Формирование стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона России
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическое значение исследования состоит в разработке стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона как социально-эколого-экономической системы. Основные результаты проведенного исследования позволяют расширить существующие теоретические представления о процессах антикризисного и устойчивого развития… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
- 1. 1. Генезис и закономерности кризисных явлений в развитии социально-экономических систем
- 1. 2. Концептуальные основы антикризисного управления
- 1. 3. Особенности государственного регулирования в антикризисном управлении
- Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
- 2. 1. Регион как объект антикризисного управления
- 2. 2. Научно-методологические обеспечение экономического развития региона
- 2. 3. Модели управления экономическим развитием региона
- Глава 3. МЕХАНИЗММЫ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ
- 3. 1. Комплексностьь механизмов антикризисного управления
- 3. 2. Концептуальные подходы к формированию экономических механизмов
- 3. 3. Технологии использования экономических механизмов антикризисного управления
- Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
- 4. 1. Развитие взаимодействия государственных и региональных образований
- 4. 2. Региональные источники экономического развития региона
- 4. 3. Особенности регулирования развития предпринимательской среды
- Глава 5. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА (на материалах Республики Алтай)
- 5. 1. Методология выбора приоритетов экономического развития региона в условиях преодоления кризиса
- 5. 2. Обоснование стратегии антикризисного управления развитием региона
- 5. 3. Механизмы реализации стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона
Формирование стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. Перманентно возникающие экономические кризисы и сегодня представляют собой одну из наиболее серьезных проблем социально-экономического развития. Их последствия проявляются в неиспользовании части экономического потенциала страны, серьезных социальных потрясениях. Так, кризис в России конца 90-х годов, обусловленный трансформацией директивно-распределительной хозяйственной системы в рыночную, характеризовался среднегодовым падением ВВП в 1992 году на 14,5%- в 1995 г. — на 5,9%- в 1998 г. — на 5,3%', а также значительным снижением производительности труда, сокращением инвестиций, уменьшением реальных денежных доходов населения, высокой инфляцией. Однако, в последние годы, в экономике России появились положительные тенденции: с 1999 по 2004гг. среднегодовой темп прироста составил 7,1%, растут денежные доходы населения, наращиваются золотовалютные резервы (ЗВР), стабилизационный фонд. Несмотря на, казалось бы, вполне благополучную ситуацию, складывающуюся в экономике России на протяжении последних лет, характеризующуюся сравнительно высокими темпами роста ВВП, реальных доходов населения, ЗВР, профицита бюджета, по оценкам аналитиков экономика России не достигла еще уровня 1990 г. и не находится в устойчивом состоянии. В силу этого, изучение особенностей кризиса не утрачивает своей актуальности, как для поиска путей его преодоления, так и для развития экономической науки.
Более остро кризисные процессы проявляются в регионах. Повышение экономической и финансовой самостоятельности регионов, развитие принципов бюджетного федерализма не дают еще ощутимых результатов. Ряд регионов функционирует на «выживание», большая часть субъектов Федерации испытывает нехватку инвестиций и финансов, необходимых для обеспечения нормальных процессов жизнедеятельности населения,.
1 Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб./ ФС гос. статистики. М., 2004. С. 32−33.
2 Рекомендации парламентских слушаний «О состоянии российской экономики и мерах по законодательному обеспечению ее развития». Материалы заседания ГД РФ от 07.02.05. выполнения конституционных гарантий и обязательств. Сложившиеся подходы, ориентированные на решение в основном текущих, а не перспективных проблем, не позволяет эффективно использовать ресурсный потенциал и конкурентные преимущества регионов для выхода их на траекторию устойчивого развития, что требует поиска новых подходов к проблеме антикризисного управления экономическим развитием региона, позволяющих повысить его устойчивость, стабильность, привлекательность.
Изученность проблемы. Изучение отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме позволяет предполагать, что ее зарождение относится к тридцатым годам прошлого века и связано с формированием школы «русского циклизма», представители которой (В. Вернадский, Н. Чижевский, А. Богданов, Н. Кондратьев, П. Сорокин) сформулировали закономерности циклической динамики природы и общества, основы общей теории кризисов, парадигмы предвидения будущего.
Идеи циклов и кризисов, длинных и коротких волн в экономике в последующем развивались многими отечественными (Л. Абалкин, В. Афанасьев, С. Глазьев, М. Делягин, Н. Моисеев, В. Сенгалов, Ю. Яковец и др.) и зарубежными учеными (Й. Шумпетер, Ф. Бродель, Г. Менш и др.).
Одной из главных, пока еще недостаточно изученных проблем теории циклов и кризисов, на данном этапе для экономики России в связи с ее территориальными особенностями и сильной зависимостью от мирового рынка является анализ, предвидение динамики и будущего состояния социально-экономических систем регионального уровня во взаимодействии «природа-общество-экономика».
Российскими учеными-регионалистами сформирован ряд научных направлений, связанных с оценкой тенденций социально-экономического развития регионов: прогнозирование (А. Гранберг, Н. Матрусов, Б. Штульберг и др.) — оценка патологий регионального развития (О. Дмитриева,.
A. Татаркин и др.) — корпоративные маркетинговые стратегии (Б. Жихаревич,.
B. Бочко и др.).
За последнее десятилетие в отечественной экономической науке рассматриваются различные концепции антикризисного управления, во всем комплексе его проблем, связанных с государством, экономикой, организацией, человеком3.
Вместе с тем анализ показывает, что недостаточно пока исследованы методологические, методические, технологические вопросы, связанные с разработкой и использованием организационно-экономических механизмов, воздействующих на кризисное состояние регионов и повышающих их устойчивость.
Предлагаемая диссертация продолжает и развивает исследование проблем антикризисного управления экономическим развитием регионов, направлена на поиск новых подходов, обеспечивающих повышение их устойчивости, стабильности, привлекательности.
Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании теоретико-методологических основ, механизмов, методов и технологий формирования и реализации стратегии антикризисного управления экономическим развитием регионавыявлении региональных особенностей повышения эффективности регулирования экономики.
Задачи исследования:
— расширение положений экономической теории о природе цикличности развития экономических систем, обобщение представлений о причинах возникновения и особенностях проявления кризисов в современных условияхрассмотрение возможностей использования концепций антикризисного управления экономическими системами в регионах Россииу.
Различным аспектам антикризисного управления посвящены работы известных ученых России: П. Г. Бунича, А. Бузгалина, С.Ю. JI.H. Добрышиной, Д. Н. Землякова, Г. Б. Клейнера, Э. М. Короткова, В. Н. Лексина, Д. С. Львова, Б. З. Мильнера, Н. Петракова, А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой, Е. С. Ясина и др.
— выявление параметрических характеристик конкретного региона как объекта антикризисного управления, анализ методологических особенностей, методов, показателей и критериев диагностики состояния региона в системе антикризисного управления;
— обоснование интегративного потенциала региона, как субъекта национальной экономики;
— обоснование и разработка теоретических и методологических положений по формированию стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона;
— разработка методологии выбора приоритетов антикризисной стратегии управления экономическим развитием региона, обеспечивающих повышение его инвестиционной привлекательности и более полное использование потенциальных возможностей;
— обоснование и разработка направлений и путей повышения эффективности механизмов и методов реализации стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона.
Объектом исследования избрана социально-экономическая система региона как функциональное звено национальной экономики, обеспечивающее удовлетворение общественных потребностей, взаимодействующее с населением, природной средой, производством своего и других регионов.
Предметом исследования является процесс формирования стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления сложными социально-экономическими системами. В исследовании использовались идеи теорий экономического роста, территориального и международного разделения труда, экономики федерализма, экономики региона.
В процессе решения поставленной проблемы применялись системный и комплексный подходы к объекту и предмету исследования, методы факторного, структурного, статистического анализа, экспертных оценок, экономико-математического моделирования и прогнозированияконцептуальные подходы, реализованные в законодательных и нормативных актах РФ и ее субъектов.
В качестве фактологической и статистической базы использовались материалы Государственного комитета статистики России и ее региональных подразделений, федеральные и субъектов Федерации целевые программы и проекты подобных программ, нормативно-методические документы различных государственных ведомств, законодательных и исполнительных региональных органов, а также наработки различных научно-исследовательских центров (ИЭ РАН, ГУУ, Алтайского и Горно-Алтайского государственных университетов и других).
Научная новизна исследования состоит в решении комплексной научной проблемы, имеющей народнохозяйственное значение и вносящей вклад в формирование теории и методологии устойчивого экономического развития региона на основе разработки стратегии антикризисного управления, механизмов и методов ее реализации.
Основные научные результаты исследования, определяющие личный вклад соискателя в разработку проблем, и вынесенные на защиту, состоят в следующем:
— выявлены причины зарождения и особенности проявления кризисных ситуаций в регионах разных типов России, определены и обоснованы взаимосвязи между характером кризисной ситуации и средствами ее преодоления на региональном уровне, обеспечивающие согласование целей;
— расширено представление о сущности региона как объекте антикризисного управления, выявлены подходы к его антикризисному развитию, определена генеральная миссия региона как совокупности социальной, экологической, экономической подсистем;
— обобщены представления о стратегии экономического развития региона как действенном и гибком механизме адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, обеспечивающем сопряженное, внутренне сбалансированное функционирование триады «природа — населениехозяйство»;
— разработаны концептуальные положения формирования стратегии устойчивого экономического развития региона с ориентацией на использование механизмов стимулирования нововведений, повышение инвестиционной привлекательности, гармонизацию межрегиональных экономических отношений, корпоратизацию, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства;
— обоснована возможность комплексного использования механизмов антикризисного управления;
— разработаны направления и пути реализации антикризисной стратегии управления развитием региона на основе повышения предпринимательской и инвестиционной привлекательности с учетом использования уникальных природно-экономических особенностей;
— обоснована методология выбора приоритетов антикризисного управления экономическим развитием региона с учетом улучшения использования имеющихся в регионе.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическое значение исследования состоит в разработке стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона как социально-эколого-экономической системы. Основные результаты проведенного исследования позволяют расширить существующие теоретические представления о процессах антикризисного и устойчивого развития социально-экономических систем регионального уровня, механизмах управления их устойчивым экономическим развитием. Ряд полученных выводов, оценок и практических рекомендаций может быть использован в выработке и проведении региональной политики, направленной на повышение устойчивости и стабильности экономического роста и социально-экономического развития.
Практическая значимость результатов исследования подтверждается использованием научных и практических материалов, рекомендаций, выводов и конкретного инструментария, в разработке «Программы по созданию и сохранению рабочих мест в Республике Алтай», «Программы социально-экономического развития г. Горно-Алтайска до 2005 года», «Комплексной программы социального, экологического и экономического развития Республики Алтай на период до 2010 года», «Программы социально-экономического развития приграничных территорий Республики Алтай», в подготовке нормативно-правовых документов, связанных с созданием и открытием в республике свободной таможенной зоны.
Апробация работы. Основные положения и результаты, полученные в диссертационном исследовании докладывались на научных, научно-практических конференциях, семинарах, а опубликованы общим объемом свыше 55 п.л., в том числе в трех монографиях.
Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 240-а наименований, тринадцати приложений.
Выводы по 5-й главе:
1. Стратегия антикризисного управления экономическим развитием региона, представляет собой проецирование целеопределяющих принципов устойчивого экономического развития на региональную социально-экологическую среду, переводящую их в систему необходимых свойств и приоритетов региональной экономики, механизмы реализации этих приоритетов.
2. Выбор приоритетов антикризисной стратегии управления экономическим развитием региона обеспечивает повышение его инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности, более полное использование потенциальных возможностей в процессе взаимодействия с органами федерального и регионального уровней.
3. Обеспечение инвестиционной привлекательности основано на использовании механизма компенсирования издержек инвесторов на обслуживание капиталов определенными налоговыми, таможенными и экспортно-импортными льготами, что может быть эффективно осуществлено на основе создания на территории Республики Алтай «зон экономического роста»: создание особой экономической и свободной таможенной зон.
4. Эффективным механизмом реализации стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона является формирование межрегиональных корпоративных структур на основе интеграции экономики Республики Алтай в экономику Сибирского федерального округа.
5. Реализация стратегии преодоления кризиса и последующего антикризисного развития возможна на основе формирования механизмов реализации, адекватных стратегии развития республики.
Заключение
.
Реформирование экономики России и формирование на этой основе рыночной экономической системы открывает перед регионами — субъектами РФ — новые возможности в экономическом, социальном и экологическом развитии.
Перенос центра тяжести экономических реформ на региональный уровень, обусловленный экономической политикой государства, предоставление регионам определенной самостоятельности — все это потребовало пересмотра содержания региональной политики, ее формирования на основе согласования государственной с внутрирегиональной, признания экономики региона составной частью национальной, содержание которой определяется федеративными отношениями в соответствии с Конституцией РФ.
Вместе с тем вопросы экономики региона, механизмов антикризисного управления остаются пока недостаточно исследованными. В результате, многие решения принимаются без необходимой проработки обоснования и учета особенностей развития регионов. Это положение обусловило необходимость создания целостного представления о регионе, соответствующего современному этапу российских экономических реформ.
Обобщение большого теоретического и практического материала по данной проблеме, его нормативно-правовое обоснование позволили автору сформулировать ряд положений о новых подходах к рассмотрению региона как объекта антикризисного управления.
Проведенный в работе анализ различных толкований региона выявил необходимость исходя из целей и задач данного исследования сформулировать понятие региона с учетом требований рыночной экономики и федеративным устройством государства.
Определения региона, предложенные автором, позволили представить его как сложно организационную социально-экономическую систему, имеющую набор взаимосвязанных целей и задач, со своей внешней и внутренней средой.
На основе исследования нормативно-законодательной и экономической основы взаимоотношений РФ и ее субъектов автором был сделан вывод об особенных условиях каждого региона.
Анализ результатов экономических преобразований в России и ее регионах показал, что они проводятся без должного учета региональных особенностей, что оказывает самое непосредственное влияние не уровень их экономического, социального, экологического развития, ограничивает реализацию их организационно-экономической самостоятельности. Это обусловливает в определенной мере сложности формирования и осуществления межуровневых экономических отношений, в основе которых должно быть сочетание экономических интересов их участников.
На основании результатов исследования автором сделаны следующие выводы и предложения:
1. Научно доказана необходимость разработки и внедрения в практику государственного регулирования национальной экономики системы антикризисного управления экономическим развитием регионов. Это обусловлено рядом факторов: наличием макро-, мезо-, и микродиспропорций по существу во всех сферах общественной жизни, секторах экономикиналичием глубоких противоречий между имеющимися ресурсами и системой управления их использованиемнегативными воздействиями, оказываемыми на динамику и результаты функционирования региональных систем.
2. Сформулированы концептуальные основы антикризисного управления, базирующиеся на выявлении объективных предпосылок, субъективных факторов, сравнительных преимуществ и особенностей функционирования регионального экономического пространства, анализе, диагностике, идентификации, индикативном прогнозировании его состояния, обосновании системы целей и задач, выявлении приоритетов социально-экономического развития, разработке направлений, путей, механизмов, методов и критериев их достижения.
3. Рассмотрены содержание, особенности, субъекты, объекты, методы и модели антикризисного управления, расширено теоретико-методологическое представление о нем, как новом научном представлении, связанном с формированием совершенных, взаимосогласованных экономических отношений в региональных социально-эколого-экономических системах, гармонизация которых является важной предпосылкой предупреждения кризисов.
4. Наполнена новым содержанием функция государственного регулирования экономики дополнением антикризисного и устойчивого экономического развития региона. Даны сравнительные характеристики понятий «устойчивое» и «антикризисное» развитие.
5. Разработана концептуальная модель и блок-схема системы стратегического антикризисного управления регионом, включающая информационно-диагностический аппарат, организацию научно-исследовательских и проектно-конструкторских исследований и разработок, подсистему прогнозирования и стратегического планирования, организационно-экономического механизма антикризисного управления.
6. Осуществлена типологизация территориальной структуры национальной экономики, продиагнозтирована их устойчивость, проведена идентификация кризисных и предкризисных состояний, проанализированы и дополнены индикаторы устойчивости.
7. Обоснована стратегия антикризисного управления экономическим развитием региона, представляющая собой проецирование целеопределяющих принципов устойчивого экономического развития на региональную социально-экологическую среду, переводящую их в систему необходимых свойств и приоритетов региональной экономики, механизмы реализации этих приоритетов.
8. Для обеспечения инвестиционной привлекательности предложено использовать механизм компенсирования издержек инвесторов на обслуживание капиталов определенными налоговыми, таможенными и экспортно-импортными льготами, что может быть эффективно осуществлено на основе создания на территории Республики Алтай «зон экономического роста»: создание особой и свободной таможенной зон.
9. Обосновано, что эффективным механизмом реализации стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона является формирование межрегиональных корпоративных структур на основе интеграции экономики Республики Алтай в экономику Сибирского федерального округа.
10. Реализация стратегии выхода из кризиса и последующего антикризисного развития возможна на основе формирования механизмов реализации, адекватных стратегии развития республики.
11. Региональная инновационная политика рассматривается в диссертации как ядро концепции структурных реформ. В этой связи предложено определение региональной инновационной политики и ее составляющих, механизма выбора основных направлений (приоритетов) инновационного развития.
Есть все основания полагать, что поставленная в диссертационном исследовании цель достигнута научно-обоснованным и практически подтвержденным решением сформулированных в нем задач. Это служит теоретической основой формирования стратегии антикризисного управления экономическим развитием конкретного региона России.
Список литературы
- Абалкин Л.И. Логика экономического роста. М.: Институт экономики РАН, 1994. 2002.228 с.
- Абалкин Л. В тисках кризиса. М., 1994.
- Абалкин Л. К самопознанию России. М., 1995.
- Абалкин Л. Спасти Россию. М.: ИЭ РАН, 1999
- Авербух Р.С. Системный анализ проблем экономического развития региона- АН МССР. Ин-т экономики. — Кишинев: Штиинца, 1990.
- Аганбегян А. Инвестиции архимедов рычаг экономики // Деловой мир. 1995. № 20.
- Аганбегян А.Г. О стратегии социально-экономического развития и направленности социальных реформ в России / Экономическая наука современной России. 2003. — № 2. — С. 26−38
- Агафонов Б.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990.
- Адамеску А.А. Современная роль региональных программ // Регионология. 1995. № 3.
- Адухов А. Реформирование экономики и взаимодействие центра с регионами РФ // Вопросы экономики. 1999. № 6.
- Акоф Р. Планирование в больших экономических системах. М., 1972.
- Алаев Э.Б. Региональные проблемы управления хозяйством: (Заруб, опыт): (Сб. ст. / АН СССР Ин-т геогр-и. М.: Б.и., 1990.288 с.
- Алиев В.Г. Основы эффективной экономики. Махачкала- ИПЦ ДГУ, 1996.
- Алферов В.Е., Гапочка М. П., Златопольский Д. Л. Бюджетный федерализм: опыт развитых стран: Сб. обзоров / Отв. ред.: О. Б. Осколкова, В. А. Зубенко. М.: ЮАНИОН. 1996.
- Анализ тенденций развития регионов России: типология регионов, выводы предложения. М.: TASIS (отчет по исследованию в рамках Программы Европейского Союза), 1996.
- Андреев А.Л. Экономика и этнопрогнозирование. Нация в контексте экономической цивилизации // Философия хозяйства, 1999. № 1.
- Ансофф И. Стратегическое управление Под ред. Л. И. Евенко. М. 1989.
- Антикризисное управление /Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.432 с.
- Антикризисное управление социально-экономическими процессами в регионах России (материалы «круглого стола») // Общество и экономика, 1999, № 2.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. Б
- Афонцев С. Экономическая политика и модели экономического роста // МЭ и МО. 2002. № 4. С.40−47.
- Бабина Ю.В., Михайлова Н. Д. Методологические подходы к классификации субъектов РФ по характеристике экологических проблем для целей государственного управления // Вестник МГУ. Серия «Экономика», 1996. № 4.
- Бадман М.К. Государственная региональная государственная политика: вехи, задачи и пути ее реализиции в Сибири // Регион: экономика и социологи. 1996. № 2. С. 34−58.
- Балабанов B.C., Булочникова JI А., Демидова JI А. Государственное стимулирование экономического роста / Рос. акад. предпринимательства. М.: Анкил, 2000.
- Барзилов С., Чернышев А. Регион как политическое пространство/ Свободная мысль. 1997. № 2. С 3−13.
- Баркалов И.Б. Производственные функции и модели экономического роста. М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Бекетов Н.В. Методологические проблемы формирования и развития научно-инновационных систем регионоа. М.: Academia, 1999. 104 с.
- Богданов AJ1. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн.1,2. М.: Экономика, 1989.
- Бозиев В.Х., Саттарова Е. Ф., Самофалов В. И. Инвестиционный аспект анализа хозяйственного механизма региона / Рост. гос. экон. акад. Ростов н/Д, 1998.
- Большой энциклопедический словарь/Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2002.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ.- Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1997.
- Бузгалин А. Закономерности переходной экономики: теория и методология // Вопросы экономики. 1995. № 2.
- Бузгалин А.И. Переходная экономика. М.: Таурус, Просперус, 1994.
- Бурков, А А. Политика экономических реформ и институциональные преобразования. Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 1999.
- Бухвалъд Е.М.- Погребинская В А. Социальная направленность экономического роста / Отв. ред. В.И. Маевский- АН СССР. Ин-т экономики. М.: Наука, 1990.
- Бухвальд Е.М. Инвестиционная политика в регионе. М., 1994.
- Бунич П.Г. Хозяйственный механизм управления экономикой СССР. М.: Экономика, 1991.
- Быстряков И.К. Эколого-экономические проблемы развития производительных сил: теоретические и методологические аспекты. Киев, 1997.
- BerepJIJI. Цена научной продукции. М.: Наука, 1977.
- Виссема X. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000.
- Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: Инфра-М, 1996.
- Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.
- Глазьев С. Состоится ли в 1999 году переход к политике роста // РЭЖ, 1999. № 1.С. 22−39.
- Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики: науч. докл. / РАН. Центр, экон.-матем. ин-т. М., 2001.
- Глазьев С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономическихсистем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992. 207 с.
- Голубев В.Ю. Региональная основа экономического роста России. М.: ИПК РУДН, 2002.181 с.
- Горланов Г. В. Проблемы взаимоотношений федерального центра и регионов. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень. М., 1998.
- Государственное регулирование экономики в современном мире. М.: Наука, 1989.
- Государственное регулирование экономики: Мировой опыт и реформы в России. М.: ИЭ РАН, 1996.
- Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития: от идеи до реализации. // Воросы экономики, 2001, № 3.
- Гранберг А.Г., Суспицын С. А. Введение в системное моделирование народного хозяйства. Новосибирск: Наука, 1988.
- Гребенников В.Г. Моделирование взаимосвязи ресурсно-технологического и институционального аспектов воспроизводства.-М.: ЦЭМИ РАН, 1997.
- Губанов С. Процесс трансформации: германская модель. // Экономист. 1999. № 5.
- Давыдов С.Б. Об оценке инвестиционного риска// Бухгалтерский учет. 1993. № 8.
- Делягин М.Г. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Б.и., 1997.396 с.
- Делягин М.Г. Распутица // Деловые люди. 2002. — № 1. — С.28−31.
- Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике // РЭЖ, 1998. № 6. С.59−71.
- Добрынин. А.И. Региональные пропорции воспроизводства. JL, 1977.
- Добрышина J1.H. Кризисные территории России: проблемы управления и перспективы развития. М.: Московская академия экономики и права, 1998.
- Добрышина J1.H. Региональное социально-экономическое развитие кризисных территорий. М.: ГУУ. 1999.
- Дорогов Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений // Проблемы теории и ориентации управления, 1997. № 4.
- Дорощенко Ю.А. Оценка и механизм управления экономическим потенциалом территории. М., 1998.
- Евченко Ю.А. Экономический рост: нужны ли новые подходы на региональном уровне //Вест. Акад. Ростов н/Д., 1998. № 2.
- Жаров О.А. Экологическое предпринимательство в России (состояние, проблемы, перспективы) / Науч.ред. В. В. Новиков, проф. Б. В. Поярков, Яросл. Гос. ун-т. Ярославль, 2003.244 с.
- Жиц Г. И. Инновационный потенциал и экономический рост / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2000.
- Земляков Д.Н. Концепции макроэкономического регулирования и их адаптации к переходной экономике России. Дисс. на соиск. д.э.н. М., 1996.
- Зоидов К.Х. Циклические процессы в советской и переходной российской экономике / РАН. Институт проблем рынка. М., 1999.233 с.
- Зоидов К.Х. Трансформационный кризис экономики России: природа, динамика, пути преодоления / РАН. Институт проблем рынка. М., 2000.250 с.
- Игнатьева М.Д., Шаромова В. В. Проблемы государственного регулирования переходной экономики. М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Илларионов А. Модели экономического развития и Россия // ЭКО. 1996 № 10.
- Иманов Н.М. Экологизация экономических категорий // Известия АН СССР. Серия экон. 1989. № 6.
- Инвестиционные рейтинги регионов России // Эксперт, 1998. № 39. С. 18−37.
- Институциональные основы рыночной экономики в России. М., 1997.
- Исправников В.О., Куликов В. В. Теневая экономика России: иной путь и третья сила. М., 1997.
- Калганов А. Закономерности переходной экономики: экономические тенденции и модели // Вопросы экономики. 1995. №№ 1,2.
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т. 2. М., 1993.155 с.
- Киркэ С.И. Экономика труда в системе социалистического хозяйствования. Кишинев: Кортя Молдовеняскэ, 1987. 176 с.
- Кирсанов К.А., Малявина А. В., Попов С. А. Инвестиции и антикризисное управление. М.: МАЭП: Калита. 2000.
- Классики кейнсианства: в 2-х т. Т. 1. М., 1993.434 с.
- Клейнер Г. Б., Качалов P.M., Тамбовцев B.JI. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика. 1997.
- Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. М. Радио и связь, 1990.
- Ковалев А. О затратном механизме, дефиците товаров и неконвертируемости рубля.-М., 1990.
- Коков В. Политика стабилизации и экономического роста: (региональный аспект) // Экономист. М., 1999. № 7.
- Колганов В. Закономерности переходной экономики: экономические тенденции и модели // Вопросы экономики. 1995. № 2.
- Кондратьев И. Д. Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны // Вестник социалистической академии. 1923. № 2. С. 210−222.
- Кондратьев И. Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика 1989.
- Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М: ТЕИС, 2004.528 с.
- Коптюг В.А., Матросов В. М., Левашов В. К., Деменко Ю. Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. М., Новосибирск: Изд-во СО АН, 1996. 76 с.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: Де Ка. 1996.
- Кузнецова Н.П. Экономический рост: история и современность. СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.
- Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., 1996.
- Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: УРСС, 2002. 308 с.
- Куклински Э. Региональное развитие начало поворотного этапа // Региональное развитие и сотрудничество. 1997. № 10. С. 3−7.
- Кульман А. Экономические механизмы: Пер. с фр. / Общ. Ред. Н. И. Хрусталева. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс». 1993.192 с.
- Кунц Г., Доннел С. О. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. T.l. М. 1981.
- Курс переходной экономики / Под. ред. Л. И. Абалкина. М.: ЗАО «Фин-статинформ», 1997.
- Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика // Экономист. 1995. № 2.
- Кушлин В. Задачи экономического роста // Экономист. М., 2001. № 1.
- Лавров A.M. Методологические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа // Регион- экономика и социология. 1995. № 2. С. 3−24.
- Лаженцев В.Н. Северные регионы в системе внутренних и внешних отношений России // Экономическая наука современной России, 2002. № 4. С.72−81.
- Лазарева Н.В. Финансовый контроль как элемент управления финансовыми ресурсами территории / Рост. гос. экон. акад. Ростов н/Д, 2000.
- Ланцов В.А. Потенциал территории: экономический, социальный, экологический аспект. СПб. 1998.
- Лапуста М.Г., Шаршукова Л. Г. Риск в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М. 1996.
- Ларина Н.И. Задачи и методы региональной политики субъектов Федерации в странах рыночной экономики // Регион- экономика и социология. 1998. № 4. С. 146−171.
- Латфуллин Г. Р. Развитие самоуправления хозяйственных организаций: Монография/ГАУ, М., 1995.102 с.
- Левин А.П. Потенциал регионов России // Налоговый вестник. 1997. № 4.
- Лексин В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. // Российский экономический журнал. 1994, № 5. С. ?- № 10. С. 65−67.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. М.: УРСС. 1997.
- Лексин В.Н., Швецов А.Н.Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. 1995, № 1. 1999, №№ 4, 11−12. 2000, №№ 1,8.2001, №№ 1−4,9.2002, № 1−2.2003, № 3.
- Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.,
- ЛившицА. Экономическая реформа в России и ее цена. М.: Культура, 1994.
- Липец Ю.Г. Многомерный подход к типологии регионов. М., 1995.
- Логвинов Л.Д. Всеобщая занятость и разделение труда при социализме. — М.: Мысль, 1972.-239 с.
- Логвинов Л.Д. Экономические формы хозяйственного централизма и демократии // Слово лектора, 1989. № 11.
- Лузин Г. Т., Павлов К. В. Патоэкономика: задачи, проблемы, направления исследований. Апатиты. 1999.
- Львов Д.С., ред. Хозяйственный механизм и проблемы управления техническим перевооружением производств. М.: Экономика, 1988.
- Львов Д. С., Глазьев С. Ю. и др. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Экономика, 1992.
- Львов Д.С., Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Экономика России на перепутье веков. М.:УММ, 2000.
- Львов Д., Дементьев В. Новая промышленная политика России // Экономист. 1996. № 10.
- Львов Д.С. Региональная политика как фактор экономического роста // Пробл. теории и практики упр. М., 2000. № 1.
- Львов Д. Экономика России: прорыв в XXI век // Пробл. теории и практики упр. М., 2001. № 4.
- Львов Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика, 1999.
- Львов Д. С. Экономика развития. М.: Экономика, 2002.
- Макарова Г. Н. Командно-административный монополизм и его модификации в условиях постсоциалистической экономики. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1994.
- Макашева 3. М., Калиникова И. О. Социальный менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002.207 с.
- Малявина А.В. и др. Лизинг и антикризисное управление: Учеб. пособ. Для вузов / А. В. Малявина, С. А. Попов, Н. Б. Пашина. М.: Изд-во «Экзамен». 256 с.
- Малов А.И. Локальные территориальные системы. Новосибирск: Наука. 1992.
- Маслаков В.В., Зубков К. И., Плешкин В. Ю. Модель региона квазикорпорации // Регион- экономика и социология. 2000. № 2. С. 17−36.
- Менар К. Экономика организации. М.: ИНФРА-М, 1996. 159 с.
- Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. 528 с.
- Меньшиков С.М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Международные отношения, 1996.
- Минц Л.Е. Проблемы конъюнктуроведения и задачи конъюнктурной статистикив СССР. М. 1969.
- Мильнер Б. Управление будущего: предпосылки и тенденции // Экономист. 1995. № 4.
- Мильнер Б. Управляемость экономики — главное условие всех преобразований // Деловой мир. 1994.14 мая.
- Мировой опыт структурных преобразований и экономические реформы в России. М., 1997.
- Молодцова Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1997.
- Некипелов А. Проблемы управления экономикой в трансформационном обществе // Общество и экономика. 2001. № 11−12. С. 8−19.
- Некрасов Н.Н. // Региональная экономика: теория, проблемы, методы. М.:Экономика. 1982.
- Нестерова Д.В. Экономический рост: проблемы управления и гуманизации. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992.
- Одесс В. Рыночная инфраструктура // Риск. 1997. № 3−4.
- Ольсевич Ю. Трансформация хозяйственных систем. М. 1994.
- Омаров A.M. Предпринимательство и риск. М.: РАГС. 1992.
- Опыт приватизации в развивающихся странах. М.: ИНИОН, 1993.
- Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М. 2001.
- Орлов Б.П., Шниппер Р. И. Экономическая реформа и территориальное планирование. М.: экономика, 1969. 76 с.
- Основные положения региональной политики в Российской Федерации / Регионология. 1998. № 5. С. 1−18.
- Основные принципы формирования экономического механизма федеративных отношений в современной России. Доклад ИЭ РАН. Валентен С. Д., Волкова Н. Н., Лыкова Л. Н., Федотова А. А., Чебанова А. Б. М., 1993.
- Остапенко В.В., Мешков В. И. Кредитование банками предприятий: потребности, возможности, интересы // Финансы. 1999. — № 8. — С. 22−25.
- Осипов Ю.М. Основы хозяйственной теории.
- Павленко С. Регионы и региональная политика//Вопросы экономики. 1994. № 2.
- Павлов К.В. Теория экономического ядраю Ижевск, 1998.
- Пархоменко Л.В. Методология управления антикризисным развитием депрессивных регионов: Монография. М.: «Изд.Машиностроение», 2003.292 с.
- Первушин С.А. Основные вопросы теории и методологии хозяйственной конънктуры. М., 1926.
- Перспективы развития регионов в условиях глобализации: экономика, менеджмент, производство: Материалы международного симпозиума 22−23 мая 2003 г. ч. 1 / Отв. ред. Жабин. Самара: Изд-во Самар. гос. эк. акад., 2003. 492 с.
- Песцов С.К. Современный международный регионализм: теории и концепции регионального сотрудничества и кооперации. Владивосток: ДВО РАН, Мор.1. Гос. ун-т. 2002. 284 с.
- Петраков Н. Я. Методологические аспекты трансформационных процессов в экономике
- Пешкова Е.П. Теоретико-методологические основы регулирования экономических процессов в регионе / Рост. гос. экон. ун-т. Ростов н/Д, 2000.
- Плышевский Б. Россия в тисках депрессивной стабилизации // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2.
- Плышевский Б. Факторы посткризисного восстановления экономики // Экономист. 2002. № 4.
- Плюта В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях. М.: Статистика, 1980.
- Пнатюк С.Н. Свободная экономическая зона и развитие региона, Гродно, 1998.
- Полтерович В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный механизм. М.: Наука, 1990.256 с.
- Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контакт», 1993.
- Приватизация: чему учит мировой опыт. М.: Международные отношения, 1993.
- Проблемы совершенствования хозяйственного механизмам., 1986.
- Преодоление кризиса российской экономики: социально-институциональные проблемы / Под ред. А. В. Бузгалина. М.: Экономика, 1994.
- Программа правительства Российской Федерации. Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах // Вести экономики. М., 1998. — № 1.
- Пути и методы вывода региона из кризиса. Екатеринбург, 1996.
- Радыгин А. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России // Вопросы экономики. 1999. № 6.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. — 480 с.
- Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 67−73.
- Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / Под ред. В. Г. Алиева. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. 646 с.
- Республика Алтай 2003. Статистический сборник. Горно-Алтайск, 2004.
- Розанова Т.Г. Региональная экономическая система. М., 2000.
- Российский север: стратегическое качество управления: Спецкурс. Вып.11/Под ред. Ю. П. Алексеева и А. Н. Алисова.- М.:000 «Тайдекс Ко», 2004. 320с.
- Россия 2001. М.: Госкомстат РФ, 2002.
- Руднева Е.В. Целевые комплексные программы. Организационно-комплексный механизм. М.: Наука, 1989.
- Рузавин. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы экономики. 1996. № 3.
- Рукина И. М. Регион и его роль в создании общего экономического пространства/Экономическая наука современной России, 2003. № 3. С.73−85.
- Савельев Ю.В., Шишкин А. И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (Опыт Республики Карелия) Карел, науч. центр РАН. Ин-т эк-ки. Петрозаводск: Карел. Науч. Центр, 2003. 355 с.
- Савин В. Тенденции, задачи и приоритеты в сфере инвестиций в промышленности и науке. // Инвестиции в России. 2001. № 9.
- Сакс Дж. Д. Стабилизация российской экономики: Концепция и действительность // МЭ и МО. 1995. № 2.
- Сансызбаев С.Н. Стратегическая ориентация на социально-экономический рост региона / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2000.
- Севостьянов Л.И. Индикаторы и нормативы социально-экономического развития городов и регионов / Сиб. отд. института экономики и организации промышленного производства. Препринт. Новосибирск. 1996.
- Селиверстов В.Е. Современные тенденции региональной политики России. Экономист. 1997. № 3.
- Сигов В.И. Региональная экономика, управление и планирование. Л.: Лен. фин.-экон. ин-т, 1982.
- Системные проблемы России. Путь в XXI век. М: Экономика, 1999.
- Скопин А. Региональная политика и экономическая безопасность России // Вопросы экономики. 1995. № 1.
- Слонимский С. Региональный научный комплекс (Формирование и организация управления). Минск: Наука и техника, 1990. 142 с.
- Смирнягин Л.В., Былов Г. В. О программе помощи депрессивным регионам // Регионология. 1995. № 3.
- Смоляк С.А. Оценка эффективности проектов в условиях нечеткой вероятностной неопределенности // Экономика и математические методы, 2001. № 1.
- Совершенствование хозяйственного механизма / Под ред. Бунича П. Г. М.: Экономика, 1976. 230 с.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1987.
- Согласование общегосударственных и региональных интересов в условиях развития экономической самостоятельности / М. Г. Завельский, А. О. Зыков, А.А.Милон- ВНИИ систем, исслед. Препр. М., 1992. 81с.
- Социал-демократия перед лицом глобальных проблем. М., 2000.
- Степанов Ю.В., Никитин Г. Г., Моргачев И. А. Анализ и прогнозирование региональных экономических процессов // Деньги и кредит, 1996. № 12.
- Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М., 1997.
- Татаркин А.И.- Силин А.Н. Региональные аспекты экономического роста/ РАН. Урал, отд-ние. ин-т экономики. Екатеринбург, 1997.
- Теория организации / Под ред. В. Г. Алиева. М.: Луч, 1999.
- Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма / Бурков В. Н., Кондратьев В. В., Цыганов В. Р., Черкашин М. Н. М.: Наука, 1984. 272с.
- Теория переходной экономики/Под ред. Е. В. Красниковой. М.: ТЕИС, 1998.
- Тихомирова А.В. Оценка эффективности управления производством М.: Экономика. 1984. 104 с.
- Толстых Т.Н. Проблемы анализа динамики выбора стратегии развития и моделирования региональной экономики- Автореф. дис. д-ра наук / Рост. гос. экон. акад. Ростов н/Д, 1998.
- Торадо М. Экономическое развитие. М., 1997.
- Туган-Барановский М. И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь.
- Указ президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». М., Кремль, 3 июня 1996, № 803.
- Указ президента РФ «О продаже государственных предприятий должников» от 2 июня 1994 года № 1114.
- Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д. С. Львов, А.Г. Поршнев- Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. 702 с.
- Урунов А.А. Интеграция и экономический рост. М., ИД «Грааль», 2003.424 с.
- Устойчивое развитие регионов и глобализация / Р. Т. Абдрашитов, И. В. Влацкая и др. Оренбург: Печатный Дом «Демург». 2002. 140 с.
- Факторы роста российской экономики в 1999—2000 гг. (По материалам Ученого Совета ИНП РАН) // Пробл. прогнозирования. М., 2001. Вып. 5.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М., 1998.
- Федоренко Н.П. Оптимизация экономики. М.: Наука, 1977.
- Финансово-промышленные группы: проблемы становления, функционирования, моделирования. Новосибирск: ИЭ, ОПП РАН, 1996. 176 с.
- Фишер С., Сахаи Р., Вег К. Стабилизация и рост в переходных экономиках: первые уроки // Вопросы экономики. 1997. № 5.
- Фоломьев А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения // Вопросы экономики. 1999. № 9.
- Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг: манифест революции в бизнесе. М., 2000.
- Хурсевич С.Н. О депрессивных территориях в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса. М., 1997.
- Черников А.П. Формирование стратегии развития региональных социально-экономических систем. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. 203 с.
- Чуб Б. А. Экономические отношения в субъектах мезоуровня национальной экономики России/Под ред. д.э.н. Бандурина В. В. СПб. ЮОО «Ниагара», 2003. 222 с. ¦
- Чумаченко Н.Г. Региональное управление и научно-технический прогресс. Киев: Наукова думка, 1990.
- Шаккум МЛ. Экономика России: от кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 1999.224. 51. Щербак В. Е. Управление кризисными ситуациями/Эко, 1999. № 12. С.36−45.
- Щеббакова JI.A. Кризис как явление непреходящее//ЭКО-1999-№ 6-с.2−22.
- Шниппер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск. 1996.
- Штоф В.А. Моделирование и философия. M.-JL, 1966.
- Штульберг Б.М., Введенский В. Г. Региональная экономика России. М.- Гелиос АРВ, 2000.
- Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982.
- Шумпетер Й. Деловые циклы. 1939.
- Эклунд К. Эффективная экономика шведская модель: Пер со швед. — М.: Экономика, 1991.
- Экономика и бизнес / Под ред. В. Д. Камаева. М.: Изд-во МГУ, 1993. 420 с.
- Экономика роста: концепция развития России в среднесрочной перспективе // Пробл. прогнозирования. М., 2000. Вып. 1.
- Экономика переходного периода / Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России // Общество и экономика. 2001. № 2. С. 5−46.
- Экономические связи и совершенствование хозяйственного механизма: Сб. науч. тр./ Курский гос. пед. ин-т. Курск, 1985, 108 с.
- Яременко Ю.В. Экономический рост. Структурная политика // Пробл. прогнозирования. М., 2001. — Вып. 1.
- Ясин Е.Г. Как поднять экономику России. М.: Вита-Пресс, 1996.
- Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Общество и экономика. 2001. № 2.
- Ясин Е. Экономический рост как цель и как средство: (Современная ситуация и перспективы российской экономики) // Вопросы экономики. М., 2001.-№ 9.
- Концепция антикризисного управления социально-экономическим развитием региона России. Монография М.: ГУУ, 2004. 15 п.л.
- Административная стратегия // Стратегия социально-экономическогоразвития региона. Коллект. монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. 12 п.л. (авторских 3 п.л.)
- Комплексный подход к разработке стратегии управления трудом в регионе // Управление трудом в регионе. Коллект. монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. 8 п.л. (авторских 3 п.л.)
- Региональные особенности антикризисного управления // Вестник университета / ГУ У. М., 2005. № 2(11). 0,7 п.л.
- Депрессивный регион как объект антикризисного управления // Вопросы экономических наук. М., 2004, № 4(8). 0,8 п.л.
- Комплексная программа по созданию и сохранению рабочих мест в республике Алтай // Депонир. отчет НИР, 1998. 6 п.л. (авторских 3 п.л.)
- Программа социально-экономического развития г. Горно-Алтайска до 2005 года // Депонир. отчет НИР, 2000. 6 п.л. (авторских 3 п.л.)
- Организационное поведение. Уч. пос. Горно-Алтайск: РИО-«Универ-Принт», 2002. 8 п.л.
- Проблемы комплексного развития Республики Алтай // Материалы научно-практической конференции. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское книжное издательство, 1996. 0,5 п.л.
- Маркетинг в социально-культурной сфере. Уч. пос. Барнаул: АГИК, 1993. 3 п.л.
- Особенности формирования инвестиционно-промышленной политики в условиях системного кризиса // Стратегия развития региона. Сб. науч. ст. -Барнаул, 2001.1 п.л.
- М.Кадровый менеджмент. Уч. пос. Барнаул: Изд-во АГУ, 1999.4 п.ч.
- Антикризисный аспект промышленной политики // Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы. Сб науч. ст. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2002. 0,3 п.л.
- Земельные отношения и управление государственной собственностью // Материалы научно-практической конференции. Горно-Алтайск: ГорноАлтайское книжное издательство, 2003. 0,3 п.л.
- Стратегия и тактика маркетинга. Уч. пос. Барнаул: АГИК, 1992. — 2 п.л.
- Основы менеджмента. Уч. пос. Горно-Алтайск: ГАГУ, 1995. 3 п.л.
- История экономических учений. Уч. пос. Горно-Алтайск: ГАГУ, 1994. 3 п.л.
- Реструктуризация предприятия как инструмент антикризисного управления // Стратепя шдприемства: теор! я та практичне вт1влення за умов структурно-мшливого середовища. Сб. наук. ст. Кшв: КНЕУ, 2003. 1 п. л
- SWOT анализ по Республике Алтай Возможности и опасности внешней среды:
- Сфера Благоприятные возможности Потенциальные опасности
- Сильные и слабые стороны внутренней среды:
- Аспект Преимущества Недостатки
- Анализ конкурентных преимуществ и недостатков Республики Алтай на основе SWOT анализа.1. Внешняя среда
- Главные внешние факторы развития Республики Алтай локализуются на двух уровнях:1. Россия
- Сибирский федеральный округ
- Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов
- Благоприятные внешние условия и сильные внутренние факторы:
- Республика Алтай имеет достаточно выгодное геополитическое и экономико-географическое положение, возможности которого используются недостаточно.
- Возрастание значения качественного профессионального образования обусловлено наличием университета. Это позволяет проводить стратегию укрепления функций образовательного центра.
- Использованию наметившихся в России позитивных внешних факторов общего экономического роста в Республике Алтай препятствуют относительно малоблагоприятный предпринимательский климат и отсутствие ясной инвестиционной политики.
- Внешний фактор роста спроса на туристические и рекреационные услуги не оказывает должного влияния на развитие экономики в связи с недостаточным уровнем развития сферы туризма и сервиса.
- Неблагоприятные внешние условия и слабые факторы:
- Слабое развитие гражданского общества в стране сочетается с низкой социальной активностью населения, что должно быть компенсировано специальными усилиями, в т. ч. в рамках стратегии формирования полноценного местного самоуправления.
- Значительная зависимость отраслей специализации Республики Алтай от государственной поддержки, приводит в перспективе к ослаблению конкурентных позиций региона.
- Конкурентные позиции Республики Алтай в России:
- Республика Алтай имеет в целом средний уровень оценочных значений по позициям потенциала населения. Конкурентные позиции снижают низкие значения оценки параметров потенциала социальной сферы.
- Республика Алтай отличается низкими позициями в плане производственного потенциала, развитости экономики, а также не отличается благоприятным инвестиционным климатом.
- Конкурентные позиции Республики Алтай по привлекательности состояния окружающей среды в целом являются выше среднего уровня.
- Оценка ресурсного потенциала
- На практике применятся 2 вида стратегических планов:
- Стратегия сохранения и совершенствования того, что есть (имеем).
- Стратегия развития, обеспечивающая новое качество состояния объекта управления.
- При первом варианте применяется ресурсной подход и стратегическое планирование осуществляется от достигнутого, т. е. присутствует трансляция прошлых взглядов на будущее.
- При втором варианте в основу положено желаемое видение состояния через определенный срок.
- Для рассмотрения первого варианта необходимо дать краткую характеристику располагаемого ресурсного потенциала республики.
- Человеческие ресурсы (знания, умения, здоровье, мотивированность)
- В современных условиях решающим фактором конкурентоспособности сообщества любого уровня, как государственного (регионального), так и локально-территориального (городского, районного) является качество человеческого капитала.
- Недостаточное качество человеческого капитала может стать одним из самых главных препятствий для экономического развития в долгосрочном плане.
- Республика располагает третьей частью всех гидроресурсов Западной Сибири (10 миллионов киловатт среднегодовой мощности). Гидрографическая сеть насчитывает более 20 тысяч водотоков общей протяженностью более 60 тыс. км.
- Леса занимают 47% территории. Преобладают ценные хвойные породы: лиственница и кедр.
- Почвы горно-подзолистые, местами черноземные. Вегетационный период продолжается около 75−120 дней.
- Растительные ресурсы республики насчитывают более 3 тыс, видов высших растений, из них 200 видов растений-эндемиков, встречающихся только в горах Алтая.
- Разнообразие физико-географических условий определяет богатство промысловой фауны. В Республике Алтай имеется более 50 видов промысловых зверей и птиц, поэтомурегион издавна был и сегодня остается одним из лучших охотничьих регионов Западной Сибири.
- Алтайские высокогорные луга по своему составу трав аналогичны альпийским и поэтому здесь производятся лучшие в мире сорта твердых сыров, в т. ч. «швейцарский».
- Выявлены залежи многих видов строительных материалов (волластонитовые), ювелирно-поделочных камней. Стоимость суммарных запасов цветных металлов (серебра, золота, меди и др.) оценивается в 15 млрд. долларов.
- Общая система условий реализации стабилизационного сценарияразвития Республики Алтай
- Продукция сельского хозяйства
- Параметры факторов Параметры спроса• Позитивные Сезонный характер производства
- Обеспеченность трудовыми ресурсами Мощности перерабатывающей промышленности
- Наличие необходимых природных условий для развития многоотраслевого сельского хозяйства Преобладание внешних потребителей продукции
- Формирующаяся сеть туристических баз, баз отдыха, кемпингов. Низкое качество продукции
- Традиционность уклада жителей республики Неразвитость холдинговых структур: сельскохозяйственное производство, переработка, сбыт.
- Наличие материально-технической базы Отсутствие маркетинга сельхозпродукции• Негативные
- Ограниченность земель, пригодных для развития сельского хозяйства Республики Алтай
- Диспаритет цен на сельхозпродукцию1. Рискованное земледелие
- Слабый уровень развития инфраструктуры на селе
- Затратность растениеводства вследствие условий производства и высоких транспортных издержек
- Родственные и поддерживающие отрасли1. Туристская отрасль
- Перерабатывающая промышленность
- Энергетика (преимущественно малая)
- Деревоперерабатывающая промышленность
- Информационная инфраструктура
- Рис. 5.1.1. Общая система условий реализации стабилизационного сценарияразвития Республики Алтай- отношения с поставщиками- детерминантные связи.
- Рис. 5.1.2. Кластеры конкурентоспособных отраслей РА по стабилизационному сценарию
- Общая система условий реализации природохозяйственного сценария развития Республики Алтай1. Турп родукт
- Параметры факторов Параметры спроса• Позитивные ¦ Позитивные
- Рекреационные ресурсы Приемлемость цен на услуги
- Природные условия для развития многочисленных видов туризма Диверсификация туристических объектов по всей территории РА
- Формирующаяся сеть туристических баз, баз отдыха, кемпингов. Наличие на рынке разнообразных видов турпродуктов по видам туризма
- Разработка схемы размещения туристических объектов на территории региона Включение в туристический пакет разнообразных дополнительных услуг (экскурсии, рафтинг и пр.)
- Наличие историко-археологических и культурных памятников прошлых цивилизаций • Негативные
- Окупаемость вложений в туристическую область в течении 10−15 лет Внешние по отношению к Республике Алтай потребители услуг (в основном городские жители Западно-Сибирского Региона)• Негативные
- Ограниченность земель в собственности Республики Алтай Низкое качество сервиса в сфере туризма
- Ограничения в строительстве объектов капитального характера в лесах 1 группы Неразвитость познавательного, археологического, научного видов туризма
- Отсутствие подготовленного обслуживающего персонала Сезонность функционирования туристических баз
- Отсутствие туристической рыночной инфраструктуры (информационные центры, пункты проката автомобилей, туристических принадлежностей, Отсутствие выбора для потребителя набора услуг включаемых в турпакет (предложение на рынке унифицированного пакета)
- Экологическая ограниченность возможности для приема туризма Несоответствие структуры предложения туруслуг потребностям потенциальных клиентов
- Родственные и поддерживающие отрасли
- Сельскохозяйственное производство
- Перерабатывающая промышленность
- Энергетика (преимущественно малая)
- Деревоперерабатывающая промышленность
- Промышленность строительных материалов1. Торговля 1. Связь 1. Транспорт 1. Дорожное строительство
- Информационная инфраструктура
- Рис. 5.3.3. Общая система условий реализации рекреационной стратегии развития Республики Алтайотношения с поставщиками-детерминантные связи.
- Рис. 5.3.4. Кластеры конкурентоспособных отраслей в экономике Республики Алтай
- Общая система условий реализации энергетическогосценария развития Республики Алтай1. Электроэнергия
- Параметры факторов Параметры спроса• Позитивные • Позитивные
- Наличие значительных гидроэнергоресурсов Устойчивый спрос на электроэнергию со стороны производственного сектора и населения
- Наличие проектно-сметной документации различных вариантов ГЭС Возможность удовлетворения спроса потребителей, находящихся в отдаленных регионах
- Наличие промышленности стройматериалов и хорошее состояние дорожного хозяйства Низкая стоимость электроэнергии, вырабатываемой ГЭС, по сравнению с другими энергоисточниками• Негативные • Негативные
- Необходимость значительных инвестиционных ресурсов Сезонные колебания спроса на электроэнергию
- Большой срок окупаемости инвестиционного проекта Конкуренция со стороны ГЭС и ТЭЦ Алтайского и Красноярского края
- Отсутствие квалифицированных кадров для энергической отрасли Жесткое регулирование тарифов на электроэнергию
- Родственные и поддерживающие отрасли
- Лесная и деревообрабатывающая промышленность1. Цветная металлургия 1. Дорожное строительство
- Промышленность стройматериалов
- Аграрно-промышленный комплекс1. Туризм 1. Торговля 1. Связь 1. Транспорт
- Информационная инфраструктура
- Рис. 5.3.5. Общая система условий реализации энергетического сценария развития Республики Алтай