Формирование национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
![Диссертация: Формирование национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму](https://niscu.ru/work/3390647/cover.png)
В то же время важно отметить, что национально-региональный компонент содержания профессионального образования по туризму включен преимущественно в дисциплины гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и общего профессионального блоков государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В связи с этим следует отметить отсутствие разработанного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
- 1. 1. тенденции развития профессионального образования и их влияние на содержание образования в современных условиях
- 1. 2. Принципы и факторы отбора национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
- 1. 3. Особенности формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
- 1. 4. Туристская специализация региона как основа национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
- Глава 2. Экспериментальные основы формирования и реализация национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
- 2. 1. Формирование национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
- 2. 2. Реализация национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
Формирование национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время становится очевидной проблема реформы существующей образовательной системы в сфере туризма. Это подтверждают результаты исследований, проведенные в последние годы различными научными, профессиональными и учебными организациями [1, 47, 59, 62, 95]. Неоднократно отмечалось, что туризм в XXI веке потребует большей эффективности работы и заведомо большего профессионализма, что можно достичь только существенным повышением качества образования в туризме.
Так, итогами международной конференции «Кадровый капитал в туристской индустрии XXI века», которая была проведена Всемирной туристской организацией в 1996 г. в Мадриде, явились следующие выводы и рекомендации: всем заинтересованным организациям уделять приоритетное внимание развитию кадровых ресурсовпризнать, что образование и подготовка кадров являются фундаментом развития туристских профессийобосновывать новые парадигмы образования и подготовки кадров, наиболее гибко отвечающие постоянно меняющимся требованиям рыночной среды туризмаразрабатывать единые стандарты, правила сертификации и аккредитации для укрепления существующих учебных программ и создания новых систем образования и подготовки кадровинтегрировать новые технологии и информационные системы в сферу образования и подготовки туристских кадров, а также формирование общей готовности населения к туризму и путешествиямвключать комплексно все разнообразие элементов туризма в сферу образованияосознать важность повышения качества подготовки и профессионализма как существенных характеристик образования и обслуживания в туризме.
Федеральная программа развития туризма в Российской Федерации и закон «Об основах туристской деятельности в РФ» признают туризм одной из приоритетных отраслей экономики РФ. В этих документах также были определены основные направления государственного регулирования туристской деятельности и приоритетные виды туризма: внутренний, въездной и социальный, — следовательно, программное планирование туризма должно найти отражение в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства.
Активное развитие туризма в России потребовало профессионально подготовленных специалистов на рынке международного и внутреннего туризма, а это возможно лишь в том случае, если подготовка кадров будет базироваться на концептуальных основах системы профессионального образования с учетом региональных особенностей.
В условиях, когда в России нет единого туристского пространства, тенденция развития отрасли такова, что многие функции управления и регулирования туристской деятельностью будут осуществляться в регионах. Происходит децентрализация регулирования туризма, которая затрагивает и вопросы подготовки кадров. Регионализация направлена на самостоятельное развитие и расширение прав отдельных регионов. Регионализация образования как одно из направлений современного развития образовательной системы, характеризующееся усилением ориентации образования на региональные потребности и условия, предполагает разделение функций между субъектами профессионального образования на федеральном и региональном уровнях.
Анализ педагогической, методической литературы позволяет сделать вывод о том, что регионализация образования является одной из основных тенденций развития современного образования. Практическое проявление этой тенденции мы находим в национально-региональном компоненте содержания образования, который отражает национально-региональную специфику каждого субъекта РФ. В последнее время в России большое внимание уделяется вопросам профессионального туристского образования в целом и формированию содержания туристского образования в частности. Так, например, теория становления и развития системы непрерывного туристского образования разработана В. А. Квартальновым, теоретические основы формирования содержания. профессионального образования предложены.
И.В.Зоринымтехнология подготовки специалистов туристского и курортного бизнеса описаны Г. В. Яковенко. Зарубежный опыт профессионального туристского образования и возможность его применения в российских условиях обобщены в работах Д. В. Ермиловой, И. Б. Петрунь. Ряд исследований посвящен содержанию и методике преподавания отдельных туристских дисциплин (М.М.Ашмарина, Т. П. Каверина, О. Ю. Макарова, Г. В. Севастьянов и др.), научно-методическому обобщению развития региональных структур профессионального туристского образования в условиях рынка (М.М.Ахмедова, Т.К.Горячева). Проблема регионализации в системе профессионального образования по туризму представлена преимущественно исследованиями, в которых разрабатываются региональные модели профессиональной подготовки специалистов историко-краеведческого профиля (Л.С.Макарова, В.А.Щербакова), структурно-содержательные компоненты историко-краеведческой подготовки специалистов для туристского бизнеса (Е.В.Сударикова), выявляются направления реформирования содержания профессионального образования, отражающие анализ рынка труда (Э.Н.Павлова), рассматриваются педагогические условия отбора и структурирования содержания регионального компонента профессионального образования в туристском вузе (М.М.Ахмедова).
В то же время важно отметить, что национально-региональный компонент содержания профессионального образования по туризму включен преимущественно в дисциплины гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и общего профессионального блоков государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В связи с этим следует отметить отсутствие разработанного национально-регионального компонента для дисциплин специализации, которые в настоящее время в конечном итоге определяют территориальную и отраслевую специфику подготовки специалистов индустрии туризма и гостеприимства. Как отмечал И. В. Зорин, «.в России не формируется ни состав специалистов, ни программно-методические основы развития туризма с учетом специфики регионов России, позволяющей населению удовлетворить свои жизненно важные интересы средствами туризма"[54,с.41]. Основная же задача профессионального туристского образования заключается в подготовке кадров в регионах и для регионов РФ (по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» обучают в 150 учебных заведениях различных субъектов Российской Федерации). Современные требования к региональному построению содержания образования позволяют решить сложнейшую проблему приобщения обучаемого к мировым общечеловеческим и общероссийским ценностям, знаниям с учетом глобализации образования и одновременно обеспечения его региональный самоидентификации.
В современных условиях стандартизации образования повысились требования к качеству подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства в соответствии с фиксированным образовательным минимумом. С другой стороны, современное состояние системы профессионального туристского образования характеризуется расширением свободы учебных заведений в области формирования содержания профессионального образования. Это порождает противоречия:
— между усилением требований к качеству подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства, определяемых социальным заказом в различных субъектах Российской Федерации — и состоянием существующей подготовки этих специалистов;
— между расширением прав учебных заведений в формировании национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, их стремлением к проектированию регионального содержания профессионального образования по туризму — и недостаточной теоретической разработанностью реализации этих прав в субъектах Российской Федерации;
— между необходимостью профессиональной подготовки специалистов индустрии туризма и гостеприимства, обеспечивающей возможность работы в конкретном регионе Российской Федерации, преимущественно на рынке въездного и внутреннего туризма, — и недостаточным уровнем его реализации в существующей системе профессионального туристского образования.
Противоречия определяют проблему исследования: каковы научно-педагогические основы формирования национально-регионального компонента профессионального образования по туризму? Теоретическое и практическое значение указанной проблемы и ее недостаточная разработанность послужили основанием выбора темы диссертации «Формирование национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму».
Цель исследования — разработка научно-педагогических основ формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму.
Объект исследования — содержание профессионального образования по туризму.
Предмет исследования — формирование национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что подготовка специалистов для индустрии туризма и гостеприимства в регионе будет более эффективна, если.
— принципами отбора национально-регионального компонента содержания профессионального образования, по туризму будут выступать: принцип территориальной целостности региона, принцип историзма региона, краеведческий принцип. основными факторами, определяющими национально-региональный компонент содержания профессионального образования по туризму, будут являться профессионально-квалификационная структура отрасли — индустрии туризма и гостеприимства и структура профессиональной (туристской) деятельности;
— основой разработки национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму будет выступать туристская специализация региона, для которой осуществляется подготовка кадров;
— будет разработана структурно-содержательная модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, отражающая способы его реализации, и определены эффективные методы реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1. Выявить современные тенденции развития профессионального образования и требования к его содержанию, а также принципы и основные факторы разработки национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму;
2. Определить тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства и выявить приоритетные виды туризма, лежащие в основе туристской специализации региона;
3. Разработать структурно-содержательную модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, включающую способы его реализации, и определить эффективные методы реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму.
4. Разработать и экспериментально проверить учебно-программную документацию по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» (специализации 230 505 «Туризм»).
Методологической основой исследования являются:
— философско-методологические основы педагогики профессионального образования, представленные работами отечественных ученых в области профессиональной подготовки С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, А. М. Новикова;
— концепция содержания образования, отраженная в исследованиях: В. В. Краевского, М. КСкаткина, И. Я. Лернерамоделирование содержания профессионального образования, представленное в работах В. А. Ермоленко, Т. М. Коровиной, Т. Ю. Ломакиной, Т. Т. Новиковой, О. В. Титовой, Л. Д. Федотовой, О. Б. Читаевойконцепции содержания профессионального туристского образования, рассмотренные в работах И. В. Зорина, И. Б. Петруньсодержательные аспекты технологии подготовки специалистов туристского бизнеса, изложенные Г. В. Яковенкозарубежные исследования по туризму Д. Джафари, Э. Инскипа, Н. Лейпера, М. Нешкова, Трайба;
— различные аспекты разработки регионального компонента содержания образования, представленные в работах М. М. Ахмедовой, Л. А. Волович, Л. И. Гаранина, Л. Ф. Греханкиной, Г. В. Мухаметзяновой, Т. М. Рагозиной, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко;
— географическая и туристская проблематика в рамках исследуемой темы, отраженная в работах А. Ю. Александровой, М. Б. Биржакова, Ю. Д. Дмитревского, А. В. Даринского, А. Л. Лесника, В. П. Максаковского, И. И. Пирожника, М. Н. Смирновой.
Методы исследования: анализ научной педагогической, географической, туристской, методической литературы по проблематике исследования, изучение зарубежного опыта по подготовке специалистов по туризмуанализ государственных образовательных стандартов по туристским специальностям и специализацияманализ практического опыта работы в Ярославском филиале Российской международной академии туризма, Институте туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервиса, Региональном институте сервиса Московского государственного университета сервиса (г. Дубна) — анализ учебно-программной документациианализ разработки содержания учебного материала на основе метода экспертных оценок, анкетирование студентов, наблюдение за их работой, анализ результатов учебно-творческой деятельности студентов, педагогический эксперимент.
База исследования: Институт туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервисаРегиональный Институт сервиса Московского государственного университета сервиса (г. Дубна) — Ярославский филиал Российской международной академии туризма. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1997;1998гг.) проводился анализ современных тенденций развития профессионального образования, выявлялось их влияние на его содержание, определялись принципы и факторы отбора национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризмуопределялись основные особенности содержания профессионального образования по туризму.
На втором этапе (1998;2001 гг.) определялись научно-педагогические основы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризмуразрабатывался алгоритм формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризмупроводилась проверка отбора национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму методом экспертной оценкиформировалась учебно-программная документацияпроводился педагогический эксперимент. Третий этап (2001;2002гг.) включал завершение педагогического эксперимента, обработку полученных данных, обобщение и систематизацию результатов педагогического эксперимента, формулировку выводов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработаны научно-педагогические основы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, которые включают принципы (принцип территориальной целостности региона, принцип историзма региона, краеведческий принцип) и основные факторы (профессионально-квалификационная структура индустрии туризма и гостеприимстваструктура профессиональной (туристской) деятельности), определяющие национально региональный компонент содержания профессионального образования по туризму. Определена содержательная основа национально-регионального компонента, которой является туристская специализация региона, на примере Московского и Ярославского регионов. Разработана структурно-содержательная модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму для специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» (специализации 230 505 «Туризм»), включающая способы его реализации. Выявлены эффективные методы реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму. Практическая значимость исследования состоит в том, что.
— определены научно-педагогические основы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму для специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» (специализации 230 505 «Туризм»), которые также могут быть использованы при подготовке кадров по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» в различных субъектах РФ, а также по другим туристским специализациям в рамках иных специальностей в различных регионах РФразработан алгоритм формирования разработки национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, который может быть использован при создании единого государственного образовательного стандарта по туризму.
— разработана учебно-программная документация по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» (специализации 230 505 «Туризм»). На защиту выносятся: принципы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму (принцип территориальной целостности региона, принцип историзма региона, краеведческий принцип).
— основные факторы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму (профессионально-квалификационная структура отрасли — индустрии туризма и гостеприимстваструктура профессиональной (туристской) деятельности);
— содержательная основа национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму — туристская специализация региона;
— структурно-содержательная модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, включающая способы и эффективные методы его реализации. Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием научно обоснованных методов с опорой на основополагающие теоретические положения, последовательным проведением педагогического эксперимента, использованием математических методов обработки результатов и педагогических критериев их интерпретации.
Апробация и внедрение полученных результатов.
Результаты исследования и отдельные главы обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: областной научно-практической конференции молодых ученых вузов Ярославской области «Ярославский край — наше общество в 3-м тысячелетии» (Ярославль, 1999) — симпозиуме «Квалиметрия в образовании: методология и практика» (Москва, 2000) — международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой» (Смоленск, 2000) — международной молодежной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса стран Черноморского бассейна» (Сочи, 2000 -диплом лауреата 1 степени) — международной научно-методической конференции «Концептуальные аспекты образования в области сервиса» (Москва, 2001), международной научной конференции «Социальные основы технологии и педагогики в культурном, спортивном и туристском образовании населения. Историческое и культурное наследие городов России как фактор развития туризма» (Санкт-Петербург, 2001), международных научно-практических конференциях «Туризм: подготовка кадров, проблема и перспективы развития» (Москва, 2001, 2002). Результаты исследования апробированы в Институте туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервиса и Региональном институте сервиса Московского государственного университета сервиса (г. Дубна). Результатом исследования является разработанная учебно-программная документация (рабочий план по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм», специализации 230 505 «Туризм», примерные и рабочие программы по дисциплинам «Введение в специальность», «Основы гостеприимства», «Организация делового туризма», учебное пособие «Введение в специальность «Социально-культурный сервис и туризм» (13,2 п.л.).
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений Объем диссертации составляет 243 стр., в.т. ч. 30 таблиц, 9 рисунков, список использованной литературы включает 197 наименований на русском и иностранных языках.
Выводы к главе 2.
1. Алгоритм формирования и реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму отражающий содержательный аспект, представлен следующими пунктами:
2 Результаты опроса показали, что 50% абитуриентов поступает на данную специальность по рекомендации выпускников и студентов института.
Выявление теоретических основ, которые определяют национально-региональный компонент содержания профессионального образования по туризму (гл.1).
Проведение анализа существующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм», специализации 230 505 «Туризм» с целью определения места и роли национально-регионального компонента профессионального образования по туризму и возможности его реализации с использованием эмпирической методики анализа образовательного стандарта (по Байденко В.И.).
Выявление и ранжирование приоритетных в настоящее время и перспективных видов туризма, которые относятся к национально-региональному компоненту содержания профессионального образования по туризму. Оценка значимости национально-регионального компонента и его содержания на основе метода экспертной оценки.
Выявление учебных единиц национально-регионального компонента профессионального образования по туризму на основе модели специалиста.
Разработка структурно-содержательной модели национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму включающей способы его реализации.
Разработка учебно-методической документации по специализации.
2. Структурно-содержательная модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму включает содержание национально-регионального компонента, последовательность его введения в учебный план, а также способы реализации национально-регионального компонента, к которым относятся: включение национально-регионального компонента в дисциплины блоков гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного, общепрофессионального федерального компонентавключение отдельных дисциплин национально-регионального компонента в национально-региональный (вузовский) компонентвключение национально-регионального компонента в дисциплины специальности и специализациивключение факультативных курсов, построенных на региональном материале.
3. Содержание национально-регионального компонента включает в себя следующие учебные элементы: историю развития определенного вида туризматуристские ресурсы и географию определенного вида туризмаособенности разработки и организации туристского продукта на рынке международного и внутреннего туризмамаркетинг: особенности продвижения и реализации туристского продуктатенденции и перспективы развития определенного вида туризма.
4. Содержательная и процессуальная стороны процесса обучения тесно взаимосвязаны. Совершенствуя только одну из них, невозможно добиться эффективной подготовки специалиста индустрии туризма и гостеприимства. Необходим комплексный подход.
5. Характеристика и анализ основных методов обучения, используемых в современной практике преподавания туристских дисциплин, показали, что наиболее эффективными методами реализации национально-регионального компонента профессионального образования по туризму являются методы обучения, направленные на стимуляцию познавательной деятельности студентов: метод проектов, работа в малых группах по решению проблем или принятию решений, проведение деловых и ролевых игр, приглашение практиков в аудиторию. Активные методы обучения в профессиональном образовании направлены на развитие активной мыслительной деятельности, способности к творческому решению, самостоятельности в принятии решения и т. п.
6. Метод проектов давно рассматривался в педагогике, прежде всего, как средство упражнения ума и развития мышленияформирования творческих способностейразвития самодеятельности и подготовки учащихся к трудовой жизниподготовки воспитанников к профессиональной деятельности.
7. В настоящее время метод проектов является эффективным методом реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму.
Заключение
.
В работе исследована одна из актуальных проблем педагогикиформирование национально-регионального компонента профессионального образования по туризму.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Национально-региональный компонент содержания профессионального образования по туризму рассматривается как важнейшая составляющая, пронизывающая все содержание профессионального образования по туризму. Он отражает национально-региональные особенности региона, обуславливающие особые потребности и интересы в области профессионального туристского образования отдельных субъектов РФ. В работе роль национально-регионального компонента была обозначена как определяющая территориальную и отраслевую специфику подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства.
2. При формировании национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму необходимо учитывать современные тенденции профессионального образования, которые оказывают влияние на содержание профессионального образования: тенденцию гуманизации, тенденцию демократизации, тенденцию непрерывного образования, тенденцию опережающего характера образования.
3. Принципами формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму являются принцип территориальной целостности региона, принцип историзма региона, краеведческий принцип.
4. Основными факторами формирования национально-регионального содержания профессионального образования по туризму выступают цели профессионального образованияпрофессионально-квалификационная структура индустрии туризма и гостеприимстваструктура профессиональной (туристской) деятельности.
5. При подготовке специалиста для индустрии туризма и гостеприимства необходимо учитывать, прежде всего, территориальный признак, а затем отраслевой. Национально-региональные особенности территории в национально-региональном компоненте содержания профессионального образования по туризму выражены через туристскую специализацию, которая представлена определенными видами туризма (по цели поездки) и является основой разработки национально-регионального компонента.
Для Московского региона преобладающими видами туризма являются: познавательный, деловой, научный, спортивный, лечебно-оздоровительный (рекреационный), религиозный, образовательный, этнический, экологический туризм.
6. Разработана структурно-содержательная модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, которая включает содержание национально-регионального компонента, последовательность его введения в учебный план и способы реализации национально-регионального компонента (включение национально-регионального компонента в дисциплины блоков гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного, общего профессионального федерального компонентавключение отдельных дисциплин национально-регионального компонента в национально-региональный (вузовский) компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованиявключение национально-регионального компонента в дисциплины специальности и специализациивключение факультативных курсов, построенных на региональном материале). Выявлены эффективные методы и формы реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, которыми являются методы обучения, направленные на стимуляцию познавательной деятельности студентов, развитие активной мыслительной деятельности, способности к творческому решению, самостоятельности в принятии решения: метод творческих проектов, дискуссии, метод приглашения практиков, работа в малых группах.
7. Содержание национально-регионального компонента включает в себя следующие учебные элементы: история развития определенного вида туризматуристские ресурсы и география определенного вида туризмаособенности разработки и организации туристского продукта на рынке международного и внутреннего туризмамаркетингтенденции и перспективы развития определенного вида туризма.
Проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы. Вместе с тем настоящее исследование показало необходимость решения следующих задач: разработать комплексную методику оценки национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму как элемента итоговой аттестации выпускникавыделить отдельную специальность «Туризм», где возможно применение результатов данного исследования для разработки содержания профессионального образования по туризму.
Список литературы
- Азар В.И., Биржаков М. Б., Путрик Ю. С. Предложения к концепции развития туризма в России // Сб. Туристские фирмы. Выпуск 22.- СПб., «Невский фонд», 2000.- 23−38 с.
- Александрии Г. Н., Шарипов Ф. В. Проблемы формирования модели личности специалиста. В кн. Хозяинов Г. И. Формирование дидактической теории. М., 1984.-с.70
- Александрова А.Ю. География мировой индустрии туризма: Учебное пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 89 с.
- Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов.-М.: Аспект Пресс, 2001 .- 464 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1. М.: Педагогика, 1982.-с.93.
- Андреев Г. П. Развитие национально-региональной системы образования в новых социально-педагогических условиях (на примере инновационных образовательных учреждений Республики Саха Якутия), Дисс. к.п.н. М., 1997.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.- 368 с.
- Ахмедова М.М. Педагогические условия реализации регионального компонента в профессиональной подготовке студентов туристского вуза. Дисс. к.п.н. М, 2000.
- Ю.Байденко В. И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования./ Монография. Новгород: НовГК им. Ярослава Мудрого, 1999.-440 с.
- Батаршев A.B. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект)/ Под ред. А. П. Беляевой.- СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996.-80 с.
- Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение.- М, 1997. 257 с.
- Бгатов А.П. Технология туристской фирмы и подготовка специалиста// Сборник материалов Второй научно-практической конференции «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития» М., 2000. — с. 111
- Беднарчик X. Модульная система непрерывного многоуровнего профессионального образования. СПб. ИПТО РАО, 1999.- 346с.
- Беляева А.П. Формирование национально-регионального компонента Государственного стандарта начального профессионального образования/ Материалы научно-практической конференции. Под ред. А. Н. Лейбовича.-М, 1995.- 29−30 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-с.42
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
- Бешелев С.Д., Гуревич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений.- М.: «Экономика», 1976.-78с.
- Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.-192 с.
- Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию.-1994.-№ 6.
- Бюллетень Министерства образования РФ.-1998.- № 4
- Введении Ю.А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территории // Изв. РАН, сер.геогр. 1998.- № 4. -88−89 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
- Волович Л. А, Мухаметзянова Г. В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе.-Казань: ИССО РАО, 1997.-36 с.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.
- Воронцова М.Г. Менеджмент в туризме.-Дисс.к.п.н., Спб, 1997.-119с.
- Ворошилова Т.В. Формирование профессиональных знаний и умений студентов вузов туристского профиля методами творческих проектов: Автореф. дисс.к.п.н.-М, 2000. -20 с.
- Воскобойникова H.H. Экологический туризм: особенности и перспективы развития.// Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб: Изд-во «Невский фонд», 2000.- 210−215 с.
- Вульфсон Б.Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы.// Педагогика.- 1999.- № 2.- с.84−95.
- Гаранин Л.И., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М.: ИРПО, — 140 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.- 605 с.
- Голуб Б.А. Основы общей дидактики. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999.- 96 с.
- Горячева Т.К. Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона. Дисс. к.п.н. -Сходня, 1999.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм», М, 1996.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм», М, 2000.
- Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования.// Педагогика.-1999.- № 8 -с.30−34.
- Греханкина Л.Ф. Региональный компонент содержания учебного предмета в системе непрерывного образования учителей географии. Дисс. к.п.н. М., 1995.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.-240 с.
- Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие М.: Нолидж, 1996.- 312 с.
- Даринский A.B. Туристские районы Российской Федерации и ближнего зарубежья. СПб, 1994
- Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира: Учебное пособие.-Смоленск:СГУ, 2000.-224 с.
- Добряков A.A. Особенности функциональной структуры опережающего варианта ГОС, ориентированного на послевузовскую ступень подготовки элитных специалистов. // В сб. Проблемы качества образования// МатериалыУ186
- X Всероссийской научно-методической конференции. Часть 2. Москва -Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 15−21 с.
- Долженко Т.П. К вопросу о туристских ресурсах России // Человек в зеркале современной географии. Смоленск, 1996.-8 с.
- Долматов Г. М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы.- Ростов на — Дону: «Феникс», 2001.-320 с.
- Ермилова Д.В. Теория и методики туристского образования в европейских странах: Автореф. дисс. к.п.н.- М., 2000. -25 с.
- Ермилова Д.В. Характеристика зарубежных школ индустриального туризма и гостеприимства.- М.:РМАТ, 2000.-123 с.
- Ермоленко В.А. Теоретические основы проектирования содержания непрерывного профессионального образования. Дисс. д.п.н.- Казань, 1999.-517с.
- Ермоленко В. А. Технология разработки блочно-модульных учебных программ .-М.:ИРПО, 1996. 172 с.
- Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография.- М.: Советский спорт, 2001.- 264 с.
- Использование краеведческого материала в преподавании курса «История Отечества»: Учеб. Пособие/ Ю. И. Воробцова, Е. П. Баева, Н. П. Стародворцева и др.- под ред. Ю. И. Воробцовой.- СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.-112 с.
- История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высш. уч. заведений / сост. С. Ф. Егоров.-2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400с.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебн. пособие.- Мн.: БГЭУ, 1999.-644с.
- Каверина Т.П. Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использовнием деловых игр на примере преподавания дисциплины «Введение в туризм»: Автореф. дисс. к.п.н.- М, 1999.- 26 с.
- Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии. Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 1999 г. № 8.
- Квартальное В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Квартальное В.А. Педагогика и туризм: Учебник. М.:Советский спорт, 2000.-360 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.- с.6
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.- 223 с.
- Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Утвержден приказом Госкомитета РФ по высшему образованию № 180 от 05.03.1994.
- Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании"/ Отв.ред. В. И. Шкатулла.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2001.- 778 с.
- Комиссарова H.B. О национальном и региональном компонентах учебного плана менеджмента туризма в Восточно Сибирской государственной академии культуры и искусств.// Труды Академии туризма. Выпуск 3. -СПб: Изд-во «Невский фонд», 2000.- 291−294 с.
- Концепция и методическое обеспечение разработки ГОС ВПО второго поколения. 4.1. под общей редакцией Н. И. Максимова и Н. А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-166с.
- Коровина Т.М. Моделирование содержания профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки в профессиональных учебных заведениях машиностроительного профиля. Дисс. к.п.н., СПб, 1994.
- Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001.-36 с.
- Кривченко Т. А. Коммуникативное развитие личности в системе непрерывного образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 49 с.
- Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. М.: Российский гуманитарный научный фонд ИПИ РАО «Инноватор», Медфордский институт образования, 1995.- с.65−103.
- Крючков A.A. История международного и отечественного туризма. -М.: ВШТГ, 1999.- 93 с.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.- 360с.
- Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: Высшая школа, 1994. -280 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.- 96 с.
- Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.
- Ломакина Т.Ю. Диверсификация профессионального образования М, 2000.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования).- М., «Интелект- цетр», 2001.- 296 с.
- Макарова Л.С. Подготовка специалистов историко-краеведческого профиля для сферы туризма в региональной системе образования: Автореф. дисс. к.п.н.- М., 2000.-24 с.
- Макарова О.Ю. Страноведческий аспект профессиональной подготовки студентов туристского вуза в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дисс. к.п.н. М, 2000.- 24 с.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира: «230 каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» 4.1.
- Общая характеристика мира. Изд.2-е, исправ. и доп.- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995.- 320 с.
- Малышева В.А. Методика тестового контроля // Профессиональное образование.- 2000.-№ 7 -с.7−8.
- Маняш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования// Педагогика.-2000.-№ 4.-с.38−43.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. -М, 1996.-308с.
- Маслова Е.В. Методологические основы планирования человеческих ресурсов в туризме. // Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб: Изд-во «Невский фонд», 2000.-129−138 с.
- Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО/Пер. И.Е. Волковой- Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.-М., 1999.- 61 с.
- Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы: Учебник .- М.: Финансы и статистика, 2001.- 272с.
- Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник .- М.: Финансы и статистика, 2001.- 288с.
- Методология профессионального туристского образования: Монография.-М.: Советский спорт, 2001.-200с.
- Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования. Под ред. X. Беднарчика. С-Пб: Институт проф-тех. образования, 1995.- 12−20 с.
- Мигаль В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования.- М.: ИРПО, 1998.- 150 с.
- Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001.-432 с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Под ред. Е. С. Смирновой, Д., 1984.
- Мошняга Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности: Автореферат дисс. к.п.н.-М., 1997 .-25 с.
- Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика.-1997.- № 3.- с.20−27
- Национальная доктрина образования в РФ // Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень.- 2000.- № 21(132).-Ноябрь.-3−12 с.
- Найн А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования// Педагогика.-1994.- № 3.- 25−28 с.
- Найн А .Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект.- Челябинск, 1998.
- Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении.- М.: АПО РАО, 1998. -134 с.
- Новиков A.M. Примерное техническое задание на разработку программы развития системы профессионального образования региона на период до 2015 года// Профессионал.- 1998.-№ 4.-10−11 с.
- Новиков A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования// Педагогика.- 2000.-№ 9.- с.3−11.
- Новиков A.M. Профессиональное образование на рубеже третьего тысячелетия// Мастер.-1998.-№ 1, — 59−69 с.
- Новиков A.M. Профессиональное образование. М, 1997.
- Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. — М.-Высшая школа, 1986.-254 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе/ Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.- 272 с.
- Новикова Т.Т. Отбор содержания обучения квалифицированных рабочих в профессиональных образовательных учреждениях: методические рекомендации М.: ИРПО, 1995.-60с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973.- 846 с.
- Окишев П.А., Пучкин A.B. Экологический туризм в высокогорных районах: перспективы и особенности организации.// Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб: Изд-во «Невский фонд», 2000.- 220−228 с.
- Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник/ Под ред. Лесника А. Л., Маницкого И. П., Чернышева А.В.-М.: «Интел универсал», 2000.-280 с.
- Орешкина А.К. Проектирование содержания базового профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки специалистов. Дис.к.п.н. М, 1999.
- Павлова Э.Н. Профессиональная подготовка кадров для региональной сферы туристской деятельности: Автореф. дисс. к.п. н.- М., 2000.-30 с.
- Папирян Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме.- М.: Финансы и статистика, 2000.-160с.
- Педагогика. Учебник/под ред. Бабанского Ю. Д. М, 1982
- Петровский A.B. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995.-с.96.
- Петрунь И.Б. Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом.-Дисс.к.п.н., Сочи, 1998.-230 с.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.-М.: Педагогическое общество России, 1999.-354с.
- Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания: Учебное пособие для географических специальностей вузов. -Л.: Изд-во «Университетское», 1985.- 253 е., ил.
- Питер Дж. Л. Принципы Питера. М., 1990.
- Плохинский H.A. Биометрия. 2-е изд. М.:МГУ, 1970.- 368с.
- Поляков В. Поляков В. Компетентность без границ/ Пять звезд.- 2002.-№ 1.- с.30−33г
- Попков В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы: Учебн. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 136 с.
- Постановление правительства Москвы «Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года» от 08.08.2000.- № 602
- Программа развития туризма в Москве на период до 2010 года (Приложение к постановлению Правительства Москвы от 08.08.2000. № 602).
- Профессиональная педагогика: Учебник. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997, — 517 с,
- Профессиональное образование в коммерческой сфере. Монография- М.: ИРПО, 1999.-145 с.
- Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: в 2 т.-Т.1/ сост. А. Е. Пядочкин: науч.ред. И. П. Смирнов.-М.: ИРПО, 1999.-424 с.
- Пурышева Н.С. Дифференциация обучения физике М., 1994.- с. 51.
- Разумный В.А. Драматизм бытия, или обретение здравого смысла. М.: Изд-во «Пихта», 2000.-е. 198−199.
- Райхман Э.П. Методика применения экспертных методов для оценки качества продукции. М., 1973.- 92 с.
- Рагозина Т.М. Педагогические условия реализации содержания регионального компонента в педагогическом колледже. Дисс. К.п.н. М., 2000 с.74
- Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика/ под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.-880 с.
- Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000.- 140 с.
- Риш A.M., Сигов В. И. Формирование туристской региональной политики// Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб: Изд-во «Невский фонд», 2000.-66 с.
- Романов A.A., Саакянц Р. Г. География туризма : Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2002.- 464 с.
- Рубина H.A. Методические основы подготовки студентов к разработке туристских программ в условиях северного региона. Автореф. дисс. к.п.н. М, 2001.-25 с.
- Сапожникова E.H. О типах ресурсопользования в туризме.// Сборник материалов Четвертой научно-практической конференции «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». — М., 2002. с.201−207.
- Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.- М.: Ось-89, 1997.-c.31
- Севастьянов Г. В. Педагогические аспекты правового обеспечения профессионального туристского образования (на примере Свердловской области) Автореф. дисс. к.п.н.- М., 2000.-24 с.
- Семушкина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования.- М.: Мастерство, 2001.- 272 с.
- Сенин B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.-400 с.
- Сенин B.C., Хорошилов A.B., Кленова О. В. Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристского комплекса (отечественный и зарубежный опыт). М, 1997.-202с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб.: ООО «Речь», 2000.-350с., ил.
- Системы аккредитации за рубежом / Г. Н. Мотова, В. Г. Наводнов и др. М, 1998.- 151 с.
- Скакун В.А. Методика текущего контроля, умений и навыков учащихся на уроках производственного обучения. М.: Высшая школа, 1977.-c.42.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей / отв. ред. Кудрявцев Ю. А. -М.: Пед. общество России, 2001.- 102 с.
- Смирнов В.П., Смирнов И. П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества (сравнительный анализ зарубежной и российской практики). М., 2001.-145 с.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1981.
- Сокол Т.Г. Менеджер туризма профессиональная подготовка// Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой: Материалы международной научно-практической конференции. — Смоленск: СГУ, 2000.-318 с.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995.- с. 236.
- Сударикова Е.В. Педагогические основы обучения историческому краеведению студентов учреждений высшего профессионального образования туристского профиля: Автореф. дисс. к. п. н.- М., 2000.-19 с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972.- 428 с.
- Табунова Н.В. Содержание и методика этнологического образования в структуре туристской професиональной подготовки: автореф. дисс. к.п.н.-М., 2000.-18 с.
- Татур Ю.Г. Концепция опережающего стандарта. // В сб. Проблемы качества образования// Материалы X Всероссийской научно-методическойконференции. Часть 2. Москва — Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 22−23 с.
- Терещенко A.A. Государственное регулирование деятельности в правовом пространстве туризма. Ч 3., М., 2001.- 128 с.
- Титова О.В. Определение (назначение) показателей качества профобразования при разработке стандартов по профессии и специальности.-М.: ИРПО, 1996.-22с.
- Ткаченко Е.В. Основы регионализации базового профессионального образования.-М.: Издательский центр АПО, 2001.- 43 с.
- Трояновский В.М. Математическое моделирование в менеджменте. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во РДЛ, 2000.- 256 с.
- Туний А.Н. Реализация принципа региональное&trade- в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. к.п.н.- Тюмень, 1999, — 184 с.
- Туризм в России: Стат.сб./ Госкомстат России М, 2000,.- 164 с.
- Удольская Е.А. Содержание и методы подготовки по предмету «Маркетинг» в системе профессионального туристского образования: Автореферат дисс. к.п.н. М., 2000. -22 с.
- Устименко В.Т. Профессиональная подготовка специалистов по менеджменту культурно-познавательного туризма в гуманитарном вузе: Автореф. Дис.к.п.н., М, 1999.- 29 с.
- Федотова Л.Д. Интеграция содержания профессионально-технического образования в странах социалистического содружества Дисс.к.п.н.- Казань, 1982.
- Федотова Л.Д. Профессиональная школа (аспект: содержание профессионального образования).- М.:НМЦ, 1992.
- Федотова Л. Ф. Рыкова Е.А. Теория и практика контроля и оценки профессиональных знаний и умений// Профессиональное образование 2000.-№ 7.- с.3−6.
- Федотова Л.Д., Рыкова Е. В., Малышева В. А. Оценка качества начального профессионального образования.- М.: Издательский центр АПО, 2000.-82 с.
- Федулин A.A., Морозов М. А. Проблемы подготовки кадров для индустрии туризма.- М., 1999.-30 с.
- Феоктистов H.A. Аспекты реформирования высшей школы // Панорама образования 2000.- № 4 (5).- 18 с.
- Филатова О.Г. Методика и техника социологического исследования: Конспект лекций СПб: Издательство Михайлова В. А., — 2000.-48 с.
- Фрейгенберг И.М. Лекция, отвечающая требованиям времени// Вестник высшей школы.-1989.-№ 1.- с.33−36.
- Храбовченко В.В. Экотуризм: теория и практика.- Краснодар, 2000.-66 с.
- Чернышев A.B. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов гостиничного комплекса. М.:Интелуниверсал, 2000.-312 с.
- Читаева О.Б. Интеграция содержания профессиональной подготовки учащихся к коммерческой деятельности. Автореф. дисс. к.п.н.- СПб, 1995.
- Чупрунов Д.И., Жильцов Е. И. Экономика, организация и планирование высшего образования.-М^: Высшая школа, 1988.
- Щербакова В.А. Формирование региональных основ профессиональной подготовки туристских кадров: Автореф. дисс. к.п.н. М, 2000. 23 с.
- Юркина Н.А. Введение в специальность «Социально-культурный сервис и туризм». М.: ГИНФО, 2002.- 206 с.
- Яковенко Г. В. Технологии подготовки специалистов туристского и курортного бизнеса. Сочи, 1997.- 58−59 с.
- Якуба Ю.А. Методика оценивания результатов тестового контроля качества усвоения// Профессиональное образование.-2001 .-№ 6.- с.29−30
- Якуба Ю.А. Система основных критериальных показателей качества производственного обучения // Профессиональное образование.-2001.-№ 5.-с.8−9.
- Нешков М. Пътнически агенции и пътнически транспорт. Варна, 1996.
- Jafari J. Anatomy of the Travel Industry// Cornell Hotel and Restaurant Administration Quartely.-1983.- May.- Vol.24.- Nol.
- John K. Haws. Career opportunities in travel and tourism/ Fast On File an InfoBase holdings company, 1995.
- Smith V. Hosts and Guests. University of Pennsylvania Press.- Philadelphia, 1977.
- Strengthening of Training for the Tourism Industry: TACIS/EDRUS 9510/ Regional Report Moscow, 1998.
- Tourism Business Studies, CERT Limited, 1993.
- Tourism: principles, practices, philosophies.-7th ed./ R.W. Mcintosh, Ch.R. Goeldner, J.R.Ritchie: John Wiley & Sons, Inc. New York, 1995.