Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Библиографический язык: Теоретико-методические проблемы формирования и обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексный характер исследования обусловил использование совокупности методов сбора, обработки и анализа информации. На первом этапе исследования — поисково-теоретическом — проводился общенаучный теоретический и практический анализ и синтез работ, связанный с функционированием библиографического языка в науке и практике современного обществапри этом использовался системный подход к проблеме… Читать ещё >

Содержание

  • Введение----------------------------------------------------------------С
  • Глава 1. Библиографический язык в системе языковых коммуникаций------------------------------------------- С
    • 1. 1. Проблема языка в современной науке: признаки, свойства, функции, виды------------------------------------------- С
    • 1. 2. Взаимоотношения языка библиографического описания с библиографическим языком------------------------ С
    • 13. Существование библиографической информации на основе библиографического языка--------------------------- С
  • Глава 2. Овладение библиографическим языком в условиях высшего учебного заведения-------------------------- С
    • 2. 1. Этапы овладения библиографическим языком----------- С
    • 2. 2. Исследование степени распространения и использования библиографического языка
  • На примере студенческой аудитории КГУКИ)--------------- С
    • 2. 3. Методы обучения библиографическому языку в системе профессиональных дисциплин------------------------- С

Библиографический язык: Теоретико-методические проблемы формирования и обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Чем сложнее общество, чем выше уровень его развития, тем большую роль играет в нем информация и тем большее значение имеет главное средство ее передачи — язык. Язык неразрывно связан с человеческим обществом, конкретным в смысле своего существования во времени и пространстве. Каждое языковое общество наследует или перенимает свое средство общения, возникшее в отдаленном прошлом, развивает и совершенствует его в зависимости от роста своих потребностей и усложнения своего общественного бытия. «Языки могут различаться по степени сложности своей структуры, по области означаемых объектов, по задачам, которые они могут адекватно выполнить» (158, С.46) и «хотя все языки в целом обладают приблизительно одним и тем же строением и следуют одинаковым законам, однако едва ли существует хотя бы один, который не отличался бы от других каким-либо особым своеобразием» (71, С.360), а «каждый конкретный язык, как языковой вариант человеческого языка вообще в своем своеобразии не искажает и не преобразует действительность, а через глобальную семантическую систему всей совокупностью своих средств отображает единую природу мира в концептуальном аппарате человека, как универсальной понятийной системы, коррелирующей с реальным миром на основе принципа отражения. Своеобразие каждой языковой системы состоит именно в особенностях комбинации значений и языковых единиц, реализуемых так или иначе в единую семантическую картину мира» (115, С.61).

Современный этап в развитии общества характеризуется глобальностью происходящих в нем общественных процессов и определяется, с научной точки зрения как переходный, в котором формируется новая общественная структура — информационное общество. Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой жизнь и деятельность человека прежде всего, связаны с созданием, переработкой и использованием информации, вследствие чего оно имеет своей целью предоставление всем людям неисчерпаемые объемы информации, с которой надо уметь обращаться. В силу того, что информационные процессы тотально пронизывают человеческое общество, личность неизбежно принимает участие во всех видах информационной деятельности — производстве, передаче и потреблении информации. Развитие информационного общества складывается на основе полного использования достоверной, исчерпывающей и своевременной информации во всех общественно значимых областях и сферах человеческой деятельности, что предполагает острую необходимость радикального переосмысления целей и задач всех существующих проблем в протекающих информационных процессах, поиска новых решений и средств их реализации. Интенсификация информационных процессов, формирование и стремительное развитие информационных ресурсов и коммуникаций, информационно-библиографической деятельности обусловили анализ производства, преобразования, структурирования, поиска и использования библиографической информации, существующей на основе библиографического языка. Библиографический язык обеспечивает симбиоз информации, транслируемой на языке библиографического описания, системы библиографических записей и библиографических знаний, полученных в результате библиографического общения, мышления, отражения.

Библиографический язык является неотъемлемым звеном в системе информационного обеспечения общества и требует осознанного понимания своего фактического существования. Это требование выполнимо, так как смысловая сфера библиографического языка нераздельно связана с психикой человека и в той мере, в какой его существование чувственно воспринимаемо, он есть факт информационно-библиографической действительностибиблиографический язык есть одновременно факт сознания в той мере, в какой его существование выражается в осознании библиографического смысла.

Требования современного общества, строящегося на основе единого информационного пространства, определяют необходимость радикального переосмысления целей и задач всех информационных процессов, поиска новых решений и средств их реализации. Одним из путей решения задач, возникших на современном этапе, является распространение библиографическое языка среди потребителей информации, тем самым совершенствуя информационные процессы, протекающие в обществе. В современных условиях возникла потребность определения роли и места библиографического языка в информационной культуре членов общества и с его помощью решения проблем, возникающих в процессе информационно-библиографической деятельности. Библиографический язык как специальная система помогает преодолеть трудности доступа к информации и знаниям вообще, и к библиографической информации и библиографическим знаниям в частности, возникающим в новой информационной ситуации, среде, обществе. Рассматривая библиографический язык как инфраструктуру информационной и библиографической культуры, следует подчеркнуть необходимость его овладением для рационального функционирования потребителя библиографической информации в многообразии информационных ресурсов и коммуникаций, методов поиска информации. Студенческая аудитория всегда считалась наиболее подвижной, восприимчивой к информационным процессам происходящим в общественной жизни, получению информации и знаний в высших учебных заведениях и которые они реализуют на практике в учебе, работе и отдыхе. Существование данного факта предполагает специальную подготовку студентов как потребителей библиографической информации, тем самым определяя реализацию программы обучения в области овладения библиографическим языком.

Разработанность темы. Содержательный анализ специальной литературы показал, что целостного, многоаспектного исследования, касающегося рассмотрения проблемы функционирования библиографического языка и овладения им потребителем библиографической информацией до настоящего времени не предпринималось. Тема настоящего диссертационного исследования носит интеграционный характер.

Теория библиографии дала возможность рассматривать библиографический язык с различных точек зрения. Так, исследование опиралось на ряд разнообразных по содержанию работ, раскрывающих отдельные аспекты возникновения, определения, функциональных особенностей, существования библиографического языка: В. А. Фокеева (275), Г. Я. Узилевского (259−262), Р. С. Гиляревского (56), В. А. Яцко (306) и других. Проблему о необходимости изучения библиографического языка поднимали в своих трудах М. Г. Вохрышева (21, 48−49), В. П. Леонов (134), Н. А. Сляднева (226), Э. К. Беспалова (20) и другие.

Ситуация в области изучения библиографического языка требует обращения к работам, раскрывающим проблематику: информационных языков — Р. Г. Котова (126−127), Б. В. Якушкина (127, 305), В. А. Москвича (159), Г. Негуляева (162) — информационно-поисковых языков — Э. И. Бухалевой (37), Р. С. Гиляревского (54), Е. М. Румчинской (203), Г. А. Сараевой (213), А. В. Соколова (234−235), А. И. Черного (285) — языка библиографического описания (ссылок) — А. И. Черного (284), А. В. Соколова (233), Р. Ф. Грининой и Л. В. Трапезниковой (234), Н. И. Гендиной (52).

Проблемы библиографического описания отражены в работах Т. А. Бахтурина (17), Д. Бацера и Е. Новиковой (18), Н. Н. Гапкиной (50), Р. С. Гиляревского (55), И. Л. Клима (108), Т. И. Назаровской (160), Н. А. Никифорской (166, 167), Г. Я. Узилевского (56), Ю. С. Зубова (95, 96), Д. Ю. Теплова (253), Р. Уолкера (310), П. А. Климзона (308) и так далее.

Вопросы, касающиеся места и роли информации и знаний в современном обществе, подробно рассматривались в работах: А. И. Михайлова, А. И. Черного, Р. С. Гиляревского (152−154), Р. С. Гиляревского (53),.

Ю.Н.Столярова (246), Н. А. Слядневой и И. А. Давыдовой (72), И. Г. Моргенпггерна (157), А. В. Соколова (229−233), В. А. Фокеева (270−275).

Задачи диссертационного исследования потребовали обращения к работам, которые подробно раскрывают понимание библиографической информации и библиографических знаний как исходных пунктов и центральных категорий теории библиографии. Так, эти вопросы поднимали: А. С. Аугустиникайтис (9), А. И. Барсук (16), Э. К. Беспалова (20), Р. С. Гиляревский (56), Ю. С. Зубов (96), О. П. Коршунов (121 -125), А. В. Кротов (129), Ю. МЛауфер (132), В. П. Леонов (133), А. И. Обризан (170), Б. А. Семеновкер (219), А. В. Соколов (229−233), Д. Т. Теплов (253), Г. Я. Узилевский (56), В. А. Фокеев (270−275) и другие.

Комплексное исследование овладения библиографическим языком предположило обращение к теории информационных потребностей, для чего были использованы работы И. М. Андреевой (5), Д. И. Блюменау (26−28), М. Я. Дворкиной (73), И. К. Джерилмевской (75), Е. А. Евтюхиной (80), С. Д. Коготкова (111), Е. В. Леончикова (138), М. Я. Тафипольской (251), Э. Л. Шапиро (287−289) и других.

Для теоретического осмысления проблемы формирования информационной и библиографической культуры представляют интерес публикации И. И. Горловой (58, 59), Н. Б. Зиновьевой (91−94), В. А. Фокеева (272), А. А. Витухновской (40), Е. А. Медведевой (150, 151), И. Г. Моргенштерна (157), Р. А. Овсянниковой (171), З. А. Сафиуллиной (214).

Рассмотрение проблемы существования библиографического языка в современном информационном обществе и информационной культуре предположило необходимость обращения к ряду документов официальной направленности, таких как Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», Концепция формирования информационного общества, Концепция пересмотра «Правил библиографического описания» (Проект), государственные стандарты системы СИ.

БИД. Самостоятельную группу составили материалы специальной периодической печати, журналов «Библиография», «Мир библиографии», «Научно-техническая информация», «Научно-технические библиотеки», «Библиотека и закон», «Информационное общество». Широко также привлекались и использовались тезисы докладов, материалы и информационные сборники международных научных конференций по проблемам информационной культуры, проходивших в Краснодаре — Новороссийске.

Объектом исследования является библиографический язык в структуре языковых коммуникаций.

Предмет исследования — место, роль, структура библиографического языка и степень его распространения среди потребителей информации.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа места и роли библиографического языка изучить его структуру, свойства, функции, степень распространения среди потребителей информации, обосновать особенности его овладения потребителями библиографической информации. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: •определить и рассмотреть место, структурные особенности, функции, основные подходы к пониманию библиографического языка в системе языковых коммуникаций;

•общетеоретически осмыслить, выявить и проанализировать особенности взаимоотношений библиографического языка и языка библиографического описания, как составной его части;

•проанализировать факторы, определяющие существование библиографической информации в обществе на основе библиографического языка- •выявить и охарактеризовать основные этапы овладения библиографическим языком, протекающие в структуре функционирования информационных потребностей личности;

•экспериментально в рамках социологического исследования изучить процессы овладения библиографическим языком в системе дисциплины «Информационная культура, личности» ;

•на основе эмпирически полученного материала разработать научно обоснованный подход к проблеме овладения библиографическим языком, дать практические рекомендации по его обучению в учебном процессе.

Методологическая база исследования. Пониманию задач исследования способствовало изучение трудов и работ отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики философии, социологии, лингвистики, семиотики, библиотековедения, библиографии, информатики, информационной культуры:

— по проблемам языка: В. фон Гумбольдт (70, 71), Ф. де Соссюр (240, 241), Л. Блумфильд (25), Л. Тондл (257), У. Л. Чейф (281), А. Шафф (290), Ч. Моррис (158), Г. Л. Брутян (34), А. А. Брудный (33), А. Г. Волков (44, 45), Ю. М. Лотман (141), Т. М. Дридзе (77, 78), В. А. Звегинцев (86, 87), Г. В. Колшанский (112 — 116), А. А. Леонтьев (135, 136), А. Р. Лурия (142, 144), В. В. Мартынов (146 — 148), В. З. Панфилова (178, 179), В. Н. Телия (252), И. И. Ревзина (197) и другие- -по проблемам информации: В. Г. Афанасьев (10 — 12), Н. И. Жуков (84), И. Земан (88, 89), Л. Бриллюэн (32), В. З. Коган (110), А. П. Суханов (247 — 249),.

A.Д.Урсул (263, 264), Э. П. Семенюк (220), Ю. А. Шрейдер (296), И. И. Юзвишин (297) и другие;

— по проблемам восприятия информации: А. В. Антонов (6, 7),.

B.А.Барабанщиков (13), А. Р. Лурия (143), Р. С. Немов (163), Ф. Х. Оллпорт (173), Ч. Осгуд (174), И. Рок (199), А. Фор (276) и другие;

— по проблемам потребностей: А. Г. Ковалев (109), Л. И. Иванько и Л. Н. Коган (98), М. С. Каган (103), А. И. Самсин (212) и так далее.

Работы перечисленных авторов послужили важными общетеоретическими источниками, на основе которых сформулирована концептуальная модель настоящего исследования.

Комплексный характер исследования обусловил использование совокупности методов сбора, обработки и анализа информации. На первом этапе исследования — поисково-теоретическом — проводился общенаучный теоретический и практический анализ и синтез работ, связанный с функционированием библиографического языка в науке и практике современного обществапри этом использовался системный подход к проблеме исследования для выработки целостной концепции. Второй этап — диагностически-социологический — обеспечивался проведением контрольных тестов в студенческой аудитории, включенного наблюдения, анкетирования, эксперимента по обучению студентов библиографическому языку. На третьем этапеопытно-экспериментальном — проверены результаты, полученные в ходе изучения проблемы функционирования библиографического языка. Выбор перечисленных методов исследования был обусловлен объективной необходимостью целостного подхода к проблеме библиографического языка, как темы диссертационного исследования.

Теоретическое осмысление вопросов функционирования библиографического языка в обществе позволило получить результаты, которые обладают определенной степенью научной новизны исследования, заключающейся в том, что:

•с привлечением обширного теоретического материала определено место библиографического языка в структуре иных языковых образований, заключающееся в непосредственном его функционировании в системе информационно-поисковых языков и информационных языков непрямой документации;

•охарактеризованы взаимоотношения библиографического языка с его составным элементом — языком библиографического описания, рассмотренные с точки зрения их субординации и делегирования специфических функций, нацеленных на создание, использование, хранение и распространение библиографической информации;

•рассмотрен библиографический язык с точки зрения семиотики, в результа-0 те чего определены его семантические, синтаксическиие, прагматические отношения, позволившие рассмотреть такие проблемные вопросы, как кодирование, восприятие, декодирование библиографической информации- •обоснованны теоретические и практические аспекты овладения библиогр а-фическим языком студенческой аудиторией, которые заключаются в реализации принципов адаптации, интеллектуализации, демократизации обучения, поэтапной методической подготовки обучаемых, осуществления прямой и обратной связиразвития подходов — источниковедческого, эвристического, отраслевого, информационного, эмпирического.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе комплексного подхода рассматривается функционирование библиографического языка в информационном обществе. Изучение места и роли библиографического языка в системе языковых коммуникаций является существенным резервом развития библиографической теории и практики, так как обеспечивает более эффективный доступ к информации. Обучение библиографическому языку представлено в качестве перспективного теоретико-методологического направления, способствующего рационализации и оптимизации информационно-библиографической деятельности потребителей <<�ц библиографической информации.

Материалы диссертационного исследования и научные выводы, сделанные на основе их анализа, открывают перспективы для последующих научных исследований в области подготовки пользователей библиографической информации.

Практическое значение исследования. Обоснованные в диссертации организационные и методические предложения могут найти применение в информационно-библиографической деятельности органов информации и библиотек различных уровней, а также в преподавании информационных дисциплин учебных заведений. Разработаны рекомендации, позволившие улучшить организацию обучения библиографическому языку в рамках курса «Информационная культура личности», внести уточнения и конкретизацию в организацию практических форм обучения библиографическому языку, а в разработке учебных программ добиться соответствия основным целям, задачам и требованиям к информационно-библиографической деятельности потребителей библиографической информации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Библиографический язык обеспечивает симбиоз информации, транслируемой на языке библиографического описания, системы библиографических записей и библиографических знаний, полученных в результате библиографического общения, мышления, отражения.

2. Понимание библиографического языка основывается на семиотическом аспекте, включающем семантические, синтаксические и прагматические отношения, которые определяют его функционирование в общественном сознании, предоставляя вторичную информацию об объектах действительности. Связь библиографической информации и библиографического языка основывается на рассмотрении прагматических отношений при непосредственном значении кодирования, декодирования и восприятия. В свою очередь библиографический язык взаимодействует с языком библиографического описания, который регулирует процесс выявления и фиксации библиографической информации на материальный носитель.

3. Библиографический язык, будучи средством библиографического общения, влияет на осуществление рациональной информационно-библиографической деятельности потребителей. Овладение библиографическим языком есть способ повышения информационной и библиографической культуры, улучшения качественных и количественных характеристик информационной деятельности.

Апробация исследования. Основные положения и выводы отражены в публикациях автора. Промежуточные результаты исследования апробированы на Международных научных конференциях по проблемам информационной культуры (1997, 1998, 2000), Северо-Кавказских научно-практических конференциях молодых ученых «Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона» (1997г. и 2000 г.), научно-методических конференциях аспирантов и преподавателей Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Разработанные и научно обоснованные в ходе исследования результаты внедрены в учебный процесс в виде учебного пособия, дидактических материалов выпущенных в соавторстве.

Структура диссертации обусловлена последовательностью решения поставленных задач исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ко второй главе:

• потребитель Информации обращаясь к библиографическому языку, его структурным, подструктурным образованием и/или их фрагментам удовлетворяет и разрешает назревшие проблемные ситуации для преобразования действительности, удовлетворения информационной потребности, задачи и ситуации, возникшие в системе его профессиональной и непрофессиональной деятельности;

• при этом библиографический язык выступает в качестве посредника между информационными потребностями и общественным, коллективным и индивидуальным сознанием с его психофизиологическими процессами (восприятия, кодирования и декодирования информации), проявляя свои функциональные способности и обеспечивая взаимосвязь между единичным (личностным — восприятием и личностными библиографическими знаниями) и всеобщего (общества в целом — библиографической информации), что в конечном итоге определяет место библиографического языка.

• преподавание курса «Информационная культура личности» ставит своей целью подготовку студентов в качестве потребителей библиографической информации, формирование у них представлений об информационно-библиографической модели мира, информационном потенциале общества, его информационных потребностях, ресурсах, коммуникациях;

• основной задачей курса «Информационная культура личности» является воспитание информационной культуры студента, имеющего представление об основах информационно-библиографического поиска, способного ориентироваться в огромных информационных потоках и массивах, умеющего вести диалог в информационных коммуникациях на библиографическом языке, а также получение навыков самостоятельного использования справочно-поискового аппарата информационных центров, уметь ориентироваться в библиографии, уметь «свертывать» информациюзнать язык библиографического описания и уметь его использовать в своей дальнейшей профессиональной и непрофессиональной деятельности, при этом выделяя наиболее значимые составляющие библиографического описания, предвидеть возможные способы описания документов, так как библиографическое описание имеет практику и перспективу многократного применения, чем обеспечивается доступность информации;

• знать, понимать и уметь использовать библиографический язык в качестве источника получения библиографической информации, как способ удовлетворения назревших в ходе информационной деятельности информационных потребностей личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результат проведенного диссертационного исследования заключается в определении места и роли библиографического языка в системе информаци-ё онной культуры общества, актуальность которого связана с обеспечением оптимального функционирования потребителя в информационных коммуникаций и ресурсах, системах.

Многоаспектность и многогранность объекта исследования — библиографического языка в системе информационной культуры — определили необходимость изучения данной проблемы как на теоретическом так и практическом уровнях с выделением наиболее существенных, на наш взгляд вопросов, имеющих особое значение в их решении. При этом рассмотрение объекта привело к определению, теоретическому обобщению, выделению и выяв-• лению места библиографического языка: в системе языковых коммуникаций, то есть среди естественных, искусственных и информационных языковв реализации взаимодействия с его структурным элементом — языком библиографического описанияв отношениях и взаимосвязях с потребителем информации, которые проявляются через кодирование и декодирование, восприятие и потребление библиографической информации.

Использованный теоретический подход, являющийся основным в диссертационном исследовании, позволил познать, проанализировать и объективно оценить сущность библиографического языка, обеспечивающего оп-<4 тимальное течение информационных процессов, происходящих в обществе и использования его приемов и методов в информационно-библиографической деятельности потребителей информации, которые обеспечивают рациональное функционирование библиографической информации, что принято считать частью информационной и библиографической культуры.

По мнению Г. Я. Узилевского «Библиографический язык является красивой, но вместе с тем неприметной „золушкой“ библиографирования, на которую падает тяжесть разнообразных функций и от которой зависит эффективность автоматизированных систем и производительность труда их пользователей» (261, С.34). При этом следует отметить, что библиографический язык функционируя в человеческом обществе, выполняет поставленные перед ним задачи, разрешая ситуации, которые возникают в информационных-коммуникативных процессах, оказывает воздействие на общественное, коллективное и индивидуальное сознание, формирует и развивает его для последующего преобразования действительности посредством перевода библиографической информации в библиографическое знание.

Понимается библиографический язык нами как образ мышления потребителя, отправителя, получателя и других субъектов, участвующих в информационных и коммуникационных процессах, связанных с функционированием языка в окружающем информационном пространстве, в новой информационной среде (информационном обществе) и средством удовлетворения существующих информационных потребностей. Библиографический язык есть глобальная языковая система, которая имеет такую составную часть как язык библиографического описания, фиксирующий библиографический смысл на материальном носителе информации посредством знаково-осмысленных лексических элементов.

Потребитель информации, обращаясь к библиографическому языку, его структурным, подструктурным образованием и/или их фрагментам, удовлетворяет и разрешает назревшие проблемные ситуации для преобразования действительности, удовлетворения информационной потребности, задачи и ситуации, возникшие в системе его профессиональной и непрофессиональной деятельности. При этом библиографический язык выступает в качестве посредника между информационными потребностями и общественным, коллективным и индивидуальным сознанием с его психофизиологическими процессами (восприятия, кодирования и декодирования информации), проявляя свои функциональные способности и обеспечивая взаимосвязь между едияичным (личностным — восприятием и личностными библиографическими знаниями) и всеобщего (общества в целом — библиографической информации), что в конечном итоге определяет место библиографического языка.

Преподавание курса «Информационная культура личности» в Красно* дарском государственном университете культуры и искусств ставит своей целью подготовку студентов в качестве потребителей библиографической информации, формирование у них представлений об информационно-библиографической модели мира, информационном потенциале общества, его информационных потребностях, ресурсах, коммуникациях.

Основная задача курса «Информационная культура личности» — это воспитание информационной культуры студента, который имеет представление об основах информационно-библиографического поиска, способного ориентироваться в огромных информационных потоках и массивах, умеюще-** го вести диалог в информационных коммуникациях на библиографическом языке, а также получение навыков самостоятельного использования справоч-но-поискового аппарата информационных центров, уметь ориентироваться в библиографии, уметь «свертывать» информацию. Студент должен знать язык библиографического описания и уметь его использовать в своей дальнейшей профессиональной и непрофессиональной деятельности, при этом выделяя наиболее значимые составляющие библиографического описания, предвидеть возможные способы описания документов, так как библиографическое описание имеет практику и перспективу многократного применения, чем ^ обеспечивается доступность информации.

Как известно каждому этапу цивилизации соответствует своя социальная технология, направленная на адаптацию человека в современное общество, которое на сегодня характеризуется возрастающей ролью информации. Информационное общество обуславливает необходимость существования, использования рациональных приемов и методов создания, владения, потребления, распространения имеющейся информации. Знание, понимание и умение использования библиографического языка в качестве источника получения библиографической информации есть способ удовлетворения назревших в ходе информационной деятельности информационных потребностей личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.О. Проблемы информационного поиска: (эффективность, автоматическое кодирование, поисковые стратегии).- М.: Финансы и статистика, 1981.- 208с.
  2. Ю.В. Библиографическая ссылка: Справочник / Отв. ред. И. Я. Госин.- Клев: Наук. думка, 1983.- 248с.
  3. Аналитико-синтетическая обработка документа: Программа и метод, указания для студентов библ. фак. / Сост. Л. Б. Зупарова.- М.: МГУК, 1996.- 45с.
  4. Англо-русский библиотечно-библиографический словарь / Сост. М. Х. Сарингулян, В. В. Попова.- М.: ВКП, 1958.- 286с.
  5. Н.Д. Язык в обществе, использующим кибернетические машины // Вопросы социальной лингвистики.- М., 1969.- С.25−40
  6. И.М. Главное тип информационной потребности: «Круглый стол» по взаимосвязи библиотечных и библиографических процессов // Сов. библиотековедение.- 1988.- № 5.- С.30−32
  7. A.B. Восприятие внетекстовых форм информации в издании.- М.: Книга, 1982.- 103с.
  8. A.B. Информация: восприятие и понимание / Отв. ред. А. Г. Ивахненко.- Киев: Наук. думка, 1988.- 185с.
  9. A.C. Библиографическая информация и коммуникативная информация // Сов. библиогр.- 1985.- № 4.- С.46−524 10. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.- М.:1. Политиздат, 1981.- 432с.
  10. В.Г. Системность и общество.- М.: Политиздат, 1980.- 368с.
  11. В.Г. Социальная информация.- М.: Наука, 1994.- 201с.
  12. В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология развития.- М.: Наука, 1989.- С.5−14
  13. Л.И. Основные сведения о языках: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1982.- 122с.
  14. И.Е. Информационно-коммуникативнью науки в свете эволюции информации и коммуникации // Книга: исследование и материалы: С6.61.-М., 1990.- С.31−48
  15. А.И. На путях формирования библиографоведения как целостной научной дисциплины // Сов. библиогр.- 1976.- № 2.- С.53−66
  16. Т.А. Проблемы стандартизации библиографического описания и использование ГОСТа 7.1−84 // НТБ.- 1991.- № 2.- С.8−12
  17. Д. К вопросу о теории библиографического описания / Бацер Д., Новикова Е. // Сов. библиотековедение. 1976.- № 2.- С.86−91
  18. Г. Г. Языковые средства автоматизированных систем / Белоно-гов Г. Г., Кузнецов Б.А.- М.: Наука, 1983.- 288с.
  19. Э.К. Библиографическая продукция как объект изучения // Сов. библиогр.- 1982.- № 2.- С.3−12
  20. Библиографическая информация и читатели: Сб. науч. тр. / Сост. М. Г. Вохрышева.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1979.- 128с.
  21. Библиографические сведения в изданиях: Справочно-метод. пособие для издат. работников и авторов / Госин И .Я., Смирнова М. Н., Черняк Л. Е., Щи-рина А.Т., Ясельман Э.С.- Под общ. ред.А. Э. Мильчина.- М.: Книга, 1981.-192с.
  22. Библиографическое описание // Библиотечное дело: Терминолог. словарь / Сост.: И. М. Суслова, Л.Н.Уланова- ред.кол. Н. С. Карташов (отв.ред.) и др.- Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина.-2-е изд., перераб. и значит, доп.- М., 1986.-С.20
  23. Библиографическое описание // Словарь справочник автора / Сост. Л. А. Гильберг, Л. И. Фрид.- М., 1979.- С.47
  24. Л. Язык / Пер. с англ.- под. ред. М. М. Гухман.- М.: Прогресс, 1968.- 605с.
  25. Д.И. Информация и информационный сервис / Отв. ред. А. В. Соколов.- М.: Наука, 1989.- 192с.
  26. Д.И. К уточнению исходных понятий теории информационных потребностей // НТИ.- Сер.2.- 1986.- № 2.- С.7−12• 28. Блюменау Д. И. Проблемы свертывания научной информации / Отв. ред.
  27. А.В.Соколов.- Л.: Наука, 1982.- 166с.
  28. П.Г. О взаимосвязи двух близких семиотических систем // Труды по знаковым системам: Сб. науч. ст. Вып. 4 / Отв. ред. Ю. М. Лотман.-Тарту, 1973.- С.306−328
  29. В.Г. Общетеоретические основы информационных систем: Лекция.- М.: МГИК, 1977.- 41с.
  30. A.A. Информатика и психика / Братко A.A., Кочергин А.Н.- отв. ред. В. М. Фигуровская.- Новосибирск: Наука, Сиб.отд., 1977.- 198с.
  31. Щ 32. Бриллюэн Л. Наука и теория информации / Пер. с англ. А. А. Харкевича.
  32. М.: Гос. изд-во физикомат. лит., i960.- 392с.
  33. A.A. Другому как понять тебя?. М.: Знание, 1990.- 64с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Лекторское мастерство. Вып. 3)
  34. Г. Л. Теория познания общей семантики (критический анализ) / Под ред. Д. П. Горского, Г. А.Геворксян- АН Армян. ССР, сектор философии.-Ереван: Наука, 1979.- 569с.
  35. Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов: Монография.-М.: Изд-во УДН, 1986.- 168с. щ 36. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами:
  36. Учеб. пособие для ун-тов.- М.: Высш. шк., 1989.- 176с.
  37. Э.И. Моделирование смысла термина информационно-поискового языка.- М.: Машиностроение, 1978.- 48с.
  38. A.A. Семиотика и ее основные проблемы.- М.: Политиздат, 1968.-264с.
  39. A.A. Информационная культура выпускника школы: Итоги одного исследования // НТБ.- 1996.- № 5.- С.33−43
  40. С. Информация и мы / Владимиров С., Карев М.- М.: Знание, 1970.- 190с.
  41. A.A. Грамматология: Семиотика письменной речи.- М.: МГУ, 1982.- 176с.
  42. А.Г. Язык как система знаков.- М.: МГУ, 1966.- 85с.
  43. А.Г. К вопросу о природе языкового знака / Волков А. Г., Хабаров И. А. // Вопр. философии.- 1959.- № 11.- С.79−90
  44. Г. Г. Молодежь в информационном обществе.- М.: Молод, гвардия, 1990.- 255с.
  45. Ф.С. Систематизированный толковый словарь по информатике: Вводный курс по информатике в терминах.- М.: Либерия, 1998.- 376с.
  46. М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность.- М.: Кн. палата, 1989.- 200с.
  47. М.Г. О библиографическом общении // Сов. библиогр.-1983.-№ 3.- С.55−60
  48. H.H. Цитирование электронных публикаций // Мир библиогр.-1999.-№ 4.- С.21−24
  49. Н.И. Язык библиографического описания документов в комплексе лингвистических средств АИПС // Разработка и использование сло-варно-терминологических ИПС: Межвуз. сб. науч. тр.- Новосибирск, 1987.-С.131−142
  50. P.C. Информация и информатика: Общие тенденции в развитии и преподавании / Отв. ред. А. И. Михайлов.- М.: Наука, 1974.- 200с.
  51. P.C. К проблеме совместимости ИПЯ различных типов // НТИ.- Сер.2.- 1978.- № 1, — С.11−13
  52. P.C. Развитие современных принципов книгоописания: Краткий очерк.- М.: ВКП, 1961.- 182с.
  53. P.C. Знаковые средства создания отраслевой и межотрасле-Щ вой библиографической информации / Гиляревский P.C., Узилевский Г. Я. //
  54. Совершенствование отраслевой библиографии в условиях ускорения научно-технического прогресса: Межвуз. сб. науч. тр. / МК РСФСР, МГИК.- М., 1989.- С.28−42
  55. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации / Гойхман О. Я., Надеина Т.М.- под ред. О. Я. Гойхман.- М.: ИНФРА • М, 1997.- 272с.
  56. ГОСТ 7.0−84 Библиографическая деятельность: Основные термины и определения.- Взамен ГОСТ 7.0−77- Введ.01.01.86.- М.: Изд-во стандартов, 1985.-24с.
  57. ГОСТ 7.1−84 Библиографическое описание документа. Общие требования 4 и правила составления.- Взамен ГОСТ 7.1−76- Введ. 01.01.1986.- М.: Изд-востандартов, 1984.- 76с.
  58. ГОСТ 7.70−96 Описание баз данных и машиночитаемых информационных массивов: Термины и определения.- Введ. 01.07.1997 г. // Библиотека и закон: юрид. журн.-справ.- Вып.6.- М., 1999.- С.361−379
  59. ГОСТ 7.74−96 Информационно-поисковые языки. Состав и обозначение характеристик.- Введ. 01.07.1997 // Библиотека и закон: юрид. журн.-справ.-Вып.6.- М., 1999.- С.326−360
  60. ГОСТ 7.76−96 Комплектование фонда документов, библиографоведение. Каталогизация: Термины и определения.- Введ.01.01.1998 // Библиотека и закон: юрид. журн.-справ.- Вып.6.- М., 1999.- С.297−325
  61. A.A. Информационные издания: типология и основные особенности подготовки / Гречихин A.A., Здоров И.Г.-2-e изд., перераб., доп.-М.: Книга, 1988, — 271с.
  62. В.В. Проблема взаимосвязи образа и знака: (На материале языкознания).- Минск: Наука и техника, 1978.- 168с.
  63. В. фон Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем.- Под ред. Г. В. Рамишвили.- М.: Прогресс, 1984.- 397с.
  64. В. фон Язык и философия культуры / Пер. с нем.- Сост., общ. ред., вступ. ст. А. В. Гулыш, Г. В. Рамишвили.- М.: Прогресс, 1985.- 450с.
  65. М.Я. О коммуникационных и информационных потребностях // НТБ.- 1999.- № 3.- С.102−106
  66. Т.А. Формы проявления семантических законов // Законы семантического развития в языке: Сб. / Под ред. Т. А. Дегтяревой.- М., 1961.-С.3−22
  67. И.К. Библиотечная коммуникация как феномен рыночных отношений // НТБ.- 1993.- № 5.- С.20−32
  68. Дж. Энциклопедия знаков и символов / Пер. с англ.- М.: Вече • ACT, 1997.- 637с.
  69. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии / Отв. ред И. Т. Левыкин.- М.: Книга, 1984.- 268с.
  70. Т.М. Язык и социальная психология / Под ред. А. А. Леонтьева,-М.: Высш. шк., 1980.- 224с.
  71. Д.И. Информация, сознание, мозг: Монография.- М.: Высш. шк., 1980.- 286с.
  72. Е.А. Проблемы информационных потребностей субъекта // НТИ.- Сер. 2.- 1989.- № 6.- С.2−4
  73. Естественный язык, искусственные языки и информационные процессы в современном обществе / Отв. ред. Р. Г. Котов.- М.: Наука, 1988.- 176с.
  74. В.М. Информационное обеспечение АСУ / Отв. ред. А. А. Модин.- М.: Наука, 1975.- 200с.
  75. К.К. Язык как практическое сознание: (Филос. анализ).- Киев: Вы-щашк., 1990.- 236с.
  76. Н.И. Информация: (Философ, анализ центрального понятия кибернетики) / Под ред. В. И. Степанов.-2-е изд. перераб., доп.- Минск: Наука и техника, 1971.- 280с.
  77. Журавле" В. К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции / Отв. ред. Ю. Д. Дешерицев.- М.: Наука, 1982.- 327с.
  78. В.А. Внутренние законы развития языка: Материалы к курсам языкознания.- М.: МГУ, 1954.- 30с. * 87. Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория.- М.: МГУ, 1973.- 248с.
  79. И. Познание и информация: гносеологические проблемы кибернетики / Пер. с чешек.- М.: Прогресс, 1996.- 255с.
  80. И. Познание и кибернетика: гносеологические проблемы кибернетики / Пер. с чешек. Р.Е.Мельцера- предислов. А. Д. Урсула.- М.: Прогресс, 1966.- 255с.
  81. .А. Система знаков языка, их значение и мотивированность: Учеб. пособие.- Саратов: Изд-во Гос. ун-та, 1978.- 87с.
  82. Н.Б. Информационная культура личности: Введ. в курс: Учеб. пособие / МК РФ, Краснодар, гос. акад. культуры и искусства- Под ред. И. И. Горловой.-Краснодар, 1996.- 136с.
  83. Р.Н. Организация и методика информационной работы: Учеб. пособие для вузов.- М.: Радио и связь, 1982.- 192с. # 98. Иванько Л. И. О принципах классификации потребностей / Иванько Л. И.,
  84. Л.Н. // Проблемы потребностей в этике и эстетике. Вып. З / Под ред. М. С. Кагана, В. Г. Иванова.- Л.: ЛГИК, 1976.- С. 17−26
  85. Информатика: Учебник / Под ред. Н. В. Макаровой.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 768с.
  86. Информационная культура в структуре навой парадигмы образования: Сб. статей / Кемеровская гос. акад. культуры и искусств- науч. ред. Н. И. Гендина.-Кемерово, 1999.- 181с.
  87. Информационно-семантические проблемы в процессах управления и ^ организации / Петров Б. Н., Уланов Г. М., Ульянов C.B., Хазен Э. М. М.:1. Наука, 1977.-450с.
  88. В.А. Развитие письма.- М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 395с.
  89. М.С. Постановка проблемы потребностей в современной науке / Каган М. С., Маргулис A.B., Хмелев A.M. // Проблемы потребностей в этике и эстетике. Вып. З / Под ред. М. С. Кагана, В. Г. Иванова, — Л., 1976.- С.3−16
  90. Как провести социологическое исследование: В помощь идеолог, активу / Под ред. М. КГоршкова, Ф. Э. Шереги.- М.: Политиздат, 1990.- 288с.
  91. В.Д. Социально-психологические аспекты поведения индивидуального потребителя информации в условиях автоматизации библио-течно-информационных процессов //НТБ.- 1978.- № 1.- С.3−9
  92. И.Л. К развитию теории библиографического описания // НТИ.-Сер.1.- № 1.- 1981.- С.30−33
  93. А.Г. Психология личности.-3-e изд., доп.- М.: Просвещение, 1970.- 390с.
  94. В.З. Человек в потоке информации / Отв. ред. В. Н. Турченко.- Новосибирск: Наука, 1981, — 175с.
  95. С.Д. Формирование информационных потребностей // НТИ.-Сер. 2.- 1986.-№ 2.- С.1−7
  96. Г. В. В чем различие знаковых систем // Вопр. филисофии.-1960.- № 5.- С.126−134
  97. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Отв. ред. Т. В. Булыгина.- М.: Наука, 1984.- 175с.
  98. Г. В. Контекстная семантика / Отв. ред. Ю. С. Степанов.- М.: Наука, 1980.- 159с.
  99. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Отв. ред. А. М. Шахнарович.- М.: Наука, 1990.- 108с.
  100. Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке.- М.: Наука, 1975.- 230с.
  101. Концепция пересмотра российских «Правил библиографического описания» (Проект) // НТБ.- 1999.- № 3.- С.110−115
  102. Концепция формирования информационного общества: Одобрено Гос. комиссией по информатизации при Гос. комитете РФ по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32 // Информационное общество: Россия и информационное общество.- 1999.- № 3.- С.3−11
  103. О.П. Библиографоведение: Общий курс: Учеб. пособие.- М.: Кн. палата, 1990.- 232с.
  104. О.П. Основы общей библиографии: Учеб. пособие.- М.: МГИК, 1978.- 109с.
  105. О.П. Проблемы и перспективы современного теоретического библиографоведения // Мир библиографии.- 1999.- № 1.- С.35−37
  106. О.П. Проблемы общей теории библиографии.- М.: Книга, * 1975.- 190с.
  107. Р.Г. Лингвистические аспекты автоматизированных систем управления / Отв. ред. Ю. И. Шемакин.- М.: Наука, 1977.- 167с.
  108. Р.Г. Языки информационных систем / Котов Р. Г., Якушин Б.В.- отв. ред. В. И. Богатырев.- М.: Наука, 1979.- 304с.
  109. И.Г. К проблеме знака и значения в языке: Учеб. пособие.- М.: Гос. пед. ин-т, 1976.- 140с.
  110. A.B. О пределах понятия «библиографическая информация» // Сов. библиогр.- 1989.- № 4.- С.13−164 130. Кузнецов И. П. Механизмы обработки семантической информации / Отв.ред. Е. В. Золотов.- М.: Наука, 1978.- 174с.
  111. O.A. Автоматизация процессов поиска информации.- М.: Энергия, 1972.- 192с.
  112. Ю.М. К изучению сущности библиографической информации // Сов. библиогр.- 1982.- № 6.- С.42−47
  113. Леонов B. IL Библиографическая информация в структуре вторичной информации // Сов. библиогр.- 1985.- № 2.- С.56−64
  114. В.П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций.- СПб.: Б-ка Рос. Акад. Наук, 1995.- 139с.
  115. A.A. Знак // Философские проблемы психологии общения / АН Киргиз. ССР, Ин-т философии и права- под ред. А. А. Брудного.- Фрунзе, 1976.- С.3−12
  116. A.A. Психолингвистика / Под общ. ред. М. М. Гухман, С.Д.Каунельсона- отв. ред. В. М. Жирмунский.- М.: Наука, 1967, — 119с.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304с.
  118. В.Е. Информационные потребности // Информационная культура: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конфер.
  119. Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г.- Краснодар, 1996.- С.66−67
  120. А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Василенко.- М.: Гос. пед. ин-т, 1968.- 295с.
  121. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера -история.- М.: Языки русской культуры, 1996.- 464с.
  122. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экс-периментально-психолог. исслед. / Отв. ред. Е. В. Шорохова.- М.: Наука, 4 1974.- 172с.
  123. А.Р. Ощущения и восприятия: Материалы к курсу общей психологии. Вып.2.- М.: МГУ, 1975.- 110с.
  124. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской.- М.: МГУ, 1979.-320с.
  125. К. Сочинения / Маркс К., Энгельс Ф.- М., 1955.-Т.З.- 630с.
  126. В.В. Кибернетика. Семиотика. Лингвистика.- М.: Наука и техйика, 1968.- 145с.
  127. В.В. Семиотические основы информатики.- М.: Наука и техника, 1974.- 192с. ф 148. Мартынов В. В. Универсальный семантический код: Грамматика. Словарь. Тексты.- Минск: Наука и техника, 1977.- 199с.
  128. С.Т. Язык искусства в формировании информационной культуры специалиста // Проблемы информационной культуры: Сб. ст.- М., 1994.-С.130−136
  129. Е.А. Информационное обучение на Украине // Библиогр.-1997.-№ 1.- С.10−19
  130. Е.А. Основы информационной культуры // Социс, — 1994.-№ 11.- С.59−674 152. Михайлов А. И. Научные коммуникации и информация / Михайлов А. И.,
  131. А.И., Гиляревский P.C.- М.: Наука, 1976.- 435с.
  132. А.И. Основы информатики / Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский P.C.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Наука, 1968.- 755с.
  133. А.И. Основы научной информации / Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский P.C.- М.: Наука, 1965.- 655с.
  134. В.М. Компьютеризация библиографической деятельности библиотек: Лекция.- М.: МГИК, 1990.- 52с.
  135. H.H. Информационное общество как этап новейшей истории? 4 //НТК-Сер. 1.- 1995.- № 12.- С.1−5
  136. И.Г. Библиографическая составляющая личной информационной культуры // Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тез. докл. Межвуз. науч. конфер. Краснодар-Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г.-Краснодар, 1993.-С.158−159
  137. Ч.У. Основания теории знаков (Morris С. Foundations of the theory of signs) // Семиотика.- M., 1983.- 37−89c.
  138. В.А. Информационные языки.- М.: Наука, 1971.- 144с.
  139. Т.И. Новое в библиографическом описании книг // Информационно-библиографическая работа и ее совершенствование: Сб. науч. работ.- Л.: БАН, 1979.- С.9−24
  140. В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков / Отв. ред. Л. Б. Баженов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Наука, 1979.- 301с.
  141. Г. О соотношении естественно-научной терминосистемы и информационно-поисковых языков // Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики: Материалы науч. симпозиума. Дек. 1971.-М., 1971.- С.633−637
  142. P.C. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.- В 2-х кн.- Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение, Вла1. ДОС, 1994.- 576с.
  143. А.И. Семантика текста и ее формализация / Отв. ред. Р. Г. Котов.- М.: Наука, 1983.- 215с.
  144. М.В. Основы лингвистической теории значения: Учеб. пособие.- М.: Высш. шк, 1988.- 170с.
  145. H.A. Библиографическое описание: Вопросы теории, истории и методики / Под ред. Г. Г. Фирсова.- Л.: Наука, 1978.- 149с.
  146. H.A. Библиографическое описание в России середины Х1Хв. / Под ред. С. П. Луппова.- Л.: Наука, 1981.- 127с.
  147. А.И. Семантические расстояния в языке и тексте / Новиков
  148. А.И., Ярославцева Е.И.- М.: Наука, 1990.- 136с.
  149. Об информации, информатизации и защите информации: ФЗ от 20 февр. 1995 г. № 24-ФЗ // Рос. газета.- 1995.- 22 февр.- С. 1, 3−4
  150. А.И. Интегральная часть вторичной информации // Сов. библи-огр.- 1986.-№ 1.- С.45−50
  151. С.М. Номинативное свертывание в структурах языка // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Тез. докл. Междунар. науч. конфер. Краснодар Новороссийск, 17−19 сент. 1997 г.-Краснодар, 1997.- С.123−125
  152. Ф.Х. Феномены восприятия // Хрестоматия по ощущению и восприятию.- М.: Изд-во МГУ, 1975.- С.47−51
  153. Ч. Значение термина восприятия // Хрестоматия по ощущению и восприятию.- М.: Изд-во МГУ, 1975.- С.57−61
  154. Основы теории информации и кодирования.- 2-е изд., перераб. и доп.-Киев: Вища шк., Головное изд-во, 1986.- 238с.
  155. А.И. Введение в библиотечную когнитологию / Краснодар, гос. акад культуры и искусств.- Краснодар, 1994.- 142с
  156. В.А. Информатика: Учебник для вузов.- М.: Высш. шк., 1999.-511с.
  157. В.З. Взаимоотношение языка и мышления.- М.: Наука, 1971.-230с.
  158. В.З. Философские проблемы языкознания: гносеологические аспекты / Отв. ред. Ф. П. Филин.- М.: Наука, 1977.- 287с.
  159. .Р. Информационно-поисковые системы и информационно-поисковые языки: Лекции / Науч. ред. Д. Г. Лахути.- М.: ИПКИР, 1974.- 50с.
  160. В.Ф. Информационные аспекты политической социализации личности // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конфер. Краснодар-Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г.- Краснодар, 1996.- С.56−58
  161. В.И. Толковый словарь по информатике / Першиков В. И., Савинков В.М.- 2-е изд., доп.- М.: Финансы и статистика, 1995.- 544с.
  162. . Генетический аспект и мышление // Психолингвистика: Сб. ст. / Сост., общ. ред. А. М. Фрумкиной.- М.: Прогресс, 1984.- 367с.
  163. И.С. Формирование технологической культуры специалиста в системе непрерывного образования // НТБ.- 1995.- № 10−11.- С.92−100
  164. Р.Г. Информационные измерения языка.- JL: Наука.-1968.- 115с.
  165. С.А. Основы информатики: Справ, пособие.- Минск: Изд-во «Университетское», 1989.- 127с.
  166. В.И. Язык как деятельность: Опыт интерпретации концепции В.ф.Гумбольдта / Отв. ред. А. А. Леонтьев.- М.: Наука, 1982.- 221с.
  167. Примеры к правилам составления библиографического описания / Меж-вед. каталогизац. комиссия при Гос. б-ке СССР им. В. И. Ленина.- М., 1991.-164с.N
  168. Принципы и методы семантических исследований / Ред. кол. В. Н. Ярцева, Г. В. Колшанский, В. Н. Телия.- М.: Наука, 1976.- 380с.
  169. Психолингвистические проблемы семантики / Отв. ред. А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович.- М.: Наука, 1983.- 285с.
  170. Психологические проблемы переработки знаковой информации / Отв. ред. В. Ф. Рубахин.- М.: Наука, 1977.- 275с.
  171. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр и доп.- М.: Политиздат, 1990.- 494с.
  172. Л.С. Тезаурус в документальной ИПС / Отв. ред. А. А. Стогний.-Киев: Наук. думка, 1977.- 121с.
  173. А.Н. Психологические особенности информационного обслуживания и пути повышения его эффективности / Раевский А. Н., Антонов A.B.- Киев: Знание, 1967.- 61с.
  174. Т.В. Преподавание информационных дисциплин в школе (гимназии) // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тез. докл. Междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 14−15 сент. 1995 г.-Краснодар, 1995.- С.40−42
  175. А.И. Философия компьютерной революции.- М.: Политиздат, 1991.- 287с.
  176. И.И. Структура языка как моделирующей системы / Отв. ред.
  177. B.В.Иванов, И.М.Яглов- Сост. О. Г. Ревзина.- М.: Наука, 1978.- 287с.
  178. Л.О. Гносеологические вопросы семиотики.- Л.: ЛГУ, 1964.-304с.
  179. Рок И. Введение в зрительное восприятие / Пер с англ.- Под ред., вступ. ст.: Б. М. Величковского, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1980.- 280с.
  180. В.А. Психологические основы обработки информации / Ин-т ** психологии .- Л.: Наука, 1974.- 296с.
  181. В.Ш. Представление и анализ смысла в интеллектуальных системах.- М.: Наука, 1989.- 192с.
  182. Русско-англо-французский терминологический словарь по информационной теории и практике.- М.: Наука, 1968.- 240с.
  183. Е.М. Некоторые замечания по поводу природы информационно-поисковых языков // НТБ.- 1993.- № 1.- С.56−61
  184. И.А. Информационные потребности личности в области культуры и искусства: региональный аспект // Региональные аспекты информаци
  185. М онно-культурологической деятельности: Тез. докд. Междунар. науч. конфер.
  186. Краснодар-Новороссийск, 16−18 сент. 1998 г.-Краснодар, 1998.- С.126−127
  187. И.А. К вопросу о библиографическом языке // Человек в информационном пространстве: культура, религия, образование: Тез. докл. Междунар. науч. конфер. Краснодар-Новорросийск, 19−21 сент. 2000 г.- Краснодар, 2000.-С.219 222
  188. В.И.Чистякова.-Краснодар, 1997.-С. 15
  189. А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей: Монография.- М.: Высш. шк., 1987.- 159с.
  190. З.А. Потребители информации как субъекты информационной культуры // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конфер. Краснодар-Новороссийск, 1114 сент. 1996 г.- Краснодар, 1996.- С.64−65
  191. Г. Методы ассоциативного поиска документов с использованием библиографической информации // Вопросы индексирования и информационного поиска: Сб. пер. / ВИНИТИ- Под ред.: В. А. Полушкина, Г. С. Ждановой.- М., 1965.- С.80−96
  192. Семиотика / Сост., вступ. ст., общ. ред. Ю. С. Степанова.- М.: Радуга, 1983.- 636с.
  193. Семиотика и информатика: Грамматические и семантические проблемы: Вып.6 / ВИНИТИ- Науч. ред. Ю. А. Шрейдер.- М., 1975.- 205с.
  194. Семиотическая структура слова: Психолингвистические исследования / Отв. ред. А. А. Леонтьев.- М.: Наука, 1971.- 252с.
  195. .А. Представление библиотечной и библиографической информации в автоматизированных системах: Развитие форматов / Отв. ред. Г. И. Лукасевич.- М.: Книга, 1972.- 189с.
  196. Э.П. Информатика: достижения и перспективы, возможности / Отв. ред. А. Д. Урсул.- М.: Наука, 1988.- 176с.
  197. Система стандартов по информатике, библиографии и издательскому делу: Поиск и распространение информации: Термины и определения ГОСТ 7.73−96.- Взамен ГОСТа 7.27−80.- Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1996.- 15с.
  198. В.И. Информация, связь, человек / Сифоров В. И., Суханов А.П.- М.: Знание, 1997.- 64с. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. Радиоэлектроника и связь. Вып. 10)
  199. Э.Ф. Семантические сети и автоматическая обработка текста / Отв. ред. В. И. Перебейнос.- Киев: Наук. думка, 1983.- 220с.
  200. Словарь терминов по информатике на русском и английском языке / Под ред. А. И. Михайлова.- М.: Наука, 1971.- 359с.
  201. Современные проблемы разработки информационно-поисковых языков / ЛГИК- Науч. ред. А.В.Соколов- отв. ред. Е. Я. Зазерский.- Д., 1979.- 145с.
  202. Совершенствование библиотечного и информационно-^ библиографического обслуживания педагогов библиотеками отрасли: Метод.реком. / Рос. акад. образования, ГНПБ.- М., 1999.- 44с.
  203. A.B. Библиографическая информация как разновидность фактографической // Сов. библиогр.- 1983.- № 5.- С-39−46
  204. A.B. Информационный подход к документальной коммуникации: Учеб. пособие для студентов библ. фак./ ЛГИК.- Л., 1988.- 85с.
  205. A.B. Мир индивидуального знания и безбумажная персональная информатика // Проблемы совершенствования информационного обеспечения научных исследований: Сб. науч. тр. / БАН- Под. ред. Л. П. Крайзмера.1. Л., 1986.- С.6−24
  206. A.B. Социальные функции библиотечной и библиографической деятельности // НТБ.- 1984.- № 6.- С. 19−27
  207. A.B. Проблема формирования единой теории библиотечно-библиографических информационно-поисковых языков / Соколов A.B., Гри-нина Р.Ф., Трапезникова Л. В. // НТБ.- 1980.- № 10.- С.7−16
  208. A.B., Фирсов Г. Г. Дескрипторные информационно-поисковые языки и книгоописание // НТИ.- Сер.2.- 1972, — № 10.- С. 18−20
  209. В.М. Язык как системно-структурное образование.- 2-е изд., доп. / Отв. ред. В. Н. Ярцева.- М.: Наука, 1977.- 340с.
  210. Н.М. Информационные семантические системы: В помощь лектору / Соломатин Н. М., Меняев М.Ф.- М.: Знание, 1982.- 48с.
  211. Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста / Ин-т языкознания- Отв. ред. А. И. Новиков.- М.: Наука, 1985.- 167с.
  212. Ю.А. Библиограммы: Проблема восприятия и понимания / Сорокин Ю. А., Узилевский Г. Я. // НТИ.- Сер.2.- 1983.- № 2.- С.17−18
  213. Ф. де Заметки о общей лингвистике / Пер. с фр.- общ. ред., вступ. ст. и коммент. Н. А. Слюсаревой.- М.: Прогресс, 1990.- 280с.
  214. Ф. де Труды по языкознанию / Пер. с фр.- под ред. А. А. Холодовича.- М.: Прогресс, 1977.- 695с.
  215. Составление библиографического описания: Краткие правила / ГБЛ- ред.кол.: О. И. Бабкина, Т. А. Бахтурин и др.- М.: Кн. палата, 1991.- 220с.
  216. Стандартизация библиографического описания как средство повышения эффективности справочно-библиографического аппарата: Сб. науч. тр. / Гос. б-каим. В.И.Ленина- отв. ред. В. М. Григорьев.- М., 1989.- 133с.
  217. Ю.П. Семиотика.- М.: Наука, 1971.- 165с.
  218. Ю.Н. Сущность информации как научного понятия // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Ме-ждунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г.- Краснодар, 1996.- С.17−18
  219. А.П. Информация и прогресс / Отв. ред.А. Л. Симонов.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1988.- 192с.
  220. А.П. Информация и человек.- М.: Сов. Россия, 1980.- 203с.
  221. А.П. Мир информации: История и перспективы.- М.: Мысль, 1986.- 204с.
  222. С.А. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативных процессов: Монография / Краснодар, гос. ун-т.- Краснодар, 1998.- 160с.
  223. М.Я. О проблеме выражения в запросе информационной потребности абонента информационно-поисковых систем // НТИ.- Сер. 2,4 1979.-№ 8.-С.21−25
  224. В.Н. Типы языковых значений: Связанное значение слова в языке / Отв. ред. А. А. Уфимцева.- М.: Наука, 1981.- 269с.
  225. Д.Ю. Некоторые вопросы библиографического описания // НТБ.- 1974.- № 5.- С.73−79
  226. Теория и методика словарных информационно-поисковых языков по общественным наукам / Ред.кол.: И. А. Бальсер, С. К. Виленская и др.-М.: Наука, 1979.- 280с.
  227. В.И. Формирование библиотечных фондов с учетом рассеяния ^ информации: Учеб. пособие / МГИК.- М., 1979.- 44с.
  228. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / РАН, Б-ка по естественным наукам- Сост.: З. Г. Высоцкая (отв. ред.), В. А. Врубель, А. Б. Маслов, Л. К. Розеншильд.- М., 1995.- 268с.
  229. Л. Проблемы семиотики / Пер. с чешек.- Под ред. А. И. Уемова.-М.: Прогресс, 1975.- 484с.
  230. Г. JI. В каком смысле возможна теория смысла (постановка вопроса) // Философские основания научной теории / Отв. ред. В. В. Целшцев, В. Н. Карпович.- Новосибирск, 1985.- С. 108−127
  231. Г .Я. Библиографическое моделирование: Сущность, виды, 0 варианты // НТИ.- Сер.2.- 1986.- № 9.- С.23−28
  232. Г. Я. О семиотических основаниях теории библиографического описания // НТИ.- Сер.2.- 1979.- № 5.- С. 1−6
  233. Г. Я. О структуре естественных и структуре эволюционно развившихся искусственных языков // НТИ.- Сер.2.- 1991.- № 9.- С.1−7
  234. Г. Я. «Золушка библиографоведения» // Сов. библиогр.-1991.- № 5.- С.29−34
  235. Г. Я. Семиотические аспекты библиографирования (исследование на материале сельскохозяйственной библиографии): Автореф. дис. .канд. пед. наук /МГИК.- М., 1983.- 18с.
  236. А.Д. Проблема информации в современной науке: Философ, очерк.- М.: Наука, 1975.- 285с.
  237. A.A. Типы словесных знаков.- М.: Наука, 1974.- 205с.
  238. Т.Н. Речь человека в общении / Ушаков Т. Н., Павлова Н. Д., За-чесова И.А.- отв. ред. В. Д. Шадриков.- М.: Наука, 1989.- 192с.
  239. Ф.П. К проблеме социальной обусловленности языка // Язык и общество / Ред.кол.: Ф. П. Филинов, М. И. Исаев и др.- М.: Наука, 1968.- 254с.
  240. Философия. Логика. Язык / Пер. с англ. и нем- сост. В. В. Петров, общ. ^ ред. Д. П. Горского и В. В. Петров.- М.: Прогресс, 1987.- 336с.
  241. В.К. К логико-семантической теории информационного поиска // Информационные вопросы семиотики, лингвистики и автоматического перевода Вып.5 / ВИНИТИ- науч. ред. Ю. А. Шрейдер.- М., 1974.- С.62−89
  242. В.А. Библиографическое знание в социокультурном контексте // Проблемы информационной культуры: Сб. ст.- М., 1994.- С.52−69
  243. В.А. Библиографическое знание и библиографическая информация// Библиогр.- 1993.- № 1.- С.33−41
  244. В.А. Библиографическое знание и библиографическая культура // Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тез. докл. Межвуз. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г.-Краснодар, 1993.- С.154−156
  245. Фокеев В.А.О сущности и основных качествах библиографической информации // Сов. библиогр.- 1983.- № 6.- С.50−59
  246. В.А. Роль библиографического знания в диалоге культур // Человек в мире искусства: информационные аспекты: Тез. докл. Междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 7−10 сент. 1994 г.- Краснодар, 1996.-С.309−311
  247. В.А. Природа библиографического знания: Монография.- М., 1995.- 351с.
  248. Фор А. Восприятие и распознание образов / Под. ред. Г. П. Катыса.- М.: Машиностроение, 1998.- 272с.
  249. Форматы ШМАКС: Краткое описание / Пер. с англ- под ред.
  250. A.И.Земскова, Я. Л. Шрайбер.- М.: ГПНТБ, 1986.- 4.1.- 175с.
  251. И.А. Философские проблемы семиотики: Монография.- М.: Высш.шк., 1978.- 160с.
  252. Н. Язык и мышление / Пер с англ. Б.Ю.Городецкого- под ред.
  253. B.В.Раскина.- М.: МГУ, 1972.- 122с.
  254. Хорошо известное обычно бывает малопознанным (Интервью с Г. Я.Узилевским) // Сов. библиогр.- 1991.- № 5.- С.26−29
  255. У.Л. Значение и структура языка / Пер. с англ. Г. С. Шура.- М.: 1975.-431с.
  256. Человек и общество: Культурология: Словарь-справочник.- Ростов н/Д: Феникс, 1996.- 544с.
  257. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности / Ин-т языкознания- отв. ред.В. Н. Телия.- М.: Наука, 1983.- 214с.
  258. А.И. Введение в теорию информационного поиска / Отв. ред.
  259. A.И.Михайлов.- М.: Наука, 1975.- 237с. ф 285. Черный А. И. Информационно-поисковые языки: типы, принципы построения, совместимость // НТИ.- Сер.2.- 1978.- № 1.- С.1−10
  260. В.И. Информационные процессы в обществе / Отв. ред. Э. Я. Кольман.- М.: Наука, 1968.- 102с.
  261. Э.Л. О психологии творчества и информационной потребности // НТИ.- Сер.2.- 1988.- № 11.- С.2−4
  262. Э.Л. Проблемы подготовки потребителей информации // НТИ.-Сер.2, — 1983.- № 6.- С. 19−21
  263. Э.Л. Формирование информационных потребностей читателей Ф, и методика уточнения их запросов // Сов. библиогр.- 1974.- № 4, — С.33−40
  264. А. Введение в семантику / Пер. с польск.- вступ. ст.
  265. B.А.Звегинцева.- М.: Иностр.лит., 1963.- 375с.
  266. Г. П. «Логическое» и «лингвистическое» в знаках и характеристике материала технологической работы // Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики: Матер, науч. симпозиума. Дек. 1971.-М., 1971.- С.79−90
  267. Ю. Компьютерная семантика / Шемакин Ю., Романов А.- М.: НОЦ «Школа Китай городской», 1995.- 343с.
  268. Ю.А. Психолингвистические проблемы массовых информационных процессов.- М.: Мысль, 1973.- 215с.
  269. Е.А. О двух направлениях представления семантики текста // НТИ.- Сер.2.- 1982.- № 8.- С.1−8
  270. Ю.А. Логика знаковых систем: Элементы семиотики.- М.: Знание, 1974.- 64с.
  271. Ю.А. Семиотические основы информатики: Лекции М.: ИП-КИР, 1974.- 80с.
  272. И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной: Монография.- 4-е изд., испр.- М.: Междунар. изд-во «Информациология», 1996.- 215с.
  273. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.- Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995.- 331с.
  274. Язык и коммуникация: Деятельность человека и построение лингвистических ценностей: Матер, междунар. коллоквиума по лингвистике Сочи, 1419 окт. 1996 г./ Куб. ГУ- Ред.кол.: А. Г. Баранов, А. М. Бертонно и др.-Краснодар, 1996.- 107с.
  275. Язык и личность: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д. Н. Шмелев.- М.: Наука, 1989.-216с.
  276. Язык и наука конца 20 века: Сб. ст. / Под ред. Ю. С. Степанова.- М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 1995.- 432с.
  277. Язык и общество / Ред.кол.: Л. И. Баранникова, О. И. Сироткина и др.- Саратов: Изд-во гос. ут-та, 1967.- 285с.
  278. Язык, культура, общество: Проблемы развития / Отв. ред. М. Н. Боголюбов.- М.: МГУ, 1986.- 175с.
  279. Язык, стиль, культура: Сб. науч. тр. / Науч. ред. Н. А. Луценко.- Донецк: Дон. ГУ, 1992.- 143с.
  280. .В. Настольные поисковые системы / Отв. ред. Р. Г. Котов.- М.: Наука, 1979.- 111с.
  281. В.А. Особенности структуры библиографического описания // НТИ.- Сер.2,-1991.- № 6.- С.19−21
  282. Bibliographic description: language of cataloguing // Nat. librnevs.- 1981.-Vol.l3.-№ 6.- P.7−8
  283. Clemson P.A. An inside approach to networked document cataloguing // Sournal of Internet cataloging.- 1997.- Vol.l.- P.57−64
  284. Garvin P.L. The discriptional model of language I I Natiral language and computer.- New York, 1963.- P.12−21
  285. Walker J.R. VLA stile citations of elektronic sourcces // Audiovisual librarian.- 1996.- Vol.22.- № 2.- P. l 10−112
  286. Siegtried B. Benutzerprobleme der Dokumentation und Information // Nach. Dok.- 1973.- № 1.- P.2−9
  287. UNIMARC/AUTHORITIES: Международного коммуникатавного формат UNIMARC для авторитетных (нормативных) записей / Пер. с англ.- М.: ГПНТБ, 1994.- 68с.
  288. UNIMARC MANUAL: Руководство по применению Международного коммуникативного формата UNIMARC.- М.: ГПНТБ, 1992.- 319с.
Заполнить форму текущей работой