Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование организационно-экономической системы управления инновационными процессами на промышленных предприятиях: На примере цветной и черной металлургии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государство должно через законодательную и нормативную базу, кредиты и налоги вести государственную инновационной политику, при этом основными методами реализации этой политики являются: формирование институционных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере. масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции должны… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. «Теоретико-методологические аспекты инновационной деятельности предприятий»
    • 1. 1. Инновационная деятельность в России
    • 1. 2. Формирование рынка инновационной продукции в
  • России
  • Глава 2. Методология определения эффективности инновационной деятельности предприятия
    • 2. 1. Определения цены инновационной продукции
    • 2. 2. Определение эффективности инновационной продукции
    • 2. 3. Социальные ценности и эффективность инноваций
  • Глава 3. Совершенствование системы управления инновационными процессами
    • 3. 1. Модель финансирования инновационных проектов
    • 3. 2. Методы построения системы экономических отношений
    • 3. 3. Совершенствование системы управления инновационными процессами

Совершенствование организационно-экономической системы управления инновационными процессами на промышленных предприятиях: На примере цветной и черной металлургии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время экономика России переживает кризис в инновационной деятельности. Более половины промышленных предприятий являются убыточными.

В то же время в стране идет формирование новой системы ценностей, движущей силой которой является инновационный характер капитала, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном управлении. Конкурентное состояние экономики стало определять перспективы общественного развития.

Трансформация российской постсоветской экономики в направлении глубокой ее «интеллектуализации» наряду с новыми отношениями собственности по-существу новое строительство. Инновации промышленного потенциала требуют применения мирового опыта и технологий завтрашнего дня. Открытие российского рынка само по себе оказывает сильное воздействие на отечественного предпринимателя и на приток капитала. Однако эти условия конъюнктурны, зависят от политического климата и экономически слабо мотивированы.

Российскому промышленному предприятию предстоит реорганизовывать свой бизнес с целью перехода в область наукоемкого производства, осваивать смежные предпринимательские сферы. Одной из сильных сторон такой политики становится скорость инновационных преобразований.

Усилия менеджмента должны быть сосредоточены не столько на внутреннем состоянии предприятия, сколько на развитии связей с партнерами, формировании горизонтальных структур. Инновационный характер современного предпринимательства изменяет технологию менеджмента, и чтобы понять это, нужно познать и использовать глубинные закономерности инновационных t h процессов, выработать новые представления о сущности инновационного менеджмента.

Проблемы нововведений, организации инновационной деятельности на промышленных предприятиях изучались многими отечественными и зарубежными учеными самых различных школ и направлений. Их работы значительно продвинули изучение проблемы, однако не исчерпали ее. Так, многие важные стороны и аспекты остаются недостаточно разобранными.

До сих пор нет полной ясности в теоретико-методологических подходах к организации инновационной деятельности, разработке инновационной политики промышленного предприятия. Недостаточно исследованы составные части процесса управления инновационной деятельностью на предприятии.

В результате складывается ситуация, когда проблема инноваций не находит должного отражения в экономической теории, что препятствует более широкому их использованию на предприятиях.

Практика последних десяти лет дала массу примеров убыточной модернизации, бесполезной конверсии и прочих путей приспособления старого производственного аппарата и традиционного менеджмента к новым условиям, что опровергло мнение о том, будто перепрофилирование или частичная модернизация основных фондов предприятий позволит избежать свертывания производства и повысить конкурентоспособность. Сегодня у большинства российских производителей отсутствуют мотивация и внутренние резервы для реорганизации бизнеса.

Анализируя инвестиционную активность как доминашу в деятельности производственного предпринимателя, извлекающего прибыль, приходим к проблеме товарных отношений в инновационной сфере, так как именно товарные отношения по поводу использования продуктов интеллектуальной деятельности новшеств в бизнесе — являются сегодня недостаточно изученными в силу их новизны и сложности.

Актуальность темы

исследований. Основные положения и выводы диссертационной работы апробировались при разработке мероприятий по сбыту продукции и реализации экспортно-импортных операций торгово-посреднической фирмы «Роялти». Отдельные положения исследования использованы на совещаниях руководящего состава предприятий, в лекциях Академии экономики и права МГСУ.

Степень разработанности проблемы. Проблемы нововведений, организации инновационной деятельности на промышленных предприятиях изучались многими отечественными и зарубежными учеными самых различных школ и направлений. Среди них следует отметить Абалкина JL, Алышуллера Г., Анчишкина А., Афанасьева Э., Акамацу К., Аронова Э., Бреева Б., Баутина В., Балабанова И., Белозерцева В., Бесчинского А., Большакова В., Брайта Д., Варшавского А., Гудожника Г., Голдсмайна Б., Гохберга Л., Горфинкеля В., Горшкова В., Дулыцикова Ю., Дзюн Тосака, Есипова В., Зейлера Р., Зуева К., Иванова А., Ивахненко А., Ильенкову С., Кондратьева Н., Клименко Л., Куна Т., Канторович Л., Ковалева Г., Кретова Е., Кряжкова В., Кузьбожева Э., Кушлина В., Кривомазову А., Меньшикова С., Медведева В., Медынского В., Немировскую В., Пирогова С., Пилипенко Н., Проценко О., Поппеля Г., Пудича В., Рыбаковского Л., Склярова В., Смирнова С, Ухина Ю., Фатхутдинова Р., Федосееву Д., Швандара В., Шухардина С., Шаршукову Л., Шумпетера Й., Ягу дина С., Ярошенко В. и др. Их работы I значительно продвинули изучение проблемы, однако не исчерпали ее. Многие важные стороны и аспекты инновационной деятельности остаются неисследованными.

Нет полной ясности в теоретико-методологических подходах к организации и управлению инновационной деятельностью, разработке инновационной политики, решении вопросов активизации инновационного процесса промышленного предприятия.

Недостаточная изученность проблемы товарных отношений в инновационной сфере, теоретическая и практическая значимость активизации инновационной деятельности промышленных предприятий определили выбор темы, цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию организационно-экономической системы управления инновационными процессами на промышленных предприятиях.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: -определены теоретические основы управления инновационным процессом с учетом состояния современной российской экономики;

— исследованы информационные потоки в процессе разработки инновационной политики;

— выявлены факторы влияния на принятие решения управленческим персоналом предприятия по поводу производства новой продукции в условиях конкуренции;

— определены особенности процесса реализации продукции в металлургической промышленности, предложено и обосновано использование в ходе анализа процесса реализации к t 7 металлургической продукции обобщенного алгоритма определения оптимального варианта.

Объектом исследования являются закономерности и особенности функционирования рынка инновационных товаров и технологий, факторы, влияющие на мотивацию инновационного характера производственного предпринимательства, экономические отношения между субъектами инновационной сферы предприятий цветной и черной металлургии.

Предметом исследования являются методы и способы совершенствования организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях металлургической промышленности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся теоретическими и практическими аспектами реализации нововведений.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистические данные, материалы специальных обследований предприятий, законы РФ, нормативные акты Правительства РФ, положения экономической теории по рассматриваемым в диссертации проблемам.

Научная новизна исследования заключается в обобщении, существенном дополнении и развитии сложившихся теоретико-методологических аспектов информационной деятельности в системе управления инновационными проектами.

Элементы новизны содержат следующие положения диссертации:

1. Обобщены и существенно дополнены представления об организационно-экономической сущности и функциях процесса управления инновационными проектами;

2. Разработан алгоритм информационной деятельности процесса управления инновационными проектами, вскрыты и проанализированы конкретные причины негативных тенденций в развитии инновационной деятельности и определены меры по улучшению ситуации в этой сфере;

3. Раскрыты особенности и разработан алгоритм реализации инновационного проектавыявлены достоинства и недостатки используемых в настоящее время организационно-экономических механизмов этого процесса;

4. Предложена оригинальная методика принятия решения о производстве и реализации новой продукции, основанная на оценке эффективности инвестиций с привлечением методов приведенной стоимости.

Практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы промышленными предприятиями при разработке инновационной политики, оценке эффективности инновационных проектов, подготовке региональных инновационных программ, разработке бизнес-планов, а также преподавании курсов «Инновационный менеджмент», «Менеджмент».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы апробировались при разработке мероприятий по сбыту продукции и реализации экспортно-импортных операций торгово-посреднической фирмы «Роялти».

Отдельные положения исследования использованы на совещаниях руководящего состава предприятий, в лекциях Академии экономики и права МГСУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Не затрагивая причины стихийного рыночного перехода, нежелания иностранных инвесторов рисковать из-за недоверия к экономическим реформам в России и спекулятивного отношения к субъектам нашей экономики, можно сказать, что вхождение отечественных предпринимателей в мировую экономическую систему состоялось.

Жернова конкуренции со стороны мировых производителей начали перемалывать наши примитивные представления о производстве известных товаров и услуг. Через новые потребительские ценности, пришедшие с внешних мировых рынков, мы увидели стоящие за ними революционные технологические преобразования, стремительно нарастающие во всем мире.

Для придания реальности отечественным технологиям на предприятиях цветной и черной металлургии необходимы серьезные вложения в обновление человеческого, физического капитала, необходима коммерциализация инновационной сферы. Инвестиционный спрос в отрасли создаст рынок инновационных товаров, а инновационные предложения будут способствовать развитию инновационного характера производственного предпринимательства, которое сократит текущие потребности производства, возобновит инвестиционные и интеллектуальные ресурсы.

В основе деятельности предприятий как в малом, так и в большом бизнесе лежат инновации в области производства продукции, работ и услуг. Создание предприятия — это первый этап реализации нового, еще не существующего проекта. Говоря о предпринимателях, мы имеем в виду творческую работу деловых людей, чья деятельность направлена на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся видов продукции, организации производства, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли.

Предприятие воспринимает действие экономических законов только через превращение экономической формы. Добиться удешевления товаров можно лишь за счет снижения издержек производства.

Конкурентные преимущества предпринимателя проявляются в процессе взаимодействия, взаимосвязи и борьбы на рынке с другими хозяйствующими субъектами за признание лучшей потребительной стоимости своего товара и получение наибольшей прибыли.

Если конкурентные преимущества достигаются за счет природных ресурсов и дешевой рабочей силы, то экономика имеет примитивную структуру и относительно низкую эффективность.

Руководитель, осуществляющий обновление потенциала предприятия и обеспечение его выживаемости, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли рынка, создание новых рабочих мест, получение положительной рентабельности, совершенствует систему управления инновационными процессами на промышленном предприятии.

Формирование механизмов внедрения инноваций на предприятиях должно базироваться на учете реальных экономических интересов и их взаимодействия в процессе управления ими. На предприятиях с государственной и муниципальной формами собственности не может быть ослаблена централизация, но, в основе, должно быть заложено стремление к нейтрализации повторяющих прошлое общественных отношений, к возможно более полному выражению заинтересованности в достижении конечного результата и получения наивысшего эффекта.

Предприятия с частной и смешанной формой собственности выступают в своих коллективах как катализаторы совместной деятельности, ведут постоянный поиск цели для уменьшения степени риска, приводят в движение тех, кто идентифицирует себя с этой целью, и, благодаря общей стратегии, сплачиваются в поиске и реализации нововведения.

В условиях рынка между организациями и предприятиями различных форм собственности отмечается существенное отличие, проявляющееся в ряде функций управления, которые широко используются на предприятиях с частной и смешанной формами собственности, но мало учитываются на предприятиях с государственной и муниципальной формами собственности. Так, если на государственных предприятиях существуют: гарантия доходовтвердо установленный план поставокотсутствие конкурентов или незначительная конкуренция, ограниченный механизм управленияинфраструктура, пригодная только для чрезвычайных ситуаций — то для частных предприятий свойственно иметь: открытый рынок, на котором осуществляются закупки и продажиконкуренцию, зависящую от потребительских свойств и качества товаровинфраструктуру, соответствующую требованиям получения максимального доходаотсутствие гарантии доходов.

Однако, функционирование не происходит без зависимости от внешних факторов. Преимущества той или иной организационно-правовой формы собственности не зависят от тех или иных юридических лиц, а устанавливаются законодательной и нормативной базой государства. Баланс же между предприятиями различных форм собственности достигается в процессе удовлетворения потребностей физических лиц, являющихся кадровым потенциалом и элементом организации той или иной структуры. При функционировании предприятие любой формы собственности из внешней среды получает информационные, энергетические и материальные ресурсы. При грамотном управлении нововведениями на предприятии происходит воздействие управленческого персонала на элементы организации: кадры, науку, технику, производство, экономику, социальную среду. Применение профессионального стиля руководства, постоянное его совершенствование стимулирует кадровый потенциал к созданию новшеств. На выходе предприятие имеет информационный и товарный продукт, потребительские свойства которого зависят от новых научных знаний, материализованных на высоком уровне образования, и квалификации рабочей силы.

Итак, российскому промышленному предприятию предстоит реорганизовывать свой бизнес с целью перехода в область наукоемкого производства, осваивать смежные предпринимательские сферы. Одной из сильных сторон такой политики становится скорость инновационных преобразований.

Считаю необходимым внести предложения по итогам исследования:

1. Использовать в практической деятельности основные положения и выводы диссертационной работы промышленными предприятиями при разработке инновационной политики, оценке эффективности инновационных проектов, подготовке региональных инновационных программ, при составлении бизнес-планов, а также преподавании курсов «Инновационный менеджмент»,.

Менеджмент", а именно: алгоритм информационной процесса управления инновационными проектамиалгоритм реализации инновационного проектаобобщенного алгоритма определения оптимального варианта реализации металлургической продукцииметодику принятия решения о производстве и реализации новой продукции.

2. Государство должно через законодательную и нормативную базу, кредиты и налоги вести государственную инновационной политику, при этом основными методами реализации этой политики являются: формирование институционных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере. масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции должны определятся преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнесав законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь, федерального закона об инновационной политике в Российской Федерации, указов Президента РФ по вопросам государственной инновационной политики, постановлений правительства РФ по развитию рынка интеллектуальной собственностигосударственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организации различных форм собственности (в период освоения инноваций), за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитовуточнение налогооблагаемой базы и разработка механизмов взыскания налогов, изменение амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновациивнешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынкеобеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектамобеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукцииконсолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами — членами ЕС, СНГ, другими государствамивыделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

3. Предприятие, при осуществлении инновационной политики, должно:

Выполнять требования законодательных и иных нормативно-правовых актов по регулированию инновационной деятельности в Российской Федерации;

Стремиться к достижению экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта рассматриваемых инвестиций в новацииполучать прибыль на инвестируемый капиталэффективно распоряжаться средствами на осуществление бесприбыльных инновационных проектовиспользовать государственную поддержку в целях повышения эффективности инвестиций в инновациипривлекать субсидии, гранты, льготные кредиты международных и иностранных организаций, банков, фондов.

4. Основываясь на действующем с 1992 года Патентном законе РФ, Гражданском кодексе РФ, ст. 138, Уголовном кодексе РФ, ст. 147, считаю необходимым в Оперативной информации региональных комитетов государственной статистики включать следующие сведения: изобретения и полезные модели, являющиеся решением технических проблемпромышленные образцы, которые относятся к творениям технической эстетики и определяют внешний вид промышленной продукциитоварные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, предназначенные для выделения продукции данного предприятия в массе однородных товаров (услуг) и гарантии качества рекламычисло выданных патентов и свидетельств о регистрациичисло нарушений изобретательских и патентных правчисло незаконного использования товарного знака. Это заставит мобилизовать или реорганизовать отделы Органов Госкомстата России на представление качественной, полезной информации и укажет на причины «болезни» Региона.

Отдельные положения диссертации изложены автором в следующих публикациях:

1. «Эффективность информационного обеспечения бизнеса» В. М. Баутин, В. Ф. Скляров, С. В. Шамшеев. РГСИ, М.: Союз. 1993 г. -1.1 п.л.;

2. «Проблемы развития и возможные пути становления зон свободного предпринимательства» в сборнике «Научные достижения в социальную практику» М.: Союз. 1995 г. — 0.2 пл.;

3. «Проблемы реализации инновационной деятельности предприятий». С. В. Шамшеев. М.:Союз. 1999 г. — 1,8 п.л.;

4. «Определение эффективности инновационной деятельности промышленного предприятия». С. В. Шамшеев. М.: Союз. 2000 г. — 1,1 п.л.;

5. «Совершенствование системы управления инновационными процессами на предприятиях цветной и черной металлургии». С. В. Шамшеев. М.:Союз 2001 г. — 1,3 п.л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Диалектика социалистической экономики. М.: Мысль, 1981.
  2. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Наука, 1979.
  3. А. И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.: Экономика, 1973.
  4. А. И. Наука-техника-экономика. М.: Экономика, 1989.
  5. А. И. Научно-технический прогресс и интенсификация производства. М.: Политиздат, 1989.
  6. А. И., Яременко Ю. В. Темпы и пропорции экономического развитая. М.: Экономика, 1967.
  7. А. И. Экономические условия роста благосостояния советского народа. М.: Наука, 1977.
  8. В. И. Проблемы технического творчества как вида духовного производства. Ульяновск, 1970.
  9. Дж. Д. Наука в истории общества: Пер. с англ. М.: Изд. ИЛ, 1956.
  10. Ю.Бесчинский А. А., Коган Ю. М. Экономические проблемы электрификации. М.: Энергомашиздат, 1983.11 .Варшавский А. Е. Научно-технический прогресс в моделях экономического развития. М.: Финансы и статистика, 1984.
  11. К. А. Компьютер и общество. М.: Политиздат, 1990.16. «Инновационное предпринимательство» Медынский В. Г., Шаршукова Л. Г М. :Инфра-М, 199 717."Инновационный менеджмент" под редакцией С. Д. Ильенковой, М.: Банки и биржи, 1997.- 9 с.
  12. Информационная технология-миллионные прибыли. Г. Поппель, Б. Голдсмайн. М: Экономика-1990.
  13. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983.
  14. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.21.Маркс К. Т. 24.
  15. В. А. Политическая экономия. М.: Политиздат, 1988.
  16. Нововведения в организациях. М.: ВНИИСИ, 1983.
  17. Н. Н. Курс лекций «Маркетинг».М.: Союз-1996.
  18. Приватизация государственной и муниципальной собственности. Справочно-методическое пособие. М., 1992.
  19. В. Ф., Сечень Р. В. Информационная продукция как конечный результат процесса труда. Статьи. М, 1993.
  20. В. Ф. Социальные процессы: как научиться управлять. Вперед. Обнинск. 11 сентября 1984.
  21. В. Ф., Удоденко А. А., Кузьбожев Э. Н. Социальные проблемы компьютеризации систем административного управления. М., 1989. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР, № 37 334.
  22. Наука и актуальные проблемы развития народного хозяйства /под ред. П. Н. Федосеева./М.: Наука, 1980.
  23. Основы инновационного менеджмента. Ковалев Г. Д. под ред. В .А. Швандара, М.: ЮНИТИ, 1999−86 е.
  24. К. Р. Логика и рост научного знания. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983.
  25. Н. Г. ПСС. М, 1930−1950 гг. Т. 7, 10.
  26. Краткий терминологический словарь «Статистика науки и инноваций» под редакцией Л. М. Гохберга. М. Центр исследований и статистики и науки, 1996.34,Основы менеджмента. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, М.:Дело, 1992.
  27. Н. В. Концепция обеспечения АПК техникой в условиях рынка. Вестник с.-х. науки. 1991. № 3 с. 3.
  28. Курс предпринимателя. Учебник для ВУЗов. Ред.В. Я. Горфинкель, В.А.ЩШвандара.-М.: ЮНИТИ, 1997 .
  29. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. 1997 г. 38."Рыбный бизнес на Мурмане" Мурманск. 2000, № 5.
  30. Толковый экономический и финансовый словарь" (французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология) ИВ Бернар, Жан Клод Колли, М.: Международные отношения, 1994.
  31. Ускорение и перестройка в системе научно-технической информации в СССР. Под ред. А. Н. Кривомазова. АН СССР. М., 1988.
  32. Цены и ценообразование /под ред.В.Е.Есипова/, Санкт-Петербург, 199 942."Экономика предприятия". (Под ред. В. Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова) М: Бизнес и Банки, ЮНИТИ.-1996
  33. Эффективность системы информационного обеспечения научно-технических разработок. Звежинский С. М, — Львов, 1987. 199 с.
  34. Эффективность информационного обеспечения управления. Афанасьев Э. В., Ярошенко В. Н. М., 1987. — 111 с.
Заполнить форму текущей работой