Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегративно-развивающий подход к работе с одаренными детьми в условиях школы инновационного типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, ряд исследователей пришли к выводу о том, что потенциально одаренные дети составляют не 1−3%, как предполагалось ранее, а 15−30% от общей возрастной выборки. Причем, высокий уровень этих достижений обнаруживается лишь при соответствующем обучении (J.Freeman, J. Renzulli, K. Heller, F. Gagne и др.). Этим и определяется приоритетность проблемы изучения психологических и педагогических условий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты работы с одаренными детьми в 14 условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода
    • 1. 1. Генезис проблемы развития одаренности детей в психолого- 14 педагогических исследованиях
    • 1. 2. Интегративно-развивающий подход к работе с одаренными 35 детьми в школе инновационного типа
    • 1. 3. Педагогическое обеспечение работы с одаренными детьми в 58 условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по работе с 79 одаренными детьми в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода
    • 2. 1. Организационные основы опытно-экспериментальной работы с 79 одаренными детьми в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода
    • 2. 2. Методика работы с одаренными детьми в условиях школы 99 инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов опытно-эксперименталь- 117 ной работы
  • Выводы по второй главе

Интегративно-развивающий подход к работе с одаренными детьми в условиях школы инновационного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение в XXI веке. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению подрастающего поколения.

Сегодня проблема воспитания одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Процесс глобализации стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования, поскольку от её решения в итоге зависит интеллектуальный, творческий и экономический потенциал государства.

Подобное понимание значимости одарённости обеспечивает переход от развития одарённой личности к формированию интеллектуального потенциала общества, от образования и воспитания элиты — к элитарному по своему качеству образованию и воспитанию.

В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной и зарубежной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми.

Психологическим изучением одаренной личности, проблемами выявления и развития одаренности в отечественной психологии занимались такие ученые, как Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Г. И. Россолимо, В. М. Русалов, И.В. Равич-Щербо, C.JI. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, В. Штерн, В. М. Экземплярский и др.

Сущность и виды одаренности, ее возрастные характеристики раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др.

Педагогические аспекты работы с одаренными детьми в нашей стране освещены в трудах отечественных исследователей: В. И. Андреева, Д. Б. Богоявленской, Ю. М. Гильбуха, А. И. Доровского, Н. С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, З. Г. Нигматова, И. В. Панова, А. И. Савенкова, A.B.Хуторского, Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, В. С. Юркевич и др. В настоящий период в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» (2002;2006 гг. и 2006 — 2012 гг.) разработана «Рабочая концепция одаренности».

Различные аспекты проблемы подготовки как педагогов к работе с одаренными детьми нашли отражение в диссертационных исследованиях JI.H. Андреевой, Л. К. Веретенниковой, Т. И. Вороновой, Е. А. Ичаловской, О. Б. Мочаловой, Т. Г. Рахматуллина, Г. В. Тарасовой, Г. Т. Шпарёвой и др. Все названные авторы убеждены в необходимости дальнейшей разработки проблемы обучения и воспитания одаренных детей.

Так, ряд исследователей пришли к выводу о том, что потенциально одаренные дети составляют не 1−3%, как предполагалось ранее, а 15−30% от общей возрастной выборки. Причем, высокий уровень этих достижений обнаруживается лишь при соответствующем обучении (J.Freeman, J. Renzulli, K. Heller, F. Gagne и др.). Этим и определяется приоритетность проблемы изучения психологических и педагогических условий и факторов, способствующих развитию одаренных детей, становлению творческой личности и реализации одаренности во взрослой жизни. Одним из способов решения этой проблемы является теоретическая, методологическая, экспериментальная и методическая разработка психолого-педагогических систем развития одаренности детей в условиях школьного обучения.

Тем не менее, проблема развития одаренных учащихся в специально созданных образовательно-воспитательных учреждениях еще не получила достаточно широкого освещения в педагогической науке и образовательной практике, что обусловливает актуальность проведения исследований, направленных на определение организационно-педагогических основ обучения, развития и поддержки одаренных детей в условиях школы инновационного типа.

Анализ теории и практики проблемы организации работы с одаренными детьми в школе инновационного типа позволил выявить ряд противоречий между:

— требованиями современного общества к развитию творческого, интеллектуального и экономического потенциала государства за счет внимания к одаренным детям и неэффективностью диагностирования, образования, воспитания и развития одаренных детейнеобходимостью создания условий развития одаренных детей и недостаточной степенью разработанности научно-методического обеспечения в данной области педагогического знания;

— между потенциальными возможностями школы инновационного типа в развитии одаренных детей и отсутствием механизмов внедрения индивидуальных и дифференцированных форм воспитания и обучениях одаренных детей.

Данные противоречия обусловили проблему нашего исследования, связанную с необходимостью поиска путей создания оптимальной образовательно-воспитательной системы школы инновационного типа по развитию одаренности детей.

Эти обстоятельства определили формулировку темы нашего исследования: «Интегративно-развивающий подход к работе с одаренными детьми в условиях школы инновационного типа».

Цель нашего исследования: обосновать, разработать и экспериментально проверить модель управления развитием общей одаренности детей в условиях школы инновационного типа на основе интегративноразвивающего подхода.

Объект исследования: развитие детской одаренности в образовательном процессе.

Предмет исследования: научно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в школе инновационного типа, способствующего развитию одаренности детей.

Гипотеза исследования — развитие одаренности детей в школе инновационного типа будет успешным, если:

— использовать в качестве теоретико-методологической основы решения проблемы интегративно-развивающий подход, включающий принципы системного, деятельностного, личностного, развивающего подходов, обладающего значительным теоретико-методологическим потенциалом для организации образовательно-воспитательного пространства школы инновационного типа;

— определены основные концептуальные составляющие «детской одаренности», от которых зависит выбор содержания и способов практической деятельности в школе инновационного типа по развитию потенциальных возможностей детей в процессе их обучения и воспитанияразработана и реализована образовательная стратегия, представляющая собой модель управления развитием общей одаренности детей в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода, реализуемая в следующих направлениях: организационно-содержательная работа с учителями по обучению одаренных детей и выстраиванию индивидуальных и групповых стратегий обучения одаренных на основе интегративно-развивающего подходавзаимодействие учителя и родителей по созданию развивающей среды в семьевключение одаренных детей в деятельность по индивидуальным стратегиям обучения на основе интегративно-развивающего подхода.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в работе ставились следующие задачи:

1. Провести анализ проблемы детской одаренности с целью определения содержания и направленности научного исследования, достаточности научно-педагогического аппарата для достижения целей и определения основных концептуальных составляющих понятия «одаренности детей».

2. Выявить особенности обучения одаренных детей в школе инновационного типа как особой образовательно-воспитательной системы на основе интегративно-развивающего подхода.

3. Обосновать теоретико-методологическую основу модели управления развитием общей одаренности детей в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода;

4. Выявить и экспериментально проверить успешность организация образовательно-воспитательного процесса в школе инновационного типа, способствующего развитию одаренности детей.

5. Разработать и внедрить' научно-методическое обеспечение, включающее программы, рекомендации и указания по развитию одаренности детей в школе инновационного типа.

В процессе исследования нами использовались следующие виды источников: современные нормативные и программно-методические материалы в области образования (Законы РФ «Об образовании», федеральная программа «Одаренные дети», «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» и др.) — психолого-педагогические работы по проблемам развития детской одаренноститеоретические и практико-ориентированные исследования в области психолого-педагогических наук, отражающие интегративно-развивающий подходматериалы и тезисы научно-практических конференций, семинаров, а также публикации научной и научно-популярной периодической печати по проблематике исследованияматериалы, опубликованные на образовательных сайтах сети Интернет.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

— концепции одаренности (Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, JL Термен, Д. Б. Богоявленская, JI. Лейтес, A.M. Матюшкин и др.);

— теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А .Я. Данилюк, М. В. Кларин, Ю. С. Тюнников и др.);

— теория развития личности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теория деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теория системного подхода (А.И. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Ф. Ф. Королев, А. В. Уемов и др.).

Кроме того, использовались зарубежные модели развития одаренности (J.Feldhusen, M.KoloffS.Kaplan, F. Monks, J. Renzulli, J. Tassel-Baska, P. Torrance, D. Treffinger, K. Urban).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретические — изучение и анализ философской, психологической, педагогической, социологической литературы, посвященной названной проблемеанализ нормативно-правовых документовсистематизация, сравнение, прогнозирование, планирование;

— эмпирические — обобщение практического опыта, анкетирование, тестирование, беседа, эксперимент, наблюдение, методы математической статистики, компьютерной обработки, наглядного представления, анализ статистических данных.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ГУ «Костанайский казахско-турецкий лицей-интернат для одаренных детей», лицей № 11 (г. Челябинска). Всего в эксперименте приняло участие 457 детей, из них на формирующем этапе эксперимента 190, 107 преподавателей и 110 родителей.

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в три этапа (2003;2009 гг.).

Первый этап (2003;2004 гг.) — теоретический — состоял в определении теоретической базы исследования, анализе философских, психолого-педагогических и специальных исследований по проблемам развития детской одаренности в школах инновационного типа, определении понятийно-категориального аппарата исследований, проведении констатирующей диагностики.

Основными методами исследования на данном этапе были анализ психолого-педагогической литературы, логический анализ генезиса проблемы, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.

Второй этап (2004;2008 гг.) — формирующий, в ходе которого разработана, обоснована и апробирована модель управления развитием общей одаренности детей в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода. Опубликованы и представлены результаты теоретического анализа опытно-экспериментальной работы на всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Костанай 2005;2008, Челябинск 2003;2008).

Методами исследования на втором этапе выступали анализ, наблюдение, беседа, моделирование, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики и обработка первичных данных.

Третий этап (2008;2009 гг.) — обобщающий, включал теоретическое осмысление, систематизацию результатов исследования, уточнение положений, выносимых на защиту, оформление текста диссертационной работы и автореферата. Формулировались выводы, и разрабатывались методические рекомендации.

Основными методами изыскания явились наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, анализ, интерпретация и обобщение продуктов изыскания.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— на основе интегративно-развивающего подхода уточнено содержание понятия одаренность детей;

— определено, что инновационная школа представляет собой уникальную саморазвивающуюся образовательно-воспитательную систему, в центре которой целенаправленное изменение модели обучения и воспитания, направленное на решение актуальной педагогической проблемы, строящееся на основе исследовательской деятельности педагога по изменению содержания образования и направленное на достижение качества интеллектуального и психолого-социального развития личности учащихся;

— модель управления развитием одаренности детей в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода, которая соотносится со всеми функциями квадратичного цикла управления: педагогический анализпостановка целипроектированиепрограмма действийподготовка и принятие управленческих решенийисполнительское внедрениевнутришкольный контрольрегулированиекоррекция и др. основными направлениями организации работы в данном образовательно-воспитательном учреждении выступают: организационно-содержательная работа с учителями по обучению одаренных детей и выстраиванию индивидуальных и групповых стратегий обучения одаренных на основе интегративно-развивающего подходавзаимодействие учителя и родителей по созданию развивающей среды в семьевключение одаренных детей в деятельность по индивидуальным стратегиям обучения на основе интегративно-развивающего подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

— расширении научно-педагогического представления о теории и практике развития одаренности детей в условиях школы инновационного типа;

— уточнении понятийного аппарата проблемы, позволяющего выделить её образовательные аспекты, взаимосвязь используемых понятий;

— обосновании принципов динамичного развития образовательно-воспитательной системы по работе с одаренными детьми: преемственности, интеграции, индивидуализации, творческого саморазвития, синергии, здаровьясбережения, эвристической деятельности и др.;

— проектирование поэтапности развития одаренности в школе инновационного типа: адаптивно-диагностический, проективно-торческий, исследовательско-прогностический.

В целом, полученные результаты дополняют имеющиеся в педагогической науке представления об особенностях организации работы с одаренными детьми в условиях школы инновационного типа и могут служить основой для дальнейших теоретических и практикоориентированных исследований в данной области.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования в практике работы с одаренными детьми в условиях школы инновационного типа:

— организации образовательной деятельности одаренных детей строится в соответствии со следующими блоками: диагностический, развивающий, образовательный, индивидуализации;

— обоснованного оценочно-критериального инструментария диагностики различных типов одаренности, который позволяет определить исходные возможности и перспективы развития каждого ребенка и отразить динамику исследуемого процесса;

— разработанных методик взаимодействия и обучения педагогов, родителей и детей, которые позволяют модернизировать образовательно-воспитательное пространство школы инновационного типа;

Материалы исследования могут быть использованы в деятельности школ инновационного типа, а также при разработке концепций, моделей и структуры работы общеобразовательных школ, при организации сотрудничества различных образовательных учреждений.

Обоснованность и достоверность обусловлена теоретическим анализом проблемыопределением понятийного аппарата исследования, предметной области и задачиспользованием интегративно-развивающего подхода к решению поставленной проблемы, опорой на современные достижения психолого-педагогической наукиприменением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследованияорганизацией опытно-экспериментальной работы в соответствии с целями, задачами и условиями ее проведенияповторяемостью результатов на разных этапах экспериментаколичественным и качественным анализом экспеV риментальных данныхшкол инновационного типа.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Инновационная школа представляет собой уникальную саморазвивающуюся образовательно-воспитательную систему, в центре которой целенаправленное изменение модели обучения и воспитания, направленное на решение актуальной педагогической проблемы, строящееся на основе исследовательской деятельность педагога по изменению содержания образования и направленное на достижение качества интеллектуального и психолого-социального развития личности учащихся.

2. Модель управления развитием общей одаренности детей в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода, соотносится со всеми функциями квадратичного цикла управления: педагогический анализпостановка целипроектированиепрограмма действийподготовка и принятие управленческих решенийисполнительское внедрениевнутришкольный контрольрегулированиекоррекция и др.

3. Основными направлениями организации работы в данном образовательно-воспитательном учреждении выступают: организационносодержательная работа с учителями по обучению одаренных детей и выстраиванию индивидуальных и групповых стратегий обучения одаренных на основе интегративно-развивающего подходавзаимодействие учителя и родителей по созданию развивающей среды в семьевключение одаренных детей в деятельность по индивидуальным стратегиям обучения на основе интегративно-развивающего подхода.

4. Методическое обеспечение процесса управления развитием общей одаренности детей в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода, включающее.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в статьях и выступлениях на международных (гг. Челябинск, Костанай), всероссийских (гг.Челябинск, Магнитогорск) и региональных (гг. Челябинск, Костанай) научно-практических конференцияхнаучно-практических конференциях преподавателей и аспирантов ЧГАКИ (2003;2008) — а также на методологических семинарах в Челябинске, Уфе, Костанаев отчетах на заседаниях кафедры педагогики и психологии ЧГАКИ. Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка цитируемой и используемой литературы, включающего 212 источников, приложения.

Выводы по второй главе.

Выполненная опытно-экспериментальная работа позволила проверить гипотезу исследования. В результате были сделаны следующие выводы.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о преобладании низкого и среднего уровней развития детской одаренности, низкого уровня педагогического мастерства родителей и низкой готовности педагогов к работе с одаренными детьми. Полученные данные доказывают необходимость целенаправленной и систематической работы по развитию одаренности детей в условиях школы инновационного типа.

Анализ теории и педагогической практики подтвердил необходимость внедрения в образовательный процесс модели управления развитием общей одаренности детей в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода. Для этого были созданы экспериментальная и контрольная группа, сходные по уровню развития одаренности детей. В экспериментальной группе выделяется три этапа внедрения методики обучения и воспитания одаренных.

В начале формирующего этапа эксперимента в экспериментальных группах была осуществлена диагностика детей, родителей и педагогов. Результаты проведённого исследования учитывались при определении методики работы.

Результаты, полученные после завершения формирующего этапа эксперимента, свидетельствуют об эффективности модели управления развитием общей одаренности детей в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода.

Таким образом, цель опытно-экспериментальной работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Заключение

.

Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы показал, что происходит дальнейшее углубление и расширение проблематики теоретических и экспериментальных исследований в области теории и практики работы с одаренными детьми. Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе гуманитарных наук, является исследование процесса формирования и развития личности одаренного ребенка, выяснение его конкретного содержания. В связи с этим все более пристальное внимание уделяется рассмотрению взаимообусловленности образовательно-воспитательной сферы и личности. Позитивное развитие одаренных детей возможно при создании педагогических условий, позволяющих им реализовать их возможности и стремление к собственной значимости, т. е. необходимо содействие самореализации и постоянному развитию одаренных детей.

Феномен детской одаренности заключается в двуединости: с одной стороны, на время возникают возрастные уникальные особенности и, с другой стороны, постепенно раскрываются черты, которые укоренятся в ходе возрастных изменений и определят развитие ребенка в будущемно педагоги всегда готовы научить одаренных детей главному — понимать свои достижения и слабости, достойно побеждать и проигрывать, преодолевать трудности, позитивно оценивать многообразие окружающего мира и находить свое достойное место в нем, не содействуют формированию готовности к адекватной самооценке и личностной самореализации;

Опираясь на методологию исследования (интегративно-развивающий подход) и результаты теоретического анализа, мы уточняем, что инновационная школа представляет собой уникальную саморазвивающуюся образовательно-воспитательную систему, в центре которой целенаправленное изменение модели обучения и воспитания, направленное на решение актуальной педагогической проблемы, строящееся на основе исследовательской деятельности педагога по изменению содержания образования и направленное на достижение качества интеллектуального и психолого-социального развития личности учащихся.

Выявлены специфические учреждения для одаренных детей: «магнитные школы», «классы почета», «неградуированные школы», обучение в группах «смешанных способностей», а также группы форм обучения одаренных учащихся: стратегии, опирающиеся на количественные изменения (ускорения, горизонтальной и вертикальной интенсификации) — стратегий обучения, опирающиеся на качественные изменения (горизонтальное обогащение: обучение мышлению, социальная компетентность, физическое развитиевертикальное обогащение: индивидуализация, self-directed study, исследовательское обучение, проблематизациянезависимое обучение (independent study).

Разработанная нами модель управления развитием одаренности детей в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода, соотносится со всеми функциями квадратичного цикла управления: педагогический анализпостановка целипроектированиепрограмма действийподготовка и принятие управленческих решенийисполнительское внедрениевнутришкольный контрольрегулированиекоррекция и др.

Содержание модели представлено тремя направлениями: организационно-содержательная работа с учителями по обучению одаренных детей и выстраиванию индивидуальных и групповых стратегий обучения одаренных на основе интегративно-развивающего подходавзаимодействие учителя и родителей по созданию развивающей среды в семьевключение одаренных детей в деятельность по индивидуальным стратегиям обучения на основе интегративно-развивающего подхода.

Проектирование индивидуальной стратегии развития одаренного ребенка включает следующие блоки: диагностический (различные варианты метода наблюдения за детьми), развивающий (системные курсы междисциплинарного обучения и организация здоровьесберегающей среды в школе), образовательный блок (обогащенные программы по обязательным предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов), индивидуализации (специально организованная система работы со школьниками во вторую половину дня и каникулярное время).

Анализ данных полученных в ходе опытно-экспериментальной работы позволил доказать, что произошедшие изменения в уровнях детской одаренности экспериментальной группы не вызваны случайными причинами, а являются следствием реализации модели управления развитием одаренности детей в условиях школы инновационного типа и выбранных в её рамках направлений.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. В процессе исследования осуществлен научно-теоретический анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме развития детской одаренности в условиях школы инновационного типа. Установлено, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.

2. На основе требований интегративно-развивающего подхода и анализа литературы нами уточнены понятия «детская одаренность», которую мы рассматриваем как качество личности, возникшее в результате социализации и выступающее потенциалом к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими детьми данного возраста, обучения и социального окружения- «школа инновационного типа» — представляет собой уникальную саморазвивающуюся образовательно-воспитательную систему, в центре которой целенаправленное изменение модели обучения и воспитания, направленное на решение актуальной педагогической проблемы, строящееся на основе исследовательской деятельность педагога по изменению содержания образования и направленное на достижение качества интеллектуального и психолого-социального развития личности учащихся;

3. Проведенный педагогический эксперимент доказал целесообразность построения модель управления развитием одаренности детей в условиях школы инновационного типа на основе интегративно-развивающего подхода, соотносится со всеми функциями квадратичного цикла управления: педагогический анализпостановка целипроектированиепрограмма действийподготовка и принятие управленческих решенийисполнительское внедрениевнутришкольный контрольрегулированиекоррекция и др.

4. Выявленные в ходе исследования особенности школы инновационного типа позволили определить основные направления деятельности в рамках выбранной модели, включающие в себя: организационно-содержательную работу с учителями по обучению одаренных детей и выстраиванию индивидуальных и групповых стратегий обучения одаренных на основе интегративно-развивающего подходавзаимодействие учителя и родителей по созданию развивающей среды в семьевключение одаренных детей в деятельность по индивидуальным стратегиям обучения на основе интегративно-развивающего подхода.

5. Разработанное научно-методическое сопровождение может быть успешно использовано в работе школ инновационного типа, общеобразовательных школах и др.

6. Проведенное исследование затрагивает лишь один из аспектов сложной и многоплановой проблемы развития детской одаренности. В их числе наиболее актуальными представляются следующие: разработка вариативных программ деятельности педагогов по развитию интеллектуальной, творческой и других типов одаренности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом / Э. А. Аксенова // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. — 15 января. http://www.eidos.nL/iournal/2007/0115−9.htm.
  2. , В. И. Педагогика Текст.: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  3. Антошкина, B. JL Образование. Инновация. Будущее Текст.: (Методол.е и социокультур. проблемы) / B. JL Аношкина, C.B. Резванов- Отв. ред. П. Н. Тищенко — М-во общ. и проф. образования Рост. обл. -Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.- 176 с.
  4. , Л.И. Психология формирования и развития личности Текст. / Л. И. Анцыферова // Человек в системе наук. М., 1989. — С.426−434.
  5. , Н.К. Организация работы по развитию одаренности в школе повышенного уровня обучения Текст. / Н. К. Артюшина // Одаренный ребенок. 2008. — № 6. — С. 50−53
  6. , А.Г. От диагностики отбора к диагностике развития Текст. / А. Г. Асмолов, Г. Я. Ягодин // Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996. — 130 с.
  7. , Т. Нестандартные дети Текст. / Т. Афанасьева // Воспитание школьников. 2001. — № 8. — С.4−10
  8. , Ю. Д. Одаренные дети в мире информационных технологий Текст. / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Одаренный ребенок: науч.-практ. журн. 2007. — № 5. — С. 39−80
  9. , Ю.Д. Динамическая теория одаренности Текст. // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — 402 с.
  10. Ю.Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике: опыт, проблемы, перспективы Текст. / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. Екатеринбург:
  11. УГПУ, РГППУ, 2005. 298 с. П. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельност. аспект Текст.: моногр. / В. А. Беликов. — М.: Владос, 2004. — 357 с.
  12. , Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать Текст.: пособие для воспитателей и родителей / Е. С. Белова. М.: Флинта, 2001.-143с.
  13. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995. — 336 с.
  14. Н.Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка Текст. / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М., 1994. — 68 с.
  15. , Д. Б. Природа детской одаренности Текст. /Д. Б. Богоявленская // Одаренный ребенок. 2002. — № 1. — С. 6−13
  16. , Б.Д. Рабочая концепция одаренности Текст. / Б. Д. Богоявленская // Вопросы образования. 2004. — № 2. — С. 46 — 68.
  17. , Е. И. Механизмы умственной деятельности. Избранные психологические труды Текст. / Под. ред. A.B. Брушлинского и Т. Н. Ушаковой. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 688 с.
  18. , В. Ю. Педагогические основы развития лидерской одаренности у старших школьников Текст.: автореф. дисс.. .докт. пед. Наук / В. Ю. Большаков. М., 2000. — 35 с.
  19. Большой толковый социологический словарь (Collins): Пер. с англ. Том 2 (П Я). — М.: Вече, ACT, 1999. — 528 с.
  20. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  21. , Ж. Одаренные дети : психолого-педагогические исследования и практика Текст. / Ж. Брюно, Малви Р., Назарет JL, Д. В. Пажес и др // Психол. журн. 1995. — № 4. — С. 73−78
  22. , JI. П. Человек: деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  23. , JI. А. Педагогика способностей Текст. / JI.A. Венгер. М., 1973. -122 с.
  24. , Ж. Ребенок, математика и реальность. Проблемы преподавания математики в начальной школе Текст. / Пер. с франц. Е. С. Самойленко, А. П. Тарасова. — М.: Институт психологии РАН, 1998. — 288 с.
  25. Возможности практической психологии в образовании Текст.: из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып. 1−3. / Под ред. Бурлаковой Н. С. М.: УЦ Перспектива, 1998 -2001.
  26. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, O.A. Карабанова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  27. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. 420 с.
  28. , JI.C. Психология развития человека Текст. / JI. С. Выготский. М.: Смысл, Эксмо, 2003. — 1136 с.
  29. , Н. О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности Текст.: автореф. диссерт.. канд. Пед. Наук / Н. О. Гафурова. -Красноярск, 1996. — с. 21
  30. , Б.С. Образовательная педагогическая прогностика: теория, методология и практика Текст.: учеб. пособие / Б. С. Гершунский. М.: Наука, 2003. — 768 с.
  31. , И.П. Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования Текст.: учеб. пособие / И. П. Гладилина,
  32. М. В. Жиркова, О. С. Михно — Федер. ин-т развития образования. М.: Коллаж, 2008. — 97 с.
  33. , А.Г. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения Текст. / А. Г. Гостев, Е. В. Киприянова. Екатерибург, 2008. — 290 с.
  34. , А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием Текст. / А. Б. Горстко. -М.: Знание, 1991. 160 с.
  35. , А. И. Проблема стимуляции процесса достижения школьниками высших уровней своего развития Текст.: [при обучении в традиц. шк. и шк. для одаренных] / А. И. Грабовский // Одаренный ребенок: науч.-практ. журн. 2005. — № 2. — С.6−12
  36. , Л. Г. Гимназия как бесконечная инновация Текст.: [Опыт становления и развития Новомоск. гор. гимназии] / Л. Г. Грибенюк // Част, шк. 1996.-N 6.-С. 79−87
  37. , A.B. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения одаренных старшеклассников в образовательном пространстве инновационных школ Текст.: автореф. канд. пед. наук / А. В. Губанова. Орел, 2007. — 24 с.
  38. , В.Н. Новые подходы в развитии детской одаренности в учреждениях образования (из опыта работы) Текст. / В. Н. Гуляев // Психолого-педагогические проблемы музыкального. образования: Межвуз. сб. науч. трудов. Челябинск: ЧИМ, 2004. — С. 92−96.
  39. , В. Н. Педагогическое обеспечение преемственного развития детской одаренности в учреждениях общего и дополнительногообразования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Гуляев. Челябинск, 2004. — 24 с.
  40. , K.M. Проблемы дифференциальной психологии Текст. / К. М. Гуревич. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 384 с.
  41. , С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога Текст.: автореф. дисс. .канд. психол. наук / С. И. Гусева. — СПб., 2000.- 19 с.
  42. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики Текст. / Под ред. В. Б. Новичкова. М., 2002. — 120 с.
  43. , Н.П. Актуальные филосоского-методологические проблемы современной биологии Текст. / Н. П. Дубинин. Вопросы философии. -1998. -№ 7. -С.50
  44. , О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста Текст. / О. М. Дьяченко // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — 402 с.
  45. , А.И. Модель одаренности Текст.: монография / А. И. Еремкин — Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. Елец: ЕГУ, 2005. — 244 с.
  46. , Н.В. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (1998−2003 гг.) Текст. / Н. В. Зайцева, Е. Е. Чипурных, Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова, И. В. Калиш. М., 2004. — 74 с.
  47. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М.: Новая школа, 2004. — 55 с.
  48. Закон Республики Казахстан «Об образовании». электронный ресурс: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=3 773&ogl=all
  49. , А. В. Особенности динамики социальной одаренности учащихся в подростковом возрасте Текст.: диссерт.. кандид. псих, наук: 19.00.07 / А. В. Зверева. Москва, 2006. — 230 с.
  50. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования Текст. / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. — 2003. -№ 5. — С.34−42.
  51. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие для пед. вузов [Текст] /И.А. Зимняя. М.: Логос, 1999. — 384 с.
  52. , Г. Шестьдесят тысяч возможностей: Как узнать способности ребенка Текст. /Г. Калипина // Первое сентября. 2002. — 28 декабря.- С.7
  53. , Т.Н. Развитие интеллектуально одаренных детей в условиях учреждения дополнительного образования Текст.: [опыт Центра «Одаренность и технология «Екатеринбурга] / Т. Н. Келеева // Одаренный ребенок: науч.-практ. журн. 2004. — № 5. — С.120−122.
  54. , А. В. Детская одаренность как предмет педагогического анализа Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. В. Кулемзина. Томск, 2005. — 48 с.
  55. , М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) Текст. / М. В. Кларин. Рига: НПЦ Эксперимент, 1998. — 180 с.
  56. , В. В. Психологические тесты таланта Текст. / В. В. Клименко. -Харьков, 1996. С. 57
  57. , Т. Е. Педагогическая диагностика Текст. / Т. Е. Климова. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 124 с.
  58. , Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М., 2005. — С. 193.
  59. , Н. Легко ли быть вундеркиндом? Текст. / Н. Коноплева // Директор школы. 2004. — № 3. — с. 54−59. — (одаренные дети).
  60. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: АГОСиПРО, 2002. — 24 с.
  61. , А.Д. Размышления о педагогике одаренности Текст.: [в свете пед. исслед. и работы эксперим. образоват. учреждений для одар. учащихся г. Томска] / А. Д. Копытов // Одаренный ребенок: науч.-практ. журн. 2008. — № 1. — С. 23−25
  62. , И.О. Систематизация управления инновациями в образовательном учреждении Текст. / И.О. Котлярова- Под ред. Г. Н. Серикова — Юж.-Урал. гос. ун-т. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. -128,1. с.
  63. , В. В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня Текст. / В. В. Краевский // Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: сб. науч. ст. / под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. -М., 2001.-С.6−29.
  64. Краткий терминологический словарь по культурологи Текст. / Под ред. И. Ф. Кефели- Составители: Ю. Г. Акимов, Л. И. Григорьева, Н. В. Иванников и др. 3. изд., перераб. и доп. — СПб.: Акад. гуманит. наук, 1997−65 с.
  65. Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд. Текст. / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Г. М. Корнилова и др., сост, и общ. ред. В. Л. Макаренко. — М.: Республика, 1995. — 510 с.
  66. , Л. Ю. Программы деятельности детских объединений в учреждениях дополнительного образования Текст. / Л. Ю. Кругл ова // Программы деятельности детских объединений: психолого-педагогический аспект. Челябинск: [б. и.], 1996. — С. 28 — 34.
  67. , М. А. Особенности интеллектуальной одаренности учащихся и ее развитие в условиях дополнительного образования Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.07 / М. А. Куприна. -Иркут. гос. пед. ун-т Иркутск, 2006. 231 с.
  68. , Н. Б. Социокультурный контекст образования Текст. / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: содерж. гуманист, образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. М.: [б. и.], 1995. — Вып. 2. -С.67−103.
  69. , А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике Текст. / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  70. , В. А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников Текст.: монография / В. А. Лазарев — Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. — 272 с.
  71. , B.C. О развивающихся педагогических системах Текст.: [Модели образования] / B.C. Лазарев // Педагогика. 2002. — N 8. — С. 13−23
  72. , B.C. Управление инновациями в школе Текст.: учеб. пособие / В. С. Лазарев. М.: Центр пед. образования, 2008. — 351 с.
  73. Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка Текст. / Пер. с нем. А.П. Голубева- Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 144 с.
  74. , Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-исторические факторы ее развития Текст.: автореф. дисс.. канд. псих. Наук / Л. И. Ларионова. Иркутск, 2002. — 24 с.
  75. , В. Нестандартный ребенок Текст. / В. Леви. М., 1989. — 256 с.
  76. , С.А. Детская одаренность глазами педагогов Текст. / С. А. Леднева // Начальная школа. 2003. — № 1. — С. 80−82
  77. , Н. С. Что значит «одаренный ребенок» Текст. / Н. С. Лейтес // Искусство в школе. 2003. — № 3. — С. З
  78. , Н.С. О признаках детской одаренности Текст. / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. 2003. — № 4. — С. 13−18.
  79. , Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия Текст.: избр. тр. / Н. С. Лейтес — Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 2008. — 478 с.
  80. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  81. , А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека В сб. «Психологическая наука в СССР». T. I Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1959 .-С. 23.
  82. , С. В. Взгляд на детскую одаренность Текст. / C.B. Литвиненко // Начальное образование: Науч.-метод. журн. 2005. — № 1. -С.23−27.
  83. , И. Б. Создание комплекса организационно-содержательных условий развития детской одаренности в образовательном пространстве города Екатеринбурга Текст. / И. Б. Логинова // Одаренный ребенок. -2008. № 6. — С .90−95
  84. , А. А. Динамика умственной одаренности в младшем и среднем школьном возрасте Текст.: автореф. дисс. .канд. псих. Наук / А. А. Лосева. -М., 1999.- 18 с.
  85. , Е.Ю. Социальная адаптация творчески одаренных детей в современном обществе Текст.: (на материалах кросс-культур, исслед. творчески одарен, детей): автореф. дис.. канд. социол. наук: (22.00.04) / Е. Ю. Лукаш. Владивосток, 2004. — 24 с.
  86. , В.Я. Инновационное обучение и наука текст. / В. Я. Ляудис. м.: Педагогика, 1992. — 234 с.
  87. , З.Ф. Управление инновациями : социально-образовательный аспект Текст. / З. Ф. Мазур, Т. Н. Подоляко — Рос. акад образования, Ин-т общ. сред, образования. М.- Тольятти: Современник, 2001. — 147, 1. с.
  88. , Е.В. Организация школы для особо одаренных детей и подростков Текст. / Е. В. Маркелов, B.C. Юркевич // Психологическая наука и образование. 2004. — № 2. — С. 12−16.
  89. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  90. , JI.B. Одаренный ребенок в кругу сверстников и взрослых Текст. / JI.B. Матвеева // Начальная школа. 2003. — № 6.- С. 19−20
  91. Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми (18 июня 2004 г.) Текст. // Вопросы образования. -2004.-№ 2.-С. 260−271.
  92. , A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики Текст. / А. М. Матюшкин. -М., 1993. — 127 с.
  93. , Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека Текст. / Г. Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн. М., 1989.
  94. , E.JI. Психологическая модель подготовки учителя к работе с одаренными школьниками Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. JI. Мельникова. Москва, 1998. — 186 с.
  95. , А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я Текст. / А. Миллер. М.: Академический проект, 2001. — 144 с.
  96. Модернизация российского образования Текст. М.: Просвещение, 2003.- 96с.- (Тематическое приложение № 1 к журналу «Вестник образования»).
  97. , А. В.Способности и потребности личности Текст. / А. В. Мялкин. М.: Мысль — 1983. — С.7
  98. , А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент Текст. / А. Я. Найн // Педагогика. -1996.- № 5.- С.9−14.
  99. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Проект Текст. // Вестник ЧГПУ. Серия 6. Личность. Труд. Экономика. Образование. 2000. — № 3. — с. 47−56.
  100. , A.M. Организация общения с нестандартными детьми Текст. / А. М. Немов // Начальная школа. 2002. — № 1 — 54 с.
  101. , В.Я. Социология образования Текст. / В. Я. Нечаев. М.: Моск. гос. ун-та, 1992. — 199 с.
  102. , Е. А. Психолого-педагогические условия развития Я-концепции одаренных старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.07 / Е. А. Никитина. Курск, 2008. — 24 с.
  103. Новейший философский словарь Текст. / авт.-сост. A.A. Грицанов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Кн. дом, 2001. — 1280 с.
  104. , А. М. Интеграция базового профессионального образования Текст. / A.M. Новиков // Педагогика. 1996. — № 3. — С.3−10.
  105. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей Текст.: учеб. пособие/ под. Ред. А. М. Матюшкина М.: Изд.-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.
  106. Одаренные дети Текст. / Под ред. М. Карне. М., 1991. — 246 с.
  107. Одаренные дети Текст.: Пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В.М. Слуцкого- Предисл. В. М. Слуцкого. Москва: Прогресс, 1991. — 376с.
  108. Одаренные дети: проблемы полноценного развития Текст.: сборник научных статей и тезисов научных докладов / Под ред. Е. А. Козыревой. -М., 2000.- 102 с.
  109. Одаренный ребенок Текст. / Под ред. О. М. Дьяченко. М., 1997. — 137 с.
  110. , С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2001. — 940 е., с. .381
  111. Опыт работы с одаренными детьми в современной России Текст.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6−8 февраля 2003 года / Науч. ред. Л. П. Дуганова. М., 2003. — 384 с.
  112. Организация предпрофильного и профильного обучения в образовательных учреждениях Москвы Текст. / отв. ред. Л. Е. Курнешова — [сост. Н. С. Алексанина, Н. Н. Ваганова, Е. В. Воронина]. -М.: Школ, кн., 2007. 378 с.
  113. Основные современные концепции творчества и одаренности Текст. / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 210 с.
  114. , В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности Текст. / В. И. Панов // Прикладная психология. 1998. — № 3.-С. 33−48.
  115. , О. С. Педагогические условия самореализации одаренных детей (на материале дополнительного образования) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. С. Парц. Омск, 2007. — 21 с.
  116. , Л. Одаренный ребенок особая ценность для общества Текст. / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание: ежемес. науч.-метод, журн. — 2009. — № 2. — С. 13−20 .
  117. Педагогическая энциклопедия: в 3 т. / под ред. А. И. Калашникова. М.: Работник просвещения, 1927−1929. — 3 т.
  118. Педагогический словарь: в 2 т. Т. 1 / гл. ред. И. А. Каиров. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 774 с.
  119. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: научи, ИЭД-ЯО: Большая Российская Энциклопедия, 2002. — 528 с.
  120. , Т.Н. Управление инновациями в системе общего среднего образования на муниципальном уровне Текст.: (на примере г. Тольятти): автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 / Т. Н. Подоляко. М., 2005. — 18 с.
  121. , С. Национальный проект «Образование» как инновация Текст. / С. Поляков //Народное образование: рос. обществ.-пед. журн. 2008. -№ 9. — С.30−41
  122. , Е. В. Личностный аспект одарённости и его развитие Текст.: диссер.. канд. псих, наук: 19.00.01 / Е. В. Пономарева. -Хабаровск, 2002. 23 с.
  123. Понятийный словарь. Режим доступа: www.eduhmao.ru
  124. , JI.В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности Текст. / Л. В. Попова. М., 1993. — С.85
  125. , А.И. Современная социология организаций Текст. / А. И. Пригожин. М.: ИНТЕРПРАКС, 1995. — 295 с.
  126. , Л.Н. Управление развитием инновационных процессов в общеобразовательной школе Текст.: (На примере физ. воспитания): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04. / Л.Н. Прогонюк- Всерос. НИИ физ. культуры и спорта. М., 1998. — 23 с.
  127. Психологические тесты Текст. / Под.ред. A.A. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Т2. — 248 с. :ил.
  128. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, — 2-е изд., перераб. и доп.- М. :Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.
  129. Психология одаренности детей и подростков Текст.: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. Заведений / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.- 2-е изд. переработ, и доп. — Издательский центр «Академия», 2000. — 336 с.
  130. Психология одаренности: от теории к практике Текст. / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 72 с.
  131. Психология развития. 7-е изд. Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2003. -992 с.
  132. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка Текст.: материалы Российско-фламандской научно-практической конференции (14−16 марта 2001 г., Санкт-Петербург). Спб., 2001.
  133. Психолого-педагогическое сопровождение отношений детей и взрослых в образовательной ситуации: Сборник научных статей и тезисов научных докладов Текст. / Под ред. Е. А. Козыревой. Москва, Арт-Бизнес-Центр, 1999.
  134. Работа с одаренными детьми в системе образовательного пространства России: региональный опыт Текст.: материалы регион, науч.-практ. конф., Арзамас, 13 апр. 2007 г / Арзамасский гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара. Арзамас: АГПИ, 2007. — 208 с.
  135. Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы Текст. / Департамент образования г. Москвы — [сост. Н. С. Алексанина, А. М. Афиногенов] - отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Шк. кн., 2007
  136. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд-е, расш, перераб. Текст. / Науч. ред. В. Д. Шадрикова. М., 2002. — 94 с.
  137. , Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы Текст. / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001.- 142 с.
  138. Развитие личности ребенка Текст. / Н. Ньюкомб. 8-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 640 с.
  139. Раннее развитие: За и против Текст. // Одаренный ребенок 2000.-№ 6.-С. 6−31
  140. В.М. Педагогические условия формирования академической одаренности школьников Текст.: автореф.. канд. пед. наук / В. М. Рафикова. Ижевск, 2003. — 21 с.
  141. , Дж. Модель школьного обучения Текст. / Дж. Рензулли, С. Райе // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М. — 1997. — С. 214−242.
  142. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., Педагогика, 1989. — 322 с.
  143. JI. Е. Курнешова — Департамент образования г. Москвы. М.: Шк. кн., 2007.-Вып.З.-С. 162−168
  144. , А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства Текст./ А. И. Савельев.- М.: Педагогическое общество России, 1999.-220с.
  145. , А. И. Одаренный ребенок дома и в школе Текст.: потенциал личности и программа развития / А. И. Савенков. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 267, [2] с.
  146. , В.Н. Основания общей теории систем: логико-методол. анализ Текст. / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  147. , H.H. Управление инновационными процессами в региональной системе образования Текст.: автореф. дисс.. канд. соц. наук / H.H. Сегедина. — Москва, 2006. 23 с.
  148. , H.A. Социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. А. Сидорина. Кострома, 2006. — 22 с.
  149. , Н.Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности Текст. / Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская / Под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш. М., 2001. 131 с.
  150. , Н.Ю. Роль педагога в развитии одаренности младшего школьника Текст.: [по данным исслед. психол.-пед. компетентности учителей сред, шк.] / Н. Ю. Синягина // Одаренный ребенок: науч.-практ. журн. 2005. — № 4. — С.26−36.
  151. Современный словарь иностранных слов Текст. М.: Рус. яз., 1989 — 624 с.
  152. Современный энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Прохорова. — М: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1997 867 с.
  153. , А. Об идеях и инновациях в образовании Текст. / А. Соложнин // Народное образование: рос. обществ.-пед. журн. 2009. — № 1. -С.134−137
  154. , В. Г. Психология одаренности детей и подростков Текст. / В. Г. Степанов // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — с. 140 — 143.
  155. , А.П. Одаренные дети: исторический опыт, современное состояние, перспективы / А. П. Сумарокова. Ханты-Мансийск, 2005. -153 с.
  156. , Б.М. Способности и одаренность Текст. / Б. М. Теплов. — М., 1982.-286 с.
  157. , П.И. Управление школой по результатам: практика пед. менеджмента Текст. / П. И. Третьяков. М., 1997. — 180 с.
  158. , А.Н. Уклад школьной жизни скрытое содержание образования Текст. / А. Н. Тубельский // Вопросы образования: ежекв. науч.-образоват. журн. — 2007. — N 4. — С. 177−180
  159. , А.П. Системная поддержка одаренного детства: закон, наука, образование Текст.: [на примере г. Ростова н/Д] / А. П. Уваровский // Одаренный ребенок: науч.-практ. журн. 2008. — № 3. — С. 54−57
  160. Управление развитием школы Текст. / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева-М., 1995.- С. 10., с. 10.
  161. Управление образовательными инновациями Текст. / А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, О. П. Молчанова, Е. А. Тихонова. М.: Европ. центр по качеству, 2003. — 97 с.
  162. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) Текст. / Под редакцией В. П. Лебедевой, В. И. Панова, М.: Молодая гвардия, 1997. С. 358.
  163. , Ф.Р. Экспресс-диагностика «Одаренность» Текст.: метод, пособие / Ф. Р. Фахретдинова, М. И. Губайдуллин — Башк. ин-т развития образования, Центр выявления и развития одаренности детей. -Уфа: Изд-во БИРО, 2008. 38 с.
  164. , С. А. Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Федорова. Ставрополь, 2006. — 157 с.
  165. , Л.В. Социализация личности и педагогическая деятельность общества Текст.: дис.. канд. филос. наук / Л. В. Филиппова. Горький, 1985.-211 с.
  166. Философский словарь Текст./ Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  167. Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. — 840 с.
  168. , H. М. Психологические проблемы одаренных подростков в процессе школьного обучения : автореферат дис.. кандидата психологических наук: 19.00.07 / Моск. психол.-соц. ин-т Москва, 2005
  169. , Дж. Одаренность, ответственность и школа Текст.: [о формировании соц. поведения у одар. учащихся в контексте школ, среды, влияния личности учителя] / Джоан Фриман // Одаренный ребенок: науч.-практ. журн. 2007. — № 5. — С. 6−21.
  170. , Дж. Одаренные дети и их образование: Обзор международных исследований Текст. / Дж. Фримен // Иностранная психология. 1999. -№ 11.-С. 10−18.
  171. , С.С. Личностная детерминация генезиса детской одаренности Текст.: автореф. дисс. .канд. психол. наук / С. С. Фролов. — Ставрополь, 2000. — 25 с.
  172. , Н. Управление качеством образования Текст. / Н. Хвостов // Школьные технологии. 2004. — № 6. — С. 12−15.
  173. , К.А. Лонгитюдное исследование одаренности Текст. / К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. — № 2. -С. 120−127.
  174. , Т.М. Психологическое исследование педагогической одаренности в школьных возрастах Текст. / Т. М. Хрусталева // МИР ПСИХОЛОГИИ: науч.-метод. журн. 2005. — № 3. — С. 170−177.
  175. , A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения Текст.: пособие для учителя / А. В. Хуторской.-М.:ВЛАДОС, 2000. 320с.
  176. , A.B. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация Текст. / А. В. Хуторской // ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: науч.-практ. журн. школ, технолога (завуча). 2006. -№ 1. — С.3−12
  177. , О. В. Обучаемость интеллектуально одаренных учащихся и ее зависимость от индивидуально-типологических особенностей Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.07 / О. В. Цесаренко.- Иркутск, 2004.-210 с.
  178. , В.Э. Одаренность: дар или испытание Текст. / В. Э. Чудинов, B.C. Юркевич. М., 1990. — 140 с.
  179. , С. В. Развитие одаренности школьника: проблемы и перспективы в условиях гимназии Текст. / С. В. Шаболина, В. Ф. Котлярова // Одаренный ребенок. 2008.- № 1. — С .79−85
  180. , Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  181. , В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста Текст. / В. Штерн. СПб., 1997. — 124 с.
  182. , В. А. Проблемы методологии научного познания Текст. / В. А. Штофф. М.: Высшая школа, 1978. — 269 с.
  183. , Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей Текст. / Н. Б. Шумакова. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 336 с.
  184. , Н.Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Н. Б. Шумакова. М., 2007. — 48 с.
  185. , Е. И. Трудности в учении одаренности школьников Текст. / Е. И. Щебланова // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — с. 132 — 145.
  186. , Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте Текст.: дисс.. докт. Псих, наук: 19.00.01 / Е. И. Щебланова. Москва, 2006. — 432 с.
  187. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  188. , О. В. Состояния и проблемы образования повышенного уровня для одаренных учащихся Текст. / О. В. Шушпанова, Н. А. Лахтикова // Одаренный ребенок. -2008. № 1. — С .16−22
  189. , В.М. Проблема одаренности Текст. / В. М. Экземплярский. М., 1923. — С. 12
  190. , Б.Д. Психология развития Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б. Д. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.
  191. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.- 176 с.
  192. , В. С. Работа психолога с одаренными детьми и подростками Текст. / В. С. Юркевич // Одаренный ребенок. 2004. — № 2. — С. 31 — 37.
  193. , B.C. Типы одаренности Текст. / B.C. Юркевич // Учителю об одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997. — С. 260 — 270.
  194. , Л. В. О специфике развития творческой одаренности в условиях гимназического образования / Л. В. Яблуновская, Г. В. Мосягина // Одаренный ребенок. 2008. — № 1. — С .91−95
  195. , И.С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 175 с. — (Библиотека журнала «Директор школы" — вып. 7).
  196. , Т.В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей Текст. / Т. В. Якимова // ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: журнал. 2007. — № 3. — С.87−96
  197. , Т. В. Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков : автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.13 / Т. В. Якимова .- Москва, 2008. 23 с.
  198. , Е. В. Педагогическая концепция Текст.: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: ВЛАДОС, 2006. — 239 с.
  199. , И.С. Возможности дополнительного образования для развития одаренных детей Текст.: [на базе Мурман. обл. центра доп. образования «Лапландия"] / И. С. Яроцкая // Одаренный ребенок: науч.-практ. журн. -2009. -№ 1. С.79−83
  200. , И.И. подготовка будущих учителей к работе с одаренными школьниками Текст.: автореф.. дис. канд. пед. наук / И. И. Ушатикова. Казань, 2006. — 23 с.
  201. Brody L.E., Mills C.J. Gifted children with learning disabilities. A review of the issues //Journal of learning disabilities. 1997. Vol. 30. № 3. PP. 282−296.
  202. Clark B. Growing up gifted. New York: Macmillan. 1992. Clark B. Cross cultural identification survey results // Communicator. California association for the gifted. 2000. Vol. 31. № 2. PP. 30 — 31.
  203. Gallagher J J. Personal patterns of underachievement // Journal for the education of the gifted. 1991. Vol.14. № 3. PP. 221−234.
  204. Gyarmarthy E. Developmental learning disabilities and giftedness // VII European Conference on De-velopmental Psychology. Book of abstracts. Krakow. 1995. P. 163.
  205. Kaplan S., Rodrigues E., Siegel V. Nontraditional screening. A process to uncover the potential of students from underrepresented populations // Communicator. California association for the gifted. 2000. Vol. 31. № 2. PP. 20−21.
  206. Reis S.M., Neu T., McGuire J. Case studies of high ability students with learning disabilities who have achieved // Exceptional children. 1997. Vol. 63. № 4. PP. 463−479.
  207. Terrasier J. Ch. Gifted children: research and education in France // Education of the gifted in Europe: theoretical and research issues. F.J. Monks & H.W. Van Boxtel (Eds.) Amsterdam: Swets & Zeitlinger. 1992. P. 212−216.
  208. Torrance E.P., Goff K. A quiet revolution // Journal of creative behavior. 1989. Vol. 23. № 5. P.136−145.
  209. Van Tassel Baska J. The on — going dilemma of effective identification practices in gifted education // Communicator. California association for the gifted. 2000. Vol. 31. № 2. PP. 1, 39−40.
  210. Whitemore J.R., Maker C.J. Intellectual giftedness in disabled persons. Rockville: Aspen. 1985.
  211. Yewchuk C., Lupart J.L. Gifted handicapped. A desultory duality // International handbook of re-search and development of giftedness and talent. Heller K.A., Monks F.J. & Passow H. .(Eds.) Ox-ford: Pergamon. 1993. P. 703−727.
Заполнить форму текущей работой