Проектирование и реализация учебного курса «Интернационализация высшего образования» в системе профессиональной подготовки менеджеров образования
Современная Россия ставит перед собой в области интернационализации образовательной деятельности практически те же задачи, что и весь мир. Последние десятилетия XX века перед вузами возникли такие проблемы, как снижение финансовой поддержки со стороны государства, резкий рост требований к выпускникам со стороны работодателей и, как следствие, рост запросов студентов, особенно иностранных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Педагогическое проектирование содержания учебного курса «Интернационализация высшего образования»
- 1. 1. Необходимость введения курса в учебный план специальности
- 1. 2. Сравнительно-сопоставительный анализ интернационализации высшего образования в США, Европе, России
- 1. 2. 1. Генезис интернационализации высшего образования
- 1. 2. 2. Международный аспект высшего образования в Соединенных Штатах Америки
- 1. 2. 3. Международный аспект высшего образования в Европе
- 1. 2. 4. Интернационализация российского высшего образования
- 1. 2. 5. Сопоставление развития интернационализации высшего образования в
- 1. 2. 6. Терминология, формы и основные показатели интернационализации
- 1. 3. Концепция отбора содержания учебного курса
- 1. 3. 1. Постановка задачи
- 1. 3. 2. Принципы отбора содержания
- 1. 3. 3. Теоретические положения отбора содержания образования
- Глава 2. Опытно-экспериментальное обучение менеджеров образования основам интернационализации высшего образования
- 2. 1. Построение содержания учебного курса «Интернационализация высшего образования»
- 2. 2. Опытно-экспериментальное обучение курсу «ИВО» при подготовке менеджера образования
- 2. 2. 1. Общие положения
- 2. 2. 2. Апробация учебного курса
- 2. 2. 3. Корректировка и анализ результатов внедрения учебного курса
Проектирование и реализация учебного курса «Интернационализация высшего образования» в системе профессиональной подготовки менеджеров образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современное общество претерпевает стремительные изменения, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Образование не является исключением. Мощным ускорителем развития мировой системы высшего образования является, безусловно, международное сотрудничество. Интернационализация высшего образования, по мнению ученых и практиков, занимающихся её изучением, способствует адекватности содержания и уровня высшего образования потребностям экономики, политики, социокультурной сферы обществавыравниванию уровней подготовки и сближению методов обучения специалистов в разных странах и регионахукреплению международной солидарности и партнерства в сфере высшего образованиясовместному использованию знаний и навыковвзаимному обогащению преподавателей и студентов в разных странах и на разных континентахразвитию автономности и демократизации вузов, особенно в странах с развивающейся экономикойкоординации деятельности образовательных учреждений в целях развития высшего образованиястимулированию гибкости, охвата и качества высшего образованияконкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.
Современная Россия ставит перед собой в области интернационализации образовательной деятельности практически те же задачи, что и весь мир. Последние десятилетия XX века перед вузами возникли такие проблемы, как снижение финансовой поддержки со стороны государства, резкий рост требований к выпускникам со стороны работодателей и, как следствие, рост запросов студентов, особенно иностранных, к качеству материалов и учебных программ, предлагаемых в вузах. Это нашло отражение в работах Д. Г. Арсеньева, В. Н. Козлова, Е. В. Шевченко, М. А. Акоповой, Е. А. Князева, Е. Б. Цоя. К образованию, в первую очередь в рамках деятельности Всемирной торговой организации, во все большей степени относятся как к товару, который можно «купить», что нашло отражение в появлении в иностранной образовательной литературе термина «commodification» (товаризация). Современный подход к образовательным услугам нашел своё отражение в трудах Н. М. Дмитриева, И. Н. Зорникова, Е. В. Шевченко.
Осознание этих проблем привело к усилению внимания ученых и практиков к решению задач, связанных с интернационализацией. Однако, на наш взгляд, в проведенных исследованиях, особенно в российских:
— отсутствует единообразный, четкий подход к терминологии интернационализации высшего образования, делаются лишь начальные попытки систематизации и формализации процесса;
— большинство авторов изолированно рассматривают лишь определенные области интернационализации высшего образования (совершенствование языковой подготовкиобучение иностранных студентовакадемические или научные обменыкультурологические аспекты и т. д.);
— при анализе процесса интернационализации рассматриваются процессы лишь в одной стране (одном университете) на коротком временном диапазоне;
— остается недостаточно изученной проблема понимания и анализа процесса интернационализации высшего образования на вузовском и послевузовском уровнях.
Всё вышесказанное относится, в том числе, к профессиональному образованию. Одной из основных задач образования остаётся «подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [Национальная доктрина образования в Российской Федерации, 2000]. Это особенно важно при подготовке менеджеров, которые будут заниматься вопросами управления, прежде всего, в учреждениях образования.
Исследования, проведенные в Институте международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, показали, что для специалистов в области управления образованием (менеджеров образования), требуется подготовка по философии, истории и теории образования, системам образования стран мира, международному и национальному образовательному праву, менеджменту и маркетингу международной деятельности образовательных учреждений. Общепрофессиональные дисциплины и дисциплины специализации типовых учебных планов направления подготовки 80 500 «Менеджмент», специальностей 80 502 «Экономика и управление на предприятии (образования)» и 80 507 «Менеджмент организации», естественно, не предусматривают всех аспектов такой подготовки. Однако в рамках регионального/вузовского компонента это выполнимо. Настоящее исследование позволило разработать программу и содержание инновационного учебного курса «Интернационализация высшего образования», который можно отнести к специальным дисциплинам при подготовке менеджеров организаций, связанных с образованием.
Таким образом, к выполнению диссертационного исследования побудили следующие противоречия:
— между потребностью развития высшего образования в направлении интеграции и интернационализации, формирования у специалистов, административного и преподавательского состава знаний соответствующей направленности, воспитания межнациональной и мультикультурной терпимости, с одной стороны, и пробелами в содержательной и понятийной основе процесса интернационализации системы российского высшего образования, с другой;
— между необходимостью обучения менеджеров сферы образования основам интернационализации высшего образования и отсутствием разработанного интегрального курса и дидактического обеспечения в этой области;
— между необходимостью формирования у современных менеджеров организации специальных умений и навыков для оценки уровня интернационализации основных компонентов университетской деятельности и отсутствием или неполной разработанностью соответствующих критериев и индикаторов.
Таким образом, существует проблема недостаточного отражения объективного процесса интернационализации высшего образования в содержании подготовки менеджеров организации со специализацией в области управления образованием. Ее разрешение требует создания учебного курса, а именно, разработки его образовательной программы, конкретной технологии обучения и анализа педагогических ситуаций, т. е. объектов педагогического проектирования по В. Е. Радионову [1996].
В соответствии с поставленной проблемой, была выбрана тема исследования: «Проектирование и реализация учебного курса „Интернационализация высшего образования“ в системе профессиональной подготовки менеджеров образования».
Объект исследования: профессиональная подготовка менеджеров образования.
Предмет исследования: проектирование и реализация учебного курса «Интернационализации высшего образования» в сфере профессиональной подготовки менеджеров образования.
В основу исследования положена следующая гипотеза: включение учебного курса «Интернационализация высшего образования» в рабочую программу обучения позволит повысить качество подготовки специалистов по специальностям 80 502 «Экономика и управление на предприятии (образования)» и 80 507 «Менеджмент организации» со специализацией по управлению в сфере образования.
Целью исследования является педагогическое проектирование специального курса «Интернационализация высшего образования» для совершенствования профессиональной компетентности менеджеров учреждений высшего образования.
Задачи исследования:
— изучить состояние интернационализации высшего профессионального образования в США, Европе и России;
— обосновать и унифицировать понятийно-терминологический аппарат процесса интернационализации высшего образования на основе теоретического анализа развития процесса интернационализации высшего образования в США, Европе и России;
— проанализировать отражение проблем интернационализации высшего образования в содержании высшего профессионального образования в мире;
— отобрать содержание и составить программу учебного курса «Интернационализация высшего образования» с учетом методов педагогического проектирования;
— разработать курс «Интернационализация высшего образования», основываясь на анализе современной ситуации в мировой системе высшего образования, с учетом развития процессов глобализации и интеграции, требований к профессиональной подготовке современного специалиста — менеджера организации в сфере высшего образования;
— провести опытно-экспериментальное обучение менеджеров организации на основе разработанного учебного курса «Интернационализация высшего образования» с последующей корректировкой курса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— теоретические представления об учебном курсе как целостной дидактической единице — самостоятельном объекте педагогического исследования и конструирования [А.А. Вербицкий, В. В. Краевский, В.М. Монахов];
— теоретические основы содержания образования [Ю.С. Васильев,.
B.Н. Козлов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, B.C. Леднев, М. И. Скаткин,.
C.А. Смирнов, В. И. Загвязинский, А. В. Хуторской, Ю. К. Бабанский, Л. В. Загрекова, В.Н. Максимова];
— элементы моделирования, проектирования и конструирования, реализующие идеи прогностического образования [В.А. Жуков, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, А. И. Сурыгин, В.Е. Радионов];
— причинный подход к процессу интернационализации [Harari, Pickert, Klasek, Kelleher];
— процессный подход к анализу: стратегий интернационализации учреждений высшего образования [Knight, de Wit, Back, Davis, Olsen]- национальной политики в этой области [Kalvermark, van der Wende]- связей между интернационализацией и глобализацией [Scott], а также между интернационализацией и обеспечением качества образования [Д.Г. Арсеньев, Knight, de Wit].
Методы исследования: Для решения поставленных задач комплексно использовались следующие методы:
— анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме;
— сравнительно-сопоставительный анализ развития процесса интернационализации, теоретическое обобщение результатов исследований;
— анализ концептуальной и нормативной документации по развитию высшей школы;
— системно-структурный подход при изучении явления интернационализации;
— метод экспертных оценок;
— наблюдение и анкетирование для накопления фактического материала;
— практическое апробирование результатов исследования.
Организация, база и этапы исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2002 по 2005 годы на кафедре «Управление международным образованием» Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в процессе обучения студентов специальности «Менеджмент организации» и на курсах повышения квалификации административного и преподавательского состава вузов. Экспериментальным исследованием было охвачено 90 студентов и свыше 60 слушателей.
Исследование осуществлялось в течение 2002 — 2005 гг. и проводилось в три этапа.
На первом (поисковом) этапе (2002 — 2003 гг.) изучалась научная литература, учебно-методическая и нормативная документация, диссертационные исследования, психолого-педагогическая литература, с целью формирования понятийной и методологической основы исследования. В трех университетах, которые реализуют обучение в области управления высшим образованием (Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), анализировалось содержание учебных планов с целью выявления наличия в них учебных курсов по интернационализации. Исследовалось также содержание учебных курсов по интернационализации высшего образования (ИВО) в странах Европы и США. На данном этапе были намечены цель, задачи и методы исследованиябыло проведено анкетирование работников международных служб с целью выявления их знаний и потребностейобоснована актуальность и практическая значимость проблемы исследованияразработан понятийный аппаратсформирована рабочая гипотеза.
На втором (основном) этапе (2003 — 2004 гг.) разработано основное содержание учебного курса «ИВО», проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению данного курса в процесс обучения менеджеров образования, уточнена рабочая гипотеза, педагогические условия успешного усвоения курса ИВО, подготовлено учебно-методическое обеспечение обозначенного курса.
На третьем (итоговом) этапе (2004 — 2005 гг.) проводилась обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, уточнялись его концептуальные основы, корректировалось содержание учебного курса ИВО, формировались выводы и заключения, велось литературное оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
— проведено изучение и выполнен сравнительно-сопоставительный анализ интернационализации систем высшего образования в США, Европе и Российской Федерации;
— на основе проведенного исследования выявлены основные этапы развития интернационализации высшего образования в передовых регионах и странах;
— разработан унифицированный понятийно-терминологический аппарат интернационализации высшего образования;
— адаптированы к российским условиям индикаторы оценки уровня интернационализации высшего образования на институциональном уровне.
Теоретическая значимость исследования: В рамках диссертационного исследования проведен анализ исторического развития процесса интернационализации высшего образования, расширено и дополнено представление о возможных путях его дальнейшего развития, разработана унифицированная система терминов и понятий, используемых в данной области.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
— материалы исследования позволили разработать содержание учебного курса ИВО, способствующего восприятию глобальных мультикультурных знаний, меняющего социальное и психологическое представление администраторов, преподавателей и студентов, подготавливающего их к жизни в поликультурном и многонациональном обществе;
— разработано методическое обеспечение учебного курса «Интернационализация высшего образования», включающее педагогическую технологию формирования у студента базисных и специальных знаний и уменийтехнологию подготовки будущего менеджера к профессиональной деятельности;
— разработан учебно-методический комплекс курса ИВ О, включающий программу учебного курса, учебное пособие, ряд методических рекомендаций для организации самостоятельной работыпроведено опытно-экспериментальное обучение менеджеров образования основам интернационализации высшего образования и корректировка курса.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) Введение учебного курса «Интернационализация высшего образования» в содержание профессиональной подготовки менеджеров образования обусловлено объективной необходимостью развития высшего образования в направлении интеграции и интернационализации, формирования у специалистов, административного и преподавательского состава знаний в данной области;
2) Усвоение студентами учебного курса «Интернационализация высшего образования» необходимо для профессиональной подготовки менеджера образованиясовершенствование такой подготовки, осуществляемое с учетом потребностей государства и необходимости адаптации будущего администратора образования к современным реалиям интеграции и интернационализации возможно, если разработан учебно-методический комплекс курса «Интернационализация высшего образования», обеспечивающий теоретическую и практическую подготовку менеджеров по вопросам интернационализации, развитие у них профессионально значимых качеств.
3) Содержание учебного курса «Интернационализация высшего образования» обеспечивает профессиональную подготовку менеджера организации со специализацией в области управления образованием, если: а) оно строится с учетом когнитивного, деятельностного и аксиологического компонентовб) отбор его содержания базируется на принципе соответствия содержания во всех его элементах и на всех уровнях совокупности задач, стоящих перед учебным курсом, и на принципе структурного единства содержания курса, с учетом принципа содержательного обобщения и при разработке учебной программы учитывается комплексность представленного в ней содержания с точки зрения вклада в формирование ключевых компетентно-стейв) программа включает следующие темы «Интернационализации в современной системе образования», «Генезис феномена интернационализации», «Международный аспект системы высшего образования США», «Международный аспект систем высшего образования стран Европы», «Интернационализация российского высшего образования», «Сравнительный анализ развития интернационализации систем образования США, стран Европы и России», «Объекты интернационализации в образовательном учреждении», «Стратегия и тактика интернационализации», «Подходы к изучению интернационализации», «Финансовое обеспечение интернационализации».
4) Успешная подготовка студентов к профессии менеджера образования определяется технологическим обеспечением курса «Интернационализация высшего образования», которое включает педагогическую технологию а) формирования у студентов базисных знаний, построенную с учетом логики этапов процесса усвоенияб) подготовки будущего менеджера организации к профессиональной деятельности. Важнейшими показателями эффективности разработанного учебного курса «Интернационализация высшего образования» являются: глубина, гибкость и полнота знаний студентовсамооценка успешности своей профессиональной деятельности выпускниками вуза.
5) Определение интернационализации на институциональном уровне как процесса добровольного принятия образовательным учреждением правил и процедур ведения всех видов своей деятельности, признанных и используемых мировым сообществом, с ориентацией на предоставление академическому персоналу и учащимся возможности в результате обучения получить знания, умения и компетентности, которые были бы востребованы в любой стране мира.
Обоснованность результатов исследования достигалась общенаучным, методологическим и технологическим обеспечением исследовательского процесса, четкостью исходных методологических позицийконцептуальной непротиворечивостью, обоснованностью теоретико-методологических позицийсистемным подходом к изучению предмета исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается целенаправленным отбором методов исследования, адекватным его цели, задачам и объектуизучением и анализом научных трудов по изучаемой проблемеучастием в эксперименте преподавателей и сотрудников международных служб вузов из различных регионов Россииподтверждением полученных выводов данными педагогической и управленческой практики.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Результаты исследования внедрены и используются в учебном процессе Института международных образовательных программ СПбГПУ при изучении курса «Интернационализация высшего образования».
Промежуточные и итоговые результаты исследования докладывались и обсуждались на международных (г.Барнаул — 2004 г., г. Санкт-Петербург -2004 г.), всероссийской (г.Санкт-Петербург — 2005 г.) и межвузовских (г.Санкт-Петербург — 2002 и 2004 гг.) конференциях.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух.
Выводы по второй главе.
1) Показана практическая возможность реализации комплекса задач, стоящих перед курсом «Интернационализация высшего образования» через разработку содержания курса и его технологическое обеспечение.
2) Анализ теоретических положений по проблеме содержания образования и учет целей разрабатываемого курса позволили применить основные принципы отбора содержания курса: принцип соответствия содержания совокупности целей, стоящих перед учебным курсомпринцип структурного единства содержания учебного курса и др. В соответствии с этими принципами разработана программа курса «Интернационализация высшего образования».
3) Анализ содержания курса показывает, что по каждому учебному блоку курса достаточно полно раскрыты все темы, рекомендованные ранее проведенными исследованиями в рамках проекта TEMPUS, а также введены дополнительные разделы и темы практико-ориентированного характера.
4) Новации, введенные в процесс обучения, позволили:
— сформировать у студентов систему базисных знаний;
— усилить их подготовленность к практико-ориентированной профессиональной деятельности;
— выделить главные идеи, адекватные поставленной задаче обучения (идея следования логике усвоения знаний (мотивация —> восприятие —> осмысление) при усвоении базисных знаний и идею развивающих методов обучения при подготовке к практико-ориентированной профессиональной деятельности).
5) Процессы обучения студентов базовым основам интернационализации высшего образования и их подготовка к практико-ориентированной профессиональной деятельности неотделимы один от другого и оба опираются на теорию развивающего обучения. Эта особенность привела к необходимости проведения достаточно объемного опытно-экспериментального обучения и соответствующего построения содержания второй главы. Каждое из направлений по существу является предметом специального исследования, для каждого из них отрабатывались методы экспериментального исследования, критерии и показатели (табл. 12).
6) Проведенная оценка эффективности курса «Интернационализация высшего образования» и анализ результатов первого этапа опытно-экспериментального обучения показали, что по главным показателям формирования базисных знаний среднее значение усвоения колеблется от 69 до 82%. Это свидетельствует о том, что поставленная перед курсом задача подготовки профессионально мобильного менеджера образования в основном решается. Результаты, представленные в таблицах с 3 по 10, подтверждают адекватность содержания и дидактического обеспечения курса поставленным перед ним задачам.
7) Полученные результаты показали необходимость модернизации курса «Интернационализация высшего образования» и соответствующей корректировки технологического обеспечения курса: разработке специальной системы заданий, направленной на повышение профессиональных качеств.
8) Показатели уровня сформированности базисных знаний определялись с помощью специально разработанных уровневых заданий: I уровень — воспроизведение знанийII уровень — применение знаний в знакомой ситуацииIII уровень — применение знаний в измененной и новой ситуации. Были выбраны методы экспериментального исследования, определены его критерии и показатели по каждому из направлений опытно-экспериментальной работы (табл. 12).
Список литературы
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). -М.: Просвещение, 1989. 192 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192с.
- Дементьев Б.П. Наука России в контексте мирового научно-образовательного пространства // Интеграция вузов России в международное научно-образовательное пространство: Сб. науч. статей. -Тамбов: Изд-воТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. С. 16 -19.
- Дмитриев Н.М. Образовательные услуги высокодоходная отрасль экономики. // Вестник российской академии наук. — 2003. — том 73 — № 2. — С.104—109.
- Загвязинский В.И. Педагогика: Учеб. пособ. М.: Пед. общ-во России, 2004. — 276с.
- Загрекова Л.В. Формирование естественнонаучных понятий политехнического содержания в трудовой подготовке сельских школьников с помощью межпредметных связей: Учеб.пособ.к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1985. -98 с.
- Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособ. М.: Пед. общ-во России, 2001. — 256 с.
- Brown, F. J. Universities in World-Wide Cultural Co-operation. In Universities of the World Outside U.S.A., edited by M. M. Chambers. Washington, D.C.: American Council on Education, 1950. — 123 p.
- Callan, H. The Idea of Internationalization in British Higher Education. In Internationalization: What Does it Really Mean? // International Education Magazine. 1993-no. 1.-P.9−10.
- Management 12. 2000. — No. 1. — P.23 — 39.
- Cunningham, C. The Integration of International Students on Canadian Post-Secondary Campuses. CBIE Research Paper no. 1. Ottawa: Canadian Bureau for International Education, 1991. — 134 p.
- Education. — Cambridge: University Press, 1991. — 198 p.• Goodwin, C. Missing the Boat: The Failure to Internationalize Americanl>
- Bridges to the Future: Strategies for Internationalizing Higher Education, edited by Charles B. Klasesk. Association of International Education Administrators, 1992.-278 p.
- Rice, Condoleezza. Promoting the National Interest. \ Foreign Affairs 79, no. l, 2000. P.45 — 62.
- Roberts, J., Rodrigues Cruz A., Herbst, J. Exporting Models. \ A History of the University in Europe. Vol. 2: Universities in Early Modern Europe (15 001 800), edited by Walter Riegg. — Cambridge: Cambridge University Press, 1996.-311 p.
- Roeloffs, K. Global Competence and Regional Integration: A View from Europe. \ Educational Exchange and Global Competence, edited by R. D. Lambert. New York: CIEE, 1994. — 231 p.
- Schoorman, D. The Pedagogical Implications of Diverse Conceptualization of Internationalization: A U.S.-Based Case Study. \ Journal of Studies in International Education 3. 1999. No. 2. — P. 19−46.
- Wilson, D. Comparative and International Education: Fraternal or Siamese Twins? A Preliminary Genealogy of Our Twin Fields. Presidential address. W Comparative Education Review 38,1994 P.449- 486.
- Wilson, D. Defining International Competencies for the New Millenium. Research
- Monograph no. 12-Ottawa: CBIE, 1998.-145 p.
- World education report 2000. UNESCO, Paris, 2000. -168 p.
- Aguilar M.P. Barriers to internationalization: attitudes, resources and policies
- Electronic resource.: International Conference on Internationalization of
- Higher Education: Policy and Practice Режим доступа: http://www.unesco.org/iau/lyon conference.html. — Загл. с экрана.
- Hayward F.M. Internationalization of U.S. Higher Education Preliminary
- Status Report 2000 Electronic resource. — Режим доступа: http://www.acenet.edu/bookstore/. Загл. с экрана.