Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Компетентностная модель профессиональной подготовки менеджера в системе среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональная подготовка студентов по специальности «Менеджмент» в системе среднего профессионального образования (СПО) ведется в России с начала 90-х годов XX века. Содержание и особенности профессиональной подготовки специалистов в области управления раскрываются в исследованиях Н. Д. Беляева, Н. И. Гончара, В. А. Кочанова, М. С. Латкова, Т. В. Мазуряк, О. Е. Узун, В. Т. Устименко, И. В… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Профессиональная подготовка менеджеров в системе СПО в условиях модернизации российского образования
    • 1. Современное состояние российского менеджмента
      • 1. 1. Специфика менеджмента в России
      • 1. 2. Менеджмент-образование в России
    • 2. Основные направления модернизации бизнес-образования в России
      • 2. 1. Современные требования работодателей к менеджерам среднего звена
      • 2. 2. Новые требования к содержанию процесса профессиональной подготовки менеджеров
      • 2. 3. Маркетинговое исследование требований современного рынка труда к менеджерам в гостиничном обслуживании
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Научно-теоретическое обоснование построения компетентиостной модели менеджера
    • 1. Методологическая основа и теоретическое обоснование построения компетентиостной модели профессиональной подготовки менеджера
    • 2. Построение компетентиостной модели профессиональной подготовки менеджера в системе СПО
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. Учебный план как средство реализации компетентиостной модели профессиональной подготовки менеджера
    • 1. Разработка содержания модулей общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана и методических рекомендаций для преподавателей СПО
    • 2. Внедрение нового содержания учебных модулей в контексте требований современного работодателя
  • Выводы по главе 3

Компетентностная модель профессиональной подготовки менеджера в системе среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В современных условиях компьютеризации и информатизации экономики, образования и социально-общественных отношений, оказывающих существенное влияние на характер и результаты конкурентной борьбы на всех рынках, как внутренних, так и внешних управляющая система приобретает особое значение, что подчеркивается в Концепции модернизации российского образования, в части профессионального. Эта система представляет собой одно из главных подразделений любой организационной системыпредприятия, фирмы, учебного заведения, научно-исследовательского института и т. д.

Менеджмент-образование играет все большую роль в российском обществе:

Во-первых, именно система менеджмента является решающим средством оживления производства, предотвращения кризисов, снятия конфликтов, а от уровня руководства во многом зависит успешность организации.

Во-вторых, если раньше человек получал образование раз и на всю жизнь, то сегодняшние реалии требуют, чтобы это стало непрерывным процессом, продолжающимся всю жизнь.

В-третыа, большинство сегодняшних российских руководителей не имеют фундаментального управленческого образования.

Научные достижения российских ученых А. Богданова, Н. Витке, А. Гастева, П. Керженцева и др. в области теории управления и научной организации труда внесли достойный вклад в развитие управленческой мысли. Фундаментальные научные разработки академиков А. Аганбегяна и Д. Гви-шиани, подготовленные на стыке управленческой науки и экономики являются основой для разработки подходов к профессиональной подготовке управленческих кадров.

Современную историю бизнес-образования в России принято отсчитывать с 1987 г., поскольку именно в этот период постановлением Правительства СССР были введены в систему профессионального образования высшие коммерческие школы.

Существующие ныне учебные заведения в области менеджмента можно условно разделить на пять групп:

1. Крупнейшие государственные экономические институты страны, которые еще в советское время готовили специалистов в области финансов или управления;

2. Факультеты государственных вузов, обычно технических, созданные в последнее время и ориентированные на бизнес-подготовку;

3. Бизнес-школы при старых государственных вузах, обладающие высокой степенью автономности от организации-учредителя;

4. Полностью независимые от старых вузов образовательные учреждения, которые дают только степень бакалавра;

5. Различные колледжи (системы СПО), готовящие менеджеров по отраслям.

Общие тенденции развития новых офисных, информационных и интеллектуальных технологий служат основой для организации рабочих мест персонала, который может справиться со своими профессиональными обязанностями, не имея высшего профессионального образования (банковские служащие, бухгалтера, менеджеры среднего звена, референты, служащие информационных служб и т. д.). В настоящее время наиболее востребованными современным рынком труда являются специалисты среднего звена, которые составляют более 70% всех управленческих кадров. Именно они представляют собой основу всей организационной деятельности предприятий.

Профессиональная подготовка студентов по специальности «Менеджмент» в системе среднего профессионального образования (СПО) ведется в России с начала 90-х годов XX века. Содержание и особенности профессиональной подготовки специалистов в области управления раскрываются в исследованиях Н. Д. Беляева, Н. И. Гончара, В. А. Кочанова, М. С. Латкова, Т. В. Мазуряк, О. Е. Узун, В. Т. Устименко, И. В. Чаплыгиной и др., однако, в работах делается акцент на изучение образовательного процесса в рамках высшего профессионального образования, в то время как специфика подготовки менеджеров в системе СПО проявлена не в полной мере и требует дополнительного изучения в аспекте современных тенденций модернизации профессионального образования.

На современном этапе модернизации российского образования одним из приоритетных направлений государственной политики в образовании становится повышение качества профессионального образования всех уровней (П.Ф. Анисимов, В. И. Байденко, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Е. Я. Бутко, А. А. Вербицкий, В. Г. Казанович, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, Н. А. Селезнева, И. П. Смирнов, В. Е. Сосонко, В. Д. Шадриков и др.).

В целях обеспечения современного качества подготовки кадров в системе среднего профессионального образования создаются условия для продуктивного взаимодействия предприятий (социальных партнеров) и учебных заведений в области организации и управления образовательным процессом, построенным на современной технологической базе (П.Ф. Анисимов, В. И. Байденко, О. Н. Олейникова, Ю. Г. Татур и др.). Реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволяет создавать условия для повышения качества профессионального образования в системе СПО.

Складывающаяся в настоящее время в России образовательная ситуация определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой студентов к динамично изменяющимся рыночным условиям. В процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность на современном рынке труда.

Необходимость интеграции России в мировое и европейское образовательное сообщество в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, требует целенаправленной корректировки политики в области профессионального образования. Во многом это касается реализации инновационных подходов к обучению, в том числе компетентностного подхода, который характеризуется переориентацией результата образования с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» обучающихся.

Следует заметить, что многие идеи компетентостного подхода появились в результате изучения ситуации на современном рынке труда. Требования работодателей в настоящее время формулируются не столько в формате «знаний» работников, сколько в терминах «способов деятельности». Кроме того, они обращают внимание на такие результаты образования как готовность к «командной» работе, к непрерывному самообразованиюспособность решать всевозможные проблемыработать как в типовых, так и нестандартных ситуацияхумения активного поведения на рынке труда и т. д.

Таким образом, компетентностный подход — это попытка привести образование, в том числе и среднее профессиональное, в соответствие с потребностями рынка труда. С данным подходом связывают идеи открытого заказа на содержание образования со стороны развивающегося рынка труда и потенциальных работодателей.

Позиции отечественных ученых в области компетентностно-ориентированного подхода в образовании (В.И. Байденко, Н. В. Борисова, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, А. Г. Каспржак, Н. В. Кузьмина, А. А. Пинский, М. В. Рыжаков, A.JI. Смятских, Ю. Г. Татур, Т. М. Туркина, Ю. В. Фролов, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов и др.) заключаются в следующем: отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовать и реализует их в работе.

Одним из основных средств нормирования и оценки качества профессиональной подготовки студентов, является модель компетенций, позволяющая получить наиболее четкую информацию о составе компетенций, которые должны быть сформированы у будущего специалиста в процессе обучения. Разработкой компетентностных моделей студентов, обучающихся по различным специальностям, занимались многие исследователи (В.И. Байденко, Д. А. Махотин, О. Н. Никифоров, Ю. В. Фролов и др.). Примером ком-петентностной модели менеджера является компетентностная модель С. Симоненко «20 граней», анализ которой показал, что она не в полной мере отражает требования работодателей и социальных партнеров, предъявляемые к составу компетенций менеджеров среднего звена, а также не учитывает специфику процесса профессиональной подготовки студентов колледжа. Однако, представленная модель может быть реструктурирована в новую компетентностную модель будущего менеджера среднего звена.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа, обучающихся по специальности «Менеджмент» в рамках компетентностно-го подхода и отсутствием готовых инструментов для успешной реализации этого процесса. В соответствии с этим сформулирована проблема, на решение которой направлено диссертационное исследование: необходимость разрешения данного противоречия путем разработки компетентностной модели профессиональной подготовки менеджера в системе СПО, а также необходимого учебно-методического обеспечения, реализующего компетентностную модель.

Все вышеизложенное позволило определить тему и цели исследования.

Цель исследования:

— разработать и теоретически обосновать компетентностную модель профессиональной подготовки менеджера в системе СПО.

Объект исследования. Процесс формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент» в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования. Компетентностная модель профессиональной подготовки менеджера среднего звена.

Гипотеза исследования. Компетентностная модель профессиональной подготовки менеджера в системе среднего профессионального образования может быть разработана и реализована при выполнении следующих условий:

— объективного анализа требований современного рынка труда и социальных партнеров путем проведения маркетингового исследования;

— выявления особенностей учебных дисциплин общепрофессионального и специального циклов с позиции формирования ключевых компетенций будущего менеджера;

— разработки учебного плана по специальности «Менеджмент» и соответствующего учебно-методического сопровождения, реализующих компетентностную модель.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены его следующие задачи:

1. Дать общую характеристику сложившейся системы профессиональной подготовки менеджеров в системах среднего и высшего профессионального образования;

2. Провести маркетинговое исследование требований современных работодателей и социальных партнеров в условиях российского рынка труда, предъявляемых к выпускнику колледжа по специальности «Менеджмент» (на примере предприятий гостиничной индустрии);

3. Разработать компетентностную модель профессиональной подготовки менеджера среднего звена;

4. Разработать и провести экспертизу учебного плана по специальности «Менеджмент» (в гостиничном обслуживании), а также сформировать соответствующее учебно-методическое сопровождение процесса профессиональной подготовки менеджеров в учебном заведении СПО (учебные программы по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов, программу практического обучения студентов и итоговой государственной аттестации), реализующих компетентностную модель менеджера среднего звена.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили исследования сущности и специфики среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимов, С. Я. Батышев, Н. А. Морева, Г. В. Мухаметзянова, Л.Г. Се-мушина, А. А. Скамницкий и др.), проблем повышения качества профессионального образования (П.Ф. Анисимов, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Е. Я. Бутко, А. А. Вербицкий, В. М. Демин, Т. Д. Дубовицкая, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, О. Н. Олейникова, Н. А. Селезнева, И. П. Смирнов, В.Е. Со-сонко и др.) — основные положения и требования к разработке ГОС СПО (Т.Д. Барер, С. В. Васильева, Н. Л. Гунявина, Н. Г. Ярошенко и др.) — подходы к исследованию профессионализма и моделированию профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, А. А. Кирсанов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, A.M. Новиков, Н. Ф. Талызина и др.) — исследования по модульному обучению (С.Я. Батышев, В. А. Ермоленко, Т. Т. Новикова, И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене, S.N. Postlethwait, J.D. Russell и др.) — концепция компетентностно-ориентированного подхода в образовании (В.И. Байденко, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, А. Г. Каспржак, А. А. Пинский, Дж. Равен, М. В. Рыжаков, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин, Т. Hoffman, М. Linard, D.Mc. Clelland, В. Mansfild и др.) — проблемы формирования профессиональной компетентности студентов (В.И. Байденко, Б. Н. Боденко, А. А. Володарская, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. В. Рябов, A.JT. Смятских, Ю. Г. Татур, Т. М. Туркина, Ю.В. Фролов) — Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Менеджмент" — основные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Для решения поставленных целей и задач, а также проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ научной, педагогической, психологической, исторической литературы по проблеме исследованиясравнительно-сопоставительный анализ ГОС СПО и требований работодателей в сфере гостиничной индустрииизучение и обобщение педагогического опытатеоретическое и практическое моделированиесоциологические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, экспертные оценки) — анализ продуктов практической деятельности студентовстатистические методы обработки полученных данных, подвергнутых количественному и качественному анализу.

Научная новизна исследования состоит в адаптации общих принципов компетентностного подхода в образовании на специфику системы среднего профессионального образования, заключающемся в том, что впервые, на основе проведенного маркетингового исследования, была разработана компетентностная модель профессиональной подготовки студентов колледжа по специальности «Менеджмент» в контексте требований современного рынка труда, а также разработан блочно-модульный учебный план по указанной специальности с целью реализации компетентиостной модели.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— расширено представление содержания учебного плана, основанное на блочно-модульном принципе организации профессиональной подготовки студентов колледжа;

— теоретически обоснована компетентностная модель профессион-лаьной подготовки студентов колледжа по специальности «Менеджмент», отражающая специфику системы среднего профессионального образования;

— на основе компетентиостной модели определено содержание модулей общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана профессиональной подготовки менеджеров в системе СПО.

Практическая значимость состоит в том, что:

— разработана компетентностная модель менеджера, которая может быть адаптирована к профессиональной подготовке управленческих кадров среднего звена любой отраслевой направленности;

— спроектирована авторская версия учебного плана колледжа по специальности «Менеджмент», построенная на блочно-модульном принципе организации процесса профессиональной подготовки студентов СПО.

База исследования. ГОУ СПО Социальный колледж № 25 и ГОУ СПО Технологический колледж № 21 города Москвы.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) изучалась и анализировалась основная педагогическая, историческая, психологическая, философская литература по проблеме исследования, нормативно-правовая документация по подготовке специалистов в учебных заведениях СПОизучался и анализировался ГОС СПО на соответствие изложенных в нем требований ожиданиям социальных партнеров и работодателейформулировалась проблема исследования, определялись его цели и задачипроводилось входное тестирование, анкетирование студентов колледжей по уровню профессиональных и до-профессиональных знаний.

Второй этап исследования (2005 — 2006 гг.) включал в себя маркетинговое исследование требований современного рынка труда (на примере предприятий гостиничной индустрии), разработку компетентиостной модели профессиональной подготовки студентов колледжа по специальности «Менеджмент», формирование модулей учебных дисциплин общепрофессионального и специального циклов, а также дисциплин по выбору студентов учебного плана по специальности «Менеджмент» (в гостиничном обслуживании) — подготовку методических рекомендаций по организации и проведению учебных занятий, внеаудиторной деятельности студентовопределение базы учебной, производственной и преддипломной практикразработку тематики курсовых, дипломных работ и методического обеспечения итогового междисциплинарного экзамена по специальности.

На третьем этапе исследования (2006 — 2007 гг.) проводилась экспертиза и корректировка разработанного учебного плана по специальности «Менеджмент» (в гостиничном обслуживании) — было подготовлено и издано практическое пособие по учебным дисциплинам специального цикла, а также оформлен текст диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Компетентностная модель профессиональной подготовки менеджера представляет собой совокупность шести социально и профессионально ориентированных блоков компетенций и обеспечивает возможность ее реструктуризации с учетом отраслевой направленности профессиональной подготовки управленца, а также в зависимости от квалификационных характеристик, должностных инструкций и особенностей будущего рабочего места менеджера.

2. Учебный план по специальности «Менеджмент» (в гостиничном обслуживании), разработанный на блочно-модульной основе, отличающийся от рабочего учебного плана содержанием блоков учебных дисциплин общепрофессионального и специиального циклов, составлен с учетом требований современного рынка труда, может поспособствовать повышению качества и индивидуализации профессиональной подготовки студентов колледжа, а также позволит целенаправленно реализовывать компетентностную модель профессиональной подготовки менеджера среднего звена.

Результаты проведенного исследования обсуждались на городской научно-практической конференции «Стратегия развития непрерывного профессионального образования» в г. Москве (2005 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Социальные технологии и современное общество» в г. Санкт-Петербурге (2005 г.) — городской научно-практической конференции «Информационные технологии в среднем профессиональном образовании» в г. Москве (2006 г.) — при публикации материалов по теме исследования в научно-методической печати.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью исходных теоретических положений исследованияпрактическим подтверждением основных положений исследования и научной обработкой полученных экспертных оценок.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Результаты исследования позволили определить основные направления дальнейшего развития и экспериментальной апробации разработанного нового содержания учебного плана, поскольку эффективность предложенных методических решений может быть определена в процессе их практической реализации в образовательном процессе колледжа.

Определена необходимость более детализированной проработки содержания отдельных элементов учебного плана, а также его апробация с целью корректировки компетентностной модели профессиональной подготовки менеджера в системе СПО.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу, относительно того, что при условии объективного анализа требований современного рынка труда и социальных партнеров путем проведения маркетингового исследования, выявления особенностей учебных дисциплин общепрофессионального и специального циклов с позиции формирования ключевых компетенций будущего менеджера может быть разработана компетентностная модель профессиональной подготовки менеджера в системе СПО, а ее реализации будет способствовать разработка учебного плана по специальности «Менеджмент» и соответствующего учебно-методического сопровождения.

В ходе исследования рассмотрена история развития менеджмента в России с учетом зарубежного опыта. Анализ экономической ситуации в России показал, что на сегодняшний день успешность развития многих предприятий во многом зависит от деятельности профессиональных управляющих — менеджеров. В большей степени это касается профессионализма менеджеров среднего звена, поскольку именно этот уровень руководителей составляет более 70% всех управленческих кадров. Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях.

Изучение содержания и специфики российского бизнес-образования позволило сделать вывод, что в настоящее время система профессиональной подготовки специалистов в области управления является весьма несовершенной и требует дальнейшего развития. Необходимо отметить, что важнейшая роль в реализации профессионального обучения менеджеров принадлежит социальным партнерам и работодателям, поскольку именно в сфере труда формируется образ востребованного специалиста. Анализ требований работодателей влечет необходимость изменения содержания профессиональной подготовки специалистов.

Важную роль в диссертации занимает проведенное маркетинговое исследование современных требований работодателей, предъявляемых к менеджерам среднего звена гостиничной индустрии, анализ результатов которого позволил сделать следующие выводы:

— выпускники учебных заведений СПО наиболее востребованы в гостиницах более низкого класса;

— существуют значительные расхождения в содержании квалификационных характеристик и должностных инструкциях менеджеров с реальными требованиями работодателей.

Анализ научной, научно-методической и методической литературы по проблеме компетентностного подхода в образовании позволил определить суть образовательного процесса в рамках этого подхода, которая заключается в создании ситуаций и поддержке действий, способных привести к формированию той или иной компетенции обучающегося.

На основе проведенного анализа методологии построения компетентиостной модели была теоретически обоснована и разработана компетентностная модель профессиональной подготовки менеджера в системе СПО.

Реализация модели осуществлена на основе разработки авторской версии учебного плана по специальности «Менеджмент» (в гостиничном обслуживании), в котором изложены предложения по изменению модулей учебных дисциплин общепрофессионального и специального циклов. Особое внимание уделено вариативности производственной практики, проектирование которой проведено с учетом требований современного рынка труда.

Проведенная экспертиза нового содержания авторского учебного плана показала, что его внедрение в организацию учебного процесса колледжа поспособствует формированию основных компетенций менеджера.

Внедрение нового содержания учебных дисциплин общепрофессионального и специального циклов обеспечит повышение качества подготовки специалистов в контексте требований современных работодателей и социальных партнеров.

Эффективность предложенной компетентностной модели профессиональной подготовки менеджера в системе СПО представляется подвижной и гибкой, способной преобразовываться как по структуре, так и по содержанию в иную компетентностную модель с учетом требований конкретного работодателя (с учетом корпоративных установок организации относительно персонала, кадровой политики, особенностей рабочего места менеджера, его должностных обязанностей, материально-техническим оснащением объекта гостиничной индустрии и др.), что может обеспечить развитие учебного заведения СПО на новом качественном уровне.

Представленная в диссертационном исследовании методология построения компетентностной модели, проектирования учебного процесса путем разработки учебного плана, может быть распространена на большинство специальностей, охватывающих профессиональную подготовку специалистов социально-управленческой сферы в системе среднего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Педагогический менеджмент как условие реализации качества образования на основе компетентностного подхода. Экспериментальная авторская программа. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.
  2. Р.Н., Борисова Н. В., Кузов Б. В. Методические рекомендации разработчикам основных образовательных программ вузов на основе компетентностного подхода.
  3. С. В. Развитие навыков самообразования у студентов университета. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. — 22 с.
  4. Р. Акофф о менеджменте / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой.-СПб.: Питер, 2002.
  5. Л.П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 1994.
  6. А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Информационные технологии. 2000. — 4.-е. 154−168.
  7. А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России.-№ 2.-2005.
  8. П.Ф., Байденко В. И., Коломенская А. Л., Семушина Л. Г. Среднее профессиональное образование в России: период реформ. М.: НМЦ СПО Госкомвуза России, 1996.
  9. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. Казань: ин-т СПО РАО, 2001.
  10. Ф. Н., Надеина Н. И. Отбор содержания учебной информации и мотивация учения. Майкоп: АГУ, 2004. — 50 с.
  11. А.Н. Болонский процесс в Германии//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
  12. Т.Ю. Управление персоналом: учеб. Пособие для студ. средн. проф. учебных заведений. М.: Мастерство, 2002.
  13. В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Евро-пы//Высшее образование сегодня. № 2. 2004.
  14. В.И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
  15. В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
  16. В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 2-е. -М.: ИЦППКПС, 2005.
  17. В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. -№ 11.2004.
  18. В.И., Джерри ван Зантворт, Бианка Енеке. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений ипредприятий. ТАСИС, проект ДЕЛФИ. Доклад 4, апрель, 2001.
  19. В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. -М., 2003.
  20. С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи и пути реализации. М.: Высш. шк., 1988. — 340 с.
  21. С.Я. Подготовка рабочих кадров. М., 1984.
  22. С.Я. Реформа профессиональной школы. М., 1987.
  23. В.П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, 2001.
  24. Г. Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
  25. Е. Л., Корнев Л. П., Требулина Н. А. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов: Учебное пособие. -Орел, 1989.-66 с.
  26. А.П. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании профтехобразования. М., 1979.
  27. А.П. Педагогический эксперимент. М., 1986.
  28. И. Маркетинговое исследование. М.: Финансы и статистика, 2001.
  29. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., 1994.
  30. И.В., Юдин Э.г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.
  31. Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе общест-воведения//Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002.
  32. Д., Пэнтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999.
  33. Болотов В. А, Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. № 10. 2003.
  34. А.С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб.: Питер, 2000.
  35. М. Избранные произведения. М., 1990.
  36. А. А., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России.-1995.-2.-с. 137−145.
  37. А.А. Компетентиостный подход и теория контекстного обучения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  38. А.А. Проблемы современного профессионального образования. Эксперимент, учебная авторская программа/ под научн. ред. д-ра техн. наук, профессора Н. А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
  39. В.Р. Основы менеджмента. М., 2000.
  40. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической квалификации//Сб. науч. трудов. -Санкт-Петербург, 1992.
  41. О.С. Проблемы развития управления общественным производством. М., 1991.
  42. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. 3-е изд. -М.: Гардарики, 2002.
  43. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.
  44. И. М. Формирование профессиональной и гражданской компетентности студентов колледжа в условиях эксперимента. Методическое пособие. М., 2005. — 50 с.
  45. А.А. Формирование ключевых компетенций поиска работы у выпускников учреждений среднего профессионального образования: Методические рекомендации. М.: НИИРО, 2004.
  46. Н.М., Михайлова Н. Н. «Технология моделирования содержания образования». Губкин. МАСТЕР-ГАРАНТ, 2000.
  47. А.Ю., Костыко Г. С. Законодательно-правовая основа управления СПО. Часть 1. -М.: Типографский отдел НП «АПО», 2007.
  48. Е. А. Моделирование содержания образования. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. — 132 с.
  49. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
  50. О. А. Колледж в современной системе профессионального образования Великобритании. Автореферат на соик. учен. степ. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2003. -18 с.
  51. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография / коллектив авторов под ред. Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2004.
  52. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 61 100 «Менеджмент организации».
  53. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0602 «Менеджмент» (по отраслям).
  54. Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -16 с.
  55. . Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.
  56. Ю. Рынок труда и его влияние на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. //Служба занятости № 12,2005.-С. 51.
  57. Е.Л., Юликов Л. И. Менеджмент: уч. пособ. М.: изд. центр «Академия», 2003.
  58. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента: Учебное пособие. М.: Вильяме, 2000.
  59. Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации. Научно-методич. пособие. -М., 1993.
  60. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.11.1996 № 12-ФЗ (в ред. 2003 г.).
  61. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург. Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1998.
  62. Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб.пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
  63. И.А. Ключевые компетентности как регуляционно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. — 40 с.
  64. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
  65. И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  66. И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. № 8,2006. С. 20 — 26.
  67. И.А. Социальная работа как профессиональная деятель-ность//Социальная работа/Отв. ред. И. А. Зимняя. Вып. № 2. М., 1992.
  68. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. унта, 1986.
  69. Инновации в среднем профессиональном образовании. // Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». Федеральное агентство по образованию. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004.
  70. История среднего профессионального образования в России. Авторский коллектив. Руководитель авт. колл. В. М. Жураковский. М.: НМЦ СПО, 2001.
  71. Какое среднее профессиональное образование нужно России в XX веке? Сборник. Под общей ред. д.п.н., к.э.н. В. М. Демина. М.: ИПР СПО, 2003.
  72. В.Г., Смятских А. Л. Развитие форм и взаимодействия с социальными партнерами в сфере потребительского рынка. Методическая разработка. МГТ MOM Городская экспериментальная площадка. М. 2006.
  73. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений 2-е издание, стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  74. Колледж в системе среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы развития. Казань: КГТУ, 2000. — 252 с.
  75. .К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  76. Компетентность человека новое качество результата образования: Сб. научн. трудов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.
  77. Контекстное обучение: теория и практика: Межвуз. сборник научных трудов. Вып. 2 / Под ред. А. А. Вербицкого, Т. Д. Дубовицкой. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2005.
  78. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393).-М., 2002.
  79. Ф. «Основы маркетинга» //пер. с англ. В. Б. Боброва СПб: 1994.
  80. В.А. Информационно-консалтинговая система колледжа как фактор повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2006. 24 с.
  81. А.И. История менеджмента. М., 2000.
  82. Критериальные значения основных показателей государственной аккредитации, используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (Утверждены приказом Министерства образования РФ от 01.10.2001 № 3249).
  83. Н.В. (Головко-Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.
  84. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  85. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  86. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. -М.: Прогресс, 1981. Т. 1.
  87. М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977.
  89. Р., Разу М., Старостин Ю. Обучение менеджеров: творчески использовать зарубежный опыт // Экономические науки. 1991. — № 5.
  90. Р., Разу М., Старостин Ю. Подготовка менеджеров в США // Экономические науки. 1991. — № 4.
  91. Н.А. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Сборник журнала «Управление персоналом». М., 1997.
  92. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика. 1990. № 8.
  93. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  94. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  95. Ю1.Маруев С. А. Компетенции специалиста: модели и методы исследования: проблемная лекция / Рос.гос.аграр.заоч.ун-т. М., 2005.
  96. Ю2.Марфин С. Н. Социальное партнерство как один из приоритетов развития профессионального образования. // СПО, 2006. № 2. С. 11.
  97. ЮЗ.Махмутов М. И. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ. М., 1985.
  98. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М., 2000.
  99. Ю5.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: «Дело», 1993.
  100. Методические рекомендации по проведению аттестации образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений) и их филиалов (Утверждены Руководителем Рособрнадзора 14.01.2005).
  101. JI.M. Психология профессионального развития. М., 1998.
  102. Ю8.Мокроусова О. А. О концепции личностно-ориентированного образования в процессе профессиональной подготовки. Журнал «Профессиональное образование. Столица//Новые педагогические исследования», № 5, 2007.-с. 131.
  103. Г. В. Концепция развития среднего профессионального образования. М., 1998.
  104. Г. В. Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования. М., 1995.
  105. Научно-методические основы разработки учебных планов и программ: Метод, указания. М.: МИСиС, 1990.
  106. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1995.
  107. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М., 1997.
  108. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. -М., 1986.
  109. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000.
  110. С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1968.-900 с.
  111. О.Н. Актуальные вопросы реформирования профессионального образования. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001.
  112. О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования. Центр изучения проблем профессионального образования, 2001.
  113. Организация и управление гостиничным бизнесом. Учебник под ред. А. Л. Лесника, И. П. Мацицкого, А. В. Чернышева. Т. 1. М.: «Интел универсал», 2000.
  114. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Педагогическое общество России, 1996.
  115. JI.A. Компетентность в общении. М., 1989.
  116. JI.A. О природе компетентности в общении // Мир психологии. 1996. — № 3(8). — с. 31 — 35.
  117. А.В. Теория и организация американского менеджмента. М., 1991.
  118. Практика обучения действием / под ред. М. Педлера- Пер. с англ. под ред. О. С. Виханского. М.: Гардарики, 2000.
  119. Проект Минобразования и науки РФ О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, 2005.
  120. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
  121. Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В. М. Филиппова. М.: Центр образовательной политики, 2003.
  122. JI. Дафт. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000.
  123. В.Г. Уверенность в себе: этический аспект//Журнал практического психолога. 1999. № 9.
  124. Российская газета № 164, 29.08.96 (Федеральный закон о высшем образовании)
  125. МО.Рототаева Н. А Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук М., 2002.
  126. З.П. и др. Общее управление организацией. 17-модульная программа для руководителя. М., 1999.
  127. В.В., Фролов Ю. В. Компетентность как индикатор человеческого капитала: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  128. М.С. Обучение технологии поиска работы. М.: НИИРПО, 2004.
  129. Г. К. Современные образовательные технологии: уч. пособие.-М., 1998.
  130. Н.А. Система обеспечения качества и управления качеством профессионального образования как главный объект комплексного исследования и модернизации. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки спец., 2005.
  131. Селезнева Н. А Размышления о качестве образования: международный аспект//Высшее образование сегодня. № 4. 2004.
  132. И.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  133. Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения. Дисс. на соиск. ученой степени д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 1991.
  134. А.В. Социология управления. СПб.: изд. Дом «Бизнес-пресса», 2002.
  135. К., Социальная компетенция. Ключевые компетенции. www. uni-protokolle.de/Forum/25. 2003 (на немецком языке)
  136. А.Н. Карьерная компетенция при проектировании основной образовательной программы. Журнал «Профессиональное образование. Столица//Новые педагогические исследования», № 5, 2007. с. 168.
  137. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Издат. центр «Академия», 2002.
  138. A.JI. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки спец., 2003.
  139. A.JI., Т.М. Туркина. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа. М.: Изд. центр НОУ ИСОМ, 2003.
  140. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004.
  141. Социальное партнерство в образовательной сфере России: теория и практика. // ТАСИС. Проект «Управление образованием». Москва, 1999.
  142. Среднее профессиональное образование. Ежемес. Теоретический и научно-методический журнал. Изд-е зарегистрир. Минобразованием РФ по делам печати. 2005, 3. — с. 38.
  143. Среднее профессиональное образование. Ежемес. Теоретический и научно-методический журнал. Изд-е зарегистрир. Минобразованием РФ по делам печати, 2005, 12. — с. 36.
  144. Среднее профессиональное образование. Ежемес. Теоретический и научно-методический журнал. Изд-е зарегистрир. Минобразованием РФ по делам печати, 2005, -5.-е. 11.
  145. Н.М. Коммуникативный компонент деятельности руководителя как фактор эффективного управления педагогическим колледжем. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2003.- 19 с.
  146. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
  147. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
  148. Ю.Г. Образовательная система России. Высшая школа. М., 1999.
  149. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева. М.: Инфра-М, 1998.
  150. Э.А. Курс менеджмента. М.: Экмос, 1998.
  151. Р.А. Инновационный менеджмент. 3-е издание Питер, 2002.
  152. Федеральная программа развития образования (Закон Российской Федерации от 10.04.2000 № 51-ФЗ).
  153. Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. -№ 8,2004.
  154. П.С. Теория и практика развития современной профессиональной школы. СПб., 1994.
  155. А.Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972 (англ. 1965).
  156. А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». -М, 2002.
  157. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»
  158. И.В. Формирование ключевых компетенций студентов при изучении общепрофессиональных дисциплин в колледже. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2006. 29 с.
  159. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.
  160. Т.И., Чекмарева Т. К. Совершенствование системы внут-ришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы. М.: МТПИ, 1989.
  161. В.А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки менеджеров в системе СПО. Методическая разработка. М.: Федеральный институт развития образования, 2006.
  162. В.А. Менеджмент в мировом и российском образовательном пространстве. Методическая разработка. М.: Федеральный институт развития образования, 2006.
  163. В.А. Менеджмент в российском образовательном пространстве. Методическая разработка. М.: Федеральный институт развития образования, 2006.
  164. В.А. Подготовка менеджеров в системе СПО. // Среднее профессиональное образование. № 6, 2007. С. 9 10.
  165. В.А. Формирование профессионально-коммуникативных компетенций менеджера гостиничной индустрии в современных условиях. Методические рекомендации. М.: Федеральный институт развития образования, 2007.
  166. Г. Социальное управление как система // Проблемы теории и практики управления. 1987. № 2.
  167. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах под ред. С .Я. Батышева. М., АПО, 1999. — Т 1−3.
  168. Н.Г., Коломенская A.JI. Колледж как инновационный вид образовательных учреждений среднего профессионального образования / Инновации в российском образовании. Среднее профессиональное образование. М.: Изд-во МГУП, 1999. С. 64−68.
  169. Druker P.F. Management: Tasks. Responsibilities, Practices. N.Y.: Harper and Row, 1973.
  170. Gilbert T.F. Human Competence: Engineering Worthy Performans. -New York: McGraw-Hill, 1978.
  171. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (COCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
  172. Isaeva ТЕ. To the nature of Pedagogical Culture: Competence Based approach to its S 1гисШге//Преподаватель высшей школы в XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции. — Ростов-на-Дону, 2003.
  173. Model of Competence. Which reflects the needs of employment. Prime. Research and Development, 1999.
  174. Taylor F.W. Scientific Management. N.Y.: Harper and Brothers, 1947.
  175. Weber M. The theory of social and economic organization. N.Y.: Oxford University Press, 1947.
  176. While R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959, № 66. WWW.eidOS.ru/news/compet.htm
Заполнить форму текущей работой