Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие коммерческого образования в России XVIII — начала XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Переход Российской Федерации к рыночной экономике, демократизация общественной жизни, строительство правового государства обусловливают серьезные изменения в социальной структуре российского общества. Как показывает опыт ведущих стран современного мира, важнейшей опорой демократических процессов являются социальные страты населения, составляющие так называемый «средний… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII — XIX ВЕКАХ
    • 1. 1. Возникновение коммерческих учебных заведений в стране и принципы их организации
    • 1. 2. Расширение общественного спроса на коммерческое образование и реформа его организации
    • 1. 3. Общественное движение в поддержку коммерческого образования
  • ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
  • РОССИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
    • 2. 1. Содержание образования и организация учебно- воспитательного процесса в коммерческих средних учебных заведениях
    • 2. 2. Торговые школы, коммерческие классы и курсы как элементы системы коммерческого образования
    • 2. 3. Становление и развитие высшего коммерческого образования

Становление и развитие коммерческого образования в России XVIII — начала XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход Российской Федерации к рыночной экономике, демократизация общественной жизни, строительство правового государства обусловливают серьезные изменения в социальной структуре российского общества. Как показывает опыт ведущих стран современного мира, важнейшей опорой демократических процессов являются социальные страты населения, составляющие так называемый «средний класс». Зарождение этого класса связано с развитием капиталистических отношений. Монополистическая стадия рыночного хозяйства (конец XIXпервая половина XX вв.) значительно подорвала позиции традиционных средних слоев населения, как в экономической (массовое разорение мелкого и среднего производителя), так и в социально-политической (переход к диктаторским режимам) сферах общественной деятельности. Однако политика государственного регулирования экономики, возобладавшая в индустриально развитых странах в послевоенные десятилетия, восстановила приоритеты малого и среднего предпринимательства, а вместе с ними и социальный статус среднего класса. Малый и средний бизнес является сегодня важнейшим структурообразующим фактором национальных экономик ведущих стран, а его представители — социальной опорой демократической трансформации общественных отношений.

Формирование в стране полноценного рыночного хозяйства требует совокупности условий: экономических, правовых, институциональных, информационных, социально-политических, хозяйственно-культурных1. Последние включают в себя в качестве важнейшего элемента профессиональную подготовку предпринимательских кадров, проблема.

1 Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. — М. — 1997. — С. 109. которых, по оценке ведущих отечественных экономистов, обостряется1. Это связано не только с отсутствием средств на подготовку и переподготовку соответствующих специалистов, но и конкретного опыта организации такой работы в национальном масштабе. С начала 90-х годов в перечне профессий профессионально-технического и среднего специального образования появились профессии коммерческо-предпринимательской направленности. В 1993 году утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке бакалавров коммерции, в соответствии с которым бакалавр должен быть готов к «профессиональной предпринимательской организационно-коммерческой, плановоэкономической и конкретно-исследовательской деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой, основными направлениями о и содержанием учебно-воспитательного процесса». Однако подготовка специалистов данного профиля не получила пока должного распространения, что не может не сказаться на общем состоянии экономики страны и малого предпринимательства, как одного из главнейших направлений ее развития.

Отмеченные выше обстоятельства придают особую актуальность изучению дореволюционного отечественного опыта коммерческого образования, который начал складываться в середине XVIII столетия и с первых своих шагов социально ориентировался на формирование в стране третьего сословия. В государственном документе, посвященном открытию в 1772 году в Москве «Воспитательного училища из купеческих детей для коммерции» говорилось: «Известно, что в государстве два чина только установлены: дворяне и крестьянено как по привилегиям, жалованным сему учреждению, воспитанники и потомки их вольными пребудут, то они,.

1 Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. С. 113.

2 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. ГК РФ по высшему образованию. -М., 1995. -С.302. следовательно, составят третий чин в государстве"1.

К 1917 году в России существовала развернутая сеть коммерческих учебных заведений. Коммерческие училища при этом являлись наиболее совершенным типом средних учебных заведений, дававшим своим воспитанникам «основательную специальную и общеобразовательную подготовку». Эти училища «лучше, чем какая-либо иная средняя школа в России, отвечали требованиям буржуазного прогресса».

Советские историки дореволюционной системы образования (Е.Н.Медынский, Ш. И. Ганелин, Н. А. Константинов, Ф. Ф. Королев, Э. Д. Днепров, Б. К. Тебиев и др.), давая в целом позитивные оценки русской коммерческой школе, уделили в своих работах незначительное внимание данному типу учебных заведений. Средним коммерческим учебным заведениям были посвящены лишь два специальных диссертационных исследования на кандидатском уровне, выполненные в 1953 и 1954 годах (Н.С.Зинченко, Б.М.Парникель).

Отдельные фрагменты из истории коммерческих училищ России нашли отражение в исследованиях, посвященных «новым школам» рубежа XIX—XX вв. (М.В.Михайлова и др.), а также в работах по истории профессионально-технического образования (С.Я.Батышев, А. Н. Веселов, Н. Н. Кузьмин, Е. Г. Осовский и др.).

В библиографии «Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918;1977», содержащей сведения о 9,5 тысячи научных работ, представлено лишь 8 публикаций о коммерческих учебных заведениях, из них 2 — авторефераты упомянутых выше кандидатских диссертаций. В 1978;1997 гг. по нашим подсчетам опубликовано еще 5 статей о коммерческом образовании.

Анализ публикаций показывает, что вне поля зрения исследователей.

1 Тебиев Б. К. Возвращение Меркурия. — М., 1993. — С. 13. V оказалось большинство факторов, способствовавших развитию в стране коммерческого образования и превращению коммерческих училищ в один из наиболее эффективных типов средних учебных заведений дореволюционной России. Отсутствуют исследования, рассматривающие коммерческое образование как систему и как социальную организацию, действовавшую в интересах воспроизводства в стране предпринимательских кадров. Не изученной оказалась общественная деятельность в сфере коммерческого образования, механизмы материально-технического обеспечения данного типа учебных заведений, проблемы подготовки преподавательских кадров для коммерческой школы и многие другие, представляющие интерес не только для историко-педагогической науки, но и для реальной практики функционирования системы образования в условиях рыночной экономики.

Все это также характеризует актуальность и социально-культурную значимость исследования коммерческого образования в России XVIIIначала XX веков.

Исходя из актуальности проблемы и слабой разработанности ее в историко-педагогической литературе, был определен выбор темы данного исследования, сформулирована его цель: сформировать целостное научное представление о системе коммерческого образования в дореволюционной России, ее структуре, функциях, принципах организации в интересах развития современной отечественной школы и педагогической науки.

Объект исследования — система общего и профессионального образования в России XVIII — начала XX веков.

Предмет исследования — коммерческое образование в России, динамика его развития, количественные и качественные характеристики отечественной коммерческой школы рассматриваемого периода в контексте развития общего и профессионального образования в стране и в ведущих зарубежных странах.

Гипотеза исследования — успешное развитие коммерческого образования в дореволюционной России, его значительная роль в системе общего среднего и профессионального образования обеспечивались:

— широким общественным интересом к проблемам подготовки квалифицированных кадров для отечественной торговли и промышленности, способных обеспечить поступательное развитие российской экономики и ее конкурентоспособность во взаимоотношениях с торгово-экономическими партнерами;

— автономной системой управления коммерческими учебными заведениями, напрямую не связанной с консервативным Министерством народного просвещения и общей социально-селекционной школьной доктриной царского самодержавия;

— привлечением к преподавательской и научно-методической работе в коммерческих учебных заведениях лучших отечественных педагогов, лишенных возможности широкого применения своего творческого потенциала в официальной (казенной) школе;

— прочной учебно-материальной базой коммерческого образования, позволявшей на практике широко применять новейшие педагогические приемы и методы организации учебной деятельности и воспитательной работы;

— оптимальным сочетанием в деятельности коммерческих учебных заведений компонентов общего и профессионального образования.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих исследовательских «задач:

1. Выявить место и роль коммерческого образования в общей системе народного образования в России XVIII — начала XX веков и в системе профессиональной подготовки кадров.

2. Проследить динамику развития коммерческой школы и ее соответствие общественным потребностям на основных этапах социально-экономического развития страны изучаемого периода.

3. Определить содержание коммерческого образования, его конкретные организационные формы.

4. Изучить механизмы материально-технического обеспечения коммерческих учебных заведений.

5. Исследовать направления педагогического поиска организаторов и учебно-воспитательного персонала коммерческих образовательных учреждений.

6. Дать краткий сравнительно-педагогический анализ отечественной и зарубежных систем коммерческого образования.

7. Разработать практические рекомендации по творческому использованию опыта дореволюционной коммерческой школы в современных условиях.

Методологические принципы исследования. В методологическом плане автор исходил из принципов социальной обусловленности процесса познания, признания общественно-исторических функций педагогической науки, а также из методологических принципов единства воспитания и образования и целостного подхода к личности воспитуемого. При анализе учебно-воспитательного процесса использовались научно-методологические критерии личностно-деятельного подхода в обучении.

Общетеоретический фундамент исследования составили труды ведущих отечественных исследователей системы общего и профессионального образования (С.Я.Батышев, Ю. К. Васильев, Г. Н. Волков, ИЛ. Лернер, З. А. Малькова, В. Ф. Кривошеев, В. В. Краевский, Е. Г. Осовский, В. П. Симонов, П. И. Пидкасистый, Н. Д. Никандров и др.), психологические труды (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, В. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов,.

С.Л.Рубинштейн и др.).

Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы исследования использован широкий комплекс методов, в том числе метод понимания и отнесения к ценностям, системно-аналитический, историко-логический и историко-генетический методы, метод актуализации, направленный на выявление тех аспектов прошлого педагогического опыта, которые имеют особое значение для современности, метод контентного анализа источниковой базы.

Основные этапы исследования. Проведенное исследование можно условно разделить на три этапа:

На первом этапе (1993;1995 гг.) осуществлялось изучение основного фонда научной литературы, посвященной проблемам профессионального экономического и коммерческого образования, общефилософским вопросам обучения и воспитания. Была развернута экспериментальная работа по преподаванию курса основ экономики в учебно-воспитательном комплексе № 491 г. Москвы и в Центре «Экономического образования детей» на базе Методического центра Юго-Восточного учебного округа г. Москвы.

На втором этапе (1996;1997 гг.) определено основное направление исследования, связанное с изучением опыта организации коммерческого образования в России XVIII — начала XX веков. Проведено изучение основных источников и литературы по избранной теме. Параллельно осуществлялась работа по созданию «Школьного экономического журнала» и журнала «Экономика в школе», призванных возродить лучшие традиции отечественного экономического и коммерческого образования.

На третьем этапе исследования (1997;1998 гг.) осуществлялось источниковое и фактографическое подтверждение выдвинутых гипотетических положений, оформление результатов исследования в диссертационную работу, апробация основных идей и результатов, разработка рекомендаций по практическому применению изученного опыта в практике современной системы экономико-коммерческого образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В ходе проведенного исследования:

— сформировано целостное научное представление о развитии коммерческого образования в России XVIII — начала XX веков;

— вскрыты большие потенциальные возможности общественной инициативы в школьном строительстве и развитии дополнительного профессионального образования;

— доказана необходимость творческого использования дореволюционного опыта коммерческого образования в процессе подготовки квалифицированных кадров рыночной экономики;

— выявлены основные условия успешного развития инновационно-педагогического процесса в условиях строительства гражданского общества и правового государства (автономия учебных заведений, кооперативный стиль управления, тесная связь школы с жизнью, активное участие родительской общественности в жизни учебных заведений, развитие творческой самостоятельности учащихся в овладении знаниями);

— педагогически обоснована возможность существования особого типа средней общеобразовательной школы с ранней профессиональной ориентацией.

Практическая значимость исследования состоит в возможности творческого использования отраженного в нем практического опыта в современной образовательной деятельности. Исследование позволяет расширить, углубить и переосмыслить сложившиеся представления о механизмах функционирования отдельных звеньев системы образования. Особую актуальность и практическую значимость приобретает вопрос о внебюджетных источниках финансирования деятельности некоторых типов учебных заведений.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена применением адекватных его цели и задачам методологических подходов, широким набором методов историко-педагогического анализа, логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов.

Достоверность исследования подтверждается также репрезентативной источниковой базой.

В исследовании использован широкий круг источников, которые можно разделить на следующие категории:

• документы высших органов власти, министерств и ведомств, касающиеся вопросов народного образования и коммерческой школы в частности, в том числе высочайше утвержденные положения и уставы образовательных учреждений;

• документы местных органов самоуправления ~ городских и земских по вопросам образования, документы сословных учреждений и общественно-благотворительных организаций;

• материалы школьной статистики- «.

• информационно-аналитические материалы, характеризующие состояние отдельных учебных заведений и системы коммерческого образования в целом в России и за рубежом;

• учебные планы и программы коммерческих учебных заведений;

• сметная документация;

• учебники, учебные пособия и методические разработки, применявшиеся в практике коммерческой школы;

• мемуарная и эпистолярная литература.

Особую группу источников составляют труды видных отечественных педагогов и деятелей народного образования, в которых характеризуется как общее состояние образования в рассматриваемый исторический период, так и состояние коммерческой школы (П.П.Блонский, Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, Е. А. Звягинцев, С. А. Золотарев, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, А. П. Нечаев, А. Н. Острогорский, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий и др.).

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись на всех его этапах, в том числе при разработке концепции экономического образования Юго-Восточного учебного округа г. Москвы, при разработке концепции «Школьного экономического журнала» и журнала «Экономика в школе», при организации на страницах «ШЭЖ» «Курсов рыночной экономики и предпринимательства им. академика С.С.Шаталина» (ШЭЖ, 1996, № 2). Содержащиеся в диссертации выводы и положения нашли отражение в выступлениях автора на семинарах-совещаниях преподавателей экономики г. Москвы (1995;1998 гг.), на международной российско-германской научно-практической конференции «Экономическое образование в системе общеобразовательных школ России «(Московский педагогический университет, 1997 г.), а также на международной учебно-методической конференции «Современный этап реформирования экономического образования в России» (Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. В конце XIXначале XX столетия, в период динамичного развития отечественной экономики, в России сложилась целостная система коммерческого образования, включавшая в себя такие звенья как коммерческие училища, коммерческие институты, торговые школы, коммерческие классы, коммерческие курсы. Эта система сформировалась на основе национальных традиций коммерческого образования, которые начали складываться с середины XVIII столетия под влиянием общественной потребности в квалифицированных коммерсантах для российской торговли и промышленности.

2. Российская коммерческая школа развивалась параллельно с европейской коммерческой школой, заимствовала от нее все лучшее и обогащала мировую практику коммерческого образования собственным позитивным опытом.

3. Успех в развитии коммерческих учебных заведений всецело зависел от общественной инициативы, благодаря которой была создана современная база образовательно-воспитательного процесса, а сам процесс принял творческий, целенаправленный характер, во многом отвечавший педагогическим идеалам эпохи.

4. Коммерческие училища, составлявшие основное ядро системы коммерческого образования, являлись своеобразным типом учебных заведений, сочетавшим глубокую общеобразовательную подготовку учащихся с профессиональным компонентом. Сбалансированность общеобразовательного и профессионального циклов достигалась за счет тщательного отбора содержания образования, системы межпредметных связей, ориентации части общеобразовательных предметов на будущую профессиональную деятельность учащихся.

5. Исторический опыт коммерческого образования в России имеет важное значение для современной системы общего и специального образования. Он свидетельствует о том, что развитие различных типов учебных заведений может успешно осуществляться не только за счет бюджетных ассигнований, но и за счет мобилизации самых разнообразных источников (плата за обучение в разумных пределах, общественные фонды, местные налоги, именные стипендии и др.). Автономность школы, ее освобождение от мелочной опеки со стороны органов образования является залогом педагогического творчества, важнейшим условием процесса демократизации школьной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя общие итоги диссертационного исследования, прежде всего необходимо отметить, что выдвинутая на его начальной стадии рабочая гипотеза в целом оказалась верной. Становление и развитие в стране коммерческого образования являлось результатом общественной инициативы в деле подготовки для отечественной торговли и промышленности квалифицированных кадров.

Молодой российский капитализм, рождавшийся в недрах феодального общества, мог успешно развиваться лишь при наличии в стране значительной прослойки предпринимательских кадров, обладавших знаниями коммерческих наук и основ государственного законодательства, владевших иностранными языками и практикой хозяйственной деятельности. Появившиеся в середине XVIII столетия общественные проекты коммерческой школы, были ориентированы не на подготовку узких специалистов, а прежде всего на воспитание достойных граждан страны, умеющих сочетать личный и общественный интерес, обладающих широким культурным кругозором и христианскими моральными принципами.

При создании первых коммерческих учебных заведений правительство было вынуждено считаться с такой постановкой вопроса и рассматривать эти учебные заведения как важный элемент системы общего среднего образования. Адекватным отражением растущих общественных потребностей в предпринимательских кадрах являлись многочисленные попытки правительства синтезировать общее и коммерческое образование через специальные классы при гимназиях, реальных и уездных училищах, не прекращавшиеся на протяжении всего XIX столетия.

Однако и в XIX столетии правительство так и не смогло создать эффективный тип коммерческого учебного заведения без участия общественных сил. Причем такое участие распространялось не только на вопросы материально-технического обеспечения деятельности коммерческой школы, но и на проблемы содержания образования. Именно это обстоятельство стало, на наш взгляд, решающим при определении ведомственной принадлежности коммерческих учебных заведений, которые практически на протяжении всей своей истории (за исключением периода реакции 1880-х — начала 1890-х годов) находились под патронажем Министерства торговли и промышленности, под опекой этого ведомства.

Указанное обстоятельство оказало позитивное воздействие на коммерческую школу, выпавшую из-под контроля консервативного Министерства народного просвещения и развивавшуюся в общем контексте протекционистской политики Российского государства по отношению к отечественной торговле и промышленности.

Реформа 1894−1896 годов, проведенная под руководством министра финансов С. Ю. Витте, придала новый импульс развитию коммерческого образования. С этого времени коммерческое образование приобретает законченный и системный характер, соответствующий общеевропейскому уровню подготовки предпринимательских кадров. Наряду с коммерческими училищами, являвшимися центральным звеном системы коммерческого образования, широкое распространение в стране получают торговые школы, торговые классы, курсы коммерческих знаний. В начале XX столетия в эту систему интегрируются высшие коммерческие учебные заведения.

Примечательно, что обретя системный характер, коммерческое образование в России не утратило своего общекультурного значения. В программах торговых школ, классов и курсов важное место занимал общеобразовательный компонент, способствовавший компенсации недостатков общей системы в стране. В этом заключались гуманистическая сущность отечественной системы коммерческого образования, его принципиальное отличие от западных, и особенно от американской моделей подготовки предпринимательских кадров, носивших преимущественно прагматический характер.

Особые условия, в которых оказалась отечественная коммерческая школа, сделали ее центром живой педагогической мысли, своеобразной экспериментальной площадкой, на которой отрабатывались самые совершенные дидактические приемы, внедрялись наиболее прогрессивные формы и методы воспитательной работы с учащимися. Именно в коммерческих училищах получил, например, широкое развитие лабораторно-исследовательский метод преподавания естественных наук, в то время как даже лучшие правительственные гимназии были вынуждены довольствоваться «меловой» физикой, книжным знанием естественноисторических процессов и явлений.

Существенно отличался от казенной школы и внутренний строй коммерческих учебных заведений. В его основе лежали принципы академической свободы и демократии, включавшие в себя выборность и подотчетность руководителей педагогическому коллективу, коллегиальность в решении важнейших вопросов финансово-хозяйственной и учебно-воспитательной жизни, ученическое самоуправление, участие широкой родительской общественности в жизни учебных заведений и многое другое.

Учебно-воспитательный процесс в коммерческой школе в гораздо большей степени, чем в любом другом типе учебных заведений, действовавших в стране, был приближен к педагогическим идеалам эпохи. Его отличительными особенностями являлись глубокий психолого-педагогический интерес к проблемам растущей личности, опора на положительные начала характера, убеждение как ведущий метод воспитания, развитие познавательной творческой активности учащихся, самостоятельности в решении учебных и жизненных проблем, коллективизма, ответственности, честности, порядочности и других важнейших человеческих качеств.

Как в процессе учебной, так и во внешкольной и внеклассной работе, педагоги коммерческих училищ стремились привить своим воспитанникам такие необходимые для будущей практической работы на коммерческом поприще качества, как предприимчивость, умение вести себя в условиях постоянно обновляющегося производства и рынка, твердость духа и гибкость ума. В их задачу входило «настолько развить органы физической и психической деятельности человека, чтобы он ясно понимал окружающие его явления и умел справиться с теми задачами, которые ставит ему жизнь"1.При этом воспитанники коммерческих учебных заведений, в отличии опять-таки от их западноевропейских и американских сверстников, настраивались не на личное обогащение, а преимущественно на общественную пользу. Их последующая деятельность в производственной, торговой и иных предпринимательских сферах рассматривались лучшими педагогами как гражданский и нравственный долг2.

Перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют о необходимости не только широкого и всестороннего изучения педагогического опыта коммерческого образования в дореволюционной России, но и активного, творческого использования этого опыта в практике современной школы. На наш взгляд, особенно в условиях переходной экономики, патерналистиче-ская политика государства по отношению к школе должна сочетаться с ее активностью по мобилизации для учебно-воспитательных нужд различных внебюджетных источников. Необходимо возродить практику создания при школах попечительных советов из представителей делового мира, в том числе из бывших выпускников и родителей учащихся. Нуждается в возрождении и практика именного стипендиатства для наиболее талантливых и способных учащихся, родители которых не в состоянии обеспечить им условия для.

Образование. — 1902. -N2.-С.130.

2 См.: Острогорский А. Я. Предисловие к книге К. Гипьти «Счастье» / Памятная книжка Технического училища за 1900 /01 учебный год. — СПб., 1901. — С.42. получения среднего специального или высшего образования. Следует расширить финансовую самостоятельность учебных заведений, предоставить им более широкую возможность для внедрения на компенсационной основе различных форм дополнительного профессионального образования, в том числе и коммерческого.

Советская школа на протяжении многих десятилетий развивалась как единая, трудовая и политехническая. Необходимость такого подхода в целом не вызывает сомнения. Однако, на наш взгляд, некоторые принципы политехнизма, органически вписанные в учебно-воспитательный процесс, в современных условиях нуждаются в определенной корректировке. С учетом общих тенденций перехода к постиндустриальному развитию и реалий рыночной экономики эти принципы должны быть дополнены и откорректированы. Сегодня школа должна не только знакомить учащихся «с основными принципами всех процессов производства», но и с организационно-экономическими принципами, законами функционирования рыночного хозяйственного механизма и, что особенно важно с учетом тенденции массового развития малого предпринимательства, принципами инновационной деятельности, вариантами комбинации факторов производства. Подобные подходы должны пронизывать не только школьные курсы основ экономики и предпринимательства, которые слишком слабо внедряются пока в реальную практику, но и многие другие учебные предметы естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Настоящее диссертационное исследование не претендует на всесторонность анализа исторического опыта коммерческого образования в России XVIII — начала XX веков. В соответствии с целью и задачами исследования основные усилия автора были направлены на формирование целостного научного представления о системе коммерческого образования рассматриваемого периода, изучение его структуры, функций, принципов организации в интересах развития современной отечественной школы и педагогической науки. В более детальном и тщательном изучении нуждаются многие другие аспекты заявленной проблемы. Особенно перспективным, на наш взгляд, является дальнейшее изучение дидактических принципов дореволюционной коммерческой школы, приемов и способов гармонизации общеобразовательного и профессионального компонентов, система межпредметных связей, организация лабораторных и практических занятий в коммерческой школе, формы и средства взаимодействия коммерческой школы с предпринимательской общественностью. Нет сомнения, что эти и другие вопросы организации коммерческого образования в дореволюционной России, уже в самое ближайшее время привлекут к себе внимание исследователей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ. АКТЫ. ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕНННОЙ ДУМЫ, СОВЕТА МИНИСТРОВ1. РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
  2. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Тт. 1 -23.-СПб., 1881 -1913.
  3. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. Отделение первое. Пг., 1914−1917.
  4. Совет министров Российской империи. 1905 1906. Документы и материалы. — Л.: Наука, 1990. — 476 с.
  5. Сборник указов и постановлений Временного правительства. -Пг., 1917.
  6. РАБОТЫ ВИДНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ И ДЕЯТЕЛЕЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  7. С.Я. и др. Основы профессиональной педагогики.2 изд. М.: Высшая школа. 1977. — 504 с.
  8. П. П. Избр. пед. и психолог, соч.: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика/ 1979. — 400 с.
  9. Н. Ф. Избр. пед.-соч. /Ввод. ст. В. 3. Смирнова. М.: ИН РСФСР, 1953. — 412 с.
  10. П. Внешкольное образование народа. М.1896.380 с.
  11. В. П. Всеобщее обучение. М., 1897. — 32 с.
  12. В. П. Основы новой педагогики. М., 1913. — 584 с.
  13. В. П. Спорные вопросы образования. М., 1907. — 28 с.
  14. П. Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсенье-ва. М.: Педагогика 1982 — 704 с.
  15. П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. 2-е изд., доп. — СПб., 1914. — 212 с.
  16. П. Ф. Новые движения в области народного образования к средней школы // Современные педагогические течения / Сост. П. Ф. Каптерев и А. Ф. Музыченко. -М.: Польза, 1913.-С. 5−103.
  17. Н. К. Пед. соч.: В 6 т./ Под. ред. А. М. Арсеньева, Н. К.
  18. , П. В. Руднева. М.: Педагогика, 1978 — 1980.
  19. А. Н. Коммерческое образование, его современная организация на Западе и возможная постановка в России. 4.1. СПб., 1896.- 198 с.
  20. А.Н. Наука и воспитание./ Избр.пед.соч. Под ред. Г. Н. Волкова. М.: Педагогика, 1985. 352 с.
  21. А.Н. Образование и воспитание ./ Избр.пед. соч. Под ред. Г. Н. Волкова. М.: Педагогика, 1985. 352 с.
  22. К. Д. Пед. соч.: В 6 т./ Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988 -1990.
  23. С. Т. Пед. соч.: В 4 т./ Под ред. И. А. Каирова и др. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962−1965.
  24. С. Т. Избр. пед. соч.: В 2 т./ Под рел. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980.3. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ
  25. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФУ- Фонд 517. Всероссийский союз учителей народной свободы (кадеты).- Фонд 1463. Коллекция отдельных документов личного происхождения.
  26. Исторический архив г. Москвы СИАМ).- Фонд 61. Московское особое городское по делам об обществах присутствие.- Фонд 459. Канцелярия попечителя Московского учебного округа.
  27. МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ. УЧЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. ТРУДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СЪЕЗДОВ
  28. Всеобщее обучение: Сб. законов и правительственных распоряжений / Сост. К. Денисов. Вып. 1 — 3. — СПб., 1913−1916.2. 2-й съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. СПб., 1898. — 404 с.
  29. Доклады первому общеземскому съезду по народному образованию 1911 г.: В 2 т. -М., 1911.
  30. П.А. Первый международный конгресс по вопросам технического, промышленного и коммерческого образования, происходивший в Бордо в 1886гю, и потребность России в широком распространении сего образования. СПб., 1988. 75 с.
  31. Настольная книга по народному образованию. В 2 т. / Сост. Г. Фальборк, В. Чарнолуский. — Т. 1. — СПб., 1899. — 713 с.
  32. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. Т. 1. -СПб., 1905. — 267 с.
  33. Резолюции III съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России, 1903 1904 гг. — СПб., 1906. -XVI.- 115 с.
  34. Труды первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая 4 июня). — СПб., 1906. -280 с.
  35. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912 1913г. — Пб., 1914. — 464 с.
  36. Ю.Третий съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России (1903 -1904). Отчет. Под ред. А. Н. Глаголева. 4.1−2. -М. 1904. — 680 с.
  37. Труды первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Петербург, 30. XII 1912 г. — 6.1 — 1913 г. — Т. 1. — СПб. — 672 с.
  38. ДНЕВНИКИ, ВОСПОМИНАНИЯ, ПИСЬМА
  39. В. В. Другие берега // Дружба народов. 1988. — N 5.1. С. 139−165,N6.-С. 73−136.
  40. В. И. Из воспоминаний об учительском союзе эпохи первой русской революции // Нар. учитель. 1925. -N 11.- С. 57−61.6. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
  41. Вестник воспитания. -М., 1890 1917.
  42. Вестник народного образования. СПб., 1911 — 1916.
  43. Для народного учителя. -М., 1907 1917.
  44. Известия Всероссийского педагогического общества. СПб., 1915−1917.
  45. Журнал Министерства народного просвещения, СПб., 18 901 917.
  46. Московские ведомости. М., 1862.
  47. Московский журнал. М., 1996 .
  48. Народный учитель. -М., 1905 1915.9. Образование. М. — 1902.
  49. Педагогический сборник. СПб., 1890 — 1917.
  50. Русская школа. СПб., 1890−1917.
  51. Русское богатство. -М., 1896.
  52. Свободное воспитание. М., 1907 — 1917.
  53. Торгово промышленная газета. — №№ 253,254.
  54. Техническое и коммерческое образование. СПб., 1892 — 1917.
  55. Школа и жизнь. СПб., 1910 — 1916.
  56. Я. В. Наши воскресные школы. СПб., 1900. -351 с.
  57. Н. П. Исторический обзор харбинских коммерческих училищ за 15 лет. Харбин, 1921. — 156 с.
  58. В. К. Наука и жизнь. СПб., 1906. — 333 с.
  59. Г. В. Родители, учителя, ученики. Жизнь средней школы за последние годы. Родительские комитеты и организации.- СПб., 1908. -219 с.
  60. Акт сорокалетия педагогических курсов Московского об-щества воспитательниц и учительниц. 4 марта 1912 г. -М., 1912. 88 с.
  61. Александровское коммерческое училище. Москва. Александровское коммерческое училище, основанное Московским биржевым обществом. / Отчет.- М., 1888−1901.
  62. П. Н., Лиднов Р. К. Мещанское училище, основанное
  63. Московским купеческим обществом в память совершеннолетия наследника цесаревича Александра Николаевича. Исторический очерк 75 летней деятельности. — М., 1910. — 479с.
  64. К. И. Народный университет в С.-Петербурге. СПб., 1898.-33 с.
  65. Арнольд Карл Иванович. Разговор об истинном образовании купца. / Сочинение, переведенное с немецкого подлинника. .Василием Козновым. — Б. м., б. г.
  66. Арш. Г. JI. Греческое коммерческое училище Одессы в 1817 -1830 гг. (из истории новогреческого просвещения). / В кн.: Балканские исследования. выпуск 10. — 1987. — с. 31 — 62.
  67. И. П. Оживление деятельности земства в сфере народного образования // Рус. школа. 1908.—N12. С. 1 — 13.
  68. А. Исторический очерк развития элементарной школы в биографиях замечательнейших педагогов и по уставам правительств. СПб., 1905.
  69. Н. А. Истоки и смысл русскогоСтраницы книги // Юность. 1989. -N11. — С. 80−93
  70. Н. А. Смысл истории. -М.:Мысль 1990- 175 с.
  71. М. Общество для распространения коммерческих знаний или не знаний. Анализ М. Бойко. М., 1898 — 46 с.
  72. М. М. Исторический очерк С. Петербургского коммерческого училища. Читанный. в день 100 летия училища, 6 декабря 1872 г. — СПб., 1872. — 16 с.
  73. Представители педагогического мира в третьей Государственной думе // Рус. школа. 1908. -N 10. — С. 110−131.
  74. В. Д. Новая свободная школа, как она бьюа намечена в 1907 году // Изв. Совета по нар. образ. (Таганрог). 1917. -N 1. — С. 13 — 14.
  75. Васильков (Борисов П. Н.). Петроградские учителя в дни революции: Из жизни первых дней Петроградского учительского союза // Рус. школа. 1917. -N 1. — С. 29 — 50.
  76. Велский (Великопольский) А. Записки педагога. СПб., 1909.227 с.
  77. Видельман. Коммерческое училище. План ученого и коммерческого училища Видельмана. СПб., 1859. — 21 с.
  78. Р. Специальная подготовка преподавателя средней школы, или поднятие его положения. М., 1898. — 25 с.
  79. Вопросы народного образования в Московской губернии. -Вып. 2 / Сост. В. В. Петров. -М., 1899. 195 с.
  80. Всероссийский учительский съезд // Нар. учитель. N11 12. — с.3.10.
  81. Н. А. Краткий очерк истории коммерческого училища. СПб., 1849.
  82. А. Ф.Общественное в воспитании в коммерческих училищах. М., 1904. — 25с.
  83. А.Ф. Школьная реформа снизу. М., 1907. — 201 с.
  84. Г. Народное образование на Западе и у нас. СПб., 1906.-153 с.
  85. С. С. Коммерческое образование во Франции и постановления международных конгрессов по проффессиональному образованию о развитии ираспространении коммерческих знаний. СПб., 1895.-98с.
  86. Двадцатипятилетие Александровского коммерческого училища, основанного Московским биржевым обществом в 1885—1910. -М., 1911. -353 с.
  87. М. И. Начальная школа, ее история, дидактика и методика.-М., 1911.-331 с.
  88. Десятилетие Казанского коммерческого училища. 1905−1915. Казань, 1916. 99 с.
  89. В. Ф. Очерки по истории среднешкольного движения. -СПб., 1909.-70 с.
  90. Дневник XIII съезда русских естествоиспытателей и врачей в Тифлисе. Тифлис. 1914, С.150−151.
  91. Доклад комитета общему собранию членов общества распространения коммерческого образования. СПб., 1896. — 76 с.
  92. И. Малоспособность учащихся детей и борьба с нею. -2-е изд.- Одесса, 1913.-116 с.
  93. Ежегодник внешкольного образования. Вып. 1. — М., 1907. -306 е., Вып. 2. — СПб., 1910. — 429 с.
  94. Ежегодник народной школы. Вып. 1 / Под ред. В. И. Чарно-луского. -М., 1908. — 461 с.
  95. Ежегодник экспериментальной педагогики. Вып. 11 /Под ред. А. Н. Нечаева. — СПб., 1910. — 188 + 9 с. 40.3а два года. Сборник общественно-экономических очерков. Издание Самарского биржевого комитета. Самара, 1915. — 63 с .
  96. Е. А.Думский проект о всеобщем обучении. -М., 1912.-27 с.
  97. Е. А. К вопросу об участии общества и земства в постановке народного образования. Курск, 1901. — 6 с.
  98. Е. А. Народная жизнь и школа. Вып. 1, — М., 1915. -130 с.
  99. Е. А. Несколько слов о школьных попечительствах. — М, 1898.- 10 с.
  100. С. А. Хроника профессионального образования // Рус. школа. 1908. -N 1. — С. 64.
  101. В. Первый Всероссийский съездпо педагогической психологии в Петербурге // Журнал Мин. нар. просвещ- 1906. N 8. — С. 130−164.
  102. Идеалы народной школы / Сост. 0. В. Кайданова. М., 1905.39 с.
  103. Из истории буржуазии в России. Кошман JI. В. Московское коммерческое училище в первой половине 19 века (к вопросу об общественной деятельности буржуазии). Томск., 1982. — С. 3 — 16.
  104. Интеллигенция в России: Сб. ст. СПб., 1910. — 259 с.
  105. История возникновения Государственного комитета// Бюллетень Гос. комитета по нар. образ, при Мин-ве нар. просвещ. -М., 1917.-N1. 16 сент. — С. 2.
  106. История Московского купеческого общества, Учреждения недвижимости и капиталы Московского купеческого общества.Т. 4. вып.1 Императорское Московское коммерческое училищена Остоженке / под ред. В. Н. Сторожева. -М., 1914. — 96 с.
  107. Казанское женское восьмиклассное коммерческое училище, учрежденное О. М. Эккерт. Сведения и программы испытаний для лицжелающих поступить в училище. Казань, 1915. -16 с.
  108. Казанское коммерческое училище. Десятилетие Казанского коммерческого училища. 1905−1915 описание. -Казань, 1916. 78 с.
  109. П. К вопросу о реорганизации среднего образования. -СПб, 1901.-107 с.
  110. П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. 2-е изд. доп. -Спб, 1914. 212 с.
  111. Н. С. Несколько фактов из жизни С. Петербургского училища ордена Св. Екатерины ко дню его столетнего юбилея. СПб, 1898.-63 с.
  112. В. М. Пятидесятилетний юбилей Качевско-Чернявского женского училища в Москве. М, 1884. — 8с.
  113. Кечеджи-Шаповалов М. В. Коммерческое образование, его значение, задачи, методы и организация (в Росии и за границей). // Статьи, доклады. 1902−1911 СПб, 1911. — С. 318.
  114. Кечеджи-Шаповалов М. В. О коммерческом самообразовании.1. СПб, 1910.-15 с.
  115. Кечеджи-Шаповалов М. В. Современное значение коммерческого образования. Речь. СПб, 1905. 15 с.
  116. Киевское женское коммерческое училище Л. И. Володкевич. -Киев, 1910.-49 с.
  117. В. В. Съезд учителей земских школ Московского уездного земства // Рус. богатство. 1902. -N 1. — С. 224 -256.
  118. Е. И др. Народное образование на Всероссийской выставке в Н.-Новгороде в 1896 г. Н.-Новгород, 1897. — 461 с .
  119. Коммерческое образование в последние три года.// Торгово-промышленная газета. NN253, 254.
  120. Коммерческое образование в России. Высшие утвердительные положения (1896 и 1903 г.) Коммерческие училища. Торговые школы. Торговые классы. Курсы. Правила. Программы. Права. М, 1904. — 32 с.
  121. Н. Н. О коммерческих училищах в России и за границею. СПб, 1872. — 48 с.
  122. Н. Н. Сборник материалов для истории С.-Петербургского коммерческого училища. Отд. 1,2,3,6. — СПб, 1889.
  123. Краткий исторический очерк деятельности Прохоровской трехгорной мануфактуры по техническому и общему образованию рабочих. 1816−1899 гг.-М, 1899.-96 с.
  124. Н. К. Значение коммерческого образования и средства к его распространению. М, 1895. — 19 с.
  125. Краткие сведения об Училище и программы приготовительного и первого классов. Первое женское коммерческое училище в Москве, учрежденное JI. О. Вяземской. М, 1902. — 32 с.
  126. П. Н. Десятилетие общества распространения коммерческого образования в г. Киеве. Киев, 1906. — 18 с.
  127. Я. Записки по педагогике и дидактике. 2-е изд. -Псков, 1913.-324 с.
  128. Ф. М. Коммерческие училища за границей и в России. Начало. СПб. [1887]. — 36 с.
  129. В. Александровское коммерческое училище в Москве. //Московский журнал. 1996-N 10. — С.34−40.
  130. А. М. Правила и программа Женского училища коммерческих наук А. М. Мансфельд, в Москве, учрежденного в 1901 г. -Б. м. и б. г. 8 с.
  131. B.C. Коммерческие мальчики, или начало специального образования торговых людей.// Московские ведомости. 1862. -N263.
  132. Материалы по коммерческому образованию. Вып. 1−5. -СПб., 1901−1906.
  133. Д. И. Заметки о народном просвещении России. -СПб., 1901.-122 с.
  134. П. Вечерние дополнительные школы и курсы вАнглии. СПб., 1908. — 86 с.
  135. П. Г. Современная школа в Европе и Америке. М., 1912.-247 с.
  136. П. Г. Школа и демократизация знаний в Европе и Америке // Рус.школа. 1910. — № 1. — С. 113 — 142.
  137. Московская гор. торговая школа им. В. А. и А. А. Алексеевых. -М., 1900. 178 с.
  138. Московская практическая академия коммерческих наук. Годовой отчет об имуществе и движении денежных сумм в Московской практической академии коммерческих наук. М., 1897. — 130 с.
  139. Московская практическая академия коммерческих наук. Программы на 1862/63 год. -М., 1862. 48 с.
  140. Московский коммерческий институт. Обзор преподавания на 1915/16 учебный год. II. Коммерческо-техническое отделение. (Отделение товароведения). М., 1915. — 134 с.
  141. Московское общество распространения коммерческого образования. 1897 1907. — М., 1907. — 396 с .
  142. Московское училище ордена св. Екатерины. 1803−1903. Исторический очерк, составленный комиссией преподавателей под общей редакцией В. А. Вагнера. М., 1903. — 560 с.
  143. Мусин-Пушкин А. А. Среднеобразовательная школа в России и ее значение. Пг., 1915. — 163 с.
  144. Народное образование в Соединенных Штатах Северной Америки. Высшее, среднее и низшее. СПб., 1895. — 490 с.
  145. Народное образование на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году / Сост. Е. Ковалевский. СПб., 1897 — 361 с.
  146. Народное образование на съезде Союза 17 октября // Для нар. учителя.-1909.-№ 15.-С. 16−18.
  147. Неболсин А. Г. Организация курсов для взрослых рабочих. Доклад на Торгово-промышленном съезде 1896 года в Нижнем Новгороде 2-е изд. — СПб., 1897. — 29 с.
  148. Нижегородское коммерческое училище. Учебно-воспитательный отчет. Новгород, 1903- 1908. — 198 с. 93 .Никитинский Я. Коммерческое образование / Энциклопедический словарь русского библиографического института
  149. Гранат. Изд. II. Т.24. М., (б.г.) .
  150. Николаевское женское училище «Москва». М., 1913. — 16 с.
  151. Е. Приказчий вопрос. Ростов н/Дону, 1906. — 20 с. 96. 0 положении начального народного образования в России //Вестник воспитания. 1903. — N4. — С. 138 — 163.
  152. Об изменении положения о коммерческих учебных заведениях. Учебный отдел Министерства торговли и промышленности. Пг., 1917. -86 с.
  153. Образовательные задачи коммерческих училищ Министерства торговли и промышленности. СПб., 1912. — 16 с.
  154. А. М. Ближайшие практические вопросы народного образования в России. — М., 1910. 207 с.
  155. А. М. Свободное воспитание и дисциплина. М., 1910.-95 с.
  156. Общее дело: Сб. ст. по вопросам распространения образования среди взрослого населения. Вып. 1. 2-е изд. — М., 1905. — 479 е.- Вып. 2. — М., 1902 — 556 е.- Вып. 3. — М., 1912. — 441 е.- Вып. 4. — М., 1912. -473 с.
  157. Общество для распространения коммерческих знаний. Петербург. Очерк деятельности общества для распространения коммерческих знаний с 1889 по 1890 гг. Итог первого десятилетия. СПб., 1890. — 144 с.
  158. Об училищах для девиц в уездных городах. -М., 1859. 54 с.
  159. Одесское коммерческое училище. Исторический очерк 50-летия Одесского коммерческого училища. 1862−1912. Одесса, 1912. — 57с.
  160. О затруднениях, испытываемых коммерческими школами при замещении вакантных учительских должностей. СПб., 1897. — 10 с.
  161. О нуждах коммерческого образования. Самарский биржевой комитет. Самара, 1915. — 64 с.
  162. О приготовлении преподавателей для коммерческих учебных заведений. СПб. ,[1897] -21 с.
  163. А.Я. Предисловие к книге К.Гильти «Счастье» / Памятная книжка Технического училища за 1900 /01 учебный год. СПб., 1901.- 162 с.
  164. Отчет Белостокского общества распространения коммерческого образования. Белосток, 1911.- 21 с.
  165. Отчет Вятского общества содействия коммерческому образованию. Вятка, 1916. — 17 с.
  166. Отчет Елизаветградского общества распространения коммерческого образования. -Елисаветград, 1911.-37 с.
  167. Отчет Московского коммерческого института. 1912 1913 год.-М., 1914. 125 с.
  168. Отчет Московской практической академии коммерческих наук на 1894 год. М., 1894. — 79 с.
  169. Отчет по учебно-воспитательной работе торговых школ и классов Киевского общества распространения коммерческого образования. -Киев, 1901.-с. 72.
  170. Отчет Лодзинского общества распространения коммерческих знаний за 1909−1910 гг. Лодзь, 1911. — 16 с.
  171. Очерк для деятельности общества для распространения коммерческих знаний с 1889 по 1899 гг. СПб., 1899. — 30 с.
  172. Петербургское общество распространения коммерческого образования. -СПб., 1896. 8 с.
  173. Петр Великий. /Сборник статей. Идеи Петра Великого и коммерческое образование. СПб., 1903. — с. 201−207.
  174. Г. С. Школа и жизнь. 8-е изд.- СПб., 1903. -174 с.
  175. Петровское общество распространения коммерческого образования. Петербург. Пг. 1901. — 278 с.
  176. Д.И. Взгляды английсих мыслителей на умственные потребности современного общества. Полн. собр. соч. Т.5. — Спб., 1897.
  177. План коммерческого воспитательного училища. СПб., 1772. — 47с
  178. Положение о коммерческих учебных заведениях и об установлениях для внешкольного распространения коммерческих знаний ведомства Министерства торговли и промышленности. Пг., Б. г.
  179. Положение о коммерческих училищах, подведомственных Министерству финансов. / Изд. под ред. А. Г. Малинина. Варшава, 1906. — 8 с.
  180. Положение о мещанском девичьем училище, учрежденном в Москве на иждивении Купеческого общества. М., 1845. — 14с.
  181. Н. К истории Всероссийского учительского союза (Московская областная организация) / Отд. оттиск из журнала Вестник воспитания. 1917 г. — N4 — 5. — М., 1917. — 34 с.
  182. П. П. Из прежних отношений школы к семье // Вестник воспитания.- 1906. -N1.- С. 147−159.
  183. П. П. Из прежних отношений школы к семье // Вестник воспитания. 1906.-N1. — С. 147 -159.
  184. Правила Коммерческого Училища, составленные старшим воспитателем училища. СПб., 1871. — 8 с.
  185. Правила об организации и деятельности собраний родителей и родительских комитетов при коммерческих училищах. Казань, 1916.-15 с.
  186. Программа женского коммерческого училища и рукодельной школы при «Доме Анатолия Демидова». СПб., 1895.
  187. Проект Инструкции для инспекции. Печатано по распоряжению министра народного просвещения. М., 1899. — 16 с.
  188. Проект положения о коммерческих учебных заведениях. Киев, 1894.- 8 с.
  189. Профессиональные учительские организации на Западе и в России: Сб. ст.-Пг., 1915.-295 с.
  190. А. С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. 2-е изд.- СПб., 1895. — 547 с.
  191. В. М. Школьная подготовка второй русской революции. СПб., 1913. — 291 с.
  192. Р-в. В. Реальные училища. /Энциклопедический словарь. T.XXYI. СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1899. С. 413.
  193. Реформа среднего образования. Изд. 2. СПб., 1908.
  194. М. В. Женское графа Дмитрия Николаевича Блудова училище в городе Остроге. Сборник действующих в нем постановлений, распоряжений, программ, правил и пр. с 1866 по 1886 г. в 2-ух частях. -СПб., 1887. — 176 с.
  195. В. В. Сумерки просвещения: Сб. статей по вопросам образования. СПб., 1899. — 240 с.
  196. Россия. Министерство торговли и промышленности. Образовательные задачи коммерческих училищ Министерства торговли и промышленности. СПб., 1912 — 16 с.
  197. Россия. Министерство торговли и промышленности. Учебный отдел. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных Учебному отделу Министерства торговли и промышленности.-СПб., 1908−1914.
  198. Н. Е. Педология, ее возникновение, развитие 9 и отношение к педагогике. СПб., 1910. — 82 с.
  199. Саратовское коммерческое училище. Отчет коммерческого училища Саратовского купеческого общества. Саратов, 1905. — 167 с.
  200. А. Наши коммерческие школы и их общественное значение. // Оттиск из журнала «Русская школа». СПб., 1906 г. -№ 4 — С. 99 121. -№ 5 -С. 268−286.
  201. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 1. Изд.2. СПб., 1875.
  202. Сведения о коммерческих училищах. По статьям директора Бакинского училища Э. А. Фехнера и бывшего главного инспектора С. С. Григорьева. СПб, 1905. — 32 с.
  203. Симбирское общество распространения коммерческих знаний. Торговые классы. Симбирск, 1916. — 23 с.
  204. Современное состояние ремесленных учебных заведений по данным 3-го съезда (дек. 1903 янв. 1904). — СПб, 1906. — 53 с.
  205. В. С. Соч.: В 2 т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А.В. Гулыги- Примеч. С. Л. Кравца и др.- М.: Мысль, 1988.
  206. Коммерческое образование в Западной Европе и в Росии. -Киев, 1844.-с. 17.
  207. Обзор деятельности Министерства финансов в царствование императора Александра III (1881−1894). СПб, 1902.
  208. Д.И. Заметки о народном просвещении России. СПб, 1901.
  209. Столетие Московской практической академии коммерческих наук. 1810−1910.-М, 1910.- 786 с.
  210. К. Кооперация и просвешение.- М, 1915. 47 с.
  211. А. Г. История С.-Петербургского коммерческого училища А. Г. Тимофеева. Т. 1. — СПб, 1901. — 86 с.
  212. Д. И. Обновление школьных программ по запросу времени // Педагогич. листок. 1905. -N 3. — С. 571 — 579.
  213. И. И. Заметки о народном образовании в России. -СПб, 1907. 130 с.
  214. Труды курсов для учителей средних школ 5−25 июня 1907 г. -Спб, 1908.-210 с.
  215. Труды педагогической лаборатории при Московском педагогическом собрании / Под ред. А, Н. Бернштейна. Вып. 1.-М, 1909. — 60 с.
  216. К. Ц, Шестаков П. М. Первый Всероссийскийсъезд представителей обществ вспомоществовали лицам учительского звания (Материалы для выработки мер по улучшению учительского быта). М, 1903.-432 с.
  217. Учебная программа и правила для поступления учеников в средние заведения с преподаванием коммерческих наук. -М, 1896. 32 с.
  218. Учреждение министерств. Т. 1. Ч. 2. СПб,-210 с.
  219. Учреждение училищ для солдатских дочерей. СПб, 1820.32 с.
  220. Г. А. Всеобщее образование в России. М., 1908.212 с.
  221. Фальборк Г, Чарнолуский В. Народное образование в России. -СПб., 1899.-264 с.
  222. М. О. К вопросу о новой организации коммерческого образования и о желательных изменениях в законоположениях о коммерческих учебных заведениях Министерства торговли и промышленности. -СПб, 1901.-31 с.
  223. Ф. Н. Историческая записка об открытии в Петрозаводске женского училища 1-го разряда. СПб, 1861. — 11 с.
  224. В. И. Вопросы народного образования на первом Общеземском съезде-М, 1912. 130 с.
  225. В. И. Итоги общественной мысли в области образования. СПб, 1906 — 78 е.
  226. В. И. Настольная книга по внешкольному образованию. 2-е изд. — Т.1, — СПб, 1913. — 501 с.
  227. В. И. Основные Вопросу организации внешкольного образования в России. СПб, 1909. — 90 с.
  228. В. И. Основные вопросы организации свободной демократической школы в России // Рус. школа. 1908.№ 3. — С. 43 — 66.- № 4, — С. 51 — 64.- № 5 — 6. — С. 66 — 85.- № 7 -8. — С. 88 — 117.- № 9. — С. 31−39.
  229. В. И. Учительские организации в России. М, 1908.-146 с.
  230. Частный почин в деле народного образования.- М., 1896 361с.
  231. Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века.-М, 1912.-224 с.
  232. Н. В. Хроника народного образования в России // Рус. школа. 1908. -N1. — С. 56 — 63 (Отд. III).
  233. Шюц П. Я. Открытие Коломенского женского училища в С. Петербурге 8-го октября 1858 г. СПб, 1858. — 16 с.
  234. Янжул И. Экономическая оценка народного образования. 2-е изд., испр. и доп. — СПб, 1899. — 162 с.
  235. Ярославское городское коммерческое училище. Устав ярославского коммерческого училища и торговой школы. Ярославль, 1911.
  236. А. М. Забытый «крестьянский» проект 18-го века об основании коммерческого училища в русском селе. / Очерк из истории просвещения в России. Б. м., б. г. — 15 с.
  237. Л.И. и др. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: Институт экономики РАН, 1997.
  238. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э. Д. Днепрова, О. Е. Кошелевой. М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1986 230 с.
  239. Т.И. Из истории разработки в России исследовательского метода обучения / Вопросы школы и педагогики дореволюционной России. Сб.научн. трудов. Под. ред. Э. Д. Днепрова. М., 1978. — С.57
  240. Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 263 с.
  241. И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР. Историко-статистич. очерк. М.: Статистика, 1964. — 195 с.
  242. Буржуазная педагогика на современном этапе: Критический анализ / Под ред. 3. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М.: Педагогика, 1984.-256 с.
  243. С.Ю. Воспоминания. В 3-х т. Т. 2. М., I960. — 255 с.
  244. Ш. И. Очерки по истории среднего образования в России во второй половине XIX века. Гимназия и учебный процесс в ней// Учен, записки Лен. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Каф. педагогики. -1947.-Т. 50.-252 с.
  245. Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Казанского. М.: Учпедгиз, 1950.-274 с.
  246. Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики. -М.:Учпедгиз, 1940. 407 с.
  247. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества / Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. «История русской педагогике с древнейших времен до Великой пролетарской революции», ч. 1. Сост. Н. А. Желваков. -М. 1936. С. 129 -131.
  248. JI. Н. Школа и педагогика США до второй мировой влйны Историч. очерк. М.: Педагогика, 1972. — 320 с.
  249. Н. К. Основы педагогики. М.: Учпедгиз, 1947.408 с.
  250. Н. К. Очерки по истории советской педагогики. -Киев, 1970. 362 с.
  251. Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. — 272 с.
  252. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. ПС РФ по высшему образованию. М., 1995. — 383 с.
  253. Дмитриев.С. С. Очерки истории русской культуры началаХХ в. -М.: Просвещение 1985. 256 с.
  254. Э. Д. Методологические проблемы истории педагогики // Сов. педагогика. 1986. -N 8. — С. 95 — 102.
  255. Э. Д. Народное образование как предмет исто-рико-педагогического исследования // Сов. педагогика. 1986. -N 1. — С. 107 — 114.
  256. Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики (1913 1977): Проблемы, тенденции, перспективы. — М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1981. — 90 с.
  257. Р. Л. Педагогическая журналистика в годы первой революции в России // Сов. педагогика. 1985. -N 4. — С. 102 — 106.
  258. Р. Л. Педагогическая печать России на рубеже двух веков // Сов. педагогика. 1987. -N 6. — С. 114−120.
  259. Р. Л. Проблемы семейного воспитания в прогрессивной русской педагогике (конец XIX начало XX вв.)// Сов. педагогика. -1985.-N12.-С. 91−95.
  260. B.C. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны. 1914 1917. — Л.: Наука, 1967. — 373 с.
  261. В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907 -1911 гг. Л.: Наука, 1978. — 246 с.
  262. С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в. Историко-педагогичесьсий очерк. -М.: Педагогика, 1987. 152 с.
  263. ЕльницкийК. Очерки по истории педагогики. Пг., 1918.129 с.
  264. Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. 2-е изд. -М., 1918. — 88 с.
  265. С.А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России. 2-е изд. — Вологда, 1933. — 245 с.
  266. А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. -М., 1991. — 407 с .
  267. С.В. Киевский коммерческий институт / Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. Т.2. М., 1996.
  268. В.Е., Калинина Н. Н. Проблемы адаптации подрастающего поколения к новым социально-экономическим отношени-ям.//Совершенствование образовательного процесса и управления им. -М.:МПА, 1998. С.163−167.
  269. Историки спорят. 13 бесед / Под общ. ред. В. С. Лельчука М.: Политиздат, 1988. — 510 с.
  270. Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова, О. Е. Кошелевой М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОП, 1989.216 с.
  271. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России: Сб. науч.тр./Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Е. А. Будилова, В. А. Кольцова. М.: Наука, 1990. — 216 с.
  272. Источниковедческие и историографические аспекты русской культуры: Сб. ст. / Под ред. Л. Н. Пуппсарева и др.- М.:АН СССР, Ин-т истории СССР, 1984. 212 с.
  273. История СССР с древнейших времен до наших дней. В2-х сериях, в 12 т. Т. 6. Россия в период империализма. 1900 -1917 гг. — М.: Наука, 1968. — 854 с.
  274. Н.Н. Люди дела. // Экономика в школе. 1998. — N2. -С.4−13.
  275. Н.Н. Профессионально-личностное самоопределение учащихся старших классов под воздействием деловой экономической игры. / Формирование позитивных ценностых ориентации у подрастающего поколения. М.-Серпухов. — 1996. — С.69−70.
  276. Н.Н. Третьему сословию в России быть. // Школьный экономический журнал. 1998. -N2. — С.83−95.
  277. П.Ф. Педагогический процесс /Избр. пед. соч. Под ред. А. А. Арсеньева. М. Педагогика, 1982. 356 с.
  278. М. К. Двадцать три ступени вниз. 2-е изд, испр. -М.: Мысль, 1987.-460 с.
  279. Н. В. Организация коммерческого образования в России в 18 веке. / В книге: Исторические записки. Т. 117. — М., 1989.
  280. И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.-439 с.
  281. Н. А. Очерки по истории средней школы. (Гимназии и реальные училища с конца XIX века до Февральской революции 1917 года). -М.: Госучпедиздат, 1947. 247 с.
  282. Н. А. Революция 1905 г. и школа / Доклады АПН РСФСР. 1957. -N 1. — С. 69 — 73.
  283. В. Л. Философия Вл. Соловьева. Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли» -М.: Знание, 1988. 60 с.
  284. М. Н. Школа и образованиев Чехословакии (конец
  285. XVIII 30-е годы XX вв.). — М.: Наука, 1971. — 260 с.
  286. Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во., 1971. -278 с.
  287. Ш. М. Общественное движение в России в 60−70-е годы
  288. XIX века. -М.: Соцэкономиздат, 1958. 512 с.
  289. К. И. Борьба П. Ф. Лесгафта за женское образование // Сов. педагогика. 1956. -N 6. — С. 39 — 48.
  290. В. Александровское коммерческое училище в Москве.//Московский журнал. 1996- № 10. -С.34−35.
  291. П.И. История русского народного хозяйства. М.-Л.: Госиздат, 1927. -520 с.
  292. Е. Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. 2-е изд.- М.: Госучпедиздат, 1938. — 512 с.
  293. И. Ученические журналы в годы первой русской революции // Нар. образование. 1975. — № 12. — С. 94 — 98.
  294. М. В. Учительские союзы в годы первой русской революции // Сов. педагогика. 1985. -N 12. — С. 86 — 90.
  295. Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова.50 лет института. -М, 1957.
  296. Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. Малоисследованные проблемы и источники: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОП, 1980. -294 с.
  297. П.И. // Русская философия. Словарь. М, 1995. -С .327 -329.
  298. Общественное движение в центральных губерниях России во второй половине XIX начале XX вв.: Сб. науч. тр. — Рязань: Рязан. пед. ин-т, 1981.-135 с.
  299. Ф. С. Прогрессивная деятельность учителей в первой русской революции // Сов. педагогика. -1976. -N 11. С. 121 — 130.
  300. Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР: Сб. ст. М.: Мое. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1972. -163 с.
  301. А. В. Вопросы истории начального образования в России (II пол. XIX нач. XX вв.). Учебн. Пособие. В 2 ч. — 4.2. — М, 1975. -180 с.
  302. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Педагогика, 1981.-352 с.
  303. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века / Под ред. А. И. Пискунова. -М.: Педагогика, 1976.-600 с.
  304. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М, 1991. — 448 с .
  305. Очерки истории школы и педагогической мысли народовСССР. 1917 1941 гг. / Отв. ред. Я. П. Кузин, М. Н. Колмакова. — М., 1980. — 456 с.
  306. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  307. А.В. Вопросы истории теории психологии. Избр. труды. -М.: Педагогика, 1984. 272 с.
  308. Н. М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. М.: Наука, 1986. — 270 с.
  309. А. И. 0 проблематике историко-педагогических исследований на современном этапе // Сов. педагогика. 1964. -N 5. — С. 99−104.
  310. А. В. Очерки по истории русской революционно-демократической педагогики. Вып. 1. — Владимир, 1973. — 240 е.- Вып. 2. — Владимир, 1974. — 208 с.
  311. Положение о реальных классах при учебных заведениях Министерства народного просвещения Хрестоматия по истории педагогики. Т. IY. «История русской педагогике с древнейших времен до Великой пролетарской революции», ч. 1. Сост. Н. А. Желваков. М., 1936.
  312. Попов В. Д, Калинина Н. Н. Экономическое сознание как вид общественного сознания. // Экономика в школе. 1997. — N 2. — С.31−38.
  313. Проблемы истории общественных движений и историографии -М.: Наука, 1971.-472 с.
  314. Равкин 3. И. Историзм как методологический принцип педагогики // Сов. педагогика. 1985. -N 10. — С. 47 — 54.
  315. Равкин 3. И. Методологическая функция историко-педагогических исследований // Сов. педагогика1984. -N 12- С. 50 — 56.
  316. Равкин 3. И. Народ и школа: становление тралииий демократизации // Сов. педагогика. 1987. — М 11. — С. 12−19.
  317. А. Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX вв. // Историч. записки. Т. 37. — М, 1951. — С. 28 — 80.
  318. Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878 1918 гг.): Сб. ст. — Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1973. — 303 с.
  319. М. В. Н. В. Чехов видный деятель народного просвещения. -М.: Учпедгиз 1960. — 171 с.
  320. В. 3. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. М.: Госучпедиздат, 1963. — 312 с.
  321. А. Д. История общественных организаций дореволюционной России. М, 1979.
  322. А.Д. Научные общества при высших учебных заведениях дореволюционной России // Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и в СССР. М, 1979. — С. 210 — 239.
  323. .К. Возвращение Меркурия. М.:МПА, 1993. — 24 с.
  324. .К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX веков. — М.:Интеллект, 1996. — 251 с.
  325. .К. Хроника общественно-педагогического движения в канун Октября//Сов. Педагогика. 1990. -N1,2.
  326. К. А. Наука и демократия. Сб. статей. 1904 1919 гг. — М.: Соцэкгиз, 1963. — 498 с.
  327. Устав гимназий и училищ, состоящих в ведомствеуниверситетов" Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. «История русской педагогике с древнейших времен до Великой пролетарской революции», ч. I. Сост. Н. А. Желваков. М. 1936.
  328. Устав учебных заведений, подведомственных университетам" Хрестоматия по истории педагогики. Т. IY. «История русской педагогике с древнейших времен до Великой пролетарской революции», ч. 1. Сост. Н. А. Желваков. -М. 1936.
  329. Н. Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (вторая половина XIX в.).-М.: Наука, 1975. 317 с.
  330. Ф. Р. Социология образования М.: Наука, 1980.197 с.
  331. JI. Д. Из истории женского образования вРоссии // Boirp. истории. 1963. — N 2. — С. 209 — 218.
  332. Фроммет Б. Р. Русский социализм и кооперация.Пг.: Изд-во кооп. «Мысль», 1919. 127 с.
  333. А. Идейная борьба вокруг учебнике русской истории // Нар. образование. 1985. -N 8. — С. 82 — 33.
  334. Хрестоматия по истории педагогики / Под общ. ред. С. А. Каменева. В 4 т. — Т. 4. — Ч. 2. Сост. Н. А Желваков. -М.: Госучпедшц, 1936.-516 с.
  335. С. Я., Кузнецов Ю. С. Страницы истории профессионального и технического образования в России. СПб., 1996. — 11 п. л.
  336. В. И. Основные принципы системы народного просвещения в эпоху русской революции 1905 г. // Нар. просвещение. -1925. -N 10−11. С. 34−33.
  337. ЮЗ.Челпанов Г. Демократизация школы (по поводу проекта Государственного комитета по народному образованию).- М. гРусский книжник, 1918. 60 с.
  338. Р.Т. Экономическая история СССР. М. гВысшая школа, 1969. — С.298.
  339. JI. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века: Проблемы торгово-промышленной политики. JL: Наука, 1981. -275 с.
  340. Школа России накануне и в период революции1905 -1907 гг.: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. -М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОП, 1985. 220 с. 9. ДИССЕРТАЦИИ
  341. А.В. Гуманитарная подготовка студентов инженерно-технических ВУЗов России (середина XIX начало XX веков): Авторефер.дис. .канд.пед.наук. — М., 1998. — 17 с.
  342. Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в России. Подготовка специалистов для промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Автореф. дис. .д-ра пед.наук. М., 1977. 18 с.
  343. К. И. Женское образование в СССР в прошлом и настоящем. (В связи, с проблемой совместного и раздельного обучения девочек народов СССР): Дис. д-ра дед. наук. М., 1946. -767 с.
  344. М. В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века: Дис. канд. пед. наук. -М., 1966. 311 с.
  345. . М. История коммерческой средней школы в дореволюционной России. Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1954. — 17 с.
  346. .К. Правительственная политика в области образования и общественно-политическое движение в России конца XIX начала XX в.: Дис. .д-ра пед. наук. — М., 1991. — 379с.
  347. .К. Проблема внешкольного образования в общественно-педагогическом движении в России конца XIX начала XX в.: Дис. .канд. пед. Наук. — М., 1984. — 190 с.
Заполнить форму текущей работой