Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические и социальные аспекты развития малого бизнеса на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировой опыт показывает, что малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может органично развиваться государство. В странах ЕС доля малых предприятий в выпуске валового внутреннего продукта составляет свыше 67%, в Италии — 60%, во Франции свыше 64%, в Японии свыше 55%. В России же этот элемент экономики начав развиваться около 10 лет назад не находит достойной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История возрождения малого бизнеса в России, его сущность, роль и значение
    • 1. 1. Основные этапы развития малого бизнеса в России
    • 1. 2. Малый бизнес- неотъемлемый элемент рыночной экономики
    • 1. 3. Организационно-правовые формы малых предприятий и принципы предпринимательства
  • Глава 2. Влияние развития малого бизнеса на экономические и социальные процессы в регионе
    • 2. 1. Анализ влияния развития малого бизнеса на экономические процессы в регионе
    • 2. 2. Анализ влияния развития малого бизнеса на социальные процессы в регионе
    • 2. 3. Роль и значение малого бизнеса в формировании доходов бюджета
  • Глава 3. Основные направления повышения эффективности функционирования малого бизнеса на региональном уровне
    • 3. 1. Факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства
    • 3. 2. Роль государства в развитии малого бизнеса
    • 3. 3. Региональная политика, ее сущность и пути совершенствования

Экономические и социальные аспекты развития малого бизнеса на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал свою значимость и эффективность как в экономическом, так и в социальном плане. Для этих стран это уже давно устоявшееся, понятное и давно изученное явление.

Малое предпринимательство в нашей стране, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление существует немногим более 10 лет, и в настоящее время переходит от стартового этапа к этапу своего развития. При этом необходимо отметить, что малый бизнес в нашей стране развивался, в основном, стихийно, безо всякой поддержки и управления со стороны государства и региональных властей. Поэтому в его развитии имеют место как явно позитивные, так и негативные явления.

К позитивным явлениям можно отнести:

• несмотря ни на что, малое предпринимательство в нашей стране развивается и с каждым годом роль и значение малого бизнеса становится все более весомым;

• расширение границ проникновения малого бизнеса во все сферы общественного производства;

• наблюдается тенденция развития малого бизнеса не только в количественном, но и в качественном плане.

В развитии малого бизнеса имеют место и негативные явления:

• за последние годы отсутствует устойчивая тенденция развития малого предпринимательства в количественном плане;

• наблюдается процесс криминализации малого бизнеса;

• отсутствие четкой политики как у государства, так и у региональных властей в области наиболее рационального развития малого бизнеса.

Поэтому проблема наиболее рационального и поступательного развития малого бизнеса в РФ является важной и актуальной.

Из этого следует, что на уровне государства и региональных властей должна быть разработана научно обоснованная политика в области развития малого бизнеса. Основной целью реализации этой политики должно быть поступательное и качественное развитие малого бизнеса и повышение его роли в национальной экономике и в решении социальных проблем общества.

Таким образом, основная задача на данном этапе заключается в том, чтобы процесс развития малого бизнеса в нашей стране шел более быстрыми темпами, как в количественном, так и в качественном направлении, а его доля в экономике все время возрастала.

Для решения этой актуальной проблемы необходимы глубокие научные исследования, результаты которых могли бы стать основой для разработки научно обоснованной политики в области развития малого бизнеса в нашей стране.

Научными исследованиями в области малого бизнеса занимались отечественные и зарубежные ученые, среди которых следует в первую очередь отметить работы И. Шумпетера, А. Маршала, Д. Рикардо, В. А Альтушулера, А. А. Соколова, Н. И. Тургенева, JI.A. Дробозиной, Н. Н. Ряузова, Л. П. Окуневой, А. О. Блинова, Ю. М. Осипова, В. Г. Поляка, Д. Г. Черника, И. В. Сергеева и других, которые внесли существенный научный вклад в решение исследуемой проблемы.

Однако жизнь не стоит на месте и практика ставит перед учеными новые задачи для разрешения возникающих проблем.

В современных условиях отечественные ученые и специалисты должны ответить на следующие вопросы:

1. Какие факторы в настоящий момент сдерживают процесс развития малого бизнеса?

2. Что нужно сделать на государственном и региональных уровнях, чтобы придать процессу развития малого бизнеса более цивилизованный и устойчивый характер?

3. В каком направлении (качественного характера) должен развиваться малый бизнес, чтобы получить максимум экономической и социальной отдачи?

4. Что нужно сделать для выхода малого бизнеса из теневой экономики и сделать его антикриминальным?

5. Какая должна быть по содержанию политика государства и региональных властей в области малого бизнеса, и основные его направления развития?

Научно обоснованные ответы на эти и другие вопросы востребованы практикой и имеют важное значение для развития малого предпринимательства в необходимом для государства направлении.

Это обусловило актуальность темы диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и практическая апробация основных направлений развития малого бизнеса на региональном уровне для получения максимального экономического и социального эффекта.

Поставленные в работе цели обусловили необходимость решения следующих задач:

• изучение литературных источников по теме диссертационного исследования и возможности их использования для решения поставленной проблемы;

• выявление основных этапов развития малого предпринимательства в России (исторический аспект);

• проведение сравнительного анализа развития малого бизнеса в РФ и в странах с развитой рыночной экономикой;

• проведение сравнительного анализа развития малого бизнеса и его эффективности в целом по РФ и Белгородской области;

• выявление механизмов влияния развития малого бизнеса на экономические процессы и эффективность его функционирования;

• выявление механизма влияния развития малого бизнеса на социальные процессы;

• проведение анализа влияния государственной и региональной поддержки на развитие малого бизнеса;

• разработка региональной политики в области развития малого бизнеса;

• пути совершенствования налоговой системы с целью создания нормальных условий для функционирования малых предприятий.

В работе решаются и другие задачи для достижения поставленной цели. Цель и задачи, по мнению автора, представляют собой научную проблему, имеющую важное значение для развития экономики региона.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования явились малый бизнес, его сущность, критерии оценки, организационно-правовые формы, особенности развития. В качестве объекта исследования избраны малые предприятия зарубежных стран, Российской Федерации и Белгородской области.

Методология исследования.

Теоретической и методологической основой исследования явились методы диалектического материализма, а также результаты научных разработок отечественных и зарубежных ученых и практиков.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, логический метод, а также другие методы исследования экономических процессов).

Научная новизна отдельных теоретических и методических рекомендаций, выносимых на защиту, состоит в следующем:

• раскрыта сущность малого предпринимательства как неотъемлемого элемента региональной экономики;

• выявлен механизм влияния развития малого бизнеса на экономические и социальные процессы в регионе;

• разработаны методические подходы по определению уровня развития и эффективности функционирования малого бизнеса на основе сопоставления макроэкономических показателей и показателей на региональном уровне;

• разработана модель региональной программы поддержки малого предпринимательства;

• сделано научное обоснование о необходимости совершенствования законодательной базы, регламентирующей регистрацию и ликвидацию субъектов малого предпринимательства;

• предложен более совершенный порядок расчетов с бюджетом субъектов малого предпринимательства по единому налогу на вмененный доход;

• обоснована необходимость развития и поддержки инновационной деятельности малых предприятий и развития интеграционных связей;

• предложены нетрадиционные методы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

• предложены пути преодоления административных барьеров.

Практическая значимость исследования Отдельные результаты исследования были апробированы и внедрены региональными органами власти при разработке и выполнении программ по поддержке малого предпринимательства, а также других нормативных актов, регламентирующих деятельность субъектов малого предпринимательства.(акт внедрения от 21.07.1999 г.) Предложенный автором порядок совершенствования контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства, направленный на преодоление административных барьеров, нашел отражение в Постановлении Правительства области «О создании единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «Одно окно» (акт внедрения от 17. 09.2000гю) Изданные статьи практические и учебно-методические пособия по исследуемой теме нашли применение в качестве практических пособий при изучении региональной политики в области малого предпринимательства, при проведении учебного процесса в ВУЗах, а также при составлении расчетов с бюджетом по единому налогу на вмененный доход и налогу с продаж.

Отдельные положения диссертационной работы докладывались на научно-практических конференциях в Белгородском университете потребительской кооперации, Администрации области, в Белгородском филиале Российской академии наук, Белгородской областной Думе.

Публикации По результатам диссертационного исследования опубликовано 4 (четыре) статьи и 3 (три) брошюры, общим объемом 11,44 п.л.

Объем и структура диссертации обусловлены целью и задачами проводимого исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что уровень развития малого бизнеса в России находится на начальном этапе, и на его развитие влияют множество негативных факторов.

Мировой опыт показывает, что малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может органично развиваться государство. В странах ЕС доля малых предприятий в выпуске валового внутреннего продукта составляет свыше 67%, в Италии — 60%, во Франции свыше 64%, в Японии свыше 55%. В России же этот элемент экономики начав развиваться около 10 лет назад не находит достойной поддержки и поэтому не может называться важнейшей составляющей экономики. Доля малых предприятий в выпуске ВВП составляет всего около 12%.

В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой малое предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических процессов, снижению безработицы. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в российских условиях перехода от плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутренних и внешнем рынках, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья.

Мировой опыт, в такой ситуации, должен стать положительным примером. Однако, Россия — страна со своими традициями, своими особенностями, спецификой, и поэтому строить такую же конструкцию экономики без оглядки на свои ценности невозможно.

Переход к динамично развивающейся экономике и рост благосостояния общества возможны только при резкой активизации государственной политики стимулирования научно-технического прогресса и инвестиционно-инновационных процессов, развития науки и образования, поощрения трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей.

Поэтому, по мнению автора, государственная политика развития малого предпринимательства должна включать научно-техническую и промышленную политику, обеспечивающие подъем отечественных предприятий и особенно предприятий малого бизнеса.

Малый бизнес — самая активная форма развития в области инноваций, внедрения новых технологий, технически новой продукции. Именно эта форма хозяйствования наиболее способствует поддержанию конкурентной среды в государстве. Как показало исследование в стране наблюдается ослабление внимания государства к использованию научно-промышленных разработок. Затраты на НИОКР в 1998 году составили всего 0,99% ВВП, что в 2,5 раза меньше чем в 1991 году. Доля России на рынке наукоемкой продукции — менее 0,5%.

В работе обоснована система регулирования развития малых форм предпринимательства, включая организационно-правовые формы, налоговые отношения, финансово-кредитные отношения, отношения по поддержке малого предпринимательства государством, региональную политику.

В работе определено, что ключевым моментом развития малого предпринимательства должна быть государственная и региональная поддержка. На государственном уровне необходимо принять базовое законодательство в области малого предпринимательства, которое гарантировало бы стабильное ведение предпринимательской деятельности, создание необходимой конкурентной среды, реализацию антимонопольных мер, а также ответственность предпринимателей перед бюджетом и обществом.

В соответствии с имеющимися функциями и задачами необходимо совершенствовать организационную структуру управления всероссийских и местных органов государственного управления малым предпринимательством. Речь идет, прежде всего, об оказании консультационных услуг, организации конкурсов между представителями малого бизнеса за право получения государственных заказов, проведения конференций съездов и других мероприятий, которые давали бы. возможность общаться предпринимателям, обмениваться опытом, передавать друг другу новые формы реализации своих возможностей, а также решать актуальные проблемы и выносить их на обсуждение.

Основными документами, определяющими направления развития и поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и в регионах, являются Федеральная и региональные функционально-целевые программы поддержки и развития малого предпринимательства. Основные цели, на которые должны быть направлены данные программы, практически во всех регионах сводятся к следующим:

• насыщение регионального рынка необходимыми товарами народного потребления и услугами;

• эффективное решение экономических, социальных и экологических проблем региона;

• всяческое способствование ликвидации административных барьеров в осуществлении предпринимательской сфере;

• дальнейшая поддержка, развитие и совершенствование хозяйственного потенциала малого предпринимательства.

Задачи, которые должны быть решены для достижения поставленных целей, включают: антимонопольные мероприятия, формирование служб правовой поддержки, создание для малого предпринимательства режима наибольшего благоприятствования, расширение сфер предпринимательства за счет отдачи им неэффективно используемого государственного, регионального и муниципального имущества на правах льготности, развитие научно-технической и инновационной деятельности.

Для повышения эффективности деятельности малого предпринимательства, увеличения их вклада в экономику, региональным органам власти необходимо создать благоприятную среду для его развития, оптимальные условия существования. Определяющую роль для решения этого вопроса должны играть региональные программы поддержки малого предпринимательства, принимаемые по всем главным направлениям его развития с обеспечением соответствующего механизма контроля и финансирования. Научно-обоснованная модель региональной программы поддержки малого предпринимательства предложена в диссертации.

К сожалению, на сегодняшний день «среда обитания» малого бизнеса характеризуется не совсем положительными чертами, а именно:

1) отсутствием базового законодательства, его изменчивый характер. Неспециалисту очень трудно уследить за всеми изменениями происходящими в нормативно-правовой сфере, и следовательно именно отсюда вытекают ошибки применения. Наличие стабильного законодательства решило бы массу проблем и позволило бы предпринимателю более конкретно знать свои права и обязанности;

2) отсутствие достоверной информации. Данная проблема стоит невообразимо остро, даже статистика официальных сообщений грешит совершенно различными данными, не говоря уже о более простых вопросах. Предпринимателю неоткуда взять нужную информацию: отсутствуют информационные центры, базы данных, консультационные пункты, «телефоны доверия». Если же они и присутствуют, то доступ к ним труден и практически недоступен;

3) отсутствие реальных рычагов защиты малого предпринимательства усугубляется еще и тем, что в стране перегружены суды, функции которых и есть защита нарушенных прав предпринимателей;

4) общее нестабильное финансовое состояние в стране неблагоприятно сказывается, в первую очередь, на малом предпринимательстве. Происходит это в силу того, что вся хозяйственная деятельность ведется, что называется, «на свой страх и риск», и к тому же зачастую предприниматели несут полную ответственность за свою деятельность всем своим имуществом;

5) плохая развитость финансово-кредитной системы. Получение ссуд, кредитов — названа предпринимателями одной из самых остро стоящих проблем, как и для всех предыдущих, для ее решения нужны законодательные методы воздействия.

В работе дан анализ деятельности малых предприятий, оценка его функционирования, исследованы и представлены наиболее привлекательные формы осуществления малого предпринимательства и система налогообложения наиболее выгодная и устраивающая и государство и предпринимателей.

Решение финансовых проблем малого бизнеса, автор видит в создании региональных и федеральных центров поддержки, осуществляющими инвестирование малого предпринимательства, формирования на их базе ассоциаций, контроль за реализацией налоговых и других финансовых льгот, с учетом дифференцированного подхода, в зависимости от степени приоритетности профиля предприятия.

Для заинтересованности банковских структур и предприятий, инвестирующих свои средства в малый сектор экономики, необходима система дополнительных льгот, сеть специальных региональных банков по обслуживанию предприятий малого бизнеса с разделением их по приоритетности вида деятельности, по объему хозяйственного оборота, по месту нахождения.

Одним из основных факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, является уровень и система налогообложения. Проведенное исследование показало, что для регионального (консолидированного) бюджета платежи субъектов малого предпринимательства имеют значительную роль. Их доля в общем поступлении налогов в 1999 году составила значительную часть. Наблюдается тенденция их неуклонного роста| но налоговый пресс не должен сдерживать инициативу предпринимателей в повышении и легализации своих доходов.

В работе предложена модель расчетов с бюджетом малых предприятий по единому налогу на вмененный доход с учетом практики применения его в зарубежных странах.

От малого предпринимательства зависит, как известно, формирование среднего класса в стране. Именно средний класс является показателем общего состояния страны, ее экономического, политического, социального благополучия.

Отношение к предпринимательству в российском обществе хотя и противоречиво, но ориентировано на его дальнейшее развитие и в целом отношение к нему характеризуется положительно. Более того, именно предпринимательство выступает сегодня для большинства россиян социально-политическим лидером. Оценка малого предпринимательства складывается именно из моментов, в которых малый бизнес представляет собой реальную силу.

Практическая реализация идей диссертации должна оказать положительное влияние на развитие малого бизнеса, помочь решению основных проблем и обеспечить внимание к ним со стороны властных органов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.93 г. -М: «Буквица», 1996.-48с.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят 21.10.1995 г. М.: Издательство «Менеджер», 1995. — с.236.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят 22.110.95 г. М.: «Адали», «Мир деловой книги», 1996. -с.287.
  4. Кодекс законов о труде Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1.12 1996 г.).- М.: «Проспект», 1997. 112 с.
  5. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Принят 24.05.96 г. -М.: «Принтима», 1996.- 176с.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят 16.07.1998 г. Белгород: «Белаудит», 1999. — 160 с.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.// Официальные документы. 2000. — № 30.
  8. Закон Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
  9. Закон Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
  10. Закон Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  11. Федеральная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998−1999 годы. М., 1997.
  12. Федеральная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000−2001 годы. М., 1999.
  13. Программа поддержки малого предпринимательства в Белгородской области на 1998−1999 годы. Б., 1997.
  14. Программа поддержки малого предпринимательства в Белгородской области на 2000 -2001 годы. Б., 1999.
  15. А. Смит и современная политическая экономия /М.А. Цыганов, А. В. Апанин, Ф. Я. Полянский и др./ Под ред. М. А. Цыганова. М.: Издательство МГУ, 1979.
  16. А. «Звездный час» малого бизнеса.//Инженерная газета.-1993 .№ 7.
  17. А.И. Предпринимательство. Проблемы собственности и культуры./ АН СССР. Институт экономики. М.: Наука, 1991.
  18. .Х. Приватизация в промышленности (зарубежный опыт и отечественные реалии). // Российский экономический журнал. 1998.
  19. В.И. Малый бизнес. Пособие. Харьков. Основа. 1993.
  20. В.К. и др. Правовое регулирование экономической деятельности: М.: Бухгалтерский учет, 1996.
  21. В.П., Осипов В. И. и др. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Саратов.: Саратовский университет, 1995.
  22. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  23. А. Феномен крупной корпорации, или какой рынок нам нужен.// Российский экономический журнал. 1997. № 8.
  24. С.Н. Очерки хозяйственного права СССР. Л., 1922. -с. 1−130.
  25. В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости. // Российский экономический журнал. -1996. № 10.-с.40−46.
  26. В. Малый бизнес: проблемы становления.// Российский экономический журнал. 1993. — № 2.
  27. А. Внешнеторговые консорциумы мелких и средних предприятий Италии. //Внешняя торговля.-1989.- № 9.-е. 16−19
  28. В.Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности (основы права для бухгалтера и аудитора).- М.: Ин-фра-М, 1997.
  29. Бел городская область в 1999 году. Статистический сборник Белгород, 2000.
  30. В.Н. Я индивидуальный предприниматель. — М.: Финансы и статистика, 1998.
  31. А. Государственная политика малого предпринимательства в США и Японии. //Маркетинг. 1995. — № 2 — с. 113−123.
  32. А. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. -М.: «Ось-89», 1997. -336с.
  33. А. Государственная политика развития и поддержки малых предприятий.// Бизнес и политика. 1995. № 2.
  34. А. Малые предприятия и большая политика. // Вопросы экономики. 1996. — № 7.
  35. В. Монополия в советской экономике.// Экономические науки. 1990: № 9.
  36. Большой экономический словарь. М.: фонд «Правовая культура», 1994.
  37. И.Н. Малое предпринимательство как фактор становления рыночной экономики. М., 1998.
  38. О.Б., Сакина Е. Н. Основы предпринимательства. М.: Мир книги. 1994.
  39. А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 1999
  40. Д.В. Зарубежный опыт развития малого предпринимательства. // Проблемы хозяйственного механизма и структурной перестройки экономики капиталистических стран. -М., 1990.
  41. В.И. Опыт создания и деятельности мелких и средних предприятий в развитых капиталистических странах.// Московский институт управления. М., 1990.
  42. Венчурный бизнес в ожидании второй волны. //Финансовая газета. -2000. -№ 5.
  43. А. Государственная политика Японии по отношению к малым и средним предприятиям. // Экономика и организация промышленного производства. 1992. — № 6. — с. 135−142.
  44. А. Этапы развития малого предпринимательства в России. //Вопросы Экономики. М. — 1996. — № 7. — с. 30−37.
  45. В.А. Государственное предпринимательство в странах ЕС. Экономическая роль и тенденции развития. АН СССР. ИНИОН. М.: Наука. 1998.
  46. В.М., Волков Д. М. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика. 1995.
  47. Возрождение малых предприятий: промышленная перестройка в индустриальных странах. М.: Профиздат, 1993.
  48. В.П. Финансовые дилеммы США. // М.: Наука, 1997. -с.4911 Всероссийский съезд представителей малых предприятий. Документы и материалы съезда. М.: ФОП, 1999.
  49. Вы выбираете индивидуальное предпринимательство: преимущества, недостатки, вопросы налогообложения. Курск: НТ-Аудит, 1994.
  50. Г. А. Ваше дело. Практический курс предпринимательства. М.: Восточная Книжная Компания, 1997. — 272с.
  51. В. Частный сектор экономики в России: занятость и оплата труда. //Мировая экономика и международные отношения. 1997.-№ 2.-с.81−91.
  52. А. Кооперация: роль в современной экономике. М.: Профиздат, 1991.
  53. А. Малый бизнес за рубежом.//АПК: экономика, управление.-! 992. -№ 3. с. 77−79.
  54. Э. О концепции развития малого предпринимательства в СССР.//Вопросы экономики. 1991. — № 8.
  55. Э. Об условиях развития малого и среднего бизне-са.//Экономист. 1992. — № 1.
  56. В.Я., Швандар В. А. Курс предпринимательства. -М.: Финансы, Издательское объединение «ЮНИТИ», 1997. с. 144 166.
  57. Государство это мы! //Малое предприятие. — 2000. — № 1.
  58. А. Инновации за свой счет. //Экономика и жизнь. 2000. № 3.
  59. Р. Итоги и уроки десятилетия системной экономической трансформации в странах ЦВЕ и в России.//Российский экономический журнал. 2000. — № 1.
  60. В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. -М.-.СОФИТИ, 1994.
  61. Р. Финансы и предпринимательство: Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций. Ярославль: Елень, 1992.
  62. Г. Мелкий бизнес в Великобритании. // Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 3. — с. 120 127.
  63. JI.A. Финансы: учебник для студ. вузов- под ред. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы, КНИТИ, 1999.
  64. Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Финансы, 1997.
  65. Т., Евсеева И., Широнин В. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России.//Вопросы экономики. 1994. — № 11.
  66. Д. Мелкий бизнес в Западной Европе. Обзор. Серия: Социально-экономические проблемы развитых капиталистических стран. М.:ИНИОН АН СССР, 1991.
  67. Закономерности экономического роста: Анализ зарубежного опыта. С. Петербургский Университет, 1992. с. 147.
  68. К. Экономика регионов.//Экономика и жизнь. 1997. -№ 32. — с.2.
  69. Индивидуальный предприниматель: Практическое руководство с комментариями.// Сост. руководства и авт. коммент. Блохин С. Н., Шкарин А.Ю.- М. -С.Пб., 1997.-414 с.
  70. Индивидуальная предпринимательская деятельность: Справочное пособие./Савченко П.В., Авдокушин Е. Ф., Алиман М. В. и др.- Сост. Федорова М. Н. М.: Экономика, 1992. — с.191.
  71. Инновационное развитие производства основа подъема российской экономики, роста благосостояния населения и обеспечения государства.//Российский экономический журнал. — 2000. — № 4.
  72. Информационно-статистический бюллетень. № 10. -с. 6−7.
  73. К итогам 1996 года.//Экономист. 1997. № 2. -с. 10−17.
  74. О., Марголин А. Малая приватизация: сняты «сливки», но не проблемы. // Экономика и жизнь. 1993. -№ 31.
  75. Как поддерживают малый и средний бизнес в ЕС.// Малое предприятие. 2000. — № 4.
  76. JI. Малые предприятия: сущность и трудности становле-ния.//Вопросы экономики. 1991. — № 8. — с.76.81 .Козлова Е. П., Бойченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет в малом предпринимательстве М.: Финансы и статистика, 1997. -208с.
  77. Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг: Справ, пособие. /Ред.колл.: Абова Т. Е., Горский И. В., Катульский Е. Д. и др.- Отв. ред. и руководитель авт. колл. Савченко П.В.- Сост. Ланцов В.И.- М.: Экономика, 1991.- 319с.
  78. Л.И. Общественное предпринимательство в Японии.-М.: Наука, 1988.
  79. Криминал в малом бизнесе и вокруг него.// Малое предприятие. -2000. № 3,4.
  80. А.Б., Горенбурогов М. А. Малое предпринимательство и бизнес коммуникации: Учебное пособие. — С.-Пб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998.- с. 295.
  81. В.И. Мировой рынок информации. //Международныйбизнес России. 1996.- N 3.- с. 38.
  82. Т.Н. Экономика малого бизнеса. М.: МГУ, 1992. 66.
  83. А.И. Управление в Японии: организация и методы. М.: Экономика, 1991.
  84. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997, — с. 320.
  85. И. О финансовой поддержке малых и средних предприятий. //Финансы СССР.- 1991.- N 8.
  86. А. Рыночная экономика: путь России. //Вопросы эконо-мики.-1993.- N 2.
  87. Ю.Г., Пумеркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства: Учебное пособие для студентов. М.: Гуманитарный издательский центр ВАА ДОС. 1999.- с. 400.
  88. И.Я. Организационно-экономический механизм активизации инновационной деятельности малых предприятий в промышленности. Орел, 1998.
  89. Л. Власть закрепляет процесс развала производствам/Финансовые известия. 1997.- 11 февраля.
  90. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. /Под ред. Чепоренко А.Ю.- М.:РНИС и НП, 1995.
  91. Малого бизнеса становится меньше.//Экономика и жизнь. 2000. -№ 33.
  92. Малые и средние предприятия в западных странах. М.: КОРИНФ, 1995.--N 17.- с. 20.
  93. Малые предприятия. Субъекты малого предпринимательства. -М.:"Ось-89″, 1996.
  94. Малые предприятия в РСФСР: частные и государственные Белгород: Высшая школа, БКИД991.
  95. Малые предприятия России. Статистический сборник Госкомстата РФ.- М., 1995.
  96. Малый бизнес. Акционерные общества. //Библиотечка Российской газеты 1996.- N 14.- 240 с.
  97. Малый бизнес в вопросах и ответах. М.: Издательство «АиН», 2000.
  98. Малый бизнес за рубежом. //АПК: экономика и управление. -1992.-N3.-с. 77−79.
  99. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: КОН-СЭКО, 1998.
  100. Малый бизнес Москвы: методы анализа, итоги исследования. //Вопросы статистики. 1996.- N 11.- с. 29.
  101. Малый бизнес на большом рынке. //Экономика и жизнь. -1996.-N3.
  102. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М.: РАРМП, 1996.-с. 11.
  103. Малый бизнес: перспективы развития. М.: ИНИОН АН СССР, 1991.
  104. Малый бизнес России состояние, проблемы и перспективы. Аналитический обзор. — М., 1996.- с. 6−7.
  105. Малый бизнес за рубежом: Справочное пособие. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 1997.- с. 91.
  106. Марков Г. Н Справочник предпринимателя. СПб.: Альфа, 1999.
  107. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс. Фирма «Универс», 1993.
  108. Г., Мачульская 0. Регионы России. Справочник. -М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997, — с. 287.
  109. В. Предпринимательские сети в бизнесе, М.:
  110. Центр экономики и маркетинга. с. 136.
  111. В.Г. ИльдетеновС.В. Реинженеринг инновационного предпринимательства. М.: Издат. объед. «ЮНИТИ», 1999.
  112. Международный ежегодник: Политика и экономика. Вып.-1990.- М.: Политиздат, 1990.- с. 416.
  113. Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1992, — с. 142−152.
  114. А. А., Мухина А. А. Малый бизнес в России в цифрах. -М.:ИЭ РАН, 1996.
  115. Мессенгессер, Мануах Экономические основы предпринимательства. М.: Роспатент, 1999.
  116. А.И. Малый бизнес в Японии. //Социалистическое соревнование. 1990.- N 6.- с. 68−70.
  117. В.Н. Формы и методы территориального управления США и Канады. М.: Наука, 1987.
  118. Морозовский проект. Организация поддержки малого бизнеса. /Под ред. Каганова В.Ш.- М.: Академия менеджмента и рынка, 1996.-с. 34.
  119. П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. //Российский экономический журнал. 1993.-N 4.- с. 49−50.
  120. На задворках НТП. // Экономика и жизнь. 2000. — № 6.
  121. Налоговый вестник. Налоговая реформа и создание модели эффективной налоговой системы России. М.: ГНС РФ. N 11, 1998 с. 199.
  122. К. Сирополис. Управление малым бизнесом. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. М., 1997. с. 672.
  123. А.Ф., Павлодарский Е. А. Применение законодательства о малом предпринимательстве. М.: Менатеп-информ, 1992.-с. 5.
  124. Обсуждение проекта Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 1996−1997 годы: круглый стол. //Предпринимательство в России. 1995.- N 3−4, — с. 10.
  125. Л.П. Налоги в условиях государственно-монополистического капитализма. М.: Финансы и статистика, 1982.
  126. В. Планомерное развитие малых предприятий. //Вопросы экономики. 1991.- N 8.- с. 64.
  127. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы. //Вопросы экономики. 1997.- N 4. — с. 131.
  128. Ю.М. Основы предпринимательского дела. М.: Ас-соц. «Гуманит. знание»: МП «Тригон», 1992.
  129. Ю.М. Философия хозяйства. М., 1999.
  130. Ю.М. Экономическая теория на пороге XXI в. М.: Изд. группа «Юристъ», 1996.
  131. А.С., Шепеленко Г. И. Малые предприятия. Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, М.:Гардарика, 1996.- с. 144.
  132. Н. Кризис экономической реформы в России.1993.-N3.
  133. И. Кто позаботится о малом бизнесе. //Российские вести. 1993.-N233.
  134. Ю.Д. Предприниматель без образования юридического лица. 3 изд., перераб. и доп. — М.: «Ось-89», 1997.- с. 144.
  135. Г. Б. История мировой экономики. М.: КНИТИ, 1999.
  136. А. О контрактных взаимоотношениях крупного и малого бизнеса. Российский экономический журнал. 1997. -N 7.- с. 96.
  137. Предпринимательство в конце 20-го века. ML: Наука, 1992. -с. 50−311.
Заполнить форму текущей работой