Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика эффективного использования цифровых лабораторий на уроках химии в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены методические условия эффективного применения ЦЛ на уроках химии: доминирование дидактической цели, целесообразность применения ЦЛ, проблемность обучения, осознанность выполняемых действий и приобретаемых знаний, кратковременность эксперимента, вариативность применения ЦЛ. Установлено, что организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся с применением ЦЛ возможна, если… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С ЦИФРОВЫМИ ЛАБОРАТОРИЯМИ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
    • 1. Химический эксперимент в современной школе
    • 2. Роль количественного эксперимента
    • 3. Дидактический потенциал цифровых лабораторий
    • 4. Использование химического эксперимента в проблемном обучении
    • 5. Возможность создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента
  • ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
    • 6. Проблемы применения ЦЛ на уроках химии
    • 7. Психолого-педагогические основы организации познавательной деятельности
    • 8. Методические условия использования ЦЛ на уроках химии
  • ГЛАВА III. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ
    • 9. Методика применения цифровых лабораторий
    • 10. Педагогический эксперимент по проверке эффективности методики

Методика эффективного использования цифровых лабораторий на уроках химии в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время учитель химии имеет возможность использовать в своей практике цифровые лаборатории (ЦЛ), позволяющие организовать химический эксперимент на новом уровне, перейти от исключительно качественной оценки наблюдаемых явлений к анализу их количественных характеристик, по-новому изучать явления и свойства веществ. Интерпретация результатов количественных экспериментов играет важную роль в развитии критического анализа информации, позволяет научить школьников сравнивать и обобщать, выявлять главное и устанавливать закономерности, самостоятельно формулировать проблему, выдвигать и экспериментально проверять гипотезу, формулировать выводыпозволяет обучать методам познания. Такой подход определяется целевыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Эффективным инструментом в реализации данного подхода представляется организация учебного исследования с использованием проблемного подхода в обучении (A.M. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, В.П. Гаркунов). Количественный эксперимент в этом случае служит исходным моментом, побуждающим школьников к самостоятельной поисковой деятельности, в ходе которой они приобретают новые знания и умения. Вместе с тем, идеология школьного химического образования такова, что нельзя сразу и непосредственно перейти к внедрению новых экспериментальных методов исследования, здесь существуют два барьера: психологический и методический. Для преодоления психологического барьера необходимо снизить уровень сложности восприятия новых методов исследования в науке, а для преодоления методического — найти доступное для школьников объяснение сущности и возможностей этих методов исследования (А.И. Маркушевич).

Важно учитывать и организационные трудности, ограничивающие внедрение новых средств обучения, в данном случае ЦЛ. Часто учителя не могут оценить дидактические возможности данных средств обучения, не владеют методикой их использования. Практически ни в одной из действующих школьных программ по химии количественному эксперименту не уделяется должного внимания. На практике лишь отдельные учителя химии используют ЦЛ, причем акцент, как правило, переносится на внеурочную деятельность школьников, в частности, на организацию проектных работ, полевых исследований, элективных курсов и кружков.

Таким образом, существует противоречие между значительным, и в то же время практически невостребованным, дидактическим потенциалом ЦЛ и необходимостью повышения познавательной активности школьников, осознанности их знаний по химии.

Проблема исследования: необходимость повышения познавательной активности школьников, учебной самостоятельности, осознанности их знаний по химии.

Объект исследования: процесс обучения химии в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: познавательная деятельность учащихся при изучении химии с использованием цифровых лабораторий.

Цель исследования: повышение познавательной активности и качества знаний учащихся.

Гипотеза: повышения качества знаний на уроке в условиях учебного химического эксперимента с использованием ЦЛ можно добиться, если:

1. учащиеся понимают возможности ЦЛ для исследования веществ и явлений;

2. ЦЛ используется для создания проблемной ситуации и ее разрешения в условиях сотрудничества учащихся;

3. использование ЦЛ завершается этапом рефлексии, в ходе которой учащиеся осознают, какое знание они приобрели и каким образом это новое знание было получено.

Для реализации цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. определить возможности создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента и разработать новый подход к их разрешению;

2. на основе анализа научно-методической литературы, опыта учителей выявить, проанализировать проблемы и определить условия эффективного применения ЦЛ на уроках химии для организации самостоятельной работы школьников в форме исследовательского эксперимента.

3. Разработать методику эффективного применения ЦЛ на уроках химии в общеобразовательной школе на основе проблемного обучения и проверить ее эффективность.

Методологическую основу исследования составляют:

Системно-деятельностный подход к построению учебного процесса (А.Н. Леонтьев, З. А. Решетова, Е.Е. Минченков).

Концепция проблемно-развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, И. Я. Лернер и др.).

Деятельностная теория психики (Д.В. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.).

Теория проблемного обучения (В. Оконь, A.B. Брушлинский, A.M. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер и др.).

Научные труды, посвященные проблеме качества знаний учащихся (И.Я. Лернер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, М. А. Данилов, и др.).

Методика организации учебного химического эксперимента (В.Н. Верховский, С. Г. Шаповаленко, Д. М. Кирюшкин, П. А. Глориозов, К. Я. Парменов, B.C. Полосин, Л. А. Цветков, Э.Г. Злотников).

Методика организации развивающего обучения с использованием проблемного химического эксперимента (B.C. Полосин, В. Я. Вивюрский, П. А. Оржековский, H.A. Титов, В. Н. Давыдов, В. П. Гаркунов, Ю. В. Сурин, П. И. Беспалов и др.).

Работы, посвященные развитию системы учебного оборудования, материально-технических условий обеспечения учебного химического эксперимента (A.A. Грабецкий, Л. И. Дрижун, Т. С. Назарова, и др.).

В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ проблемы на основе изученной философской, педагогической, психолого-педагогической литературыанализ теоретических исследований и педагогического опыта по методике применения ЦЛ.

2. Эмпирические: педагогический экспериментнаблюдение за учебным процессомбеседы с учащимися и учителямиопросы, анкетирование с целью выяснения проблем применения ЦЛ на уроках химиитестированиеметоды математической статистики.

Экспериментальная база исследования: Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1287 с углубленным изучением иностранных языков г. Москвы, Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 528 г. Москвы. Общий охват учащихся составил 340 человек.

Этапы исследования.

Первый этап исследования (2007;2008 гг.) включал анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, изучение опыта применения ЦЛ в России и за рубежом. Проводились беседы с учителями и учащимися, анкетирование с целью выявления проблем, ограничивающих применение ЦЛ в школьной практике. Проводились лабораторные опыты в 8−11 классах с использованием ЦЛ по методикам, разработанным зарубежными авторами. Выявлялись возможности создания проблемных ситуаций и постановки проблем с использованием количественного эксперимента.

В результате были выявлены проблемы использования ЦЛ на уроках химии, определены возможности создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента, сформулирован понятийный аппарат исследования и его методологическая основа.

Второй этап исследования (2008;2009 гг.) — на основании анализа выявленных проблем и оценки возможности создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента разработана методика применения ЦЛ на уроках химии, определены основные направления проверки педагогической эффективности разработанной методики.

На третьем этапе исследования (2009;2012 гг.) осуществлены формирующий и контролирующий этапы педагогического эксперимента, проведена обработка полученных результатов, завершена разработка методики применения ЦЛ на уроках химии в общеобразовательной школе.

Научная новизна исследования.

1. Предложен новый подход создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента, который заключается в получении количественных результатов, в представлении количественных результатов в наглядной форме, в анализе закономерностей и выявлении противоречий, требующих теоретического объяснения.

2. Выявлены методические условия эффективного применения ЦЛ на уроках химии: доминирование дидактической цели, целесообразность применения ЦЛ, проблемность обучения, осознанность выполняемых действий и приобретаемых знаний, кратковременность эксперимента, вариативность применения ЦЛ. Показано, что количественный эксперимент с применением ЦЛ наиболее эффективен, если познавательная деятельность школьников организована как самостоятельное учебное исследование в малых группах сотрудничества и завершается рефлексивно-оценочным этапом.

3. В соответствии с выявленным подходом к созданию проблемных ситуаций и установленными методическими условиями разработана методика применения ЦЛ на уроках химии.

4. Разработаны рекомендации к учебной программе по включению экспериментов с применением ЦЛ в основной и старшей школе.

Теоретическая значимость исследования.

Расширены представления о возможностях использования количественных опытов в общеобразовательной школе для создания проблемных ситуаций, которые позволяют сформировать у учащихся осознанный подход к описанию свойств веществ, к пониманию механизмов получения научных фактов, их представления в наглядной форме и построения теоретических моделей, отражающих сущность изучаемых явлений.

Практическая значимость данного исследования состоит в разработке и успешной проверке методики применения ЦЛ на уроках химии, которая включает:

1. девять новых количественных опытов с использованием ЦЛ для 8−11 классов;

2. рекомендации к примерной программе проведения экспериментов с применением ЦЛ в основной и старшей школе на базовом уровне;

3. методические рекомендации для учителей и инструктивные карты для учащихся к лабораторным опытам.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Использование ЦЛ на уроках химии в общеобразовательной школе, требует от учащихся теоретических объяснений получаемых результатов количественных экспериментов, что активизирует их мыслительную деятельность и приводит к необходимости использования таких умственных операций как сравнение фактов, их анализ, формулировка выводов.

2. Количественный эксперимент позволяет создавать проблемные ситуации, суть которых заключается в столкновении учащихся с явлениями и фактами, результатами измерений, требующими теоретического осмысления, что побуждает их к самостоятельному приобретению новых знаний.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием взаимодополняющих методов педагогического исследования (педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование) — устойчивой воспроизводимостью результатов экспериментаприменением статистических методов их обработки.

Проверка и внедрение результатов исследования проводились непрерывно по мере их получения. Материалы работы были представлены на конференциях различного уровня:

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы химического образования» (Нижний Новгород, 2011).

Всероссийская научно-практическая конференция химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования» (Санкт-Петербург, 2010, 2011).

VII Всероссийская интерактивная (с международным участием) конференция молодых ученых «Современные проблемы теоретической и экспериментальной химии» (Саратов, 2010).

Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественнонаучного образования» (Оренбург, 2009; Челябинск, 2009).

Международная научно-практическая конференция.

Методологические и методические проблемы подготовки учителя химии на современном этапе" (Липецк, 2008).

I и II, III Всероссийская конференция «Актуальные проблемы химического образования» (Москва, 2010, 2011, 2012).

Результаты исследования были представлены на конкурсе «Грант Москвы — 2010 гна Международном конкурсе естественнонаучных проектов «Архимед» (Москва, 2008, 2009, 2010), на Московском педагогическом марафоне (Москва, 2010) — на Московском городском круглом столе учителей химии «Обучение методам познания» (2010). Результаты исследования обсуждались на семинарах кафедры методики преподавания химии Московского института открытого образования (2010 -2012 гг.) — на окружных методических семинарах учителей химии Северного, Центрального и Юго-Восточного округов Москвы в 2008, 2009, 2010 и 2011 гг., а так же через публикации [20, 62 — 67, 82 — 91].

Выводы.

1. Определены возможности создания проблемных ситуаций с использованием количественного эксперимента и разработан новый подход к их реализации, который заключается в столкновении учащихся с явлениями и фактами, результатами количественных измерений, требующими теоретического объясненияв побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов.

2. На основе анализа литературы, анкетирования учителей, наблюдений за учениками, были выявлены проблемы, возникающие при использовании ЦЛ (опасность переключения внимания школьников с изучаемого явления на взаимодействие с измерительными приборамиподмена учебных целейснижение эффективности самостоятельной работы школьника, когда все «рутинные» вычисления и построения проводит компьютер- «эффект черного ящика», когда ученику сложно установить причинно-следственные связи между наблюдаемым явлением и графиками на экранеугасание «эффекта новизны»).

3. Выявлены методические условия эффективного применения ЦЛ на уроках химии: доминирование дидактической цели, целесообразность применения ЦЛ, проблемность обучения, осознанность выполняемых действий и приобретаемых знаний, кратковременность эксперимента, вариативность применения ЦЛ. Установлено, что организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся с применением ЦЛ возможна, если учащимися понимают, как можно использовать ЦЛ для исследования веществ и явленийдля решения выявленной проблемы. Педагогический эффект достигается, когда учебное исследование проводится в малых группах сотрудничества и завершается рефлексией, в ходе которой учащиеся осознают, какое знание они приобрели и каким образом.

4. Разработана методика эффективного применения ЦЛ на уроках химии, которая включает содержание новых количественных опытов для создания проблемных ситуаций с использованием ЦЛ, методические рекомендации для учителей и инструктивные карты для учащихся к лабораторным опытам.

5. Разработаны рекомендации к примерной учебной программе по включению количественных экспериментов с применением ЦЛ в основной и старшей школе.

6. Эффективность разработанной методики и ее педагогическая целесообразность проявляются в повышении качества знаний, познавательной самостоятельности и познавательного интереса школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное исследование имеет теоретико-практический характер и направлено на решение проблемы разработки эффективной методики применения ЦЛ на уроках химии в средней общеобразовательной школе для повышения качества знаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002. — 237 с.
  2. A.A., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. — 168 с.
  3. Н.В., Федорова Ю. В., Панфилова А. Ю. Цифровые естественнонаучные лаборатории на уроках химии // ИТО-2007 Электронный ресурс. URL: http://ito.edu.rU/2007/Moscow/II/l/II-l-7207.html (последнее обращение 31.03.2012)
  4. М.А., Арханянц В. А., Тулякова Г. М., Королев Д. П. Количественные опыты по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972. — 191 с.
  5. М.А., Исаева О. Н., Пильникова H.H. К методике применения средств наглядности при формировании химических понятий // Химия в школе.-2010.-№ 4.-С. 28−31.
  6. Батаева E.B. L-micro Химия. Методическое руководство. М.: МГИУ, 2007. — 90 с.
  7. Е.В. Новые возможности школьного эксперимента. Использование датчиковых систем // Актуальные проблемы химического образования: III Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник материалов. М.: МАКС Пресс, 2012. — С. 32 — 34.
  8. Е.В. Формирование исследовательских умений // Химия: методика преподавания в школе. 2003. — № 8. — С. 13−20
  9. БатаеваЕ.В. Формирование исследовательских умений // Химия: методика преподавания в школе. 2004. — № 1. — С.22 — 27.
  10. В.А. Образование. Деятельность. Личность. М.: Академия Естествознания, 2010. — 339 с.
  11. П.И. Использование цифровых лабораторий при решении познавательных задач // Актуальные проблемы химического образования: I Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник материалов. -М.: МАКС Пресс, 2010. С. 15 — 18.
  12. П.И. Применение аналогий в химическом эксперименте по органической химии // Химия в школе. 2011. — № 3. — С. 59 — 64
  13. П.И. Применение цифровых лабораторий для решения экспериментальных задач // Химия в школе. 2010. — № 7. — С. 51 — 57
  14. П.И. Проблемный эксперимент на уроках химии: Выступление на втором московском педагогическом марафоне учебных предметов, 9 апреля 2003 г. / Беспалов П. И. // Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 2003. — июль. — (И 25/26). — С. 1 — 3.
  15. П.И. Химический эксперимент в современной школе // Химия. ИД «Первое сентября», 2006. № 22. — С. 3 — 10.
  16. П.И., Дорофеев М. В. Как организовать учебное исследование // Химия в школе. 2010. — № 5. — С. 61 — 64-
  17. П.И., Дорофеев М. В. Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. 2012. — № 1. -С. 74 — 80-
  18. П.И., Дорофеев М. В., Зимина А. И. Современные цифровые лаборатории на уроках химии // Обучение химии в 2010/2011 учебном году.
  19. Методические рекомендации / Под реакцией проф. П. А. Оржековского. М.: МИОО, 2010. — С.134 — 154.
  20. П.И., Чернобельская Г. М., Боровских Т. А., Трухина М. Д. Практикум по методике обучения химии в средней школе. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Дрофа, 2007. — 224 с.
  21. В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Журнал Школьные технологии. 2006. — № 2. — С. 138 -150.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  23. В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  24. Н.В. Экспериментальные творческие задачи, как средство повышения у учащихся осознанности знаний по химии: дис. канд. пед. наук. -М., 1997.- 126 с.
  25. A.C., Дмитриева Н. В., Терехин М. Б. Цифровые лаборатории «Архимед» в обучении биологии // ИТО-2004 http://ito.edu.ru/2004/Moscow/II/1 /II-1 -3980.html (последнее обращение 31.03.2012).
  26. А. В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: «Знание», 1983.-96 с.
  27. П.Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. СПб., 2003. -С.51−57.
  28. В.Н., Смирнов А. Д. Техника и методика химического эксперимента в школе. Т. 2. М.: Просвещение, 1975. — 257 с.
  29. В.Я. Методика химического эксперимента в средней школе / Вивюрский В. Я. // Химия. 2003. — № 27 — 28. — С.4 — 5.
  30. В .Я. Методика химического эксперимента в средней школе. Методическое пособие для преподавателей химии // Химия. ИД «Первое сентября». 2004. — № 8. — С. 3 — 7.
  31. В.Я. Эксперимент по химии в средних профтехучилищах. -М.: Высшая школа, 1980- 197 с.
  32. В.Я. О дифференцированном подходе к формированию экспериментальных умений // Химия в школе. 1984. — № 2. — С. 52.
  33. С.А., Гусев С. Н. К использованию цифровой лаборатории // Химия в школе. 2010. — № 6. — С. 64 — 67.
  34. С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. М.: АПК и ППРО, 2006. — 160 с.
  35. Ю.А., Чудинский P.M., Бовин И. Т., Сахаров Ю. Е. Современный учебный физический эксперимент: Учебное пособие. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ун-та, 2000. 295 с.
  36. Ю.А., Чудинский P.M. Компьютеризированные системы средств обучения для проведения учебного физического эксперимента // Физика в школе. 2006. — № 4. — С. 33 — 39.
  37. Выготский J1.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984 — 400 с.
  38. О.С. Химия. 8 кл. В 2 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2008. — 128 с.
  39. О.С. и др. Настольная книга для учителя. Химия. И класс: В 2 ч. Ч. II: М.: Дрофа, 2003. — 320 с.
  40. О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс / О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, A.B. Яшукова. М.: Дрофа, 2002. — 416 с.
  41. О.С. Орг. химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова. М.: Дрофа, 2003. — 400 с.
  42. О.С. Химия: органическая химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, A.A. Карцова. -М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007.-368 с.
  43. , О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 9 классы: учеб. пособие для общеобазоват. учреждений / О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова. — М.: Дрофа, 2005. — 350 с.
  44. Габриелян, О. С. Химия. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8″ / О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 176 с.
  45. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. -М.: Книжный дом „Университет“, 1999. 332 с.
  46. В.П. Проблемность в обучении химии // Химия в школе. -1971.-№ 4.-С. 23−29.
  47. В.П., Паравян H.A. Использование эксперимента при проблемном обучении // Химия в школе. 1974. — № 6. — С.20 — 23.
  48. В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989. -С. 191 — 192.
  49. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж.Стенли. М.: Педагогика, 1976. — 495 с.
  50. М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. М.: ВАКО, 2007. — 368 с.
  51. JI.C. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / JI.C. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. 9-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2003. -228 с.
  52. Л.С., Суровцева Р. П. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8−9 кл. Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
  53. Л. С. Суровцева Р.П. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1998. — 240 с.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  55. М. А. Есипов Б. П. Дидактика / Под общ. ред. Б. П. Есипова. -М.:АПН, 1957. С. 187 — 193.
  56. А.В., Оржековский П. А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления// Химия в школе. -2011. № 6. -С. 32−36.
  57. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. С. 92 — 96.
  58. М.В., Беспалов П. И. Изучение скорости химической реакции с использованием цифровой лаборатории // Химия в школе. 2011. — № 8. -С. 43 — 50.
  59. М.В., Зимина А. И. Цифровые лаборатории как средство современного химического образования // Химия. Издательский дом „Первое сентября“. 2009. — № 1. — С. 17 — 22.
  60. М.В., Зимина А. И., Стунеева Ю. Б. Принципы эффективного применения цифровых лабораторий // Химия в школе. 2010. — № 2. — С. 55 -63.
  61. Дрига И.И. Pax Г. И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов пед.институтов. -М: Просвещение, 1985. 128 с.
  62. И.Л. Технические средства обучения в химии. М.: Высшая школа, 1989.- 175 с.
  63. Д.М. Лабораторный журнал для 8 класса / Д. М. Жилин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 63 с.
  64. Д.М. Химия: лабораторный журнал для 9 класса / Д. М. Жилин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 64 с.
  65. Д.М. Химия: учебник для 8 класса /Д.М.Жилин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -269 с.
  66. Д.М. Химия: учебник для 9 класса / Д. М. Жилин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-286 с.
  67. Д.М. Химический эксперимента в Российских школах. Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире / Сборник под ред.акад. РАН Лунина В. В. и проф. Кузьменко Н. Е. Изд-во МГУ, 2011.-С. 125 149.
  68. Д.М., БатаеваЕ.В. Датчиковые системы L-МИКРО в изучении химии // ИТО-2005. Электронный ресурс. URL: http://ito.edu.rU/2005/Moscow/II/l/II-l-5416.html (последнее обращение 07.11.2012)
  69. Д.М. Практикум L-Микро. Руководство для студентов. М.: МГИУ, 2006. — 322 с.
  70. O.A. Системно-деятельностный подход к организации познавательной деятельности школьников // Актуальные проблемы химического образования: I Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник материалов. М.: МАКС Пресс, 2010. — С. 43 — 48.
  71. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 2-е изд. — М.: Издательский центр „Академия“, 2005. — 208 с.
  72. О.С. Использование химической термодинамики при проблемном обучении // Химия в школе. 1975. -№ 6. — С.21 — 28.
  73. А.И. Использование цифровых лабораторий: новые возможности в формировании осознанных знаний // Химия. Все для учителя. -2011.-№ 1.-С. 10−14.
  74. А.И. Применение цифровых лабораторий при изучении электролитической диссоциации. Реализация идей конструктивизма // Химия. Все для учителя. 2012. -№ 3. — С. 11−13.
  75. А.И. Применение цифровых лабораторий при проведении ученического эксперимента // Химия в школе. 2012. — № 3. — С. 56 — 62.
  76. А.И., Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Применение цифровых лабораторий при проведении демонстрационного эксперимента по химии // Химия в школе. 2010. — № 10. — С. 59 — 66. Доступно на сайте Электронный ресурс. URL: http://hvsh.ru
  77. А.И., Дорофеев М. В. Изучение испарения на уроках химии с использованием цифровых лабораторий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия „Естественные науки“. 2012. — № 1 (9).-С. 98- 105.
  78. А.И., Стунеева Ю. Б., Дорофеев М. В. Применение цифровой лаборатории для изучения процесса растворения на уроке химии //
  79. Современные ~ проблемы теоретической и экспериментальной химии: Межвузовский сборник научных трудов VII Всероссийской конференции молодых ученых с международным участием. Саратов: Издательство „КУБиК“, 2010. — С. 378 — 380.
  80. . А.И., Дорофеев М. В. Урок-исследование с использованием цифровой лаборатории // Актуальные проблемы химического образования: I Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник материалов. -М.: МАКС Пресс, 2010. С. 49 — 52.
  81. Э.Г. О содержании понятия „учебный химический эксперимент“ в системе интенсивного обучения // В кн.: Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. — С. 54 — 63.
  82. Э.Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения // Химия в школе. 2001. — № 1. — С. 60 — 64.
  83. Э.Г. Химический эксперимент как специфический метод обучения // Химия. ИД „Первое сентября“. 2007. — № 24. — С. 18 — 25.
  84. Э.Г., Гаркунов В. П. Функции школьного химического эксперимента в условиях развивающего обучения //журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. 1983. — № 5. -С.40 -43.
  85. М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  86. М.В. Развитие учащихся при обучении химии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 190 с.
  87. Р.Г., Иодко А. Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
  88. B.C. Квалиметрия уровней обученности / Стандарты и качество. 1999. — № 1. — С. 80 — 82.
  89. И.А. Курс лекций по неорганической химии. М.: Учпедгиз, 1940.-512 с.
  90. В.В., Белкин E.JL, Карнаш П. И. Психолого-педагогические основы использования технических средств в учебном процессе. Учебное пособие. Ярославль: изд. ЯГПИ, 1983. — С.65 — 69.
  91. Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения: Учебное пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1979. — 271 с.
  92. Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. М.: Просвещение, 1970. — 495 с.
  93. В.В. Учебный физический эксперимент с использованием компьютера как средство индивидуализации обучения в школе: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.
  94. E.H. Эпистемологический конструктивизм // Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания. М.: ИФ РАН, 2006. — С. 133 — 152. Доступно на сайте Электронный ресурс. URL: http://iph.ras.ru/knyazevapubl.htm (последнее обращение 07.11.2012)
  95. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2008. С. 162−167
  96. М.С. Общая химия. Структурированный конспект. Опорные сигналы. Задания для самоконтроля. СПб.: „Нестор“, 1997. — 112 с.
  97. Коме некий Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. -656 с.
  98. В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 244 с.149
  99. С.Г. Записки по методике химии. Пособие для преподавателей школ II ступени и техникумов / Под ред. и с предисловием В. Н. Верховского. JL: Госиздат, 1929. — 334 с.
  100. Краузер Б, Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум: Уч. пос.: пер. с англ. / Под ред.Д. Л. Рахманкулова. М.: Химия, 1995. — 320 с.
  101. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: „Знание“, 1991. 80 с.
  102. Т. В. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975. С. 261 — 268
  103. Т.В. Проблемное обучение понятие и содержание // Вестник высшей школы. — 1984. — № 4. — С. 24 — 32.
  104. Т.В. Создание проблемных ситуаций средство активизации учащихся / Профессионально-техническое образование. — 1965. — № 7.
  105. И.А. Занимательная химия. (Для сред, и ст. шк. возраста) / И. А. Леенсон. Переизд. — М.: РОСМЭН, 2000. — - С. 28.
  106. Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  107. И. Л. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  108. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.-47 с.
  109. , H.A. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. Методические рекомендации для ФПК директоров и завучей школ. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — 88 с.
  110. В.Н. Концепция системной диагностики качества общего среднего образования // Журнал Педагогическая диагностика. 2004 — № 2. -С. 9- 19.
  111. А.И. Размышления о судьбах учебника // Проблемы школьного учебника. Вып. 1. М.: Просвещение, 1974. — С. 9 — 18.
  112. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 325 с.
  113. A.M. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. М.: КДУ, 2009 — 190с.
  114. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.-368 с.
  115. М.И. Организация проблемного обучения. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  116. E.JI. Технология проблемного обучения // Школа 2100. образовательная программа. № 3. М., 1999 С. 85−93.
  117. Д.И. Основы химии. Часть 1. / Сочинения. Т. XIII JL, М.: Изд. АН СССР, 1949. — С. 9 — 10.
  118. Методы педагогических исследований / под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  119. JI.A. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / JI.A. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.-С. 289−290.
  120. Е.Е. Методология методики преподавания естествознания: Конспект лекций. М.: Издательство МГОУ, 2011. — 246 с.
  121. Е.Е. Принцип научности /Е.Е.Минченков // Химия: методика преподавания в школе. -2001. № 9. — С. 28 — 29.
  122. А.Г. Компьютерные технологии в школьном химическом эксперименте // Химия: Методика преподавания в школе: науч.-метод, журн. М: Школ. Пресса. — 2003. — № 8. — С. 41 — 46.
  123. А.Г. Организация демонстрационного химического эксперимента с использованием комплекса средств информационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 21 с.
  124. Т.С., Грабецкий A.A., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  125. Т.С., Лаврова В. Н. Карты-инструкции для практических занятий по химии. 8−11 кл. М.: Владос, 2005. — 95 с.
  126. A.M. Методология образования. -М.: Эгвес, 2006. 488 с.
  127. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога исследователя. М.: Эгвес, 2003. — С.58−60.
  128. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
  129. . Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  130. П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. Орел, 2002. — 291 с.
  131. С. И. Словарь русского языка / Под ред.Н. Ю. Шведовой. М.: Рус .яз., 1991.-917 с.
  132. В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. М.: „Просвещение“, 1968. — 208 с.
  133. П.А. Проблемы учителя химии и перспективы их разрешения // Обучение химии в 2010/2011 учебном году. Методические рекомендации / Под редакцией проф. П. А. Оржековского. М.: МИОО, 2010. -С. 6−14.
  134. П.А., Давыдов В. Н., Титов H.A. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. М.: АРКТИ, 2001. -152 с.
  135. П.А., Давыдов В. Н., Титов H.A. Экспериментальные творческие задания по неорганической химии: Книга для учащихся. (Методическая библиотека.) М.: АРКТИ, 1998. — 48 с. С. 17.
  136. Оржековский, П. А Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии: дис. док. пед. наук. -М., 1998.-267 с.
  137. Парменов К. Я, Демонстрационный химический эксперимент (Общие вопросы методики) М.: Учпедгиз, 1957. — 85 с.
  138. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Высшее образование, 2006. — С. 178 — 186.
  139. М.А. Применение цифровых лабораторий в учебном физическом эксперименте в общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук. М, 2008. — 260 с.
  140. М.А. Цифровая лаборатория „Архимед“ в физическом практикуме // Физика в школе. 2005. — № 8. — С. 34 — 36.
  141. М.А. Что такое „Черный ящик“ и как с этим работают учащиеся 8 классов // Физика в школе. 2006. — № 7. — С. 48 — 51.
  142. Ю.В., Полосин B.C. Практикум по методике преподавания химии. М.: Просвещение, 1967. — 268 с.
  143. Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр „Академия“, 2008. — 368 с.
  144. , H.A. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. д-ра пед. наук. -Казань, 1976.-483 с.
  145. В.М. Оценка эффективности работы по методике обучения химии // Химия в школе. 1979. — № 3. — С. 17 — 19.
  146. В. С. Школьный эксперимент по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1970. 336 с.
  147. К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. — 166 с.
  148. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Химия. 8−9 классы. М.: Просвещение, 2010. — 48 с.
  149. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Химия. 10−11 классы. М.: Просвещение, 2010. — 88 с.
  150. Программы общеобразовательных учреждений. Программа курса химии в основной школе. 8−9 классы. / Е. Е. Минченков, А. А. Журин, Т. В. Смирнова. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. 24 с.
  151. Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич- под общ. Ред. А. П. Астахова. Минск: „Современная школа“, 2010.-720 с.
  152. И. Эксперименты по физике с использованием компьютерной лаборатории PHILIP HARRIES // Наука и школа 1998. — № 2. — С. 52 — 53.
  153. С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство „Питер“, 2000. — 712 с.
  154. В.Л. Контроль знаний учащихся: исследование на материале учебного предмета химии. М.: Педагогика, 1982. — С.48— 55.
  155. В.Л. Контроль: от реальных требований к объективным результатам // Химия в школе. 1993. — № 1. — С. 17−21.
  156. М.А. Тесты по химии: 10 кл.: к учебнику О. С. Габриеляна и др. Химия. 10 класс / М. А. Рябов, Р. В. Линько, Е. Ю. Невская. М.: „Экзамен“, 2006. — 168 с.
  157. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с
  158. Т.А. Основы квалитативной технологии формирования и диагностики структуры знаний обучаемых: дис. доктора пед. наук Ижевск / Удмурт, гос. ун-т. Ижевск, 2006. — 333 с.
  159. М.И. Компьютерный эксперимент как средство развития экспериментально-исследовательских умений // Наука и шк. 2001. — № 2. -С. 40−45.
  160. М.И. Компьютерные технологии обработки данных в ученическом экспериментальном исследовании по физике // Наука и шк. -2004. № 4. — С. 34 — 39.
  161. Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии М.: Школа-Пресс, 1998.- 141 е.
  162. Ю.В. Проблемно-развивающий эксперимент в обучении химии // Химия в школе. 2005. — № 5. — С. 53 — 55.
  163. Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента // Химия в школе. 2007. — № 10. — С. 57 — 60.
  164. Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. М.: Школа-Пресс, 1998. — 144 с.
  165. Ю.В., Голубева P.M., Дубровская A.M. Проблемные опыты при углубленном изучении химии // Химия в школе. 1994. — № 2. — С. 61 — 62.
  166. СушковаТ.П., Бондарев Ю. М. Практикум по общей химии на базе компьютерной лаборатории „L-микро“: Учебно-методическое пособие. -Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. 26 с.
  167. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 344 с.
  168. Д.В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников / Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщиков // Школьные технологии. 2002. -№ 5.-С. 42 -55.
  169. A.B. Формирование исследовательских умений студентов на занятиях по методике физики / A.B. Усова, И. С. Карасова // Наука и шк. -2002.-№ 1.-С. 18−20.
  170. Усова A.B.Состояние и перспективы развития естественнонаучного образования // Проблемы развития образования. ЧПГУ, 2007. — С. 7 — 34.
  171. , A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: дисс.. д-ра пед. наук. Л., 1969. — 523 с.
  172. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т.2.- М.: Учпедгиз, 1964. — С.339−341.
  173. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // На сайте ФГОС Электронный ресурс. URL: http://standart.edu.ni/attachment.aspx?id=370 (последнее обращение 07.11.2012)
  174. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект. // На сайте ФГОС Электронный ресурс. URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457 (последнее обращение 07.11.2012).
  175. Ю. В. Шпичко В.Н., Новенко Д. В. и др. Экология Москвы и устойчивое развитие. Практикум с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий. Серия „Интеграция ИКТ“. М.: МИОО, 2008. — 63 с.
  176. И.Я. Методика применения цифровой лаборатории „Архимед“ в преподавании физики в школе»: метод, пособие. СПб.: СПбАППО, 2007. — 47 с.
  177. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  178. Н.К., Жилин Д. М., Хоменко C.B. Проблемы создания школьного компьютеризированного практикума по физике и возможные пути их решения // Физическое образование в ВУЗах. 2009. — Т. 15. — № 1. — С. 100−113.
  179. А.Е. К вопросу о проблемном обучении в VIII классе // Химия в школе. -1974. № 2. — 34 — 38.
  180. А.Е. О проблемном обучении в VIII классе // Химия в школе. -1973.-№ 5.-30−34.
  181. А.Е. Проблемный подход к изучению теории электролитической диссоциации // Химия в школе. -1977. № 3. — С.51 -59.
  182. Цифровая лаборатория Архимед 4.0. Лабораторные работы по химии. Перевод и издание на русском языке. М.: Институт новых технологий, 2010. -64 с.
  183. Цифровая лаборатория Архимед 3.0. Перевод и издание на русском языке. М.: Институт новых технологий, 2009. — 63 с.
  184. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. — 432 с.
  185. Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -336 с.
  186. Г. М., Дементьев А. И. Введение в химию: Мир глазами химика: 7 кл.: Учебн. пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 9 — 17.
  187. И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, — 1989. -С.22 -28.
  188. P.M. К вопросу о компьютеризации учебного эксперимента // Наука и образование. 2006. — № 6. — С. 69 — 71.
  189. Шамова Т.И.,.Белова С. Н., Ильина И. В., Подчалимова Г. Н., Худин А. Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2008. — 192 с.
  190. С.Г. Методика обучения химии. М.: Учпедгиз, 1963. -С. 119−121.
  191. Amend, J. R., Morgan, M.E., and Whitla, A. (2000) «Inexpensive Digital Monitoring of Signals from a Spectronic-20 Spectrophotometer, «J. Che, Educ., 77, pp 252−3.
  192. Amend, J.R. Coulometry experiments using simple electronic devices. // J. Chem. Educ. 1979, 56. P. 131 132.
  193. Atar, H.Y. Chemistry Students Challenges in Using MBLs in Science Laboratories. / In: Proceedings of the Annual International Conference of the Association for the Education of Teachers in Science (Charlotte, NC, January 1013,2002). 2002. 23 p.
  194. , H. (1987). «The effects of real-time laboratory graphing on learning graphic representations of distance and velocity,» Journal of Research in Science Teaching, 24, pp 385 395.
  195. Chemistry with VernierChemistry with Vernier By Dan D. Holmquist, Jack Randall, and Donald L. Volz Vernier Software &. Technology, 2004 Электронный ресурс. URL: http://www.vernier.com/cmat/cwv.html (последнее обращение 07.11.2012)
  196. Choi, M.M.F., Wong, P. S., Yiu, T.P. and Case, M. Application of a Datalogger in Observing Photosynthesis. // J. Chem. Educ. 2002, 79. P. 980 981.
  197. Evaporation and Intermolecular Attractions // Vernier Software & Technology. Электронный ресурс. URL: http://www2.vemier.com/sample labs/CWV-09-CQMPevaporation intermolecularattractions. pdf (дата обращения: 07.11.2012)
  198. Gagne, R.M., Glaser, R. Foundations in learning research. / In R. M Gagne (Ed.), Instructional technology foundations. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1987. P. 49 -83.
  199. Lapp, D. A. and Cyrus, V. R (2000). «Using data-collection devices to enhance students' understanding,» Mathematics Teacher, 93, pp 504 51.
  200. Nachmias, R., Linn, M.C. Evaluations of science laboratory data: The role of computer-presented information. // Journal of Research in Science Teaching.1987, 24(5). P. 491 -506.
  201. , M. B. (1994). A review of microcomputer-based labs: How have they affected science learning? // Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching, 13(4), 368 381
  202. Pienta N. J, M.M. Cooper & T. Greenbowe (eds.), «The Chemists’Guide to Effective Teaching», 2004, Prentice-Hall Publishing Co. Electronic Data Collection to Promote Effective Learning During Laboratory Activities Norbert J. Pienta, pp 1 14
  203. Settlage, J.Jr. Children’s conceptions of light in the context of a technology-based curriculum. // Science Education. 1995, 79(5). P. 535 553
  204. Stein, J.S. The computer as lab partner: Classroom experience gleaned from one year of micro-computer-based laboratory use. // Journal of Educational Technology Systems. 1987, 15(3). P. 225 235.
  205. , R.K., & Sokoloff, D.R. (1990). Learning motion concepts using real-time microcomputer-based laboratory tools. American Journal of Physics, 58, 858−866, p.866
  206. Tinker, R.F. How to turn your computer into a science lab. // Classroom Computer Learning. 1985, 5(6). P. 26 29.
  207. Tinker, R.F. The decline and fall of the high school science lab. and why the microcomputer may yet save it from extinction. // Electronic Learning. 1984, 3(5). P. 24 26.
  208. Tinker, R.F., Stringer, G.A. Microcomputers! Applications to physics teaching. // The Physics Teacher. 1978, 10. P. 436 445.
  209. Tinker, R. F. Microcomputers in the teaching lab. // The Physics Teacher. 1981, 19(2). P. 94- 105.
Заполнить форму текущей работой