Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование региональной инновационной подсистемы на основе управления рисками инновационной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан комплекс мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, направленных на совершенствование региональной инновационной подсистемы, реализуемых в соответствии со стадией жизненного цикла инноваций: на этапе фундаментальных НИР — создание научных организацийстимулирование развития наукоемких производств в инновационно активных территорияхстимулирование изобретательской… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ
    • 1. 1. Понятие региональной инновационной подсистемы и ее основные элементы
    • 1. 2. Принципы формирования и развития региональных инновационных подсистем
    • 1. 3. Характеристика современного состояния инновационной подсистемы российских регионов
  • 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Риски инновационной деятельности: сущность, классификация, место в региональной инновационной подсистеме
    • 2. 2. Система управления рисками инновационной деятельности как необходимый элемент совершенствования региональной инновационной подсистемы
    • 2. 3. Комплекс мер государственной поддержки, направленных на совершенствование региональной инновационной подсистемы

Совершенствование региональной инновационной подсистемы на основе управления рисками инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В основе устойчивого экономического развития регионов России лежит инновационная направленность отраслей регионального хозяйства, создающая базу для формирования концепций и стратегий развития региона. Сегодня инновационные процессы происходят на всех стадиях воспроизводственного цикла, определяя характер и темпы экономического развития социально-экономических систем разного уровня. Однако формирование экономики, основанной на знаниях, в регионах страны пока испытывает существенные трудности, что предполагает соответствующего изменения подходов к управлению региональным развитием, прежде всего, на основе инноваций. Инновационная экономика, как новый этап экономического развития общества, базируется на формировании инновационной системы как механизме регионального развития.

Для инновационного развития регионов России необходимо обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационного процесса, должным образом обеспечить преемственность и диффузию научно-технических знаний, их доступность и возможность коммерциализации. Этому будет способствовать совершенствование региональной инновационной подсистемы как составного элемента единой национальной инновационной системы страны.

В настоящее время региональное развитие в России осуществляется в условиях нестабильной экономики, несформировавшихся в полной мере рыночных отношений, недостаточного финансирования НИОКР, недостаточной инновационной восприимчивостью территорий и отдельных субъектов хозяйствования, при чем их негативное влияние усиливается еще и под воздействием значительного предпринимательского риска (особенно в инновационной сфере). Все это требует разработки определенных мер, позволяющих нивелировать риски инновационной деятельности и реализующихся в проведении региональной инновационной политики, направленной, прежде всего, на совершенствование региональной инновационной подсистемы.

Поэтому обозначенная в диссертационном исследовании проблема совершенствования региональной инновационной подсистемы на основе управления рисками инновационной деятельности является весьма актуальной и имеет высокую практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. Среди отечественных ученых, внесших основополагающий вклад в исследование комплекса проблем современного развития России и ее регионов, необходимо выделить Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, A.B. Бузгалина, С. Ю. Глазьева, А.Г. Гран-берга, А. И. Добрынина, Ю. С. Дулыцикова, В. В. Ивантера, В. Н. Лексина, Д. С. Львова, В. Л. Макарова, П. А. Минакира, Н. Я. Петракова, А. И. Татаркина, Б. С. Хорева, А. Н. Швецова и других авторов.

Исследованию проблем формирования национальных инновационных систем и их отдельных элементов, вопросов активизации и оптимизации инновационной деятельности посвящены труды зарубежных (Д. Белла, П. Дру-кера, Б. Лундвалла, Р. Нельсона, Б. Твисса, К. Фримена, Й. Шумпетера) и отечественных ученых (Е.В. Балацкого, Н. В. Бекетова, Л. С. Бляхмана, С. Д. Валентея, А. Е. Варшавского, С. Ю. Глазьева, Л. М. Гохберга, A.A. Дагае-ва, В. В. Иванова, В. Л. Иноземцева, Г. Б. Клейнера, Б. Н. Кузыка, В. Л. Макарова, Д. С. Львова, A.A. Румянцева, А. И. Татаркина, Ю. В. Яковца и других авторов).

Методологические и методические вопросы стимулирования инновационной деятельности в регионах и формирования эффективных форм организации инновационных процессов рассматриваются в публикациях А. Н. Авдулова, К. А. Багриновского, К. И. Грасмик, A.A. Дынкина, A.A. Куклина, A.M. Кулькина, А. И. Ракитова, O.A. Романовой, Б. М. Рудзицкого, А. Ф. Суховей, В. А. Ятнова и других авторов.

Анализу состояния и проблем формирования инновационных систем мезоэкономического уровня посвящены работы А. И. Анчишкина,.

К.А.Багриновского, М. А. Бендикова, С. В. Валдайцева, С. Д. Валентея, В. В. Иванова, Н. И. Ивановой, Е. М. Коростышевской, А. И. Татаркина, А. Ф. Суховей, И. М. Головы, М. В. Новоселова, А. П. Егоршина, С. Г. Филимоновой, А. И. Косарикова и других исследователей.

Методологическим основам исследования рисков инновационной деятельности посвящены труды О. С. Белокрыловой, A.C. Гринберга, P.M. Качалова, Г. Б. Клейнера, A.A. Кудрявцева, М. Г. Лапусты, B.JI. Макарова, Н. Я. Петракова.

Несмотря на то, что к настоящему времени накоплен значительный опыт функционирования инновационных систем проблема совершенствования региональной инновационной подсистемы на основе управления рисками инновационной деятельности, по-прежнему, остается актуальной и недостаточно изученной. До сих пор не существует устоявшегося общепринятого определения региональной инновационной подсистемы, ощущается недостаточная разработанность теоретических и практических механизмов управления, рисками инновационной деятельности региона как неотъемлемого элемента системы совершенствования региональной инновационной подсистемы. Все это предопределило выбор темы диссертационной работы, цели и задач исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в формировании теоретико-методического базиса развития региональной инновационной подсистемы и разработке соответствующих направлений ее совершенствования на основе управления рисками инновационной деятельности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

— уточнить сущность региональной инновационной подсистемы и дать характеристику ее основным элементам;

— раскрыть и дополнить принципы формирования и развития региональных инновационных подсистем;

— на основе анализа современного состояния региональных инновационных подсистем в России выявить проблемы их формирования и развития;

— на основе выявления сущности рисков инновационной деятельности разработать их классификацию в зависимости от стадии жизненного цикла инновацийвыявить место рисков инновационной деятельности в региональной инновационной подсистеме;

— представить теоретические основы формирования системы управления рисками инновационной деятельности в регионе;

— разработать комплекс мер государственной поддержки, направленных на совершенствование региональной инновационной подсистемы.

Объектом исследования в диссертационной работе является региональная инновационная подсистема.

Предметом диссертационного исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе совершенствования региональной инновационной подсистемы на основе управления рисками инновационной деятельности.

Теоретической и методологической основами исследования послужили фундаментальные концепции и гипотезы, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых. При разработке теоретических положений диссертационной работы применялись методы историко-логического, структурно-функционального, экономико-статистического, функционального, эволюционного, компаративного, количественного, методы научного абстрагирования и графического моделирования. Автором использовались принципы диалектической логики, диалектика формы и содержания, явления и сущности, общего и специфического.

Содержание диссертационного исследования соответствует пунктам Паспорта ВАК РФ специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональнаяэкономикауправление инновациями): 3.6. Пространственная экономика. Пространственные особенности формирования национальной инновационной системы. Проблемы формирования региональных инновационных подсистем. Региональные инвестиционные проекты: цели, объекты, ресурсы, эффективность- 2.27. Структура, идентификация и управление рисками инновационной деятельности на разных стадиях жизненного цикла инноваций.

Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в области формирования, развития и совершенствования региональной инновационной подсистемы.

Информационной базой исследования, обеспечения доказательности положений, выносимых на защиту, достоверности выводов и рекомендаций являются статистические и аналитические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, а также монографии отечественных и зарубежных авторов по проблемам темы, статьи, опубликованные в научных изданиях и периодической печати.

Научная новизна исследования. Новизна научных результатов, полученных автором при проведении данного исследования, заключается в разработке теоретико-методических положений и научном обосновании направлений совершенствования региональной инновационной подсистемы на основе управления рисками инновационной деятельности, в частности:

По положениям, относящимся к специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика:

1. Уточнено понятие региональной инновационной подсистемы как функционально-интегрированного звена социально-экономической системы региона, обеспечивающего процесс создания, отбора и коммерциализации инноваций в результате действий субъектов инновационной деятельности, ориентирующего исследования и разработки на повышение конкурентоспособности региональной экономики, органично функционирующего в инновационном пространстве страны на сочетании самоорганизации, рыночной свободы и государственного регулирования.

2. Разработана функционально-структурная модель региональной инновационной подсистемы, раскрывающая содержательную сторону элементов инновационной подсистемы региона (генерации знаний, образования и кадрового процесса, производства инновационного продукта, инновационной инфраструктуры) и связи между ними, формирование которой обеспечит генерацию инновационной активности территорий, создаст пространство для возникновения, отбора и диффузии инноваций, а также позволит обосновать направления инновационной политики региона.

3. Предложены принципы формирования и развития региональной инновационной подсистемы: 1) преемственности (заключающийся в сохранении и передаче знаний, накопленного положительного и отрицательного опыта при формировании региональной инновационной подсистемы и реализации инновационной политики субъектов РФ), 2) ключевых компетенций (выражающийся в разработке и внедрении механизма регулирования инновационной деятельности региональными органами власти в пределах их компетенции, методической и информационной базы региональной инновационной подсистемы, подготовке специалистов соответствующего профиля), применение которых в системе с принципами целенаправленности, социальности, согласованности, комплексности, системности, адаптивности и приоритетности позволит создать эффективную инновационную подсистему региона или усовершенствовать уже функционирующую.

4. Разработан комплекс мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, направленных на совершенствование региональной инновационной подсистемы, реализуемых в соответствии со стадией жизненного цикла инноваций: на этапе фундаментальных НИР — создание научных организацийстимулирование развития наукоемких производств в инновационно активных территорияхстимулирование изобретательской деятельностина этапе прикладных НИР и ОКР — содействие формированию комплексной инновационной инфраструктурыповышение уровня патентной защищенности продукции и технологийфинансирование, в т. ч. выдача грантовпредоставление льготприобретение научно-технической продукциина этапе применения — предоставление бюджетных ссуд, выделение частичного финансирования, предоставление льгот, гарантий, поручительствна этапе эксплуатации — защита патентного рынка региона от притока на них зарубежных патентовпредоставление бюджетных ссуд, льгот, гарантий и поручительств.

По положениям, относящимся к специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями:

5. Разработана классификация рисков инновационной деятельности в зависимости от жизненного цикла инноваций. Выделены следующие виды риска инновационной деятельности: на этапе НИР — технический и маркетинговыйна этапе ОКР — риск, связанный с финансовым состоянием реципиента и риск, связанный с финансовым состоянием инвестора и его целями на рынкена этапе применения — коммерческий, риск снижения объемов продаж, риск снижения чистой прибыли, риск снижения продажной ценына этапе эксплуатации — риск роста затрат вследствие низкого качества инновационного продукта.

6. Предложена система управления рисками инновационной деятельности в регионе, включающая совокупность взаимосвязанных элементов (субъектов и объектов управления, функции, формы, методы и средства воздействия на региональную инновационную подсистему, нормативно-законодательную базу и институциональные структуры, а также экономические отношения, связи, денежные ресурсы и потоки), что предполагает воздействие на внешнюю и внутреннюю среду инновационной деятельности региона, позволяющее видоизменить ее, нивелировать влияние неблагоприятных факторов, совершенствовать региональную инновационную подсистему. I.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость результатов диссертационной работы заключается в развитии теории региональной экономики и управления инновациями. Представленные теоретические выводы и предложения, авторское исследование проблем совершенствования региональной инновационной подсистемы на основе управления рисками инновационной деятельности направлены, прежде всего, на теоретические обоснование и практическое решение актуальных задач в сфере регионального управления инновациями. Они могут послужить исходным материалом для дальнейших исследований, направленных на совершенствование механизма управления инновационным развитием региона в целом.

Сформулированные в работе теоретические положения и выводы могут быть применимы в преподавании ряда экономических дисциплин, в частности «Региональная экономика», «Региональная политика», «Управление инновациями».

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в возможности использовать полученные в работе рекомендации в деятельности федеральных и региональных органов власти при разработке направлений совершенствования инновационной подсистемы вверенных им территорий:

— предложенные функционально-структурная модель региональной инновационной подсистемы и система управления рисками инновационной деятельности в регионе могут быть использованы федеральными и региональными органами власти при разработке и корректировке стратегий социально-экономического и/или инновационного развития региона, а также при определении направлений инновационной политики региона;

— разработанный комплекс мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, направленных на совершенствование региональной инновационной подсистемы, может быть использован в практической деятельности органов федерального и регионального уровня власти при разработке и корректировке концепции региональной инновационной политики, а также стратегий социально-экономического развития региона.

Апробация результатов исследования. Предлагаемые теоретические выводы и практические рекомендации по исследуемой проблеме обсуждались на кафедре экономической теории и национальной экономики Академии экономики и управления Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Теоретические выводы, содержащиеся в диссертации, внедрены в процесс преподавания курсов экономических дисциплин в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина, что подтверждено документально.

Кроме того, основные научные положения, результаты и выводы, методические рекомендации соискателя докладывались на научных и научно-практических конференциях различного уровня.

Практические рекомендации, в том числе: авторский подход к формированию системы управления рисками инновационной деятельности региона, а также некоторые рекомендации по совершенствованию элементов региональной инновационной подсистемы используются в деятельности Администрации г. Липецка, что подтверждено справкой о внедрении.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 8 работ общим объемом 19,7 п.л. (авт. объем — 12,4 п.л.), в том числе две статьи в изданиях, рекомендованных ВАК общим объемом 1,3 п.л. (авт. объем — 1,0 пл.).

Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов и рекомендаций, списка используемых источников, приложений.

ВЫ 1ЮДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы.

Во-первых, региональная инновационная подсистема представляет собой функционально-интегрированное звено социально-экономической системы региона, обеспечивающее процесс создания, отбора и коммерциализации инноваций в результате действий субъектов инновационной деятельности, ориентирующее исследования и разработки на повышение конкурентоспособности региональной экономики, органично функционирующее в инновационном пространстве страны на сочетании самоорганизации, рыночной свободы и государственного регулирования.

Инновационная подсистема региона включает в себя совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности региона, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность при наличии необходимых инструментов поддержки (правовых, финансовых, социальных и др.) со стороны государства и частного сектора экономики.

Формирование региональной инновационной подсистемы предполагает создание благоприятной экономической и правовой среды, прежде всего создание правовых условий для трансфера научных разработок и технологий в производство и эффективной финансовой поддержки инновационной деятельности (трансфера технологий) — формирование и развитие инфраструктуры инновационной подсистемыподготовку кадров для инновационной деятельности, а также совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок, что требует активного государственного вмешательства в инновационную сферу региона.

Во-вторых, в ходе диссертационного исследования было выявлено, что не существует типовой структуры региональной инновационной подсис.

176 темы. В каждом регионе, где формируются и развиваются региональные инновационные подсистемы, имеется набор различных элементов, входящих в ее состав. Однако все региональные инновационные подсистемы должны включать четыре базовых элемента: генерация знаний, образование и кадровый процесс, производство инновационного продукта, инновационная инфраструктура.

Для обеспечения генерации инновационной активности территорий, создания пространства для возникновения, отбора и диффузии инноваций, а также обоснования направлений инновационной политики региона необходима функционально-структурная модель региональной инновационной подсистемы, раскрывающая содержательную сторону элементов инновационной подсистемы региона (генерации знаний, образования и кадрового процесса, производства инновационного продукта, инновационной инфраструктуры) и связи между ними. Данная модель основана на синергизме познавания и прагматичности. С одной стороны как познавательная модель она используется для исследования инновационных процессов в экономике региона, с другой — как прагматическая — применяется в качестве инструмента реализации региональной инновационной политики.

В-третьих, формирование и функционирование региональной инновационной подсистемы — сложный процесс, осуществление которого требует реализации определенных принципов, главными из которых предлагается с, читать принципы целенаправленности, социальности, согласованности, комплексности, системности, адаптивности, приоритетности, преемственности и ключевых компетенций. Применение данных принципов в системе позволит создать эффективную инновационную подсистему региона или усовершенствовать уже функционирующую.

В-четвертых, в ходе проведенного в диссертационной работе анализа инновационной деятельности в регионах России был выявлен ряд проблем их инновационного развития. Среди них: физическое и моральное старение материально-технической базы научных учрежденийнедостаточное финанси.

177 рование фундаментальной и прикладной наук в наукоемких и передовых отрасляхнизкая оплата труда и недостаток молодых специалистов в среде научного персонала, занятого исследованиями и разработкаминизкий удельный вес затрат на технические инновации в объеме отгруженной продукциинизкая конкурентоспособность отечественной продукции материальной сферы на мировых рынкахнарастание технологического отставания от экономически развитых страндезинтеграция регионов по объему инвестиций в основной капитал по отношению к уровню инновационной деятельностинедостаточно детализированная разработка концепции инновационного развития регионов, прежде всего, старопромышленныхнеэффективная государственная инновационная политика в отношении макротехнологийнедостаточная разработка теории управления инновационными процессами. Все это обуславливает проблемы формирования и развития инновационных подсистем конкретных территорий: несовершенство правовой среды инновационной деятельности, прежде всего трансфера технологий, несовершенство инновационной инфраструктуры, нехватку квалифицированных кадров для инновационной деятельности, отсутствие эффективных механизмов государственного содействия коммерциализации и диффузии инноваций.

В-пятых, в ходе проведенного исследования было установлено, что риск в инновационной деятельности региона возникает в силу существования неопределенности внешних условий и внутренней реализации процессов функционирования субъектов инновационной деятельности. Риски инновационной деятельности возникают, как правило, в следующих ситуациях: при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимисяпри создании нового товара или услуги на старом оборудованиипри производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии.

Инновационная деятельность имеет свои специфические особенности, игнорирование которых связано с необратимыми негативными последствиями. Поэтому для разработки обоснованных направлений совершенствования.

178 региональной инновационной подсистемы важное значение приобретает управление рисками инновационной деятельности, которое целесообразно осуществлять в зависимости от типа риска и стадии жизненного цикла инно * вации. Так были выделены следующие виды риска инновационной деятельности: на этапе НИР — технический и маркетинговыйна этапе ОКР — риск, связанный с финансовым состоянием реципиента и риск, связанный с финансовым состоянием инвестора и его целями на рынкена этапе применениякоммерческий, риск снижения объемов продаж, риск снижения чистой прибыли, риск снижения продажной ценына этапе эксплуатации — риск роста затрат вследствие низкого качества инновационного продукта.

В-шестых, под системой управления рисками инновационной деятельности в регионе понимается совокупность ресурсов, методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на риски инновационной деятельность региона,' применяемых органами федерального и регионального управления для нивелирования влияния неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды инновационной деятельности. Главной целью системы управления рисками инновационной деятельности в регионе является обеспечение его успешного функционирования в условиях риска и неопределенности. Это означает, что даже в случае возникновения экономического ущерба по отдельным проектам и программам реализация мер по управлению риском должна обеспечить региону возможность продолжения реализации программы, стабильности и устойчивости соответствующих денежных потоков, поддержания прибыльности проектов, а также достижения прочих целей.

Система управления рисками инновационной деятельности в регионе, включает совокупность взаимосвязанных элементов (субъектов и объектов управления, функции, формы, методы и средства воздействия на региональную инновационную подсистему, нормативно-законодательную базу и институциональные структуры, а также экономические отношения, связи, денежные ресурсы и потоки). В целом процесс управления рисками инновационной деятельности в регионе предполагает воздействие на внешнюю и.

179 внутреннюю среду инновационной деятельности, позволяющее видоизменять ее, нивелировать влияние неблагоприятных факторов, выявленных в результате мониторинга, создавать благоприятные условия для достижения поставленных целей.

Важной и неотъемлемой частью системы управления рисками инновационной деятельности в регионе (обязательно в неразрывном единстве и наравне с процессом совершенствования региональной инновационной подсистемы) остается создание эффективной инновационной инфраструктуры, которая является необходимым (хотя и недостаточным при одновариантно-сти) условием активизации инновационной деятельности, снижения уровня ее рискованности.

В седьмых, для формирования эффективной региональной инновационной подсистемы и ее последующего совершенствования необходим системный подход, который предусматривает создание благоприятной экономической и правовой среды, построение инновационной инфраструктуры региона, совершенствование механизмов коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок, чего невозможно добиться без государственного содействия. Поэтому в диссертационной работе разработан комплекс мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, направленных на совершенствование региональной инновационной подсистемы, реализуемых в соответствии со стадией жизненного цикла инноваций: на этапе фундаментальных НИР — создание научных организацийстимулирование развития наукоемких производств в инновационно активных территорияхстимулирование изобретательской деятельностина этапе прикладных НИР и ОКР — содействие формированию комплексной инновационной инфраструктурыповышение уровня патентной защищенности продукции и технологийфинансирование, в т. ч. выдача грантовпредоставление льготприобретение научно-технической продукциина этапе применения — предоставление бюджетных ссуд, выделение частичного финансирования, предоставление льгот, гарантий, поручительствна этапе.

180 эксплуатации — защита патентного рынка региона от притока на них зарубежных патентовпредоставление бюджетных ссуд, льгот, гарантий и поручительств.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, в диссертационной работе сформирован теоретико-методический базис развития региональной инновационной подсистемы и разработаны соответствующие направления ее совершенствования на основе управления рисками инновационной деятельности.

Проведенный анализ содержания рисков любой природы дает возможность сделать заключение о наличии информационной составляющей в любом риске. Это утверждение полностью распространяется и на экономические риски. Отсюда следуют выводы:

1) при анализе любого экономического риска необходимо рассматривать информационные риски, которые являются возможными причинами и факторами экономических рисков;

2) управление экономическими рисками должно предполагать управление и информационными рисками.

Часть экономических рисков, по существу, является полностью информационными рисками. К ним относятся, например, управленческий, инвестиционный, инновационный риски.

Итак, беря во внимание все вышесказанное, считаем возможным предложить свою трактовку понятия риска инновационной деятельности, под которым мы будем совокупный результат принятия решений СИД по целенаправленному изменению соотношения возможных потерь/доходов в среде информационной неопределенности инновационной деятельности при анализе ее всеобъемлющих характеристик на основе управляющих воздействий.

Обосновав ресурсный характер рисков инновационной деятельности, мы приходим к закономерному выводу о том, что риски необходимо не минимизировать, а грамотно управлять ими с целью использования их ресурс-• ного потенциала.

Как было отмечено ранее, риск в инновационной деятельности региона возникает в силу существования неопределенности внешних условий и внутренней реализации процессов функционирования субъектов инновационной деятельности. Риски инновационной деятельности возникают, как правило, в следующих ситуациях: при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимисяпри создании нового товара или услуги на старом оборудованиипри производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии.

Инновационная деятельность имеет свои специфические особенности, игнорирование которых связано с необратимыми негативными последствиями. Поэтому для разработки обоснованных направлений совершенствования региональной инновационной подсистемы важное значение приобретает управление рисками инновационной деятельности. Однако, прежде чем говорить об управлении рисками инновационной деятельности, необходимо понять, какие риски возникают на той или иной стадии жизненного цикла инноваций. С этой целью в систематизируем существующие типологии рисков инновационной деятельности и предложим авторская классификация, основанную на группировке рисков в зависимости от стадии жизненного цикла инноваций.

Зачастую жизненный цикл инновации определяют как время от момента обоснования необходимости ее создания до момента наступления нецелесообразности дальнейшей ее эксплуатации.

Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются риски инновационной деятельности, представленные в табл. 9.

Группировка рисков данным образом дает наглядную картину наиболее значимых рисков инновационной деятельности в зависимости от стадии жизненного цикла инновации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» (принят Государственной Думой 1 декабря 1999 г.).
  2. Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ.
  3. Закон РФ от 22 декабря 2004 г. № 147−03 «О программе социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года».
  4. Закон РФ «О Российской корпорации нанотехнологий» от 19.08.2007 N 1Э9-ФЗ.
  5. Закон РФ от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Российская газета. — 2005. № 162.
  6. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации 05.08.2005 № 2473п-П7 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года».
  8. Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
  9. Положение Минобразования РФ от 20 апреля 1999 года «Об университетском технопарке».
  10. Приказ Минобразования РФ от 6 июня 2000 г. № 1705 «О концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001−2005 годы».
  11. Приказ Минэкономики РФ от 22 июня 1998 г. № 237 «О создании банка данных высокоэффективных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и инновационных проектов».
  12. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Приняты Советом безопасности, Госсоветом РФ, Советом при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 30 марта 2002 г.
  13. Закон Липецкой области от 10 сентября 2005 г. № 1336 «Об особых экономических зонах регионального уровня».
  14. Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 19 декабря 2006 г. № 60-пс «О проекте закона Липецкой области «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года»».
  15. Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 25 августа 2005 г. № 928-пс «О Программе развития и использования научноIтехнического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005−2010 годы».
  16. Проект Межведомственной и региональной программы формирования и развития инновационной инфраструктуры на 2004—2006 гг. // http:// www.extech.ru/se/innov/ department/progr.php
  17. A.A. Проблемы развития экономики регионов. Системные проблемы России. Путь в 21 век. Стратегия. Проблемы. Перспективы развития Российской экономики / А. Г. Гранберг, Б. М. Штульберг. М.: Экономика, 1999.
  18. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989.
  19. В.М. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе / В. М. Аныпин, С. А. Филин. М., 2003.
  20. Э. Наука, технологии, инновации, бизнес. Англорусский глоссарий / Э. Армстронг, В. Киселев (сост.). М., 2001.
  21. Р.Д. Информация и риск в маркетинге: пер. с англ. / Р. Д. Баззел, Д. Ф. Кокс, Р. В. Браун / под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финстатинформ, 1993.
  22. К.В. Управление рисками / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  23. М. Национальные инновационные системы: основные понятия и приложения. Аналитический центр по научной и промышленной политике. М., 1999. // http://www.shkr.ru/shkr/analitics/5.rtf
  24. Т. Хозяйственный риск и методы его изучения / Т. Бачкаи, Д. Месена. М.: Экономика, 1979.
  25. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  26. И.В. Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010. Вып. 3(83). С. 18.
  27. И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: УРСС, 1997.
  28. Ю.С., Винокуров В. И. Сравнительный анализ научно-технического и инновационного развития субъектов Российской федерации. Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН, 2007.
  29. И.И. Региональная инновационная политика. Новополоцк: Полоцкий гос. ун-т, 2000.
  30. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. -Изд. 3-е. — М.: Сов. энциклопедия, 1975. Т. 20.
  31. Большой советский энциклопедический словарь. — М., 1980.
  32. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1999. — С. 705.
  33. Н.Д. Стохастическая оптимизация риска как ресурса в экономических системах/ Н. Д. Бублик, И. И. Голичев, С.АГорбатков. Уфа: Изд-во Башкир, ун-та, 2000.
  34. Н.Д. Управление инновационными рисками при разработке наукоемких систем (проблемы, теория, практика): автореферат, дис.. д-ра экон. наук/ Бублик Н. Д. М., 2002.
  35. В.В. Формирование многоуровневой системы управления инновационно-инвестиционной деятельностью в РФ (инновационный проект) / В. В. Бузырев, А. Д. Кот, С. Н. Стрижков // Проблемы современной экономики. 1999. № 2(6).
  36. М. Национальные инновационные системы: основные понятия и положения //http://www.biz.nnov.ru
  37. В.П. Рискология. Управление рисками / В. П. Буянов, К. А. Кирсанов, Л. М. Михайлов. М.: Экзамен, 2003.
  38. В.Д., Миндели Л. Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования. М.: ЦИСН, 2010.
  39. В.Н. Управление риском в рыночной экономике / В. Н. Вяткин, В. А. Гамза. М., 2002.
  40. Е.Т. Аномалии экономического роста / Е. Т. Гайдар. М.: Евразия, 1997.
  41. В.В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. М.: Изд-во ТОО НПЦ «Крылья», 2006.
  42. О.Г. Национальная инновационная система России. Состояние и пути ее развития. М.: Наука, 2006.
  43. Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. № 3.
  44. В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М.: Дело и сервис, 1999.
  45. С.И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. М.: МСХА, 1994.
  46. В.В. Национальная инновационная система и инновационная экономика: проблемы построения и развития. Томск: Томский политехнический университет, 2006.
  47. А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5.
  48. И.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок / И. Г. Дежина, В. Г. Салтыков. М.: ИЭПП, 2004.
  49. И.Г. Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок / И. Г. Дежина, Б. Г. Салтыков. М.: ИЭПП, 2004.
  50. П. Бизнес и инновации. Innovation and Entrepreneurship. М.: Вильяме, 2007.
  51. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.:1992.
  52. A.M., Лагоша Б. А., Хрусталев Е. Ю. Моделирование рисковой ситуации в экономике и бизнесе. М.: Финансы и статистика, 1999.
  53. А.В. Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике: ресурсный подход. Курск: РОСИ, 2000.
  54. А. Классификация рисков // Риск. 1996. № 6−7.
  55. В. Актуальные проблемы формирования Российской инновационной системы / В. Иванов. // сайт «Инновации-Инвестиции-Индустрия». http://www.3i.ru/print.asp?obno=218
  56. Н. Инновационная сфера: контуры будущего / Н. Иванова // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8.
  57. Н. Национальные инновационные системы / Н. Иванова // Вопр. экономики. 2001. № 7.
  58. Н. Национальные инновационные системы / Н. Иванова. М.: Наука, 2002.
  59. Н. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
  60. , Н.Д. Риск невостребованности продукции: анализ влияния материальных ресурсов. // Экономика и коммерция. 1997. № 1.
  61. Инновационная деятельность. Термины и определения. — Мн.: Госстандарт Республики Беларусь, 2005
  62. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Вып. 1. Анализ мирового опыта формирования и функционирования инновационных систем в контексте развития российской национальной модели. М.: Изд-во РУДН, 2002.
  63. Инновационное развитие региона / под ред. В. М. Юрьева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004.
  64. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Рук. авт. колл. B.JI. Макаров, А. Е. Варшавский. М.: Наука, 2004.
  65. B.JI. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их экономические следствия. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  66. Е.В. Количественная оптимизация инновационной инфраструктуры региона фактор снижения рискованности // Экономика и управление. 2005. № 3 (20).
  67. Е.В. Управление рисками инновационной деятельности в регионе. Тамбов, 2007.
  68. P.M. Управление риском производственных систем // Экономика и математические методы. 1997. Т. 33. Вып. 4.
  69. Дж. Общая теория занятости процента денег // В кн.: Мальтус К., Кейнс Д., Ларин Ю. Антология экономической классики. М.: Эконов-Ключ, 1993.
  70. В.Ж. Инновационная система России (формирование и функционирование). М.: УРСС, 2003.
  71. Л.Г. Основы инновационного предпринимательства: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Кирьяков, В. А. Максимов / под общ. ред. Л. Г. Матвеевой. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  72. Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, P.M. Качалов. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997.
  73. Г. Б. Как управлять риском. Серия статей / Г. Б. Клейнер, В. Б. Леонтьев // Экономика и жизнь. 1993. № 4, 8, 16, 21, 24.
  74. Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
  75. Д.И. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный / Д. И. Кокурин, И. П. Николаева, В. М. Шепелев, Г. Д. Ковалев. М.: Юнити-Дана, 2003.
  76. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000−2015 гг. М.: Наука, 2000.
  77. .В. Совершенствование инструментов инвестиционно-инновационного процесса формирования устойчивого развития региона в Липецкой области / Ж. В. Корнева, Е. В. Иода. Липецк: ЛЭГИ, 2006.
  78. К. Все об инвестициях и инновациях. Бизнес-справочник / К. Кристенсен, М. Рейнор. М.: АФОН, 2005. Сер.: Библиотека журнала «Инвестиции и Управление».
  79. Л.Г. Инновационные стратегии в переходной экономике. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1998.
  80. А. Нам бы ваши инновации. / А. Кунов, И. Шульга // Политический журнал. 2005. № 2 (53). 24 янв.
  81. Л.В. Стабильно-динамичные регионы в контексте стратегии инновационного прорыва: концепция формирования и проблемы развития. Тамбов: Издательский дом II У им. Державина, 2008.
  82. В.И. Инновационность хозяйственных систем / В. И. Кушлин, А. Фоломеев, А. З. Селезнев, Е. К. Смирницкий. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  83. .А., Хрусталев Е. Ю. Методы и задачи моделирования рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. М.: МЭСИ, 1992.
  84. М.Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 1998.
  85. Ю.Г. Цикл работ по исследованию региональных систем: обзор / Ю. Г. Липец // Региональные системы. 1983. № 3.
  86. Л.М. Управление предпринимательскими рисками. М.: Дело и Сервис, 2006.
  87. А. Теоретические аспекты моделирования инновационных процессов в экономике / А. Марков, В. Гончаров // Общество и экономика. 2004. № 3.
  88. В.Г. Инновационное предпринимательство / В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  89. М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори / общ. ред. Л. И. Евенко. М.: Дело, 1992.
  90. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Теринвест, 1994.
  91. Методология комплексных исследований социально-экономических систем: Сборник трудов. М.: ВНИИСИ, 1980. Вып. 1.
  92. Е.В., Снегирев Г. В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание // Собственность и рынок. 2004. № 7.
  93. Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. 1994.1. Вып.5.
  94. Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003.
  95. Наука России в цифрах. Статистический сборник. — М.: ЦИСН, 2009.
  96. Научно-технологическая безопасность регионов России: методологические подходы и результаты диагностирования / А. И. Татаркин, Д. С. Львов, A.A. Куклин, А. Л. Мызин, В. Я. Буланов, К. Б. Кожов, А. Ю. Домников. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.
  97. P.M. Национальная инновационная система России. Проблемы становления и развития. — СПб.: Ленанд, 2006. — Вып. V. -Сер.: Проблемы информационной экономики.
  98. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
  99. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу
  100. К.Ю. Введение в стохастическую теорию управления. М.: Мир, 1973.
  101. К.И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практика. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
  102. М. Конкуренция / М. Портер. М.: ИД «Вильяме», 2003.
  103. А.И. Нововведение: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989.
  104. Проблемы формирования государственной инновационной политики в области охраны интеллектуальной собственности // Инновации. 2003. № 8.
  105. .А. Предпринимательство и риск. М.: Знание, 1992.
  106. М.В. Управление рисками инновационной деятельности / М. В. Романова // Финансы и кредит. 2001. № 1.
  107. Э. Технологии, теория инноваций и процесс их реализации. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. Хрестоматия / Э. Роудс, Д. Видд / общ. ред. Н. М. Фонштейн. М.: АНХ, 1999.
  108. B.C. Инновационный менеджмент: теория и практика. Мн.: БГУ, 2002.
  109. А. Некоторые проблемы формирования национальной инновационной системы России // Информационные ресурсы России. 2003. № 6. http://www.kcnti.ru/76/04.html
  110. . Инновация как средство экономического развития: пер. с венг. / Б. Санто. — М.: Прогресс, 1990.
  111. Л. Кому улыбается прибыль // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 1998. № 2−3-4.
  112. Современный словарь иностранных слов. М., 2001.
  113. Д.Д. Предпосылки анализа и формирование инновационной политики / Д. Д. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанова. СПб.: ГУЭФ, 1997.
  114. А. Инновационные приоритеты развития // Экономист. 2004. № 5.
  115. В.В. Инновации в России: иллюзии и реальность / В. В. Стасев, А. Ю. Забродин, Е. А. Черных. М.: Гриф и К°, 2006.
  116. , Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
  117. , М.Ф. Город и район: регулирование комплексного развития. М.: Экономика, 1980.
  118. Технопарк: описание элемента инфраструктуры инновационной деятельности. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. М., 2006.
  119. Технопарки: организация и управление: пер. с англ. / науч. ред. В. Е. Шукшунов. М.: Изд-во МЭИ, 1997.
  120. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. -М.: АНХ: Центр коммерциализации технологий, 1999. Сер.: Теория и практика коммерциализации технологий.
  121. , Л.Н. Риски в экономике. М.: Юнити-Дана, 2002.
  122. Управление инновациями. Становление и развитие малой технологической фирмы. М.: АНХ- Центр коммерциализации технологий, 1999.
  123. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт. коллект.: Д. С. Львов, А.Г. Поршнев- Гос. ун-т управ., отд-ние экономики РАН. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002.
  124. М. Анализ выбора в условиях риска / М. Фридемен, Л. Сэвидж//Российский экономический журнал. 1993. № 3.
  125. В. Инновации как фактор технологического роста / В. Фриндлянов, Р. Некрасов, С. Остаток // Общество и экономика. 1999. № 7, 8.
  126. A.A. Управление инновациями: в 3 кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов: учеб. пособие / A.A. Харин, И. Л. Коленский / под ред. Ю. В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003.
  127. , Г. А. Региональные аспекты инновационной деятельности / Г. А. Хмелева, Е. В. Иода. Самара: Изд-во Самар. гос. техн. унта, 2005.
  128. , Г. Научно-техническая и инновационная деятельность в машиностроении / Г. Хорошилов // Экономист. 1999. № 11.
  129. Н.В. Управление риском. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  130. В.В. Управление развитием региона: проблемы и задачи стратегического планирования // Вестник Тамбовского университетаэ Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 2 (58).
  131. С.И. Теория риска и методы его оценки / С. И. Цецаркина. Красноярск ГАЦМиЗ, 1997.
  132. A.A. Теория и практика страхования инновационных рисков / A.A. Цыганов, Ю. В. Грызенкова. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  133. В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности / В. В. Черкасов. М.: Изд-ва Рефл-бук- Ваклер, 2002.
  134. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой / Ю. И. Черняк. М. 1975.
  135. Э.О., Сидоров М. А. Управление рисками и устойчивое развитие. М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1992.
  136. В.А. Функционально-стоимостной анализ в условиях перехода к рыночной экономике. — Донецк: ООО"Лебедь», 1997.
  137. A.C., Шапкин В. А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 20 006
  138. C.B. Принципы управления инновационной деятельностью // ИнВестРегион. 2009. № 1.
  139. П. Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2.
  140. А.Г. Теория риска. Выбор при неопределенности и моделирование риска. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005.
  141. В.Е. Ассоциация «Технопарк» и проблемы высшей школы // Материалы первой Орловской межрегион, науч.-практ. конф. 25−26 нояб. 1997 г. Аналитический вестник. М., 1998. № 9 (76).
  142. Эволюционный подход к переходной экономике / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: ИЭ РАН, ЦЭМИ РАН, 1995. 706с.
  143. , У.Р. Введение в кибернетику / У. Р. Эшби. М.: ИЛ, 1959.
  144. О.Н. Модернизация России в свете концепции «общества риска» // Куда идет Россия? общее и особенное в современномразвитии / О. Н. Яницкий / под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Интерцентр, 1997.
  145. О.Н. Экологическая политика в «обществе всеобщего риска» / О. Н. Яницкий // Евразия. Природа и люди. 1997. № 2−3.
  146. Ф. Эпоха инноваций. Как заниматься бизнесом творчески постоянно, а не от случая к случаю / Ф. Янсен. М.: ИНФРА-М, 2002.
  147. Economic approaches to innovation / Ed.: S. Dowrick. Aldershot- Elgar, 1995.
  148. Freeman C. The National System of Innovation in Historical Perspective. Cambridge Journal of Economics. 1995. № 1. Vol. 19.
  149. National Innovation Systems. P.: OECD, 1997.
  150. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning / Edited by B.-A. Lundvall. London: Pinter Publishers, 1992.159. www.gks.ru
Заполнить форму текущей работой