Дидактическое конструирование индивидуально-ориентированной технологии обучения студентов педагогическим дисциплинам: В условиях университета
На основе анализа философских, социологических, психолого-педагогических, отечественных и зарубежных источников, обобщения передового педагогического опыта работы ряда университетов России в контексте рассматриваемой проблемы, осмысления данных пилотажного исследования, нами была выдвинута гипотеза исследования. Она основана на предположении о том, что учет тендерных (полоролевых) особенностей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-педагогический анализ концепций «обучения-учения» и современные тенденции развития высшего профессионального образования
- 1. 1. Организация учебно-познавательной деятельности студентов в университете
- 1. 2. Оптимизация образовательного процесса по педагогическим дисциплинам в университете
- 1. 3. Дидактическое конструирование индивидуально-ориентированных технологий обучения студентов по педагогическим дисциплинам
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Апробация и когнитивно-организационная адаптация инновационно — образовательных технологий по педагогике в образовательном процессе университета
- 2. 1. Цель, задачи, этапы организации, результаты констатирующего эксперимента
- 2. 2. Апробация инновационно-образовательных технологий по педагогике
- 2. 3. Результаты, критерии, уровни оптимальности индивидуально-ориентированной подготовки студентов по педагогическим дисциплинам
- Выводы по второй главе
Дидактическое конструирование индивидуально-ориентированной технологии обучения студентов педагогическим дисциплинам: В условиях университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к специалистам разного уровня, вызывая необходимость совершенствования их профессиональной подготовки.
Реформирование высшей профессиональной школы базируется на созданной в последние годы законодательной и нормативной базе: законах «Об образовании"(1992,1996) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании"(1995), Федеральной программе «Развитие образования в России», Типовом положении о высшем учебном заведении. Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО). В соответствии с этими документами повышается уровень профессионально-педагогических требований к подготовке студентов классических и педагогических университетов. Образование традиционно является фактором развития личности, поэтому специалист должен обладать способностью мыслить и действовать творчески, проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность на основе фундаментального образования.
Система непрерывного, многоуровневого образования в максимальной степени соответствует принципу фундаментализации профессиональной подготовки. Темп изменений жизни общества и смены технологий настолько динамичен, что становится трудно подготовить специалиста, готового после завершения образования работать в избранной сфере деятельности. Поэтому необходимо обучать студентов так, чтобы выпускник вуза мог самостоятельно в течение оптимально короткого времени адаптироваться к будущей профессионально-педагогической деятельности. Только фундаментальное образование дает глубокие знания, которые не устаревают с течением времени, помогают человеку оперативно ориентироваться в принципиально новой социоприродной среде, являются универсальными по существу.
В данном образовательном контексте обучение студента университета уже не может рассматриваться как ведущая деятельность по освоению теории и методики преподавания отдельно взятой образовательной области (физика, химия, история и др.). Новая парадигма образования предполагает: развитие способности будущего специалиста к системному мышлению, осуществление синтеза обучения и учения, воспитания и самовоспитания, профессиональной адаптации и социализации, развития и саморазвития творческой индивидуальности студента. Фундаментальное образование ориентировано на обеспечение социально значимого самоопределения личности студента, создание организационно-педагогических условий для конструирования индивидуально-ориентированной траектории обучения специалистов в высшей профессиональной школе.
Проблема интеграции фундаментальной научной подготовки с её педагогической составляющей в истории отечественной школы и педагогики всегда была актуальной. Исследования известных отечественных педагогов посвящены следующим вопросам:
• изучению структуры, функции педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, В. А. Сластёнин, А. И. Щербаков и др.);
• изучению проблем формирования и развития профессионально-педагогических знаний и умений у студентов (О.А. Абдуллина, С. Г. Вершловский, Н. Э. Гоноболин и др.);
• разработке научно-теоретических основ формирования личности специалиста в процессе его профессиональной подготовки (К. А. Абульханова-Славская, К. К. Платонов, В. А. Сластёнин, Л. Ф. Спирин, А. В. Усова и др.);
• поиску инновационных подходов к подготовке специалистов, совершенствования учебного процесса в инновационных типах образовательных учреждений (А.Г. Гостев, В. И. Загвязинский, А .Я. Найн, Г. Н. Сериков, В. А. Черкасов, Н. М. Яковлева и др.);
• разработке педагогических технологий (В.П. Беспалько, В. И. Болотов, М.В.
Кларин, М. А. Чошанов и др.).
Современные условия, в которых находится российское образование, и, в частности, высшая профессиональная школа, свидетельствуют о том, что особую потребность педагоги испытывают в оптимальных, в соответствии с поставленными целями и задачами педагогических технологиях., которые отвечают на вопрос: как добиться оптимальных педагогически целесообразных результатов в нормативно определённых условиях? Педагогическая наука сегодня не в полной мере имеет теоретико-методологическое обоснование индивидуально-ориентированных педагогических технологий в высшей профессиональной школе. Именно поэтому ученые разрабатывают и внедряют новые технологии, что позволяет создавать дидактические системы, которые аккумулируют их достоинства и образуют целостность, позволяющую выходить на новый качественный уровень решения педагогических задач, стоящих перед высшей школой. На это указывают зарубежные ученые: С. Андерсон, Д. Брунер, Б. С. Блум, П. Митчел, С. Сполдинг, Т. Сакамото и др.
Таким образом, имеется противоречие между возросшей потребностью общества в творческой личности будущего специалиста и недостаточной технологичностью теоретико-методологической, профессионально-педагогической подготовки студентов в условиях университета на основе учета индивидуально-ориентированных (полоролевых) особенностей субъектов познания, учения.
С учетом этого объективно существующего противоречия нами сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические особенности, способствующие дидактическому конструированию индивидуально-ориентированной технологии обучения студентов педагогическим дисциплинам в университете.
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы, её недостаточная разработанность для университетского образования обуславливает выбор темы: «Дидактическое конструирование индивидуально-ориентированной технологии обучения студентов педагогическим дисциплинам (в условиях университета)».
Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить оптимальность внедрения индивидуально-ориентированных технологий, учебно-методических комплексов (УМК) по педагогическим дисциплинам в университете.
Объект исследования — образовательный процесс в университете.
Предмет исследования — коэволюционная учебно-познавательная деятельность (УПД) педагога и студентов 1−2 курсов по оптимизации, дидактическому конструированию, адаптации УМК по педагогике в условиях университета.
На основе анализа философских, социологических, психолого-педагогических, отечественных и зарубежных источников, обобщения передового педагогического опыта работы ряда университетов России в контексте рассматриваемой проблемы, осмысления данных пилотажного исследования, нами была выдвинута гипотеза исследования. Она основана на предположении о том, что учет тендерных (полоролевых) особенностей студентов является фактором оптимальной реализации индивидуально-ориентированной технологии обучения педагогическим дисциплинам в университете, которая позволяет студенту действовать сознательно и самостоятельно в информационно-образовательном пространстве вуза: в обучении — посредством учения и самообразованияв воспитании — посредством самовоспитания и профессионального самоопределения на основе осознанного выбора индивидуально-ориентированной парадигмы профессионально-педагогической самореализациив развитии — посредством саморазвития креативных способностей.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой предусматривается решение следующих задач исследования:
1. Изучить тенденции развития, оптимизации профессионально-педагогической подготовки в теории и практике современной высшей профессиональной школы России и за рубежом.
2. Обосновать принципы дидактического конструирования содержания тендерного, индивидуально-ориентированного профессионально-педагогического образования в университете.
3. Разработать инновационно-дидактические основы УМК по педагогике в информационно-образовательном пространстве университета, адекватные целям, содержанию, функциям и структуре будущей профессионально-педагогической деятельности.
4. Выявить и экспериментальным путём проверить организационно-педагогические условия оптимального функционирования УМК по педагогике на гуманитарных факультетах университета.
5. На основе апробации идей, полученных в результате исследования, разработать научно-методические рекомендации по внедрению результатов использования УМК в образовательный процесс университета.
Методологической основой исследования являются основные положения диалектико-материалистической теории познания, теория личности, теория деятельности, диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийфилософское положение о социоприродной сущности человекатеория творчестватеория развивающего обучения.
Исследование существенным образом опирается на следующие современные теории:
• теория деятельности (В.В. Давыдов, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, JI.B. Талызина и др.);
• психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и др.);
• теория непрерывного образования (С.Г. Вершловский, В. Г. Онушкин и др-);
• теория формирования личности учителя (Н.В. Кузьмина, В. А. Сластёнин, А. И. Щербаков и др.);
• теория развивающего обучения (J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);
• теория педагогического творчества (М.В. Аверьянов, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Я. А. Пономарёв, Н. М. Яковлева и др.);
• теория оптимизации (Ю.К. Бабанский, В. А. Черкасов и др.);
• теория педагогических технологий (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, М. А. Чошанов, Г. Ф. Селевко и др.);
• системно-структурный подход (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. Б. Блауберг, Г. Н. Сериков, В. Н. Садовский и др.);
• личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. К. Маркова и др.).
В своих дидактических изысканиях мы опираемся на концептуальные работы И. Н. Груздева, М. А. Данилова, Ю. К. Бабанского, Б. П. Битинаса по методологии педагогического исследованияВ.В. Краевского, И. Я. Лернера, A.M. Сохора и М. Н. Скаткина по содержанию, структуре и логике содержания учебного материалаВ.И. Андреева, Б. И. Коротяева, В. Я. Ляудиса, П. И. Пидкасистого, Г. И. Щукиной по развитию познавательной самостоятельности студентов.
Значительное влияние на наше исследование оказали труды отечественных и зарубежных ученых: К.А. Абульхановой-Славской, Г. И. Байла, М. А. Весны, В. А. Крутецкого, А. Я. Найна, А. В. Усовой, В. А. Черкасова, П. И. Чернецова, С. Сполдинга, Ф. Янушкевича и др.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• теоретически обоснованы принципы дидактического конструирования УМК по педагогике на гуманитарных факультетах университета;
• разработана структурно — функциональная модель конструирования индивидуально — ориентированного образовательного процесса по педагогике на гуманитарных факультетах университета;
• теоретически разработан и экспериментально апробирован УМК по педагогике на гуманитарных факультетах университета;
• выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия оптимального функционирования УМК по педагогике:
•диагностика индивидуальных (полоролевых) особенностей студентов, вчерашних абитуриентов, с последующим их учетом при дидактическом конструировании содержания профессионально — педагогического образования;
•дидактическое конструирование образовательного процесса в университете на основе коэволюционной деятельности субъектов педагогической системы (студенческой учебной группы), опосредованного формами межличностного общения и методами имитационной профессиональной деятельности, в которой студент выступает полноправным субъектом УПД, общения и учения;
•конструирование целостности содержания профессионально-педагогической подготовки студентов на конвенциональной основе;
•реализация УМК по педагогике, разработанных на принципах целенаправленности, инвариантности, операциональности, непрерывности, интегративности, преемственности, дифференциации и индивидуализации теоретико-методологической, технологической, профессионально-имитационной подготовки с учетом тендерных (полоролевых) представлений студентов о специфике будущей профессионально-педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования: совокупность положений научной новизны диссертационной работы развивает идею природо-сообразности Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинского, вносят вклад в исследование проблемы дидактического конструирования содержания образования, разработанную И. Я. Лернером, В. В. Краевским.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его теоретические выводы, результаты экспериментальной работы, методические рекомендации по применению УМК по педагогике способствуют формированию у студентов индивидуально-ориентированной технологии профессиональной подготовки. На практике осуществляется индивидуально-ориентированная технология профессионально-педагогического становления будущих специалистов в университете. Методические рекомендации и УМК по педагогике, разработанные и адаптированные в ходе исследования, используются в практике работы преподавателей педагогических дисциплин в Курганском государственном университете, Шадринском педагогическом институте.
Обоснованность выводов и результатов настоящей работы обеспечивается анализом современных достижений психологии и педагогикидлительностью экспериментальной работывариативностью и повторяемостью экспериментаобработкой результатов методами математической статистики с использованием вычислительной техники.
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов на базе историко-правоведческого и филологического факультетов Курганского государственного университета и Шадринского педагогического института.
На первом этапе (1997;1998гг.) — диагностическом — проводилось исследование проблемы использования инновационно-дидактических комплексов по педагогике в университетахизучалась философская, психолого педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме. В этот же период был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, сформулированы цели и задачи исследования, намечены пути и средства создания инновационно-дидактических комплексов по педагогике и выявления организационно-педагогических условий их эффективного функционирования и развитияразрабатывалась технология проведения пилотажного исследования проблемы, проведён пробно-поисковый этап эксперимента. Методы исследования: логико-исторический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования для выявления педагогических технологий в истории отечественного и зарубежного образованиятеоретический анализ философской и педагогической литературы для формулирования цели, задач, логики, этапов, методов исследованияанализ учебных программ высшей школыобобщение передового инновационного опыта по организации УПД студентов университета по педагогическим дисциплинам.
На втором этапе (1998;1999гг.) — поисково-констатирующемосуществлялся поиск новых концептуальных подходов к исследуемой проблемепроверялись отдельные компоненты инновационно-дидактических комплексов по педагогике. Были проведены поисковые эксперименты с целью апробации, проверки и уточнения научно-методических выводов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, проверялась оптимальность выявленных организационно-педагогических условий, проводилась количественная и качественная оценка, систематизация полученных результатов, определялись принципы дидактического конструирования, разрабатывалась структурно-функциональная модель индивидуально-ориентированного образовательного процесса по педагогике в университете, что позволило определить и сформировать личностно ориентированную парадигму развития профессионально-педагогической деятельностипроводились прямые и косвенные наблюдения за УПД студентов в высшей школе. Методы исследования: системный анализ, теоретическое моделирование (длительное фиксирование реальной учебной деятельности, прямое и косвенное наблюдение и самонаблюдение) — анкетированиеметод экспертных оценок и самооценок, математические и статические методы оценки результатов.
На третьем этапе (1999;2000гг.) — экспериментальном — проводился ф. формирующий этап эксперимента, обработка, обобщение, анализ и систематизация полученных результатов, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, внедрение результатов исследования в образовательный процесс высшей школы. Основные методы исследования: параксиметрические (анализ результатов, продуктов деятельности) — методы математической статистики (хи-квадрат, критерий Пирсона и т. д.). Проводилось описание полученных результатов и их внедрения, оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения: iff/ 1. Индивидуализация образовательного процесса на тендерной полоролевой), социоприродной основе является объективной реальностью современной профессиональной школы.
2.Разработка совокупности (системы) принципов дидактического конструирования индивидуально-ориентированного содержания профессионально-педагогического образования, тендерной технологии обучения в вузе является методологической базой для конструирования индивидуальноориентированной технологии развития субъекта обучения.
3.Содержание УМК по педагогике должно конструироваться на основе W принципов дидактического конструирования содержания образования в университете: целенаправленности, инвариантности (фундаментализации), операциональности (функциональности), непрерывности, интегративности, преемственности, соответствия, дифференциации и индивидуализации обучения.
4.Разработка структурно-функциональной модели конструирования индивидуально-ориентированного образовательного процесса по педагогике на тендерной (полоролевой) основе позволяет строить процесс обучения в вузе оптимальнее, что способствует развитию педагогической направленности личности будущего специалиста, соответствует требованиям к образованности бакалавра.
Базой исследования явились гуманитарные факультеты Курганского государственного университета, Челябинского педагогического университета и Шадринского педагогического института. Всего в исследовании участвовало 212 студентов гуманитарных факультетов в возрасте 17−19 лет, 114 девушек и 98 юношей и 32 преподавателя педагогических вузов Уральского региона.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступления на научно-практических конференциях (Курган, 1997, 1998, 1999гг.), на заседаниях кафедры педагогики Курганского государственного (Iff университета и публикаций в печати тезисов, статей, методических рекомендаций (всего 7).
На основе материалов исследования подготовлены методические рекомендации для студентов гуманитарных факультетов университета и апробированы в курсах «Педагогика», «Педагогические технологии и системы» на филологическом и историко-правоведческом факультетах КГУ.
Основные результаты исследования используются при совершенствовании подготовки специалистов в Курганском государственном университете, Шадринском педагогическом институте, в системе повышения Ы квалификации работников образования.
Архитектоника диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Работа содержит 24 таблицы, 4 рисунка, 3 схемы.
Выводы по второй главе.
1 .Дидактическое конструирование содержания образования по педагогике является одним из оптимальных вариантов профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов в университете. Последовательное решение профессионально-педагогических задач исследования, направленных на достижение цели научного поиска, анализ имеющегося теоретического материала и практического опыта подтверждают правильность наших предположений о том, что существующая система обучения в университете располагает объективными и субъективными возможностями активизации различных видов деятельности, но она не обеспечивает индивидуальных-образовательных траекторий развития будущего специалиста. Разновидностью таких траекторий развития могут стать образовательные технологии, построенные на принципе полоролевой идентификации.
2.Подтверждение гипотезы исследования было связано с разработкой струк-турно-функциональной модели индивидуально-ориентированного образовательного процесса, которая дает возможность представить его компоненты, взаимосвязь его элемениов. Содержательная сторона разработанной нами модели реализовалась в исследовании через различные формы и методы обучения.
3. Для успешной реализации разработанной нами модели необходимо соблюдение организационно-педагогических условий, предусматривающих решение профессионально-педагогических целей и задач, исходя из специфики содержания образования:
• диагностика индивидуальных (полоролевых) особенностей студентов, вчерашних абитуриентов, с последующим их учетом при дидактическом конструировании содержания образования:
• дидактическое конструирование образовательного процесса в университете на основе коэволюционной деятельности субъектов педагогической системы (студенческой учебной группы), опосредованного формами общения и методами имитационной профессиональной деятельности, в которой студент выступает полноправным субъектом УПД, общения и учения;
• конструирование целостности содержания профессионально-педагогической подготовки студентов на конвенциональной основе;
• реализации УМК по педагогике, разработанных на принципах целенаправленности, инвариантности, операциональности, непрерывности, интегративности, преемственности, дифференциации и индивидуализации теоретико-методологической, технологической, профессионально-имитационной подготовки с учетом тендерных представлений студентов о специфике будущей профессионально-педагогической деятельности.
4. Результаты экспериментальной работы показали, что оптимальность УПД студентов университета достигается через реализацию в процессе изучения УМК по педагогике, сконструированного на основе тендерных представлений студентов о характере их будущей профессионально-педагогической деятельности. При этом используются формы и методы активного обучения: педагогические дискуссии, ролевые и учебные деловые, ситуативные игры и др. Индивидуализация процесса обучения достигается при реализации образовательных технологий, включающих: диагностирование довузовского уровня психолого-педагогической подготовленности и личностное самопознаниеразработку содержания и организации занятий в зависимости от уровня развития личности и допрофессионального развития студентовсовместное создание индивидуально-корректирующих программ обученияцелеполагание, структура и содержание обучения студентов университета должны быть адекватны сущности фундаментальной профессионально-педагогической подготовки и конструироваться на основе непрерывности, целостности, динамичности УПД, которая включает развитие педагогической направленности личности будущего специалиста, формирование профессиональной компетентности, изучение индивидуальных, полоролевых особенностей студентов.
Анализ результатов исследования с привлечением методов математической статистики позволил сделать вывод, что совершенствование подготовки будущего специалиста на основе фундаментализации образования возможно при создании индивидуально-ориентированной траектории его развития на основе учета тендерных (полоролевых) особенностей студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Требования к профессионально-педагогической подготовке выпускников университета постоянно возрастают. Образование традиционно является фактором развития личности, поэтому специалист должен обладать способностью мыслить и действовать творчески, проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность на основе фундаментального образования.
Система многоуровневого образования в максимальной степени соответствует принципу фундаментальной подготовки. Темп изменений жизни общества и смены технологий настолько динамичен, что становится трудно подготовить специалиста, готового после завершения образования работать в избранной сфере деятельности. Поэтому необходимо обучать студентов так, чтобы выпускник вуза мог самостоятельно в течение оптимально короткого времени адаптироваться к будущей профессионально-педагогической деятельности. Только фундаментальное образование дает глубокие знания, которые не устаревают с течением времени, помогают человеку оперативно ориентироваться в принципиально новой социоприродной среде, являются универсальными по существу.
Фундаментальное образование ориентировано на обеспечение социально значимого самоопределения личности студента, создание организационно-педагогических условий для конструирования индивидуально-ориентированной парадигмы (траектории) обучения специалистов в высшей профессиональной школе.
Современные условия, в которых находится российское образование, и, в частности, высшая профессиональная школа, свидетельствуют о том, что особую потребность педагоги испытывают в оптимальных, в соответствии с поставленными целями, задачами педагогических технологиях. Педагогическая наука сегодня не в полной мере имеет теоретико-методологическое обоснование индивидуально-ориентированных педагогических технологий в высшей профессиональной школе.
В исследовании теоретически обоснованы принципы дидактического конструирования УМК по педагогике на гуманитарных факультетах университета: принцип целенаправленностипринцип инвариантности (фундаментальности) — принцип операциональное&trade- (функциональности) — принцип непрерывновностипринцип интегративностипринцип приемственностипринцип соответствияпринцип дифференциации и индивидуализации обучения.
Оптимальность УПД студентов университета достигается через реализацию в процессе изучения курса педагогики УМК, сконструированного на основе тендерных представлений студентов о характере их будущей профессионально-педагогической деятельности. При этом используется целостная совокупность форм и методов активного обучения: педагогические дискуссии, ролевые и учебные деловые, ситуативные игры и др. Индивидуализация процесса обучения достигается при реализации образовательных технологий, включающих: диагностирование довузовского уровня психолого-педагогической подготовленности и личностное самопознаниеразработку содержания и организации занятий в зависимости от уровня развития личности и допрофессионального развития студентовсовместное создание индивидуально-корректирующих программ обучения;
• целеполагание, структура и содержание обучения студентов университета должны быть адекватны сущности фундаментальной профессионально-педагогической подготовки и конструироваться на основе непрерывности, целостности, динамичности УПД, которая включает развитие педагогической направленности личности будущего специалиста, формирование профессиональной компетентности, изучение индивидуальных, полоролевых особенностей студентов.
В процессе экспериментальной работы выделены следующие организационно-педагогические условия оптимального функционирования УМК по педагогике:
•дидактическое конструирование образовательного процесса в университете на основе коэволюционной деятельности субъектов педагогической системы (студенческой учебной группы), опосредованного формами общения и методами имитационной профессиональной деятельности, в которой студент выступает полноправным субъектом УПД, общения и творчества;
•диагностика индивидуальных (полоролевых) особенностей студентов, вчерашних абитуриентов, с последующим их учетом при дидактическом конструировании содержания образования;
•конструирование целостности содержания профессионально-педагогической подготовки студентов на конвенциональной основе;
•реализации УМК по педагогике, разработанных на принципах целенаправленности, инвариантности, операциональное&trade-, непрерывности, интегративности, преемственности, дифференциации и индивидуализации теоретико-методологической, технологической, профессиональноимитационной подготовки с учетом тендерных представлений студентов о специфике будущей профессионально-педагогической деятельности.
Мы предполагаем, что организационно-педагогические условия специфичны для разных факультетов университета.
В ходе решения поставленных задач исследования выдвинутая научная гипотеза подтвердилась. В итоге теоретически обоснована, выявлена и экспериментальным путем проверена оптимальность внедрения индивидуально-ориентированных технологий, УМК по педагогическим дисциплинам на гуманитарных факультетах университета.
Выполненное исследование не исчерпывает всех проблем изучения совершенствования образования в высшей профессиональной школе. Заслуживает особого внимания проблема создания междисциплинарных УМК, создание единого образовательного пространства в системе непрерывного образования: педагогический колледж — университет — институт повышения квалификации работников образованияформирование содержания и методического обеспечения процесса самообразования по педагогическим дисциплинам в университете.
Список литературы
- Абдуллина О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. — 1996. — № 1.- С. 7376.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. 141с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980−336с.
- Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М. Политиздат, 1982.- 223с.
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. -М.: Мир, 1972.-260с.
- Алибекова Г. З., Рудковская А. В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика.-1995. № 3. -С. 56−60.
- Ананьев Е.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. -Т.1.- 232с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.-295с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991,-159с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого развития: Инновационный курс. Книга 1.-Казань, 1996.-567с.
- Андросюк Е. Самостоятельная работа студентов: организация и контроль // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С.59.
- Архангельский С. И. .Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1987.-384с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. -М.: Высш. шк., 1976. 508с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.:МГУ, 1990.-367с.
- Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. пед. -1987.-№ 2.- С.3−8.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192с.
- Бабанский Ю.К. Избранные труды. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
- Бенедиктов Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Изд-во института професс. обр., 1989.- 190с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-191с.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−23.
- Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997. -№ 2. — С. 14−20.
- Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский.-2-е изд. М.: Сов. Энц.-1974.-Т.18.-748с.
- Борисова Е.М. Психологическая диагностика способностей // Общая диагностика. М.: Педагогика, 1987. — С. 135−15.
- Брунер Д. Психология познания М.: Прогресс, 1977. — 404с.
- Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1987. 239с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. — 206с.
- Веретина О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога (в подготовке к педагогической деятельности): Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб, 1993.- 18с.
- Вершловский С.Г. Учитель о себе и профессии. JL: Знание, 1989. — 32с.
- Весна М. А Технология проведения педагогического лонгитюдного исследования//Педагогические исследования гипотезы, проекты, внедрения: Сб. науч. тр.- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1999.-С.З-24.
- Весна М.А. Моделирование как средство научно-педагогического познания//Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: Сб. науч. тр. № гА Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1999.-С.З-12.
- Весна М.А. Новая таксономия целей учебно-познавательной деятельности в университете/ЛПедагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: Сб. науч. тр. Курган: Изд.-во Курганского гос. ун-та, 2000.-С.23−29.
- Вишняцкая И.Г. Проводится педагогическая игра // Вестник высшей школы. 1982. -№ 1.-С.26−28.
- Выготский А.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.2 — М.: Педагогика, 1982. — С.5 — 226.
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: МГУ, 1995. — 160с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М.: МГУ, 1976. 150с.
- Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.-С.45 — 235.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высш. шк., 1986.-197с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. Школа — Пресс, 1995.- 448с.
- Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. Л.: ЛГУ, 1989. -182с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992. — 164с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Логос, 1995. — 382с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогическом исследовании. М.: Педагогика, 1977. -313с.
- Горячев Б В. Влияние учебного сотрудничества студентов на развитие учебных умений как компонента предметно-практической сферы: Дисс. канд. пед. наук. Калининград, 2000. — 203с.
- Давыдов В. В Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1972.-424с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.-239с.
- Данильченко В.А. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993.-236с.
- Деловые педагогические игры как средство повышения эффективности подготовки студентов к воспитательной работе в школе: Метод, рекомендации. Куйбышев: КГПИ, 1984. — 24с.
- Джонс Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986.-326с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1956. -С.102−373.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. СПб., 1914. — С.43.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989. — 264с.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986.-143с.
- Журавлёв В.И. Педагогика в системе наук о человеке. -М.: Педагогика, 1990.- 164с.
- Загвязинский В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. -1997. № 2. — С. 9−14.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160с.
- Закон Р.Ф. «Об образовании» М.: МП Новая школа, 1996.-60с.
- Занков JI.B. О видах общения в обучении // Вопросы психологии. 1974. -№ 2.-С. 174−179.
- Ильясов И. И Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. — 197с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.-М., 1991.-240с.
- История педагогической технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. Г. Плохова. — М.: НИИ ТиИР АПН РСФСР, 1992.-133с.
- Какой быть современной педагогике? /Сост. А .Я. Найн и А. Г. Гостев. -Челябинск.: Южно Уральское книжное издат., 1993. — 216с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — С.270−652.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебного процесса как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1982.-224с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Педагогика, 1994. — 130с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-80с.
- Ковалёв А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1974. — С.42.
- Коменский А .Я., Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1989.-414с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335С.
- Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач: Учеб. пособие. Барнаул: Алтайский госуниверситет, 1980. -116с.
- Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий.-М. .-Просвещение, 1986. -243с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М., 19,77. -215с.
- Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. — 174с.
- Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.3−13.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Д.: ЛГУ.- 1970.-114с.
- Кузьмина Н.В. Способность, одарённость, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская П. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. — 120с.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 21−30.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высш. шк., 1986. — 368с.
- Кустов Л.М., Анализ и проектирование педагогической деятельности. -Челябинск: Обл. ИУУ, 1991.- 103с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990.- 159с.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980.- 334с.
- Левитан К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: СГУ, 1990.-168с.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высш.шк., 1986.- 360с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1972. — 155с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.-184с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М., 1972.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.-М.: Просвещение, 1982. 191с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996.- 432с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1986.-Т. 4.-С. 24,38, 294.
- Манахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152с.
- Маргулис А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. -Белгород, 1972.-95с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-192с.
- Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности //Вопросы философии .-1972. № 10.- С.77−86.
- Матюшкин A.M., Вербицкий А.А Педагогическое общение и игровые формы активного обучения // Совершенствование педагогического мастерства преподавателей. М.: Знание, 1986. — С. 40−46.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Рад. школа, 1987. — 223с.
- Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 143с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 170с.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С.24.
- Михайлычев Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: Дисс. докт. пед. наук. Бухара, 1991.- 401с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике. М.: Высш. шк., 1987.-200с.
- Миллер Д.П. Экзамен деловая игра Н Высшее образование в России. -1994. — № 1. — С. 118.
- Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.-120с.
- Морозов Е.П. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Педагогика. 1991. — № 10. — С. 88−93.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160с.
- Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965. — 402с.
- Найн А .Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУПТО адм. Чел. обл., 1995.-288с.
- Найн А.Я. Общенаучные понятия в педагогике // Педагогика. 1995. — № 5.. С. 44−49.
- Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 15 — 19.
- Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10.
- НЗ.Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: КГУ. 1975. — 302 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. 10-е изд. М.: Сов. энц., 1973. -847с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. шк., 1990.-280с.
- Орлов А.А. Формирование педагогического мышления // Сов. пед. 1990.- № 1. С. 82−86.
- Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А. В. Петровского М.: МГУ, 1986. — 302с.
- Панарин А.И. Многоуровневое педагогическое образование // Педагогика.- 1993. № 1. — С. 53−57.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.-607с.
- Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников). М.: МИПКРО, 1992. -89с.
- Педагогический тезаурус: Учебное пособие по педагогике. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1999. — 77с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов и др.-М.:Академия, 1999.-512с.
- Петровский В.А. Психология о каждом из нас. М.: Российский университет, 1992. — 332с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. -М.: Педагогика, 1995. 637с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2кн.-М.: Владос, 1999. Кн.1.-576с.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. -144с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303с.
- Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. -Киев: Рад. шк., 1988. 187с.
- Прасолова E.JI. Курс педагогики: каким ему быть? // Педагогика. 1993. -№ 1. — С. 57−60.
- Психология развивающейся личности // Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.-240с.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная // Под ред. А .Я. Пономарева. М.: Наука, 1990. — 224с.
- Реан А.Л. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. -702с.
- Резерв успеха творчество / Под ред. Г. Нойнера, X. Клейка. — М.: Педагогика, 1989. — 117с.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. -№ 1. — С. 164−168.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М.: БРЭ, 1993.-Т.1.-522с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.-622с.
- Рувинский Л.И., Кобыляцкий И. И. Основы педагогики. М.: Просвещение, 1985.-223с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140с.
- Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. М.: Финансы и статистика, 1982.-198с.
- Саркисов П. Новые подходы к организации высшей школы // Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С. 11.
- Селевко Г. Н. Педагогические технологии. М., 1989.-256с.
- Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринбург, 1995. 182с.
- Сериков Г. Н. Качество подготовки специалистов и оптимизация обучения. Челябинск: ЧПИ, 1982. -85с.
- Сериков Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997.-461с.
- Сиволапов А.В. Педагогические условия подготовки учителей к проектированию инновационной модели обучения: Автореф.дисс.канд.пед.наук.-Челябинск, 1995.- 17с.
- Скиннер Б.Ф. Наука об учении и искусство общения. М.: Педагогика, 1968.-С.11−65.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
- Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.-160с.
- Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой М.: Русский язык, 1984.-794с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Пед. общ. России, 1999. 416с.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 156с.
- Сочень Т.С. Личная педагогическая система преподавателя: Педагогическая рефлексия. М.: Знание, 1978. — 38с.
- Спирин Л.Ф. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль: ЯрГПИ, 1974. — 130с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303с.
- Стандарты высшего педагогического образования и подготовка учителя // Педагогика. 1996.-№ 6.-С.58−66.
- Стоун Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. — 472.
- Сыроежкин И.Н., Вербицкий А. А. Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обучения студентов. М.: Педагогика, 1982.-87с.
- Сычкова Н.В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов педвуза: Дисс. канд. пед. наук. -Курган, 1996.-201с.
- Талызина Л.В. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьёва. М.: 1979. — 208с.
- Тихомиров O.K. Психология интеллекта. -М.: Просвещение, 1998. -345с.
- Толмен Э. Основы психологии поведения. М.:3нание, 1990. — 87с.
- Торндайк Э. Процесс учения у человека. М., 1935. -102с.
- Третьякова А.В. Организация самостоятельной работы с учетом личностных факторов.- СПБ. ГУПМ, -1994.-76с
- Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. Одесса, 1926. -С.82.
- Учебно-педагогические игры: Методические рекомендации / Сост. П. П. Щербань. Киев: КГУ, 1985. — 44с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Уч. пед. изд., 1947.-С.93−142.
- Философский словарь /Под ред. И. Г. Фролова. М.: Политиздат, 1987. -580с.
- Фугелова Т.А. Полоролевое самосознание учителя как условие успешности его воспитательной деятельности: Дисс. канд.пед.наук. -Тюмень, 1998.-201с.
- Харькин В.Н. Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя: Дис. докт. пед. наук. М.: 1992. — 320с.
- Харченко С .Я. Педагогическая игра как метод формирования у студента общественно-политических умений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1984. — 25с.
- Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высш. шк., 1988. — 168с.
- Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Москва-Харьков-Минск, 1997. 608с.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 150с.
- Шадриков В.Д., Цуркава М. О. Психологический анализ деятельности. -Ярославль: ЯрГПИ, 1979. -239с.
- Шадрикова И.А. Педагогическая оценка и мастерство учителя // Педагогика.- 1991. № 7. — С. 21.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. -208с.
- Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Фис, 1992.-237с.
- Шубина Л.С. Ролевые игры как метод профессиональной адаптации будущего учителя // Взаимосвязь компонентов психики в педагогическом процессе. Пермь: ПГПИ.- 1979.-С.37−47.
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Выс. шк., 1989.-144с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JL: Просвещение, 1967.- 266с.
- Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современных школьников: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1987. — 425с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М., 1989. 512с.
- Эсаулов А. Ф Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высш. шк., 1982. — 183с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248с.
- Якиманская И.Р. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.-144с.
- Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск: ЧГПИ, 1987. 67с.
- Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью. JL: ЛГПИ, 1986. — 230с.
- Якунин В.А., Платонова Н. М. Педагогика: теория обучения. Л.: ЛГУ, 1993.-620с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высш. шк. 1986.- 135 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Академия, 1997.-416с.
- Bandura A., Schunk D. Cultivating competence, self-efficacy, and intrinsic interest. //Journal of Personality and Social Psychology. 1981. — 41. — P.586−598.
- Jugenkamp К. H. Padagogusche Diagnostik «Weinheim und. — Basel, 1985. — 240s.
- Rotter J.B. The development and applications of social learning theory: Selected papers. New York: Praeger, 1982. — 132p.
- Studionordhung des Faches Ersienhungs Wissenschaft im studiongang fur das Lehramt fur die Sekndarschule und fur die Rrimarstufe. Munster, 1983.
- Studionordhung des Faches Ersienhungs Wissenschaft im studiongang fur das Lehramt fur die Sekndarschule und fur die Rrimarstufe. Munster, 1983.
- Wallrabensteih W Offene Schule-ofbener Untvicht.-Hamburg, 1992.
- Worterbuch der Erseihung. Hisg. Won christoph Wuib Piper.- Muchen, Zurich, 1984.