Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен буквы в индоевропейской языковой картине мира: Лингвоэтимологический и лингвокультурологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Любой символ-слово имел двуединое воплощение: с одной стороны, в виде непосредственно воспринимаемого зрением рисованного образа, в виде божественно явленной вещи, а с другой стороны, в виде божественного Первотворения — звука, причем обе эти плоскости табуировали друг друга и, таким образом, находились в непосредственной взаимной связи. Форма слова считалась язычниками одним из видов Явления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность понятия «буква» в языческом обществе
    • 1. 1. Явление табу в древности, приемы табуирования
      • 1. 1. 1. Табуирование посредством сложения синонимических корней
      • 1. 1. 2. Табуирование посредством метатезы
      • 1. 1. 3. Энантиосемия как один из способов табуирования
      • 1. 1. 4. Редупликация как один из способов табуирования 23 «1.1.5. Инфиксация как один из способов табуирования 25 1.1.6. Преформанты и детерминативы как табуирующие элементы слова
    • 1. 2. Древняя символика геометрических фигур и их связь с буквой
    • 1. 3. Древний ритуал как основа зарождения слова 66 Краткие
  • выводы по главе I
  • Глава 2. Сравнительный анализ индоевропейских слов со значением «буква» 2.1. Лексические процессы в индоевропейских словах со значением «буква»
    • 2. 1. 1. Индоевропейские корни *кег-/*ке
    • 2. 1. 2. Индоевропейские корни *Ыгек- /*ЬИок

    2.1.3. Индоевропейские корни *рег- /*рез~, *кег-/ *кез- 83 2.1.3. Индоевропейские корни *(з)1аЬк-/ *(5)гарк- 84 2.2. Культурно-символический и этимологический анализ исходных значений (этимонов) слов со значением «буква» в индоевропейских языках

    Краткие

    выводы по главе II

Феномен буквы в индоевропейской языковой картине мира: Лингвоэтимологический и лингвокультурологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заключение

.

Язычники верили, что буквы алфавита — это таинствобуквы наделялись сверхъестественной творческой силой, непознаваемой для человека: с их помощью могли создаваться миры, возрождаться мертвые, твориться чудеса. Мир, в соответствии с мифопоэтической традицией, состоит из чисел и букв (ср. и .-е.*кег- «писать», но хет. Ш «существовать» и греч. уор^од «Вселенная»), причем каждая буква обычно соотносилась с определенным Числом. Кроме того, буква была непосредственно связана со звуком, считавшимся символом божественного создания Вселенной и бессмертия. Буквы включали в себя согнутые линии и пересечения линий (узлы). Эти фигуры считались священными, так как в основном являлись сложениями трех божественных символов, образовывавших божественную троицу, -круга, креста и треугольника — символы всемогущества, бесконечности и совершенства Бога. Само слово считалось божественным Узлом, отражало не только все элементы языческого ритуала, но и все категории ментальности. Поэтому слово как божественная сущность всегда табуировалась, чтобы защитить его от внешних злых сил и воздействий.

Любой символ-слово имел двуединое воплощение: с одной стороны, в виде непосредственно воспринимаемого зрением рисованного образа, в виде божественно явленной вещи, а с другой стороны, в виде божественного Первотворения — звука, причем обе эти плоскости табуировали друг друга и, таким образом, находились в непосредственной взаимной связи. Форма слова считалась язычниками одним из видов Явления первозданной сущности бытия, возникшего после того, как Божество разорвало Хаос и раздвинуло место для его Творения (ср. первозначения — «разрывать» > «гнуть» > «соединять», «установить Гармонию»). Рисованный символ был неизменно связан с определенным мистическим смысломв частности, при соединении определенных графических знаков, скомбинированных в определенном порядке, и количестве, определенный мистический смысл ассоциировался с тем или иным рисованным символом или несколькими символами, что отражается и в древнем строении слова: преформант (или табуирующее отрицание), корень — Божество, детерминатив. Таким образом, уже на самых ранних этапах существования слова-символа его форма была неразрывно связана с содержанием, а содержание — с формой, то есть устанавливался обязательный характер связи означаемого и означающего. Произнесение сакральной формулы, сакрального «текста» во время культового действа было одной из предпосылок вербализации мифа.

Взаимоотношения мифа, ритуала и языка в истории человеческого сознания могут быть представлены следующим образом. Миф — это знаковый феномен по преимуществу. Телодвижения и жесты в ритуале филогенетически предшествовали древним словам. Отправной точкой языкотворческого процесса в древнем обществе была мистика рисованных (нацарапанных на дереве, коже, камне) фигур, игравших первостепенную роль в сакральном ритуале. Именно знаковое использование этих фигур в лоне ритуала, как показал акад. В. Н. Топоров, явилось серьезной предпосылкой для перехода от мироощущения, базирующегося на аффекте, к осознанию своего коллективного «я» в том или ином древнем человеческом коллективе. Мифологическое предподсознание (коллективное бессознательное по Юнгу) также древнее языка. По своему содержанию мифологическое сознание глубже и значительнее системы языковых значений: мифсинкретическое мироощущение и миропонимание первобытного человека, хотя, как мы говорили, в филогенезе миф (точнее протомиф), и ритуал предшествовали языку.

Основными целями языческого ритуала было наглядное воспроизведение божественного создания Вселенной. Как упоминалось выше, согласно Основному Мифу, главным действием Божества, сотворившего Мироздание, был Разрыв Хаоса. Отсюда такие действия, как рассечение и разрезание, приобрели боготворческую символику, что непременно отразилось на стремлении древних людей нацарапывать определенные знаки на том или ином материале. Эти знаки были для них так же священны, как и само Божество, и как те метафоры, которые эти знаки передавали. В этих древних знаках, как в зеркале, для язычников отражалось все Мироздание во всех его преломлениях и ракурсах.

Основные мотивы древнейших ритуалов — сотворение Космоса (Миропорядка) из Хаоса, природный круговорот жизни и смерти, зимы и лета, дня и ночи (ритуалы перехода). Ритуальные мотивы в главных и древнейших мифах в преобразованном, иногда ослабленном и даже не вполне осознаваемом виде присутствовали во всех ритуалах, связанных с жизненным циклом и хозяйственной деятельностью людей. Психологическая основа переноса значения было уподобление, которое в мифологическом сознании сливается с отождествлением. Постройка дома уподоблялась сотворению мира, свадьба — священному браку, болезнь — борьбе добрых и злых сил, похороны — уходу в иной мир для последующего воскрешения. Все важные и критические события в жизни первобытного коллектива и его отдельных членов не просто сопровождались ритуалами, но переживались путем совершения обряда: встречи и проводы времен года, сев, жатва, молотьба, рождение, свадьба, смерть (похороны). Обряды помогали социуму переживать опасные и трудные дни, противостоять засухе и болезни, облегчали переход из одной фазы жизненного цикла в другую, задавали очередность действий во время различных аграрных процедур (отел животных, переселение пчел и' пр.). Мощным орудием в осуществлении языческих ритуалов было таинство манипуляций с рисованными знаками, которые впоследствии и превратились в священные «буквы». Поскольку одним из первотворений Божества считался Звук (он даже был олицетворением самого Божества), рисованные буквы в процессе ритуала стали озвучиваться, причем как очертания самих «букв», так и звуковые колебания голоса при их ритуальности. Звуковые колебания и их частота играли весьма значительную роль практически во всех религиозных традициях. Существующие в религиозно-обрядовых практиках как молитвы, так и мантры построены на определенных частотах, которые способны резонировать в нервных системах человека и вызывать экстатическое состояние. Еще древние люди отмечали, что любой звук проявлялся в пространстве и времени в виде психической энергии, которая несет в себе информацию психического состояния. Такая же психическая энергия исходила и от рисованных фигур-букв. В этой связи следует отметить практику заклинаний, существующую у различных народов мира.

Само Мироздание, соотношение в нем священного и профанного мысленно пропускалось древними людьми сквозь призму буквенных и связанных с ними звуковых и числовых знаков. Именно поэтому понятия Буквы и Числа метафорически преломляются в древнем сознании в виде широкой гаммы метафорических вариантов (они представлены в настоящей диссертационной работе).

1. Абаев В. И. О «фонетическом законе"//Язык и мышление № 1. — М.: Яз. рус. культуры, 1933. С. 110−117.

2. Абаев В. И. О происхождении языка//Сб. В. И. Абаеву 100 лет. Сб. ст по иранистике, общ. язык-ю, евраз. культурам М.: Яз. рус. культуры, 2000. С. 82−90.

3. Абрамян Л. А. Первобытные праздники и мифология. Ереван: Изд-во АНАрм ССР, 1983.-204с.

4. Азимов А. Слова и мифы. М.: Изд-во Б.С.Г.- Пресс, 2002.-186с.

5. Акимова Л. И. Жертвоприношение: Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. Сб. ст. М.: Яз. рус. культуры, 1994. 534с.

6. Андреева В. И др. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2001. 556с.

7. Антимир русской культуры: Язык. Фольклор.

Литература

Сб. ст./Сост. Н. А. Богомолов. М.: Ладомир, 1996. 409с.

8. Арутюнова Н. Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой картины мира)//Зопросы языкознания. № 3. М.: Яз. рус. культуры, 1987. С.62−69.

9. Байбурин А. К. Ритуалы традиционной культуры. Семантизация мифа в ритуале. СПб.: Наука, 1993. 240с.

10. Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон-Пресс, 1998. 502с.

11. Бородой Ю. М. Эротика. Смерть. Табу. М.: Аспект-Пресс, 1996. 156с.

12. Ван Геннеп. А. Обряды перехода. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1999. 198с.

13. Вейсбергер Й. Л. Язык и философия//Вопросы языкознания. № 2. М.: Яз. рус. культуры, 1993. С. 40−47.

14. Введенский А. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. Т.1. М., 1902, — 322с.

15. Воронин C.B. Основы фоносемантики. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 244с.

16. Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1984. 278с.

17. Гачев Т. Д. Национальные образы мира. М.: Academia, 1998. 430с.

18. Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997. 494с.

19. Глазерсон М. Огненные буквы. М.: ЛехаимИерусалим: Гешарим, 1997. 180с.

20. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит.- Иерусалим: Тарбут, 1994.-375с.

21. Гура A.B. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 910с.

22. Гуревич, А .Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» средних веков//Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Вып. 411. 1977. № 8. 342с.

23. Дельбрюк Б.

Введение

в изучение языка. М.: Едиториал УРСС, -150с.

24. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1910.-432с.

25. Дирингер Д. Алфавит. М.: Изд. иностр. лит., 1963. 656с.

26. Доровских Л. В. Возникновение и развитие письма. Свердловск: Изд. Урал. гос. ун-та, 1988. 91с.

27. Дьяконов И. М. Мифология древнего мира. М.: Наука, 1977. 302с.

28. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986.-234с.

29. Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993. 337с.

30. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1988. 225с.

31. Иванов В. В. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии//Сб. науч. труд. Ранние формы искусства. М.: Наука, 1972, — 202с.

32. Иванов Н. В. Проблемные аспекты языкового символизма (опыт теоретического рассмотрения). М.: Изд-во Воен. ун-та, 2002. 269с.

33. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М.: Наука, 1965.-599с.

34. Калашникова Т. В. Роль метафоры в становлении языковых значений (на примере сакральной лексики в германских языках). Дисс. канд. филол. наук. М.: Изд-во Моск. Гос. ун-та, 1995. 150с.

35. Кацпржак Е. И. История письменности и книги. М.: Искусство, 1955.-356с.

36. Кер’лот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. 603с.

37. Козик О. М. Понятие богатство в контексте истории. Витальный аспект богатства//Стратум: Структуры и катастрофы. Сб. Символика индоевропейской истории. СПб.: СПб. Гос. ун-т, 1997. 210с.

38. Кондратов A.M. Книга о букве. М.:3нание, 1975.-224с.

39. Кочергина В. А. Краткий очерк истории письма. М.: Изд-во Моск. унта, 1955. 40с.

40. Купер Д. Энциклопедия символов. М.: Ассоц. Духов, единения «Золотой Век», 1995. 401с.

41. Ж. Де Кастро. Физиология табу/Вопросы философии. 1956. № 3. М.: Изд-во Моск. ун-та, — 140с.

42. Ларин В. П. Алфавиты в визуальном и звуковом обращении. М.: Компания + Спутник, 1999. 90с.

43. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Наука, 1930. 335с.

44. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990. 831с.

45. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культ, информ., 1997. 686с.

46. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, — 479с.

47. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 959с.

48. Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М.: Мысль, 1991.-655с. .

49. Лоукотка Ч. Развитие письма. М.: Изд-во иностр. лит., 1950. 320с.

50. Лурия Я. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 319с.

51. Люльфинг Г. У истоков алфавита. М.: Книга, 1981. 110с.

52. Макаев Э. А. Структура слова в индоевропейских и германских языках.' М.: Наука, 1970. 287с.

53. Маковский М. М. Системность и асистемность в языке. М.: Наука, 1980,-210с.

54. Маковский М. М. Историко-этимологический словарь современного английского языка. М.: Изд-во Диалог, 2000. 418с.

55. Маковский М. М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. М.: Высш. шк., 1989. 201с.

56. Маковский М. М. «Картина мира» и миры образов//Вопросы языкознания.№ 6. М.: РАН Инст-т языкознания, 1992. с. 123−127.

57. Маковский М. М. У истоков человеческого языка. М.: Высш. шк., 1995, — 159с.

58. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.: Изд-во ВЛАДрС, 1996.-415с.

59. Маковский М. М. Язык Миф — Культура: Символы жизни и жизнь символов. М.: Изд-во Едиториал УРСС, 1996. 330с.

60. Мамуна Н. В. Семь небес древнего мира. М.: Алетейя, 2000. 350с.

61. Мейе А.

Введение

в сравнительное изучении индоевропейских-1 языков. М.-Л.: Соцэкгиз, 1938, — 511с.

62. Мифы народов мира: Энциклопедия. I—II. М.: Сов. энцикл., 1987.-671с., 719с.

63. Монич Ю. В. Прототипическая семантика в праиндоевропейских реконструкциях. Канд. диссерт. М.: РАН Ин-т языкознания, 1999. 170с.

64. Нелюбин JI.JI., Хухуни Г. Т. Из истории переводов (Древняя Русь)// Теоретические и практические проблемы переводоведения. Сб. научных трудов. М.: Изд. МГИМО (У) МИД России, 2002. с.6−35.

65. Овсянико-Куликовский Д. Н. Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности. Часть 1. Культ божества «soma» в древней Индии в эпоху Вед. Одесса, 1883. 120с.

66. Опарина Е. А. Связь метафоры с мировосприятием//Сб. ст. Язык и культура. М.: ИНИОН, 1978. 88с.

67. Павленко H.A. Краткий очерк истории письма. Минск: Высш. шк., 1965. 177с.

68. Правдолюбов В. А История письма. М.: Красная Новь, 1924, — 92с.

69. Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 480с.

70. Рабинович Е. Г. Мифотворчество классической древности. Дис. В виде науч. докл./РАН. СПб.: СПб. Гос. ун-т, 1997. 34с.

71. Ситчин 3. Лестница в небеса. М.: Новая планета, 1998. 398с.

72. Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н. И. Толстого. Т.1. М.: Междунар. отношения, 1995. 278с.

73. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.: Наука, 1976, — 104с.

74. Тайлор Е. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 292с.

75. Тернер В. Символ и ритуал. М.: Прогресс, 1983. 277с.

76. Толстой Н. И. О природе связей бинарных противопоставлений типа правый—левый, мужской-женский //Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Яз. рус. культуры, 1987. 187с.

77. Топоров В. Н. О некоторых теоретических основах этимологического анализа//Вопросы языкознания. № 3. М.: РАН Ин-т языкознания, 1960.-С. 123−129.

78. Топоров В. Н. Из наблюдений над этимологией слов мифологического характера//Сб. науч. тр. Этимология. 1967. М.: Наука, 1969, — 190с.

79. Топоров В. Н. О ритуале.

Введение

в проблематику.//Архаический ритуал в фольклорных и ранее литературных памятниках. М.: Индрик, 1988.-214с.

80. Топоров В. Н. Об одном из парадоксов движения//Сб. Концепт движеция в культуре и языке. М.: Индрик, 1996. 148с.

81. Трубачев О. Н. Из истории табуистических названий//Вопросы славянского языкознания. 3. М.: Яз. рус. культуры, 1958. 165с.

82. Трубачев О. Н. Лингвистическая география и этимологические исследования//Вопросы языкознания. № 1. М.: Яз. рус. культуры, 1959.-С. 35−40.

83. Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. М.: Наука, 1991. 271с.

84. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1999.-605с. .

85. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исслед. магии и религии. М.: Сов. энцикл., 1986. Дополнительный том. М, 1998. 703с.

86. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М.: Госиздат, 1997. 353с.

87. Фридрих И. История письма. М.: Наука, 1979. 463с.

88. Шницер Я. Б. Иллюстрированная всеобщая история письмен. СПб.: Госиздат, 1903.-264с.

89. Шрадер О. Индоевропейцы. М.: Едиториал УРСС, 2003. 212с.

90. Шухардт Г. Происхождение языка //Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М.: Изд. иностр. лит., 1950. 292с.

91. Шухардт Г. Этимология и исследование истории слова// Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М.: Изд. иностр. лит., 1950. 188с.

92. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 312с.

93. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 488с.

94. Язык миф — культура народов Сибири //Сб. научных тр. — Якутск: Наука, Якутск, отд-ние, 1991. 193с.

95. Aivanhov О.М. The symbolic language of geometrical figures. Frejus, 1988. 153p.

96. Aziza CI, Olivier C, Strick R. Dictionnaire des symboles et des themes litteraires. Paris: Nathan, 1978. 204p.

97. Bauer H. Der Ursprung des Alphabets. Leipzig: Hinrichs, 1937. 44s.

98. Benning H.A. 'Welt'und 'Mensch' in der altenglischen Dichtung//Beitrage zur englischen Philologie. Frankfurt a. M.: Lang, 1961.-340s.

99. Benveniste E. Indo-European language and society. Coral Gables: Weekly, 1973. 312p.

100. Bertholet A. Die Macht der Schrift in Glauben und Aberglauben. Berlin: Akademie der Wissenschaft, 1949. 326s.

101. Binder P. Magic symbols of the world. London: Black, 1972. 284p.

102. Borner A. Die Schrift und ihre Entwicklung. В сб.: Handbuch der Bibliothekswissenschaft. Bd. l, Leipzig: Hinrichs, 1931. ss. 27−149.

103. Budge E.A.W. Amulets and superstitions. Oxford: Oxf. univ. press, 1930. 336p.

104. Cassirer E. The philosophy of symbolic forms. I—II. London: Yale University, 1955. 557p.

105. Chevaleir J., Gheerbrant A. Dictionnaire des symboles. Paris: Seghers, 1982.-489p.

106. Clodd E. The story of the alphabet. London: Cornell univ. press, 1900.-234p.

107. Collinge N.E. The laws of Indo-European. Amsterdam: Philadelphia: Benjamin, 1985. 379p.

108. Cooper J.E. Symbolism: The universal language. A general introduction to universal symbols and their associations. Wellingborough: Star, 1982.-128p.

109. Coulmas F. The writing systems of the world. New York: Blackwell, 1989.-302p.

110. Dornseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. LeipzigBerlin: Akademie-Verl., 1975, — 210s.

111. Eliade M. Ewige Bilder und Sinnbilder. Uber die magische-religiose Symbolik. Frankfurt-am-Main: Muller, 1986. 440s.

112. Eliade M. Myths, dreams and mysteries. London: University of Chicago Press, 1960. 256p.

113. Eliade M. Occultism, witchcraft and cultural religions. Chicago: University of Chicago Press, 1976. 290p.

114. Elworthy F. Th. The evil eye. An account of this ancient and widespread superstition. London: Black, 1895. 297p.

115. Fishman J.A. Advances in the creation and revision of writing systems. Hague-Paris: Moutan, 1977. 495p.

116. Flemming D. Tabu und Ersatzwort//Semantische Hefte.I. Hamburg: Rowohl, 1974. 124s.

117. Frazer G. Taboo and the perils of the soul. London: Cornell univ. press, 1911. 263p.

118. Gaur A. A history of writing. London: Oxf. univ. press, 1984. 224p.

119. Grotjahn M. The voice of the symbol. Los-Angeles, 1971. 183p.

120. Hermann F. Symbolik der Religionen. 1−1 O. Stuttgart: Kohlhammer, 1962. 667s.

121. Hitching F. Earth magic. New York: Akad. press, 1977. 177p.

122. Howell W. The heathens. London: Marshall, 1948, — 154p.

123. Hurt O. Untersuchungen zur indogermanischen Feuerkult. LeipzigBerlin: Kindler, 1943. 236s.

124. Jaberg K., Jud J. Der Sprachatlas als Forschungsinstrument. Halle: Progress, 1928. 172s.

125. Jastrow S. Religion der Babylioner. Berlin: Rheimer, 1949. 215s.

126. Jente R. Die mythologiscen Ausdrucke im altenglischen Wortschatz. Eine kulturgeschichtlich-etymologische Untersuchung //Anglistische Forschungen. Berlin: Rheimer, 1921. 56s.

127. Jones G, Jones J. Outer space: Myths, name meanings, calendars. New York-London: Akad. press, 1964. 165p.

128. Karstien H. Infixe im Indogermanischen. Heidelberg: Winter, 1971.-145s.

129. Kirk G.S. Myth: Its meaning and functions in ancient and other cultures.-London: University of Chicago Press, 1970. 234p.

130. Knight M.M. Taboo and genetics. London: University of Chicago Press, 1921. 183p.

131. Knobloch J. Sprache und Religion. Heidelberg: Winter, Bd. 1, 1979; Bd. 2, 1983; Bd. 3, 1985.

132. Lang A. Custom and myth. Wakefield: Weidenheld and Nicolson, 1976.-213p.

133. Lang A. The secret of the totem. New York-Bombay: Akad. press, 1905. 163p.

134. Lanoe-Villon G. Le livre des symboles. Dictionnaire de symbolique et de mythologie, 1−6. Paris: Gallimard, 1927. 368p.

135. Lincoln B. Myth, cosmos, and society: Indo-European themes of creation and destruction. London: University of Chicago Press, 1986. 278p.

136. Lurker M. Die Botschaft der Symbole in Mythen, Kulturen und Religionen. Munchen: Atwerb-Verl., 1990, — 266s.

137. Lurker M. Beitrage zu Symbolbegriff und Symbolforschung. BadenBaden: Akademie und Wissenschaft, 1982. 321s.

138. Meringer R. Worter und Sachen//Indogermanische Forschungen. Berlin. 1904/05. 132s.

139. Michel P. Tiersymbolik. Bern: Francke, 1991. 173s.

140. Miller D.G. Some theoretical and typological implications of the Indo-European root-structure constraint//JIES. Berlin: Akademie, 1977. N5. 154p.

141. Morris C.W. Symbolism and reality: A study in the nature of mind. Amsterdam: Benjamins publ. co., 1993. 128p.

142. Mystical rites and rituals. London: University of Chicago Press, 1975.-248p.

143. Nork F. Etymologisch-symbolisch-mythologisches Realworterbuch. 1−4. Stuttgart: Haupt, 1843−1845. 409s.

144. Opie I., Tatem M. A dictionary of superstitions. Oxford: Oxf. univ. press, 1989.-21 lp.

145. Pernet H. Primitive ritual masks in the history of religions. Chicago: Chicago univ. press, 1979. 194p.

146. Ruthven K.K. Myth. London: Marshal, 1976. 154p.

147. Ruud J. Taboo. A study of Malagasy customs and beliefs. London: University of Chicago Press, I960. 314p.

148. SchlesingerM. Geschichte des Symbols. Berlin: Akademie, 1912. 238s.

149. Schouten J. The pentagram as a medical symbol. London: Niewkoop, 1968. 192p.

150. Schrijnen J. Praformanten//KZ. Bd. 42. Berlin: Akademie, 1908, — s.126.

151. Schwartz M. The root and its modification in primitive Indo-European. Baltimore: Star, 1947. 26lp.

152. SteinerF. Taboo. Baltimor: Star, 1967. 182p.

153. Symbols and sentiments. Cross-cultural studies in symbolism//Ed. by I. Lewis, London: Marshall, 1977. 325p.

154. Ullman-Margalit E. Invisible-hand explanations//Synthese, 39. Berlin: Akademie, 1978. 83s.

155. Volz-Kinzler U. Zahne als Amulett, Fetisch und Talisman. Diss. -Dusseldorf: Akademie und Wissenscaft, 1969. 163s.

156. Walker B. The woman’s encyclopedia of myths and secrets. San-Francisco: Bankline, 1983.

157. Webster H. Taboo. A sociological study. New York: Harper & Row, 1973. 343p.

158. Weisberger L. Von Weltbild der deutschen Sprache, I. Dusseldorf: Woche, 1953. 496s.

159. Werner H. Die Ursprung der Metapher. Leipzig: Tauchnitz. 1919. 207s.

160. Werner H., Kaplan B. Symbol formation. New York: Campus 1963.-262p.

161. Wescott R.W. Sound and sense: Linguistic essays on phonosemic subjects. Lake Bluff (Illinois): Clarendon press, 1980. 327p.

162. Wrobel A. Schreiben als Handlung. Tubengen: Muller, 1995. 175s.

163. Использованные этимологические словари:

164. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. 14. М.-Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1958/89. 1356с.

165. Периханян А. Г. Материалы к этимологическому словарю древнеармянского языка. ЕреванЖ Изд-во Нац. АН Респ. Армения, 1993. 521с.

166. The American Heritage dictionary of Indo-European roots. Boston: Houghton Mifflin, 1985. 42lp.

167. Bartolomae C.B. Altiranisches Worterbuch. Berlin, 1970. 503s.

168. Berneker E. Slawisches Etymologisches Worterbuch. I-II. Heidelberg: Winter, 1908/13. 904p.

169. Bosworth J., Toller T.N. An Anglo-Saxon dictionary. 1−2. Oxford: Oxf. univ. press, 1954. 896p.

170. Buck C.D. A dictionary of selected synonyms in the principal Indo-European languages. Chicago: University of Chicago Press, 1949. 863p.

171. Falk H.S., Torp A. Norwegisch-danisches etymologisches Worterbuch. I—II. Heidelberg: Winter, 1960/61, — 912s.

172. Fraenkel E. Litauisches etymologisches Worterbuch. I—II. Heidelberg: Winter, 1955/63, — 898s.

173. Frisk H. Griechisches etymologisches Worterbuch. I—III. Heidelberg: Winter, 1954/72. 1274s.

174. Holthausen F. Altenglisches etymologisches Worterbuch. Heidelberg: Winter, 1963. 886s.

175. Johanesson A. Islandisches etymologisches Worterbuch. I-V. Bern: Francke, 1951/54.-995s.

176. Klein E. A comprehensive etymological dictionary of the English language. I—II. Amsterdam: Elsevier, 1966/67. 789p., 953p.

177. Lehmann W.P. A Gothic etymological dictionary. Leiden: Brill, 1986.-795p.

178. Mayrhofer M. Kurzgefasstes etymologisches Worterbuch. Heidelberg: Winter, 1978. 772s.

179. Meyer-Lubke W. Romanisches etymologisches Worterbuch. Heidelberg: Winter, 1968. 1204 s.

180. Orel V. Albanian etymological dictionary. Leiden: Brill, 1998. 698p.

181. Рокоту J. Indogermanisches etymologisches Worterbuch. I—II. Bern: Francke, 1959. 672s., 1056s.

182. Trautmann R. Baltisch-Slavisches Worterbuch. Gottingern: Bandenhoeck & Ruprecht, 1923. 328s.

183. Turner R.L. A comparative dictionary of Indo-Aryan languages. I-V. Oxford: Oxford University Press, 1978. 1679p.

184. Vasmer M. Russisches etymologisches Worterbuch. I-III. 1953/58//Фасмер M. Этимологический словарь русского языка/Пер. с немецкого О. Н. Трубачева. 1−4. -М.: Сов. энцикл., 1964/73. 1089с.

185. Vries J., de. Dictionary of symbols and imagery. Amsterdam-London: Noord-Holland, 1974. 1354p.

186. Vries J. de. Niederlande etymologisch woordenboek. Leiden: Brill, 1971.-787s.

187. Walde A. Lateinisches etymologisches Worterbuch. I-П. Heidelberg: Winter, 1965. 483s., 576s.

188. Walde A. Vergleichendes Worterbuch der indogermanischen SprachenHrsg. Von J.Pokorny. I-Ш. Berlin und Leipzig: Gruyter, 1928. 1884s.

189. Windekens A. Van. Le tokharien confronte avec le autres langues indoeuropeennes. 1. -Louvian: Delachaux etNiestle, 1976. 532p.

190. Wright J. English dialect dictionary. I-VI. Oxford: Oxf. univ. press, 18 981 905. 2876p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой