Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Региональные детерминанты и факторы эффективного развития малого предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблематика малого предпринимательства актуализируется в регионах не по ситуационной составляющей, а по причинам социально-экономической значимости роста бизнес-прослойки в структуре региональных обществ. От развития регионального малого предпринимательства зависят не только текущие решения в экономике регионов, но и стратегия развития каждого региона. Естественно, что такое положение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность, параметры действительности, экономические детерминанты и ограничения в развитии регионального предпринимательства
    • 1. 1. Сущность, функции и детерминанты развития экономики и предпринимательства в регионе
    • 1. 2. Механизм формирования конкурентной среды деятельности малого предпринимательства в регионе
    • 1. 3. Государственное регулирование и экономическое стимулирование развития предпринимательства в регионе
    • 1. 4. Региональные особенности осуществления мер государственной поддержки малого предпринимательства
  • Глава 2. Анализ и оценка результатов социально -экономической деятельности предпринимательства в регионе
    • 2. 1. Анализ общих процессов и тенденций задействованности малого предпринимательства в экономике регионов
    • 2. 2. Анализ и оценка результатов социально экономической деятельности региональных малых предприятий
    • 2. 3. Анализ эффективности реализации программ государственной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства в РСО-Алания
  • Глава 3. Приоритетные направления совершенствования государственной поддержки развития малого предпринимательства в регионе
    • 3. 1. Приоритеты использования механизма государственного гарантирования возможностей ресурсного обеспечения развития регионального малого предпринимательства
    • 3. 2. Региональные институты их воздействие на эффективность деятельности малого предпринимательства

Региональные детерминанты и факторы эффективного развития малого предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы в регионах России в значительно большей степени обострились вопросы функционирования и развития малого предпринимательства. Сложности и особенности достигнутого уровня регионального социально-экономического развития накладывают свой отпечаток не только на характер дальнейшего становления системности малого предпринимательства, но и обуславливают тенденции необходимости преодоления имеющихся противоречий. Макроэкономическая политика регулирования предпринимательской деятельности, создавая новые возможности его эффективного развития, имеет существенные различия согласования с нормами и правилами региональной экономической практики. Параллельно, региональная предпринимательская политика становится важнейшим слагаемым не только формирования количественных параметров предпринимательской' деятельности, но и ее структурирования. Возрастает необходимость анализа и оценки разнообразных результирующих показателей деятельности малых предпринимательских структур. Малое предпринимательство в регионах, обеспечивая свое возрастающее воздействие на социально-экономическую практику, в последние годы заняло свое достойное место в рейтингах" приоритетно решаемых государством задач.

Проблематика малого предпринимательства актуализируется в регионах не по ситуационной составляющей, а по причинам социально-экономической значимости роста бизнес-прослойки в структуре региональных обществ. От развития регионального малого предпринимательства зависят не только текущие решения в экономике регионов, но и стратегия развития каждого региона. Естественно, что такое положение сказывается на самом малом предпринимательстве в региональной экономике и делает более актуальным исследование возникающих проблем, в том числе и в аспекте разнохарактерного влияния детерминантов, факторов и условий его развития. Особую научную и практическую ценность представляет разработка комплекса теоретических проблем организации в регионах малых предпринимательских структур, оценка эффективности институционального, финансового и кредитного обеспечения, в том числе и государственной помощи. Недостаточная разработанность указанных проблем на региональном уровне преодопределили выбор темы и содержание проведенного исследования, его цели и задачи.

Степень разработанности проблемы. Методологические подходы и теоретические положения проведенного диссертационного исследования базируются на трудах отечественных и зарубежных экономистов в области региональной экономики. Разработке концептуальных основ предпринимательства посвящены труды известных зарубежных ученых: И. Бернара, С. Брю, М. Вебера, А. Вальраса, Ф. Визера, П. Друкера, Ф. Котлера, Д. Кларка, Дж. Кейнса, Р. Кантильона, Р. Коуза, А. Коллинса, Г. Менша, К. Макконела, А. Маршала, К. Менгера, Ф. Найта, Д. Стендфорта, И. Шумпетера, Ф. Хайека, Г. Халькроу, Дж. Фокса и др.

Вопросы теории и методологии предпринимательства в аспекте региональной проблематики наиболее широко исследованы в трудах отечественных ученых: Л. Абалкина, Т. Астаховой, А. Алейникова, О. Акимова, О. Айгистова, Д.Аткинса., А. Блинова, Е. Бухвалда, Л. Белокрыловой, Л. Бабаевой, А. Виленского, С.Валдашева., В. Горбунова, С. Глазьева, Р. Гринберга, С. Галазовой, В. Горфинкеля, Е. Григорьевой,.

A.Дудова, А. Ермоленко, О. Иншакова, Я. Кузьминова, Р. Капелюшникова,.

B.Кошкина, Г. Клейнера, Н. Лапина, М. Лапустина, О. Мамедова, Г. Тактарова, В. Тамбовцева, С. Тяглова, А. Шохина, Ф. Шамхалова, С. Шишкина, И. Юргенса, Е. Ясина.

На региональном уровне проблематика государственного регулирования деятельности малых предпринимательских структур исследовалась в трудах П. Акинина, В. Бутова, М. Боровской, В. Кузнецова, В Кузьменко, Н. Кетовой, В. Овчинникова, А. Татуева, Н. Токаева, Е. Тарасова, Л. Ушвицкого, Ф. Шамхалова, А Шулуса, А. Широнина и др.

Однако, несмотря на широкий круг научных исследований и публикаций, проблематика эффективного функционирования и развития малых предпринимательских структур в регионах остается чрезвычайно актуальной с позиции уровня изученности и необходимости рассмотрения детерминантов, факторов и условий, определяющих их современную динамику. Для большинства регионов России фактор изученности сложнейших по характеру протекания и результативности деятельности малых предпринимательских структур является важнейшей предпосылкой и условием освоения перспективных направлений экономического развития на современной инновационно — активной основе. Сложность специфики социально-экономических отношений, возникающих в регионах на основе малого предпринимательства, диктует научную целесообразность новых теоретических и методологических обобщений, а на этой основе разработку рекомендаций по вопросам развития всех аспектов предпринимательской деятельности.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта и специальности ВАК РФ (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05. — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика, п. 5.15. — «Региональная социально-экономическая политика, анализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (национальном, в крупных экономических районах, субъектах Федерации, муниципальном) — п. 5.18. Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионах: рациональное использование природной ресурсной базып.5.19. Эффективность использования факторов производстваорганизация и управление производством на предприятиях, отраслях и комплексах в регионах, особенности и закономерностиабсолютные и относительные преимущества региональных производственных комплексов и отраслейисследование проблем производственной, социальной и рыночной инфраструктуры в регионах.

Целью диссертационного исследования является теоретико-методологическое обоснование детерминантов регионального функционирования малых предпринимательских структур, факторов и условий их эффективной рыночной деятельности на современной инновационно — активной основе развития. Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— уточнить сущность, параметры действительности, детерминанты и ограничения в развитии регионального предпринимательства применительно к российской действительностидать оценку механизму формирования конкурентной среды деятельности предпринимательских структур в регионах;

— уточнить методы государственного регулирования и характеристики экономического стимулирования развития малого предпринимательства в регионахвыявить тенденции и закономерности организации и задействованности малых предпринимательских структур в экономике регионов, с оценкой социально-экономических результатов получаемых в динамике;

— обосновать необходимость разностороннего и комплексного развития институтов обеспечения деятельности малых и средних предпринимательских структур в регионах;

— провести анализ эффективности реализации программ государственной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства на примере РСО-Алания;

— на основе обобщения реальной практики и оценки экономических показателей деятельности малых предпринимательских структур в РСО-Алания определить приоритеты и разработать рекомендации по использованию механизма государственного гарантирования возможностей их ресурсного обеспечения, в целях качественных преобразований региональной социально-экономической системы.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются социально-экономические отношения возникающие в результате деятельности малых предпринимательских структур в региональной экономике. Объектом исследования являются малые предпринимательские структуры регионов (РСО-Алания), управление их деятельностью, основанное на использовании методологических подходов и методических решений по активизации инновационных процессов региональной экономической системы.

Теоретической основой диссертационного исследования являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов в области региональной экономики, разработки ее проблем в аспекте механизма регулирования социально-экономического развития и эффективного использования территориального ресурсного потенциала, в том числе и предпринимательского. В диссертации широко использовались методы системного, функционального, экономико-статистического и монографического анализа и исследования динамических рядов.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе статистических материалов Федеральной службы государственной статистики РФ, ее территориальных органов по СКФО и РСО-Алания, отраслевых и региональных органов управления РСО-Алания, в том числе, Министерства экономического развития, использованы аналитические данные отечественной справочной и научной литературы, данные отдельных предпринимательских структур, результаты личных наблюдений и социологических обследований проведенных автором.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на системе взаимосвязанных теоретически обоснованных положений, согласно которым в региональной экономике происходит процесс становления системы деятельности малых и средних предпринимательских структур, имеющей (система) детерминантную основу и рыночный потенциал реализации конкурентных преимуществ при активном использовании факторов и условий инновационно — активной практики. Региональные экономические системы становятся более восприимчивыми к методам эффективной деятельности малых и средних предпринимательских структур и это делает более актуальным необходимость преодоления имеющихся противоречий, в том числе и в механизме государственной поддержки и помощи региональному предпринимательству. Мотивационный процесс развития малого и среднего предпринимательства в конкурентном регионе имеет свои особенности формирования, но закономерностью является рост их рейтинга в ряду решаемых приоритетных задач регионами.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Развитие малого предпринимательства в регионах происходит в соответствии с его сущностной характеристикой, функциональными возможностями и потребностями социально-экономических систем. Осознание необходимости регионального функционирования в конкретном регионе малых предпринимательских структур не может не учитывать аспект общей закономерности становления предпринимательских способностей, наряду с действующими рыночными детерминантами (устойчивые требования), факторами и условиями в конкретном регионе.

2. В регионах механизм формирования конкурентной среды деятельности малых предприятий имеет непосредственную связь с возможностями экономического роста и развития, а конкуренция является необходимым условием эффективной деятельности и она не только заставляет «выживать» в реальной региональной экономической действительности, но и устанавливает принципы равенства деятельности, исключая, тем самым, использование конкурентных преимуществ, в том числе в освоении нововведений.

3. Количественные и качественные параметры и ограничения малой предпринимательской деятельности в регионах предполагают необходимость их достаточно жесткого регулирования. Крайне важно, что регулирующий механизм призван оптимизировать в целом региональную предпринимательскую деятельность, но недопустимо искусственное ограничение ее целей, инициативной и даже рисковой основы.

4. Региональные институты и их воздействие на эффективность деятельности малых структур предпринимательства характеризуется большим разнообразием. Безусловно, институциональная поляризация в обеспечении деятельности малых предприятий в регионах, прежде всего, является симптомом интенсивных изменений, которые происходили с собственностью за годы трансформационного периода. Жесткость состояния сложившейся практики формирования институтов собственности (особенно как результат проведенной приватизации) продолжает оставаться важнейшим фактором удовлетворенности или неудовлетворенности экономических интересов малого предпринимательства в регионах.

5. Имеет место двойственная природа государственной поддержки и помощи малым предприятиям в регионах. Однако не следует все недочеты и упущения в сфере малого предпринимательства выводить на основе причин неэффективного государственного участия в их поддержке, хотя есть такая проблема концептуального характера. В тоже время необходим механизм более четкого комбинирования прямого и косвенного способов влияния государства на изменение объема и структуры поддержки малого предпринимательства в регионах и в этом же ключе отход от чрезмерной фискальности его (государства) действий по отношению к региональной предпринимательской деятельности.

6. Приоритеты формирования и развития малых предприятий в регионах определяются той их специализацией, в которую они вписываются в рамках региональных экономик. Однако могут быть и исключения, как например, в пределах реализации межрегиональных проектов, предполагающее взаимодействие между малым, средним и крупными предприятиями. Этот процесс сложный и таковым будет оставаться долгое время в силу невозможности полной сбалансированности решаемых задач в отдельном регионе, в том числе, по причинам ресурсных возможностей, сложившихся инфраструктур, созданных и действующих механизмов финансово-кредитного обеспечения, стимулов инвестиционной деятельности, рассредоточения профессионального потенциала регионов, ментальности решаемых задач и т. д.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в уточнении и обосновании оценки детерминантов, факторов и условий регионального эффективного развития малого предпринимательства на основе организации их активной деятельности. Полученное в работе приращение новых научных знаний представлено следующими теоретическими и практическими результатами:

— уточнены, в результате обобщения научных взглядов и имеющихся мнений, теоретические аспекты необходимости и целесообразности регионального расширенного функционирования малых предприятий, учитывающие общие закономерности становления предпринимательских способностей, наряду с действующими в конкретных регионах рыночными детерминантами (устойчивые социально-экономические требования), факторами и условиями (в регионах малое предпринимательство изначально ориентируется, как процесс, на положительный бизнес-результат, что является и сущностной оценкой деятельности, предполагающей не только удовлетворенность самим процессом предпринимательства, но и получение возрастающего доходного результата от вложенного в дело капитала и это становится важнейшей детерминантной основой развития регионального предпринимательства);

— раскрыты, посредством теоретических подходов, сущностные черты и характерные элементы региональных экономических отношений определяюще влияющих на формирование и функционирование механизма конкурентной среды деятельности малых предприятий, предопределяя необходимость дополнительных усилий в решении возникающих в регионах социально-экономических задач: достигнутый уровень и структурированность экономического развития, наличие рыночных институтов, мотивационная основа и стимулы развития, позитивный опыт деятельности;

— обосновано, на основе анализа и оценки параметров и ограничений в развитии малых предприятий, что в региональной практике необходимо полнее учитывать факторы и условия превращения предпринимательского потенциала в экономический, имеющие объективные и субъективные предпосылки: по линии объективных имеются ввиду ресурсные возможности, реальные экономические потребности и уровень их удовлетворенности, а субъективные связаны с различными интересами предпринимателей, уровнем их реализированности: целенаправленное регулирующее воздействия на малое предпринимательство в регионах ориентируется (так должно быть) на формирование и реализацию имеющегося малого предпринимательского потенциала, а также на образование дополнительного, если это востребовано экономикой и социальной практикой конкретного региона;

— доказано, с учетом расширенного анализа факторов, тенденций и закономерностей развития региональной экономики РСО-Алания, что в качестве важнейшего направления проблематики эффективного функционирования следует выделить институты регионального обеспечения малого предпринимательства современной рыночной инфраструктурой: недвижимость, дороги, розничные торговые сети, что имеет главенствующее значение и к нему в регионах не следует относиться как только к способу обеспечения пространства для самодеятельности граждан: на стартовых позициях субъекты малого предпринимательства, не имея в регионах достаточного институционального обеспечения, обрекаются только на самодеятельность и такая практика, как правило, не создает условий полномасштабной и разносторонней задействованности потенциала малого предпринимательства, ограничивает возможности его наращивания для решения актуальных региональных социально-экономических задач, в том числе развития регионального и межрегионального сотрудничества;

— обосновано, на основе анализа и оценки результатов деятельности федеральных и региональных структур управления экономикой, что государственная поддержка малого предпринимательства в регионах должна целеполагать создание благоприятных условий для развития крупного, среднего и малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект: данный подход особое значение имеет для дотационных регионов в форме финансирования на возмездной и безвозмездной основе федеральных и региональных программ развития малого и среднего предпринимательства;

— установлено, путем проведенного анализа реального состояния решаемых в регионах социально-экономических проблем и обоснования методических подходов к оценке стратегии их развития, что приоритетность формирования и развития малых предприятий зависит от стратегии экономического развития страны, достигнутого уровня экономического развития конкретного региона, ее базовых составляющих, от реализуемых мероприятий, включаемых в орбиту решаемых крупных, средних и мало масштабных задач, а расширение зоны деятельности малого предпринимательства одновременно увеличивает значение выбора приоритетов в собственном процессе привлечения ресурсов в разные отрасли региональной экономики, дифференцирует процесс выбора указанных приоритетов, в том числе через призму оценки и отбора «Бизнес-планов», необходимых для финансирования и реализации соответствующего программно-гарантированного обеспечения.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методологических и методических подходов, выработанных выводов и рекомендаций, расширяющих научные и практические представления о современной региональной экономической практике, в том числе и в аспекте формирования и использования потенциала малых предпринимательских структур.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в предлагаемых в нем предложений и рекомендаций по формированию детерминантной основы, факторов и условий эффективного функционирования развития малых предприятий в регионах.

Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, используются Министерством промышленности и предпринимательства РСО-Алания, Министерством экономики и торговли РСО-Алания, Министерством финансов РСО-Алния в разработке Республиканской программы активизации малого и среднего предпринимательства, а также Стратегии социально-экономического развития РСО-Алания до 2030 года. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в региональном «Фонде микрофинансирования», а также Парламентом РСО-Алания в сфере разработки законодательства, регулирующего региональную предпринимательскую деятельность.

Результаты диссертационного исследования имеют теоретическую и практическую значимость для преподавательской работы по дисциплинам: «Региональная экономика», «Предпринимательство», «Финансовая сфера предпринимательской деятельности и предпринимательские риски».

Апробация работы и публикации соискателя. Теоретические и практические выводы и рекомендации, работы докладывались и получили положительную оценку на региональных, межвузовских и вузовских конференциях г. г. Владикавказа, Нальчика, Кисловодска в 2005;2010 годах. Результаты исследования опубликованы в 7 печатных работах соискателя общим объемом 3,39 пл., в том числе вклад автора 3,35 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование проблематики формирования факторов, детерминантов и условий развития потенциала малого предпринимательства в регионах позволяет сделать ряд дополнительных заключительных выводов. Во-первых, чрезвычайно важным является учет факторов трансформационного развития региональных экономик Российской Федерации. В нем, как показывают аналитические результаты полученные в ходе исследования различных вопросов, аккумулируется не только отказ от административно командных методов регулирования экономики, но и сложное, противоречивое становление социальных-ориентированного рыночного хозяйства. Другими словами, экономика трансформируется и она же становится рыночной по организации производств, методам введения хозяйства, способам реализации производимых благ (продукции и услуг), освоению нового в сфере распределения, обмена и потребления продукции.

Во-вторых, имеет место не просто наблюдаемая на практике недооценка функций, роли, но и места малого предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов. Многое игнорируется в результате незнания реальных тенденций, закономерностей и законов развития малого и среднего предпринимательства, его императивов и детерминантной основы — бизнеса результатов и возможностей. Игнорирование (в данном контексте можно: неучет, необоснованные подходы и оценки и т. д.) и недооценка роли и места малого и среднего предпринимательства означает непризнание его потенциальных возможностей, текущего и особенно стратегического значения.

В-третьих, наблюдается не только недооцененность потенциалов малых и средних предпринимательских структур, но и научная недостаточность исследования проблем перехода этих форм предпринимательства от стадии первоначального становления в регионах к стадии модернизационного экономического развития (начальный этап, но чрезвычайно важный). Критерии и непременные факты таковы, что малое предпринимательство пока еще слабо задействовано в модернизационном (обновляемом с позиции требований рынка) процессе развития экономики, имея такой потенциал и определенный опыт его эффективной реализации.

В-четвертых, малоизученными остаются вопросы изменения структуры деятельности малых предприятий, расширения их региональной и местной географии (вопросы размещения), крайне сложно и противоречиво решаются задачи межпредпринимательской кооперации и интеграции.

В-пятых, продолжает актуализироваться проблематика оценки основных индикаторов качества экономической среды в регионах, позволяющих расширишь сферу влияния малого предпринимательства не только на состояние экономического развития, но и изменения в лучшую сторону благосостояния людей. В этом же ключе следует оценивать влияние деятельности малых и средних предпринимательских структур на показатели региональных инвестиций. Рассредоточение малых предпринимательских структур на конкретной территории региона является не только вопросом привлечения производственных инвестиций (техника, технологии, всевозможные сооружения, в том числе и инфраструктурные), но и развития человеческого потенциала.

Существенно, что изначально становлением малого предпринимательства в регионах были заданы не параметры его развития, а условия наращивания потенциала. Через эту закономерность происходит и современное развитие процесса, который способствуют снятию множества барьеров, припонов, наносящих вред не только самому предпринимательству, но и социально-экономической региональной практике. Главное для регионов — снимаются барьеры не только количественному приумножению предпринимательских структур, но и усиливается качественное составляющее экономического развития. Принципиально важно (и это подтверждается результатами проведенного исследования), что значение и роль развития предпринимательства в регионах в возрастающей степени заключается в оптимизации использования ресурсов, в том числе, материальных, сырьевых, финансово-кредитных, людских. Особое звучание приобрело в последние годы использование земли, как фактора изначальной эффективной организации предпринимательских структур.

Обобщенный вывод заключается и в том, что в регионах России, особенно депрессивных в экономическом развитии, усиливается влияние факторов конъюнктурного значения на деятельность малых предпринимательских структур. На этой основе, естественно, возникают частные вопросы, требующие неотлагательного решения. Вместе с тем, становится значительно более весомой необходимость учета со стороны региональных и местных властей целесообразности «снятия» тех нагрузок конъюнктуры, которые являются барьером для развития малого предпринимательства. Речь не идет о развернутом использовании административного ресурса региональных и местных властей в ликвидации всякой конъюнктуры рынка, а о реагировании (положительном) на те процессы, которые мешают собственному развитию бизнеса. Понимание сущности бизнес-процессов в их разнообразии и противоречиях позволит как представителям властных структур так и самим предпринимателям поднять на новый качественный уровень партнерские отношения.

Региональная практика функционирования малых и средних предпринимательских структур подтверждает, что современные условия ведения малого предпринимательства характеризуются наличием существенных трудностей изначального выхода на рынок, особенно субъектов малого предпринимательства. Данная проблематика острее формируется в регионах с низкой платежеспособностью населения, ростом транспортных и других издержек, сложным доступом к сырьевым источникам, новым технологиям, заемному капиталу. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность в регионах, административные барьеры, налоговый пресс, низкая доступность инвестиционных ресурсов — все это в значительной степени затрудняет ведение малого предпринимательства на легальной основе.

Проведенный в диссертации анализ позволяет выделить ряд закономерностей и упущений, в том числе наиболее острых и значимых проблем для регионального экономического развития в аспекте функционирования и получаемых результатов деятельности. Во-первых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне. Во-вторых, слабость действия механизма государственнорегиональной поддержки малого предпринимательства. В-третьих, сложная экономическая ситуация, образовавшаяся как в результате трансформационных процессов, так и наступившего финансово-экономического кризиса в 2008 г. Кризис усложнил возможности работы на высоких процентных ставках (они и до этого были трудно отрабатываемыми). Возникло множество дополнительных вопросов правовой защищенности предпринимателей сферы малого бизнеса. В-четвертых, продолжает иметь место низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры.

Исследование, проведенное нами, позволяет также сделать и следующий вывод. Государственную поддержку малого предпринимательства необходимо рассматривать не просто как метод содействия становлению и развитию предпринимательства, но как способ обеспечения реализации конституционных гарантий прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Необходимость государственного регулирования через поддержку малого предпринимательства, обусловлена следующими факторами: низкая возможность накопления, выделения и вложения в расширение производства капитала, особенно у начинающих предпринимателейнеадекватные по эффективности управленческие возможности и способности предпринимателейслабая изначальная конкурентная позицияограниченная возможность получить кредит в нужное времяпроблемы первоначального накопления капитала, начала деятельности, создание новых рабочих мест и обучения персонала.

В условиях нехватки стартового капитала, ограниченных возможностей накопления средств, неблагоприятных условий доступа малых предприятий к финансово-кредитным ресурсам, механизм оказания государственной финансовой поддержки заключается в предоставлении преимущественного права на ее получение субъектами малого предпринимательства, производственный профиль которых отвечает определенным требованиям: соответствие одному из приоритетных для данного региона видов экономической деятельностивыполнение предпринимателем местного заказаучастие в реализации территориальной или отраслевой программы социально-экономического развития.

Освоение новых механизмов финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий со стороны государства включает создание различных фондов в том числе: микрофинансирования, гарантийных фондов, развитие финансового лизинга, страховой деятельности, предоставление государственных льготных инвестиционных кредитов и гарантий для быстроокупаемых инвестиционных проектов, к примеру, малых предприятий. Эффективное управление государственными средствами, направляемыми на финансовое обеспечение политики поддержки малого предпринимательства в конкретном регионе, может быть обеспечено созданием единого государственного органа, взаимодействующего со всеми государственными, общественными и предпринимательскими институтами с целью формирования условий для развития сектора малого предпринимательства, что обоснованно в нашем исследовании.

На основе проведенного анализа и обобщения его данных можно сделать вывод о том, что система кредитования малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания нуждается в дальнейшем совершенствовании. Доступ малых предприятий к кредитным ресурсам не просто затруднен, но, при существующих методах, часто невозможен по следующим причинамналичествует финансовая слабость имеющихся региональных банковпреобладает неразвитость финансово-кредитных учреждений, работающих с малыми и средними предприятиямиимеет место хроническая недостаточность залогового обеспечения малых и средних предприятий или короткая кредитная историясформировалась практика недостаточной отработанности федеральных и региональных инвестиционных займов для привлечения средств населения под обеспечение И т.д.

Считаем важным формирование расширенной группы региональных банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, работающих с субъектами малого предпринимательства, а также создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на развитие малого и среднего предпринимательства, содействие вовлечению средств частных инвесторов в развитие указанной категории предприятий.

Региональная активизация банковской деятельности не является самоцелью, если иметь ввиду деятельность малых предприятий в регионе. Своевременное, обоснованное по критерию целесообразности предоставление государственных гарантий по кредитам коммерческих банков является одним из механизмов финансово-кредитной поддержки, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми, средними предприятиями. Функционирование государственного Гарантийного фонда и создание Страховой компании для обеспечения снижения банковских кредитных рисков в Республике Северная Осетия-Алания сыграет, как показывают результаты проведенного исследования, стимулирующую роль по отношению к самим банкам, вовлекая их в партнерские отношения по поддержке малого предпринимательства в расширенных масштабах.

Кроме того, возникает проблема, когда органы государственной поддержки малого предпринимательства необходимо ориентировать на более тесное взаимодействие с негосударственными фондами, агентствами, иными структурами поддержки малого предпринимательства, а также с федеральными и региональными общественными организациями предпринимателей. Гармонизация государственной и негосударственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства предполагает как совместное участие финансовых организаций, государства и самих предпринимателей в разработке и реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, так и разделение между ними финансовых, инвестиционных и иных рисков.

В РСО-Алания, как отдельном регионе РФ, поддержка малого и среднего предпринимательства нуждается в том, чтобы она стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах в решении социально-экономических задач. При этом полнее надо учитывать, что в системе целевых установок государственного регулирования экономики регионов задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. Однако следует отметить положительную практику изменения существующей ситуации к лучшему, путем основания различных фондов государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

В целях получения более масштабной и разносторонней финансово-кредитной поддержки малых предприятий необходимо им консолидироваться в своей деятельности, учитывая многообразие социально-экономических интересов регионов. Здесь можно выделить ряд дополнительных целей и приоритетов. Во-первых, для целей лучшего, более эффективного использования имеющихся у малых и средних предприятий ресурсов: материальных, финансовых, людских. Во-вторых, для развития апробированных малыми предприятиями форм организации современных рыночных отношений, во многом, например, как базовых для создания региональной рыночной инфраструктуры. В-третьих, считаем важным вывод о том, что малые предприятия, если они стабильно и устойчиво осуществляют свою деятельность в регионе, способствуют широкому распространению методов и способов преодоления конкурентных требований роста и развития. Слабая развитость рыночной конкуренции в регионах часто является тормозом не только модернизационных процессов, но и улучшения использования имеющегося производственного потенциала.

Нельзя, разумеется, отождествлять всю экономическую практику в регионе с деятельностью малых структур предпринимательства. Как показывают результаты проведенного исследования, это лишь часть (долевая) экономики регионов, но часть. Важно учитывать специфику результативной составляющей деятельности малых предпринимательских структур. Формирование устойчивой общности малых предприятий региона в определяющей степени зависит от ее результативности. Для этих целей и возникает необходимость расширенных затрат в деятельность малых предпринимательских структур, осуществление долговременных вложений капитала, реализация лучших показателей окупаемости затрат (по динамике деятельности) и, естественно, снижение многообразных рисков и неопределенностей.

Общий вывод заключается и в том, что развитие малой, также как и средней предпринимательской деятельности в регионах продолжает быть сложным и противоречивым процессом (идет постоянный процесс закрытия и открытия предприятий различных сфер деятельности). Учет специфики деятельности, наряду с достижениями, позволяет выбирать наиболее эффективные способы принятия решений, своевременно оценивать системность развивающихся отношений. Требуется дальнейшее расширение поиска новых путей и организационно-кредитных инструментов достижения социально-экономически приемлемых результатов от деятельности малых и средних структур предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. Ч. I II III и IV.2. СЗ РФ. 2000 № 8 ст. 959.3. СЗРФ 1996№ 2стЛ00.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О порядок разработки и реализации федеральных целевых программ».
  3. Президент России. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 2009. (http://www.krem 1 in.ru/transcripts/5979).
  4. Ю.Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год//Информационно-аналитический сборник.2009.№ 3 (135)
  5. Закон PCO-Алания от 30.12.2008 № 63 РЗ «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Ал ания».
  6. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Владикавказ Издат-во ОАО им. В Гасиева, 2008, с. 5.
  7. Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (принят ГД ФС РФ 18.06.2010)
  8. Федеральный закон от 05.07.2010 N 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О микрофинансовой деятельности' и микрофинансовых организациях» (принят ГД ФС РФ 18.06.2010).
  9. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-Ф3 «б основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 18.12.2009)
  10. В. Д. Национальное богатство России (http://demografia.viperson.ru/wind.php?ID=268 514&soch=l).
  11. И.И. Развитие сферы социальных услуг региона в контексте становления социального государства // Региональная экономика: теория и практика. 2010. — № 16(151).
  12. Т.С. Анализ нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства: «Предприниматель без образования юридическоголица. ПБОЮЛ», 24 сентября 2007 года, № 10.
  13. A.B. Поддержим субъектов малого и среднегопредпринимательства: «Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 7 августа 2007 г.
  14. . Этика и бизнес // Стандарты и качество. 2009. — № 2.
  15. Алямкинс.Н. Специфика социальной ответственности бизнеса в регионе // Регионология. 2008. — № 1.
  16. JI.B., Лапина Г. П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М.: РАН, Институт социологии, 1997.
  17. A.B. Малое и среднее предпринимательство в условиях циклического развития. // Экономический Вестник Ростовского государственного университета, № 2, том 7, 2009.
  18. Н.В. Проблемы стратегического планирования региональным развитием // Региональная экономика: теория и практика. -2008.-№ 35(92).
  19. Большая работа с приставкой «микро». О. Дзгоева, «Северная Осетия» от 13 мая 2010 г.,№ 82.
  20. A.A. Региональные детерминанты развития предпринимательства. // Экономический Вестник Ростовского государственного университета, № 2, том 6, 2008.
  21. A.A. Развитие и поддержка предпринимательства в регионе. // Сборник научных трудов, Владикавказ. Издательство СевероОсетинского государственного университета, 2009.
  22. A.A. Региональные институты и их воздействие на эффективность деятельности малых и средних структур предпринимательства. // Современные научные исследования, № 3, 2010.
  23. Братющенкос.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной и социальной политики // Регион: экономика и социология. -2007. № 4.
  24. СВ. Оценка бизнеса: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Велби: Проспект, 2006.
  25. СИ. Балдин К. В. Управление рисками в предпринимательстве. 2-е изд. М.: Дашков и К°2007.
  26. Ш. М., Мальгин В. А. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность. -М.: Экономика, 2009.
  27. JI.H., Муравьева Е. А. Методы управления инновационной деятельностью: Учеб. пособие. М.: Кнорус, 2005.
  28. О.Б., Воликовская И. О. Анализ научных концепций становления и развития федерализма в России // Финансы и кредит. -2008. -№ 13(301).
  29. В.В. Открываю микропредприятие: Практ. пособие. М.: Дашков и К°, 2008.
  30. Л.П. Социальная ответственность бизнеса // Энергия: экономика, техника, экология. 2009. — № 10.
  31. Р. Экономическая эффективность предпринимательства и социальная ответственность фирмы // Общество и экономика. 2006. -№ 9.
  32. С.С. Северо-Кавказский федеральный округ: изменение вектора развития региональной интеграции. Вестник СевероОсетинского государственного университета. Общественные науки, № 2,2010.
  33. А. Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. // А. Л. Гапоненко, В. Г. Полянский. М.: РАГС, 2010.
  34. Д.В. Государственная региональная политика: стратегия развития региона ЮФО. // Экономический Вестник ростовского государственного университета, № 3, то 7, 2009.
  35. М.В. инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности. // Инновации. 2001−2002 гг., № 1,12.
  36. . И снова «кошмарят» бизнес, www.rq.ru, 17 июня 2009.
  37. Е. Как перейти в средний класс, www.rq.ru, 20 апреля 2006.
  38. JI. Южный федеральный округ: вопросы развития. // Экономист. 2005, № 11.
  39. О. Нужно знать, где взять (бизнесмены Северной Осетии могут рассчитывать на солидную господдержку, нужно только знать, где ее получить) http://www.sevos.ru/, от 29 октября 2010.
  40. М.Н. Социальная ответственность бизнеса в условиях инновационной модернизации экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. — № 7.
  41. Данные гос. комитета Российской Федерации по статистике.
  42. Данные комитета по поддержке и развитию малого бизнеса в РСО-Алания.
  43. Н.Е., Мати Е. Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 1997.
  44. М.А. Причины парадигмального лага в российской этике бизнеса: ретроспективный анализ информационных потоков // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). -2008.-№ 3.
  45. В.А. Стратегия развития региона. М.: Academia, 2006.
  46. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. В. Я. Горфинкеля. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Вузовский учебник, 2008.
  47. А. К. Крупанин A.A. Менеджмент в предпринимательстве. Учеб.пособие. М.: ИНФА-М.: 2005.
  48. В.В., Лукина Н. В. Малые предприятия. Практическое пособие. Москва 2005.
  49. К. Венчурный бизнес: новый подход: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  50. В.А. Конфликты и компромиссы в рыночной экономике. М.: Наука, 2006.
  51. А.Е. Преобразование научно инновационной сферы в регионе: методология исследования. // Под ред. А. Е. Когута. СПБ, 1995.
  52. A.B. Социально ответственное поведение бизнеса: эмпирический анализ в региональном аспекте // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. — № 1.
  53. Ю. А. Современная экономика России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  54. М.В., Апарина Н. Ф. Социальный капитал предпринимателя: формы его проявления и особенности в современной российской экономике. // Экономический Вестник Ростовского государственного университета, № 4, том 6, 2008.
  55. Н.Ю., Чирикова АД Перегудовс.П Социальная политика бизнеса в российских регионах. М.: ИНИОН РАН, 2005.
  56. Малые и средние предприятия. Управление и организация /Под ред. И. Х. Пихлера, Х. Й. Пляйтнера, К.-Х. Шмидта: Пер. с нем М.: МО, 2002.
  57. Малый бизнес. Организация. Экономика. Управление: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкеля, В.А.изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  58. Менеджмент малого бизнеса: Учебник / Под ред. М. М. Максимцова и В. Я. Горфинкеля. 2-е изд., пер. М.: Вузовскийник, 2008.
  59. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат. сб. М.: Росстат, 2007.
  60. Малое предпринимательство в России: мифы и факты. // сборник. —М.: 2005.
  61. Малое и среднее предпринимательство в России: Статистический сборник. М: Росстат, 2008.
  62. Малое и среднее предпринимательство в России: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2009.
  63. ., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона. // Мировая экономика и международные отношения. № 5, 2000.
  64. A.M., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Предпринимательство: Учебник. СПб.: Лань, 2006.
  65. ДА. Россия, вперед! ('http://www.kremlin.ru/news/5413)
  66. И.В. Программно-целевой подход к управлению территорией: анализ современного отечественного опыта// Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 6(33).
  67. Модерн и модернизаторы // Эксперт. 2010. — № 1.
  68. Модернизация в предлагаемых обстоятельствах // Эксперт. 2010.
  69. Неэквивалентный обмен: социальная ответственность бизнеса и его признание российским обществом // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2010.
  70. Е.А. Усиление неоднородности экономического пространства России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 9(66).
  71. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. М.: КНОРУС, 2007.
  72. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под. ред В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  73. В.М., Ляпунов СИ. Практика малого бизнеса: Практическое пособие. Москва 2001 г.
  74. Портфель «Гарантийного фонда» РСО-Алания на 01.01.2010 г.
  75. Путин В.В. http://allmeddia.ru/newsitem.aspid=872 151, 30.03.2010 г.
  76. Предпринимательство. Учебник, 5 издание, перер. и дополн. М., Юнити-Дана, 2009, с. 529.
  77. К.Н. Как разработать бизнес-план: Практ. пособие. 2-е изд. М.: Вильяме, 2007.
  78. В.П., Евстигнеев Е. В. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Питер, 2007.
  79. Предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, Ю. Л. Старостин, Л. Г. Скамай. М.: ИНФРА-М, 2007.
  80. Петрикова ЕМ Институты развития как факторы экономического роста // Финансы и кредит. 2008. — № 36(324).
  81. М.Н. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. Казань, 2000.
  82. A.B. Система экономических отношений малого предпринимательства с органами региональной власти. Экономический Вестник Ростовского государственного университета, № 2, 2006 г.
  83. Т. Средний класс: трудности роста. Российская газета -Неделя, № 4589 от 14 февраля 2008.
  84. М.А. К вопросу о формировании организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региона. TERRA ECONOMICUS. Экономический Вестник Ростовского государственного университета, № 2, 2009 г.
  85. Практика взаимодействия крупного и малого бизнеса. Информационно-аналитический сборник. -М.: 2004.
  86. Е. Власть и бизнес: ответственность друг перед другом. Российская газета, 26 декабря, 2003 года.
  87. Е. 2007 год: прощание с псевдолиберализмом. Российская газета, 15 янв., 2008 год.
  88. Г. Б., Казакова H.A. Анализ факторов регионального инвестиционного развития // Региональная экономика: теория и практика. -2008.-№ 4(61).
  89. JI. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора// Вопросы экономики. 2009. — № 10.
  90. В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2004, с.51
  91. Рынок труда трещал по швам, но выстоял. О. Дзгоева «Северная Осетия» от 29 апреля 2010 г.№ 75
  92. Российский статистический ежегодник. 2007. М.: Росстат, 2007. Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2007.
  93. Российская газета 22 мая 2002 г.
  94. Российская газета 27 мая 2008 г.
  95. JI. Средний класс в бурю, www.rq.ru, 18 нояб. 2008 г.
  96. A.A. Региональные аспекты инновационной и инвестиционной деятельности. // Под ред. A.A. Румянцева. СПБ.: 2001.
  97. Регионы России. Социально-экономические показатели: Статистический сборник. М.: Росстат, 2005.
  98. Регионы России. Социально-экономические Статистический сборник. М.: Росстат, 2006.
  99. Регионы России. Социально-экономические Статистический сборник. -М.: Росстат, 2007.
  100. Регионы России. Социально-экономические Статистический сборник. -М: Росстат, 2008.
  101. Регионы России. Социально-экономические Статистический сборник. -М.: Росстат, 2009.
  102. Россия перед лицом демографических вызовов: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008. -М.: ПРООН, 2009.
  103. Социально-политическая и экономическая ситуация в Республике Северная Осетия-Алания Южного федерального округа Российской Федерации в 2008 году: социологический анализ. 10.03.2009.
  104. Д., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. М.: ЮНИТИ, 1996.
  105. Северо-Кавказский Бизнес журнал для малого и среднего бизнеса. Владикавказ, № 1 -7,2007 г., с 26.
  106. Сводка (сведения) о размещенных средствах фонда «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» с 01.09.09 г. по 31.12.09 г.
  107. Ю.И., Резвяков A.B. Проблемные аспекты формирования стратегии социально-экономического развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. -3427(142).
  108. Социальная ответственность предприятий и организаций // Вопросы социального обеспечения. 2009. — № 21.
  109. С.Н. Проблемы теории и практики формирования и реализации стратегии социально-экономического развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 7(46).
  110. Структура поддержки малого предпринимательства. Ресурсный центр малого предпринимательства. (Информационный ресурс): Режим доступа: http://www.rcsme.ru.
  111. A.A. Нарастающий кризис регионального развития России/ Экономический Вестник Ростовского государственного университета, № 2, том 7. 2009 года.
  112. JI.E. Генезис процесса управления предпринимательства структурами в различных рыночных условиях /Экономический Вестник Ростовского государственного университета, № 2, том7,2009 года.
  113. A.A. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005.
  114. Г. А., Григорьева Е. М. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. М.: «Финансы и статистика», 2008, с. 189, с. 256, с. 7.
  115. Н.Х., Бораев A.A. Развитие предпринимательства: Параметры действительности, детерминанты и ограничения. // Вестник Северо-Осетинского государственного университета (общественные науки), № 2,2010.
  116. В.В. Культура предпринимательства: Учебник. СПб.: Питер, 2002.
  117. JI. Средний класс в России — миф или реальность? // Санкт-Петербургский курьер. 2007.
  118. C.B. Социальные инвестиции в бизнесе. М.: Русский университет, 2003.
  119. С.Г., Перов Г. О., Проскура Д. В. Социально-экономические особенности двух федеральных округов в определении индикаторов регионального развития // Современные экономические науки, № 2, 2010.
  120. В.И. Российский средний класс: Социальная реальность и политический фантом // Полис. 1993. -№ 4.
  121. Л.Ю. Системный подход в управлении устойчиво-воспроизводственным развитием малого предпринимательства. // современные научные исследования, 33, 2009.
  122. Дж.Дж. как делать большие деньги в малом бизнесё: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  123. Г. Г., Орешин В.п. Региональная экономика и управления. М.: Инфа-М, 2006.
  124. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Информационный ресурс): Режим доступа: http://www.fasie.ru.
  125. Форд Генри. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Ростов-на-Дону. Издательство «Снег», 2008.
  126. Т.А. Развитие малого предпринимательства и изменение ситуации на региональных рынках труда. // Современные научные исследования, № 1. 2009.
  127. Г. Н. Почему не начинается модернизация? http://www.sevos.ru, 27 мая 2010.
  128. Г. Н. Модель для России http://www.sevos.ru
  129. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru).
  130. В. Пора бизнесменам объединяться в союзы http://www.sevos.ru/, 22 сентября 2010.
  131. А. Кризис шанс для предприимчивых http://www.sevos.ru, 24 января 2009.
  132. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства. // Экономист. № 11, 2001.
  133. А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. — 2006. № 9.
  134. Ф. Философия бизнеса. М.: Экономика, 2010.
  135. A.B. Государственная регулирование и поддержка инновационной деятельности. Автореферат кандидатской диссертации. Ростов-на-Дону, 2002, с. 21.
  136. A.B. Новые формы государственной поддержки малого предпринимательства: «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ», 29 марта 2005, № 4, стр.1
  137. А. Дело в гранте www.rq.ru
  138. C.B. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? -М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
  139. А. Необходимо не только провозгласить приоритет прав собственности, но и перейти к реализации его на практике, www.rq.ru, 3 февраля 2008.
  140. Ю.С. Регулирование налоговых режимов малого предпринимательства: «Все для бухгалтера», 7 февраля 2007, № 3, стр1.
  141. О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.
  142. Эксперт-ЮГ, № 22, 2010, с. 23.
  143. Журн.Эксперт-ЮГ, № 4, 2008., с.15−16.
  144. Журн.Эксперт-ЮГ, № 4, 2008., с. 16.157. Эксперт, № 4, 2010, с 16.158. Эксперт, № 21, 2008, с. З8.159. Эксперт, № 21, 2008, с. З9.160. Эксперт, № 21, 2008, с. 46.
  145. И. В ожидании перемен, www.rq.ru. 10 января 2008.
  146. Е. Модернизация и общество. Вопросы экономики, № 5,2007, с. 12.
  147. Е. Модернизация и общество. Вопросы экономики, № 5,2008, с. 13.
  148. А. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция. // Вопросы экономики, № 1, 2006.
  149. Сайт Минэкономики РФ www.economy.gov.ru.
  150. Eurostat Yearbook, 2002 (Информационный ресурс): European Union. Режим доступа: http://www.europe.eu.int.167. www.rq.ru, 11 февраля 2009.168. ER RU, 6 июля 2010.169. allmedia.ru
  151. Сайт Минфин РФ, www.minfin.ru
Заполнить форму текущей работой