Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ролевое взаимодействие как средство воспитания профессиональной направленности будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуализация педагогического интереса к проблеме воспитания профессионально-педагогической направленности объясняется также следующими противоречиями, сложившимися в педагогическом процессе: — между потребностью общества в педагогах с гуманистической профессиональной направленностью, готовых к принятию и творческому воплощению прогрессивных педагогических идей в своей профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК
  • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Историко — логический анализ проблемы воспитания профессионально-педагогической направленности личности в отечественной педагогике
    • 2. Психолого-педагогические факторы воспитания профессиональной направленности будущего учителя
    • 3. Возможности учебного ролевого взаимодействия в процессе воспитания профессиональной направленности будущего учителя
  • ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
    • 1. Описание базово-констатирующего этапа опытно-поисковой работы
    • 2. Технология организации учебного ролевого взаимодействия
    • 3. Анализ результатов исследования

Ролевое взаимодействие как средство воспитания профессиональной направленности будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Происходящие в России политические, социокультурные, духовные, экономические преобразования приводят к пересмотру механизмов социального развития на самых различных уровнях, что неизбежно влечет за собой аналогичные тенденции в сфере образования. Эта сфера становится одним из важнейших факторов обеспечения культурного сдвига как непременного условия обновления всех аспектов жизнедеятельности общества.

По мнению многих специалистов, для современной ситуации характерна смена образовательных парадигм: от безличностной к личностно ориентированной, от унифицированной к вариативной, от адаптивной к развивающей, от знаниевой к деятельностной. При этом педагог и учащиеся становятся равноактивными субъектами образовательного процесса. Данные тенденции в образовательной области оказывают соответствующее влияние на организацию процесса обучения в педагогических вузах, основная цель которых заключается в подготовке квалифицированных кадров, способных удовлетворить актуальные потребности развивающейся системы образования.

Сложившаяся ситуация выдвигает новые требования к профессиональной подготовке учителей. Гуманизация образования связана с осмыслением личностно значимой роли учения, персонализированным знанием, профессиональной самоактуализацией студентов педагогических вузов и т. д. В различной степени все вышеназванные аспекты интегрирует в себе процесс воспитания профессиональной направленности у будущих учителей.

Под профессиональной направленностью, как правило, понимается особое интегральное качество, проявляющееся в профессиональной деятельности и ориентирующее ее. Направленность характеризуется мотивами осуществления профессиональной деятельности, профессионально-ценностными ориентациями, профессиональной позицией.

Воспитанию профессионально-педагогической направленности в вузе способствуют: содержание изучаемых дисциплин, их преемственность, связь с практикой (JI.A. Беляева, П. А. Жильцов, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) — включение студентов в разнообразную деятельность, в том числе и моделирующую будущую профессиональную (А.А. Вербицкий, Э. А. Гришин, С. А. Днепров, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Н. Н. Никитина, Т. А. Платонова, Г. С. Сухобская и др.) — актуализация витагенного опыта студентов в процессе профессиональной подготовки (АС. Белкин, ВВ. Бачманова, ДБ. Качалов) — влияние личности преподавателя, установление контактов между ним и обучающимися (В.М. Вершинина,.

B.И. Казаренков, Т. Б. Казаренкова, В. Д. Ширшов и др.) — система внеаудиторных мероприятий (А.И. Черных).

С введением государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000г.) открываются резервы, позволяющие активизировать процесс воспитания профессиональной направленности у будущих учителей за счет таких дисциплин, как педагогические технологии, психолого-педагогический практикум, педагогическая психология и т. д. Концептуальные подходы, составляющие основу данных педагогических направлений, были освещены в трудах И. А. Зимней, П. И. Пидкасистого, И. П. Подласого, В. А. Сластенина и др. Некоторые технологические аспекты педагогического взаимодействия, адекватного идее личностно ориентированного образования, отражены в работах Ш. А. Амонашвили, А. С. Белкина, А. А. Гина, В. К. Дьяченко,.

C.Н. Лысенковой, Г. К. Селевко, Н. Е. Щурковой и др. Рядом исследователей педагогическое взаимодействие рассматривалось как необходимое условие: профессиональной подготовки будущих учителей (Р.Ш. Царева), эвристического обучения (В.Н. Соколов), личностного саморазвития учащихся и учителя (Е.Н. Федотова), совершенствования учебно-воспитательного процесса (Е.В. Коротаева, Я. С Турбовской, А. Ю. Уваров и др.).

Однако возможности формы обучения, основывающейся на проигрывании студентами условных ролей субъектов образовательного процесса, для воспитания профессиональной направленности будущих учителей изучены недостаточно. Хотя связь между этими явлениями существует уже на бытовом уровне (детские игры «в школу»), на социальном (выделение социальных ролей «учителя» и «ученика»), на профессиональном (уровневая градация — опекун, наставник, партнер и т. д.).

В связи с вышесказанным, становятся актуальными разработка и внедрение в практику педвузов таких технологий, которые в наибольшей степени способствовали бы активизации положительных установок на выбранную профессию, формированию профессионально значимых умений, демократической, гуманной профессиональной позиции и таких качеств личности как способность принимать ответственные решения, коммуникабельность, готовность к сотрудничеству и т. д.

Одной из таких технологий, на наш взгляд, является технология учебного ролевого взаимодействия, предполагающая развитие у студентов готовности к пониманию и принятию различных функций и ролей субъектов образовательного процесса, их освоение в специально подобранных профессионально-ориентированных ситуациях, актуализацию профессионально-рефлексивных качеств. Эта форма учебной работы обеспечивает развитие познавательных и профессиональных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, принятие студентом активной личностной позиции.

Актуализация педагогического интереса к проблеме воспитания профессионально-педагогической направленности объясняется также следующими противоречиями, сложившимися в педагогическом процессе: — между потребностью общества в педагогах с гуманистической профессиональной направленностью, готовых к принятию и творческому воплощению прогрессивных педагогических идей в своей профессиональной деятельности и достаточно большим количеством студентов педагогических вузов с недостаточным уровнем профессионально-педагогической подготовки, придерживающихся стереотипа субъект-объектных отношений между педагогом и учащимися, склонных к авторитарному стилю взаимодействия- - между имеющимся потенциалом интерактивных (диалоговых) технологий, которые можно использовать в процессе воспитания профессиональной направленности будущих учителей, и недостаточной проработанностью методических подходов к его использованию в практике профессионального образования.

Из анализа актуальности и противоречий вытекает проблема поиска и выявления педагогических возможностей учебного ролевого взаимодействия в воспитании профессиональной направленности будущих педагогов.

Анализ противоречия и проблемы исследования позволил нам сформулировать тему: «РОЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ».

Цель исследования состоит в выявлении, определении и обосновании теоретических и технологических основ организации ролевого взаимодействия, способствующего воспитанию профессиональной направленности будущих учителей и проверке их эффективности в образовательном процессе высшей школы.

Объект исследования — воспитание профессиональной направленности будущих учителей в образовательном процессе педагогического вуза.

Предмет исследования — учебное ролевое взаимодействие как средство воспитания профессиональной направленности студентов педагогических вузов.

Гипотеза исследования. Организация учебного ролевого взаимодействия как средства воспитания профессиональной направленности будущего учителя предусматривает:

— теоретическое моделирование возможностей ролевого взаимодействия в процессе воспитания профессиональной направленности будущих учителей;

— подбор профессионально-ориентированных ситуаций, предполагающих развитие у студентов готовности к осознанию и принятию различных функций и ролей субъектов образовательного процесса, их освоение, актуализацию профессионально-рефлексивных качеств будущих учителей;

— разработку технологических основ внедрения ролевого взаимодействия в процесс профессиональной подготовки будущих учителей;

— использование интерактивных (диалоговых) методов обучения на занятиях по педагогике.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить и определить сущность, содержание и структуру ролевого взаимодействия, активизирующего воспитание профессиональной направленности будущих педагогов.

2. Разработать технологию организации учебного ролевого взаимодействия студентов, предусматривающую использование активных методов обучения.

3. Проверить на практике результативность и эффективность технологии организации учебного ролевого взаимодействия как средства воспитания профессиональной направленности будущих учителей.

Теоретико-методологической базой исследования являются концепции и положения философии, социологии, педагогики, психологии о специфике становления личности, о детерминированности ее отношений с миром, окружающими людьми, самим собой содержанием и формой интерсубъектных взаимодействий в социальных и, прежде всего, в образовательном процессах: учение о единстве диалектики, логики и теории познания Г. В. Ф. Гегеля, теория деятельностного опосредования процессов развитая и обучения (J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,.

C.JI. Рубинштейн и др.), теория познания в основных положениях синергетического подхода (И. Пригожин, Г. Хакен и др.), классические и новейшие положения и выводы психологии и педагогики о необходимости гуманизации образовательного процесса (LLI.A. Амонашвили, А. С. Белкин, В. А. Загвязинский, Г. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. Н. Щуркова и др.), теория педагогической деятельности (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, А. С. Щербаков и др.), психолого-педагогические подходы в осмыслении роли общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса (Л.И. Божович, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, Е. Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, Г. А. Карпова, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, Е. В. Коротаева, К. М. Левитан, И. И. Рыданова, А. А. Реан, Р. Ш. Царева, Г. А. Цукерман и др.), технологические подходы к организации взаимодействий в педагогическом процессе (А.А. Гин, В. К. Дьяченко, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, Л. Д. Столяренко, А. Ю. Уваров, и др.).

База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в группах факультета педагогики и методики начального образования, филологического и физико-математического факультетов Нижнетагильского государственного педагогического института, МОУ гимназия № 18, МОУ № 90, МОУ № 39 города Нижний Тагил. На различных этапах экспериментальной работы принимали участие 200 студентов педагогического вуза.

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияметоды эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, тестированиеметоды анализа, синтеза, сравнения при разработке технологии организации учебного ролевого взаимодействиявероятностно-статистическая обработка результатов опытно-поисковой работы.

Исследование проводилось в три этапа. В течение первого (1999 -2000 гг.) на основе теоретического анализа литературы по проблеме воспитания профессионально-педагогической направленности была выявлена актуальность и степень разработанности проблемы исследования, определены в целом проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи и план работы.

На втором этапе (2000;2001гг.) разрабатывалась, внедрялась и корректировалась технология организации учебного ролевого взаимодействия, ориентированная на усиление профессиональной подготовки студентов НТГПИ.

На третьем этапе (2001;2002гг.) обрабатывались результаты опытно-поисковой работы с применением методов математической статистикиосуществлялось обобщение, осмысление и описание результатов работы, внесение уточнений и дополнений, корректировался научный аппарат, редактирование и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1) выявлена и обоснована возможность воспитания профессиональной направленности студентов педагогических вузов через включение их в ролевое взаимодействие в специально подобранных профессионально-ориентированных ситуациях;

2) выделена структура ролевого взаимодействия, включающая константные и динамические роли, освоение которых способствует профессиональной ориентации студентов педагогических вузов;

3) разработана технология организации ролевого взаимодействия как средства воспитания профессионально-педагогической направленности при изучении педагогических дисциплин, предусматривающая оценочно-деятельностный, диагностически-коррекционный, продуктивно-деятельностный этапы.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении сущности понятия «ролевое взаимодействие» как формы познавательной деятельности, актуализирующей, поддерживающей и развивающей педагогическую направленность будущих учителей через освоение студентами различных функций и ролей субъектов педагогической ситуации, развитие готовности к их пониманию и принятию, актуализацию профессионально-рефлексивных качеств.

Выделены уровни сформированности профессиональной направленности от низшего (элементарного) через развивающийся (промежуточный) к высшему (оптимальному) уровню профессионально-педагогической направленности будущих учителей.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы психолого-педагогического практикума по решению педагогических ситуаций, предназначенной для использования в процессе профессиональной подготовки будущих учителейв подготовке конспектов занятий с использованием учебного ролевого взаимодействиякроме того, составлен пакет заданий для студентов в период педагогической практики, а также пакет диагностических методик, помогающий отслеживанию динамики освоения профессионально-ориентированных ролей в процессе подготовки студентов педвуза. Наработанные материалы могут использоваться преподавателями педагогики и психологии при обучении дисциплинам психолого-педагогического цикла, а также специалистами институтов развития регионального образования для повышения квалификации педагогических кадров.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими и теоретическими позициями, использованием системы теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, корректным применением методов статистических исследований, личным участием автора в опытно-поисковой работе.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения работы были представлен-.! автором на городской научнопрактической конференции «Модернизация содержания образования на современном этапе развития школы» (Нижний Тагил, 2001) — научно-практической конференции НТГПИ «Система научно-методической работы как условие реализации государственного образовательного стандарта» (Нижний Тагил, 2002) — на всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образования: аспекты качества деятельности руководителя и педагога» (Екатеринбург, 2002) — всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда: проблемы гуманизации» (Архангельск, 2002). Материалы диссертационного исследования многократно обсуждались на научно-методических семинарах кафедр педагогики, педагогики и методики начального образования Нижнетагильского государственного педагогического института, расширенных заседаниях департамента психолого-педагогического образования города Нижнего Тагила.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ролевое взаимодействие — это организованная в процессе профессиональной подготовки форма познавательной деятельности, предполагающая развитие у студентов готовности к пониманию и принятию различных функций и ролей субъектов образовательного процесса, их освоение в специально подобранных профессионально-ориентированных ситуациях, актуализацию профессионально-рефлексивных качеств.

2. Технология учебного ролевого взаимодействия, способствующая воспитанию профессиональной направленности будущих учителей, обеспечивается:

— освоением программы психолого-педагогического практикума по решению педагогических ситуаций, предусматривающих актуализацию предметного и социального содержания профессиональной деятельности учителя;

— осуществлением процесса профессиональной подготовки в интерактивном режиме;

— подкреплением гуманистической профессиональной позиции у будущих учителей.

3. Внедрение учебного ролевого взаимодействия в образовательный процесс педвуза способствует переходу студентов — будущих учителей — от низшего (элементарного) к высшему (оптимальному) уровню профессионально-педагогической направленности.

Структура и объем диссертации

Диссертация содержит 192 страницы, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 181 наименование, и приложений. Работа иллюстрирована схемами, гистограммами и таблицами.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Учебное ролевое взаимодействие как форма познавательной деятельности, предполагающая развитие у студентов готовности к пониманию и принятию различных функций и ролей субъектов образовательного процесса, их освоение в специально подобранных профессионально-ориентированных ситуациях, актуализирует изменения в содержании составляющих профессионально-педагогической направленности. В мотивационной сфере все большее место занимают мотивы, связанные с профессиональной деятельностью учителя, усиливается интерес к ней. Личность ученика становится для будущего учителя высшей ценностью, укрепляется убежденность студентов в преимуществах демократического стиля профессионального поведения.

2. Структура учебного ролевого взаимодействия включает: константные роли (учителя, учащихся, родителей), исполнение которых способствует формированию готовности и умения оценивать педагогическую ситуацию с разных позиций, организовывать конструктивное взаимодействие, находить пути для гармонизации конфликтных состояний, т. е. гуманизации профессиональной позиции, и динамические роли (инициатор, критик, соглашатель и др.), исполнение которых позволяет корректировать складывающийся у студентов стиль педагогического взаимодействия в сторону его демократизации.

3. Технология организации ролевого взаимодействия как средства воспитания профессионально-педагогической направленности при изучении педагогических дисциплин предусматривает оценочно-деятельностный, диагностически-коррекционный, продуктивно-деятельностный этапы.

4. Технология учебного ролевого взаимодействия, способствующая воспитанию профессиональной направленности будущих учителей, обеспечивается освоением программы психолого-педагогического практикума по решению педагогических ситуаций, предусматривающих актуализацию предметного и социального содержания профессиональной деятельности учителя, осуществлением процесса профессиональной подготовки в интерактивном режиме, подкреплением гуманистической профессиональной позиции у будущих учителей.

5. Проведенная опытно-поисковая работа позволила выделить три уровня развития профессионально-педагогической направленности будущих учителей (элементарный, промежуточный, оптимальный), в зависимости от качественного состояния составляющих профессионально-педагогической направленности.

6. Проверка эффективности технологии учебного ролевого взаимодействия (с применением методов математической статистики) показала снижение количества студентов с элементарным и промежуточным уровнем профессиональной направленности и рост количества студентов с оптимальным уровнем, что подтвердило широкие педагогические возможности этой формы учебной работы в процессе воспитания профессионально-педагогической направленности.

Изучение социально-педагогического потенциала ролевого взаимодействия является перспективным направлением в развитии теории и практики образования. Дальнейшие исследования в данной области можно вести в направлении использования учебного ролевого взаимодействия: а) как средства воспитания профессионально-значимых качеств личности будущего учителя, развития профессиональных умений (например, коммуникативных) — б) как средства воспитания профессиональной направленности специалистов при изучении дисциплин различных предметных областейв) в учебном процессе общеобразовательных учреждений для активизации познавательной деятельности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теориити практики. Тюмень, 1997. 126 с.
  2. Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения //Завуч, 1999. №З.С.113−126.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 с.
  4. А. Психологическое тестирование. Кн. 2. М.: Педагогика, ф 1982.295 с.
  5. С.А. Современные вопросы методологии и методики педагогических исследований: Метод. Рекомендации. Нижний Тагил, 1991.47 с.
  6. М.Ю. Учителя и ученики: два мира? М.: Просвещение, 1992. 160 с.
  7. И.Г., Басова В. М., Волк Н. В. Педагогический класс: поиски, проблемы, перспективы //Педагогика, 1994. № 6. С.55−58.
  8. В.В. Актуализация витагенного опыта будущих учителейкак средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 20 с.
  9. В.П. К вопросу о социальной перцепции в связи с использованием ролевых игр в процессе профессиональной педагогической подготовки //Теоретические и прикладные проблемы понимания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 232- 246.
  10. А.С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург, 1999. 135 с.
  11. А.С. Возрастная педагогика. Екатеринбург, 1999. 270 с.
  12. Беляева J1.A. Проблема понимания в педагогической деятельности: Учеб. пособие к спецкурсу / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 74 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  14. Т.В. Формирование призвания у будущих учителей //Сов. педагогика, 1984. № 4. С.66−71.
  15. Е., Ашеулова К. Педагогические ситуации: Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. М.: Школьная пресса, 2000. 96 с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  17. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1978. № 4. С. 30−34.
  18. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного обучения / Педагогика. 1997. № 4. С. 11−17.
  19. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207с.
  20. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / Обзорн. информ. НИИВШ. Вып. 3. М., 1986. 87 с.
  21. В.М. Контакты между преподавателями и студентами как средство и фактор развития профессиональных качеств личности будущего учителя //Пути совершенствования профессиональной направленности в педвузе. Саратов, 1975. С. 343−355.23.
Заполнить форму текущей работой