Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегическое управление инновационной деятельностью компаний в регионе: На примере нефтегазовых предприятий Томской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

S Выполнена оценка инновационного потенциала Томской области для нефтегазовой отрасли в сравнении с девятью регионами Российской Федерации и сформирована инновационная стратегия для нефтегазовых компаний: построена информационная база данных (базирующаяся на реальной статистической информации за 2000, 2001 год) — сформировано и проранжировано экспертами множество показателей, характеризующих… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Стратегическое управление инновационной деятельностью компаний в условиях экономики региона
    • 1. 1. Особенности деятельности компаний в условиях экономики региона
    • 1. 2. Цели и стратегии компаний
    • 1. 3. Управление инновационной деятельностью компаний
  • Выводы
  • 2. Системный подход к стратегическому управлению инновационной деятельностью компаний в регионе
    • 2. 1. Определение целей, генерация и выбор инновационной стратегии в регионе
    • 2. 2. Инновационный потенциал региона
    • 2. 3. Участники инновационного процесса в регионе и отношения между ними
    • 2. 4. Методы принятия решений в области стратегического управления региональной экономикой
    • 2. 5. Инструментарий реализации инновационной стратегии в регионе
  • Выводы
  • 3. Разработка методических подходов формирования инновационной стратегии компаний в регионе
    • 3. 1. Определение приоритетных целей инновационной деятельности компаний
    • 3. 2. Методика оценки инновационного потенциала регионов
    • 3. 3. Выбор и формирование инновационной стратегии компаний в регионе
  • Выводы
  • 4. Формирование инновационной стратегии нефтегазовых компаний в Томской области
    • 4. 1. Цели и задачи инновационной деятельности компаний нефтегазовой отрасли в Томской области
    • 4. 2. Оценка инновационного потенциала Томской области
    • 4. 3. Выбор и формирование инновационной стратегии предприятий НК
  • ЮКОС" в Томской области
  • Выводы

Стратегическое управление инновационной деятельностью компаний в регионе: На примере нефтегазовых предприятий Томской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационной работы.

Российская экономика в настоящее время нуждается в инновациях. Это обусловлено тем, что морально и физически устаревают основные производственные фонды, большинство используемых технологий отстают от мирового уровня, производительность труда ниже, чем в экономически развитых странах, в критическом состоянии находится транспортная инфраструктура страны. Значительное отставание накапливается по ряду ключевых высоких технологий: информационных, связи, биотехнологиях, новых материалов и т. д. [59]. Имея значительный научно-технический потенциал, Россия владеет менее 0,5% мирового рынка высоких технологий [60]. Все это требует адекватного ответа — внедрения и совершенствования систем и методов управления инновационной деятельностью на всех уровнях российской экономики: национальном, региональном, корпоративном.

Для успешного развития крупнейшие российские компании (в большинстве своем достигшие уровня национальных корпораций) [62, 112, 113] должны учитывать условия региональной экономики: наличие дефицитных природных ресурсов, производственных мощностей, научно-технический потенциал, людские ресурсы, развитость транспортной инфраструктуры и коммуникаций, а также находить пути их эффективного использования как для достижения собственных целей, так и в интересах развития региона.

Решение этих задач является закономерным продолжением этапа развития эффективных российских компаний и стабильного роста экономики путем повышения ее инновативности [43, 60, 61, 101,105].

Поэтому разработка новых подходов и методов стратегического управления инновациями, учитывающих региональные аспекты экономической жизни и размещения предприятий, а также позволяющих формировать и реализовать эффективные инновационные стратегии в регионе, является актуальной задачей.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучению вопросов стратегического управления инновациями в условиях региональной экономики уделено достаточно большое внимание.

Различным аспектам деятельности компаний в условиях экономики региона посвящены работы таких известных зарубежных исследователей как У. Айзард, И. Ансофф и А. Бендэвид-Вал, российских авторов — А. Г. Гранберга, Ю. Н. Гладких, Н. Дорогова, Т. Г. Морозовой, К. И. Плетнева, Б. А. Чуба. Вопросы применения моделей и методик для решения эконометрических задач рассмотрены У. Айзардом, Д. Р. Андерсоном, Б. Болчем и Дж. Хуанем, К. Ибрелой, В. Н. Салиным. Отдельно следует отметить «теорию диффузии инноваций» Т. Хегерстранда о процессе создания и распространения инноваций (нововведений).

Системный подход к стратегическому управлению (в том числе инновациями) подробно рассматривался рядом зарубежных ученых: Д. Р. Андерсеном, P. JL Аккоффом, P.JI. Дафтом, М. Месконом, Д. Ханом и их российских коллег: Д. И. Кокуриным, Б. З. Мильнером, Ф. И. Перегудовым, И. В. Прангишвили, Е. Г. Ойхманом и Э. В. Поповым.

Вместе с тем, до сих пор многие проблемы остаются слабо изученными. Особенно это касается вопросов взаимовыгодного и гармоничного сотрудничества крупных компаний и регионов. На наш взгляд, стратегическое управление инновациями в условиях региональной экономики должно осуществляться более системно, с учетом интересов как компаний, так и региона и с применением широкого набора экономического и управленческого инструментария.

Цель и задачи диссертационной работы.

Целью работы является разработка и апробирование методики формирования инновационной стратегии компаний в регионе, учитывающей особенности экономико-географического положения, специфику развития и размещения производительных сил, оценки природных ресурсов и экологии, характеристики населения и трудовых ресурсов регионов, а также прочие региональные аспекты экономической жизни.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

S рассматриваются некоторые понятия и вопросы современного стратегического и инновационного менеджмента в контексте региональной экономики;

У исследуются, в рамках системного подхода, современные методы принятия решений в области стратегического управления региональной экономикой;

S изучается состав участников и структура их взаимодействий в рамках инновационного процесса в регионе;

S определяется инструментарий, применяемый для реализации инновационной стратегии в регионе;

•S разрабатывается методика формирования инновационной стратегии компаний в регионе;

•S методика апробируется при проведении исследования инновационного потенциала Томской области и формировании практической региональной инновационной стратегии нефтегазовых предприятий в Томской области.

Объектом исследования является разработка проблем функционирования и развития предприятий в регионах за счет эффективного использования региональных природных и экономических ресурсов.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе взаимодействия предприятий в рамках производственной, социальной и рыночной инфраструктуры региона. Методы исследования.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили работы классиков и современных авторов по стратегическому менеджменту, инновациям, региональной экономике, системному анализу, методам принятия решений и экспертному оцениванию, эконометрике.

Для обработки и анализа статистических данных применялись программные продукты Microsoft Excel 97 [Приложение 4 — 1] и Statistica 5.5 [Приложение 4−2]. Для решения задач формирования инновационной стратегии активно использовались методы экономической статистики и кластерного анализа, моделирование и табличный метод.

В диссертационной работе использованы монографий, научных статей, пособий, сборников Госкомстата РФ, тематических периодических изданий, Интернет-ресурсов, а также опыт, полученный в процессе практической работы автора.

Научная новизна.

Научная новизна диссертационной работы заключается в создании и апробировании методики формирования инновационной стратегии компаний в регионе, обеспечивающей эффективное стратегическое управление инновациями в рамках производственной, социальной и рыночной инфраструктуры региона.

Впервые, в диссертации:

•S комплексно рассмотрены вопросы стратегического управления инновациями в контексте взаимодействия компаний в региональной экономике;

S разработана методика оценки инновационного потенциала региона и его стратификации относительно других регионов;

•S разработана методика формирования структуры инновационной стратегии в регионе;

S выполнена оценка инновационного потенциала Томской области для нефтегазовой отрасли в сравнении с девятью регионами Российской Федерации и сформирована инновационная стратегия для нефтегазовых компаний.

Научные положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие научные положения: S методика оценки инновационного потенциала регионовV методика формирования региональной инновационной стратегии- ¦S результаты применения методики формирования инновационной стратегии на примере нефтегазовых компаний Томской области. Практическая значимость.

Появление настоящей работы обусловлено практической необходимостью в создании научной системообразующей основы для эффективного стратегического управления инновациями российских компаний в условиях экономики региона.

Реализация идей, методик и алгоритмов, предложенных в данной работе, позволило повысить эффективность функционирования Службы новых технологий в успешном развитии взаимоотношений предприятий ОАО «Нефтяная Компания ЮКОС» (далее НК «ЮКОС») с томскими научно-образовательным и производственно-техническим комплексами. Реализация и апробация работы Основные положения диссертации докладывались:

S на ряде научных конференций (Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Достижения науки и техникиразвитию сибирских регионов» — Красноярск, 1999; «Региональная научно-техническая конференция студентов и молодых специалистов им. Перегудова» — Томск, 2000; Международная научно-практическая конференция «Моделирование. Теория, методы и средства" — Новочеркасск, 2001; Международная научно-практическая конференция «Наука — Техника — Технологии на рубеже третьего тысячелетия» — Находка, 2001; 7-я Международная научно-практическая конференция «Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири» -Барнаул, 2001; Международная конференция «Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных, электронных и лазерных технологий» — Москва, 2001; Международная научно-практическая конференция «Управление инновационно-инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России» — Орел, 2002);

S на семинарах, проведенных при участии Службы новых технологий ОАО «Восточная нефтяная компания» (далее ВНК) в г. Томске в 2000 и 2001 году и с участием руководства НК «ЮКОС» в г. Сочи в 2000 году. Результаты диссертационной работы апробированы в практической работе Службы новых технологий ВНК. Публикации.

Основные положения диссертационной работы опубликованы в 10 научных работах.

Структура и объем работы.

Диссертационная работа изложена на 171 странице печатного текста, включает 59 таблиц, 44 рисунка и состоит из оглавления, введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, в котором 113 наименований, 6 приложений.

Краткое содержание работы.

Первая глава данной работы посвящена рассмотрению вопросов стратегического управления инновационной деятельностью компаний в условиях экономики региона:

S особенностям деятельности компаний в условиях экономики регионаV определению понятий миссия, цели и стратегия компаний, а также их региональной специфике;

S установлению роли инноваций и важности эффективного стратегического управления инновационным процессом.

Вторая глава посвящена общему обзору методов и средств стратегического менеджмента и региональной экономики в рамках системного подхода, к управлению инновационной деятельностью компании в регионе, в частности: принципам построения дерева целей инновационной деятельности компании, а также анализу классических методов генерации и выбора стратегий относительно их региональной и инновационной компонентS определению понятия инновационного потенциала региона;

V выявлению состава участников инновационного процесса в регионе и отношений между ними;

S методам принятия решений в области стратегического управления региональной экономикой;

V инструментарию реализации инновационной стратегии в регионе — проект-менеджменту, организационным структурам, системам управления знаниями.

В третьей главе разрабатываются методические подходы к формированию инновационной стратегии компаний в регионе:

S методика определения приоритетных целей инновационной деятельности компаний;

V методика оценки инновационного потенциала региона, основанная на системной модели, методах экспертного оценивания, выявлении и стратификации регионов;

S матрица выбора инновационной стратегии в регионе, в качестве первого ее параметра выступает уровень инновационного потенциала региона, а в качестве второго — временной горизонт интересов компании или холдинга, хорошо характеризующий намерения и перспективы сотрудничества;

S определение состава организаций, с которыми необходимо взаимодействовать и содержание инновационной стратегии в регионе.

Четвертая глава посвящена практическому апробированию комплексной.

• методики формирования инновационной стратегии в Томской области для предприятий нефтегазовой отрасли. В рамках проведенного исследования:

S определены цели нефтегазовых компаний в области технологических инноваций;

S выполнена оценка инновационного потенциала Томской области для предприятий нефтегазовой отрасли в сравнении с девятью регионами Российской Федерации (Тюменская, Самарская, Новосибирская области,.

Красноярский край, Пензенская, Ульяновская, Брянская, Иркутская области, Республика Саха (Якутия));

V на основе разработанной методики созданы и реализованы практические предложения по структуре и содержанию инновационной стратегии предприятий НК «ЮКОС» в Томской области.

Выводы.

Получены практические результаты апробирования комплексной методики формирования инновационной стратегии для нефтегазовых предприятий НК «ЮКОС» в Томской области. В рамках проведенного исследования:

S Построено дерево целей технологических инноваций нефтегазовых предприятий.

S Выполнена оценка инновационного потенциала Томской области для нефтегазовой отрасли в сравнении с девятью регионами Российской Федерации (Тюменская, Самарская, Новосибирская области, Красноярский край, Пензенская, Ульяновская, Брянская, Иркутская области, Республика Саха (Якутия)). По результатам исследования Томская область отнесена к регионам со средним инновационным потенциалам.

•S На основе использования матрицы выбора инновационной стратегии сформированы предложения по инновационной стратегии НК «ЮКОС» в.

Томской области, в том числе:

— Определены состав и структура инновационной стратегии типа «Сад»: перспективные инновационные проекты, структура взаимодействия с держателями новшеств в регионе.

— Выбрана организационная структура для реализации стратегии.

— По результатам мониторинга томских научно-образовательного и производственно-технического комплексов, а также специально проведенных мероприятий сформирован портфель приоритетных инновационных проектов.

В целом, апробирование комплексной методики показало ее состоятельность и адекватность поставленной задаче.

Заключение

.

В условиях современной динамично изменяющейся экономики эффективное использование инновационного потенциала регионов является важнейшим фактором выживания и успешного развития крупных российских компаний. Эта задача может успешно решаться только в рамках общей гармонизации отношений и взаимовыгодного сотрудничества региона и компаний. Поэтому задача разработки и внедрения новых подходов и методик стратегического управления инновационной деятельностью в регионах является актуальной и значимой.

В диссертационной работе получены следующие основные научные результаты:

•S Рассмотрены и уточнены некоторые понятия и вопросы современного стратегического и инновационного менеджмента в контексте региональной экономики.

S Проведено исследование, в рамках системного подхода, методов и средств стратегического управления относительно их региональной и инновационной компоненты: методов принятия решений, принципов построения дерева целей инновационной деятельности компании, методов генерации и выбора стратегий и т. д. Установлено, что классические методы стратегического менеджмента (SWOT, БКГ, Мак-Кинзи, стратегии Ансоффа и жизненного цикла продукта) не позволяют обеспечить интегрированный подход к управлению инновационной деятельности компании в регионе. Обоснован выбор методов и моделей, применяемых для стратегического управления инновациями в регионе. S Установлено, что для компаний инновационный потенциал регионаэто те свойства, возможности и ресурсы которые способствуют получению необходимых новшеств, а также эффективной реализации уже имеющихся с целью создания и развития конкурентных преимуществ. А для населения региона, инновационный потенциал это характеристика уровня развития предприятий высокотехнологичных отраслей, научно-образовательного комплекса, венчурных предпринимателей и малого бизнеса, а также способностей властей и соответствующих структур поддерживать высокую эффективность инновационного процесса. S Рассмотрены и апробированы важнейшие инструменты реализации инновационной стратегии, оценена их значимость при ее формировании. S Разработана комплексная методика формирования инновационной стратегии в регионе, включающая в себя:

— методику оценки инновационного потенциала региона и его стратификации относительно других регионов, основанной на системной модели региона, методах экспертного оценивания и эконометрике;

— оригинальную матрицу стратегий взаимодействия компании и региона, ключевыми параметрами которой являются инновационный потенциал региона и временной горизонт интересов компании;

— методику формирования структуры региональной инновационной стратегии, определяющей перечень проектов инновационной стратегии, характеристики взаимодействия компании с держателями новшеств в регионе, выбор организационной структуры для реализации стратегии, формирование портфеля приоритетных инновационных проектов.

Автором впервые получены результаты применения комплексной методики для формирования инновационной стратегии нефтегазовых предприятий НК «ЮКОС» в Томской области, рассмотрены примеры реализации конкретных инновационных проектов.

Кроме того, в диссертации получены следующие важные научные и практические результаты:

S Построено дерево целей нефтегазовых компаний в области технологических инноваций.

S Выполнена оценка инновационного потенциала Томской области для нефтегазовой отрасли в сравнении с девятью регионами Российской Федерации и сформирована инновационная стратегия для нефтегазовых компаний: построена информационная база данных (базирующаяся на реальной статистической информации за 2000, 2001 год) — сформировано и проранжировано экспертами множество показателей, характеризующих региональный инновационный потенциалпроведена классификация регионов и определен потенциал полученных классов. По результатам работы, осуществленной Службой новых технологий ВНК совместно Администрацией Томской области реализован ряд инновационных проектов.

Научные и практические результаты диссертационной работы изложены в 10 публикациях.

Внедрены в практику работы ОАО «ВНК»:

S Методика определения приоритетных целей инновационной деятельности компаний — использовалась для выявления потенциальных направлений сотрудничества НК «ЮКОС» с научно-образовательным и производственно-техническим комплексом Томской области. Полученное дерево целей технологических инноваций применялись при создании головной экспозиции межрегиональной выставки-конгресса «Нефть и газ-2000» (17−19 мая 2000 года в г. Томске).

S Структура экспертных оценок — использовалась для предварительного отбора инновационных проектов во время проведения межрегиональной выставки-конгресса «Нефть и газ» в 2000, 2001 годах. S Критерии и способы отбора перспективных инновационных проектовприменялись для формирования портфеля инновационных предложений томских организаций для Инжинирингового центра НК «ЮКОС».

•S Методика оценки инновационного потенциала регионов — была применена для сравнения позиции Томской области относительно ряда регионов, в которых НК «ЮКОС» осуществляет свою деятельность. Научные и практические результаты внедрены в учебный процесс. Разработанные методики используется на кафедре Оптимизации систем управления ТПУ для магистров специальности 522 300 «Информационные системы в экономике» в курсе «Системный анализ экономической деятельности».

Показать весь текст

Список литературы

  1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. Project Management Institute, USA, 1996. — 192p.
  2. Ackoff R. L. Creating the Corporate Future: Plan or Be Planned for New York: John Wiley & Sons, 1981- 279p.
  3. Anderson D. R., Sweeney D. J., Williams T.A. An introduction to management science: quantitative approaches to decision making.- Cincinnati: South-Western College Pub, 2000, — 848p.
  4. Bendavid-Val A. Regional and Local Economic Analysis for Practitioners, New York: Praeger, 1991. 432p.
  5. Daft R. L. Essentials of organization theory and design Cincinnati, OH: Southwestern College Pub, 2000, — 379p.
  6. De Long David W., Davenport H., Beers Michael C. What is a Knowledge Management Project? //Ernst & Young LLP Center for Business Innovation, Research Note CBI311,1996. 32p.
  7. Drucker P. F. Innovation and entrepreneurship: practice and principles. New York: Harper & Row, 1985.- 277p.
  8. Honeycutt Jerry Evaluating Knowledge Management Solutions. Little, Brown & Company, 2000. — 300p.
  9. Krajewsky Lee J., Ritzman Larry P. Operations Management: strategy and analysis. Addison-Wesley Publishing Company, Inc., 1996. — 878p.
  10. Marakas George M. Decision Support Systems. Prentice Hall PTR, 1998. -506p.
  11. Miller M. H. Financial innovations and market volatility- Cambridge, MA: Blackwell Pub, 1991.-288p.
  12. Philip D. Metz Innovation in the fast lane/Prism. Third Quarter, 1998. — P. 4551.
  13. Porter M. E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy. // Harvard Business Review, 1987, (May-June), P. 43−59.
  14. Research Technology Management, 1998 — Vol.41, № 2, P. 9 — 12.
  15. Ruggles Rudy, Ross Little Knowledge Management and Innovation //Center for business innovation, Ernst & Young LLP, May 1997. 23p.
  16. Saaty T. L. Decision making with dependence and feedback: the analytic network process: the organization and prioritization of complexity.- Pittsburgh, PA: RWS Publications, 1996.- 370p.
  17. Tom Ingram How to Turn Computer Problems into Competitive Advantage. — Project Management Institute, 1998. 212p.
  18. Webster’s college dictionary. Random House, Inc., 1991. — 1568p.
  19. У. Некоторые исследования в области регионального развития и сотрудничесива и некоторые вопросы региональной науки, не имеющие ответов /Региональное развитие и сотрудничество. 1998. — № 1−2 — С.58−67.
  20. И. Новая корпоративная стратегия, Пер. с англ.- Санкт-Петербург: Питер, 1999.-416с.
  21. И. Стратегическое управление: пер. с англ. М: Экономика, 1989. -519с.
  22. И.Т. Риск-менеджмент. М: Финансы и статистика, 1996. — 188с.
  23. Бизнес: Оксфордский толковый словарь. Англ.-русс. М.: Прогресс-Академия, изд-во РГГУ, 1995. — 752с.
  24. ., Дж. Хуань К. Многомерные статистические методы для экономики/Пер. с англ. М.: Статистика, 1979. — 317с.
  25. В. Проектирование структуры инновационной научно-технической фирмы /Проблемы теории р практики управления. 1997. -№ 1.~ С.98−103.
  26. В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. -М.: Университет, 2000. 412с.
  27. О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: «Гардарики», 2000. -528с.
  28. В., Власова О. Венецианский купец /Эксперт.- 2001.-№ 40.-С.32−40.
  29. В.И. Управление проектами в России. М.: Алане, 1995. — 225с.
  30. М., Жековская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях./ Российский экономический журнал. -1998. № 3. — С.67−78.
  31. Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение. М.: «Гардарики», 2000. — 384с.
  32. В.В. Важнейшие критерии результативности управления-М.:МНИИПУ, 1998.- 303с.
  33. Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. -М.: Финансы и статистика, 2001- 176с.
  34. А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. -495с.
  35. А.В. Определение миссии организации/ Менеджмент в России и за рубежом. 1999. -№ 3- С.130−134.
  36. А. Рычаги инновационного роста /Проблемы теории и практики управления. 2000. -№ 5. — С. 70−76.
  37. Дж.К. Методы проектирования/Пер. с англ.-М.: Мир, 1986. 326с.
  38. Н. Обоснование выбора экономической стратегии региона /Проблемы теории и практики управления.-1998. № 3. -С. 36−40.
  39. П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей./ Маркетинг. 1996. — № 2 С.20−32.40.3индер Е. З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг / СУБД. -1996. № 1- С.51−63.
  40. К. Факторный анализ/Пер. с нем.- М.: Статистика, 1980. 486с.
  41. .П. и др. Управление в экономических и социальных системах. Системный анализ. Принятие решений в условиях неопределённости. СПб: Нормед-Издат, 2001. — 248с.
  42. Имамутдинов И, Рыцарева Е., Хазбиев А. «Памяти КЕПС» / Эксперт. -2001.-№ 43.-С. 64−6.
  43. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента /Проблемы теории и практики управления.—1999.-№ 2.-С. 83−88.
  44. С.Д. и др. Инновационный менеджмент.- М: ЮНИТИ, 1999−327с.
  45. Инвестиционный рейтинг российских регионов 1999—2000 годы/ Эксперт .— 2000 № 41.- С. 63−96.
  46. Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий— М.:Синтег, 1997.-316с.
  47. Карлофф Бенгт Деловая стратегия: пер. с англ. М: Экономика, 1991 — 239с.
  48. Кини P. JL, Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения.-М.: Радио и связь, 1981 560 с.
  49. Д.И. Инновационная деятельность.-М.: Экзамен, 2001, 576с.
  50. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.-М.-СПб.-К.: Издательский дом «Вильяме», 2000.- 944с.
  51. Краткий словарь современных понятий и терминов (3-е изд., дораб., и доп./ Н. Т. Бунимович и др. Сост., общ. ред. В. А. Макаренко.) М.: Республика, 2000.-670с.
  52. Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. -М.: Финансы и статистика, 2001.- 384с.
  53. В. Основные понятия и процессы управления проектами/ Директору информационной службы 2000, № 3.-С.14.
  54. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996−271с.
  55. И.А. Анализ финансовых операций. — М: Финансы, ЮНИТИ, 1998.-400с.
  56. MB., Меламед Л. В. Суслов В.И. и др. Финансовые инновации: Методы изучения: В 2 т. Новосибирск, 1998.- Т.1.- 224с.
  57. Маклаков С.В. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем. М: Диалог-Мифи, 1999.- 256с.
  58. Д. В поисках технократического мифа / Эксперт-2001.- № 15 С.62−65.
  59. Д. Без спроса на науку / Эксперт-2001.-№ 41.- С. 156.
  60. Менеджеры России. Специальный проект журнала «Эксперт"/ Эксперт-2001.- № 36 С.66−98.
  61. Меры по преодолению дефицита инвестиций и формированию благоприятного инвестиционного климата/ Нефтегазовая Вертикаль.-2000 № 1.-С.43−46.
  62. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента— М.: Дело, 1998.- 800с.
  63. .З. Теория организаций.- М.: Инфра-М, 1998 336с.
  64. Мир управления проектами, под ред. X. Решке, Х.Шелле.- М.: Алане, 1993−303с.
  65. С.Р. Социально-экономическая статистика— Минск: БГЭУ, 2000.-231с.
  66. Р. Регулирование инновационного процесса в условиях кризиса/ Проблемы теории и практики управления.- 2001—№ 3.- С. 81−85.68.0йхман Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса- М.: Финансы и статистика, 1997−336с.
  67. Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. М: ЮНИТИ, 2001- 223с.
  68. К., Jloyc Б., Пендлтон Э., Чедвик JI. Большой толковый словарь бизнеса. Русс.-англ., англ.-русс.-М.: Вече, ACT, 1998−688 с.
  69. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа. г. Томск: Издательство HTJI, 1997- 396с.
  70. К. И. Научно техническое развитие регионов России: теория и практика. -М.: Эдиториал УРСС, 1998.-216 с.
  71. В. Сравнительный многомерный анализ в эконометрическом моделировании/Пер. с пол. В.В. Иванова— М.: Финансы и статистика, 1989.-486с.
  72. С. Эволюция организационных структур: от линейной к дивизиональной /Проблемы теории и практики управления.- 1997— № 6, С. 83−88.
  73. И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. -М: СИНТЕГ, 2000.-528с.
  74. Региональная экономика / под ред. Т. Г. Морозовой. -М.:ЮНИТИ, 2001.-472с.
  75. Регионы России: Стат. сб. в 2 т. Том 1/ Госкомстат России. М: Госкомстат России, 1999−532 с.
  76. Регионы России: Стат. сб. в 2 т. Том 2/ Госкомстат России. М: Госкомстат России, 1999.-861 с.
  77. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 2000—2001 года/Эксперт 2001.- № 41.- С. 99−128.
  78. Ю., Терский М. Инвестиционный потенциал региона и масса регионального инвестиционного риска/ ВЕСТНИК Хабаровской государственной академии экономики и права 2000.- № 1.- С.23−28.
  79. Российский статистический ежегодник, 2001: Стат.сб.: Офиц.изд./Под ред. В.Л. Соколина- Госкомстат России. —М. Госкомстат России, 2001. 679с.
  80. В.Г., Шумский А. А., Шелупанов А. А. Информационные технологии и стратегии взаимодействия компании с регионами/ «Информационные технологии.-№ 5.-2001 -С. 51−55.
  81. Е. Машина времени от Siemens/ Эксперт 2001 — № 26 — С.45−47.
  82. Э., Шмидт C.JI. Исследование стратегических процессов в организации/Проблемы теории и практики управления 2000.-№ 5.-С.54−58.
  83. А.В. Роль экстерналий в формировании равновесного уровня коррупции в производетве.-М.:РПЭИ, 2000.— 57с.
  84. В.Н. и др., Макроэкономическая статистика М.: Дело, 2001.- 336с.
  85. А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия/ Проблемы теории и практики управления 2000-№ 6.-С. 78−86.
  86. А. Незримый тендер. Российская экономика пока в упор не видит инноваций/Эксперт. 2002 — № 19 — С.62−65.
  87. В., Ковалева А., Маршаева Ф. Преодолеть кризис поможет наука/ Нефть России.- 1999.-№ 3.-С. 72−76.
  88. Л.П. и др. /Финансово-кредитный механизм стимулирования инновационной деятельности. -М.: ИНИИЦ Роспатента, 2000 61с.
  89. Хан Дитгер Планирование и контроль: концепция контролинга— М.: Финансы и статистика, 1997.- 800с.
  90. О. Организационные формы управления инновационной деятельностью американских компаний /Проблемы теории и практики управления-1997 -№ 6.-С. 58−63.
  91. А.В. Настало время управлять проектами /Нефтегазовая вертикаль-2000 № 9.-С. 52−53.
  92. С.В. и др. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. М.: Финансы и статистика, 2001.- 208с.
  93. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе: Моногр. — М., 1999.- 185с.
  94. В.Д. Управление проектами. СПб.: ДваТрИ, 1996 — 610с.
  95. У.Ф., Александер Г. Дж., Бейли Дж. Инвестиции: п^р. с англ. —М.: ИНФРА-М, 1997−1024с.
  96. Шеер Август-Вильгельм Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. — М: Весть-Метатехнология, 1999.- 175с.
  97. П. Инновационный хозяйственный механизм/ Проблемы теории и практики управления.-1999- № 2, С. 71 -76.
  98. Н. Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР/ Проблемы теории и практики управления.-1999- № 6 С. 37−42.
  99. М. Как заставить людей изобретать/Эксперт.-2000.-№ 6.-С.34−35.
  100. . О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования/ Проблемы теории и практики управления.-2001.-№ 3.-С. 50−55.
  101. А. А. Методы повышения эффективности управления экономикой Томской области в условиях переходного периода.
  102. Межкафедральный сборник научных трудов. — Томск: Издательство Томского университета, 2000.- С.80−82.
  103. А.А. Реализация элементов системного анализа в управлении инновационными проектами нефтегазовой компании // Материалы региональной научно-технической конференции студентов и молодых специалистов им. Перегудова. — Томск, 2000 — С. 50−53.
  104. А.А. Системы управления знаниями как инструмент инновационного менеджмента // Интеллектуальные системы в управлении, конструировании и образовании / Под ред. А. А. Шелупанова. Томск, 2001.-С. 144−148.
  105. Эксперт-200: ежегодный рейтинг крупнейших компаний России/ Эксперт.-2000—№ 37 -С. 41−93.
  106. Эксперт-200: ежегодный рейтинг крупнейших компаний России /Эксперт.-2001.-№ 35-С. 73−146.• • • • •
Заполнить форму текущей работой