 1985.- № 4.- С. 6672.
  97. Общение детей в детском саду и в семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспит. АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. 152 с.
  98. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. A.A. Бодалева, Р. Л. Кричевского, НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. — М.: Педагогика. 1987. — 152 с.
  99. Е.В. Если с ребенком трудно общаться (Памятки-рекомендации психолога для родителей) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2004.- № 4.- С. 65−68.
  100. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений (JI.B. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др., под ред. JI.B. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. — 480с.
  101. Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия».- М.: 2001.- 184 с.
  102. Юб.Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории.- М., Мысль, 1991.-351 с.
  103. М.С., Бертынь Г. П., Донская Н. Ю. Клинико-психологическое изучение учащихся вспомогательных классов для школ слабослышащих детей//Дефектология.- 1979.- № 3.- С. 3−10.
  104. В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников//Дефектология.- 1989.- № 6.- С. 61 65.
  105. В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи// Дефектология. 1990.- № 6.- С. 18−24.
  106. В. Особенности понимания глухими школьниками эмоциональных состояний человека: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1981.114 с.
  107. В. Эмоциональное развитие глухих детей: Дисс. .д-ра псих, наук.- М., 1991.-238 с.
  108. Т.В., Дмитриева JI.B. Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей // Дефектология.- 2004.- № 2.- С. 40−42.
  109. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/ Под ред. JI.A. Головчиц.-М.: УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.-128 с.
  110. Т.А., Ненашева Е. А. Роль эмоционального фактора в нравственном воспитании младших умственно отсталых школьников // Дефектология.- 1986.- № 6.- С. 3−6.
  111. Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками: Сб. науч. тр./ Редкол.: А. Г. Рузская (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1990 -178 с.
  112. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой- КИИ дефектологии АПН СССР, М.: Педагогика, 1991. -176 с.
  113. Pay М. Ю. Психологические особенности изобразительной деятельности глухих детей: Дисс. .канд. псих. наук. М., 1977. — 147 с.
  114. Е. Г. Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  115. Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста// Дефектология.- 1997.- № 4.- С. 56 67.
  116. A.A. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.-1990.- № 4, — С. 75 79.
  117. И.В. Международный форум слепоглухих правозащитников // Дефектология.- 2005.- № 4.- С. 92 93.
  118. И.В. О сборнике «Предметы-символы в теории и практике» // Дефектология.- 2004.- № 6.- С. 86 90.
  119. И.В. Семья слепоглухого человека о своих проблемах // Дефектология.- 2005.- № 1.- С. 35−41.
  120. И.В. Синдром Ушера и наши дети. Родителям детей с нарушением слуха, педагогам и социальным работников. М.: Изд-во Академия исследований культуры, 2001.- 112 с.
  121. И.В. Синдром Ушера: исследовательские и социальные проекты, представленные на международном семинаре в Канаде // Дефектология.- 2004.- № 4.- С. 77 81.
  122. С.А., Шакенова Э. К. О концепции «искусственного формирования» человеческой психики в тифлосурдопедагогике // Дефектология.- 1988.- № 1.- С. 16 22.
  123. О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.: Педагогика, 1972. — 448 с.
  124. О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир.-2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1990. — 416 с.
  125. О.И. О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих// XVII Международный психологический конгресс. Симпозиум 33. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М., 1966. -С. 282−287.
  126. И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология.-1989.-№ 2.-С. 75−84.
  127. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во МГУ, 1992.-112 с.
  128. Социология: Основы общей теории: учеб. Пособие (под общ. ред. А. Ю. Мягкова 3-е изд., испр. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2006.-256 с.
  129. Н.Г. Отношение студентов педагогических вузов к проблемам социального образования // Дефектология.- 2004. № 2.- С. 63−67.
  130. Н.Г. Региональная статистика структуры дефекта и количества детей с нарушениями слуха (по Челябинской области)// Дефектология.- 2005.- № 2.- С. 32−34.
  131. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.- Под ред. Е. А. Стребелевой.-М.: Академия, 2001. 312 с.
  132. Специальная педагогика. Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой.- М.: Академия, 2001.- 400 с.
  133. Специальная психология. Уч. пособие для студ. высших пед. уч. Заведений // В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др., Под ред. В. И. Лубовского, — М.: Академия, 2003, 464 с.
  134. Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология.- 1988.- № 3.- С. 8−15.
  135. Е.А., Закрепина A.B. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология.- 2005.-№ 1.- С. 3−10.
  136. Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей (младший школьный возраст).- М.: Педагогика, 1978.- 96 с.
  137. Е.В. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями // Дефектология, — 2005.- № 1.- С. 52−56.
  138. Л.П. Воспитание личности ребенка с проблемами развития средствами изодеятельности // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- 2005.- № 2.- С. 55−59.
  139. М.Н. Электрофизиологический анализ функциональной организации мозга детей со слолсной структурой дефекта // Дефектология.-2005.- № 3.- С.13−18.
  140. Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка (Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития), М.: Просвещение, 1964 г.- 401с.
  141. Цивилизация, культура, личность. Под ред. В. Ж. Келле. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 224 с.
  142. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. Под ред. И. Г. Фролова.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.-176 с.
  143. В.Н. Учебная деятельность слабовидящих глухих учащихся //Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей: Сб. науч. тр. / Редкол.: В. Н. Чулков (отв. ред.) и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.- 136 с.
  144. В.М., Визель Т. Г. О возможности использования невербальных символических уровней коммуникации у больных с афазией // Дефектология.- 1982.- № 2.- С. 3−10.
  145. Экспериментальная и прикладная психология / Психологическое обеспечение социального развития человека. Выпуск 13: Ленинград. ЛГУ, 1989.- 149 с.
  146. Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  147. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Вступительная статья Д. И. Фельдштейна.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: МПО МОДЭК, 1995 416 с.
  148. Д.Б., Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
  149. Юнг Карл Густав. Собрание сочинений. Конфликты детской души/ Пер. с нем.- М.: Канон, 1997. 336 с.
  150. Е.З. Развитие восприятия музыки глухими школьниками: Дисс.. канд. пед. наук.- М., 1989.- 123 с.
  151. Best, A. Structuring the environment // Review. 1998.- № 22. — P.4 — 9.
  152. Collins, M. A massage from the president // Review. 2000. -№ 25. -P.2 — 3.
  153. Salomatina, I. Spreading the word // Review. 2000. — № 26. — P.31.185
Заполнить форму текущей работой