Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в трансформационной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В трансформационной экономике, когда осуществляется ее структурная перестройка, как основа макроэкономической стабилизации, особую роль приобретают общественно-экономические отношения по поводу государственного регулирования инвестиционной деятельности. В современной экономической литературе отдельные авторы различают такие понятия, как государственное вмешательство в экономику и государственное… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Социально-экономические особенности инвестиционной деятельности в России
    • 1. 2. Формы и методы государственного регулирования инвестиционных процессов в трансформационной экономике
    • 1. 3. Влияние институциональных преобразований на характер инвестиционной деятельности
  • 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 2. 1. Стратегия долгосрочной государственной инвестиционной политики
    • 2. 2. Иностранные инвестиции как объект государственного регулирования в трансформационной экономике
    • 2. 3. Совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в трансформационной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема государственного регулирования инвестиционной деятельности в трансформационной экономике остается предметом острых дискуссий. Как показывает мировой опыт, современная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. На каждом этапе развития общественно-экономической формации отношения по поводу привлечения и государственного регулирования инвестиций представляют интерес прежде всего с точки зрения достаточности инвестиционных ресурсов для проведения соответствующей структурной перестройки экономики, экономического роста и повышения качества жизни людей.

Роль и значение государственных методов управления инвестиционной деятельностью в трансформационный период в известном смысле возрастает. Разумеется, формы управления не могут оставаться неизменными. «Стихийный» нерегулируемый переход к рыночным отношениям чреват тяжелыми социально-экономическими последствиями. Анализ результатов функционирования национального хозяйства показывает, что попытки преодолеть инвестиционный кризис на основе чисто либеральных подходов к реформированию экономики в условиях отсутствия полноценной инвестиционной инфраструктуры не увенчались успехом.

Все это говорит о том, что выбранная для исследования тема является актуальной и требует разработки концептуальных основ эффективного государственного регулирования инвестиционных процессов для решения проблем экономического роста. Реализация данной цели требует синтеза достижений различных областей экономического знания с практическим отечественным и зарубежным опытом реформ и, в частности, государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Состояние изученности проблемы. Научные разработки российских и зарубежных исследователей государственного регулирования инвестиционных процессов в трансформационной экономике послужили творческим импульсом и исходной теоретической основой совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности, имеющей место в новой экономике, формирования ее институциональных основ.

В начале 90-х годов прошлого столетия в экономической литературе появилось значительное количество публикаций, посвященных теоретическим проблемам функционирования инвестиционной сферы и ее государственного регулирования. Большой вклад в разработку этих проблем внесли: Л. И. Абалкин, Н. И. Аристер, В. С. Бард, С. Ю. Глазьев, Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, Ю. А. Львов, Р. К. Мазитова, В. А. Мальгин, С. В. Мокичев, А. Городецкий, В. С. Дудкина, А. Я. Лившиц, Б. В. Плышевский, К. Павлова, А. Р. Тумашев, Ю. В. Яковец, Г. Е. Яковлев и др. Зарубежная научно-теоретическая база представлена в научных разработках П. Беренса, Р. Брейли, У. Гонца, Дж.Р.Гэлбрейта, О. Вильямсона, Д. Норта, Р. Познера, П. Росса, А. Смита, П. Самуэльсона, А. Маршалла, .Майерса, С. Макконне-лла и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что в отечественной экономической литературе проблема государственного регулирования инвестиционной деятельности в трансформационной экономике остается недостаточно исследованной. В работах ученых-экономистов еще слабо освещенными остаются проблемы, касающиеся характера и специфики государственного регулирования инвестиционных процессов в условиях становления рыночной экономики, формирования институциональных структур и их воздействия на характер государственного регулирования инвестиционных процессов. До настоящего времени в экономической литературе нет комплексных исследований по проблемам инвестиционной поддержки малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровнях. Острая необходимость ощущается сегодня в дополнительных научных исследованиях теоретических и методологических проблем, связанных с государственным регулированием инвестиционной деятельности на уровне регионов.

Недостаточная степень разработанности в научной литературе происходящих изменений в государственном регулировании инвестиционных процессов в трансформационной экономике, наличие значительного круга дискуссионных вопросов и определили выбор темы диссертации, цель исследования, его логику и структуру.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методологических основ, эффективных форм и методов государственного регулирования инвестиционных процессов в трансформационной экономике. Указанная цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:

— уточнить сущность и выявить особенности инвестиционной деятельности в России в современных условиях;

— определить формы и методы государственного регулирования, тенденции и противоречия;

— исследовать влияние институциональных преобразований на характер инвестиционных процессов;

— разработать теоретические и методологические основы стратегии долгосрочной государственной инвестиционной политики;

— обосновать конкретные предложения по созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций в трансформирующуюся экономику России;

— определить направления совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе.

Объектом исследования являются инвестиционные процессы, их развитие и реализация в условиях формирования новой экономики. Предметом исследования выступают экономические отношения, связанные с государственным регулированием инвестиционной деятельности в трансформационной экономике.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам трансформации государственного регулирования инвестиционных процессов в условиях осуществления радикальных экономических реформ. В диссертации использованы положения классических и неоклассических экономических теорий.

Решение поставленных задач осуществлялось на основе критического восприятия нормативно-правовых документов федерального, местного уровня, а также отечественных и международных материалов по исследуемой проблеме. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, опираются на анализ статистического материала о функционировании экономики РФ в целом и РТ, в частности. Основополагающий принцип методологического подхода к исследованиям данной проблемы основан на признании объективной сущности государственного регулирования инвестиционных процессов в условиях трансформации экономики.

Исследование проводилось с использованием общенаучных методов: анализа и синтеза, единства исторического и логического анализа, качественно-количественного анализа, системного подхода, структурного, факторного, функционального и сравнительного анализов. При проведении научных исследований широко использовались статистические методы.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— уточнено определение сущности базовых понятий инвестиционной теории: инвестиции, инвестиционный процесс, инвестиционная деятельность, а также их взаимосвязь и взаимообусловленность. Предложена трактовка категории «инвестиционного климата» как подсистемы институциональной экономики, отражающей общественно-экономические отношения и научно-технологическое обновление производительных сил общества посредством активной инвестиционной деятельности;

— доказана необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности в трансформационной экономике, порождаемая неспособностью рыночных регуляторов в современных условиях полноценно исполнять функции регулирования. Сделан вывод о том, что при формировании цивилизованных рыночных отношений на передний план выдвигается проблема повышения эффективности деятельности самого государственного аппарата управления;

— выявлено, что содержание процесса воздействия институциональных преобразований на инвестиционные процессы в трансформирующейся экономике находит выражение в разработке институциональных механизмов функционирования и развития, применении наиболее эффективных форм и методов реализации этого воздействия;

— обоснована необходимость разработки стратегии долгосрочной государственной инвестиционной политики, которая исходила бы из долгосрочной стратегии структурной перестройки российской экономики и ее экономического роста. Без этого невозможно добиться качественного государственного управления инвестиционной деятельностью;

— определены следующие приоритеты долгосрочной инвестиционной политики: а) потребительский секторб) производства, ориентированные на выпуск конкурентоспособной продукциив) предприятия, выпускающие наукоемкую продукцию и проводящие серьезные научные исследованияг) производства, на продукцию которых, согласно прогнозным оценкам, в течение длительного времени будет сохраняться повышенный спросд) производственная и социальная инфраструктура и др.;

— доказано, что проигрыш России в конкуренции с соседями за «культурного западного и восточного инвестора» во многом объясняется недостатками ее инвестиционного законодательства в области иностранных капиталовложений, слабостью их правового регулирования. Выявлены причины, сдерживающие притоки иностранных инвестиций в отечественную экономику: а) внутренняя нестабильностьб) криминализация общества и экономикив) высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства и др.;

— проведена систематизация недостатков инвестиционного климата в регионах, связанных с неэффективной регулирующей деятельностью как федеральных, так и местных органов власти в условиях трансформации экономики. В ряде регионов не наблюдается прогресс как в быстроте разработки экономической нормативно-правовой базы, так и в качестве принимаемых актов.

Практическая значимость исследования определяется проведенным анализом государственного регулирования инвестиционных процессов в трансформационной экономике. В диссертационной работе исследуются теоретические и практические проблемы, решение которых способно повысить эффективность государственного регулирования инвестиционной деятельности в современных условиях. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в качестве базы дальнейшего анализа актуальных проблем экономической политики государства в области регулирования экономических процессов в ходе осуществления радикальных экономических реформ.

Научные результаты диссертационной работы окажут практическую помощь при подготовке учебных курсов «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Государственное регулирование инвестиционных процессов», «Институциональная экономика».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 10 научных работах, докладывались на всероссийских и итоговых научных конференциях в период с 2001 по 2004 гг., состоявшихся в городах Москва, Санкт-Петербург, Казань, Набережные Челны, Альметьевск.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 199 источников, и четырех приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В трансформационной экономике, когда осуществляется ее структурная перестройка, как основа макроэкономической стабилизации, особую роль приобретают общественно-экономические отношения по поводу государственного регулирования инвестиционной деятельности. В современной экономической литературе отдельные авторы различают такие понятия, как государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование инвестиционных процессов. Нам представляется, что правомерно говорить о тождественности этих понятий, поскольку любое вмешательство оказывает так или иначе регулирующее воздействие. Как часть системы государственного регулирования инвестиционной деятельности может рассматриваться государственный контроль.

В условиях инвестиционного кризиса в экономике страны государство видит своей целью создание благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности и стимулирования частных инвестиций при одновременном ограничении своего участия в качестве непосредственного инвестора.

Инвестиции делятся на реальные (вложения в производственную сферу) и финансовые (вложения в ценные бумаги). В свою очередь инвестиции в реальные активы можно подразделить на четыре типа: 1) инвестиции в повышение эффективности- 2) инвестиции в расширение производства- 3) инвестиции в создание новых средств- 4) инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Финансовые инвестиции подразделяются на два вида: а) финансовые вложения в производственную сферуб) финансовые вложения в ценные бумаги.

В трансформационной экономике инвестиционные процессы действуют по тем же экономическим законам, но проявляются они с учетом специфических особенностей бизнеса. Эти особенности требуют всестороннего анализа и учета при формировании материально-технической базы отраслей народного хозяйства и инвестиционной политики. Возможности государственных инвестиций для покрытия имеющегося дефицита инвестиционных ресурсов крайне малы, и к тому же мала их эффективность. Требуются частные инвестиции — отечественные и иностранные. Однако для этого необходима большая работа по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Среди важнейших факторов, значительно усиливающих потенциал инвестиционного спроса, которые дадут о себе знать уже в ближайшее время, можно назвать следующие: а) удорожание основных ресурсов развитияб) усиление внутренней конкуренции, сохранение открытости российской экономики для иностранных товаров и капиталовв) нерешенность проблем конверсии оборонно-промышленного комплекса, восстановления и повышения конкурентоспособности военной продукции и др. Все это говорит о том, что без солидных инвестиций в интересах устойчивого экономического роста не обойтись.

Исследования показывают, что в процессе совершенствования рыночных отношений при сохранении основных принципов государственного регулирования происходит модификация форм и методов воздействия государства на инвестиционные процессы. Одновременно меняет свой состав и структуру инструментарий государственного регулирования инвестиционной деятельности. Это обусловлено, на наш взгляд, двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов инвестиций и усложнением их структуры. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия большого числа трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национальной экономики.

Исходя из выбранных критериев, можно выделить несколько вариантов классификации методов государственного регулирования экономики: а) по критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» различаются методы прямого воздействия и методы косвенного воздействияб) по организационно-институциональному критерию принято различать административно-правовые и экономические методы государственного регулирования инвестиций.

Преодоление противостояния государства и рынка возможно на базе эффективного взаимодействия и сочетания директивных и непосредственно рыночных регуляторов инвестиционных процессов. Практика показывает, что «чистых» экономических систем с одной формой управления не существует, — это теоретические абстракции. Данный феномен объясняется «принципом смешиваемости».

Преобразовательные мероприятия в трансформационной экономике России сопровождаются коренной перестройкой всей институциональной системы общества, которая представлена совокупностью основополагающих политических, экономических, правовых, социальных правил и неформальных ограничений, называемых институтами.

Взаимодействие государства и институциональных инвесторов представляет собой определенную систему общественных отношений между ними по поводу использования инвестиционных ресурсов в своих специфических интересах с целью максимизации дохода. Кроме того, это способствует созданию рыночного механизма инвестирования.

Содержание самого процесса воздействия институциональных преобразований на инвестиционные процессы в трансформирующейся экономике находит выражение в разработке институциональных механизмов функционирования и развития, применении наиболее эффективных форм и методов реализации этого воздействия. С другой стороны, характер анализируемого взаимодействия представляет собой конкретные формы взаимоотношений, складывающихся между обществом в лице конкретных субъектов государственной власти и инвесторами, выступающими движущей силой рыночного хозяйства.

Характерной особенностью российской институциональной трансформации является то, что формальные и неформальные институты во многом не дополняют друг друга, а скорее наоборот, — попытки внедрения формальных регуляторов приводили и приводят к активизации нестандартных моделей, расширению их ассортимента. В этих условиях большое значение имеет ускорение процесса институционализации неформальных правил под эгидой государственной власти.

Исследования показывают, что решить проблемы инвестиционного комплекса в обозримой перспективе и обеспечить соответствующий экономический рост возможно лишь на основе разработки четко выверенной и научно обоснованной стратегии долгосрочной государственной инвестиционной политики. При этом очень важно систематизировать и использовать опыт стран с рыночной экономикой.

Реализация цели стратегии долгосрочной инвестиционной политики в трансформирующейся экономике, как показывает анализ, обязательно предполагает проведение селективной инвестиционной политики, выделение прорывных направлений, требующих государственной поддержки, формирование долгосрочных инновационных и инвестиционных программ и проектов, выработку эффективного механизма их внедрения в реальную практику. Естественно, данные программы должны охватывать лишь стратегическую часть инвестиционной деятельности и не сковывать самостоятельность других субъектов инвестиционного процесса.

При формировании экономической среды в целях повышения инвестиционной активности в условиях инфляции и кризиса можно выделить на перспективу следующие приоритеты долгосрочной инвестиционной политики:

— развитие потребительского сектора;

— производства, ориентированные на выпуск конкурентоспособной продукции;

— предприятия, выпускающие наукоемкую продукцию и проводящие серьезные научные исследования. Они создают положительные внешние эффекты и вполне обоснованно могут претендовать на субсидии со стороны государства;

— производства, на продукцию которых, согласно прогнозным оценкам, в течение длительного времени будет сохраняться повышенный спрос;

— предприятия, охватывающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого качества. Их стимулирование связано с повышенным риском для инвесторов;

— производственная и социальная инфраструктуры;

— предприятия, развитие которых создает дополнительный спрос на рабочую силу.

В условиях дефицита бюджетных средств для целей инвестирования необходимо развивать такие механизмы эффективного государственного инвестирования, как конкурсное размещение бюджетных капиталовложений, долевое государственно-коммерческое финансирование проектов. Эти механизмы государственного инвестирования должны быть дополнены делегированием государственных функций «стратегического» инвестора частному капиталу. Формы государственной поддержки инвестиционных проектов должны дифференцироваться в зависимости от значимости проекта.

В трансформирующейся экономике хозяйствующие субъекты все больший интерес проявляют к лизингу, который является разновидностью инвестирования. Лизинг в различных формах широко распространен в развитых странах. Он имеет много преимуществ в отличие от других источников инвестиционной деятельности. Его роль в активизации инвестиционной деятельности должна возрастать.

Одной из важнейших составляющих инвестиционного процесса являются иностранные инвестиции. К сожалению, России пока не приходится рассчитывать на сколь-нибудь крупномасштабные иностранные инвестиции в экономику. Объяснением тому служат причины, связанные с медленным улучшением инвестиционного климата.

Отечественная экономика в условиях инвестиционного кризиса нуждается, прежде всего, в частных прямых иностранных инвестициях. Это нашло отражение в российском законодательстве и, в частности, в «Законе об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В соответствии с этим и другими законами России иностранным инвесторам предоставляется, как это принято в международной практике, национальный режим, т. е. режим, в принципе не хуже того, которым пользуются национальные деловые круги. Вместе с тем значительная часть вопросов, касающихся иностранных инвесторов, остается неурегулированной. Это ведет к снижению доли прямых иностранных инвестиций в экономику России.

Значительную работу необходимо провести по актуализации действующих законов, а главное, по обеспечению их безусловного выполнения, что представляется слабым местом российской экономики и общества, не изживших до сих пор правовой нигилизм. Вступление России в ВТО еще более обостряет данную проблему. Особого внимания заслуживает проблема укрепления правовых гарантий для внешних инвесторов, в частности, путем введения порядка рассмотрения инвестиционных споров с их участием в международном арбитраже.

Регулирование прямых иностранных инвестиций осуществляется не только на уровне федерального центра, но и органами власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления. В настоящее время примерно в 50 российских регионах действуют специальные законы об иностранных капиталовложениях, в остальных они регулируются общими инвестиционными законами, принятыми практически повсеместно.

Инвестирование играет ключевую роль в решении фундаментальных проблем экономики не только на уровне всего народного хозяйства, но и на уровне отдельных регионов. Поэтому местные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными инвестиционными процессами, формировании благоприятного инвестиционного климата. Исследования показывают, что инвестиционный процесс происходит более эффективно и интенсивно в том случае, если регион имеет собственную инвестиционную политику, оптимально сочетающуюся с государственной инвестиционной политикой.

Осуществлять превращение инвестиций в динамически устойчивый мощный поток возможно лишь в том случае, если будет обеспечено эффективное управление процессом улучшения инвестиционного климата. При этом очень важно найти или создать единую технологию управления инвестиционной привлекательностью на всех уровнях управления, в том числе и региональном.

Инвестиционный климат представляет собой обобщенную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, обеспечивающих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, корпорации).

В целях повышения эффективности использования инвестиционного потенциала при формировании более благоприятного инвестиционного климата региона необходимо сделать упор на оценку состояния, развития и обеспечения использования всех возможностей научно-технологического и инновационного потенциалов. Большое значение имеет и структуризация инвестиционного климата регионов по отраслям, хотя бы основным, приоритетным в экономике и по районам субъекта Федерации.

В трансформационной экономике России инвестиционную деятельность приходится осуществлять в условиях существенных рисков, что связано с неопределенностью и изменчивостью экономической среды. Инвестиционный риск мы определяем как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан.

Большое значение в формировании благоприятного климата в регионе имеет нормативно-правовая база, соответствующая мировому опыту и стандартам. Несмотря на то, что процесс нормотворчества в инвестиционной сфере на региональном уровне набирает темпы, тем не менее в ряде регионов не наблюдается прогресс как в быстроте разработки экономической нормативно-правовой базы, так и в качестве принимаемых актов. Все это не способствует улучшению инвестиционного климата, а следовательно, и увеличению притока инвестиций в регион.

Регионы должны использовать все предоставленные федеральным законодательством возможности при регулировании вопросов, связанных с привлечением отечественных и иностранных инвестиций (предоставление налоговых льгот, государственных гарантий и т. п.), шире использовать право законодательной инициативы для внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство.

Определенный интерес по созданию благоприятного инвестиционного климата представляет опыт Республики Татарстан. Здесь используется достаточно большой арсенал форм государственного регулирования инвестиционной деятельности. Таковыми являются: а) установление для инвесторов налоговых льгот в форме полного или частичного освобождения от уплаты налогов и сборов, зачисляемых в госбюджетб) предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерациив) реструктуризация задолженности по платежам в республиканский бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займамг) участие в финансировании инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджетад) предоставление бюджетных кредитов и займов в соответствии с действующим законодательством и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: Кодекс, 1995.-240 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: ИНФРА-М, 1996.-352 с.
  3. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2001. — Часть 1. — № 33. — 13 августа.
  4. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЭ// Собрание законодательства РФ. 2001. — Часть 1. — № 33. — 13 августа.
  5. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах"// Законодательство и экономика. 1996. — № 3−4. — С. 27−50.
  6. Федеральный закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3.
  7. Федеральный закон Российской Федерации «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ.
  8. Федеральный закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции».
  10. Постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении положения об акционерных обществах». Холдинги. Сборник нормативных актов с комментариями и схемами. — М.: Юрист, 1994. — 256 с.
  11. Закон РТ от 25 ноября 1998 г. № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» (с изм. и доп. от 24 июня 2003 г.).
  12. Закон РТ от 19 июня 1994 г. № 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» (с изм. и доп. от 27 июня 2001 г., 27 сентября 2003 г.).
  13. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 января, 16 апреля 1996 г.).
  14. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики// Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С.4−12.
  15. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики// Вопросы экономики. 2002. — № 6. — С.3−12.
  16. Л.И. Роль государства и борьба с экономическими долгами// Экономист. 1998. — № 9. — С.3−11.
  17. Л .И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы// Вопросы экономики. 2000. -№ 12. — С.3−11.
  18. С.И. Управление инвестициями в основной капитал. -М.: Экзамен, 2002. 544с.
  19. С.И. Инвестирование. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 434 с.
  20. С., Шастико А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России// Вопросы экономики. -2003. -№ 9. -С. 18−32.
  21. А. Макроэкономическая политика и институциональные «ловушки»// Экономист. 2002. — № 2. — С.44−49.
  22. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике// МЭ и МО. 2003. — № 3. — С.47−57.
  23. Г. Прямые иностранные инвестиции в России// МЭ и МО. 2003. — № 9. — С.60−66.
  24. B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. -М.: «Экзамен», 2000. 384 с.
  25. B.C., Бузулуков С. Н., Дрогобыцкий И. Н., Щепетова С. Е. Инвестиционный потенциал российской экономики. М.: «Экзамен», 2003.-320 с.
  26. Р. Инвестиции в научно-образовательный комплекс// Экономист. 2001. — С.13−15.
  27. А. Финансово-кредитное регулирование инвестиционного процесса в России. М.: Финансы и статистика, 2002. — 352 с.
  28. А., Филин С. Инфраструктура государственного управления как составная часть инвестиционной структуры// Инвестиции в России. 2001. — № 9. — С. 18−26.
  29. А. Государственное регулирование необходимо// Экономист. 1993. — № 10. — С.5−9.
  30. Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования// Экономист. 2001. — № 4.
  31. А.Р. Эффективный экономический рост в 2001—2010гг.: условия и ограничения// Проблемы прогнозирования. 2003. — № 1. -С.29−34.
  32. Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы// МЭ и МО. 2003. — № 9. С.60−66.
  33. Е. Сравнительный анализ инвестиционных преимуществ в федеральных округах// Экономист. 2001. — С.55−59.
  34. В.А. Особенности первоначального накопления капитала в России// Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. -2001. № 4. — С.19−43.
  35. Т. Рынок институциональных инвестиций: состояние и перспективы// Вопросы экономики. 2000. — № 1. — С. 156−160.
  36. А.С. К вопросу о трансформации сбережений в инвестиции// Деньги и кредит. 2003. — № 4. — С.38−47.
  37. А.С. Капиталообразование в России// Вопросы экономики. 2001. — № 3. — С.54−68.
  38. А.С. Россия в мировом инвестиционном процессе// Вопросы экономики. 2004. — № 6. — С.74−84.
  39. Д. Правовое регулирование иностранных инвестиций: мировой опыт// Инвестиции в России. 2002. — № 8. — С.3−8.
  40. Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства// Вопросы экономики. 2001. — № 4. — С.92−99.
  41. С., Нестеров Л. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы// Вопросы экономики. 2002. — № 3. — С.51−64.
  42. А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса// Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 104−112.
  43. А. Особенности государственного регулирования экономики// Проблемы, теория и практика управления. — 1996. — № 6. -С.19−20.
  44. Е. Инвестирование в реальный сектор экономики// Журнал для акционеров. 2000. — № 10. — С. 15−20.
  45. А., Смирнов А. Инвестиционная политика: Каким методам регулирования отдать предпочтение?// Российский экономический журнал.-2001.-№ 11.-С.З-10.
  46. А., Привалов А. Худший закон России// Эксперт. 2002. — № 9. — С. 12.
  47. Ю.П., Олейников Е. А. и др. Инвестиционная политика современной России/ Под ред. акад. Е. А. Олейникова. М.: Рос. экон. акад., 2001.-410 с.
  48. Т. Конкурентные позиции России на мировом рынке инвестиций// Экономист. 2003. — № 9. — С.38−43.
  49. Н.Ф. Государственное регулирование экономики -императив времени// Научный Татарстан. 1998. — № 3. — С.36−40.
  50. Е. Тактика реформ и уровень государственной нагрузки на экономику// Вопросы экономики. 1998. — № 4. — С.4−13.
  51. И.Н. Государственное содействие развитию предпринимательской деятельности в Бельгии// Маркетинг. 2000. — № 1. -С.7.
  52. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. М.: «Консалт-Банкир», 2002. -704 с.
  53. С. Промышленная политика// Эксперт. — 2002. № 20.1. С. 60.
  54. С. Управление развитием рыночной экономики// Экономист. 1999. — № 8. — С.29−35.
  55. А., Павличенко Ю. Реформирование естественных монополий// Вопросы экономики. 2000. — № 1. — С.137−146.
  56. Государственное регулирование инвестиций/ Ред. В.П.Орешин/ РАН. Институт народнохозяйственного прогнозирования. М.: Наука, 2000. — 149 с.
  57. Государственное регулирование инвестиций: Монография. М.: Наука, 2000.- 151 с.
  58. Государственное регулирование инвестиционных процессов в России// США: экономика, политика, идеология. 1997. — № 3. — С.30−36.
  59. Государственное регулирование экономики России (теория, методология, опыт). М.: РАН, 2001. — 236 с.
  60. Государство в меняющемся мире (Отчет Всемирного банка)// Вопросы экономики. 1997. — № 7. — С.4−34.
  61. Государство в переходной экономике// Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 2. — С.20−31.
  62. Государство в переходной экономике// Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 2. — С.20−31.
  63. В.А. Социальные режимы налогообложения малого бизнеса: настоящее и будущее// Финансы и кредит. 2003. — № 2. -С.27−32.
  64. Т., Пазовский А. Под сенью коррупции// ЭКО. -2000.-№ 2. С.153−165.
  65. Р., Рубинштейн А. «Социальная работа» в контексте рационального поведения государства// Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С.58−66.
  66. К. Государственное регулирование частных инвестиций// Экономист. 1999. — № 5. — С.44−51.
  67. Дж.К. Экономические теории и цели общества/ Пер. с англ. М.: Прогресс. — 1979. — 406 с.
  68. Т.Н. Институциональное регулирование инвестиционного рынка в России// Финансы и кредит. 2002. — № 20. — С13−17.
  69. А., Маликов Р. Коррупционная основа административных барьеров// Вопросы экономики. 2003. — № 11.- С. 78.
  70. М. Портфельные инвестиции в России: региональные и отраслевые предпочтения// Рынок ценных бумаг. 1996. — № 8. — С.40−42.
  71. В. Экономическая власть и институциональная теория// Вопросы экономики. 2004. — № 3. — С.50−64.
  72. Деньги для малого бизнеса — это инвестиции в стабилизацию: С всероссийского совещания по вопросам поддержки малого бизнеса в Великом Новгороде// Бизнес для всех. 2000. — № 6. — С.2−3.
  73. М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроль// Вопросы экономики. 2001. — № 10. -С.55−69.
  74. Дерябина Яна. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ// Инвестиции в России. 2003. -№ 1. — С.3−13.
  75. Дерябина Яна. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Свердловской области и г. Екатеринбурге: анализ и перспективы// Инвестиции в России. 2002. — № 12. — С.8−16.
  76. Диверсификация российской экономики: современные проблемы и задачи (Доклад Минэкономразвития)// Вопросы экономики. 2003. -№ 12.-С.4−22.
  77. JI.B. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы// Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С.5−9.
  78. B.C. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой// Российский экономический журнал. — 1998.3. С.38−58.
  79. B.C. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики// Экономист. 1998. — № 5. — С.40−45.
  80. В. От Госплана до наших дней// Эксперт. 2002. -№ 20. — С.60.
  81. П.М. Актуальные направления экономической политики// Вопросы экономики. 2003. — № 12. — С.4−22.
  82. С. Роль государства в сотворении «южнокорейского чуда»// Российский экономический журнал. 1993. — № 5. — С.98−114.
  83. С. Государственное регулирование экономики в переходный период// Экономист. 1991. — № 5. — С.28−38.
  84. С. Особенности современного регулирования прямых иностранных инвестиций// Инвестиции в России. 2004. — № 1. -С.11−15.
  85. A.M. Стратегия государственного регулирования экономики и преодоление ее кризисного состояния в Российской Федерации. М.: Международная кадровая академия, 2000. — 238 с.
  86. А.С. Инвестиционный процесс и структурная политика// ЭКО. 2000. — № 6. — С. 11−27.
  87. Д. К обоснованию концептуальной модели регулирования российской экономики// Российский экономический журнал. -1997.-№ 1. -С.11−14.
  88. Н.Г. Государство и малый бизнес. М.: Наука, 1997.176 с.
  89. О. Государственная политика привлечения иностранного капитала в Японии// Внешняя торговля. 2000. — № 10. — С. 15−20
  90. Ф.А. Негативные экстерналии и проблемы государственного регулирования// Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1998. — № 3. -С.86−100.
  91. В. Государство и корпорация// Экономист. 2000. -№ 1. — С.68−71.
  92. JI.A. Государственное участие в инвестиционной деятельности// Финансы. 1999. -№ 11.- С.20−22.
  93. JI.A. Новые тенденции в финансировании инвестиционной деятельности// Финансы. 2001. — № 9. — С.64−67.
  94. Н.В. Инвестиции: организация, управление и формирование. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 176 с.
  95. А.Б., Картышев С. В., Постников А. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филинъ, 1997. -272 с.
  96. А. Бремя государства// Вопросы экономики. -1996. № 9. — С.4−27.
  97. А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором// Вопросы экономики. -2001. № 4. — С.4−30.
  98. Инвестиционный климат в России (доклад экспертного института)// Вопросы экономики. 1999. — № 12. — С.4−25.
  99. Инвестиционный рынок: конъюнктура 2003 года// Инвестиции в России. 2004. — 6. — С. 23−35.
  100. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода// Вопросы экономики. 2000. — № 2. — С. 108−127.
  101. С.В. Государственное регулирование инвестиционных процессов в России//Государственное регулирование экономики: Тезисы научной конференции. Т.2. — 4.1. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — С.46−49.
  102. И.А., Мальгин В. А., Тимирясов В. Г. Преобразование государственной собственности в условиях институциональных изменений. Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права.-2001. — 124 с.
  103. Как сформировать и реализовать государственную промышленную политику// Российский экономический журнал. 2003. — № 7. — С.3−8.
  104. В.Д. Экономика и бизнес. М.: Изд-во МГУ. — 2002.356 с.
  105. В. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований// Российский экономический журнал. 1999. — № 2. — С.3−14.
  106. В. Возрастающая ответственность государства// Российский экономический журнал. 1998. — № 10. — С.59−80.
  107. Н.А. Регулирование иностранных инвестиций в России// Вопросы экономики. 2003. — № 2. — С.145−148.
  108. Н. Источники инвестиционных ресурсов в России// ЭКО. 2000. — № 1. — С.76−84.
  109. Р. Фирма, рынок и право/ Пер. с англ. М.: Дело. — 1993.192 с.
  110. О. Государственное регулирование иностранных инвестиций// Современная экономика. 1997. — Выпуск 3. — С.39−46.
  111. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2050:стратегия инновационного прорыва. — М.:ЗАО Издательство «Экономика», 2004. — 632 с.
  112. .Н., Яковец Ю. В., Сулакшин С. В. Антиинновационный климат России// Экономика и жизнь.- 2004. № 43.- С.2−3.
  113. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М.: ЛОГОС, 1998. — С. 164−229.
  114. Л.П. Экономическая теория: Учеб. пособ. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Гелиос АРВ, 1999. — С.435−463.
  115. Л.Г. Финансовые инструменты государственной поддержки предпринимательства в России// Право и экономика. 1999. -№ 19. — С.23−35.
  116. В.В. Задачи экономического роста// Экономист.2003. -№ 1. С.12−16.
  117. В., Швецов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М: УРСС, 1997.-372 с.
  118. В. Лизинг техники основа государственной поддержки АПК России// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. — 2000. — № 12. — С.9−12.
  119. В. Привлечение иностранного капитала// Журнал для акционеров. 2000. — № 8. — С34−37.
  120. С.П., Павлов К. В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. Апатиты: Изд-во КПЦ РАН, 1993. — 178 с.
  121. М. Прямые иностранные инвестиции: движение и значение// Экономист. 2003. — № 3. — С.23−27.
  122. Д.С. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма// Вопросы экономики. 2000. — № 2. — С.90−106.
  123. Е., Шлемина И. Госзаказы и контракты в системе государственного регулирования// Вопросы экономики. 1991. — № 7. -С.96−106.
  124. Магомедов Ж Государственное регулирование рыночной экономики// Экономист. 1999. — № 8. — С.29−35.
  125. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х томах: Т.1/ Пер. с англ. М.: Республика, 1992. — 399 с.
  126. М. Особенности инвестиционного процесса в России// Инвестиции в России. 2001. — № 2.
  127. С.А. Когда необходимо вмешательство государства// ЭКО. 1998. — № 9. — С.123−137.
  128. Малое предпринимательство в России// Вопросы экономики. -2000. -№ 10. С.70−79.
  129. А.В. Государственное участие в долгосрочных инвестициях// Общество и экономика. 1997. — № 12. — С.3−29.
  130. П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. М., 1971.-257 с.
  131. С.В. Структурные преобразования собственности в трансформационной экономике. Казань, 1999. — 200 с.
  132. А.С. Концептуально-методические основы комплексной оценки региональной системы поддержки и развития малого предпринимательства в г.Москве// Финансовый менеджмент. 2002. -№ 5. — С.108−120.
  133. Д.Ю. Усиление государственного вмешательства в экономику России: необходимо ли оно// ЭКО. 1997. — № 9. — С.5−9.
  134. Нормативная модель управления инвестициями на уровне муниципального образования// Инвестиции в России. 2004. — № 2. — С.3−8.
  135. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 256 с.
  136. Р. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики// Вопросы экономики. 2000. — № 6. -С.126−145.
  137. Р. Экономика развития: модели становления рыночной экономики// Вопросы экономики. 2002. — № 6. — С. 156.
  138. О. О государственной поддержке малого бизнеса в России// Экономист. 2002. — № 8. — С.45−51.
  139. С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей// Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — С.46−47.
  140. В. Основные принципы экономической политики/ Пер. с нем. М.: Прогресс, 1995. — 458 с.
  141. А. «Бизнес по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма// Вопросы экономики. 2001. — № 5. — С. 1416.
  142. А. Институциональные аспекты социально-экономических трансформаций. М.: ТЕИС, 2000. — 182 с.
  143. М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп/ Пер. с англ. М.: ФЭИ, 1995. — 174 с.
  144. А.К. Инвестиционная привлекательность регионов России// Бизнес и политика. 1997. — № 1. — С. 14−17.
  145. И. Государство в меняющемся мире: ставка на эффективность// Мировая экономика и международные отношения. 2001. -№ 6. — С.111−116.
  146. К. Общий закон о волнообразном характере соотношения рыночных и государственных методов регулирования экономики// Общество и экономика. 2000. — № 7. — С. 17−23.
  147. Г. Устойчивый экономический рост определяется инвестиционной политикой// Финансы. 2003. — № 7. — С.11−13.
  148. И.Н. Проблемы вывода и бегства капитала из России (вопросы стратегии и тактики)// Финансы и кредит. 2001. — № 11. — С.2−6.
  149. А. Как усилить госстимулирование участия финансовых структур в деятельности промышленных корпораций// Российский экономический журнал. 1999. -№ 4.-С.110−111.
  150. А. Российская рыночная модель: пути реализации// Вопросы экономики. 2002. — № 10. — С.35.
  151. Предпринимательство в условиях развития рыночных отношений. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 268 с.
  152. Е. «Косметический ремонт» малому бизнесу не поможет// Российская газета. 2002. — № 73. — С. 16.
  153. Проблемы законодательного регулирования процессов созданияи функционирования финансово-промышленных групп в России// Инвестиции в России. 2001. — № 2. — С.7−15.
  154. С.П., Петров Б. В. Современные проблемы развития малого предпринимательства в России// Финансы. 2001. — № 4. — С.46−48.
  155. В. Государство и предприниматель: отношения на микроуровне// Вопросы статистики. 1998. — № 12. — С.3−7.
  156. А. Корпоративное управление в России: ограничение и перспективы// Вопросы экономики. 2002. — № 1. — С.101−124.
  157. Развитие предпринимательства в России// Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 11. — С.28−31.
  158. Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России// Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. — 2000. № 4. — С.30−45.
  159. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: Институт экономики РАН, 1997. — 205 с.
  160. М. ФПГ как фактор повышения инвестиционной активности российской экономики// Финансы. 2000. — № 1. — С.27−34.
  161. Д. Рыночная экономика и Россия/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1994. — 331 с.
  162. М. Анализ форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах Центрального федерального округа// Инвестиции в России. 2003. — № 8. — С.3−8.
  163. Р. Развитие инвестиционной сферы в российской экономике// Экономико-правовой вестник. 1999. — № 3. — С. 11−14.
  164. М.В. Экономические реформы в России и инвестиционный процесс// Финансовый бизнес. 2002. — № 5. — С.3−9.
  165. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М., 1962.-372 с.
  166. В. Кривая дорога прямых инвестиций// Вопросы экономики. 2003. — № 1. — С.92−95.
  167. Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во Московского гос. ун-та «ИНФРА», 1997. — 718 с.
  168. А. Не бывает экономического роста без вложений// Экономика и жизнь. 2004. — № 38. — СЛ.
  169. Е.С. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт// ЭКО. 1998. — № 1. — С.20−39.
  170. В. Роль государства в экономике: американский опыт// Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 4. — С. 14−17.
  171. В.А. Институциональный рынок как механизм институциональных изменений// Общественные науки и современность. -2001. № 5. — С.25−38.
  172. В.А. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М.: МГУ ТЕИС, 1997. — 125 с.
  173. М. Условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата// Экономист. 2001. — № 11.- С.44−47.
  174. А.Р. Государственное регулирование экономики. Казань: Изд-во КГУ, 1995.- 176 с.
  175. Условия восстановления государственного регулирования экономики// Экономист. 1998. — № 6. — С. 14−23.
  176. И. Кейнсианство доктрина регулируемой экономики// Экономист. — 1996. — № 9. — С.78−87.
  177. В. Инвестирование в производство// Экономист. -2000. -№ 10. С.17−30.
  178. Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-Сервис, 1998.-687 с.
  179. С., Багирова О. Стратегическое планирование как инструмент управления и активизации роста государственных инвестиций в региональный сектор экономики// Инвестиции в России. 2002. -№ 10. — С.34−48.
  180. Флитчер A. JL, Росс Б. Как работает Вашингтон. М., 1995.156 с.
  181. А., Ревизов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения// Вопросы экономики. 1999. — № 9. — С.57−68.
  182. С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике// Вопросы экономики. 1998. — № 11.- С.88−92.
  183. С. Роль всемирной торговой организации в регулировании международного движения капитала// Инвестиции в России. 2002. -№ 6. — С.25−28.
  184. А. Регулирование иностранных инвестиций// Инвестиции в России. 2002. — № 6. — С.3−6.
  185. В. К формированию системы индикативного планирования и ее инвестиционно-бюджетного инструментария// Российский экономический журнал. 1999. — № 7. — С.13−19.
  186. Ф. Государство и экономика (власть и бизнес). М.: Экономика, 1999. — 414 с.
  187. У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции/ Пер. с англ. -М.: ИНФРА, 1997.-306 с.
  188. А. Предметно-методологические особенности новой инструментальной экономической теории// Вопросы экономики. 2002. -№ 1. — С.24−41.
  189. Ю. Экономическая роль государства в современном мире// Экономист. 1999. — № 1. — С.25−34.
  190. М. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. — 305 с.
  191. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы государственных финансов. М.: Наука, 1995. — 232 с.
  192. Е. Без дотаций и привилегий// Эксперт. 2002. — № 8.1. С. 17.
  193. Е. Бремя государства и экономическая политика// Вопросы экономики. 2002. — № 1. — С. 11 -30.
  194. China Statistics Yearbook. Beijing, China Statistics Press. -2001.-646 p.
  195. World Economic Outlook. JMF. September. 2003. — 256 p.
Заполнить форму текущей работой