Развитие толерантности как качества школьника-читателя при обращении к фольклорной волшебной сказке
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа и внедрение её результатов в практику носили длительный характер: 20-летний опыт работы автора диссертациивнедрение в школьную практику методики развития толерантности как качества школьника-читателя учителями школ г. Курска (Солопановой JI.C., школа № 30- Козловой И. А., школа № 43- Ждановой Т. В., школа № 49). В констатирующем… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы развития толерантности как качества школьника-читателя
- 1. 1. Ретроспективный анализ феномена толерантности в философии, педагогике, психологии
- 1. 2. Толерантность как качество школьника-читателя: функции, уровни и критерии.'
- 1. 3. Сказка и её возможности в развитии читательской толеран гности
- 1. 4. Изучение народной волшебной сказки как современная методическая проблема
- Выводы к главе 1
- Глава II. Особенности восприятия фольклорной волшебной сказки школьником читателем (констатирующий эксперимент)
- 2. 1. Читательская толерантность школьника как готовность его к перцепции и аперцепцни фольклорной сказки
- 2. 2. Корреляционпый анализ толерантности как качества школьника-читателя и восприятия учеником фольклорной волшебной сказки
- Выводы к главе ГГ
- Глава III. Методическая работа по развитию толерантности как качества школьника-читателя при обращении к фольклорной волшебной сказке
- 3. 1. Раскодирование смыслов сказки — способ развития толерантности как качества школьника-читателя (5−6 классы)
- 3. 2. Исследование связей фольклорной волшебной сказки с литературным произведением как способ развития толерантности как качества школьника-читателя (7−8 классы)
- 3. 3. Интерпре1ация художественного произведения школьником-читателем как способ развития читательской толерантности (9−11 классы)
- Выводы к главе III
Развитие толерантности как качества школьника-читателя при обращении к фольклорной волшебной сказке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование толерантного сознания личности является важнейшей задачей на современном этапе развития общества, на что указывает принятая в 2001 году Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001;2005 годы)». Сегодня толерантность исследуется в самых разных областях I научного знания: в философии (В.А. Лекторский), в социологии (JI.M. Дробижева), в этнологии и антропологии (В.А. Тишков), в психологии (А.Г. Асмолов), в экономике (Е.Ф. Сабуров) и т. д. Эта проблема вызывает интерес и в сфере образования. Она активно разрабатывается педагогической наукой (И.Н. Волков, Г. Давлеткамова, Г. П. Степанов). В настоящее время можно говорить о парадигме толерантности как совокупности научных достижений в исследовании этого феномена.
В теории и методике преподавания литературы1 проблема толерантности находится в фазе становления, происходит выработка её основных положений, принципов и методик (Е. И. Дворникова, C. J1. Каганович, JT.B. Лисенкина и др.). Формирование толерантного сознания соотносится с целым рядом методических проблем и, в первую очередь, с проблемой чтения, которая является одной из центральных. Сегодня стало аксиомой положение о том, что процесс чтения строится на диалогической основе. Идея диалога как своеобразной универсальной деятельности человека лежи г в основании многочисленных исследований литературного образовательного процесса (В.Г. Маранцман, Г. Л Ачкасова, Н. М. Свирина, Л. В. Шамрей и др.). Однако, как показывает практика, в реализации идеи диалога учитель на уроке литературы сталкивается с рядом трудностей, основная из которых состоит в неготовности и неспособности современного школьника стать в позицию диалога, в отсутствии у ученика определенной установки на познание «другого», в «закрытости» к такому познанию. А ведь именно «открытость» к диалогическому общению с миром, текстом обеспечивается наличием важнейшего читательского качества толерантности. Она способствует реализации диалогических качеств личности: готовности её постичь иную точку зрения, иную культуру, иную эпоху. Локализовать проблему толерантности применительно к процессу литературного образования, определить толерантность как качество школьника-читателя, выявить пути его развития — одна из задач, стоящих перед современной методической наукой.
Сказанное определяет актуальность данного диссертационного исследования.
Цель исследования — теоретически обосновать идею необходимости развития толерантности как важнейшего качества школьника — читателя, выявить динамику читательской толерантности, разработать методику её развития при обращении к фольклорной волшебной сказке на разных возрастных этапах.
Объект исследования — процесс развития толерантности как качества школьника-читателя на основе изучения художественного произведения.
Предмет исследования — методика развития толерантности как качества школьника читателя в 5−11 классах при обращении к фольклорной ' волшебной сказке.
Гипотеза исследования. Предполагается, что толерантность как качество школьника-читателя — это когнитивная диспозиция, подразумевающая внутреннее согласие ученика на вхождение в мир художественного произведения, стремление школьника к диалогу с текстом, открытость смыслам, готовность к их раскодированию и интерпретации.
Предполагается, что волшебная фольклорная сказка позволяет эффективно решить проблему развития толерантности как качества школьника-читателя, так как в ней зафиксирована коллективная мега-мудрость, отражающая общечеловеческие идеи в национальной форме. Она является полифункциональным средством передачи знаний о мире, формой эстетического наслаждения и способна изменить установку интолерантного сознания.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы требуют решения следующих задач:
1.Проследить эволюцию феномена толерантности в трудах философов, психологов, педагогов и дать определение толерантности как качества школьника-читателя;
2.Изучить труды литературоведов, фольклористов, культурологов и найти в них основания для обращения к волшебной сказке с целью развития читательской толерантности школьников;
3.Проанализировать УМК по литературе с точки зрения изучения фольклорной волшебной сказки и выявить достоинства и противоречия в освоении этого материала учащимися;
4.Выработать критерии и определить уровни толерантности как качества школьника-читателя;
5.Провести констатирующий эксперимент, в ходе которого выявить исходные уровни читательской толерантности и их соотношение с основными аспектами восприятия художественного произведения школьниками;
6.Проверить и скорректировать предлагаемую методику развития толерантности в формирующем эксперименте;
7.0босновать научно-методический подход, который позволит в соответствии с возрастными возможностями учащихся развивать толерантность как качество читателя при изучении литературных произведений на основе обращения к фольклорной волшебной сказке;
В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы: анализ философских, культурологических, литературоведческих, психологических, педагогических, дидактических источникованализ методических исследований и практического опыта обучения литературеанкетирование учителей и учащихся школ города и областианализ письменных работ школьниковнаблюдение за деятельностью и обобщение опыта работы учителей города (Ждановой Т.В., Сивцевой Г. Г., Солопановой JI.C.) — лонгитюдный эксперимент и дневниковые записиконстатирующий и формирующий эксперименты.
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа и внедрение её результатов в практику носили длительный характер: 20-летний опыт работы автора диссертациивнедрение в школьную практику методики развития толерантности как качества школьника-читателя учителями школ г. Курска (Солопановой JI.C., школа № 30- Козловой И. А., школа № 43- Ждановой Т. В., школа № 49). В констатирующем эксперименте принимали участие 405 учеников и 47 учителей литературы различных средних образовательных учреждений города и области: школы № 30, 43, 49 г. Курска, гимназия № 1 и лицей № 5 г. Железногорска, Ново-Сергиевская средняя школа Курчатовского района, Косоржанская средняя школа Щигровского района, Глебовская школа Фатежского района, Полевской лицей Курского района, Ленинская средняя школа Октябрьского района, Безлесенская основная школа Курского района. В лонгитюде участвовали дошкольники и ученики школ № 4 и № 5 г. Рыльска Курской области. В формирующем эксперименте были задействованы 4 класса: два экспериментальных (А — учитель Постричева И. Д. и Б — учитель Солопанова JI.C.) и два контрольных (К-1 и К-2). Общее количество в четырех классах менялось от 80 до 83.
Исследование носило поэтапный характер.
На первом этапе (2001 —, 2003 гг.) изучались философские, литературоведческие, психологические, педагогические и методические труды по теме исследованияна основе их анализа определялись критерии выявления уровней толерантности как качества школьника-читателяпроводился констатирующий эксперимент, в ходе которого были обнаружены исходные уровни читательской толерантности школьников.
На втором этапе (2002 — 2008 гг.) проводился формирующий эксперимент, в течение которого реализовывалась методика развития толерантности как читательского качества школьникапроводился отбор и апробация наиболее эффективных методик развития читательской толерантности при обращении к фольклорной волшебной сказкеопределялось место фольклорной сказки в системе литературного образования как самоценного художественного явления и как средства для постижения смыслов литературного произведения.
На третьем этапе (2008 — 2009 гг.) осуществлялась работа по обобщению и обработке эмпирических данных, полученных в результате проведенной работы. Данные исследования оформлялись в соответствующие разделы диссертации.
Теоретико-методологические основы исследования составляют: философские, культурологические концепции диалогической сущности искусства (М. Бахтин, B.C. Библер М. Бубер, М. С. Каган, Д. С. Лихачев и др);
— теории толерантности, разработанные в философии (В.А. Лекторский), в этнологии и антропологии (В.А. Тишков), в психологии — (А.Г. Асмолов), в политологии — (В.Г. Зарубин), в социологии (Л.М. Дробижева, B.C. Собкин);
— концепции культурологического подхода к образовательному процессу (Г.Л. Ачкасова, А. П. Валицкая, В. А. Доманский, М. С. Каган, В. Г. Маранцман, Н. М. Свирина, Л. В. Шамрей и др.);
— положения литературоведения и фольклористики, раскрывающие сущность феномена фольклорной волшебной сказки как полифункционалыюго средства передачи знаний о мире (М.К. Азадовский, В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, Т. В. Зуева, Е. М. Мелетинский, М. Мюллер, A.M. Новикова, В. Я. Пропп, и др.);
— методические концепции формирования и развития школьника-читателя (Т.Г. Браже, М. П. Воюшина, Г. Н. Ионин, М. Г. Качурин, Л. И. Коновалова, Н. И. Кудряшев, С. А. Леонов, В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, Н.Д.
Молдавская, Е. С. Роговер, Н. М. Свирина, М. А. Рыбникова, JI.B. Шамрей и ДР-).
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
— определено содержание понятия толерантности как качества школьника-читателя;
— впервые исследован процесс развития толерантности как качества школьника-читателя при обращении к фольклорной волшебной сказке;
— выявлены уровни развития толерантности как качества школьника-читателя;
— выработаны критерии определения этих уровней;
— определены особенности корреляции толерантности как качества школьника-читателя с различными аспектами восприятия художественного текста (понятийным осмыслением, концептуальностью восприятия и т. д.).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
— обоснована методическая дефиниция понятия «толерантность»;
— разработаны способы и приемы развития толерантности* как качества школьника-читателя;
— исследованы взаимосвязи толерантности как качества школьника-читателя с восприятием фольклорной волшебной сказки ученикомдано теоретическое обоснование необходимости обращения к фольклорной волшебной сказке на протяжении всех этапов литературного образования с целью развития читательской толерантности школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики, позволяющей развить важнейшее читательское качество — толерантность как готовность к диалогу с художественным произведением при обращении к фольклорной волшебной сказке. Эта методика нашла применение в практике учителей Курска и Курской области. Результаты исследования, в том числе имеющиеся видеофильмы, используются при чтении лекций и проведении семинаров по теории и методике преподавания литературы в Курском государственном университете и ОГОУ ДПО «КИНПО (ПК и ПП) СОО».
Исследование является обобщением опыта работы целого ряда учителей и собственной двадцатилетней педагогической деятельности автора.
Положения, выносимые на защиту: 1. Толерантность как качество школьника-читателя может быть рассмотрена как когнитивная диспозиция, подразумевающая внутреннее согласие ученика на «вхождение» в мир художественного произведения, стремление его к диалогу с художественным текстом (автором, героями и т. д.), открытость художественным смыслам, готовность и возможность их раскодирования и интерпретации.
2.Читательская толерантность может быть развита в процессе целенаправленной методической работы по организации литературного образования на основе принципов системности и поэтапности. 3. Толерантность как качество школьника-читателя имеет несколько уровней развитости: индифферентно-деструктивный, информационный, интерактивный, мировоззренческий, — которые могут быть определены на основании следующих критериев: формулирование вопросов (вопрошание), неодносложность, креативность и эмоциональность ответов школьников. 4. Читательская толерантность позволяет развивать устойчивый интерес к художественному произведению и сама подвержена развитию на базе уже имеющегося интереса.
5.Развитие толерантности как качества школьника-читателя может осуществляться на самом разном материале. Благодатной почвой для решения этой задачи является фольклорная волшебная сказка, в которой заключены общечеловеческие идеи, выраженные в национальной форме. Она может служить «существенным стимулом» (А.Р. Лурия) к изменению отношения ученика к художественному произведению. б. Фольклорная волшебная сказка способна обеспечить процесс развития толерантности как качества школьника-читателя от индифферентно-деструктивного уровня до мировоззренческого.
7.0бращение к фольклорной волшебной сказке на разных этапах литературного развития школьников, постижение ими ее смыслов на различных (национального самосознания, сказочной символики, мифологическом) уровнях становится основой, для глубинного понимания литературного произведения, для формирования целостного представления о нем как части мировой культуры.
Апробация исследования осуществлялась на Всероссийских и международных конференциях: «Юдинские чтения-2005. Фольклор в контексте современной культуры» (КГУ, 2005), «Проблемы свободы личности и общества» (КГУ, 2006 г.) — V Всероссийской научно-методической конференции памяти В. П. Медведева «Проблемы школьного и вузовского анализа литературного произведения в жанрово-родовом аспекте: теория, содержание, технологии» (Ивановский государственный университет, 2006), VIII региональной научно-практической конференции «Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития» (КГУ, 2006 г.) — «Юдинские чтения -2008. Традиционная культура. Современный взгляд: проблемы и перспективы» (КГУ, 2008) — VI Всероссийской научно-методической конференции «Литература и личность: методический и литературоведческий аспект» (Ивановский государственный университет, 2008 гг.). Материалы исследования отражены в 8 публикациях. Проводились открытые уроки для учителей города и области, для студентов КГУ, на основе этих уроков были созданы учебно-методические видеофильмы «Символ в фольклорной волшебной сказке», «Вещный мир художественного произведения».
Структура диссертации. Диссертационное исследование, изложенное на 184 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, состоящей из 225 наименований.
Выводы:
1.Развитие толерантности как качества школьника-читателя возможно в процессе системного и поэтапного обращения к фольклорной волшебной сказке.
2.Толерантность как качество школьника-читателя развивается от готовности вступать в диалог с художественным произведением, желанием раскодировать его смыслы (5−6 классы) посредством исследовательской деятельности (7−8 классы) до стремления интерпретировать и концептуально осмысливать литературные явления (9−11 классы).
3. Читательская толерантность формирует устойчивый интерес к литературе как виду творчества, позволяет ученику постичь глубинные смыслы текста, создает установку на диалог ученика с художественным произведением.
4. Фольклорная волшебная сказка может служить «существенным стимулом» к изменению угасающего «ориентировочного рефлекса» — интолерантности ученика к художественному тексту.
5. Фольклорная волшебная сказка является благодатным материалом для развития толерантности как качества школьника-читателя: она — полифункциональное средство передачи знаний о мире и человекев ней зафиксирована коллективная мега-мудрость, ученик испытывает к ней «особое доверие» — состояние, позволяющее осваивать на этой основе сложнейшие литературные явления.
6. Процесс развития читательской толерантности может носить длительный характер, а может протекать в сконцентрированном виде, начинаться и реализовываться на любом возрастном этапе.
7.Наличие толерантности как качества школьника-читателя, которое может быть развито на материале фольклорной волшебной сказки, — необходимое условие для дальнейшего литературного развития школьника.
Заключение
.
Определив толерантность как когнитивную диспозицию, подразумевающую внутреннее согласие ученика на вхождение в мир художественного произведения, стремление к диалогу с текстом, открытость смыслам, готовность к их раскодированию и интерпретации, экспериментальноопытным путем мы доказали, что наличие этого качества является важнейшей составляющей читательского развития ученика, влияющей на протекание диалога с художественным произведением и что степень развитости читательской толерантности влияет на восприятие учеником художественного текста.
В ходе диссертационного исследования была теоретически обоснована идея необходимости развития толерантности как важнейшего качества школьника-читателя, выявлена возрастная динамика этого процесса. Обращение к фольклорной волшебной сказке на различных этапах литературного развития школьника позволяет эффективно решить проблему развития читательской толерантности ученика 5−11 классов. Результаты экспериментов отражены в 12 таблицах и показаны в трех графиках.
Список литературы
- Абакумова И.В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. — 2003. -№ 3.— С.78−82.
- Абраменкова В.В. Отражение картины мира современных российских детей в графических и вербальных образах // Вопросы психологии. 2007. -№ 6. —С. 3−15.
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. -2002. -№ 1. — С. 3−15.
- Алексеенкова Е.Г., Андреева В. Н. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки и её композиции // Вопросы психологии. 2006. — № 6. — С. 39−47.
- Аникин В. Вступительная статья к книге А.Афанасьева «Русские сказки». -Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1984.— С. 5−16.
- Аникин В.П. Теория фольклора. М.: университет. Книжный дом, 2004. — 432 с.
- Антология педагогической мысли России XVIII века. М.: Педагогика, 1985. -479 с.
- Антология педагогической мысли России XIX века. Первая половина. -М.: Педагогика, 1987. 558 с.
- Артоболевский Г. В. Художественное чтение. М.: Просвещение, 1978. -240 с.
- Асбьёрнсен П.К. На восток от солнца, на запад от луны. Норвежские сказки и предания. Петрозаводск: Карелия, 1972 — 158с.
- Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. // Вопросы теории и истории эстетики: Сб. статей. М.: Искусство, 1968. — С. 55−71.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982. — 464 с.
- Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. JL: Лениздат, 1983.- 446 с.
- Ачкасова Г. Л. Изучение творчества А.А. Фета в школе: Методические рекомендации для учителей. Курск: ИУУ, 1991.- 91 с.
- Ачкасова Г. Л. О некоторых особенностях анализа художественного произведения на материале поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». // Художественный текст и культура: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Владимир, 1993.
- Ачкасова Г. Л. О формировании эстетической восприимчивости как одном из условий приобщения школьников к искусству. // Теория и практика приобщения к искусству: Тезисы докладов Всероссийской научно-теоретической конференции. Курск: КГПУ, 1995.
- Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5−8 лет // Вопросы психологии. 2007. -№ 4, — С. 45−55.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика- Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. -М.: Прогресс, 1989. 616 с.
- Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. 2-е изд., дополн. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. -480 с.
- Бахтин М.М. Человек в мире слова. — М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995.-140 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.- 423с.
- Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения/ В. Г. Белинский. -М.: Педагогика, 1988. 287 с.
- Белинский В. Г О воспитании детей вообще и о детской книге/Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. — М.: Педагогика, 1987. —С. 301−310.
- Бергсон А. Смех / Предисл. и примеч. И. С. Вдовина. М.: Искусство, 1992. — 127 с.
- Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. -1996.-№ 4.-С. 66−73.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
- Борев, Ю. Б. Эстетика: / Юрий Бореев. М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005.- 829, 3. с.
- Браже Т.Г. О вариативности анализа // Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей / Сост. Т. Г. Браже. -М.: Просвещение, 1971. С. 37−54.
- Бубер М. Два образа веры. М.: ACT, 1999. — 592 с.
- Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора.-СПб, 1998.- 149с.
- Валицкая А.П. Новая школа России: культурологическая модель. Монография / Под ред. Профессора В. В. Макаева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.- 146 с.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1987.-400 с.
- Ведерникова Русская народная сказка. М.: Наука, 1975. -135 с.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. -М.: Издательство ЛКИ, 2008. -648 с.
- Веракса А.Н. Роль символического и знакового опосредования в познавательном развитии // Вопросы психологии. 2006. -№ 6.— С. 14−23.
- Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1986.-474 с.
- Воюшииа М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. 2004. -№ 3. -С. 39−44.
- Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. в 6 т., т. 2. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 369 с.
- Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления / Деятельность и психические процессы: тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов. — М., 1977.
- Ганшина К.A. Dictionnaire francais -russe. —М.: Русский язык, 1982. 912 с.
- Глинский Б.Б. Царсшя дети и ихъ наставники. СПб, М., 1812. — 332 с.
- Голоса Америки. Из народного творчества США / Сост. Л. Переверзев, Ю. Хазанов.- М.: Молодая гвардия, 1976. 368 с.
- Голубева Ю.И. Формирование у младших школьников умения задавать вопросы на уроке: Автореф.канд. пед. наук. Калининград, 2002. — 19 с.
- Гумбольдт Вильгельм фон Язык и философия культуры. — М.: Прогресс, 1985.-450 с.
- Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. М.: Вестник, 1997. — 448 с.
- Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь.— М.: Рус. яз. — Медиа, 2008. 843 с.
- Дербенцева Л.В. Изучение драматических сказок XIX и XX веков в 7−8 классах средней школы (на примере пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» и Е. Л. Шварца «Дракон»): Автореферат.канд. пед. наук. -Нижний Новгород, 2002. 27 с.
- Дерман А. О мастерстве Чехова.- М.: Советский писатель, 1959. 208 с.
- Дидро Д. Собр. соч. в 10 т., т. X. М.: ОГИЗ, 1946. — 567 с.
- Доронова Т.Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте-М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.- 128 с.
- Египетская мифология. Энциклопедия. -М.: Изд-во Эксмо, 2007. 592с. 71 Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. -М.: Изд-во Академии Педагогических наук РСФСР, 1963. — 510 с.
- Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки. -М.: ОГИ, 2004.- 464 с.
- Зайцев К. Архимандрит Чудо русской истории. М.: изд-во Московской епархии, 2000.-540 с.
- Золотусский И. П. Монолог с вариациями. М.: Сов. Россия, 1980″.- 416 с.
- Зуева Т.В. Русский фольклор. Слов.-справ.: Кн. для учителя. М.:
- Просвещение, 2002. 334 с. т
- Ильин И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. — 348 с.
- История педагогики / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. -366 с.
- Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Как была крещена Русь. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 320 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704 с.
- Киреевский И.В. Девятнадцатый век//Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. М.: Педагогика, 1987. — С. 205−211.
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн.1. — М.: Мысль, 1993.-584 с.
- Кожухарь Г. С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // Вопросы психологии. — 2007. -№ 2. —С. 15−29.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. — 416 с.
- Коновалова Л.И. Воображение в творческой деятельности учеников-читателей. — Л.: Образование, 1990. — 135 с.
- Константинов Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1974. 447 с.
- Крестинин В.В. Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей // Антология педагогической мысли России XVIII века. М.: Педагогика, 1985. — С.372−375.
- Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. -М.: Лайда, 1994.- 191 с.
- Леви-Стросс, К. Структура мифа // Вопросы философии. 1970. -№ 7. — С. 152−164.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, Л 972. — 575 с.
- Лихачев Д.С., Панченко А.М, Понырко Н. В. Смех в Древней Руси Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1984. — 295 с.
- Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб.: «Искусство-СПб», 2005. — 624с.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988. 352 с. к
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Современник, 1995.- 348 с.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2007. — 320 с. 114 Львов М. Р. Речь учащихся средней школы. Статья III. Синтаксис // Русский язык в школе. — 1982. -№ 6. — С. 63−70.
- Майман P.P., Дмитриева Е. Д., Найденов Б. С. Выразительное чтение. Практика.- М.: Просвещение, 1980. 200 с.
- Мамушин В.Е. О становлении сложных и осложненных предложений в письменной речи учащихся // Русский язык в школе. —1988. -№ 3.— С.57−60.
- Манн Ю. В поисках живой души: «Мертвые души»: Писатель критика — читатель. — М.: Книга, 1984. — 351 с.
- Р6. Мединцев В. А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий // Вопросы психологии. 2005. — № 5. — С.50−56.
- Методика выразительного чтения: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Б. С. Найденов, Л. Ю. Коренюк, P.P. Майман и др. М.: Просвещение, 1985.-208 с.
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. -М.: Флинта: Наука, 2001. -256 с.
- Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — 429 с.
- Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. — 736 с.
- Монтень М. Избранное.- М.: Советская Россия, 1988.- 416 с.
- МустаеваФ.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов.- М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 528 с.
- Мюллер М. Египетская мифология / Пер. с англ. Г. В. Бажановой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 335 с.
- Никитина А.В. Образ кукушки в славянском фольклоре. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — 176 с.
- Новикова Т.В. Толерантность в профессиональной деятельности журналиста: Автореф. канд. филолог, наук. -М., 2007. 22 с.
- Образ человека в зеркале гуманизма / Авт.-сост. Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцев. М.: Изд-во УРАО, 1999. -396 с.
- Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972.-447с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка. М.: РАН: Азбуковник, 1997. — 944 с.
- Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-352 с.
- Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогика, 2006. -430 с.
- Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы / М.: Просвещение, 1992.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г Психология: Учебник для вузов. -М.: Academa, 2000. 512 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1999.-526с.
- Пропп В.Я. Морфология / Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.-512 с.
- Пропп. В.Я. Проблемы комизма и смеха Ритуальный смех в фольклоре. М.: Лабиринт, 1999. — 288 с.
- Пропп В .Я. Русская сказка. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984.-335 с.
- Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. СПб.: прайм-знак, М.: Олма-Прайс, 2004. -480 с.
- Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.
- Роговер Е.С. Русская и зарубежная драматургия в школьном изучении: Учебное пособие: В двух частях. СПб., Москва САГА: ФОРУМ, 2007.-352с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии,— СПб.: Питер, 2007.-713 с.
- Русское народное поэтическое творчество / Под ред. A.M. Новиковой, А. В. Кокорева.- М.: Высшая школа, 1969. 510 с.
- Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. — 230 с.
- Сафронов Б. В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М.: Знание, 1984. — 96 с.
- Седов К.Ф. Выражение субъективной модальности в устной речи школьников // Русский язык в школе. — 1987. -№ 3. —С.58−60.
- Семенова М. Мы славяне. — СПб.: Азбука, Книжный клуб «Терра», 1997.-560 с.
- Сказки далеких островов / Сост. Л. Е. Власов. Киев: Пикуль, 1991.
- Сказки зарубежных писателей / Сост. З. П. Петрушеня. — Киев: Молодь, 1986.-400 с.
- Сказки народов мира. Алма-Ата: Казахстан, 1989. — 592 с.
- Современные концепции эстетического воспитания / Отв. ред. Н. И. Киященко. -М., 1998 электронная версия.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1987.- 1600 с.
- Соловьев С.М. Об истории древней России—М.:Просвещение, 1992.-544с.
- Соловьева Н.М. Выразительное чтение в 4−8 классах: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1991.-367 с.
- Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000. — 624 с.
- Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М.: Центр педагогических преобразований, 2008.- 96 с.
- Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем, польск. яз./ Вступ. Ст. и сост. Н. Д. Арутюновой / Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990.-512 с.
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2005.-480 с.
- Тудоровская, Е.А. Русское народное творчество. Волшебная сказка. Т.2, кн. 1. — М.: Просвещение, 1955.
- Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. -М.: 1989.- 210 с.
- Ушинский и современная школа ч.1 / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (23−25 февраля 1994 г.). — Курск: КГПИ, 1994. 158 с.
- Фейнберг E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. — М.: Наука, 1992.-251 с.
- Фельдштейн Д.И. Детство как феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998.- № 1.— С. 3−19.
- Философия для детей / Отв. ред., составитель и автор гл. 1 доктор философских наукН.С. Юлина.-М.:РАН, Институт философии, 1996. 241 с.
- Фрейд 3. Тотем и табу: Сб. -М.: Олимп- ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.-448 с.
- Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. — М.:Лабиринт, 1997. -445с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
- Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М.: ACT, 1998. — 784 с.
- Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.:КРОН-ПРЕСС, 1999.-656 с.
- Чалмаев В.А. Иван Тургенев. М.: Современник, 1986. — 380 с.
- Чистов К.В. Фольклор: Текст: Традиция -М.: ОГИ, 2005. -272 с.
- Читаем, думаем, спорим.: Кн. для самостоятельной работы учащихся по лит.: 8 кл. / Авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. -М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. 239 с.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология. -М.: Гардарики, 2007.- 349 с.
- Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общ. ред. B.C. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993. — 416 с.
- Щеглов Г.В., В. Арчер. Мифологический словарь/ Г.В. Щеглов, — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 365 с.
- Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 2004. — 496 с.
- Юдин, Ю.И. Дурак, шут, вор и черт (Исторические корни бытовой сказки). -М.: Лабиринт, 2006. 336 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы: пер. с нем. / Карл Густав Юнг. М.: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 761, [5] с.
- Яковлев Е.Г. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. — 464 с.
- Ястребцов И.М. О системе наук, приличных детскому возрасту // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. — М.: Педагогика, 1987. — С.228−238.223. www.tooolerance.ru224. www.Mediascope.ru225. www.trizminsk.org-