Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен личной песни в традиционной культуре чукчей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нов традиционной этнической культуры, как в историческом, так и в актуальном аспекте. Проведенное исследование может иметь значение для развития междисциплинарных связей культурологического знания с другими отраслями гуманитарного научного знания, в частности, для дальнейшего методологического становления таких интегративных отраслей культурологического знания как этнокультурология… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Традиционная музыкальная культура чукчей как объект научного исследования
    • 1. 1. Чукотский музыкальный фольклор в научной литературе
    • XVIII. -XIX в. в
      • 1. 2. Исследование музыкального фольклора чукчей в XX в
  • Глава 2. Музыкально-звуковой континуум традиционной чукотской культуры
    • 2. 1. Музыка в контексте ритуально-обрядовой культуры
    • 4. чукчей
      • 2. 2. Пение как элемент охотничьей магии: опыт реконструкции семантики традиционного изобразительного творчества
      • 2. 3. Песня в мифопоэтической картине мира чукчей
  • Глава 3. Личная песня в традиционной чукотской песенной практике
    • 3. 1. Классификация чукотских песен
    • 3. 2. Личная песня в традиционной чукотской песенной практике лирического характера
    • 3. 3. Личная песня в традиционной чукотской обрядовой песенной практике
    • 3. 4. Личная песня в шаманской практике

Феномен личной песни в традиционной культуре чукчей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Интерес к традиционным этническим культурам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сегодня связан не только с необходимостью исследования и научной реконструкции объективного хода I исторических событий в этих регионах, играющих огромную роль в экономическом, социальном, гражданском, духовном развитии России. Не менее важная причина этого интереса — потребность освоения богатейшего и во многом уникального культурного опыта этих народов, сохранивших в условиях нарастающей глобализации и модернизации некоторые существенные черты своего мироотношения и культуротворчества, основанных на принципах гармоничного сосуществования человека, природы и социума. Несмотря на архаичность своего происхождения, многие особенности культуры коренных народов Севера не только сохраняют актуальный смысл, но и представ * ляются перспективными с точки зрения развития и совершенствования механизмов социализации, преодоления экологического и культуро — экологического кризисов современного общества.

К таким феноменам традиционной культуры, на наш взгляд, относится и личная песня, до сих пор не ставшая предметом систематического научного исследования. Между тем, это уникальное культурное явление, характерное для чукчей, нганасан, хантов, манси и некоторых других народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, представляет особый интерес прежде всего для теории и истории культуры. Это, на наш взгляд, связано с тем, что она, являясь одним из видов или жанров музыкального фольклора, при этом оказывается, чрезвычайно репрезентативна для традиционной культуры в целом, выполняет множество важнейших функций, среди которых особое место занимает функция этносоциальной идентификации и самоидентификации. Здесь можно говорить даже о своеобразной, имеющей достаточно древнюю приро3 ду, «технологии идентификации», доказавшей свою эффективность на протяжении веков. Более того, исследование личной песни, на наш взгляд, может помочь избавиться от сформированных в рамках эволюционизма упрощенных представлений о статусе и значении личности в традиционном обществе, о соотношении личного и коллективного в этносоциуме.

Личная песня возникает только в определенном социокультурном контексте при наличии представлений о принадлежности ее определенному лицу (или ограниченной группе лиц), что строго регулирует и регламентирует особенности ее бытования, и часто связано с определенным, скрытым в ней сакральным смыслом. Чрезвычайно существенно, на наш взгляд, и то, что личная песня является отражением характерного для традиционных культур северных народов своеобразного «этно-космо-социума» личности, в котором органично переплетаются различные грани мироотношения, и совершенно особое место занимает художественно — эстетическая его сторона. Именно с этим, в частности, связана такая важнейшая черта традиционной! этнической культуры, которую можно назвать «сонористичностью»: музыкально-звуковая сторона мироотношения имеет здесь всепроникающий* для культуры характер, занимая особое место в синкретичной по характеру культурной целостности. Эта черта, на наш взгляд, делает особо актуальным исследование того, что мы определили как «музыкально-звуковой континуум традиционной культуры». Максимально технически и технологически «озвученная» современная социокультурная реальность в этом смысле представляет несколько иной-вариант сонористичности, осмысление которого представляется очень важным для понимания смысла, направленности и перспектив развития социокультурных процессов.

В" то же время, изучение не только чукотской личной песни, но и остающейся крайне малоизученной песенной традиции чукчей в целом, с каждым годом представляет все большую сложность. Данная сложность заключается в том, что доступные нам в настоящее время сведения не могут дать нам достаточно полного представления’о том, какой именно была песенная культура 4 чукчей до экономической и политической модернизации. В советский период отечественной истории, в русле общей атеистической направленности в идеологии, велась борьба не только с чукотским шаманизмом, как с религиозным мировоззрением, но подверглась запрету и сама песенная практика, глубоко связанная с традиционными обрядами. В результате, та сфера песенной практики чукчей, которая неразрывно связана с ритуальным комплексом, и которая имеет самое непосредственное отношение к интересующей нас личной песне, оказалась во многом утраченной.

Вместе с тем, настоящее время можно считать все еще благоприятным для проведения такого исследования. Традиционная, песенная культура чукчей отчасти все еще сохраняется, и, кроме того, традиционные песни активно используются’в самодеятельном и профессиональном музыкальном творчестве. Именно культурологический подход, ориентированный, на системное* рассмотрение культуры, исследование культурного контекста, позволяет, на наш взгляд, использовать, в частности, возможности реконструкции тех или иных культурных феноменов.

Может оказаться, однако, что в контексте стремительной модернизации современной культуры традиционные чукотские знания, язык, традиционный образ жизни и традиционного хозяйства в. скором времени значительно преобразятся или даже вовсе утратятся, и собирание полевых материалов, столь необходимых в исследовании личной песни, станет невозможным. Этим в значительной степени объясняется не только актуальность, но и своевременность данного исследования, в котором автор опирается, в частности, и на собственные полевые материалы.

Объектом исследования является традиционная музыкальная культура чукчей.

Предметом исследования является личная песня и ее роль в традициI онной музыкальной культуре чукчей.

Целью диссертационной работы является научное культурологическое описание феномена чукотской личной песни.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

• обобщить опубликованные разрозненные данные о традиционной музыкальной культуре чукчей, полученные в сфере истории, археологии, этнографии, фольклористики, искусствоведения, музыкознания, лингвистики и других смежных наук;

• выявить и обобщить на базе сравнительного анализа существенные связи музыкального фольклора чукчей с фольклором других коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (коряков, эскимосов, эвенков, селькупов, нганасанов и других), обратив особое внимание на наличие в нем интересующего нас феномена личной песни;

• определить место и значение музыкального фольклора, в частности, личной песни, в ритуально-обрядовой культуре, традиционной системе жизнеобеспечения, мифопоэтической картине мира чукчей;

• выявить и определить социокультурный смысл этноидентифици-рующей функции чукотской личной песни;

• разработать жанровую классификацию чукотских песен, используя лингвокультурологический анализ народной музыкальной терминологии;

• дать дефиниции, определить социокультурный смысл базовых для традиционной музыкальной культуры понятий — «личная песня», «родовая (семейная) песня», «песня предка», «тотемная песня" — выявить этнокультурные особенности музыкального и поэтического стиля чукотской личной песни;

• определить и дать научное описание чукотской личной песни, ее статуса и роли в развитии основных видов традиционной песенной практики — лирико-бытовом, ритуально-обрядовом и шаманском.

Степень разработанности проблемы.

Специальных теоретических исследований о личной песне чукчей до сих пор не проводилось. Отдельные упоминания о личной песне встречаются в 6 работах В. Г. Богораза, посвященных описанию чукотской культуры в целом На материале культуры чукчей и эскимосов личную песню затрагивает В. А. Лыткин 2. На материале не только чукотского фольклора, но и фольклора других народов Севера в своей работе об этнопедагогике народов Севера к данному явлению обращается также и И. А. Богданов 3. В этнографической литературе есть также отдельные упоминания о личной песне в фольклоре нганасанов, манси, хантов, кетов, селькупов, ненцев (В .И. Анучин, Е. Шмидт, О. Добжанская и др.).

В выработке методологии культурологического исследования личной песни автор опирался на теоретические положения, содержащиеся в работах, посвященных общим методологическим проблемам развития истории и теории культуры (М.М. Бахтина, М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, Э. В. Соколова, С. И. Иконниковой, Г. В. Драча и др.).

За основу для изучения и систематизации традиционной песенной культуры чукчей автором использованы аналитические работы по раннефольк-лорному интонированию (термин Э. Е. Алексеева). Мы опираемся в нашей работе также на исследовательские работы преподавателей и аспирантов Новосибирской консерватории по музыкальной культуре отдельных народов Сибири и Дальнего Востока (Ю. И. Шейкин, О. Добжанская, Г. Солдатова и другие). Важными для нашего исследования являются также труды разных авторов по жанровой типологии музыки народов Севера. В том числе, это работы Э. Е. Алексеева (исследования музыкального фольклора якутов и других народов Севера) — И. А. Богданова (работы о разных народах Севера) — А. М. Айзенштадта (писавшего об эвенках, кетах, селькупах, хантах, манси) — Ю.

1 W. Bogoras. «Chukchec mythology «, in Memoirs of the American Museum ofNatural History XII. The Jcsup «North Pacific Expedition. Vol. 8. Leiden E-J. Brill, New York E. Stechert. 1910;1913. и др.

2 Лыткин В. А. Новая жизнь — новые песни. Современная национальная музыка Чукотки и пути ее развития / Магаданское обл. управление культуры. Метод, кабинет культпросветработы и нар. творчества. — Магадан: Магадан, кн. изд-во, 1970.

3 Богданов И. А. К изучению музыки народов Севера РСФСР / Традиционное и современное народное музыкальное искусство: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 29. — М., 1976.

И. Шейкина (по удэ) — Н. Н. Ким, Ю. И. Шейкина (по орочам) — Т. Д. Булгаковой (по нанайцам) — Б. П. Чернова (по тувинскому горловому пению) и др.

В настоящей диссертации использованы также труды по истории, культуре и языку чукчей (работы Н. Н. ДиковаИ. С. ВдовинаВ. В. АнтроповойС. В. ИвановаА. Г. ВольфсонаЕ. М. МелетинскогоГ. И. Мельникова и других). Из этнографической литературы мы привлекаем исследования В. Г. БогоразаВ. Г. КузнецовойН. Н. ГуцолР. Я. Кись, В. В. ЛебедеваВ. В. Горбачевой (по корякам) и других авторов.

Существенное значение также имело обращения к исследованиям шаманских культур, принадлежащих В. Г. Богоразу (по чукчам), В. К. Стешенко — Куфтиной (по корякам, нанайцам, удэгэйцам и др.) — Г. Н. Грачевой (по нганасанам) — В. И. ХаритоновойР. Уолш и других.

Использованы материалы ученых и путешественников XVIII начала XX вв. — И. И. БиллингсаИ. КибераК. МеркаФ. П. Врангеля и др.

В работу также вошли полевые материалы автора по песенной практике чукчей, собиравшиеся ею с конца семидесятых годов. Большинство информаторов, от которых записывались эти материалы, родились до активного изменения традиционного уклада жизни. По устойчивым семейным традициям они получили навыки традиционного исполнительства и являются знатоками традиционной песенной культуры. Многие из них являются практикующими исполнителями ритуального репертуара. Основная часть полевых материалов была собрана автором в Провиденском, Анадырском, Иультин-ском, частично Беринговском и Чукотском районах (в пяти из восьми районов Чукотки). Информаторами, представляющими названные районы, являются: приморские чукчи — О. П. Геунтонау, Г. Н. Тагрина, Ю. А. Тнапкир, М. И. Беличенко и др.- оленные чукчи — Е. И. Кытгаут, М. Иукум, Н. Неуколеневоды — Г. Тнакергин, С. Етинкау, В. Иукумпрофессиональные морские охотники В. Г. и А. Г. Тнанкау, Н. И. Рахтувье, А. В. Туринкеу, Э. Рале, А. Ю. Тегринкеу и другие.

Необходимо учитывать и то, что исследование чукотской личной песни связано и с дополнительными трудностями, заключающимися в том, что личная песня имеет личностно-охранительное (семейно-охранительное) назначение и их исполнение (особенно тех личных песен, которые неотрывны от ритуальной практики), рассматривается чукчами как нарушение табу. Такой запрет на исполнение чрезвычайно затрудняет полевые исследования данного феномена.

Научная новизна предлагаемого исследования заключается в том, что в нем впервые:

• осуществлен культурологический анализ феномена личной песни в контексте традиционной музыкальной культуры чукчей;

• на основе анализа широкого круга теоретической литературы XVIII — XX вв. выявлены и обобщены все научные сведения о чукотской личной песне и условия ее бытования в традиционной чукотскойкулыуре;

• введены в научный оборот авторские полевые материалы, касающиеся истории и современного состояния традиционной чукотской музы кальной культуры;

• личная песня’рассматривается как традиционный способ этнокультурной идентификации и самоидентификации личности;

• осуществлен лингвокультурологический анализ традиционной народной музыкальной терминологии чукчей и на этой основе проведена систематизация жанров и жанровых образований чукотского музыкального фольклора;

• рассмотрены основные песенные практики, связанные с личной песней, описаны основные типы музицирования на базе различных способов звукоизвлечения и определено их жанровое назначение;

• проанализированы на-основе данных авторского полевого материала особенности вокальных и инструментальных звукоподражательных жанров, и определено семантическое назначение звукоподражательного пения в ритуальной практике чукчей;

• определяется содержание ряда базовых для чукотской традиционной музыкальной культуры понятий: «личная песня», «родовая (семейная) песня», «песня предка» и «тотемная песня»;

• выявлены и определены основные направления чукотской шаманской песенной практики;

• культурологически исследовано семантическое назначение музыкального ударного инструмента — ярара (бубна) и выявлены различные способы его использования в песенных практиках традиционной чукотской культуры.

Положения, выносимые на защиту:

• Культурологическое исследование феномена личной песни имеет большое значение для выработки общей методологии комплексного междисциплинарного изучения истории и современного бытования традиционной этнической культуры коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности, одного из древнейших из них — чукотского;

• Чукотская личная песня является особым феноменом традиционной культуры, репрезентирующим все ее основные сферы и выполняющим, помимо сакральной, обрядово-ритуальной и охранительной функций, роль эффективного средства этносоциальной идентификации и самоидентификации личности;

• Личная песня, как жанр народной песенной практики, является ярким воплощением такого атрибутивного свойства традиционной этнической культуры, как сонористичность, означающая диффузию музыкально-звукового начала во все сферы и компоненты синкретичного культурного целого;

• Адекватным основанием для жанровой классификации и типологии способов исполнения личных песен может служить лингвокультурологиче.

10 скийанализ чукотскойнародной музыкальной терминологии, отражающей высокий уровень развития этномузыкального сознания чукчей;

• Личная песня как феномен традиционной культуры чукчей является песней, сочиненной человеком либо для самого себя, либо предназначенной им для другого лицаее исполнение строго регламентировано и ограничено только указанными лицами, так как имеет в рамках традиционной нормативной культуры этносоциума конкретное сакральное значение;

• Родовая (семейная) песня является личной песней умершего человека, наследуемой-его потомкамишо мужской линии, и обеспечивающей таким образом внутриродовую и межпоколенную трансляциюэтнической культуры в ее личностном и, одновременно, социальном измерениях, а также играющей этноконсолидирующую роль;

• В этнокультурной: эволюции жанра чукотской личной песни в XX веке происходит постепенное размывание «личностных границ» и расширение социокультурных рамок ее функционированиячто связано с ослаблением сакральности и нормативности в сознании и поведении членов этносоциума.

Теоретико-методологическиеметодические основы исследования.

Осуществленный в данной работе культурологический подход к феномену чукотской личной песни опирался на комплексный междисциплинарный анализ, интеграцию исторического, культурфилософского, этнографического, музыковедческого, филологического, фольклористического знания. Анализ традиционной музыкальной терминологии потребовал для построения классификации музыкальных жанров чукотской песенной практики применения лингвокультурологического подхода. При сопоставлении традиционной культуры чукчей с культурами других коренных народов использовались методы сравнительно-типологического анализа.

Теоретическая значимость исследованиям.

Теоретические выводы — диссертационного исследования имеют значение для* выработки методов «комплексного культурологического анализа феноме.

11 нов традиционной этнической культуры, как в историческом, так и в актуальном аспекте. Проведенное исследование может иметь значение для развития междисциплинарных связей культурологического знания с другими отраслями гуманитарного научного знания, в частности, для дальнейшего методологического становления таких интегративных отраслей культурологического знания как этнокультурология и лингвокультурология. Результаты исследования служат углублению и расширению научного знания* о традиционной культуре одного из древнейших российских этносов — чукотского. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы культурологами, этнографами (антропологами), фольклористами, музыковедами, педагогами для-дальнейшего изучения особенностей современного бытования традиционных этнических культур. Исследование вносит определенный теоретический вклад в развитие североведения как научного направления, системы комплексного знания о народах и регионах Севера.

Практическая значимость исследования.

Результаты настоящего исследования имеют практическое значение для решения’комплекса культуро-экологических задач, связанных с защитой, сохранением и актуализацией ценностей традиционных этнических культур коренных народов России, в частности, народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территориях, которые имеют для России исключительную экономическую, политическую и социальную значимость. Материалы исследования могут быть использованы в вузовских учебных курсах культурологии, этнологии, конфликтологии, в курсах педагогики, этнопеда-гогики и этнопсихологии, в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Материалы исследования найдут конкретное применение в школах северных регионов для преподавания основ традиционной этнической культуры, музыкальной культуры, в соответствующих кружках и клубах, в просветительско-образовательной работе региональных этнокультурных центров. Расширение и углубление знаний о культуре, традициях и обычаях северных народов.

России, в, частности, чукчейпослужит решению задач формирования’этнической толерантности, гармонизации этнической и гражданской идентичности в российском обществе.

Апробация исследования. '.

Основное содержание диссертации излагалось в научных статьях и докладывалось на конференциях различного уровня: Научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Уэленской косторезной мастерской, и 70-летию" начала краеведческой работы в Чукотском автономном округе. — Анадырь, 2002. Доклад в Центре Монгольских и Сибирских исследований Университета Париж X — Centre d' etudes Mongoles et Siberiennes Universite Paris X и в Центре исследования Сибирских культур и литературы Национального института языков и цивилизаций — Etudes Siberiennes Cultures et Litteratures / Institut national des langues et civilizations orientales. — Париж, 2002. Всероссийская научно-практическая конференция «Творческий потенциал народов-Севера в XXI веке». — Санкт-Петебург, 2003. УШ Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса: Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности». — Санкт-Петебург, 2006 г. Международная конференция, посвященная 210-летия РГПУ им. А. И. Герцена «Реальность этноса: Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов». — Санкт-Петебург, 2007. Институт Исследований языков и культуры Азии и Африки- -Research Institute for Languages and Cultures of Asia and' Africa. — Токио, 2007. Лекции на теоретическом отделении музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова (класс преподавателя Е. Н. Разумовской) — Санкт-Петебург, 2007. Материалы экспедиционных работ успешно апробированы в организации чукотско-эскимосского ансамбля «Атасикун», чукотского детского ансамбля «Элючит» и концертной деятельности в разных городах России, Франции, Швейцарии, Голландии, Бельгии, США и др. Структура5 исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, библиографии, приложений. Общий объем текста работы — 210 с.

Заключение

.

Личную песню можно отнести к раннефольклорному типу интонирования, в котором исходный синкретизм художественного мышления сказывается гораздо сильнее, чем в фольклорных произведениях, относящихся к более позднему периоду. В пользу раннефольклорной природы личной песни говорит характерное для нее ограническое, и, видимо, изначальное единство музыкально-речевой интонации, слова и пластики, а таюке связь личной песни с мифологией и мировоззрением народа.

Междисциплинарный культурологический подход к феномену личной песни создал основу для типологизации структурных и функциональных особенностей песенной культуры чукчей. Функциональный анализ жанра личной песни чукчей позволил осмыслить традиционную музыкальную культуру чукчей как социальное явление, выявить, в частности, ее этнои-дентифицирующие функции.

Личная песня в традиционной культуре чукчей сопровождала человека в течение всей жизни. Даже память о каждом конкретном человеке дольше всего сохранялась в его личных песнях. Личная песня являлась песней-оберегом и несла в себе не только охранительную роль, но становилась связующей нитью между настоящим и прошлым, воспоминанием об отце и о своем роде. В этом отношении личные песни имеют характер наследственных лесен, стоящих в одном ряду со священными семейными предметами — семейными реликвиями.

Лингвокультурологический анализ традиционных музыкальных терминов, позволил раскрыть семантику основных песенных терминов, составить терминологический словарь музыкальной обрядовой, шаманской и лирической песенных практик чукчей. Кроме того, лингвокультурологический анализ позволил уточнить основные жанры и практики музыкальной чукотской культуры.

Традиционное пение чукчей, которое воплотилось в шаманском ритуальном пении, отличалось большим звуковым своеобразием, в значительной степени благодаря фонетическому строю языка. Ярко выраженное тембральное своеобразие чукотского пения, заложено в способах глубоко гортанного вокального пения. Особые (раннефольклорные) способы музицирования чукчей связаны также с необычными звукоподражательными способами интонирования и трансперсональными состояниями сознания.

Музыкально-звуковое начало в чукотской культуре имеет всепроникающий характер. Личная песня при этом может быть рассмотрена как центральное, системообразующее явление традиционной музыкальной культуры чукчей, давшее, в частности, развитие ряду других песенных жанров. Благодаря личной песне возникли особые, специфичные направления песенной культуры: родовые песни чыгрэмн 'эткин грэпыт — личные песни предков, переходящие из поколения в поколениеличные песни, связанные с семейными тотемами мралъаткэн грэпыт. Выявлены два направления шаманской практики — семейное шаманское пение — ильуткукин грэпыт, развившееся в чукотской обрядовой системе календарных праздников, и — специализированное шаманское пение — эн’эн 'ыльин грэпыт.

Вероятно, что на определенном историческом этапе произошло сближения двух вокальных традиций — шаманской и лирической. Более открытой для инноваций оказалась лирическая песенная традиция, которая, с одной стороны, была неразрывно связана с шаманскими певческими практиками, но с другой — развивалась относительно самостоятельно и независимо от них.

Исследование показало, что личная песня представляет собой феномен чрезвычайно репрезентативный по отношению к традиционной культуре чукчей. Дальнейшее его изучение может способствовать более глубокому пониманию чукотской культуры, как в историческом, так и в актуальном аспектах. Дальнейшего развития требует и осуществленный в данном диссер

189 тационном исследовании лингвокультурологический анализ традиционных музыкальных терминов, на основе которого может быть существенно расширен терминологический словарь чукотской музыкальной обрядовой, шаманской и песенно-лирической практик.

Шаманское личное пение чукчей — уникальное средство личного изучения и освоения мира. Прозрения, образы и видения, вдохновение творцов личных песен — важнейшая составляющая богатого и неповторимого этнокультурного наследия чукотского народа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Культура и быт коряков / АН СССР ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1971. 216 с.
  2. В. И. Синельников Н. А. Енисейские остяки // Изв. Об-ва любителей естествозн., антропол. и этнографии при Москов. Университете. Т. 28, вып. 1.-1911
  3. С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов.-М., 1969, с. 20−40
  4. С. А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берин-гоморья (Эквенский могильник). М., 1975. С. 170.
  5. Атлас музыкальных инструментов народов СССР // Ред. К. Вертков, Г. Благодантов, Э. Язовицкая. Изд. 2 дополн. и перераб. М.: Изд-во «Музыка», 1975. С. 196−197.
  6. JT. В. К характеристике устного народного творчества чукчей // Ученые записки Ленинград, пед ин-та им. А. И. Герцена, т. 167. Л., 1960. С.271−293, 274−285, 290
  7. Л. В. Лымн’ылтэ (Сказки) Магадан, 1979. С. 19, 228, 270. -Текст. Чук.
  8. И. А. К изучению музыки народов Севера РСФСР // Традиционное и современное народное музыкальное искусство: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 29. М., 1976
  9. И. А. Теоретические и практические проблемы музыкальной этнопедашгики (на примере народов Севера). Автореф. дис. канд. пед.наук. (Ин-т нац. проблем образования) М., 1992. С. 23−28
  10. В. Г Заговор про утку. Сказитель Никон Тагратгагын. Шикае-во. Ноябрь 1900 С. 127
  11. В. Г. К психологии шаманства у народов Северо-восточной Азии // Этнографическое обозрение. — М.: Изд-во этнограф, отдела, 1910. С. 7, 8−10, 20,40−45, 80−90
  12. В.Г. Луоравэтланско-русский словарь (Чукотско-русский словарь). М.-Л., 1937. С 22, 28, 46,49, 61, 69, 96, 122, 140, 316, 328. -Текст. Лат. Ф
  13. Богораз Тан В. Г. Миф об умирающем и воскресающем звере // Художественный фольклор. № 1.- Л. 1926. С. 20
  14. В. Г. Мъыпын’ылтэ (Ан'к'акэн пин’куткульын) — Чукотские 4″ сказки. / Собраны В. Г. Богоразом. Подг. к печати Г. Мельниковым.
  15. Рис. Ю. А. Васнецова. Издание второе, исправленное. М.-Л.: Изд-во детской лит-ры, 1937. С. 39. — Текст. Чук.
  16. В. Г. Песни и танцы / Материальная культура чукчей. — М.: Этнографическая библиотека, 1991. С.200−201.
  17. В. Г. Основные типы фольклора Северной Евразии и Северной Америки // Советский фольклор, 1936. № 4,5, С.34
  18. В. Г. О так называемом языке духов (шаманском) у различ-# ных ветвей эскимосского племени (Представлено академиком С. Ф.
  19. Ольденбургом в заседании Отделения Исторических Наук и Филологии 29 янв. 1919 г.) Впервые опубл.: Известия Рос. АН СПб, 1919 / Кунсткамера. С. 489−495.
  20. В. Г. Очерки материального быта оленных чукчей // Сб. Музея антропологии и этнографии, 1901. С. 51−52
  21. В. Г. Чукотские рисунки. Сборник в честь восьмидесятилетия Д. Н. Анучина. -М., 1913
  22. В.Г. Чукчи. Религия, т. II (авторизован, перевод с англ.) / Ред. Ю. П. Францова. Л.: Изд-во Главсевромпути, 1939 С. 46, 82, 83, 9097, 105
  23. В.Г. Языки и письменность народов Севера. Часть III. — М.-Л., 1934. С. 138.
  24. Л. С. Киты Чукотки: Пособие для морских охотников. -М.: Институт Наследия, 2003. С. 40−45.
  25. Т. Д. Некоторые особенности пения нанайских шаманов / Культура народов Дальнего Востока: Традиции и современность. — Владивосток, 1984. С. 134−139
  26. Т. Д. Типология музыкально — речевого интонирования в нанайском фольклоре: Автореф. дис. канд иск. (Ленингр. гос. ин-т театра, муз. и кинематографии). — Л., 1985. С 10−16
  27. К. Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение, эстетическое и экономическое значение. (Перев. с нем. И. Иванова) / Под. ред. Д. А. Коропчевского. СПб., Невский 54, Контора изданий и книжный магазин О. Н. Поповой, 1899 г.
  28. И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М.-Л., 1963. С. 46, 50−55, 56−57, 60−67.
  29. И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. Автореф. дис. док. историч. наук /АН СССР ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.-Л. 1964. С. 20
  30. И.С. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера М., 1976. С. 43
  31. И. С. Религиозные культы чукчей // Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л., 1977. С. 117−171.
  32. И. С. Чукотские шаманы и их социальные функции // Труды института этнографии АН СССР, т.78. М., 1962. С. С.180−183,190
  33. Венстен-Тагрина 3. В. Ритуальное пение в музыкальной культуре чукчей // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Научный журнал № 15 (39). СПб., 2007.
  34. А. Г. Происхождение чукотско-корякской культуры оленеводства /АН СССР Дальневост. Отд. Ин-т биологич. проблем Севера. -Владивосток, 1991. С. 60−63
  35. Ф. П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю. 1820−1824. М., 1948. С.40−48
  36. Р.С. Кумысный обряд, миф и обрядовая поэзия якутов (Опыт сравнительного анализа) //Язык-Миф-Культура народов Сибири: Сб. науч. трудов. Якутск, 1991. С. 79
  37. С. П. Эвенки. Музыкальная культура Сибири. Кн. 1. Традиционная культура народов Сибири / Комм, по культуре администрация Новосиб. обл.- Новосиб. Гос. Консерватория им. М. И. Глинки -Новосибирск, 1997. С.160−169
  38. К. И. Грэпыт эмнун’ин (Песни тундры). Стихи. / Ред. Л. Г. Тынель, худож. В. С. Цирценс. Магадан: Кн. Изд-во, 1985. С. 40.-Текст. Чук.
  39. И. Н., Сагалаев И. Н. Религия народа манси: Культовые места XIX — начала XX в. — Новосибирск, 1986. С. 14.
  40. Н. И. Введение / Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Сб. трудов / Сост. и отв. ред. Н. И. Головнева. Ред. Колл.: С. С. Гончаренко, Ю. И. Шейкин, Б. А. Шиндин. Новосибирск, 1985.
  41. В. В. Обряды и праздники коряков. СПб.: Наука, 2004. С. 17−20
  42. Г. Н К этнокультурным связям нганасан. Классификация шаманов. / Этнокультурные контакты народов Сибири / Под ред. Ч. М. Таксами. АН СССР ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — JI.: Наука. Ленингр. отд., 1984
  43. Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX начала XX в.). — Л., 1983
  44. Г. Н. Шаманы у нганасан // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. АН СССР ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (по материалам II полов. XIX нач. XX в.). — Л.: Наука, Ленингр. Отделение, 1981. С 69−89
  45. И.С. Корякские промысловые праздники // Сибирский этно-----графический сборник. Вып. IV. М.- 1962
  46. Н. Н. Полуподземные жилища коренных народов Северо Востока Азии / Культура народов Дальнего Востока. Традиции и современность.-Владивосток, 1984. С 172−181
  47. Н. Н. Древние культуры Северо-Восточной Азии.- М., 1979. С 10−15
  48. Н.Н. О раскопках Усть-Бельского могильника по данным 1958 года // Записки Чукотского Краеведческого Музея. 1961.Вып.2. с.10−12.
  49. Н.Н. Наскальные загадки древней Чукотки: Петроглифы Пег-тымеля.-М. 1971. С.50
  50. К.О. О коряках и весьма близких к ним по происхождению чукчей // Вестник РГО. 1855. Ч. 15. кн.6.А
  51. Т. Ю. Кеты и селькупы // Музыкальная культура Сибири. Традиционная культура народов Сибири, т. 1. С.100−106, 110−114
  52. Древние сказания, рассказы / Фольклор юкагиров Верхней Колымы.: Хрестоматия, т. I. Якутск, 1989. С. 11
  53. Жилище. Одежда. Национальная кухня / Сост. А. Е. Тевлялькот / Отв. за выпуск М. К. Такакава. Анадырь, 1993. С. 42.
  54. М. Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири. М., 1983. с. 74 $ 66. Жорницкая М. Я. Традиционные танцы чукчей- оленеводов / XIV Тихоокеан. Науч. конгр.: Тез. докл.- Хабаровск, 1979. С. 12
  55. М. П. Тагрина Г. Н. (Интервью на радио) / Архивные материалы Анадырской студии телевидения. Анадырь. 1997.
  56. Иванов. Евразийские эпические мифологические мотивы // Евразийское пространство. Звук, слово, образ, (отв.ред. Вяч. Вс. Иванов).
  57. РАН, научн. Совет «История мировой культуры» МГУ им. М. В. Ломоносова ин-т мировой культуры. Евразийская ассоциация университетов. — М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 39
  58. П. И. Словарь чукотско-русский и русско-чукотский: Пособие для учащихся начальной школы.- Л.: Просвещение, 1982. -с.328-
  59. Искусство Чукотки / М. М. Бронштейн, Ю. А. Широков, И. JI. Кара-хан и др.- под ред. М. М. Бронштейн. М., 2001. С. 8−9
  60. История и культура народов Севера Дальнего Востока / Под рук. А. И. Крушанова /АН СССР Сибирское отд-е, Вып. 17., М.: Наука, 1967. С. 36−38, 102,
  61. История Чукотки с древнейших времён до наших дней / Под рук. и научн. ред. Н. Н. Дикова / рецензент Г. М. Бонгард-Левин / АН СССР. -М.: Мысль, 1989. С47−48
  62. В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация (перевод с анг.) / Отв. ред. Ч. М. Таксами / РАН МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) С-П.: Наука, 1997
  63. С.Ф. Шаманские пляски и промысловый обряд у народностей Дальнего Востока СССР / Культура народов Дальнего Востока: традиции и современность. — Владивосток, 1984. С. 101−108.
  64. А. Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве. М.: Академический проект, 2006
  65. И. Чукчи // Сибирский вестник издаваемый Г. Спасским. 4.2. — СПб. В типографии департамента народного просвещения, 1824. Кн. 9/10, ч. 2. С. 87−126.91
  66. Ким Н.Н., Шейкин Ю. И. Жанровая типология музыкального фольклора орочей //Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего
  67. Востока: Сборник трудов (Сост. и Отв. ред. Н. И. Головнева. Ред.198
  68. Кол.: С. С. Гончаренко, Ю. И. Шейкин, Б. А. Шиндин. Новосибирск, 1985. С.8−34.
  69. М. А. К вопросу о семантике фаллических изображений в поздненеолитическом искусстве малых форм на севере Дальнего Востока (граффити с западночукотской стоянки Раучувагытгын-1). Владивосток: Дальнаука, 2000. С. 44−45
  70. Р. Я., Лебедев В. В. Некоторые аспекты изучения традиционного оленеводства Чукотки: Полевые исследования института этнографии. 1978. / АН СССР ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1980. С.120−127
  71. Н. М., Сыченко Г. Б. Алтайцы: Алтай-кижи, теленгиты, тёлёсы, телеуты, тубалары, чалканцы, кумандинцы // Музыкальная культура Сибири. Кн. 1. Традиционная культура народов Сибири .
  72. И. И. Арктическая этноэкология / Отв. ред. С. А. Арутюнов / АН СССР Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая М. 1989. 271 с.
  73. В. Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских оленных чукчей / Сибирский этнографический сборник II. Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, новая серия. T.XXXV. -М.-Л., 1957. С.263−326
  74. И. В. Оленеводческая лексика в современном чукотском языке. Автореф. канд. филол. наук. — Л. 1984.
  75. Куприянова 3. Н. Эпические песни ненцев /сост., авт. вступ. ст. и коммент. 3. Н. Куприянова. М., 1965
  76. А. А. Рожденному имя и песня (о древних этических традициях северной семьи) // Северные просторы, № 5, с.24−25
  77. И. П. Рисунки Онно (к мифологии чукчей). // Советская Этнография, 1947 № 2. С. 122−123
  78. И.П. Чукотская родная кость // Искусство. 1947. № 2. С.100
  79. А. С. Якуты / Музыкальная культура Сибири. Кн. 1. Традиционная культура народов Сибири. С. 189−192
  80. В. В. интимный мир: четвертая жена Энивтегина // Северные просторы, № 33, с.24−25
  81. Леви, В. Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. — М., 1966. № 8. с. 37−43.
  82. Лыгъоравэтльэн гыттапъечгын (Вместилище чукотской мудрости): Чукотские загадки, пословицы, поговорки, предания, заповеди, лас-калки /Предисл., Коммент. и Библиогр. на рус. яз-Сост. Е. М. Пимо-ненкова-Магадан: Кн. изд-во, 1993. с. 63. Текст. Чук.
  83. Лыгъоравэтльэн лымн’ылтэ (Чукотские сказки) / сост. А. А. Кымыт-валь- Худож. С. В. Новосёлов. Магадан: Кн. Изд-во, 1987. С. 111, ил.~ Текст. Чук.
  84. В. А. Новая жизнь — новые песни. Современная национальная музыка Чукотки и пути ее развития. / Магаданское обл. управление культуры. Метод, кабинет культпросветработы и нар. творчества. — Магадан: Магадан, кн. изд., 1970.46−70,
  85. В. А. Песни и танцы Чукотки // Советская музыка, № 11, 1966
  86. В. А. Чукотская и эскимосская народная музыка // Музыка Сибири и Дальнего Востока. М., 1982. с. 147−148.
  87. В.В. Музыкальные культуры Сибири и принципы их описания / Музыкальная культура Сибири. Кн. 1. Традиционная культура народов Сибири. с.8−12
  88. Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. — М., 1979.21−23, 99
  89. Е. М. Герой волшебной сказки. М., 1958, С.200
  90. Г. И. Фонемы чукотского языка (По данным предварительного экспериментального исследования) / Институт языка и мышления им. Н. Я. Марра АН СССР. Т. XI. Л., 1948. С.200−209
  91. Г. А. Устное народное творчество азиатских эскимосов . как историко-этнографический источник / Доклад на УП Междунар. конгрессе антрополог, и этнограф, наук. — М., 1964
  92. К. Описание обычаев и образа жизни чукчей. Этнографические материалы северо-восточной географической экспедиции 1785−1795 гг. М. 1978. с. 98−151
  93. Т.Б. Взгляд охотника, чуткость художника // Радуга на спец. Культура, традиционное и современное искусство народов Крайнего Севера. М. 1972, С.40
  94. Т.Б. Художники Чукотки.- М.: Изд. Изобразительное искусство, 1976. С. 155
  95. Музыкальная этнография Северной Азии / Отв. ред. Ю. И. Шейкин / Межвуз. Сб. науч. трудов. Вып. 3. Новосибирск: НТК, 1986. С 5−7
  96. Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: История и современность. Тез. зон. научн. конференции 18−20 мая / Ред.кол. и от-вет.ред. Михайленко А. Т. и др.- Новосибирск: Б.п. 1983
  97. Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири.- М.: Музыка. 1966
  98. Народные музыкальные инструменты Чукотки /комм. Ю. И. Шейкина / Рультынеут Е. А. Чукотские и эскимосские танцы: Учебнометодическое пособие / Под общ.ред. М. Я. Жорницкой. Магадан: Магадан, кн. изд-во, 1989. 120−125.
  99. А. К. Военное дело чукчей (середина XVII начало XX в.). — СПб.: «Петербургское востоковедение». 2003. (Ethnographica Petro-politana, X)
  100. Общая характеристика культуры эскимосов / Меновщиков Г. А., Бахтин Н. Б. Эскимосский язык: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — Л.: Просвещение, 1983.
  101. А. П. Древние культуры Северо-Восточной Азии по данным архелогических исследований 1946 года в Колымском крае // Вестник древней истории. 1947. № 1. с. 176−182.
  102. Е. А. Представление о мироздании в наскальном искусстве коренного населения Субарктики / Культура народов Сибири. РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. — СПб, 1997. С. 111−131.
  103. Т. В. Эвены // Музыкальная культура Сибири. Кн. 1. Традиционная культура народов Сибири / Комм, по культуре администрация Новосиб. обл.- Новосиб. Гос. Консерватория им. М. И. Глинки -Новосибирск, 1997. С.140−148
  104. Т. В. Песня охотника № 58 / Древние сказания, рассказы. Песни, пословицы, поговорки, присказки. Загадки // Фольклор юкагиров Верхней Колымы: Хрестоматия т. П. / Под ред. И. А. Николаевой. -Якутск, 1989.-С. 55
  105. А. А. Лексика духовной культуры эвенов: Народное искусство и обряды: Учебное пособие. / Министерство образования РСФСР. РГПУ им. А. И. Герцена. Л., 1991.С.21−22
  106. . А. А. Шаманство у долган / Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. АН СССР ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (по материалам II полов. XIX нач. XX в.). — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1981. с. 233−264.
  107. Праздники и обряды народностей Чукотки / Магадан, обл. научн. -метод, центр нар. творчества и культпросветработы, Чукот. окр. Дом культпросветработы / Сост. М. К. Такакава- Худож. В. А. Истомин.-Магадан: Кн. изд-во, 1990. ил. С. 30
  108. В. Я. Морфология сказки. М., 1969
  109. Н.Д. Одежда чукчей, коряков и ительменов // Материальная культура народов Сибири и Севера. — Л. 1976
  110. Путешествие капитана Биллигса через Чукотскую землю от Берингова пролива до Нижнеколымского острога и плавание капитана Галла на судне «Черном орле» по Северовосточному океану в 1791 г. — СПб., 1811. С. 2−111.
  111. Растения в этномедицине Чукотки / Т. В. Годовых, Л. И. Дохнова, Т. И. Тынены / Чукотский филиал СВКНИИ ДВО РАН: Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Этнокультурное взаимодействие в Евразии». Магадан, 2005
  112. А. П. Музыка якутского олонхо в системах интонирования тюркского и тунгусского эпосов / Язык — миф — культура народов Сибири: Сб. науч. трудов. Якутск, 1991.
  113. Робек. Краткий словарь двенадцати наречий разных народов, обитающих в северовосточной Сибири и на Алеутских островах. Отделение II // Путешествие капитана Биллингса. С.91−111.
  114. Т.А. Об источниках изучения музыкальной культуры народов Сибири XVIII- первой половины XIX вв./ Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Сб. науч. трудов. Выпуск.З. -Новосибирск, 1986. С 156−175
  115. Е. С. Предисловие / Эскимосско-русский словарь: 19 ООО слов. / Сост. Е. С. Рубцова. Под ред. Г. А. Меновщикова. М.: Сов. Энциклопедия, 1971.
  116. Ю.С. Мелодии Дальнего Севера // Советская культура. 1985.24 августа. С.4
  117. Ю. С. Песня шамана Млеткина / Последний шаман. — СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2004. с. 335.
  118. Г. А. Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому океану и Восточному океану. М., 1952. С. 132, 325.
  119. Г. У. Плавание на судне «Мод» в водах морей Лаптевых и Восточно- Сибирского. М., 1930. 440 с.
  120. Е. А. Песни ансамбля «Элючит»: Сб. песен / Отв. за вып. Е. Н. Тимченко / Чукот. окр. Дом культпросветработы. Анадырь, 1995.
  121. Ю. Б. Культура охотников на оленей северной Евразии: Этнографическая реконструкция. М.: Наука. 1976.С.311
  122. Ю. Б. Особенности социальной организации палеоазиатов Крайнего Севера- Востока Сибири (коряки, чукчи, ительмены, эскимосы) // Общественный строй у народов Северной Сибири. М. 1970.
  123. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки / Сост. Г. А. Меновщиков.-М., 1974
  124. Сказки Чукотки / Сост. О. Е. Бабошина. Предисловие Д. Нагишкина. -М. 1958. С.7
  125. . П. Я. Грамматика чукотского языка Т. 1. Издательство Академии Наук СССР. Москва-Ленинград 1961.
  126. П. А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX начало XX в.) / АН СССР Сиб. отд-ние. Якут. науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. — Якутск, 1989. 10−130
  127. Н. А. Музыкальная культура народов Дальнего Востока России XIX- XX вв. (Этномузыкологические очерки). Автореф. дис. док. иск. -М., 2000. Москов. гос. консерватория им. П. И. Чайкоского.
  128. Стешенко Куфтина В. К. Элементы музыкальной культуры палеоазиатов и тунгусов // Этнография, 1930, № 3. С. 96,99−100
  129. Сузукей В. Ю. Тувинцы / Музыкальная культура Сибири: Традиционная культура коренных народов Сибири Т. 1. Кн. 1.
  130. Г. Н. Песни. // «Айвэрэттэ» «Вечерки». Репертуарно-метод. сб. / Ред. Воронцова. Нотировка С. М. Юрченко, В. В. Юрченко. Фото И. Кокотеева. Текст в ноты М. Бучинская. — Анадырь, 1993
  131. Ч. М. Общие черты в духовной культуре народов Приамурья и Сахалина / Этнокультурные контакты народов Сибири / Под ред. Ч. М. Таксами) / АН СССР ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1984
  132. Т.С. Праздники эскимосов. — Магадан: Магадан, кн. изд.- во С. 10
  133. С. Калготкэ-пэпэк'ылгын ынкъам к’утти гынникыт (Басня) // Мургин нутэнут — Наша земля. Специальное приложение к газете «Крайний Север» 1996. — № № 9(15), 10(15), 11(17), 12(18). — С.8. -Текст. Чук.
  134. В.А. Развитие социалистической культуры народностей Северо Востока / Культура народов Дальнего Востока: Традиции и современность. — Владивосток: АН ДВНЦ, 1984. С. 3−11
  135. Л. Б. Нивхские песни. Южно- Сахалинск: Дальне-вост.кн.изд., Сахал.отд. 1985. С.10
  136. В. Т. Мелодии Тавайваамской тундры / Чукотский окр. центр нар. творчества / Ред. Н. Воронцова, Отв. Ред. Р. Г. Петченко, Нотировки С. П. Кузьмина, текст в нотах М. Бучинской, рис. В. Тым-невьи Анадырь, 1992. С. 10
  137. Ф. Чавчывалымнылтэ (сказки чаучу). — JI. 1940. Текст. Чук.
  138. Г. А. Традиционная лексика оленных и береговых чукчей Про-виденского района. /Чукотский окружной институт усовершенствования учителей (Отв. за выпуск М.П. Лыткина). — Анадырь, 1995. С.62
  139. Р. Дух шаманизма — Пер. с англ. С. Каноненко М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.С.9−18
  140. Песня Ярхадана // Фольклор юкагиров Верхней Колымы: Хрестома-^ тия т. I. Сказки. / Под ред. И. А. Николаевой. — Якутск: Изд-во Якутск.
  141. Гос.Университета, 1989.— С. 10−13.
  142. В.И. Традиционная магико-медицинская практика и современное народное целительство // Статьи и материалы. РАН. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М., 1995. С.71−77,79
  143. Чукотско-русский словарь / Т. А. Молл, П. И. Инэнликэй (переизд. подг. Кымырультынэ (И.В. Куликова).- 2-е изд., испр. и доп. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение «, 2005.
  144. Чукотско-русский словарь: Тематический / Сост. Г. И. Ранаврольтын / РАН Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт Чукотский филиал. Анадырь, 2005. — (компьютерная версия словаря)
  145. Ю. И. Интонационный идеал музыкального фольклора удэ /Культура народов Дальнего Востока: Традиции и современность — Владивосток, 1984. С 5−7,148−155
  146. Ю.И. Проблемы жанра в музыкальном фольклоре удэ: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. к. иск. (Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии). — Л., 1982.
  147. .А. О некоторых проблемах в изучении музыкальной культуры Сибири / Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: История и современность / Тезисы зон.науч. конференции 18−20 мая Новосибирск, 1983
  148. Ятгыргын Н’инк’эй нымнымгыпы (на чук. языке). — Магадан, 1987. -Текст. Чук.
  149. Arlette et Andre LEROI-GOURHAN. Un voyage chez les Ainous. Hokkaido-1938. Albin Michel, 1989. P.46
  150. Jean MALAURIE. Hummocks. Tome П. Alaska. Tchoukotka siberienne. Plon. Collection Terre Humaine. 1999
  151. Bogoraz. The Choukchee (на англ. языке) Leiden-New York, 19 041 909. С. 127−129, 131, 137−138,140 300
  152. W. Bogoras. «Chukchee mythology in Memoirs of the American Museum of Natural History ХП. The Jesup North Pacific Expedition. Vol. 8. Leiden E-J. Brill, New York E. Stechert. 1910−1913. (Songs p. 138−144)
  153. Vate V. A bonne ёроше, bon eleveur. These Presentee le 20 decembre 2003. Universe Paris X Nanterre. Paris, 2003.
  154. Vate V. Annexes. A bonne ёроше, bon eleveur. These Presentee le 20 decembre 2003. Universite Paris X Nanterre. — Paris, 2003.
  155. Weinstein C. Dictionnaire tchouktche francais anglais russe. En preparation
  156. Weinstein C. Pages Tchouktches D’hier et D’aujourd’hui.(AilB3K3H ынкъам игыркин лыгъоравэтльэн лымн’ылтэ ынкъам пын’ылтэ. Perpignan: Edition Langues en Peril de la Dordure du Pacifigue, 2005
  157. Словарь чукотских музыкальных терминов
  158. Ак’аргав мембрана ярара (бубна)2. Грэп песня, напев- мотив
  159. Грамн’ыторкын исполняет песню
  160. Грамн’ыток — исполнять песню5. Грапчак петь
  161. Грапчальын, грапчальыт певец- певун- хор7. Грэпыркын -поёт8. Екуйгын -ручкаярара
  162. Ильунильэтык петь во время игры на яраре Ю. Ильуткук — камлать, шаманить- бить в ярар и петь
  163. Илюльэтык танцевать во время обрядового пения
  164. Кынильэтык убаюкивать ребенка13. Кынильэткин грэп колыбельная песня
  165. Кээчъыт погремушки, закрепляющиеся к обечайке ярара15. К'улик'ул песня16. К'ыгрэмн'ытогэ спой
  166. Млявык исполнять обрядовый танец (во время обряда Мн 'ин, Мн’эгыргын)
  167. Мральаткэн грэпыт личные песни, связанные с семейными тотемами
  168. Мын’игрэп ритуальная песня
  169. Ыильэтык убаюкивать песней
  170. Нильунильэт исполнение ритуальных посвятительных песен
  171. Н’ойн’ыпоторак плясать женский танец (с характерными телодвижениями)
  172. Пичгъэйн’эк исполнять традиционное чукотское гортанное пение (женщинами)
  173. Пичгъэйн’эркын «хрипит горлом «, издаёт особые звуки- хоровое пение
  174. Путурэркын «пляшет «(во время обряда Мн 'ин)26.Рынрыквын -ручкаярара
  175. Тагчэчан' песенная ласкалка для детей28. Типъэйн'эк петь29. Типъэйн'эн песня
  176. Типъэйн’элььш поющий 31. Типъэйн'эркьш — поёт
  177. Троцык’агтэ автатыёкэн углубления на обечайке ярара (бубна) для придания специального акустического звучания (женский говор)
  178. Словарь чукотских музыкальных терминов (Продолжение)
  179. Тъымничук пританцовывать (во время обряда Мн 'ин)
  180. Тэвэнан' -ударная шаманская палочка
  181. Тэгрэмн’ык — сочинять песню
  182. Тэгрэмн’ыльын — сочинитель песен37. Тэмлюн ручка бубна38. Тэпъайн'агыргын — пение
  183. Тэпъайн’ан’н’ок — запеть- запевая
  184. Тэпъайн’атвык сказать в песне
  185. Тэрынрилгын’кэн каргык’агтэтэ отверстия на обечайке для ремня
  186. Тэтипъэйн’эн’ык сочинять песни
  187. Уккэмлил обечайка ярара (бубна)44.Уннэлгын мембрана ярара
  188. Чиниткин грэп -личная песня, принадлежащая отдельному человеку 46. Чыгрэмн'эткин грэпыт песни предков
  189. Ы’твъэт — шаманское название бубна
  190. Ы’ттъыюльэты грэпыт ритуальные песни, посвященные предкам 49. Эльоткогыргын — шаманить с бубном5 0. Эпчиит ударная музыкальная деревянная палочка 51 .Эн'эн'ыльин грэп — шаманская песня
  191. Э’йн’эвыткунэн' —рожок- труба (музыкальный инструмент) 53. Э'йн'эк звучать- напевать 54. Э'йн'экыльин — беззвучный
  192. Э’йн’энэн' всякий музыкальный инструмент: гармоника, скрипка, гитара и т. п. 56. Э'йн'энэн'эткульын музыкант
  193. Э’йн’энэн’эткук играть на музыкальном инструменте 58. Э'йн'эткун, К’ъочатко — белый медведь — крикун, «поющий» белыймедведь- чудовище 59. Яак исполнять песню, 60 .Ярар чукотский бубен '61.Яраръёчгын футляр бубна
  194. Ярарынвыргыргавык производить удары в бубен
  195. Яраркыпленан' —ударная музыкальная палочка из китового уса
  196. Ярарыткок двигать бубном- бить в бубен1. Умеренно1. f ' Р 9 ¦ CP» Р «1 ' -—j--rr4—X—4.—р—^-f^w— ij Г J v.: JJо ей — я, о- ей- я. Си-на- то н’а-вэ-ты К’эй-н'ун-ым. к’зй — н’уней- яо1. КАИ. ныл г и — к’ит- пы- льэт-к'мн.1. СИна- ту- н’э выт. m
Заполнить форму текущей работой