Экономическая оценка природных ресурсов
При затратном подходе базой для расчета цены природного ресурса являются издержки, связанные с подготовкой, использованием и восстановлением ресурса. Затратный подход применяется для оценки стоимости восппдания при деградации природного ресурса. Для реализации макроэкономического подхода целесообразно построение для каждого природного ресурса или группы ресурсов своей природно-продуктовой… Читать ещё >
Экономическая оценка природных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Как определить экономическую ценность природных ресурсов на основе затратного подхода
- 2. Дайте понятие природно-продуктовой вертикали (цепочки)
- 3. Какие функции выполняет система «залог-возврат» как экономический механизм природопользования
Расчетная часть
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Список литературы
1. Как определить экономическую ценность природных ресурсов на основе затратного подхода Цель экономической оценки природных ресурсов — экономический учет и контроль национального природного богатства.
Задачи экономической оценки природных ресурсов:
* определение количества природных ресурсов;
* оценка качества природных ресурсов.
При экономической оценке природных ресурсов учитываются:
1) доступность ресурса (возможность извлечения из недр, глубина залегания, приемлемый уровень затрат по извлечению);
2) качество ресурса (наличие дополнительных примесей);
3) количественное соотношение между:
* неизвестными, но предполагаемыми ресурсами (Н);
* оцененными потенциальными (П);
* реальными разведанными (Р);
* эксплуатационными (Э) запасами (обычно Н > П > Р > Э).
В основе экономической оценки природных ресурсов лежит концепция «готовности платить», согласно которой стоимость определенного экологического блага включает рыночную стоимость и дополнительную выгоду потребителя.
Для определения экономической ценности природных ресурсов используются методы, основанные:
1) на рыночной оценке;
2) ренте;
3) затратном подходе;
4) альтернативной стоимости;
5) общей экономической ценности (стоимости).
При затратном подходе базой для расчета цены природного ресурса являются издержки, связанные с подготовкой, использованием и восстановлением ресурса. Затратный подход применяется для оценки стоимости восппдания при деградации природного ресурса.
Стоимость воссоздания включает потенциальные затраты, необходимые для замещения поврежденного природного ресурса аналогичным.
Недостатки затратного метода:
* установление цен без учета конъюнктуры рынка;
* цена лучшего по качеству природного ресурса оказывается ниже, чем худшего, так как требуется меньше затрат для его получения и восстановления.
2. Дайте понятие природно-продуктовой вертикали (цепочки) Для решения экологических проблем в экономике необходим макроэкономический подход, ориентированный на конечные результаты.
Для реализации макроэкономического подхода целесообразно построение для каждого природного ресурса или группы ресурсов своей природно-продуктовой вертикали, соединяющей первичные природные факторы производства с конечной продукцией.
Движение природного вещества и продуктов его обработки в данных вертикалях осуществляется с помощью интегрированной цепочки видов деятельности, принадлежащих к различным сферам и отраслям, но объединяемых технологически для производства и реализации конечной продукции.
Решение любого вопроса в природно-продуктовой цепочке неизбежно скажется на ситуации с природными ресурсами, возможно и опосредованно. Построение такой цепочки позволяет оценить резервы в каждом ее звене и выявить огромные резервы природных ресурсов, которые сейчас используются нерационально.
В связи с такой постановкой вопроса необходимо тщательно проанализировать взаимозаменяемость и дополняемость факторов производства (или различных видов капитала) в экономике с позиций конечных результатов, возможности экономии природных ресурсов при сохранении и увеличении конечного выхода продукции. Природный фактор, живой конкретный труд и искусственно созданные средства производства выступают как исторически сложившиеся, дополняющие друг друга факторы производства. Выпуск продукции предполагает обязательное участие всех этих факторов в производственном процессе.
Вместе с тем в процессе экономического развития в той или иной мере возможно использование одного фактора производства вместо другого. При этом могут сохраняться структура и объемы выпуска продукции, т. е. действует принцип взаимозаменяемости факторов производства. Например, соотношение между земельными ресурсами, с одной стороны, и средствами производства и количеством затраченного труда — с другой, достаточно эластично. Можно сокращать сельскохозяйственные угодья, но за счет концентрации средств производства и труда на единице площади поддерживать на прежнем уровне выпуск продукции путем роста урожайности.
Эластичностью по отношению к объемам используемых природных ресурсов обладают затраты труда и средств производства во «внеприродных» перерабатывающих, обрабатывающих и инфраструктурных отраслях. Развитие этих отраслей позволяет более полно использовать конкретный природный ресурс или продукцию, полученную на его основе, комплексно их обрабатывать, ликвидировать потери из-за неразвитости инфраструктуры и переработки, что в целом также способствует увеличению конечных результатов. Таким образом, оптимизация взаимодействия факторов производства, их комбинирование может позволить снизить нагрузку на природные ресурсы.
3. Какие функции выполняет система «залог-возврат» как экономический механизм природопользования Это хорошо знакомая всем система. Когда мы покупаем какой-нибудь товар, то оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам (возврат пустых бутылок, израсходованных электрических батареек, пластиковых контейнеров и так далее).
Данный механизм позволяет снизить поступления отходов в окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации.
Расчетная часть Задание 1. Расчет сумм платы предприятия за загрязнение атмосферного воздуха Исходные данные (вариант 3)
Расположение предприятия | Наименование загрязнителя | Значения выбросов т/год | Учтенные данные об израсходованном топливе | Данные об автомобилях и технике, расход топлива по которым трудно учитывается | |||||||
Предельно допустимое МHi | Временно согласованное Млi | Фактическое, Мi | Вид (наименование) | Количество | Вид передвижных средств | Продолжительность работы, мес. | Количество средств | ||||
всего | В том числе не соответствующих требованиям ГОСТ | ||||||||||
Унеча | Бензин сланцевый | 5,0 | 5,5 | 6,0 | АИ-72Эт | СДМ | |||||
Пятиокись ванадия | 0,1 | 0,15 | 0,05 | ||||||||
Взвешенные твердые нетоксичные вещества | 10,0 | 18,0 | 16,0 | Сжиженный газ | ГАД | ||||||
Решение: Для расчета платы за загрязнение атмосферы отдельно по каждому загрязняющему веществу можно использовать одну из формул таблицы 1.
Таблица 1. Условия выбора формулы для расчета общей суммы платы за загрязнение атмосферы по ингредиентам
Условие | Математическая запись | Расчетная формула | Номер формулы | |
Фактическая масса ингредиента загрязнения (Mi) меньше установленного норматива (Мнi) | Mi < Мнi | Патм = Кинд * Кэ атм * Нбнi * Mi | (А.1) | |
Фактическая масса ингредиента загрязнения (Мi) больше установленного норматива (Мнi), но меньше лимита (Млi) | Mi < Мнi < Млi | Патм = Кинд* Кэ атм *(Нбнi * Мнi + Нблi * *(Мфi — Мнi)) | (А.2) | |
Фактическая масса ингредиента загрязнения (Мi) больше установленного лимита (Млi) | Мi > Млi | Патм = Кинд* Кэ атм * (Нбнi*Мнi + Нлнi*(Млi-Мнi)+5*Нблi*(Мi — Млi)) | (А.3) | |
В таблице 2 представим нормативы платы за выброс 1 т загрязняющих веществ.
Таблица 2. Нормативы платы за выброс 1 т загрязняющих веществ
Наименование загрязняющих веществ | Норматив платы за выброс 1 т загрязняющих веществ | ||
В пределах допустимых нормативов | В пределах установленных лимитов (ВСВ) | ||
Бензин сланцевый | |||
Пятиокись ванадия | |||
Взвешенные твердые нетоксичные вещества | |||
При определении платы используем формулы:
— для бензина сланцевого — формула А3;
— для пятиокиси ванадия — формула А1;
— для взвешенных твердых нетоксичных веществ — формула 2.
Результаты расчетов представим в таблице 3.
Таблица 3. Сумма платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками
№ п/п | Наименование загрязнителя | Значения выбросов, тонн/год | Базовые значения платы2, руб./тонну в пределах | Сумма платежа (Патм), руб. | ||||
ПД (Мнiатм) | ВС (Млiатм) | Фактическое (Мiатм) | ПДВ (Нбiатм) | ВСВ (Нлiатм) | ||||
Бензин сланцевый | 5,0 | 5,5 | 6,0 | |||||
Пятиокись ванадия | 0,1 | 0,15 | 0,05 | |||||
Взвешенные твердые нетоксичные вещества | 10,0 | 18,0 | 16,0 | |||||
Итого | ||||||||
Таким образом, плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками составит 22 534 руб., из них за выбросы в пределах нормативов — 12 046 руб., в пределах лимита (ВСВ) — 10 108 руб., за сверхлимитные выбросы — 380 руб.
Определим плату за выбросы передвижными источниками.
Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от технически исправного транспорта при наличии данных о количестве израсходованного топлива (Птр) рассчитывается по формуле:
Птр = Кинд * Kэатм * Yi * Ti
где: Yi — удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны i-го вида топлива, руб./тонну;
Ti — количество i-го вида топлива, израсходованного передвижными источниками загрязнения за отчетный период.
Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ технически исправными средствами при отсутствии данных о количестве израсходованного топлива (Пн тр) рассчитывается по формуле:
Пн тр = Кинд * Кэатм (В/12) * Nj * Гj
где: В — продолжительность периода, за который исчисляется плата за выброс, мес.
Nj — количество технических средств j-го вида, ед.
Гj — значение годовой платы за единицу технических средств j-го вида, руб./год Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками (Псн тр) определяется по формуле:
Псн тр = 5 * Пн тр * di
где: di — доля передвижных технических средств i-го вида на предприятии, не соответствующих требованиям стандартов (или техническим условиям завода-изготовителя) по ПДВ, доли. ед.
Общая сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными техническими средствами (Птр о) определяется по формуле:
Птр о = Птр + Пн тр + Псн тр
Исходные данные и расчет платы за выбросы загрязняющих веществ представим в таблице 4.
Таблица 4. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками
№ | Виды передвижных средств и топлива | Количество передвижных средств | Значение доли, di | Количество израсходованного топлива, т | Значение удельной платы, руб/т | Значение годовой платы, руб./год | Общая сумма платы, руб. | ||
всего | Не соответствуют ГОСТу | ||||||||
АИ-72ЭТ | |||||||||
Сжиженный газ | |||||||||
СДМ | 0,25 | 334+418=752 | |||||||
ГАД | 0,43 | 85+183=268 | |||||||
Итого | |||||||||
Таким образом, плата за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками составит 5744 руб., из них сверхлимита 601 руб.
Общая плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составит: Побщ = 22 534 + 5744 = 28 278 руб.
Задание 2. Расчет сумм платы предприятия за загрязнение водных объектов Исходные данные
Наименование загрязнителя воды | Значения сбросов т/год | |||
Предельно допустимое | Временно согласованное | Фактическое | ||
Симазин | 0,4 | 0,6 | 0,5 | |
Краситель черный | 2,4 | 2,9 | 3,1 | |
Ацетон | 0,3 | 0,5 | 0,1 | |
Решение: Для расчета платы за загрязнение водных объектов отдельно по каждому загрязняющему веществу можно использовать одну из формул таблицы 1.
Таблица 1. Условия выбора формулы для расчета общей суммы платы за загрязнение водных объектов
Условие | Математическая запись | Расчетная формула | Номер формулы | |
Фактическая масса ингредиента загрязнения (Mi) меньше установленного норматива (Мнi) | Mi < Мнi | Побщ = Кэвод * Кинд * Нбнi * Mi | (Б.1) | |
Фактическая масса ингредиента загрязнения (Мi) больше установленного норматива (Мнi), но меньше лимита (Млi) | Mнi < Мi < Млi | Побщ = Кэвод *Кинд*(Нбнi * Мнi + Нблi * (Мфi — Мнi)) | (Б.2) | |
Фактическая масса ингредиента загрязнения (Мi) больше установленного лимита (Млi) | Мi > Млi | Побщ = Кэвод *Кинд*(Нбнi*Мнi + Нлнi*(Млi-Мнi)+5*Нблi*(Мi — Млi)) | (Б.3) | |
Для расчета платы по симазину воспользуемся формулой 2, по красителю черному — формулой 3, по ацетону — формулой 1.
Кэвод — 1,3 — для районов Брянской области.
Кинд. — 1,9.
Для симазина выбраны нормативы как для фенолов (относятся к группе гербицидов)
Нбсн = 2 217 500 руб./т Нбссн = 11 087 500 руб./т Краситель черный выберем — прямой черный, потому что плата за различные виды черных красителей различна
Нбкчн = 11 090 Нбкчсн = 55 460 руб./т Для ацетона Нбан = 44 350 руб./т Нбасн = 221 750 руб./т.
Приведем расчет платы за загрязнение водных объектов симазином, используя формулу 2.
Побщ = 1,9* 1,3 * (2 217 500*0,4 + 11 087 500* (0,5 — 0,4)) = 4 929 503 руб.
Черный краситель:
Побщ = 1,9* 1,3* (2,4* 11 090 + 0,5* 55 460 + 5* 0,2* 55 460) = 271 221 руб.
Ацетон:
Побщ = 1,9* 1,3* 0,1*44 350 = 109 544 руб.
Представленные расчеты представим в таблице 2.
Таблица 2. Исходные данные и результаты расчета суммы платы предприятия за сброс загрязняющих веществ в водоем
№ п/п | Наименование загрязнителя | Значения сбросов, т/год | Базовые значения платы, руб./т | Сумма платежа, руб. | ||||
ПДС | ВСС | Фактическое | ПДВ | ВСВ | ||||
Симазин | 0,4 | 0,6 | 0,5 | |||||
Краситель черный | 2,4 | 2,9 | 3,1 | |||||
Ацетон | 0,3 | 0,5 | 0,1 | |||||
Итого | ||||||||
Вывод: таким образом, в отчетном периоде за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты предприятие заплатило 5 310 268 руб., из них за сбросы в пределах норматива ПДС — 2 366 176 руб., в пределах лимита — 2 807 106 руб., за сверхлимитные сбросы — 136 986 руб.
Задание 3. Расчет суммы платы предприятия за размещение отходов Исходные данные
Наименование отходов, подлежащих хранению | Количество отходов, т | ||
Лимит | Фактическое значение | ||
Шлак котельных | 11,0 | 7,0 | |
Нефтешламовые отходы | 3,0 | 2,0 | |
Решение: Плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов (Плотх):
при
где: Кэотх — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния почв в рассматриваемом районе;
Нблiотх — базовый норматив платы за размещение 1 тонны отходов i-го вида в пределах установленных лимитов, руб./тонну;
Мiотх — фактическое количество размещенных отходов i-го вида, тонн;
Млiотх — годовой лимит на размещение отходов, тонн (м3).
Для рассматриваемого предприятия количество отходов менее лимита.
Тогда плата за размещение отходов составит:
Плотх = 1,9* 1,6* (7* 845 + 2* 14 000) = 103 102 руб.
Таким образом, в отчетном периоде за размещение и хранение отходов предприятие заплатит 103 102 руб., все в пределах лимита.
Список литературы
экономическая оценка природопользование
1. Бабенко М. А., Белорусова Н. Л., Основы экологии и экономика природопользования/- Новополоцк: ПГУ, 2010;
2. Бобылев С. Н., Экономика природопользования. — М.: ИНФА, 2010;
3. Нестеров П. М. Менеджмент региональной системы: учебник для вузов / - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2011;
4. Шимова О. С., Соколовский Н. К., Экономика природопользования: учебное пособие /. — Москва: Инфра-М, 2012.