Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время важно отметить, что национально-региональный компонент содержания профессионального образования по туризму включен преимущественно в дисциплины гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и общего профессионального блоков государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В связи с этим следует отметить отсутствие разработанного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
    • 1. 1. тенденции развития профессионального образования и их влияние на содержание образования в современных условиях
    • 1. 2. Принципы и факторы отбора национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
    • 1. 3. Особенности формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
    • 1. 4. Туристская специализация региона как основа национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
  • Глава 2. Экспериментальные основы формирования и реализация национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
    • 2. 1. Формирование национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму
    • 2. 2. Реализация национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму

Формирование национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время становится очевидной проблема реформы существующей образовательной системы в сфере туризма. Это подтверждают результаты исследований, проведенные в последние годы различными научными, профессиональными и учебными организациями [1, 47, 59, 62, 95]. Неоднократно отмечалось, что туризм в XXI веке потребует большей эффективности работы и заведомо большего профессионализма, что можно достичь только существенным повышением качества образования в туризме.

Так, итогами международной конференции «Кадровый капитал в туристской индустрии XXI века», которая была проведена Всемирной туристской организацией в 1996 г. в Мадриде, явились следующие выводы и рекомендации: всем заинтересованным организациям уделять приоритетное внимание развитию кадровых ресурсовпризнать, что образование и подготовка кадров являются фундаментом развития туристских профессийобосновывать новые парадигмы образования и подготовки кадров, наиболее гибко отвечающие постоянно меняющимся требованиям рыночной среды туризмаразрабатывать единые стандарты, правила сертификации и аккредитации для укрепления существующих учебных программ и создания новых систем образования и подготовки кадровинтегрировать новые технологии и информационные системы в сферу образования и подготовки туристских кадров, а также формирование общей готовности населения к туризму и путешествиямвключать комплексно все разнообразие элементов туризма в сферу образованияосознать важность повышения качества подготовки и профессионализма как существенных характеристик образования и обслуживания в туризме.

Федеральная программа развития туризма в Российской Федерации и закон «Об основах туристской деятельности в РФ» признают туризм одной из приоритетных отраслей экономики РФ. В этих документах также были определены основные направления государственного регулирования туристской деятельности и приоритетные виды туризма: внутренний, въездной и социальный, — следовательно, программное планирование туризма должно найти отражение в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства.

Активное развитие туризма в России потребовало профессионально подготовленных специалистов на рынке международного и внутреннего туризма, а это возможно лишь в том случае, если подготовка кадров будет базироваться на концептуальных основах системы профессионального образования с учетом региональных особенностей.

В условиях, когда в России нет единого туристского пространства, тенденция развития отрасли такова, что многие функции управления и регулирования туристской деятельностью будут осуществляться в регионах. Происходит децентрализация регулирования туризма, которая затрагивает и вопросы подготовки кадров. Регионализация направлена на самостоятельное развитие и расширение прав отдельных регионов. Регионализация образования как одно из направлений современного развития образовательной системы, характеризующееся усилением ориентации образования на региональные потребности и условия, предполагает разделение функций между субъектами профессионального образования на федеральном и региональном уровнях.

Анализ педагогической, методической литературы позволяет сделать вывод о том, что регионализация образования является одной из основных тенденций развития современного образования. Практическое проявление этой тенденции мы находим в национально-региональном компоненте содержания образования, который отражает национально-региональную специфику каждого субъекта РФ. В последнее время в России большое внимание уделяется вопросам профессионального туристского образования в целом и формированию содержания туристского образования в частности. Так, например, теория становления и развития системы непрерывного туристского образования разработана В. А. Квартальновым, теоретические основы формирования содержания. профессионального образования предложены.

И.В.Зоринымтехнология подготовки специалистов туристского и курортного бизнеса описаны Г. В. Яковенко. Зарубежный опыт профессионального туристского образования и возможность его применения в российских условиях обобщены в работах Д. В. Ермиловой, И. Б. Петрунь. Ряд исследований посвящен содержанию и методике преподавания отдельных туристских дисциплин (М.М.Ашмарина, Т. П. Каверина, О. Ю. Макарова, Г. В. Севастьянов и др.), научно-методическому обобщению развития региональных структур профессионального туристского образования в условиях рынка (М.М.Ахмедова, Т.К.Горячева). Проблема регионализации в системе профессионального образования по туризму представлена преимущественно исследованиями, в которых разрабатываются региональные модели профессиональной подготовки специалистов историко-краеведческого профиля (Л.С.Макарова, В.А.Щербакова), структурно-содержательные компоненты историко-краеведческой подготовки специалистов для туристского бизнеса (Е.В.Сударикова), выявляются направления реформирования содержания профессионального образования, отражающие анализ рынка труда (Э.Н.Павлова), рассматриваются педагогические условия отбора и структурирования содержания регионального компонента профессионального образования в туристском вузе (М.М.Ахмедова).

В то же время важно отметить, что национально-региональный компонент содержания профессионального образования по туризму включен преимущественно в дисциплины гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и общего профессионального блоков государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В связи с этим следует отметить отсутствие разработанного национально-регионального компонента для дисциплин специализации, которые в настоящее время в конечном итоге определяют территориальную и отраслевую специфику подготовки специалистов индустрии туризма и гостеприимства. Как отмечал И. В. Зорин, «.в России не формируется ни состав специалистов, ни программно-методические основы развития туризма с учетом специфики регионов России, позволяющей населению удовлетворить свои жизненно важные интересы средствами туризма"[54,с.41]. Основная же задача профессионального туристского образования заключается в подготовке кадров в регионах и для регионов РФ (по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» обучают в 150 учебных заведениях различных субъектов Российской Федерации). Современные требования к региональному построению содержания образования позволяют решить сложнейшую проблему приобщения обучаемого к мировым общечеловеческим и общероссийским ценностям, знаниям с учетом глобализации образования и одновременно обеспечения его региональный самоидентификации.

В современных условиях стандартизации образования повысились требования к качеству подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства в соответствии с фиксированным образовательным минимумом. С другой стороны, современное состояние системы профессионального туристского образования характеризуется расширением свободы учебных заведений в области формирования содержания профессионального образования. Это порождает противоречия:

— между усилением требований к качеству подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства, определяемых социальным заказом в различных субъектах Российской Федерации — и состоянием существующей подготовки этих специалистов;

— между расширением прав учебных заведений в формировании национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, их стремлением к проектированию регионального содержания профессионального образования по туризму — и недостаточной теоретической разработанностью реализации этих прав в субъектах Российской Федерации;

— между необходимостью профессиональной подготовки специалистов индустрии туризма и гостеприимства, обеспечивающей возможность работы в конкретном регионе Российской Федерации, преимущественно на рынке въездного и внутреннего туризма, — и недостаточным уровнем его реализации в существующей системе профессионального туристского образования.

Противоречия определяют проблему исследования: каковы научно-педагогические основы формирования национально-регионального компонента профессионального образования по туризму? Теоретическое и практическое значение указанной проблемы и ее недостаточная разработанность послужили основанием выбора темы диссертации «Формирование национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму».

Цель исследования — разработка научно-педагогических основ формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму.

Объект исследования — содержание профессионального образования по туризму.

Предмет исследования — формирование национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что подготовка специалистов для индустрии туризма и гостеприимства в регионе будет более эффективна, если.

— принципами отбора национально-регионального компонента содержания профессионального образования, по туризму будут выступать: принцип территориальной целостности региона, принцип историзма региона, краеведческий принцип. основными факторами, определяющими национально-региональный компонент содержания профессионального образования по туризму, будут являться профессионально-квалификационная структура отрасли — индустрии туризма и гостеприимства и структура профессиональной (туристской) деятельности;

— основой разработки национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму будет выступать туристская специализация региона, для которой осуществляется подготовка кадров;

— будет разработана структурно-содержательная модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, отражающая способы его реализации, и определены эффективные методы реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

1. Выявить современные тенденции развития профессионального образования и требования к его содержанию, а также принципы и основные факторы разработки национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму;

2. Определить тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства и выявить приоритетные виды туризма, лежащие в основе туристской специализации региона;

3. Разработать структурно-содержательную модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, включающую способы его реализации, и определить эффективные методы реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму.

4. Разработать и экспериментально проверить учебно-программную документацию по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» (специализации 230 505 «Туризм»).

Методологической основой исследования являются:

— философско-методологические основы педагогики профессионального образования, представленные работами отечественных ученых в области профессиональной подготовки С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, А. М. Новикова;

— концепция содержания образования, отраженная в исследованиях: В. В. Краевского, М. КСкаткина, И. Я. Лернерамоделирование содержания профессионального образования, представленное в работах В. А. Ермоленко, Т. М. Коровиной, Т. Ю. Ломакиной, Т. Т. Новиковой, О. В. Титовой, Л. Д. Федотовой, О. Б. Читаевойконцепции содержания профессионального туристского образования, рассмотренные в работах И. В. Зорина, И. Б. Петруньсодержательные аспекты технологии подготовки специалистов туристского бизнеса, изложенные Г. В. Яковенкозарубежные исследования по туризму Д. Джафари, Э. Инскипа, Н. Лейпера, М. Нешкова, Трайба;

— различные аспекты разработки регионального компонента содержания образования, представленные в работах М. М. Ахмедовой, Л. А. Волович, Л. И. Гаранина, Л. Ф. Греханкиной, Г. В. Мухаметзяновой, Т. М. Рагозиной, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко;

— географическая и туристская проблематика в рамках исследуемой темы, отраженная в работах А. Ю. Александровой, М. Б. Биржакова, Ю. Д. Дмитревского, А. В. Даринского, А. Л. Лесника, В. П. Максаковского, И. И. Пирожника, М. Н. Смирновой.

Методы исследования: анализ научной педагогической, географической, туристской, методической литературы по проблематике исследования, изучение зарубежного опыта по подготовке специалистов по туризмуанализ государственных образовательных стандартов по туристским специальностям и специализацияманализ практического опыта работы в Ярославском филиале Российской международной академии туризма, Институте туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервиса, Региональном институте сервиса Московского государственного университета сервиса (г. Дубна) — анализ учебно-программной документациианализ разработки содержания учебного материала на основе метода экспертных оценок, анкетирование студентов, наблюдение за их работой, анализ результатов учебно-творческой деятельности студентов, педагогический эксперимент.

База исследования: Институт туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервисаРегиональный Институт сервиса Московского государственного университета сервиса (г. Дубна) — Ярославский филиал Российской международной академии туризма. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1997;1998гг.) проводился анализ современных тенденций развития профессионального образования, выявлялось их влияние на его содержание, определялись принципы и факторы отбора национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризмуопределялись основные особенности содержания профессионального образования по туризму.

На втором этапе (1998;2001 гг.) определялись научно-педагогические основы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризмуразрабатывался алгоритм формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризмупроводилась проверка отбора национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму методом экспертной оценкиформировалась учебно-программная документацияпроводился педагогический эксперимент. Третий этап (2001;2002гг.) включал завершение педагогического эксперимента, обработку полученных данных, обобщение и систематизацию результатов педагогического эксперимента, формулировку выводов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработаны научно-педагогические основы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, которые включают принципы (принцип территориальной целостности региона, принцип историзма региона, краеведческий принцип) и основные факторы (профессионально-квалификационная структура индустрии туризма и гостеприимстваструктура профессиональной (туристской) деятельности), определяющие национально региональный компонент содержания профессионального образования по туризму. Определена содержательная основа национально-регионального компонента, которой является туристская специализация региона, на примере Московского и Ярославского регионов. Разработана структурно-содержательная модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму для специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» (специализации 230 505 «Туризм»), включающая способы его реализации. Выявлены эффективные методы реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму. Практическая значимость исследования состоит в том, что.

— определены научно-педагогические основы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму для специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» (специализации 230 505 «Туризм»), которые также могут быть использованы при подготовке кадров по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» в различных субъектах РФ, а также по другим туристским специализациям в рамках иных специальностей в различных регионах РФразработан алгоритм формирования разработки национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, который может быть использован при создании единого государственного образовательного стандарта по туризму.

— разработана учебно-программная документация по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» (специализации 230 505 «Туризм»). На защиту выносятся: принципы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму (принцип территориальной целостности региона, принцип историзма региона, краеведческий принцип).

— основные факторы формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму (профессионально-квалификационная структура отрасли — индустрии туризма и гостеприимстваструктура профессиональной (туристской) деятельности);

— содержательная основа национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму — туристская специализация региона;

— структурно-содержательная модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, включающая способы и эффективные методы его реализации. Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием научно обоснованных методов с опорой на основополагающие теоретические положения, последовательным проведением педагогического эксперимента, использованием математических методов обработки результатов и педагогических критериев их интерпретации.

Апробация и внедрение полученных результатов.

Результаты исследования и отдельные главы обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: областной научно-практической конференции молодых ученых вузов Ярославской области «Ярославский край — наше общество в 3-м тысячелетии» (Ярославль, 1999) — симпозиуме «Квалиметрия в образовании: методология и практика» (Москва, 2000) — международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой» (Смоленск, 2000) — международной молодежной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса стран Черноморского бассейна» (Сочи, 2000 -диплом лауреата 1 степени) — международной научно-методической конференции «Концептуальные аспекты образования в области сервиса» (Москва, 2001), международной научной конференции «Социальные основы технологии и педагогики в культурном, спортивном и туристском образовании населения. Историческое и культурное наследие городов России как фактор развития туризма» (Санкт-Петербург, 2001), международных научно-практических конференциях «Туризм: подготовка кадров, проблема и перспективы развития» (Москва, 2001, 2002). Результаты исследования апробированы в Институте туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервиса и Региональном институте сервиса Московского государственного университета сервиса (г. Дубна). Результатом исследования является разработанная учебно-программная документация (рабочий план по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм», специализации 230 505 «Туризм», примерные и рабочие программы по дисциплинам «Введение в специальность», «Основы гостеприимства», «Организация делового туризма», учебное пособие «Введение в специальность «Социально-культурный сервис и туризм» (13,2 п.л.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений Объем диссертации составляет 243 стр., в.т. ч. 30 таблиц, 9 рисунков, список использованной литературы включает 197 наименований на русском и иностранных языках.

Выводы к главе 2.

1. Алгоритм формирования и реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму отражающий содержательный аспект, представлен следующими пунктами:

2 Результаты опроса показали, что 50% абитуриентов поступает на данную специальность по рекомендации выпускников и студентов института.

Выявление теоретических основ, которые определяют национально-региональный компонент содержания профессионального образования по туризму (гл.1).

Проведение анализа существующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм», специализации 230 505 «Туризм» с целью определения места и роли национально-регионального компонента профессионального образования по туризму и возможности его реализации с использованием эмпирической методики анализа образовательного стандарта (по Байденко В.И.).

Выявление и ранжирование приоритетных в настоящее время и перспективных видов туризма, которые относятся к национально-региональному компоненту содержания профессионального образования по туризму. Оценка значимости национально-регионального компонента и его содержания на основе метода экспертной оценки.

Выявление учебных единиц национально-регионального компонента профессионального образования по туризму на основе модели специалиста.

Разработка структурно-содержательной модели национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму включающей способы его реализации.

Разработка учебно-методической документации по специализации.

2. Структурно-содержательная модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму включает содержание национально-регионального компонента, последовательность его введения в учебный план, а также способы реализации национально-регионального компонента, к которым относятся: включение национально-регионального компонента в дисциплины блоков гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного, общепрофессионального федерального компонентавключение отдельных дисциплин национально-регионального компонента в национально-региональный (вузовский) компонентвключение национально-регионального компонента в дисциплины специальности и специализациивключение факультативных курсов, построенных на региональном материале.

3. Содержание национально-регионального компонента включает в себя следующие учебные элементы: историю развития определенного вида туризматуристские ресурсы и географию определенного вида туризмаособенности разработки и организации туристского продукта на рынке международного и внутреннего туризмамаркетинг: особенности продвижения и реализации туристского продуктатенденции и перспективы развития определенного вида туризма.

4. Содержательная и процессуальная стороны процесса обучения тесно взаимосвязаны. Совершенствуя только одну из них, невозможно добиться эффективной подготовки специалиста индустрии туризма и гостеприимства. Необходим комплексный подход.

5. Характеристика и анализ основных методов обучения, используемых в современной практике преподавания туристских дисциплин, показали, что наиболее эффективными методами реализации национально-регионального компонента профессионального образования по туризму являются методы обучения, направленные на стимуляцию познавательной деятельности студентов: метод проектов, работа в малых группах по решению проблем или принятию решений, проведение деловых и ролевых игр, приглашение практиков в аудиторию. Активные методы обучения в профессиональном образовании направлены на развитие активной мыслительной деятельности, способности к творческому решению, самостоятельности в принятии решения и т. п.

6. Метод проектов давно рассматривался в педагогике, прежде всего, как средство упражнения ума и развития мышленияформирования творческих способностейразвития самодеятельности и подготовки учащихся к трудовой жизниподготовки воспитанников к профессиональной деятельности.

7. В настоящее время метод проектов является эффективным методом реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму.

Заключение

.

В работе исследована одна из актуальных проблем педагогикиформирование национально-регионального компонента профессионального образования по туризму.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Национально-региональный компонент содержания профессионального образования по туризму рассматривается как важнейшая составляющая, пронизывающая все содержание профессионального образования по туризму. Он отражает национально-региональные особенности региона, обуславливающие особые потребности и интересы в области профессионального туристского образования отдельных субъектов РФ. В работе роль национально-регионального компонента была обозначена как определяющая территориальную и отраслевую специфику подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства.

2. При формировании национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму необходимо учитывать современные тенденции профессионального образования, которые оказывают влияние на содержание профессионального образования: тенденцию гуманизации, тенденцию демократизации, тенденцию непрерывного образования, тенденцию опережающего характера образования.

3. Принципами формирования национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму являются принцип территориальной целостности региона, принцип историзма региона, краеведческий принцип.

4. Основными факторами формирования национально-регионального содержания профессионального образования по туризму выступают цели профессионального образованияпрофессионально-квалификационная структура индустрии туризма и гостеприимстваструктура профессиональной (туристской) деятельности.

5. При подготовке специалиста для индустрии туризма и гостеприимства необходимо учитывать, прежде всего, территориальный признак, а затем отраслевой. Национально-региональные особенности территории в национально-региональном компоненте содержания профессионального образования по туризму выражены через туристскую специализацию, которая представлена определенными видами туризма (по цели поездки) и является основой разработки национально-регионального компонента.

Для Московского региона преобладающими видами туризма являются: познавательный, деловой, научный, спортивный, лечебно-оздоровительный (рекреационный), религиозный, образовательный, этнический, экологический туризм.

6. Разработана структурно-содержательная модель национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, которая включает содержание национально-регионального компонента, последовательность его введения в учебный план и способы реализации национально-регионального компонента (включение национально-регионального компонента в дисциплины блоков гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного, общего профессионального федерального компонентавключение отдельных дисциплин национально-регионального компонента в национально-региональный (вузовский) компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованиявключение национально-регионального компонента в дисциплины специальности и специализациивключение факультативных курсов, построенных на региональном материале). Выявлены эффективные методы и формы реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму, которыми являются методы обучения, направленные на стимуляцию познавательной деятельности студентов, развитие активной мыслительной деятельности, способности к творческому решению, самостоятельности в принятии решения: метод творческих проектов, дискуссии, метод приглашения практиков, работа в малых группах.

7. Содержание национально-регионального компонента включает в себя следующие учебные элементы: история развития определенного вида туризматуристские ресурсы и география определенного вида туризмаособенности разработки и организации туристского продукта на рынке международного и внутреннего туризмамаркетингтенденции и перспективы развития определенного вида туризма.

Проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы. Вместе с тем настоящее исследование показало необходимость решения следующих задач: разработать комплексную методику оценки национально-регионального компонента содержания профессионального образования по туризму как элемента итоговой аттестации выпускникавыделить отдельную специальность «Туризм», где возможно применение результатов данного исследования для разработки содержания профессионального образования по туризму.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И., Биржаков М. Б., Путрик Ю. С. Предложения к концепции развития туризма в России // Сб. Туристские фирмы. Выпуск 22.- СПб., «Невский фонд», 2000.- 23−38 с.
  2. Г. Н., Шарипов Ф. В. Проблемы формирования модели личности специалиста. В кн. Хозяинов Г. И. Формирование дидактической теории. М., 1984.-с.70
  3. А.Ю. География мировой индустрии туризма: Учебное пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 89 с.
  4. А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов.-М.: Аспект Пресс, 2001 .- 464 с.
  5. А. Психологическое тестирование. Книга 1. М.: Педагогика, 1982.-с.93.
  6. Г. П. Развитие национально-региональной системы образования в новых социально-педагогических условиях (на примере инновационных образовательных учреждений Республики Саха Якутия), Дисс. к.п.н. М., 1997.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.- 368 с.
  8. М.М. Педагогические условия реализации регионального компонента в профессиональной подготовке студентов туристского вуза. Дисс. к.п.н. М, 2000.
  9. Ю.Байденко В. И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования./ Монография. Новгород: НовГК им. Ярослава Мудрого, 1999.-440 с.
  10. A.B. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект)/ Под ред. А. П. Беляевой.- СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996.-80 с.
  11. С.Я. Блочно-модульное обучение.- М, 1997. 257 с.
  12. А.П. Технология туристской фирмы и подготовка специалиста// Сборник материалов Второй научно-практической конференции «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития» М., 2000. — с. 111
  13. X. Модульная система непрерывного многоуровнего профессионального образования. СПб. ИПТО РАО, 1999.- 346с.
  14. А.П. Формирование национально-регионального компонента Государственного стандарта начального профессионального образования/ Материалы научно-практической конференции. Под ред. А. Н. Лейбовича.-М, 1995.- 29−30 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-с.42
  16. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
  17. С.Д., Гуревич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений.- М.: «Экономика», 1976.-78с.
  18. М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.-192 с.
  19. Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию.-1994.-№ 6.
  20. Бюллетень Министерства образования РФ.-1998.- № 4
  21. Ю.А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территории // Изв. РАН, сер.геогр. 1998.- № 4. -88−89 с.
  22. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
  23. Волович Л. А, Мухаметзянова Г. В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе.-Казань: ИССО РАО, 1997.-36 с.
  24. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.
  25. М.Г. Менеджмент в туризме.-Дисс.к.п.н., Спб, 1997.-119с.
  26. Т.В. Формирование профессиональных знаний и умений студентов вузов туристского профиля методами творческих проектов: Автореф. дисс.к.п.н.-М, 2000. -20 с.
  27. H.H. Экологический туризм: особенности и перспективы развития.// Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб: Изд-во «Невский фонд», 2000.- 210−215 с.
  28. .Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы.// Педагогика.- 1999.- № 2.- с.84−95.
  29. Л.И., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М.: ИРПО, — 140 с.
  30. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.- 605 с.
  31. .А. Основы общей дидактики. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999.- 96 с.
  32. Т.К. Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона. Дисс. к.п.н. -Сходня, 1999.
  33. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм», М, 1996.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм», М, 2000.
  35. Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования.// Педагогика.-1999.- № 8 -с.30−34.
  36. Л.Ф. Региональный компонент содержания учебного предмета в системе непрерывного образования учителей географии. Дисс. к.п.н. М., 1995.
  37. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.-240 с.
  38. В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие М.: Нолидж, 1996.- 312 с.
  39. A.B. Туристские районы Российской Федерации и ближнего зарубежья. СПб, 1994
  40. Ю.Д. Туристские районы мира: Учебное пособие.-Смоленск:СГУ, 2000.-224 с.
  41. A.A. Особенности функциональной структуры опережающего варианта ГОС, ориентированного на послевузовскую ступень подготовки элитных специалистов. // В сб. Проблемы качества образования// МатериалыУ186
  42. X Всероссийской научно-методической конференции. Часть 2. Москва -Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 15−21 с.
  43. Т.П. К вопросу о туристских ресурсах России // Человек в зеркале современной географии. Смоленск, 1996.-8 с.
  44. Г. М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы.- Ростов на — Дону: «Феникс», 2001.-320 с.
  45. Д.В. Теория и методики туристского образования в европейских странах: Автореф. дисс. к.п.н.- М., 2000. -25 с.
  46. Д.В. Характеристика зарубежных школ индустриального туризма и гостеприимства.- М.:РМАТ, 2000.-123 с.
  47. В.А. Теоретические основы проектирования содержания непрерывного профессионального образования. Дисс. д.п.н.- Казань, 1999.-517с.
  48. В. А. Технология разработки блочно-модульных учебных программ .-М.:ИРПО, 1996. 172 с.
  49. И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография.- М.: Советский спорт, 2001.- 264 с.
  50. Использование краеведческого материала в преподавании курса «История Отечества»: Учеб. Пособие/ Ю. И. Воробцова, Е. П. Баева, Н. П. Стародворцева и др.- под ред. Ю. И. Воробцовой.- СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.-112 с.
  51. История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высш. уч. заведений / сост. С. Ф. Егоров.-2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400с.
  52. Н.И. Менеджмент туризма: Учебн. пособие.- Мн.: БГЭУ, 1999.-644с.
  53. Т.П. Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использовнием деловых игр на примере преподавания дисциплины «Введение в туризм»: Автореф. дисс. к.п.н.- М, 1999.- 26 с.
  54. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии. Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 1999 г. № 8.
  55. В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2001.
  56. В.А. Педагогика и туризм: Учебник. М.:Советский спорт, 2000.-360 с.
  57. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.- с.6
  58. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.- 223 с.
  59. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Утвержден приказом Госкомитета РФ по высшему образованию № 180 от 05.03.1994.
  60. Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании"/ Отв.ред. В. И. Шкатулла.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2001.- 778 с.
  61. H.B. О национальном и региональном компонентах учебного плана менеджмента туризма в Восточно Сибирской государственной академии культуры и искусств.// Труды Академии туризма. Выпуск 3. -СПб: Изд-во «Невский фонд», 2000.- 291−294 с.
  62. Концепция и методическое обеспечение разработки ГОС ВПО второго поколения. 4.1. под общей редакцией Н. И. Максимова и Н. А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-166с.
  63. Т.М. Моделирование содержания профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки в профессиональных учебных заведениях машиностроительного профиля. Дисс. к.п.н., СПб, 1994.
  64. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001.-36 с.
  65. Т. А. Коммуникативное развитие личности в системе непрерывного образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 49 с.
  66. Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. М.: Российский гуманитарный научный фонд ИПИ РАО «Инноватор», Медфордский институт образования, 1995.- с.65−103.
  67. A.A. История международного и отечественного туризма. -М.: ВШТГ, 1999.- 93 с.
  68. B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.- 360с.
  69. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: Высшая школа, 1994. -280 с.
  70. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.- 96 с.
  71. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.
  72. Т.Ю. Диверсификация профессионального образования М, 2000.
  73. А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования).- М., «Интелект- цетр», 2001.- 296 с.
  74. Л.С. Подготовка специалистов историко-краеведческого профиля для сферы туризма в региональной системе образования: Автореф. дисс. к.п.н.- М., 2000.-24 с.
  75. О.Ю. Страноведческий аспект профессиональной подготовки студентов туристского вуза в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дисс. к.п.н. М, 2000.- 24 с.
  76. В.П. Географическая картина мира: «230 каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» 4.1.
  77. Общая характеристика мира. Изд.2-е, исправ. и доп.- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995.- 320 с.
  78. В.А. Методика тестового контроля // Профессиональное образование.- 2000.-№ 7 -с.7−8.
  79. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования// Педагогика.-2000.-№ 4.-с.38−43.
  80. А.К. Психология профессионализма. -М, 1996.-308с.
  81. Е.В. Методологические основы планирования человеческих ресурсов в туризме. // Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб: Изд-во «Невский фонд», 2000.-129−138 с.
  82. Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО/Пер. И.Е. Волковой- Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.-М., 1999.- 61 с.
  83. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы: Учебник .- М.: Финансы и статистика, 2001.- 272с.
  84. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник .- М.: Финансы и статистика, 2001.- 288с.
  85. Методология профессионального туристского образования: Монография.-М.: Советский спорт, 2001.-200с.
  86. Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования. Под ред. X. Беднарчика. С-Пб: Институт проф-тех. образования, 1995.- 12−20 с.
  87. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования.- М.: ИРПО, 1998.- 150 с.
  88. Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001.-432 с.
  89. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Под ред. Е. С. Смирновой, Д., 1984.
  90. Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности: Автореферат дисс. к.п.н.-М., 1997 .-25 с.
  91. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика.-1997.- № 3.- с.20−27
  92. Национальная доктрина образования в РФ // Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень.- 2000.- № 21(132).-Ноябрь.-3−12 с.
  93. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования// Педагогика.-1994.- № 3.- 25−28 с.
  94. А .Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект.- Челябинск, 1998.
  95. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении.- М.: АПО РАО, 1998. -134 с.
  96. A.M. Примерное техническое задание на разработку программы развития системы профессионального образования региона на период до 2015 года// Профессионал.- 1998.-№ 4.-10−11 с.
  97. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования// Педагогика.- 2000.-№ 9.- с.3−11.
  98. A.M. Профессиональное образование на рубеже третьего тысячелетия// Мастер.-1998.-№ 1, — 59−69 с.
  99. A.M. Профессиональное образование. М, 1997.
  100. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. — М.-Высшая школа, 1986.-254 с.
  101. A.M. Российское образование в новой эпохе/ Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.- 272 с.
  102. Т.Т. Отбор содержания обучения квалифицированных рабочих в профессиональных образовательных учреждениях: методические рекомендации М.: ИРПО, 1995.-60с.
  103. С.И. Словарь русского языка. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973.- 846 с.
  104. П.А., Пучкин A.B. Экологический туризм в высокогорных районах: перспективы и особенности организации.// Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб: Изд-во «Невский фонд», 2000.- 220−228 с.
  105. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник/ Под ред. Лесника А. Л., Маницкого И. П., Чернышева А.В.-М.: «Интел универсал», 2000.-280 с.
  106. А.К. Проектирование содержания базового профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки специалистов. Дис.к.п.н. М, 1999.
  107. Э.Н. Профессиональная подготовка кадров для региональной сферы туристской деятельности: Автореф. дисс. к.п. н.- М., 2000.-30 с.
  108. Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме.- М.: Финансы и статистика, 2000.-160с.
  109. Педагогика. Учебник/под ред. Бабанского Ю. Д. М, 1982
  110. A.B. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995.-с.96.
  111. И.Б. Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом.-Дисс.к.п.н., Сочи, 1998.-230 с.
  112. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.-М.: Педагогическое общество России, 1999.-354с.
  113. И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания: Учебное пособие для географических специальностей вузов. -Л.: Изд-во «Университетское», 1985.- 253 е., ил.
  114. Дж. Л. Принципы Питера. М., 1990.
  115. H.A. Биометрия. 2-е изд. М.:МГУ, 1970.- 368с.
  116. В. Поляков В. Компетентность без границ/ Пять звезд.- 2002.-№ 1.- с.30−33г
  117. В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы: Учебн. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 136 с.
  118. Постановление правительства Москвы «Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года» от 08.08.2000.- № 602
  119. Программа развития туризма в Москве на период до 2010 года (Приложение к постановлению Правительства Москвы от 08.08.2000. № 602).
  120. Профессиональная педагогика: Учебник. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997, — 517 с,
  121. Профессиональное образование в коммерческой сфере. Монография- М.: ИРПО, 1999.-145 с.
  122. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: в 2 т.-Т.1/ сост. А. Е. Пядочкин: науч.ред. И. П. Смирнов.-М.: ИРПО, 1999.-424 с.
  123. Н.С. Дифференциация обучения физике М., 1994.- с. 51.
  124. В.А. Драматизм бытия, или обретение здравого смысла. М.: Изд-во «Пихта», 2000.-е. 198−199.
  125. Э.П. Методика применения экспертных методов для оценки качества продукции. М., 1973.- 92 с.
  126. Т.М. Педагогические условия реализации содержания регионального компонента в педагогическом колледже. Дисс. К.п.н. М., 2000 с.74
  127. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика/ под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.-880 с.
  128. В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000.- 140 с.
  129. Риш A.M., Сигов В. И. Формирование туристской региональной политики// Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб: Изд-во «Невский фонд», 2000.-66 с.
  130. A.A., Саакянц Р. Г. География туризма : Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2002.- 464 с.
  131. H.A. Методические основы подготовки студентов к разработке туристских программ в условиях северного региона. Автореф. дисс. к.п.н. М, 2001.-25 с.
  132. E.H. О типах ресурсопользования в туризме.// Сборник материалов Четвертой научно-практической конференции «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». — М., 2002. с.201−207.
  133. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.- М.: Ось-89, 1997.-c.31
  134. Г. В. Педагогические аспекты правового обеспечения профессионального туристского образования (на примере Свердловской области) Автореф. дисс. к.п.н.- М., 2000.-24 с.
  135. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования.- М.: Мастерство, 2001.- 272 с.
  136. B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.-400 с.
  137. B.C., Хорошилов A.B., Кленова О. В. Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристского комплекса (отечественный и зарубежный опыт). М, 1997.-202с.
  138. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб.: ООО «Речь», 2000.-350с., ил.
  139. Системы аккредитации за рубежом / Г. Н. Мотова, В. Г. Наводнов и др. М, 1998.- 151 с.
  140. В.А. Методика текущего контроля, умений и навыков учащихся на уроках производственного обучения. М.: Высшая школа, 1977.-c.42.
  141. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980
  142. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей / отв. ред. Кудрявцев Ю. А. -М.: Пед. общество России, 2001.- 102 с.
  143. В.П., Смирнов И. П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества (сравнительный анализ зарубежной и российской практики). М., 2001.-145 с.
  144. Советский энциклопедический словарь. М., 1981.
  145. Т.Г. Менеджер туризма профессиональная подготовка// Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой: Материалы международной научно-практической конференции. — Смоленск: СГУ, 2000.-318 с.
  146. В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995.- с. 236.
  147. Е.В. Педагогические основы обучения историческому краеведению студентов учреждений высшего профессионального образования туристского профиля: Автореф. дисс. к. п. н.- М., 2000.-19 с.
  148. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972.- 428 с.
  149. Н.В. Содержание и методика этнологического образования в структуре туристской професиональной подготовки: автореф. дисс. к.п.н.-М., 2000.-18 с.
  150. Ю.Г. Концепция опережающего стандарта. // В сб. Проблемы качества образования// Материалы X Всероссийской научно-методическойконференции. Часть 2. Москва — Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 22−23 с.
  151. A.A. Государственное регулирование деятельности в правовом пространстве туризма. Ч 3., М., 2001.- 128 с.
  152. О.В. Определение (назначение) показателей качества профобразования при разработке стандартов по профессии и специальности.-М.: ИРПО, 1996.-22с.
  153. Е.В. Основы регионализации базового профессионального образования.-М.: Издательский центр АПО, 2001.- 43 с.
  154. В.М. Математическое моделирование в менеджменте. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во РДЛ, 2000.- 256 с.
  155. А.Н. Реализация принципа региональное&trade- в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. к.п.н.- Тюмень, 1999, — 184 с.
  156. Туризм в России: Стат.сб./ Госкомстат России М, 2000,.- 164 с.
  157. Е.А. Содержание и методы подготовки по предмету «Маркетинг» в системе профессионального туристского образования: Автореферат дисс. к.п.н. М., 2000. -22 с.
  158. В.Т. Профессиональная подготовка специалистов по менеджменту культурно-познавательного туризма в гуманитарном вузе: Автореф. Дис.к.п.н., М, 1999.- 29 с.
  159. Л.Д. Интеграция содержания профессионально-технического образования в странах социалистического содружества Дисс.к.п.н.- Казань, 1982.
  160. Л.Д. Профессиональная школа (аспект: содержание профессионального образования).- М.:НМЦ, 1992.
  161. Л. Ф. Рыкова Е.А. Теория и практика контроля и оценки профессиональных знаний и умений// Профессиональное образование 2000.-№ 7.- с.3−6.
  162. Л.Д., Рыкова Е. В., Малышева В. А. Оценка качества начального профессионального образования.- М.: Издательский центр АПО, 2000.-82 с.
  163. A.A., Морозов М. А. Проблемы подготовки кадров для индустрии туризма.- М., 1999.-30 с.
  164. H.A. Аспекты реформирования высшей школы // Панорама образования 2000.- № 4 (5).- 18 с.
  165. О.Г. Методика и техника социологического исследования: Конспект лекций СПб: Издательство Михайлова В. А., — 2000.-48 с.
  166. И.М. Лекция, отвечающая требованиям времени// Вестник высшей школы.-1989.-№ 1.- с.33−36.
  167. В.В. Экотуризм: теория и практика.- Краснодар, 2000.-66 с.
  168. A.B. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов гостиничного комплекса. М.:Интелуниверсал, 2000.-312 с.
  169. О.Б. Интеграция содержания профессиональной подготовки учащихся к коммерческой деятельности. Автореф. дисс. к.п.н.- СПб, 1995.
  170. Д.И., Жильцов Е. И. Экономика, организация и планирование высшего образования.-М^: Высшая школа, 1988.
  171. В.А. Формирование региональных основ профессиональной подготовки туристских кадров: Автореф. дисс. к.п.н. М, 2000. 23 с.
  172. Н.А. Введение в специальность «Социально-культурный сервис и туризм». М.: ГИНФО, 2002.- 206 с.
  173. Г. В. Технологии подготовки специалистов туристского и курортного бизнеса. Сочи, 1997.- 58−59 с.
  174. Ю.А. Методика оценивания результатов тестового контроля качества усвоения// Профессиональное образование.-2001 .-№ 6.- с.29−30
  175. Ю.А. Система основных критериальных показателей качества производственного обучения // Профессиональное образование.-2001.-№ 5.-с.8−9.
  176. М. Пътнически агенции и пътнически транспорт. Варна, 1996.
  177. Jafari J. Anatomy of the Travel Industry// Cornell Hotel and Restaurant Administration Quartely.-1983.- May.- Vol.24.- Nol.
  178. John K. Haws. Career opportunities in travel and tourism/ Fast On File an InfoBase holdings company, 1995.
  179. Smith V. Hosts and Guests. University of Pennsylvania Press.- Philadelphia, 1977.
  180. Strengthening of Training for the Tourism Industry: TACIS/EDRUS 9510/ Regional Report Moscow, 1998.
  181. Tourism Business Studies, CERT Limited, 1993.
  182. Tourism: principles, practices, philosophies.-7th ed./ R.W. Mcintosh, Ch.R. Goeldner, J.R.Ritchie: John Wiley & Sons, Inc. New York, 1995.
Заполнить форму текущей работой