Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Квалиметрический подход к разработке системы педагогического мониторинга в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в настоящее время складывается противоречие между необходимостью отслеживания выполнения требований государственных образовательных стандартов к качеству высшего профессионального образования и отсутствием технологий мониторинговой оценки качества подготовки специалистов. В связи с этим возникает проблема создания квалиметри-ческой технологии разработки системы педагогического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы создания системы оценки и контроля качества подготовки специалистов в вузе
    • 1. 1. Общие проблемы квалиметрии высшего профессионального образования
    • 1. 2. Педагогико-социологические исследования в квалиметрии образования
    • 1. 3. Педагогический мониторинг в вузе и школе
  • Глава 2. Квалиметрическая технология разработки системы педагогического мониторинга в вузе
    • 2. 1. Концепция и модель системы педагогического мониторинга
    • 2. 2. Выбор объектов оценки и формирование критериальной базы педагогического мониторинга в вузе
    • 2. 3. Методика «Качество подготовки выпускника»
    • 2. 4. Квалиметрическая технология мониторинговой оценки качества образовательной системы вуза
    • 2. 5. Организация проведения мониторинговой оценки качества подготовки специалистов в вузе
    • 2. 6. Рейтинговая система для оценки эффективности управления качеством подготовки специалистов

Квалиметрический подход к разработке системы педагогического мониторинга в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная государственная политика по обеспечению качества высшего профессионального образования в России предусматривает решение целого комплекса проблем, стоящих перед высшей школой. Среди них можно выделить проблему оценки качества высшего образования. В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и «О высшем и послевузовском образовании» (1996 г.) в настоящее время создается нормативная база в виде системной совокупности государственных стандартов для всех звеньев и уровней высшего образования. В связи с этим актуальной становится задача разработки технологий управленческой деятельности в сфере образования в целях обеспечения условий для достижения требований государственных образовательных стандартов к качеству высшего профессионального образования.

Подтвердить факт соответствия качества подготовки специалистов предъявленным государственным требованиям призвана система государственной аттестации высших учебных заведений. Однако существующая, согласно Временному положению об аттестации высших учебных заведений (1991г.), система аттестации ориентирована на сбор количественных, статистических показателей, что не гарантирует достоверную оценку потенциала конкретного вуза и не позволяет объективно определить рейтинг учебных заведений для сравнения их между собой. Таким образом, возникает необходимость в разработке новых технологий оценивания, реализующих принципы диагностичности. В вузах страны проводятся исследования по оценке качества отдельных сторон деятельности образовательных систем. Так, целый ряд исследователей занимается вопросами оценки качества преподавания (Ю.Г. Татур, 1978; Б. К. Коломиец, 1983;1996; Г. Б. Скок, 1986;1996; B.C. Черепанов, 1990; Г. Г. Азгальдов, 1994; Л. Г. Нагорных, 1995; М. Саллум, 1996 и др.). Проводятся также социологические исследования по изучению мотивов поступления выпускников школ в тот или иной вуз, духовного облика студентов, успешности работающих молодых специалистов (В.М. Соколов и др., 1985; Л. А. Зеленов, 1986; В. Я. Нечаев, 1992 и др.). Однако пока не разработан единый подход к оценке качества всех основных подсистем сложной динамической системы, каковой является вуз, хотя работы в этом направлении ведутся. Можно назвать методическую разработку «Социологическая служба вуза в управлении качеством высшего образования», выпущенную филиалом Исследовательского центра Гособразования СССР по проблемам качества подготовки специалистов на базе Горьковско-го государственного университета им. Н. И. Лобачевского (1990 г.), исследования З. Д. Жуковской по разработке комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе в Воронежском политехническом институте (1994 г.), работу по созданию педагогической системы «Профиль» проводимую в Самарском аэрокосмическом университете под руководством Л. В. Макаровой (1995 г.).

Новые направления в решении проблем оценки качества образования отражены в Национальной системе оценки качества образования, вопросам создания которой были посвящены Всероссийская конференция-семинар «Современные формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах обучения и при аккредитации вузов» (1995 г.) и с 4-го по 7-й симпозиумы «Квалиметрия человека и образования», организованные Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов в г. Москве в 1995;1998 г. г.. Авторы новой концепции развития высшего профессионального образования в России (Н.А. Селезнева, А. И. Субетто и др.) предлагают нетрадиционный подход к измерению качества образования, ставя задачу создания единого государственного мониторинга качества образования. Проблемам создания комплексного мониторинга качества образования в России был посвящен 6-й симпозиум «Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования в России» проходивший в г. Москве в сентябре 1997 года. В трудах симпозиума рассматривались вопросы о нормативной базе, сис-темологических и правовых основах квалиметрического мониторинга образовательных структур, что сделало актуальной дальнейшую разработку и конкретизацию данных проблем применительно к различным уровням системы образования. Вышедшие к настоящему времени работы (А.И.Субетто, В. В. Чекмарев, 1996; А. И. Субетто, Н. А. Селезнева, 1997, А. Н. Майоров, 1998) содержат концептуальный подход к созданию государственного мониторинга на федеральном и региональном уровнях. Имеются разработки по осуществлению идеи мониторинга в средней школе (А.Н. Майоров и др., 1992; Н. А. Кулемин, 1997;1998, С. Е. Шишова, В. А. Кольпей, 1998) — в них рассматривается модель создания системы педагогического мониторинга, под которым понимается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Работ, посвященных созданию вузовской системы мониторинга качества образования, пока недостаточно, хотя интерес к данной проблеме увеличился в связи с проведением шестого и седьмого симпозиумов по ква-лиметрии человека и образования. Актуальными остаются вопросы структуры, организации, методологии и диагностичности педагогического мониторинга образовательной системы вуза.

Таким образом, в настоящее время складывается противоречие между необходимостью отслеживания выполнения требований государственных образовательных стандартов к качеству высшего профессионального образования и отсутствием технологий мониторинговой оценки качества подготовки специалистов. В связи с этим возникает проблема создания квалиметри-ческой технологии разработки системы педагогического мониторинга качества образования в вузе, что и предопределило цель настоящего исследования.

Объектом исследования является система управления качеством подготовки специалистов в вузе.

Предметом исследования является технология разработки системы педагогического мониторинга для вуза на основе квалиметрического подхода.

Под системой педагогического мониторинга (в дальнейшем СПМ) в настоящем исследовании понимается совокупность мониторинговых технологий и реализующих их организационных структур различного уровня.

Мониторинговые технологии включают в себя структурирование, получение (например методами анкетирования и тестирования), передачу, переработку и хранение информации о состоянии всех компонентов образовательной системы вуза с целью оценки качества образовательного процесса, его прогнозирования и управления.

Квалиметрическая технология разработки СПМ включает в себя: анализ факторов, влияющих на качество подготовки специалистов в вузеоптимизацию мониторинговых измерений на основе системного и квалиметрического подходовалгоритмизацию исследований на основе метода групповых экспертных оценоккомпьютеризацию мониторинга на основе современных математических моделей и ЭВМ.

Квалиметрический подход в данном исследовании предполагает использование методологии теории оценивания общей квалиметрии и методов экспертной квалиметрии.

Гипотеза исследования основана на предположении, что использование методологии теории оценивания общей квалиметрии и методов экспертной квалиметрии при разработке системы педагогического мониторинга будет способствовать оптимизации технологии оценки качества подготовки специалистов в вузе за счет:

— структурирования информации о состоянии подсистем вуза;

— обоснования оптимальной критериальной базы педагогического мониторинга;

— алгоритмизации мониторинговых измерений;

— технологичности мониторинговых процедур.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблем создания систем оценки и контроля качества подготовки специалистов в вузе, систематизировать проблемы мониторинговых исследований в педагогике.

2. Разработать концепцию и модель системы педагогического мониторинга качества образования в вузе и определить особенности методики и технологии проведения педагогического мониторинга в высшей школе.

3. Разработать технологию создания системы педагогического мониторинга качества образования в вузе на примере экономического факультета Ижевской государственной сельскохозяйственной академии.

Методологическая основа исследования определяется поставленными целями и задачами и базируется на ведущих научных идеях и положениях: теории педагогических систем (В.П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. А. Якунин и др.), теории и технологии обучения (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский,.

B.П. Беспалько и др.) — основных положениях общей и педагогической квалиметрии (Г.Г. Азгальдов, В. И. Михеев, В. И. Огорелков, B.C. Черепанов, и др.) — работах в области управления процессом подготовки специалистов, педагогического контроля и педагогического мониторинга (B.C. Аванесов,.

C.И. Архангельский, К. Ингенкамп, А. Н. Майоров, Д. Ш. Матрос, А.И. Су-бетто, В. В. Чекмарев и др.), социологии и педагогической социологии (Э.П. Андреев, Ю. П. Воронов, В. И. Гинецинский, А. Г. Здравомыслов, С. Б. Крымский, В. Я. Нечаев и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ научной литературы по проблеме исследования, системный подходэмпирические — анкетирование, метод групповых экспертных оценок, методы математической статистики (корреляционный анализ для оценки валидности и надежности анкет).

База исследования — экономический факультет Ижевской Государственной сельскохозяйственной академии.

На защиту выносятся:

1. Концепция системы педагогического мониторинга качества образовательной системы вуза, разработанная на основе методологии педагогической квалиметрии, учитывающая: цели и содержание образованиямодели обучаемого и обучениятребования образовательных стандартов и особенности технологии обученияданные диагностирующих методик и анкетирования.

2. Модель системы педагогического мониторинга, включающая в себя пять структурных компонентов: концепцию и технологию педагогического мониторинга, процедуры обработки информации и нормативную базу педагогического мониторинга, службу педагогического мониторинга.

3. Структура мониторинговой оценки качества, включающая оценку качества педагогической, социальной, экономической и научно-производственной подсистем вуза.

4. Квалиметрическая технология создания системы педагогического мониторинга качества образования в вузе, которая включает в себя: анализ факторов, влияющих на качество подготовки специалистов в вузеоптимизацию мониторинговых измерений на основе системного и квалиметрического подходовалгоритмизацию исследований на основе метода групповых экспертных оценоккомпьютеризацию мониторинга на основе современных математических моделей и ЭВМ .

5. Комплект методик для организации мониторинговых измерений качества подготовки специалистов (на примере сельскохозяйственного вуза).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели системы педагогического мониторинга для вуза на основе методологии педагогической квалиметрии. В процессе разработки данной модели:

— определены особенности методики и технологии проведения педагогических мониторинговых измерений;

— созданы алгоритмы разработки процедур мониторингового оценивания;

— обоснована критериальная база педагогического мониторинга качества в вузе;

— сформулированы цели и задачи вузовской службы педагогического мониторинга.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработаны научно обоснованные рекомендации по проведению мониторинговой оценки качества основных подсистем образовательной системы вуза;

— на основе содержащихся в исследовании теоретических положений и выводов созданы предпосылки для разработки в вузах научно-обоснованных методик оценки качества подготовки специалистов;

— предложена рейтинговая система оценки качества высших учебных заведений, построенная на основе концепции педагогического мониторинга, которая может быть использована для оценки деятельности подразделений вуза (кафедр, факультетов) и в системе Государственной аттестации вузов;

— методические рекомендации, разработанные и изданные по материалам исследования могут непосредственно использоваться и используются в практике самооценки и аттестации вузов и их подразделений.

Решение перечисленных выше вопросов и представляет предмет настоящего исследования. В первой главе диссертации описаны общие проблемы квали-метрии высшего образованияпроанализированы роль и место педагогико-социологических исследований в квалиметрии образованиядан обзор существующих и разрабатываемых систем педагогического мониторинга. Во второй главе изложена квалиметрическая технология разработки системы педагогического мониторинга в вузе.

Достижение основной цели единого государственного мониторинга качества образования в России — обеспечение соответствия уровня образова ния требованиям государственных образовательных стандартов, возможно на основе создания региональных и вузовских систем мониторинговой оцен ки качества образования. Разработанная нами модель системы педагогиче ского мониторинга качества образования, включающая пять основных ком понентов: концепцию педагогического мониторинга, модели обработки ин формации, нормативную базу педагогического мониторинга, технологию педагогического мониторинга и службу педагогического мониторинга, по зволяет реализовать вузовский уровень целей единого государственного мо ниторинга качества образования. Концепция педагогического мониторинга, базирующаяся на методологии педагогической квалиметрии и предусматри вающая взаимосвязь с другими категориями педагогики, позволяет реализо вать оценку качества большинства сторон образовательной системы вуза. Формирование критериальной базы системы педагогического монито ринга, проведенное с позиций квалиметрического подхода, с использовани ем валидных и надежных анкет, обеспечивающих допустимую погрешность анкетирования, позволило отобрать необходимое и достаточное число кри териев качества образовательной системы вуза и, тем самым, оптимизиро вать систему оценки качества образования в вузе. Структура мониторинговой оценки, представляющая из себя совокуп ность систем оценки качества педагогической, социальной, экономической и научно-производственной подсистем вуза соответственно, дает возможность охватить мониторинговыми измерениями всю образовательную систему вуза. Одним из основных инструментов измерения качества подсистем вуза являются сертифицированные педагогико-социологические методики, раз работанные на основе методологии педагогической квалиметрии, которые обеспечивают статистическую надежность и достоверность результатов из мерений. Квалиметрическая технология мониторинговой оценки качества обра зовательной системы вуза, включающая в себя: анализ факторов, влияющих на качество подготовки специалистов в вузеоптимизацию мониторинговых измерений на основе системного и квалиметрического подходовалгоритми зацию исследований на основе метода групповых экспертных оценокком пьютеризацию мониторинга на основе современных математических моде лей и ЭВМ- - обеспечивает высокий уровень систематизации, оперативности и доступности информации о качестве образовательной системы вуза. Разработанная на основе концепции педагогического мониторинга ме тодика определения рейтинга высшего учебного заведения позволяет повы сить объективность управленческих решений в вузе. Методические рекомендации и комплект методик, разработанные по материалам исследования, предназначены для непосредственного использо вания в массовой практике оценки качества подготовки специалистов в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание в настоящее время единого государственного мониторинга качества образования в рамках Национальной системы качества образования в России сделало необходимым разработку систем педагогического монито ринга для образовательных систем различного уровня. В связи с этим акту альной становится проблема создания вузовской системы педагогического мониторинга качества подготовки специалистов. Комплексное изучение проблем высшего профессионального образо вания и аналитический обзор работ по вопросам оценки качества педагоги ческих объектов, проведенный в первой главе, позволил нам определить за дачи вузовской квалиметрии и наметить пути их решения, а также опреде лить место педагогико-социологических методик, усовершенствованных пу тем применения квалиметрического подхода, в новых, нетрадиционных тех нологиях оценки качества образования, каковыми являются мониторинговые системы оценки. Использование системного подхода позволило определить основные положения концепции системы педагогического мониторинга, сформулиро ванные нами во второй главе и предложить модель системы педагогического мониторинга для вуза. С помощью квалиметрических алгоритмов отбора не обходимого и достаточного числа критериев качества была сформирована критериальная база педагогического мониторинга. Это позволило создать модель квалиметрической технологии оценки качества подготовки специа листов, включающую алгоритмы квалиметрических процедур оценивания, разработать с помощью этих алгоритмов методики оценки качественных критериев основных подсистем вуза, предложить математическую модель получения обобщенных показателей качества подсистем, разработать на ос нове концепции мониторинга рейтинговую систему оценки вуза. Сформулированные нами теоретические положения были подтвержде ны экспериментально. С помощью квалиметрических процедур была прове дена разработка и валидизация методик оценки качественных показателей основных подсистем вуза и проведены измерения с использованием этих ме тодик. Высокие значения валидности, надежности и погрешности измерения разработанных анкет-измерителей позволяют говорить о том, что предлагае мая технология разработки системы педагогического мониторинга является, в настоящее время, наиболее оптимальной. Тем самым подтверждается гипо теза настоящего исследования. Разработанная на основе концепции и структуры мониторинга рейтин говая система оценки вуза, содержащая, определенное экспертным путем, необходимое и достаточное число показателей, а также репрезентативность выборки респондентов, участвовавших в отборе рейтинговых показателей, обеспечивают объективную оценку качества образования в вузе. Ряд вопросов, составляющих проблему оценки качества образователь ных систем, остался за рамками рассмотрения данного исследования. Они определяют направления дальнейшей работы в данной области. Пере числим их: • формирование баз оценивания качества подсистем вуза- • разработка методик для проведения психолого-педагогических измерений в вузе- • изучение проблемы измерения качества воспитательной работы в вузе- • автоматизация мониторинговых измерений качества образовательной системы вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. — М.: МИСиС, 1989. — 167с.
  2. B.C. Математические модели педагогического измерения.-М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 26 с.
  3. Г. Г. Разработка теоретических основ квалиметрии: Автореф. дис… д-ра эконом. Наук. — М., 1981.
  4. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). -М.: Экономика, 1982. — 256 с.
  5. Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. — М.: Изд-во стандартов, 1973.-171 с.
  6. Э.П. Методологические проблемы измерения в социологии / Математические методы в социологическом исследовании. — М.: Наука, 1981. — 53.
  7. СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод, пособие. — М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  8. СИ., Михеев В. И. Теоретические основы научной организации педагогических исследований. — М.: Знание, 1976. — 27 с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  10. В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: Изд- во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
  11. В.П., Беспалько Л. В. Педагогическая технология // Новые методы и средства обучения, вып. 2(6).- М.: Знание, 1989 — 3−53.
  12. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во ин-та профобразования и мин-ва обр-я, 1995. -336 с.
  13. В.П. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием // Мир образования. 1996. № 2. -С.31−36.
  14. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. — М.: Наука, 1973. — 157с.
  15. B.C. Теория вероятностей. — М.: Наука, 1969.
  16. J Воловик П. Н. Проблемы применения теории вероятностей и математической статистики в педагогической теории и практике: Автореф. дис. … док. Пед. наук. — Киев, 1977.
  17. В. И. Надежность информации в социологическом исследовании. -Киев: Наукова думка, 1974.-135 с.
  18. Г. В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике // Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Г. Атутова, Н. М. Скаткина, Я. С. Турбовского. — М.: Педагогика, 1985. — 56−109.
  19. Ю. П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. -М: Статистика, 1974.-157 с.
  20. Я., Шидак Э. Теория ранговых критериев. — М.: Наука, 1971. — 376 с.
  21. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. — Киев: Вища школа, 1986. — 197 с.
  22. В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1992. — 154с.
  23. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  24. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977. — 134 с.
  25. Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования. Автореф. дис… канд. пед. наук .- Л., 1974.
  26. М.А., Малинин В. М. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов // Сов. Педагогика. — 1971, № 1. — 21−30.
  27. .З. О надежности измерения в социологическом исследовании. — Л: Наука, 1979. -127 с.
  28. З.А., Иудин А. А., Родионова Г. А., Соколов В. М. Социологическая служба вуза в управлении качеством высшего образования. Методическая разработка. — М.: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1990-. — 78с.
  29. А. Г. Методология и процедура социологических исследований. — М: Мысль, 1969 -204 с.
  30. Ю.С. Компьютеризация управления в системе образования: Учеб. пособие. — Казань: Изд-во Инкорпресс, 1994. — 10 п.л.
  31. Ю.С. Элементы теории систем автоматизированного обучения: Учеб. пособие. — Казань: Изд-во КазГПУ, 1997. — 220 с.
  32. Измерения в педагогике: материалы Всероссийской конференции / Тез. докл./ Под ред. А. Н. Майорова. — Санкт-Петербург: Центр информатизации образования, 1994, 4.1. — 79 с, Ч.2, 3. — 101 с.
  33. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  34. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. — М.: Просвещение, 1964. — 248 с.
  35. В.В., Громов В. А. Фонд «Новые технологии обучения». Учебное пособие. — М.: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1990.- 39 с.
  36. Качество образования: концепции, проблемы качества, управление: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции / Под общ. ред. А. С. Вострикова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998.- Часть 1. — 219 с
  37. Качество образования: концепции, проблемы качества, управление: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции / Под общ. ред. А. С. Вострикова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998.- Часть 2.-218 с.
  38. Качество образования: концепции, проблемы качества, управление: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции / Под общ. ред. А. С. Вострикова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998.- Часть 3. -201 с.
  39. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика / Под ред. А. И. Субетто. — М.: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992, 4.1,2. — 189 с, Ч.З. — 122 с.
  40. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Материалы 2 симпозиума. / Под ред. А. И. Субетто, Н. А. Селезневой. — М.: Ис-след. центр, 1993, Ч.1−3.
  41. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Третий симпозиум./ Сборник научных статей. Части 1 и 2. Под ред. А. И. Субетто, Н. А. Селезневой. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. -140 с.
  42. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Материалы 4 Симпозиума/ Под ред. А. И. Субетто, Н. А. Селезневой. — М.: Исслед. центр, 1995, 4.1,2. — 242 с, 4.3,4. — 133 с.
  43. М. Ранговые корреляции: Пер. с англ. — М.: Статистика, 1975. -212 с.
  44. .К. Комплексная оценка и аттестация преподавателей учебных заведений. Концептуальные положения. Учеб. Пособие. — М.: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991. — 42с.
  45. Ю.Ю. Мониторинг общественного мнения как фактор оптимизации управленческих решений: Автореф. дис. … к-та социол. наук. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. — 18с.
  46. Комплекс методик изучения и обобщение педагогического опыта на диагностической основе: Методические рекомендации / Под ред. Я.С. Тур-бовского. — М.: НИИ ОП АПН СССР, 1988. — 116 с.
  47. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. Педагогика. — 1970. № 9. — 7−19.
  48. Н.А. Управление образовательными учреждениями на основе квалиметрического подхода (теоретико-методологический аспект): Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 1997. — 19с. >
  49. Н.А. Как организовать мониторинговую службу в общеобразовательном учреждении. Методическое пособие. — Ижевск: Изд-во ИУУ, 1998.-28с.
  50. СВ. Правовое обеспечение аккредитации образовательньк учреждений / Тез. докл. Пятого симпозиума Квалиметрия человека и образования. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — С 42−43.
  51. Е.Н. Сертификация тестовых измерителей как способ повышения объективизации контроля обученности. Автореф. дис. … канд. пед наук. — Ижевск: Изд-во ИжГСХА, 1998. — 20 с.
  52. А.Н. Мониторинг в образовании. -Спб: Изд-во Образование- Культура, 1998. -344 с.
  53. А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. — Санкт-Петербург: Изд-во С-ПбГУПМ, 1992. — 78с.
  54. Е.К. Методы квалиметрии в педагогике. — Знание, 1979. — 33 с.
  55. Д.Ш. Оптимизация распределения учебного времени в средней общеобразовательной школе (общедидактический аспект): Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. — М.: НИИ ТиИП АПН СССР, 1991.
  56. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. — Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. — 160 с.
  57. Л.В., Скок Г. Б. Психологическая служба в вузе. Учеб. пособие. — М.: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1990. -22 с.
  58. Методические материалы по подготовке вуза к государственной аттестации. Выпуск 1.-м.: 1991.-18с.
  59. Методические рекомендации по оценке качества учебных занятий в вузе. Минвуз Каз. ССР, Алма-Ата, 1989. — 53 с.
  60. Методические рекомендации по получению обобщенного мнения студентов вузов о качестве преподавания и использованию полученной информации / Авт. Коломиец Б. К. — М.: Исследовательский центр Гособразования СССР, 1990.
  61. Методические указания по применению экспертных оценок при проверке качества преподавания в вузе / Сост. B.C. Черепанов, А. С. Казаринов. -Глазов: Изд-во ГГПИ, 1989. — 20 с.
  62. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  63. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -172с.
  64. В.П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. — М., 1987.
  65. М.В. О проведении социометрических исследований в вузе / Тез. докл. 2-й Российской университетско-академической науч.-практ. конф. ЧастьГ/ Отв. ред. В. А. Журавлев, С.Савицкий. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.-C.126
  66. М.В. Оценка валидности анкет при проведении социологических исследований в педагогике // Современные проблемы университетского образования: Сб. материалов XX науч.-метод. конф.-Ижевск: ИжГТУ, 1995.-C.164.
  67. М.В. Перспективы применения компьютерной техники для проведения педагогико-социологических исследований в вузе.//Тез. докл. VIII науч.-метод. конф.-Ижевск: ИжГСХА, 1996.-C.46
  68. М.В. Вопросы организации мониторинга качества подготовки специалистов в вузе // Проблемы школьной и вузовской педагогики: Сборник статей. — Глазов: Изд-во ГГПИ, 1997. -С.31−33
  69. М.В. Об организации педагогического мониторинга качества подготовки специалистов // Тез. докл. 21 науч.-метод. конф."Современные проблемы высшего профессионального образования" 1−3 апреля.-Р1жевск: Изд-во Р1жГТУ, 1997.С.34−35.
  70. М.В. Методические рекомендации по организации службы педагогического мониторинга качества подготовки специалистов в вузе. -Ижевск: Изд-во ИжГСХА, 1998. — 32 с.
  71. М.В., Черепанов B.C. Квалиметрические технологии в мониторинговом анкетировании // Тез. докл. Шестого симпозиума «Квалиметрия человека и образования». Книга 2, ч.1. — М.:Исслед. центр качества подготовки специалистов, 1997, — 5.
  72. М.В., Любимов А. И. Некоторые вопросы организации социологического мониторинга в вузе // Тез. докл. Шестого симпозиума «Квалиметрия человека и образования». Книга 2, ч.2. — М.:Исслед. центр качества подготовки специалистов, 1997, — 129
  73. А.А. Информационно-семантическое структурирование учебного материала: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 1995.-18 с.
  74. А.А. Предметная область когнитивно-педагогической системы. — Глазов, 1997. -86с.
  75. Митин Б. С, Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. — М.: Издательский дом Русанова, 1996.- 224 с.
  76. В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях: Монография. — М.: Изд-во Ун-та Дружбы Народов, 1986. — 84 с.
  77. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. — М.: Высшая школа, 1987. — 200с.
  78. Н.И. Система мониторинга образовательного процесса в колледже // Тез. докл. Российской науч.-практ. конф. 24−28 ноября 1997. -Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 1997. Ч. 1. — 93−96.
  79. В.Я. Социология образования. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — 200с.
  80. В. И. Качество социологической информации:(Методы оценки и процедуры обеспечения)/АН УССР, ин-т философий. -Киев: Наукова думка, 1986.-206 с.
  81. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  82. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь- справочник. — М.: Новая школа, 1995.
  83. Проверка качества основных видов учебных занятий в высших учебных заведениях: Экспресс-информация НРШВШ. Серия «Обучение в вузах и ССУЗ», вып. 24. — М.: 1978. — 43с.
  84. Э.П. Использование и разработка экспертных методов оценки качества продукции: Автореф. дис… канд. экономич. наук. — М., 1973.
  85. Э.П., Азгальдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. — М.: Экономика, 1971. — 151 с.
  86. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. — М.: Изд- воМИФИ, 1995.-48с.
  87. Т.А. Диагностика начального уровня обученности студентов на основе гетерогенных тестов: Автореф. дис. …канд. пед. наук 13.00.01. -Ижевск: Удмуртский государственный университет, 1996. — 23 с.
  88. Н.М. Проблемы измерений в дидактике. — Киев: Вища школа, 1979.- 175 с.
  89. М. Исследовательский компонент в структуре педагогической деятельности преподавателя высшей школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13 .00.01 .-Ижевск: Удмуртский государственный университет, 1996.-18с.
  90. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
  91. Г. Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей вузов. — М.: НИИВШ, 1986. — 28с.
  92. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 1263.
  93. В.М. Социология нравственного развития личности. — М.: Политиздат, 1986. — 239с.
  94. Социологические исследования в педагогической практике. — М.: НИИВО, 1992.-44с.
  95. Социологические проблемы педагогического образования: Сборник научных трудов/Науч.-исслед. ин-т общего образования взрослых. Акад. пед. наук СССР: Под ред. Г. Вершловского.-Л.:Изд-во НИИ ООВ, 1975.- 77с.
  96. Социология высшей школы: Межвуз. сб. / Горьковский госуд. ун-т им. Н.И. Лобачевского- Редкол.: С. Балабанов (отв. ред.) и др… — Горький: Изд-во ГГУ, 1985(1986). — 111с.
  97. Социология образования // Философская энциклопедия. Т. 5. — М.: 1970.
  98. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 1. «Общие основания квалиметрии высшей ижолы.» / Учеб. пособие. — М.: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1990 — 95с.
  99. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 2. «Концепция квалиметрии. Система категорий и понятий.» / Учеб. пособие. — М.: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1990 -117с.
  100. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 3. «Общая квалиметрия и специальные методы квалиметрии.» / Учеб. пособие. — М.: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1990 -171с.
  101. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 4. «Квалиметрия высшей школы как предметная квалиметрия.» / Учеб. пособие. — М.: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1990 -163с.
  102. А.И., Чекмарев В. В. Мониторинг источников формирования содержания высшего образования. — Кострома-Москва, Исслед. центр Госкомвуза, КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. — 239с.
  103. А.И., Чекмарев В. В. Основы педагогического мониторинга. — Кострома: Изд-во Костр. ГПУ, 1996.
  104. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. — М.: Знание, 1986.
  105. Н.Ф. Теоретические прблемы разработки модели специалиста // Современная высшая школа. — 1986. — № 2/54/. 75−86.
  106. С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Санкт-Петербург: Институт образования взрослых Российской Академии образования, 1997. — 21с.
  107. В.Н. Социология и система образования. — Новосибирск, 1989.
  108. Ю.Н., Макарова А. А. Анализ данньгс на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова. — М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 1995. — 384 с.
  109. Ф.Р. Социология образования. — М.: Наука, 1990.
  110. Фонды комплексных квалификационных заданий по специальностям высшего образования. Методические рекомендации по разработке. Под общей редакцией В. П. Беспалько, Н. А. Селезневой — М.: Гособразование СССР, 1989. — 88 с.
  111. Л.М. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях// Советская педагогика.-1971.-№ 3.
  112. Т.Г. Квалиметрическая технология оценки качества преподавания методом анкетирования. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. — 204с.
  113. К. Роль социологии образования и воспитания в осуществлении социальных функций школы. — М.: Педагогика, 1991.
  114. К.Н., Тарасюк Л.Н, Давыдов Н. И., Ворожейкина О. Л, Пугач В. Ф. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. -189 с.
  115. B.C. Экспертные методы в педагогике.-Пермь: 1988.-84 с.
  116. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1989.- 152с.
  117. B.C. Теоретические основы педагогической экспертизы: Ав- тореф. дис… д-ра пед. наук. — М.: АПН СССР, 1991. — 47 с. I
  118. В.Н. О стимулировании качества образовательной деятельности педагога: Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. Информационный сборник. Выпуск 33. -М.: ИТПиМИО, 1992. — 11−28.
  119. Е., Кольпей В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: РИА, 1998.-354 с.
  120. Экспертные методы в педагогических исследованиях: Отчет Глазовского педагогического института по теме № 01.83.68 994/ Науч. рук. B.C. Черепанов. — Глазов: ГГПИ, 1984−85г.г. Инв.№№ отчетов: 0285.52 664.-66с., 0284.76 761.-46с., 0286.44 221.-57с.
  121. Экспертные оценки в социологических исследованиях / Под ред. Б. Крымского. — Киев: Наук, думка, 1990. — 320 с.
  122. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.-М.:Наука, 1978. 305 с.
  123. В.А. Псккология учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. — М.- Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Изд-во «Логос», 1994. — 156 с.
  124. Kandel А. Fuzzy techniques in pattern recognition. New York: Wiley, 1982.
  125. Kotler P. A guide to gathering expert estimates. — Business horizons, 1970, Vol. 13, № 5. — p. 79−87.
  126. Nannaly J.C. Educational measurement and evaluation. N.Y.: Wiley, 1972.
  127. Quality management and quality assurance in European higher education: Methods and mechanisms, Luxembourg: Office of the European Communities, 1993.-p. 48.
  128. Sayeki Y., Vesper K.H. Allocation of importance in a hierarchical goal structure. — Management science, 1973. V. 19, № 6. — P. 667−675.
  129. Tell D.A. Comparative study of some multiple criteria methods. Stockholm: EFI, 1976. — 203 p.
  130. Torgerson W.S. Theory and methods of scaling. New York: Wiley, 1958.
  131. Van der Ven A.H.G.S. Introduction to scaling. New York: Wiley, 1980.
  132. Webster R., Miner L. Expert system: Programming problem solving. Technology 2, N.Y., 1986. — P. 62−74.
  133. Wragg E.C. A Review of Research in Teacher Education. Windsor, 1982. — p. l5.
  134. Zeleny M.A. Concept of compromise solutions and the method of the displaced ideal. — Computers and operations research, 1974. V. l № 3−4. — P. 479−496.
Заполнить форму текущей работой