Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мотивационное обеспечение учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная высшая школа, как и вся Российская Армия, переживает сегодня сложный и болезненный процесс реформирования. Это проявляется в совершенствовании содержания военного образования, оптимизации организационно-штатных структур, интеграции военно-учебных заведений, в постоянном поиске форм и методов учебной работы, соответствующих современным значительно возросшим требованиям к подготовке… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МОТИВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ, КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность мотивационного обеспечения учебной деятельности в педагогической литературе и практике
    • 1. 2. Особенности мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов ввузов
    • 1. 3. Дидактические условия реализации мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов в процессе обучения тактическим дисциплинам
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ МОТИВАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ
    • 2. 1. Особенности педагогической технологии в военном вузе
    • 2. 2. Технология мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов при изучении цикла тактических дисциплин
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА. Э. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОТИВАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ
    • 3. 1. Цели, задачи, методы и этапы педагогического эксперимента
    • 3. 2. Результаты и анализ педагогического эксперимента
  • Выводы по третьей главе

Мотивационное обеспечение учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная высшая школа, как и вся Российская Армия, переживает сегодня сложный и болезненный процесс реформирования. Это проявляется в совершенствовании содержания военного образования, оптимизации организационно-штатных структур, интеграции военно-учебных заведений, в постоянном поиске форм и методов учебной работы, соответствующих современным значительно возросшим требованиям к подготовке военного специалиста. Качество военного образования зависит от решения многих общих проблем, связанных со сложностью социально-экономической обстановки в стране, и от проблем, обусловленных внутренней жизнью самих военных вузов.

Сегодня требуются офицеры, обладающие не только суммой определенных знаний, умений и навыков, но и имеющие богатый внутренний потенциал многочисленных свойств и качеств, способствующих самоактуализации, самообразованию в процессе профессиональной деятельности.

Как известно, в условиях ввуза преемственно продолжается развитие личности и индивидуальности курсантов. И одной из основных задача преподавателя высшей военной школы является создание условий для этого. Важным условием развития курсантов в учебно-воспитательном процессе ввуза, по нашему убеждению, служит целостная система мотивационого обеспечения учебной деятельности, которая позволяет успешно применить педагогические новшества по реализации развивающих целей обучения.

Мотивационный аспект деятельности обучающихся на протяжении последних лет является предметом пристального внимания отечественных и зарубежных ученых. Мотивацию как психологическую категорию исследовали В. Г. Асеев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец,.

A.А.Кирсанов, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, Г. Клаусшейер, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, Х.Хекхаузен. Мотивы учебной деятельности рассматривали Г. И. Щукина, Ф. К. Савина (познавательный интерес), Г. А. Бокарева, В. С. Ильин, Ю. В. Шаров (познавательные потребности), Л. В. Благонадежина, Ф. И. Иващенко, В. А. Ядов (мотивы трудовой деятельности). Ряд ученых (М.А.Данилов, В. С. Ильин, М. И. Махмутов, О.Ф.Федорова) исследовали различные средства воздействия педагога на развитие мотив ационной сферы обучаемых. Работы О. С. Гребенюка,.

B.С.Ильина, Г. И. Ибрагимова, В. А. Ядова по проблемам мотивации учения и труда школьников и учащихся ПТУ позволили обогатить знание положениями о дидактических условиях управления учебным процессом на основе его мотивационного обеспечения. Однако применительно к высшей военной школе проблема мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов, несмотря на ее важность и актуальность, остается недостаточно исследованной.

Таким образом, анализ имеющейся психологической, педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что проблеме мотивационного обеспечения учебной деятельности уделяется определенное внимание, но, вместе с тем, позволяет сделать вывод, что разработку проблем мотивационного обеспечения учебной деятельности в ввузе нельзя считать исчерпанной.

Необходимость дальнейшего исследования данной проблемы, ее актуальность определяется:

•социальным заказом общества на выпускника военной школы с высоким уровнем знаний, умений и навыков;

•востребованностью проблем военного образования как объективной необходимостью преобразования современной высшей военной школы;

•необходимостью повышения эффективности образовательного процесса в ввузе;

•недостаточностью специального исследования проблемы, отсутствием единства взглядов и подходов по отдельным вопросам создания системы мотивационного обеспечения учебной деятельности в военной школе;

•потребностью в разработке, апробации, внедрения технологии, обеспечивающей достижение поставленных целей в процессе подготовки военных специалистов.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость специальной работы по проблемам разработки и внедрения в практику педагогической системы мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов и определили выбор темы диссертации, цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования — раскрыть сущность мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов, теоретически и экспериментально обосновать ее возможности по реализации развивающих целей обучения в военном вузе на основе совершенствования самой структуры мотивационного обеспечения и развития мотивационной сферы обучающегося.

Объект исследования — педагогический процесс ввуза.

Предмет исследования — мотивационное обеспечение учебной деятельности курсантов.

Гипотеза исследования состоит в том, что разработка и внедрение в педагогическую практику системы мотивационного обеспечения учебной деятельности позволит улучшить качество подготовки военных специалистов и обеспечит надежность и эффективность будущей профессиональной деятельности, если:

•структурирование деятельности преподавателя ввуза осуществлять в соответствии с элементами мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов, в процессе чего будет происходить систематическое возбуждение его актуальных мотивационных состояний, способствующее трансфомации этих состояний в качественно новые свойства индивидуальности. В результате следует ожидать, с одной стороны, усиление профессионального компонента в мотивационной стороне учебного процесса, а с другой, развития мотивационной сферы самих курсантов;

•реализацию развивающих целей процесса обучения в ввузе осуществлять с учетом разработанной технологии применения мотивационного обеспечения учебного процесса.

Исходя из понимания проблемы, цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

• на основе психологопедагогического анализа выявить сущность и содержание мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов;

•выявить и рассмотреть особенности мотивационного обеспечения учебной деятельности в военном вузе;

•обосновать дидактические условия реализации мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов на примере обучения по циклу тактических дисциплин в инженерных вузах;

•разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность авторской технологии мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов на примере обучения тактическим дисциплинам.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

• теория учебной деятельности (Л.Г.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Е.Н.Кабанова-Меллер, А. С. Смирнов, Н. Ф. Талызинд, Д.Б.Эльконин);

• методология педагогической деятельности (Л.Г.Вяткин, Г. И.Желе-зовская, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Г. К. Паринова, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков);

•теория развития мотивации (В.Г.Асеев, Л. И. Божович, Л. В. Запорожец, А. А. Кирсанов, А. Н. Леонтьев, В. С. Маркин, Г. Клаусшейер, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен);

•теория мышления и его развития (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский,.

A.С.Выготский, П. Я. Гальперин, Г. И. Железовская, Л. В. Занков, А. В. Иванов, А Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, И.С.Якиманская);

•концептуальные идеи педагогического общения (В.С.Грехнев,.

B.А. Кан-Калик, М. И. Лисина, А. В. Мудрик, И.В.Страхов);

• современные идеи о демократизации и гуманизации образовательного процесса (О.С.Газман, И. П. Иванов, Л.И.Новикова).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор взаимопроверяемых методов исследования: исторический и логический анализ философской, психолого-педагогической, социологической, методической и специальной литературы, раскрывающей состояние исследованной проблемыанализ и обобщение педагогического опыта с использованием деятельносггного, вероятностного и технологического подходов на основе наблюдения, устного опроса, анкетированиядиагностика мотивации учебной деятельности курсантов (наблюдение, беседа, шкалирование) — изучение научно-методического обеспечения ввуза, педагогический эксперимент на базе курсантских взводов. При обработке количественных данных использовались методы математической статистики.

Исследование по теме диссертации проводилось в три этапа с 1995 по 2001 год.

Первый этап (1995;1997 гг.) включал в себя: изучение литературы по проблемесостояние практики по реализации развивающих целей образования в ввузеформулирование рабочей гипотезы и задач исследованияразработка структуры диссертацииподготовка программы проведения педагогического экспериментаизучение возможностей содержания тактических дисциплин по усилению мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантаразработку авторской технологии мотивационного обеспечения учебной деятельности.

Второй этап (1998;2000 гг.) — проведение педагогического эксперимента по реализации и оценке эффективности авторской технологии мотивационного обеспечения учебной деятельности. Эксперимент проводился на базе Вольского филиала ВАТТ. В ходе эксперимента обрабатывались и систематизировались полученные данные, уточнялось содержание технологии мотивационного обеспечения, формулировались выводы по теоретической и практической частям исследования.

На третьем этапе (2000;2001гг.) был завершен педагогический экспериментвыполнена математическая и статистическая обработка данныхпроведено их обобщениеисследованы надежность и валидность результатов экспериментапроведена работа по внедрению в педагогическую практику авторской технологии мотивационного обеспечения учебной деятельности в трех высших военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, опорой на научный терминологический аппарат, на современные психолого-педагогические концепциииспользованием теоретических и экспериментальных методов соотвествующих целям, задачам, предмету исследованиясоблюдением норм, правил и требований к педагогическим исследованиямприменением для замеров и обработки полученных результатов диагностических методик в ходе опытной и экспериментальной работыдлительностью проведения экспериментальных работличным участием автора в экспериментальной и практической деятельности в качестве преподавателя тактикивнедрением результатов исследования в учебную деятельность инженерных ввузов.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

•на основе анализа фундаментальной, философской, психологической, педагогической и методической литературы рассмотрены сущность и содержание мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов ввуза;

•доказана на основе научного подхода возможность осуществления развивающих целей учебного процесса при условии мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов;

• обоснованные положения и выводы исследования способствуют реализации идей гуманизации в высшей военной школе;

•разработанная система диагностических и педагогических средств мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов на материале тактических дисциплин выявила развивающие возможности этих учебных предметов;

•внесен вклад в развитие теории мотивации, так как углубляется понимание процессуальной стороны мотивационного обеспечения учебной деятельности в ввузе;

•теоретически дополнена концепция индивидуальности, так как в ходе анализа предмета исследования установлена взаимосвязь мотивационного обеспечения с основными сферами индивидуальности курсантов.

Содержащиеся в работе положения и выводы могут способствовать повышению эффективности дидактических исследований в высшей военной школе. Полученные результаты позволяют вести дальнейшие теоретические разработки многопланового характера, связанные с процессуальной стороной учебной деятельности обучающихся в военном вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: • выявлены диагностические и педагогические средства мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов на основе создания технологии мотивационного обеспечения, применимость которой доказана экспериментально;

•использование технологии мотивационного обеспечения учебной деятельности повышает эффективность учебного процесса курсантов тактическим дисциплинам в инженерных военных вузах;

•установлена возможность применения технологии мотивационного обеспечения в педагогической практике без дополнительных затрат времени и усилий со стороны преподавателя. На защиту выносятся:

•обоснование сущности и содержания мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов в военном учебном заведении;

•авторская технология применения мотивационного обеспечения учебного процесса при изучении цикла тактических дисциплин;

•механизм и дидактические условия использования мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов в военном учебном заведении.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основное содержание результатов исследования излагалось автором в выступлениях на XXX международном научно-техническом семинаре (Саратов: СФВАУ, 1998), на ежегодных научно-методических конференциях Вольского филиала ВАТТ (Вольск, 1998,1999,2000,2001гг.), на научно-методических конференциях Поволжского отделения Российской Академии военных наук и Саратовского отделения международной академии акмеологических наук (Саратов, 1998,1999гг.) на научной конференции Военной академии тыла и транспорта (Санкт-Петербург, 2000 г.).

Материалы исследования и технология, предложенная автором, используется в учебном процессе Вольского филиала Военной академии тыла и транспорта, Саратовского военного института радиоционной, химической и бактериологической защиты, Саратовского филиала военного артиллерийского университета.

Основные положения изложены в шести публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

6. Результаты исследования дают основание сделать вывод и о том, что применение в учебной практике мотивационного обеспечения учебной деятельности оказывает влияние и на уровень профессионального мастерства самого преподавателя: формирует перспективное видение темы, раздела учебного курсапомогает изучению индивидуальных особенностей курсантовспособствует расширению знаний по своему предмету, методике его преподавания.

7. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил, что систематическое структурирование преподавателем своей деятельности в соответствии с элементами мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов и с использованием всего арсенала диагностических и педагогических средств технологии мотивационного обеспечения и мотивационной сферы индивидуальности курсантов (мотивации учения, мотивации достижения и аффилиации), применимость технологии мотивационного обеспечения, а также возможность с ее помощью реализовать развивающие цели процесса обучения в военном вузе.

Проведенное исследование в целом позволяет нам утверждать, что поставленные задачи решены, и цель исследования достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях все большую ценность приобретает умение будущего военного специалиста самостоятельно получать необходимые знания по профессиональному совершенствованию. В этой связи в военных вузах ведется активный поиск путей активизации учебной деятельности курсанта на основе развития всех сущностных сил внутреннего потенциала обучающегося.

Как подтвердило проведенное исследование, мотивационное обеспечение учебной деятельности курсантов является одним из главных условий решения этой задачи.

Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сформулировать ряд теоретических и практических выводов, касающихся возможности и целесообразности применения в обучении мотивационного обеспечения.

1.Среди множества существующих способов активизации познавательной деятельности курсантов, мотивационное обеспечение учебной деятельности занимает особое место. Под ним мы понимаем такую организацию занятия с курсантами, когда каждому элементу занятия (учебной деятельности) соответствует его мотив ационный компонент. При таком понимании мотивационного обеспечения в его содержании можно выделить следующие элементы:

•сосредоточение внимания обучающегося на учебной ситуации- •получение им информации о предмете потребности- •осознание потребности, то есть выбор мотива- •выбор решения (постановка курсантом цели) — •стремление к цели при осуществлении учебных действий- •получение оперативной информации, корректирующей действия (подкрепление уверенности в правильности действий);

•самооценка процесса и результата деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

2. Эффективное использование мотивационного обеспечения возможно только при учете особенностей его применения в военном вузе. Как показало проведенное исследование, эти особенности заключаются в следующем:

•при поступлении в военный вуз курсанты переходят из позиции обучаемых в позицию обучающихся;

•учебная деятельность курсантов характеризуется профессиональной направленностью;

•структура мотивационного обеспечения в условиях военного вуза сохраняется, но содержание всех элементов изменяется;

•мотивационное обеспечение протекает успешнее, если обратить внимание на развитие сфер индивидуальности курсантов;

•своеобразие учебной деятельности курсантов на занятиях по тактическим дисциплинам связано с коммуникативной направленностью самих учебных предметов.

3. Реализация мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов требует включения в целеполагание деятельности преподавателя соответствующей номенклатуры целей, критериев отбора и структурирование учебного материала, методов, средств мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов ввуза В ходе исследования была выделена следующая номенклатура целей как одно из дидактических условий мотивационного обеспечения:

•создавать условия для самоуправления вниманием курсантов- •создавать условия для формирования у курсантов смыслопо-лагания путем раскрытия значимости его учебной деятельности (на занятиях по тактическим дисциплинам это раскрытие коллективной, социальной, практической значимости);

•формировать навыки учебного труда как одно из условий развития практических умений и навыков;

•создавать положительный эмоциональный фон как один из факторов развития мотивации достижения;

•стимулировать и подкреплять актуальные мотив анионные состояния на других занятиях в сходных ситуациях;

•проектировать деятельность курсантов в соответствии с мотивационны м обеспечением (развитие процессуальной стороны мотивации);

•формировать у курсантов дискретную мотивацию через выработку умений и навыков учебного труда, совершенствование продуктивного мышления, интеллектуальных умений и навыков;

•совместно с курсантами разрабатывать цели занятий- •использовать содержание учебного материала, формы и методы, способствующие активизации учебной деятельности курсантов на занятии.

4. Разработанная и апробированная технология применения мотивационного обеспечения учебной деятельности курсантов не только способствует развитию познавательной активности, но и позволяет найти новый подход к решению следующих задач: а) облегчает реализацию дифференцированного подхода по уровню подготовленности обучаемыхб) позволяет добиться уменьшения дисперсии уровня подготовки обучаемыхв) позволяет, применяя данную методику, повысить заинтересованность обучаемых, обеспечить более прочное усвоение материала.

5. В понятии «технология» автор выделяет два элемента, на которые следует обратить внимание преподавателям:

1) совокупность сведений, необходимых преподавателю для достижения целей учебного процесса;

2) особенности реального учебного процесса в ввузе, его организацию, структуру и обеспечение.

Следовательно, в нашем понимании, технология — это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного познания, научные подходы к анализу, организации и руководству учебным процессом с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в обучений и развитии личности курсантов. Структурными составляющими такой системы являются: цели обучениясодержание обучениясредства педагогического воздействияорганизация деятельности преподавателя и курсантоврезультат деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980. -193 с. 2. 2. Айнпггейн В. Преподаватель и студент (практика общения)//Высшее образование в России.- 1998.-№ 2- С.51−62.
  2. Активизация учебной деятельности в преподавании иностранных языков на неязыковых факультетах университета // Сборник научных трудов.- Днепропетровск, 1989.-137 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды в 2-х т.- М, 1980.
  4. Л.В. Влияние интерактивной функции общения на саморазвитие ученического сообщества как педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. пед. наук, Хабаровск 1995.-20 с.
  5. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и психологии.- Алма-Ата, 1980.
  6. А.Г. Деятельность и установка М., 1979.- 150 с.
  7. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности, — М., 1979.
  8. Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе.- Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. 1998. 356 с.
  9. Ю.Бабанский Ю. К. Избранные психологические труды // Сост. Ю.К. Бабанский- М. Педагогика, 1989 189 с.
  10. П.Бакшаева Н. А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. дис. канд. псих.наук.-М., 1997.-23 с.
  11. P.M. Интуиция и искусственный интеллект,— Л.:ЛГУ, 1991. -С. 184−186.
  12. И.Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж: ВГУ, 1977, — 304 с.
  13. И.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  14. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.- М., 1991.- 4 с.
  15. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Моск. унта- Сер.14. Психология.-1987-№ 2 -С. 20−30.
  16. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. // Советская педагогика- 1991 .-№ 9.-123 с.
  17. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  18. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов Калининград, 1985.-264 с.
  19. С.И. Научно-педагогическое исследование, — Калининград, 1996.-84с.
  20. А.Н. Воспитание положительной мотивации учебной деятельности студентов (на примере технических вузов): Дис.канд.пед.наук.- Екатеринбург, 1994.- 156с.
  21. А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании И Вестник высшей школы, — 1997.-№ 6.-С.22−25.
  22. Л. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России.- 1996 № 1.-79 с.
  23. А.А. Активное обучение в высшей школе, контекстный подход.-М.: Высш. шк., 1991.-207е.
  24. А.А., Бакшаева Н. Развитие мотивации в контекстном обучении // Вестник высшей школы.- 1998. № 1,2.-С.47−50.
  25. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе.- Киев: В ища школа, 1985, — 196 с.
  26. В.И. Начало и вечность жизни.- М.: Советская Россия, 1989 С.241−265.
  27. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.-М.: Изд-воМГУ. 1990.-288 с.
  28. О. Метод конкретной ситуации в преподавании управленческих дисциплин // Вестник высшей школы, — 1997.-№ 6. С.45−48.
  29. Л.С. Собрание сочинений в шести томах.-М., 1982.
  30. Л.Г. Методика проблемного обучения.- Саратов, 1971.
  31. Л.Г. Самостоятельность учащихся на уроках русского языка.-Саратов, 1993.
  32. Л.Г., Железовская Г. И. Опыт развития познавательной самостоятельности//Педагогика, 1993, № 1.
  33. Г. Ш. Формирование способности самоуправления психическим состоянием.- В кн. .Прикладная психология в высшей школе.-Казань: КГУ, 1979.
  34. С. В ожидании образовательной революции: проблемы смысла и понимания // Вестник высшей школы.- 1997.- № 6.-6 с.
  35. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психология, наука в СССР.-Т.1.-М., 1959.- С.441−470.
  36. Г. М. Самостоятельная работа студентов // Организация самостоятельной работы студентов.-Воронеж.- Воронежский университет, 1969.- 162 с.
  37. М.М. Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов: Автореф.дис.канд.пед.наук.- Казань, 1987, — 18 с.
  38. И. Методологические программы в педагогике // Высшее образование в России, — 1997.-№ 2.-С. 126−129.
  39. И. От монолога к школе диалога культур // Народное образование.- 1993.-№ 1.-С.51−53.41 .Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.-М., Гос. Комитет РФ по высш. Образованию.- 1995.- 384 с.
  40. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.-М.:Педагогика, 1977. -136 с.
  41. А.С. Методика проведения занятий при адаптивной системе обучения: Методические указания. Курск, 1990.- 24 с.
  42. О.С. Дидактические основы формирования мотивации учения и труда у учащихся профессиональной школы. Дис.докт.пед.наук.-Казань, 1998, 459 с.
  43. О.С. Общая педагогика: Курс лекций, — Калининград: КГУ, 1996, — 105 с.
  44. О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций Калининград.: КГУ, 1995 94 с.
  45. О.С. Примерная номенклатура целей учебно-воспитательного процесса: Методические рекомендации для преподавателей средней школы и ПТУ.-Калининград: 1991.- 14 с.
  46. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ.-М.: Педагогика, 1985.- 151 с.
  47. О.С. Развитие методологических идей В.С.Ильина в курсе педагогики // Целостный учебно-воспитательный процесс.- Волгоград, 1994.
  48. О.С., Гребенюк Т. Б. Введение в деятельность педагога-исследователя : Научно-методическое пособие, — Калининград, 1998. -57 с.
  49. Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России.- 1996, — № 1, — 117 с.
  50. Р.Г. Применение социологических методов в педагогических исследованиях Н Проблемы методологии педагогики и методики исследований.-М.: Просвещение, 1971.- С.261−340.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  52. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии.-1981.-№ 6- С. 13−26.
  53. М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам.-М.: Высш. шк., 1990, — 170 с.
  54. Г. Г. Формирование деятельности студентов на лекциях по педагогике: Автореф. дис.канд.пед.наук.- Калининград, 1995.- 16 с.
  55. A.M., Казакова Е. А., Атоян З. Н., Харитонов И. М., Жаворонкова Н. М. Третья школа тьюторов.- М.: Международный центр дистанционного обучения «ЛИНК», 1992.-Вып.2.-С.5−6.
  56. Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры // Педагогика 1995, № 2.
  57. Н.П. Психология общения.М.: Наука, 1979.- 96 с.
  58. Н.И. Речь как проводник информации.- М.: Наука, 1982.- 159 с.
  59. Г. А. Изучение профессиональной направленности студентов и задачи воспитательной работы в вузе // Студент в учебном процессе.-Каунас, 1972.
  60. А.В. Избранные психологические труды в 2-х т.- Т.2- М.- Педагогика, 1986.- С.48−76.
  61. С. Активизация учебного процесса по экономическим предметам // Высшее образование в России.- № 2.-С.94−96.67.3имняя И. А. Основы теории речевой деятельности.- М.: Наука, 1974. С.21−28.
  62. Г. И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике: Атореф.дис.докт.пед.наук.- Казань, 1993. -41 с.
  63. В. Моделирование педагогической деятельности // Высшее образование в России.- 1988.-№ 2 -63 с.
  64. B.C. Формирование познавательных потребностей у школьников.- Ростов-н/Д: ГПИ, 1969.-С.9−13.
  65. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс).-М.: Педагогика, 1984.- 144с.
  66. B.C. Проблема воспитания потребности в знании у школьников.-Ростов-н/Д, 1971.-224 с.
  67. И.И., Рябова ТВ. Концепция управления усвоением и обучения иностранному языку, — В кн.: Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку.- М., 1970.-С.30−46.
  68. JI. Острые проблемы современного высшего образования // Высшее образование в России.- 1977.-№ 1.- 79 с.
  69. Л.Б. Лекции об общей психологии.- Владимир, 1972.- 29 с.
  70. О.Я., Нечаев Н. Н., Резницкая Г. И. Опыт применения теории поэтапного формирования умственных действий в преподавании иностранных языков в вузе.- М.: МГУ, 1986, — 68 с.
  71. М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений .М.: 1988.- С. 128−163.
  72. М.С. Человеческая деятельность.-М.: Политиздат, 1974.- 328 с.
  73. Е.А. Исследование стрессовых реакций студентов-спортсменов в связи с некоторыми особенностями личности: Автореф. дис.канд.пед.наук.-М., 1975.-18 с.
  74. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие, — Грозный, 1979.-33 с.
  75. Л.А. Влияние размера учебной группы на успешность совместной познавательной деятельности // Вопросы психологии.-1984.-№ 1.- С.71−75.
  76. Г. М. Формирование готовности будущего учителя иностранного языка к профессионально-техническому общению: Автореф.канд.пед.наук.-Алматы: АГУ, 1995.-23 с.
  77. М.С. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов важнейшая задача совершенствования учебного процесса в вузе — Саратов: СГУ, 1982.-227 с.
  78. А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема, — Казань: Изд-во КГУ, 1982.- 224 с.
  79. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам.- М.: МГУ. 1986.- 175 с.
  80. М. Обучение взрослых. Теория и практика // Найдлер JI: Руководство по развитию человеческих ресурсов.- Джон Уайли: Нью-Йорк, 1984.- Г. 6.-С.6.1−6.23.
  81. И.И. Учебный процесс и формировние специалиста в высшей школе: Атореф. дис.докт.пед.наук.- М., 1975.- 48 с.
  82. И.Ф. Активный метод обучения иностранным языкам в школе.-Минск, 1970.
  83. КонИ.С. Открытие «Я».-М., 1978.
  84. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал.-1981. -Т.2.-№ 3
  85. Кон И. С. Психология юношеского возраста.- М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
  86. П.В. Гносеологические и логические основы науки.- М., 1974.- 128 с.
  87. А.И. Формирование мотивов профессионального становления учащихся профессиональных училищ: Автореф.дис. канд. пед. наук,-Новосибирск, 1996.- 18 с.
  88. Т. Профессионализм и психология // Высшее образование в России.-1995.-№ 3, — С.81−89.
  89. Е.Г. Уровни развития личности: Критерии их определения. Дис.канд.псих.наук.-М., 1988.- 116 с.
  90. Т.С. Развитие логического мышления в диалоге: Автореф. дис.канд. пед. наук М., 1987.- 4 с.
  91. А.Н. Технологический подход в обучении: Эволюция основных понятий и особенности содержания // Химия в школе.- № 5. -20 с.
  92. З.А. Успешность решения учебных задач студентами при различных способах активизации познавательной деятельности: Авореф. дне. канд. пед. наук. JL, 1985.- 16с.
  93. Курьер ЮНЕСКО.- 1986.-№ 12, — С.22−24.
  94. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодёжи в профтехучилищах и вузах.- Саратов, 1990.
  95. B.C. Содержание общего среднего образования,— М.: Педагогика, 1980.- 264 с.
  96. А.А. Язык, роль, речевая деятельность.-М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  97. А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания.- М.: Наука, 1969.-307 с.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1977.-152 с.
  99. А.Н. Проблемы развития психики.-М.:МГУ, 1981. -С.301−302.
  100. А.Н. О значении понятия предметной деятельности для психологии. В кн.: Тезисы докл. к XX Межд.пснхологич. конгрессу. ~М., 1972.
  101. .Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1992.
  102. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984 — 444 с.
  103. А.Р. Словесная система выражения отношений. В кн.: Курс общей психологии, — М., 1964. — С.57 — 73
  104. А.Р. Внимание и память. М, 1977. 8 с
  105. Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации у старших школьников: Дис. канд.пед.наук. Калининград. 1995. —160 с.
  106. Малый энциклопедический словарь. Русская философия. М.: Наука, 1995.-624 с.
  107. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -191 с.
  108. А.К., Матнс Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Педагогика, 1990. -192 с.
  109. К. Капитал, т. 1, кн. 1// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.23.
  110. А. Самоактуализация. Психология личности./ под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузыря. -М.: МГУ. -1982. -108 с.
  111. A.M. Проблемы развития профессионально -технического мышления // Новое в теории и практике обучения/ Составители: А. М. Матюшкин, Л. В. Путляева. М.: Знание, 1980. -С. 3−47.
  112. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — 16с.
  113. Махмутов М И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах. М. АПН СССР, 1983. — 83 с.
  114. М.И. Современный урок. — М.: Педагогика, 1985. 17 с.
  115. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: КГУ, 1993. -88 с.
  116. М.И., Артемьева Л. А. Формы организации обучения: совершенствование или принципиально новый подход? // Народное образование. 1988. — № 3. ~С. 88−89.
  117. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1971. -68с.
  118. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. — Ставрополь, 1995. -Зс.
  119. МироновВ., Михайлов И., Сенько Ю. Педагогическое образование в классическом университете // Высшее образование в России. 1995. -№ 3.-С. 17−21.
  120. В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности// Мотивация личности. Сб. н. тр./Отв. Ред. А. А. Бодалев. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.-С. 30−41.
  121. И.В. Формирование мотивов учения на уроке иностранного языка в среднем ПТУ: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Казань, 1984. -17 с.
  122. Направления и пути совершенствования образовательного процесса на основе современных педагогических технологий обучения: Сб. научных докладов. Саратов, 1999. — 212 с.
  123. Е.М. К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета // Мотивация жизнедеятельности студента Каунас, 1971.
  124. А., Лябах Б. Один из путей активизации самостоятельной работы студентов // Вестник высшей школы. 1996. — № 3.
  125. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: КГУ, 1975. — 302 с.
  126. К., Ямшанова В. Языковая подготовка экономистов: новые подходы // Высшее образование в России. 1996. № 2. -С.73−77.
  127. Образовательные стандарты и аттестация. Калининград: КГУ, 1998.
  128. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ. -1993.-С. 362,825.
  129. Опыт и перспективы развития учебно научно — педагогических комплексов. Тезисы докладов научной конференции 23 — 24 ноября 1992 г. — Волгоград, 1992. — 189 с.
  130. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. -М.: Прогресс, 1991. -287 с.
  131. О.В. Молодые специалисты с высшим образованием: динамика профессионального самоопределения.// Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. -СПб., 1996.
  132. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. -М: Просвещение, 1991. — 222 с.
  133. Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность. -М.: Просвещение, 1993. 159 с.
  134. Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление- Тезисы докладов Российской научной конференции 25 28 мая 1993 г. — Волгоград: Перемена, 1993. -318 с.
  135. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. -184 с.
  136. М.У. Организация учебного труда студентов. Минск.: БГУ, 1982.
  137. А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. 1985. 5. — С. 29−36.
  138. Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. -304 с.
  139. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. — Казань: Изд-во КГУ, 1990. 240 с.
  140. В.И. Развитие профессионально-педагогической направленности студентов во внеаудиторной деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. Оренбург, 1997. — 11 с.
  141. Н.Ю. Творческий стиль деятельности : педагогический аспект. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 206 с.
  142. Приказ Госкомвуза России от 05.03.94 № 180 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования»
  143. Проблемы развития системы высшего профессионального образования в современной социокультурной обстановке Сб. научных докладов. Саратов, 1998.
  144. Н.С. Профориентационные игры : Проблемные ситуации, задачи, карточные методики: Учебн.-метод, пособие для студентов фак. психол.гос. универс. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 87 с.
  145. Психологическая служба в вузе / Науч. редактор Н. М. Пейсахов, -Казань. Изд-во КГУ, 1981. -240 с.
  146. Н.В. Формирование професиональной направленности студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф.дис. канд. пед. наук. -Ленинград, 1991. -16 с.
  147. Рахматулина Ф. М Мотивационная основа учебной деятельности и познавательная активность личности. В сб.: Психологическая служба в вузе. Под ред.: Валеева Н. Ш., Габдреевой Г. Ш., Габдреева Р. В. -Казань: Изд-во КГУ, 1981. С. 90 — 104.
  148. Рац М. Человек и человечество на рубеже XXI века //Вестник высшей школы. -1997. -№ 12. -15 с.
  149. Рекомендации IV Всероссийской научно-методической конференции: Проблемы вузовского учебника. —М., 1994. -4 с
  150. М.И. и др. Социальное становление учащегося. Ярославль: Изд-во ЯрГПУ, 1995. 72 с.
  151. В., Алексеева И., Сидоров А. О преподавании инженерной этики в американских университетах // Вестник высшей школы. -1996.-№ 2.-11 с.
  152. Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. -Новосибирск, 1992. -. 160 с.
  153. Н.С. Ценности гуманитарного образования И Высшее образование в России. -1996. № 1. — 85 с.
  154. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  155. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2 т. -М.: Педагогика, 1989. Т.2. — 16 с.
  156. C.JI. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. -304 с.
  157. Н.В. Обучение общению на сюжетно- ситуативной основе учащихся 1 класса средней школы : Автореф.дис.канд. пед-наук. -СПб., 1995. -17 с.
  158. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2. — 35 с.
  159. И. Ноосфера и формирование человека // Вестник высшей школы. 1990. — № 3.
  160. В.Н. Антропологическая ценность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб., 1995. 42 с.
  161. Г. К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование, 1998.- 17 с.
  162. B.C., Крекотень С. П., Сенаторова Н. Р. Об условиях реализации образовательных стандартов: Тезисы Всероссийскойуниверситетского технического образования в России" 4−6 февраля 1998 г. -М.: Изд-во МГТУ, 1998. -4 с.
  163. В., Полещук О. Размышления о фундаментальном блоке инженерного образования // Вестник высшей школы. -1996. -№ 4.- 11с.
  164. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика.- 1994. -№ 5.-С. 11−16.
  165. В.В. Методология личностного подхода в образовании: проблема целостности // Целостный учебно-воспитательный процесс. Волгоград, 1994. — 146 с.
  166. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -М., 1995. 192 с.
  167. М.Н. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе : Автореф. дис. канд. псих. наук. —М., 1982. 16 с.
  168. Г. Б. Психолого педагогические аспекты ломки отрицательных стереотипов в деятельности преподавателя // Современная высшая школа — 1986. — № 3. -С. 99−107.
  169. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования //Магистр. -1994. № 6. — 6 с.
  170. В.П. Формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы : Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1981. -18 с.
  171. А.П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов : теория и практика. -Минск, 1995.
  172. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Москва: Высш. шк., 1995. 270 с.
  173. А. Активные метода обучения при экономической подготовке руководителей производства. -М., 1976. 13с.
  174. Современные проблемы университетского образования: материалы Ш-й Всероссийской научно-методической конференций. -Волгоград:ВГУ, 1993. 140 с.
  175. К. Синтез радикального и либерального подходов к образованию. Переход от Т-систем к «Ладоням» // Вестник высшей школы. -1997. -№ 10. -С. 19−23.
  176. Справочник металлиста. В 5 томах. Т.5.-М.: Машиностроение, 1978. 673 с.
  177. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы.- 1986.- № 3.- С.10−13.
  178. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний,— М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  179. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста.- Саратов: СГУ, 1987.- 175 с.
  180. Ю.И. Совершенствование работы преподавателя по контролю за ходом самостоятельной работы курсантов // Развивающее обучение в военном вузе, — Саратов, 1997.
  181. Теоретические и прикладные исследования по психологии II Под ред. Н. М. Пейсахова .- Казань: Изд-во КГУ, 1977.
  182. Н.К. Основы самоуправления учебной деятельностью: Учебное пособие.- Казань: Изд-во КГУ, 1984, — 120 с.
  183. Н.В. Проблема методов и организационных форм обучения в университетах Великобритании // Сов. педагогика, — 1975.- № 9.- С. 125 132.
  184. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, — 1983,-497с.
  185. Формирование внутренних стимулов учения у студентов // Сб. научн. трудов./ Под ред. Л. Г. Вяткина.- Саратов. СГУ, 1991, — 256 с.
  186. Формирование учебной деятельности студентов. //Под ред. В. Я. Ляудис.- М.: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.
  187. C.JI. С нами бог. Три размышления.- Париж, 1964 С.67−68, 289с.
  188. В. Человек в поисках смысла. Библиотека зарубежной психологии, — М.: Прогресс, 1990, — 366 с.
  189. X. Мотивация и деятельность.Т. 1 Пер. с нем.// Под ред. Б. М. Величковского.- М.: Педагогика 1986, — 392 с.
  190. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается (Методический семинар памяти профессора B.C. Ильина). Вып.З.-ВГПУ, Волгоград: Перемена 1994.-146 с.
  191. Ю.К. Мотивационное обеспечение учебного процесса как условие повышения качества фундаментальной подготовки студентов (на материале преподавания высшей математики): Автореф. дис.канд.пед.наук. Ленинград, 1988.-16 с.
  192. Г. Познавательная активность студента // Высшее образование в России 1995.-№ 1.- 117 е.
  193. В.Э. Актуальные проблемы мыслеспособностей // Вопросы психологии.- 1986.- № 3.- 87 с.
  194. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности,— М.: Наука, 1982.-185 с.
  195. В.Д. Деятельность и способности. М.: «Логос», 1994.-320 с.
  196. В. Лингвокультурологический фактор в современной системе образования // Вестник высшей школы.- 1998, — № 8.
  197. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности, — Ростов-н/Д, 1995, — 264 с.
  198. Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов // Высшее образование в России.- 1997.- № 2.- С.68−77.
  199. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М., 1988.- 27 с.
  200. Ю.Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1986.- 15 с.
  201. Д.Б. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. Теории Л.С.Выготского).- М.: Тривола, 1994.- 167 с.
  202. Д.Б. Избранные психологические труды. Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко М. .Педагогика, 1989, — С. 220,245.
  203. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов,— М.: Наука., 1982.- 96 с.
  204. Allwright R. Motivation the teacher’s responsibility? // ELT Journal 31/4, 1977a.
  205. Asher J. Motivating children and adults to acquire another language / The Teacher Trainer 1/3, 1987 .
  206. D. «Humanistic» approaches in the adult classroom: an affective reaction / ELT Journal 43/4, 1989.
  207. Bachman L. Fundamental Considerations in Language Testing.- Oxford Univesity Press, 1990.
  208. Bennett N., Wood L., Rogers S. Teaching through play (Teachers' thinking and classroom practice). Open University Press: Buckingham / Philadelphia.- Printed in GB by Biddies Ltd, 1997, — p. 132.
  209. Cotton D. Keys to Management.- London: Nelson English Language Teaching.- 1989.- 224 p.
  210. Gardner R., Lambert W. Attitudes and Motivation in Second Language Learning.-Newbury Hoyse, 1972.
  211. Good Т., Brophy J. Looking in classroom.- New York, 1973.- p.26.
  212. Johnson K. Communicative Syllabus Design and Methodology. Pergamon Press, 1982.
  213. Klausmeierte J., Ripple R.E. Motivation // Learning Human Abilities. Educational Psychology.- New York, 1978, — P.p.313−350
  214. Knowles M.S. The modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogi. Chicago, 1980. P.p. 18−19.
  215. Lonergan J. Video in Language Teaching.- Cambridge University Press, 1984.
  216. Madsen K.B. Theories of Motivation. An Overview and a Synthesis // Human Motivation. Symposium.- Lincoln: Marshall R, Jones.- 1965.-P.p.49−68.
  217. Mcclennan S. Integrating lesson planning and class management / ELT Journal 41/1, 1987.
  218. Nebraska Symposium on Motivation .- Linkoln: Univirsity of Nebraska Press. 1971,-304 p.
  219. Nida E.A. Motivation in Second-language Learning. / Language Learning.- 1956-P.p. 11−16.
  220. Watcyn-Jones P. Pair work: Activities for Effective Communication.-Penguin, 1981.
  221. Withers R.A. The Language of Motivation in the Infant Class-room // Educational Review.- 1985, — Vol.37, № 3, — P.p.217−225.
  222. Wright A. Roles of teachers and learners.- Oxford University Press, 1987.
  223. Стаж преподавания дисциплин тактического цикла4. Образование: общееспециальноечто окончили икогда) курсы усовершенствованияпереподготовки)
  224. Считаете ли Вы сосредоточение внимания курсантов в начале занятия по циклу тактических дисциплин необходимым условием активизации его учебной деятельности?51 Да, считаю52 Нет, не считаю
  225. Вниманием курсантов можно овладеть и в ходе занятия, когда будем решать практические задачи54 Не задумывался об этом5. 5
  226. Является ли формирование преподавателем личностного смысла у курсантов (осознание им своих учебных действий для конкретного занятия или перспективы), по Вашему мнению, важным для учебного процесса?61 Да, является
  227. Нет, не является, учебный процесс зависит от других факторов.
  228. Надо просто заставлять его работать на занятиях
  229. Работа эта бессмыслена, т.к. курсанты не в состоянии пока осознать смысл своих действий на занятиях6. 5
  230. Как положительный эмоциональный настрой на Вашем занятии способствует активизации работы конкурентов?
  231. Не пытаюсь создавать какой-то эмоциональный настрой, на занятия приходят, чтобы учиться, и настрой здесь не причем
  232. Считаю, что положительный эмоциональный настрой способствует активизации деятельности курсантов на занятиях
  233. Эмоции, в том числе и положительные, только мешают работе курсантов на занятии7.4
  234. Нет, не включаю. На занятиях нет времени, чтобы этому учить курсантов.
  235. Стремитесь ли Вы к совместной с курсантами постановке целей занятия?
  236. Да, стремлюсь, т.к. это повышает эффективность занятия.
  237. Нет, цели занятия определяю я в соответствии с учебной программой
  238. Считаю это порочным приемом, снижающим уровень проведения занятия.9.4
  239. Как, по Вашему мнению, преподаватель может способствовать развитию мотивации общения на занятиях по дисциплинам тактического цикла?
  240. Понуждать выступать тех курсантов, которые отмалчиваются
  241. Активнее использовать для этого такие формы обучения как ролевые, военные игры и т. п.
  242. Поощрять каждую реплику, вопросы курсантов
  243. Провоцировать курсантов на дискуссию с преподавателем и друг с другом.10.5.
  244. В какой степени курсанты Вашего потока владеют умением самостоятельно оценивать результаты своей деятельности на занятиях?111 Не умеют112 Всегда завышают оценку113 Всегда занижают оценку
  245. Оценивают себя критично и объективно11.51. Спасибо за ответы!
  246. Критерии отбора учебного материалав помощь преподавателю тактических дисциплин для реализации развивающих целей обучения) Этап 11. Описание курсанта п/п Критерии Ответы1. Возраст2. Пол3. Социальное положение4. Специализация
  247. Уровень развития мотивации6. Образование7. Знание учебного материала8. Общий кругозор9. Интересы
  248. На основе ответов преподаватель делает выводы: какой учебный материал подходит данному курсанту?1. Этап 2
  249. Описание потребностей курсанта
  250. В каком контексте или ситуации курсант будет использовать знания тактических дисциплин в будущем? а .
Заполнить форму текущей работой