Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в национальной школе: На материале Республики Алтай

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Содержащие в исследовании теоретические положения и выводы создают предпосылки для реализации этнокультурной направленности современного образования, способствуют совершенствованию профессиональной подготовки учителя к работе в национально-образовательном учреждении. Предложенные в диссертации образовательные, практико-ориентированные технологии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования этиопедагогической подготовки учителя к работе в национальной школе Республики Алтай
    • 1. 1. Историография и современное состояние проблемы
    • 1. 2. Сущностные характеристики этиопедагогической культуры алтайцев
    • 1. 3. Национальная школа Республики Алтай в этнокультурной направленности образования
    • 1. 4. Этнопедагогическая готовность учителя к работе в национальной школе
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по этиопедагогической подготовке учителя к работе в алтайской национальной школе
    • 2. 1. Процесс этиопедагогической подготовки учителя к работе в алтайской национальной школе
    • 2. 2. Динамика этиопедагогической подготовки учителя к работе в алтайской национальной школе
    • 2. 3. Научно-методическое содержание этиопедагогической подготовки будущего учителя к работе в алтайской национальной школе
  • Выводы по главе

Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в национальной школе: На материале Республики Алтай (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Строительство школы демократического, гуманного общества немыслимо без тесного союза теоретической, академической, школьной педагогики с народной, национальной. По мнению К. Д. Ушинского, воспитательная идея каждого народа проникнута национальностью более, чем что-либо другое, что делает закономерным признание: вне этнопедагогики не может быть полноценной школыбез этнопедагогической подготовки не может быть настоящего учителяэтнопедагога.

Одну из серьезных причин бедственного состояния отечественной культуры, распространения бездуховности, моральной деградации, ухудшения межнациональных отношений ученые разных отраслей науки, в том числе социологи, этнологи, психологи и педагоги, связывают с игнорированием традиционной культуры воспитания, этого неиссякаемого родника духовности, аккумулятора нравственного опыта прошлых поколений. Из этого закономерно вытекает необходимость обращения в школах и семьях к народному опыту воспитания, возрождению этнических традиций, которые могут быть осуществлены только на основе коренного преобразования национальных школ, специальной этнопедагогической подготовки учителя.

Во многих республиках и регионах РФ стали создаваться национальные образовательные учреждения, цель которых — воспитание подрастающего поколения, являющегося носителем и продолжателем национальной культуры, не замыкающегося в рамках своей этнокультурной среды, способного освоить культуру других народов.

Как и большинство национальных школ РФ, национальная школа Республики Алтай переживают процесс интенсивного реформирования, связанный с повышением роли национальных образовательных учреждений в общественной и культурной жизни современного обществанаполнением учебно-воспитательного процесса новым содержанием, отражающим мировые, общероссийские и национальные процессыразработкой новых учебников, учебно-методических пособий, отвечающих современным требованиям и т. д.

В такой ситуации повышается общественная значимость результатов социокультурной и профессиональной деятельности учителя. Это обуславливает необходимость постоянного поиска путей и средств профессиональной подготовки учителя к работе в национальной школе, в том числе в Республике Алтай.

Между тем, проблема подготовки учителя к работе в национальной школе достаточно сложна и многоаспектна. Её стратегические направления разработаны в фундаментальных исследованиях О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной и других.

Подготовка учителя на материале народной педагогики раскрывается в исследованиях Т. И. Березиной, В. А. Николаева (русская народная педагогика), Д. А. Данилова (якутская), Р. Р. Исхаковой (татарская), Т. Н. Петровой (чувашская), М. М. Тхуго (адыгейская), 3. Б. .Цаллаговой (осетинская), Ш. М.-Х. Арсалиева (чеченская) и др.

На современном этапе проблемам подготовки учителя национальной школы посвящены работы Е. А. Евсецовой, Л. И. Лебедевой, В. И. Матиса, В. В. Мирошниченко, М. Г. Харитонова, В. К. Шаповалова и др.

Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы применительно к этнокультурным особенностям Горного Алтая. Это исследования Н. М. Боаги, С. П. Беловоловой, Н. В. Екеева, Э. В. Екеевой, 3. С. Казагачевой, Е. П. Кандараковой, С. С. Каташа, Н. А. Майдуровой, Н. С. Модорова, Л. Н. Мукаевой, Л. П. Потапова, Р. К. Санабасовой, Н. А. Содонокова, С. С. Суразакова, Н. А. Тадиной, П. Е. Тадыева, Е. М. Тощаковой, Н. И. Шатиновой и др.

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемам подготовки учителя национальной школы посвящено большое количество разноаспектных исследований, однако технология подготовки учителя к работе в национальной школе на материале Республики Алтай еще не выступала предметом специального исследования. До настоящего времени не определены социально-педагогические условия подготовки студентов к работе в алтайской национальной школе. Не выявлены основные технологические этапы, закономерности, принципы и методы организации деятельности студентов в процессе их подготовки. Требуют тщательной разработки методики определения качественных характеристик уровней готовности будущих специалистов к работе в условиях национальной школы. Недостаточно явно выявлено соотношение национальных, общероссийских и мировых компонентов культуры в системе профессиональной подготовки национальных педагогических кадров Республики Алтай.

Таким образом, налицо противоречие между требованиями современной национальной школы к уровню этнопедагогической подготовки учителя, его профессиональной подготовленностью к реализации этих требований и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории.

С учетом этого противоречия нами был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы направления, содержание этнопедагогической подготовки учителя к работе в алтайской национальной школе?

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — этнопедагогическая подготовка учителя. Предмет исследования — процесс этнопедагогической подготовки учителя к работе в национальной школе (на материале Республики Алтай).

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

— раскрыть феноменологию и сущностные характеристики этнопедагогической культуры алтайцев;

— проанализировать теоретические и практические предпосылки совершенствования этнопедагогической подготовки учителя к работе в национальной школе Республики Алтай;

— определить содержание и структуру этнопедагогической готовности учителя к работе в национальной школе Республики Алтай;

— разработать и экспериментально обосновать модель этнопедагогической подготовки учителя к работе в алтайской национальной школе;

— подготовить и апробировать научно-методические рекомендации по совершенствованию этнопедагогической подготовки учителя к работе в национальной школе Республики Алтай.

Гипотеза исследования основана на том, что условиями эффективной этнопедагогической подготовки учителя к работе в национальной школе Республики Алтай являются:

— взаимодействие и интеграция мотивационного, содержательного, операционного и результативного этапов, предполагающих специфические задачи, условия, формы организации, методы и результаты;

— ориентация учебной и воспитательной работы вуза на развитие у студентов — будущих учителей национального самосознания, интереса к народной культуре, к культуре алтайского народа;

— практико-ориентированная направленность реализации этнопедагогических знаний.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о диалектике общего, особенного и единичного, о взаимной связи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социальной и творческой сущности личности, об этносоциокультурной детерминации образовательных процессов и систем. В качестве специальной методологии исследования выступают системно-целостный, культурологический, аксиологический, субъектно-деятельностный подходы.

Теоретическую основу исследования составляют труды философов, социологов, педагогов, психологов, изучающих место и роль образования в обществе (В. Г. Афанасьев, JL Г. Борисова, С. Н. Иконникова, П. В. Лепин, Л. Ф. Колесников, А. Г. Спиркин, В. Н. Турченко и др.) — феномены культуры и процесс социокультурного развития человека (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, Л. П. Буева, В. С. Библер, А. Ф. Лосев и др.) — становление человека как субъекта образовательного процесса, социализации личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. С. Батищев, А. В. Мудрик, Л. И. Холина и др.) — исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития и взаимодействия цивилизаций, культур, этносов, наций (Ю. В. Бромлей, В. Ф. Вавилин, Л. Н. Гумилев, Ч. М. Таксами, А. Тойнби, Ж. Т. Тощенко, Т. И. Чаптыкова, О. Шпенглер и др.) — общие закономерности формирования личности учителя в системе высшего образования (О. А. Абдуллина, Э. А. Гришин, И. Т. Огородников, А. Н. Орлов, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.) — этнокультурные особенности образования (А. Л. Бугаева, С. П. Беловолова, Т. И. Березина, Г. Н. Волков, Д. А. Данилов, В. А. Зверев, О. А. Керимшеева, Т. Н. Петрова, В. И. Матис и др.).

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования, взаимосвязанных, взаимодополняющих: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование) — диагностические (тестирование, метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик) — методы наблюдения (прямое, косвенное, включенные) — праксиметрические (анализ результатов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта) — экспериментальныеметоды статистической обработки экспериментальных данных.

Экспериментальной базой исследования явились Горно-Алтайский государственный университет, национальные школы Республики Алтай.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1993—1995) — поисково-аналитический: историко-теоретический, сравнительно-сопоставительный анализ литературных источниковизучение степени разработанности проблемы, определение исходных принципов, параметров и методов исследовательского поиска.

Второй этап (1996;2000) — экспериментальный: накопление, обобщение, классификация и интерпретация эмпирического и теоретического материала, коррекция, уточнение логики и результатов исследования.

Третий этап (2001;2003) — обобщающий: обработка, анализ и синтез полученной информации, выявление прогностического потенциала исследования, публикация и оформление его результатов в виде кандидатской диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость: раскрыты феноменология и сущностные характеристики этнопедагогической культуры алтайцеввыявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективной энпедагогической подготовки учителя к работе в национальной школе Республики Алтайопределены содержание и структура этнопедагогической готовности учителя к работе в алтайской национальной школеразработана и экспериментально подтверждена модель этнопедагогической подготовки учителя к работе в алтайской национальной школе.

Практическая значимость исследования. Содержащие в исследовании теоретические положения и выводы создают предпосылки для реализации этнокультурной направленности современного образования, способствуют совершенствованию профессиональной подготовки учителя к работе в национально-образовательном учреждении. Предложенные в диссертации образовательные, практико-ориентированные технологии этнопедагогической подготовки учителя позволяют творчески адаптировать и обогащать их соответствующими методиками, приёмами. Модель этнопедагогической подготовки учителя к работе в национальной школе, методическая система формирования основ национального самосознания учителя, программа спецкурса, рекомендации по организации этнопедагогической практики студентов могут найти применение при разработке научно-методического обеспечения профессиональной подготовки учителя в системе среднего и высшего педагогического образования. Критериальный анализ этнопедагогической готовности учителя может рассматриваться как составная часть экспертной оценки профессионального становления и функционирования специалистов. Результаты исследования могут использоваться в дальнейших этнопедагогических, этнопсихологических исследованиях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью методологических положений исследования, связанных с системно-целостным, культурологическим, аксиологическим и субъектно-деятельностным подходамииспользованием комплекса методов теоретического и эмпирического анализа, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследованиярепрезентативностью объема выборок и статистической значимостью опытных данныхсопоставимостью экспериментальных данных и выводов с массовой практикой.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Этнопедагогическая культура алтайцев представляет собой систему исторически сложившихся духовных ценностей и прогрессивных традиций народной жизни, их проекцию на воспитание, развитие и социализацию личности. Этнопедагогическая культура включает в себя совокупность отобранных и проверенных практикой, передаваемых из поколения в поколение эмпирических знаний, нравственных и эстетических воззрений, идей, сведений, отраженных в народном творчестве. В области технологии образования традиционными являлись обряды, обычаи, игры, праздники, народные календари, пример родителей, совместная деятельность взрослых и детей в семье, совпадение процессов обучения, воспитания, развития и повседневной жизни.

• Сущностными характеристиками этнопедагогической культуры алтайцев являются естественность воспитанияприродосообразностьпреемственностьиерархизированностьинвентаризуемостьимпровизируемостьсинкретичностьдейственность.

• Возрождение и сохранение алтайской национальной культуры объективно требует этнопедагогической подготовки учителя к работе в национальной школе Республики Алтай как носителя национально-исторических, культурно-духовных ценностей народа. Этнопедагогическая подготовка учителя — социально-педагогический феномен, отражающий меру освоения этнопедагогической культуры алтайского народа, понимания воспитательной ценности еёадекватного использования в современной практике обучения и воспитания. Подготовка учителя к работе в национальной школе Республики Алтай рассматривается нами как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность, и предполагающий стимулирование активной деятельности студентов по овладению общественно-педагогическим опытом, необходимым для успешной работы в алтайской национальной школе.

• Качество этнопедагогической подготовки учителя алтайской национальной школы определяется следующими условиями: взаимодействием и интеграцией мотивационного, содержательного, операционного и результативного этапов, предполагающих специфические задачи, условия, формы организации, методы и результатыориентацией учебной и воспитательной работы вуза на развитие у студентов — будущих учителей национального самосознания, интереса к народной культуре, к культуре алтайского народапрактико-ориентированной направленностью реализации этнопедагогических знаний.

• Этнопедагогическая готовность, являясь целью и результатом управляемого процесса этнопедагогической подготовки учителя к работе в национальной школе Республики Алтай, представляет собой моральнопсихологическую характеристику личности, определяемую осознанием её места в реализации этнического наследия в национальной школесоответствующим уровнем овладения необходимыми этнопедагогическими знаниями, умениями и навыками, а также сформированными профессиональными качествами этнопедагога. Этнопедагогическая готовность учителя включает в себя следующие компоненты: морально-психологическийтеоретическийпрактическийтехнологическийэтнический.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, докладах автора. Полученные в ходе исследования данные обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах (Москва, 2001; Новосибирск, 2002 — 2004; Горно-Алтайск, 2003). Материалы исследования внедрены в учебный процесс Горно-Алтайского государственного университета, Новосибирского государственного педагогического университета, Тывинского государственного университета, Якутского педагогического институтаиспользовались при разработке концепций, программ национального педагогического образования.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Этнопедагогическая подготовка учителя национальной школы есть наиболее существенная часть профессиональной подготовки учителя, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности (этнопедагогической готовности) и обладающая интеграционным свойством по отношению к профессиональной подготовке как целому (Г. Н. Волков, М. Г. Харитонов).

В основу разработки концепции этнопедагогической подготовки положены фундаментальные идеи культурологического, аксиологического, системного подходов к изучению явлений и процессов окружающего мирадиалектика взаимосвязи явлений и процессов окружающего мирадиалектика взаимосвязи явлений и процессов теории и практикитеории преемственности, позволивший выявить исторические и логические связи между этнопедагогическими системами.

Экспериментальная работа включала три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный, каждый из которых, в свою очередь, состоял из нескольких подэтапов. Для каждого этапа разработаны программы, которые реализовывались средствами народной педагогики и посредством форм, методов организации целостного педагогического процесса.

Разработанная стратегия этнопедагогической подготовки будущего учителя к работе в алтайской национальной школе позволила в равной степени уделить внимание повышению уровня всех компонентов этнопедагогической готовности, а именно: морально-психологического, теоретического, практического, технологического и этнического. Результаты эксперимента позволили нам проследить динамику роста всех выше названных компонентов в экспериментальных группах по сравнению с контрольными, сделать определенные выводы о проведенной экспериментальной работе и представить некоторые рекомендации по совершенствованию этнопедагогической подготовки в вузе. Условиями эффективной этнопедагогической подготовки учителя к работе в национальной школе Республики Алтай являются:

— взаимодействие и интеграция мотивационного, содержательного, операционного и результативного этапов этнопедагогической подготовки учителя;

— направленность общекультурных, медико-биологических, психолого-педагогических, методических курсов на развитие интереса к народной культуре, к культуре алтайского народа;

— включение в учебный процесс теоретических учебных курсов, ориентированных на освоение составляющих традиционной педагогической культуры (целевой, содержательной, процессуальной);

— ориентация учебной и воспитательной работы вуза на развитие у студентов — будущих учителей национального самосознания;

— творческое применение этнопедагогических знаний на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование проблемы этнопедагогической подготовки студентов к работе в национальной школе состоит из двух частей. Первая часть исследования представляет собой изучение и анализ научно-теоретического аспекта проблемы, поиск философских, психолого-педагогических, социологических выводов и обоснований, подтверждающих актуальность и практическую значимость поставленной проблемы, дающих методологическую основу выдвижения гипотезы исследования, выявление сущности этнопедагогической готовности учителя национальной школы. Вторая часть состоит из организации, проведения, описания и анализа соответствующих этапов экспериментальной работы с использованием методов диагностики и прогнозирования образовательного процесса в вузе.

Историко-теоретический анализ приводит к выводу, что:

— педагогические идеи народа — это результат духовной жизни, в котором отражено своеобразие общественных, социально-экономических, социокультурных и природно-климатических условий его бытия;

— объективные условия, в которых исторически складывалась судьба народа, формируют миросозерцание миропонимание, ценностные ориентации, черты характера, которые в значительной степени составляют содержание его этнопедагогической культуры;

— традиции, обычаи, выступая в виде норм, идеалов, правил, задают определенные алгоритмы поведения человека, регламентирующие его жизнедеятельность.

Разработка концептуальных основ этнопедагогической культуры, анализ ее особенностей, систематизация материалов о прошлом опыте народной педагогики алтайцев позволяют сделать вывод, что в современных кризисных условиях этнопедагогическая культура, являясь средством самосохранения любой этнической группы, выступает как определяющее звено оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Исследование позволяет также прогнозировать основные условия и перспективы реализации народного педагогического опыта в практике этнопедагогической подготовки учителя.

В результате целостного анализа этнопедагогической культуры следует признать, что она представляет собой ту сферу материальной и духовной культуры жизни любого народа, которая непосредственно связана с самосохранением этнической общности, и тем самым с воспитанием подрастающего поколения. Есть все основания видеть в ней систему, включающую совокупность проверенных практикой эмпирических знаний, религиозно-культурных идей, нравственных и эстетических воззрений и осуществляющую ключевую функцию приобщения подрастающего поколения к условиям общественной жизни.

Сущностными характеристиками этнопедагогической культуры алтайцев являются естественность воспитания как создание условий для свободного развития ребенка, а не жесткого навязывания ему правил извне с целью реализации его возможностейприродосообразность, под которой нужно понимать выявление и осмысление народом закономерностей природы, одинаково проявляющихся и в жизни растений, и животных, и человека, по логике этих закономерностей и строится стратегия педагогического воздействияпреемственность — многосоставная существенная характеристика этнопедагогической культуры, ключевые параметры которой — непрерывность педагогического процесса в рамках этнической общностииерархизированность воспитательных воздействий, отношений, исходящая из поучительных для подрастающих поколений эпизодов и ситуацийинвентаризуемость, заключающаяся в прослеживании и тщательном отборе ключевых моментов педагогических идей и опытаимпровизируемость, предполагающая быстроту и спонтанность педагогических решений, возможность мгновенного научениясинкретичность, включающая такие элементы духовной и материальной культуры, которые способствуют духовному обогащению новых поколений и соединяют важнейшие достижения человеческой культуры — наука, философия, искусстводейственность проявляется в выдвижении идеала, в выборе и отработке средств его достижения, выявляется через связь этиопедагогической культуры с жизнью, с целью подготовки к ней подрастающего поколения.

Выделение и обоснование сущностных характеристик этиопедагогической культуры, таких как естественность, природосообразность, массовость, коллективный характер воспитания, стабильность, ориентация на образ идеального человека, действенность показывает, что многие факторы и средства народной педагогики носят общечеловеческий характер и присущи любому этносу, независимо от его численного состава.

Этнопедагогическая культура не имеет строгой системы педагогических воззрений. Они представлены в традициях, в разных жанрах народного творчества, в хозяйственных занятиях, в различных сферах общественной жизни и деятельности. Наряду с массовостью этиопедагогической культуры воспитание имело коллективный характер. Традиционная культура обладает средствами сохранения преемственности, перехода от поколения к поколению технологий, идей, ценностей.

Особенности этиопедагогической культуры алтайского народа показывают, насколько высок уровень духовности этого народа. Соединяя в себе непреходящие гуманистические ценности, она обладает мощным воспитательным потенциалом. Народность, культуросообразность, природосообразность определяют целостность педагогических подходов к процессу воспитания молодого поколения: национальные формы воспитания, родной язык, народные традиции выступают основными факторами воспитания. Самосохранение народа, сохранение его самобытности, взаимообогащение культур, сохранение культурных ценностей и др. будет способствовать нравственному становлению молодого поколения и выступает составным будущего образования.

Стратегия народного воспитания и национальной школы заключает в себе путь подготовки подрастающего поколения к изменяющимся условиям, успешной его адаптации в мировое и общероссийское пространство, что возможно лишь при объективном анализе современного социокультурного состояния этноса, являющегося отражением исторического опыта, непосредственно вытекает из тех социальных, экономических и духовных проблем, которые предстоит решать этносу в ближайшем будущем.

Национальная школа в многонациональной федерации, построенной по этнотерриториальному принципу, — это государственный, муниципальный или негосударственный социокультурный институт, деятельность которого направлена на развитие национального общественного сознания за счет приобщения подрастающего поколения к духовным и культурным ценностям своего народа, понимание места и роли этих ценностей в мировой культуре, воспитание нового типа национального сознания, направленного на обогащающее взаимодействие наций и народностей при одновременном развитии своей национальной культуры, языка, самобытности, восстановление исторической памяти, воспитание чувства национальной гордости и самоуважения, чувства этнической самоидентификации.

В настоящее время большинство регионов России (в том числе Западной Сибири) разработали свои региональные Концепции развития образования и приступили к их реализации. Так, «Концепция национальных школ Республики Алтай» получила положительную оценку в Министерстве образования РФ. Ее первейшей задачей является, подготовка педагогических кадров, способных реализовать заложенный в ее содержание национально-региональный компонент образования. «Концепция национальных школ Республики Алтай» определяет стратегию развития образования, учитывает имеющиеся традиции, формирует тактику действия в соответствии с реальными условиями и возможностями, опирается на имеющийся опыт работы в этнорегиональном педагогическом образовании.

Возрождение национальной культуры требует подготовку учителя национальной школы как носителя и продолжателя национально-исторических культурно-духовных ценностей народа, который стремится познать глубину души народа, его нравственные идеалы, традиции и обычаи, раскрывающие богатства духовной жизни, культуры нравственного сознания, нравственного чувства, поведения и этикета, исходящих из сложившихся веками традиций, верований, обычаев и привычек.

Этнопедагогическая культура учителя национальной школы — социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения этнопедагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучении и воспитания. Этнопедагогическая культура учителя представляет собой диалектическое единство объективной и субъективной сторон. Объективная сторона — этнопедагогическая культура общества, включающая целевую, содержательную, процессуальную составляющие. Субъективнаяэтнопедагогическая культура личности, объединяющая этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическую деятельность.

Этнопедагогическая культура учителя характеризуется системой этнопедагогических знаний, этнопедагогической направленностью мыслительных процессов, ориентаций на творческую реализацию профессиональной деятельности этнопедагогическими средствами.

Этнопедагогическая культура учителя предполагает развитое национальное самосознание, позитивную направленность отношений к родине, нации, народной культуре, народной педагогике, активный познавательный интерес к изучению ее целей, содержания, средств.

Эффективность процесса формирования этнопедагогической культуры учителя обусловлена логикой освоения целевой, содержательной и процессуальной составляющих этнопедагогической культуры народа, обобщенных в соответствующих учебных дисциплинах («Этнопсихология», «Этнопедагогика», «Детство в истории культуры»);

Основу методики процесса этнопедагогической подготовки учителя национальной школы составляют ведущие тенденции, принципы организации этого процесса, которые конкретизируются в соответствующих направлениях, обеспечивающих поэтапное развитие данного феномена.

Этнопедагогическая готовность учителя к работе в национальной школе представляет собой обобщенную характеристику личности как единства морально-психологического, теоретического, практического, технологического и этнического компонентов.

Процесс формирования этнопедагогической готовности к работе в национальной школе детерминирован этнопедагогической направленностью профессионального обучения студентов, приобщения их к нормам и ценностям педагогики алтайского народа, знанием теории, методики и технологии национального воспитания, накопление первоначального опыта этнопедагогической деятельности в условиях работы в национальной школе.

Поиск источников нравственного воспитания личности в нравственных воззрениях, идеях о совершенном человеке, устойчивых правилах и нормах поведения человека, провозглашаемых народной педагогикой правомерен, ибо этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса выступает сегодня в качестве цивилизованного способа воздействия на изменение самосознания личности и группы (этноса, народа), изменение в целях возвращения их менталитета в русло нормального, веками формирующегося, закономерн го процесса развития национального самосознания.

В ходе исследования нашли полное подтверждение положения об основных функциях этнопедагогической культуры алтайского народа как средства самосохранения этнической общности. В то же время показано, что приобщение к ней усиливает потенциал воспитательного процесса в целом, углубляя его содержание и расширяя его формы. Мысль о том, что высоконравственный тип алтайцев формируется через приобщение к народным традициям, а также к общечеловеческим ценностям, представляется в достаточной степени обоснованной. Это и служит ориентиром в отборе наиболее эффективных средств и методик в рамках современного учебно-воспитательного процесса.

Данное обстоятельство усиливает актуальность исследуемой проблемы и определяет перспективы для дальнейшего ее изучения, а именно:

— аксиология и эпистемология алтайцев;

— сравнение специфики традиционной педагогической культуры алтайского народа, различных этнических образований, выяснение общечеловеческого характера нравственных ценностей, идеалов разных народов, закономерности становления этнической личности;

— развитие национального самосознания студентов и учащихся средствами этнической культуры;

— воспитательное влияние педагогических традиций на развитие различных сторон личности студента и школьника;

— пути и средства формирования этнопедагогической культуры студента на разных этапах обучения в вузе.

Этнопедагогическое наследие народов приобретает сегодня особую значимость, поскольку каждый народ создает духовно-педагогические ценности, имеющие общечеловеческое значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1984. 186 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. -М.: Наука, 1973.-287 с.
  3. В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. -М., 1998. 35с.
  4. Р. О. Формирование эмпатии у студентов-психологов. -Челябинск, 1997. 66 с.
  5. . Г. Человек как предмет познания. JI.: ЛГУ, 168.-213 с.
  6. Г. П. От концепции национальной школы к национально-региональной системе образования // Национальная школа: концепция и технология развития. Материалы международной конференции. — М., 1993. -С. 86−88.
  7. Ш. М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М.: Прометей, 1998.-286 с.
  8. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 368 с.
  9. В. Г. Системность и общество. М., 1980. — 368 с.
  10. В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. — 182 с.
  11. Базисный учебный план Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1993. — 29с.
  12. Н. М. Формирование национальных культурно духовных ценностей старшекласников в современной школе Республики Алтай: Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 2000. — 22с.
  13. В. А. Подготовка учителя начальных классов в системе высшего и среднего педагогического образования Западной Сибири (60−90-е гг. XX в.) Новосибирск, 2000. — 218 с.
  14. С. П. Традиционная педагогическая культура алтайцев. -Новосибирск, 2000. 232 с.
  15. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  16. Т. И. Русская народная педагогическая культура. М., 1998.
  17. В. С. Школа диалога культур (Идеи. Опыт. Проблемы). -Кемерово, 1993.- 108 с.
  18. П. П. О национальном воспитании // Вестник воспитания. -1915.-№ 4.-С. 30−40.
  19. Е. В. Воспитание как возрождение культуры человека. -Ростов-на-Дону, 1991. 215 с.
  20. Е. В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры // Формирование педагогической культуры будущих учителей. Ростов-на-Дону, 1989. — С. 3−20.
  21. А. Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1996. — 360 с.
  22. Л. П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 120с.
  23. В. М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. -СПб., 1996.-35 с.
  24. В. Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонентов этнической культуры // Социологические исследования. 1993. — № 1. — С. 93−96.
  25. В. И. Алтайские инородцы. М., 1893. — 168 с.
  26. Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. — 175 с.
  27. В. И. Народная педагогика / Избр. пед. соч. М., 1986. — С. 379−406.
  28. Г. Н., Жирков Е. П. Концепция национальных школ РСФСР. -М., 1991.- 14 с.
  29. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — 334 с.
  30. Г. Н. Педагогика любви. М., 2002. — 449 с.
  31. Г. Н. Педагогика национального спасения. Элиста, 2003. — 440с.
  32. Г. Н. Этнопедагогизация современного образования // Мир образования. 1997. — № 2. — С. 64−71
  33. Г. Н. Этнопедагогика. М., 2002. — 176 с.
  34. Г. Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика // Вестник РГНФ. М., 1998. -С. 236−245.
  35. Гасанов 3. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. — 338 с.
  36. А. Ш. Азербайджанская народная педагогика: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Баку, 1970. — 16 с.
  37. А. Г. Воспитательный потенциал народной традиции Поморского Севера в подготовке учителя физической культуры: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 243 с.
  38. Э. А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя. М., 1979. — 98 с.
  39. М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
  40. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального образования / Под общей ред. В. А. Матросова. М.: Прометей, 1999. — 116 с.
  41. Гуманитарная культура учителя: Сборник статей. СПб., 2002. — 104 с.
  42. М. Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа.1997.-209 с.
  43. М. И., Кандабович JI. А. Психология высшей школы. -Минск, 1981.-383 с.
  44. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982. — 319с.
  45. С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. — 189 с.
  46. В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. — 159 с.
  47. Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. М., 1998.-192 с.
  48. С. И. Технология обучения взрослых. -М., 2002. 128 с.
  49. И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Магистр-Пресс, 1999. — 149 с.
  50. Ю. И. Основы параметрического моделирования при решении дидактических задач в системе автоматизированного обучения. Казань, 1995. — 374 с.
  51. А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. -М.: Педагогика, 1991. 252 с.
  52. JI. П. Духовно-нравственная культура учителя: сущность, содержание, структура. -М.: Прометей, 2001. -216 с.
  53. И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002. — 208 с.
  54. И. Ф., Шиянов Е. А. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В. А. Сластенина // Известия РАО. 2000. — № 3. — С. 45−58.
  55. Ите Г. Ф. Введение в этнографию. Учебное пособие. JL: ЛГУ, 1974. -159 с.
  56. К. Д. Ушинский и русская школа // М.: Роман-газета, 1994. 234 с.
  57. М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 264 с.
  58. М., Каратунов М. А., Половинкина И. А. Алтайские национальные спортивные игры. Горно-Алтайск, 1991. — 84 с.
  59. Е. П. Народное образование в Горном Алтае. Горно-Алтайск, 1990. — 102 с.
  60. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.-144 с.
  61. Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком. Сб. МАЭ. — Т. IV. — Л., 1927.
  62. С. С. Этнопедагогика в алтайской афористической поэзии // Педагог.-1996.-№ 1.-С. 103−109.
  63. Э. Э. Национальные школы края // Молодежь Алтая. -1989.-№ 43.-С. 22−29.
  64. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. — 75 с.
  65. М. Ю. Организационно-педагогические основы становления и развития всеобщего начального образования в республике Алтай (втор, полов. XIX нач. XX вв.): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Новосибирск, 1999. — 17 с.
  66. Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -М.: Педагогика, 1991.-269 с.
  67. Концепция национальной школы: Цели и приоритеты содержания образования. М.: Институт национальных проблем МО РФ. — М., 1995. — 31 с.
  68. Концепция национальных школ республики Алтай. Горно-Алтайск, 1993.-84 с.
  69. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: РАО. — 1994. — 265 с.
  70. Д. Г. Чувашская национальная школа в Западной Сибири (итоги и перспективы развития). Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР. Омск, 1990. — Кн. 1.
  71. К. А. Учительские семинарии // Семья и школа. 1872. — № 4. -С. 854−902.
  72. Н. П. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990. — 142 с.
  73. В. Г. Этническая психология. М., 2002. — 320 с.
  74. Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Дисс. д-ра пед. наук. JL, 1965. — 320 с.
  75. В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-448 с.
  76. М. М. Технологии профессионального педагогического образования. М, 2002. — 272 с.
  77. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. — 300 с.
  78. П. В. Стратегия развития региональной системы непрерывного образования (на материале Западной Сибири). Новосибирск, 2000. — 176 с.
  79. Н. Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя. Смоленск: Изд. СГУ, 1996. — 128 с.
  80. И. П. Становление и развитие национальной школы в республике Башкортостан: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Уфа, 2000. -24 с.
  81. А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992.-204 с.
  82. Э. С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-285 с.
  83. А. К. Психология профессионализма. -М., 1996. 306 с.
  84. В. И. Проблемы национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул, 1997. — 328 с.
  85. В. И. Педагогика межнационального общения Барнаул, 2003. -510 с.
  86. М. Размышления о судьбах национальной школы // Народное образование. 1989. — № 7. — С. 8−14.
  87. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: НИИООВ, 1980. — 81 с.
  88. JI. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1996. -173 с.
  89. А. П., Мищенко JI. П., Шиянов Е. Н. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. -М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1991.-292 с.
  90. О. Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Горно-Алтайск, 1995.-89 с.
  91. Т. М. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании. Казань, 1990. — 198 с.
  92. В. С. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу. М.: МГПИ, 1985. — 103 с.
  93. Мышление учителя: Личностный механизм и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.
  94. Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Ч. 1−4. -Чебоксары, 1991.
  95. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Поиск. 2000. — № 41.
  96. Национальная школа: концепция и технология развития / Под ред. Е. П. Жиркова.-М., 1993.-319 с.
  97. В. А. Теория и методика формирования этиопедагогической культуры учителя: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1998. -409 с.
  98. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. -М., 1984.
  99. С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1993.-955 с.
  100. А. А. Формирование педагогического мышления // Сов. педагогика. 1990. -№ 1. — С. 82−83.
  101. А. Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М, 1992. — 31 с.
  102. Педагогика межнационального общения. Программа курса. М., 1998.-31 с.
  103. Т. Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика. М., 2000. — 197с.
  104. Н. И. Свод замечаний на проект учительской семинарии. СПб., 1859. — 24 с.
  105. К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  106. И. С. Этнопедагогика «Кутсюр». М.: Академия, 1998. -184 с.
  107. JI. П. Очерки по истории алтайцев. M.-JL, 1953. — 444с.
  108. Программа-ориентир психолого-педагогического образования учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1991. — 36 с.
  109. Развитие национального образования на Алтае (проблема национальной школы) / Под ред. А. Н. Мельникова. Барнаул, 1993. 193 с.
  110. Регионально-национальные ценности историко-педагогического знания и современные инновационные процессы в образовании Западной Сибири: Материалы Зональной Западно-Сибирской научн.-практ. конфер. 46 июня 1997 г. Горно-Алтайск, 19,1997. — 232 с.
  111. С. JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 311 с.
  112. Р. К. Народная педагогика алтайцев: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 18 с.
  113. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.-256 с.
  114. А. А. Национальные виды спорта республики Алтай.- Горно-Алтайск, 1996. 69 с.
  115. Сибирь мой край. Проблемы региональной истории и исторического образования. Сб. науч. трудов / Под ред. В. А. Зверева. -Новосибирск, 1999. — 365 с.
  116. Н. В. Этнопедагогика молдаван в контексте научной педагогики. М., 1997. — 185 с.
  117. Е. Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методика. М.: Магистр, 1995. — 144 с.
  118. В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М., 2000. — 216 с.
  119. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. -М.: Роспедагенство, 1998.
  120. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
  121. В. А. и др. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991.-141 с.
  122. В. А., Подымова JI. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  123. В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003. — 192 с.
  124. В. А., Пустовойтов В. В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования. М., 2002. — 63 с.
  125. Сластенин. М.: Магистр-пресс, 2000. — 488 с.
  126. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М., 2002. — 304 с.
  127. Н. А. Воспитание школьников"' на традиционной культуре алтайцев. М.-Горно-Алтайск, 2000. — 36 с.
  128. В. С. Национальный вопрос в России. Сочинения: в 2-х т.-М., 1989.-278 с.
  129. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М., 1991.
  130. В. Я. Заметки о русской школе // Изб. пед. соч. М., 1991.
  131. С. С. Героический эпос алтайцев. Горно-Алтайск, 1958.
  132. В. А. Родное слово // Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1988.-Т. 2.
  133. Н. А. Алтайская свадебная обрядность XIX—XX вв.. -Горно-Алтайск, 1991.-207 с.
  134. П. Е. Поворотный пункт в истории Горного Алтая // Великая дружба. Горно-Алтайск, 1956. — 291 с.
  135. П. Е. Процесс национальной консолидации алтайцев в условиях социализма: Дисс.. канд. истор. наук. JI., 1951. — 175 с.
  136. М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном государстве // Педагогика. 1999. — № 2.-С. 25−35.
  137. В. В. Теория и практика развития региональной системы педагогического образования учителя. М., 1997. — 420 с.
  138. Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. -М., 1989. 144 с.
  139. Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
  140. Ч. М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов: Середина XIX- начало XX вв. Л., 1975. -238 с.
  141. Л. Н. Избр. пед. соч. Т. 8. -М., 1983.-465 с.
  142. Е. М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIV нач. XX в.). — Новосибирск, 1978. — 152 с.
  143. . Т., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. -№ 12.-С. 30−41.
  144. Л. М. Реализация идей адыгейской народной педагогики при подготовке студентов к работе в национальной школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. 16 с.
  145. Тюменцева 3. П. Содержание формы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в национальной школе: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1993.- 171 с.
  146. А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986. — 176 с.
  147. К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч. М.-Л., 1950. — Т. 2.
  148. Л. М. О Концепции управления процессом учения в советской психологии и педагогике // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975. — С. 183−205.
  149. Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М., 2002.-224 с.
  150. Я. И. К изучению народной педагогики. Докл. АПН РСФСР. 1961.-№ 3.
  151. Я. И. Народная педагогика. Казань, 1966. — 126 с.
  152. М. Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). М., 1999.-227 с.
  153. А. Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве. Тбилиси, 1965. — 232 с.
  154. Е. Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики // Сов. педагогика. 1989. — № 7. — С. 103−106.
  155. Л. И. и др. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Новосибирск, 1999. — 138 с.
  156. Цаллагова 3. Б. Этнопедагогическая афористика. М., 1997. -223 с.
  157. А. П. Научное управление системами. М., 1994. — 246 с.
  158. Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.
  159. С. В. Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. -16 с.
  160. А. С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию в тувинской школе на традициях народного этикета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 16 с.
  161. В. Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993. — 192 с.
  162. Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М., 2002. — 384 с.
  163. В. К. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997. 176 с.
  164. Н. И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981. — 182с.
  165. Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. М., 1991. — 288 с.
  166. Г. П. Очерк по философии образования (статьи и лекции).-М., 1993.- 155 с.
  167. А. И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: ЛГУ, 1967. — 267 с.
  168. Н. Е. Педагогическая технология. М.: МИПКРО, 1992. -86 с.
  169. В. И. Традиции грузинской физической культуры и современность. Тбилиси, 1973. — 185 с.
  170. А. Ф. Психология решения задач. М., 1972. — 216 с.
  171. X. X. Особенности воспитания в школах и интернатах Крайнего Севера. -М., 1980. 169 с.203
Заполнить форму текущей работой