Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическое значение исследования состоит в разработке стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона как социально-эколого-экономической системы. Основные результаты проведенного исследования позволяют расширить существующие теоретические представления о процессах антикризисного и устойчивого развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Генезис и закономерности кризисных явлений в развитии социально-экономических систем
    • 1. 2. Концептуальные основы антикризисного управления
    • 1. 3. Особенности государственного регулирования в антикризисном управлении
  • Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
    • 2. 1. Регион как объект антикризисного управления
    • 2. 2. Научно-методологические обеспечение экономического развития региона
    • 2. 3. Модели управления экономическим развитием региона
  • Глава 3. МЕХАНИЗММЫ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ
    • 3. 1. Комплексностьь механизмов антикризисного управления
    • 3. 2. Концептуальные подходы к формированию экономических механизмов
    • 3. 3. Технологии использования экономических механизмов антикризисного управления
  • Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 4. 1. Развитие взаимодействия государственных и региональных образований
    • 4. 2. Региональные источники экономического развития региона
    • 4. 3. Особенности регулирования развития предпринимательской среды
  • Глава 5. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА (на материалах Республики Алтай)
    • 5. 1. Методология выбора приоритетов экономического развития региона в условиях преодоления кризиса
    • 5. 2. Обоснование стратегии антикризисного управления развитием региона
    • 5. 3. Механизмы реализации стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона

Формирование стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Перманентно возникающие экономические кризисы и сегодня представляют собой одну из наиболее серьезных проблем социально-экономического развития. Их последствия проявляются в неиспользовании части экономического потенциала страны, серьезных социальных потрясениях. Так, кризис в России конца 90-х годов, обусловленный трансформацией директивно-распределительной хозяйственной системы в рыночную, характеризовался среднегодовым падением ВВП в 1992 году на 14,5%- в 1995 г. — на 5,9%- в 1998 г. — на 5,3%', а также значительным снижением производительности труда, сокращением инвестиций, уменьшением реальных денежных доходов населения, высокой инфляцией. Однако, в последние годы, в экономике России появились положительные тенденции: с 1999 по 2004гг. среднегодовой темп прироста составил 7,1%, растут денежные доходы населения, наращиваются золотовалютные резервы (ЗВР), стабилизационный фонд. Несмотря на, казалось бы, вполне благополучную ситуацию, складывающуюся в экономике России на протяжении последних лет, характеризующуюся сравнительно высокими темпами роста ВВП, реальных доходов населения, ЗВР, профицита бюджета, по оценкам аналитиков экономика России не достигла еще уровня 1990 г. и не находится в устойчивом состоянии. В силу этого, изучение особенностей кризиса не утрачивает своей актуальности, как для поиска путей его преодоления, так и для развития экономической науки.

Более остро кризисные процессы проявляются в регионах. Повышение экономической и финансовой самостоятельности регионов, развитие принципов бюджетного федерализма не дают еще ощутимых результатов. Ряд регионов функционирует на «выживание», большая часть субъектов Федерации испытывает нехватку инвестиций и финансов, необходимых для обеспечения нормальных процессов жизнедеятельности населения,.

1 Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб./ ФС гос. статистики. М., 2004. С. 32−33.

2 Рекомендации парламентских слушаний «О состоянии российской экономики и мерах по законодательному обеспечению ее развития». Материалы заседания ГД РФ от 07.02.05. выполнения конституционных гарантий и обязательств. Сложившиеся подходы, ориентированные на решение в основном текущих, а не перспективных проблем, не позволяет эффективно использовать ресурсный потенциал и конкурентные преимущества регионов для выхода их на траекторию устойчивого развития, что требует поиска новых подходов к проблеме антикризисного управления экономическим развитием региона, позволяющих повысить его устойчивость, стабильность, привлекательность.

Изученность проблемы. Изучение отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме позволяет предполагать, что ее зарождение относится к тридцатым годам прошлого века и связано с формированием школы «русского циклизма», представители которой (В. Вернадский, Н. Чижевский, А. Богданов, Н. Кондратьев, П. Сорокин) сформулировали закономерности циклической динамики природы и общества, основы общей теории кризисов, парадигмы предвидения будущего.

Идеи циклов и кризисов, длинных и коротких волн в экономике в последующем развивались многими отечественными (Л. Абалкин, В. Афанасьев, С. Глазьев, М. Делягин, Н. Моисеев, В. Сенгалов, Ю. Яковец и др.) и зарубежными учеными (Й. Шумпетер, Ф. Бродель, Г. Менш и др.).

Одной из главных, пока еще недостаточно изученных проблем теории циклов и кризисов, на данном этапе для экономики России в связи с ее территориальными особенностями и сильной зависимостью от мирового рынка является анализ, предвидение динамики и будущего состояния социально-экономических систем регионального уровня во взаимодействии «природа-общество-экономика».

Российскими учеными-регионалистами сформирован ряд научных направлений, связанных с оценкой тенденций социально-экономического развития регионов: прогнозирование (А. Гранберг, Н. Матрусов, Б. Штульберг и др.) — оценка патологий регионального развития (О. Дмитриева,.

A. Татаркин и др.) — корпоративные маркетинговые стратегии (Б. Жихаревич,.

B. Бочко и др.).

За последнее десятилетие в отечественной экономической науке рассматриваются различные концепции антикризисного управления, во всем комплексе его проблем, связанных с государством, экономикой, организацией, человеком3.

Вместе с тем анализ показывает, что недостаточно пока исследованы методологические, методические, технологические вопросы, связанные с разработкой и использованием организационно-экономических механизмов, воздействующих на кризисное состояние регионов и повышающих их устойчивость.

Предлагаемая диссертация продолжает и развивает исследование проблем антикризисного управления экономическим развитием регионов, направлена на поиск новых подходов, обеспечивающих повышение их устойчивости, стабильности, привлекательности.

Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании теоретико-методологических основ, механизмов, методов и технологий формирования и реализации стратегии антикризисного управления экономическим развитием регионавыявлении региональных особенностей повышения эффективности регулирования экономики.

Задачи исследования:

— расширение положений экономической теории о природе цикличности развития экономических систем, обобщение представлений о причинах возникновения и особенностях проявления кризисов в современных условияхрассмотрение возможностей использования концепций антикризисного управления экономическими системами в регионах Россииу.

Различным аспектам антикризисного управления посвящены работы известных ученых России: П. Г. Бунича, А. Бузгалина, С.Ю. JI.H. Добрышиной, Д. Н. Землякова, Г. Б. Клейнера, Э. М. Короткова, В. Н. Лексина, Д. С. Львова, Б. З. Мильнера, Н. Петракова, А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой, Е. С. Ясина и др.

— выявление параметрических характеристик конкретного региона как объекта антикризисного управления, анализ методологических особенностей, методов, показателей и критериев диагностики состояния региона в системе антикризисного управления;

— обоснование интегративного потенциала региона, как субъекта национальной экономики;

— обоснование и разработка теоретических и методологических положений по формированию стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона;

— разработка методологии выбора приоритетов антикризисной стратегии управления экономическим развитием региона, обеспечивающих повышение его инвестиционной привлекательности и более полное использование потенциальных возможностей;

— обоснование и разработка направлений и путей повышения эффективности механизмов и методов реализации стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона.

Объектом исследования избрана социально-экономическая система региона как функциональное звено национальной экономики, обеспечивающее удовлетворение общественных потребностей, взаимодействующее с населением, природной средой, производством своего и других регионов.

Предметом исследования является процесс формирования стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления сложными социально-экономическими системами. В исследовании использовались идеи теорий экономического роста, территориального и международного разделения труда, экономики федерализма, экономики региона.

В процессе решения поставленной проблемы применялись системный и комплексный подходы к объекту и предмету исследования, методы факторного, структурного, статистического анализа, экспертных оценок, экономико-математического моделирования и прогнозированияконцептуальные подходы, реализованные в законодательных и нормативных актах РФ и ее субъектов.

В качестве фактологической и статистической базы использовались материалы Государственного комитета статистики России и ее региональных подразделений, федеральные и субъектов Федерации целевые программы и проекты подобных программ, нормативно-методические документы различных государственных ведомств, законодательных и исполнительных региональных органов, а также наработки различных научно-исследовательских центров (ИЭ РАН, ГУУ, Алтайского и Горно-Алтайского государственных университетов и других).

Научная новизна исследования состоит в решении комплексной научной проблемы, имеющей народнохозяйственное значение и вносящей вклад в формирование теории и методологии устойчивого экономического развития региона на основе разработки стратегии антикризисного управления, механизмов и методов ее реализации.

Основные научные результаты исследования, определяющие личный вклад соискателя в разработку проблем, и вынесенные на защиту, состоят в следующем:

— выявлены причины зарождения и особенности проявления кризисных ситуаций в регионах разных типов России, определены и обоснованы взаимосвязи между характером кризисной ситуации и средствами ее преодоления на региональном уровне, обеспечивающие согласование целей;

— расширено представление о сущности региона как объекте антикризисного управления, выявлены подходы к его антикризисному развитию, определена генеральная миссия региона как совокупности социальной, экологической, экономической подсистем;

— обобщены представления о стратегии экономического развития региона как действенном и гибком механизме адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, обеспечивающем сопряженное, внутренне сбалансированное функционирование триады «природа — населениехозяйство»;

— разработаны концептуальные положения формирования стратегии устойчивого экономического развития региона с ориентацией на использование механизмов стимулирования нововведений, повышение инвестиционной привлекательности, гармонизацию межрегиональных экономических отношений, корпоратизацию, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства;

— обоснована возможность комплексного использования механизмов антикризисного управления;

— разработаны направления и пути реализации антикризисной стратегии управления развитием региона на основе повышения предпринимательской и инвестиционной привлекательности с учетом использования уникальных природно-экономических особенностей;

— обоснована методология выбора приоритетов антикризисного управления экономическим развитием региона с учетом улучшения использования имеющихся в регионе.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическое значение исследования состоит в разработке стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона как социально-эколого-экономической системы. Основные результаты проведенного исследования позволяют расширить существующие теоретические представления о процессах антикризисного и устойчивого развития социально-экономических систем регионального уровня, механизмах управления их устойчивым экономическим развитием. Ряд полученных выводов, оценок и практических рекомендаций может быть использован в выработке и проведении региональной политики, направленной на повышение устойчивости и стабильности экономического роста и социально-экономического развития.

Практическая значимость результатов исследования подтверждается использованием научных и практических материалов, рекомендаций, выводов и конкретного инструментария, в разработке «Программы по созданию и сохранению рабочих мест в Республике Алтай», «Программы социально-экономического развития г. Горно-Алтайска до 2005 года», «Комплексной программы социального, экологического и экономического развития Республики Алтай на период до 2010 года», «Программы социально-экономического развития приграничных территорий Республики Алтай», в подготовке нормативно-правовых документов, связанных с созданием и открытием в республике свободной таможенной зоны.

Апробация работы. Основные положения и результаты, полученные в диссертационном исследовании докладывались на научных, научно-практических конференциях, семинарах, а опубликованы общим объемом свыше 55 п.л., в том числе в трех монографиях.

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 240-а наименований, тринадцати приложений.

Выводы по 5-й главе:

1. Стратегия антикризисного управления экономическим развитием региона, представляет собой проецирование целеопределяющих принципов устойчивого экономического развития на региональную социально-экологическую среду, переводящую их в систему необходимых свойств и приоритетов региональной экономики, механизмы реализации этих приоритетов.

2. Выбор приоритетов антикризисной стратегии управления экономическим развитием региона обеспечивает повышение его инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности, более полное использование потенциальных возможностей в процессе взаимодействия с органами федерального и регионального уровней.

3. Обеспечение инвестиционной привлекательности основано на использовании механизма компенсирования издержек инвесторов на обслуживание капиталов определенными налоговыми, таможенными и экспортно-импортными льготами, что может быть эффективно осуществлено на основе создания на территории Республики Алтай «зон экономического роста»: создание особой экономической и свободной таможенной зон.

4. Эффективным механизмом реализации стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона является формирование межрегиональных корпоративных структур на основе интеграции экономики Республики Алтай в экономику Сибирского федерального округа.

5. Реализация стратегии преодоления кризиса и последующего антикризисного развития возможна на основе формирования механизмов реализации, адекватных стратегии развития республики.

Заключение

.

Реформирование экономики России и формирование на этой основе рыночной экономической системы открывает перед регионами — субъектами РФ — новые возможности в экономическом, социальном и экологическом развитии.

Перенос центра тяжести экономических реформ на региональный уровень, обусловленный экономической политикой государства, предоставление регионам определенной самостоятельности — все это потребовало пересмотра содержания региональной политики, ее формирования на основе согласования государственной с внутрирегиональной, признания экономики региона составной частью национальной, содержание которой определяется федеративными отношениями в соответствии с Конституцией РФ.

Вместе с тем вопросы экономики региона, механизмов антикризисного управления остаются пока недостаточно исследованными. В результате, многие решения принимаются без необходимой проработки обоснования и учета особенностей развития регионов. Это положение обусловило необходимость создания целостного представления о регионе, соответствующего современному этапу российских экономических реформ.

Обобщение большого теоретического и практического материала по данной проблеме, его нормативно-правовое обоснование позволили автору сформулировать ряд положений о новых подходах к рассмотрению региона как объекта антикризисного управления.

Проведенный в работе анализ различных толкований региона выявил необходимость исходя из целей и задач данного исследования сформулировать понятие региона с учетом требований рыночной экономики и федеративным устройством государства.

Определения региона, предложенные автором, позволили представить его как сложно организационную социально-экономическую систему, имеющую набор взаимосвязанных целей и задач, со своей внешней и внутренней средой.

На основе исследования нормативно-законодательной и экономической основы взаимоотношений РФ и ее субъектов автором был сделан вывод об особенных условиях каждого региона.

Анализ результатов экономических преобразований в России и ее регионах показал, что они проводятся без должного учета региональных особенностей, что оказывает самое непосредственное влияние не уровень их экономического, социального, экологического развития, ограничивает реализацию их организационно-экономической самостоятельности. Это обусловливает в определенной мере сложности формирования и осуществления межуровневых экономических отношений, в основе которых должно быть сочетание экономических интересов их участников.

На основании результатов исследования автором сделаны следующие выводы и предложения:

1. Научно доказана необходимость разработки и внедрения в практику государственного регулирования национальной экономики системы антикризисного управления экономическим развитием регионов. Это обусловлено рядом факторов: наличием макро-, мезо-, и микродиспропорций по существу во всех сферах общественной жизни, секторах экономикиналичием глубоких противоречий между имеющимися ресурсами и системой управления их использованиемнегативными воздействиями, оказываемыми на динамику и результаты функционирования региональных систем.

2. Сформулированы концептуальные основы антикризисного управления, базирующиеся на выявлении объективных предпосылок, субъективных факторов, сравнительных преимуществ и особенностей функционирования регионального экономического пространства, анализе, диагностике, идентификации, индикативном прогнозировании его состояния, обосновании системы целей и задач, выявлении приоритетов социально-экономического развития, разработке направлений, путей, механизмов, методов и критериев их достижения.

3. Рассмотрены содержание, особенности, субъекты, объекты, методы и модели антикризисного управления, расширено теоретико-методологическое представление о нем, как новом научном представлении, связанном с формированием совершенных, взаимосогласованных экономических отношений в региональных социально-эколого-экономических системах, гармонизация которых является важной предпосылкой предупреждения кризисов.

4. Наполнена новым содержанием функция государственного регулирования экономики дополнением антикризисного и устойчивого экономического развития региона. Даны сравнительные характеристики понятий «устойчивое» и «антикризисное» развитие.

5. Разработана концептуальная модель и блок-схема системы стратегического антикризисного управления регионом, включающая информационно-диагностический аппарат, организацию научно-исследовательских и проектно-конструкторских исследований и разработок, подсистему прогнозирования и стратегического планирования, организационно-экономического механизма антикризисного управления.

6. Осуществлена типологизация территориальной структуры национальной экономики, продиагнозтирована их устойчивость, проведена идентификация кризисных и предкризисных состояний, проанализированы и дополнены индикаторы устойчивости.

7. Обоснована стратегия антикризисного управления экономическим развитием региона, представляющая собой проецирование целеопределяющих принципов устойчивого экономического развития на региональную социально-экологическую среду, переводящую их в систему необходимых свойств и приоритетов региональной экономики, механизмы реализации этих приоритетов.

8. Для обеспечения инвестиционной привлекательности предложено использовать механизм компенсирования издержек инвесторов на обслуживание капиталов определенными налоговыми, таможенными и экспортно-импортными льготами, что может быть эффективно осуществлено на основе создания на территории Республики Алтай «зон экономического роста»: создание особой и свободной таможенной зон.

9. Обосновано, что эффективным механизмом реализации стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона является формирование межрегиональных корпоративных структур на основе интеграции экономики Республики Алтай в экономику Сибирского федерального округа.

10. Реализация стратегии выхода из кризиса и последующего антикризисного развития возможна на основе формирования механизмов реализации, адекватных стратегии развития республики.

11. Региональная инновационная политика рассматривается в диссертации как ядро концепции структурных реформ. В этой связи предложено определение региональной инновационной политики и ее составляющих, механизма выбора основных направлений (приоритетов) инновационного развития.

Есть все основания полагать, что поставленная в диссертационном исследовании цель достигнута научно-обоснованным и практически подтвержденным решением сформулированных в нем задач. Это служит теоретической основой формирования стратегии антикризисного управления экономическим развитием конкретного региона России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Логика экономического роста. М.: Институт экономики РАН, 1994. 2002.228 с.
  2. Л. В тисках кризиса. М., 1994.
  3. Л. К самопознанию России. М., 1995.
  4. Л. Спасти Россию. М.: ИЭ РАН, 1999
  5. Р.С. Системный анализ проблем экономического развития региона- АН МССР. Ин-т экономики. — Кишинев: Штиинца, 1990.
  6. А. Инвестиции архимедов рычаг экономики // Деловой мир. 1995. № 20.
  7. А.Г. О стратегии социально-экономического развития и направленности социальных реформ в России / Экономическая наука современной России. 2003. — № 2. — С. 26−38
  8. .А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990.
  9. А.А. Современная роль региональных программ // Регионология. 1995. № 3.
  10. А. Реформирование экономики и взаимодействие центра с регионами РФ // Вопросы экономики. 1999. № 6.
  11. Р. Планирование в больших экономических системах. М., 1972.
  12. Э.Б. Региональные проблемы управления хозяйством: (Заруб, опыт): (Сб. ст. / АН СССР Ин-т геогр-и. М.: Б.и., 1990.288 с.
  13. В.Г. Основы эффективной экономики. Махачкала- ИПЦ ДГУ, 1996.
  14. В.Е., Гапочка М. П., Златопольский Д. Л. Бюджетный федерализм: опыт развитых стран: Сб. обзоров / Отв. ред.: О. Б. Осколкова, В. А. Зубенко. М.: ЮАНИОН. 1996.
  15. Анализ тенденций развития регионов России: типология регионов, выводы предложения. М.: TASIS (отчет по исследованию в рамках Программы Европейского Союза), 1996.
  16. А.Л. Экономика и этнопрогнозирование. Нация в контексте экономической цивилизации // Философия хозяйства, 1999. № 1.
  17. И. Стратегическое управление Под ред. Л. И. Евенко. М. 1989.
  18. Антикризисное управление /Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.432 с.
  19. Антикризисное управление социально-экономическими процессами в регионах России (материалы «круглого стола») // Общество и экономика, 1999, № 2.
  20. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. Б
  21. С. Экономическая политика и модели экономического роста // МЭ и МО. 2002. № 4. С.40−47.
  22. Ю.В., Михайлова Н. Д. Методологические подходы к классификации субъектов РФ по характеристике экологических проблем для целей государственного управления // Вестник МГУ. Серия «Экономика», 1996. № 4.
  23. М.К. Государственная региональная государственная политика: вехи, задачи и пути ее реализиции в Сибири // Регион: экономика и социологи. 1996. № 2. С. 34−58.
  24. B.C., Булочникова JI А., Демидова JI А. Государственное стимулирование экономического роста / Рос. акад. предпринимательства. М.: Анкил, 2000.
  25. С., Чернышев А. Регион как политическое пространство/ Свободная мысль. 1997. № 2. С 3−13.
  26. И.Б. Производственные функции и модели экономического роста. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  27. Н.В. Методологические проблемы формирования и развития научно-инновационных систем регионоа. М.: Academia, 1999. 104 с.
  28. Богданов AJ1. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн.1,2. М.: Экономика, 1989.
  29. В.Х., Саттарова Е. Ф., Самофалов В. И. Инвестиционный аспект анализа хозяйственного механизма региона / Рост. гос. экон. акад. Ростов н/Д, 1998.
  30. Большой энциклопедический словарь/Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2002.
  31. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ.- Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1997.
  32. А. Закономерности переходной экономики: теория и методология // Вопросы экономики. 1995. № 2.
  33. А.И. Переходная экономика. М.: Таурус, Просперус, 1994.
  34. Бурков, А А. Политика экономических реформ и институциональные преобразования. Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 1999.
  35. Е.М.- Погребинская В А. Социальная направленность экономического роста / Отв. ред. В.И. Маевский- АН СССР. Ин-т экономики. М.: Наука, 1990.
  36. Е.М. Инвестиционная политика в регионе. М., 1994.
  37. П.Г. Хозяйственный механизм управления экономикой СССР. М.: Экономика, 1991.
  38. И.К. Эколого-экономические проблемы развития производительных сил: теоретические и методологические аспекты. Киев, 1997.
  39. BerepJIJI. Цена научной продукции. М.: Наука, 1977.
  40. X. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000.
  41. Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: Инфра-М, 1996.
  42. Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.
  43. С. Состоится ли в 1999 году переход к политике роста // РЭЖ, 1999. № 1.С. 22−39.
  44. С.Ю. О стратегии развития российской экономики: науч. докл. / РАН. Центр, экон.-матем. ин-т. М., 2001.
  45. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономическихсистем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992. 207 с.
  46. В.Ю. Региональная основа экономического роста России. М.: ИПК РУДН, 2002.181 с.
  47. Г. В. Проблемы взаимоотношений федерального центра и регионов. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень. М., 1998.
  48. Государственное регулирование экономики в современном мире. М.: Наука, 1989.
  49. Государственное регулирование экономики: Мировой опыт и реформы в России. М.: ИЭ РАН, 1996.
  50. А. Стратегия территориального социально-экономического развития: от идеи до реализации. // Воросы экономики, 2001, № 3.
  51. А.Г., Суспицын С. А. Введение в системное моделирование народного хозяйства. Новосибирск: Наука, 1988.
  52. В.Г. Моделирование взаимосвязи ресурсно-технологического и институционального аспектов воспроизводства.-М.: ЦЭМИ РАН, 1997.
  53. С. Процесс трансформации: германская модель. // Экономист. 1999. № 5.
  54. С.Б. Об оценке инвестиционного риска// Бухгалтерский учет. 1993. № 8.
  55. М.Г. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Б.и., 1997.396 с.
  56. М.Г. Распутица // Деловые люди. 2002. — № 1. — С.28−31.
  57. В. Финансово-промышленные группы в российской экономике // РЭЖ, 1998. № 6. С.59−71.
  58. . А.И. Региональные пропорции воспроизводства. JL, 1977.
  59. Добрышина J1.H. Кризисные территории России: проблемы управления и перспективы развития. М.: Московская академия экономики и права, 1998.
  60. Добрышина J1.H. Региональное социально-экономическое развитие кризисных территорий. М.: ГУУ. 1999.
  61. Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений // Проблемы теории и ориентации управления, 1997. № 4.
  62. Ю.А. Оценка и механизм управления экономическим потенциалом территории. М., 1998.
  63. Ю.А. Экономический рост: нужны ли новые подходы на региональном уровне //Вест. Акад. Ростов н/Д., 1998. № 2.
  64. О.А. Экологическое предпринимательство в России (состояние, проблемы, перспективы) / Науч.ред. В. В. Новиков, проф. Б. В. Поярков, Яросл. Гос. ун-т. Ярославль, 2003.244 с.
  65. Жиц Г. И. Инновационный потенциал и экономический рост / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2000.
  66. Д.Н. Концепции макроэкономического регулирования и их адаптации к переходной экономике России. Дисс. на соиск. д.э.н. М., 1996.
  67. К.Х. Циклические процессы в советской и переходной российской экономике / РАН. Институт проблем рынка. М., 1999.233 с.
  68. К.Х. Трансформационный кризис экономики России: природа, динамика, пути преодоления / РАН. Институт проблем рынка. М., 2000.250 с.
  69. М.Д., Шаромова В. В. Проблемы государственного регулирования переходной экономики. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  70. А. Модели экономического развития и Россия // ЭКО. 1996 № 10.
  71. Н.М. Экологизация экономических категорий // Известия АН СССР. Серия экон. 1989. № 6.
  72. Инвестиционные рейтинги регионов России // Эксперт, 1998. № 39. С. 18−37.
  73. Институциональные основы рыночной экономики в России. М., 1997.
  74. В.О., Куликов В. В. Теневая экономика России: иной путь и третья сила. М., 1997.
  75. А. Закономерности переходной экономики: экономические тенденции и модели // Вопросы экономики. 1995. №№ 1,2.
  76. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т. 2. М., 1993.155 с.
  77. С.И. Экономика труда в системе социалистического хозяйствования. Кишинев: Кортя Молдовеняскэ, 1987. 176 с.
  78. К.А., Малявина А. В., Попов С. А. Инвестиции и антикризисное управление. М.: МАЭП: Калита. 2000.
  79. Классики кейнсианства: в 2-х т. Т. 1. М., 1993.434 с.
  80. Г. Б., Качалов P.M., Тамбовцев B.JI. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика. 1997.
  81. Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. М. Радио и связь, 1990.
  82. А. О затратном механизме, дефиците товаров и неконвертируемости рубля.-М., 1990.
  83. В. Политика стабилизации и экономического роста: (региональный аспект) // Экономист. М., 1999. № 7.
  84. В. Закономерности переходной экономики: экономические тенденции и модели // Вопросы экономики. 1995. № 2.
  85. И. Д. Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны // Вестник социалистической академии. 1923. № 2. С. 210−222.
  86. И. Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика 1989.
  87. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М: ТЕИС, 2004.528 с.
  88. В.А., Матросов В. М., Левашов В. К., Деменко Ю. Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. М., Новосибирск: Изд-во СО АН, 1996. 76 с.
  89. Э.М. Концепция менеджмента. М.: Де Ка. 1996.
  90. Н.П. Экономический рост: история и современность. СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.
  91. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., 1996.
  92. О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: УРСС, 2002. 308 с.
  93. Э. Региональное развитие начало поворотного этапа // Региональное развитие и сотрудничество. 1997. № 10. С. 3−7.
  94. А. Экономические механизмы: Пер. с фр. / Общ. Ред. Н. И. Хрусталева. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс». 1993.192 с.
  95. Г., Доннел С. О. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. T.l. М. 1981.
  96. Курс переходной экономики / Под. ред. Л. И. Абалкина. М.: ЗАО «Фин-статинформ», 1997.
  97. В.И. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика // Экономист. 1995. № 2.
  98. В. Задачи экономического роста // Экономист. М., 2001. № 1.
  99. A.M. Методологические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа // Регион- экономика и социология. 1995. № 2. С. 3−24.
  100. В.Н. Северные регионы в системе внутренних и внешних отношений России // Экономическая наука современной России, 2002. № 4. С.72−81.
  101. Н.В. Финансовый контроль как элемент управления финансовыми ресурсами территории / Рост. гос. экон. акад. Ростов н/Д, 2000.
  102. В.А. Потенциал территории: экономический, социальный, экологический аспект. СПб. 1998.
  103. М.Г., Шаршукова Л. Г. Риск в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М. 1996.
  104. Н.И. Задачи и методы региональной политики субъектов Федерации в странах рыночной экономики // Регион- экономика и социология. 1998. № 4. С. 146−171.
  105. Г. Р. Развитие самоуправления хозяйственных организаций: Монография/ГАУ, М., 1995.102 с.
  106. А.П. Потенциал регионов России // Налоговый вестник. 1997. № 4.
  107. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. // Российский экономический журнал. 1994, № 5. С. ?- № 10. С. 65−67.
  108. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. М.: УРСС. 1997.
  109. В.Н., Швецов А.Н.Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. 1995, № 1. 1999, №№ 4, 11−12. 2000, №№ 1,8.2001, №№ 1−4,9.2002, № 1−2.2003, № 3.
  110. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.,
  111. ЛившицА. Экономическая реформа в России и ее цена. М.: Культура, 1994.
  112. Ю.Г. Многомерный подход к типологии регионов. М., 1995.
  113. Л.Д. Всеобщая занятость и разделение труда при социализме. — М.: Мысль, 1972.-239 с.
  114. Л.Д. Экономические формы хозяйственного централизма и демократии // Слово лектора, 1989. № 11.
  115. Г. Т., Павлов К. В. Патоэкономика: задачи, проблемы, направления исследований. Апатиты. 1999.
  116. Д.С., ред. Хозяйственный механизм и проблемы управления техническим перевооружением производств. М.: Экономика, 1988.
  117. Д. С., Глазьев С. Ю. и др. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Экономика, 1992.
  118. Д.С., Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Экономика России на перепутье веков. М.:УММ, 2000.
  119. Д., Дементьев В. Новая промышленная политика России // Экономист. 1996. № 10.
  120. Д.С. Региональная политика как фактор экономического роста // Пробл. теории и практики упр. М., 2000. № 1.
  121. Д. Экономика России: прорыв в XXI век // Пробл. теории и практики упр. М., 2001. № 4.
  122. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика, 1999.
  123. Д. С. Экономика развития. М.: Экономика, 2002.
  124. Г. Н. Командно-административный монополизм и его модификации в условиях постсоциалистической экономики. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1994.
  125. Макашева 3. М., Калиникова И. О. Социальный менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002.207 с.
  126. А.В. и др. Лизинг и антикризисное управление: Учеб. пособ. Для вузов / А. В. Малявина, С. А. Попов, Н. Б. Пашина. М.: Изд-во «Экзамен». 256 с.
  127. А.И. Локальные территориальные системы. Новосибирск: Наука. 1992.
  128. В.В., Зубков К. И., Плешкин В. Ю. Модель региона квазикорпорации // Регион- экономика и социология. 2000. № 2. С. 17−36.
  129. К. Экономика организации. М.: ИНФРА-М, 1996. 159 с.
  130. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. 528 с.
  131. С.М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Международные отношения, 1996.
  132. Л.Е. Проблемы конъюнктуроведения и задачи конъюнктурной статистикив СССР. М. 1969.
  133. . Управление будущего: предпосылки и тенденции // Экономист. 1995. № 4.
  134. . Управляемость экономики — главное условие всех преобразований // Деловой мир. 1994.14 мая.
  135. Мировой опыт структурных преобразований и экономические реформы в России. М., 1997.
  136. Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1997.
  137. А. Проблемы управления экономикой в трансформационном обществе // Общество и экономика. 2001. № 11−12. С. 8−19.
  138. Н.Н. // Региональная экономика: теория, проблемы, методы. М.:Экономика. 1982.
  139. Д.В. Экономический рост: проблемы управления и гуманизации. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992.
  140. В. Рыночная инфраструктура // Риск. 1997. № 3−4.
  141. Ю. Трансформация хозяйственных систем. М. 1994.
  142. A.M. Предпринимательство и риск. М.: РАГС. 1992.
  143. Опыт приватизации в развивающихся странах. М.: ИНИОН, 1993.
  144. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М. 2001.
  145. .П., Шниппер Р. И. Экономическая реформа и территориальное планирование. М.: экономика, 1969. 76 с.
  146. Основные положения региональной политики в Российской Федерации / Регионология. 1998. № 5. С. 1−18.
  147. Основные принципы формирования экономического механизма федеративных отношений в современной России. Доклад ИЭ РАН. Валентен С. Д., Волкова Н. Н., Лыкова Л. Н., Федотова А. А., Чебанова А. Б. М., 1993.
  148. В.В., Мешков В. И. Кредитование банками предприятий: потребности, возможности, интересы // Финансы. 1999. — № 8. — С. 22−25.
  149. Ю.М. Основы хозяйственной теории.
  150. С. Регионы и региональная политика//Вопросы экономики. 1994. № 2.
  151. К.В. Теория экономического ядраю Ижевск, 1998.
  152. Л.В. Методология управления антикризисным развитием депрессивных регионов: Монография. М.: «Изд.Машиностроение», 2003.292 с.
  153. С.А. Основные вопросы теории и методологии хозяйственной конънктуры. М., 1926.
  154. Перспективы развития регионов в условиях глобализации: экономика, менеджмент, производство: Материалы международного симпозиума 22−23 мая 2003 г. ч. 1 / Отв. ред. Жабин. Самара: Изд-во Самар. гос. эк. акад., 2003. 492 с.
  155. С.К. Современный международный регионализм: теории и концепции регионального сотрудничества и кооперации. Владивосток: ДВО РАН, Мор.1. Гос. ун-т. 2002. 284 с.
  156. Петраков Н. Я. Методологические аспекты трансформационных процессов в экономике
  157. Е.П. Теоретико-методологические основы регулирования экономических процессов в регионе / Рост. гос. экон. ун-т. Ростов н/Д, 2000.
  158. . Россия в тисках депрессивной стабилизации // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2.
  159. . Факторы посткризисного восстановления экономики // Экономист. 2002. № 4.
  160. В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях. М.: Статистика, 1980.
  161. С.Н. Свободная экономическая зона и развитие региона, Гродно, 1998.
  162. В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный механизм. М.: Наука, 1990.256 с.
  163. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контакт», 1993.
  164. Приватизация: чему учит мировой опыт. М.: Международные отношения, 1993.
  165. Проблемы совершенствования хозяйственного механизмам., 1986.
  166. Преодоление кризиса российской экономики: социально-институциональные проблемы / Под ред. А. В. Бузгалина. М.: Экономика, 1994.
  167. Программа правительства Российской Федерации. Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах // Вести экономики. М., 1998. — № 1.
  168. Пути и методы вывода региона из кризиса. Екатеринбург, 1996.
  169. А. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России // Вопросы экономики. 1999. № 6.
  170. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. — 480 с.
  171. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 67−73.
  172. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / Под ред. В. Г. Алиева. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. 646 с.
  173. Республика Алтай 2003. Статистический сборник. Горно-Алтайск, 2004.
  174. Т.Г. Региональная экономическая система. М., 2000.
  175. Российский север: стратегическое качество управления: Спецкурс. Вып.11/Под ред. Ю. П. Алексеева и А. Н. Алисова.- М.:000 «Тайдекс Ко», 2004. 320с.
  176. Россия 2001. М.: Госкомстат РФ, 2002.
  177. Е.В. Целевые комплексные программы. Организационно-комплексный механизм. М.: Наука, 1989.
  178. Рузавин. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы экономики. 1996. № 3.
  179. Рукина И. М. Регион и его роль в создании общего экономического пространства/Экономическая наука современной России, 2003. № 3. С.73−85.
  180. Ю.В., Шишкин А. И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (Опыт Республики Карелия) Карел, науч. центр РАН. Ин-т эк-ки. Петрозаводск: Карел. Науч. Центр, 2003. 355 с.
  181. В. Тенденции, задачи и приоритеты в сфере инвестиций в промышленности и науке. // Инвестиции в России. 2001. № 9.
  182. Дж. Д. Стабилизация российской экономики: Концепция и действительность // МЭ и МО. 1995. № 2.
  183. С.Н. Стратегическая ориентация на социально-экономический рост региона / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2000.
  184. Л.И. Индикаторы и нормативы социально-экономического развития городов и регионов / Сиб. отд. института экономики и организации промышленного производства. Препринт. Новосибирск. 1996.
  185. В.Е. Современные тенденции региональной политики России. Экономист. 1997. № 3.
  186. В.И. Региональная экономика, управление и планирование. Л.: Лен. фин.-экон. ин-т, 1982.
  187. Системные проблемы России. Путь в XXI век. М: Экономика, 1999.
  188. А. Региональная политика и экономическая безопасность России // Вопросы экономики. 1995. № 1.
  189. С. Региональный научный комплекс (Формирование и организация управления). Минск: Наука и техника, 1990. 142 с.
  190. Л.В., Былов Г. В. О программе помощи депрессивным регионам // Регионология. 1995. № 3.
  191. С.А. Оценка эффективности проектов в условиях нечеткой вероятностной неопределенности // Экономика и математические методы, 2001. № 1.
  192. Совершенствование хозяйственного механизма / Под ред. Бунича П. Г. М.: Экономика, 1976. 230 с.
  193. Советский энциклопедический словарь. М., 1987.
  194. Согласование общегосударственных и региональных интересов в условиях развития экономической самостоятельности / М. Г. Завельский, А. О. Зыков, А.А.Милон- ВНИИ систем, исслед. Препр. М., 1992. 81с.
  195. Социал-демократия перед лицом глобальных проблем. М., 2000.
  196. Ю.В., Никитин Г. Г., Моргачев И. А. Анализ и прогнозирование региональных экономических процессов // Деньги и кредит, 1996. № 12.
  197. Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М., 1997.
  198. А.И.- Силин А.Н. Региональные аспекты экономического роста/ РАН. Урал, отд-ние. ин-т экономики. Екатеринбург, 1997.
  199. Теория организации / Под ред. В. Г. Алиева. М.: Луч, 1999.
  200. Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма / Бурков В. Н., Кондратьев В. В., Цыганов В. Р., Черкашин М. Н. М.: Наука, 1984. 272с.
  201. Теория переходной экономики/Под ред. Е. В. Красниковой. М.: ТЕИС, 1998.
  202. А.В. Оценка эффективности управления производством М.: Экономика. 1984. 104 с.
  203. Т.Н. Проблемы анализа динамики выбора стратегии развития и моделирования региональной экономики- Автореф. дис. д-ра наук / Рост. гос. экон. акад. Ростов н/Д, 1998.
  204. М. Экономическое развитие. М., 1997.
  205. Туган-Барановский М. И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь.
  206. Указ президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». М., Кремль, 3 июня 1996, № 803.
  207. Указ президента РФ «О продаже государственных предприятий должников» от 2 июня 1994 года № 1114.
  208. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д. С. Львов, А.Г. Поршнев- Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. 702 с.
  209. А.А. Интеграция и экономический рост. М., ИД «Грааль», 2003.424 с.
  210. Устойчивое развитие регионов и глобализация / Р. Т. Абдрашитов, И. В. Влацкая и др. Оренбург: Печатный Дом «Демург». 2002. 140 с.
  211. Факторы роста российской экономики в 1999—2000 гг. (По материалам Ученого Совета ИНП РАН) // Пробл. прогнозирования. М., 2001. Вып. 5.
  212. Р.А. Стратегический менеджмент. М., 1998.
  213. Н.П. Оптимизация экономики. М.: Наука, 1977.
  214. Финансово-промышленные группы: проблемы становления, функционирования, моделирования. Новосибирск: ИЭ, ОПП РАН, 1996. 176 с.
  215. С., Сахаи Р., Вег К. Стабилизация и рост в переходных экономиках: первые уроки // Вопросы экономики. 1997. № 5.
  216. А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения // Вопросы экономики. 1999. № 9.
  217. М., Чампи Д. Реинжиниринг: манифест революции в бизнесе. М., 2000.
  218. С.Н. О депрессивных территориях в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса. М., 1997.
  219. А.П. Формирование стратегии развития региональных социально-экономических систем. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. 203 с.
  220. Чуб Б. А. Экономические отношения в субъектах мезоуровня национальной экономики России/Под ред. д.э.н. Бандурина В. В. СПб. ЮОО «Ниагара», 2003. 222 с. ¦
  221. Н.Г. Региональное управление и научно-технический прогресс. Киев: Наукова думка, 1990.
  222. МЛ. Экономика России: от кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 1999.224. 51. Щербак В. Е. Управление кризисными ситуациями/Эко, 1999. № 12. С.36−45.
  223. JI.A. Кризис как явление непреходящее//ЭКО-1999-№ 6-с.2−22.
  224. Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск. 1996.
  225. В.А. Моделирование и философия. M.-JL, 1966.
  226. .М., Введенский В. Г. Региональная экономика России. М.- Гелиос АРВ, 2000.
  227. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982.
  228. Й. Деловые циклы. 1939.
  229. К. Эффективная экономика шведская модель: Пер со швед. — М.: Экономика, 1991.
  230. Экономика и бизнес / Под ред. В. Д. Камаева. М.: Изд-во МГУ, 1993. 420 с.
  231. Экономика роста: концепция развития России в среднесрочной перспективе // Пробл. прогнозирования. М., 2000. Вып. 1.
  232. Экономика переходного периода / Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  233. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России // Общество и экономика. 2001. № 2. С. 5−46.
  234. Экономические связи и совершенствование хозяйственного механизма: Сб. науч. тр./ Курский гос. пед. ин-т. Курск, 1985, 108 с.
  235. Ю.В. Экономический рост. Структурная политика // Пробл. прогнозирования. М., 2001. — Вып. 1.
  236. Е.Г. Как поднять экономику России. М.: Вита-Пресс, 1996.
  237. Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Общество и экономика. 2001. № 2.
  238. Е. Экономический рост как цель и как средство: (Современная ситуация и перспективы российской экономики) // Вопросы экономики. М., 2001.-№ 9.
  239. Концепция антикризисного управления социально-экономическим развитием региона России. Монография М.: ГУУ, 2004. 15 п.л.
  240. Административная стратегия // Стратегия социально-экономическогоразвития региона. Коллект. монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. 12 п.л. (авторских 3 п.л.)
  241. Комплексный подход к разработке стратегии управления трудом в регионе // Управление трудом в регионе. Коллект. монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. 8 п.л. (авторских 3 п.л.)
  242. Региональные особенности антикризисного управления // Вестник университета / ГУ У. М., 2005. № 2(11). 0,7 п.л.
  243. Депрессивный регион как объект антикризисного управления // Вопросы экономических наук. М., 2004, № 4(8). 0,8 п.л.
  244. Комплексная программа по созданию и сохранению рабочих мест в республике Алтай // Депонир. отчет НИР, 1998. 6 п.л. (авторских 3 п.л.)
  245. Программа социально-экономического развития г. Горно-Алтайска до 2005 года // Депонир. отчет НИР, 2000. 6 п.л. (авторских 3 п.л.)
  246. Организационное поведение. Уч. пос. Горно-Алтайск: РИО-«Универ-Принт», 2002. 8 п.л.
  247. Проблемы комплексного развития Республики Алтай // Материалы научно-практической конференции. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское книжное издательство, 1996. 0,5 п.л.
  248. Маркетинг в социально-культурной сфере. Уч. пос. Барнаул: АГИК, 1993. 3 п.л.
  249. Особенности формирования инвестиционно-промышленной политики в условиях системного кризиса // Стратегия развития региона. Сб. науч. ст. -Барнаул, 2001.1 п.л.
  250. М.Кадровый менеджмент. Уч. пос. Барнаул: Изд-во АГУ, 1999.4 п.ч.
  251. Антикризисный аспект промышленной политики // Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы. Сб науч. ст. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2002. 0,3 п.л.
  252. Земельные отношения и управление государственной собственностью // Материалы научно-практической конференции. Горно-Алтайск: ГорноАлтайское книжное издательство, 2003. 0,3 п.л.
  253. Стратегия и тактика маркетинга. Уч. пос. Барнаул: АГИК, 1992. — 2 п.л.
  254. Основы менеджмента. Уч. пос. Горно-Алтайск: ГАГУ, 1995. 3 п.л.
  255. История экономических учений. Уч. пос. Горно-Алтайск: ГАГУ, 1994. 3 п.л.
  256. Реструктуризация предприятия как инструмент антикризисного управления // Стратепя шдприемства: теор! я та практичне вт1влення за умов структурно-мшливого середовища. Сб. наук. ст. Кшв: КНЕУ, 2003. 1 п. л
  257. SWOT анализ по Республике Алтай Возможности и опасности внешней среды:
  258. Сфера Благоприятные возможности Потенциальные опасности
  259. Сильные и слабые стороны внутренней среды:
  260. Аспект Преимущества Недостатки
  261. Анализ конкурентных преимуществ и недостатков Республики Алтай на основе SWOT анализа.1. Внешняя среда
  262. Главные внешние факторы развития Республики Алтай локализуются на двух уровнях:1. Россия
  263. Сибирский федеральный округ
  264. Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов
  265. Благоприятные внешние условия и сильные внутренние факторы:
  266. Республика Алтай имеет достаточно выгодное геополитическое и экономико-географическое положение, возможности которого используются недостаточно.
  267. Возрастание значения качественного профессионального образования обусловлено наличием университета. Это позволяет проводить стратегию укрепления функций образовательного центра.
  268. Использованию наметившихся в России позитивных внешних факторов общего экономического роста в Республике Алтай препятствуют относительно малоблагоприятный предпринимательский климат и отсутствие ясной инвестиционной политики.
  269. Внешний фактор роста спроса на туристические и рекреационные услуги не оказывает должного влияния на развитие экономики в связи с недостаточным уровнем развития сферы туризма и сервиса.
  270. Неблагоприятные внешние условия и слабые факторы:
  271. Слабое развитие гражданского общества в стране сочетается с низкой социальной активностью населения, что должно быть компенсировано специальными усилиями, в т. ч. в рамках стратегии формирования полноценного местного самоуправления.
  272. Значительная зависимость отраслей специализации Республики Алтай от государственной поддержки, приводит в перспективе к ослаблению конкурентных позиций региона.
  273. Конкурентные позиции Республики Алтай в России:
  274. Республика Алтай имеет в целом средний уровень оценочных значений по позициям потенциала населения. Конкурентные позиции снижают низкие значения оценки параметров потенциала социальной сферы.
  275. Республика Алтай отличается низкими позициями в плане производственного потенциала, развитости экономики, а также не отличается благоприятным инвестиционным климатом.
  276. Конкурентные позиции Республики Алтай по привлекательности состояния окружающей среды в целом являются выше среднего уровня.
  277. Оценка ресурсного потенциала
  278. На практике применятся 2 вида стратегических планов:
  279. Стратегия сохранения и совершенствования того, что есть (имеем).
  280. Стратегия развития, обеспечивающая новое качество состояния объекта управления.
  281. При первом варианте применяется ресурсной подход и стратегическое планирование осуществляется от достигнутого, т. е. присутствует трансляция прошлых взглядов на будущее.
  282. При втором варианте в основу положено желаемое видение состояния через определенный срок.
  283. Для рассмотрения первого варианта необходимо дать краткую характеристику располагаемого ресурсного потенциала республики.
  284. Человеческие ресурсы (знания, умения, здоровье, мотивированность)
  285. В современных условиях решающим фактором конкурентоспособности сообщества любого уровня, как государственного (регионального), так и локально-территориального (городского, районного) является качество человеческого капитала.
  286. Недостаточное качество человеческого капитала может стать одним из самых главных препятствий для экономического развития в долгосрочном плане.
  287. Республика располагает третьей частью всех гидроресурсов Западной Сибири (10 миллионов киловатт среднегодовой мощности). Гидрографическая сеть насчитывает более 20 тысяч водотоков общей протяженностью более 60 тыс. км.
  288. Леса занимают 47% территории. Преобладают ценные хвойные породы: лиственница и кедр.
  289. Почвы горно-подзолистые, местами черноземные. Вегетационный период продолжается около 75−120 дней.
  290. Растительные ресурсы республики насчитывают более 3 тыс, видов высших растений, из них 200 видов растений-эндемиков, встречающихся только в горах Алтая.
  291. Разнообразие физико-географических условий определяет богатство промысловой фауны. В Республике Алтай имеется более 50 видов промысловых зверей и птиц, поэтомурегион издавна был и сегодня остается одним из лучших охотничьих регионов Западной Сибири.
  292. Алтайские высокогорные луга по своему составу трав аналогичны альпийским и поэтому здесь производятся лучшие в мире сорта твердых сыров, в т. ч. «швейцарский».
  293. Выявлены залежи многих видов строительных материалов (волластонитовые), ювелирно-поделочных камней. Стоимость суммарных запасов цветных металлов (серебра, золота, меди и др.) оценивается в 15 млрд. долларов.
  294. Общая система условий реализации стабилизационного сценарияразвития Республики Алтай
  295. Продукция сельского хозяйства
  296. Параметры факторов Параметры спроса• Позитивные Сезонный характер производства
  297. Обеспеченность трудовыми ресурсами Мощности перерабатывающей промышленности
  298. Наличие необходимых природных условий для развития многоотраслевого сельского хозяйства Преобладание внешних потребителей продукции
  299. Формирующаяся сеть туристических баз, баз отдыха, кемпингов. Низкое качество продукции
  300. Традиционность уклада жителей республики Неразвитость холдинговых структур: сельскохозяйственное производство, переработка, сбыт.
  301. Наличие материально-технической базы Отсутствие маркетинга сельхозпродукции• Негативные
  302. Ограниченность земель, пригодных для развития сельского хозяйства Республики Алтай
  303. Диспаритет цен на сельхозпродукцию1. Рискованное земледелие
  304. Слабый уровень развития инфраструктуры на селе
  305. Затратность растениеводства вследствие условий производства и высоких транспортных издержек
  306. Родственные и поддерживающие отрасли1. Туристская отрасль
  307. Перерабатывающая промышленность
  308. Энергетика (преимущественно малая)
  309. Деревоперерабатывающая промышленность
  310. Информационная инфраструктура
  311. Рис. 5.1.1. Общая система условий реализации стабилизационного сценарияразвития Республики Алтай- отношения с поставщиками- детерминантные связи.
  312. Рис. 5.1.2. Кластеры конкурентоспособных отраслей РА по стабилизационному сценарию
  313. Общая система условий реализации природохозяйственного сценария развития Республики Алтай1. Турп родукт
  314. Параметры факторов Параметры спроса• Позитивные ¦ Позитивные
  315. Рекреационные ресурсы Приемлемость цен на услуги
  316. Природные условия для развития многочисленных видов туризма Диверсификация туристических объектов по всей территории РА
  317. Формирующаяся сеть туристических баз, баз отдыха, кемпингов. Наличие на рынке разнообразных видов турпродуктов по видам туризма
  318. Разработка схемы размещения туристических объектов на территории региона Включение в туристический пакет разнообразных дополнительных услуг (экскурсии, рафтинг и пр.)
  319. Наличие историко-археологических и культурных памятников прошлых цивилизаций • Негативные
  320. Окупаемость вложений в туристическую область в течении 10−15 лет Внешние по отношению к Республике Алтай потребители услуг (в основном городские жители Западно-Сибирского Региона)• Негативные
  321. Ограниченность земель в собственности Республики Алтай Низкое качество сервиса в сфере туризма
  322. Ограничения в строительстве объектов капитального характера в лесах 1 группы Неразвитость познавательного, археологического, научного видов туризма
  323. Отсутствие подготовленного обслуживающего персонала Сезонность функционирования туристических баз
  324. Отсутствие туристической рыночной инфраструктуры (информационные центры, пункты проката автомобилей, туристических принадлежностей, Отсутствие выбора для потребителя набора услуг включаемых в турпакет (предложение на рынке унифицированного пакета)
  325. Экологическая ограниченность возможности для приема туризма Несоответствие структуры предложения туруслуг потребностям потенциальных клиентов
  326. Родственные и поддерживающие отрасли
  327. Сельскохозяйственное производство
  328. Перерабатывающая промышленность
  329. Энергетика (преимущественно малая)
  330. Деревоперерабатывающая промышленность
  331. Промышленность строительных материалов1. Торговля 1. Связь 1. Транспорт 1. Дорожное строительство
  332. Информационная инфраструктура
  333. Рис. 5.3.3. Общая система условий реализации рекреационной стратегии развития Республики Алтайотношения с поставщиками-детерминантные связи.
  334. Рис. 5.3.4. Кластеры конкурентоспособных отраслей в экономике Республики Алтай
  335. Общая система условий реализации энергетическогосценария развития Республики Алтай1. Электроэнергия
  336. Параметры факторов Параметры спроса• Позитивные • Позитивные
  337. Наличие значительных гидроэнергоресурсов Устойчивый спрос на электроэнергию со стороны производственного сектора и населения
  338. Наличие проектно-сметной документации различных вариантов ГЭС Возможность удовлетворения спроса потребителей, находящихся в отдаленных регионах
  339. Наличие промышленности стройматериалов и хорошее состояние дорожного хозяйства Низкая стоимость электроэнергии, вырабатываемой ГЭС, по сравнению с другими энергоисточниками• Негативные • Негативные
  340. Необходимость значительных инвестиционных ресурсов Сезонные колебания спроса на электроэнергию
  341. Большой срок окупаемости инвестиционного проекта Конкуренция со стороны ГЭС и ТЭЦ Алтайского и Красноярского края
  342. Отсутствие квалифицированных кадров для энергической отрасли Жесткое регулирование тарифов на электроэнергию
  343. Родственные и поддерживающие отрасли
  344. Лесная и деревообрабатывающая промышленность1. Цветная металлургия 1. Дорожное строительство
  345. Промышленность стройматериалов
  346. Аграрно-промышленный комплекс1. Туризм 1. Торговля 1. Связь 1. Транспорт
  347. Информационная инфраструктура
  348. Рис. 5.3.5. Общая система условий реализации энергетического сценария развития Республики Алтай
Заполнить форму текущей работой