Методика эффективного использования цифровых лабораторий на уроках химии в общеобразовательной школе
Выявлены методические условия эффективного применения ЦЛ на уроках химии: доминирование дидактической цели, целесообразность применения ЦЛ, проблемность обучения, осознанность выполняемых действий и приобретаемых знаний, кратковременность эксперимента, вариативность применения ЦЛ. Установлено, что организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся с применением ЦЛ возможна, если… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С ЦИФРОВЫМИ ЛАБОРАТОРИЯМИ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
- 1. Химический эксперимент в современной школе
- 2. Роль количественного эксперимента
- 3. Дидактический потенциал цифровых лабораторий
- 4. Использование химического эксперимента в проблемном обучении
- 5. Возможность создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента
- ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
- 6. Проблемы применения ЦЛ на уроках химии
- 7. Психолого-педагогические основы организации познавательной деятельности
- 8. Методические условия использования ЦЛ на уроках химии
- ГЛАВА III. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ
- 9. Методика применения цифровых лабораторий
- 10. Педагогический эксперимент по проверке эффективности методики
Методика эффективного использования цифровых лабораторий на уроках химии в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время учитель химии имеет возможность использовать в своей практике цифровые лаборатории (ЦЛ), позволяющие организовать химический эксперимент на новом уровне, перейти от исключительно качественной оценки наблюдаемых явлений к анализу их количественных характеристик, по-новому изучать явления и свойства веществ. Интерпретация результатов количественных экспериментов играет важную роль в развитии критического анализа информации, позволяет научить школьников сравнивать и обобщать, выявлять главное и устанавливать закономерности, самостоятельно формулировать проблему, выдвигать и экспериментально проверять гипотезу, формулировать выводыпозволяет обучать методам познания. Такой подход определяется целевыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Эффективным инструментом в реализации данного подхода представляется организация учебного исследования с использованием проблемного подхода в обучении (A.M. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, В.П. Гаркунов). Количественный эксперимент в этом случае служит исходным моментом, побуждающим школьников к самостоятельной поисковой деятельности, в ходе которой они приобретают новые знания и умения. Вместе с тем, идеология школьного химического образования такова, что нельзя сразу и непосредственно перейти к внедрению новых экспериментальных методов исследования, здесь существуют два барьера: психологический и методический. Для преодоления психологического барьера необходимо снизить уровень сложности восприятия новых методов исследования в науке, а для преодоления методического — найти доступное для школьников объяснение сущности и возможностей этих методов исследования (А.И. Маркушевич).
Важно учитывать и организационные трудности, ограничивающие внедрение новых средств обучения, в данном случае ЦЛ. Часто учителя не могут оценить дидактические возможности данных средств обучения, не владеют методикой их использования. Практически ни в одной из действующих школьных программ по химии количественному эксперименту не уделяется должного внимания. На практике лишь отдельные учителя химии используют ЦЛ, причем акцент, как правило, переносится на внеурочную деятельность школьников, в частности, на организацию проектных работ, полевых исследований, элективных курсов и кружков.
Таким образом, существует противоречие между значительным, и в то же время практически невостребованным, дидактическим потенциалом ЦЛ и необходимостью повышения познавательной активности школьников, осознанности их знаний по химии.
Проблема исследования: необходимость повышения познавательной активности школьников, учебной самостоятельности, осознанности их знаний по химии.
Объект исследования: процесс обучения химии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: познавательная деятельность учащихся при изучении химии с использованием цифровых лабораторий.
Цель исследования: повышение познавательной активности и качества знаний учащихся.
Гипотеза: повышения качества знаний на уроке в условиях учебного химического эксперимента с использованием ЦЛ можно добиться, если:
1. учащиеся понимают возможности ЦЛ для исследования веществ и явлений;
2. ЦЛ используется для создания проблемной ситуации и ее разрешения в условиях сотрудничества учащихся;
3. использование ЦЛ завершается этапом рефлексии, в ходе которой учащиеся осознают, какое знание они приобрели и каким образом это новое знание было получено.
Для реализации цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. определить возможности создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента и разработать новый подход к их разрешению;
2. на основе анализа научно-методической литературы, опыта учителей выявить, проанализировать проблемы и определить условия эффективного применения ЦЛ на уроках химии для организации самостоятельной работы школьников в форме исследовательского эксперимента.
3. Разработать методику эффективного применения ЦЛ на уроках химии в общеобразовательной школе на основе проблемного обучения и проверить ее эффективность.
Методологическую основу исследования составляют:
Системно-деятельностный подход к построению учебного процесса (А.Н. Леонтьев, З. А. Решетова, Е.Е. Минченков).
Концепция проблемно-развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, И. Я. Лернер и др.).
Деятельностная теория психики (Д.В. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.).
Теория проблемного обучения (В. Оконь, A.B. Брушлинский, A.M. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер и др.).
Научные труды, посвященные проблеме качества знаний учащихся (И.Я. Лернер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, М. А. Данилов, и др.).
Методика организации учебного химического эксперимента (В.Н. Верховский, С. Г. Шаповаленко, Д. М. Кирюшкин, П. А. Глориозов, К. Я. Парменов, B.C. Полосин, Л. А. Цветков, Э.Г. Злотников).
Методика организации развивающего обучения с использованием проблемного химического эксперимента (B.C. Полосин, В. Я. Вивюрский, П. А. Оржековский, H.A. Титов, В. Н. Давыдов, В. П. Гаркунов, Ю. В. Сурин, П. И. Беспалов и др.).
Работы, посвященные развитию системы учебного оборудования, материально-технических условий обеспечения учебного химического эксперимента (A.A. Грабецкий, Л. И. Дрижун, Т. С. Назарова, и др.).
В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ проблемы на основе изученной философской, педагогической, психолого-педагогической литературыанализ теоретических исследований и педагогического опыта по методике применения ЦЛ.
2. Эмпирические: педагогический экспериментнаблюдение за учебным процессомбеседы с учащимися и учителямиопросы, анкетирование с целью выяснения проблем применения ЦЛ на уроках химиитестированиеметоды математической статистики.
Экспериментальная база исследования: Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1287 с углубленным изучением иностранных языков г. Москвы, Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 528 г. Москвы. Общий охват учащихся составил 340 человек.
Этапы исследования.
Первый этап исследования (2007;2008 гг.) включал анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, изучение опыта применения ЦЛ в России и за рубежом. Проводились беседы с учителями и учащимися, анкетирование с целью выявления проблем, ограничивающих применение ЦЛ в школьной практике. Проводились лабораторные опыты в 8−11 классах с использованием ЦЛ по методикам, разработанным зарубежными авторами. Выявлялись возможности создания проблемных ситуаций и постановки проблем с использованием количественного эксперимента.
В результате были выявлены проблемы использования ЦЛ на уроках химии, определены возможности создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента, сформулирован понятийный аппарат исследования и его методологическая основа.
Второй этап исследования (2008;2009 гг.) — на основании анализа выявленных проблем и оценки возможности создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента разработана методика применения ЦЛ на уроках химии, определены основные направления проверки педагогической эффективности разработанной методики.
На третьем этапе исследования (2009;2012 гг.) осуществлены формирующий и контролирующий этапы педагогического эксперимента, проведена обработка полученных результатов, завершена разработка методики применения ЦЛ на уроках химии в общеобразовательной школе.
Научная новизна исследования.
1. Предложен новый подход создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента, который заключается в получении количественных результатов, в представлении количественных результатов в наглядной форме, в анализе закономерностей и выявлении противоречий, требующих теоретического объяснения.
2. Выявлены методические условия эффективного применения ЦЛ на уроках химии: доминирование дидактической цели, целесообразность применения ЦЛ, проблемность обучения, осознанность выполняемых действий и приобретаемых знаний, кратковременность эксперимента, вариативность применения ЦЛ. Показано, что количественный эксперимент с применением ЦЛ наиболее эффективен, если познавательная деятельность школьников организована как самостоятельное учебное исследование в малых группах сотрудничества и завершается рефлексивно-оценочным этапом.
3. В соответствии с выявленным подходом к созданию проблемных ситуаций и установленными методическими условиями разработана методика применения ЦЛ на уроках химии.
4. Разработаны рекомендации к учебной программе по включению экспериментов с применением ЦЛ в основной и старшей школе.
Теоретическая значимость исследования.
Расширены представления о возможностях использования количественных опытов в общеобразовательной школе для создания проблемных ситуаций, которые позволяют сформировать у учащихся осознанный подход к описанию свойств веществ, к пониманию механизмов получения научных фактов, их представления в наглядной форме и построения теоретических моделей, отражающих сущность изучаемых явлений.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке и успешной проверке методики применения ЦЛ на уроках химии, которая включает:
1. девять новых количественных опытов с использованием ЦЛ для 8−11 классов;
2. рекомендации к примерной программе проведения экспериментов с применением ЦЛ в основной и старшей школе на базовом уровне;
3. методические рекомендации для учителей и инструктивные карты для учащихся к лабораторным опытам.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Использование ЦЛ на уроках химии в общеобразовательной школе, требует от учащихся теоретических объяснений получаемых результатов количественных экспериментов, что активизирует их мыслительную деятельность и приводит к необходимости использования таких умственных операций как сравнение фактов, их анализ, формулировка выводов.
2. Количественный эксперимент позволяет создавать проблемные ситуации, суть которых заключается в столкновении учащихся с явлениями и фактами, результатами измерений, требующими теоретического осмысления, что побуждает их к самостоятельному приобретению новых знаний.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием взаимодополняющих методов педагогического исследования (педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование) — устойчивой воспроизводимостью результатов экспериментаприменением статистических методов их обработки.
Проверка и внедрение результатов исследования проводились непрерывно по мере их получения. Материалы работы были представлены на конференциях различного уровня:
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы химического образования» (Нижний Новгород, 2011).
Всероссийская научно-практическая конференция химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования» (Санкт-Петербург, 2010, 2011).
VII Всероссийская интерактивная (с международным участием) конференция молодых ученых «Современные проблемы теоретической и экспериментальной химии» (Саратов, 2010).
Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественнонаучного образования» (Оренбург, 2009; Челябинск, 2009).
Международная научно-практическая конференция.
Методологические и методические проблемы подготовки учителя химии на современном этапе" (Липецк, 2008).
I и II, III Всероссийская конференция «Актуальные проблемы химического образования» (Москва, 2010, 2011, 2012).
Результаты исследования были представлены на конкурсе «Грант Москвы — 2010 гна Международном конкурсе естественнонаучных проектов «Архимед» (Москва, 2008, 2009, 2010), на Московском педагогическом марафоне (Москва, 2010) — на Московском городском круглом столе учителей химии «Обучение методам познания» (2010). Результаты исследования обсуждались на семинарах кафедры методики преподавания химии Московского института открытого образования (2010 -2012 гг.) — на окружных методических семинарах учителей химии Северного, Центрального и Юго-Восточного округов Москвы в 2008, 2009, 2010 и 2011 гг., а так же через публикации [20, 62 — 67, 82 — 91].
Выводы.
1. Определены возможности создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента и разработан новый подход к их реализации, который заключается в столкновении учащихся с явлениями и фактами, результатами количественных измерений, требующими теоретического объясненияв побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов.
2. На основе анализа литературы, анкетирования учителей, наблюдений за учениками, были выявлены проблемы, возникающие при использовании ЦЛ (опасность переключения внимания школьников с изучаемого явления на взаимодействие с измерительными приборамиподмена учебных целейснижение эффективности самостоятельной работы школьника, когда все «рутинные» вычисления и построения проводит компьютер- «эффект черного ящика», когда ученику сложно установить причинно-следственные связи между наблюдаемым явлением и графиками на экранеугасание «эффекта новизны»).
3. Выявлены методические условия эффективного применения ЦЛ на уроках химии: доминирование дидактической цели, целесообразность применения ЦЛ, проблемность обучения, осознанность выполняемых действий и приобретаемых знаний, кратковременность эксперимента, вариативность применения ЦЛ. Установлено, что организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся с применением ЦЛ возможна, если учащимися понимают, как можно использовать ЦЛ для исследования веществ и явленийдля решения выявленной проблемы. Педагогический эффект достигается, когда учебное исследование проводится в малых группах сотрудничества и завершается рефлексией, в ходе которой учащиеся осознают, какое знание они приобрели и каким образом.
4. Разработана методика эффективного применения ЦЛ на уроках химии, которая включает содержание новых количественных опытов для создания проблемных ситуаций с использованием ЦЛ, методические рекомендации для учителей и инструктивные карты для учащихся к лабораторным опытам.
5. Разработаны рекомендации к примерной учебной программе по включению количественных экспериментов с применением ЦЛ в основной и старшей школе.
6. Эффективность разработанной методики и ее педагогическая целесообразность проявляются в повышении качества знаний, познавательной самостоятельности и познавательного интереса школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Выполненное исследование имеет теоретико-практический характер и направлено на решение проблемы разработки эффективной методики применения ЦЛ на уроках химии в средней общеобразовательной школе для повышения качества знаний.
Список литературы
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002. — 237 с.
- Андреев A.A., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. — 168 с.
- Апухтина Н.В., Федорова Ю. В., Панфилова А. Ю. Цифровые естественнонаучные лаборатории на уроках химии // ИТО-2007 Электронный ресурс. URL: http://ito.edu.rU/2007/Moscow/II/l/II-l-7207.html (последнее обращение 31.03.2012)
- Афанасьев М.А., Арханянц В. А., Тулякова Г. М., Королев Д. П. Количественные опыты по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972. — 191 с.
- Ахметов М.А., Исаева О. Н., Пильникова H.H. К методике применения средств наглядности при формировании химических понятий // Химия в школе.-2010.-№ 4.-С. 28−31.
- Батаева E.B. L-micro Химия. Методическое руководство. М.: МГИУ, 2007. — 90 с.
- Батаева Е.В. Новые возможности школьного эксперимента. Использование датчиковых систем // Актуальные проблемы химического образования: III Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник материалов. М.: МАКС Пресс, 2012. — С. 32 — 34.
- Батаева Е.В. Формирование исследовательских умений // Химия: методика преподавания в школе. 2003. — № 8. — С. 13−20
- БатаеваЕ.В. Формирование исследовательских умений // Химия: методика преподавания в школе. 2004. — № 1. — С.22 — 27.
- Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. М.: Академия Естествознания, 2010. — 339 с.
- Беспалов П.И. Использование цифровых лабораторий при решении познавательных задач // Актуальные проблемы химического образования: I Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник материалов. -М.: МАКС Пресс, 2010. С. 15 — 18.
- Беспалов П.И. Применение аналогий в химическом эксперименте по органической химии // Химия в школе. 2011. — № 3. — С. 59 — 64
- Беспалов П.И. Применение цифровых лабораторий для решения экспериментальных задач // Химия в школе. 2010. — № 7. — С. 51 — 57
- Беспалов П.И. Проблемный эксперимент на уроках химии: Выступление на втором московском педагогическом марафоне учебных предметов, 9 апреля 2003 г. / Беспалов П. И. // Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 2003. — июль. — (И 25/26). — С. 1 — 3.
- Беспалов П.И. Химический эксперимент в современной школе // Химия. ИД «Первое сентября», 2006. № 22. — С. 3 — 10.
- Беспалов П.И., Дорофеев М. В. Как организовать учебное исследование // Химия в школе. 2010. — № 5. — С. 61 — 64-
- Беспалов П.И., Дорофеев М. В. Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. 2012. — № 1. -С. 74 — 80-
- Беспалов П.И., Дорофеев М. В., Зимина А. И. Современные цифровые лаборатории на уроках химии // Обучение химии в 2010/2011 учебном году.
- Методические рекомендации / Под реакцией проф. П. А. Оржековского. М.: МИОО, 2010. — С.134 — 154.
- Беспалов П.И., Чернобельская Г. М., Боровских Т. А., Трухина М. Д. Практикум по методике обучения химии в средней школе. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Дрофа, 2007. — 224 с.
- Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Журнал Школьные технологии. 2006. — № 2. — С. 138 -150.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Блинов В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
- Богомолова Н.В. Экспериментальные творческие задачи, как средство повышения у учащихся осознанности знаний по химии: дис. канд. пед. наук. -М., 1997.- 126 с.
- Бондарев A.C., Дмитриева Н. В., Терехин М. Б. Цифровые лаборатории «Архимед» в обучении биологии // ИТО-2004 http://ito.edu.ru/2004/Moscow/II/1 /II-1 -3980.html (последнее обращение 31.03.2012).
- Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: «Знание», 1983.-96 с.
- Васильева П.Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. СПб., 2003. -С.51−57.
- Верховский В.Н., Смирнов А. Д. Техника и методика химического эксперимента в школе. Т. 2. М.: Просвещение, 1975. — 257 с.
- Вивюрский В.Я. Методика химического эксперимента в средней школе / Вивюрский В. Я. // Химия. 2003. — № 27 — 28. — С.4 — 5.
- Вивюрский В .Я. Методика химического эксперимента в средней школе. Методическое пособие для преподавателей химии // Химия. ИД «Первое сентября». 2004. — № 8. — С. 3 — 7.
- Вивюрский В.Я. Эксперимент по химии в средних профтехучилищах. -М.: Высшая школа, 1980- 197 с.
- Вивюрский В.Я. О дифференцированном подходе к формированию экспериментальных умений // Химия в школе. 1984. — № 2. — С. 52.
- Волкова С.А., Гусев С. Н. К использованию цифровой лаборатории // Химия в школе. 2010. — № 6. — С. 64 — 67.
- Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. М.: АПК и ППРО, 2006. — 160 с.
- Воронин Ю.А., Чудинский P.M., Бовин И. Т., Сахаров Ю. Е. Современный учебный физический эксперимент: Учебное пособие. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ун-та, 2000. 295 с.
- Воронин Ю.А., Чудинский P.M. Компьютеризированные системы средств обучения для проведения учебного физического эксперимента // Физика в школе. 2006. — № 4. — С. 33 — 39.
- Выготский J1.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984 — 400 с.
- Габриелян О.С. Химия. 8 кл. В 2 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2008. — 128 с.
- Габриелян О.С. и др. Настольная книга для учителя. Химия. И класс: В 2 ч. Ч. II: М.: Дрофа, 2003. — 320 с.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс / О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, A.B. Яшукова. М.: Дрофа, 2002. — 416 с.
- Габриелян О.С. Орг. химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова. М.: Дрофа, 2003. — 400 с.
- Габриелян О.С. Химия: органическая химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, A.A. Карцова. -М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007.-368 с.
- Габриелян, О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 9 классы: учеб. пособие для общеобазоват. учреждений / О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова. — М.: Дрофа, 2005. — 350 с.
- Габриелян, О. С. Химия. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8″ / О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 176 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. -М.: Книжный дом „Университет“, 1999. 332 с.
- Гаркунов В.П. Проблемность в обучении химии // Химия в школе. -1971.-№ 4.-С. 23−29.
- Гаркунов В.П., Паравян H.A. Использование эксперимента при проблемном обучении // Химия в школе. 1974. — № 6. — С.20 — 23.
- Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989. -С. 191 — 192.
- Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж.Стенли. М.: Педагогика, 1976. — 495 с.
- Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. М.: ВАКО, 2007. — 368 с.
- Гузей JI.C. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / JI.C. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. 9-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2003. -228 с.
- Гузей Л.С., Суровцева Р. П. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8−9 кл. Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
- Гузей Л. С. Суровцева Р.П. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1998. — 240 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Данилов М. А. Есипов Б. П. Дидактика / Под общ. ред. Б. П. Есипова. -М.:АПН, 1957. С. 187 — 193.
- Денисова А.В., Оржековский П. А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления// Химия в школе. -2011. № 6. -С. 32−36.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. С. 92 — 96.
- Дорофеев М.В., Беспалов П. И. Изучение скорости химической реакции с использованием цифровой лаборатории // Химия в школе. 2011. — № 8. -С. 43 — 50.
- Дорофеев М.В., Зимина А. И. Цифровые лаборатории как средство современного химического образования // Химия. Издательский дом „Первое сентября“. 2009. — № 1. — С. 17 — 22.
- Дорофеев М.В., Зимина А. И., Стунеева Ю. Б. Принципы эффективного применения цифровых лабораторий // Химия в школе. 2010. — № 2. — С. 55 -63.
- Дрига И.И. Pax Г. И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов пед.институтов. -М: Просвещение, 1985. 128 с.
- Дрижун И.Л. Технические средства обучения в химии. М.: Высшая школа, 1989.- 175 с.
- Жилин Д.М. Лабораторный журнал для 8 класса / Д. М. Жилин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 63 с.
- Жилин Д.М. Химия: лабораторный журнал для 9 класса / Д. М. Жилин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 64 с.
- Жилин Д.М. Химия: учебник для 8 класса /Д.М.Жилин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -269 с.
- Жилин Д.М. Химия: учебник для 9 класса / Д. М. Жилин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-286 с.
- Жилин Д.М. Химический эксперимента в Российских школах. Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире / Сборник под ред.акад. РАН Лунина В. В. и проф. Кузьменко Н. Е. Изд-во МГУ, 2011.-С. 125 149.
- Жилин Д.М., БатаеваЕ.В. Датчиковые системы L-МИКРО в изучении химии // ИТО-2005. Электронный ресурс. URL: http://ito.edu.rU/2005/Moscow/II/l/II-l-5416.html (последнее обращение 07.11.2012)
- Жилин Д.М. Практикум L-Микро. Руководство для студентов. М.: МГИУ, 2006. — 322 с.
- Жильцова O.A. Системно-деятельностный подход к организации познавательной деятельности школьников // Актуальные проблемы химического образования: I Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник материалов. М.: МАКС Пресс, 2010. — С. 43 — 48.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 2-е изд. — М.: Издательский центр „Академия“, 2005. — 208 с.
- Зайцев О.С. Использование химической термодинамики при проблемном обучении // Химия в школе. 1975. -№ 6. — С.21 — 28.
- Зимина А.И. Использование цифровых лабораторий: новые возможности в формировании осознанных знаний // Химия. Все для учителя. -2011.-№ 1.-С. 10−14.
- Зимина А.И. Применение цифровых лабораторий при изучении электролитической диссоциации. Реализация идей конструктивизма // Химия. Все для учителя. 2012. -№ 3. — С. 11−13.
- Зимина А.И. Применение цифровых лабораторий при проведении ученического эксперимента // Химия в школе. 2012. — № 3. — С. 56 — 62.
- Зимина А.И., Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Применение цифровых лабораторий при проведении демонстрационного эксперимента по химии // Химия в школе. 2010. — № 10. — С. 59 — 66. Доступно на сайте Электронный ресурс. URL: http://hvsh.ru
- Зимина А.И., Дорофеев М. В. Изучение испарения на уроках химии с использованием цифровых лабораторий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия „Естественные науки“. 2012. — № 1 (9).-С. 98- 105.
- Зимина А.И., Стунеева Ю. Б., Дорофеев М. В. Применение цифровой лаборатории для изучения процесса растворения на уроке химии //
- Современные ~ проблемы теоретической и экспериментальной химии: Межвузовский сборник научных трудов VII Всероссийской конференции молодых ученых с международным участием. Саратов: Издательство „КУБиК“, 2010. — С. 378 — 380.
- Зимина. А.И., Дорофеев М. В. Урок-исследование с использованием цифровой лаборатории // Актуальные проблемы химического образования: I Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник материалов. -М.: МАКС Пресс, 2010. С. 49 — 52.
- Злотников Э.Г. О содержании понятия „учебный химический эксперимент“ в системе интенсивного обучения // В кн.: Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. — С. 54 — 63.
- Злотников Э.Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения // Химия в школе. 2001. — № 1. — С. 60 — 64.
- Злотников Э.Г. Химический эксперимент как специфический метод обучения // Химия. ИД „Первое сентября“. 2007. — № 24. — С. 18 — 25.
- Злотников Э.Г., Гаркунов В. П. Функции школьного химического эксперимента в условиях развивающего обучения //журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. 1983. — № 5. -С.40 -43.
- Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
- Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 190 с.
- Иванова Р.Г., Иодко А. Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
- Идиатулин B.C. Квалиметрия уровней обученности / Стандарты и качество. 1999. — № 1. — С. 80 — 82.
- Каблуков И.А. Курс лекций по неорганической химии. М.: Учпедгиз, 1940.-512 с.
- Карпов В.В., Белкин E.JL, Карнаш П. И. Психолого-педагогические основы использования технических средств в учебном процессе. Учебное пособие. Ярославль: изд. ЯГПИ, 1983. — С.65 — 69.
- Карпов Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения: Учебное пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1979. — 271 с.
- Кирюшкин Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. М.: Просвещение, 1970. — 495 с.
- Клевицкий В.В. Учебный физический эксперимент с использованием компьютера как средство индивидуализации обучения в школе: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.
- Князева E.H. Эпистемологический конструктивизм // Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания. М.: ИФ РАН, 2006. — С. 133 — 152. Доступно на сайте Электронный ресурс. URL: http://iph.ras.ru/knyazevapubl.htm (последнее обращение 07.11.2012)
- Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2008. С. 162−167
- Коймфман М.С. Общая химия. Структурированный конспект. Опорные сигналы. Задания для самоконтроля. СПб.: „Нестор“, 1997. — 112 с.
- Коме некий Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. -656 с.
- Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 244 с.149
- Крапивин С.Г. Записки по методике химии. Пособие для преподавателей школ II ступени и техникумов / Под ред. и с предисловием В. Н. Верховского. JL: Госиздат, 1929. — 334 с.
- Краузер Б, Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум: Уч. пос.: пер. с англ. / Под ред.Д. Л. Рахманкулова. М.: Химия, 1995. — 320 с.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: „Знание“, 1991. 80 с.
- Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975. С. 261 — 268
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение понятие и содержание // Вестник высшей школы. — 1984. — № 4. — С. 24 — 32.
- Кудрявцев Т.В. Создание проблемных ситуаций средство активизации учащихся / Профессионально-техническое образование. — 1965. — № 7.
- Леенсон И.А. Занимательная химия. (Для сред, и ст. шк. возраста) / И. А. Леенсон. Переизд. — М.: РОСМЭН, 2000. — - С. 28.
- Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лернер И. Л. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.-47 с.
- Лошкарева, H.A. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. Методические рекомендации для ФПК директоров и завучей школ. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — 88 с.
- Максимова В.Н. Концепция системной диагностики качества общего среднего образования // Журнал Педагогическая диагностика. 2004 — № 2. -С. 9- 19.
- Маркушевич А.И. Размышления о судьбах учебника // Проблемы школьного учебника. Вып. 1. М.: Просвещение, 1974. — С. 9 — 18.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 325 с.
- Матюшкин A.M. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. М.: КДУ, 2009 — 190с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.-368 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
- Мельникова E.JI. Технология проблемного обучения // Школа 2100. образовательная программа. № 3. М., 1999 С. 85−93.
- Менделеев Д.И. Основы химии. Часть 1. / Сочинения. Т. XIII JL, М.: Изд. АН СССР, 1949. — С. 9 — 10.
- Методы педагогических исследований / под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
- Микешина JI.A. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / JI.A. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.-С. 289−290.
- Минченков Е.Е. Методология методики преподавания естествознания: Конспект лекций. М.: Издательство МГОУ, 2011. — 246 с.
- Минченков Е.Е. Принцип научности /Е.Е.Минченков // Химия: методика преподавания в школе. -2001. № 9. — С. 28 — 29.
- Назарова А.Г. Компьютерные технологии в школьном химическом эксперименте // Химия: Методика преподавания в школе: науч.-метод, журн. М: Школ. Пресса. — 2003. — № 8. — С. 41 — 46.
- Назарова А.Г. Организация демонстрационного химического эксперимента с использованием комплекса средств информационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 21 с.
- Назарова Т.С., Грабецкий A.A., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
- Назарова Т.С., Лаврова В. Н. Карты-инструкции для практических занятий по химии. 8−11 кл. М.: Владос, 2005. — 95 с.
- Новиков A.M. Методология образования. -М.: Эгвес, 2006. 488 с.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога исследователя. М.: Эгвес, 2003. — С.58−60.
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
- Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. Орел, 2002. — 291 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред.Н. Ю. Шведовой. М.: Рус .яз., 1991.-917 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. М.: „Просвещение“, 1968. — 208 с.
- Оржековский П.А. Проблемы учителя химии и перспективы их разрешения // Обучение химии в 2010/2011 учебном году. Методические рекомендации / Под редакцией проф. П. А. Оржековского. М.: МИОО, 2010. -С. 6−14.
- Оржековский П.А., Давыдов В. Н., Титов H.A. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. М.: АРКТИ, 2001. -152 с.
- Оржековский П.А., Давыдов В. Н., Титов H.A. Экспериментальные творческие задания по неорганической химии: Книга для учащихся. (Методическая библиотека.) М.: АРКТИ, 1998. — 48 с. С. 17.
- Оржековский, П. А Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии: дис. док. пед. наук. -М., 1998.-267 с.
- Парменов К. Я, Демонстрационный химический эксперимент (Общие вопросы методики) М.: Учпедгиз, 1957. — 85 с.
- Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Высшее образование, 2006. — С. 178 — 186.
- Петрова М.А. Применение цифровых лабораторий в учебном физическом эксперименте в общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук. М, 2008. — 260 с.
- Петрова М.А. Цифровая лаборатория „Архимед“ в физическом практикуме // Физика в школе. 2005. — № 8. — С. 34 — 36.
- Петрова М.А. Что такое „Черный ящик“ и как с этим работают учащиеся 8 классов // Физика в школе. 2006. — № 7. — С. 48 — 51.
- Плетнер Ю.В., Полосин B.C. Практикум по методике преподавания химии. М.: Просвещение, 1967. — 268 с.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр „Академия“, 2008. — 368 с.
- Половникова, H.A. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. д-ра пед. наук. -Казань, 1976.-483 с.
- Полонский В.М. Оценка эффективности работы по методике обучения химии // Химия в школе. 1979. — № 3. — С. 17 — 19.
- Полосин В. С. Школьный эксперимент по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1970. 336 с.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. — 166 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Химия. 8−9 классы. М.: Просвещение, 2010. — 48 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Химия. 10−11 классы. М.: Просвещение, 2010. — 88 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Программа курса химии в основной школе. 8−9 классы. / Е. Е. Минченков, А. А. Журин, Т. В. Смирнова. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. 24 с.
- Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич- под общ. Ред. А. П. Астахова. Минск: „Современная школа“, 2010.-720 с.
- Рожков И. Эксперименты по физике с использованием компьютерной лаборатории PHILIP HARRIES // Наука и школа 1998. — № 2. — С. 52 — 53.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство „Питер“, 2000. — 712 с.
- Рысс В.Л. Контроль знаний учащихся: исследование на материале учебного предмета химии. М.: Педагогика, 1982. — С.48— 55.
- Рысс В.Л. Контроль: от реальных требований к объективным результатам // Химия в школе. 1993. — № 1. — С. 17−21.
- Рябов М.А. Тесты по химии: 10 кл.: к учебнику О. С. Габриеляна и др. Химия. 10 класс / М. А. Рябов, Р. В. Линько, Е. Ю. Невская. М.: „Экзамен“, 2006. — 168 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с
- Снигирева Т.А. Основы квалитативной технологии формирования и диагностики структуры знаний обучаемых: дис. доктора пед. наук Ижевск / Удмурт, гос. ун-т. Ижевск, 2006. — 333 с.
- Старовиков М.И. Компьютерный эксперимент как средство развития экспериментально-исследовательских умений // Наука и шк. 2001. — № 2. -С. 40−45.
- Старовиков М.И. Компьютерные технологии обработки данных в ученическом экспериментальном исследовании по физике // Наука и шк. -2004. № 4. — С. 34 — 39.
- Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии М.: Школа-Пресс, 1998.- 141 е.
- Сурин Ю.В. Проблемно-развивающий эксперимент в обучении химии // Химия в школе. 2005. — № 5. — С. 53 — 55.
- Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента // Химия в школе. 2007. — № 10. — С. 57 — 60.
- Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. М.: Школа-Пресс, 1998. — 144 с.
- Сурин Ю.В., Голубева P.M., Дубровская A.M. Проблемные опыты при углубленном изучении химии // Химия в школе. 1994. — № 2. — С. 61 — 62.
- СушковаТ.П., Бондарев Ю. М. Практикум по общей химии на базе компьютерной лаборатории „L-микро“: Учебно-методическое пособие. -Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. 26 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 344 с.
- Татьянченко Д.В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников / Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщиков // Школьные технологии. 2002. -№ 5.-С. 42 -55.
- Усова A.B. Формирование исследовательских умений студентов на занятиях по методике физики / A.B. Усова, И. С. Карасова // Наука и шк. -2002.-№ 1.-С. 18−20.
- Усова A.B.Состояние и перспективы развития естественнонаучного образования // Проблемы развития образования. ЧПГУ, 2007. — С. 7 — 34.
- Усова, A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: дисс.. д-ра пед. наук. Л., 1969. — 523 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т.2.- М.: Учпедгиз, 1964. — С.339−341.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // На сайте ФГОС Электронный ресурс. URL: http://standart.edu.ni/attachment.aspx?id=370 (последнее обращение 07.11.2012)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект. // На сайте ФГОС Электронный ресурс. URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457 (последнее обращение 07.11.2012).
- Федорова Ю. В. Шпичко В.Н., Новенко Д. В. и др. Экология Москвы и устойчивое развитие. Практикум с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий. Серия „Интеграция ИКТ“. М.: МИОО, 2008. — 63 с.
- Филиппова И.Я. Методика применения цифровой лаборатории „Архимед“ в преподавании физики в школе»: метод, пособие. СПб.: СПбАППО, 2007. — 47 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
- Ханнанов Н.К., Жилин Д. М., Хоменко C.B. Проблемы создания школьного компьютеризированного практикума по физике и возможные пути их решения // Физическое образование в ВУЗах. 2009. — Т. 15. — № 1. — С. 100−113.
- Хрупало А.Е. К вопросу о проблемном обучении в VIII классе // Химия в школе. -1974. № 2. — 34 — 38.
- Хрупало А.Е. О проблемном обучении в VIII классе // Химия в школе. -1973.-№ 5.-30−34.
- Хрупало А.Е. Проблемный подход к изучению теории электролитической диссоциации // Химия в школе. -1977. № 3. — С.51 -59.
- Цифровая лаборатория Архимед 4.0. Лабораторные работы по химии. Перевод и издание на русском языке. М.: Институт новых технологий, 2010. -64 с.
- Цифровая лаборатория Архимед 3.0. Перевод и издание на русском языке. М.: Институт новых технологий, 2009. — 63 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. — 432 с.
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -336 с.
- Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. Введение в химию: Мир глазами химика: 7 кл.: Учебн. пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 9 — 17.
- Чертков И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, — 1989. -С.22 -28.
- Чудинский P.M. К вопросу о компьютеризации учебного эксперимента // Наука и образование. 2006. — № 6. — С. 69 — 71.
- Шамова Т.И.,.Белова С. Н., Ильина И. В., Подчалимова Г. Н., Худин А. Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2008. — 192 с.
- Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии. М.: Учпедгиз, 1963. -С. 119−121.
- Amend, J. R., Morgan, M.E., and Whitla, A. (2000) «Inexpensive Digital Monitoring of Signals from a Spectronic-20 Spectrophotometer, «J. Che, Educ., 77, pp 252−3.
- Amend, J.R. Coulometry experiments using simple electronic devices. // J. Chem. Educ. 1979, 56. P. 131 132.
- Atar, H.Y. Chemistry Students Challenges in Using MBLs in Science Laboratories. / In: Proceedings of the Annual International Conference of the Association for the Education of Teachers in Science (Charlotte, NC, January 1013,2002). 2002. 23 p.
- Brasell, H. (1987). «The effects of real-time laboratory graphing on learning graphic representations of distance and velocity,» Journal of Research in Science Teaching, 24, pp 385 395.
- Chemistry with VernierChemistry with Vernier By Dan D. Holmquist, Jack Randall, and Donald L. Volz Vernier Software &. Technology, 2004 Электронный ресурс. URL: http://www.vernier.com/cmat/cwv.html (последнее обращение 07.11.2012)
- Choi, M.M.F., Wong, P. S., Yiu, T.P. and Case, M. Application of a Datalogger in Observing Photosynthesis. // J. Chem. Educ. 2002, 79. P. 980 981.
- Evaporation and Intermolecular Attractions // Vernier Software & Technology. Электронный ресурс. URL: http://www2.vemier.com/sample labs/CWV-09-CQMPevaporation intermolecularattractions. pdf (дата обращения: 07.11.2012)
- Gagne, R.M., Glaser, R. Foundations in learning research. / In R. M Gagne (Ed.), Instructional technology foundations. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1987. P. 49 -83.
- Lapp, D. A. and Cyrus, V. R (2000). «Using data-collection devices to enhance students' understanding,» Mathematics Teacher, 93, pp 504 51.
- Nachmias, R., Linn, M.C. Evaluations of science laboratory data: The role of computer-presented information. // Journal of Research in Science Teaching.1987, 24(5). P. 491 -506.
- Nakhleh, M. B. (1994). A review of microcomputer-based labs: How have they affected science learning? // Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching, 13(4), 368 381
- Pienta N. J, M.M. Cooper & T. Greenbowe (eds.), «The Chemists’Guide to Effective Teaching», 2004, Prentice-Hall Publishing Co. Electronic Data Collection to Promote Effective Learning During Laboratory Activities Norbert J. Pienta, pp 1 14
- Settlage, J.Jr. Children’s conceptions of light in the context of a technology-based curriculum. // Science Education. 1995, 79(5). P. 535 553
- Stein, J.S. The computer as lab partner: Classroom experience gleaned from one year of micro-computer-based laboratory use. // Journal of Educational Technology Systems. 1987, 15(3). P. 225 235.
- Thornton, R.K., & Sokoloff, D.R. (1990). Learning motion concepts using real-time microcomputer-based laboratory tools. American Journal of Physics, 58, 858−866, p.866
- Tinker, R.F. How to turn your computer into a science lab. // Classroom Computer Learning. 1985, 5(6). P. 26 29.
- Tinker, R.F. The decline and fall of the high school science lab. and why the microcomputer may yet save it from extinction. // Electronic Learning. 1984, 3(5). P. 24 26.
- Tinker, R.F., Stringer, G.A. Microcomputers! Applications to physics teaching. // The Physics Teacher. 1978, 10. P. 436 445.
- Tinker, R. F. Microcomputers in the teaching lab. // The Physics Teacher. 1981, 19(2). P. 94- 105.