Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Территориально-отраслевая оценка формирования и использования финансовых ресурсов региона: На примере Республики Коми

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление финансами за десять лет реформ претерпело кардинальные изменения. Изменилась система формирования и использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, муниципалитетов и регионов. Существенные перемены наблюдаются и в распределении (перераспределении) финансовых средств по уровням государственного и хозяйственного управления. Все это обусловлено переходом страны на рыночные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
    • 1. 1. Содержание и функции финансов
    • 1. 2. Финансовая система России и ее регионов
    • 1. 3. Роль финансовой системы в региональном воспроизводстве
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
    • 2. 1. Этапы реформирования межбюджетных отношений
    • 2. 2. Государственные и муниципальные финансы
    • 2. 3. Роль топливного сектора в формировании финансового потенциала региона
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ТОПЛИВНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
    • 3. 1. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов топливного сектора
    • 3. 2. Инвестиционные ресурсы топливного сектора
    • 3. 3. Финансовый анализ нефтедобывающей отрасли региона

Территориально-отраслевая оценка формирования и использования финансовых ресурсов региона: На примере Республики Коми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Динамичное развитие народного хозяйства России в значительной мере зависит от состояния финансовой системы, от форм и методов ее влияния на социально-экономические процессы.

Управление финансами за десять лет реформ претерпело кардинальные изменения. Изменилась система формирования и использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, муниципалитетов и регионов. Существенные перемены наблюдаются и в распределении (перераспределении) финансовых средств по уровням государственного и хозяйственного управления. Все это обусловлено переходом страны на рыночные отношения, формированием основ экономического и финансового федерализма, а потому было вполне ожидаемо. Однако финансовое реформирование шло с заметным отставанием от нововведений в области политики, экономики и социальной сферы. Оно зачастую проявлялось как запоздалая реакция на возникающие проблемы в хозяйствовании, государственном и муниципальном управлении. Кроме того, реформа двигалась сверху вниз, тогда как движение снизу вверх было заторможено, то есть не было четкой регламентации отношений с учетом интересов всех сторон. Поэтому чрезмерное напряжение в сфере финансовых отношений оказалось неожиданным. В очень короткий срок предприятия потеряли оборотные средства, возникли неплатежи и бартер, утратила свою изначальную роль амортизация, резко снизилась рентабельность продукции и т. п. В этих условиях федеральный бюджет выбрал своеобразную форму защиты: он более чем наполовину стал формироваться за счет косвенных, причем сравнительно легко собираемых, налогов (НДС, таможенных сборов, акцизов и т. д.) Региональные же бюджеты были «прикреплены» к налогам на прибыль, доходы населения, земельные ресурсы, доходам от имущественных комплексов — к тому, что определяет эффективность экономики, то есть к весьма неустойчивому в условиях кризиса источнику.

Сырьевые регионы, в том числе северные, первую точку опоры нашли в топливно-энергетическом секторе хозяйства. Стабилизации регионального развития во многом способствовали природно-ресурсные платежи в бюджет (на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предусмотренные лицензированием прав на разведку и освоение месторождений полезных ископаемых, плата за недра, экологические взносы), налоги на прибыль нефтедобывающих предприятий, на горюче-смазочные материалы. Постепенно складывалась система позитивных отношений между федеральным и региональными бюджетами. Проблемная ситуация стала фиксироваться в связи с усилением централизации межбюджетных отношений и недостатков рентной политики. Однако вместо того, чтобы эти недостатки устранить на основе научных рекомендаций, федеральное правительство предприняло шаги к отлучению сырьевых регионов от доходов на ресурсы, расположенные на их территориях. Вопрос об экономической базе регионального развития вновь становится открытым.

Проблема нестабильности финансово-экономической основы сырьевых регионов и ярко выраженная специфика ее формирования, обусловленная слабо диверсифицированной экономикой, вызывают необходимость разработки особого подхода к ее исследованию. Суть данного подхода состоит в изучении источников и механизмов базовых компонентов финансовой системы — бюджетного и «хозяйственно-отраслевого» — с акцентом на средства преобладающего сектора экономики, и синтезе обоих направлений в комплексную территориально-отраслевую оценку формирования и использования финансовых ресурсов региона.

Степень разработанности темы. Управление финансами и финансово-экономическими отношениями достаточно глубоко и всесторонне изучено и освещено в отечественной финансовой и экономической науках.

Общая теория финансов и конкретные аспекты финансово-экономических отношений предприятий и отраслей народного хозяйства рассматривались в работах Д. Аллахвердяна, А. Бабича, И. Балабанова, Л. Дробоздиной, И. Злобина, Д. Молякова, Л. Павловой, Г. Поляка, Н. Сычева, И. Шера, А. Шеремета, М. Яндиева и др.

Проблемам налогово-бюджетных взаимоотношений и роли механизма кредита в формировании финансовых ресурсов посвящены работы Н. Бар-ковского, А. Бирмана, В. Геращенко, В. Иваницкого, О. Лаврушина, Н. Максимовой, В. Панскова, И. Подпориной, А. Лаврова, В. Лексина, М. Романовского, В. Рудько-Силиванова, В. Христенко, А. Швецова, Т. Юткиной и др.

Изучением методов управления, развития, налогового регулирования и стимулирования ресурсопользования вообще и нефтегазового сектора в частности, занимаются А. Калинина, С. Кимельман, В. Крюков, Е. Мелехин, В. Нусратуллин, В. Орлов, Ю. Разовский, А. Токарев и др.

Исследования теоретических и прикладных проблем финансово-экономического развития северных регионов, и в т. ч. Республики Коми, нашли отражение в работах С. Болотова, Ю. Гаджиева, Т. Дмитриевой, Е. Егорова, В. Жиделевой, В. Иванова, Г. Князевой, В. Лаженцева, Ю. Новикова, А. Пилясова, В. Селина, Ю. Спиридонова, В. Фаузера, А. Шихвердиева и др.

Несмотря на значительное число теоретических и прикладных исследований по данной тематике, до сих пор остаются недостаточно проработанными вопросы формирования и использования финансовых ресурсов на предприятиях и отраслях топливного сектора под углом зрения их участия в региональном расширенном воспроизводстве.

В данной работе предпринята попытка восполнить указанные пробелы.

Объектом исследования являются финансовые ресурсы территориальных бюджетов и топливного сектора хозяйства Республики Коми.

Предмет исследования — денежные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов на уровне субъекта Федерации.

Цель и задачи исследования

Цель работы состоит в комплексной оценке параметров и механизмов формирования бюджетных и отраслевых финансовых ресурсов в регионе с преобладанием топливного сектора.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

— изучить теоретико-методологические основы формирования и использования финансовых ресурсов региона, раскрыть сущность понятия «финансы», определить их структуру и элементы;

— определить этапы реформирования межбюджетных отношений и место территориальных бюджетов в перераспределении финансовых ресурсов, тенденции изменения структуры их доходной и расходной частей;

— установить роль и выявить основные механизмы участия топливного сектора в формировании финансового потенциала Республики Коми;

— раскрыть особенности источников формирования и направления использования финансовых ресурсов топливного сектора;

— проанализировать тенденции и предпосылки формирования инвестиционного потенциала топливного сектора;

— оценить финансовое состояние нефтедобывающих предприятий региона.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды классиков теории финансов и экономической теории, отечественных и зарубежных экономистов и ученых по теории и практике регулирования экономического развития региона, эффективности функционирования минерально-сырьевого сектора, специалистов в финансовой и налоговой сферах, работы по методологии деятельности и размещению производительных силзаконодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Коми.

Широкое использование общенаучных методологических подходовсистемно-структурного, структурно-функционального, макрои микроэкономического анализа, методов экономической статистики, балансового метода — позволило наиболее полно организовать научный поиск для решения поставленных задач.

Информационную базу исследования составили материалы Государственного комитета по статистике Республики Коми, Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Коми, Министерства экономического развития и Министерства финансов Республики Коми, других министерств и ведомств. В диссертации также использованы бухгалтерские балансы предприятий нефтяной промышленности Республики Коми за 1998;2000 гг.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в приоритетной постановке и решении задач территориально-отраслевой оценки формирования, распределения и использования финансовых ресурсов региона с преобладанием топливного сектора, обусловленной особенностями социально-экономического развития территории.

Изучение конкретных финансовых отношений позволило получить следующие результаты, имеющие научную новизну и представляющие предмет защиты:

— на основе исторического подхода к изучению отечественных теорий финансов определены методологические основы, разработаны и реализованы на практике методические положения территориально-отраслевой оценки финансовых ресурсов региона;

— доказано, что эволюция развития системы межбюджетных отношений в части налогов и механизмов финансовой помощи регионам противоречива. В настоящее время возникли существенные трудности формирования доходов и исполнения расходов территориальных бюджетов. Это стало характерным даже для регионов, благополучных в отношении налоговых доходов. В Республике Коми сложилась неэффективная система перераспределения финансовых ресурсов;

— впервые проведена оценка роли топливного сектора в формировании используемого финансового потенциала региона. Топливный сектор создает самый весомый децентрализованный фонд денежных средств, обеспечивает в преобладающей части налоговыми доходами территориальные бюджеты и в немалой степени поступления во внебюджетные фонды. Это обуславливает особую чувствительность экономики республики к изменениям налоговой системы в топливном секторе и уровню реализации его финансового и инвестиционного потенциалов;

— впервые раскрыты основные тенденции формирования и направления использования финансовых ресурсов в отраслях топливного сектора региона, предложены резервы их наращивания и пути эффективного использования;

— выполнен оригинальный анализ уровня финансового состояния предприятий нефтедобывающей отрасли региона, выявлены предпосылки и тенденции улучшения показателей экономического эффекта (прибыли и рентабельности). Определены диспропорции между статьями и разделами в структуре агрегированного баланса предприятий отрасли и обозначены пути их устранения.

Практическую значимость исследования автор усматривает в расширении диапазона регулирования отношений территориально-отраслевого характерав фиксации некоторых новых аспектов содержания договорных отношений по линии «предприятие-регион», которые вытекают из динамики и характера формирования финансово-инвестиционных ресурсов топливного сектора экономики Республики Коми. Под этим углом зрения обосновывается также необходимость дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере финансового учета. Разработана система оценки финансовых и инвестиционных ресурсов отраслей хозяйства на уровне региона в современных экономических условиях.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы были доложены на XIII и XIV Коми республиканских молодежных научных конференциях (г. Сыктывкар, 1997, 2000), шестой и девятой научных конференциях Института геологии Коми НЦ УрО РАН «Структура, вещество, история литосферы Тимано-Североуральского сегмента» (г. Сыктывкар, 1997, 2000), межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы эффективного освоения природных ресурсов в условиях рынка» (г. Ухта, 2002), третьей международной научно-практической конференции «Инвестиции в Республике Башкортостан» (г. Уфа, 2003), второй региональной научной конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (г. Сыктывкар, 2003).

Результаты диссертационной работы использованы в научных исследо-' ваниях ИСЭиЭПС Коми научного центра УрО РАН по следующим темам:

Рентный фактор развития топливно-энергетического комплекса Республики Коми" (НИР в рамках договора с Минприроды Республики Коми, 2001), «Теория и методология регулирования социально-экономического развития северных регионов» (Госрегистрация № 1 960 009 431), «Рентное налогообложение ресурсодобывающих предприятий: концепция, методика, формат внедрения» (в рамках договора с Министерством экономического развития.

Республики Коми, 2002), «Структурный и рентный факторы устойчивого экономического роста северных регионов» (Госрегистрация № 01.200.112 511), «Оценка потенциала развития муниципальных образований Республики Коми» (в рамках договора с Министерством экономического развития Республики Коми, 2002).

По теме диссертации опубликовано 12 работ общим объемом 4,3 п. л. Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, ^ трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основной.

Заключение

.

Представленные в работе исследования комплексной оценки параметров и механизмов формирования бюджетных и отраслевых финансовых ресурсов в регионе с преобладанием топливного сектора позволяют сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Ресурсно-сырьевой крен при образовании финансовых ресурсов северных регионов требует использования специальных методических подходов, позволяющих наиболее полно учесть роль и особенности отраслевого вклада в их формирование.

Базовая роль топливного сектора в экономике Республики Коми подтверждается его высоким удельным весом в ВРП (50,7% в 2001 г.). Его вклад в совокупные финансово-инвестиционные результаты экономики (инвестиции в основной капитал, сальдированную прибыль и т. п.) составляет от 60 до 75%. В используемом финансовом потенциале доля топливного сектора наибольшая и составляет 54%. Еще более высока финансовоформирующая роль топливного сектора на уровне моноспециализированных муниципальных образований. Доля отчислений в бюджеты всех уровней от топливных отраслей в 2001 г. достигла 57%, что позволяет говорить о повышенной бюджетной чувствительности региона к их деятельности.

Зависимость экономики Республики Коми от топливного сектора усугубляет подверженность влиянию резких изменений внешнеэкономической конъюнктуры и угроза возникновения «голландской болезни».

В условиях централизации и корпоративизации финансовых потоков в сырьевых регионах складывается ситуация неуправляемости формированием и использованием финансовых ресурсов, когда региональные власти практически не обладают реальными рычагами воздействия на налоговые и бюджетные механизмы.

Повышенная бюджетная чувствительность, внешнеэкономическая зависимость и неуправляемость отражают проблему нестабильности финансово-экономической основы сырьевых регионов и вызывают необходимость разработки особых методов ее исследования.

2. Территориально-отраслевая оценка, рассматривающая взаимосвязи бюджетного и хозяйственно-отраслевого компонентов финансовой системы с учетом роли в их образовании и организации топливного сектора является адекватным комплексным методом регионального финансового анализа.

Территориально-отраслевую оценку региональных финансовых ресурсов характеризуют:

— сфокусированность на базовых компонентах финансовой системы, которыми являются «бюджетная система» и «средства хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций) и отраслей экономики;

— выделение объекта, определяющего наполняемость территориальных бюджетов и наиболее сильно влияющего на текущее и перспективное состояние региональной экономики через занятость и доходы населения, хозяйственное освоение территории, формирование инфраструктуры;

— внимание как к параметрам финансовых ресурсов (величине, составляющим, их соотношениям, пороговым значениям наиболее важных показателей, динамике процессов), так и механизмам их формированияналоговым, инвестиционным и др.;

— проблемная ориентированность оценочного анализа и поиск возможных решений в области совершенствования отношений внутри финансовой системы региона между предприятиями и бюджетами, а также межбюджетных отношений разного уровня.

В «бюджетном» блоке оценки реализованы два аспекта анализа. Первый аспект, с учетом открытости региональной финансовой ситемы и сильного влияния финансовых потоков по линии «федерация-регион», нацелен на исследование объемов, пропорций, нормативной основы межбюджетных отношений с оценкой эволюционных изменений на протяжении продолжительного периода их реформирования. Второй — связан с анализом бюджетных средств, формирующихся в границах республики с упором на государственные финансы, сбалансированность и достаточность ресурсов.

Хозяйственно-отраслевой" блок оценки раскрывает особенности формирования наиболее мощного децентрализованного фонда денежных средств, аккумулируемого топливным сектором. Оцениваются налоговая система и ее соответствие рентной природе недропользования, финансово-инвестиционные ресурсы топливного сектора в целом и составляющих его отраслей. Особое внимание уделено механизмам финансовой устойчивости и экономического эффекта наиболее продуктивной в плане генерирования финансовых ресурсов отрасли топливного сектора — нефтедобывающей.

3. Теоретико-методологическую основу территориально-отраслевой оценки составляет взятое в историческом срезе понятие «финансы», раскрытое через структуру, масштабы и соотношение основных компонентов, источники их формирования, направления и характер использования.

На основе изучения теорий финансов с использованием соответствующих подходов для дорыночного и рыночного периодов определены их сущностные и структурные характеристики, существенные для реализации территориально-отраслевой оценки региональных финансов.

Установлено, что для дорыночного периода характерно разделение явления и сущности: на уровне явления финансы определяются в качестве системы планомерного образования, распределения и использования фондов денежных средствна уровне сущности — в качестве элемента создания и распределения общественного продукта и национального дохода, целенаправленного участия в реализации экономических отношений. Такому теоретическому пониманию противоречила практика высокого уровня централизации фондов денежных средств и «лимитного» механизма их распределения, когда явно прослеживалась достаточность финансовых средств и дефицитность материально-вещественных ресурсов.

В период рыночных реформ, когда товарно-денежные отношения приобретают всеобъемлющий характер, финансы охватывают и централизован. ные и децентрализованные фонды денежных средств. Ключевым становится вопрос о степени самофинансирования хозяйствующих субъектов и их эффективной деятельности с учетом конкуренции между предприятиями и организациями за ресурсы и рынки сбыта. В тоже время практика централизации финансовых ресурсов сохраняется.

Конкретизация содержания сущности финансов и их структуризация необходимы для перехода к их количественной оценке. Для реализации поставленных задач финансы рассматриваются как система, охватывающая совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, направленных на обеспечение функций и задач органов государственной власти, конституционных социальных прав граждан, хозяйственной деятельности предприятий и организаций, на удовлетворение потребностей всех звеньев народного хозяйства заемными источниками, сохранение и ликвидацию сильного влияния рисков на хозяйственную и другие виды деятельности государства.

Структура финансов включает пять блоков (компонентов): бюджетную системугосударственные внебюджетные фондысредства хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций) и отраслей экономикикредитных организаций и страховых учреждений, населения.

4. При достаточном объеме финансовых ресурсов формирование полнокровного бюджета затруднено неэффективными межбюджетными отношениями, отражающими фискальный характер бюджетного федерализма.

В России на настоящий момент не существует идеального способа выравнивания бюджетных обязанностей между различными уровнями бюджетной системы. Существует множество моделей, из которых необходимо выбрать лучшую для данного этапа развития России.

Проведенное исследование свидетельствует о достаточности финансовых ресурсов Республики Коми и потенциальной возможности региональному бюджету своими доходами покрывать все расходы. Нехватка средств непосредственно связана с неэффективным перераспределением налоговых поступлений и других платежей территории между федеральным и территориальным бюджетами, что свидетельствует о несовершенстве методов бюджетного регулирования — налоговых рычагов и механизмов финансовой помощи региону.

Наиболее конструктивными представляются следующие пути совершенствования финансовых взаимоотношений между территориальным и федеральным бюджетами:

— разработка программы бюджетных реформ и выдвижение ее на конкурс, проводимый Фондом реформирования региональных финансов РФ;

— разработка инвестиционных проектов по развитию социальной и производственной инфраструктуры для выдвижения на конкурс, проводимый Фондом регионального развития;

— законодательная инициатива Правительства РК по предоставлению прав территориальным органам власти ограниченной компетенции в области налогообложения, в частности, регулировать ставку по налогу на прибыль с предприятий и организаций в части зачисления в региональный бюджет в пределах 3−5 процентных пунктов;

— своевременное финансирование «федеральных мандатов» (финансовых обязательств), исполнение которых возложено на региональные и местные бюджеты федеральным законодательством;

— регрессивную схему исполнения налоговых доходов высшего плана;

— адекватное исчисление и справедливое межбюджетное распределение рентных доходов ресурсодобывающих отраслей.

5. Повышенная бюджетная чувствительность к деятельности топливного сектора может быть ослаблена реформированием налоговой системы в направлении усиления ее рентного характера, а также диверсификацией отраслевой структуры и демонополизацией экономики республики.

Применение дифференцированной схемы налогообложения топливных отраслей на рентной основе, вариант которой разработан в ИСЭПС Коми НЦ УрО РАН с участием автора, позволило бы продлить сроки рентабельной эксплуатации месторождений и при этом извлечь дополнительные объемы углеводородов. Такой подход отвечает интересам, как инвесторов, так и государства (на федеральном и региональном уровнях). Установление гибких налоговых ставок должно сопровождаться справедливым межбюджетным распределением изымаемых налогами доходов и сверхдоходов, формирующихся при современном ценообразовании на топливно-энергетические ресурсы пока только в нефтяной отрасли.

Диверсификация отраслевой структуры топливного сектора ограничена политикой развития ресурсных корпораций, но возможна и постепенно реализуется в направлении формирования нового горно-металлургического сектора региональной экономики.

6. Оценка источников формирования и направления использования финансовых ресурсов топливного сектора выявила напряженность и конъюнк-турность финансово-инвестиционной ситуации, недостаточную эффективность управления использования финансовыми средствами, но и определила резервы их роста.

Всесторонний анализ финансовых ресурсов в отраслях топливного сектора Республики Коми показал, что, несмотря на устойчивую динамику роста объема этих средств имеется еще нестабильность в финансовом состоянии данного сектора в условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка.

Для обеспечения устойчивого роста производства в топливном секторе есть необходимые условия, в частности:

— реализация эффекта операционного и финансового рычагов;

— применение ускоренной амортизации;

— реструктуризация просроченной кредиторской задолженности;

— повышение уровня долгосрочных финансовых вложений;

— широкое применение различных финансовых инструментов;

— целевое использование амортизационных отчислений;

— расширение налоговых льгот и инвестиционного кредитования и совершенствование корпоративного управления в целях укрепления прав собственности.

Углубленный анализ финансового состояния нефтедобывающей отрасли, проведенный по данным 1998;2000 гг., выявил две основные тенденции:

А) Существенное улучшение финансового положения: значительный рост выручки, прибыли и валюты баланса основных предприятий отраслиулучшение показателей ликвидности, что соответствует оптимизации структуры распределения и использования финансовых средстввысокий уровень рентабельности продаж, совокупного и собственного капитала. Предприятия воспользовались сложившейся благоприятной ситуацией для выправления своего финансового положения и увеличения объема финансовых ресурсов.

Б) Сохранение недостатков в управлении финансовыми средствами: значительные убытки прошлых периодов и объемы просроченной кредиторской и дебиторской задолженностинеоптимальное соотношение собственных и заемных средств, что в случае неблагоприятных изменений рыночной конъюнктуры и ужесточения фискальной политики государства может привести к резкому ухудшению финансового состояния предприятий.

Таким образом, структурный анализ источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов в отраслях топливного сектора республики наряду с устойчивой динамикой их роста зафиксировал нестабильность в пропорциях даже в условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка, что свидетельствует о недостаточном уровне управления финансовыми средствами ТС.

Формирование и эффективное использование финансовых ресурсов региона имеет много аспектов. Как следует из нашей работы, одним из важнейших является территориально-отраслевая оценка. Она имеет свои специфические основания и методические требования. Их выполнение, реализованное нами на материале бюджетных и межбюджетных отношений и финансов топливного сектора, позволяет выявить существо проблем отраслевого и территориального управления финансами и выбрать адекватные способы их решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю., Халевинская Е. Д. Финансовый анализ в аудиторской деятельности // Аудит и финансовый анализ. — 1999. — № 1. — С. 18 — 45.
  2. A.M. Финансовая система СССР. М.: Госфиниздат, 1956. -60 с.
  3. ДА. Финансовое планирование в СССР. М.: Финансы, 1966.
  4. Аналитический центр «Эксперт-Урал». Труба в разрезе. Что скрывается за сухими цифрами финансовых отчетов // Эксперт, Урал. 2002. — № 23(58) от 17 июня.
  5. В.П., Анализ финансовой устойчивости фирмы. М.: Экономическое образование, 1996. — 453 с.
  6. Аудит. Под ред. В. Н. Подольского. М.: ЮНИТИ, 2000. — 655 с.
  7. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1999. — 416 с.
  8. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1994. — 384 с.
  9. Н.Д. Банк в решении социальных задач в условиях интенсификации экономики. М.: Финансы и статистика, 1987. — 110 с.
  10. A.B., Детнева Э. В. Бюджетный федерализм // ЭКО. 1995. — № 7. -С.2−9.
  11. А.Н. Некоторые проблемы науки об управлении народным хозяйством. М.: Экономика, 1965. — 110 с.
  12. А.Н. Очерки теории советских финансов. Вып. 3. М.: Финансы, 1975.-255 с.
  13. А.Н. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства. М. 1960.-346 с.
  14. А.Н. Экономические рычаги повышения эффективности производства: Размышления экономиста / Предисловие академика А.Г. Аганбегя-на. М.: Мысль, 1980. — 204 с.
  15. Е.Б., Чуб Б.А. Проблемы функционирования финансовой системы региона. Под ред. акад. Бандурина B.B. М.: БУКВИЦА, 1999. — 260 с.
  16. A.A. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. Редкол. Л. И. Абалкин (отв. ред.) и др. / Отделение экономики АН СССР. Инт-т экономики АН СССР. М.: Экономика, 1989.
  17. С.П. Организационная культура и эффективность менеджмента / Сыктывкар, гос. ун-т. Сыктывкар, 2000. — 92 с.
  18. Больше ясности // Эксперт. 2002. — № 31 (338) от 26 августа 2002. — С. 5
  19. Р., Майерс С. Управление финансами корпораций / Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997.-429 с."
  20. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 24.07.2002, с изм. от 24.12.2002) / Первонач. текст опубликован «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998 г., № 31, ст. 3823.
  21. Ван Хорн Дж. К., Основы управления финансами. М.: Финансы и статиАстика, 2001.-800 с.
  22. Внешнеэкономическая деятельность Республики Коми // Госкомстат Республики Коми. Информационно-аналитический материал. Сыктывкар, 2002.-49 с.
  23. A.A., Волынская H.A., Газеев М. Х. и др. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе // Эксперт (специальный выпуск), 2000. Ноябрь. — 48 с.
  24. Воздействие финансов и кредита на экономию материальных и трудовых ресурсов: Сб. науч. тр. / Моск. фин. ин-т- Редкол.: Лаврушин О. И. и др. -М.: Б.и., 1983. 199 с.
  25. A.M. Перспективное планирование финансовых ресурсов. М.: Финансы, 1976. 256 с.
  26. Вопросы денежного обращения и кредита: Науч.тр. / Моск. фин. ин-т- Редкол.: Геращенко B.C. и др. М.:[Б.и.], 1997. -170 с.
  27. B.C. и др. Организация и планирование денежного обращения. М.: Финансы и статистика, 1988. — 233 с.
  28. В.В., Глущенко И. И. Финансы. Финансовые политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. г. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. — 416 с.
  29. В. Старая концепция нового бюджета // Вопросы экономики, 2002.-№ 10.-С. 4−15.
  30. Государственный бюджет СССР. Под ред. проф. Александрова A.M. М.: «Финансы», 1965.- 519 с.
  31. А.Л., Хилл Дж., Казаченко Л. Д. Финансово-экономическая оценка минеральных месторождений, под ред. В. И. Старостина. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 167 с.
  32. Т.Е. Рентное налогообложение на основе договорных отношений // Федерализм. 2001. — № 2. — С.177−186.
  33. Т.Е., Калинина А. А., Лаженцев В. Н. Топливно-энергетический комплекс Республики Коми и проблемы развития Печорского угольного бассейна // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. -2001. -№ 4(10).-С. 26−36
  34. Доклад Главы Республики Коми Государственному Совету. О положении в республике и программе деятельности исполнительной власти на предстоящий период // Администрация Главы РК. Сыктывкар, 2001.
  35. Л.А., Окунева Л. П., Андросова Л. Д. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — 479 с.
  36. Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Пер. с англ. М.: Дело, 1995. 564 с.
  37. В.В. Стратегия социально-устойчивого развития северных регионов // Север в экономике России. Сыктывкар, 1998. — 184 с.
  38. В.В. Экономика региона: Формирование социально-устойчивой стратегии развития. Сыктывкар, 1997. — 179 с.
  39. Закон РСФСР от 10.10.1991 г. № 1734−1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» / «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 14.11.1991 г., № 46, ст. 1543.
  40. Закон РФ от 15.07.1992 г. № 3303−1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу». / «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 27.08.1992, № 34, ст. 1972.
  41. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118−1 (ред. от 31.12.2002) «Об основах налоговой системы Российской Федерации». / Первонач. текст опубликован «Ведомости СНД и ВС РФ», 12.03.1992 г., № 11, ст. 527.
  42. Затраты на производство и реализацию продукции (работ и услуг) в отраслях экономики. // Госкомстат Республики Коми. Информационно-аналитический бюллетень. № 18−22−91. Сыктывкар, 1997. — 39 с.
  43. Затраты на производство и реализацию продукции (работ и услуг) в отраслях экономики. // Госкомстат Республики Коми. Информационно-аналитический бюллетень. № 37−149−17. Сыктывкар. — 25 с.
  44. И.Д. и др. Государственный бюджет СССР. М.: 1970. — 271 с.
  45. И.Д. и др. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства. Коллектив авторов под руководством Молякова Д. С. М.: Финансы, 1969. -432 с.
  46. А.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. (Материалы семинара НИФИ Минфина РФ) М., 1998. -64 с.
  47. Инвестиционная деятельность в Республике Коми // Госкомстат Республики Коми. Аналитическая записка. Сыктывкар, 2001. — 41 с.
  48. Использование топливно-энергетических ресурсов в Республике Коми. Статистический сборник // Госкомстат республики Коми. Сыктывкар, 2002. -52 с.
  49. A.A., Кукреш Л. Я., Луканичева В. П., Ушанов В. В. Топливно-энергетический комплекс: новое системное качество в условиях рынка // Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы. Сыктывкар, 1999.-С. 37- 43.
  50. С., Шашкин В. Экономика раздела продукции и специальный налоговый режим недропользования // Независимая газета Политэкономия, № 15, 19 октября 1999. — С. 7
  51. Г. А. Лесной комплекс Республики Коми: проблемы перестройки и формирование новой модели. М.: МГУ, 1996. — 187 с.
  52. В.В., Патров В. В., Как читать баланс. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2000. — 512 с.
  53. А.Л. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона // Налоговый вестник. 2000. — № 1. — С. 14−17
  54. М.А., Мелехин Е. С., Кимельман С. А. Проблемы развития экономики недропользования. Калуга: ВИЭМС, 1999.- 216 с.
  55. Конституция Российской Федерации. М., 1995. — 64 с.
  56. Г. З. Какой кодекс нам предлагают // Финансы. -1999. -№ 9. С. 20- 23.
  57. В.А. Жадность «богов»: кому идут на пользу «фонды развития» -обществу или отдельным гражданам? // ЭКО. 2001. — № 9. — С.23−51.
  58. В.А. Российские вертикально-интегрированные компании и межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов // Проблемы прогнозирования. 2000. -№ 2. — С. 101−110.
  59. В.А. Учет специфики активов в процессе реорганизации нефтегазового сектора // Экономическая наука современной России. 2001. — № 4. -С. 84−93.
  60. Крюков В. А, Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Региональные аспекты реформирования налоговой системы в нефтегазовом секторе России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.-160 с.
  61. В.А., Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Трансформация механизмов регулирования экономики сырьевого региона при изменении стадий освоения природно-ресурсного потенциала. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000. — 72 с.
  62. В.А., Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Эволюционный подход к формированию системы государственного регулирования нефтегазового сектора экономики. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002. -168 с.
  63. A.M. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. -1995. -№ 8. С. 21−23
  64. A.M. и др. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков / Московский Центр Института «Восток-Запад». М.: Диалог-МГУ, 1999. — 235 с.
  65. A.M. Межбюджетные отношения и финансовая стабилизация // ЭКО. -1995. -№ 9. С. 93−97
  66. A.M., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики.2001.-№ 4.-С. 32−51
  67. О.И. Деньги. Кредит. Банки. М.: Финансы и статистика, 2002. 446 с.
  68. О.И. и др. Деньги и кредит в социалистическом обществе. -М.: Финансы и статистика, 1990. 261 с.
  69. О.И. и др. Перспективы развития кредитного механизма в СССР. М.: 1991.-432 с.
  70. В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 1996. — 109 с.
  71. В., Ситников А., Швецов А. Как децентрализовать бюджетно-налоговую систему в интересах федерации и ее субъектов // Российский экономический журнал. -1993. № 3. — С. 34−42
  72. В., Швецов А. Социальная разгрузка депрессивных территорий: северный вариант // Вопросы экономики. 2001. -№ 11.- С. 128−139.
  73. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.-372 с.
  74. Н.С. Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 2002. — № 8. — С. 8−11.
  75. A.C., Марчук Е. А. Анализ финансово-экономических отношений в регионе. Новосибирск: ИЭиОПП, 1995. — 124 с.
  76. В.И. Основы самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов // Финансы. -2000. -№ 3. С. 7−10.
  77. Е.С., Кимельман С. А. Об основных принципах формирования рентных платежей в недропользовании // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1999. — № 5. — С.21−25.
  78. Е.С., Овчинников B.B. О государственном регулировании воспроизводства минерально-сырьевой базы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. — № 2. — С. 27−28.
  79. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992. 860 с.
  80. Моляков Д. С, Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1996. — 382 с.
  81. Д.С. Основные производственные фонды и рентабельность. -М.: Финансы, 1976. 112 с.
  82. Д.С. Финансирование и кредитование капитальных вложений. -М. 1988.-175 с.
  83. Д.С. Финансовые рычаги технического прогресса в промышленности. М.: Финансы, 1969. — 91 с.
  84. Ю.С. Инвестиции в регионе: проблемы теории и практики. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1998. 219 с.
  85. Ю.С., Рыбаков Ф. Ф. Основы экономической теории и менеджмента / Сыктывкар, лесной ин-т. Сыктывкар, 2000. — 207 с.
  86. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В. И. Бородулин, А. П. Горкин, A.A. Гусев, Н. М. Ланда и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 912 с.
  87. В.К. Рента и регулирование экономических отношений (в новейшей модели экономики). Уфа: ИЭС УНЦ РАН, 1996. — 256 с.
  88. О состоянии топливно-энергетического комплекса // Госкомстат Республики Коми. Аналитическая записка. Сыктывкар, 2002. — 76 с.
  89. Об итогах работы отраслей топливно-энергетического комплекса в 2000 году // Госкомстат Республики Коми. Информационная записка. Сыктывкар, 2001.-34 с.
  90. Общая теория финансов / Под ред. проф., чл.-корр. РАЕН Дробоздиной JI.A. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. — 655 с.
  91. И. Правовые основы местного самоуправления // Российская юстиция. -1995. -№ 12. С.35−38
  92. В.П. Государство и недропользование // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление 2001- № 2 — С. 29−33
  93. В.П., Немерюк Ю. В. Государство и минерально-сырьевая база. -М.: Геоинформмарк, 2001. -44 с.
  94. В.П., Немерюк Ю. В. Рента в новой системе налогообложения // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. — № 3. — С. 34−41.
  95. Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России // Нефтегазовая вертикаль. 2000. — № 1 (39). Специальный выпуск. -С. 4−112.
  96. Основные положения региональной политики в Российской Федерации //Российская газета, 1996, 9 апреля
  97. Основные элементы систем налогообложения горнодобывающей промышленности стран мира // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1997. — № 6. — С. 43−44.
  98. ОЭСР. Обзор экономики Российской Федерации. М.: Весь мир, 2000
  99. B.C. Финансовые планы и балансы в системе экономического планирования. М.: Финансы, 1978. 293 с.
  100. A.B. Планирование на предприятиях топливно-энергетического комплекса. Ухта: УИИ, 1998. — 135 с.
  101. В. Налоговый кодекс РФ: работа продолжается, проблемы остаются и множатся // Российский экономический журнал. 2001. — № 10. — С. 27−32.
  102. В.Г. Сводный финансовый баланс государства. М.: Финансы и статистика, 1987. — 286 с.
  103. И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование / Финансы. -1999. -№ 10. С. 28−32
  104. Политическая экономия. М.: Политиздат, 1973. — 367 с.
  105. Политэкономия: (Кратк. науч.-метод. рекомендации) МГУ им. М. В. Ломоносова, Ин-т повышения квалификации преподавателей обществ, наук: Под ред. A.B. Сидоровича. М.:Изд-во МГУ, 1991. — 128 с.
  106. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. т. 35, вып. 2, С. 3−20
  107. Постановление правительства РФ от 11.10.2001 г. № 721 «О ликвидации федерального экологического фонда РФ» / «Собрание законодательства РФ», 22 октября 2001 г., № 43, ст. 4116.
  108. Постановление Правительства РФ от 30.07.98 г. № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 2001 гг.» / «Российская газета», № 151, 08.08.98 г.
  109. Л.И. О местных финансах в Налоговом кодексе и антикризисных налоговых законах и законопроектах // Финансы. -1998. -№ 9. С. 22−26
  110. Л.И. Федеральный бюджет и местные финансы // Финансы. -2000. -№ 1.- С. 14−18
  111. Ю.В. Горная рента: экономика и законодательство. М.: Экономика, 2000. — 222 с.
  112. Республика Коми: власть, бизнес, политика. Социологические этюды. Сборник статей. Сыктывкар, 1998. — 125 с.
  113. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред.: A.M. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. Кн. 2: Н — Я. — 2015 с.
  114. Рудько-Силиванов В.В., Савалей В. В. Финансовые ресурсы региона. Владивосток: Дальнаука, 1997.-231 с.
  115. Г. И. Методы научного исследования. М.: «Мысль», 1975. -237 с.
  116. Н.М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. 2003. — № 2. — С. 63−65.
  117. А. Система платного недропользования // Экономист. 2000. -№ 3. — С. 82−87.
  118. Социально-экономическое положение городов и районов Республики Коми: Статистический сборник // Госкомстат Республики Коми. Сыктывкар, 2001.-249 с.
  119. Социально-экономическое положение городов и районов Республики Коми: Статистический сборник // Госкомстат Республики Коми. Сыктывкар, 2002.-210 с.
  120. Ю.А. Управление социально-экономическим развитием региона. М.: Наука, 2001. — 352 с.
  121. Статистический ежегодник Республики Коми // Госкомстат Республики Коми: Статистический сборник. Сыктывкар, 2002. — 370 с.
  122. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. М.: Фонд «Центр стратегических разработок», 2000.
  123. Н.Г. и др. Финансы СССР. М.: 1979. — 181 с.
  124. Танец хозяйствующих лебедей // Эксперт. 2002. — № 4 (311). — С. 8−9.
  125. А.И., Козаков Е. М., Беляев В. Н. Социально-экономический механизм рационального освоения недр // Экономическая наука современной России.- 2000. № 3−4. — С. 72−84.
  126. А.И., Пыхова И. А. Территориальные межбюджетные отношения в экономике переходного периода (проблемы, пути решения, рекомендации). Екатеринбург: УрО РАН, 2000. — 201 с.
  127. Тимано-Печорская провинция: концепция и стратегия освоения нефтегазовых ресурсов / Е. Б. Грунис, В. И. Гайдеек, Л. З. Аминов, Т. Е. Дмитриева и др. Сыктывкар, 1997. — 41 с.
  128. Ю.А. Плата за недра. СПб.: Наука, 1998. — 168 с.
  129. А.Н. Налоговое регулирование нефтегазового сектора: региональные аспекты. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000. — 256 с.
  130. А.Н. Нефтедобывающие регионы в условиях изменения системы налогообложения // Регион: экономика и социология. 2002. — № 4. — С. 136−151.
  131. Топливно-энергетический комплекс России: современное состояние и взгляд в будущее / Г. В. Агадинов, Е. Д. Волкова, Н. И. Воропай и др. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999. — 312 с.
  132. Топливный сектор Республики Коми: направления и методы регулирования развития / Коллектив авторов. Сыктывкар, 2002. — 416 с. (Коми НЦ УрО РАН)
  133. В.В., Бочкова C.B., Елькина Н. Я., Методы управления финансовой устойчивостью организации: теория и практика. Сыктывкар, 2000. -309 с.
  134. Федеральный закон от 01.07.1994 г. № 9-ФЗ «О федеральном бюджете на 1994 год» / «Собрание законодательства РФ», 04.07.1994 г., № 10, ст. 1108.
  135. Федеральный закон от 22.02.1999 г. № 36-Ф3 «О федеральном бюджете на 1999 год» / «Собрание законодательства РФ», 01.03.1999 г., № 9, ст. 1093.
  136. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ» // «Российская газета», 30 июля 2002 г., № 138−139.
  137. Федеральный закон от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» / «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002 г., № 52 (ч. 1), ст. 5132.
  138. Федеральный закон от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ (ред. от 09.07.1999, с изм. от 30.12.2001) «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». / Первонач. текст опубликован «Собрание законодательства РФ», 29.09.1997 г., № 39, ст. 4464.
  139. Федеральный закон от 26.02.1997 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» / «Собрание законодательства РФ», 03.03.1997 г., № 9, ст. 1012.
  140. Федеральный закон от 26.03.1998 г. № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» / «Собрание законодательства РФ», 30.03.1998 г., № 13, ст. 1464.
  141. Федеральный закон от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» / «Собрание законодательства РФ», 01.01.2000 г., № 1 (часть 1), ст. 2.
  142. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». / Первонач. текст опубликован «Собрание законодательства РФ», 28.08.1995 г., № 35, ст. 3506.
  143. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» / «Собрание законодательства РФ», 31.12.2001 г., № 53 (ч. 1), ст. 5030.
  144. Федеральный закон от 31.03.1995 г. № 39-Ф3 «О федеральном бюджете на 1995 год» / «Собрание законодательства РФ», 03.04.1995 г., № 14, ст. 1213.
  145. Федеральный закон от 31.12.1995 г. № 228-ФЗ «О федеральном бюджете на 1996 год» / «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996 г., № 1, ст. 21.
  146. Федеральный закон от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» / «Собрание законодательства РФ», 03.01.2000 г., № 1 (часть 1), ст. 10.
  147. Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ» / «Федеративный договор: Документы. Комментарий». М.: «Республика», 1994.
  148. Финансовое состояние отраслей экономики в 1995 2001 гг. // Госкомстат Республики Коми. Информационная записка. — Сыктывкар, 2002. — 52 с.
  149. Финансовые ресурсы Российской Федерации. Новые методы хозяйствования. М.: Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, 1994. Выпуск 8. — 59 с.
  150. Финансовый менеджмент / под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2001.-656 с.
  151. Финансы Республики Коми // Госкомстат Республики Коми: Статистический сборник. Сыктывкар, 2001. — 92 с.
  152. Финансы Республики Коми // Госкомстат Республики Коми: Статистический сборник. Сыктывкар, 2002. — 137 с.
  153. Финансы СССР. Авторский коллектив под рук. проф. Злобина И. Д. М.: Финансы, 1971.-446 с.
  154. В. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х годов и задачи на перспективу. // Вопросы экономики. 2002. — № 2. — С. 4−18.
  155. В. Реформа межбюджетных отношений: новые задачи. // Вопросы экономики. 2000. — № 8. — С. 4−14.
  156. Ю.К., Крюков В. А. Нефтегазовые ресурсы в круге проблем. -М.: Недра, 1997.-265 с.
  157. Г. А. Безналичный оборот и кредит в СССР. М.: Госфиниздат, 1963.-220 с.
  158. Шер И. Д. Финансирование и кредитование капитальных вложений. — М.: Финансы, 1972. 280 с.
  159. А.Д., Сайфулин P.C., Методика финансового анализа. М.: Инфра-М., 2001.-208 с.
  160. А.П. Государство как субъект корпоративных отношений. -М.: ИЦ «Акционер», 2002. 264 с.
  161. А.П. Корпоративное управление: Опыт. Проблемы. Перспективы / А. П. Шихвердиев, Н. В. Гусятников, И. В. Беликов. М.: ИЦ «Акционер», 2001. -192 с.
  162. А.П. Роль государственного регулирования ценных бумаг в обеспечении экономической безопасности ее субъектов. М.: Экономика, 1999.
  163. Р.И. Предплановые исследования. Новосибирск: Наука, 1971.
  164. Г. П. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., — 1995. -800 с.
  165. Г. П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.4. М., 2000. -384 с.
  166. Экспресс-Анализ. Методические положения и оценка анализа финансового состояния предприятия, М.: ТЕЛЕКОМ-СЕРВИС. Центр Информационных Технологий, Группа «ОФЕРТ», ноябрь 1996. 230 с.
  167. Энциклопедия общего аудита. Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления: в 2-х т. / Коллектив авторов. М.: Международная школа управления «Интенсив» РАГС, Издательство «ДИС», 1999. — 1033 с.
  168. Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 1999. — 429 с.
  169. М.И. Финансы региональных органов власти. М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 1999. 353 с.
  170. Annual Energy Outlook 2002. With projections to 2020. DOE/EIA-0383 (2002) (Washington, DC, December 2002).
  171. Bruno Michael, Sachs Jeffrey. Energy and resource allocation: a dynamic model of the «Dutch Disease». Cambridge, Mass.: National Bureau of Economic Research, 1982.
  172. Roemer, Michael. Dutch Disease in Developing Countries: Swallowing Bitter Medicine. University of Lund, Sweden. 1983.
  173. Terry Lynn, Karl. The paradox of plenty: oil booms and petro-states. Berkeley, Calif.: University of California Press. 1997.
  174. Tornell, Aaron and Lane Philip. Are windfalls a curse?: a non-representative agent model of the current account and fiscal policy. Cambridge, MA.: National Bureau of Economic Research, 1994.
Заполнить форму текущей работой