Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие институтов стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации обосновывается тезис о том, что государственное стимулирование отношений банков и субъектов малого бизнеса может иметь больший эффект лишь в том случае, если будет носить комплексный и системный характер, и предусматривать одновременное использование механизмов как прямого, так и косвенного воздействия на субъекты рассматриваемых кредитных отношений. Методы прямого стимулирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Стимулирование как способ согласования экономических интересов в системе отношений банков и малого бизнеса
    • 1. 1. Сущность стимулирования и его объективная основа
    • 1. 2. Специфика стимулирования в системе отношений банков и малого бизнеса
  • Глава 2. Институты и формы стимулирования отношений банков и малого бизнеса
    • 2. 1. Институты стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса
    • 2. 2. Формы и методы стимулирования отношений субъектов малого бизнеса и банков, необходимость их оптимизации
  • Глава 3. Направления трансформации институтов стимулирования кредитных отношений малого бизнеса и банков
    • 3. 1. Возможности банков в активизации кредитных отношений с субъектами малого бизнеса
    • 3. 2. Совершенствование государственного регулирования в аспекте активизации банковского кредитования малого бизнеса

Развитие институтов стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Произошедшие в последние десятилетия базисные изменения в отечественной экономике оказали существенное влияние на структуру и содержание экономических интересов в обществе. В новых социально-экономических условиях, где целью хозяйственной деятельности является прибыль, материальная выгода стала занимать доминирующее положение среди всех остальных ценностных ориентаций субъектов экономики. Поскольку организация бизнеса в условиях рынка связана с необходимостью использования заемных средств и ресурсов, важнейшей сферой проявления экономических интересов и стимулирования, как способа их согласования, выступают кредитные отношения.

Основную роль в финансовом обеспечении бизнеса в рыночной системе выполняют банки. Вместе с тем, в настоящее время в силу ряда внутренних и внешних факторов отечественный банковский сектор не обеспечивает в должной мере финансовые потребности реального сектора экономики. В условиях необходимости хозяйственной модернизации современной России задача взаимодействия и сбалансированного развития банковского и реального секторов экономики приобретает принципиальное значение. Особенно острой в настоящее время является проблема преодоления рассогласованности интересов банков и малого бизнеса в кредитных отношениях.

Поскольку малые предприятия являются динамичным и одновременно важнейшим стабилизирующим элементом современной хозяйственной системы, формирование благоприятной кредитной среды для их успешного функционирования и развития имеет определяющее значение в реализации экономической стратегии государства. Это определяет необходимость системного исследования институтов, форм и методов стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса, их специфики и способов оптимизации в современных условиях.

Степень изученности проблемы. Особенность тематики экономических интересов и стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса заключается в том, что понятия «экономический интерес», стимулирование" в той или иной степени являются предметом 3 лирование" в той или иной степени являются предметом исследования как философов, социологов, так и экономистов.

В разное время в различных аспектах данная проблема затрагивалась в работах представителей зарубежных экономических школ: А. Смита и его последователей, К. Маркса и его последователей, А. Маршалла и др., в которых заложены основы теории экономических интересов. Теоретические основы экономического стимулирования на том или ином этапе развития общества стали предметом исследования многих ведущих российских ученых. Значительный вклад в разработку теории экономических интересов и стимулирования как способа их реализации среди отечественных ученых внесли Л. И. Абалкин, В. Н. Белкин, H.A. Белкина, О. Н. Васильева, А. К. Вербеда, Б .Я. Гершкович, Г. Е. Глезерман, В. В. Засканов, Д. Ю. Иванов, Г. Т. Ковалевский,.

B.В. Радаев, Р. В. Скуба, С. М. Сухов, B.JI. Тамбовцев, O.A. Татинбеков и другие.

Принципиальные вопросы кредитования малого бизнеса рассматривались в работах А. И. Архипова, П. В. Акинина, С. И. Берлина, Е. Ф. Жукова, Б. Колласа, Н. В. Колчиной, С. Е. Лариной, В. Лексиса, О. И Лаврушина, Н. П. Масловой, М. А. Песселя, В. К. Сенчагова, Э. А. Уткина, C.B. Антишина, О. М. Куликовой.

Институциональные проблемы финансово-кредитного обеспечения субъектов малого бизнеса нашли отражение в работах A.A. Арцыбашевой, Е. В. Богопольской, Л. М. Ворохалиной, В. И. Демковича, А. Е. Дворецкой, Л. Т. Ибадовой, В. Э. Кроливецкой, Г. Н. Куцури, А. И. Меркушева, Б. М. Сабанти,.

C.М. Семёнова, A.A. Татуева, Т. Ш. Тиникашвили, Н. Х. Токаева. Актуальным аспектам государственной финансово-кредитной поддержки малых предприятий большое внимание уделено в работах И. Барановой, O.E. Вороновской, Б. С. Каныпиной, А. И. Косолапова, И. И. Разумновой, А. Н. Симоновой, В. Б. Тореева, В. В. Тозика, Л. И. Фоменко, О. В. Чечёткиной, А. Шулуса.

Вместе с тем в имеющихся работах кредитные отношения с участием субъектов малого бизнеса, как правило, не рассматриваются в качестве самостоятельного объекта исследования, а анализируются в контексте вопросов государственной поддержки малого бизнеса или общих проблем развития 4 данного сектора экономики. Зачастую в исследованиях по этой проблематике делается акцент на анализе прикладных аспектов, вследствие чего недостаточно разработанными остаются методологические и теоретические аспекты совершенствования механизма стимулирования кредитных отношений банков и субъектов малого бизнеса.

Актуальность проблемы, недостаточная научная разработанность ряда ее принципиальных положений и практическая значимость входящих в нее вопросов определили выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является теоретическое обоснование обусловленности процесса стимулирования отношений банков и малого бизнеса содержанием экономических интересов, а также направлений его совершенствования на этапе перехода к инновационному развитию российского общества.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач, логическая последовательность которых отражает основные этапы диссертационного исследования:

— раскрыть содержание стимулирования отношений банков и малого бизнеса как экономической основы механизма согласования их интересов;

— уточнить особенности стимулирования отношений банков и малого бизнеса для совершенствования способов согласования их экономических интересов;

— исследовать основные институты стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса и проанализировать эффективность их реализации в условиях посткризисного восстановления;

— определить приоритетные направления трансформации институтов стимулирования кредитных отношений субъектов малого бизнеса с банками;

— обосновать необходимость и пути активизации роли государства в совершенствовании форм стимулирования отношений банков и субъектов малого бизнеса;

— выработать предложения и рекомендации по совершенствованию банковских форм стимулирования кредитных отношений с субъектами малого бизнеса.

В качестве объекта исследования выступает система экономических отношений по поводу кредитования субъектов малого бизнеса в аспекте активизации их стимулирующего потенциала.

Предметом диссертационного исследования являются формы, методы и инструменты стимулирования кредитных отношений банков и субъектов малого бизнеса в российской экономике.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам).

Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.01 — Экономическая теория: п. 1.1. — Структура и закономерности развития экономических отношенийэкономические интересы и п. 1.4. Развитие институтов хозяйственного механизма в постиндустриальном обществе и специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит: п. 9.3. Развитие инфраструктуры кредитных отношений, современных кредитных инструментов, форм и методов кредитования Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки).

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные работы отечественных и зарубежных авторов в области теории стимулирования отношений субъектов экономики, формирования и эффективной реализации форм, методов и инструментария согласования их экономических интересов как объективной основы модернизации национальной экономики, а также работы, посвященные анализу специфики кредитных отношений банков и малого бизнеса и путей активизации роли государства в данной сфере.

В диссертационной работе использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, регулирующие кредитные отношения малого бизнеса, монографии отечественных и зарубежных авторов, публикации в научной периодической печати, материалы научно-практических конференций и семинаров. Методология исследования основана на диалектическом методе познания и системном подходе.

Инструментарно — методический аппарат исследования представлен в форме реализации диалектического и системного подходов. Диалектический метод реализован при помощи общенаучных методов: научная абстрак6 ция, дедукция, анализ и синтез, методы группировки и сравнения. Для получения и интерпретации эмпирических данных использовались экономико-математические методы, в том числе выборочный метод, метод корреляционного анализа и ряд других.

Информационно — эмпирическая база исследования представлена официальными данными Федеральной службы государственной статистикиматериалами аналитических справок Министерства экономического развития Ставропольского краястатистическими материалами Лиги кредитных союзованалитическими данными Ресурсного центра малого предпринимательстварезультатами выборочных социологических обследований, проведенных Рабочим центром экономических реформ при Правительстве РФ, Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, Центром социального прогнозирования и маркетинга, рядом других организаций.

Рабочая гипотеза диссертации состоит в обосновании положений, согласно которым в современных условиях институты стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса, коррелирующие с экономическими интересами, приобретают определяющее значение в согласовании последних и способствуют укреплению социально-экономической стабильности общества и прогрессивным изменениям в структуре народного хозяйства.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

По специальности 08.00.01 — Экономическая теория:

1. Объективной основой процесса стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса в рыночной системе выступают экономические интересы, имеющие всеобщий характер, в связи с чем само стимулирование логично рассматривать в качестве всеобщего способа побуждающего воздействия на субъекты экономики с целью согласования и реализации их интересов в условиях взаимодействия рыночных и государственных институтов.

2. Институциональная специфика субъектов малого бизнеса обусловливает необходимость использования для их статусной идентификации системы критериев: количественных, качественных и комбинированных, что не характерно для современной отечественной практики и затрудняет выявление и применение наиболее адекватных форм и методов стимулирования отношений банков и субъектов малого бизнеса.

3. Активизация государством взаимоотношений банков и субъектов малого бизнеса предполагает комплексное использование всех форм стимулирования: экономических, организационно-правовых и административных, что обеспечивает реализацию системообразующей функции государственного стимулирования.

4. Банковская форма кредитного стимулирования малого бизнеса носит партнёрский характер, поскольку интересы данных субъектов направлены на стабильное долговременное взаимовыгодное сотрудничество, активизация которого в современных условиях возможна по ряду направлений на основе использования как прямых, так и косвенных методов стимулирующего воздействия.

По специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение, кредит:

5. Основными направлениями совершенствования банковских механизмов стимулирования кредитования малого бизнеса в условиях современной экономики России выступают:

— увеличение срочности банковских пассивов для снижения разрывов между активами и пассивами по срокам востребования и погашения, посредством расширения объёма страховых возмещений по вкладам физических лиц и перехода к страхованию средств на счетах и депозитах юридических лиц;

— внедрение эмиссии банками ценных бумаг с целью расширения видов залоговых инструментов при кредитовании малого бизнеса;

— формирование внутрибанковской целостной и унифицированной системы обслуживания клиентов малого бизнеса, центральным звеном которой служат разработанные методики анализа кредитоспособности, залоговая политика, учитывающая специфику малого бизнеса, широкий ассортимент банковских продуктов для малых предприятий.

6. Приоритетными направлениями государственного стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса являются: снижение ставки налога на прибыль для банков, кредитующих малый бизнес в зависимости от структуры кредитного портфеля и сроков кредитованияпереход к субсиди8 рованию процентной ставки по кредитам для инновационных предприятий в размере ставки рефинансированиярасширение возможностей Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства в рефинансировании кредитных портфелей банков малому бизнесупредоставление коммерческим банкам государственных гарантий по кредитованию малых предприятий без залогасоздание национальной системы по информационному обслуживанию сферы малого бизнесасоздание региональных банков кредитования малого бизнеса на основе частно-государственного партнерства и пониженными требованиями к уставному капиталувведение специальных сборов с крупных предприятий на поддержку региональных банков, кредитующих малый инновационный бизнес.

7. В современной экономике России наиболее перспективной формой стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса выступают дифференцированные гарантийные схемы с участием государственных или общественных институтов поддержки этого сектора как альтернатива субсидирования государством затрат по кредитованию.

Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии теоретико-методологического инструментария стимулирования кредитных отношений банков и субъектов малого бизнеса, на основе которых разработаны рекомендации по совершенствованию имеющихся и внедрению новых методов активизации их взаимовыгодных отношений.

Детально это выразилось в следующем: по специальности 08.00.01 — Экономическая теория:

— раскрыта объективная основа стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса — интересы субъектов экономики, базирующиеся на присущих малым предприятиям потребностях в финансовых ресурсах и возможностью их удовлетворения, что дало возможность уточнить категориальную сущность стимулирования в качестве всеобщего способа воздействия на субъекты экономики с целью согласования и реализации их интересов в условиях взаимодействия рыночных и государственных институтов;

— показана специфика интересов субъектов малого бизнеса в современной экономике, проявляющаяся в необходимости преимущественного использования микрокредитов с более высокой скоростью оборота средств, 9 уникальных технологий и техники, информации о состоянии местных рынков, в том числе финансового, зависимого от преференций государства, что позволило рекомендовать применение адекватных мер стимулирования кредитных отношений банков и субъектов малого бизнеса на практике;

— выделены институты, формы и методы стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса, включающие административные, организационно-правовые и экономические составляющие, что позволило оценить эффективность реализации и обосновать приоритетные направления их трансформации в рассматриваемой сфере;

— раскрыт партнёрский характер экономических отношений банковской формы кредитного стимулирования малого бизнеса — вследствие направленности интересов этих субъектов на стабильное, долговременное взаимовыгодное сотрудничество, что позволило выявить следующие направления активизации кредитного стимулирования: сокращение сроков выдачи кредита, внедрение персонифицированного подхода к клиенту-субъекту малого бизнеса, использование гибкой кредитной политики в части формирования процентных ставок и залогового обеспечения, расширение использования банковского консалтинга, создание и использование внутрибанковских баз данных о заёмщиках-субъектах малого бизнеса. по специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит:

— обоснован инструментарий комплексной оценки эффективности стимулирования в системе банковского кредитования субъектов малого бизнеса, обосновывающий необходимость и направления ее активизации, что позволило обосновать совокупность организационно-экономических мер по модернизации кредитно-банковской деятельности в сфере малого бизнеса;

— обобщены и раскрыты государственные методы стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса, включающие регулятивное (правовое) стимулирование, денежно-кредитное стимулирование, бюджетно-налоговое стимулирование, инфраструктурное стимулирование, что позволило обосновать возможные направления совершенствования и определить приоритетные меры их реализации;

— обоснована целесообразность постепенной замены субсидирования затрат по банковскому кредитованию малого бизнеса на гарантийные схемы.

10 с участием государственных или общественных институтов поддержки на региональном уровне, что должно способствовать учету и согласованию их экономических интересов и позволило сформулировать рекомендации по оптимальному осуществлению этого процесса с учётом функциональных особенностей малых предприятий.

Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью постановки задач и достигнутым уровнем разработанности проблематики, систематизацией и осмыслением отечественного и зарубежного фундаментального и прикладного аспектов исследования институтов, форм и методов стимулирования кредитных отношений банков и субъектов малого бизнеса в аспекте согласования и реализации их экономических интересов на этапе модернизации экономики России.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования предложенных форм, методов и инструментов стимулирования кредитных отношений банков и субъектов малого бизнеса при разработке и реализации целевых программ на федеральном, региональном и местном уровнях, направленных на активизацию предпринимательской среды и развитие банковской сферы.

Материалы диссертационной работы могут также использоваться в преподавательской деятельности при чтении курсов «Экономическая теория», «Предпринимательство», «Государственное регулирование экономики», «Финансы и кредит», а также ряда специальных учебных курсов, при подготовке бакалавров и магистров по соответствующей специализации.

Апробация результатов исследования. Предлагаемые автором теоретические выводы и практические рекомендации по активизации стимулирования кредитных отношений банков и субъектов малого бизнеса обсуждены на кафедре экономической теории Пятигорского государственного лингвистического университета и апробированы на научно-практических конференциях, проходивших в 2007 — 2011 годах в городе Пятигорске: Университетские чтения в Пятигорском государственном лингвистическом университете (2007 год), Региональная межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных, Пятигорский государственный лингвистический университет (2007 год), Региональная межвузовская науч.

11 но-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных, Пятигорский государственный лингвистический университет «Молодая наука» (2008 год), Университетские чтения в Пятигорском государственном лингвистическом университете (2010 год) и другие.

Публикации. Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли свое отражение в 15 публикациях автора общим объемом 7,7 печатных листов, в том числе 4 — в ведущих научных журналах, рекомендованных Высшей Аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Результаты исследования показывают, что институты стимулирования кредитования российского малого бизнеса находятся пока на стадии становления. Это является следствием кризисного состояния экономики в целом и малого бизнеса как одной из ее подсистем, а также неэффективности государственной стратегии поддержки малого бизнеса.

Заключение

.

В наиболее общем виде проблема совершенствования институтов стимулирования кредитования субъектов малого бизнеса состоит в признании объективно присущего малым предприятиям неблагоприятного положения на рынке кредитных ресурсов и инвестиций. Статус и поведение малого предприятия в рыночной среде, в том числе на кредитном рынке, определяется особенностями его потребностей и экономических интересов, а также способов организации хозяйственной деятельности в рамках малого предприятия (ограниченные размеры собственных реальных активов, короткий «жизненный» цикл, ориентация на локальные рынки сбыта и ограниченное число партнеров, отсутствие у сотрудников специальных знаний в финансово-кредитной области и т. д.).

В работе уточнено соотношение категорий стимулирования и экономических интересов в отношениях банков и малых предприятий. Выяснено, что экономические интересы, объективно возникая на базе потребностей субъекта в определенных социально-экономических условиях (отношениях) — реализуются, а стимулирование выступает одним из способов этой реализации, представляя собой способ согласования и реализации экономических интересов, реализующихся в деятельности различных институциональных единиц. Интересы конкретных субъектов, в этом случае, определяются совокупностью факторов и условий, центральное место в которой принадлежит потребностям и экономическим отношениям, детерминирующим формы, методы и направления стимулирующего воздействия.

В работе доказано, что стимулирование, как процесс побуждающего воздействия на субъекты экономики, может осуществляться на макро-, ме-зои микроуровнях. При этом на макрои мезоуровнях преобладают государственные формы и методы стимулирующего воздействия, на микроуровне стимулирование может осуществляться государством (направленным на одного субъекта), быть партнёрским (взаимонаправленным различными субъектами) или корпоративным (внутрифирменным).

ТЛ ^ >-«.

В условиях рыночной экономической системы основным средством реализации принципов заинтересованности и ответственности в стимулировании служат рыночные факторы и механизмы: спрос, предложение, цена и конкуренция, прибыль и убыток. Кроме того, в системе государственного регулирования используются, в дополнение к рыночным факторам, налоговые преференции, прямая государственная финансовая помощь, государственные гарантии и ряд других. Таким образом, в рамках государственного регулирования экономики сочетаются «экономические» и «неэкономические» формы и методы стимулирования.

Неэкономические" формы стимулирования — это, прежде всего, административное воздействие на субъекты рыночной экономики в виде всевозможных запретов, ограничений, штрафов и т. п. Особое место в системе стимулирования занимает моральное стимулирование, отражающее, наличие, помимо материальных, нематериальных форм заинтересованности субъектов экономических отношений.

Субъекты малого бизнеса, вступая в кредитные отношения с банком, нацелены на удовлетворение собственных потребностей, при этом специфика их потребностей и экономических интересов определяется совокупностью особых черт, присущих малому бизнесу как функциональной и институциональной структуре, выраженных в объёмах производства, скорости оборота капитала, границах рыночного взаимодействия, характере и структуре производства, уровне профессионализма менеджмента и т. п.

Преследуя цели идентификации малого бизнеса и его структурных единиц, законодательства разных стран используют систему критериев: количественных, качественных и комбинированных, тогда как в современной отечественной практике эта комплексность отсутствует, что затрудняет выявление и прикладное использование объективных основ и оптимальных форм стимулирования активизации отношений малых предприятий и коммерческих банков.

Субъектная основа стимулирования кредитных отношений банков и субъектов малого бизнеса выражена как собственно участниками рассматриваемых в работе отношений, т. е. банками и малыми предприятиями, так и государством в лице уполномоченных органов и структур, а также специализированными общественными институтами. Основные формы побуждающего воздействия в кредитной сфере, которые используют эти субъекты, можно обозначить как административные, организационно-правовые, экономические и моральные.

Стимулировать взаимодействие банков и малых предприятий потенциально могут практически все виды институтов, представленных в современной общественно-экономической системе, обозначим основные из них, как государственные и рыночные, включая банковские и парабанковские институты.

Именно институты, трансформируясь в изменяющихся социально-экономических условиях, выступают в качестве объективной среды взаимодействия субъектов рассматриваемых в работе кредитных отношений. Развитость институтов стимулирования, их гибкость и способность реагировать на эволюционные изменения значительно способствует оптимизации стимулирования кредитных отношений банков и субъектов малого бизнеса, а также создает благоприятные условия для формирования путей совершенствования форм, методов и видов этого взаимодействия.

В ходе исследования были выявлены и обоснованы необходимость и основные направления развития форм и методов стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса, включая следующие:

— совершенствование практики разработки и использования программно-целевых методов стимулирования;

— совершенствование институциональной основы стимулирования банковских форм кредитования малого бизнеса;

— расширение сферы использования гарантийных схем предоставления кредитов субъектам малого бизнеса;

— активизация деятельности общественных институтов по поддержке малого бизнеса;

— упорядоченность вопроса о пропорциях в распределении рисков между банками, государством и общественными институтами поддержки малого бизнеса по отношению к банковским займам малых предприятий;

— снятие административных барьеров в получении заемных средств субъектами малого бизнеса;

— развитие нематериальных форм стимулирующего воздействия на малый бизнес.

Важно отметить, что стимулирующее воздействие государства на институты стимулирования кредитных отношений банков и малых предприятий интегрирует в себе все составляющие процесса: экономическую, организационно-правовую и административную, что предопределяет доминирующее значение и относительную эффективность государственной системы стимулирования данной сферы.

Стимулирующее воздействие кредитных отношений рассматриваемых в работе субъектов, имеет место во всех фазах и на всех уровнях экономической системы, при этом на макрои мезоуровнях преобладающими являются государственные формы и методы стимулирования, на микроуровне используются как государственные (направленные на один объект), так и партнёрские (взаимонаправленные различными субъектами) и корпоративные (внутрифирменные) методы стимулирования.

Банковское стимулирование малого предприятия имеет форму партнёрского, основанного на интеграции экономических и административных методов стимулированиясубъект малого бизнеса, в свою очередь, обладает собственной способностью стимулировать банк к предоставлению кредита, выступая в качестве постоянного надёжного партнёра с эффективной и понятной для банка стратегией функционирования и развития бизнеса.

Трансформация институтов стимулирования кредитных отношений банков и субъектов малого бизнеса в современных условиях возможна по следующим основным направлениям: совершенствование практики разработки и использования программно-целевых методов стимулированияоптимизация правовой основы стимулирования банковского кредитования малого бизнесарасширение масштабов деятельности общественных институтов поддержки малого бизнесаизменение пропорций при распределении рисков между банками, государством и этими институтами по отношению к банковским займам малых предприятийоздоровление рыночной среды с целью снижения стоимости заёмных средствупрощение процедур оформления займа, более широкое использование современных методик кредитования.

В ходе диссертационного исследования были обозначены как собственно институты стимулирующего воздействия в сфере кредитования банками малых предприятий, так и рассмотрены возможные направления их трансформации в аспекте функционирования и совершенствования его административных, организационно-правовых и экономических форм, что выразилось в следующем:

— выявлена объективная основа стимулирования в рыночной системеэкономические интересы, с учетом чего уточнена его сущность: стимулирование есть всеобщий способ внешнего воздействия на субъекты экономики с целью согласования и реализации их интересов в условиях взаимодействия рыночных и государственных институтов;

— обоснована специфика потребностей и условий функционирования субъектов малого бизнеса в современной экономике, выражающаяся в необходимости преимущественного использования микрокредитов, повышенной скорости оборота средств, применении уникальной (малогабаритной и т. п.) техникой, дефиците оперативной информации о состоянии местных рынков, в том числе финансовых, зависимости от преференций государства;

— обоснованы как прямые, так и косвенные банковские формы оптимизации стимулирования кредитования малого бизнеса путем:

1- участия банка в государственных программах поддержки малого бизнеса, облегчение доступа к государственным ресурсам или ресурсам зарубежных материнских банков;

2- стремления к снижению разрыва между активами и пассивами по срокам востребования и погашения, для чего необходимо увеличение размера страховых возмещений по вкладам физических лиц, введение страхования средств на счетах и депозитах юридических лиц на сумму до 1,5 млн руб., предоставление возможности открытия срочных депозитов без права их досрочного изъятия, закрепление законодательно возможность размещения пенсионных накоплений на депозитных счетах банков, предоставление отдельным муниципальным образованиям права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках, закрепление возможности пролонгации беззалоговых кредитов на срок до 3 лет, рассмотрение возможности эмиссии банками и общественными институтами поддержки малого бизнеса ценных бумаг с целью расширения видов залоговых инструментов при кредитовании малого бизнеса;

3- формирования внутрибанковской целостной и унифицированной системы для обслуживания клиентов малого бизнеса, центральным звеном которой должны быть разработанные методики анализа кредитоспособности, залоговая политика, учитывающая специфику малого бизнеса, ассортимент банковских продуктов для малых предприятий, а инфраструктурными составляющими являются внутрибанковские подсистемы;

4- расширения номенклатуры банковских продуктов, предлагаемых субъекту малого бизнеса;

5- активного использования овердрафта, как относительно простого, гибкого, инструмента, упрощения процедур предоставления кредитов малому бизнесу.

Проведенное исследование показало, что созданная в последние годы в стране функциональная инфраструктура государственной кредитной поддержки малого бизнеса функционирует не в полной мере: ввиду ограниченности бюджетного финансирования, отсутствия эффективных моделей кредитования, четкой правовой регламентации расходования средств фондами поддержки малого бизнеса и контроля за их деятельностью, что обусловливает необходимость использования, наряду с государственными, коммерческих институтов кредитной поддержки малого бизнеса.

В целях кардинального изменения ситуации, необходимо, в первую очередь, заинтересовать региональные и местные власти, предусмотрев, например, максимизацию доли налоговых поступлений от малого бизнеса в региональные и местные бюджеты, а также меры стимулирования коммерческих банков, сотрудничающих с региональными и местными администрациями по вопросам кредитования субъектов малого бизнеса в рамках региона.

В этой связи поиск путей активизации деятельности государства в аспекте развития институтов финансовой поддержки малого бизнеса является в настоящее время более чем актуальной задачей, а анализ возможных направлений оптимизации государственной политики в области кредитования малого бизнеса является теоретически необходимым и практически значимым.

В диссертации обосновывается тезис о том, что государственное стимулирование отношений банков и субъектов малого бизнеса может иметь больший эффект лишь в том случае, если будет носить комплексный и системный характер, и предусматривать одновременное использование механизмов как прямого, так и косвенного воздействия на субъекты рассматриваемых кредитных отношений. Методы прямого стимулирования направлены непосредственно на банковские и структуры малого бизнеса, а косвенные — на создание благоприятных внешних условий для активизации их взаимовыгодного взаимодействия, на создание инфраструктуры, способствующей активизации банковского кредитования малого бизнеса, просветительскую работу по вовлечению граждан в предпринимательскую тельскую работу по вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность в сочетании с информацией о возможности получения средств для этого и т. п.

В настоящее время основным фактором преодоления неблагоприятной ситуации, сложившейся в области кредитования малого бизнеса и стимулирования субъектов кредитных отношений к взаимовыгодному партнёрству, является не увеличение объемов государственного финансирования, а изменение методологии, общих принципов государственного участия в формировании кредитной инфраструктуры малого бизнеса.

Объединив основные формы государственного стимулирования отношений банков и субъектов малого бизнеса в четыре группы: регулятивное (правовое) стимулирование, денежно-кредитное стимулирование, бюджетно-налоговое стимулирование, инфраструктурное стимулирование, автор анализирует современное состояние институтов государственного стимулирования в каждой группе, параллельно обосновывая меры по их возможной трансформации.

Так, в рамках регулятивной деятельности при инициативе правительства, представляется необходимым рассмотреть возможности:

— снижения ставки налога на прибыль для банков, кредитующих субъекты малого бизнеса, с нынешних 20% до 16%. При этом подобное снижение следует распространить лишь на те банки, которые соблюдают установленные законом условия. На наш взгляд, такими условиями должны стать, во-первых, доля кредитования малого бизнеса в кредитном портфеле банка не ниже 50% общего объема кредитов, выдаваемых банкомво-вторых, срок предоставленных субъектам малого бизнеса кредитов не менее 6 месяцевв-третьих, расходы банка на кредитование этого сектора экономики должны быть безубыточными;

— принятия закона о субсидировании процентной ставки по кредитам для инновационных субъектов малого бизнеса в размере ставки рефинансирования Банка России;

— выделения Российскому банку поддержки малого и среднего предпринимательства, по мере преодоления последствий финансового кризиса, дополнительных средств на рефинансирование кредитных портфелей банков малому бизнесу;

— предоставления коммерческим банкам государственных гарантии по кредитованию субъектов малого бизнеса без залога.

— создания национальной информационной системы по обслуживанию сферы малого бизнеса.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что институты стимулирования кредитования российского малого бизнеса находятся пока на стадии становления. Вместе с тем, существуют реальные предпосылки и возможности ускорения их развития, связанные с созданием конкурентной среды на рынке ссудных капиталов, стабилизацией макроэкономической ситуации, изменением подходов к государственному регулированию кредитных отношений в сфере малого бизнеса, разработкой и использованием эффективных методов стимулирования кредитного взаимодействия банков и субъектов малого бизнеса, что, в конечном счете, и будет означать прогрессивную трансформацию институтов стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Проблемы кредитования малого бизнеса. // Банковское дело в Москве, 2009. № 64. -С 53−56.
  2. A.A. Особенности и эффективность кредитования предприятий малого бизнеса: Автореф. диссс. канд. экон. наук: 08.00.10: 08.00.30. Москва, 2006. 206с.
  3. A.B. Экономические интересы как всеобщая форма проявления экономических потребностей и экономических отношений. // Российский экономический журнал, 2002. № 2. — С.43−48.
  4. И.Т. Кредитные операции. М.: Финансы и статистика, 2007.576 с.
  5. В.А., Гурылева Е. К., Прокофьев С. Е. Организация денежно-кредитного регулирования: Учеб. пособие. Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. Академии, 2006.- 478 с.
  6. Банки и банковские операции: Учебник./ Под ред. Е. Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.- 598 с.
  7. Банковские операции: Учеб. пособие / Под общ. ред. О. И. Лаврушина. -М.: КноРус, 2007. 528 с.
  8. Банковское дело: стратегическое руководство./ Под.ред. Платонова В. Хиггинса М. М.: Консалтбанкир. — 2008. — 564 с.
  9. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Г. Г. Коробовой М.: Экономист, 2006.-751с.
  10. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Ю. А. Бабичевой. М.: Экономика, 2007. 456 с.
  11. Банковское дело: Учебник. / Под.ред. О. И. Лаврушина М.: КноРус, 2007. — 768 с.
  12. И.В. Государственное финансовое регулирование развития малого предпринимательства: региональный аспект: Автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.10 Новосибирск, 2005. 198с.
  13. В.Н., Белкина H.A. Мотивы и стимулы труда.// Экономическая наука современной России., 2003. № 3. — С.52−54.
  14. Н. Судьба человека в современном мире. М.: Вехи, 2001. -С.327−331.
  15. Е. В. Совершенствование системы рефинансирования // Банковское дело, 2010. № 6. — С.64−66.
  16. М. Российские банки выдают все меньше кредитов. // РБК. Кредит. № 11, 2009.- С.54−55.
  17. Н.В. В ожидании господдержки.// Эксперт Юг. № 10 (49), 2009. С. 75−77.
  18. О. Реальный сектор ждать не может.//Российская газета. -Спецвыпуск № 4858, 2009. С. 3.
  19. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. 2008. -№ 1 (29). — С.3,39 — 46.
  20. Ван Хорн Дж.К. Основы финансового менеджмента./Пер с англ. 12-е изд. М.: Изд. Дом «Вильяме», 2008. 484с.
  21. О.Н., Засканов В. В., Иванов Д. Ю., Новиков Д. А. Модели и методы материального стимулирования. Теория и практика. М. — 2007. -156с.
  22. JI. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.// Деньги и кредит. 2009.- № 6. — С.83−85.
  23. М. Москва будет перенимать опыт поддержки МП в Англии. Официальный сайт Информационного агенства «Альянс Медиа». Электронный ресурс. Режим доступа: http//www.allmedia.ru/ 28.02.2006.
  24. C.B., Сорокина О. В. Минимизация трансакционных издержек в системе формирования институционального пространства регионов Юга России. Нальчик: ООО «Полиграфсервис и Т», 2011. — 176 с.
  25. ., Лившиц Р. Природа материальных интересов и сущность экономического стимулирования. //Экономические науки. 1968. — № 11. -С.7−10.
  26. .Я. Экономические интересы и их реализация (материалы спецкурса)/ Пятигорск: ПГЛУ, 1999. 237с.
  27. .Я. Экономические интересы, стимулирование, мотивация и вопросы экономической политики в Российской Федерации. ПГЛУ, 2005. 202с.
  28. Г. Исторический материализм и развитое социалистическое общество. М., 1973. 390с.
  29. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп.). // 4.1 СЗ РФ 1994 г. N 32 ст. 3301, 4.2 — СЗ РФ 1996 г. N 5 ст. 410, Ч. З — СЗ РФ 2001 г. N 49 ст. 4552.
  30. Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 55 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» п. 1 ст. 349.//Электронно-правовая система «Гарант-Максимум». Электронный ресурс. Режим доступа: http// www.consultant.ru.
  31. В. Ассоциации на пройденные темы// Экономическая наука современной России. 1998.- № 1. С. 57−59.
  32. М. И. К вопросу о совершенствовании денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. 2007. — № 5. — С. 44−45.
  33. А. Е. Долгосрочное банковское кредитование как фактор эффективного финансирования экономического роста. //Деньги и кредит. № 11. 2007. — С. 25−28.
  34. В.И. Организация работы с клиентами малого и среднего предпринимательства в коммерческом банке: практические аспекты.// Деньги и кредит. № 6. 2009. — С. 10−12.
  35. Деньги, кредит, банки: Учебник. / Под ред. О. И Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2006. 548 с.
  36. Дудич 3. Материальные интересы и экономические законы в развитом социалистическом обществе. Минск, 1978. 245с.
  37. Г. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства. Электронный ресурс. Режим доступа: http://akkr.ru/index.php?option=comcontent&-view:=article&-id=124:-----catid=24&-Itemid= 100 016.
  38. В. Только малый и средний бизнес способен возродить экономику России.//Внешнеэкономические связи. № 4(24). — 2006. — С.20−21.
  39. М. В. Задачи экономического развития и денежно-кредитные подходы // Деньги и кредит. 2007. -№ 6. -С 34−37.
  40. Е.П., Аренде И. О. Банковское дело. М.: Омега-Л, 2007. -288 с.
  41. О. Государство обещает малому бизнесу кредиты под 1314% годовых уже в начале августа. //Российская Бизнес-газета № 712 (28), 2009 г. С. 4.
  42. Т.И. Трансформация институтов и изменение практик // Заславская Т. И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. 320с.
  43. B.C. Коммерческие банки: проблемы и пути развития // Деньги и кредит. 2009. — С.41−43.
  44. Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России. Правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2007. — 258 с.
  45. В.Н. Основы социального управления. //Экономика региона. -2005. -№ 11. С.48−51.
  46. Интернет-портал Министерства экономического развития РФ. Электронный ресурс. Режим доступа Ьйр:/Лушу.есопоту /gov.ru, www/smbrf.economy.gov.ru.
  47. Информационный портал «Деловые связи». Электронный ресурс. Режим доступа: www.businesslink.gov.uk/.
  48. С.Н. Управление банковским кредитным риском. Учебное пособие. 3-е изд. М.: КноРус, 2008. — 336 с.
  49. Как финансово-экономический кризис влияет на микрофинансирование. КПКГ «Содействие». Смоленск, 2009. С. 145−149.
  50. . Государству необходимо контролировать поступление кредитных денег в малый и средний бизнес иначе все будет плохо. // РБК. -2009. -Июль. С 82−83.
  51. Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. 224с.
  52. Г. Т. Методологические проблемы экономической науки // Под ред. И. И. Кузьминова. М.: Мысль. 1967. — С. 155−156.
  53. В. С. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2001. -369с.
  54. И. Танцуем от выручки. // Российская Бизнес-газета. 2008. -№ 665. С. З
  55. А.И. Специальный налоговый режим для малого бизнеса. //Финансы № 12. 2006. — С.57−59.
  56. Т.М. Банковское дело. Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. -249с.
  57. Кредитование малого бизнеса в России и Германии. Материалы российско-германского проекта под общ. ред. Э. Маркварта, И. Путинцевой Москва, 2010. -360с.
  58. Кредитование малого бизнеса в России и Германии. Материалы российско-германского проекта под общ. ред. Э. Маркварта, И. Путинцевой Москва, 2005. -283с.
  59. Кредитование малого бизнеса в России и Германии. Материалы российско-германского проекта под общ. ред. Э. Маркварта, И. Путинцевой Москва, 2006. — 269.
  60. В.Э. Банки в системе инвестиционного финансирования реального сектора экономики России. //Деньги и кредит. -2009. № 11. — С. 22−25.
  61. Л.П. Банковское дело. М.: Вектор, 2006. — 256 с.
  62. О.М. Формы кредитования малого бизнеса: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.10.-М.: РГБ. — 2005. — 168с.
  63. О. И. и др. Банковское дело: современная система кредитования./ Кнорус. М., 2006. 256с.
  64. О.Г. Направления кредитования малого предпринимательства в РФ (анализ потенциальных ниш) // Банковские услуги. 2009. — № 4. — С 3437.
  65. О.Г. Социально экономическая сущность малого предпринимательства и его роль в экономической системе // Финансы и кредит. -2009.- С.12−14.
  66. Л. США: малое предпринимательство как образ жизни / / Человек и труд. 2005. — № 9. — С. 81−83.
  67. А. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса. // Малое предприятие. № 9. 2003. — С. 17−19.
  68. Ли Хеи-Дже. Все о бизнесе в Республике Корея. Инновационная политика малого и среднего бизнеса. / С-Пб.: Питер, 2008. 119с.
  69. Л. В. Совершенствование механизма налогового стимулирования научно-технической деятельности. Автореферат дисс. канд. экон. наук. Волгоград, 2008. -178с.
  70. Малое предпринимательство в России. 2008: Статистический сборник / Росстат. М., 2008. 84с.
  71. Малый бизнес. Официальный сайт электронный ресурс.: режим доступа: http://smallbiznes.net/BusinessGermany.php
  72. М. На каких условиях сегодня выдают кредиты малому бизнесу? // Банковское дело. 2009. — № 4. — С. 37−38.
  73. М. Одной из проблем кредитования сегодня является отсутствие у коммерческих банков долгосрочных кредитных ресурсов // Эксперт.2008. № 4. — С. 67−69.
  74. О.М., Сахарова Л. С. Коммерческие банки и их операции М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 2006. — 438 с.
  75. В. Современные тенденции в экономике и политике США / / Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 3. — С. 18.
  76. Д., Белокоровин Э. Малый бизнес: японский путь к успеху./М.: ДМК пресс, 2005. 192 с.
  77. О. Банковский кризис и «мировая финансовая архитектура» // Эксперт, 2008. № 8. С. 38−41.
  78. О. Основные признаки и сценарии грядущего мирового кризиса // Финансы и кредит. 2008. — № 6. С.63−65.
  79. Д.А. Доклад на заседании Государственного Совета. 27.32 009. // Официальный сайт Правительства. Электронный ресурс. Режим доступа http ://www. kremlin.ru.
  80. А.И. Региональные особенности и проблемы формирования инвестиционной привлекательности малого бизнеса. // Проблемы современной экономики. № 8(15) 2009. — С.59−62.
  81. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Электронный ресурс. Режим доступа: //www.nisse.ru/analitics.html7id.
  82. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003−2005 годы. Официальный сайт правительства РФ. // Электронный ресурс. Режим доступа http://www.kremlin.ru/text/docs/2001/12/30 892.shtml.
  83. Обзоры банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели (интернет-версия). 2008. Электронный ресурс. Режим доступа: — www.cbr.ri.
  84. Е. Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность.// Власть, 2003. № 3. — С.20−25.
  85. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. Официальный сайт Банка России. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.cbr.ru.
  86. Официальный информационный Интернет-портал органов государственной власти Ставропольского края. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.stavregion.ru/economy/maloepredprinimatelstvo/.
  87. Официальный сайт «Микрофинанс». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.micfm.ru/.
  88. Официальный сайт Ассоциации малого бизнеса. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sba.gov/aboutsba/index.html.
  89. Официальный сайт Президента России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kremlin.ru/refnotes/776.
  90. Официальный сайт Торгового представительства Великобритании. Электронный ресурс. Режим дocтyпa: http://www.rustradeuk.org/ru/law/sistemagospoddergki.htm.
  91. Официальный сайт фонда «Либеральная миссия». Электронный ресурс. Режим доступа: Ьйр://ПЬега1.ги/В18си881оп8В18р1ауБ18си881оп.а8р?Ке1=247.
  92. Т.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ЮНИТИ, 2008. 781с.
  93. И. Призрачная прозрачность.//Эксперт-Урал № 35 (298). -2007. С. 46−47.
  94. Положение Банка России № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций». //Вестник Банка России № 55, 2009. С.65−68.
  95. В.М. Трансплантация институтов. Экономическая наука современной России. 2001. — № 3. 65с.
  96. В.М. Элементы теории реформ. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. 447с.
  97. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. // Российская газета Федеральный выпуск № 4871 от 20.03.2009.
  98. О., Мирошниченко А. Банки ждут от государства денег для малого бизнеса. // Банковское обозрение для бизнеса. № 4/9. 2009. — С. 6566.
  99. В. Экономические интересы при социализме. М., 1971. 147с.
  100. И.И. Развитие российского предпринимательства и американская практика. // США. Канада. Экономика, политика, культура. 1999. — № 3−4. — С. 141−143.
  101. Б. А. Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: ИНФРА-М, 2002. — 217с.
  102. Рейтинговое агенство «Эксперт РА». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/finmb/part4/.
  103. Ю. Малый бизнес по-французски. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.openbusiness.ru/htmleuro/franceopenl l.htm.
  104. Ф.С., Шестоперов A.M. Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России в 2008 году. AHO «НИСИПП». М., 2009.- 121с.
  105. В.Т. Банковские риски М.: ЮНИТИ, 2007. -178с.
  106. А., Бахарев К., Бухарова О. Малый бизнес начал получать целевые кредиты. //Российская Бизнес-газета. № 726 (42) 03. 11. 2009. С. 4.
  107. С.Н. Экономические интересы и риски в системе кредитных отношений. Дисс. канд. экон. наук. Пятигорск. ПГЛУ, 2003. 193с.
  108. А.И. Банковский бизнес сегодня. М.: Инфра-М, 2008. -137с.
  109. А. «Малый бизнес в отдельно взятом регионе». //Малое предприятие. № 8. 2003. — С. 17−19.
  110. Р.В., Буравлёва Н. В. Различие и общее в категориях «мотивация» и «стимулирование». //Экономика региона, 2007. № 18. — С.62−64.
  111. Стратегические вопросы развития банковской системы России в современных условиях. Тезисы Ассоциации российских банков к XX съезду. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.arb.ru/site/action/listnews.php?id=2819.
  112. С.М. Экономические интересы субъектов экологического страхования. Автореферат дисс. канд. экон наук. М., 2003. 194с.
  113. В., Вербеда А. Субъекты модернизации: воздействие групп интересов на стратегии развития.//Вопросы экономики, 2008. № 1. -С.86−89.
  114. О. Объективная необходимость и сущность материального стимулирования при социализме. Сборник: Интересы. Стимулы. Эффективность. Под. ред. В. Агеева. М., 1974. С.91−97.
  115. В.В. Теоретические основы исследования взаимодействия предприятий и банков на рынке кредита. /Дисс. канд. экон. наук: 08.00.01, 08.00.10 Волгоград, 2003. М.: РГБ ОД 61:03−8/1855−4. 172с.
  116. В. Б. Вороновская O.E. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства. // Экономическая наука современной России, 2002. -№ 3. —С.73−87.
  117. К. Банки взялись за микрокредитование малого бизнеса // Банковское дело, 2009. № 4. — С. 58−60.
  118. К. Последствия финансового кризиса для России: Цены вырастут, кредиты подорожают, но безработицы не будет // Коммерсантъ, 2008. № 5. — С. 76−78.
  119. К.Ю. Состояние банковской системы // Банковское дело, 2009.-С. 18−20.
  120. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. -№ 28 ст. 2790.
  121. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». // Электронно-правовая система «Гарант-Максимум». Электронный ресурс. Режим доступа: http// www.consultant.ru.
  122. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». // Электронно-правовая система «Гарант-Максимум». Электронный ресурс. Режим доступа: http// www.consultant.ru.
  123. Д. Предприниматели чаще берут потребительский кредит, чтобы залатать дыры в своем бюджете. // Российская газета, 2008. № 4664. С. 4.
  124. JI. Кредитование малого бизнеса // Финансы и кредит, 2009. № 3. — С.26−30.
  125. С. В. Мишкин А.В. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. М.: Вильяме, 2006. — 880 с.
  126. О. Повод для оптимизма. //Российская газета, 2008. № 4800. С.З.
  127. Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России.// Журнал российского права, 2005. № 12. — С.20−21.
  128. О.В. Перспективы развития предпринимательских сетей в России// Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика, 2000. № 1. — С. 35−52.
  129. B.JI. Полудемократическая страна может быть только полусоюзником Запада. // Сегодня. 2001. № 12/18. С. 2.
  130. Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007. -431с.
  131. Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.- 145с.
  132. Н. Поддержка малого предпринимательства в США. //Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 5. — С.87−88.
  133. Irvin D. Small Business Support Lessons from the United States/ Washington, 2000. P. 69−71.
  134. North, Douglas C., Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge University Press, 1990. 269p.
  135. Chakradhari Agrawal. Global study on Status of Small and Medium Enterprises. Part 1. / World Assembly of Small and Nedium Enterprises, 1989. -P. 115−118.
  136. Commons John R. The Economics of Collective Action. Madison: The University of Wisconsin Press, 1950. p. 21
  137. ENSR Sunvey Electronic resource.: Access to finance /Е1М Business & Policy Research // http: //www.eim.nl/ Obsenvatory- 7 and8 /frensh /2002 /sunvey 4. htm (13 August 2006).
  138. Nott J.A., Dunkelbeng W.C., Dennis W. S., Jr. Credit Banks and Small Busniness the New Century.- P. 48−56.
  139. Storey D.J. Understanding the Small Business Sector. Routledge, 1994. 365p.
  140. Velu H.A.F. The Development Process of The Personal Managed Enterprise. European Foundation for Management Development’s 10th Seminar on Small Business. 1980. — 421p.
Заполнить форму текущей работой