Анализ предпринимательской деятельности Муниципального унитарного предприятия ЖКХ Локомотивный
Финансовый план, включающий расчет достижения безубыточности проекта, прогноз прибыли. Расчеты связаны с самым сложным звеном в маркетинге — ценовой политикой фирмы. Эта политика, помимо издержек на производство и реализацию, учитывает: цели и задачи фирмы (например, цели внедрения на рынок или выживания на нем требуют, как правило, политики низких цен, а задачи максимизации текущей прибыли… Читать ещё >
Анализ предпринимательской деятельности Муниципального унитарного предприятия ЖКХ Локомотивный (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление Введение Глава 1 Теоретические основы предпринимательской деятельности
1.1 Определение предпринимательства в теории и законодательной практике
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации Глава 2 Анализ предпринимательской деятельности Муниципального унитарного предприятия ЖКХ Локомотивный
2.1 Общая характеристика МУП ЖКХ Локомотивный
2.2 Анализ предпринимательской деятельности МУП ЖКХ Локомотивный Заключение Список использованных источников Приложения Введение Предпринимательство в России в принципе следовало бы воспринимать как многообразное явление, которое воздействует на государственную и общественную деятельность. Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества. Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.
Принятие Закона об общих началах предпринимательства и Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности привело к развитию частной хозяйственной инициативы, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства.
За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения.
Целью курсовой работы является изучение особенностей экономических и организационно-правовых основ предпринимательской деятельности.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
— изучить определение предпринимательства в теории и законодательной практике;
— изучить организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации;
— дать общую характеристику МУП ЖКХ Локомотивный;
— провести анализ предпринимательской деятельности МУП ЖКХ Локомотивный.
Объектом курсовой работы является МУП ЖКХ ЗАТО Локомотивного городского округа — унитарное предприятие, оказывающее услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Предмет исследования — изучение особенностей предпринимательской деятельности МУП ЖКХ Локомотивный.
Информационной базой при написании использовались учебные материалы по экономической теории, а также материалы экономического отдела МУП ЖКХ Локомотивный.
В курсовой работе предпринята попытка структурировать имеющийся теоретический материал с целью формирования более четкого понимания особенностей предпринимательской деятельности.
Глава 1 Теоретические основы предпринимательской деятельности
1.1 Определение предпринимательства в теории и законодательной практике Научное осмысление предпринимательской практики имеет длительную историю, но до сих пор не существует общепринятого определения и единой теории предпринимательства. Английский экономист, демограф и банкир Ричард Кантильон в начале 18 века одним из первых ввел в научный оборот термин «предпринимательство», определив его основную функциональную характеристику как «несение риска», готовность к потерям. В это же время отмечается несовпадение функций «собственника капитала» и «организатора дела». Задача предпринимателя, по словам французского экономиста Жана-Батиста Сэя, «организовать производственную единицу», соединив другие факторы производства — труд, капитал, землю. В начале 20 века австрийские экономисты Йозеф Шумпетер, затем Фридрих фон Хайек, Людвиг фон Мизес заложили основы современной теории предпринимательства. Основная функциональная характеристика предпринимательства, по мнению Й. Шумпетера, — инновационность, поиск новой более эффективной комбинации факторов производства, мотивация — потребность в достижениях, успехе, власти, творчестве (так, Генри Форд внедрил конвейер, Рэй Крок — систему ресторанов быстрого питания «Макдональдс», Святослав Федоров — новую организацию лечения и способы финансирования) [4, с. 18]. Именно творческое начало, заложенное в предпринимательстве, делает жизнеспособной экономическую систему, обеспечивает ее прогрессивное развитие. Согласно взглядам Хайека, всякий индивид с поисковым стилем поведения — потенциальный предприниматель, но для реализации предпринимательских идей нужна экономическая свобода (наличие у хозяйствующего субъекта определенных, сообразующихся с законами гражданского общества прав выбора сферы деятельности, методов производства, способов использования продукта и дохода).
Современная теория предпринимательства, во-первых, предлагает полифункциональную модель предпринимательства как особой формы экономической активности с набором сущностных характеристик (свобода выбора, риск, готовность к ответственности, инновационность, творчество, направленность на коммерческий успех и самореализацию), во-вторых, предполагает междисциплинарный характер исследований данной проблематики (в этой области исследований экономика пересекается с психологией, философией, этикой, историей, менеджментом), в-третьих, делает акцент на управленческом аспекте предпринимательской деятельности.
В юридической литературе существует расширительная трактовка понятия предпринимательства, отождествление его с бизнесом, но предпринимательство — часть бизнеса. Бизнес — любая самостоятельная и ответственная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли:
а) репродуктивная, шаблонная, традиционная (перепродажа с целью получения разницы в цене, выявление очевидных, но неудовлетворенных потребностей);
б) предпринимательская, то есть новаторская, поисковая, творческая, связанная с новыми способами соединения факторов производства, неосознанными потребителем и даже навязываемыми ему потребностями.
Предпринимательство ярче проявляется в малом бизнесе, в корпорации же повышается роль менеджера, обладающего специальными знаниями.
Итак, предпринимательство — направленная на получение прибыли самостоятельная, связанная с риском, ответственная хозяйственная деятельность, основанная на новых способах соединения факторов производства. Для сравнения приведем определение, данное в ГК РФ (ст. 2. ч.3.): «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Последнее определение не делает акцента на творческой, новаторской стороне предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность начинается с поиска новой идеи (незанятой рыночной ниши, неудовлетворенной потребности) и оценки ее с точки зрения выгодности, соответствия целям и возможностям предпринимателя, степени риска. Результатом этих действий становится составление бизнес-плана и поиск ресурсов для его осуществления.
Бизнес-план — комплексный план развития предприятия на 3−5 лет; составляется с целью убеждения потенциальных инвесторов, кредиторов в выгодности проекта [2, с. 29]. В структуре бизнес-плана, как правило, присутствуют следующие разделы:
1. Определение долговременных целей, стратегии. Стратегия фирмы — линия ее поведения, деловая политика, разрабатываемая с учетом видения цели, смысла и перспектив деятельности, а также возможного воздействия окружающей фирму среды, ее контактных аудиторий (сотрудники, потребители, поставщики, акционеры, кредиторы, конкуренты, государство, средства массовой информации и т. д.). Портфельная стратегия связана с выбором варианта роста фирмы, направления вложения капитала. Деловая стратегия ориентирует фирму и ее подразделения на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ и высокой рентабельности в рамках производственной и маркетинговой деятельности.
2. Сведения о товаре: замысел (выгоды для потребителя, решение его проблем), реальное исполнение товара (его качественные характеристики), возможности его продвижения на рынке.
Особое значение среди характеристик товара занимает торговая марка символ (знак, имя, изображение, их сочетание), позволяющий идентифицировать товары и услуги одного продавца и дифференцировать их от товаров и услуг конкурентов. Марка или ее часть, зарегистрированные и юридически защищенные, становятся товарным знаком (или знаком обслуживания). Товарный знак обеспечивает исключительное право продавца на пользование маркой, которая, в свою очередь, должна вызывать узнавание и ассоциации с высоким качеством продукции.
3. Сведения о потребителях (оценка рынка сбыта, его потенциальной емкости, сегментах — группах потребителей, выделенных на основе демографических, поведенческих и иных признаков, эластичности спроса) и конкурентах (позиционирование своего товара по отношению к аналогичным товарам, предлагаемым конкурентами, выявление возможных конкурентных преимуществ).
4. Выбор организационно-правовой формы предприятия (если оно создается впервые) и схемы управления (иерархии подчиненности подразделений и сотрудников внутри предприятия).
5. План производства и маркетинга. Маркетинг становится обязательным элементом предпринимательской деятельности в условиях насыщенного рынка («рынка потребителя»). По определению американского маркетолога Ф. Котлера, маркетинг — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Прежде всего, это деятельность, связанная с рынком, но в последнее время все чаще под маркетинговой понимают любую деятельность (технологию), направленную на получение желаемой ответной реакции целевой аудитории. Комплекс маркетинговых мероприятий включает анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, обоснование решений, принимаемых относительно товара, его цены, сбыта и стимулирования продаж.
С методами стимулирования сбыта маркетинг нередко и отождествляют (целенаправленная информация, распространяемая в специально оплаченное время или на специально оплаченном месте — реклама; пропаганда в рамках неоплаченного «редакционного» места и времени в средствах массовой информации; дополнительные стимулирующие мероприятия, ускоряющие или усиливающие воздействие рекламы и пропаганды — рассылка бесплатных образцов, сюрпризы в почтовых ящиках и на остановках транспорта, купоны на право покупки со скидкой, премии-поощрения за покупку, многофункциональная упаковка, комплекты по льготной цене, зачетные талоны для обмена на другой товар, конкурсы, лотереи и т. п.; личная продажа через торгового агента фирмы).
6. Финансовый план, включающий расчет достижения безубыточности проекта, прогноз прибыли. Расчеты связаны с самым сложным звеном в маркетинге — ценовой политикой фирмы. Эта политика, помимо издержек на производство и реализацию, учитывает: цели и задачи фирмы (например, цели внедрения на рынок или выживания на нем требуют, как правило, политики низких цен, а задачи максимизации текущей прибыли — «снятия сливок» с помощью высоких цен даже в ущерб долговременным целям и т. д.); условия конкуренции; емкость рыночного сегмента в зависимости от спроса, его эластичности, психологии ценовосприятия; этапы жизненного цикла товара (стартовая цена для новинки может существенно отличаться от цены распродажи этого товара в период падения интереса покупателей к нему); возможность государственного регулирования цены; особенности регионального рынка и другие факторы [5, с. 98].
Цена может быть рассчитана на основе методов: «средние издержки + прибыль» (себестоимость с наценкой «как у всех»), «безубыточность + целевая прибыль» (себестоимость и желаемый процент на вложенный капитал), а также на основе текущего уровня цен (цены «как у всех»), ощущаемой покупателем ценности товара (цена на пределе платежеспособного спроса) или закрытых торгов (уровень цены между себестоимостью и ценой предложения конкурентов для завоевания подряда, контракта на рынке монопсонии).
7. Риски. Предпринимательский риск — опасность непредусмотренной, но потенциально возможной потери ресурсов или дохода, возникающая вследствие отклонения реального хода предпринимательской деятельности от задуманного сценария (дополнительные расходы и недополученные доходы из-за неопределенности ситуации, изменчивости среды: рыночной конъюнктуры, политических факторов, стихийных бедствий, некомпетентности, несостоятельности или недобросовестности партнеров, воровства, рэкета и т. д.) [11, с. 117].
Это плата за экономическую свободу рынка, где выгода одних может стать ущербом для других. Предприниматель следует правилу: не избегать риска, а предвидеть его, спрогнозировать и нейтрализовать.
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации По форме собственности различают частное (на базе имущества, находящегося в индивидуальной и коллективной частной собственности) и государственное (на базе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности) предпринимательство. По профилю, характеру деятельности можно выделить предпринимательство производственное (вспомогательное и основное производство товаров и услуг), посредническое (посредники специализируются на продвижении на рынке и реализации товаров, сокращая число необходимых прямых контактов для осуществления сделки), финансовое (обслуживание движения денег), страховое (ослабление риска и возмещение потерь) [14, с. 105].
По размером различают предпринимательство малое и крупное. Критерии величины (как правило, малого бизнеса) могут быть зафиксированы нормами права: численность работников или годовой оборот капитала, стоимость основного капитала, объем продаж и др. Малые предприятия имеют ряд важных преимуществ (гибкость, быстрая адаптация к изменениям конъюнктуры и местным условиям, «семейный климат» на предприятии) и поддерживают в экономике атмосферу конкуренции и инновационный предпринимательский дух.
Они доминируют в венчурном бизнесе, осуществляя до 40% базовых научно-технических разработок и нововведений (крупные предприятия занимаются сборкой). Однако из-за отсутствия эффекта масштаба, сравнительно более высоких издержек и ограниченных финансовых возможностей такие предприятия неустойчивы и требуют государственной поддержки, чаще всего это льготное налогообложение, кредитование, целевые субсидии и дотации, возможности упрощенной регистрации, консультирование и подготовка кадров.
Законодательство РФ (статьи 171, 173 УК РФ) различает также незаконное предпринимательство (осуществляемое без регистрации либо без специального разрешения в случаях, когда такое разрешение обязательно, или с нарушением условий лицензирования: с просроченной лицензией, с не указанным в лицензии видом деятельности, с отсутствием санитарного или др. обязательного оборудования) и лжепредпринимательство (создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую и банковскую деятельность, имеющее противоречащие закону цели, связанные с получением кредитов, освобождением от налогов, извлечением иной имущественной выгоды или прикрытием запрещенной деятельности) [2, с. 34].
Предпринимательская деятельность различается и по своим организационно-правовым формам.
Организационно-правовая форма предпринимательства — зафиксированное нормами права единство организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов. Критериями типологизации таких форм является юридический статус предприятия (физическое лицо; юридическое лицо), количество участников (учредителей-собственников), источники капитала, имущества, распределение прибыли; пределы финансовой и имущественной ответственности по обязательствам и убыткам; форма управления. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность регистрации предпринимательской деятельности в следующих организационно-правовых формах [1, с. 82].
Индивидуальное предпринимательство с образованием и без образования юридического лица — форма регистрации, целесообразная для розничной торговли, сферы услуг, уникальных производств.
Ее преимущества: простота учреждения, свобода действий, решений, распоряжения прибылью после обязательных платежей, максимум побудительных мотивов и стимулов.
Возможные неудобства могут быть связаны с полной ответственность по всем обязательствам (кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание), неопределенностью сроков действия, неустойчивостью, ограниченными финансовыми возможностями, недостатком специализированного менеджмента.
Хозяйственное товарищество представляет собой объединение двух и более лиц на договорной основе с долевым («складочным») капиталом, целесообразно в сфере розничной торговли и услуг, сельском хозяйстве, медицине, строительстве, при выполнении сезонных работ.
Характерной особенностью товарищества является взаимозависимость партнеров, существует риск распада предприятия при выходе кого-то из партнеров, вероятность несогласованных действий и взаимного недоверия, особенно в полном товариществе, которое предполагает полную ответственность по долгам и убыткам партнеров, в том числе личным имуществом, выходящим за рамки жизненно необходимого [9, с. 144].
В коммандитном товариществе (товариществе «на вере») — две группы участников с полной ответственностью группы комплементариев и ограниченной вкладом ответственностью группы коммандитистов. В таком товариществе сокращается риск потерь одного участника из-за разорительных просчетов другого.
Хозяйственное общество создается на основе объединения капиталов, это преобладающая форма для крупных предприятий с длительным сроком окупаемости вложений и долгосрочными целями предпринимательства.
Общество создается на основе устава и гражданско-правового учредительного договора. Ответственность участников общества ограничена их вкладами в уставный капитал, минимум которого законодательно установлен (например, для открытого акционерного общества 1000, для закрытого акционерного общества — 100 минимальных размеров оплаты труда).
Распространение получили такие виды хозяйственного общества как акционерное (закрытое и открытое) и общество с ограниченной ответственностью.
Акционерное общество — коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами — обыкновенными и привилегированными акциями. Имеет двухили трехзвенную структуру управления (ежегодное общее собрание акционеров, правление, наблюдательный совет директоров) [7, с. 91].
Акции обыкновенные дают право решающего голоса на ежегодном собрании акционеров, получения информации, дивидендов (их размер зависит от прибыли предприятия и решения собрания акционеров) и остатка имущества при ликвидации общества.
Привилегированные акции дают право голоса только при решении вопросов о реорганизации и ликвидации АО, внесении изменений в устав, ограничивающих их права. Держатель привилегированной акции получает фиксированный дивиденд (доход на акцию) независимо от прибыльности предприятия. Он имеет также преимущество перед держателями обыкновенных акций при ликвидации акционерного общества (первоочередность возмещения убытков).
Открытое акционерное общество может проводить и открытую, и закрытую подписку на акции, акции продаются и покупаются на открытом рынке, число акционеров не ограничено. В закрытом акционерном обществе количество акционеров не должно превышать 50, открытая подписка на акции не проводится, акционеры имеют право преимущественной покупки акций у выходящих из общества акционеров.
Рыночная цена (курс) акции формируется под влиянием спроса и предложения и может быть рассчитана с учетом следующих показателей:
курс акций = дивиденд: ссудный % х 100%
В отличие от акционерного общество с ограниченной ответственностью не выпускает ценные бумаги, удостоверяющие вклады участников, и является удобной организационно-правовой формой для не крупных по размеру предприятий [3, с. 77].
Производственный кооператив организуется на основе устава для совместной производственной деятельности, может объединять пять и более собственников-работников, имеющих по одному паю в неделимом фонде имущества и одному голосу на собрании пайщиков. Закрытость предприятия обеспечивается обязательным согласием кооператива на отчуждение пая или запретом приема наследников при наличии такой записи в уставе.
Распределение прибыли связано с трудовым участием, что может обеспечивать высокую мотивацию труда.
Государственные (муниципальные) унитарные предприятия с единым неделимым имуществом создаются на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.
Первые не имеют хозяйственной и юридической самостоятельности (бюджетные, казенные предприятия — Монетный двор и т. п.), вторые экономически обособлены от собственника (хозрасчетные предприятия). Смешанной формой является государственная корпорация: акции принадлежат государству, но деятельность ведется на коммерческой основе (в рамках плана, государственных цен реализации и государственного субсидирования).
Самостоятельные предпринимательские структуры могут объединяться в различного рода ассоциации, в том числе и с частичной потерей самостоятельности. Перечислим некоторые формы таких объединений:
1. Консорциум (временное соглашение для осуществления крупных совместных проектов).
2. Картель (соглашение о ценах, рынках сбыта и квотах производства).
3. Синдикат (соглашение о централизации сбытовой и снабженческой деятельности, связано с потерей коммерческой самостоятельности).
4. Трест (централизовано управление не только коммерческой, но и производственной деятельностью) [10, с. 312].
Разновидностью акционерного общества с более сложной организационной структурой является холдинг (в американском праве, в германском праве — концерн, в российском — финансово-промышленная группа).
Это объединение основных (материнских) и дочерних акционерных обществ, остающихся юридически самостоятельными компаниями. Холдинг управляет ими путем скупки контрольных пакетов акций (чистый холдинг) или сочетает это управление с собственной предпринимательской деятельностью (смешанный холдинг).
Франчайзинг — форма кооперации крупного и малого предпринимательства на основе договора (лицензии), позволяющей мелкой фирме за плату стать частью большой производственной цепи без потери юридической самостоятельности, получить право на использование торговой марки, технологии, патента, ноу-хау, рекламных услуг, но — под контролем и на условиях крупной фирмы-франчайзера [15, с. 124]. Так расширяют сферы своего влияния, например, владельцы торговых марок «Макдональдс», «Довгань, «Кока-кола», «Лукойл» и др.
предпринимательство экономический унитарный правовой Глава 2 Анализ предпринимательской деятельности Муниципального унитарного предприятия ЖКХ Локомотивный
2.1 Общая характеристика МУП ЖКХ Локомотивный Место нахождения предприятия: Челябинская область, ЗАТО п. Локомотивный, ул. Ленина, д. 6.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Локомотивного городского округа Челябинской области (далее МУП ЖКХ Локомотивный) является коммерческим предприятием, созданным муниципальным образованием (администрацией) для качественного обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения, инженерных сетей и сооружений, финансово-хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории ЗАТО п. Локомотивный, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Абонентами для потребления данных услуг являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении объекты систем водоснабжения и канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды, и прием (сброс) сточных вод.
Все имущество предприятия находится в собственности муниципального образования ЗАТО Локомотивный, отражается на самостоятельном балансе предприятия и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, и при этом коммунальное предприятие работает на полном хозяйственном расчёте.
Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, он осуществляет также контроль над использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества и имеет право на получение части прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведении предприятия имущества. Собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызваны учредителем, собственником имущества либо другими лицами, которые имеют право давать обязательные для предприятия указания.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать, штампы со своим наименованием, фирменные бланки. В своей деятельности МУП ЖКХ Локомотивный руководствуется действующим законодательством, нормативно-правовыми актами органов власти РФ, органов местного самоуправления и Уставом. МУП ЖКХ Локомотивный самостоятельно планирует свою деятельность, внешнеэкономические связи и определяет перспективы своего развития, исходя из прогнозируемых объёмов реализации услуг и работ коммунального назначения, заключённых договоров, объёмов финансирования, необходимости обеспечения производственного и социального развития.
Федеральным законом от 29.07.2010 г. № 237-ФЗ внесены изменения в ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому вопрос регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса отнесён к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем, установление тарифов на услуги МУП ЖКХ Локомотивный с 2011 года осуществляет Комитет по ценам и тарифам Правительства Челябинской области. Формирование тарифов осуществляется в соответствии с «Рекомендациями для организаций коммунального комплекса по предоставлению расчётных материалов для утверждения тарифов на холодную воду и водоотведение», разработанными Комитетом по ценам и тарифам Правительства Челябинской области. Тарифы определяются в рублях на единицу услуги:
— по водоснабжению — на 1 м³ реализованной воды,
— по водоотведению — на 1 м³ отведённой сточной жидкости.
Тариф на услуги водоснабжения и водоотведения устанавливается фиксированный, изменяется один раз в год. В основу тарифа ложатся фактическая калькуляция за предыдущий период и предельные индексы, установленные Комитетом. В настоящее время 100% тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению оплачиваются потребителями.
Предприятие строит свои отношения с другими организациями, предприятиями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Конкурентная среда в коммунальной отрасли, а именно в услугах водопроводно-канализационного хозяйства в основном отсутствует по причине монопольного, исторически сложившегося разделения рынка услуг ВКХ, который организован строго по принципам обслуживания отдельных муниципальных территорий, силами созданных муниципальных же унитарных предприятий.
Роль, которую выполняет МУП ЖКХ Локомотивный, является одной из главных в жизни, как всего п. Локомотивный, так и каждого живущего в нём человека. МУП ЖКХ Локомотивный, в отличие от других ресурсоснабжающих организаций в своем округе, не имеет права свою услугу останавливать и производить отключения. Во-первых, это диктуют требования санэпидемблагополучия — без питьевой воды нельзя оставлять ни жилой фонд, ни социальные объекты. А во-вторых, требования пожарной безопасности.
Обслуживание хозяйства и решение задач по водоснабжению и водоотведению п. Локомотивный обеспечивает коллектив предприятия численностью 80 человек (по состоянию на 31.12.2012 год численность работников составляла 68 человек.).
Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3. Количественный состав работников МУП ЖКХ Локомотивного округа за 2012 — 2014гг
№ п/п | Категории рабочих, чел. | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Руководитель и начальники отделов | |||||
Технические исполнители | |||||
Рабочие | |||||
Списочная численность | |||||
На предприятии регулярно проводится анализ текучести кадров, заболеваемости работников. Принимаются меры по укреплению трудовой дисциплины. Сформирован современный механизм стимулирования труда, позволяющий целенаправленно реализовывать кадровую политику. Текучесть кадров практически отсутствует, уходят в основном работники, достигшие пенсионного возраста. В 2013 году в связи с переходом на автоматизированное оборудование были вынуждены сократить персонал.
Так, средний возраст работников на предприятии составляет 40 лет. Уровень профессиональной подготовленности определяется специальной подготовкой и стажем практической работы.
На предприятии ежедневно проводится «планерка», с участием всех начальников подразделений. На «планерке» обсуждаются производственные проблемы, намечается способ и время их решения. В коллективах начальник подразделения тоже проводит «планерку», где объясняет, что надо сделать.
Аттестация рабочих мест по условиям труда и порядок ее в проведения в организации соответствует требованиям Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26 апреля 2011 г. № 342н.
На предприятии создан и действует Совет трудового коллектива. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда и предусматривается финансирование на их выполнение.
На предприятии имеется отдел охраны труда и техники безопасности, в обязанности которого входит обеспечение безопасных условий труда и проведение мероприятий по технике безопасности и охране труда. Для предотвращения воздействия вредных производственных факторов (химических, физических и других), а также от возможного поражения работников электрическим током на предприятии проводятся соответствующие мероприятия. Мероприятия по безопасности труда подразделяются на следующие группы:
К первой относятся те мероприятия, которые связаны с переоборудованием предприятия, заменой оборудования, установкой дополнительного оборудования, устройством вентиляции, освещения, изменением технологического процесса и др. Эти мероприятия должны проводиться по заранее составленным проектам и сметам и относиться к капитальным работам.
Ко второй относятся все текущие мероприятия, не требующие больших средств и проводимые распоряжением директора предприятия.
МУП ЖКХ Локомотивный имеет линейно-функциональную организационную структуру. Внутренняя организационная структура предприятия представлена следующими подразделениями и службами:
— административно-управленческий персонал (АУП);
— жилищно-эксплуатационный участок (ЖЭУ);
— водо-канализационное хозяйство (ВКХ);
— служба хозяйственно-технического обслуживания (СХТО).
Организационная структура является основой функционирования всех звеньев системы управления. Каждое подразделение выполняет свои функциональные обязанности. Функциональные обязанности отражены в должностных инструкциях.
Эта структура управления характеризуется: высокой централизацией стратегических решений и децентрализацией оперативных; организацией директивных связей по однолинейному принципу.
Одним из её достоинств является то, что она позволяет сочетать выполнение узкоспециализированных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение разных задач.
Также к преимуществам структуры можно отнести то, что она обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников; позволяет точно определить места принятия решений и необходимые ресурсы (кадровые), способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления. Вместе с тем для неё характерно отсутствие достаточной гибкости и адекватности к быстро меняющейся внутренней и внешней среде. Представим на рисунке А.1 организационно-структурную схему МУП ЖКХ Локомотивный.
Административно-управленческий персонал определяет и вырабатывает политику предприятия и реализуют ее в виде решений на управляемый объект, то есть производство. Руководители среднего уровня управления, то есть начальники отделов, цехов разрабатывают тактику выполнения решений.
Жилищно-эксплуатационный участок и водо-канализационное хозяйство: механики, мастера, бригадиры, рабочие организуют непосредственное исполнение.
Сущность управления в МУП ЖКХ Локомотивный заключается в обеспечении целенаправленного, планомерного воздействия управляющей системы на управляемую с использованием различных методов и средств по определенной технологии в целях поддержания производства в заданном режиме.
Максимально полное использование трудового потенциала работников это ключевой фактор для успешной деятельности в условиях рыночных отношений. От эффективного использования знаний и умений работников зависит увеличение объема производства, качество выполняемых работ, финансовое положение предприятия.
Рассмотрим на примере административно-управленческого персонала служебные обязанности работников МУП ЖКХ Локомотивный.
Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет ответственность за его состояние и деятельность. Он руководит всеми отделами предприятия; организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц и других структурных подразделений предприятия; обеспечивает выполнение предприятием установленных количественных и качественных показателей, обязательств перед государственным бюджетом, потребителями и банками. Директор организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Он определяет техническую политику, перспективы развития предприятия и пути реализации комплексных программ по всем направлениям совершенствования, реконструкции и технического перевооружения действующего производства.
Главный инженер МУП ЖКХ Локомотивный занимается организационно-технической подготовкой производства, контролем за правильной эксплуатацией водопроводно-канализационных сооружений и сетей. Он подготавливает предложения по разработке и внедрению мероприятий по бесперебойной работе сооружений и оборудования; разрабатывает инструкции и технологические карты по обслуживанию сооружений и оборудования; разрабатывает мероприятия по развитию и реконструкции технических средств; планы ремонта аппаратуры, сооружений, а также решает другие технические вопросы.
Планово-экономический отдел подготавливает исходные данные для составления проектов текущих и перспективных планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Проводит экономический анализ, выявляет резервы производства, готовит мероприятия по их использованию, а также ведет учет и контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию.
Юридический отдел является правовой поддержкой предприятия.
На юридический отдел возлагается ответственность по составлению договоров, правовой анализ договоров, их общая проверка и экспертиза, претензионно-исковая работа. Так же юридический отдел представляет и защищает интересы предприятия в организациях и суде. Основными функциями этого отдела является проверка юридической чистоты сделок, а также разрешение юридических вопросов.
Отдел кадров, как и в любой другой организации, осуществляет кадровое делопроизводство в полном объеме: рассматривает новые кандидатуры, работает с трудовыми книжками, личными карточками, занимается адаптацией и аттестацией сотрудников. Отдел кадров отвечает за кадровые перемещения, прием новых кадров, составление штатного расписания, составление графиков отпусков, составление годового отчета по движению персонала, ведет журнал по командировкам.
Бухгалтерия ведёт бухгалтерский учет в полном объеме, составляет годовой и полугодовой баланс. Также бухгалтерия проверяет, анализирует и оценивает финансовую деятельность предприятия.
Бухгалтерия ведет расчет заработной платы сотрудников, ведет книгу покупок и продаж. Производит расчеты с покупателями, выставляя счета на услуги, а также производит расчет с поставщиками.
2.2 Анализ предпринимательской деятельности МУП ЖКХ Локомотивный Представим основные показатели финансово-экономические показатели деятельности предприятия за 2012;2014гг. в таблице Б.1, для расчета данных показателей были использованы формы бухгалтерской отчетности:
— № 1 «Бухгалтерский баланс» за 2014 год;
— № 2 «Отчет о финансовых результатах» за 2014 год.
Анализируя данные, представленные в таблице, отметим следующее.
Выручка от реализации услуг предприятием за 2012 год составила 13 876 тыс. руб. В 2013 году выручка увеличилась по сравнению с предыдущим 2012 годом на 15 336 тыс. руб. или на 111% и составила 29 212 тыс. руб. В 2014 году выручка увеличилась по сравнению с 2013 годом на 2 331 тыс. руб. или на 8% и составила 31 543 тыс. руб.
В структуре оказываемых услуг наибольший удельный вес занимает водоснабжение, доля которого за анализируемый период увеличилась на 4,3% и в 2014 году составила 65,2%. МУП ЖКХ оказал в 2012 году населению и организациям п. Локомотивный услуг по водоснабжению и водоотведению на сумму 12 594 тыс. руб., соответственно по стокам — 4 922 тыс. руб., по воде — 7 672 тыс.
За 2013 год было оказано услуг на общую сумму 28 406 тыс. руб. Выручка по оказанию услуг водоотведения в 2014 году увеличилась по сравнению с 2012 годом на 5 841 тыс. руб., хотя доля водоотведения в структуре оказываемых услуг за этот период снизилась на 4,3% и в 2014 году составила 34,8%.
Себестоимость реализации услуг за 2012 год составила 5 137 тыс. руб., в 2013 году увеличилась по сравнению с 2012 годом на 5 767 тыс. руб. или на 112% и составила 10 904 тыс. руб. Аналогично, в 2014 году увеличилась по сравнению с предыдущим 2013 годом на 6 142 тыс. руб. или на 56% и составила 17 046 тыс. руб.
Чистая прибыль — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. В 2012 году предприятием был получен убыток, его размер составил 3 113 тыс. руб., в 2013 году получена прибыль в сумме 2 986 тыс. руб., в 2014 году размер прибыли увеличился по сравнению с 2013 годом на 479 тыс. руб. и составил 3 465 тыс. руб.
Далее рассчитаем затраты предприятия. Затраты на 1 рубль реализации (Зс) рассчитываются как отношение себестоимости реализации к выручке от реализации.
Зс в 2012 году = 5 137 / 13 876 = 0,37 руб.
Зс в 2013 году = 10 904 / 29 212 = 0,37 руб.
Зс в 2014 году = 17 046 / 31 543 = 0,54 руб.
Затраты на 1 рубль реализации за 2012;2013гг. составили 0,37 руб. В 2014 году затраты увеличились по сравнению с предыдущим 2013 годом на 0,17 руб. и составили 0,54 руб. Однако МУП ЖКХ Локомотивный выделяет отдельно управленческие расходы, поэтому затраты на 1 рубль реализации увеличиваются (Зсу).
Зсу в 2012 году = (5 137+10 172) / 13 876 = 1,1 руб.
Зсу в 2013 году = (10 904+15 058) / 29 212 = 0,89 руб.
Зсу в 2014 году = (17 045 + 10 806) / 31 543 = 0,88 руб.
Затраты на 1 рубль реализации с учетом управленческих расходов в 2012 году составили 1,1 руб. Что несомненно, недопустимо, предприятие работает в убыток. В 2013 году затраты уменьшились на 0,21 и составили 0,89 руб. В 2014 году произошло незначительное снижение затрат — на 0,01 руб., следовательно затраты на один рубль реализации составили 0,88 руб.
Авансированный капитал в зависимости от срока обращения подразделяется: на внеоборотные или долгосрочные, срок погашения которых превышает 12 месяцев после отчетной даты или они используются за период, превышающий нормальный производственный цикл, если последний более 12 месяцев; и оборотные или краткосрочные. Авансирование означает, что использованные денежные средства возвращаются предприятию после завершения каждого производственного цикла или кругооборота, включающего: производство продукции — ее реализацию — получение выручки от продаж продукции.
Анализ структуры активов МУП ЖКХ Локомотивный отразим в таблице 2.
По данным, представленным в таблице, видно, что внеоборотные активы составляют большую часть активов предприятия, в 2012 году они составили 17 019 тыс. руб., в 2013 году внеоборотные активы уменьшились по сравнению с 2012 г. на 70 тыс. руб. или на 0,4% и составили 16 949 тыс. руб. В 2014 году произошло увеличение на 1 114 тыс. руб. или на 7%, остаток составил 18 063 тыс. руб. При этом доля внеоборотных активов в 2012 году составила 56%, в 2013 году — 42%, в 2014 году — 33% всех активов.
Таблица 2
Анализ структуры активов МУП ЖКХ Локомотивный за 2012;2014гг.
Показатели по активу баланса | На конец (тыс.руб.) | Абсолютное отклонение (тыс.руб.) | Темп роста (%) | |||||
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2013/2012 | 2014/2013 | 2013/2012 | 2014/2013 | ||
Всего активов | 30 398 | 40 288 | 54 717 | 9 890 | 14 429 | |||
1. Внеоборотные активы | 17 019 | 16 949 | 18 063 | — 70 | 1 114 | 99,6 | ||
2. Оборотные активы | 13 379 | 23 339 | 36 654 | 9 960 | 13 315 | |||
— запасы + НДС | 8 523 | 14 895 | 16 013 | 6 372 | 1 118 | |||
— дебиторская задолженность + прочие оборотные активы | 4 842 | 6 121 | 20 560 | 1 279 | 14 439 | |||
— денежные средства | 2 323 | 2 309 | — 2 242 | 16 593 | ||||
Оборотные активы в 2012 году составили 13 379 тыс. руб., в 2013 году, по сравнению с предыдущим 2012 годом увеличились на 9 960 тыс. руб. или на 74% и составили 23 339 тыс. руб. В 2014 году остаток оборотных активов увеличился по сравнению с 2013 годом на 13 315 тыс. руб. или на 57% и составил 36 654 тыс. руб. В составе оборотных активов преобладают запасы. Их остаток в 2012 году составил 8 523 тыс. руб., в 2013 году увеличился по сравнению с 2012 годом на 6 372 тыс. руб. и составил 14 895 тыс. руб. В 2014 году увеличился по сравнению с 2013 годом на 1 118 тыс. руб. и составил 16 013 тыс. руб.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется, прежде всего, их оборачиваемостью. Оборачиваемость средств — это продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения.
Увеличение числа оборотов является положительным фактором, так как ведет либо к росту выпуска продукции на 1 рубль оборотных средств, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств. В таблице 3 представим данные, отражающие динамику оборачиваемости оборотных средств в целом и по элементам средств предприятия за 2012;2014гг.
Таблица 3. Динамика показателей оборачиваемости оборотных средств МУП ЖКХ Локомотивный за 2012;2014гг.
Коэффициент (К) | Формула | Значение коэффициента | ||
В оборотах | В днях | |||
1.Оборачиваемость запасов 2011 г. 2012 г. 2013 г. | Коб.зап. = Себестоимость / Cредняя стоимость запасов | 5137: 5752 = 0,9 10 904: 11 023 = 0,99 17 046: 15 454 = 1,1 | 365: 0,9 = 405 365: 0,99 = 369 365: 1,1 = 332 | |
2.Оборачиваемость дебиторской задолженности 2011 г. 2012 г. 2013 г. | Коб.деб. зад. = Выручка / Cредний остаток дебиторской задолженности | 13 876: 3188 = 4,4 29 212: 5482 = 1,6 31 543: 13 328 = 2,4 | 365: 4,4 = 83 365: 1,6 = 228 365: 2,4 = 152 | |
3.Оборачиваемость оборотных активов 2011 г. 2012 г. 2013 г. | Коб.обор.активов = Выручка / Cредний остаток оборотных средств | 13 876: 11 511 = 1,2 29 212: 18 359 = 1,6 31 543: 29 996 = 1,1 | 365: 1,2 = 304 365: 1,6 = 228 365: 1,1 = 332 | |
4. Коэффициент загрузки оборотных средств 2011 г. 2012 г. 2013 г. | Кз = Cредний остаток оборотных средств / Выручка | 11 511: 13 876 = 0,8 18 359: 29 212 = 0,6 29 996: 31 543 = 0,9 | ; ; ; | |
По данным расчета, представленного в таблице, видно, что коэффициент оборачиваемости запасов в 2012 году составил 0,9 оборотов, со сроком обращения 405 дней. В 2013 году оборачиваемость запасов составила 369 дней, в 2014 году продолжительность одного оборота запасов уменьшилась по сравнению с 2013 г. на 37 дней и составила 332 дня.
Продолжительность оборачиваемости дебиторской задолженности в 2012 году составила 83 дня. В 2013 году количество оборотов дебиторской задолженности составило 1,6, длительность оборота 228 дней.
Увеличение продолжительности одного оборота дебиторской задолженности связано с увеличением остатка задолженности при снижении выручки от реализации. В 2014 году наблюдается уменьшение продолжительности одного оборота дебиторской задолженности по сравнению с 2013 г. на 76 дней, что составило 152 дня.
Оборачиваемость оборотных активов в 2012 году составила 1,2 раза, срок оборачиваемости 304 дня. В 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается ускорение оборачиваемости оборотных активов, что свидетельствует о повышении эффективности их использования.
В 2014 году произошло увеличение продолжительности одного оборота, следовательно, оборотные активы использовались неэффективно.
Проведение анализа экономической деятельности показало, что руководству предприятия необходимо проанализировать причины невысокой эффективности деятельности предприятия и предпринять все меры к разработке дальнейших планов, направленных на поднятие своего дальнейшего функционирования.
Заключение
Согласно ныне действующему законодательству, предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
За термином «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие — сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой — производить продукцию, работы и услуги. Предпринимательская деятельность предполагает, систематическое получение прибыли, которая является, продуктом специфического человеческого ресурса — предпринимательских способностей.
Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя — это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушения. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.
Существенным в понимании предпринимательства является норма, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получениё какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.
Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.
МУП ЖКХ Локомотивный является коммерческим предприятием, созданным муниципальным образованием (администрацией) ЗАТО п. Локомотивный, для финансово-хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории ЗАТО п. Локомотивный. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать, штампы со своим наименованием, фирменные бланки. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В целом, проведя анализ предпринимательской деятельности, нами выявлено, что руководству предприятия необходимо проанализировать причины невысокой эффективности деятельности предприятия и предпринять все меры к разработке дальнейших планов, направленных на поднятие своего дальнейшего функционирования.
Список использованных источников
1. Балдоржиев Д. Д. Экономическая теория: Учебное пособие / Д. Д. Балдоржиев. — Смоленск, 2012. — 396 с.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. — М.: Проспект, 2013. — 256 с.
3. Давыденко Л. Н. Экономическая теория. Практикум. Учебное пособие. — 2-е изд., испр. — Минск: Высшая школа, 2012. — 413 с.
4. Куликов Л. М. Экономическая теория: Учебник / Л. М. Куликов. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2013. — 432 с.
5. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 224 с.
6. Мочерный С. В., Некрасова В. В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. С. В. Мочерного. — М.: Приор-издат, 2014. — 224 с.
7. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф. В. А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 581 с.
8. Современная экономика: Учебное пособие / Под ред. О. Ю. Мамедова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 456 с.
9. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. — М.: Норма, 2012. — 345 с
10. Экономика: Учебное пособие /Под ред. А. С. Булатова. — М.: Юристъ, 2012. — 896 с.
11. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 512 с.
12. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О. С. Белокрыловой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 448 с.
13. Экономическая теория / Под ред. В. И. Видяпина. — М.: Инфра-М, 2012. — 672 с.
Приложение, А Рисунок А.1 Организационная структура МУП ЖКХ Локомотивный Приложение Б Таблица Б.1 Данные показателей финансово-экономической деятельности МУП ЖКХ Локомотивный за 2012;2014гг.
№ п/п | Показатели | Отклонения (+,-) | Темп роста, % | ||||||
тыс. руб. | 2013/2012 | 2014/2013 | 2013/2012 | 2014/2013 | |||||
Выручка от реализации услуг, в т. ч. | 13 876 | 29 212 | 31 543 | +15 336 | +2 331 | ||||
1.1 | водоснабжение | +10 366 | +2127 | 235,11 | 111,79 | ||||
1.2 | водоотведение | +5446 | +395 | 210,65 | 103,81 | ||||
Итого по основной деятельности | +15 812 | +2522 | 225,55 | 108,88 | |||||
1.3 | тариф на подключение-водоснабжение | +251 | +353 | 532,76 | 214,24 | ||||
1.4 | тариф на подключение-водоотведение | +279 | +146 | в 7,5 раз | 145,48 | ||||
1.5 | прочие услуги | — 6 | +338 | 96,70 | 292,05 | ||||
Себестоимость | 5 137 | 10 904 | 17 046 | +5 767 | +6 142 | ||||
2.1 | водоснабжение | +3944 | +3974 | 232,35 | 157,40 | ||||
2.2 | водоотведение | +868 | +2137 | 130,88 | 158,09 | ||||
Итого по основной деятельности | +5712 | +6111 | 216,79 | 157,63 | |||||
2.3 | тариф на подключение-водоснабжение | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
2.4 | тариф на подключение-водоотведение | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
2.5 | прочие услуги | +55 | +31 | 122,36 | 110,30 | ||||
Валовая прибыль | 8 739 | 18 308 | 14 497 | 9 569 | — 3 811 | ||||
Управленческие расходы | 10 172 | 15 058 | 10 806 | 4 886 | — 4 252 | ||||
Прибыль от реализации услуг | (1 433) | 3 250 | 3 697 | 4 683 | |||||
Проценты к уплате | — 128 | — 40 | |||||||
Прочие доходы | 1 131 | 13 639 | 15 149 | +12 508 | +1 510 | ||||
Прочие расходы | 2 080 | 12 881 | 14 012 | +10 801 | +1 131 | ||||
Прибыль до налогообложения | (3 110) | 3 408 | 4 268 | +6 518 | +860 | ||||
Чистая прибыль | (3 113) | 2 986 | 3 465 | +6 099 | +479 | ||||
.ur