Концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации: на основе изучения журнала «ОБЖ.
Основы безопасности жизни»
Апробация и внедрение результатов исследования докладывались и обсуждались автором на следующих всероссийских конференциях «Проблемы и перспективы развития курса ОБЖ» (Москва 2002, 2004, 2005, 2006″, «Проблемы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности» (Санкт-Петербург 2002, 2004, 2005), «Безопасность больших городов"(Москва, 2003), «Актуальные проблемы безопасности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теория развития качеств личности безопасного 10 типа поведения в средствах массовой коммуникации 1.1 Теоретическая модель личности безопасного типа 10 поведения
- 1. 2. Теоретическая методика поведения средств массовой <23 коммуникации при формировании концепции развития качеств личности безопасного типа поведения
- Глава 2. Концептуальные основы развития качеств 40 личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации
- 2. 1. Сферы внимания средств массовой коммуникации на 40 формирования качеств личности безопасного типа поведения
- 2. 2. Теоретические основы определения действительности 59 развития качеств личности безопасного типа поведения
- 2. 3. Информационно-аналитические задачи средств 66 массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведения
- Глава 3. Опытно-экспериментальная реализация концепции 75 развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации
Концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации: на основе изучения журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Новая постиндустриальная эпоха принесла человечеству не только научно-технический прогресс, но и увеличила число опасностей. В настоящее время учеными создается теория безопасности и риска, внедряются в практику современные технологии в области защиты и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Однако для того, чтобы сделать жизнь менее опасной, в первую очередь необходимо научить обеспечению безопасности каждого человека. Эту задачу решают курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в средней школе и дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в вузах.
Эффективная система подготовки учителей безопасности жизнедеятельности создана на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Уральского государственного педагогического университета, Мурманского государственного педагогического университета, Башкирского государственного педагогического университета и других вузов России. Во многих регионах курс ОБЖ преподается как обязательный в качестве регионального компонента с 5-е по 11-е классы. Благодаря усилиям ученых (С.В. Белова, В. А. Девисилова, J1.A. Михайлова, О. Н. Русака, В. В. Сапронова, В. П. Соломина, Л. И. Шершнева, И. А. Щеголева и др.) сформировано понятийно-информационное пространство в области безопасности жизнедеятельности, сформулированы первичные теоретические и методологические подходы. Можно уверенно констатировать, что курс ОБЖ и дисциплина БЖД сформировали образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Однако на сегодняшний день в этой образовательной области появились противоречия как организационного, так и педагогического содержания. Главными проблемами являются отсутствие единой концепции обучения безопасности жизнедеятельности человека на каждом этапе его развития, а также недостаточное количество и плохое распространение информационных и методических материалов. Одной из причин этих проблем является слабая коммуникативность между специалистами безопасности жизнедеятельности, отсутствие единого информационного пространства.
Решить эту проблему могут средства массовой коммуникации, которые освещают вопросы становления образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». В психолого-педагогической литературе и диссертационных работах чаще всего исследуется негативное влияние средств массовой коммуникации на сознание общественности. Проблема концепции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации изучена недостаточно.
Таким образом, выделены следующие противоречия: между необходимостью формирования культуры безопасности у всего населения и недостатком рекламы, пропаганды в этом направлениимежду требованиями современного образования и недостатком научно-методических, информационных материалов для педагогов безопасности жизнедеятельностимежду необходимостью продуктивного общения между специалистами безопасности жизнедеятельности и отсутствием единого информационного пространствамежду практической необходимостью концепции развития личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации и недостаточной теоретической разработанностью в этом направлении.
Указанные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в необходимости поиска путей для повышения качества коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведения.
Все выше сказанное обусловливает актуальность данного исследования, определяет выбор цели, объекта и предмета исследования.
Объект исследования — средства массовой коммуникации, освещающие проблему становления и направления образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».
Предмет исследования — концептуальные основы и методические подходы в развитии качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации.
Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать концепцию развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации. !
В процессе диссертационного исследования мы исходили из следующей гипотезы: концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации будет эффективной, если: -соответствует целям и задачам образовательной области «Безопасность жизнедеятельностиопределены теоретические основы и имеется практика развития личности безопасного типа поведения, и в общеобразовательных учреждениях, и в общественных организацияхразработаны и систематически уточняются психологопедагогические условия формирования качеств личности безопасного типа поведения в общеобразовательных учреждениях и общественных организациях.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующей задачи: анализ научной, методологической и специальной литературы по проблеме исследованияанализ современного состояния обучения безопасности жизнедеятельности и система взаимодействия образовательных учреждений со средствами массовой коммуникацииоценка возможностей средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведениявыявление наиболее актуальных образовательных и информационнокоммуникативных задач для средств массовой коммуникации в развитии личности безопасного типа поведенияразработка концептуальных основ формирования качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации- - экспериментальное обоснование данной концепции.
Теоретической и методологической базой исследования являются:
— работы отечественных педагогов по формированию образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (Л.И. Шершнева, Г. А. Корчагиной, О. Н. Русака, Г. М. Сергеева, В. А. Соломина, МА. Лескова, О. В. Шатровова, И. А. Щеголева, А. Л. Михайлова, В. В. Гафнера и др.);
— работы по организации и методике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности (А.Т. Смирнова, В. Н. Мошкина, С. А. Лагун,.
Н. В. Мошкина, И. К. Топорова, В. В. Сапронова, А. В. Старостенко и др.).
— работы, в которых проводится исследование влияние средств массовой коммуникации на сознание человека (Г.В.Грачев, Б. А. Глинский, Б. Е. Кретов, Ф.Н. Цыдря).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, систематизация информации по исследуемой проблемеизучение нормативных документовизучение передового педагогического опыта;
— формирование информационных материалов по развитию качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации;
— наблюдение за результатом экспериментаанкетирование, беседа с учителями и методистамианализ полученных результатов.
Базой исследования стал ежемесячный всероссийский информационный и научно-методический журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни».
Исследование осуществлялось в три этапа: I.
На первом этапе (2001;2002) изучалась философская, психологическая, педагогическая, специальная литература, диссертационные исследования по проблеме формирования личности безопасного типа поведения. В ходе данного этапа изучались средства массовой коммуникации, освещающие вопросы становления образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».
На втором этапе (2002;2004) была проведена экспериментальная работа по реализации концепции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации.
На третьем (2004;2005) обрабатывались и систематизировались полученные результаты. Оформлялись теоретические и практические выводы. На защиту выносятся следующие положения: теоретический анализ состояния современной системы развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникациитеоретико-методические аспекты работы средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведенияконцептуальные функции средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведенияконцепция направления деятельности средств массовой коммуникации в эффективном развитии качеств личности безопасного типа поведенияинформационно-аналитические задачи в развитии качеств личности безопасного типа поведения. опытно-экспериментальная реализация концепции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации. Научная новизна исследования заключается в том, что: — обоснованы теоретические положения концепции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникацииопределены цели и задачи средств массовой коммуникации, способствующие формированию концепции развития качеств личности безопасного типа поведения;
— выявлены концептуальные основы развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации;
— определены направления деятельности средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведения;
— разработана концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации на основе научных и методических подходов образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: ?
— определены концептуальные идеи и принципы концепции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникацииопределена специфика цели, содержания и направления деятельности средств массовой коммуникации в формировании качеств личности безопасного типа поведенияопределены ведущие принципы развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации;
— разработана модель развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработан комплекс организационно-педагогических условий, формирующих концепцию развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации;
— создана и апробирована концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации;
— представленная концепция может быть использована средствами массовой коммуникации для совершенствования развития качеств личности безопасного типа поведения и пропаганды ведущих идей образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».
Личный вклад автора состоит в теоретическом анализе исследуемой проблемы, в эффективном внедрении концепции развития качеств личности безопасного типа поведения на страницах ежемесячного всероссийского информационного и научно-методического журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической особенностью исходных позиций исследованийкорректным использованием форм и методов экспериментальной работы, адекватных предмету, цели и задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования докладывались и обсуждались автором на следующих всероссийских конференциях «Проблемы и перспективы развития курса ОБЖ» (Москва 2002, 2004, 2005, 2006″, «Проблемы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности» (Санкт-Петербург 2002, 2004, 2005), «Безопасность больших городов"(Москва, 2003), „Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности“ (Ярославль, 2004), „Проблемы совершенствования системы безопасности жизнедеятельности на СевероЗападе России“ (Мурманск, 2005), сборе-семинаре деканов факультетов и заведующих кафедрами вузов, осуществляющих подготовку педагогов по безопасности жизнедеятельности» (Казань, 2004 г).
Заключение
.
Доказательство правомерности выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования потребовало решения ряда взаимосвязанных задач. Приведем краткую характеристику полученных результатов.
Рассмотрение теоретических и методологических подходов в формировании концепции развития качеств личности безопасного типа поведения вызвано необходимостью изучения противоречий и перспектив развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Теоретический анализ работ по проблеме обучения безопасности жизнедеятельности позволил выделить следующие основные тенденции, В условиях стабилизации Российского государства и гражданского общества возрастает роль образования в обеспечении национальной безопасности. Такую роль выполняет образовательная область «Безопасность жизнедеятельности». На сегодняшний день имеются теоретические основы развития качеств личности безопасного типа поведения в системе российского образования. В общеобразовательных учреждениях и общественных организациях. Однако среди населения нет систематической и эффективной пропаганды обучение навыкам безопасности жизнедеятельности. Слабая коммуникативность среди специалистов тормозит развитие образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы показал актуальность и чрезвычайную значимость формирования концепции качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации. Для того чтобы средства массовой коммуникации эффективно развивали концепцию качеств личности безопасного типа поведения, необходимо уточнить психолого-педагогические условия формирования этой личности. Социальный аспект личности безопасного типа поведения позволяет отразить следующие психолого-педагогические условия ее формирования:
— осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности человека;
— понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества, индивидуальной;
— знание опасностей;
— овладение технологией рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, другими людьми;
— приобретение способностей создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;
— умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.
В содействии формированию концепции развития качеств личности безопасного типа поведения средствам массовой коммуникации необходимо определить критерии, составляющие основу личности безопасного типа поведения, а именно: осознание возможных угроз и опасностей по отношению к самому себе, твердые знания физических основ опасностей, знание особенностей своей психики и соматики и психологических особенностей других людей.
Психологическая готовность определяет поведение личности безопасного типа поведения: предвидение опасностей, умение их избежать и не создавать, навыки преодоления опасностей, оказания помощи себе и другим. Социальная характеристика личности безопасного типа поведения выражается в рациональной и гуманистической деятельности человека в обществе, в применении безопасных способов взаимодействия с природой, инфраструктурой города, а также в гармоничном отношении с другими людьми. Такая личность успешно развивается интеллектуально, психологически и физически. Социальная характеристика личности безопасного типа поведения выражается также в выполнении своего служебного долга по защите Родины, в взаимоотношениях с государственными, административными и правоохранительными органами, в отсутствии шовинизма, в гармоничных меконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистических мировоззрений в реальной практике своей жизнедеятельности и др. Средства массовой коммуникации способствуют формированию качеств личности безопасного типа поведения, используя регуляторный опыт и исследовательскую инициативность.
Регуляторный опыт имеет практическое значение в обеспечении безопасности человека, то есть умении четко сформулировать цель, найти оптимальные способы ее достижения, адекватно оценить результаты достигнутой цели.
Исследовательская инициативность в системе безопасности жизнедеятельности — это творческое отношение личности к миру, основанное на добровольном побуждении к изобретению новых способов безопасных действий и видов безопасной жизнедеятельности, а также способность к самостоятельным действиям.
При эффективном использовании регуляторного опыта и исследовательской инициативности средства массовой коммуникации определяют элементарные характеристики физического окружения и проникают в скрытые сущности абстрактных объектов разных порядков (например, постановка сложных философских вопросов). Таким образом, средства массовой коммуникации выявляют потенциальные направления дальнейшего развития безопасности жизнедеятельности.
Анализ содержательной и организационной составляющих в формировании качеств личности безопасного типа поведения выявил следующие особенности поведения средств массовой коммуникации. Они должны быть открытыми, динамичными, гибкими учитывать разные мнения, привлекать ученых, ведущих специалистов и педагогов-практиков.
Средства массовой коммуникации в содействии формирования качеств личности безопасного типа поведения выполняют следующие функции :
Организаторская. Средства массовой коммуникации выступают как «четвертая власть». Благодаря пропаганде идей и целей развития качеств личности безопасного типа поведения, безопасность жизнедеятельности сегодня преподается в каждом образовательном учреждении.
Информационно-коммуникативная. Функция установления связей между специалистами безопасности жизнедеятельности, способствующая их продуктивному общению.
Идеологическая (социально-ориентирующая). Влияние на мировоззрение и ценностные ориентации читателей, в том числе и на мотивацию поведенческих актов.
Культурно-образовательная. Пропагандируя передовые педагогические разработки образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», средства массовой коммуникации повышают качество преподавания.
В развитии концепции качеств личности безопасного типа поведения средства массовой коммуникации в первую очередь опираются на педагогическое направление «Безопасность жизнедеятельности», развивающееся как междисциплинарная и межпрофессиональная образовательная оюласть. А это значит, что следует учитывать современную социокультурную, социоэкономическую ситуации. Следовательно, необходимо определить тенденции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации. Для этого необходимо учитывать компоненты, отражающие соответствующие аспекты преподавания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».
Профессионально-содержательный: сущность обучения безопасности жизнедеятельности.
Ориентированный: ориентация педагога на развитие у обучающихся индивидуальных психофизиологических навыков к безопасной жизнедеятельности.
Мотивационный: стимулирование интереса к преподаванию и учебно-познавательной деятельности за счет проведения конкурсов среди авторов, информационной поддержки школьных и студенческих олимпиад.
Тренировочный', помощь педагогу в овладении общеучебными знаниями, навыками работы над индивидуальными проектами, содействие в социальной адаптации.
Основные направления деятельности средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведения:
Субъектно-регуляторная деятельность:
— системный анализ и изучение опасностей;
— мониторинг безопасности жизнедеятельности;
— овладение педагогической дидактикой безопасности жизнедеятельности;
Ведущие мотивы этой деятельности — поддержать и закрепить социально-профессиональный педагогический статус.
Характеристика деятельности — соответствовать потребностям и интересам общества.
Процесс деятельности — предоставить последние научные разработки в области предупреждения и ликвидации ЧС и мероприятиях, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Результат деятельности — педагог овладеет методологией, направлением и способами безопасной жизнедеятельности человека.
Педагогические отношения, которые заключаются в том, что средства массовой коммуникации предоставляют передовые научные разработки:
— организации личностно-ориентированного обучения безопасности жизнедеятельности;
— создания системы интеграционных междисциплинарных связей обучения безопасности жизнедеятельности;
— максимального включения всей образовательной системы в обучение личности безопасного типа поведения.
Ведущие мотивы этой деятельности профессионально-педагогические, организационно-коллективистские, альтруистические, государственные.
Характеристика деятельности — разработка и публикация информационного блока материалов, способствующих формированию методологических и организаторских способностей, а также рекомендаций по созданию системы обучения безопасности жизнедеятельности в конкретном образовательном учреждении.
Результат — педагог создает учебно-методический комплекс безопасности жизнедеятельности в конкретном учебном заведении.
Контрольная деятельность, которая заключается в постоянном мониторинге негативных явлений в образовании.
Цель — развитие качеств личности безопасного типа поведения в соответствии с растущими требованиями социального, экономического, экологического развития общества.
Ведущие мотивы контрольной деятельности — постоянно в жесткой системе выявлять и оценивать реальное качество образования личности безопасного типа поведения.
Результат — повышение качества образования личности безопасного типа поведения.
Сферы внимания и информационно-аналитические задачи средств массовой коммуникации соответствуют актуальным проблемам образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». На сегодняшний день информационноаналитическими задачами средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведения являются:
— недостаток информационных и методических материалов по курсу ОБЖ, -необходимость новых педагогических разработок обучения навыкам безопасности жизнедеятельности,.
— актуальность повышения профессиональной компетенции учителя ОБЖ,.
— формирование научной базы образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;
— создание единого информационного и образовательного пространства,.
— проблема преемственности образования безопасности жизнедеятельности,.
— участие в становлении образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»,.
— информационная поддержка наиболее значимых событий, освещающих проблемы становления и развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;
— недостаток материалов патриотического и нравственного воспитания. Представленная концепция служит фундаментом для средств массовой коммуникации и позволяет:
— объединить, дополнить, систематизировать содержание образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;
— сформировать компетенцию учителя безопасности жизнедеятельности;
— повысить квалификацию учителя безопасности жизнедеятельности;
— способствовать развитию образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».
Следует учитывать, что каждое десятилетие появляются новые опасности. Следовательно, перспективным направлением развития данного исследования является разработка концепции развития качеств личности безопасного типа поведения, затрагивающей актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности человека на момент исследования.
Список литературы
- Абдуллина О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски// Высшее образование в России. -1996. № 1. -С.73−78.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических специальностей высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. -С.19−45.
- Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Вып. 2.- СПб.: Образование, 1995. 226 с.
- Алексашина И.Ю. Решение педагогических задач как средство формирования умственной самостоятельности студентов педвузов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -JL, 1983.- 19 с.
- Альтшуллер ГС. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. — 209 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск: Университет, 1990. 500 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательскойдеятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
- Анисимов Н.М. Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика. 1998. — № 4. — С.59−62.
- Анцибор Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла: Монография. М.: Прометей, 1989.-240 с.
- Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990. — С.7−17.
- Апштейн В. О принципах создания вузовских учебников // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 122−126. 22. Архангельский С. Н. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Уч.-метод, пособие. -М.: Высш. школа, 1980. -368 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.
- Ахмедзянова Л.М. Актуализация педагогических знаний на основе выполнения ими педагогических дисциплин в вузе / Под ред. Миролюбива. М., 1978. — С.91−103.
- Байдак В.А. Система изучения свойств функций в школе.
- Байдак В. А., Лучко О. Н. Построение оптимальной дидакти ческой системы. Омск, 1991. — 32 с.
- Балл ГА. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. -194с.
- Баранов С.П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика. М., 1987.
- Батракова И.С., Тряпицына А. П. Педагогика: Программа для педагогических институтов. Л.: ЛГПИ, 1990. — 37 с.
- Батракова С., Соломатина Т. Проблемы учебного текста // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С.70−74.
- Башмаков М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения.1. СПб., 1997.-400 с.
- Беднарчик Хенрик. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования механиков в Польше: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1997. -58с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -344 с.
- Бейлисон В.Г. Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных книг. М.: Просвещение, 1986. -287 с.
- Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Дисс. докт. пед. наук. Д., 1990.-40с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций). М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -318 с.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М., 1991., С. 42−57.
- Беляева А.П. Проблемы систематизации знаний, умений и навыков // Сб. науч. тр. Вып. 33, — JL, 1976, С. 7−28
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб., 1996. — 226 с.
- Березин Ю.Н. Теоретические основы формирования содержания гуманитарного образования в школе как компонент профессиональной подготовки учителя: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -СПб., 1997. -38с.
- Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя. Красноярск, 1990.
- Беспаленко В.П. Програмированное обучение. Дидактические основы, М., 1970, С. 210.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. -М., 1995.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. — 36 с.
- Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической технологии. Вильнюс: НИИ школ Лит. ССР, 1971. 54. — 347 с.
- Блауберг И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968, С. 210.
- Болотов В.А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии // Высшее образование в России. 1996. — № 2. -С. 119−129.
- Болотов В.А., Костикова М. Н. Педагогическое образование -страницы реформирования. Волгоград: Перемена, 1998. -179 с.
- Бордовский В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования: Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.- 179 с.
- Бордовский Г. А., Горбунова И. Б. Учебно-методическое обеспечение многоуровневой подготовки специалиста образования // Региональная информатика. 1998. — № 1, — С.3−8.
- Борисенко В.П., Кутьев В. О. Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом» // Педагогика. 1995. — № 6. — С.52−54.
- Бородина Н.В., Самойлова Е. С. Модульные технологии в профессиональном образовании: Учебное пособие. Екатеринбург: УРЦМТО, 1997.-25с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230с.
- Бублик Н.В., Панина Т. С. Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики. Кемерово, 1993. -75с.
- Ваграменко А .Я., Роберт И. В., Львовский В. Л. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения. М., 1992.
- Васильев Ю.В., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Стратегия интегрирующих инноваций как основа реформы высшей школы России. -СПб., 1998.
- Ведерникова Л.В. Учебно-познавательные знания по педагогике в системе подготовки студентов педвузов к творческому решению педагогических задач: Автореферат дисс. канд. пед. наук. -М., 1998. 16с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
- Вергасов В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Высшая школа, 1979. — 215 с.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы / НИИ общего образования взрослых АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. — 183 с.
- Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. Л.: Знание, 1988. -32 с.
- Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. науч. тр. / Ред. колл.: Ю. Н. Кулюткин и др. М.: АПН СССР, 1990. — 102 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982.
- Вяткин Л.Г. Совершенствование лекционных занятий по педагогике: проблемы, перспективы // Оптимизация университетского пед. образования насовременном этапе. Саранск, 1993. — С.61−69.
- Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.-С. 149−158.
- Гальперин П.А. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.
- Гвишиани Д.М. Диалектика, системность, глобальное моделирование // Вопросы философии. 1983. — № 5. — С.14−16.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. Киев: Вища школа, 1986. — 197 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных концепций). М., 1997. — 697 с.
- Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию, М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
- Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 143с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Университет, 1992.- 150 с.
- Глазачев С.Н., Ильин B.C. Целостный подход к подготовке будущего учителя // Сов. педагогика. 1995. — № 5. — С.80−94.
- Глазов Б.И., Ловцов Д. А. Компьютеризованный учебник -основа новой информационно-педагогической технологии // Педагогика. 1995. — № 6-С.22−26.
- Гольцова И.В. Содержание педагогической подготовки будущего учителя в высшей школе США: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1996. 18 с.
- Горовая В.Н. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 1995. — 44 с.
- Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. Хабаровск, 1993. — 130 с.
- Горюнова Т.А., Королева И. Ш. Путь к профессии учителя. М., 1981. М. 2003, с. 300.
- Грачев Г. В. «Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита». М.2003,с.275.
- Гречихин А.А. Типологическая модель учебника // Высшее образование в России. 1994. — 33. — с. 95 — 104
- Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. -М.: Школа, 1994. 184 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. -М.: Интерпракс, 1994. 136 с.
- Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 202 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающегося обучения. М., 1996.
- Деятельность преподавателя педвуза: проблемы совершенствования. Учебное пособие / Под. ред. И. Е. Курова. Горький, 1988.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.
- Доктрина информационной безопасности, утверждена Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г., № 189.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1989. -189 с.
- Жмуркина О.И. Педагогические основы подготовки учителя в системе университетского образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1989.- 17 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 168 с.
- Заир-Бек E.G. Основы педагогического проектирования. -СПб., 1995. -234с.
- Заир-Бек E.G. Разработка профильных учебных программ // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб.ст. СПб.: РГПУ им. А. М. Герцена, 1997.-С.68−84.
- Заир-Бек E.G. Разработка содержания обучения в учебной программе // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб.ст. СПб.: РГПУ им. А. М. Герцена, 1997. — С.84−102.
- Заир-Бек E.G. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1995.-35с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
- Зуев Д.Д. Концепция типового проектирования и конструирования учебных изданий: Реальность, проблемы, перспективы. М., 1988.
- Извозчиков В. А. Методологические знания как основа учебно-познавательной творческой деятельности учащихся // Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. Л.: ЛГПИ, 1986.-С.13−19.
- Извозчиков В.А., Лаптев В. В., Тумалева Е. А., Шилова О. Н. Информационная педагогика и педагогическая информационная технология в ее структуре // Региональная информатика. 1998. -№ 1.-С. 15−21.
- Извозчиков В.А., Потемкин М. Н. Научные школы и стиль научного мышления: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: Образование, 1997. — 138 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
- Ильин В.В. Критерии научного познания. М.: Высшая школа, 1989. — 128с.
- Ильясов И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курсов обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: Логос, 1994. -205 с.
- Инновационные процессы в образовании / Отв. ред. В. И. Загвязинский.
- Тюмень: Изд-во ТГУ, 1990. 98 с.
- Исследования по педагогической инноватике и культуре педагогического мышления. М., 1991. — 123 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.
- Каган В.И., Сыченков Н. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. (Единая методическая система института: теория и практика). М.: Высшая школа, 1987. — 143 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. JL: Издательство ЛГУ, 1991. — 384 с.
- Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге нового века). СПб.: Петербург-XXI век: ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. -160 с.
- Казимирская И.И. Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1992.-34с.
- Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. Логико-методологические проблемы. М.: Педагогика, 1980. -158с.
- Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография. -Н.Новгород: Издательство НГПУ, 1967. 184 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М., 1989. -120с.
- Кондротас А.И. Интеграция психолого-педагогических знаний как условие изменения качества подготовки педагогов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1998.
- Коркосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педуниверситета, 1994. -64 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования как отрасльнауки и как содержание подготовки педагога-исследователя. Волгоград, 1991.
- Кретов Е. Б. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1.
- Кузнецов В.М. Учебное телевидение: Методическое пособие. -М., 1990. -83с.
- Кузьмин И.П. Теоретические основы профессионализма инженерно-педагогических работников в условиях дополнительного профессионального образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -СПб., 1998. -47с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.-81 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Очерки психологии т руда учителя. Л., 1967.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С.41−44.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога // Творческая направленность деятельности педагога: Сб. науч. ст. Ленинград, 1978. С. 7—10.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская ГС. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1971. -111с.
- Куписевич В. Основы дидактики. М., 1989. — 138 с.
- Лаврентьев Г. Н., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения: Учеб.-метод, пособие / Алт. гос. ун-т. Барнаул, 1994. — 128 с.
- Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Пособие. -Великий Новгород: НРЦРО, 1998. 47 с.
- Лернер И.Я. Факторы сложности педагогических задач // Новые исследования в педагогических науках. 1970. — № 1. — С.86−91.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 384 с.
- Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт: (о понимании человека).1. Псков, 1997.-168 с.
- Макареня А.А. Методологические основы создания культуротворческой среды подготовки учителя: Дисс. докт. пед. наук. -М., 1998. -68с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М., 1988.
- Маригодов В.К., Слободяшок А. А. Совершенствование учебно-методических комплексов преподавателей // Специалист. -1994. № 6. -С.24−26.
- Матросов B. JL, Сластенин В. А. Новой школе нового учителя // Педагогическое образование. Вып. № 1. — М.: Изд-во «Прометей», 1990.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обчении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
- Педагогика и логика / Сост. Г. П. Щедровицкий. М.: Кас-таль, 1992. -456 с.
- Педагогика: Программа в рамках гуманитарной подготовки бакалавров наук.-М., 1997.-7 с.
- Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании: (Информалогический аспект) / Под ред. В. А. Извозчикова. СПб.: Образование, 1997. — 210 с.
- Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Образование, 1995. — 171 с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. психологии. 1984. № 4. С. 20.
- Пидкасистый П.К., Портнов M.J1. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-184с.
- Полат E.G. Новые педагогические технологии. М., 1997. -164с.
- Посталюк Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе. Дисс.. канд. пед. наук. — Казань, 1982.-213 с.
- Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения. М., 1998.-С.311.
- Пригожин А.И. Управленческое консультирование нововведений (индивидв организации). М., 1990. — 120 с.
- Прикот О.Г. Методологические основания педагогической системологии: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 33 с.
- Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в ПТУ /А.П. Беляев, О. Я. Баев, Н. Ф. Золотухина и др./, М., 1999, С. 180
- Проданов И.И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-239 с.
- Проектирование образовательных программ: Методические материалы. -СПб., 1994.-20 с.
- Пугачева В. И. Политология. Справочник студента. М., 1999, с.421
- Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебн. пособие. СПб., 1996.- 139 с.
- Раченко И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической университете) // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С.49−52.
- Селезнева Н.А., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием: Учебн. пособие. М., 1991.-61 с.
- Сергеев Н.К. Методические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности. Волгоград, 1998, — 184
- Сергеев Н.К. Научный поиск в педагогике. Волгоград, 1995, — 216
- Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: Концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов: (вопросы теории): Монография / РГПУ им. А. И. Герцена, ВГПУ. -СПб. Волгоград: Перемена, 1997. -10,5 п.л.
- Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: Дис.. докт. пед. наук. Волгоград, 1998.-79 с.
- Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган:1. Зауралье, 1997. 264 с.
- Сибирская М.П. Педагогические технологии: Теоретические основы и проектирование. СПб., 1998. — 354 с.
- Сибирская М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПБ., 1998. — 35 с.
- Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-психологические проблемы образования. М., 1992. — 86 с.
- Скаткин М.П. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. -144 с.
- Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 17−39.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1991.
- Сластенин В.А., Ануфриева Д. Ю. Саморазвитие личности учителя // Магистр. 1997. — № 6. — С. 1−13.
- Современная дидактика: теория и практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. — 288 с.
- Соколов В.М. Стандарты в управлении качеством образования: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1993. — 95 с.
- Соколов В.М., Захарова Л. Н., Соколова В. В., Гребнев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателя: Монография. М., 1993. — 160 с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
- Соловьева Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокуль-турной среды: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1997. — 36с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974.- 192 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. (Развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 174 с.
- Стратегия развития образовательных систем: понятийно-терминологический словарь. М., 1993.
- Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: (На примере естественнонаучных дисциплин): Дисс. докт. пед. наук. Челябинск, 1996. — 34с.
- Теуважукова Р.Т. Организация и руководство профессиональным самовоспитанием студентов будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -СПб., 1997.-21 с.
- Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск: Тез. докл. науч. конф. Волгоград: Перемена, 1997. -191с.
- Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя: (подготовка учителя к профессиональной деятельности в условиях функционирования ГОС). Волгоград: Перемена, 1997. — 191 с.
- Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании // Интеграция российского и западно-европейского опыта: Сб. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С.3−27.
- Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дисс. докт. пед. наук. -Л., 1991.
- Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа. СПб., 1994.
- Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе// Педагогическая информатика. 1993. — № 1. — С.4−8.
- Учебные комплексы сегодня: О внедрении в жизнь концепции непрерывного образования: Обзор выступлений на совещании руководителей и преподавателей вузов и техникумов. Москва, 1990 / Подгот. Т. Самахвалова //
- Вестник высшей школы. 1990. № 7. -С.24−32.
- Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936.
- Федеральная программа развития российского образования / Алексеев И. Г., Громыко Ю. В., Дмитриев Д. Б. и др. // Россия -2010. 1993. — № 2. -С.5−81.
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании // Российская газета. -1996, 29 августа.
- Федяев Д.М. Целеполагание в техническом познании: Дисс. канд. филос. наук, Свердловск, 1985. — 202 с.
- Филатова О. Г. Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб, СПбГПУ, 2004. 239с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юристъ, 1997. -512 с.
- Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. М.: Педагогика, 1989.- 192 с. цикличности развития. М., 1989.
- Дмитренко В.А. Соотношение системного и деятельного подхода в научном познании //Вопросы методологии науки. Вып. 4. Томск, 1974.
- Цыдря Ф.Н. Информатизация: познание, социальное управление// Филосовские очерки.- Кишинев, 1992.-96с.
- Чегодаев Н.М. Теоретические и организационно- педагогические основы инновационных процессов в системе после-дипломного образования педагогических кадров: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1997. — 47 с.
- Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М., 1990.-138 С.
- Швырев B.C. Анализ научного познания. М., 1988. — 91 с.
- Шиянов Е.Н., Котова Н. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995.
- Щеглова Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленностистудентов // Вопр. психологии, 1985, № 2.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию / В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского. М., 1994. — 167 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инновации. М., 1991.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. -Каунас, 1989. -432с.
- Системно кибернетические аспекты познания. / Сб. статей. Рига, 1985.
- Бирюков Б.В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.
- Теоретические основы непрерывного образования // Под ред. В. Г. Онушкина. М., 1987.- с. 238.
- Краевский В.В. Проблемы обоснования обучения. М., 1977.- 43 с.
- Клинберг Л. Проблемы теории обучения. М., 1984.- 256 с.
- Ярочкин В. И. Секьиритология наука о безопасности жизнедеятельности. -М.: Ось-89, 1984.-420 с.