Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации: на основе изучения журнала «ОБЖ. 
Основы безопасности жизни»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования докладывались и обсуждались автором на следующих всероссийских конференциях «Проблемы и перспективы развития курса ОБЖ» (Москва 2002, 2004, 2005, 2006″, «Проблемы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности» (Санкт-Петербург 2002, 2004, 2005), «Безопасность больших городов"(Москва, 2003), «Актуальные проблемы безопасности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория развития качеств личности безопасного 10 типа поведения в средствах массовой коммуникации 1.1 Теоретическая модель личности безопасного типа 10 поведения
    • 1. 2. Теоретическая методика поведения средств массовой <23 коммуникации при формировании концепции развития качеств личности безопасного типа поведения
  • Глава 2. Концептуальные основы развития качеств 40 личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации
    • 2. 1. Сферы внимания средств массовой коммуникации на 40 формирования качеств личности безопасного типа поведения
    • 2. 2. Теоретические основы определения действительности 59 развития качеств личности безопасного типа поведения
    • 2. 3. Информационно-аналитические задачи средств 66 массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведения
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная реализация концепции 75 развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации

Концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации: на основе изучения журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Новая постиндустриальная эпоха принесла человечеству не только научно-технический прогресс, но и увеличила число опасностей. В настоящее время учеными создается теория безопасности и риска, внедряются в практику современные технологии в области защиты и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Однако для того, чтобы сделать жизнь менее опасной, в первую очередь необходимо научить обеспечению безопасности каждого человека. Эту задачу решают курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в средней школе и дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в вузах.

Эффективная система подготовки учителей безопасности жизнедеятельности создана на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Уральского государственного педагогического университета, Мурманского государственного педагогического университета, Башкирского государственного педагогического университета и других вузов России. Во многих регионах курс ОБЖ преподается как обязательный в качестве регионального компонента с 5-е по 11-е классы. Благодаря усилиям ученых (С.В. Белова, В. А. Девисилова, J1.A. Михайлова, О. Н. Русака, В. В. Сапронова, В. П. Соломина, Л. И. Шершнева, И. А. Щеголева и др.) сформировано понятийно-информационное пространство в области безопасности жизнедеятельности, сформулированы первичные теоретические и методологические подходы. Можно уверенно констатировать, что курс ОБЖ и дисциплина БЖД сформировали образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Однако на сегодняшний день в этой образовательной области появились противоречия как организационного, так и педагогического содержания. Главными проблемами являются отсутствие единой концепции обучения безопасности жизнедеятельности человека на каждом этапе его развития, а также недостаточное количество и плохое распространение информационных и методических материалов. Одной из причин этих проблем является слабая коммуникативность между специалистами безопасности жизнедеятельности, отсутствие единого информационного пространства.

Решить эту проблему могут средства массовой коммуникации, которые освещают вопросы становления образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». В психолого-педагогической литературе и диссертационных работах чаще всего исследуется негативное влияние средств массовой коммуникации на сознание общественности. Проблема концепции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации изучена недостаточно.

Таким образом, выделены следующие противоречия: между необходимостью формирования культуры безопасности у всего населения и недостатком рекламы, пропаганды в этом направлениимежду требованиями современного образования и недостатком научно-методических, информационных материалов для педагогов безопасности жизнедеятельностимежду необходимостью продуктивного общения между специалистами безопасности жизнедеятельности и отсутствием единого информационного пространствамежду практической необходимостью концепции развития личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации и недостаточной теоретической разработанностью в этом направлении.

Указанные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в необходимости поиска путей для повышения качества коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведения.

Все выше сказанное обусловливает актуальность данного исследования, определяет выбор цели, объекта и предмета исследования.

Объект исследования — средства массовой коммуникации, освещающие проблему становления и направления образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

Предмет исследования — концептуальные основы и методические подходы в развитии качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации.

Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать концепцию развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации. !

В процессе диссертационного исследования мы исходили из следующей гипотезы: концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации будет эффективной, если: -соответствует целям и задачам образовательной области «Безопасность жизнедеятельностиопределены теоретические основы и имеется практика развития личности безопасного типа поведения, и в общеобразовательных учреждениях, и в общественных организацияхразработаны и систематически уточняются психологопедагогические условия формирования качеств личности безопасного типа поведения в общеобразовательных учреждениях и общественных организациях.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующей задачи: анализ научной, методологической и специальной литературы по проблеме исследованияанализ современного состояния обучения безопасности жизнедеятельности и система взаимодействия образовательных учреждений со средствами массовой коммуникацииоценка возможностей средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведениявыявление наиболее актуальных образовательных и информационнокоммуникативных задач для средств массовой коммуникации в развитии личности безопасного типа поведенияразработка концептуальных основ формирования качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации- - экспериментальное обоснование данной концепции.

Теоретической и методологической базой исследования являются:

— работы отечественных педагогов по формированию образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (Л.И. Шершнева, Г. А. Корчагиной, О. Н. Русака, Г. М. Сергеева, В. А. Соломина, МА. Лескова, О. В. Шатровова, И. А. Щеголева, А. Л. Михайлова, В. В. Гафнера и др.);

— работы по организации и методике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности (А.Т. Смирнова, В. Н. Мошкина, С. А. Лагун,.

Н. В. Мошкина, И. К. Топорова, В. В. Сапронова, А. В. Старостенко и др.).

— работы, в которых проводится исследование влияние средств массовой коммуникации на сознание человека (Г.В.Грачев, Б. А. Глинский, Б. Е. Кретов, Ф.Н. Цыдря).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, систематизация информации по исследуемой проблемеизучение нормативных документовизучение передового педагогического опыта;

— формирование информационных материалов по развитию качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации;

— наблюдение за результатом экспериментаанкетирование, беседа с учителями и методистамианализ полученных результатов.

Базой исследования стал ежемесячный всероссийский информационный и научно-методический журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Исследование осуществлялось в три этапа: I.

На первом этапе (2001;2002) изучалась философская, психологическая, педагогическая, специальная литература, диссертационные исследования по проблеме формирования личности безопасного типа поведения. В ходе данного этапа изучались средства массовой коммуникации, освещающие вопросы становления образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

На втором этапе (2002;2004) была проведена экспериментальная работа по реализации концепции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации.

На третьем (2004;2005) обрабатывались и систематизировались полученные результаты. Оформлялись теоретические и практические выводы. На защиту выносятся следующие положения: теоретический анализ состояния современной системы развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникациитеоретико-методические аспекты работы средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведенияконцептуальные функции средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведенияконцепция направления деятельности средств массовой коммуникации в эффективном развитии качеств личности безопасного типа поведенияинформационно-аналитические задачи в развитии качеств личности безопасного типа поведения. опытно-экспериментальная реализация концепции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации. Научная новизна исследования заключается в том, что: — обоснованы теоретические положения концепции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникацииопределены цели и задачи средств массовой коммуникации, способствующие формированию концепции развития качеств личности безопасного типа поведения;

— выявлены концептуальные основы развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации;

— определены направления деятельности средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведения;

— разработана концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации на основе научных и методических подходов образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: ?

— определены концептуальные идеи и принципы концепции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникацииопределена специфика цели, содержания и направления деятельности средств массовой коммуникации в формировании качеств личности безопасного типа поведенияопределены ведущие принципы развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации;

— разработана модель развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработан комплекс организационно-педагогических условий, формирующих концепцию развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации;

— создана и апробирована концепция развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации;

— представленная концепция может быть использована средствами массовой коммуникации для совершенствования развития качеств личности безопасного типа поведения и пропаганды ведущих идей образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

Личный вклад автора состоит в теоретическом анализе исследуемой проблемы, в эффективном внедрении концепции развития качеств личности безопасного типа поведения на страницах ежемесячного всероссийского информационного и научно-методического журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической особенностью исходных позиций исследованийкорректным использованием форм и методов экспериментальной работы, адекватных предмету, цели и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования докладывались и обсуждались автором на следующих всероссийских конференциях «Проблемы и перспективы развития курса ОБЖ» (Москва 2002, 2004, 2005, 2006″, «Проблемы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности» (Санкт-Петербург 2002, 2004, 2005), «Безопасность больших городов"(Москва, 2003), „Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности“ (Ярославль, 2004), „Проблемы совершенствования системы безопасности жизнедеятельности на СевероЗападе России“ (Мурманск, 2005), сборе-семинаре деканов факультетов и заведующих кафедрами вузов, осуществляющих подготовку педагогов по безопасности жизнедеятельности» (Казань, 2004 г).

Заключение

.

Доказательство правомерности выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования потребовало решения ряда взаимосвязанных задач. Приведем краткую характеристику полученных результатов.

Рассмотрение теоретических и методологических подходов в формировании концепции развития качеств личности безопасного типа поведения вызвано необходимостью изучения противоречий и перспектив развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Теоретический анализ работ по проблеме обучения безопасности жизнедеятельности позволил выделить следующие основные тенденции, В условиях стабилизации Российского государства и гражданского общества возрастает роль образования в обеспечении национальной безопасности. Такую роль выполняет образовательная область «Безопасность жизнедеятельности». На сегодняшний день имеются теоретические основы развития качеств личности безопасного типа поведения в системе российского образования. В общеобразовательных учреждениях и общественных организациях. Однако среди населения нет систематической и эффективной пропаганды обучение навыкам безопасности жизнедеятельности. Слабая коммуникативность среди специалистов тормозит развитие образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы показал актуальность и чрезвычайную значимость формирования концепции качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации. Для того чтобы средства массовой коммуникации эффективно развивали концепцию качеств личности безопасного типа поведения, необходимо уточнить психолого-педагогические условия формирования этой личности. Социальный аспект личности безопасного типа поведения позволяет отразить следующие психолого-педагогические условия ее формирования:

— осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности человека;

— понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества, индивидуальной;

— знание опасностей;

— овладение технологией рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, другими людьми;

— приобретение способностей создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;

— умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

В содействии формированию концепции развития качеств личности безопасного типа поведения средствам массовой коммуникации необходимо определить критерии, составляющие основу личности безопасного типа поведения, а именно: осознание возможных угроз и опасностей по отношению к самому себе, твердые знания физических основ опасностей, знание особенностей своей психики и соматики и психологических особенностей других людей.

Психологическая готовность определяет поведение личности безопасного типа поведения: предвидение опасностей, умение их избежать и не создавать, навыки преодоления опасностей, оказания помощи себе и другим. Социальная характеристика личности безопасного типа поведения выражается в рациональной и гуманистической деятельности человека в обществе, в применении безопасных способов взаимодействия с природой, инфраструктурой города, а также в гармоничном отношении с другими людьми. Такая личность успешно развивается интеллектуально, психологически и физически. Социальная характеристика личности безопасного типа поведения выражается также в выполнении своего служебного долга по защите Родины, в взаимоотношениях с государственными, административными и правоохранительными органами, в отсутствии шовинизма, в гармоничных меконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистических мировоззрений в реальной практике своей жизнедеятельности и др. Средства массовой коммуникации способствуют формированию качеств личности безопасного типа поведения, используя регуляторный опыт и исследовательскую инициативность.

Регуляторный опыт имеет практическое значение в обеспечении безопасности человека, то есть умении четко сформулировать цель, найти оптимальные способы ее достижения, адекватно оценить результаты достигнутой цели.

Исследовательская инициативность в системе безопасности жизнедеятельности — это творческое отношение личности к миру, основанное на добровольном побуждении к изобретению новых способов безопасных действий и видов безопасной жизнедеятельности, а также способность к самостоятельным действиям.

При эффективном использовании регуляторного опыта и исследовательской инициативности средства массовой коммуникации определяют элементарные характеристики физического окружения и проникают в скрытые сущности абстрактных объектов разных порядков (например, постановка сложных философских вопросов). Таким образом, средства массовой коммуникации выявляют потенциальные направления дальнейшего развития безопасности жизнедеятельности.

Анализ содержательной и организационной составляющих в формировании качеств личности безопасного типа поведения выявил следующие особенности поведения средств массовой коммуникации. Они должны быть открытыми, динамичными, гибкими учитывать разные мнения, привлекать ученых, ведущих специалистов и педагогов-практиков.

Средства массовой коммуникации в содействии формирования качеств личности безопасного типа поведения выполняют следующие функции :

Организаторская. Средства массовой коммуникации выступают как «четвертая власть». Благодаря пропаганде идей и целей развития качеств личности безопасного типа поведения, безопасность жизнедеятельности сегодня преподается в каждом образовательном учреждении.

Информационно-коммуникативная. Функция установления связей между специалистами безопасности жизнедеятельности, способствующая их продуктивному общению.

Идеологическая (социально-ориентирующая). Влияние на мировоззрение и ценностные ориентации читателей, в том числе и на мотивацию поведенческих актов.

Культурно-образовательная. Пропагандируя передовые педагогические разработки образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», средства массовой коммуникации повышают качество преподавания.

В развитии концепции качеств личности безопасного типа поведения средства массовой коммуникации в первую очередь опираются на педагогическое направление «Безопасность жизнедеятельности», развивающееся как междисциплинарная и межпрофессиональная образовательная оюласть. А это значит, что следует учитывать современную социокультурную, социоэкономическую ситуации. Следовательно, необходимо определить тенденции развития качеств личности безопасного типа поведения в средствах массовой коммуникации. Для этого необходимо учитывать компоненты, отражающие соответствующие аспекты преподавания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

Профессионально-содержательный: сущность обучения безопасности жизнедеятельности.

Ориентированный: ориентация педагога на развитие у обучающихся индивидуальных психофизиологических навыков к безопасной жизнедеятельности.

Мотивационный: стимулирование интереса к преподаванию и учебно-познавательной деятельности за счет проведения конкурсов среди авторов, информационной поддержки школьных и студенческих олимпиад.

Тренировочный', помощь педагогу в овладении общеучебными знаниями, навыками работы над индивидуальными проектами, содействие в социальной адаптации.

Основные направления деятельности средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведения:

Субъектно-регуляторная деятельность:

— системный анализ и изучение опасностей;

— мониторинг безопасности жизнедеятельности;

— овладение педагогической дидактикой безопасности жизнедеятельности;

Ведущие мотивы этой деятельности — поддержать и закрепить социально-профессиональный педагогический статус.

Характеристика деятельности — соответствовать потребностям и интересам общества.

Процесс деятельности — предоставить последние научные разработки в области предупреждения и ликвидации ЧС и мероприятиях, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

Результат деятельности — педагог овладеет методологией, направлением и способами безопасной жизнедеятельности человека.

Педагогические отношения, которые заключаются в том, что средства массовой коммуникации предоставляют передовые научные разработки:

— организации личностно-ориентированного обучения безопасности жизнедеятельности;

— создания системы интеграционных междисциплинарных связей обучения безопасности жизнедеятельности;

— максимального включения всей образовательной системы в обучение личности безопасного типа поведения.

Ведущие мотивы этой деятельности профессионально-педагогические, организационно-коллективистские, альтруистические, государственные.

Характеристика деятельности — разработка и публикация информационного блока материалов, способствующих формированию методологических и организаторских способностей, а также рекомендаций по созданию системы обучения безопасности жизнедеятельности в конкретном образовательном учреждении.

Результат — педагог создает учебно-методический комплекс безопасности жизнедеятельности в конкретном учебном заведении.

Контрольная деятельность, которая заключается в постоянном мониторинге негативных явлений в образовании.

Цель — развитие качеств личности безопасного типа поведения в соответствии с растущими требованиями социального, экономического, экологического развития общества.

Ведущие мотивы контрольной деятельности — постоянно в жесткой системе выявлять и оценивать реальное качество образования личности безопасного типа поведения.

Результат — повышение качества образования личности безопасного типа поведения.

Сферы внимания и информационно-аналитические задачи средств массовой коммуникации соответствуют актуальным проблемам образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». На сегодняшний день информационноаналитическими задачами средств массовой коммуникации в развитии качеств личности безопасного типа поведения являются:

— недостаток информационных и методических материалов по курсу ОБЖ, -необходимость новых педагогических разработок обучения навыкам безопасности жизнедеятельности,.

— актуальность повышения профессиональной компетенции учителя ОБЖ,.

— формирование научной базы образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;

— создание единого информационного и образовательного пространства,.

— проблема преемственности образования безопасности жизнедеятельности,.

— участие в становлении образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»,.

— информационная поддержка наиболее значимых событий, освещающих проблемы становления и развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;

— недостаток материалов патриотического и нравственного воспитания. Представленная концепция служит фундаментом для средств массовой коммуникации и позволяет:

— объединить, дополнить, систематизировать содержание образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;

— сформировать компетенцию учителя безопасности жизнедеятельности;

— повысить квалификацию учителя безопасности жизнедеятельности;

— способствовать развитию образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

Следует учитывать, что каждое десятилетие появляются новые опасности. Следовательно, перспективным направлением развития данного исследования является разработка концепции развития качеств личности безопасного типа поведения, затрагивающей актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности человека на момент исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски// Высшее образование в России. -1996. № 1. -С.73−78.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических специальностей высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. -С.19−45.
  5. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Вып. 2.- СПб.: Образование, 1995. 226 с.
  6. И.Ю. Решение педагогических задач как средство формирования умственной самостоятельности студентов педвузов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -JL, 1983.- 19 с.
  7. ГС. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. — 209 с.
  8. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск: Университет, 1990. 500 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  10. А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  11. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
  12. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательскойдеятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  13. Н.М. Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика. 1998. — № 4. — С.59−62.
  14. Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла: Монография. М.: Прометей, 1989.-240 с.
  15. Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990. — С.7−17.
  16. В. О принципах создания вузовских учебников // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 122−126. 22. Архангельский С. Н. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Уч.-метод, пособие. -М.: Высш. школа, 1980. -368 с.
  17. В.Г. Системность и общество. М., 1980.
  18. Л.М. Актуализация педагогических знаний на основе выполнения ими педагогических дисциплин в вузе / Под ред. Миролюбива. М., 1978. — С.91−103.
  19. В.А. Система изучения свойств функций в школе.
  20. В. А., Лучко О. Н. Построение оптимальной дидакти ческой системы. Омск, 1991. — 32 с.
  21. ГА. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. -194с.
  22. С.П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика. М., 1987.
  23. И.С., Тряпицына А. П. Педагогика: Программа для педагогических институтов. Л.: ЛГПИ, 1990. — 37 с.
  24. С., Соломатина Т. Проблемы учебного текста // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С.70−74.
  25. М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения.1. СПб., 1997.-400 с.
  26. Беднарчик Хенрик. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования механиков в Польше: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1997. -58с.
  27. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -344 с.
  28. В.Г. Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных книг. М.: Просвещение, 1986. -287 с.
  29. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Дисс. докт. пед. наук. Д., 1990.-40с.
  30. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  31. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций). М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -318 с.
  32. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М., 1991., С. 42−57.
  33. А.П. Проблемы систематизации знаний, умений и навыков // Сб. науч. тр. Вып. 33, — JL, 1976, С. 7−28
  34. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб., 1996. — 226 с.
  35. Ю.Н. Теоретические основы формирования содержания гуманитарного образования в школе как компонент профессиональной подготовки учителя: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -СПб., 1997. -38с.
  36. Л.Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя. Красноярск, 1990.
  37. В.П. Програмированное обучение. Дидактические основы, М., 1970, С. 210.
  38. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. -М., 1995.
  39. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  40. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. — 36 с.
  41. .П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической технологии. Вильнюс: НИИ школ Лит. ССР, 1971. 54. — 347 с.
  42. И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  43. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
  44. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  45. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968, С. 210.
  46. В.А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии // Высшее образование в России. 1996. — № 2. -С. 119−129.
  47. В.А., Костикова М. Н. Педагогическое образование -страницы реформирования. Волгоград: Перемена, 1998. -179 с.
  48. В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования: Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.- 179 с.
  49. Г. А., Горбунова И. Б. Учебно-методическое обеспечение многоуровневой подготовки специалиста образования // Региональная информатика. 1998. — № 1, — С.3−8.
  50. В.П., Кутьев В. О. Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом» // Педагогика. 1995. — № 6. — С.52−54.
  51. Н.В., Самойлова Е. С. Модульные технологии в профессиональном образовании: Учебное пособие. Екатеринбург: УРЦМТО, 1997.-25с.
  52. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  53. А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230с.
  54. Н.В., Панина Т. С. Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики. Кемерово, 1993. -75с.
  55. А .Я., Роберт И. В., Львовский В. Л. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения. М., 1992.
  56. Ю.В., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Стратегия интегрирующих инноваций как основа реформы высшей школы России. -СПб., 1998.
  57. Л.В. Учебно-познавательные знания по педагогике в системе подготовки студентов педвузов к творческому решению педагогических задач: Автореферат дисс. канд. пед. наук. -М., 1998. 16с.
  58. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
  59. В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Высшая школа, 1979. — 215 с.
  60. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы / НИИ общего образования взрослых АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. — 183 с.
  61. С.Г. Учитель о себе и о профессии. Л.: Знание, 1988. -32 с.
  62. Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. науч. тр. / Ред. колл.: Ю. Н. Кулюткин и др. М.: АПН СССР, 1990. — 102 с.
  63. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982.
  64. Л.Г. Совершенствование лекционных занятий по педагогике: проблемы, перспективы // Оптимизация университетского пед. образования насовременном этапе. Саранск, 1993. — С.61−69.
  65. Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.-С. 149−158.
  66. П.А. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.
  67. Д.М. Диалектика, системность, глобальное моделирование // Вопросы философии. 1983. — № 5. — С.14−16.
  68. .С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. Киев: Вища школа, 1986. — 197 с.
  69. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных концепций). М., 1997. — 697 с.
  70. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993.
  71. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию, М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
  72. В.И. Знание как категория педагогики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 143с.
  73. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Университет, 1992.- 150 с.
  74. С.Н., Ильин B.C. Целостный подход к подготовке будущего учителя // Сов. педагогика. 1995. — № 5. — С.80−94.
  75. .И., Ловцов Д. А. Компьютеризованный учебник -основа новой информационно-педагогической технологии // Педагогика. 1995. — № 6-С.22−26.
  76. И.В. Содержание педагогической подготовки будущего учителя в высшей школе США: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1996. 18 с.
  77. В.Н. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 1995. — 44 с.
  78. В.В. Проблема субъекта в педагогике. Хабаровск, 1993. — 130 с.
  79. Т.А., Королева И. Ш. Путь к профессии учителя. М., 1981. М. 2003, с. 300.
  80. Г. В. «Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита». М.2003,с.275.
  81. А.А. Типологическая модель учебника // Высшее образование в России. 1994. — 33. — с. 95 — 104
  82. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. -М.: Школа, 1994. 184 с.
  83. Э.Н., Турчанинова Ю. Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. -М.: Интерпракс, 1994. 136 с.
  84. И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 202 с.
  85. В.В. Теория развивающегося обучения. М., 1996.
  86. Деятельность преподавателя педвуза: проблемы совершенствования. Учебное пособие / Под. ред. И. Е. Курова. Горький, 1988.
  87. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.
  88. Доктрина информационной безопасности, утверждена Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г., № 189.
  89. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1989. -189 с.
  90. О.И. Педагогические основы подготовки учителя в системе университетского образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1989.- 17 с.
  91. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 168 с.
  92. Заир-Бек E.G. Основы педагогического проектирования. -СПб., 1995. -234с.
  93. Заир-Бек E.G. Разработка профильных учебных программ // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб.ст. СПб.: РГПУ им. А. М. Герцена, 1997.-С.68−84.
  94. Заир-Бек E.G. Разработка содержания обучения в учебной программе // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб.ст. СПб.: РГПУ им. А. М. Герцена, 1997. — С.84−102.
  95. Заир-Бек E.G. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1995.-35с.
  96. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
  97. Д.Д. Концепция типового проектирования и конструирования учебных изданий: Реальность, проблемы, перспективы. М., 1988.
  98. В. А. Методологические знания как основа учебно-познавательной творческой деятельности учащихся // Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. Л.: ЛГПИ, 1986.-С.13−19.
  99. В.А., Лаптев В. В., Тумалева Е. А., Шилова О. Н. Информационная педагогика и педагогическая информационная технология в ее структуре // Региональная информатика. 1998. -№ 1.-С. 15−21.
  100. В.А., Потемкин М. Н. Научные школы и стиль научного мышления: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: Образование, 1997. — 138 с.
  101. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
  102. В.В. Критерии научного познания. М.: Высшая школа, 1989. — 128с.
  103. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курсов обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: Логос, 1994. -205 с.
  104. Инновационные процессы в образовании / Отв. ред. В. И. Загвязинский.
  105. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1990. 98 с.
  106. Исследования по педагогической инноватике и культуре педагогического мышления. М., 1991. — 123 с.
  107. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  108. В.И., Сыченков Н. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. (Единая методическая система института: теория и практика). М.: Высшая школа, 1987. — 143 с.
  109. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. JL: Издательство ЛГУ, 1991. — 384 с.
  110. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге нового века). СПб.: Петербург-XXI век: ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. -160 с.
  111. И.И. Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1992.-34с.
  112. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. Логико-методологические проблемы. М.: Педагогика, 1980. -158с.
  113. А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография. -Н.Новгород: Издательство НГПУ, 1967. 184 с.
  114. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М., 1989. -120с.
  115. А.И. Интеграция психолого-педагогических знаний как условие изменения качества подготовки педагогов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1998.
  116. С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995.
  117. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педуниверситета, 1994. -64 с.
  118. В.В. Методология педагогического исследования как отрасльнауки и как содержание подготовки педагога-исследователя. Волгоград, 1991.
  119. Е. Б. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1.
  120. В.М. Учебное телевидение: Методическое пособие. -М., 1990. -83с.
  121. И.П. Теоретические основы профессионализма инженерно-педагогических работников в условиях дополнительного профессионального образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -СПб., 1998. -47с.
  122. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.-81 с.
  123. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Очерки психологии т руда учителя. Л., 1967.
  124. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С.41−44.
  125. Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога // Творческая направленность деятельности педагога: Сб. науч. ст. Ленинград, 1978. С. 7—10.
  126. Ю.Н., Сухобская ГС. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1971. -111с.
  127. В. Основы дидактики. М., 1989. — 138 с.
  128. Г. Н., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения: Учеб.-метод, пособие / Алт. гос. ун-т. Барнаул, 1994. — 128 с.
  129. О.Е. Управление образовательными системами: Пособие. -Великий Новгород: НРЦРО, 1998. 47 с.
  130. И.Я. Факторы сложности педагогических задач // Новые исследования в педагогических науках. 1970. — № 1. — С.86−91.
  131. .Ф. Системность в психологии. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 384 с.
  132. Л.М. Понимание как духовный опыт: (о понимании человека).1. Псков, 1997.-168 с.
  133. А.А. Методологические основы создания культуротворческой среды подготовки учителя: Дисс. докт. пед. наук. -М., 1998. -68с.
  134. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М., 1988.
  135. В.К., Слободяшок А. А. Совершенствование учебно-методических комплексов преподавателей // Специалист. -1994. № 6. -С.24−26.
  136. Матросов B. JL, Сластенин В. А. Новой школе нового учителя // Педагогическое образование. Вып. № 1. — М.: Изд-во «Прометей», 1990.
  137. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обчении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  138. Педагогика и логика / Сост. Г. П. Щедровицкий. М.: Кас-таль, 1992. -456 с.
  139. Педагогика: Программа в рамках гуманитарной подготовки бакалавров наук.-М., 1997.-7 с.
  140. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании: (Информалогический аспект) / Под ред. В. А. Извозчикова. СПб.: Образование, 1997. — 210 с.
  141. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Образование, 1995. — 171 с.
  142. А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. психологии. 1984. № 4. С. 20.
  143. П.К., Портнов M.J1. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-184с.
  144. E.G. Новые педагогические технологии. М., 1997. -164с.
  145. Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе. Дисс.. канд. пед. наук. — Казань, 1982.-213 с.
  146. Л.П. Методика применения технических средств обучения. М., 1998.-С.311.
  147. А.И. Управленческое консультирование нововведений (индивидв организации). М., 1990. — 120 с.
  148. О.Г. Методологические основания педагогической системологии: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 33 с.
  149. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в ПТУ /А.П. Беляев, О. Я. Баев, Н. Ф. Золотухина и др./, М., 1999, С. 180
  150. И.И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-239 с.
  151. Проектирование образовательных программ: Методические материалы. -СПб., 1994.-20 с.
  152. В. И. Политология. Справочник студента. М., 1999, с.421
  153. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебн. пособие. СПб., 1996.- 139 с.
  154. И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической университете) // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С.49−52.
  155. Н.А., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием: Учебн. пособие. М., 1991.-61 с.
  156. Н.К. Методические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности. Волгоград, 1998, — 184
  157. Н.К. Научный поиск в педагогике. Волгоград, 1995, — 216
  158. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: Концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов: (вопросы теории): Монография / РГПУ им. А. И. Герцена, ВГПУ. -СПб. Волгоград: Перемена, 1997. -10,5 п.л.
  159. Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: Дис.. докт. пед. наук. Волгоград, 1998.-79 с.
  160. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган:1. Зауралье, 1997. 264 с.
  161. М.П. Педагогические технологии: Теоретические основы и проектирование. СПб., 1998. — 354 с.
  162. М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПБ., 1998. — 35 с.
  163. В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-психологические проблемы образования. М., 1992. — 86 с.
  164. М.П. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. -144 с.
  165. В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 17−39.
  166. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1991.
  167. В.А., Ануфриева Д. Ю. Саморазвитие личности учителя // Магистр. 1997. — № 6. — С. 1−13.
  168. Современная дидактика: теория и практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. — 288 с.
  169. В.М. Стандарты в управлении качеством образования: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1993. — 95 с.
  170. В.М., Захарова Л. Н., Соколова В. В., Гребнев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателя: Монография. М., 1993. — 160 с.
  171. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  172. Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокуль-турной среды: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1997. — 36с.
  173. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974.- 192 с.
  174. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. (Развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 174 с.
  175. Стратегия развития образовательных систем: понятийно-терминологический словарь. М., 1993.
  176. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: (На примере естественнонаучных дисциплин): Дисс. докт. пед. наук. Челябинск, 1996. — 34с.
  177. Р.Т. Организация и руководство профессиональным самовоспитанием студентов будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -СПб., 1997.-21 с.
  178. Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск: Тез. докл. науч. конф. Волгоград: Перемена, 1997. -191с.
  179. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя: (подготовка учителя к профессиональной деятельности в условиях функционирования ГОС). Волгоград: Перемена, 1997. — 191 с.
  180. А.П. Инновационные процессы в образовании // Интеграция российского и западно-европейского опыта: Сб. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С.3−27.
  181. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дисс. докт. пед. наук. -Л., 1991.
  182. А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа. СПб., 1994.
  183. А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе// Педагогическая информатика. 1993. — № 1. — С.4−8.
  184. Учебные комплексы сегодня: О внедрении в жизнь концепции непрерывного образования: Обзор выступлений на совещании руководителей и преподавателей вузов и техникумов. Москва, 1990 / Подгот. Т. Самахвалова //
  185. Вестник высшей школы. 1990. № 7. -С.24−32.
  186. К.Д. Проект учительской семинарии // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936.
  187. Федеральная программа развития российского образования / Алексеев И. Г., Громыко Ю. В., Дмитриев Д. Б. и др. // Россия -2010. 1993. — № 2. -С.5−81.
  188. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании // Российская газета. -1996, 29 августа.
  189. Д.М. Целеполагание в техническом познании: Дисс. канд. филос. наук, Свердловск, 1985. — 202 с.
  190. О. Г. Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб, СПбГПУ, 2004. 239с.
  191. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юристъ, 1997. -512 с.
  192. Н.А. Образование. Человеческий фактор. М.: Педагогика, 1989.- 192 с. цикличности развития. М., 1989.
  193. В.А. Соотношение системного и деятельного подхода в научном познании //Вопросы методологии науки. Вып. 4. Томск, 1974.
  194. Ф.Н. Информатизация: познание, социальное управление// Филосовские очерки.- Кишинев, 1992.-96с.
  195. Н.М. Теоретические и организационно- педагогические основы инновационных процессов в системе после-дипломного образования педагогических кадров: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1997. — 47 с.
  196. А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М., 1990.-138 С.
  197. B.C. Анализ научного познания. М., 1988. — 91 с.
  198. Е.Н., Котова Н. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995.
  199. Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленностистудентов // Вопр. психологии, 1985, № 2.
  200. .Д. Введение в психологию / В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского. М., 1994. — 167 с.
  201. Н.Р. Общие основы педагогической инновации. М., 1991.
  202. П.А. Теория и практика модульного обучения. -Каунас, 1989. -432с.
  203. Системно кибернетические аспекты познания. / Сб. статей. Рига, 1985.
  204. .В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.
  205. Теоретические основы непрерывного образования // Под ред. В. Г. Онушкина. М., 1987.- с. 238.
  206. В.В. Проблемы обоснования обучения. М., 1977.- 43 с.
  207. Л. Проблемы теории обучения. М., 1984.- 256 с.
  208. В. И. Секьиритология наука о безопасности жизнедеятельности. -М.: Ось-89, 1984.-420 с.
Заполнить форму текущей работой