Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модели принятия решений многоцелевого государственного управления в сфере природопользования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующие ранее в условиях плановой экономики методы проектирования, планирования и управления государственными системами управления (ТС — государственный орган управления (центр) — объект контроля (ОК), взаимодействующие между собой) оказались в значительной мере несостоятельными и неэффективными в сложившейся в настоящее время экономической ситуации в стране. Условия рыночных отношений… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Проблемные вопросы моделирования в задачах государственного управления в сфере природопользования
    • 1. 1. Государственное управление в сфере природопользования. Принципы, механизмы и методы организации и контроля
    • 1. 2. Задача многоцелевого государственного управления в сфере природопользования в рамках системного моделирования
    • 1. 3. Вопросы принятия решений в задачах государственного управления в сфере природопользования
    • 1. 4. Теория игр и игра «центр — инвесторы». Роль, место, отличия
    • 1. 5. Проблемные вопросы логико-лингвистического моделирования в задачах государственного управления в сфере природопользования
    • 1. 6. Выводы. Цели и задачи исследования
  • 2. Моделирование задач государственного организационного управления в сфере природопользования
    • 2. 1. Теоретико-игровой подход к решению задачи выбора центром инвесторов на этапе организационного обеспечения государственной системы управления
    • 2. 2. Модели оптимального решения задачи выбора центром инвесторов на этапе организационного обеспечения государственной системы управления
    • 2. 3. Модель распределения финансового ресурса по элементам оптимальной коалиции недропользователей
    • 2. 4. Выводы
  • 3. Модели поддержки принятия решения при планировании и проведении государственной контрольной деятельности в сфере природопользования
    • 3. 1. Модели поддержки принятия решения при планировании государственной контрольной деятельности в сфере природопользования.
    • 3. 2. Логико-лингвистические модели оценки деятельности недропользователей на этапе государственного контроля в сфере природопользования
    • 3. 3. Алгоритм комплексной оценки недропользователей
    • 3. 4. Выводы
  • 4. Программная реализация результатов исследования
    • 4. 1. Структура пакета прикладных программ государственной контрольной деятельности в сфере природопользования
    • 4. 2. Пример реализации программного обеспечения взаимодействия центра с недропользователями на этапе контрольной деятельности в сфере природопользования.118'
    • 4. 3. Выводы

Модели принятия решений многоцелевого государственного управления в сфере природопользования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственное управление в различных сферах, в том числе и в сфере природопользования, включает в себя две важнейшие составляющие < части: организационную и контрольную. И та, и другая реализуются в виде конкретных организационных функций, которые распределяются между соответствующими органами государства и образуют организационную и контрольную деятельность. Эти виды деятельности тесно связаны между собой. Главной из них является организационная. Эта часть государственного управления является созидательной, конструктивной. Именно она в конечном счете обеспечивает решения стоящих перед государством задач. Контрольная деятельность является необходимым условием успешной организационной деятельности. Именно этим объясняется тот факт, что все органы государственного управления наряду с организационными выполняют и контрольные функции.

Необходимость налаживания жесткой системы контроля очевидна и не требует конкретной аргументации. Его многоцелевое функциональное назначение заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой и др. политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования государственных ресурсов во всех сферах экономики, в том числе и природопользовании.

Контроль, будучи одной из форм управленческого цикла, представляет собой многоцелевую систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования объекта, обладающего лицензионным правом, с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, а также принятия решений по их ликвидации.

Объектом государственного контроля служат распределительные процессы формирования и использования государственных ресурсов всех уровнях жизненного цикла. Главное назначение государственного контроля заключается в многоцелевом и эффективном использовании ресурсов государства, в эффективном использовании государственной собственности.

Функциями государственного контроля наделены практически все федеральные органы исполнительной власти. Есть и специальные органы государства, проверяющие различные направления производственной и хозяйственной деятельности.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (далееМПР России) — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, а также осуществляющий многоцелевое управление государственным фондом недр, использованием и охраной водного и лесного фондов и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В своей контрольной деятельности федеральная служба по надзору в сфере природопользования руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами МПР России, а также Положением о федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 (см. приложение 2).

Несмотря на многообразие форм и видов государственного управления, условий его осуществления, можно выделить общие для него особенности решаемых задач, указывая при этом на многоцелевой характер последних и многоальтернативность формируемых при этом решений. Наиболее существенная из них — необходимость проведения декомпозиции общей задачи управления с целью выделения двух иерархических и взаимосвязанных уровней (организационного и контрольного), обеспечивающих жизненный цикл управленческой деятельности. На первом уровне реализуется оптимальный выбор инвесторов на множестве потенциально возможных и оптимальное распределение между ними финансовых ресурсов, поступающих в бюджет странывторой же уровень требует анализа в реальном времени состояния объекта контроля, в которое он «пришел» при использовании лицензии. Необходима информация о динамике функционирования объекта контроля, о скоростях протекающих в нем процессов. Именно эта информация и методы экономико-математического моделирования изучаемого явления может поднять решение проблемы государственной управленческой деятельности на новую качественную и количественную ступени и позволит выявить адекватные процедуры принятия решения данным процессом.

В настоящее время отмеченные выше задачи государственной управленческой деятельности формируются отдельно независимо друг от друга. Однако, в общем случае задачи совместимы, логически вытекая одна из другой, и их необходимо решать в рамках общей модели. Именно единство методологических подходов к решению задач многоцелевого государственного управления в рамках общей модели способствует формированию единой точки зрения на проблему управления государственными ресурсами в сфере природопользования.

Существующие ранее в условиях плановой экономики методы проектирования, планирования и управления государственными системами управления (ТС — государственный орган управления (центр) — объект контроля (ОК), взаимодействующие между собой) оказались в значительной мере несостоятельными и неэффективными в сложившейся в настоящее время экономической ситуации в стране. Условия рыночных отношений выдвинули на первый план большое количество новых, ранее не учитываемых факторов, сильно влияющих в данный момент на характер взаимодействия между элементами ТС.

Нестабильность цен и наличие вероятности не выполнения условий, регламентирующих лицензионные отношения, приводят к тому, что все элементы ТС обязаны реагировать на их изменение и должны менять в соответствии с этим свою поведенческую тактику и стратегию, что является важной и актуальной задачей управления любой системы.

Изменение поведения во времени субъектов ТС делает многие методы государственного управления неприменимыми, а неполнота ь неопределенность информации в описании свойств ОК, критериев оценки и исходов значительно осложняет процесс принятия решения (ПР) и управления при взаимодействии Центр — ОК, которое, в следствии различия целей элементов ТС, носит антагонистический характер.

Наиболее широко применяемыми методами для решения подобных задач являются теоретико-игровые [1,2, 3, 4, 5].

Существующие теоретико-игровые методы и модели при решении задач государственного управления применимы к ТС, имеющим жесткую структуру, и не учитывают наличие большого числа неопределенностей. Кроме того, для исследования реальных конфликтов такого аппарата недостаточно. Для рассматриваемой ТС задача государственного управления может быть решена в сочетании теоретико-игрового подхода к исследованию взаимодействия элементов ТС и применением в условиях неопределенности, векторной оценки функционирования и конфликта подхода, основанного на использовании качественной информации к построению моделей выбора и принятия решений многоцелевого управления ТС.

Анализ реально существующего взаимодействия центра с организациями, имеющими право природопользования, показывает, что для таких процессов характерны, по крайней мере, следующие свойства: большое количество слабо формализуемых и зачастую противоречивых целей функционирования с одновременной их изменчивостью (ситуативностью) во времениконфликтный и многоаспектный характер взаимоотношений как между элементами внутри объекта (процесса) исследования, так и с окружающими объектами (процессами) при сильном влиянии человеческого факторапреимущественно понятийный и противоречивый характер исходных описаний условий функционирования и возможных ограничений.

Очевидно, что при наличии перечисленных выше свойств построить строгую количественную модель оценки лицензионных отношений чрезвычайно трудно и решение задачи приходится искать в классе других методов. К числу таких методов, получивших развитие в последние годы и ориентированных на изучение объектов и процессов с указанными свойствами, относятся методы логико-лингвистического моделирования [6,.

7].

Логико-лингвистические методы, работая в слабо формализуемых областях, позволяют вырабатывать качественные предложения и рекомендации, а также получать нечисловые оценки изучаемых процессов и явлений типа «хуже — лучше», «полезно — вредно», «важно — не очень важно». Такие рекомендации и оценки взаимодействия центра с организациями, имеющими право природопользования, могут иметь самостоятельное значение, то есть использоваться при обосновании (мотивации) принимаемых решений без привлечения количественных оценок.

Исключительное многообразие практических ситуаций, возникающих при государственном управлении в сфере природопользования, обусловили первостепенное значение системных исследований, а также разработку инструментальных средств с инвариантными к своему предметному назначению, так как каждый ОК — уникален и специфичен.

Диссертационная работа выполнена в Воронежском институте высоких технологий (ВИВТ) в рамках госбюджетной НИР по теме «Моделирование информационных технологийразработка и совершенствование методов и моделей управления, планирования и проектирования технических, технологических, экономических и социальных процессов и производств» (ТМ г. р. 01.2005.2305).

Цель работы: разработать модели и алгоритмы многоцелевого государственного управления в сфере природопользования с инвариантными свойствами к среде своего предметного назначения, обеспечивающих в условиях использования качественной информации, неопределенности и векторной оценки построения математического и программного обеспечения автоматизированных систем поддержки принятия управленческих решений.

Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:

1. Разработать теоретико-игровые модели и алгоритмы оптимального решения задачи выбора центром инвесторов на этапе организационного обеспечения государственной системы лицензирования пользования недрами.

2. Разработать модели и алгоритмы решения задачи оптимального распределения финансового ресурса с учетом индивидуальных особенностей каждого инвестора на этапе организационного обеспечения государственного управления в сфере природопользования.

3. Построить логико — лингвистические модели оценки деятельности недропользователей на этапе государственного контроля в сфере природопользования.

4. Разработать пакет прикладных программ (ППП) поддержки принятия решений государственного управления в сфере природопользования.

5. Провести апробацию результатов в производственных условиях и экспериментальные исследования на конкретных примерах государственного управления в сфере природопользования.

Методы исследования. Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов и рекомендаций базируются на корректном использовании следующих методов и теорий: систем, множеств (четких к нечетких), игр, исследования операций, менеджмента, выбора и принятия решений, искусственного интеллекта, ситуационного управления, природопользования, математического моделирования и программирования. Общей методологической основой является системный подход.

Научная новизна работы заключается в разработанных математических и инструментальных методах многоцелевого государственного управления в сфере природопользования.

1. Теоретико-игровой подход к решению задачи выбора центром инвесторов на этапе организационного обеспечения государственной системы лицензирования пользования недрами, отличный от известных в теории игр подходов к решению подобных задач, сочетая в предлагаемом игровом подходе такие аспекты, как переменность структуры игры, учет большого числа неопределенности и антагонистический характер взаимодействия игроков, которые в отдельности присущи существующим подходам.

2. Теоретико-игровые модели и алгоритмы решения задачи оптимального выбора центром инвесторов на этапе государственного организационного управления с инвариантными свойствами к предметной области, отличающиеся от известных использованием качественной информации, учетом неопределенности и векторной оценкой свойств инвесторов.

3. Модели и алгоритмы решения на этапе государственного организационного управления задачи распределения по элементам оптимальной коалиции инвесторов финансового ресурса, отчисляемого в бюджет страны, отличающиеся от известных тем, что для задания характеристической функции Шепли используются значения оценки финансовой мощности инвестора и функции его полезности для центра.

4. Метод описания свойств недропользователей отличается использованием тезауруса причин отклонения поведения последних от лицензионных обязательств, соблюдения законов и др., который позволил разработать семантику логико-лингвистической модели взаимодействия центра с недропользователями на этапе государственной контрольной деятельности, включающей систему утверждений, отображающих исходное представление о данном взаимодействиибазовую систему правил вывода, обеспечивающих порождение всех истинных в модели утверждений.

5. Логико-лингвистические модели и алгоритмы оценки деятельности недропользователей на этапе государственной контрольной деятельности, отличаются возможностями центра воспринимать, структурировать и накапливать знания о поведении недропользователей, обеспечивая целеобразование и государственное планирование и управление в сфере природопользования.

Практическая значимость работы заключается в построенных, предметно-ориентированных моделях, алгоритмах и пакета прикладных программ, реализующих в структуре автоматизированных систем человеко-машинные процедуры поддержки принятия решения в задачах государственной организационной и контрольной деятельности в сфере природопользования. Использование полученных теоретических и практических результатов целесообразно также в АСНИ, АСУ, САПР г сфере природопользования.

Реализация результатов работы. Проведена опытная эксплуатация результатов исследования в Управлении Федеральной службы по Контролю и надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю. Разработанный 111 111 внедрен в комплексные программы в указанной организации. Экономический эффект от внедрения составил 10 млн. рублей.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на: Всероссийских научно-технических конференциях «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах» (Воронеж, 2005 г.), «Информационные технологии» (Воронеж, 2005 г.), Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» (Таганрог. 2005 г.), «Интеллектуальные информационные системы» (Воронеж, 2005 г.).

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 14 печатных работ, в том числе одна монография, одна статья из перечня ВАК РФ и 3 публикации без соавторов. В работах, опубликованных в соавторстве, личное участие автора заключается в определении целей и задач работы, в выполнении научно-технических исследований и анализа их результатов.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 135 наименований и приложения. Работа изложена на 163 страницах машинописного текста, содержит 54 рисунка и 8 таблиц.

4.3. Выводы.

1. Разработанный комплекс математических и алгоритмических моделей синтеза и анализа взаимодействия центра с недропользователями определяет состав и структуру построения инструментальных средств в виде математического, алгоритмического, информационного и программного обеспечения автоматизированной системы поддержки принятия решения в задачах государственного управления данным процессом.

2. Построены инструментальные средства синтеза и анализа взаимодействия центра с недропользователями в виде 111 111 с инвариантными свойствами к предметной области.

3. Предложенная структура экранов диалоговой оболочки синтеза и анализа взаимодействия центра с недропользователями создает основу для программной реализации интерфейса пользователя, включая функцию управления данным процессом, организацию взаимодействия с пользователями, поиска необходимых альтернатив и представления их пользователю для окончательного выбора.

4. Достоверность и полнота результатов исследования обеспечивается и подтверждается их практической реализацией на конкретных примерах взаимодействия центра с недропользователями и внедрением результатов расчетов в производство.

5. Проведена опытная эксплуатация результатов исследования в Управлении Федеральной службы по Контролю и надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю. Разработанный ППП внедрен в комплексные программы в указанной организации. Экономический эффект от внедрения составил 10 млн. рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Взаимодействие элементов ТС типа центр — инвесторы может быть классифицировано на этапе государственного организационного управления как игровое. Однако функционирование и условия игрового взаимодействия элементов данной ТС, а также переменная их структура, необходимость учета всех влияющих факторов, которые носят неопределенный характер," обуславливают попадание рассматриваемой игры в различные классы существующей классификации игр, т. е. рассматриваемая игра центринвесторы не может быть полностью отнесена ни к одному конкретному классу игр.

2. Разработана математическая модель формирования множества условных коалиций инвесторов. Модель предусматривает два варианта структуризации множества: по равнозначности и упорядоченности критериев по важности, позволяющих найти наиболее рациональные сочетания инвесторов при соблюдении условия (2.6). Предложены алгоритмы реализации разработанной модели формирования множества условных коалиций инвесторов.

3. Разработаны математические модели построения функции полезности инвесторов в случае двух критериев, используя разложение вряд Тейлора и метод декомпозиции многомерных функций при независимости по полезности двух критериев. Найдены области определения и пределы изменения параметров полученных соотношений.

4. Для нахождения распределения ФР по элементам оптимальной коалиции инвесторов применен известный метод Шепли. Предложено для задания характеристической функции Шепли использовать значение мощности ФР, отчисляемого поставщиком в бюджет государства, и функции полезности, полученные на этапе решения задачи определения оптимальной коалиции инвесторов.

5. Построена математическая модель и предложен алгоритм распределения ФР по элементам оптимальной коалиции инвесторов с учетом индивидуальных особенностей последних.

6. Построенная классификация задач, решаемых центром при планировании взаимодействия с недропользователями, позволила выделить, систематизировать и классифицировать типовые ситуации, возникающие при данном взаимодействии, что дало в итоге прочную основу для суждений и прогнозов в решении задачи идентификации и оценки конкретного действия каждого недропользователя.

7. Разработана семантика логико-лингвистической модели взаимодействия центра с недропользователями, включающая базовую систему аксиом в виде истинно интерпретированных, правильно построенных утверждений, отображающих исходное представление о данном взаимодействиибазовую систему правил вывода, обеспечивающих при заданной системе аксиом порождение всех истинных в модели утверждений. Показано, что любое действие недропользователя с достаточной для практики точностью описывается четырьмя характеристиками: целью совершения, объектом воздействия, причиной и временем совершения. Приведена классификация связей между действиями.

8. Предложенный подход к оценке причин изменения поведения недропользователей позволил разработать логико-лингвистическую модель и алгоритм поддержки принятия решения, которые в силу инвариантности системных свойств, применимы для оценки взаимодействия центра с недропользователями на всех уровнях и этапах его организации.

9. Предложенный подход к описанию свойств недропользователей в виде тезауруса причин отклонения поведения от нормы и частоты проявления данных отклонений позволил разработать логико-лингвистическую модель поддержки принятия решений центром по оценке непосредственной деятельности недропользователей. Разработаны схемы вывода правил принятия решения при одной, двух и нескольких предпосылках, а также методика построения функции распределения частоты появления некоторого события.

10. Построены инструментальные средства синтеза и анализа взаимодействия центра с недропользователями в виде 111 111 с инвариантными свойствами к предметной области. Предложенная структура экранов диалоговой оболочки синтеза и анализа взаимодействия центра с недропользователями создает основу для программной реализации интерфейса пользователя, включая функцию управления данным процессом, организацию взаимодействия с пользователями, поиска необходимых альтернатив и представления их пользователю для окончательного выбора.

11. Достоверность и полнота результатов исследования обеспечивается и подтверждается их практической реализацией на конкретных примерах взаимодействия центра с недропользователями и внедрением результатов расчетов в производство.

12. Проведена опытная эксплуатация результатов исследования и Управлении Федеральной службы по Контролю и надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю. Разработанный ППП внедрен в комплексные программы в указанной организации. Экономический эффект от внедрения составил 10 млн. рублей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Теория игр / H.H. Воробьев.- М.: Знание, 1976.- 270с.
  2. Г. Н. Введение в прикладную теорию игр / Т. Н. Дюбин, В. Г. Суздаль, — М: Наука, 1981.- 336 с.
  3. Дж. Теория игр и экономическое поведение/ Дж. Нейман, О. Моргенштерн.- М.: Наука, 1970. 708 с.
  4. JT.A. Кооперативные игры и их приложения./ JT.A. Петросян, H.H. Данилов -Томск: Изд.-во Томск, ун.-та, 1985.-275 с.
  5. Ю.Б. Введение в теорию исследования операций. М.: Наука, 1971.-323с.
  6. Н.Г. Логико-лингвистические модели в военных системных исследованиях / Н. Г. Бублик, В. Е. Евстигнеев, В. И. Новосельцев.- М.", Военное изд-во, 1988.-232с.
  7. Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления/Д.А. Поспелов.- М.: Энергоиздат, 1981.- 201с.
  8. Контролирующие органы и организации России: Компетенция и полномочия / Под ред. А. П. Гуляева. М.: МАЭП- ИИК «Калита», 2000.-208с.
  9. Гиг Дж. Прикладная общая теория систем: Пер, с англ. М.: Мир, 1981.- 733 с.
  10. М. Общая теория систем: математические основы. / М. Месарович, Я. Такахара М.: Мир, 1978.-311 с.
  11. М. Теория иерархических и многоуровневых систем. / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара М.: Мир, 1973. — 344с.
  12. Ю.Н. Стабильность экономико-математических моделей оптимизации. М.: Статистика, 1983. — 103 с.
  13. Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экономическим задачам: Пер. с англ. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.-496 с.
  14. Г. В. Задачи распределения ресурсов в иерархических системах // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. 1984. — N1. — С.37−41.
  15. А.Д. Об одной иерархической игре в условиях риска. М.: ВЦ АН СССР, 1990.-70 с.
  16. Э.Н. Проектирование машинной обработки экономической информации. М.: Финансы и статистика, 1987. — 248 с.
  17. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978.400с.
  18. С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. М.: Наука, 1986. — 208 с.
  19. В.М. О системной оптимизации // Кибернетика. 1980. -N5. — С.89−90.
  20. А.Н. Модели анализа и выбора альтернатив на основе теории нечетких множеств // Проблемы и методы принятия решений в организационных системах управления: Сб. науч.тр. М.: ВНИИСИ. — 1985. -С. 45−55.
  21. В.В. Многоцелевой подход оптимального проектирования технологических систем / В. В. Сысоев, С. Д. Андреещев // Математическое моделирование в САПР и АСУ: Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1991. -С. 4−12.
  22. В.В. Системное моделирование многоцелевых объектов // Методы анализа и оптимизации сложных систем: Сб. науч.тр. М.: ИФТП, 1993.-С. 80−88.
  23. А.И. Функция качества размытой информации // Управление, надежность, навигация: Сб. науч.тр. Саранск, 1980. — С. WS-US.
  24. А.Н. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений / А. Н. Борисов, А. В. Алексеев, Е. В. Меркурьев. М.: Радио и связь, 1989. -304с.
  25. А.Н. Методы интерактивной оценки решений./ А. Н. Борисов, A.C. Левченков -Рига:3инатне, 1982.-139 с.
  26. А. Введение в теорию нечетких множеств / А. Кофман / Пер с фр.- М.: Радио и связь, 1982.- 432с.
  27. Ю.С. Формализация информации и принятие решений в задачах выбора и распределения ресурсов/ Ю. С. Сербулов, Л. В. Степанов //Электромеханические устройства и системы: Межвуз.сб.науч.тр. Воронеж.гос.техн.ун.-т.-Воронеж, 1997.-С. 115−119.
  28. Ю.С. Формализация информации в задачах принятия решений: Межвуз.сб.науч.тр. / Ю. С. Сербулов, Л.В. Степанов// Воронеж, высш.шк. МВД России.-Воронеж, 1997.-С 35−38.
  29. Fishburn P.C., Vickson R.G. Theoretical Foundations of Stochastic Dominance // Stochastic Dominance: An Approach to Decision Making under Risk / Ed.: G.A. Whitmore, M.C. Findlay. Lexington: D.C. Heath a. Co, 1977.- p. 37 113.
  30. H.C. Некоторые задачи распределения ресурсов в двухуровневых системах при полной информированности центра и локально-оптимальном поведении подсистем // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. -1983.-N3.-С. 25−33.
  31. A.B. Имитационное моделирование процессов принятия решений в нечеткой среде // Методы и системы принятия решений. Информационное и алгоритмическое обеспечение моделей принятия решений: Сб. науч.тр. Рига: Риж. политехи, ин-т, 1984. — С. 44−53.
  32. М.Г. Принятие решений при многих критериях. М.: Знание, 1979.-64с.
  33. П.С. Принципы построения моделей./ П. С. Краснощеков, A.A. Петров М.: Изд-во МГУ, 1983. — 264 с.
  34. Руа Б. Классификация и выбор при наличии нескольких критериев (метод ЭЛЕКТРА) // Вопросы анализа и процедура принятия решений. М.: Мир, 1976.-С. 80−107.
  35. A.B. Применение нечеткой математики в задачах принятия решений // Прикладные задачи анализа решений в организационно-технических системах: Сб. науч.тр. Рига: Риж. политехи, ин-т, 1983. — С. 3842.
  36. Р. Принятие решений в расплывчатых условиях / Р. Беллман, JI. Заде // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1976.-С. 172−215.
  37. С.Г. Пакет программ для моделирования лица, принимающего решения в человеко-машинной системе // Модели выбора альтернатив в нечеткой среде: Тез. межресп. науч. конф. Рига: Риж. политехи, ин-т, 1984. — С. 153−164.
  38. Модели принятия решений на основе лингвистической переменной / А. Н. Борисов, A.B. Алексеев, O.A. Крумберг и др. Рига: Знание, 1982 — 256 с.
  39. И.М. Теория выбора и принятия решений /, Т. М. Виноградская, A.A. Рубчинский, В. Б. Соколов. М.: Наука, 1982. — 327 с.
  40. Д.И. Принятие решений в системах организационного управления: Использование расплывчатых категорий. М.: Энергоатомиздат, 1983.- 184 с.
  41. С. Математические методы в теории игр, программировании и экономике: Пер. с англ. М.: Мир, 1964. — 838 с.
  42. Э. Решения: теория, информация, моделирование./ Э. Вилкас, Е. Майминас М.: Радио и связь, 1981. — 328 с.
  43. В.Е. Нечеткие многокритериальные задачи принятия решений // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. 1986. — N 2. — С. 129−133.
  44. JI.С. Решение сложных оптимизационных задач в условиях неопределенности. Новосибирск: Наука, 1978. — 126 с.
  45. P.JI. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения / P.JI. Кини, Г. Райфа. М.: Радио и связь, 1981.-560с.
  46. П.К. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1978.-352 с.
  47. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984. — 176 с.
  48. О.И. Наука и искусство принятия решения. М.: Наука, 1979. — 200с.
  49. A.A. Введение в теорию статистически ненадежных решений./ A.A. Федулов, Ю. Г. Федулов, В. Н. Цыгичко М.: Статистика, 1979. — 276 с.
  50. А.Н. Системы управления с ЭВМ: Информационное, математическое и программное обеспечение / А. Н. Борисов, Э. Р. Вилюмс, ЛЛ.Сукур. Рига: Зинатне, 1986. -198с.
  51. Г. Анализ решений / Пер. с англ. М.: Наука, 1977. — 406 с.
  52. C.B., Модели и методы векторной оптимизации / C.B. Емельянов, В. И. Борисов, A.A. Малевич, А. М. Черкашин // Техническая кибернетика: 1971 М.: ВИНИТИ, 1973. — Т. 5. — С. 386−448.
  53. Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. — 503 с.
  54. Ю.В. Игры, модель, экономика. М.: Наука, 1989. — 207с.
  55. Ю.Б. Игры со вспомогательными критериями эффективности. / Ю. Б. Гермейер, А. Ф. Кононенко // Изв. АН СССР. Техническая кибернетика, N 1,1973. С. 50 — 57.
  56. H.H. Принцип оптимальности Нэша для общих арбитражных схем. // Теоретико-игровые вопросы принятия решений. Л.: Наука, 1978.- 210 с.
  57. Мак-Кинси Д. Введение в теорию игр. М.: Физматгиз, 1970. — 370с.
  58. JI.A. Бескоалиционные дифференциальные игры. -Томск.: Изд. Томского университета, 1989. 275 с.
  59. Р.Д. Игры и решения / Р. Д. Льюс, X. Райфа. М.:ИЛ, 1961.642с.
  60. Р. Значения для неатомических игр./ Р. Ауман, Л. Шепли. -М.: Мир 1977. 230 с.
  61. О.Н. О теоретико-игровых моделях в экономике. Л.: ЛГУ, 1974. — 150 с.
  62. H.H. Об одной теоретико-игровой модели оптимального распределения ограниченных ресурсов // Применение математики в экономике. Л., 1975. — 110 с.
  63. Н.И. Теория игр. М.: Знание, 1976. — 270 с.
  64. В.П. Дифференциальные игры при различной информационности игроков. М.: Сов. радио, 1976. — 199 с.
  65. И. Кооперативные игры и рынки. М.: Изд. Мир, 1974, — 168с.
  66. А.Н. Лингвистический подход к построению моделей принятия решений в условиях неопределенности / А. Н. Борисов, Г. В. Корнеева // Методы принятия решений в условиях неопределенности: Сб. науч. тр. Рига: Риж. политехи, ин-т, 1980. -С. 4−12.
  67. Э.Г. Игры, графы, ресурсы. М.: Радио и связь, 1981. — 113с.
  68. В.Ф. Теоретико-игровые методы синтеза сложных систем в конфликтных ситуациях. М.: Сов. радио, 1972. — 160 с.
  69. B.B. Конфликт. Сотрудничество. Независимость. Системное взаимодействие в структурно параметрическом представлении. -М.: МАЭП, 1999, — 151с.
  70. В.В. Формирование конфликта в структурном представлении систем // Информационные технологии и системы. -Воронеж.- № 1,1996. С. 26 — 30.
  71. H.A. Выбор вариантов: основы теории / Н. А. Айзерман, Ф. Т. Алескеров. М.: Наука, 1990.-240с.
  72. И.З. К анализу предпочтений в системах принятия решений// Вопросы оптимизации больших систем: Тр. МЭИ. Вып. 533. М, 1981.-С. 56−62.
  73. А.Ф. Моделирование процесса принятия решений в нечетких условиях на основе сходства понятий классов: Автореф. дис. на соискание уч. степ. канд. физ.-мат. наук. — М.: ВЦ АН СССР, 1982. — 16 с.
  74. И.В. Принятие решений при нечетких основаниях. II. Схемы вывода. / И. В. Ежкова, Д. А. Поспелов // Изв. АН СССР. Техническая кибернетика. 1978. — N2. — С. 5 — 11.
  75. . В.В. Цель оптимальность — решения (математические модели принятия оптимальных решений). — М.: Радио и связь, 1982. — 168 с.
  76. Р.И. Модели принятия решений в условиях неопределенности М.: Наука, 1981. — 258 с.
  77. Э. Аксиоматическое определение значения матричной игры. Теория вероятностей и ее применение, 1963, т. 8, вып. 3. — С. 36 — 49.
  78. JI.A. Об одном приложении теории игр п лиц к экономике / JI.A. Петросян, Н. М. Тышко // Математический методы в социальных науках: Сб. науч.тр., Вып. 8. Вильнюс, 1976. — 256 с.
  79. JI.A. Динамические игры и их приложения. JL: Изд. ЛГУ, 1982.-252 с.
  80. Нэш Дж. Бескоалиционные игры. // Матричные игры. М.: Физматгиз, 1961.-С. 50- 86.
  81. Н.Н. Игра «нападение защита». //Литовский математический сборник. — Вильнюс, 1968, N 8. — С. 50 — 55.
  82. Е.А. Оптимальное распределение ресурсов и теория игр. -М.: Радио и связь, 1983. 216 с.
  83. Г. Н. О функции Шелли для игр с бесконечным числом игроков. // Теоретико-игровые вопросы принятия решений. Л.: Наука, 1978. -310с.
  84. Е.С. Полемика и ее издержки // Новый мир. 1973, N3. -С.5−23.
  85. Искусственный интеллект и психология. М.: Наука, 1976. — С. 15−23.
  86. Д.А. Большие системы: Ситуационное управление. М.- Знание, 1975. 136с.
  87. Д.А. Семиотические модели: Успехи и перспективы // Кибернетика. 1976. — N6. — С. 12 — 19.
  88. В.Е. Логико-лингвистические модели в системных исследованиях / Н. Г. Бублик, В. Е. Евстигнеев, В. И. Новосельцев, А. И. Рог, Е. К. Суворов, Б. В. Тарасов. М.: Военное издательство, 1990. — 262с.
  89. Интегральные роботы. М.: Мир, 1973. — С. 11−17.
  90. Ю.И. Ситуационное управление большими системами. М.: Энергия, 1974.-390с.
  91. П.С. Элементы математической логики. М.: Наука, 1973.
  92. Неклассическая логика. М.: Мир, 1970. 190с.
  93. П. Автоматическое образование гипотез. / П. Гаек, Т. Гавранек -М.: Наука, 1984.-197с.
  94. Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной. М.: Книжное дело, 1900. 366с.
  95. И.Г. Теоретико игровой подход в задачах государственной контрольной деятельности / И. Г. Кривич, Ю. С. Сербулов //
  96. Интеллектуальные информационные системы: 4.1. Тр. Всерос. научно-техн. конф. Воронеж: Воронеж, гос. техн. ун-т, 2005. — С. 161−162.
  97. Dubois D., Prade Н. Fuzzy Sets and Systems: Theory and Applications.-N.-Y., Acad. Press, 1980.-394p.
  98. Zadeh L.A. The conceptofa of a linguistic variable and Tis—appikatioa to approximate reasoning. ERL Memorandum M-411, October, 1973, — p. 4−26.
  99. Жаке-Лагрез Э. Применение размытых отношений при оценке предпочтительности распределенных величин //Статистические модели и многокритериальные задачи принятия решений. -М.:Статистика, 1979.-С. 168−183.
  100. И.Г. Модели выбора центром коалиции поставщиков ресурсов /И.Г. Кривич, Ю. С. Сербулов, A.B. Лемешкин // Интеллектуальныеинформационные системы: 4.1. Тр. Всерос. научно-техн. конф. Воронеж: Воронеж, гос.техн. ун-т, 2005. — С. 136−137.
  101. Н.В. Математические модели биоинформационных технологий. / Н. В. Аржакова, М. В. Аржаков, С. В. Величко и др.- Воронеж: Воронеж, ин-т высоких технологий, 2003.- 105с.
  102. С.В. Системы управления ресурсами недр Краснодарского края с применением современных информационных технологий/ С. В. Величко.-Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2004, — 144с.
  103. С.В. Проблемы и механизмы управления ресурсами недр края. / С. В. Величко, С. В. Гордиенко, В. А. Губин.- Краснодар: Техн. ун-т. Кубан. гос. технол. ун-т, 2001.- 150с.
  104. Wittus G. Decision support for planning and resource allocation in hierarchical organizations //IEEE Trans. Sys., Man. And Cybern., 1986. № 6. — P. 927−942.
  105. Т.П. Управление в иерархических производственных системах / Т. П. Подчасова, А. П. Лагода, В. Ф. Рудницкий.- Киев: Наукова думка, 1989.- 184с.
  106. В.В. Введение в теорию конфликта / В. В. Дружинин, Д. С. Конторов, М. Д. Конторов.- М.: Радио и связь, 1989.-288с.
  107. В.В. Идея, алгоритм, решение / В. В. Дружинин, Д. С. Конторов.- М.: Военное изд-во, 1972 212с.
  108. Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления/Д.А. Поспелов.- М.: Энергоиздат, 1983.-253с.
  109. Д. А. Ситуационное управление: Теория и практика.- М.: Наука, 1986.-288с.
  110. P.M. Получение оценок вероятностей слов психрометрическими методами / P.M. Фрумкина, А. П. Васильевич // Вероятностное прогнозирование в речи.- М.: Наука, 1971.- 351с.
  111. Ю.А. Системы и модели / Ю. А. Шрейдер, A.A. Шаров.- М.: Радио и связь, 1982.- 152с.
  112. C.B. Логико-лингвистическая модель поддержки принятия решений при планировании освоения и разработки ресурсов недр / C.B. Величко//Автоматизация и современная технологии.-2004.-№ 4.-С.73−77.
  113. C.B. Математические модели принятия решений выбора и распределения ресурсов в информационных системах управления / C.B. Величко, С. А. Редкозубов, Ю. С. Сербулов.- Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2004.-218 с.
  114. C.B. Проблемы моделирования задач природопользования / C.B. Величко, Ю. С. Сербулов // Высокие технологии в технике, медицине, экономике и образовании. Межвуз. сб. науч. тр.- Воронеж: Воронеж, гос. техн. ун-т,-2004.- С. 35−41.
  115. Гаазе-Раппопорт М. Г. От амебы до робота: Модели поведения / М.Г. Гаазе-Раппопорт, Д. А. Поспелов.- М.: Наука, 1987. -288с.
  116. С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации,— М.: Наука, 1981.-206с.
  117. A.C. Экономика разведки, добычи и переработки полезных ископаемых (геоэкономика).- М.: Недра, 1991.-384 с.
  118. C.B. Логико-лингвистическое моделирование лицензионных отношений в природопользовании / C.B. Величко, Ю. С. Сербулов // Математическое моделирование.- 2004.- № 4.- С. 50−59.
  119. Ostergaad J.-J. Fuzzy logic control of a heat exchanger process / In M. Gupt, Ci. Saridis, B. Gaines. Fuzzy automatic and decision proceses.- North-Holknd Publishine Co., New York, 1997.
  120. Fishburn P.C., Vickson R.G. Theoretical Foundations of Stochastic Dominance //Stochastic Dominance: An. Approach to Decision Making under Rick /Ed.: G.A. Whitmore, M.C. Findlay.-Lexington:D.C. Heath a. Co, 1977.-p. 37−113.
  121. A.B. Лингвистические модели принятия решений ь нечетких ситуационных системах управления. Методы принятия решений в условиях неопределенности: Межвуз. сб. науч. тр./A.B. Алексеев.- Рига: Риж. политехи, ин-т.- 1980.-С.17−23.
  122. В.В. Системный анализ процессов химической технологии. Применение метода нечетких множеств / В. В. Кафаров, И. Н. Дорохов, Е. П. Марков. М.: Наука, 1986. — 359с.
  123. Т. Аналитическое планирование. Организация систем / Т. Саати, К.Кернс.- М.: Мир, 1991. 224с.
  124. Т. Математические модели конфликтных ситуаций. М.: Сов. Радио, 1977.-302с.
  125. РД 50−250−81. Системы автоматизированного проектирования. Оценка показателей качества создания и функционирования: Методические указания. -М.: Изд-во стандартов, 1982 г. 18с.
  126. Г. В. Диалоговая система построения и анализа лингвистических лотерей // Методы и системы принятия решений: Прикладные задачи анализа решений в организационно-технических системах: Сб. науч.тр. Рига: Риж. политехи, ин-т, 1983. — С. 27−32.
  127. В. В. Проектирование технических систем на основе применения нечетких множеств и различных алгоритмов // Изв. АН СССР Техн. кибернетика. 1979. — N 3. — С. 124−135.
Заполнить форму текущей работой