Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие толерантности как качества школьника-читателя при обращении к фольклорной волшебной сказке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа и внедрение её результатов в практику носили длительный характер: 20-летний опыт работы автора диссертациивнедрение в школьную практику методики развития толерантности как качества школьника-читателя учителями школ г. Курска (Солопановой JI.C., школа № 30- Козловой И. А., школа № 43- Ждановой Т. В., школа № 49). В констатирующем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития толерантности как качества школьника-читателя
    • 1. 1. Ретроспективный анализ феномена толерантности в философии, педагогике, психологии
    • 1. 2. Толерантность как качество школьника-читателя: функции, уровни и критерии.'
    • 1. 3. Сказка и её возможности в развитии читательской толеран гности
    • 1. 4. Изучение народной волшебной сказки как современная методическая проблема
  • Выводы к главе 1
  • Глава II. Особенности восприятия фольклорной волшебной сказки школьником читателем (констатирующий эксперимент)
    • 2. 1. Читательская толерантность школьника как готовность его к перцепции и аперцепцни фольклорной сказки
    • 2. 2. Корреляционпый анализ толерантности как качества школьника-читателя и восприятия учеником фольклорной волшебной сказки
  • Выводы к главе ГГ
  • Глава III. Методическая работа по развитию толерантности как качества школьника-читателя при обращении к фольклорной волшебной сказке
    • 3. 1. Раскодирование смыслов сказки — способ развития толерантности как качества школьника-читателя (5−6 классы)
    • 3. 2. Исследование связей фольклорной волшебной сказки с литературным произведением как способ развития толерантности как качества школьника-читателя (7−8 классы)
    • 3. 3. Интерпре1ация художественного произведения школьником-читателем как способ развития читательской толерантности (9−11 классы)
  • Выводы к главе III

Развитие толерантности как качества школьника-читателя при обращении к фольклорной волшебной сказке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование толерантного сознания личности является важнейшей задачей на современном этапе развития общества, на что указывает принятая в 2001 году Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001;2005 годы)». Сегодня толерантность исследуется в самых разных областях I научного знания: в философии (В.А. Лекторский), в социологии (JI.M. Дробижева), в этнологии и антропологии (В.А. Тишков), в психологии (А.Г. Асмолов), в экономике (Е.Ф. Сабуров) и т. д. Эта проблема вызывает интерес и в сфере образования. Она активно разрабатывается педагогической наукой (И.Н. Волков, Г. Давлеткамова, Г. П. Степанов). В настоящее время можно говорить о парадигме толерантности как совокупности научных достижений в исследовании этого феномена.

В теории и методике преподавания литературы1 проблема толерантности находится в фазе становления, происходит выработка её основных положений, принципов и методик (Е. И. Дворникова, C. J1. Каганович, JT.B. Лисенкина и др.). Формирование толерантного сознания соотносится с целым рядом методических проблем и, в первую очередь, с проблемой чтения, которая является одной из центральных. Сегодня стало аксиомой положение о том, что процесс чтения строится на диалогической основе. Идея диалога как своеобразной универсальной деятельности человека лежи г в основании многочисленных исследований литературного образовательного процесса (В.Г. Маранцман, Г. Л Ачкасова, Н. М. Свирина, Л. В. Шамрей и др.). Однако, как показывает практика, в реализации идеи диалога учитель на уроке литературы сталкивается с рядом трудностей, основная из которых состоит в неготовности и неспособности современного школьника стать в позицию диалога, в отсутствии у ученика определенной установки на познание «другого», в «закрытости» к такому познанию. А ведь именно «открытость» к диалогическому общению с миром, текстом обеспечивается наличием важнейшего читательского качества толерантности. Она способствует реализации диалогических качеств личности: готовности её постичь иную точку зрения, иную культуру, иную эпоху. Локализовать проблему толерантности применительно к процессу литературного образования, определить толерантность как качество школьника-читателя, выявить пути его развития — одна из задач, стоящих перед современной методической наукой.

Сказанное определяет актуальность данного диссертационного исследования.

Цель исследования — теоретически обосновать идею необходимости развития толерантности как важнейшего качества школьника — читателя, выявить динамику читательской толерантности, разработать методику её развития при обращении к фольклорной волшебной сказке на разных возрастных этапах.

Объект исследования — процесс развития толерантности как качества школьника-читателя на основе изучения художественного произведения.

Предмет исследования — методика развития толерантности как качества школьника читателя в 5−11 классах при обращении к фольклорной ' волшебной сказке.

Гипотеза исследования. Предполагается, что толерантность как качество школьника-читателя — это когнитивная диспозиция, подразумевающая внутреннее согласие ученика на вхождение в мир художественного произведения, стремление школьника к диалогу с текстом, открытость смыслам, готовность к их раскодированию и интерпретации.

Предполагается, что волшебная фольклорная сказка позволяет эффективно решить проблему развития толерантности как качества школьника-читателя, так как в ней зафиксирована коллективная мега-мудрость, отражающая общечеловеческие идеи в национальной форме. Она является полифункциональным средством передачи знаний о мире, формой эстетического наслаждения и способна изменить установку интолерантного сознания.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы требуют решения следующих задач:

1.Проследить эволюцию феномена толерантности в трудах философов, психологов, педагогов и дать определение толерантности как качества школьника-читателя;

2.Изучить труды литературоведов, фольклористов, культурологов и найти в них основания для обращения к волшебной сказке с целью развития читательской толерантности школьников;

3.Проанализировать УМК по литературе с точки зрения изучения фольклорной волшебной сказки и выявить достоинства и противоречия в освоении этого материала учащимися;

4.Выработать критерии и определить уровни толерантности как качества школьника-читателя;

5.Провести констатирующий эксперимент, в ходе которого выявить исходные уровни читательской толерантности и их соотношение с основными аспектами восприятия художественного произведения школьниками;

6.Проверить и скорректировать предлагаемую методику развития толерантности в формирующем эксперименте;

7.0босновать научно-методический подход, который позволит в соответствии с возрастными возможностями учащихся развивать толерантность как качество читателя при изучении литературных произведений на основе обращения к фольклорной волшебной сказке;

В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы: анализ философских, культурологических, литературоведческих, психологических, педагогических, дидактических источникованализ методических исследований и практического опыта обучения литературеанкетирование учителей и учащихся школ города и областианализ письменных работ школьниковнаблюдение за деятельностью и обобщение опыта работы учителей города (Ждановой Т.В., Сивцевой Г. Г., Солопановой JI.C.) — лонгитюдный эксперимент и дневниковые записиконстатирующий и формирующий эксперименты.

Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа и внедрение её результатов в практику носили длительный характер: 20-летний опыт работы автора диссертациивнедрение в школьную практику методики развития толерантности как качества школьника-читателя учителями школ г. Курска (Солопановой JI.C., школа № 30- Козловой И. А., школа № 43- Ждановой Т. В., школа № 49). В констатирующем эксперименте принимали участие 405 учеников и 47 учителей литературы различных средних образовательных учреждений города и области: школы № 30, 43, 49 г. Курска, гимназия № 1 и лицей № 5 г. Железногорска, Ново-Сергиевская средняя школа Курчатовского района, Косоржанская средняя школа Щигровского района, Глебовская школа Фатежского района, Полевской лицей Курского района, Ленинская средняя школа Октябрьского района, Безлесенская основная школа Курского района. В лонгитюде участвовали дошкольники и ученики школ № 4 и № 5 г. Рыльска Курской области. В формирующем эксперименте были задействованы 4 класса: два экспериментальных (А — учитель Постричева И. Д. и Б — учитель Солопанова JI.C.) и два контрольных (К-1 и К-2). Общее количество в четырех классах менялось от 80 до 83.

Исследование носило поэтапный характер.

На первом этапе (2001 —, 2003 гг.) изучались философские, литературоведческие, психологические, педагогические и методические труды по теме исследованияна основе их анализа определялись критерии выявления уровней толерантности как качества школьника-читателяпроводился констатирующий эксперимент, в ходе которого были обнаружены исходные уровни читательской толерантности школьников.

На втором этапе (2002 — 2008 гг.) проводился формирующий эксперимент, в течение которого реализовывалась методика развития толерантности как читательского качества школьникапроводился отбор и апробация наиболее эффективных методик развития читательской толерантности при обращении к фольклорной волшебной сказкеопределялось место фольклорной сказки в системе литературного образования как самоценного художественного явления и как средства для постижения смыслов литературного произведения.

На третьем этапе (2008 — 2009 гг.) осуществлялась работа по обобщению и обработке эмпирических данных, полученных в результате проведенной работы. Данные исследования оформлялись в соответствующие разделы диссертации.

Теоретико-методологические основы исследования составляют: философские, культурологические концепции диалогической сущности искусства (М. Бахтин, B.C. Библер М. Бубер, М. С. Каган, Д. С. Лихачев и др);

— теории толерантности, разработанные в философии (В.А. Лекторский), в этнологии и антропологии (В.А. Тишков), в психологии — (А.Г. Асмолов), в политологии — (В.Г. Зарубин), в социологии (Л.М. Дробижева, B.C. Собкин);

— концепции культурологического подхода к образовательному процессу (Г.Л. Ачкасова, А. П. Валицкая, В. А. Доманский, М. С. Каган, В. Г. Маранцман, Н. М. Свирина, Л. В. Шамрей и др.);

— положения литературоведения и фольклористики, раскрывающие сущность феномена фольклорной волшебной сказки как полифункционалыюго средства передачи знаний о мире (М.К. Азадовский, В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, Т. В. Зуева, Е. М. Мелетинский, М. Мюллер, A.M. Новикова, В. Я. Пропп, и др.);

— методические концепции формирования и развития школьника-читателя (Т.Г. Браже, М. П. Воюшина, Г. Н. Ионин, М. Г. Качурин, Л. И. Коновалова, Н. И. Кудряшев, С. А. Леонов, В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, Н.Д.

Молдавская, Е. С. Роговер, Н. М. Свирина, М. А. Рыбникова, JI.B. Шамрей и ДР-).

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

— определено содержание понятия толерантности как качества школьника-читателя;

— впервые исследован процесс развития толерантности как качества школьника-читателя при обращении к фольклорной волшебной сказке;

— выявлены уровни развития толерантности как качества школьника-читателя;

— выработаны критерии определения этих уровней;

— определены особенности корреляции толерантности как качества школьника-читателя с различными аспектами восприятия художественного текста (понятийным осмыслением, концептуальностью восприятия и т. д.).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— обоснована методическая дефиниция понятия «толерантность»;

— разработаны способы и приемы развития толерантности* как качества школьника-читателя;

— исследованы взаимосвязи толерантности как качества школьника-читателя с восприятием фольклорной волшебной сказки ученикомдано теоретическое обоснование необходимости обращения к фольклорной волшебной сказке на протяжении всех этапов литературного образования с целью развития читательской толерантности школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики, позволяющей развить важнейшее читательское качество — толерантность как готовность к диалогу с художественным произведением при обращении к фольклорной волшебной сказке. Эта методика нашла применение в практике учителей Курска и Курской области. Результаты исследования, в том числе имеющиеся видеофильмы, используются при чтении лекций и проведении семинаров по теории и методике преподавания литературы в Курском государственном университете и ОГОУ ДПО «КИНПО (ПК и ПП) СОО».

Исследование является обобщением опыта работы целого ряда учителей и собственной двадцатилетней педагогической деятельности автора.

Положения, выносимые на защиту: 1. Толерантность как качество школьника-читателя может быть рассмотрена как когнитивная диспозиция, подразумевающая внутреннее согласие ученика на «вхождение» в мир художественного произведения, стремление его к диалогу с художественным текстом (автором, героями и т. д.), открытость художественным смыслам, готовность и возможность их раскодирования и интерпретации.

2.Читательская толерантность может быть развита в процессе целенаправленной методической работы по организации литературного образования на основе принципов системности и поэтапности. 3. Толерантность как качество школьника-читателя имеет несколько уровней развитости: индифферентно-деструктивный, информационный, интерактивный, мировоззренческий, — которые могут быть определены на основании следующих критериев: формулирование вопросов (вопрошание), неодносложность, креативность и эмоциональность ответов школьников. 4. Читательская толерантность позволяет развивать устойчивый интерес к художественному произведению и сама подвержена развитию на базе уже имеющегося интереса.

5.Развитие толерантности как качества школьника-читателя может осуществляться на самом разном материале. Благодатной почвой для решения этой задачи является фольклорная волшебная сказка, в которой заключены общечеловеческие идеи, выраженные в национальной форме. Она может служить «существенным стимулом» (А.Р. Лурия) к изменению отношения ученика к художественному произведению. б. Фольклорная волшебная сказка способна обеспечить процесс развития толерантности как качества школьника-читателя от индифферентно-деструктивного уровня до мировоззренческого.

7.0бращение к фольклорной волшебной сказке на разных этапах литературного развития школьников, постижение ими ее смыслов на различных (национального самосознания, сказочной символики, мифологическом) уровнях становится основой, для глубинного понимания литературного произведения, для формирования целостного представления о нем как части мировой культуры.

Апробация исследования осуществлялась на Всероссийских и международных конференциях: «Юдинские чтения-2005. Фольклор в контексте современной культуры» (КГУ, 2005), «Проблемы свободы личности и общества» (КГУ, 2006 г.) — V Всероссийской научно-методической конференции памяти В. П. Медведева «Проблемы школьного и вузовского анализа литературного произведения в жанрово-родовом аспекте: теория, содержание, технологии» (Ивановский государственный университет, 2006), VIII региональной научно-практической конференции «Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития» (КГУ, 2006 г.) — «Юдинские чтения -2008. Традиционная культура. Современный взгляд: проблемы и перспективы» (КГУ, 2008) — VI Всероссийской научно-методической конференции «Литература и личность: методический и литературоведческий аспект» (Ивановский государственный университет, 2008 гг.). Материалы исследования отражены в 8 публикациях. Проводились открытые уроки для учителей города и области, для студентов КГУ, на основе этих уроков были созданы учебно-методические видеофильмы «Символ в фольклорной волшебной сказке», «Вещный мир художественного произведения».

Структура диссертации. Диссертационное исследование, изложенное на 184 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, состоящей из 225 наименований.

Выводы:

1.Развитие толерантности как качества школьника-читателя возможно в процессе системного и поэтапного обращения к фольклорной волшебной сказке.

2.Толерантность как качество школьника-читателя развивается от готовности вступать в диалог с художественным произведением, желанием раскодировать его смыслы (5−6 классы) посредством исследовательской деятельности (7−8 классы) до стремления интерпретировать и концептуально осмысливать литературные явления (9−11 классы).

3. Читательская толерантность формирует устойчивый интерес к литературе как виду творчества, позволяет ученику постичь глубинные смыслы текста, создает установку на диалог ученика с художественным произведением.

4. Фольклорная волшебная сказка может служить «существенным стимулом» к изменению угасающего «ориентировочного рефлекса» — интолерантности ученика к художественному тексту.

5. Фольклорная волшебная сказка является благодатным материалом для развития толерантности как качества школьника-читателя: она — полифункциональное средство передачи знаний о мире и человекев ней зафиксирована коллективная мега-мудрость, ученик испытывает к ней «особое доверие» — состояние, позволяющее осваивать на этой основе сложнейшие литературные явления.

6. Процесс развития читательской толерантности может носить длительный характер, а может протекать в сконцентрированном виде, начинаться и реализовываться на любом возрастном этапе.

7.Наличие толерантности как качества школьника-читателя, которое может быть развито на материале фольклорной волшебной сказки, — необходимое условие для дальнейшего литературного развития школьника.

Заключение

.

Определив толерантность как когнитивную диспозицию, подразумевающую внутреннее согласие ученика на вхождение в мир художественного произведения, стремление к диалогу с текстом, открытость смыслам, готовность к их раскодированию и интерпретации, экспериментальноопытным путем мы доказали, что наличие этого качества является важнейшей составляющей читательского развития ученика, влияющей на протекание диалога с художественным произведением и что степень развитости читательской толерантности влияет на восприятие учеником художественного текста.

В ходе диссертационного исследования была теоретически обоснована идея необходимости развития толерантности как важнейшего качества школьника-читателя, выявлена возрастная динамика этого процесса. Обращение к фольклорной волшебной сказке на различных этапах литературного развития школьника позволяет эффективно решить проблему развития читательской толерантности ученика 5−11 классов. Результаты экспериментов отражены в 12 таблицах и показаны в трех графиках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. — 2003. -№ 3.— С.78−82.
  2. В.В. Отражение картины мира современных российских детей в графических и вербальных образах // Вопросы психологии. 2007. -№ 6. —С. 3−15.
  3. В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. -2002. -№ 1. — С. 3−15.
  4. Е.Г., Андреева В. Н. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки и её композиции // Вопросы психологии. 2006. — № 6. — С. 39−47.
  5. В. Вступительная статья к книге А.Афанасьева «Русские сказки». -Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1984.— С. 5−16.
  6. В.П. Теория фольклора. М.: университет. Книжный дом, 2004. — 432 с.
  7. Антология педагогической мысли России XVIII века. М.: Педагогика, 1985. -479 с.
  8. Антология педагогической мысли России XIX века. Первая половина. -М.: Педагогика, 1987. 558 с.
  9. Г. В. Художественное чтение. М.: Просвещение, 1978. -240 с.
  10. П.К. На восток от солнца, на запад от луны. Норвежские сказки и предания. Петрозаводск: Карелия, 1972 — 158с.
  11. В.Ф. Чтение как труд и творчество. // Вопросы теории и истории эстетики: Сб. статей. М.: Искусство, 1968. — С. 55−71.
  12. А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982. — 464 с.
  13. А.Н. Русские народные сказки. JL: Лениздат, 1983.- 446 с.
  14. Г. Л. Изучение творчества А.А. Фета в школе: Методические рекомендации для учителей. Курск: ИУУ, 1991.- 91 с.
  15. Г. Л. О некоторых особенностях анализа художественного произведения на материале поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». // Художественный текст и культура: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Владимир, 1993.
  16. Г. Л. О формировании эстетической восприимчивости как одном из условий приобщения школьников к искусству. // Теория и практика приобщения к искусству: Тезисы докладов Всероссийской научно-теоретической конференции. Курск: КГПУ, 1995.
  17. Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5−8 лет // Вопросы психологии. 2007. -№ 4, — С. 45−55.
  18. Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика- Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. -М.: Прогресс, 1989. 616 с.
  19. К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. 2-е изд., дополн. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. -480 с.
  20. М.М. Человек в мире слова. — М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995.-140 с.
  21. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.- 423с.
  22. В.Г. Избранные педагогические сочинения/ В. Г. Белинский. -М.: Педагогика, 1988. 287 с.
  23. Белинский В. Г О воспитании детей вообще и о детской книге/Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. — М.: Педагогика, 1987. —С. 301−310.
  24. А. Смех / Предисл. и примеч. И. С. Вдовина. М.: Искусство, 1992. — 127 с.
  25. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. -1996.-№ 4.-С. 66−73.
  26. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  27. , Ю. Б. Эстетика: / Юрий Бореев. М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005.- 829, 3. с.
  28. Т.Г. О вариативности анализа // Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей / Сост. Т. Г. Браже. -М.: Просвещение, 1971. С. 37−54.
  29. М. Два образа веры. М.: ACT, 1999. — 592 с.
  30. А.П. Образование в России: стратегия выбора.-СПб, 1998.- 149с.
  31. А.П. Новая школа России: культурологическая модель. Монография / Под ред. Профессора В. В. Макаева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.- 146 с.
  32. В.П. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1987.-400 с.
  33. Ведерникова Русская народная сказка. М.: Наука, 1975. -135 с.
  34. А.Н. Историческая поэтика. -М.: Издательство ЛКИ, 2008. -648 с.
  35. А.Н. Роль символического и знакового опосредования в познавательном развитии // Вопросы психологии. 2006. -№ 6.— С. 14−23.
  36. В.И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1986.-474 с.
  37. М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. 2004. -№ 3. -С. 39−44.
  38. Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. в 6 т., т. 2. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  39. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  40. Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
  41. Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 369 с.
  42. П.Я. Формирование творческого мышления / Деятельность и психические процессы: тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов. — М., 1977.
  43. Ганшина К.A. Dictionnaire francais -russe. —М.: Русский язык, 1982. 912 с.
  44. .Б. Царсшя дети и ихъ наставники. СПб, М., 1812. — 332 с.
  45. Голоса Америки. Из народного творчества США / Сост. Л. Переверзев, Ю. Хазанов.- М.: Молодая гвардия, 1976. 368 с.
  46. Ю.И. Формирование у младших школьников умения задавать вопросы на уроке: Автореф.канд. пед. наук. Калининград, 2002. — 19 с.
  47. Гумбольдт Вильгельм фон Язык и философия культуры. — М.: Прогресс, 1985.-450 с.
  48. П.С. Философская антропология: Учебное пособие. М.: Вестник, 1997. — 448 с.
  49. И.Х. Латинско-русский словарь.— М.: Рус. яз. — Медиа, 2008. 843 с.
  50. Л.В. Изучение драматических сказок XIX и XX веков в 7−8 классах средней школы (на примере пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» и Е. Л. Шварца «Дракон»): Автореферат.канд. пед. наук. -Нижний Новгород, 2002. 27 с.
  51. А. О мастерстве Чехова.- М.: Советский писатель, 1959. 208 с.
  52. Д. Собр. соч. в 10 т., т. X. М.: ОГИЗ, 1946. — 567 с.
  53. Т.Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте-М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.- 128 с.
  54. Египетская мифология. Энциклопедия. -М.: Изд-во Эксмо, 2007. 592с. 71 Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. -М.: Изд-во Академии Педагогических наук РСФСР, 1963. — 510 с.
  55. В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки. -М.: ОГИ, 2004.- 464 с.
  56. К. Архимандрит Чудо русской истории. М.: изд-во Московской епархии, 2000.-540 с.
  57. И. П. Монолог с вариациями. М.: Сов. Россия, 1980″.- 416 с.
  58. Т.В. Русский фольклор. Слов.-справ.: Кн. для учителя. М.:
  59. Просвещение, 2002. 334 с. т
  60. И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. — 348 с.
  61. История педагогики / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. -366 с.
  62. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  63. Как была крещена Русь. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 320 с.
  64. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  65. И.В. Девятнадцатый век//Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. М.: Педагогика, 1987. — С. 205−211.
  66. В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн.1. — М.: Мысль, 1993.-584 с.
  67. Г. С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // Вопросы психологии. — 2007. -№ 2. —С. 15−29.
  68. Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. — 416 с.
  69. Л.И. Воображение в творческой деятельности учеников-читателей. — Л.: Образование, 1990. — 135 с.
  70. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1974. 447 с.
  71. В.В. Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей // Антология педагогической мысли России XVIII века. М.: Педагогика, 1985. — С.372−375.
  72. В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. -М.: Лайда, 1994.- 191 с.
  73. Леви-Стросс, К. Структура мифа // Вопросы философии. 1970. -№ 7. — С. 152−164.
  74. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, Л 972. — 575 с.
  75. Д.С., Панченко А.М, Понырко Н. В. Смех в Древней Руси Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1984. — 295 с.
  76. Ю.М. Воспитание души. СПб.: «Искусство-СПб», 2005. — 624с.
  77. Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988. 352 с. к
  78. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Современник, 1995.- 348 с.
  79. А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2007. — 320 с. 114 Львов М. Р. Речь учащихся средней школы. Статья III. Синтаксис // Русский язык в школе. — 1982. -№ 6. — С. 63−70.
  80. P.P., Дмитриева Е. Д., Найденов Б. С. Выразительное чтение. Практика.- М.: Просвещение, 1980. 200 с.
  81. В.Е. О становлении сложных и осложненных предложений в письменной речи учащихся // Русский язык в школе. —1988. -№ 3.— С.57−60.
  82. Ю. В поисках живой души: «Мертвые души»: Писатель критика — читатель. — М.: Книга, 1984. — 351 с.
  83. Р6. Мединцев В. А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий // Вопросы психологии. 2005. — № 5. — С.50−56.
  84. Методика выразительного чтения: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Б. С. Найденов, Л. Ю. Коренюк, P.P. Майман и др. М.: Просвещение, 1985.-208 с.
  85. В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. -М.: Флинта: Наука, 2001. -256 с.
  86. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  87. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. — 736 с.
  88. М. Избранное.- М.: Советская Россия, 1988.- 416 с.
  89. МустаеваФ.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов.- М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 528 с.
  90. М. Египетская мифология / Пер. с англ. Г. В. Бажановой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 335 с.
  91. А.В. Образ кукушки в славянском фольклоре. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — 176 с.
  92. Т.В. Толерантность в профессиональной деятельности журналиста: Автореф. канд. филолог, наук. -М., 2007. 22 с.
  93. Образ человека в зеркале гуманизма / Авт.-сост. Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцев. М.: Изд-во УРАО, 1999. -396 с.
  94. К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972.-447с.
  95. С.И. и Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка. М.: РАН: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  96. А.Н. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-352 с.
  97. Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогика, 2006. -430 с.
  98. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы / М.: Просвещение, 1992.
  99. А.В., Ярошевский М.Г Психология: Учебник для вузов. -М.: Academa, 2000. 512 с.
  100. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1999.-526с.
  101. В.Я. Морфология / Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.-512 с.
  102. . В.Я. Проблемы комизма и смеха Ритуальный смех в фольклоре. М.: Лабиринт, 1999. — 288 с.
  103. В .Я. Русская сказка. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984.-335 с.
  104. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. СПб.: прайм-знак, М.: Олма-Прайс, 2004. -480 с.
  105. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.
  106. Е.С. Русская и зарубежная драматургия в школьном изучении: Учебное пособие: В двух частях. СПб., Москва САГА: ФОРУМ, 2007.-352с.
  107. С.Л. Основы общей психологии,— СПб.: Питер, 2007.-713 с.
  108. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. A.M. Новиковой, А. В. Кокорева.- М.: Высшая школа, 1969. 510 с.
  109. М.А. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. — 230 с.
  110. . В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М.: Знание, 1984. — 96 с.
  111. К.Ф. Выражение субъективной модальности в устной речи школьников // Русский язык в школе. — 1987. -№ 3. —С.58−60.
  112. М. Мы славяне. — СПб.: Азбука, Книжный клуб «Терра», 1997.-560 с.
  113. Сказки далеких островов / Сост. Л. Е. Власов. Киев: Пикуль, 1991.
  114. Сказки зарубежных писателей / Сост. З. П. Петрушеня. — Киев: Молодь, 1986.-400 с.
  115. Сказки народов мира. Алма-Ата: Казахстан, 1989. — 592 с.
  116. Современные концепции эстетического воспитания / Отв. ред. Н. И. Киященко. -М., 1998 электронная версия.
  117. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1987.- 1600 с.
  118. С.М. Об истории древней России—М.:Просвещение, 1992.-544с.
  119. Н.М. Выразительное чтение в 4−8 классах: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  120. В.Я. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1991.-367 с.
  121. Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000. — 624 с.
  122. Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М.: Центр педагогических преобразований, 2008.- 96 с.
  123. Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем, польск. яз./ Вступ. Ст. и сост. Н. Д. Арутюновой / Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990.-512 с.
  124. Е.Н. Смысл жизни. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2005.-480 с.
  125. , Е.А. Русское народное творчество. Волшебная сказка. Т.2, кн. 1. — М.: Просвещение, 1955.
  126. В.И. Художественность чеховского рассказа. -М.: 1989.- 210 с.
  127. Ушинский и современная школа ч.1 / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (23−25 февраля 1994 г.). — Курск: КГПИ, 1994. 158 с.
  128. E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. — М.: Наука, 1992.-251 с.
  129. Д.И. Детство как феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998.- № 1.— С. 3−19.
  130. Философия для детей / Отв. ред., составитель и автор гл. 1 доктор философских наукН.С. Юлина.-М.:РАН, Институт философии, 1996. 241 с.
  131. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб. -М.: Олимп- ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.-448 с.
  132. О.М. Поэтика сюжета и жанра. — М.:Лабиринт, 1997. -445с.
  133. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  134. Д.Д. Золотая ветвь. М.: ACT, 1998. — 784 с.
  135. Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.:КРОН-ПРЕСС, 1999.-656 с.
  136. В.А. Иван Тургенев. М.: Современник, 1986. — 380 с.
  137. К.В. Фольклор: Текст: Традиция -М.: ОГИ, 2005. -272 с.
  138. Читаем, думаем, спорим.: Кн. для самостоятельной работы учащихся по лит.: 8 кл. / Авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. -М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. 239 с.
  139. И.В. Возрастная психология. -М.: Гардарики, 2007.- 349 с.
  140. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общ. ред. B.C. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993. — 416 с.
  141. Г.В., В. Арчер. Мифологический словарь/ Г.В. Щеглов, — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 365 с.
  142. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 2004. — 496 с.
  143. , Ю.И. Дурак, шут, вор и черт (Исторические корни бытовой сказки). -М.: Лабиринт, 2006. 336 с.
  144. Юнг К. Г. Психологические типы: пер. с нем. / Карл Густав Юнг. М.: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 761, [5] с.
  145. Е.Г. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. — 464 с.
  146. И.М. О системе наук, приличных детскому возрасту // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. — М.: Педагогика, 1987. — С.228−238.223. www.tooolerance.ru224. www.Mediascope.ru225. www.trizminsk.org-
Заполнить форму текущей работой