Формирование предпринимательской культуры специалистов банковского дела в учебном комплексе «школа — колледж»
Исследование проводилось с использованием научных методов, позволяющих выводить из общих гипотез эмпирически проверяемые следствия и далее — экспериментально их обосновывать. Так, для анализа научной литературы, зарубежного и отечественного опыта по проблеме подготовки школьников, студентов колледжей и вузов к предпринимательской деятельности, развития предпринимательских способностей… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ БАНКОВСКОГО ДЕЛА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И КАК ЦЕЛЬ ПРОФОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- 1. 1. Современная социально-экономическая обусловленность предпринимательской культуры как фактора успешной социализации будущего специалиста банковского дела
- 1. 2. Модель «предпринимательской культуры специалиста банковского дела» как компонент его готовности к профессиональной деятельности
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА БАНКОВСКОГО ДЕЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПРОФИЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ «ШКОЛА — КОЛЛЕДЖ»
- 2. 1. Проектирование содержания дидактической системы, развивающей предпринимательскую культуру специалиста банковского дела в комплексе «школа — колледж»
- 2. 2. Этапы развития предпринимательской культуры будущих специалистов банковского дела в профориентированном образовательном процессе комплекса «школа — колледж»
- Выводы по второй главе
Формирование предпринимательской культуры специалистов банковского дела в учебном комплексе «школа — колледж» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Социально-экономические процессы в России, характеризующиеся поступательным развитием частного сектора в экономике оказывают непосредственное влияние на требования к качеству подготовки специалистов экономического профиля, в том числе специалистов банковского дела.
Возрастает заинтересованность работодателей в сотрудниках, владеющих не только многофункциональной компетентностью, но и инновационным, творческим мышлением, готовых к поиску и реализации путей экономического роста. Приоритетной становится задача подготовки выпускников школ, колледжей и вузов к предпринимательской деятельности, формирование у них навыков предпринимательской культуры.
Однако традиционное профессиональное образование, как обучение специфическим знаниям в определённый временной период, не решает проблемы развития предпринимательских качеств будущего специалиста, формирования у него профессиональной интуиции, осознанной предпринимательской инициативы.
В то время как в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», предназначение которой «вывести Россию из кризиса, обеспечить достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России» [3, С. З], в качестве одной из задач образования определено «обучение основным принципам построения профессиональной карьеры» [3, С. З], что обуславливает актуальность развития предпринимательской компетенции специалистов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из условий создания эффективной системы содействия трудоустройству выпускников определено формирование готовности «к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела» [4, С. 12]. Это соответствует цели «Стратегии развития.
России до 2020 года": «Россия должна стать лучшей по возможностям для карьерного роста, для значительного повышения социального и материального статуса в течение жизни.» [2, С. 14].
В этой связи стратегически важной становится задача развития у молодого поколения экономического мышления, профессиональной предпринимательской компетентности и предпринимательской культуры, экономического воспитания в целом.
В этой области имеется ряд исследований. В школьном образовании процесс формирования экономического мышления и предпринимательских способностей у школьников, организация методического обеспечения и подготовки учителей к этому процессу изучены и предложены Е. М. Акулич, И. Г. Агаповым, П. Р. Атутовым, Т. Н. Беркалиевым, А. П. Валицкой, A.A. Вербицким, В. В. Демидовым, В. В. Журавлёвым, Е. Д. Жуковым, И. В. Завойской, Н. А. Заиченко, Н.ИосефовичО.В.Костюченко, Р. Л. Кричевским, Б. Т. Лихачёвым, Е. А. Милерян, Н. С. Мурадовой, А. С. Нисимчуком, И. А. Сасовой, В. Д. Симоненко, А. Н. Силановым, А. А. Ступиным, Р. Хизрич, П. Хейне и многими другими. Так, Б. Т. Лихачёв обозначает ведущую роль экономического воспитания в формировании мировоззрения школьников. Н. С. Мурадова предлагает в сфере образования с помощью государства создавать новые структуры для включения школьников в предпринимательскую деятельность и развивать у них экономическое мышление. А. А. Ступин моделирует педагогические условия подготовки старшеклассников к предпринимательству в учебной и не учебной деятельности через освоение инновационного, практи-коритентированного школьного курса. Т. Н. Беркалиев описывает суть зарубежного опыта внедрения программ обучения, направленных на воспитание стремлений к будущему карьерному росту, включающих технологии проектного, фирменного, партнёрского обучения. М. Ю. Романова, H.A. Филиппова выявили комплекс педагогических условий подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения. Отдельные аспекты предпринимательской подготовки старшеклассников исследованы в работах В. Б. Орлова, А. У. Умаева, М. В. Богданова и др.
В этих работах отражено многообразие подходов в организации образовательного процесса, направленного на освоение знаний об основах предпринимательской деятельности и развитие у учащихся некоторых навыков её проектирования. Однако в педагогическом знании отсутствует системное описание модели образовательной среды, ориентированной на формирование предпринимательского мышления в профильной подготовке с учётом выбираемой школьником будущей профессии. Не выяснен также вопрос о том, как ориентировать школьника к выбору профессии, где требуется высокий уровень предпринимательской культуры.
Проблема обучения предпринимательской деятельности в профессиональном образовании исследована Е. П. Веретенниковой, Т. А. Волошиной,.
A.И.Ивановым, М. Йоханссоном, С. А. Куликовой, С. Ю. Кущеевым, М.И. Ни-кулаевой, С. Ю. Петряковой, Л. Г. Семушиной, Л. Н. Чередановой, В. И. Шевченко, И. К. Шевченко, Н. Н. Шевченко, А. Е. Гуткевичем, В. А. Дзюбой, М. Л. Нюшенковой и многими другими. Так, Е. П. Веретенникова описывает образовательные технологии, развивающие предпринимательские навыки студентов колледжа, В. И. Шевченко и Н. Н. Шевченко — систему предпринимательской подготовки будущих школьных учителей в педагогическом вузе,.
B.А.Дзюба — условия формирования предпринимательской культуры менеджера образования в системе непрерывного образования, М. Л. Нюшенковаметодологию формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности в условиях высшей школы, А. Е. Гуткевич — систему внедрения некоторых элементов предпринимательской культуры в корпоративную культуру университета инновационного типа, М. Йоханссоншведскую модель обучения предпринимательству, С. Ю. Кущеев — профессиональную карьеру выпускника образовательного учреждения как предпринимательскую стратегию.
В этих и других исследованиях приводятся различные определения новых педагогических понятий (предпринимательская деятельность, предпринимательские компетентности, предпринимательские способности, предпринимательская культура и др.), детерминированных различными сферами профессиональной деятельности. Однако эти понятия не достаточно изучены как «всеобщее явление», которое «воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности» (Б.М. Бим-Бад). В этой связи исследования этого направления имеют тенденцию к развитию. Здесь значительную роль, очевидно, будут иметь теории «интегральной индивидуальности» (Б.А.Вяткин, В. С. Мерлин и др.), «отношения к жизни и психологии риска» (Д.В.Колесов, В.А.Пономаренко), а также — методологические основания сущности, состава и структуры названных понятий.
В настоящее время учебные программы профессиональной подготовки, содержащие знания основ предпринимательской деятельности, задачу развития предпринимательского мышления и формирования предпринимательской культуры не решают. Так, из множества вариантов образовательной технологий «учебная фирма» большинство развивают навыки администрирования предпринимательских процессов, а не их организацию. Опыт студентов в выполнении индивидуальных проектов, в том числе дипломных, также, как правило, не является опытом проектирования предпринимательской деятельности в профессиональной области. В то время как анализ требований работодателей к выпускникам профессионального образования, в том числе специалистам банковского дела показывает, что полученные студентами знания должны быть освоены в форме конкретных технологий с учётом применения их в разнообразных ситуациях и развиты умения находить экономически выгодные решения в условиях вариативности выбора.
Проект нового федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 80 108 «Банковское дело» (2009 год) в составе требований к результатам освоения, основной профессиональной образовательной программы в числе наиболее значимых определяет компетенции, содержащие способность организовывать собственную деятельность, оценивать риски и эффективность способов решения профессиональных задач, выбирать и принимать решения.
В исследованиях учёных аспект предпринимательской готовности к профессиональной деятельности всё чаще формулируется как культура, при этом отмечается, что «профессиональное образование призвано играть важную роль в становлении новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость» (В.И.Шевченко). Однако, понятие «предпринимательская культура специалиста» в педагогической науке и практике в настоящее время однозначно не определено.
В научном знании исследованы различные подходы к определению культуры. Так, духовная культура определяется как интегративно-личностное качество, детерминированное уровнем духовного развития (Дж. Дьюи) — интеллектуальная культура — как деятельность, направленная на присвоение знания (Н.А.Репина) — методологическая культура — как совокупность умений, способностей и знаний, обеспечивающих высокий уровень профессиональной деятельности (В.А.Сластёнин) — педагогическая культура — как совокупность профессиональных достижений учителя, проявляющихся в знаниях, в формах и методах организации его труда, во взаимоотношениях с учениками, родителями, коллегами (Е.А.Аркина, И. Ф. Исаев, Е. А. Леванова, A.C. Макаренко, М. К. Мамардашвили, В. А. Сластенин, В.А. Сухомлинский) — социальная культура — как система духовных кодов, определяющих способ жизни общества в целом (Ю.Г.Волков, И.В. Мостовая) — физическая культура — как стимул здорового образа жизни, сопротивления трудностям, формирования стиля жизнедеятельности (Ю.М.Николаев, Н. Е. Полтавцева, П.В.Половников) — экологическая культура — как часть общечеловеческой культуры, отражающая связь человека с природой в различных видах его деятельности (И.М.Гилемшин, H.A. Ямщикова) — эколого-экономическая культура — как целостное свойство личности, проявляющееся в рациональном природопользовании (Н.П.Киргизова) — общая культура — как высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности (А.М.Подрейко) — культура профессионального труда — как основной критерий эффективности профессионального обучения (А.К.Маркова, Е. А. Климов, Н.В.Кузьмина) и т. д.
Социально-экономическая среда, обуславливающая деятельность человека, влияет и на формирование его предпринимательской культуры. Однако, только на основе интуитивного, бессистемного, не подкреплённого теорией опыта этот процесс таит в себе опасность поверхностного отношения к его воспитательному значению и более того — лишён перспектив. В этой связи, возникает потребность в исследовании понятия предпринимательской культуры и моделировании процесса её формирования, начиная со школьной скамьи и в течение всей жизни.
Значимыми для нашего исследования стали результаты научно-педагогической школы Г. А. Бокаревой в части изучения проблем формирования целостных личностных образований будущих специалистов (профессиональной готовности, профессиональной компетентности, культуры), начиная с ранних этапов профильной подготовки в целостном профориентированном педагогическом процессе. Так, в работах учёных этой школы конкретизирована готовность к профессиональной деятельности (М.Ю.Бокарев, Ю. В. Бабулевич, К. В. Греля, В. Г. Гурьев, А.П.Семёнова) — изучена профессиональная готовность педагогов (А.Н.Силанов, А.Н.Анцута) — готовность к инженерному творчеству, проектированию, самостоятельному мышлению будущих специалистов (Ю.А.Бондарев, Л. А. Односум, Т. В. Поваляева, А.Е.Шейнблит) — готовность к применению компьютерных технологий в профессиональной деятельности (И.Б.Кошелева, В. И. Кузьминов, Т. А. Медведева, А. П. Семёнова, С. С. Сорокин, С.В.Шмелёва) — экономико-аналитическая* готовность, формируемая в системе непрерывной экономической подготовки (A.A. Аринушкина) — готовность курсантов к лидерству в будущей профессиональной деятельности (Маслянов H.H.). Использован научный опыт моделирования профессиональной компетентности, описанный в трудах учёных этой школы: профессиональной компетентности офицеров — руководителей (М.В. Бастри-ков) — специалистов таможенной службы (Д.В.Ивченко) — военно-морских инженеров (Н.А.Репин, В. В. Фадеева, Е.Т.Хачатурова) — педагогов (Е.В. Ранце-вич, А. Н. Силанов, Л. М. Устич, Н.Ю.Таирова). Изучены методологические подходы к исследованию культуры как целостного свойства личности будущего специалиста: управленческой культуры (И.О.Семёнова, Н.В. Тамар-ская), коммуникативной культуры (Г.И.Верба), конфликтологической культуры (Н.В.Самсонова), экологической культуры (Н.А.Ямщикова), эколого-экономической культуры (Н.П.Киргизова), физической культуры (В.В. Фадеев).
Все эти работы выполнены на основе системного, дифференциально-интегрального подхода (Г.А.Бокарева), который особенно действенно представлен в поуровневой модели интеллектуальной культуры как синтезированной целостности субъектно-личностных и индивидуальных свойств личности обучаемых в профориентированном комплексе «лицей-вуз», характеризующей уровень межсистемных знаний и методов их применения (М.Ю.Бокарев).
Однако понятие «предпринимательская культура» специалиста определенной специализации в педагогической науке и практике в настоящее время исследовано недостаточно. Так, не изучены педагогические условия процесса непрерывной профессиональной подготовки, ориентированной на формирование предпринимательской культуры в учебных комплексах, что затрудняет проектирование и моделирование дидактической системы, позволяющей формировать предпринимательскую культуру будущих специалистов, в частности, специалистов банковского дела поэтапно, начиная со школьного профильного обучения.
Современная практика любой профессиональной деятельности показывает, что полученные выпускниками учебных заведений знания должны быть освоены в форме конкретных технологий и развиты умения находить экономически выгодные решения применения этих технологий в профессиональной деятельности. Эти требования нашли отражение в новом проекте федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, например, по специальности 80 108 «Банковское дело» (2009 год) в виде наиболее значимых компетенций, содержащих готовность оценивать риски и эффективность способов решения профессиональных задач, выбирать и принимать решения, способствующие росту рентабельности кредитного учреждения.
Таким образом, существует противоречие: между объективной необходимостью подготовки конкурентоспособных специалистов с развитой предпринимательской культурой, с одной стороны, и с другой, недостаточно полной системой педагогических условий формирования предпринимательской культуры обучаемых в учебных комплексах, включающих школы, лицеи и колледжи.
Выявленное противоречие обозначило проблему исследования: при каких педагогических условиях возможно формирование предпринимательской культуры школьников и студентов в учебных комплексах «школа — колледж».
Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: формирование предпринимательской культуры специалистов банковского дела в учебном комплексе «школа — колледж».
Объект исследования: профориентированный образовательный процесс.
Предмет исследования: профориентированный образовательный процесс в учебном комплексе «школа — колледж», формирующий предпринимательскую культуру (на примере специальности 80 108 «Банковское дело»).
Цель исследования состоит в выявлении, обосновании и опытно-экспериментальной проверке комплекса педагогических условий формирования предпринимательской культуры школьников и студентов.
Гипотеза исследования: образовательный процесс в учебном комплексе «школа — колледж» будет ориентирован на совершенствование профессиональных компетентностей специалиста банковского дела, если:
— в качестве цели этого процесса принимается «предпринимательская культура» как его компонент, как система профессиональных компетентностей, как целостное свойство личности и как психический феномен;
— основным дидактическим средством будет интерактивный профори-ентационный курс «Бизнес-практикум», включающий алгоритмы проектирования предпринимательской идеи и способы её реализации;
— содержание всех дисциплин профессиональной подготовки специалиста банковского дела в колледже будет интегрировано в целевые модули, обеспечивающие поэтапное формирование предпринимательской культуры будущего специалистав качестве основной принята технология «учебно-предпринимательской фирмы» для реализации реальной предпринимательской идеи;
— основными организационными формами процесса будут как учебные занятия, так и внеучебные — «ярмарки предпринимательских идей», «каникулярные школы бизнес-образования молодёжи» и др.;
— фактором эффективности образовательного процесса будет возрастающий уровень предпринимательской культуры, готовности к реализации профессиональных предпринимательских задач.
Для проверки гипотезы поставлены исследовательские задачи:
1. Уточнить сущность понятия «предпринимательская культура» (на примере специалиста банковского дела) как психического феномена, и как системы профессиональных компетентностей. Разработать модель предпринимательской культуры как цели и компонента профориентированного образовательного процесса в учебном комплексе «школа-колледж».
2. Выявить взаимосвязи компетентностей в составе содержательно-процессуального, мотивационно-целевого, социально-нравственного и профессионально-ориентированного компонентов, репрезентативных для «предпринимательской культуры» как целостного свойства личности будущего специалиста.
3. Разработать интерактивный профориентационный учебный курс «Бизнес-практикум», включающий алгоритмы проектирования предпринимательской идеи и способы её реализации.
4. Интегрировать содержание всех дисциплин профессиональной подготовки по специальности «Банковское дело» в целевые модули для обеспечения поэтапного формирования предпринимательской культуры будущего специалиста.
5. Спроектировать технологию организации и функционирования профориентированных дидактических средств и организационных форм непрерывного процесса формирования предпринимательской культуры в учебном комплексе «школа — колледж»: «ярмарки предпринимательских идей», «учебно-предпринимательской фирмы», «каникулярной школы бизнес-образования молодёжи».
6. Выявить взаимосвязи учебных и внеучебных организационных форм профориентированного процесса обучения в учебном комплексе «школа — колледж» и их возможности в формировании предпринимательской культуры обучаемых.
Методологическая база исследования: теория деятельностного подхода к изучению личности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, В. С. Ильин, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — теория профориентированного процесса обучения и профессиональной готовности как целостного психического образования (Г.А.Бокарева, М. Ю. Бокарев,) — теории целостного, педагогического процесса (Г.А.Бокарева, М. Ю. Бокарев, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, С.Н. Сергеев) — проблемы социализации личности и социально-психологические проблемы профессионализма (Ю.Б.Рубин, Г. А. Андреева, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, М.И.Рожков) — вопросы совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов (С.Я.Батышев, Г. А. Бокарева, М. Ю. Бокарев, А. Д. Сазонов, В. В. Сериков, С.Н.Чистякова) — принципы, содержание, формы и методы подготовки к предпринимательской деятельности (А.А.Ступин, В. В. Демидов, В. Д. Симоненко, В. П. Максимова, С. И. Кретова, А.С.Прудченков) — теория экономической культуры личности как фактора творческой жизнедеятельности (Л.И.Абалкин, Я. И. Кузьминов, Л. Н. Пономарёв, В. П. Чичканов, A.M. Бирман, В. В. Кузнецов, В.Д.Попов) и другие.
В качестве основной при разработке поуровневой модели «предпринимательской культуры» принята методология дифференциально-интегрального подхода к изучению педагогических процессов и явлений (Г.А.Бокарева), что обусловило направленность ее проектирования как целостного субъектно-личностного образования в составе профессиональных компетентностей, имеющих качественно различные состояния.
Направляющими для нашего исследования были нормативно-правовые документы, определяющие направления образования и стратегию поддержки предпринимательских инициатив в обществе: Закон Российской Федерации об образовании (1996г.), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Стратегия развития России до 2020 года.
Исследование проводилось с использованием научных методов, позволяющих выводить из общих гипотез эмпирически проверяемые следствия и далее — экспериментально их обосновывать. Так, для анализа научной литературы, зарубежного и отечественного опыта по проблеме подготовки школьников, студентов колледжей и вузов к предпринимательской деятельности, развития предпринимательских способностей, предпринимательской культуры, фрактального принципа управления организацией, и др., использовался сравнительно-сопоставительный метод. Для разложения понятий, в том числе «предпринимательской культуры специалиста банковского дела» на составные части, с целью углубленного выявления существа, общих и частных сторон, использовались аналитический и терминологический методы. Научный эксперимент и анализ его результатов проводились с использованием методов включённого наблюдения, выборочного, группировок, классификации, количественной обработки результата, математического, сравнительного, качественного анализа результата. Для выделения ключевой аксиомы нашего исследования и логических выводов, из неё следующих, применялся аксиоматический метод. Для изучения выделяемых в исследовании систем и их совершенствования применялся метод моделирования. Для представления учебного комплекса «школа — колледж» в обобщённом плане, с отвлечением от конкретных свойств, с целью понимания существа — методы абстрагирования и педагогического проектирования.
Исследование проводилось в течение восьми лет и состояло из трёх этапов.
На первом этапе (2003г. — 2004 г.) изучался отечественный и зарубежный педагогический опыт в области формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности, компетентностного подхода в образовании, менеджмента качества подготовки специалистов банковского дела в среднем профессиональном образовании как способе воздействия на личность с целью повышения уровня конкурентоспособности выпускникаопределялась и описывалась сущность понятий «профессиональная предпринимательская компетенция» и «предпринимательская культура специалиста" — исследовалась работа школ в области экономического образованияобобщался опыт профориентационной подготовки конкурентоспособных специалистов в учебных комплексах «школа — колледж" — изучались теоретические модели содержания образования, методы, средства и технологии обученияформулировалась гипотезаразрабатывался проект модели профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста банковского дела в учебном комплексе «школа — колледж» и обосновывалась необходимость включения в неё «предпринимательской культуры» как цели этой подготовки.
На втором этапе (2005г. — 2007 г.) расширялось представление о профильной подготовке школьников, выявлялись образовательные технологии, формирующие предпринимательские знания и умения на начальных стадиях профильного обученияразрабатывался учебный интерактивный профориен-тационный курс «Бизнес-практикум" — проектировалось интегрированное междисциплинарное содержание образовательной программы подготовки специалистов банковского дела в модель целевых междисциплинарных модулей, формирующих профессиональные предпринимательские компетентностиразрабатывались учебно-методические пособия по производственной (профессиональной) практике и организации самостоятельной работы студентов специальности «Банковское дело», способствующие развитию предпринимательской культуры будущего специалистапроектировалась модель образовательного процесса, обеспечивающего формирование предпринимательской культуры специалиста в области банковского дела.
На третьем этапе (2008г. — 2010 г.) определялось и описывалось содержание понятия «предпринимательская культура специалиста банковского дела» как психического феномена, как системы профессиональных компе-тентностей и как целостного свойства личности в составе репрезентативных компонентов: содержательно-процессуального, мотивационно-целевого, социально-нравственного и профессионально-ориентированного. Описывалась система их поэтапного формирования, принципы преемственности целей, задач, содержания, методов и форм обучениявыявлялись взаимосвязи учебных и внеучебных организационных форм процесса обучения в комплексе школа — колледж". Проводился анализ отношения содержания новых федеральных государственных стандартов СПО по специальности 80 108 «Банковское дело» к целям и задачам исследования. Уточнялась гипотеза исследования, проводился формирующий эксперимент, в котором осуществлялась её проверка, обобщались результаты теоретической и экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, оформлялись материалы исследования, автореферат и текст диссертации.
Научная новизна исследования состоит в уточнении и конкретизации понятия «предпринимательская культура» как педагогической цели подготовки будущих специалистов экономического профиля, детерминирующей непрерывный профориентированный образовательный процесс в учебном комплексе «школа — колледж» (на примере специалистов банковского дела). В частности:
— предложен новый подход к раскрытию сущности понятия «предпринимательская культура» через интегративные взаимосвязи качественно различных состояний профессиональных компетентностей, определяющие состав и поуровневую структуру этого понятия как целостного свойства личности профессионала (на примере банковских служащих), что отличает этот подход от покомпонентного (например, в работах H.A. Филипповой, И. М. Саяповой и др.);
— впервые «предпринимательская культура» представлена в виде перспективной педагогической цели поэтапного профориентированного процесса в учебном комплексе «школа-колледж»;
— разработана процессная поуровневая модель «предпринимательской культуры», что расширяет возможности педагогического проектирования номенклатуры целей непрерывного образовательного процесса, формирующего основы предпринимательской деятельности школьников и студентов колледжа;
— разработана адекватная система (модель) целевых междисциплинарных модулей интегрированного содержания учебных дисциплин по специальности «Банковское дело», что определяет одну из важных стратегий структурирования содержания в системе непрерывной подготовки специалистов банковского дела в учебном комплексе «школа — колледж»;
— разработан инновационный интерактивный профориентационный курс «Бизнес-практикум», включающий, в отличие от традиционных методических пособий, алгоритмы проектирования предпринимательской идеи и процесса её реализации;
— разработана система образовательных технологий, включающая «учебно-предпринимательскую фирму», «ярмарку предпринимательских идей», «каникулярную школу бизнес-образования молодёжи», что значительно расширяет систему традиционных средств профориентированного образовательного процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании системы педагогических условий образовательного процесса в учебном комплексе «школа — колледж» на основе последовательной детерминации всех его компонентов (содержания, форм, методов, технологий) перспективной педагогической целью — «предпринимательской культурой».
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробировании интерактивного профориентацинного курса «Бизнес-практикум», развивающего предпринимательские навыки и умения школьников в учебных комплексах «школа-колледж" — создании модели дидактической системы профессиональной подготовки специалистов банковского дела, обеспечивающей поэтапное формирование их предпринимательской культурыв разработке технологии организации и функционирования «учебно-предпринимательской фирмы», «ярмарки предпринимательских идей» и «каникулярной школы бизнес-образования молодёжи», формирующих предпринимательскую культуру будущих специалистов банковского дела. Механизмы разработки этих форм образовательного процесса могут быть использованы в других профориентированных педагогических системах.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных положений, применением качественного и количественного анализа обработки эмпирических данных, логикой построения исследования, положительным результатом эксперимента.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность «предпринимательской культуры специалиста банковского дела» целесообразно раскрывать через систему адекватных профессиональных компетентностей. В этой связи «предпринимательская культура», формируемая в системе «школа-колледж» у будущих экономистов (например, банковских служащих) есть интегральная целостность, система профессиональных компетентностей, динамика которых и определяет ее функциональность. «Предпринимательская культура специалиста банковского дела» как система профессиональных компетентностей, как целостное свойство личности и как психический феномен структурируется в субъектно-личностных компонентах: содержательно-процессуальном, мотивационно-целевом, социально-нравственном и профессионально-ориентированном, взаимосвязи которых определяют различные качественные состояния исследуемого свойства (уровни развития).
2. Содержание учебных дисциплин непрерывного образовательного процесса в учебном комплексе «школа — колледж» целесообразно моделировать в целевых междисциплинарных модулях с включением профессионально-экономических знаний и деловых ситуаций предпринимательской деятельности для поэтапного формирования «предпринимательской культуры» в целом.
3. Влияние структурированного в целевые междисциплинарные модули содержанияна формирование «предпринимательской культуры» значительно усиливается с введением в образовательный процесс интеллектуальных технологий ориентировочно-профессиональной предпринимательской деятельности как инновационных дидактических средств.
4. Эффективность функционирования модели профориентированного образовательного процесса в комплексе «школа — колледж» зависит от степени адекватности дидактических средств и методов проектируемой педагогической цели — «предпринимательской культуре».
5. Деятельность педагогов в учебном комплексе детерминируется не только проектируемой перспективной целью, но и мониторингом уровня «предпринимательской культуры» обучаемых, их готовности к использованию предпринимательских технологий в будущей профессиональной деятельности.
6. Системообразующим фактором педагогических условий образовательного процесса в учебном комплексе «школа — колледж» является взаимосвязь его компонентов: проектируемой педагогической цели в виде «предпринимательской культуры" — междисциплинарных профориентированных модулей содержания с включением предпринимательских задачучебных и внеучебных дидактических форм, методов и средств с включением «учебно-предпринимательских фирм», «ярмарок предпринимательских идей», «каникулярных школ бизнес-образования молодежи" — корпоративной деятельности педагогов и обучаемых, детерминированной проектируемой педагогической целью.
Взаимосвязи названных компонентов образовательного процесса определяют качественные состояния исследуемого свойства личности будущих специалистов и обосновывают уровни его развития, что, в свою очередь, определяет адекватные этапы формирования предпринимательской культуры при обучении в комплексе «школа — колледж».
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Института профессиональной педагогики ФГОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота" — на научно-методических семинарах среднего специального учебного заведения «Калининградский бизнес-колледж" — на Всероссийском конкурсе, проводимом некоммерческим партнёрством «АУЗ-банк», где, разработанная автором Программа итоговой государственной аттестации по специальности «Банковское дело» заняла первое место (2004) — на Научно-практическом семинаре «Создание условий для индивидуализации обучения и социализации обучающихся через организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся» (Гвардейск, 2005) — на Международной научно-методической конференции «Региональные проблемы: экономика, менеджмент, технологии» (Клайпеда, 2006) — на VIII Межвузовской научно-практической конференции аспирантов, соискателей и докторантов «Научно-технические разработки в решении проблем рыбопромыслового флота и подготовки кадров» (Калининград, 2006) — на Научно-практической конференции преподавателей средних специальных учебных заведений «Формирование профессиональных компетенций у студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования Калининградской области: современные подходы» (Калининград, 2008) — на VIII Международной научно-практической конференции «Инновации и традиции в образовании: российский и европейский опыт» (Калининград, 2008) — на Международной научно-практической конференции «Непрерывная подготовка специалистов в открытой среде профессионального образования» (Калининград, 2008) — на IV Всероссийской научно-практической (заочной) конференции преподавателей и студентов «Глобальные проблемы современности» (Тверь, 2009) — на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование как ресурс инновационного развития экономики региона» (Петрозаводск, 2009).
В рамках международного проекта «Молодёжь — в малый бизнес» программы «Добрососедство Литвы, Польши и Калининградской области» содержание исследования обсуждалось на пяти научно-практических семинарах (октябрь 2007; январь, февраль, апрель и декабрь 2008).
Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедряются в образовательных учреждениях Калининграда и области. Автором была организована и проведена при поддержке Министерства образования Калининградской области и руководства Калининградского бизнес-колледжа «Областная олимпиада по предпринимательству» (2010), где были внедрены некоторое практические результаты исследования. Выполненные школьниками и студентами колледжей проекты по предпринимательству под руководством членов исследовательского коллектива были представлены на Олимпиаду из 39 образовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий, колледжей).
Разработанная автором технология «каникулярной школы бизнес-образования молодежи» была апробирована и внедрена в Международном летнем лагере «Мечта», в работе которого приняли участие 12 общеобразовательных учреждений Калининграда и области. Результаты обсуждены на «круглом столе» «Опыт и проблемы подготовки молодёжи к предпринимательской деятельности» в Центре творческого развития и гуманитарного образования «Информационные технологии» г. Калининграда.
В 2009 году в Калининградском бизнес-колледже автором был организован Центр развития молодёжного предпринимательства, в котором апробирована технология организации «учебно-предпринимательских фирм», функционирующих на условиях экономической самостоятельности, где студенты колледжа проходили практику в сфере реальной предпринимательской деятельности.
Опытно-экспериментальная база включала 70 образовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев, колледжей) города Калининграда, Калининградской области и ближнего зарубежья (Клайпеда).
В опытно-экспериментальной работе приняли участие около 300 учащихся и студентов и 43 педагога.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, 6 таблиц, 2 рисунков, приложения, 156 страниц текста.
Выводы по второй главе.
Таким образом, эксперимент подтвердил тот факт, что предложенная модель профориентированного образовательного процесса обеспечивает достижение педагогической цели формирования предпринимательской культуры специалиста банковского дела в учебном комплексе «школа — колледж». Это стало возможным благодаря инновационным дидактическим средствам, спроектированным и апробированным в рамках исследования: междисциплинарному интерактивному профориентационному курсу «Бизнес-практикум" — интегрированному в целевые междисциплинарные блоки, формирующие профессиональную предпринимательскую компетентность, содержанию всех дисциплин образовательной программы профессиональной подготовки специалиста банковского дела в колледжетехнологии организации и функционирования «учебно-предпринимательской фирмы», как модели реального предпринимательского процесса- «ярмарке предпринимательских идей» а также проводимым во вне учебное время «каникулярным школы бизнес-образования молодёжи».
Для успешной реализации модели процесса обучения, способствующего формированию предпринимательской культуры специалиста банковского дела в учебном, комплексе «школа — колледж» необходимо, чтобы администрация и преподаватели образовательных учреждений осознали необходимость внедрения инновационных подходов в содержании образования, использования в процессе обучения таких методов, технологий и форм работы, которые помогут раскрыть потенциал учащегося как новатора, умеющего планировать свои действия, и развить у него способности адаптироваться к запросам и требованиям рынка как в качестве инициативного, самостоятельного, творческого наёмного работника, так и в качестве работодателя (предпринимателя).
Заключение
.
Роль образования на современном этапе развития страны определяется стратегией перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, к рыночной экономике. К числу современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся: динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации переподготовке кадров, росте их профессиональной мобильности. В этой связи приоритетной становится задача формирования предпринимательской культуры будущих специалистов, что является совершенной новой, существенно не изученной парадигмой современного образования.
Используя существующее знание в философской, социологической, педагогической, психологической, экономической науках нами уточнено определение «предпринимательской культуры» и сформулировано определение «предпринимательской культуры специалиста банковского дела».
Однако в процессе исследования мы убедились в том, что более точным и глубоким будет определение сущности «предпринимательской культуры специалиста банковского дела» в структуре модели системы адекватных профессиональных компетентностей. В этом мы использовали значимый исследовательский опыт и научный потенциал научно-педагогической школы БГА РФ, основоположником которой является Г. А. Бокарева, в части изучения профессиональной готовности будущих специалистов и применения в исследованиях дифференциально-интегрального метода.
Предпринимательская культура специалиста банковского дела" изучена нами как система профессиональных компетентностей, как целостное свойство личности, психический феномен и как цель профориентированного образовательного процесса в учебном комплексе «школа — колледж». Её содержание структурировано в выбранных нами четырёх субъектно-личностных компонентах: содержательно-процессуальном, мотивационно-целевом, социально-нравственном и профессионально-ориентированном, в составе которых сохраняется преемственность формирования культуры на разных этапах образовательного процесса.
Для достижения исследовательской цели нами спроектированы и апробированы новые дидактические средства и образовательные технологии.
Для формирования готовности проектирования предпринимательской идеи и процесса её реализации мы вводим в систему профильной подготовки в школе междисциплинарный интерактивный профориентационный курс «Бизнес-практикум».
Содержание учебных дисциплин образовательной программы профессиональной подготовки по специальности «банковское дело» интегрируем в целевые междисциплинарные блоки с включением деловых ситуаций предпринимательской деятельности для эффективного достижения поставленных целей.
В образовательный процесс вводим дидактические технологии «ярмарки предпринимательских идей», «учебно-предпринимательской фирмы» и «каникулярной школы бизнес-образования молодёжи».
Мы определили, что деятельность педагогов в учебном комплексе детерминируется не только перспективной целью, но и фактором эффективности образовательного процесса, который заключается в возрастании уровня «предпринимательской культуры» обучаемых, их готовности к использованию предпринимательских технологий в профессиональной деятельности.
Эффективность модели образовательного процесса, формирующего предпринимательскую культуру доказана экспериментально. Ясность цели и определенность характеристик позволяет доверять точности замера, доказывающего правильность следующих выводов.
Таким образом, формирование предпринимательской культуры будущих специалистов, в том числе специалистов банковского дела возможно в профориентированном учебном комплексе «школа — колледж», если выполняются педагогические условия, способствующие формированию предпринимательской культуры школьников и студентов.
Главным условием является разработка педагогической цели в виде состава репрезентативных профессиональных предпринимательских компе-тентностей, каждая из которых представлена в последовательности качественно различных состояний. Это обеспечивает проектирование номенклатуры педагогических целей и обусловливает возможности динамики самого процесса как целостного. При этом сущность предпринимательской культуры целесообразно рассматривать как целостное свойство личности, структурированное в четырёх субъектно-личностных компонентах: содержательно-процессуальном, мотивационно-целевом, социально-нравственном и профессионально-ориентированном, в составе которых сохраняется непрерывность формирования культуры на разных этапах обучения. В этой связи, целесообразно определять «предпринимательскую культуру специалиста банковского дела» как интегрированную компетентностную характеристику будущего специалиста в области предпринимательства и как самостоятельную целостность в более сложной системе — профессиональной готовности.
Вторым условием и фактором достижения цели формирования предпринимательской культуры в учебном комплексе «школа — колледж» являются разработанные междисциплинарные интерактивные дидактические средства: школьный курс «Бизнес-практикум» и интегрированное в модули прикладное содержание дисциплин профессиональной подготовки по специальности 80 108 «Банковское дело», а также — образовательные технологии: «ярмарка предпринимательских идей», «учебно-предпринимательская фирма», «каникулярная школа бизнес-образования молодёжи».
Третье условие — корпоративная деятельность педагогов в учебном комплексе детерминируется не только перспективной целью, но и эффективностью образовательного процесса, которая заключается в возрастании уровня предпринимательской культуры обучаемых, их готовности к профессиональной деятельности.
Таким образом, формирование предпринимательской культуры будущих специалистов, в том числе специалистов банковского дела, в профори-ентированном учебном комплексе «школа — колледж» возможно, если выполняются все описанные выше педагогические условия образовательного процесса, формирующего в единстве со знаниями готовность обучаемых к предпринимательской деятельности.
Список литературы
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. // Высшее образование сегодня. 2001. — № 2. — С. 2 — 4.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, от 05.04.02 г. Текст. // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 11- 42.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 80 108 «Банковское дело"Текст. — М.: Министерство образования РФ, 28 августа 2003 г., рег.№ 23−0604-П.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2000 г. № 508/11−13 «Об изучении основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях» Текст. // Вестник образования. —2000. № 5. — С. 43−47.
- Агеев, А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры Текст./А.И. Агеев. М.: Изд-во Наука, 1991. — 106 с.
- Айламазьян, A.M. Исследования личности в деловой игре Текст./ A.M. Айламазян //Использование деловых игр в совершенствовании систем управления: Сб. статей. М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1981. С. 114−124.
- Алавердов, А.Р. Менеджмент персонала в коммерческом банке Текст. / А. Р. Алавердов: учеб. М.: Маркет ДС, 2008. — 360 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М., 1977. — 136 с.
- Андреев, A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило-софско-методологического анализа Текст. / A.JI. Андреев // Педагогика. -2005.-№ 4.-С. 19−27.
- Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Антонова, И.И. Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам менеджмента Текст.: авто-реф. дис.. канд. пед. наук / И. И. Антонова. Н. Новгород, 2000. — 20 с.
- Артюхович, Ю.В. Обучение ценностям: аксиологический подход к проблемам образования Текст. / Ю.В. Артюхович// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып.№ 10. — Ставрополь, 2003. — С.37-^8.
- Астахова, C.B., Формирование профессиональной компетентности студентов филологов средствами педагогического управления Текст.: ав-тореф. дис. канд. пед. наук / С. В. Астахова. — Самара, 2005. — 19 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1992. -192с.
- Балаев, A.A. Активные методы обучения Текст. / A.A. Балаев. М.: Профиздат, 1986. — 96 с.
- Баранов, П.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности Текст. / П. В. Баранов, Б. В. Салонов. М.: Изд-во МНИИПУ, 1989.- 290 с.
- Батаршев, A.B. Личность делового человека: социально-психологический аспект Текст. / A.B. Батаршев. М.: Дело, 2003. — 384 с.
- Белоус, В. В. Человек как интегральная индивидуальность Текст. /В.В.Белоус, А. И. Щебетенко. Пятигорск, 1996. — 174 с.
- Бельчиков, Я.М., Бирштейн М. М. Деловые игры Текст. / Я. М. Бельчиков, М. М. Бирштейн. Рига: Авотс, 1989. — 304 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Беркалиев, Т.Н. Инновации и качество школьного образования Текст.: науч.-метод. пособие для педагогов инновационных школ / Т. Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. СПб: КАРО, 2007 — 144 с.
- Бокарев, М.Ю. Педагогические условия профориентированного обучения морских инженеров на начальных этапах их подготовки (лицей — вуз): моногр. Текст. / М. Ю. Бокарев. Калининград: БГАРФ, 2001. — 121 с.
- Бокарева, Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов: (на примере обучения математике в техническом вузе) Текст. /Г.А. Бокарева. -Калининград: Кн. изд-во, 1985.-284 с.
- Бочкова, Е.С. Педагогические и организационно-правовые условия реализации государственных образовательных стандартов в подготовке экономистов менеджеров Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. С. Бочкова. — Калининград, 2003. — 27 с.
- Большая экономическая энциклопедия: более 7000 экономических терминов и понятий Текст. / Т. П. Варламова [и др.]- отв. ред. Н. В. Дубенюк. -М.: Эксмо, 2007.-816 с.
- Большой экономический словарь Текст. / под ред. А. Н. Азрилияна: Ин-т экономики. — М.: Правовая культура, 1994. — 525 с.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст.: учеб. пособие для сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК, учителей / под общ. ред. Е.В. Бондаревской- Изд. f /
- Брушлинский, A.B. Деятельностный подход и психологическая наука Текст. / A.B. Брушлинский // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 89−95.
- Бусыгин, A.B. Предпринимательство: Основной курс Текст.: учеб. для вузов: В 2 кн./ A.B. Бусыгин М.: Изд-во Инфра-М, 1997. — 608 с.
- Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения Текст. /: учеб. пособие / А. К. Быков. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.
- Быкова, Ж.Б. Формирование психолого педагогической компетентности студентов вуза с использованием средств информационных и коммуникационных технологий Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ж. Б. Быкова. — Нижний Новгород, 2009. — 27 с.
- Вазина, К.Я. Коллективная мыследеятельность тип развивающего обучения Текст. /: учеб. пособие для слушателей ИПЕС / К. Я. Вазина. — Горький: Изд-во ИПК, 1989. — 96 с.
- Вачугов, Д.Д. Практикум по менеджменту: деловые игры Текст.: учеб. пособие / Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, H.A. Кислякова- под ред. Д. Д. Вачугова. М.: Высшая школа, 2007. — 192 с.
- Вербицкий, A.A. Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обитания студентов Текст. / И. М. Сыроежин, A.A. Вербицкий. -М.:НИИВШ, 1981.-48 с.
- Виленский, В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе Текст.: учеб. пособие / В. Я. Виленский, 1. А j