Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование музыки в процессе работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка: в IY классе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность результатов исследования подтверждается прове дением нескольких серий констатирующего эксперимента, которым было охвачено 620 учеников и 100 учителей русского языка и литерату ры (полученные данные этого эксперимента в целом совпадают с результатами подобных психолого-социологических исследований по про блемам детского восприятия музыки) /91- 255/- многолетним наблюде нием и личным… Читать ещё >

Содержание

  • НВТЗДИНИВ
  • Глава I. УСЛОВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧЕНИКОВ 4 КЛАССА (ПСИХШОГШЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРВДШСЫЛКИ)
    • I. Психофизиологические основы воздействия музыкального искусства на человека и особенности детского восприятия музыки
    • 2. Высказывание о музыке в системе речевых произведений и состояние обучения его созданию в общеобразовательной и специальной школах
    • 3. Готовность учеников 4 класса к высказыванию о музыкальном произведении (констатирующий эксперимент)
  • Выводы
  • Глава II. МЕТОДИКА ФОНДИРОВАНИЯ УМЕНИЙ, НЮБХОДИМЫХ да
  • СОЗДШИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДШИЙ (ОПЫТНОЕ ОБШНИЕ)
    • I. Этапы, организация и исходные положения исследования. Программа опытного обучения
    • 2. Формирование коммуникативных умений на основе сопоставления литературного и музыкального образов (природы) (1-е направление)
    • 3. Формирование коммуникативных умений, связанных с введением элементов описания музыки в повествовательный и описательный тексты (П-е направление)
    • 4. Формирование коммуникативных умений, связанных с созданием самостоятельных высказываний о музыке (Ш-е направление)
  • Выводы
  • Глава 1. АНМИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • I. Эффективность опытной работы на уроках 1-го направления
    • 2. Результаты опытного обучения на уроках
  • 11-го направления
    • 3. Эффективность обучения коммуникативным умениям, связанным с созданием самостоятельных высказываний о музыке (уроки Ш-го направления)
  • Выводы.I8gf

Использование музыки в процессе работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка: в IY классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Резко обострившаяся в последнее десятилетие идеологическая борьба выдвинула перед массовой общеобразовательной школой проблему целенаправленного влияния на процесс формирования духовных ценностей у молодежи. Это влияние способно оказать искусство, «сильнейшее средство стимулирования и организации переживаний человека» /170, с.10/. Бот почему воцрос о месте искусства в учебно-воспитательном процессе школы, а также методическая разработка проблем использования произведений искусства, прежде всего литературы и живописи, с целью активизации учебной и особенно речевой деятельности учащихся вызывает сегодня острый интерес педагогов.

Внимание к речи как одной из центральных психических функций в связи с проблемами использования искусства на школьном уроке русского языка и литературы вызвано объективными причинами. Речь является посредником в общении детей с искусством художественного слова и живописи, одновременно с этим «она оказывает решающее влияние на такие психические процессы детей, как наблюдательность, развитие логического и образного мышления, воображение, эмоции. Стимулируя общее развитие, речь во многом зависит от него» /165, с.234/. В новых програшах по русскому языку и литературе это нашло свое отражение в разделах «Межпредаетные связи» (литература) /209/ и «Развитие речи» (русский язык)/2П/.

Вместе с тем представляется возмшным предположить, что использование произведений музыки как источника высказывания и воспитывающего средства — в соответствии с требованиями программы по развитию речи учеников — откроет новые пути совершенствования учебно-воспитательного процесса, выявит неиспользованные резервы методики преподавания русского языка, поможет решить проблему формирования духовно богатой, творческой личности учащегося, вновь названной центральной в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» /4/.

Это предположение основывается на следующих фактах:

— по наблюдениям психологов и музыкантов-педагогов, «под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось никакими силами невозможно было расшевелить» /149, с .24/. В литературе по проблемам психологии, физиологии, нейрофизиологии, нейрохирургии, эстетики, музыкознания, музыкальной педагогики неоднократно отмечались факты активизации речевой деятельности и улучшения качества ее продукта-высказывания — под влиянием музыки (см. об этом в Главе I §§ 1,2);

— в системе специального музыкального обучения, в начальном звене которого учатся в среднем 20 $ детей /253/, практикуют высказывания в устной и письменной форме как средство организации воздействия на будущих дирижеров, исполнителей и музыковедов и как средство эстетического анализа разучиваемого, воспринимаемого на слух и исполняемого произведения (см. об этом Главу I, § 2). В практике внешкольных форм музыкального обучения и просвещения (музыкальных кружков, клубов, студий) также распространены задания передать словами музыкальные впечатления (в устной и письменной формах речи) /89, с. 165,166,173/;

— широко известный опыт авторского коллектива во главе с Д. Б. Кабалевским также убеждает в том, что уже с первого класеа дети способны увлеченно учиться «размышлять о музыке», под чем подразумевается овладение рядом таких специальных умений, как умение эстетически воспринимать музыку, определять некоторые ее художественные средства, давать ей элементарную эмоционально-эстетическую рценку /212- 213/. Последние умения соотносятся с речевыми;

— использование музыкальных произведений в работе учителей литературы также становится повсеместно распространенным явлением /178/.

Таким образом, детские высказывания о музыке как речевые про изведения в научной литературе и педагогической практике встречаются часто. Вместе с тем анализ приводимых в печати таких высказываний с точки зрения их содержания и речевого оформления дает пра во сделать вывод о недостаточном уровне речевой подготовки их авторов. Об этом свидетельствует несоответствие этих высказываний требованиям школьной программы по развитию речи, а именно: несоот ветствие содержания теме и основной мысли высказывания, отсутствие коммуникативной направленности, бедный словарный запас, неоправданное однообразие в использовании синтаксических структур и т. д. Некоторые музыканты-педагоги, отмечая трудности в организации и проведении сочинений о музыке, называют среди основных причин отсутствие систематической речевой работы и соответствующих методических рекомендаций /122, с.82/.

Все это дает возможность предположить, что вопросы использования музыки как источника высказывания (наряду с учетом ее воспитывающего воздействия) можно и нужно решать как методическую проблему в рамках программы по развитию речи учащихся в общеобразовательной школе.

Изложенное выше определяет актуальность проведенного исследования, посвященного вопросам привлечения музыкального дидактического материала к работе по развитию связной детской речи.

Цель исследования — выявить возможности использования музыки для такой работы, определить место разработанной системы в ело жившейся методической системе — ставилась применительно к младшему школьному (раннему подростковому) возрасту учеников 4 класса.

Выбор для исследования данного этапа обучения объясняется следующим:

I* В психологической и физиологической литературе по цробле-мам детского восприятия музыки этот возрастной период рассмотрен наиболее полно. Определены также музыковедческие знания, которые ученики должны получить в начальной школе и которые можно положить в основу нашего исследования /212- 213/.

2. Письменная речь учеников к этому периоду качественно меняется, что позволяет более эффективно организовать работу над письменным высказыванием о музыке /145- 155/.

3. По мнению музыковедов, эстетиков, социологов и психологов, в этом возрасте сохраняется и даже возрастает интерес к музыкальному искусству, особенно к музыке сюжетной, динамичной, связанной с литературной программой в виде прозаического, поэтического текста или названия (см. об этом в Главе I, §§ 1,2).

Гипотеза исследования: если ввести музыку в существующую систему источников высказывания (наряду с литературой, живописью и пр.) и организовать на ее основе детскую речевую деятельность, то это существенным образом повлияет на общее и психическое развитие детей, в частности на уровень развития речевых умений, предусмотренных школьной программой, создаст базу для успешного овладения школьниками языковыми средствами, выражающими эстетическую оценку произведений искусства.

В соответствии с цель®исследования и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи:

I. Установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в психологической, физиологической, нейрофизиологической, нейрохирургической, эстетической, музыковедческой, педагогической и методической литературеуточнить некоторые методические понятия, имеющие принципиальное значение для разработки методики использования произведений музыки в роли источника речи,.

2. Выявить степень владения учениками 4 класса соответствующими речевыми умениями для создания письменных высказываний о музыке,.

3, Разработать методику обучения умению создавать рассматриваемые высказывания, определить ее место в сложившейся методической системепроверить эффективность разработанной методики.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о единстве языка и мышления, о роли речи в процессе познания и общения, ленинская теория отражения, а также основные положения марксистско-ленинской эстетики о необходимости массового приобщения к художественным ценностям.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: а) анализ научной литературыб) наблюдение за учебным процессом в общеобразовательной и специальной школах (начального, среднего и высшего звена) — в) анкетирование учителей русского языка и литературы и учеников 4-х классовг) анализ пись менных высказываний учеников 4 класса (констатирующий эксперимент) д) обучающий эксперимент, который включил теоретическую и практическую работу по предложенной нами методике и проведение срезовых высказываний (ведущий метод).

Исследование осуществлялось с 1976 по 1985 гг.

На I этапе исследования (1976;1982 гг.) проводились наблюдения и поисковый эксперимент в общеобразовательных школах г. Новокузнецка и Кузнецкой восьмилетней школе Новокузнецкого района, а также в Новокузнецком госпединститутепроверялись отдельные приемы обучения школьников умениям высказываться о музыкальном произведении.

На П этапе (1982;1983 гг.) проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить уровень речевой подготовки школьников в указанном аспекте.

На Ш этапе (1983;1984 гг.) был разработан и осуществлен 1-й вариант опытного обучения в школах гг. Новокузнецка и Москвы, в ходе которого вносились коррективы в первоначальный вариант разработанной методики.

На 1У этапе исследования (1984;1985 гг.) разработанная методика проходила опытную проверку в школах Л№- 54, 204, 528, 531 г. Москвы, четвертые классы которых обучаются шш не обучаются музыке по экспериментальной программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского /212- 213/ (см. характеристику опытных групп в Главе 2, § I).

Научная новизна исследования:

1. Обоснована теоретически и экспериментально доказана возможность использования музыки как одного из источников высказываний учеников.

2. Определена степень владения учениками 4 класса умениями создавать высказывания о музыке при сложившейся системе обучения (в общеобразовательной и специальной музыкальной школах) — выявлены трудности в работе учителей, затруднения учеников в построении и речевом оформлении таких высказываний.

3. Выявлен минимум умений, необходимых для анализа музыки и еоздания высказывания о ней, овладев которыми ученики смогут пересказать художественный текст с элементами описания музыкального произведения, ввести фрагменты описания музыки в текст, создать самостоятельный текст на основе восприятия музыкального образа (природы, звучащего предмета, движущегося животного).

4. Определены 1фитерии отбора содержания работы в исследуемом нами аспекте (в том числе критерии отбора дидактического языкового и музыкального материала),.

5, Выделены критерии оценки детских высказываний о музыке,.

6, Разработана методика обучения учеников 1У класса умению создавать высказывания о музыкальном произведении (типа описания и повествования с элементами описания) — определено место такой ра боты с музыкальным дидактическим материалом (на уроках русского языка) в методической системе.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1, Разработаны научно обоснованные методические рекомендации работы с музыкальным произведением в процессе развития связной детской речи,.

2, Отобран музыкальный дидактический материал для организации высказываний типа описания и повествования с элементами описания природы, предмета, животного.

3, Определена последовательность использования языкового дидактического материала действующего учебника русского языка (для 1У класса) в процессе формирования умений, необходимых для создания высказываний о музыкеотобраны группы упражнений, которые це лесообразно выполнять с привлечением музыкальных произведений.

Достоверность результатов исследования подтверждается прове дением нескольких серий констатирующего эксперимента, которым было охвачено 620 учеников и 100 учителей русского языка и литерату ры (полученные данные этого эксперимента в целом совпадают с результатами подобных психолого-социологических исследований по про блемам детского восприятия музыки) /91- 255/- многолетним наблюде нием и личным девятилетним опытом работы автора в школе (в частно сти, цроведением уроков развития речи с музыкальным произведением как источником высказывания в течение 10 лет) — данными опытного обучения, которым было охвачено шесть 4-х классов (210 учеников) и в процессе которого было записано 90 устных детских высказываний, проанализировано 840 письменных работ.

Апробация исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики русского языка МИШ им. В. И. Ленина, на Ленинских чтениях в 1984;1985 гг., на научной конференции преподавателей и сотрудников Новокузнецкого госпединститута в 1983 году, сообщались на методических объединениях учителей г. Новокузнецка.

Материалы исследования внедрены в практику работы учителей русского языка школ гг. Москвы и Новокузнецка и могут быть рекомендованы составителям школьных программ по русскому языку и литературе (речевой аспект), авторам учебников и учебных пособий, а также исследователям проблем воздействия музыки на человека.

По теме исследования опубликованы статьи:

1. Из опыта привлечения музыкального произведения к проведению изложения. — Русский язык в школе, 1985, л 3, с.36−39.

2. Использование музыки как средства развития речи и эстетического воспитания учащихся. — В кн.: Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся. М., 1985, с.36−47.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальное произведение может быть использовано как источник детской речи (наряду с произведениями других искусств и жизненными впечатлениями).

2. На уроках русского языка в общеобразовательной школе (с 1У класса и даже ранее) возможно и необходимо формировать умения, требующиеся для создания высказываний о музыке.

3. Музыкальное произведение в роли источника детской речи способствует: появлению в описаниях языковых средств, обозначающих элементы звучания предметов и явлений природы, движения животныхпоявлению эмоционально-экспрессивной, оценочной лексикиактуализации слов, передаощих слуховые, зрительные, зрительно-слуховые представленияпоявлению разнообразных тропов. Музыкальный дидактический материал позволяет существенно улучшить структуру и содержание отдельных фрагментов и всего детского текста (пересказанного или созданного самостоятельно).

4. В системе работы с музыкальным источником ученической речи наиболее эффективными являются следующие приемы формирования коммуникативных умений: использование естественных речевых ситуацийустные высказывания на этапе подготовки к письменномусоздание письменных высказываний на урокечтение первого варианта сочинения в сопровождении той музыкальной пьесы, которая была предметом речииспользование музыки в роли фона при подготовке к пересказу описательного текста,.

5.

Введение

музыкального. дидактического материала на этапе языковой подготовки к связному высказыванию благотворным образом влияет на письменную речь детей и позволяет осуществлять эффективное целенаправленное воздействие на формирование образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения, на воспитание духовно богатой личности.

ВЫВОДЫ.

В результате опытного обучения был отобран минимум теоретических сведений, которые явились базой для формирования коммуникативных и музыкально-коммуникативных (связанных с анализом музыкального произведения) умений, необходимых для создания высказывания о музыке на основе ее восприятияопределены умения, которые необходи мо формировать у учеников 4 класса с тем, чтобы эти умения легли в основу эстетической оценки произведений музыки ишире — искусстваразработана и реализована система заданий, направленных на вооружение школьников теоретическими знаниями о возможностях музыки как искусства (в сопоставлении с литературой и живописью) и о высказывании на основе Ш как текстеподтверждена правильность выбора музыкальных пьес для работы по развитию связной речипроверена эф-фектжшость разработанной методики обучения.

Ознакомление школьников с особенностями названных высказываний: с их назначением, возможными структурно-семантическими фрагментами, особенностями речевого оформления — способствовало повышению уровня теоретических знаний о функционально-смысловых типах и стилистической направленности текстов.

Усвоение особенностей высказываний о музыке на основе ее восприятия сыграло определенную роль в формировании коммуникативных умений, связанных с созданием художественного описания (звучащего предмета, природы, движущегося животного) и повествования с элементами описания.

Специальная работа над языковыми средствами, с помощью которых школьники учились описывать возникшие ассоциации, чувства, определять некоторые музыкально-выразительные средства, тему, основную мысль и авторское отношение в музыке, способствовала актуализации и более осознанному употреблению отдельных лекеико-грамматичес-ких разрядов слов и лексико-еемантических групп.

Опытное обучение помогло школьникам осознать роль отдельных языковых средств и в создании фрагментов высказываний о музыке. Знание о назначении указанного типа текста, о его коммуникативной направленности побудило школьников к употреблению разнообразных тропов (олицетворений, эпитетов, сравнений и пр.). Дети стали образно мыслить, сопоставляя жизненный материал с музыкальным произведением.

Обучение созданию высказываний на основе восприятия музыки в письменной форме, а также использование устных детских высказываний в процессе подготовки способствовало тому, что в течение опыт ной работы каждый ученик неоднократно поделился своими музыкальными впечатлениями, испытал благотворное влияние коллективного общения с искусством.

В ходе опытного обучения было прослежено постепенное становление формируемых умений: от описания ассоциативных представлений возбужденных музыкой, школьники перешли к описанию эмоционально-эстетической информации о музыкальном образе и своих чувствахнаучились соотносить: а) основной художественный текст и создавав мый к нему фрагмент описания музыки по основным параметрамб) литературную основу (произведение) и музыкальную программу пьесы, которая являетоя ее эпизодом, т. е. научились отбирать для высказы вания о музыке только те элементы, знакомого литературного произведения, которые воссозданы музыкально-выразительными средствами.

Неоднократное восприятие музыки, которое было организовано во время опытного обучения в соответствии с возрастными психологическими особенностями школьников, способствовало созданию коммуникативно целесообразного высказывания, точно соотнесенного с его темой, основной мыслью, эмоциональной окрашенностью и содержанием музыкального произведения.

Экспериментальная работа показала эффективность отдельных методов и приемов: использования речевых ситуаций, ставших естественной формой общения учеников по поводу музыкального искусствалексической подготовки, которая способствовала отбору наиболее уместных средств описаниячтения созданного текста (фрагмента) на фоне той музыкальной пьесы (части), которая явилась предме том речи, что позволило впоследствии эмоционально и информативно соотнести сочинение с речевым источником — музыкойустного выска зывания в подготовительный пфиод, что в процессе создания письменного текста повлияло на более тщательный отбор материала для построения отдельных фрагментов и высказывания в целомиспользо вания музыкального фона при работе над художественным текстом (для пересказа), в котором содержатся сведения о звучащем предме те или явлении.

Самые высокие результаты в процессе опытного обучения были достигнуты в том случае, когда максимально реализовывались межпредметные связи с уроками (по экспериментальной программе). Это дало возможность использовать музыкальные умения и навыки как базовые, что позволило школьникам в более короткий, чем в других классах, не обучающихся по экспериментальной программе на уроках музыки, срок овладеть необходимыми умениями высказываться о музыке как произведении искусства.

Привлечение музыки к процессу формирования коммуникативных умений повлияло на отношение детей к слуховой информации о внешнем мире. Это создало возможность для более разностороннего отражения явлений действительности в детских сочинениях (описаниях и повествованиях), а следовательно, существенно обогатило содержательную сторону детской речи.

Поставленные в учебную ситуацию, побуждающую высказаться о полученных музыкальных впечатлениях, школьники должны были определить свое отношение и личную эстетическую позицию. Это, в свою очередь, привело к необходимости употребить языковые средства эмоционально-эстетической оценки, что, на наш взгляд, способствовало формированию мировоззрения и активной жизненной позиции учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С возрастанием роли произведений искусства в решении основной педагогической проблемы — воспитания всесторонне развитой детской личности — особую актуальность приобретают вопросы формирования у школьников интеллектуально-речевых умений, облегчающих процесс общения с художественными ценностями, в первую очередь с произведениями музыки, которые являются синтезом эмоционально-эстетической информации о предметах и явлениях действительности и внутреннего мира человека,.

В диссертационном исследовании выявлялись возможности использования музыки в процессе развития связной детской речи и разрабатывалась методика формирования коммуникативных умений, необходимых для создания высказывания о музыке (как текста) на основе ее восприятия,.

В результате изучения литературы, касающейся данной проблемы, и проведения констатирующего эксперимента установлено, что:

1) такие высказывания являются закономерным результатом эмо-ционально-эстетического восприятия музыки, а также средством воздействия на слушателя и формой постижения (осмысления) музыкального образа;

2) для высказывания о музыке (созданного на основе ее восприятия) как речевого произведения характерны определенные структурно-семантические и языковые особенности: включение фрагментов описания ярких ассоциативных представлений (зрительных, слуховых, комплексных и пр.) — элементов эстетической оценкиупотребление эмоционально-экспрессивной, оценочной лексики, разнообразных тропов;

3) высказывание, созданное на основе восприятия музыкального произведения, может быть соотнесено с определенным функционально-стилистическим и смысловым типом текста в зависимости от коммуникативной установки автора;

4) соответствие высказывания существующим требованиям, предъявляемым школьной программой по развитию связной речи к детским речевым произведениям, определяется возрастными особенностями, уровнем сформированности восприятия музыки, методикой формирования музыкально-коммуникативных (необходимых для анализа музыкального произведения) и коммуникативных (необходимых для создания текста) умений, которые тесно взаимосвязаны.

Для того чтобы проверить значение целенаправленной работы по обучению школьников умению высказываться о музыке как произведении искусства, была разработана специальная методика, основными особенностями которой явились: вариативностьвнутрипредметные связи с программой по русскому языку в общеобразовательной школемежпредметные связи с уроками музыки и новой программой, созданной под руководством Д. Б. Кабалевскогоиспользование музыкальных произведений преимущественно как источника детской речипроведение рассматриваемых высказываний в пределах урочного времени, что позволило детям максимально использовать музыкальные впечатления и все элементы подготовительной работы для создания высказывания.

Анализ результатов опытного обучения (обучающего эксперимента) подтвердил нашу гипотезу:

1. Речевая работа над музыкальным произведением доступна и увлекательна для учеников. Она способствует эффективности процесса формирования коммуникативных умений, предусмотренных школьной программой по развитию связной речи, а также тех, которые необходимы для самостоятельного высказывания о музыкальных впечатлениях. Об: этом свидетельствуют данные исследования разных сторон детских сочинений на основе восприятия музыкального образа: их объема (на уровне слов, предложений, микротем, текста) — структуры расположения и развернутоскти отдельных фрагментовязыковых особенностей.

2. Влияние музыки на детские тексты проявляется по-разному: а) музыкальное произведение, «иллюстрирующее» художественный текст, значительно облегчает его анализ (определение темы, основной мысли, эмоциональной окрашенностивыделение определенных языковых средствозаглавливание текста) — его восприятие и восцроизведение в детеких пересказах, особенно элементов описания музыки и предметов и явлений, «издающих*1 звук. б) музыкальное произведение в роли ист очника высказывания актуализирует различные пласты детского словаря. Так, обнаружена зависимость появления в детской речи определенных лекси-ко-грамматических разрядов слов от художественных особенностей музыки и сферы ее распросзранения.

Например, в процессе восприятия музыки медленной, мелодичной (т.н. песенного типа), создающей образ в основном статичного явления действительности или устойчивого эмоционального состояния человека, как правило, активизируются прилагательные, наречиямузыка танцевального типа, ритмичная вызывает появление большого числа глаголоЕ, которыми ученики стремятся создать сюжет повествовательного текста или детальное описание «движущегося» предмета речи.

Эмоциональное своеобразие музыки способствует актуализации отдельных лексико-семантических груш, с помощью которых ученики определяют настроение музыки, характер.

Например, минорное произведение вызывает необходимость использовать лексику, обозначающую соответствующие чувства (грусти, печали), мажорное — лексику, характеризующую чувство радости и т. п.

3. Влияние опорного языкового материала (отдельных средств и текстов) на детские высказывания, созданные на основе Ш, также проявляется по-разному: а) ряд ядерных словосочетаний, на основе которых ученики создают отдельные фрагменты сочинений или текст, будучи рекомендованными как обязательные, ограничивают их ©-бьем, обедняют содержание и речевое оформлениебудучи рекомендованы как возможные (справочные), они оказывают помощь детям с недостаточно сформированным словарем и речевыми умениями для соединения музыкальной и литературно-художественной информации в форме текста.

Лексика, отобранная в процессе подготовки к сочинению на основе анализа музыки и музыкальных впечатлений и вводимая в детский словарь в соответствии со сложившейся методикой работы, является, как правило, ядерной для создания и речевого оформления высказывания. Она оказывает необходимую помощь в передаче музыкальных впечатлений.

4. Общепедагогическими достижениями обучения явились: возросший интерес школьников к урокам русского языка и учебному процессу в целомрасширение детского опыта общения с произведениями искусствакачественное изменение эстетической оценки музыкального произведения, косвенно свидетельствующее о совершенствовании общего культурного уровня школьников.

Данная диссертация является началом в разработке проблем формирования детской речи и — шире — детской личности средствами музыкального искусства на уроках русского языка в общеобразовательной школе.

Предстоит исследовать процесс формирования коммуникативных умений, необходимых для создания высказывания о музыкальном произведении (в первую очередь, на основе его восприятия) как конкретного стилистически соотнесенного функционально-смыслового типа текста в начальных, 5−10 классах общеобразовательной школы и в системе специального музыкального обученияисследовать возможности, которые открывает для развития связной детской речи использование сочетаний средств обучения (литературы и музыкимузыки и живописи и пр.) установить последовательность видов работы с различными источниками речи — произведениями искусства и на основе этого разработать систему их использования на уроках русского языкаотобрать и составить словарь, необходимый для эмоционально-эстетического анализа и оценки музыкальных произведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. К., Энгельс Ф. Об искусстве. Сборник./Вступит.статья М.Лифница. Коммент. Г. Фридаендера. — Изд. 3: В 2-х т. — М.: Искусство, 1976. — T. I, 1976. — 574 е.- т.2, 1976. — 718 с.
  3. П. Официально-документальные материалы
  4. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982. — 223 с.
  5. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 112 с. 1. Ш. Книги и статьи
  6. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  7. Ы.Н., Баранов М. Т. Обучающие изложения в 5 классе. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 168 с.
  8. А.Д. Русская фортепианная музыка (конец ИХ начало XX вв). — М.: Наука, 1969. — 392 е., илл.
  9. А.А., Чайковский П. И. М.: Музыка, 3-е изд., 1970.-816 с.
  10. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 303 с.
  11. М.Г. Что такое программная музыка? М.- Музгиз 1962. — 119 с.
  12. .В. Григ. М.-Л.: Музгиз, 1948. — 152 с. с нот. ил.
  13. .В. Избранные труды: В 5 тт./Ред.коллегия: Й. Э. Гра барь и др. М.: йзд-во АН СССР, 1954. — Т.2, 384 е.: т.4, 440 с.
  14. .В. Симфонические этюды /Общ.ред. и вступит, статья Е. М. Орловой. Л.:Музыка, 1970. — 264 с.
  15. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2 /Ред. и вступит, статья Е. М. Орловой. -Л.: Музыка, 1973. — 142 с.
  16. .В. Русская музыка XIX и начала XX века. Изд.2. Л.: Музыка, 1979. — 344 с.
  17. .В. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981. — 216 с.
  18. Ашхаруа Чолокуа А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия. — В кн.: Эстетические очерки. Вып. 5. М., 1979, с.137−174.
  19. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. — 218 с.
  20. М.Т. Повышение эффективности словарной работы. В кн.: Пути совершенствования преподавания русского языка в У-У1 классах. М., 1962, с.160−167.
  21. М.Т. Приемы обогащения словаря учащихся. В кн.: Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе. М., 1962, с.5−130.
  22. М.Т. Словарно-еемантическая работа на уроках русского языка в 5−8 классах. Русский язык в школе, 1965, Л6, с" 29*34*
  23. М.Т. О работе по лекоике в 4 классе. Русский язык в школе, 1970, I 6, с.35−39.
  24. М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в 4−8 классах. Русский язык в школе, 1976, М 3, с.10−16.
  25. М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе. Русский язык в школе, 1979, Л 3, с.9−14.
  26. М.Т. Типы учебного датериаяа и методы обучения русскому языку. Русский язык в школе, 1981, М 3, с, 25−31.
  27. В.К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников./Сб.статей. М.: Педагогика, 1975.- 160 с.
  28. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: Русский книжник, 1923. 116 с.
  29. Беляева-Экземплярская С. Н. Восприятие мелодии движения. -М.: Гос. Академия худож. наук, 1929. 57 с.
  30. Беркман Т.1. 0 методах формирования музыкально-слуховых представлений (на уроках пения): Опыт исследования. В кн. Изв. АПН РСФСР, вып.100, 1959, с.319−367.
  31. П.Н. Об эстетике творчества и эстетика восприятия. -В кн.: Художественное восприятие. I., 1971, с.57−79.
  32. Ф.Ш. Программная симфоническая музыка в эстетичес ком воспитании школьников и особенности ее восприятия.
  33. В кн.: Формирование интересов учащихся в области искусства (Проблема восприятия искусства). Казань, 1970, с 85−105.
  34. И.П. Проблемы музыкальной выразительности в свете учения о динамической стереотипии высшего отдела головного мозга. В кн.: Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика, эстетика, фольклор). Минек, 1965, с.75−102.
  35. Д. Замечательный дар детям. Советская музыка, 1968, Л 9, с.51−53.
  36. М.Д. Учение й.П.Павлова и некоторые задачи советского музыкознания. Советская музыка, 1951, Л 8, с. 52−58.
  37. М.Л. Физиологические оеновы ладового чувства. Б кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. I. I., Х962, с. 52−124.
  38. М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школь ников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителя пения. М.-Л.: Просвещение, 1964. — 104 с.
  39. М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Д.- Наука, 1974. — 144 с.
  40. В.В. Природа и структура художественного восприятия. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 4. М., 1977, с.114−152.
  41. Д.Н. Психология учения русскому языку. Русский язык в школе, 1977, Л 5, с.79−85.
  42. К. Психология 1фасоты: Результаты экспериментальных исследований./ Перев. с англ. под ред. и с предисл. Н. Д. Виноградова. Л.-М.: Пучина, 1926. — 136 с.
  43. В.В. Симфоническое творчество А.К.Глазунова: Путеводитель по русской музыке/ Под. ред. Т.Соколовой. М. :Музгиз 1950. — 88 с.
  44. В.В. Об отражении действительности в музыке- Очерки. /Под ред. К.Резеншильда. М.: Музгиз, 1953. — 236 е., нот. ил.
  45. В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. -Л.:Художник РСФСР, 1977. 229 е., 33 л. ил.
  46. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. — 415 с.
  47. Н.А. Музыка в подготовительных классах. Музыка в школе, 1983, № I, с.9−12.
  48. Владыкина-Бачинская Н.М., П. И. Чайковский. М.: Музыка, 2-е изд., доп., 1964. — 196 с", илл. нот. илл.
  49. Вопросы музыки в школе. Сб. статей. /Под ред. Й. Глебова (Б.В.Асафьева)" - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. — 284 с.
  50. Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. Сб. науч. трудов, /Ред.коллегия: О. А. Апраксина и др. — М.: МГПЙ им. В. И. Ленина, 1979. — 170 с.
  51. Вопросы теории и эстетики музыки. Сб.статей. /Под ред. Ю. Н. Кремлева. — М.:Музыка, 1968, вып.8. — 207 с.
  52. Вопросы теории и эстетики музыки. Сб.статей. /Ред.:Гозен-пуд А.А., Раабен Л. Н., Смирнов В. В. — Л.: Музыка, 1972, вып. II. — 224 с.
  53. Вопросы фортепианной педагогики. Сб.статей. /Под общ. ред. В.Натансона. — М.: Музыка, 1971, вын.З. — 334с.
  54. Восприятие музыки. Сб. статей/ Ред.-соет. В. Н. Максимов. -М.: Музыка, 1980. — 256 с.
  55. В школе слушают музыку. Сб.статей. /Под ред. НЛ. Гродзен-ской. — М.-Просвещение, 1964. — 72 с.
  56. Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте: Психологический очерк. М.: Госиздат РСФСР, 1930. — 80 с.
  57. Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е, исправ. и доп. /Общ.ред. В. В. Иванова. — М.: Искусство, 1968. — 576 е.
  58. Л.С. Мышление и речь. Собр.соч.: В 6-ти т. М., 1982, т.2, с.5−361.
  59. Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте.
  60. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982, т.2, с.363−381.
  61. Выготский Л. С, Воображение и его развитие в детском возрасте. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982, т.2, с.436−454.
  62. Л.С. Развитие речи и мышления. — Собр.соч.- В 6—ти г. М., 1983, т.3, с. 254−273.
  63. М.А. А.К.Глазунов: Жизнь и творчество. Л.:Музгиз (Ленинградское отделение), 1961. — 389 е., нот. ил.
  64. Я.К., Братина Н. Н., Доброхотова Т. А. и др. Межполу-шарные взаимоотношения мозга и восприятие музыки. В кн.: А. Р. Лурия и современная психология. М., 1982, с.207−214.
  65. Л.В. О развитии музыкальной культуры подростка. -Новосибирск, 1969, 22 с.
  66. Л.В. Изучение особенностей развития детского музыкального восприятия важный вопрос в подготовке учителей музыки в школе. — В кн.: Музыкально-эстетическая подготовка учителя. М., 1970, с.10−13.
  67. А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия: Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. -333 с.
  68. А.Л. О восприятии музыки и музыкальном слухе.
  69. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981, с.41−57.
  70. Гриндэ Нильс. История норвежской музыки: Сокр. пер. с норв. /Пер. Т. А. Алимовой. М.: Музыка, 1982. — 191 с.
  71. Н.Н. Писхолого-педагогические предпосылки формирования музыкально-познавательного интереса подростков на уроках музыки. В кн.: Вопросы музыкального восприятия студентов и школьников. Минск, 1979, с.21−45.
  72. Н.Л. Слушание музыки в школе (5−6 класс): Пособие для учителей пения восьмилетней школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 94 е., нот. ил.
  73. Н.Л. Эстетическое воспитание учащихся на уроках пения. Советская педагогика, 1963, Л 7, с.80−91.
  74. Н.Л. И петь и слушать (Музыкальное воспитание в школе) Советская музыка, 1966, М 4, с.101−103.
  75. Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. — 77 е., нот. ил.
  76. Е.И. К вопросу о влиянии музыки на речь в норме и патологии. Вестн. Моск. ун-та. (Сер. 14. Психология). 1984, М 1, с.59−67.
  77. Н.й., Остроменский В. Д. Эстетическое воспитание учащихся: Из опыта работы Оргеевской школы-интерната. Кишинев: Лумина, 1975, — 36 с.
  78. М.Д. О константности восприятия у детей. Вопросы психологии, 1964, & 5, с.42−54.
  79. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики.: Учебное пособие. /Под ред. М. Н. Скаткина. -Изд. 2 перераб. и дол. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  80. В.А. Обогащение активного словарного запаса учащихся 5−7 классов. Русский язык в школе, 1958, & 3, с.23−29
  81. Г. С. Творчество П.И.Чайковского в материалах и документах. /Под ред. Гр.Бернандт. — М.:Музнка, 1958. — 636 с.
  82. М.С. История зарубежной музыки: Вторая половина GX века.: Учебник для консерваторий. Изд.6. — М.: Музыка, 1983. — 528 с.
  83. Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. В кн.: Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4−8 классах. Вып.1. М., 1969, с.101−108.
  84. МЛ., Костенко Ф. Д., Рождественский H.G. Русский язык: Учебник для 2 класса. М., X98I, изд. 14. — 208
  85. МЛ., Кустарева В. А., Рождественский Н.С. PyG' ский язык: Учебник для 3 класса. М., 1982, изд. 13. — 224
  86. Н. А.К.Лядов: Жизнь и творчество./ Под ред. Т. Со-кодовой. М.:Госмузиздат, 1954. — 215 е., ид., нот. ил.
  87. Р.И., Невинская А. М. Влияние музыки на процесс дыха ния у детей и взрослых. В кн.: Вопросы изучения и в оспита-ния личности. — Л., 1929, C. X9−2I.
  88. Л.М. Наглядность в преподавании русского языка.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 159 е., ил.
  89. А.Я., Лазарев ИЛ. Эстетическое воспитание и искусство. В кн.: Теория эстетического воспитания. М., 1979, с.139−173.
  90. Искусство и школа: Книга для учителя. /Сост. А. К. Василевский М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  91. Использование ТОО на уроках музыки в общеобразовательной шко ле: Методические рекомендации. /Подготовлены Э. В. Козловой, Г. С. Косенко, Р. Н. Николаевой. Запорожье, 1974. — Х2 с.
  92. Исследование художественных интересов школьников. /Под. ред. Е. В. Квятковского и Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. — 160 с.
  93. История русской музыки: Учебник для исполнительских ф-тов консерваторий. /Общ.ред. Н. В. Туманиной. М.:Музгиз, Х960.-462 с.
  94. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. /Сост. В. И. Викторов. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  95. Д.Б. Ровесники: Беседы о музыке для юношества.
  96. Вып. I. М.: Музыка, Х98Х. — 120 с., ил. ног.
  97. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? йзд.2.-М.: Советский композитор, 1982. — 214 с.
  98. Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание (Статьи ивыступления разных лет)/Послесл. В. И. Викторова. М.: Знание 1984, — 64 с.
  99. В.И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности. Русский язык в школе, 1978, № 4, с.58−66.
  100. Келдыш Ю. В, История русской музыки. Часть П. (Вторая половина XIX в,): Учебное пособие для консерваторий. М.-Л.: Муз-гиз, 1947. — 390 с.
  101. Ю.В. История русской музыки. Часть Ш. (80-е и 90-е гг ИХ века начало XX вв.): Учебное пособие для консерваторий. — М.: Музгиз, 1954. — 532 е., нот. илл.
  102. Г. Н. К характеристике наглядных образов при восприятии музыки. Вопросы психологии, 1957, № I, с.116−124.
  103. Г. Н. Из опыта экспериментального исследования внемузыкальных представлений при восприятии музыки. В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971, с.348−354.
  104. Книга о Свиридове: Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. /Сост. А. А. Золотов. М: Сов, композитор, 1983. — 261 с. ил,
  105. Книга по эстетике для музыкантов. /Ред. К. Ангеров (НРБ), И. Константинов (СССР). М.:Музыка, 1983- София: Музыка, 1983. -272 с.
  106. М.Н. Стилистика русского языка: Учебник душ студентов пед. ин-тов. Изд. 2, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  107. А. Музыка и воображение. Советская музыка, 1968, Л 3, о.108−113.
  108. А. Художник и интерпретатор. Советская музыка, 1968, & 4, е.117−122.
  109. А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения. Вопросы психологии, 1963, $ 2, с.45−58.
  110. ПО. Костюк А. Г. Культура музыкального восприятия. В кн.: Художественное восприятия. Л., 1971″ о.334−347.
  111. А.Г. Теория музыкального восприятия и цроблема соци-ально-эстетической действенности музыки. В кн.: Музыкальное искусство социалистического общества (Проблемы духовного обогащения личности). Киев, 1982, с.18−20.
  112. Д.й. О соотношении между запоминанием и воспроизведением. Вопросы психологии, 1955, ЛЗ, е. 77−89.
  113. Е.И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки. Вопросы психологии, JI 2, 1981, с.150−155.
  114. Ю.А. Эдвард Григ: Очерк жизни и творчества. М.: Музгиз, 1958. — 237 е., нот. ил.
  115. Кремлев ®-*А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики XIX века: В 3-х т. I.: Музгиз, 1958. — Т.2. I86I-I880 гг. — $ 14 с.
  116. Ю.А. Очерки по эстетике музыки. Изд. 2, доп. — М.: Советский композитор., 1972. — 272 с.
  117. Ю.А. Избранные статьи. -1.: Музыка, 1976. 231 с.
  118. А.Н. А.Н.Глазунов. /Ред. Т.Коровиной. М.:Щузыка, 1982. — 144 с.
  119. А.С. А.К.Глазунов Изд. 2, перераб.-/Ред.В.Вайнер.-М.:Музыка, 1977, — 126 е., ил.
  120. Н.А. К проблеме развития художественного восприятия школьников. В кн.: Теория эстетического воспитания. M. f 1978, е.48−58.
  121. Т.А. Анализ устной речи учащихся 5−8 классов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 135 с.
  122. Т.А., Баранов М. Т. Особенности языка ученических изложений. М.: Просвещение, 1965. — 168 с.
  123. Т.А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям. Русский язык в школе, 1974, Л 5, с.40−44.
  124. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 256 е.
  125. Ладыженская Т. А, Диктант с продолжением. Русский язык в школе, 1978, Л 5, с.40−46.
  126. Ладыженская Т. А, Развитие речи учащихся как теоретическая и практическая проблема межпредметного характера, Советская педагогика, 1978−9, с. 75−80,
  127. Т.А. Методы обучения связной речи. В кн.: Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка. М., 1979, с.19−36.
  128. Т.А. Общеучебные умения и речевая деятельность.
  129. Советская педагогика, 1981, Ш, с.85−91.
  130. Т.А. Резервы развития дара слова у школьников, -Начальная школа, 1983, Л 6, с.72−75.
  131. Т.А., Баранов М. Т., 1£игорян Л.Т., Кулибаба И. И., Тростенцвва Л. А. Русский язык: Учебник дня 4 класса. Изд. 16, перераб. — М.: Просвещение, 1984. — 304 с.
  132. О.Е. Эдвард Григ. (Очерк жизни и творчества). -Изд. 2. М.:Музыка, 1975. — 622 с.
  133. В.А. Вопросы психобиологии музыки. Советская музыка, 1966, JE6, с.37−43.
  134. Леонтьев А. А, Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245 с.
  135. А.А. О речевой ситуации и принципе речевых действий. Русский язык за рубежом, 1968, Л2, с.19−23.
  136. А.А. Основы теории речевой деятельности. М.- Наука, 1974. — 367 с.
  137. А.Н. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания деятельности. Советская педагогика, 1951, Л 10, с. 60−77.
  138. А.Н. 0 механизме чувственного отражения. Вопросы педагогики, 1959, Л 2, с. 19−41.
  139. А.Н. Ощущения и восприятия как образы предметного мира. В кн.: Познавательные процессы (Образы, восприятия). М., 1982, с. 32−50.
  140. К. Еще о новых программах для ДУШ. Советская музыка, 1984, Л 2, с. 81−82.
  141. А.В. Основы художественного образования. В кн.: А. В. Луначарский. В мире музыки: Статьи и речи. — Изд.2, дополн. — М., 1971, с. 177−200.
  142. М.Р. Сочинения-описания в 3−4 классах. Начальная шко ла, 1964, № 3, с.45−49.
  143. М.Р. Развитие грамматического строя письменной речи четвероклассников. Русский язык в школе, 1974, Л 3, с. 41−46.
  144. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. -М.: Просвещение, 1975. 176 с.
  145. М.Р. Тенденции развития речи учащихся. М.: Изд-во МИШ им. Б. ИЛенина, 1979. — 79 с.
  146. М.Р. Речь учащихся средней школы. Статья I, Общая характеристика лексики. Русский язык в школе, 1981, Л 6, с. 38−44.
  147. Л.Р. Музыка начинается в семье. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  148. Л.А. Эстетика и анализ. Советская музыка, 1966, Л 12, с. 22−23.
  149. Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Советский композитор, 1979. — 352 с.
  150. Л.А. Строение музыкальных произведений. Изд. 2, доп и перераб.: Учебное пособие для вузов. /Ред. А. Д. Трейстер. -М.: Музыка, 1979, — 536 е., нот.
  151. Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк. М.: Музыка, 1983. — 72 с.
  152. С.Е. Музыкальная грамота. Изд. 4. — М.: Музыка, 1984. — 176 е., рис., нот.
  153. В.Е. Об изменении в синтаксическом строе письменной речи учащихся. Русский язык в школе, 1979, ЛЗ, о. 51−53.
  154. Ф.С. Художественное описание предмета. Русский язык в школе, 1972, Л I, с.42−46.
  155. B.C., Цеханский В. М. Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии. В кн.: Творческий процесс и художественное восприятие. — Л., 1978, с.200−215.
  156. Н.М. Слово, музыка, образ. Киев: Рад. школа, 1982. — 96 с.
  157. В.В. О динамическом контрасте в музыке. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967, с.212−244.
  158. В.В. К теории коммуникативной функции. Советская музыка, 1975, Л I, с.21−27.
  159. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253 с.
  160. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. науч. трупов /Под ред. Е. В. Квятковского. — М.: йзд-во АПН СССР, 1981. — 97 с.
  161. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителя. /Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980.-240 с.
  162. Методические материалы по музыке для подготовительных классов общеобразовательных школ (экспериментальные). /Сост. Н. А. Ветлугина, Л.Н.Комиссарова). М.: НИИ школ, 1983. -103.
  163. Методические рекомендации по теме: Анализ музыкальных произведений как условие подготовки учителей музыки к внеклассным занятиям в младших классах школы. /Сост. Барншева Т.А.-Л.: ЛПШ им. А. Н. Герцена, 1983. 18 с.
  164. И.К., Розентретер Е. А. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием: Пособие для преподавателей педучилищ. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
  165. Мир детства: Подросток. /Сост. А. Ю. Гордин, И. В. Гребенников, Т. В. Драгунова и др. М.: Педагогика, 1982. — 431 с., ил.
  166. Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы (УШ-Х сл.). М.: Просвещение, 1980.- 90 с.
  167. М.К. А.К.Лядов: Очерк жизни и творчества. /Йод ред. А.П. Зориной. Л.:Гоемузиздат, 1961. — 211 с.
  168. Л.В. Эдвард Григ. 1843−1907: Краткий очерк жизни и творчества. Изд. 2. — М.-Л.: Музыка (Ленинградское отделение), 1965. — 107 е., ил., нот.
  169. С.Н. Общность педагогических взглядов К.Д.Ушинско-го и Б. Л. Яворского на развитие творческих способностей учащихся. В кн.: Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М., 1979, с.91−103.
  170. Музыка в начальной школе: Пособие для учителя. /Йод ред. Д. Б. Кабелевского. М.:НШ школ, 1979. — 164 с.
  171. Музыка в подготовительных и первых классах: Пособие для учителей. /Под ред. Г. С. Ригиной. М., 1983. — 158 с.
  172. Музыка в средней школе (4−5 классы) : — Пособие для учителя /Goct. Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова и др., М.- НИИ школ, 1982. — 106 с.
  173. Музыка детям: Вопросы музыкально-эстетического воспитания. — Сб. статей. /Сост. Л. В. Михеева. — Л: Музыка, 1970.е., ил.нот. ил.
  174. Музыкальная форма: Учебник для музучилищ. /Общ.ред. Ю.Н.Тю-лина. Изд. 2, испр. и дополн. — М.: Музыка, 1974. — 360 с.
  175. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 6. Сб.статей. /Авт. предисловия и сост. О. А. Апраксина. — М.: Музыка, 1970. -134 е., нот. ил.
  176. Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей. /Сост. О. А. Апраксина. — М.:Музыка, 1971, вып. 7. — 120 с.
  177. Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. /Под ред. Е. В. Назайкинского. — М.: Музыка, 1970, еып. I. — 220 с. 184. %зыкальное искусство и наука. Сб. статей. /Сост. Е.В.Назай-кинский. — М.:Музыка, 1973, еып.2. — 216 с.
  178. Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. /Ред. — сост. Е. В. Назайкинский. — М.:%зыка, вып. З, 1978. — 230 с.
  179. Е.В. Речевой опыт и музыкальное восприятие. -В кн.: Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967, с.245−283.
  180. Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка. 1972. 383 о.
  181. Не тун, а ев, а А. В. Формирование нравственно-эстетических оценок произведений классической музыки. В кн.: Теория эстетического воспитания. М., 1978, с. 59−62.
  182. Николаев А. А, Фортепианное наследие Чайковского. Изд. 2, перераб. — М.: Музгиз, 1958. — 286 с.
  183. А.А. Первый фортепианный Концерт Чайковского: К Международному конкурсу им. П. И. Чайковского. /Ред. Н. П1ахназарова. М.: Музгиз, I960. — 40 о., нот. ил.
  184. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. Сб. науч. трудов. /Йод ред. Д. Б. Кабалевского. -М.: НИИ школ, 1978. — 106 с.
  185. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. Сб. статей. /Йод ред. Д. Б. Кабалевского — М.: НИИ школ, 1981. — 90 с.
  186. Обучение русскому языку в 1У классе. Методические указания к учебнику: Пособие для учителей. /Сост. Т. А Ладыженская. -М.: Просвещение, 1981. 223 с.
  187. А.С. Специфика выразительных средств музыки: Эс-тетико-теоретические статьи и исследования. М.: Советский композитор, 1969. — 590 с.
  188. Основы методики русского языка в 1У-УШ классах: Пособие для учителя. /Под ред. А. В. Текучева и др. Изд. 2, перераб. -М.: Просвещение, 1983. — 287 с.
  189. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. /Под ред. В. Г. Костюка. Киев: Муз. Украина, 1975. -200 с.
  190. Н.Л. Об отражении действительности в музыке: К вопросу о содержании и форме в музыке. Л.: Музыка (Ленинградское отделение), 1979. — 72 с.
  191. Очерки по истории русской музыки конца ИХ начала XX века: Для учащихся старших классов. /Сост. А. Н. Крюков. — М.-Л.: Просвещение (Ленинградское отделение), 1965. — 208 е., ил., нот. ил.
  192. Г. И. Восприятие музыкального произведения и его структура. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967, с.191−211.V
  193. Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. М.: Наука, 1984. — 222 с.
  194. Н.А. Изложение с языковым разбором текста. М.: Просвещение, 1978. — 190 с.
  195. Н.А. Обучающее изложение по тексту К.Г.Паустовского «Шкатулка проснулась». Русский язык в школе, 1980, & 4, с. 28−31.
  196. Ю.П. Изучение эмоционально-экспрессивной лексики в 5 классе. Русский язык в школе, 1974, $ 4, с.33−36.
  197. Г. Пусть музыка звучит. Музыка в школе, 1983, Л 3, с.25−29.
  198. Л.В. «Времена года» П.И.Чайковского. Изд. 2./Под ред. А.Быкова. — М.: Музгиз, I960. — 27 е., нот. ил.
  199. К.П. Серьезная музыка в школе: Пособие для учителей. Изд. 2, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1980. -144с.
  200. Г. Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984.-325 с.
  201. Проблемы музыкального мышления. Сб.статей. /Сост. и ред. М. Г. Арановский. — М.: Музыка, 1974. — 336 е., нот.
  202. Программы восьмилетней школы. Музыка. 1У-УП классы. М.: Просвещение, 1985. — 28 с.
  203. Программы восьмилетней и средней школы. Русский язык. М.: Просвещение, 1985. — 48 с.
  204. Программа по музыке (е поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1−3 классы. М.: Просвещение, 1982. — 112 с.
  205. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы, 4−7 кп. М.: Просвещение, 1983, — 174 с.
  206. Психологический словарь. /А.Т.Айрапетянц, Я. А. Альтман, П. К. Анохин и др. Редкол.: В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В.П.Зин-ченко и др. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.
  207. В.Г. Проблемы восприятия музыки на ХУ-й Всесоюзной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия дет ей и юношества. -Вопросы психологии, 1972, Л 4, с. 186−182.
  208. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  209. Раппопорт С. Х, О природе художественного мышления. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967, с.312−355.
  210. С.Х. искусство и эмоции. Изд. 2, дополн. — М.: Музыка, 1972. — 168 с.
  211. Г. С. Формирование тембрового слуха младших школьников и его роль в восприятии инструментальной музыки, В кн.: Музыкальное восприятие школьников. М., 1975, с.89−123.
  212. Родная речь: Книга для чтения во П классе. Изд. 9./Сост^. М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова. -М.: Просвещение, 1981. — 272 с.
  213. Родная речь: Книга для чтения в Ш классе. Изд. 9./Сост. М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова.-М.: Просвещение, 1982. — 384.
  214. Ю.А. История русской музыки. Вторая половина XIX в. П. И. Чайковский: Учебник для муз.вузов./Общ.ред. А. Й. Кандинского. М.: Музыка, 1981. — Т.2, кн.З. — 310 е., нот.
  215. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. -Сб.статей. /Сост. и ред. А.Готсдинер. М.:Музыка, 1981. -104 с.
  216. Л .С. Элементы физиологии и художественное восприятие. В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971, с.98−113.
  217. Георгий Свиридов. Сб. статей и исследований./Сост. Р. С. Леденев. — М.: Музыка, 1979. — 462 с.
  218. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (1У-УШ кл.): Пособие для учителей. /Под ред. Т. А. Ладыженской. Изд. З, иецр. — М.:Просвещение, 1978. — 286 е.
  219. Система эстетического воспитания школьников. Сб.статей. /Под ред. С. А. Герасимова. — М.:Педагогика, 1983. — 264 с.
  220. В.К. Социальные проблемы искусства и идейная борьба в эстетике. М.: Знание, 1970. — 32 с.
  221. А.С. Речевые упражнения на уроках пения: Пособие для учителей пения. М.-Л": Просвещение (Ленинградское отделение), 1965. — 92 е., нот. ил.
  222. А.И. Основы психологии слуха./Под ред. Б. Г. Ананьева. I.: Изд-во ЖГУ, 1972. — 187 с.
  223. А.И. Характеристика анализа и синтеза в процессе формирования художественного образа музыкального произведения. Вопросы психологии, 1973, Л5, с.105−106.
  224. А.Н. Музыка как вид искусства. йзд.2, доп. и перераб. М.: Музыка, 1970. — 192 с.
  225. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования в 3-х т. Л.: Советский композитор, 1983 г.
  226. В.А. О воспитании. Изд. 2./Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик. — М.: Политиздат, 1975. — 272с
  227. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1979. — T.I. Сердце отдаю детям. -560 с.
  228. Тарасов Г. С, Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). /Отв. ред. К.А.Абульханова-Слав-ская. М.:Наука, 1979. — 192 с.
  229. Теоретические цроблемы использования искусства на уроках гуманитарного цикла. Сб. науч.трудов. /Ред.-сост. Н. А. Кушаев, В. И. Рейбсон. — М.: Изд-во АПН СССР, 1977. — 42 с.
  230. Теория эстетического воспитания. Сб. статей./Под ред. Н. Й. Киященко, Н. Л. Лейзерова. — М.: Искусство, 1979. — 255 с.
  231. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. Советская педагогика, 1946, J§ б, с. 96−112.
  232. .М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 336 с.
  233. Н.В. П.И.Чайковский: Путь к мастерству (4.1. 1840−1877 г.)./Отв. ред. Б. М. Ярустовский. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 560 с.
  234. Н.В. П.И.Чайковский: Великий мастер (Ч.П. 1878−1893 гг.)./Отв.ред. Б.М.ЯрустовскиЙ. М.: Наука, 1968. -488с.
  235. А.А. Музыка и эстетика: Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. I.: Музыка, 1976. — 208 с.
  236. Г. П. Глазунов. Изд. 2./Под ред. И. Ф. Бэлза. — М.: Музгиз, I9SL — 40 с.
  237. Художественное творчество и ребенок. /Общ. ред. Н.А.Ветлу-гиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 е.
  238. Е. Урок музыки урок общения. — Советская музыка, 1984, Л 3, с. 80−81.
  239. B.C. Музыкальные интересы школьников (Опыт социологического исследования). Воспитание школьника, 1968,1. Л 4, с. 55−57.
  240. B.C. Отношение к музыке различных групп населения (опыт социологического исследования). В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971, с. 354−366.
  241. B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.:Музыка, 1972. — 208 с.
  242. П.И. О црограммности музыки (Избранные отрывки из писем и статей). /Сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина. М. Музгиз, 1952, — 156 е., нот ил.
  243. В.Н. Музыка в школе: Из опыта работы. Книга для учителя. Изд. 2, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. -112 е., ил.
  244. В.Н. Музыка в школе. Книга Is Художественное воспитание средствами музыкального искусства.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1950.- 175 с. — книга П.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1963. 168 с.
  245. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юно шества.- М.: Педагогика, 1975.- 200 е.
  246. Шишова-Горская E.G. Программная музыка./ Под общ. ред. Пановой Т. В. М.: Музгиз, 1961.- 54 с.
  247. .С. Музыка XIX века. Популярный очерк: Часть I Классицизм и романтизм.- М.: Советский композитор, 1968.-486 с.
  248. П.М. Психология чувств.- Изд.2, доп.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 384 с.
  249. П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1964. 88 е.
  250. П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк.- М.: Просвещение, 1966. 292 с.
  251. П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971. 48 с.
  252. П.М. Чувства, их развитие и воспитание.- М.:Знание 1976. 64 с.1У. Авторефераты
  253. Л.В. Развитие музыкального восприятия музыки у подростков /на материале слушания музыки в У-У1 кл. обще-образоват. школы/: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1970.- 21 е.
  254. Э.В. Эстетическое воспитание учащихся (5−8 классы) в процессе изучения произведений советской музыки: Автореф, дис.. канд.пед.наук. М., 1970. — 27 с.
  255. В.В. Строение музыкального произведения в связи о его направленностью на слушателя.: Автореф. дис.. канд. искусствовед, наук. М., 1971. — 26 с.
  256. О.П. Обогащение словарного запаса учащихся прилагательными качественной оценки (на уроках русского языка) Автореф. дис.. канд.пед.наук. Калининград, 1970. — 24
  257. Ф.А. Взаимосвязь изложений и сочинений (типа описания) в 4−5 классах: Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М., 1974. 22 с.
  258. А.И. Формирование художественного образа музыкаль ного произведения у детей (в процессе обучения игре на фортепиано): Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1953. -25 с.
  259. Раздел 1. Материалы констатирующего эксперимента. Анкеты I. Анкета для ученика
  260. Ж j гш — Вопросы —.—г • 1 1 Ответы1 i 2 ! 1 31.
Заполнить форму текущей работой