Современное понимание и реализация преемственности дошкольной системы образования
Сторонники концепции «преемственности детства» полагают, что дошкольникам, прежде всего, надо создать условия, при которых они могли бы в полной мере «изжить детство» во всем богатстве свойственных этому возрасту эмоций, запросов, стремлений. На первый план в подготовке к школе они выдвигают не специальную учебную (знания и умения для изучения школьных дисциплин), а физическую и психическую… Читать ещё >
Современное понимание и реализация преемственности дошкольной системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Феномен преемственности связан с сохранением элементов целого в процессе его развития. Он требует непрерывно осуществлять «связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Она позволяет реализовать на практике две основные закономерности диалектической логики — отрицание отрицания и перехода количественных изменений в качественные.
Преемственность в социальном плане связана с реализацией двух основных сторон в развитии социальных явлений, а именно, с передачей социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. Преемственность — особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются ценности". Выготский Л. С. Собр.: соч.: В 6-ти т. / Под ред. А. В. Запорожца. М., 1984.
В педагогическом плане преемственность связана с целостным процессом формирования и развития детской личности и соответствующих социальных объединений. Она является основным положением, принципом, на базе которого организуется процесс педагогического взаимодействия, направленного на гармоническое развитие личности (Рангелова Е.М.).
В педагогической литературе различным аспектам многогранной проблемы преемственности уделяется значительное и все возрастающее внимание. Вопросам преемственности дошкольного и школьного воспитания и обучения занимались такие классики отечественной педагогики и психологии, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец и др. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. № 10.
Проблема преемственности дошкольного и школьного звеньев системы образования рассматривается с позиций «учебной преемственности» и «преемственности детства». Смоленский педагог В. А. Пегов пишет о том, что «логике учебной преемственности» (когда детей «натаскивают» на внешние по своей сути школьные навыки), необходимо противопоставить логику «преемственности детства», что предполагает последовательное развитие личностных качеств, «которые являются основой ученичества». Представители этой позиции выступают против широко распространенной (в большей мере на практике, чем в теории) абсолютизации подготовки детей к школе в духе их приобщения к школьным порядкам и учебным предметам.
Сторонники концепции «преемственности детства» полагают, что дошкольникам, прежде всего, надо создать условия, при которых они могли бы в полной мере «изжить детство» во всем богатстве свойственных этому возрасту эмоций, запросов, стремлений. На первый план в подготовке к школе они выдвигают не специальную учебную (знания и умения для изучения школьных дисциплин), а физическую и психическую готовность. Такая готовность достигается главным образом в процессе свободной игры, развивающей эмоциональную сферу детей, их ориентацию в пространстве и времени, находчивость, инициативу, воображение, своеобразную детскую волю.
Итак, в современных системах образования большинства развитых стран раннему образованию в последнее время придается все большее значение. Осознание важности системного образования детей начиная с самого раннего возраста (от нескольких месяцев) до 7−8 лет (обычно это возраст поступления детей в школу) базируется на результатах многочисленных исследований и на практике некоторых стран. В частности, об этом свидетельствуют чрезвычайно популярные в последнее время данные, полученные в исследовании эффективности международной образовательной программы «High/Scope». Эти данные показывают эффективность финансовых вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека, причем измерения делались на протяжении всего жизненного цикла человека. На графике видно, что самая высокая эффективность характерна именно для программ дошкольного образования, т. е. чем серьезнее в стране финансируется дошкольное образование, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни. Эти данные вызвали оглушающий резонанс во всем мире и стали почти обязательным сюжетом при обсуждении практически любой проблемы, касающейся образования. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
Преемственность в системе непрерывного образования обеспечивает не педагогический маршрут человека (целенаправленное овладение новыми знаниями, совершенствование имеющихся и приобретение новых умений и навыков в течение всей жизни), она обеспечивает реализацию одного из важнейших законов синергетики, а именно, закона системогенеза. Суть этого закона состоит в том, что любое явление должно рассматриваться в его основных трех проекциях: прошлого, настоящего и будущего. Давыдов В. В. Последние выступления. М., 1998.
Преемственность предполагает плавный, безболезненный переход человека от одного этапа развития к последующему, от одной ступени образования к последующей, более совершенной. Поэтому решение проблемы преемственности между различными ступенями системы непрерывного образования приобретает особое значение.
Важным для понимания сущности преемственности является устранение несогласованности между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний и умений, необходимых для их решения. Поэтому обучение на каждой ступени следует вести не столько в достигнутом уровне, сколько в зоне ближайшего развития. Уровень актуального развития характеризует завершенные циклы развития и проявляется в той работе, которую ребенок способен выполнить без посторонней помощи. Однако этот уровень не дает полного представления о развитии ребенка. Важно учесть зону ближайшего развития, в которой дети могут осуществлять решение задачи лишь с помощью взрослого. Она позволяет учитывать расхождение между уровнем решения задач под руководством взрослого и уровнем решения задач, доступных ребенку при самостоятельной работе. Проблема взаимосвязи образования и развития может быть правильно решена при ориентации не только лишь на завершенные циклы развития, но и на те, которые находятся в стадии становления. Для успешного обучения важно в зоне ближайшего развития умело и целенаправленно управлять познавательной деятельностью детей, а в зоне актуального развития предоставлять им возможность работать самостоятельно. Зона ближайшего развития постепенно превращается в зону актуального развития, а перед детьми возникает новая зона ближайшего развития.