Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование стратегий и условий инновационного развития экономики Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В РФ за период реформ произошел спад производства ВВП более чем в 2 раза, резко понизился уровень жизни населения. Состоялось некомпенсируемое выбытие мощностей в отраслях ТЭК, обрабатывающих отраслях, на транспорте и др.- новые технологии практически не осваивались. Увеличились структурные диспропорции в технологической структуре экономики: доля промышленности в производстве ВВП уменьшилась… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Инновации и развитие научно-инновационной сферы в экономиках развитых стран и РФ в 90-е годы
    • 1. 1. Инновации и экономическое развитие
    • 1. 2. Основные условия и проблемы развития инновационной сферы в
  • РФ в 80-е — 90-е годы
    • 1. 3. Анализ состояния научно-инновационной сферы в странах с рыночной экономикой и в РФ в 90-х годах
    • 1. 4. Развитие промышленности РФ в период реформ
  • Глава II. Среднесрочная стратегия инновационного развития экономики РФ
    • II. 1. Основные условия перехода экономики РФ к инновационному типу развития g
    • 11. 2. Сценарии стратегии инновационного развития экономики РФ на среднесрочную перспективу
    • 11. 3. Методика среднесрочного прогнозирования инновационного развития экономики РФ
    • 11. 4. Вариантные расчеты стратегии инновационного развития 115 экономики РФ
  • Глава III. Организационно-экономическая поддержка стратегии инновационного развития экономики РФ 131 III. 1. Формы и способы государственной поддержки инновационного развития экономики РФ
    • 111. 2. Методика выбора и поэтапной реализации инновационных проектов
    • 111. 3. Практическое использование закономерностей инновационного развития при подготовке и технико-экономическом анализе инновационных проектов

Формирование стратегий и условий инновационного развития экономики Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования После замедленного демонтажа на этапе перестройки административно-командных методов управления общесоюзной экономикой с 1992 г. в РФ состоялся ускоренный переход к рыночным методам и формам управления. За годы реформ были преобразованы практически все сферы экономической деятельности: увеличилась свобода поведения хозяйствующих субъектов, сняты кредитно-финансовые и валютные ограничения, произошло формирование многих сегментов внутреннего рынка, ликвидирована внешнеторговая госмонополия, введены разнообразные формы собственности и проведена приватизация многих госпредприятий. Однако объективный анализ результатов адаптации всей экономики РФ и ее отраслей к новым условиям нередко подменялся политическими установками и оценкой второстепенных показателей: темпами приватизации, долей централизованно регулируемых цен. и др. Отсутствие обоснованной стратегии перехода к рынку привело к существенным потерям экономического и научно-технологического потенциала, дезориентации большинства субъектов экономики и общественных групп.

В РФ за период реформ произошел спад производства ВВП более чем в 2 раза, резко понизился уровень жизни населения. Состоялось некомпенсируемое выбытие мощностей в отраслях ТЭК, обрабатывающих отраслях, на транспорте и др.- новые технологии практически не осваивались. Увеличились структурные диспропорции в технологической структуре экономики: доля промышленности в производстве ВВП уменьшилась с 37% до 26%- в структуре промышленного производства и экспорта продукции возросла доля ресурсодобывающих отраслей и ТЭКпроизводство конечной, технологически сложной продукции существенно снизилосьрезко возрос импорт стратегически важной для экономики продукции.

Научно-технологический потенциал России за годы реформ существенно сократился, а результаты научной деятельности стали практически невостребованными экономикой.

Для РФ в сложившихся условиях необходим переход к формированию и реализации позитивных стратегий развития, например, инновационно-активных, позволяющих преодолеть экономический спад и поддерживать качественное устойчивое развитие экономики.

Актуальность исследования состоит в обосновании организационно-экономических условий востребованности инноваций экономикой, формировании стратегии активного инновационного развития экономики РФ, проведении прогнозных расчетов и поиске организационно-экономических условий реализации данной стратегии.

Степень разработанности темы Основные разработки по проблемам научно-технологического и инновационного развития экономики изложены в трудах отечественных ученых: А. И. Анчишкина, А. Е. Варшавского, С. Ю. Глазьева, Л. М. Гохберга, Ф. Н. Клоцвога, Н. И. Комкова, Д. С. Львова, Л. Э. Миндели, Л. В. Соколовой, В. С. Сутягина, Н. П. Федоренко, О. М. Юня, Ю. В. Яременко и зарубежных авторов — И. Ансоффа, П. Друкера, Дж. Кейнса, Г. Менша, Д. Сахала, Й. Шумпетера, Э.Янча.

Отечественные ученые создали значительные заделы по анализу состояния и перспектив развития научно-технологического и инновационного потенциала экономики РФ в переходный период. Однако успешное решение задачи переориентации промышленности на инновационно активное развитие во многом зависит от способов адаптивного использования инноваций в условиях переходной экономики, которые пока недостаточно разработаны, особенно для целей формирования стратегий инновационного развития экономики.

Цель и задача диссертационного исследования Цель диссертации состоит в обосновании и разработке стратегии инновационного развития экономики РФ на среднесрочную перспективу, создании методики и проведении расчетов инновационного развития экономики РФ, а также разработке организационно-экономического механизма поддержки стратегии инновационного развития экономики. Для достижения поставленной цели необходимо:

— провести анализ влияния инноваций на экономическое развитие;

— проанализировать условия и проблемы развития инновационной сферы в СССР в 1980;е годы и в РФ в 1990;е годы;

— выявить тенденции развития инновационной сферы в экономиках развитых стран и РФ в 1990;е годы и провести их сравнительный анализ;

— обосновать необходимость построения агрегированных комплексов отраслей, упорядоченных с точки зрения последовательных стадий технологической обработки продукта от первичных ресурсов до конечной продукции;

— провести анализ развития промышленности РФ в период экономических реформ на основе агрегированных комплексов отраслей;

— обосновать условия инновационно-активного развития экономики РФ;

— разработать стратегию инновационно-активного развития экономики РФ на основе агрегированных комплексов отраслей;

— создать методику среднесрочного прогнозирования инновационно-активного развития экономики РФ;

— получить количественные оценки реализации стратегии инновационно-активного развития экономики РФ на среднесрочную перспективу;

— разработать организационно-экономический механизм поддержки стратегии инновационно-активного развития экономики РФ.

Границы исследования:

— ретроспективный период 1991;1998 гг. и прогноз на 1999;2007 гг.;

— рассматриваются агрегированные комплексы отраслей экономики РФ;

— агрегированные комплексы отраслей исследуются по показателям выпуска, добавленной стоимости, объему инвестиций в основной капитал, инновационной активности.

Объект исследования диссертации — совокупность экономических процессов, обеспечивающих инновационное развитие экономики в условиях рынка, компоненты стратегии инновационного развития.

Предмет исследования диссертации — варианты стратегии инновационного развития экономики и организационно-экономические условия ее реализациипоказатели, характеризующие процессы инновационного развития экономики и отношения между ними.

Научная новизна результатов исследования:

— обоснованы условия перехода экономики РФ к инновационному типу развития с аддитивным и мультипликативным накоплением эффективности от инновационного изменения производственно-технологической структуры экономики;

— разработана стратегия инновационно-активного развития экономики РФ на среднесрочную перспективу, ориентированная на поэтапную ликвидацию на основе нововведений структурно-технологических диспропорций между агрегированными комплексами отраслей;

— создана методика среднесрочного прогнозирования инновационного развития экономики, сочетающая нормативный и генетический подходы, что позволяет учитывать инновационный потенциал в развитии агрегированных комплексов отраслей;

— разработана методика поэтапной реализации инновационных проектов с учетом риска, длительности, ресурсов и потенциала рынка инновационной продукции.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы органами государственного управления при разработке стратегии инновационного развития экономики РФ, определении условий и механизмов ее поддержки. Крупные и средние предприятия России могут применять разработанную методику поэтапной реализации инновационных проектов, учитывающую внешние и внутренние ограничения в условиях рынка, что позволяет дать более точную оценку надежности и эффективности реализации проектов.

Методологической и теоретической базой исследования послужили методы анализа и прогнозирования экономических процессов и научно-технического развития, основы теории управления инновационными процессами, методологические положения системы национальных счетов, методы системного анализа и имитационного моделирования.

В диссертации использованы данные государственной статистической отчетности РФ и зарубежных стран, конференций и семинаров, рабочие материалы ряда предприятий.

Апробация результатов. Результаты диссертации докладывались на 6-й, 7-й и 8-й Международных конференциях «Проблемы управления безопасностью сложных систем» в 1998; 2000 гг. (г.Москва), в 2000 году на VIII Кондратьевских чтениях «Перспективы развития российской экономики и ее место в глобальном экономическом пространстве» (г.Владимир), в 2001 г. на конференциях «Проблемы развития топливно-энергетического комплекса: экономика, политика, история» (г.Москва) и «Проблемы регионального и муниципального управления» (г.Москва). По теме диссертации опубликованы двенадцать печатных работ общим объемом 42,8 п.л. (личный вклад автора 4,15 п.л.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Общий объем работы — 191 стр.

Выводы по главе III.

1. Реализация ресурсно-инновационной стратегии будет возможна при признании государством необходимости перехода к I инновационному развитию экономики, определении целей стратегии, основных условий и последовательности действий при ее реализации, ожидаемых конечных результатах. Население и предприниматели должны сформировать социальным заказ правительству, а государство выработать необходимый механизм по его реализации.

2. Механизм формирования поддержки на государственном уровне инновационно-активной стратегии развития экономики РФ должен обеспечивать создание таких условий в финансово-экономической, организационно-правовой, налоговой, институциональной, экспортно-импортной сферах и сфере технологий, которые бы в совокупности вынуждали предприятия придерживаться активных инновационных стратегий развития.

3. Разработана адаптированная к условиям рыночной экономики модель поэтапной реализации инновационных проектов, исполняемых линейно или линейно-параллельно, что позволяет оптимизировать использование ресурсов, повысить потребительские свойства и (или) минимизировать издержки производства с учетом перспективных ограничений воздействия технологии или готовой продукции.

4. Управление реализацией инновационными проектами необходимо осуществлять с учетом динамики развития технологий, реализующих данные проектыпрогноз динамики развития рынка инновационной продукциисостояния реализации (этап) на котором находятся проектыпараметрического анализа технико-экономических показателей реализации проектов с учетом возможных стратегий реализации.

5. Проведен анализ инновационных проектов по созданию системы аэронавигационного обслуживания при освоении Штокмановского месторождения газа и инновационного проекта разработки технологии отпуска газа на основе оптоэлектронных бытовы: газовых счетчиков нового поколения.

6. Использование перечисленных выше | закономерностей инновационного развития при разработке конкретных проектов позволяет уже на стадии подготовки: проектов выявить неконкурентоспособные варианты, установить «уз-:ие места» и снизить уровень рисков при реализации инвестиционных проектов.

Заключение

.

1) Влияние инноваций на экономическую динамику зависит от способа их воздействия на производственно-технологическую структуру экономики: а) локальное улучшение отдельных участков производственно-технологических цепей (аддитивная эффективность), б) сбалансированное улучшение характеристик структуры экономики, снижающее разрыв между уровнями технологий различных производственно-технологических цепей (мультипликативная эффективность).

2) В 90-е годы экономика РФ развивалась преимущественно на основе экстенсивных факторов, а промышленно развитые страны — на основе интенсивных, причем для них доля новых знаний в обеспечении прироста достигала 70−85%.

3) Реформы в экономике РФ проводилось без глубокого анализа ее реального состояния и возможностей адаптации к рынку, стратегия реформирования отсутствовала. За период реформ ВВП сократился вдвое, резко упал уровень жизни населения. Усилились диспропорции в производственно-техноло-гической структуре — произошло усиление ресурсно-экспортной ориентации промышленности при одновременном сокращении производства в отраслях инвестиционной, конечной, технологически сложной продукциив структуре импорта до 70% составляли стратегически важные для экономики РФ продукция машиностроения, продовольствие, ТНПосновные фонды экономики сократились и состарились, новые технологии практически не осваивались.

4) Научно-инновационный потенциал РФ в период реформ значительно сократился, что противоположно тенденциям в развитых странах. Роль инноваций в экономике крайне незначительна, что связано с неразвитостью инновационных рынков и инфраструктуры, неготовностью и низким потенциалом предприятий к конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках, неэффективными условиями поддержки инновационной деятельности.

5) Сформированы требования к внутренней и внешней среде предприятия, ориентированного на инновационно-активное развитие, а также основные условия и способы повышения востребованности инноваций экономикой РФ.

6) Обоснована ресурсно-инновационная стратегия развития экономики РФ, предусматривающая увеличение глубины обработки первичных ресурсов с последующим ростом выпуска качественной конечной продукции на основе инновационного потенциала. Ее реализация позволит восстановить внутренние рынки, повысить конкурентоспособность продукции и сформировать эффективную производственно-технологическую структуру экономики.

7) Разработана методика оценки ресурсно-инновационной стратегии на основе агрегированных отраслевых комплексов. Основным ограничением модели служат инвестиционные ресурсы по соответствующему комплексу отраслей. Модель позволяет проводить расчеты с учетом возможности перераспределения инвестиций между комплексами отраслей и изменением приоритетов развития комплексов отраслей.

8) Проведены расчеты пассивного, промежуточного и активного вариантов ресурсно-инновационной стратегии развития экономики РФ. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

— Диапазон прироста ВВП к 2007 г. составляет от 62 до 80%, что соответствует среднегодовому темпу прироста от 5,5 до 6,8% ВВП.

— Близкие к результатам прогноза ИНП РАН расчеты ресурсно-инновационной стратегии свидетельствуют о том, что возможные приросты экономических величин верны и будут зависеть от варианта реализации ресурсно-инновационной стратегии и способах его поддержки.

9) Реализация ресурсно-инновационной стратегии будет возможна в случае признания государством необходимости перехода к инновационному развитию экономики, определения целей стратегии, основных условий и последовательности действий при достижении, ожидаемых конечных результатов. Население и предприниматели должны сформировать социальный заказ правительству, а государство выработать необходимый механизм по его реализации. Государство должно сформировать эффективную стратегию развития экономики, поддерживаемую всеми основными участниками социально-экономических отношений, с обязательным усилением роли государства в формировании эффективного экономического пространства.

10) Механизм формирования поддержки на государственном уровне инновационно-активной стратегии развития экономики РФ должен обеспечивать создание таких условий в финансово-экономической, организационно-правовой, налоговой, институциональной, экспортно-импортной сферах и сфере технологий, которые бы в совокупности вынуждали предприятия придерживаться активных инновационных стратегий развития.

11) Разработана поэтапная методика выбора и реализации инновационных проектов, учитывающая ограничения заказчика, разработчика и неопределенность внешней среды. Методика повышает достоверность и обоснованность решений по реализации инновационных проектов в условиях рынка, увеличивает эффективность использования научно-инновационного и технологического потенциала и содействует повышению объективности оценки рисков.

12) Управление реализацией инновационными проектами необходимо осуществлять с учетом динамики развития технологий, прогноза развития рынков инновационной продукцииобъективной оценки состояния реализации проектов и параметрического анализа технико-экономических показателей реализации проектов с учетом различных стратегий реализации. С учетом отмеченных особенностей проведен анализ проекта по созданию системы аэронавигационного обслуживания при освоении Штокмановского нефтегазового месторождения и проекта разработки технологии отпуска газа на основе оптоэлектронных бытовых газовых счетчиков нового поколения, что позволило повысить достоверность их ТЭО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. «Наука, техника, экономика», М.: Экономика, 1989, 383 с.
  2. Г. Г., Дмитриевский А. Н., Комков Н. И. Время малых приращений миновало (стратегия и тактика научно-технологического развития) М: Наука, Вестник АН СССР, № 8, 1990, с. 46−61.
  3. С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. М.:Наука, 1990. 206 с.
  4. В.Н. Реструктуризация машиностроения как фактор развития российской экономики М. МАИК «Наука» Проблемы прогнозирования, № 6,1997. С.81−90
  5. Брайн Твисс. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. 271 с.
  6. Бюллетень иностранной коммерческой информации № 11, 30 января 1999 г.
  7. А.Е. Наукоемкие отрасли: определение, анализ, условия ускорения развития. М.: НЭП НТН АН СССР, 1998, 44 стр.
  8. С.Ю. Проблемы определения экономического эффекта НТП. В сборнике «Измерение эффективности НТП» Под ред. Д. С. Львова. М. ЦЭМИ АН СССР, 1985 г., сЛ 15−136.
  9. Ю.Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: «Владар», 1993. с. 308.
  10. П.Глазьев С. Ю., Г. И. Микерин, П. Н. Тесля и др. Длинные волны. Научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие. М.: Наука, 1991. 223 стр.
  11. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992. 209 с.
  12. Гохберг J1.M. и др. Международная методика Фраскатти. М.: ЦИСН, 1996.
  13. М.Гохберг JI.M., Масленников В. И., Миндели Л. Э. Международные сопоставления показателей развития науки М.: ВИНИТИ 1990, 65 с.
  14. А.Г. Моделирование социалистической экономики. М.: Экономика, 1988. 479 с.
  15. Дж.Мартино Технологическое прогнозирование М.: Прогресс, 1977. 585 с.
  16. В.В., Говтвань О.Дж., Ксенофонтов М. Ю., Пчелинцев B.C., Узяков М. Н. Экономика роста (Концепция развития России в среднесрочной перспективе).//Проблемы прогнозирования, 2000, № 1.
  17. Н.П., Комков Н. И. и др. Организационно-экономический механизм согласованного управления созданием и освоением комплексных технологий. М.: Диалог-МГУ, 1999. 127 с.
  18. Известия, 4 декабря 1998 г. Д. Малинин. Выход из сырьевого тупика. с. 4.
  19. В.Л. Сегодня и завтра экономики, основанной на знаниях. // Вестник РАН. Т. 70. 2000. № 1. с.73−78.
  20. М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. -М.: Прогресс, 1975 .- 607 с.
  21. Г. Г., Жарикова Г. Г., Комков Н. И. Информационно-логические модели научных исследований. М.: Наука, 1978.
  22. Н.И., Александров Н. И. Моделирование организации и управления решением научно-технических проблем. М.: Наука, 1988. 216с.
  23. Н.И., Кулакин Г. К. Вестник РАН. Том 67, № 12. Декабрь1997. М. МАИК «Наука», 1997. стр. 1066−1077.
  24. Н.И., Кулакин Г. К. Инновационная деятельность и проблемы технологического развития экономики М. МАИК «Наука», Проблемы прогнозирования № 5, 1993. С. 78−91.
  25. Комплексная Программа научно-технического прогресса СССР на 1991−2010 гг. Проблемный раздел. М.: ГКНТ, 1988.
  26. Комплексная Программа научно-технического прогресса СССР на 1991−2010 годы. Региональный раздел 4.1. КП НТП РСФСР, М.: ГКНТ, 1988.
  27. Р., Брю C.JI. Экономикс, том 1, 2. М.: «Республика», 1992.
  28. Методологические положения по оценке инновационной активности промышленных предприятий. М. Госкомстат РФ, 1998.
  29. Я. «Финансовая площадка «Россия». Эксперт, № 13 (273) от 2 апреля 2001 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
  30. Наука России в цифрах 1999. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 1999.
  31. Наука России в цифрах 2000. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2000.
  32. Национальные счета России в 1991−98 годах. Статистический сборник. М.: Госкомстат РФ, 1999.
  33. Основные методологические положения применения имитационного моделирования в экономических исследованиях. М.: ЦЭМИ, 1985.
  34. Отчет МВД РФ паспортно-визового управления. Мир за неделю 1999, № 15.
  35. Прогнозирование и экономическое обоснование инновационных проектов (коллективная монография). Иващенко Н. П., Комков Н. И., Балаян Г. Г. и др. М.: Диалог-МГУ, 1999.
  36. Промышленность России. Стат.сб./Госкомстат РФ. М. 2000. 462 с.
  37. О.С. Роль крупных городов в стратегии инновационного развития. М. Фонд «Институт экономики города», 1999.
  38. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. М.: Госкомстат РФ, 1999. 621 стр.
  39. Российский статистический ежегодник. 2000. Статистический сборник. М.: Госкомстат РФ, 2000.
  40. Россия в цифрах 2000. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат РФ, 2000.
  41. П. Экономика. М.: 1992.
  42. Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценки. М.: Финансы и статистика, 1985, 361 с.
  43. Д. «Чего хотят иностранцы от российских металлургов» Эксперт, № 13 (273) от 2 апреля 2001.
  44. JI.B. Противоречия и условия технологического развития экономики России М. МАИК «Наука». Проблемы прогнозирования, № 4, 1998. с.86−97.
  45. Стратегия развития социально-экономических систем. М.: Диалог-МГУ, 1999.
  46. Н.В. Макроэкономическое описание технологических изменений. М. МАИК «Наука» Проблемы прогнозирования, № 5,1998. с.36−51
  47. Н.В., Емельянов С. С. Макроэкономический анализ технологических и структурных изменений в отечественной экономике. М. МАИК «Наука», Проблемы прогнозирования, № 5,1999.
  48. B.C. Современные проблемы прогнозирования материально-вещественней структуры производства. Проблемы прогнозирования. № 2, 1999.
  49. Управление (НИОКР: исследования, разработки, внедрение. /Под ред. акад. Трапезникова В.А./М.: Экономика, 1979. 218 с.
  50. В.Е. Южнокорейский парадокс М.: Финансы и статистика, 1993. 239 с.
  51. ЦИСН Миннауки и РАН. Особенности инновационных процессов и перспективы научно-технологического развития России. 1998, 59 с.
  52. Й. Теория экономического развития. М. Прогресс, 1982.
  53. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1982.
  54. Эксперт, № 3 (263), 22 января 2001. Спусковой крючок. С. 50.
  55. Эксперт-200: ежегодный рейтинг крупнейших компаний России. http://www.raexpert.ru/Expert/200−99/data/200−1 .htm
  56. Энергетическая стратегия России до 2010 г. М.: Минтоэнерго РФ, 2000.
  57. Эрих Янч. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1974. 571 с.
  58. Юнь О.М., Борисов В. Н. Инновационная деятельность в промышленности. Экономист, № 9, 1999. с.25−34.
  59. Ю.В. «Экономический рост. Структурная политика». М. МАИК «Наука». Проблемы прогнозирования, № 1, 2001. с.6−14.
  60. Ю.В. Избранные труды. Т.1,2,3. М.: Наука, 1999.
  61. Ю.В. Экономические беседы. М.: ЦИСН, 1998. 343 с.
  62. Application of Competition Policy to High Tech Markets. OCDE/GD (97)44 Competition Policy Roundtables Les tables rondes sur la politique de concurrence No. 9 AIDE-MEMOIRE OF THE DISCUSSION (Note by the Secretariat).
  63. Austrian Report on Technology, August 1999. APCS, WIFO. 1999/23 7/A16795
  64. Business Week, August 24−31, 1998. c.80.
  65. Eurostat Statistics in Focus, Research and Development, no 2/99, Community Innovation Survey 1997/1998.
  66. Fiscal measures to promote R&D and innovation. P.: OECD, 1996.
  67. Science and Engineering Indicators 2000. National Science Foundation 00−1.
  68. The Effectiveness of Research and Experimentation Tax Credits. 1996. Office of Technology Assessment. Congress of the United States. Щ
Заполнить форму текущей работой