Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Критерий адекватности, используемый в теории познания, характеризует собой верное воспроизведение объективно существующих связей и отношений в представлениях, понятиях и суждениях. В музыкальном познании данный термин соотносим с тождественным отражением в психике субъекта художественного содержания произведения. Адекватное музыкальное восприятие является необходимым составляющим единого процесса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДЕКВАТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Музыкально-психологические проблемы адекватного музыкального восприятия
      • 1. 1. 1. Музыкальное восприятие и музыкальное мышление в аспекте познавательной деятельности
      • 1. 1. 2. Музыкальное произведение как центральный объект коммуникативной деятельности
      • 1. 1. 3. Особенности функционирования элементов музыкального языка (лингвистический аспект)
    • 1. 2. Музыкально-педагогические проблемы формирования адекватного музыкального восприятия музыки
      • 1. 2. 1. Критерий адекватности в восприятии музыки
      • 1. 2. 2. Психолого-педагогические условия формирования адекватного восприятия музыки
  • Глава 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ», НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
    • 2. 1. Проблема историко-сталевого подхода к преподаванию элементарной теории музыки
      • 2. 1. 1. Ведущие тенденции в современном музыкально-теоретическом образовании
      • 2. 1. 2. Проблемы использования историко-стилистического подхода в преподавании ЭТМ современные взгляды)
      • 2. 1. 3. Исторический подход к преподаванию элементарной теории музыки в учебниках второй половины 19 -начала 20 веков
    • 2. 2. Историко-стилевой подход к построению методики преподавания ЭТМ
      • 2. 2. 1. Виды деятельности на занятиях элементарной теории музыки
      • 2. 2. 2. Основные положения методики преподавания курса
  • ЭТМ, опирающейся на принцип историзма
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ
    • 3. 1. Цели, задачи, структура эксперимента
    • I. ф
      • 3. 2. Содержание и основные направления экспериментальной методики обучения
      • 3. 3. Результаты эксперимента

Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

В ряду современных задач музыкально-педагогического образования одной из актуальных является формирование личности педагога-музыканта, обладающего тонким вкусом, глубоким знанием теории и истории музыки, развитым художественно-эстетическим мышлением. Требования, предъявляемые современным обществом к учителю-музыканту, заключаются в необходимости выработки у школьников системы художественных представлений, взглядов, критериальной шкалы эстетических ценностей, способствующих истинному пониманию явлений музыкального искусства как современности, так и прошедших веков.

Эта проблема является особенно актуальной в сложившейся сегодня социокультурной ситуации, отмеченной существенными изменениями как в общественно-политической, так и художественно-эстетической сферах. В отношении музыкального искусства общая картина также неоднозначна. Она характеризуется огромным стилевым разнообразием звучащих произведений. Положение осложняется, с одной стороны, значительным весом так называемой «легкой» музыки, с другой — усилением функциональной роли данного искусства. В связи с этим, задача современного учителя музыки заключается в том, чтобы заложить в сознании школьников необходимые нормы восприятия произведений той или иной эпохи, сложившиеся в данной конкретной культуре. Учитель-музыкант должен уметь раскрыть учащимся художественное содержание музыкального произведения и систему выразительных средств, с помощью которых это содержание воплощаетсявладеть методами, формирующими адекватное восприятие музыкальных явлений. А значит, ему необходимо самому уметь адекватно воспринимать произведение музыкального искусства, обладать навыками полноценного их постижения. В этом и состоит одна из задач вузовского музыкально-педагогического образования.

Критерий адекватности, используемый в теории познания, характеризует собой верное воспроизведение объективно существующих связей и отношений в представлениях, понятиях и суждениях. В музыкальном познании данный термин соотносим с тождественным отражением в психике субъекта художественного содержания произведения. Адекватное музыкальное восприятие является необходимым составляющим единого процесса восприятия музыки — ее понимания. Высокий уровень адекватности восприятия предполагает сформированный механизм взаимосвязи содержательной основы произведения и личного (художественного и жизненного) опыта, знаний, размышлений слушателя. Эта взаимосвязь осуществляется на основе сотвор-ческой работы реципиента, результирующейся в переводе художественной информации в собственное переживание, внутреннее высказывание и выражающееся в последующей интерпретации индивида. Таким образом, адекватное музыкальное восприятие мы трактуем как соответственное культурно-эстетическим, жанрово-стилистическим и музыкально-языковым условиям эпохи осознание субъектом художественного содержания музыкального произведения.

Вопросы адекватного музыкального восприятия нашли отражение в трудах Е. Назайкинского, Н. Очеретовской, М. С. Старчеус, К. Тарасовой, Ю. Н. Холопова, где они рассматриваются как с музыковедческих, так и с музыкально-психологических позиций [131, 145, 189, 197, 212]. Наиболее полно явление адекватности освещается в работах В. Медушевского и Н. Бучило, которые раскрывают его в соотнесении двух аспектов — личности и культуры (субъективного и объективного) [121, 40].

Исследователи, определяя необходимые условия полноценного музыкального познания, затрагивают многообразные стороны перцептивной деятельности слушателя: ассоциативно-чувственную (А.Ашха-руа-Чолокуа, В. П. Бобровский, Е. Назайкинский, Р. А. Тельчарова и др.), интеллектуально-мыслительную (В.С.Лаврентьев, М. Тараканов, В.Д.Остроменский), музыкально-речевую (В. Медушевский, Л.Б.Пере-верзев, С. Раппопорт, А. Сохор и др.), интерпретирующую (Л.Кадцын, А. Г. Костюк, Е. Ручьевская и др.).

Музыковедческие исследования по данной проблеме обогатили знания об особенностях, условиях формирования адекватного музыкального восприятия. Вместе с тем, малоисследованными остаются вопросы приложения полученных научных выводов к практике преподавания конкретных музыкальных дисциплин. Так, проблема формирования адекватного музыкального восприятия в процессе обучения учителя музыки не являлась до настоящего времени объектом специального исследования.

В процессе музыкально-педагогического обучения важную роль играют музыкально-теоретические дисциплины, изучение которых должно быть направлено на становление и развитие художественного мировоззрения, целостного музыкально-творческого мышления студентов. Современные взгляды на методику преподавания данных дисциплин характеризуются утверждением приоритета эстетического начала, что способствует установлению тесного взаимодействия абстрактно-логических и содержательных представлений, а следовательно, подходу к полноценному постижению различных музыкальных явлений.

В научно-методической литературе отражены соответствующие поиски и находки в курсах гармонии [3. С. Воскерчьян, 49- Н. С. Гуляницкая, 57- С. М. Зарухова, 64], анализа музыкальных произведений [Г.С.Алфеевская, 6- Г. Л. Михайлова, 127- М. И. Ройтерштейн, 169- Ю. Н. Холопов, 213], сольфеджио [Т.Бондаренко, 29, 30- Н. М. Гарипова, 51- Т. Енько, 62]. Однако, необходимость художественно-эстетического подхода к изучению курса элементарной теории музыки (ЭТМ) педагогами-музыкантами, как правило, только констатировалась. Элементарная теория музыки в настоящее время остается наименее разработанной частью цикла музыкально-теоретических дисциплин как в содержании, планировании, так и методике преподавания. Между тем курс ЭТМ открывает данный циклполучаемые здесь знания являются базой, на основе которой осуществляется дальнейшая учебная деятельность студентов. В связи с этим содержание, методика преподавания должны отвечать современным тенденциям, общим для музыкально-теоретического образования в целом.

Одна из наиболее актуальных проблем методики ЭТМ коренится в сложившейся практике преподавания, где преобладает абстрактно-логический подход к изучению средств музыкальной выразительности. Анализ программ, учебников и учебных пособий показал, что курс ЭТМ зачастую трактуется как теоретическое обоснование норм музыкальной грамоты. Акцент на абстрактно-логических сведениях препятствует постижению выразительных средств музыки как художественно-содержательных элементов. Тем самым традиционное обучение не способствует развитию музыкально-творческого мышления студентов, уводит в тень центральный акт познания музыкальных явлений — восприятие.

Число научно-методических работ по обучению ЭТМ весьма незначительно. Основополагающее значение в разработке методики преподавания данной дисциплины принадлежит А. Л. Островскому [142].

Важные методические положения обозначены в работе М. А. Этингера [228]. Особого внимания заслуживает исследование Н. М. Гариповой [51]. В нем находит реальное воплощение заявленный в программе А. Л. Островского художественно-эстетический подход к теоретическому обучению. Однако, в целом в литературе отсутствуют разработанные научно-методические основы формирования адекватного музыкального восприятия в музыкально-педагогическом образованиине определена программа курса ЭТМ, направленная на развитие способности к адекватному постижению музыки, ее структуране выявлены наиболее эффективные виды деятельности при становлении полноценного восприятия в условиях обучения элементарной теории музыки.

Теоретическая и методическая неразработанность в музыкальной педагогике проблемы формирования адекватного музыкального восприятия в преподавании ЭТМ определили актуальность исследования: выявление педагогических условий формирования адекватного музыкального восприятия в процессе подготовки учителя-музыканта в курсе ЭТМ.

Цель исследования — поиск и научное обоснование построения оптимального процесса обучения элементарной теории музыки, способствующего формированию адекватного восприятия музыки.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов-музыкантов в условиях обучения элементарной теории музыки.

Предмет исследования — процесс формирования адекватного музыкального восприятия в преподавании курса ЭТМ.

Гипотеза исследования. Положительный результат в формировании адекватного музыкального восприятия в курсе элементарной теории музыки может быть достигнут на основе:

— историко-стилевой перспективы при изучении музыкальных явлений, включенных в курс;

— тесной взаимосвязи абстрактно-логических и содержательных представлений через стимулирование художественно-творческой деятельности студентов;

— специальных навыков аналитико-синтезирующей, музыкально-речевой деятельности при восприятии музыкальных явлений.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы адекватного музыкального восприятия и охарактеризовать основные факторы, способствующие его формированию и развитию.

2. Выявить педагогические условия становления полноценного восприятия музыки в курсе ЭТМ в процессе обучения будущего учителя-музыканта.

3. Разработать дидактическую модель формирования адекватного музыкального восприятия в курсе элементарной теории музыки.

4. Определить содержание курса ЭТМ, основанного на историко-стилевом подходе.

5. Опытно-экспериментальным путем проверить основные положения и практические рекомендации по формированию адекватного музыкального восприятия в процессе обучения элементарной теории музыки учителя музыки.

Методологической основой исследования явились: теория познания, общепсихологическая концепция деятельностного характера восприятия (Б.Г.Ананьев, С.Н.Беляева-Экземплярская, А. А. Леонтьев, В. Максимов, М. С. Старчеус, М. Б. Тимченко и др.), основные положения педагогики высшей школы (С.Архангельский, Ю.К. Бабанс-кий, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, С. Смирнов и др.), психолого-педагогические основы музыкального обучения (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Ар-чажникова, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин и др.), положения музыкознания об историзме и роли социокультурного фактора в познании явлений действительности (В.П.Бобровский, Л. А. Мазель, М. Михайлов, А. Н. Сохор и др.), идеи о музыкально-семантической организации музыкального сообщения (М.Г.Арановский, В. Медушевский, Г. Орлов, С. Раппопорт, Н. Г. Салмина и др.).

Методы исследования. В соответствии с целями исследования использовались: теоретический анализ психолого-педагогической, музыковедческой, музыкально-методической литературы по теме исследованияизучение и обобщение педагогического опыта, рассмотрение учебников, учебных пособий, учебных планов и программ по курсу ЭТМцеленаправленное педагогическое наблюдениепедагогический экспериментколичественный и качественный анализ полученных результатов.

База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в период с 1991 по 1997 гг. на базе педагогического факультета Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева со студентами-музыкантами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Адекватное музыкальное восприятие является неотъемлемым, качеством познания искусства музыки.

2. Историко-стилевой, социокультурный подходы к рассмотрению музыкальных явлений есть определяющие факторы адекватного восприятия музыки.

3. Опора на аналитико-синтезирующую художественную деятельность в процессе обучения элементарной теории музыки является важнейшим условием формирования способности к адекватному восприятию музыки.

4. Разработанная модель формирования адекватного музыкального восприятия в курсе ЭТМ, основанная на установлении тесного взаимодействия логических и художественно-эстетических представлений, способствует развитию музыкального мышления студентов-музыкантов.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в дидактике музыкального образования выявлены условия формирования адекватного музыкального восприятия в обучении элементарной теории музыки в системе подготовки учителя музыки, спроектирована и обоснована модель становления полноценного восприятия музыки, создан комплекс дидактических средств развития данной способности в курсе ЭТМ.

Теоретическая значимость состоит в следующем: определены содержание и структура адекватного музыкального восприятиявыявлены психолого-педагогические условия и модель формирования адекватного восприятия музыки в процессе обучения будущих учителей элементарной теории музыки-, разработаны и теоретически обоснованы методические подходы к формированию адекватного музыкального восприятия в обучении элементарной теории музыкисоздана программа стилистически ориентированного курса ЭТМ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения дают возможность в современных условиях совершенствовать процесс профессиональной подготовки учителя музыки. Разработанная методика преподавания элементарной теории музыки на основе принципа историзма, в которой ключевые знания являются фундаментом, способствует улучшению качества знаний студентов, развитию музыкального мышления, познавательно-творческого отношения к музыкальному искусству.

Разработанные в диссертации методические положения обладают широкой амплитудой действия и могут быть использованы в преподавании элементарной теории музыки на разных уровнях музыкального образования, а также в процессе изучения других музыкальных дисциплин.

Апробация результатов исследования: основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры научных основ образования, кафедры теории и истории музыки и музыкальных инструментов МГПИ им. М. Е. Евсевьева, на внутривузовских (Саранск, 1992;1997), региональных (Саранск, 1996), межвузовских (Москва, 1997) и всероссийских (Саранск, 1997) научно-практических конференциях, нашли отражение в изданных работах автора. Достоверность результатов подтверждена опытно-экспериментальной работой на педагогическом факультете МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В профессиональном образовании студентов-музыкантов важное значение имеет становление личности будущего учителя музыки, его художественно-эстетического отношения к явлениям искусства музыки, развитого музыкального мышления. В этом процессе формирование адекватного музыкального восприятия играет определяющую роль. В настоящем исследовании проблема формирования адекватного восприятия музыки решается на материале преподавания курса элементарной теории музыки, изучаемом на начальном этапе обучения студентов-музыкантов. Обобщение теоретических и экспериментальных результатов настоящего исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Адекватное музыкальное восприятие является неотъемлемым качеством познания музыкального искусства и включает в себя познавательно-творческий аспект.

2. Определяющим фактором полноценного познания музыки является культурно-исторический аспект, отраженный в созданном композитором музыкальном произведении — конгломерате социокультурных традиций и мировоззрения эпохи, ее языковых и жанровых норм, особенностей индивидуального композиторского стиля.

3. Среди педагогических условий функционирования модели формирования адекватного музыкального восприятия в процессе обучения будущего учителя музыки важнейшими являются следующие:

— установление в процессе обучения тесной взаимосвязи абстрактно-логических и ассоциативно-чувственных (образных) представлений при определяющей роли последних;

— раскрытие логики данной конкретной языковой системы, порождающей музыкальные тексты, при опоре на музыкально-речевую деятельность;

— формирование ориентировочной основы в восприятии компонентов музыкального сообщения на основе создания в памяти студентов семантически осознанного интонационно-знакового багажа;

— образование внутренних личностно-психологических предпосылок. включающих в себя художественно-эстетическую потребност-но-мотивационную сферу, познавательно-творческое отношение к явлениям музыкального искусства;

— целенаправленная организация учебной деятельности, активизирующая контекстный характер постижения музыкального содержания.

4. Выделенные педагогические условия явились фундаментом для выработки целостной методики преподавания курса элементарной теории музыки, ориентированного на формирование адекватного музыкального восприятия. Разработанная автором программа, включающая музыкально-эстетический и историко-стилистический блоки, воплощает идею об определяющей роли ключевых знаний, являющихся операционным инструментарием познания музыкальных явлений.

5. Важнейшей целью педагогического руководства изучением элементарной теории музыки является интенсивное формирование у студентов навыков профессионального анализа содержания музыкального произведения, опирающихся на осмысление выразительной функции и роли в целостном художественном объекте составляющих его компонентов. Большое значение в достижении этой цели имеет активная художественно-практическая деятельность студентов (анали-тико-синтезирующая и творческая).

Исследование подтвердило, что в результате целенаправленного педагогического воздействия, связанного с формированием способности к адекватному восприятию музыки, эффективно развивается музыкальное мышление. Оно связано с восприятием музыкального произведения как художественного сообщения, в котором студенты-музыканты выделяют смысловые звуковые формы, грамматические и синтаксические закономерности их организации. Результаты проведенного исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и эффективность использования разработанных методических подходов к преподаванию курса ЭТМ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., 1983. — 111 с.
  2. Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс.. д.п.н. М., 1991. — 38 с.
  3. Адекватное // БСЭ. М.: Сов. энциклоп., 1970. — Т.1. -С. 221.
  4. Е.А. Развитие творческого мышления студентов на занятиях по дисциплинам музыкально-теоретического цикла // Проблемы музыкального образования и педагогики: Межвуз. сб.науч.тр. -Спб.: Образование, 1994. С.117−129.
  5. .К., Мясоедов А. А. Элементарная теория музыки. -М.: Музыка, 1986. 239 с.
  6. Г. С. Формирование системных знаний о музыке в процессе анализа музыкальных произведений // Музыковедческая подготовка школьного учителя. М.: МГПИ, 1984.1. С.29−35.
  7. А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  8. М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С.90−129.
  9. М. Интонация, знак и «новые методы» // Сов. музыка. 1980. — N 10. — С. 99−109.
  10. М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1987. — Вып.6. — С.5−44.
  11. М. К интонационной теории мотива // Сов. музыка.- 1988. N 6. — С. 72−78.
  12. Л. Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  13. В.Б. Определение уровней развития профессионально важных качеств музыкантов // Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратов, 1997. — Вып.3. — С. 66−71.
  14. . Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — 142 с.
  15. . Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. — 375 с.
  16. Ашхаруа-Чолокуа А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1987. — Вып. 5. — С.137−174.
  17. Ю. К. Педагогика высшей школы. Ростов-н.-Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1972. — 121 с.
  18. И. Опыт этимологического анализа // Сов. музыка.1985. N 9. — С. 59−66.
  19. И.А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Л.: Наука, 1986. С.99−116.
  20. В.К. К вопросу о развитии музыкального восприятия детей // Развитие музыкального восприятия школьников.- М., 1971, Вып.2. — С.1−10.
  21. Беляева-Экземплярская С. Н. Музыкальное восприятие и современная психология // Развитие музыкального восприятия школьников. М., 1971. — Вып.2. — С.22−32.
  22. Беляева-Экземплярская С. Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте // Музыкальная психология: Хрестоматия. -М., 1992. С. 140−154.
  23. Л. Интерпретатор и аналитик // Муз. академия. -1993. N 2. — С.138−143.
  24. М.М. Основы музыки. М.-Лейпциг, 1911. — 147 с.
  25. Т. И. Подготовка будущего учителя музыки к художественно-педагогическому анализу музыкального произведения на уроке: Автореф. дисс.. к.п.н. М., 1995. — 16 с.
  26. В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1977. — Вып.4. -С.114−152.
  27. В. О переменности функций музыкальной формы. М.: Музыка, 1970. 226 с.
  28. В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. Вып.1. — М.: Музыка, 1989. — 268 с.
  29. Т. Музыкальное произведение в системе воспитания слуха музыканта-специалиста // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев: Муз. Укра1на, 1988. -С.111−123.
  30. Т. Об историческом аспекте преподавания сольфеджио // Исторические аспекты теоретических проблем в музыкознании. Киев: Муз. Украша, 1985. — С. 101−113.
  31. М.Ш. Формирование музыкальной культуры в спецкурсе «Эстетика музыкальной речи» // Музыкальная культура и личность. Владимир: ВГПИ, 1987. — С.43−50.
  32. М.Ш. Музыка как речь и как мышление (опыт системного исследования музыкального искусства): Автореф. дисс.. д.искусствовед. М., 1993. — 41 с.
  33. А. К проблеме понимания текста // Исследование ре-че-мыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. — С.80−86.
  34. Д.С. Мировоззренческий аспект музыковедческих дисциплин // Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования. М. 1986. — С.19−33.
  35. Е. Структура музыкального интереса // Сов. музыка.- 1983. N 4. — С.65−69.
  36. Й. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С.29−58.
  37. А.Н. Уроки элементарной теории музыки в вопросах и ответах, умственных и письменных задачах: 2-е испр.изд. -М.: Университет, 1888. 36 с.
  38. А.К. Методологические предпосылки курса анализа музыкальных произведений // Вопросы музыкознания. М.: Муз-гиз, 1955. — С.124−151.
  39. А.К. Структура музыкального произведения:' Теоретические основы анализа музыкальных произведений. Л.-М., 1948. — 257 с.
  40. Н.Ф. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989.- 63 с.
  41. С.Г. На подступах к историзму в эстетике // Проблемы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1989. — С.26−57.
  42. В. Воспитывать историзм мышления // Сов. музыка. -1988. N 2. — С.88−91.
  43. В.Г. Музыкальное образование любителя. Спб., 1902. — 138 с.
  44. В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1983. — 224 с.
  45. Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы психологии. 1992. — N 1−2. — С.124−128.
  46. В.Ю. Практическое руководство к изучению элементарной теории музыки. Н.-Новгород, 1878. — 88 с.
  47. В.Ю. Элементы теории музыки. М., 1900. — 123 с.
  48. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1989. 250 с.
  49. Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — 256 с.
  50. Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки: Дисс.. к.п.н. М., 1990.
  51. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  52. Герасимова-Персидская Н. А. Об историческом ракурсе теоретических проблем // Исторические аспекты теоретических проблем в музыкознании. Киев, 1985. — С.3−6.
  53. Г. Игра в бисер. М.: Худ.лит., 1969. — 544 с.
  54. Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1993. — N 1. — С.15−21.
  55. А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. — 190 с.
  56. Н.С. Курс гармонии сегодня: проблемы, тенденции, задачи // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977. — С.146−150.
  57. А. Изучать целостно // Сов. музыка. 1988. — N 9. — С. 88−90.
  58. А.К. Руководство элементарной теории музыки. Опыт систематического изложения. Спб., 1887. — 50 с.
  59. Дыс Л. Музыкальное мышление как объект исследования // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Муз. Укра1на, 1989. — С.35−46.
  60. Н., Котляровский И., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев: Муз. Украша, 1987. — 110 с.
  61. Т. Некоторые тенденции преподавания сольфеджио в вузе // Современные тенденции в организации высшего музыкального образования. М.: ГМПИ им. Гнесиных. 1987. — С.56−69.
  62. В.А. Элементарная теория музыки. Минск. 1952. -169 с.
  63. Зарухова С. М Курс гармонии в системе формирования музыкальной культуры учителя музыки // Музыкальная культура и личность. Владимир: ВГПИ, 1987. — С.27−34.
  64. С.М. Музыкально-теоретические дисциплины в системе формирования музыкального мышления учителя музыки // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. -Владимир: ВГПИ, 1991. С.76−86.
  65. И. Нужна ли музыкознанию семасиология? // Сов. музыка. 1972. — N 1. — С.28−35.
  66. И. Текст Культура — Человек: Опыт синтетической парадигмы // Сов. музыка. — 1982. — N 8. — С.34−45.
  67. А. О характере методологической проблематики в искусствознании // Сов. музыка. 1992. — N 4. — С.3−6.
  68. А. К вопросу о характере методологической проблематики в искусствознании // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. — С.8−30.
  69. А. К вопросу о природе искусствоведческого знания // Проблемы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1989. — С.5−25.
  70. О.С. Освоение ритмических структур современной музыки как фактор развития музыкального мышления студентов // Музыковедческая подготовка школьного учителя. М.: МГПИ, 1984. — С.90−95.
  71. Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб.трудов. Вып.129. — М.: Росс.акад.муз. им. Гнесиных, 1994. — 197 с.
  72. Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. — 354 с.
  73. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. — 239 с.
  74. Я. Теория интонации Асафьева в свете современного марксистского подхода к семантическому анализу музыки. -М.: Музыка, 1987. С.72−86.
  75. Л. Процесс слушательского восприятия и усвоения содержания музыкальных произведений // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев: Муз. Укра1на, 1988. — С.102−111.
  76. В. Г. Учение об основных элементах музыки: Введение // Каратыгин В. Г. Жизнь. Деятельность: Статьи и материалы. Л., 192.7. — С. 89−114.
  77. Кац Б. О культурологических аспектах анализа // Сов. музыка. 1978. — N 1. — С.37−43.
  78. Н., Никольский А. Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенный в практических примерах. М., 1908, — 60 с.
  79. Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки // Вопросы музыкознания. М.: Музгиз, 1960. — 1.2. -С.302−323.
  80. Н.К. Творчество. Личность. Образ. М.: Изд-во росс. экон. акад., 1995. — 103 с.
  81. Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности: Автореф. дисс.. к.искусствовед. Л., 1989. — 23 с.
  82. К.Д. Курс элементарной теории музыки, изложенный в 20 лекциях. М., 1905. — 79 с.
  83. Н. Курс теории хорового церковного пения в примерах и образцах. Харьков, 1904. — 110 с.
  84. В.К. Психология восприятия и организации учебного материала // Вопросы психологии. 1989. — N 6. — С.61−68.
  85. И.А. Пути совершенствования педагогического эксперимента // Организация и методика экспериментальных педагогических исследований. М.: НИИШ, 1993. — С. 16−24.
  86. Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. М.: Музыка. 1967. — С.93−104.
  87. В. Ассоциативное и специфичное // Сов. музыка. -1966. N 12. — С.3−9.
  88. Концепция музыкально-педагогического воспитания и образования. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. — 47 с.
  89. Концепция подготовки специалиста-учителя музыки на музыкальных факультетах высших учебных заведений. М.: МПГУ, 1995.
  90. Е. Значение принципа историзма для современной теории жанров // Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыковедении: Тезисы докладов к науч.-пр. конф. Горький, 1981. — С.105−107.
  91. Н. Музыкальное произведение и способ его существования // Сов. музыка. 1971. — N 7. — С.60−65.
  92. А.Г. О теории музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев: Муз. Укра1на, 1986. — С. 7−17.
  93. Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1988. — 301 с.
  94. Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1983. — 300 с.
  95. Е. Интонационный анализ творчество учителя и ученика // Искусство в школе. — 1993. — N 1. — С.21−28.
  96. Е. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства // Вопросы психологии. 1989. — N 4. -С.102−109.
  97. В. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: МГУ, 1991. — 192 с.
  98. Л., Киселев Г. Музыкальная грамота. М., 1934. — 148 с.
  99. А.А. Методы исследования профессиональной педагогики. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  100. B.C. К вопросу о восприятии музыкального образа // Развитие музыкального восприятия школьников. М., 1971.- Вып.2. С.33−42.
  101. Г. А. Историческое изучение музыки // Русский вестник.- 1867, август. Т.70. — С.690−706.
  102. Г. А. Исторический метод преподавания теории музыки // Ларош Г. А. Собрание музыкально-критических статей. М., 1913. — С.260−279.
  103. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  104. М. Опыт популярного изложения элементарной теории музыки. Спб., 1906. — 132 с.
  105. И. С. Проведение творческой экспериментальной работы по циклу музыкально-теоретических дисциплин на исполнительских отделениях // Методические записки по вопросам музыкального образования. М.: Музыка, 1991. — Вып.З. -С.155−161.
  106. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. — 384 с.
  107. Л. Эстетика и анализ // Сов. музыка. 1966. — N 12.- С. 20−30.
  108. Л. Об одном типе целостного анализа // Сов. музыка.- 1984. N 5. — С. 59−70.
  109. Л. Концепция Асафьева и целостный анализ // Сов. музыка. 1987. — N 3. — С.76−82.
  110. Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991. — 375 с.
  111. И. К определению понятия «музыкальное произведение» // Эстетические очерки: Избранное. М.: Музыка, 1980. -С. 103−124.
  112. И.В. Проблема отражения действительности в музыке: Учеб. пособие. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1992. — 54 с.
  113. А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры и подростков. М.: Прометей, 1993. — 144 с.
  114. Е.Н. Интонационность музыкального искусства: Научное обоснование и проблемы педагогики. Киев: Муз. Укра1-на, 1990. — 180 с.
  115. А.Б. Всеобщий учебник музыки. М., 1893. — 443 с.
  116. А. Народная консерватория. М., 1909. — 44 с.
  117. Е.Б. Средства музыкальной выразительности. М., 1982. — 73 с.
  118. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  119. В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1977. — Вып.4. -С.79−113.
  120. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С.141−155.
  121. В. Интонационная теория в исторической перспективе // Сов. музыка. 1985. — N 7. — С.66−70.
  122. В. Этимология культуры // Муз. академия. -1993. N 10. — С.3−10.
  123. А. О методологических поисках 70-х годов (музыкальный анализ и судьбы «новых методов») // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. — С.178−205.
  124. Н.А. Новые тенденции в комплексном подходе к воспитанию и обучению музыкантов // Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования. М., 1986. -С.33−46.
  125. М. Этюды о стиле в музыке. Л.: Музыка, 1990. -288 с.
  126. Г. Л. О месте анализа в цикле теоретических дисциплин // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Владимир: ВГПИ, 1991. — С.86−93.
  127. В. К проблеме социокультурной детерминации музыкально-художественного вкуса // Вопросы психологии. 1991. -N 1. — С.64−71.
  128. М.Г., Щербакова Н. И. К проблеме содержания музыкально-теоретической подготовки студентов // Подготовка будущего учителя музыки к работе в школе. Минск, 1991. -С.8−12.
  129. Мышление и речь. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1963. -272 с.
  130. Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 82 с.
  131. Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
  132. Е. Пути совершенствования музыкально-теоретических дисциплин // Сов. музыка. 1982. — N 2. — С.64−72.
  133. Е. Понятия и термины в теории музыки // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. -С.151−177.
  134. . К вопросу об интонации // Вопросы музыковедения. Вып.18. — М., 1976. — С.280−299.
  135. . Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. — N 3. — С.9−16.
  136. А. К проблеме соотношения образа и самосознания // Вопросы психологии. 1992. — N 1−2. — С.129−137.
  137. А. Логика художественного отражения. М.: Искусство, 1972. — 120 с.
  138. Г. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки. -М.: Сов. композитор. 1973. Вып.2. — С.434−479.
  139. Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984. — 302 с.
  140. Э.А. Художественная среда // Эстетическое сознание личности. М., 1994. — С.100−132.
  141. А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л.: Музыка, 1970. — 296 с.
  142. В. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Муз. Укра1на, 1975. — 198 с.
  143. В. Д. Формирование музыкального познания. Кишинев: Штиинца, 1988. — 157 с.
  144. Н. Содержание и форма в музыке. Л.: Музыка, 1985. — 112 с.
  145. Л.Б. Развитие музыкального восприятия как теоретическая проблема // Развитие музыкального восприятия школьников. М., 1971. — Вып.2. — С.59−75.
  146. С. Эволюционное музыковедение в системе художественного образования студентов. Новосибирск: НГПИ, 1990. -91 с.
  147. С.М. Закономерности развития художественного мышления (Музыкологический историко-теоретический аспект). -Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1993. 251 с.
  148. С. Текстуальное музыкальное мышление // Муз. академия. 1993. — N 2. — С.113−116.
  149. В. И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  150. Повышение эффективности развития творческих качеств" учителя музыки в процессе вузовского обучения: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Моск.гос.заоч.пед.ин-т, 1991. — 110 с.
  151. Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
  152. Л.В. Связи исторических и теоретических дисциплин и анализ музыкального языка // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977. — С.151−155.
  153. С.В. Элементы строения музыкальной речи. 4.1. — М.: Госиздат, 1930. — 168 с.
  154. Психология: словарь. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  155. Ю. И. Элементарная теория музыки. М., 1913. -461 с.
  156. Ю. Проблема метода изучения музыкального произведения // Методология теоретического музыкознания: анализ, критика. М.: МГПИ, 1987. — С.5−21.
  157. Ю.H., Чо Е. Музыкальное мышление в свете психологических закономерностей музыкально-слухового процесса // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Межвуз.сб. тр. Новосибирск, 1986. — Вып.4. — С.76−85.
  158. В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  159. Л.А. К вопросу методологии педагогического музыкознания // Повышение эффективности подготовки учителя музыки в условиях высшего вечернего и заочного образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Москов. гос. заочный пед. ин-т. -М., 1987. С.46−54.
  160. Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. — 137 с.
  161. Л.А. Формирование художественной культуры студентов в процессе музыковедческой подготовки в пединституте // Проблемы музыкального образования и педагогики: Межвуз. сб. науч.тр. Спб.: Образование, 1994. — С.97−104.
  162. С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. М.: Музыка, 1973. — Вып.2. — С.17−58.
  163. С. Реализм и музыкальное искусство // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1979. — Вып.5. — С.26−64.
  164. С. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1977. — Вып.4. — С.39−78.
  165. Э.Ф. Элементарная теория музыки.- Спб., 1870. 32 с.
  166. В.М. Исследование музыкальной реальности и выразительных средств музыки // Выразительные средства музыки. Красноярск, 1988. С.6−26.
  167. М. И. Музыкальный язык: учебное пособие по курсу музыкального анализа. М., 1974. — 135 с.
  168. М. И. «Микрокосмос» Белы Бартока как школа воспитания ладового слуха // Музыкальная культура и личность.- Владимир: ВГПИ, 1987. С.34−42.
  169. М. С доверием к музыке // Сов. музыка. 1988.- N 3. С. 62−65.
  170. А.И. Метод преподавания первоначальных музыкальных сведений и сольфеджио. Спб., 1868. — 80 с.
  171. Е. Стиль как система отношений // Сов. музыка. -1984. N 4. — С.95−98.
  172. Е. Мелодия сквозь призму жанра // Критика и музыкознание. М.: Музыка, 1987. — С.69−96.
  173. Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1987. — Вып.З.- С.69−96.
  174. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988. -288 с.
  175. А.Н. Статьи о музыке. Вып.2-А. — М.: Музыка, 1985.- 352 с.
  176. Е. Об историческом подходе в методике исследования музыки // Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Горький, 1981.
  177. Система языковая // БСЭ. М.: Сов. энциклопедия, 1976. -Т. 23. — С. 470.
  178. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  179. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973. 448 с.
  180. С. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  181. Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. — 263 с.
  182. О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Автореф. дисс.. д.искусствовед. М., 1995. — 39 с.
  183. А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1975. — С. 59−74.
  184. А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Вып.2. -J1.: Сов. композитор, 1980. — 295 с.
  185. И.В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1984. — 199 с.
  186. М.С. К проблеме типологии музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев: Муз. Укра1на, 1986. — С.29−44.
  187. И. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема // Музыкальный язык в контексте культуры. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. — С.23−41.
  188. Г. Интерпретация как учебная дисциплина в вузе // Сов. музыка. 1982. — N 7. — С.63−68.
  189. Г. 0 построении теории музыкального языка // Музыкальный язык в контексте культуры. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. — С. 5−22.
  190. Г. Р. 0 соотношении грамматической и семантической ориентации студентов в классе специального инструмента // Проблемы методики музыкального воспитания. Ростов-н-Д.: РГПИ, 1989. — С.94−108.
  191. М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры // Развитие музыкального восприятия школьников. М., 1971. — ВЫП.2. — С.11−21.
  192. Г. Психология музыкального восприятия школьников // Вопросы психологии. 1991. — N 2. — С.107−112.
  193. Г. О психологии искусства // Вопросы психологии. -1992. N 1−2. — С.105−111.
  194. К. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  195. Р.А. Музыка и культура.- М.: Знание, 1986.- 64 с.
  196. . Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
  197. Н.М. Основы творческого музыцирования: Учеб. пособие. Спб.: Образование, 1995. — 59 с.
  198. М.Б. Восприятие искусства как творчество // Вопросы методологии и социологии искусства. Л.: ЛГИТМиК, 1988. — С.26−31.
  199. Г. А. Музыкально-теоретическая подготовка учителя на первом этапе обучения // Музыковедческая подготовка школьного учителя. М.: МГПИ, 1984. — С.16−22.
  200. Л. Учебник элементарной теории музыки со сборником задач. СПб., 1899. — 102 с.
  201. А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: Учеб. пособие. Орел: ОГПИ, 1993. — 128 с.
  202. А. А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С.78−89.
  203. А. Музыка и эстетика. Л.: Музыка, 1976. — 208 с.
  204. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Ильичева Л. Ф. и др. М.: Сов. энцикл., 1983. — 839 с.
  205. Э. Критик как слушатель // Критика и музыкознание. -Л.: Музыка, 1975. С. 36−50.
  206. Т. И вновь о подготовке музыковедов // Сов. музыка. 1992. — N 1. — С.194−196.
  207. Т. Историзм теории как проблема совершенствования вузовского учебного плана музыковедов // Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1991. — С.163−171.
  208. В. Чему учить в классе гармонии? // Сов. музыка. -1990. N 7. — С.59−60.
  209. Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. — С.52−103.
  210. Ю. Н. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1985. — Вып.6. -С.130−151.
  211. В. Музыка как вид искусства. Ч.1, 2. — М., 1990.- 140, 122 с.
  212. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Гиппенрей-тер Ю.Б. и Михалевской М. Б. М.: МГУ, 1975. — 400 с.
  213. Художественное восприятие. Т. 1. — JI.: Наука, 1971.- 386 с.
  214. В. А. Выразительные средства лирики Чайковского. -М.: Музыка, 1971. 375 с.
  215. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  216. Т. Ценностный подход к искусству и музыкальная критика // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1979. Вып.5. — С.65−101.
  217. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: Изд-во «Экспедитор», 1996. — 288 с.
  218. Н.М. О развитии музыкального восприятия школьников // Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей. М., 1974. — С.38−51.
  219. Чиж Г. Память как компонент системы музыкального мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Муз. Укра1на, 1989. — С.64−68.
  220. Чо Е.Н. Музыкально-слуховое мышление как проблема музыкознания // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Владимир: ВГПИ, 1991. — С.47−67.
  221. Л. Некоторые возможности семиотического метода в музыкальном анализе // Методология теоретического музыкознания: анализ, критика. М.: ГМПИ, 1987. — С.83−102.
  222. Н. Интонационный словарь и проблема народности.- М.: Музыка, 1966. 74 с.
  223. Н.И. Музыкально-теоретический цикл в подготовке учителя музыки // Подготовка будущего учителя музыки к работе в школе. Минск, 1991. — С.12−16.
  224. А. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. М.: Моск. консерватория, Магнитог.муз.пед.ин-т, 1994. -288 с. b228.229.230.1. Схема
  225. ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВК И УЧИТЕЛЯ—МУЗЫКАНТА
  226. Цель Объект Содержание (педагогические задачи)1 1 1 1
  227. Формирование активного познавательно-творческого отношения к музыкальному искусству
  228. Процесс вузовской музыкально-теоретической подготовки учителя музыки1. Знания Умения Навыки
  229. Эстетические: о категориях стиля, жанра, образа и т. д.
  230. Музыкально-исторические: об исторически сложившихся стилях й направлениях, их мировоззренческих и ценностных установках
  231. Музыкально-теоретические: о логике музыкально-языковой системы, ее синтаксисе и грамматике
  232. Художественно-критические: о связи текущего художественного процесса и языковых норм эпохи, индивидуального стиля- о критериях ценности МП1. Сокращения:
  233. МП музыкальное произведение-
  234. МВС музыкально-выразительные средства
  235. Анализ художественно-образного содержания МП
  236. Комплексное рассмотрение МВС
  237. Выявление семантических значений МВС
  238. Установление взаимосвязи между МВС и образным содержанием МП1. Способы деятельности
  239. Обобщение и систематизация сведений об эпохе (конспект, реферат)1. Восприятие музыки1. Лекции1. Практические занятия1. Анализ музыки1. Самостоятельная работа
  240. Творчество (сочинение, импровизация)
  241. Зыделение МВС в контексте МП и рассмотрение их смысловых значений
  242. Понятинно-логическое и художественно-образное мышление
  243. Оценочная и интерпретирующая деятельностьО
Заполнить форму текущей работой