Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Her следует воспринимать конфликт как однозначно деструктивное явление. Конфликт способен раздвоиться на конструктивный или деструктивный. В первом случае это приведет к развитию личности, её росту, а во втором — к напряжению отношений с окружающими и, как следствие, к стрессу с переходом к патологическим изменениям и даже возможно разрушение внутреннего Я, что в свою очередь подорвет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Ддацтнческая гот<�урцор-|> управлению межличностными конфликтами, а школе как педагогическая проблема
    • 1. 1. Социальная природа управления межличностными конфликтами в юколе
    • 1. 2. Уяравлемие межличностными конфликтами в теории и практике педагогического образования
    • 1. 3. Структура и содержание практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами, а школе.,
  • Выводы
  • Глава II. Процесс Формирования практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе
    • 2. 1. Моделирование процесса формирования практической готовности педагогов к управлению межличностными конфликтами
    • 2. 2. Трснннгоаые технологии и процессе профессиональной подготовки педагогов к управлению межличностными конфликтами в школе,.,.".,.,
    • 2. 3. Динамика готовности студентов к управлению межличностными конфликтами в школе
  • Выволы ."

Формирование практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лкгуалыюсть исследования. Важность изучения подготовки педагогических кадров к управлению межличностными конфликтами возникает hi необходимости поддержания конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса школы и психологического здоровья отдельно взятой личности. Сложность н неоднозначность вхождения студентов в профессионально-педагогическую деятельность, где им придется постоянно сталкиваться с межличностными конфликтами, требует для их управления специальной подготовки. Готовность управлять межличностными конфликтами — одна из самых цепных характеристик профессиональной компетентности педагога, формирование которого начинается уже на студенческой скамье. В процессе профессиональной подготовки специалистов у них складывается представление о предстоящей сфере деятельности, специфической особенностью которой является конструктивное взаимодействие с окружающими людьми, позволяющее педагогу способствовать развитию личности обучаемого, установлению благоприятных отношений с родителями и коллегами, управлять межличностными конфликтами. Еше на этапе профессионального становления педагог может и должен избавиться от установок, называющихся «педагогической робинчониадой», и быть готовым к педагогической деятельности в ситуации «открытой коллективности».

Между тем реальный уровень готовности студентов к управленню межличностными конфликтами в школе не соответствует современным требованиям. Сделан вывод, что резервы высшей педагогической школы в обсуждаемом плане шире, чем принято считать. Существует принципиальная возможность такого построения образовательного процесса, при котором нрофееснонально-лнчностнос развитие будущих педагогов обеспечит их соответствующею конфликтологическую компетентность. Это потребует включения в содержание профессиональной полготовки специалистов практических занятий (тренингов), предусматривающих овладение педагогическими технологиями предстоящей работы, выработку н закрепление практической готовности к управлению межличностными конфликтами. При использовании тренннговыч технологий ожидается существенное повышение у студентов уровня личной активности, творчества, способности применять полученные теоретические знания на практике, мотивационно-цениостного отношения к предстоящей профессиональной деятельности.

Социально — психологическая природа конфликтов издавна интересовала ученых. В отечественной науке к ее анализу обращались Б. И, Андреев. А. С. Белкин, ПЛ. Блоискин,.

A, А, Бодалев, Л, И. Божович, Л. С. Выготский, А. И. Донцов, Т-В.Драгунова, В. А Иваиников, Н, В. Крогиус, А. А. Леонтьев. Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, А.В. Мудри", Е. С. Романова,.

B.И.Сорока — Росинский, В. А, Сластеиин, В. А. Сухомлннскнй, Д. И. Фельд штейн и др.

Имеются работы, раскрывающие процесс управления конфликтными ситуациями в учебно — воспитательных коллективах (А.II. Алексеева, В-М-Афонькова, Ф. М, Бородкнн, А. И. Воробьева, Г, Л. Воронин, А. А. Ершов. Э. М. Киршбаум, К. С. Лнсецкнй, Д. ФМорецкнй, Т. А, Полозова, Е. ЛРодченкова, А. А, Рояк. М. М. Рыбакова. Е. А, Юнг, М. М. Яшенко и Др.).

Во второй половине XX в. выделилась специальная область знания • конфликтология. Большой вклад в се развитие внесли социология (М. Вебер, Р. Дарснлорф, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель,.

Jl. Козе р. КМаркс, Г. Спенсер, Г. Спенсер, н др.), философия (Р. Баррен, И. Г Фихте и др.), политология (Р. Арон, М. М, Лебедева* н др.), психология (М. Дойч, Д. Рапопорт, Д, Скотт, К. Гомас, J1. Томпсон, М. Шериф), педагогика (Е.А. Ермолаева, Э. И. Киршбаум, Ф, М. Мясников, Т. А. Чистякова и др,).

Чтобы управлять конфликтом, надо знать, что он не плох и не хорош, существует практически во всех жизненных процессах, особенно в школе, поэтому педагогам необходимо владеть тем. как эффективно и адекватно реагировать на конфликтные ситуации н использовать их в воспитательно-развивающих целях.

В психолого-педагогической литературе, однако, до насгояшего времени нет ответа на вопрос о детерминантах подготовки педагога к профессиональным действиям в управлении межличностными конфликтами в школе, хотя потребность в этом возрастает в педагогической теории н образовательной практике.

С учетом этой потребности был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: при каких пенхолого-педагогнческих условиях и технологиях формируется практическая готовность педагогов к управлению межличностными конфликтами в школе?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — управление межличностными конфликтами в образовательном процессе школы.

Ппслмст исследования — процесс формирования готовности педагогов к управлению межличностными конфликтами в школе,.

Задачи исследования: I, Описать феномен межличностного конфликта в образовательном процессе школы.

2. Построить структурно-уровнсвую модель практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами, а школе.

3, Вскрыть и экспериментально обосновать пенхолого-II еда готические условия эффективного формирования у педагогов практической готовности к управлению межличностными конфликтами в школе.

Гипотеза исследования основана на предположении о точ, что процесс формирования готовности педагогов к управлению межличностными конфликтами в школе может быть существенно улучшен, если:

— определен исходный уровень готовности учителя к управлению межличностными конфликтами и намечены пути ее дальнейшего обогащения;

— существенно усилена праксиологическая часть подготовки педагога к управлению межличностными конфликтами в школе за счет обучающих тренингов;

— освоены теория н механизмы управления межличностными конфликтами в школе;

— реализованы межнредметные связи в преподавании педагогических, технологических, конфликтологических, соинально-психологическнх дисциплин;

— предусмотрена соответствующая педагогическая мотивация;

— выработаны установки у учителей на управление межличностными конфликтами в школе.

Теоретике — методологическими предпосылка чи исследования выступают:

— на Философском уровне: законы и категории теории познания, законы диалектики как теории развития материальных и идеальных объектов* учение о сущности и законах развития б духовной сферы общества (Г. Гегель, Э. Кант. К. Маркс, Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, Г. Г. Копылов, В. А. Никитин. М. Г. Ойчсрман, М-В. Ран, В, Н. Розов, В. Фраикл. Г. П. Щедровнцкнй и др.);

— на общенаучном уровне: положения о природе конфликта, о конструктивном взаимодействии всех членов общества, вхождении молодых специалистов в профессиональную среду, о сущности педагогического процесса в условиях приобретения им свойств целостности (Ю.К.Бабанскнй, В. П. Бсспалько. Б. П. Бнтинас, 3-И. Васильева, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В.В.Краеаскнй), принципы и методы системного подхода к анализу педагогических явлений (С, И, Архангельский, В. Г, Афанасьев, В. П. Бсспалько, ИВ. Бдауберг, Т. А, Ильина. В. П. Кузьмин, А. И. Мищенко, Ю. П. Сокольннков, Э.Г.Юдкв), культурно-историческая концепция личности (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, А, С. Асмолов), теории социальной адаптации личности (К.Адлер, З. Г. Аболевнч, В. В. Внттенберг, Л. В. Корель, М. В. Ромм, Э. Роджерс);

— на конкретно-научном уровне: акмеологнческий подход в саморазвитии профессионала (О.С.Аинсимов, А. А. Бодалев.

A.С.Гусева, Ю. М. Гончаров, А. А. Деркач, В. М. Дьячков,.

B.Г.Зазыкнн. А. В. Кнрпиченко, Н, В. Кузьмина, Т, С. Михайлов, В. Г. Михайловский, А. С, Огнен, А Л. Снткнков) — деятельностиый подход в развитии личности (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев,.

A.Г-Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, II.>1.Гальперин,.

B. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов. З. А. Решетова, С. Л, Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадрнков, Д, Б. Эльконнн) — субъектный подход, а становлении специалиста (К.А.Абульханова, Г. И. Аксенова, Р. М. Асадулдин, А. В. Брушлинскнй. О. С. Газман, С.М.Г'одннк, Б. И. Исаев.

С.Л.Рубинштейн, В. А. Сластенин, В.И.Слободчиков), педагогические теории (А.С.Границкая, Н. П. Капустин. С. В. Красиков. И Ь Сен, но век lift, НЯ. Ямбург) — теории творчества и инновационной деятельности (Б.Г.Гершунский,.

Л.К.Веретенникова, В. И. Загвязннский, В.А.Кан-Калик,.

Н.Д.Ннкандров, Л. С. Подымова, МН. Скаткин, А. И. Савенков. В-Н-Харькн н, Н.Р.Юсуфбекова) — теории индивидуальности (А.Г.Асмолов, Б. С. Братуеь, Е. А. Климов, В. С. Мерлин. II.Е.Мажар.

B.Д.Небылниын. Ю.М.Орлов) — теории управления педагогическими процессами {Н.Н.Боярннцсва, Т. М. Давыденко,.

C.Н.Мити и, П. И. Третьяков, Т.И.Шамова) — теории личностноориентированного педагогического образования (Г.А.Бордовский, В. И. Даннльчук, В. Л. Матросов, А. В. Мулрик, В, В. Сериков,.

A.П.Тряпииына) — нден, связанные с обеспечением целостности, непрерывности и многоступенчатости образования (С.Г.Всршловскнй, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунскнй,.

B.А.Горохова, А. В. Кузнецова, Ю. Г. Круглов, В. Г. Онушкин, Н.К.Сергеев).

В целом исследование строится в русле теоретической концепции готовности к педагогической деятельности, разрабатываемой кафедрой педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии МЛГУ.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались взаимодополняющие и взаимопроверяющне методы исследовании:

— теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы, программно методических документов, продуктов творческой деятельности учителей и студентовмоделирование;

— длительное, в том числе включенное наблюдение по специально разработанным программам;

— оценивание — рейтинг;

— обобщение педагогического опыта;

— беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование;

— метод экспертных оценок;

— педагогический эксперимент;

— ролевые игры;

— ситуационный анализ;

— разбор случаев из педагогической практики;

— видеоаналнз;

— методы статистической обработки данных.

База исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования были МПГУ, МГОПУ им. Шолохова, УПК «Митино-18», средние школы г. Лобнн Л?3, № 5. Исследованием было охвачено 120 студентов н 114 учителей.

Организация исследования. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2002;2003 > - поисковый, Изучено современное состояние проблемы, выявлено отношение педагогов к межличностным конфликтам, возникающим в школеповедение учителей в конфликтной ситуациисделан анализ имеющейся литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его рамки, методология, понятийный аппарат, объект, предмет, гипотеза и методы.

Второй этап (21 103−2005)моделирующий. Разработаны программа формирования готовности, методика диагностики исходного уровня готовности педагога к управленню межличностными конфликтами, определены и экспериментально подтверждены механизмы управления межличностными конфликтами. По материалам этих исследований были сделаны сообщения на научно-практических конференциях и осуществлен рял публикаций. Результатом этого этапа стало построение системы механизмов управления межличностными конфликтами н обеспечение общих контуров методики формирования готовности педагога к управлению межличностными конфликтами.

Третий run (2005;21)06) — формирующий Разработаны и проведены с учетом этапов формирования готовности обучающие тренинги, направленные на выработку стратегии поведения и управления межличностными конфликтами. На основе этих работ было сделано сообщение на научной сессии, получила экспериментальное подтверждение методика форм про нания практической готовности учителя к управлению межличностными конфликтами в школе.

Четвертый этап (Д006−20 071 — заключительно обобщиЮ1ннй Осуществлены интерпретация, систематизация и обобщение полученных результатов, выявление их соответствия целям исследования, литературное оформление диссертации. Научная новизна исследовании:

— уточнено понятие межличностного конфликта как социально-психологического явления;

— охарактеризованы особенности профессионально-педагогического общения;

— раскрыты сущность, содержание н структура практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе;

— спроектирована теоретическая модель формирования практической готовности педагогов к управлению межличностными конфликтами;

— определены н эксперн ментально обоснованы псиколого-педагогическнс условия эффекти вностн формирования практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе.

Теоретическая значимость исследования'.

— расширено представление об управлении межличностными конфликтами, а школе;

— дана сущностная характеристика практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами;

— развиваемая в исследовании концепция вносит существенный вклад в научное обеспечение компетентного подхода к подготовке педагогических кадров.

Практическая значимость исследования:

— разработанные на его основе научно-методические рекомендации по формированию практической готовности педагогов к управлению межличностными конфликтами могут и должны найти применение в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

— подготовленная и апробированная в исследовании авторская программа, интегрирующая теоретические лекционные курсы с тренннговой формой проведения занятий, существенно повышает продуктивность формирования у студентов готовности к управлению межличностными конфликтами;

— результаты исследования могут служить научно-практической основой для построения процесса формирования профессиональной готовности педагогов к управлению межличностными конфликтами, а школе.

Достоверность и надежное! ь полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций и методов исследования, адекватных его задачам и логике, природе изучаемого объекта, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением их с массовым педагогическим опытом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Практическая готовность педагога к управлению межличностными конфликтами в школе — интегратквная характеристика свойств его личности, включающая в себя мотивы и освоенные ценности учительской профессиисистему знаний о природе межличностных конфликтов, содержании н механизмах управления имиумение применять конструктивные стили поведения в предконфлнктных и конфликтных ситуацияхспособность к анализу совершаемых действий и прогнозированию будущих событийналичие положительных установок на их восприятие и преодолениеопыт в решении конфликтологических задач в образовательном процессе школысаморазвитие,.

2. Критериями оценки практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе являются: мотнаапнонно-ценностное отношение к избранной профессии (профессиональный интерес к преодолению барьеров в педагогической деятельности) — объем, прочность и широта знаний о природе межличностного конфликта и способах предотвращения и управления имумение применять конструктивные стили поведения в межличностных конфликтах (сотрудничество и компромисс), наличие положительных установок на поведение в конфликте (разрешение конфликтной ситуации «выигрыш-выигрыш) — умение использовать результаты конфликта для развития своей личности н окружающих,.

Управление педагогом межличностными конфликтами н школе — процесс перевода конфликта из деструктивного в конструктивное, обеспечивающее рост удовлетворенности преподавательского состава, школьников, родителей взаимоотношениями в образовательной среде, В результате такого управления, конфликт становится двигателем прогрессивных изменений, стимулируя более активные темпы сплочения коллектива при решении учебно-познавательных н жизненных задач или конкуренции и выступает стратегией развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта с проявлением лидерских качеств личности.

4. Структурно-уровневая модель практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе — многокомпонентное новообразование, выраженное мотнвационно-иснностным, когнитивным, деятедьностным, социальным н личностным компонентами.

5, Психолого-псдагогические условия формирования практической готовности у будущих учителей к управлению межличностными конфликтами осуществлены в применении совокупности методов интерактивной работы и различных технических средств обучения, в себя включает лекционные курсы по дисциплинам «Дидаскологня», «Педагогическая технология», «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Конфликтология" — мультимедийные занятия с применением проектора, видеосъемки и т. д.- обучающий тренинг «Управление межличностными конфликтами в школе».

Апробация к внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс в Московском педагогическом государственном университете на факультете педагогики и психологии для студентов, получающих квалификацию «Преподаватель педагогики и психологии для средних специальных учебных заведений».

Материалы диссертационной работы отражены в семи публикациях общим объемом IJ авторских листов, докладывались и получили одобрение на научных сессиях Московского педагогического государственного университета (2000, 2001, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007), II межвузовской научно-практической конференции «Психология и педагогика XXI века» в Московском открытом социальном университете, международной научно-практической конференция «Ломоносов — 2005» в Московском государственном университете им. М, В, Ломоносова, на XЕжегодной презентации учебно-методических разработок ОАО «Газпром» {2006), на VII Всероссийской конференции по дополнительному образования, а г. Казани (2006).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложении.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Профессиональная подготовка студентов сориентирована на освоение ими теоретических и методологических основ управления межличностными конфликтами, что позволяет воспринимать интегратнвныс курсы как одно из условии формирования профессиональной готовности. Применение тренннговых технологий в системе образовательного процесса способствует более успешному усвоению, отработке и закреплению практических знании, умений и готовности к управлению межличностными конфликтами, их анализу и синтезу.

При использовании тренннговых технологий отмечено повышение уровня личной активности, творчества" способности применять полученные теоретические знания на практике, мотивационно — ценностного отношения студентов к предстоящей профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Her следует воспринимать конфликт как однозначно деструктивное явление. Конфликт способен раздвоиться на конструктивный или деструктивный. В первом случае это приведет к развитию личности, её росту, а во втором — к напряжению отношений с окружающими и, как следствие, к стрессу с переходом к патологическим изменениям и даже возможно разрушение внутреннего Я, что в свою очередь подорвет психофизиологическое здоровье человека. Но не стоит рассматривать конфликт, как трагедию для человека. Конфликт — вызов вашему личностному Я. Именно он способен сделать сильнее или же ослабить. Конфликт как стратегия, стимулирующая более активные темпы развития личности при решении жизненно важных проблем или конкуренции, выступает стратегией развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта с проявлением лидерских качеств личности.

Главное научиться управлять конфликтом и стараться извлечь из него как можно больше положительных моментов. Конфликт — это то явление, которым можно управлять, при этом снижая его деструктивное значение, а конструктивноеувеличивая. Управлять конфликтом способен каждый, при условии формирования готовности к управлению межличностными конфликтами. Готовность возможно формировать в процессе обучения при использовании тренннговых и других образовательных технологий. Из этого напрашивается очевидный вывод: конфликт — это то, с чем можно и нужно работать!

Проведенное нами нсследованне позволило установить, что реальный уровень готовности студентов и молодых педагогов к управлению межличностными конфликтами не соответствует современным требованиям. Вместе с тем сделан вывод, что резервы высшей школы в обсуждаемом плане шире, чем принято считать. Существуют принципиальные возможности такого построения образовательного процесса, при котором профессионально-личностное развитие студентов обеспечит их конфликтологическую компетентность. Это потребует включения в содержание профессиональной подготовки специалистов практических занятий (тренингов), предусматривающих овладение ими педагогическими технологиями предстоящей работы, выработке и закреплению практических знаний, умений и готовности к управлению межличностными конфликтами, их анализу и синтезу. При использовании тренниговых технологий, мультимеднных занятий, интегрированных в лекционные курсы «Конфликтологии», «Социальной психологии», «Педагогической технологии», «Дидаскологнн» отмечено повышение уровня личной активности, творчества, способности применять полученные теоретические знания на практике, мотивационио-ценностного отношения студентов к предстоящей профессиональной деятельности.

Проведенное нами исследование среди школьных учителей на определение уровня готовности к управлению межличностными конфликтами выявило две особенности:

• Большая часть всех конфликтов приходится на первый год работы учителя в школе (причины: вхождение в педагогический коллектив (принятие норм н правил), излишняя амбициозность и недостаточный уровень практической квалификации, стремление быстро получить признание, при этом спешка в работе и допущение большого числа ошибок). * Среди молодых специалистов, не прошедших дополнительные практические занятия по управлению межличностными конфликтами и работающих в школе, отмечены недостаточный уровень практической готовности к управлению межличностными конфликтами и не умение применять полученные знания на практике.

Управление конфликтом н школе предполагает не только регулирование и минимизацию одного из типов уже возникшего противостояния, но и создание условии для предотвращения их в будущем, Четко отлаженная деятельность педагога по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключает возможность возникновения деструктивного развития событий в школе, подчеркивая конструктивную значимость педагогического процесса. В связи с этим безмерно возрастает необходимость повышения уровня практической готовности к разрешению и предотвращению конфликтов будущих педагогов и уже работающих молодых специалистов. Разработанная нами программа показала достаточно высокие результаты прошедшие обучения студенты демонстрировали высокий уровень в области знаний" умений н практической готовности к разрешению конфликтов н проявляли конструктивные способы взаимодействия в конфликтных ситуациях (компромисс и сотрудничество), на основании чего можно отмстить обоснованность гипотезы, согласно которой профессиональная подготовка студентов будет осуществляться более эффективно, если в процессе обучения используются трен и нго вые формы обучения, через которые моделируется система субьект — субъектных отношений, создаются ситуации активного участия студентов в общении, взаимодействии и. при необходимости, управлении межличностными конфликтами. Все это способствует развитию их профессиональной компетентности, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности.

Умение управлять межличностными конфликтами в школе — одно из самых ценных профессиональных качеств педагога, которое заключается в восприятии конфликта как закономерного явления в межличностных отношениях, а также выборе оптимальной модели поведения в конфликтной ситуации и насыщении его содержанием, зависящем от участников конфликта.

Для развития навыков управления межличностными конфликтами у будущих учителей в системе подготовки необходимо применять тренинговый (обучающий) курс «Управление межличностными конфликтами в учебном процессе». Преимущественное отличне тренинга от других форм обучения — возможность достижения понимания природы явлений через личное ощущение своего поведения.

В обучающем тренинге нужна система. Она позволяет поэтапно формировать умение и готовность в целом к управлению межличностными конфликтами, так как теория каждый раз включается н практическую деятельность, В рамках данной концепции были разработаны два варианта программ обучающего тренинга:

— S месяцев с сентября по май включительно, с перерывом в январе (студенты сдавали зимнюю сессию}, 3 недели в месяц по 4 академических часа. Одна неделя сводная;

— 6 месяцев по 2 занятия в месяц, 12 занятий по в академических (6 астрономических) часов,.

Систематичность в применении тренингов позволила постоянно отрабатывать и закреплять навык. Этот эффект был достигнут за счет нескольких факторов:

— увеличение продолжительности курса по дням позволило снизить нагрузку на каждый отдельно взятый день, достаточно 4 часа в день. За это время отрабатывалось одно упражнение, с обсуждением н корректировкой поведения студентов и выстраиванием ситуации успеха. Превышение данного количества часов приводит к снижению внимания, рефлексирования, появляется обшая усталость в группе, так-как участники постоянно включены в образовательный процесс;

— развило у студентов способность к анализу совершаемых действий и прогнозированию развития событий;

— систематичность практических занятий позволила студентам регулярно рассматривать с разных сторон свое поведение в одних и тех же моделируемых ситуациях с разными участникам", обобщая свои наблюдения н делая выводы по корректировке последующих действий. Применение тренннговых технологий в системе образовательного процесса способствует повышению качества подготовки молодых специалистов к управлению межличностными конфликтами в школе, а именно позволяет успешно усваивать, отрабатывать и закреплять теоретические знания, практические умения и опыт применения стилей поведения в конфликте, их анализ н еннтез.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аг А, Конфликт. Политология вчера и сегодня. Выи. Ш, М- 1991. С. 152
  2. Адлер А, Очерки по индивидуальной психологии. -М.: «Когнто-Центр», 2002. 240 с.
  3. Андреева Г, М- Социальная психология. Учебник для высшей школы. /Ин-т «Открытого обучения». М Аспект пресс, 1996. — 375 с.
  4. В.И. Конфликтология- искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов, Казань, 1992.
  5. В. И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов. Н Хрестоматия по социальной психологии. — М- Международная педагогическая академия. 1994, — С. 82.
  6. Аннкссва Н, Г. Психологический климат, а коллективе. М. Просвещение, J 989, — 247 с.
  7. А.Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию, Как предупреждать и разрешать межличностные хонфлнктьг Ужгород: «Патент», 1995. -551 с.
  8. Амватер И, Я вас слушаю, ¦ М. 1988. 243 с.
  9. Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания. Вопросы психологии, 1994, № 2, с. 92−98.
  10. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 158 с
  11. А.Г. Образование.' как расширение возможностей развития личности. Вопросы психологии.-1992. № 1, с. 6−13.
  12. Р. Этапы развития социологической мысли.- М. 1967. С 194, 197.
  13. Афоиькова В. М Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления- Дис. Каи. пед. наук. М., 1975. — 174 с.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М- Педагогика, 1982,-192 с.
  15. Беспал ько В. Г1. Слагаемые педагогической технологии. ¦ М.: Педагогика. 1989. 190 с.
  16. Бестужев Лада. Народное образование: экспертное мнение. // Социологические исследования. 1998. N Ю
  17. Э. Игры, в которые играют люди, ¦ М. 1997. -397 с.
  18. Бим-Бад Б, М, Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 2000. N7
  19. БнрштеЙн М.М., Деловые игры. Рига, 1989. 150 с.
  20. Битяиова М. Р- Социальная психология. — М.: Международная педагогическая академия, 1994, 106 с.
  21. В.Н. Психология личностного роста, М., 1996. 224 с,
  22. Л. В, Краткий словарь философов. М-. 1994. — 132 с.
  23. В.Ю. Психотренинг. Соцнодинамнка. Упражнения. Игры. СПб.:Социально-психологический центр", 1996, с 10−11
  24. Бородкин Ф. М, Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: «Наука», 1984. 141 с.
  25. Г. Руководство по ведению переговоров. -МЛ 996. -223 с
  26. И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: Изд. «Ось-89″, 2000.2S. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. СПб: „Ось-89″, 2004. — 272 с.
  27. М.Я. О путях повышения творческого потенциала будушнх учителей. — М., МГПИ им. В. И. Ленина. 1992, 164 с,
  28. М.Я. Формирование профессиональной культуры учителя. M. t 1992. — 150 с“
  29. Виленский М. Я, Образцов П. И., У май Л. И, Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе. — М: Педагогическое общество России, 2004. — 156 с.
  30. Войкунсхий А, Я Говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. М- Прогресс, 1992. — 91 с,
  31. Г. Конфликты в школе // Соцнс. № 3, 1994. С. 94
  32. О.С., Крылова И. В. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — М. т 1995. 103с.
  33. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. // Новое педагогическое мышление. М., 1989. — 96 с.
  34. В. А. Гусев Г. А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы. М., 1994, — 327е.
  35. .С. Прогнозирование развития образования: проблемы и перспективы. // Образование в современном мире. М., 1986. — 142 с.
  36. В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии it Сов. Педагогика. 1991. N9
  37. Т. Левиафан. М,. „Мысль“, 200! ~ 480 с.
  38. С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности. Приобщение к педагогической профессии. Воронеж, 1992.— 215 с.
  39. В.Л., Горелов А. Ф., Кононенко А.Ф Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. М, 1991. -207 с.
  40. П.О., Могилевский М. И. Трудовые конфликты и порядок их разрешения. Г1г., 1924. — 144 с.
  41. Гришина Н, В. Давайте договоримся. СПб, 1993. -174 с.
  42. Гришина Н. В, Психология конфликта. СПб.: ПитерЛООО. 464 с.
  43. О.Н. Конфликтология. М.: Ассоциация авторов издателей „Тандем“, 2000. — 318 с.
  44. Н.С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород, 1995.- 205 с.
  45. Р. Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования 1994. С. 143.
  46. Д.У. Тренинг общения н развития, М,: Издат, группа „Прогресс“, 2000, — 175 с,
  47. Л.И., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев Н. В. Введение в общую теорию конфликтов, — М.: Издат, „Номос“, 1993. 218 с.
  48. Дмитриев А, В. Конфликтологи». — М.: «Гардарнка».2000. 21 в с.
  49. Дмитриев А. В, Конфликт на российском распутье, Социологические исследования, 1993, 196 с,
  50. Т., Миллер В. Айкидо в повседневной жизни. Практика решения конфликтных ситуаций. М.: «Гелиос», 2001, 172 с.
  51. М.К. Дональдсон М. Умение вести переговоры для чайников, ¦ Киев-Москва, 1998, 112 с
  52. А.И. Психология коллектива. М: Изд-во МГУ, 1984." 254 с.
  53. ВВ., Конторов Д. С., Конторо" М.Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь, 1989. -199 с.
  54. Дурай-Новакова К. М, Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дне. д-ра пед. наук. — М., 1983, 241 с.
  55. Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994. — 89 с,
  56. М.И. Психология высшей школы. Минск, 1993.-225 с,
  57. Э. Социология образования, М-, 1996. -214 с.
  58. Еатнхов О-В. Практика психологического тренинга. — СПб.: «Речь», 2005. 149 с.
  59. Емельянов Ю. Н Обучение паритетному диалогу. Л&bdquo- 1991 — 184 с.
  60. Ю.Н. Активное соцнально-пснхологнчеекое обучение, Я., 1985. — 165 с.
  61. С.М. Практикум по конфликтологии. ¦ СПб.- «Питер». 2000.
  62. Ю. Я. Манипуляция личностью: смыслы, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995,
  63. Загвязннскнй В, И. Методология и методика дидактического исследования, — М. Педагогика, 1982,-160с.
  64. Запрудекий Ю Г. Социальный конфликт. — Ростов н/Д: «Феникс», 1992. — С. 54.
  65. В. П., Хряшева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990,
  66. Л.Н. Психологическая подготовка педагога, -М.Новгород: ИНГУ, 1993. 214 с.
  67. Л.Г. Социология конфликта. ¦ М, 1996.
  68. Г. Избранные работы. М.: «Ника-Центр», 2006. ¦ 440 с,
  69. Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-нД: «Феникс», 1998.
  70. Игры обучен не, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. П струе и не кого, — М: «Новая школа», 1994.
  71. Иванова Е. Н, Эффективное общение и конфликты. ¦ СПб, Рига, 1997.
  72. Иэаро, Кэррол Э, Психология эмоций. СПб, (999,
  73. Кан-Калнк В, А. Учителю о педагогическом общении. -М-* 1987.
  74. Ю.А. Инновации, интеллект, образование. -М&bdquo- 1998.
  75. Кларнн М. В, Корпоративный тренинг от, А до Я. М.: «Дело», 2002.
  76. КарлшхнА И. Н. Теоретн ко-м стодол оги чес кое исследование социально-психологи чес к их практик, М., Челябинск: «Социум», 2002.
  77. АХ. и др. Конфликтология. СПб, 1999.
  78. Каррас Ч. J1. Искусство ведения переговоров. М., 1997.
  79. Князева М. Н, Конфликт. ЭКО, 1992, № 2.
  80. S3. Ковальчнк П., Малнева П. Предупреждение и разрешение конфликтов. М.: ИП Ран, МИПСЭТ, 1994,
  81. Г. И. Введение в конфликтологию, — М,: Владос, 1999.
  82. Л.Ф. и др. Эффективность образования. М, 1991
  83. КоломинскиЙ Я. Л, Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
  84. Конфликт сложных систем / Под ред. А. А. Пунтуса. -М., 1995.
  85. Конфликты в современной России / Пол ред. Е. И. Степанова — М.: Эдиторнал У PC С, 1999.
  86. Конфликты: сущность и преодоление. Методические материалы. М&bdquo- МГИУ, 199 090. Конфуций Луньюй. Изречения. — М. г «Эксмо», 2003. ¦ 463 с.
  87. Корнслиус X, Фэйр Ш. Выйграть может каждый. М&bdquo- 1992,
  88. Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999, N3
  89. В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект социально-философского анализа //Гуманизация образования. 1994. N1
  90. Краевскнй В. В, Содержание образования бег на месте // Педагогика, 2000.
  91. Л. Основы конфликтологии, — СПб, — «Светлячок», 1999.
  92. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, Н. Г. Ярошсвского, М&bdquo- 2001.
  93. Р.Л., Дубовская Е.М, Психология малых групп. М., 1991.
  94. Р.Л., Если вы руководитель. — М.: Дело. 1993.
  95. Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности: Авторсфрат докт. дис. -Л., 1980.
  96. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2-е нзд. — М.: «Смысл». «Академический проект», 1999.
  97. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество / Под. ред. Е. Н. Ивановой. ¦ Рига-СПб., 1995.
  98. Р. Групповая психотерапия. Питер, 1998, 384 стр.
  99. Леонтьев H. K, К вопросу о сознательности учения И Психологическая педагогика и образование. t997. N1
  100. О.Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998.
  101. Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  102. Н. Государь: Сочинения. Перевод с итальянского. М.: «Эксмо-Пресс», 2006. — 671 с.
  103. Макшанов С" И. Психология тренинга, СПб., 1997.
  104. Малюченко Г, Н, Развитие конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. М., 1996.
  105. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995.
  106. Г. И. Социально-психологический тренинг. М. 1998.
  107. А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя. Советская педагогика, 1986, №:6. с. 56−64.
  108. В. Переговоры. Калуга, 1993.
  109. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.
  110. Е. Я, ты — мы: Психологические возможности улучшения общения Н Пер. с польс. ¦ М: Прогресс, 1986.
  111. Мелик-Пашаев А. А Гуманизация образования, проблемы и возможности //Вопр. Психологии. 1989. N5
  112. Мудрнк А. В, Общение в процессе воспитания. М. 2001,
  113. А.В. Социальная педагогика, М, 1999.
  114. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущего учителя, Канд диссертация, 1983.- II3 с.
  115. В.А. Социология образования. М., МГУ, 1992.
  116. Николаенко С. А, Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности, Автореферат диссертации. канд, псих, наук, Киев, 1985. — 24с.
  117. Д. Маэстро переговоров, Минск, 1996.
  118. Ф. Так говорил Заратустра. М, — Издательство «Московского университета». 1990. — 302 с,
  119. Ф. Утренняя заря. Переоценка всего ценного. Веселая наука. М: «Харвест», 2006, — 9. 2 с.
  120. Образование в социокультурном воспроизводстве- механизмы н конфликты / Отв. Ред. В. Н. Шубкнн. М., 1994
  121. А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. М, 1992,
  122. Е.К. Психологические основы формирования профессионалньного мышления учителей, Диссертация . доктора псих, наук, М, 1988.
  123. Основы конфликтологии / Под ред. Кудрявцева В. Н. -М. 1995.- 425 с,
  124. Л.А. О понятийной схеме соц.-пснхол, анализа конфликта Н Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, М., 1977.
  125. Петровская Л, А, Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга, М.- Изд-во МГУ, 1989.
  126. . К.К. Краткий словарь системы психологичных понятий. М.- Высшая школа, 1984,
  127. Т.А. Межличностный конфликт в группе: теоретические принципы и опыт экспериментального исследования: Автореф. дне. канд. псих. наук. М., 1980.
  128. Р. Теория конфликта Н Полит, исследования.№ 5, 1991.
  129. Проблема конфликта в западной социологии / Отв. ред. А. Г. Здравомыслов. Нижний Новгород, 1994.
  130. Пнз Аллан. Язык жестов. Новгород, 1992,
  131. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.
  132. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: «Знание», 1991.
  133. Психологические основы формирования у педагогов лнчностко-ориснтированного подхода к ребенку / Под. ред. С. С. Харнна.- Минск, 1999. t44. Росс, Ли, Нисбетт, Ричард. Человек и ситуация- уроки социальной психологии. М.: Аспект — пресс, 1999,
  134. Рояк, А А, Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М., 1988.
  135. М.А., Тиль май Ф. Психология индивида и групп. М., 1988,
  136. СЛ. Проблемы общей психологии. М, Педагогика, 1973.-423 с.
  137. К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
  138. . Ж. Трактаты. М&bdquo- «Наука», 1969. — 704 с.
  139. Руткевич М, Социальный конфликт: философское измерение Вестник Российской Академии Наук, июнь. 994. т. 64, 6. С, 481
  140. М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М, 1991.
  141. Рюкле X, Ваше тайное оружие в общении, М. 1996.
  142. Н. Пед. конфликт /1 Народное образование. № 4, 1993,
  143. Сслевко Г, К, Современные образовательные технологии. М., 1998,
  144. В.В. Лнчностно ориентированное образование // Известия Росс. Акад. Образования. 1999. N3
  145. В. В. Способы разрешения конфликтов, ¦ М., 1986.
  146. Скотт Г Джнннн. Конфликты: пути преодоления./ пер с англ, Киев- Издат. Об-во 'Верзнлнн и К ЛТД", 1991.
  147. Скотт Г Джнннн. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. Киев: Издат. Об-во «Вергилии и К ЛТД», 1991,
  148. Сидоренко Е, В. Хрящсаа НТО. Тренинг в практической подготовке психологов // Актуальные проблемы психологической теории и практики. 1995, № 14. с. 23−25.
  149. Сластенин В, А. Формирование социально активной личности учителя // Советская педагогика. 1981, — Jfe4. 161- Сластенин В. А. Вчера — абитуриент, сегодня -студент, завтра — учитель. — М, 1981.
  150. В. А. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом вузе И Вопросы психологи. -1985, № 3.
  151. В.А. Педагог: Личность и профессия. М Просвещение, 1990.
  152. Сластеннн В, А. Интегратнвиые тенденции в системе психолого-педагогнческой подготовки учителя: Приобщение к педагогической профессии. Воронеж, 1992.
  153. В.А. Интегратнвиые тенденции в системе психолого-педагогнческой подготовки учителя. Теория и практика высшего педагогического образования. — М., 1993,
  154. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М. 1993.
  155. Г. У. Шайгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими, М.: «Генезис», 2000,
  156. М.С. Управление образованием: фнлософско-методологическнй аспект И Теоретический журнал CREDO. 1998. N4.
  157. П. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону, 1995.
  158. Соснин В. А, Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения, М,. Издательский центр «Академия», Институт психологии РАН, 1996.
  159. Станкнн М И. Профессиональные способности педагога. М., 1998.
  160. В. А, Методика воспитания коллектива. — М&bdquo- 1981. — С, 185
  161. П.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования Н Педагогика. 1999. N8
  162. Е.Е. Педагогическое управление конфликтом: Монография. Москва — Белгород: Издат. Белгор. гос. унта, 1999.
  163. Ф. Крам Управление энергией конфликта. Пер. с англ. С. Л, Удовик, М.: РЕФЛ — бук, 2000.
  164. Тексты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта / Сост. Хасан В. И, Красноярск, 1990.
  165. Р. Юрн У. Путь к согласию или переговоры без поражения / пер. с англ. ¦ N1: «Наука». 1990.
  166. Р., Эрмель Д. Подготовка к переговорам. ¦ М., 1996,
  167. Фолкэн Чак Т, Психология это просто. Пер. с англ, Муртазннв Р. — М.: Агенство «ФАИР», 1997.
  168. O. Фопель К. Психологические группы. М.: «Генезис». 2000.
  169. Фопель К, Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: «Генезис», 2001.
  170. Фрейд 3. О психоанализе. Лекции. М"Харвест". 2005,-416 с,
  171. . И., Сергоманов П. А. Психология конфликта И переговоры. М.: «Академия», 2006, — 191 с.
  172. Дж. Переговоры на равных. Минск, 1998.
  173. Хорни К, Наши внутренние конфликты. М.: «Академический проспект», 2007, — 224 с,
  174. Хрящева НЛО- Психогимнастика в тренинге. СПб.: «Речь», 2000.
  175. Цзен Н, В., Пахомов Ю. В. Психотренинг- игры и упражнения. М., 1988.
  176. Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. Новосибирск: Изд-во СнбАГС, 1998. — С. 12*13
  177. Т. А- Педагогический конфликт и способы его преодоления. М., 1987.
  178. В.П. Конфликты в трудовых коллективах. -М.г Изд-во МГУ. 1992.
  179. И. Г. Методологические и логико-дидактнческне принципы структурирования содержания образования. В сб. «Научные труды МПГУ им. В, И. Ленина
  180. Шейнов В II Конфликты в нашей жизни н их разрешение. Мв.: «Амадфея». 1997.
  181. А.И. Социально-психологические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива. Киев, 1990.
  182. Я. Элементарные понятия социологии. -М., 1969.
  183. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998,
  184. Эбсон Терри, Мнллер В. Практика решения конфликтных ситуаций,/ пер. с англ. В. Пузанов. К.- «София" — М- ИДйГелиос», 2001.
  185. Юри У. Преодолевая «нет11, или Переговоры с трудными людьми. ¦ М-, 1993.
  186. Юридическая конфликтология / отв. редактор Кудрявцев В, Н, М.: Российская Академия Наук Центр конфликтологических исследований. 1995 г.
  187. А.Н. Предисловие. Обвал. Послесловие, М. 1992, С. 22
Заполнить форму текущей работой